English version

Контакт

В Риме, в Центральном институте графики, открылась выставка Сергея Чобана «Оттиск будущего. Судьба города Пиранези». Она включает четыре гравюры, чьим источником послужили римские ведуты XVIII века, дополненные футуристическими вкраплениями, и много рисунков, исследующих ту же тему, подчас очень экспрессивно. Вопросы выставка ставит, а ответов, как кажется, не дает. Поскольку в Рим сейчас съездить проблематично, рассматриваем картинки.

mainImg
Центральный институт графики в Риме находится на via della Stamperia, то есть Типографской улице, рядом с площадью фонтана Треви, в 3 минутах ходьбы от Корсо; прямо напротив – римская Академия Святого Луки. Вокруг очень уютно, много туристов и приятная атмосфера классического города, выстроенного в основном в XVII и XVIII веках, но на основаниях времени Октавиана Августа. Неудивительно, что место для выставки Сергея Чобана, приуроченной к 300-летию Пиранези, нашлось именно здесь. Соорганизаторами выставки выступили Институт графики и берлинский Музей рисунка Tchoban foundation.

Главным героем выставки стали копии четырех гравюр Пиранези из коллекции Сергея Чобана: римский ландшафт, изображенный в конце XVIII века, точно скопирован и дополнен контрастным современным зданием, достаточно фантастическим. Доски исполнил по эскизам Сергея Чобана архитектор Иоанн Зеленин. Рассказывают, что современные объемы были врисованы прямо в подлинные оттиски из коллекции, и лишь затем перенесены на медные доски, с которых, в свою очередь, получены «гибридные» оттиски для выставки.
  • zooming
    1 / 3
    Оттиск будущего. Архитектурная фантазия на тему офорта Пиранези "Veduta dell′esterno della Gran Basilica di S. Pietro in Vaticano"
    Гравюра выполнена Иоанном Зелениным по рисунку Сергея Чобана
  • zooming
    2 / 3
    Оттиск будущего. Архитектурная фантазия на тему офорта Пиранези “Veduta della Piazza di Monte Cavallo”.
    Гравюра выполнена Иоанном Зелениным по рисунку Сергея Чобана
  • zooming
    3 / 3
    Оттиск будущего. Архитектурная фантазия на тему офорта Пиранези “Veduta della Piazza Navona sopra le rovine del Circo Agonale”
    Гравюра выполнена Иоанном Зелениным по рисунку Сергея Чобана

Все четыре пейзажа: пьяцца Навона, Квиринал, арка Септимия Севера на Форуме и собор Святого Петра – хрестоматийные виды из серии римских ведут Пиранези. В них встроены стеклянные формы, в двух случаях они похожи на длинные переходы и гигансткие консоли, на фоне Квиринала высится подобие Сити, но с более сложными, чем обычно, формами, а над аркой Септимия Севера нависает что-то среднее между небоскребом и видовой консолью.

Эти четыре изображения, на которых Рим XVIII века в гравюрах знаменитого мастера – классициста в той же мере, сколь и романтика, одного из самых прочувствованных, а потому известнейших, ведутистов, – встречаются с предполагаемыми формами города будущего, предположим, XXI века, модернистскими-неомодернистскими, во всяком случае, стеклянными и почти пренебрегающими гравитацией, составляют ядро выставки, ее центральный зал номер два.

Зал называется «Оттиск будущего», поскольку на ведутах Пиранези, показывающих нам город прошлого, античный, барочный, и город XVIII века, в буквальном смысле оттиснуты, напечатаны некие новые постройки, их еще нет, но они могут появиться, всё к тому идет – как будто говорит нам автор этих «гравированных коллажей», заставляя здания времени римских императоров и модернистские фантазии встретиться в пространстве гравированной доски.
Оттиск будущего. Архитектурная фантазия на тему офорта Пиранези “Arco di Settimio Severo”
Гравюра выполнена Иоанном Зелениным по рисунку Сергея Чобана

Помимо «ядра» есть еще первый зал выставки, где показаны «просто» городские виды без фантастических вкраплений: модернистские города XX века, классические европейские города и Петербург, родной город Сергея Чобана. О принципах традиционного города рассказано по ходу экспозиции: это сочетание доминант и фоновой застройки, компоновка тех и других по вертикали, по принципу цоколь-середина-верх, причем верх всегда тоньше; преобладание несущей стены (окон до 40%), материальность стены, декор. Там же говорится и о том, что город XX века отказывается от этих принципов: «главным стремлением архитекторов стало строительство иконических домов-скульптур, которые бы контрастировали своими размером и формой с историческим окружением и за счет этого контраста вносили в ткань города радикальные изменения». В этой заметке Сергей Чобан прокомментировал свое отношение к «охранительной» политике современного Петербурга.

