English version

Янтарная стрела

Санкт-Петербургский Экспофорум – конгрессно-выставочный центр, которого долго ждали и о котором много спорили, наконец построен, введен в эксплуатацию и уже активно функционирует.

Автор текста:
Лилия Аронова

mainImg
Проект:
Конгрессно-выставочный комплекс «Экспофорум» на Петербургском шоссе
Россия, Санкт-Петербург, Пушкинский район, Петербургское шоссе, 62– 66

Авторский коллектив:
Е.Л.Герасимов, С.Чобан – руководители авторского коллектива
В.Ф.Хиврич, А.М.Перлич, В.Каширина, И.Марков – гл. архитекторы проекта
ООО «Евгений Герасимов и партнеры»
Архитекторы: И.М.Минниев, А.С.Букина, Н.Н.Дмитриева, М.А.Раменская, Е.С.Савченко, И.В.Филимонова, Д.А.Зайцев, М.П.Борисюк, Г.Н.Шумская, Ек.М.Осипова, Е.П.Апполонова, Е.Н.Будылина
Гл. конструктор: М.Я.Резниченко
Конструкторы: Н.В.Алексеева, Д.А.Астапчик, Т.В.Белова, Д.О.Григорьев, Е.В.Егорова, М.Л.Ингер, Т.Л.Лебедева, Е.М.Никитина, А.А.Коблов, Т.С.Компанец, С.А.Перепелкин, Е.А.Пантелеева, Е.С.Яковлева, В.Ю.Антонов, С.В.Кучин, В.Е.Павленко, А.Т.Шарыгин
Генплан: А.С.Титова, Е.Н.Кузнецова
SPEECH
Архитекторы: А.Перлич, Т.Локтева, Е.Машков, И.Апарин, А.Попова, Д.Толстова, Т.Любимова, А.Туманян, Е.Плужник, С.Орехова, И.Филатов, А.Корникова, А.Хмеленина, Г.Шашкина, М.Рассказова, Ю.Лаврова
nps tchoban voss
Архитекторы: К.Озан, Д.Дитц, Х.Тёппер, Р.Шварцвеллер, И.Шварцвеллер, С.Гришкат, Р.Хох
ООО ПКП «ФЕРУМПРОМ»
Конструкторы: М.А.Трофимов, В.Г.Розенфельд
ООО «Вернер Зобек Москва»
Конструкторы: И.Томович, Ф.Фонтейн, С.Алёшивеч, С.Юппен, Р.Бехманн
ОАО «Проектсервис» – СПб ПТИ – инженерные разделы
Гл. инженеры проекта: А.В.Таборский, А.В.Крынин, Н.Ю.Нечаева
Интерьеры:
Конгресс-центр – мастерская Трофимовых
Бизнес-центр – SPEECH
Гостиницы – LWA
Воссоздание церкви Смоленской иконы Божьей Матери – архитектурное бюро «Литейная часть – 91»

2009 – 2016

Заказчик – ЗАО «ЭкспоФорум»
Генеральный подрядчик ЗАО ССМО «ЛенСпецСМУ»
Подрядчик – ГК «Эталон»
В прошлом году на площадке Экспофорума прошел Международный экономический форум – масштабное мероприятие, под которое, собственно, комплекс и строился на смену морально и физически устаревшему Ленэкспо. В нынешнем Экспофоруме трудно узнать изначальный проект комплекса, с которым Евгений Герасимов и Сергей Чобан победили когда-то в международном конкурсе, да и по сравнению с утвержденной и прошедшей экспертизу версией кое-что изменилось. Впрочем, на данный момент осуществлена только первая очередь строительства.
Экспофорум © SPEECH, Евгений Герасимов и партнеры
Экспофорум © SPEECH, Евгений Герасимов и партнеры
Экспофорум © SPEECH, Евгений Герасимов и партнеры

