Идеи для «Золотого острова»

Пять проектов финалистов конкурса МФК на Софийской набережной.

mainImg
Сергей Скуратов показывает макет своего проекта МФК на Софийской набережной. 2015. Фотография предоставлена Институтом Генплана Москвы
Слева направо: Валентина Становова, Сергей Кузнецов, Алиса Белякова и Сергей Скуратов. 2015. Фотография предоставлена Институтом Генплана Москвы
О том, что в конкурсе на концепцию многофункционального комплекса на Софийской набережной победил проект Сергея Скуратова, было объявлено в прошедшую пятницу. Комментируя итоги конкурса на пресс-конференции, главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов рассказал, что принять решение жюри было непросто, так как мнения сильно разошлись. «Это был, наверное, самый сложный конкурс, – пояснил Кузнецов. – Очень ответственная площадка и очень разные предложения от участников по её развитию. Единого мнения жюри получить так и не удалось. Отсюда столь незначительный разрыв голосов в рейтинге, демонстрирующий высокий уровень всех работ и соответственно – конкурса».
zooming
Конкурсный проект застройки участка Софийской набережной. 2015. Фрагмент Макета © Sergey Skuratov Architects. Фотография Аллы Павликовой
Решение о застройке завидного участка площадью более 3 га, расположенного между Софийской набережной и Болотной площадью прямо напротив московского Кремля было принято в марте 2015, после того, как девелоперская компания Capital Group приобрела права на застройку. До этого территория в самом сердце столицы пустовала почти пятнадцать лет. В конце 1990-х здесь снесли несколько исторических зданий, в том числе и дом, с верхнего этажа которого художник петровского времени Пикарт, как считается, рисовал панораму Кремля и Замоскворечья; в то время градозащитникам удалось остановить сносы: дом и флигель усадьбы Дурасовых на набережной уцелели, также как и еще несколько небольших зданий.

От участников конкурса, организованного институтом генплана Москвы для Капитал Групп, требовалось разработать проект комплексной застройки территории жилыми домами высотой не выше 17 метров. Также было необходимо предусмотреть строительство бутик-отеля, торговых и офисных зданий, объектов инфраструктуры, фитнес и спа-центров, и благоустроить территорию, включая набережную Москвы-реки. Сохранившиеся объекты культурного наследия планируется реставрировать и восстановить.

В общей сложности в конкурсе приняло участие 68 команд из 14 стран мира. На первом этапе на основании представленных портфолио были выбраны шесть финалистов. 22-го октября состоялось итоговое заседание жюри, до начала которого каждый из руководителей шести консорциумов лично презентовал свое проектное предложение. Сергей Кузнецов рассказал, что на защиту проектов в Москву приехали лично Стивен Холл, Бенедетта Тальябуэ и Чино Дзукки. Также до подведения окончательных итогов была проведена серьезная техническая экспертиза. В результате голосования был составлен итоговый рейтинг. В тройку финалистов, помимо Сергея Скуратова, вошли консорциумы Стивена Холла и бюро EMBT Энрике Мираллеса и Бенедетта Тальябуэ. Причем обе эти команды набрали равное количество голосов, поделив второе место.

Генеральный директор Capital Group Валентина Становова назвала уровень проработки всех проектов высоким: выполняя условия технического задания, участники конкурса, по её словам, детально проработали и наземную, и подземную части, продумали планировки квартир и очень близко подошли к этапу завершения стадии концепции. При этом представительница заказчика подчеркнула, что абсолютно уверена в правильности выбора победителя, с которым в ближайшее время будет заключен контракт на дальнейшее проектирование.

Подводя итог обсуждению результатов конкурса, Сергей Кузнецов напомнил, что в работе со сложными площадками в центральной исторической части города (похожая ситуация была и с Зарядьем) невозможно прийти к единому мнению. Поэтому всегда должно быть место самым разным взглядам и подходам, и «только в такой живой дискуссии рождается настоящая архитектура» – уверен Кузнецов. Самой спорной и обсуждаемой он назвал концепцию Стивена Холла – яркую и «слегка безумную», отличающуюся необыкновенной игрой с формой и цветом. По всей видимости, это и испугало часть членов жюри. «В исторической среде мы стараемся работать очень деликатно, – пояснил Кузнецов, – И выбираем такие проекты, в которых удается найти тончайший баланс между новой и старой архитектурой. Именно этот баланс был найден Сергеем Скуратовым». Особое, бережное отношение к исторической застройке и большое внимание к режимам и регламентам охранного законодательства, в итоге, по словам Кузнецова, стало одним из решающих факторов в выборе победителя.