В третьем, заключительном зале собрано множество рисунков, развивающих заявленную в «откорректированных» гравюрах Пиранези тему сосуществования в одном иллюзорном пространстве исторического города и вкраплений, опережающих смелые современные фантазии в расчете на развитие технологий. Некоторые из рисунков предшествуют по времени создания «гравюрам с Пиранези», другие представляют собой их эскизы, третьи, и это заметно, сделаны специально для выставки. Все три зала вместе представляют собой графическое высказывание, дополненное словесными пояснениями (их автор – Анна Мартовицкая, один из кураторов выставки).
Оттиск будущего. Архитектурная фантазия на тему офорта Пиранези “Veduta della Piazza della Rotonda”
© Сергей Чобан
Оттиск будущего. Архитектурная фантазия на тему офорта Пиранези «Вид фонтана Треви»
© Сергей Чобан

Композиции можно подразделить на: узнаваемые виды исторического города с небоскребами на фоне; фантазийные виды исторической архитектуры, прорастающей современными ярусами, чем выше, тем смелее и «современнее», но с соблюдением общей логики исторического города, описанной в комментариях к выставке; виды «поэтапного» города, где слой за слоем сменяется старая архитектура, небоскребы чикагского вида и стеклянный Сити. Как будто автор всех этих рисунков рассматривает разные типы взаимодействия старого и нового, пробует их на вкус, сопоставляет с историческими параллелями и своими мыслями – все это через графику.
  • zooming
    1 / 4
    Оттиск будущего. Архитектурная фантазия на тему офорта Пиранези “Altra veduta del tempio della Sibilla in Tivoli”
    © Сергей Чобан
  • zooming
    2 / 4
    Оттиск будущего. Архитектурная фантазия на тему офорта Пиранези "Veduta del Tempio, detto della Tosse"
    © Сергей Чобан
  • zooming
    3 / 4
    Оттиск будущего. Архитектурная фантазия на тему офорта Пиранези "Veduta del Tempio di Ercole nella Città di Cora
    © Сергей Чобан
  • zooming
    4 / 4
    Оттиск будущего. Архитектурная фантазия на тему офорта Пиранези “Veduta del Porto di Ripetta”
    © Сергей Чобан

Местами, помимо ассоциаций с районами Сити разных городов, возникает напоминание об уже реализованных радикальных вторжениях, к примеру, рядом с аркой Севера на Форуме прорастает башня, похожая на лондонский «Огурец» лорда Нормана Фостера, который представляет собой хрестоматийный пример контраста старого и нового.
Оттиск будущего. Архитектурная фантазия на тему офорта Пиранези “Veduta di Campo Vaccino”
© Сергей Чобан

И наконец, как апофеоз всех этих поисков – город, прошитый стеклянными щупальцами. Ломаные линии и отстраненные от исторических зданий объемы постепенно становятся «смелее», приобретают изогнутые, даже вьющиеся формы и неоднократно проходят сквозь здания. Особенно ярок, а может быть, саркастичен, рисунок с Колизеем.
Оттиск будущего. Архитектурная фантазия на тему офорта Пиранези "Veduta dell′Anfiteatro Flavio, detto il Colosseo"
© Сергей Чобан

В целом достаточно очевидно, что тема контрастного пересечения, гипертрофированного различия и эпатирующего противопоставления современной и исторической архитектуры, больше того, – старого и нового города, интересующая Сергея Чобана много лет, в римской выставке вышла на новый концептуальный уровень.