Место для центра выбрано очень удачно – на пересечении крупных транспортных магистралей, в непосредственной близости от международного аэропорта, к тому же на одной из редких для петербургского рельефа возвышенностей – Пулковских высотах. Понятно, что хорошая транспортная доступность для места проведения международных выставок и конференций – одно из ключевых достоинств. Не менее важны комфортность пребывания, удобство внутреннего трафика, интуитивно понятная навигация, гибкость и вариабельность объемов, надежное техническое обеспечение – и, не в последнюю очередь, яркость эстетического решения: для многих тысяч гостей, прибывающих на салоны и форумы, эти комплексы выполняют роль лица города, а то и страны. Недаром строительством выставочных центров во всем мире занимаются сегодня самые известные архитекторы. Не покривив душой, можно сказать: в архитектуре Экспофорума все эти ключевые моменты учтены и успешно реализованы.
Экспофорум. Ситуационный план © SPEECH, Евгений Герасимов и партнеры
Конгрессно-выставочный комплекс «Экспофорум» на Петербургском шоссе
© Дмитрий Чабаненко
Конгрессно-выставочный комплекс «Экспофорум» на Петербургском шоссе
© Дмитрий Чабаненко



Лицом комплекса стали пять зданий, плавной дугой выстроившихся вдоль Петербургского шоссе: два бизнес-центра, отели Hilton и Hampton by Hilton и конгресс-центр, от которого начинается длинный пассаж, ведущий к павильонам. «Расположение практически за городом, рядом с аэропортом, диктовало необходимость создания ярких узнаваемых фасадов, которые бы хорошо воспринимались с дальних точек», – объясняет один из авторов проекта, руководитель бюро SPEECH Сергей Чобан. Зрительно все пять фасадов объединены в одну плавную линию, хотя на самом деле это отдельные, самостоятельно функционирующие объекты. Ощущение единства создает в первую очередь цвет: все фасады комплекса решены в золотистом оттенке, вызывающем хрестоматийные ассоциации и с Янтарной комнатой, и с золотой осенью – кстати, совсем рядом город Пушкин. Корпуса облицованы объемными керамическими панелями из экструдированной керамики. «Все панели были изготовлены специально для данного объекта, в том числе уникальные криволинейные элементы, позволившие придать корпусам характерные мягкие очертания», – поясняет ГАП проекта Андрей Перлич (SPEECH).

Разбивает эту линию только полностью стеклянный фасад конгресс-центра. По проекту он перекрывался золотистым козырьком-парусом 30-метровой высоты, который должен был стать главным архитектурным акцентом всего комплекса. К открытию Экспофорума козырек решили не сооружать, но, по словам Евгения Герасимова, есть надежда, что в рамках второй очереди строительства этот эффектный элемент займет предназначенное ему место.
Конгрессно-выставочный комплекс «Экспофорум» на Петербургском шоссе
© Дмитрий Чабаненко

Все пять зданий имеют также одинаковую высотность, хотя оба отеля восьмиэтажные, а в конгрессном и бизнес-центрах по семь этажей. При условии единства цвета и формы для внешней индивидуализации корпусов оставалась по сути одна только возможность – игра с оконными проемами. Для каждого из зданий выбран свой ритм, свой принцип, по которому окна собираются в группы или, напротив, рассеиваются по фасаду. Так, в одном из бизнес-центров они объединены в крупные протяженные группы по два этажа, напоминающие о здании ТАСС, в другом вертикальные и горизонтальные пары чередуются.
Конгрессно-выставочный комплекс «Экспофорум» на Петербургском шоссе
© Дмитрий Чабаненко
Экспофорум © SPEECH, Евгений Герасимов и партнеры
Конгрессно-выставочный комплекс «Экспофорум» на Петербургском шоссе
© Дмитрий Чабаненко
Конгрессно-выставочный комплекс «Экспофорум» на Петербургском шоссе
© Дмитрий Чабаненко
Конгрессно-выставочный комплекс «Экспофорум» на Петербургском шоссе
© Дмитрий Чабаненко
Конгрессно-выставочный комплекс «Экспофорум» на Петербургском шоссе
© Дмитрий Чабаненко
Конгрессно-выставочный комплекс «Экспофорум» на Петербургском шоссе
© Дмитрий Чабаненко
Конгрессно-выставочный комплекс «Экспофорум» на Петербургском шоссе
© Дмитрий Чабаненко
Конгрессно-выставочный комплекс «Экспофорум» на Петербургском шоссе
© Дмитрий Чабаненко
Конгрессно-выставочный комплекс «Экспофорум» на Петербургском шоссе
© Дмитрий Чабаненко

Фасад отеля Hampton by Hilton – он в центре – прорезан круглыми, как иллюминаторы, отверстиями, которые по мере удаления от конгресс-центра собираются во все более протяженные «змейки».
Конгрессно-выставочный комплекс «Экспофорум» на Петербургском шоссе
© Дмитрий Чабаненко