О победившем проекте Сергея Скуратова подробно рассказано здесь; ниже публикуем проекты пяти финалистов по порядку рейтинга жюри.
МФК на Софийской набережной © Steven Holl Architects (CША)
***
второе место
Steven Holl Architects, CША
Wowhaus, Россия
Transsolar
Борис Савин
МФК на Софийской набережной © Steven Holl Architects (CША)
В основе предложенной концепции – «пространственные ленты», которые разграничивают общественные зоны и более приватные дворы для жителей.

Архитекторы предусмотрели три типа зданий. Первый – секционной структуры, позволяющей уменьшить количество коридоров и обеспечить вид на обе стороны из каждой квартиры. Второй тип – блокированные дуплексы, вид из которых также открывается как минимум на две стороны. К последнему типу относится корпус, расположенный рядом с резиденцией британского посла: здесь на восточной стене предложено использовать матовое остекление, чтобы оградить посольское здание от взглядов.
МФК на Софийской набережной © Steven Holl Architects (CША)
МФК на Софийской набережной © Steven Holl Architects (CША)
МФК на Софийской набережной © Steven Holl Architects (CША)
МФК на Софийской набережной © Steven Holl Architects (CША)
МФК на Софийской набережной © Miralles Tagliabue EMBT (Испания)
***

второе место
Miralles Tagliabue EMBT, Испания
Burgos & Garrido arquitectos
ЦНИИП Минстроя России
 
МФК на Софийской набережной © Miralles Tagliabue EMBT (Испания)
Авторы предложили для лучшей адаптации новых построек благоустроить «пешеходные артерии и исторические маршруты» соседних кварталов города, и уделили большое внимание снижению масштаба с восточной стороны, где расположена резиденция. Здесь в невысоких корпусах расположатся в основном кафе и магазины. Гостиница размещается в усадьбе Дурасовых.

В жилом комплексе запланировано 170 квартир, 40 из них трёхсторонние, но все – с удачной планировкой, как утверждают авторы. Фасады сочетают деревянные решетки и бетон, но преобладает клинкер красноватых оттенков.
МФК на Софийской набережной © Miralles Tagliabue EMBT (Испания)
МФК на Софийской набережной © Miralles Tagliabue EMBT (Испания)
МФК на Софийской набережной © Miralles Tagliabue EMBT (Испания)
МФК на Софийской набережной © Miralles Tagliabue EMBT (Испания)
МФК на Софийской набережной © nps tchoban voss (Германия)
 
***

nps tchoban voss, Германия
SPEECH, Россия
МФК на Софийской набережной © nps tchoban voss (Германия)
Для того, чтобы раскрыть виды на все окружающие московские достопримечательности как для гуляющих, так и для жителей квартир, авторы предложили создать внутри комплекса три широких бульвара с легким перспективным расширением. Один смотрит на Водовзводную башню, второй на Болотную площадь, третий на сквер, вытянувшийся вдоль Большого моста по улице Серафимовича. Три приватных двора окружены плотными каре зданий.

Архитекторы предложили фасады из натурального камня, решение фасада каждой секции индивидуально, но объединено стилистикой, тяготеющей к ар-деко. Плоские кровли задуманы доступными для всех жильцов.
МФК на Софийской набережной © nps tchoban voss (Германия)
МФК на Софийской набережной © nps tchoban voss (Германия)
МФК на Софийской набережной © nps tchoban voss (Германия)
МФК на Софийской набережной © nps tchoban voss (Германия)
МФК на Софийской набережной © nps tchoban voss (Германия)
МФК на Софийской набережной © CZA Cino Zucchi Architect (Италия)
 