Во-первых, сами по себе оттиски «испорченных» гравюр Пиранези представляют собой опыт сродни лабораторному моделированию. Футуристичные здания помещены не только в контекст исторического города в его состоянии более чем 200-летней давности (арка Севера не раскопана), но и в материал исполнения, характерный для XVIII века: гравюру на меди, оттиск. Если бы это был рендер на экране, где в панораму существующего Рима вписали бы пару башен и консолей, это был бы просто ЛВА, ландшафтно-визуальный анализ, но на гипотетическую тему. В данном же случае объекты помещены не в современный Рим, а в старый, да еще и исполнены в технике Пиранези. «Оттиск будущего» напоминает сюжеты фантастической литературы и кино, где герои попадают в прошлое, а следы их деятельности начинают проявляться на старых фотографиях и в газетах, доступных в нашем времени – в просторечии таких персонажей называют «попаданцами»: отправились в прошлое, что-то там исправили/испортили, но главное – засветились. Вот и здесь, в сущности, перед нами мистификация, как будто мы смотрим на свидетельства работы машины времени. Только она заранее разоблачена, так что вероятно все несколько иначе: произведения относятся ко времени так, как икона, согласно трактовке Успенского, к пространству: в иконе Бог смотрит на нас из запредельного мира, а здесь будущее смотрит на прошлое, пытаясь отразиться в нем, примериться, как перед зеркалом.

Такого рода работа со временем перекликается и с деятельностью самого Пиранези: тот исследовал античный Рим, гравировал планы известных построек (и надо сказать, в гравюрах Пиранези город местами выглядит интереснее, чем сейчас, в нем множество зданий с лепестковыми планами, он весь как кружево). Пиранези восстанавливал античный Рим, от подсвечника до планировочных структур, до реконструкции гигантских сводчатых пространств, то есть обращал настоящее к прошлому или транслировал прошлое в настоящее. Сергей Чобан экспериментирует с будущим, прогнозирует те лозы, которые способны развиться из известных нам сейчас ростков. Они взрезают землю и проникают в окна, нависают светящейся сетью над руинами, исследуют пространства внутри.
Оттиск будущего. Архитектурная фантазия на тему офорта Пиранези “Veduta dell′Arco di Tito”
© Сергей Чобан
Оттиск будущего. Архитектурная фантазия на тему офорта Пиранези "Veduta della Basilica di S. Giovanni Laterano"
© Сергей Чобан
Оттиск будущего. Архитектурная фантазия на тему офорта Пиранези "Rovine del Sisto, o sia della gran sala delle Terme Antoniniane"
© Сергей Чобан

Но главное – они наблюдают. И там, и там есть стаффаж. В XVIII веке это было принято, впрочем и в архитектурной графике XX века тоже: рисунок сопровождают фигурки, позволяющие понять масштаб (это на архитектурных фотографиях теперь стремятся избегать людей). В результате среди руин мы видим пасторальных пейзан в шляпах, посиживающих на обломках колонн; иногда каких-то людей в треуголках и сюртуках, приказывающих слугам – явный отзвук XVIII века. А над ними, в стеклянных трубах и консолях, снабженных лифтами и эскалаторами, движется множество наблюдателей, причем они даже нарисованы несколько иначе, как модернистский, а не неоклассический стаффаж; фигурки подходят к «телевизорам» консолей, смотрят оттуда. Получается похоже на музей, опять же из области околонаучной фантастики, какой-то Заповедник сказок, два разных мира, пересекающихся в пространстве, но изолированных друг от друга: туристы смотрят «как было раньше», этот сюжет есть во многих произведениях. Хотя, если быть точным, «туристы» в стекляшках имеются повсеместно, а пейзане возникают, вероятно, как следствие развития взглядов автора от рисунка к рисунку, и возможно, даже как следствие обращения к Пиранези.

Тут возникает еще одна аналогия из области лирической фантастики. На исторический город смотрят люди в трубах, но смотрят и сами трубы, консоли, выражение их лиц, пожалуй, будет поинтереснее, чем у людей – любопытные улиткины усики-глаза, энергичные, но в целом довольно дружелюбные. От «радиозного» города Ле Корбюзье, который заменял все своими повторяющимися домами, и от города Ионы Фридмана, парившего на тонких ногах над старой застройкой, – сохранявшего ее, но несколько индифферентным методом «нависания», – этот вариант супер-современного города любопытен к городу старому. До такой степени, что выглядит не городом, а именно музейными подмостками в законсервированном пространстве. То есть эти люди живут где-то еще, возможно в городе Плана Вуазен, или на Луне, а сюда прилетают посмотреть на старый город. Так или иначе, стеклянные вторжения, вначале появившиеся в рисунках Сергея Чобана как фон из диссонирующих башен, позднее как будто «захотели общаться».