Правильная ортогональная сетка окон гостиницы Hilton оживлена золотистыми «лесенками», расчертившими фасад сверху донизу.
Экспофорум. Интерьер © SPEECH, Евгений Герасимов и партнеры

Стеклянный фасад конгресс-центра в отсутствие «золотого паруса» оживляется только пластикой: на фоне стеклянной глади вскипают три пологих горизонтальных «волны» – на уровне второго, четвертого и шестого этажей.
Экспофорум. Интерьер © SPEECH, Евгений Герасимов и партнеры
Экспофорум. Интерьер © SPEECH, Евгений Герасимов и партнеры

От конгресс-центра вглубь комплекса уходит 500-метровый пассаж, на который, как на главную ось, «нанизаны» три выставочных павильона. Андрей Перлич называет этот переход – казалось бы, исключительно функционального, даже служебного назначения – «наиболее зрелищной и сложной в реализации частью выставочного комплекса». Высота его фасадов достигает 16 метров, причем они полностью стеклянные – специально для Экспофорума были изготовлены стеклопакеты высотой до 5,5 м. Чтобы обогреть такой огромный объем, понадобилось два ряда конвекторов, разместившихся на нижнем и среднем уровнях. Уникальная волнообразная кровля с зенитными фонарями, в которые встроены LED-светильники, лишает грандиозное пространство монотонности, характерной для большинства переходов в аналогичных комплексах.
Конгрессно-выставочный комплекс «Экспофорум» на Петербургском шоссе
© Дмитрий Чабаненко
Экспофорум © SPEECH, Евгений Герасимов и партнеры
Конгрессно-выставочный комплекс «Экспофорум» на Петербургском шоссе. Первый вариант проекта
© SPEECH, Евгений Герасимов и партнеры

Что касается собственно павильонов, площадь каждого из которых более 13 000 м², то и здесь архитекторы поставили перед собой и решили целый ряд сложнейших технических задач. Огромные монтажные ворота, безопорные 90-метровые пролеты ферм, раздвижные перегородки, позволяющие при необходимости разделять пространство на секции, – комплекс действительно находится на пике новейших выставочных технологий. Внешние фасады павильонов, решенные в том же золотистом цвете, украшены изображениями символов Санкт-Петербурга: самых известных зданий и памятников, кораблей, дворцов и усадеб. В оформлении использованы знаменитые гравюры Михаила Махаева. Изображения нанесены методом фотопечати на крупноразмерные трехмиллиметровые керамические панели, причем печать делалась на керамограните до его запекания в печи – уникальное для России решение, обеспечивающее долговечность поверхностей.
Конгрессно-выставочный комплекс «Экспофорум» на Петербургском шоссе. Проект
© SPEECH, Евгений Герасимов и партнеры
Экспофорум. Выставочный павильон © SPEECH, Евгений Герасимов и партнеры

Сейчас павильонов три; строительство еще трех, по другую сторону пассажа, пока отложено. Если они все-таки будут возведены, гигантская парковка, занимающая сейчас все свободное пространство, уйдет под землю.

В ходе строительства на территории комплекса были обнаружены остатки фундамента церкви Смоленской иконы Божией Матери, построенной в XVIII веке Джакомо Кваренги и разрушенной во время Великой Отечественной войны. Церковь была полностью восстановлена по старинным чертежам и теперь украшает парадный фасад комплекса, выходящий на Петербургское шоссе.
 
Панорама Экспофорума от Петербургского шоссе
с реконструированной церковью Смоленской Богоматери: 



Милан, Франкфурт, Кельн, Гуанчжоу – хорошо известно, какую важную роль в жизни этих городов играют почти круглогодично проходящие там международные выставки. Сейчас трудно сказать, что первично – необходимость проведения выставок повлекла за собой строительство в этих городах крупнейших выставочных центров или, наоборот, почти не ограниченные возможности Fiera Milano, Messe Frankfurt, KoelnMesse или Пачжоу привлекают организаторов всемирных салонов. С появлением Экспофорума Санкт-Петербург может претендовать на проведение не менее масштабных мероприятий. Сложится с этим или нет – покажет время, а архитекторы свое дело сделали: площадка, достойная принимать конгрессы и выставки международного масштаба, в городе есть.
 