***

CZA Cino Zucchi Architect, Италия
COPRATSoc. Coop.
ЗАО «Промстройпроект»
МФК на Софийской набережной © CZA Cino Zucchi Architect (Италия)
Фасады общественного бульвара в проекте Чино Дзукки в основном белокаменные, причем авторы называют этот материал традиционным для Москвы. Стены внутренних дворов покрыты кирпичом теплого оттенка в сочетании с зеленью, вероятно, патинированной меди; медь также используется на кровле и в карнизе. Авторы уделили особенное внимание раскрытию видов из квартир на Храм Христа Спасителя и Собор Василия Блаженного, а также инсоляции. Поэтому окна широкие, с глубокими, часто перспективными откосами; их ритм подчинен шагу 4,6 м. Фасады и кровля – складчато-ребристые, что не только придает кровле и карнизу узнаваемый зигзагообразный силуэт, но и позволяет добиться лучшей освещенности интерьеров. В первых этажах части корпусов задуманы уличные портики на тонких опорах.
МФК на Софийской набережной © CZA Cino Zucchi Architect (Италия)
МФК на Софийской набережной © CZA Cino Zucchi Architect (Италия)
МФК на Софийской набережной © CZA Cino Zucchi Architect (Италия)
МФК на Софийской набережной © CZA Cino Zucchi Architect (Италия)
МФК на Софийской набережной © MLA+ (Нидерланды)
***

MLA+, Нидерланды
Rainer Schmidt Landschaftsarchitekten Knight Frank (Россия)
CarolaNeugebauer
МФК на Софийской набережной © MLA+ (Нидерланды)
Комплекс состоит из двух длинных корпусов с П-образным планом, раскрытых в сторону Кремля и поставленных по сторонам широкого бульвара, ведущего к башне. Каре западного корпуса архитекторы замкнули одноэтажным зданием детского центра с раздвижной кровлей, у восточного на том же месте расположен невысокий объем оранжереи. При пентхаусах также задуманы зимние сады. Фасады должны были состоять из самонесущих плит известняка, которые архитекторы для прочности всё же предложили закрепить на бетонной конструкции.
МФК на Софийской набережной © MLA+ (Нидерланды)
МФК на Софийской набережной © MLA+ (Нидерланды)
МФК на Софийской набережной © MLA+ (Нидерланды)
МФК на Софийской набережной © MLA+ (Нидерланды)
 
***

Жюри конкурса:
  • Хуснуллин Марат Шакирзянович, заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства
  • Кибовский Александр Владимирович, руководитель Департамента культуры Москвы
  • Тё Павел, представитель заказчика, член Совета директоров Capital Group
  • Становова Валентина, представитель заказчика, генеральный директор Capital Group
  • Хвесько Михаил, представитель заказчика, руководитель архитектурно-проектного департамента Capital Group
  • Рогачева Ирина, представитель заказчика, руководитель департамента элитной недвижимости Сapital Group
  • Кузнецов Сергей Олегович, главный архитектор Москвы
  • Брайан Эванс, архитектор – градостроитель, ландшафтный дизайнер, преподаватель в Архитектурной школе Абердина
  • Кристин Файрайс, архитектурный критик и эксперт, учредитель независимого архитектурного форума Aedes
  • Марта Торн, исполнительный директор Притцкеровской премии, декан по внешним связям в Школе архитектуры и дизайна при университете IE
  • Алекс Эли, архитектор, планировщик, основатель объединения Mæ Architects
  • Емельянов Алексей Александрович, и.о. руководителя департамента культурного наследия Москвы


29 Октября 2015

author pht

Авторы текста:

Алла Павликова, Полина Садова
comments powered by HyperComments

Статьи по теме: Архитектурные конкурсы. Москва

Итоги 2017
Рассматриваем события прошедшего года: как главные, обещающие много суеты в будущем, так и просто интересные.
Главная улица
Представляем проекты победителя, бюро «План_Б», и финалистов конкурса на концепцию благоустройства московских улиц Тверская и 1-я Тверская-Ямская.
Жильё без границ
В Москве подвели итоги конкурса на концепцию современного жилого комплекса для Новой Москвы, который прошел в рамках фестиваля «Перспектива». Публикуем проекты победителей.