Вспоминается мультфильм 1978 года «Контакт», режиссера Владимира Тарасова и сценариста Александра Костинского: там, как мы все помним, инопланетянин пытался наладить контакт с земным художником и все закончилось вполне хорошо.



Характерно, что в мультфильме «попытки контакта» происходят сначала через наблюдение, фотографирование, а затем через перевоплощение инопланетянина: он превращается то в сапоги, то в мольберт, но контакт происходит тогда, когда он становится похожим на художника.

Графика Чобана как будто тоже перебирает варианты контакта, и видно, что попытки новой архитектуры стать похожей на старую возникают только в одной, не самой многочисленной, серии рисунков. В основном же взаимодействие строится на контрасте скорее агрессивном и в то же время застывает на первой стадии – наблюдения (и, вероятно, фотографирования). Заметим, что и художник, объект контакта в мультфильме, меняет позиции от испуга к индифферентности; так вот, здесь, в рисунках старый город чаще безразличен. Хотя можно себе представить, что он реагирует на происходящее разной степенью риунированности, которая считывается как испуг.

Нельзя сказать, что эти наблюдения дают много надежды на успешный контакт. Одно то, что люди в разных пространствах полностью изолированы (может быть, временем?) не внушает оптимизма. Но вероятно важнее, что контакт не полностью исключен, и еще важнее, что нет обреченной дидактики и сарказма, хотя временами, где-то на грани, и их можно почувствовать. Но выставка скорее ставит вопросы и ищет ответы, чем предлагает рецепты.

«...если считать европейский город совершенно определенной, веками сложившейся системой взаимоотношения пустых и застроенных пространств, низких и высоких элементов застройки, их силуэтов и поверхностей, то как мы должны обращаться с ним сегодня? Какие условия сосуществования старого и нового мы способны ему обеспечить?». Среди экспликаций есть и слова о том, что призывы воссоздать европейский город в наше время вряд реалистичны.

Более того, рисунки красивы, и достаточно красивы для того, чтобы, не исключая полностью некой передвижнически-критической составляющей, все же утверждать, что полемики плакатного типа «свой–чужой», столь свойственной нашим современникам и соотечественникам, здесь нет. Скорее это новое высказывание на тему. Оно, как кажется, несколько отлично от месседжа, который содержался в книге «30:70». Среди иллюстраций книги уже фигурировали контрастные композиции из числа показанных сейчас. Выставка, с одной стороны, еще раз подчеркивает отмеченное там противоречие, но с другой стороны, дополняет его новой констатацией – структурного несоответствия современной архитектуры и исторической. Если в книге содержалась рекомендация: чтобы получить хороший город, кроме совсем нейтральных коробок и ярких акцентов, нужно строить что-то спокойное и декорированное, позволяющее задержать взгляд, то выставка как будто утверждает невозможность такого компромисса. Не способна современная архитектура следовать логике старого европейского города. То ли это заявление полемическое и призывает, так сказать, современную архитектуру к тому, чтобы пересмотреть свое поведение (что вряд ли возможно, как сказано там же среди экспликаций). То ли рекомендации сменились постановкой вопросов, в чем собственно и заключается смысл искусства, если считать его одним из способов анализа действительности. 