Экспофорум. Бизнес-центр © SPEECH, Евгений Герасимов и партнеры
Экспофорум. Бизнес-центр © SPEECH, Евгений Герасимов и партнеры
zooming
Конгресс-центр © SPEECH, Евгений Герасимов и партнеры
Конгресс-центр © SPEECH, Евгений Герасимов и партнеры
Отель 3 звезды © SPEECH, Евгений Герасимов и партнеры
Отель 4 звезды © SPEECH, Евгений Герасимов и партнеры
zooming
Разрез-1 © SPEECH, Евгений Герасимов и партнеры
zooming
Разрез-2 © SPEECH, Евгений Герасимов и партнеры
zooming
Пассаж © SPEECH, Евгений Герасимов и партнеры
Экспофорум © SPEECH, Евгений Герасимов и партнеры
Ситуационный план © SPEECH, Евгений Герасимов и партнеры
Схема генплана © SPEECH, Евгений Герасимов и партнеры


Поставщики, технологии

Проект:
Конгрессно-выставочный комплекс «Экспофорум» на Петербургском шоссе
Россия, Санкт-Петербург, Пушкинский район, Петербургское шоссе, 62– 66

Авторский коллектив:
Е.Л.Герасимов, С.Чобан – руководители авторского коллектива
В.Ф.Хиврич, А.М.Перлич, В.Каширина, И.Марков – гл. архитекторы проекта
ООО «Евгений Герасимов и партнеры»
Архитекторы: И.М.Минниев, А.С.Букина, Н.Н.Дмитриева, М.А.Раменская, Е.С.Савченко, И.В.Филимонова, Д.А.Зайцев, М.П.Борисюк, Г.Н.Шумская, Ек.М.Осипова, Е.П.Апполонова, Е.Н.Будылина
Гл. конструктор: М.Я.Резниченко
Конструкторы: Н.В.Алексеева, Д.А.Астапчик, Т.В.Белова, Д.О.Григорьев, Е.В.Егорова, М.Л.Ингер, Т.Л.Лебедева, Е.М.Никитина, А.А.Коблов, Т.С.Компанец, С.А.Перепелкин, Е.А.Пантелеева, Е.С.Яковлева, В.Ю.Антонов, С.В.Кучин, В.Е.Павленко, А.Т.Шарыгин
Генплан: А.С.Титова, Е.Н.Кузнецова
SPEECH
Архитекторы: А.Перлич, Т.Локтева, Е.Машков, И.Апарин, А.Попова, Д.Толстова, Т.Любимова, А.Туманян, Е.Плужник, С.Орехова, И.Филатов, А.Корникова, А.Хмеленина, Г.Шашкина, М.Рассказова, Ю.Лаврова
nps tchoban voss
Архитекторы: К.Озан, Д.Дитц, Х.Тёппер, Р.Шварцвеллер, И.Шварцвеллер, С.Гришкат, Р.Хох
ООО ПКП «ФЕРУМПРОМ»
Конструкторы: М.А.Трофимов, В.Г.Розенфельд
ООО «Вернер Зобек Москва»
Конструкторы: И.Томович, Ф.Фонтейн, С.Алёшивеч, С.Юппен, Р.Бехманн
ОАО «Проектсервис» – СПб ПТИ – инженерные разделы
Гл. инженеры проекта: А.В.Таборский, А.В.Крынин, Н.Ю.Нечаева
Интерьеры:
Конгресс-центр – мастерская Трофимовых
Бизнес-центр – SPEECH
Гостиницы – LWA
Воссоздание церкви Смоленской иконы Божьей Матери – архитектурное бюро «Литейная часть – 91»

2009 – 2016

Заказчик – ЗАО «ЭкспоФорум»
Генеральный подрядчик ЗАО ССМО «ЛенСпецСМУ»
Подрядчик – ГК «Эталон»

04 Декабря 2017

Автор текста:

Лилия Аронова
comments powered by HyperComments
Технологии и материалы
FunderMax Compact Academy – новый стандарт обучения
Обучение и образование играют важную роль в жизни любого человека. Постоянное совершенствование личных и профессиональных навыков открывает перед человеком новые возможности и делает его востребованным в современном мире.
Максим Павлов: у нашей несущей системы большие перспективы...
Как «упаковать» вентоборудование, архитектурную подсветку, электрические кабели и многое другое в межфасадное эксплуатируемое пространство, не нарушив архитектуры фасада и уменьшив при этом стоимость здания. Рассказывает Максим Павлов, главный инженер компании «ОртОст-Фасад», ГИП по устройству конструкции внешней облицовки храма Вооруженных сил России.
Игра в шарик
Нестандартные оконные узлы Velux помогли воплотить необычный проект сферического детского сада в Подмосковье.
Тонкие и белые
Стальные ламели арены Match Point выполнены на высокотехнологичном производстве компании GRADAS.
Превращение мансарды
Для «Петровского квартала» бюро «Евгений Герасимов и партнеры» воспользовались окнами VELUX Cabrio, которые позволяют одним движением руки превратить мансарду в небольшую террасу.
Юбилей VitraHaus: 2010 – 2020
VitraHaus, который задумывался как шоу-рум для домашней коллекции Vitra, служит примером архитектурного разнообразия, отличающего кампус бренда в Вайле-на-Рейне.
Хрустальные колонны
Разбираемся в технических и технологических аспектах изготовления и монтажа стеклянных колонн дома «Кутузовский XII» – архитектурного решения, удивительного для прохожих, но во многом также и для профессионалов. Колонны можно мыть и менять лампочки.
Сейчас на главной
Третья гора
Выставочный центр традиционной китайской медицины по проекту Wutopia Lab на горе Лофушань недалеко от Гуанчжоу напоминает о принципах даосизма и древнем ландшафтном искусстве.
Радость познания
Проект «Зеленый сад» – первый этап на пути масштабных планировочных и архитектурных изменений, которые происходят в одном из ведущих частных учебных заведений России – Павловской гимназии под влиянием эволюции образовательной системы и благодаря активному участию сообщества педагогов и учеников гимназии.
Звезды для полковника
Сквер имени командира стрелковой дивизии Михаила Краснопивцева на микрорайонной окраине Калуги объединяет бронзовый памятник с современным благоустройством, нацеленным на развитие общественной жизни окрестностей.
Кристаллический ландшафт
На Тайване открылся концертный зал Тайбэйского центра музыки по проекту RUR Architecture: этот посвященный поп-музыке комплекс 11 лет назад был предметом крупного международного архитектурного конкурса.
На все времена
Сохранение наслоений разных периодов – одна из прогрессивных тенденций современной реставрации. Именно так, если говорить в целом, произошло обновление вокзала 1933 года в Иваново: на тридцатые, пятидесятые и восьмидесятые. Но довольно много добавилось и современного, так что реализованный проект правильнее называть реконструкцией.
Архитектура как инструмент обучения
Концепция благотворительной школы «Точка будущего» в Иркутске основана на новейших образовательных программах и предназначена, в числе прочего, для адаптации детей-сирот к самостоятельной жизни. Одной из составляющих обучения должна стать архитектура здания: его структура и разные типы связанных друг с другом пространств.
Радужный небосвод
В церкви блаженной Марии Реституты в Брно архитекторы Atelier Štěpán создали клеристорий из многоцветных окон, напоминающий о радуге как о символе завета человека с Богом.
Новое в Никола-Ленивце
В конце прошлой недели состоялся 15-й, юбилейный фестиваль «Архстояние», и территория арт-парка Никола-Ленивец пополнилась тремя новыми объектами. Рассказываем о них.
Внезапный вызов к доске
Королевский институт британских архитекторов (RIBA) представил программу развития «Путь вперед», предполагающий переаттестацию его членов каждые пять лет и изменения в программе сертифицированных им вузов в пользу технических дисциплин. Причины – итоги расследования катастрофического пожара в лондонской жилой башне Grenfell и «климатическая ЧС».
Журавлик
В нашем детстве все знали историю про девочку из Японии, которая болела неизлечимой лейкемией из-за ядерных бомбардировок, и загадала сложить много журавликов прежде чем умереть. Проектируя реконструкцию здания для детского хосписа – первого в Москве – IND architects положили в основу именно эту историю. А называется проект – Дом с маяком.
На красных холмах
