Как нам рассказала Надежда Бартельс, представитель Фонда Сергея Чобана, участок для строительства нового учреждения культуры выбирался кураторским советом Фонда, в который помимо самого архитектора входят Кристин Файрайс (архитектурная галерея «Aedes») и Ева-Марии Баркхофен (заведующая архитектурным архивом Академии Художеств в г. Берлине), и едва ли не основным критерием поиска был район с соответствующим «содержанием». Таким районом стал Пренцлауэр-Берг – это практический самый центр Восточного Берлина, до музейного острова и знаменитого Унтер-ден-Линден отсюда можно дойти минут за 15-20 неспешного шага. Долгое время Пренцлауэр-Берг был преимущественно рабочим районом, но после того, как Берлин взял курс на экологичность среды обитания, многочисленные заводы и фабрики были выведены за черту города, а в бывших промышленных кварталах открылись галереи, музыкальные студии, магазинных художников и дизайнеров моды, блошиные рынки. В частности, на территории бывшего пивоварного завода «Pfefferberg», где будет построен музей архитектурной графики, уже работают галерея «Aedes», студия Олафура Элиассона, галерея Ikeda.
Новый музей будет возведен на месте одноэтажного заводского гаража и примкнет к брандмауэру стоящего рядом четырехэтажного дома. Во многом именно это соседство, то есть расположение «спина к спине», а также очень скромные размеры самого участка и продиктовали объемно-планировочное решение будущего комплекса. Не имея возможности ни отступить назад, ни активно развиваться в стороны, музейный комплекс наращивает свой объем по вертикали, поднимаясь четко до отметки конька соседней крыши. А для того, чтобы здание визуально не воспринималось как банальная пристройка к существующему дому, архитекторы составляют его из пяти слегка смещенных относительно друг друга блоков. И это отнюдь не параллелепипеды – у одних из них углы сильно отогнуты в сторону, другие в плане напоминают букву «Г». Благодаря такому разнообразию форм, на фасадах здания возникают динамичные и не похожие друг на друга консоли, а само оно напоминает стопку коробок.
Самый верхний блок архитекторы предлагают отделать зеркальным стеклом, что визуально уменьшит высоту музейного здания и лишит его облик чрезмерной вытянутости, а фасады четырех нижних блоков будут облицованы декоративно обработанными бетонными панелями светло-песочного цвета. Часть этих панелей на этапе формовки предполагается покрыть вертикальными бороздками – своего рода каннелюрами, словно перекочевавшими на бетонную плоскость прямо с произведений архитектурной графики. Впрочем, будет на фасадах музея и куда более прямое указание на его функцию и содержание – примерно на половине панелей предполагается рельефно отпечатать воображаемые архитектурные пейзажи, наполненные зданиями разных эпох. Отдельные элементы нарисованных зданий – окна, карнизы, фронтоны, – будут остеклены и превратятся в окна музея, так что дневной свет, проникая сквозь них, ляжет на внутренние стены входного холла и выставочных «тематическим» рисунком.
Со стороны улицы Кристиненштрассе плоскости массивных бетонных стен на уровне первого и третьего этажей разрываются двумя большими витражами, акцентирующими главный фасад и вход в здание. На первом этаже музея предполагается разместить собственно входной вестибюль, кассы и небольшой книжный магазин, в оформлении интерьера которого также использованы стилизованные архитектурные пейзажи. Четыре выставочных зала, предназначенных для экспонирования коллекции Сергея Чобана и проведения гостевых выставок расположены на верхних этажах, по одному на каждом. Между собой уровни связаны лифтом и лестницей (коммуникационное ядро вполне предсказуемо расположено вплотную к имеющемуся зданию), а на последнем этаже также имеется небольшая смотровая площадка, позволяющая насладиться видами современного Берлина.
По словам Надежды Бартельс, музей будет открыт к лету 2013 года, и первые выставочные планы уже активно обсуждаются кураторским советом фонда. «Мы планируем не только постоянную экспозицию, но и совместные акции с другими музеями, как например, с École nationale supérieur des beaux-arts в Париже, где в октябре прошлого года открылась наша выставка, и с музеем Джона Соуна (Sir John Soane's Museum) в Лондоне, где выставка запланирована на 2013 год».
Эскиз Сергея Чобана
© SPEECH
Музей архитектурного рисунка
© SPEECH
Музей архитектурного рисунка
© SPEECH