15 Октября 2020

Похожие статьи
Нейро – мета-
Российский AI-художник Степан Ковалев удостоился упоминания от основателя «гранжа в графическом дизайне» и попал в новый журнал The AI Art Magazine, который теперь издается в Гамбурге, с работой абстрактно-метафизического плана. Что спровоцировало нас немного изучить контекст: и журнал, и другие AI-конкурсы.
Гибкость и интеграция
Не так давно мы рассказывали о проекте 4 очереди ЖК ÁLIA, спроектированной компанией APEX. Теперь нам показали варианты разработанных ими же ограждений пространств приватных дворов, с интегрированными в них разнообразными общественными функциями. Участие архитекторов комплекса в работе над такой деталью, как ограды, – считаем показательным.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти с архитектурным интересом.
Арка, жемчужина, крыло и ветер
В соцсетях губернатора Омской области началось голосование за лучший проект нового аэропорта. Мы попросили у финалистов проекты и показываем их. Все довольно интересно: заказчик просил сделать здание визуально проницаемым насквозь, а образы, с которыми работают авторы – это арки, крылья, порывы ветра и даже «Раковина» Врубеля, который родился в Омске.
5 утверждений Нормана Фостера: о «зеленом» строительстве,...
Журнал Dezeen опубликовал интервью с 88-летним основателем бюро Foster+Partners. Норман Фостер делится своими мыслями о «зеленом» строительстве, рассказывает о преимуществах бетона и пытается восстановить репутацию авиасообщения. Публикуем ключевые моменты этой беседы.
В Ново-Сибирск по линии авангарда
В этом году команда энтузиастов издала в Новосибирске архитектурный путеводитель по авангарду и конструктивизму, которого в городе немало. Рассказываем о путеводителе – сейчас вышел первый том, но авторы не планируют останавливаться на достигнутом.
А поговорить?
Обнародована коллекция эскизов уличной мебели, разработанных Еленой Медведевой для компании ARCHIPÉLAGO Дарьи Беляковой при помощи искусственного интеллекта. В пресс-материалах дизайнеры признаются, что самым сложным было написать промт: раньше задачу описания объекта отдавали маркетологам, а тут вдруг почувствовали, что она – сюрприз! – творческая.
Свет просвещения
После реставрации открыта главная лестница Ленинской библиотеки и заодно показан проект фондохранилища в Химках. В небольшом фоторепортаже – результат реставрации, большие планы РГБ и контуры пока не согласованного проекта неопределенного авторства, но презентованного зрителям самими Щуко и Гельфрейхом. Можно опасаться, многие решат, что они и спроектировали новое здание.
Сады и мифы
В «Царицыне» открылся фестиваль исторических садов. Участники создали 15 фантазийных ландшафтных композиций, посвященных мифам и легендам.
МАРШоу 2023
В архитектурной школе МАРШ открылась выставка МАРШоу – ежегодно устраиваемый школой показ лучших дипломных и курсовых работ, как магистров, так и бакалавров.
Метавселенная ATRIUM
Архитектурная мастерская ATRIUM открыла в метавселенной собственную галерею. Внутри можно ознакомиться с подходом и последними достижениями бюро, а также испытать определенный эмоциональный опыт. В галерее уже назначают деловые встречи и проводят корпоративные праздники.
Архсовет Москвы – 80
Сегодня совет рассмотрел и поддержал проект АБ «Цимайло, Ляшенко и Партнеры» – ЖК на улице Орджоникизде-10. Он состоит из пяти 18-этажных башен: центральная с консолями, угловые только с лождиями, и строится рядом в коммуной Николаева.
Гараж-гараж
Вчера в Москве презентовали проект Юрия Григоряна, посвященный приспособлению грузового гаража на Новорязанской улице, построенного по проекту Константина Мельникова, для Музея транспорта Москвы. Он предполагает реставрацию памятника, новый подземный этаж и новый вход, парк. Реализация, надо сказать, уже идет полным ходом.
Дома у озера
Согласован проект жилого комплекса, спроектированного DNK ag в Казани. Он малоэтажный, секции решены как отдельные объемы, объединенные стилобатом. Все как любят DNK: деликатно и как-то даже лирично, особенно там, где двор выходит к озеру.
Александру Скокану 80 лет
Сегодня, 4 июня, исполняется 80 лет Александру Скокану, партнеру-основателю бюро «Остоженка», автору, который участвовал и в поисках НЭРа, и в становлении постсоветской архитектуры. Публикуем поздравление от Карена Бальяна – и присоединяемся к нему.
Полземли