Павильон центра молодежной культуры для самого большого экстрим-парка в России с интерактивным фасадом и переосмыслением эстетики стрит-арта.
Метро как по учебнику
В столице Катара Дохе строится с нуля метрополитен: готовы 37 станций, спроектированных по «дизайн-руководству», разработанному бюро UNStudio.
Первый выпуск Ре-школы: наследие Ельца
Дипломники школы Наринэ Тютчевой подготовили мастер-план развития Ельца, а также концепцию сохранения трех объектов культурного наследия, предлагая решения для сохранения слободской застройки, расселения ветхого жилья и восстановления городских связей.
Керамика в ракурсе
Изогнутые керамические пластинки на фасадах исследовательского института при барселонской больнице Сан-Пау – «двойного назначения»: снаружи это натуральная терракота, а в ракурсе видна разноцветная глазурь.
Пресса: Как изменится Небесный град. Григорий Ревзин о городе...
Рядом с реальным городом у нас на глазах вырос город виртуальный, и можно с большой уверенностью утверждать, что эта пара теперь просуществует неопределенно долго. Даже более определенно — эта пара и есть город будущего при любом варианте его развития.
Машина для эмоций
Новый небоскреб в деловом районе Дефанс – башня компании Saint-Gobain, по замыслу архитекторов Valode & Pistre, должна вызывать эмоции – своей сложной формой, висячими садами, переменчивым обликом фасада.
Звучание фасада
Инсталляция «Классная игра» художника Марины Звягинцевой превратила фасад школы на севере Москвы в клавиатуру рояля и переосмыслила место школьного здания в городской среде. Публикуем интервью Марины о ее методе работы с архитектурой.
«Подтянуть уровень города до уровня памятников»
Такова задача нового мастер-плана Суздаля, разработанного ДОМ.РФ совместно с КБ Стрелка в преддвериии тысячелетия города. Рассказываем, каким образом авторы предлагают трансформировать пространство «городского поселения», куда больше миллиона человек в год приезжает посмотреть на старый русский город.
Наедине с морем
Плавучий сборный отель Punta de Mar у испанского побережья Средиземного моря – образец туризма будущего. При реализации проекта важную роль сыграло стекло Guardian Glass.
Галерейный подход
Рассказываем о концепции Центральной районной больницы вместимостью 240 мест «Гинзбург архитектс», которая заняла 1 место на конкурсе Союза архитекторов и Минздрава.
Конструктор здоровья
Публикуем концепцию типовой больницы бюро UNK project, занявшую 2 место в конкурсе, проведенном Союзом архитекторов России при участии Минздрава.
Пресса: Найдите 9 отличий: ревизия конкурсов на метро
В Москве объявили результаты очередного — пятого — конкурса на архитектурный облик станций метро. Мы решили разобраться, что происходит с 9-ю концепциями-победителями уже прошедших конкурсов и почему реализации могут оказаться совсем на них не похожими.
«Скальпель» в сердце Сити
Новая офисная башня по проекту KPF в центре Лондона благодаря своему острому силуэту получила прозвище «Скальпель». Она стоит рядом с «Корнишоном» и «Теркой для сыра».
Пресса: Вини Маас: Петербургу нужно два мэра — для центра...
Знаменитый архитектор, один из самых смелых визионеров от урбанистики в мире, руководящий партнёр бюро MVRDV Вини Маас рассказал dp.ru о том, почему окраины в Петербурге важнее центра, как вернуть город в мировой контекст, есть ли смысл развивать в городе сельское хозяйство, а также о своём проекте для Охтинского мыса.
От гор к водам
В Шэньчжэне реализован проект OMA: офисная башня Prince Plaza c торговым центром в большом стилобате.
Градсовет удаленно 26.08.2020
Предварительное, «для ППТ», рассмотрение дома – близкого соседа «Дома у моря» и исторического особняка, вызвало много замечаний и пожелание доработки, в том числе с позиций охраны памятника и градостроительной ситуации. Хотя проект сам по себе скорее позволили.
Стиль больших крыш
Zaha Hadid Architects представили свой проект футбольного стадиона для древней столицы Китая – Сианя: строительство уже идет.
Пресса: «В старых дверях есть что-то необъяснимое и загадочное»....
В Музее Ахматовой в Фонтанном доме открылась выставка «Анна Ахматова. Михаил Булгаков. Пятое измерение» – тотальная инсталляция, дающая отличное представление о том, что такое архитектура выставок и зачем она нужна.
Вопросы к закону об архитектурной деятельности
Мария Элькина, Сергей Чобан и Олег Шапиро опубликовали письмо – фактически петицию – с призывом не принимать закон об архитектурной деятельности в нынешней редакции. Письмо призывают подписывать и отправлять на подпись коллегам.