В центре Милана в галерее Antonia Jannone Disegni di Architettura открылась выставка акварелей и макетов Стивена Холла. Экспозиция визуализирует размышления мастера об ответственности архитектурного процесса перед природой.
«Пражский дневник»
По приглашению Пражского института планирования и развития архитектурный фотограф Иван Баан неделю снимал чешскую столицу – часто с неожиданных ракурсов. Получившаяся серия сейчас составила выставку.
Архсовет Москвы – 79
Архсовет Москвы поддержал проект ЖК «Обручев» от группы KAMEN Ивана Грекова. Две жилые башни высотой 159.3 и 199.3 м, общей площадью 127 978.5 м2 и расчетным числом жителей порядка 2000 человек, расположены на юго-западе Москвы между метро Беляево и Новаторской, по адресу Обручева, 30А. Заказчик – Группа ЛСР.
Ледяное перемирие
Древолюция 2023 зимняя, январская, дополнила деревянные постройки лета 2023 года временными объектами из льда и снега. Самые понятные осмыслили главную ось, самый тонкий и лиричный объект, «Оттепель» или «Проталина», появился в перспективе объекта «Другой».
Мега-светлячок
МКА сообщает о согласовании проекта ТЦ Матвеевский​ на Очаковском шоссе. Его матовые светящиеся фасады способны украсить собой место, которое, определенно, требует каких-то украшений.
Геопластический подход
T+T architects сообщают о завершении благоустройства двора 1 очереди ЖК «Александровский сад» в Екатеринбурге – ландшафт дополняет контекстуальную архитектуру, приспособленную к предпочтениям покупателей и к центру города, смелыми неомодернистскими росчерками и пышной разнообразной зеленью.
Архитектор как граффити
В Нижнем Новгороде провели конкурс и реализовали победивший проект граффити в честь Александра Харитонова. Оно разместилось на улице архитектора, в арке между первой и второй очередью банка Гарантия. Илья Сакович – о конкурсе, граффити, Александре Харитонове.
Башни: прообразы
МКА сообщает о проекте ЖК на улице Куусинена, на месте гаражей, между улицей Зорге и Ходынкой, рядом с парком Березовая роща.
Игра с восприятием
Третьяковская галерея и Альфа-Банк установили перед Фабрикой-кухней в Самаре «Супрематический куб» Николая Полисского.
Память дерева
Во флигеле-Руине Музея архитектуры открылось сразу две выставки, посвященные истории изучения деревянной архитектуры. Одна беглая, но фактурная, – другая подробная и красивая, поскольку работы Александра Ополовникова из фондов музея очень хороши.
Пластины Багратиона
Обнародован проект нового небоскреба от архитекторов СПИЧ в Москва-Сити. В нем можно увидеть: московские высотки, Чикаго, архитектон Малевича и попытку деконструкции цельного образа московского небоскреба, найденного авторами в недавних предшествующих работах.
Секрет Полишинеля
Вчера, помимо церемонии награждения Архитектурной премии Москвы, вручили дипломы лучшим архитектурным журналистам. Приз в новой номинации Адаптация получил тг-канал «Недвижимость. Инсайды»; несмотря на анонимность, премию получил реальный человек.
Пресса: Сергей Чобан — о том, почему петербуржцы не терпят...
15 октября Сергей Чобан открывает в Риме выставку, где покажет несколько «испорченных» им гравюр великого Джованни Баттиста Пиранези. По этому случаю он написал колонку о том, почему наше благоговение перед исторической архитектурой Петербурга пронизано двойной моралью.
Технологии и материалы
Сияние праздника: как украсить загородный дом.
Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите
Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
Сейчас на главной
Белая гряда
Для первого этапа реконцепции территории советского пансионата в Анапе бюро ZTA предложило типовой корпус, ритм и пластика которого навеяна рисунками, оставленными ветром на песке. Небольшое смещение ячеек номеров обеспечивает приватность и хороший обзор.
Сергей Скуратов: «Если обобщать, проект реализован...
Говорим с автором «Садовых кварталов»: вспоминаем историю и сюжеты, связанные с проектом, который развивался 18 лет и вот теперь, наконец, завершен. Самое интересное с нашей точки зрения – трансформации проекта и еще то, каким образом образовалась «необходимая пустота» городского общественного пространства, которая делает комплекс фрагментом совершенно иного типа городской ткани, не только в плоскости улиц, но и «по вертикали».
Нетипичный представитель
Недавно завершившийся 2024 год можно считать годом завершения реализации проекта «Садовые кварталы» в Хамовниках. Он хорошо известен и во многом – знаковый. Далеко не везде удается сохранить такое количество исходных идей, получив в итоге своего рода градостроительный гезамкунстверк. Здесь – субъективный взгляд архитектурного журналиста, а завтра будет интервью с Сергеем Скуратовым.
Карельская обитель
Храм в честь всех карельских святых планируют строить в небольшом поселке Куркиёки, который находится недалеко от границы Карелии и Ленинградской области, на территории национального парка «Ладожские шхеры». Мастерская «Прохрам» предложила традиционный образ и современные каркасные технологии, а также включение скального массива в интерьер здания.
Выкрасить и выбросить
В Парке Горького сносят бывшее здание дирекции у моста, оно же бывший штаб музея GARAGE. В 2018 году его часть обновили в духе современных тенденций по проекту Ольги Трейвас и бюро FORM, а теперь снесли и утверждают, что сохраняют архитектуру конструктивизма.
Параметрия и жизнь
Жилой дом Gulmohar в индийском Ахмадабаде архитекторы бюро Wallmakers выстроили буквально вокруг растущего на участке дерева.
2024: что читали архитекторы
В нашем традиционном новогоднем опросе архитекторы вспомнили много хороших книг – и мы решили объединить их в отдельный список. Некоторые издания упоминались даже несколько раз, что дало нам повод составить топ-4 с короткими комментариями. Берем на вооружение и читаем.
Пресса: Как Игорь Пасечник («НИиПИ Спецреставрация») вместе...
Игорь Пасечник — супергерой петербургской реставрации. Он сумел превратить «ненужный» государственный научно-исследовательский институт в успешную коммерческую организацию «НИиПИ Спецреставрация». Специально для Собака.ru архитектурный критик Мария Элькина узнала, что Теодор Курентзис поставил обязательным условием в реставрации Дома Радио, стоит ли восстанавливать давно разрушенное и что за каллиграффити царапали корнеты на стенах Николаевского кавалерийского училища.
Блеск и пепел
В Русском музее до середины мая работает выставка «Великий Карл», приуроченная к 225-летию художника и окончанию работ по реставрации «Последнего дня Помпеи». Архитектуру доверили Андрею Воронову («Архатака»): он утопил в «пепле» Академические залы и запустил в них лазурный цвет, визуализировал линию жизни и приблизил картины к зрителю, обеспечив свежесть восприятия. Нам понравилось.
Корочка и мякоть
Кафе Aaark на Чистых прудах вдохновлено Италией середины XX века. Студия KIDZ выбрала в качестве концептуальной основы фокаччу, однако уловить это в элегантном ретро-интерьере можно только после пояснения: фактурные штукатурки, темный шпон и алый стол отвечают соответственно за мякоть, корочку и томаты.
От Перово до Новогиреево
В декабре заработала новая выставка проекта «Москва без окраин», рассказывающая об архитектуре районов Перово и Новогиреево. Музей Москвы подготовил гид по объектам, представленным в новой экспозиции. Выставка работает до 9 марта.
Продолжение холма
Для подмосковного гольф-курорта «Шишкино» бюро Futura Architects спроектировало два различных по стилю «острова» с инфраструктурой: бионическое медицинское крыло со зданием-кометой, а также гостевой комплекс, интерпретирующий тему традиционного шале.
Геометрия отдыха
Новый жилой район вьетнамского города Виня получил необычный парк и центр отдыха. Архитекторы бюро MIA Design Studio скрыли все объемы под склонами прямоугольных газонов.
Записки охотника
По проекту архитектурно-художественных мастерских Величкина и Голованова во Владимирской области построен комплекс клуба любителей охоты и рыбалки. Основным материалом для объектов послужил клееный брус, а сужающиеся книзу крестообразные пилоны и металлические клепаные ставни создали необходимую брутальность.
Нейро – мета-
Российский AI-художник Степан Ковалев удостоился упоминания от основателя «гранжа в графическом дизайне» и попал в новый журнал The AI Art Magazine, который теперь издается в Гамбурге, с работой абстрактно-метафизического плана. Что спровоцировало нас немного изучить контекст: и журнал, и другие AI-конкурсы.
Кирпич на вес золота
В конце декабря в Санкт-Петербурге подвели итоги четвертого Кирпичного конкурса, проводимого издательским домом «Балтикум» совместно с компанией «АРХИТАЙЛ Северо-Запад». Принять участие в конкурсе могли молодые архитекторы и дизайнеры до 35 лет. Гран-при 100 тысяч рублей получил проект «Серая кольцевая», разработанный Анастасией Сергеевой и Владиславом Лобко из Санкт-Петербурга. Победителям номинаций досталось по 25 тысяч рублей. Рассказываем подробнее о проектах-победителях.
Нефритовые драгоценности
Бюро Zaha Hadid Architects получило заказ на разработку проекта Центра культуры и искусства реки Цаоэ в китайском Шаосине. В качестве отделочного материала планируется использовать особые керамические панели необычного серо-зеленого оттенка.
Инки и сакура
В интерьере красноярского ресторана N’kei бюро LEFTdesign следует гастрономической концепции, соединяя культуру Японии и Перу. Элементы дизайна отсылают к Радужным горам, золоту инков и цветению сакуры, одновременно сохраняя суровость сибирского края.
Алхимия семян
Для кофейни Slovno в Мае во Владимире Raimer Bureau сочинило фантазийную лабораторию, которую не ожидаешь встретить в обычном торговом центре: с травами и картотекой специй, колбами и склянками, фактурными поверхностями и винтажной мебелью.
Архитектура в кино
Кто не любит рассматривать архитектуру в кино, распознавать «места» или оценивать виртуальные города? Но кто знает, что декорации для Эйзенштейна делал Буров, и им восхищался Корбюзье? И все ли знают виллу Малапарте? А вот Александр Скокан рассматривает архитектуру в кино «олд-скульно», через шедевры модернизма. И еще как героя фильма: где-то здание играет свою кинороль, а где-то, кажется, и человек не нужен.
2024: что говорят архитекторы
Больше всего нам нравится рассказывать об архитектуре, то есть о_проектах, но как минимум раз в год мы даем слово архитекторам ;-) и собираем мнение многих профессионалов о том, как прошел их профессиональный год. И вот, в этом году – 53 участника, а может быть, еще и побольше... На удивление, среди замеченных лидируют книги и выставки: браво музею архитектуры, издательству Tatlin и другим площадкам и издательствам! Читаем и смотрим. Грустное событие – сносят модернизм, событие с амбивалентной оценкой – ипотечная ставка. Читаем архитекторов.
Поле жизни
Новый проект от бюро ПНКБ Сергея Гнедовского и Антона Любимкина для Музея-заповедника «Куликово поле» посвящен Полю как таковому, самому по себе. Его исследование давно, тщательно и успешно ведет музей. Соответственно, снаружи форма нового музейного здания мягче, чем у предыдущего, тоже от ПНКБ, посвящённого исторической битве. Но внутри оно уверенно ведет посетителя от светового колодца по спирали – к полю, которое в данном случае трактовано не как поле битвы, а как поле жизни.
Космо-катамино
Бюро MORS ARCHITECTS придумало для компании, которая специализируется на кибербезопасности, офис-головоломку, стимулирующий креативность и азарт: с помощью насыщенных цветов и отсылок к ретрофутуризму.
Дерево и базальт
Бюро Malik Architecture соединило в своем проекте гостиницы Radisson в горах индийского штата Махараштра местные традиции и требования ресурсоэффективности.
Пресса: «Строить в центре в историческом стиле — всегда было...
В Петербурге в 2024 году похоронили проект парка «Тучков буян», на торги выставили тюрьму «Кресты». Конюшенное ведомство, наконец, дождалось начало разработки проекта реставрации, и началось строительство кампуса СПбГУ. «Фонтанка» поговорила с автором ряда ключевых для Петербурга проектов и, наверное, одним из самых известных петербургских архитекторов, главой «Студии 44» Никитой Явейном об итогах года.
Рамка кирпича
По проекту бюро Axis Project на Кубанской набережной в Краснодаре построен офис, который уже взяло в аренду другое бюро – Archivista. Перебрав несколько вариантов, авторы и заказчики остановились на лаконичной форме, сделав ставку на ясность пропорций и выразительность материала – красного кирпича ручной формовки.
Пресса: Лучшие здания, станции и мосты, построенные (или снесенные)...
Новые постройки МГТУ им. Баумана — самая масштабная и противоречивая реализация года. Немецкая слобода, в которой находится Бауманка, представляет собой наслоение самых разных эпох, при этом многие десятилетия пребывала в каком-то подвешенном состоянии, словно ожидая мощного толчка.
Для борьбы со стихией
В японском городе Курасики по проекту Кэнго Кумы создан парк, инфраструктура которого поможет жителям в случае природной катастрофы.
Конгресс и кампус
В Кирове подвели итоги конкурса на концепцию конгресс-холла и общественного пространства на территории бывшего Кировского военно авиационно-технического училища, которую планируется развивать в качестве кампуса. Победила заявка Максима Гарипова: архитектор подошел к территории через метафору потока, а здание-доминанту превратил в композиционный мост.