Технологии и материалы

Японские технологии на родине дымковской игрушки
В Кирове появился новый 15-этажный жилой дом, спроектированный московским архитектором Алексеем Ивановым. Для отделки фасада использовались японские панели KMEW, предназначенные специально для высотного строительства.
Переплетение и контраст
Два московских проекта, в которых архитекторы сочетают панели с разными фактурами из фиброцемента EQUITONE, добиваясь выразительности фасадов.
Вентиляционная створка Venta – современное решение...
Venta обеспечивает безопасное и быстрое проветривание помещений, не создавая сквозняков. Она идеально комбинируется с остекленными и глухими элементами большой площади, а гибкая интеграция системы в любой фасад объекта является отличным решением для архитекторов и проектировщиков.
«Тихий рассвет» – цвет года по версии AkzoNobel
Созданный по итогам масштабных исследований цветовых трендов, проводящихся экспертами со всего мира, этот цвет призван запечатлеть суть того, что делает нас более человечными на заре нового десятилетия.
Разреши себе творить
Бренд DULUX выпустил новую линейку инновационных красок «Легко обновить». В нее вошло всего три продукта, но с их помощью можно преобразить весь дом или квартиру самостоятельно и всего за несколько часов.
Архитекторы из Томска создали мультикомфорт на международном...
По итогам международного архитектурного конкурса «Мультикомфорт от Сен-Гобен» проект российских студентов был отмечен специальным призом. Россия участвует в мероприятии в 8-й раз, но награду получила впервые. Рассказываем, как команде из Томска удалось реализовать концепцию мультикомфортного жилья и чем важен этот конкурс.

Сейчас на главной

Третий масштаб
На сложном участке в Одинцовском округе Подмосковья «Студия 44» спроектировала вторую очередь гимназии им. Е.М. Примакова – школу с мощным демократическим пафосом и архитектурой в духе итальянского рационализма.
Музей на семи ветрах
В Шанхае на берегу реки Хуанпу построен музей Уэст-Банд. Авторы проекта – David Chipperfield Architects. Первые пять лет там будет показывать свои выставки Центр Помпиду.
Изгибы дюн
Комплекс апартаментов в Сестрорецке с криволинейными формами и выдающейся инфраструктурой, позволяющей охарактеризовать место как парк здоровья или дачу нового типа.
Отдых на Желтой реке
Бутик-отель Lost Villa шанхайской мастерской DAS Lab на границе Внутренней Монголии повторяет форму традиционного местного поселения.
Кирпич старый и новый
В центре Манчестера строится жилой квартал KAMPUS по проекту Mecanoo на 533 квартиры: жилье, кафе и магазины расположатся в новых корпусах и исторических складах из кирпича, а также в бетонной башне 1960-х годов.
Пресса: Где будет центр
Сейчас город — это прежде всего его центр, центром он опознается и остается в голове. Город будущего требует деконструкции центра настоящего. Вопрос: а будет ли у него другой центр?
Консоли над полем
Школьное здание по проекту BIG в пригороде Вашингтона составлено из пяти раскрывающихся как веер ярусов, облицованных белым глазурованным кирпичом.
Бегство из Вавилона
Заметки об инсталляции Александра Бродского для книг Анны Наринской – «Невавилонской библиотеке» в Центре толерантности.
«Вариации на тему»
Плавучие дома по проекту Attika Architekten на канале в центре Нидерландов получили фасады из фиброцементных панелей EQUITONE [natura].
Тонкая игра
Клубный дом в Большом Козихинском, – пример архитектурного разговора о методах и источниках стилизации, врастающей в современные тенденции. С ярким акцентом, вдохновленным работой Льва Бакста для «Дягилевских сезонов».
Профсоюзное движение
В Британии основан профсоюз архитекторов и всех других сотрудников архитектурных бюро, включая секретарей, менеджеров, техников.
Визит в вечную мерзлоту
Архитекторы Snøhetta представили проект посетительского центра The Arc при Всемирном хранилище семян и Мировом архиве на Шпицбергене.
Пресса: Гидроэлектробазилика
Знаменитый итальянский архитектор Ренцо Пьяно и команда фонда V-A-C, основанного бизнесменом Леонидом Михельсоном, рассказали о будущем, пожалуй, самого амбициозного культурного проекта последних лет — ГЭС-2.
Опыты для ржавого ожерелья
Вторая российская молодежная архитектурная биеннале в Казани была посвящена реконструкции промзон. 30 финалистов выполнили проекты для двух конкретных участков столицы Татарстана. Представляем проекты победителей.
Вырасти свой сад
Конгресс World Urban Parks, прошедший в Казани, получился больше про общественные места и энергичных людей, чем собственно про парки. Публикуем самое интересное и полезное из того, что удалось услышать и увидеть.
Велосипеды под холмами
Новая площадь по проекту COBE на кампусе Копенгагенского университета – это холмистый ландшафт, где есть стоянки для велосипедов, театр под открытым небом и «влажные биотопы».
Три корабля
Павильон Италии на Экспо-2020 в Дубае спроектировали архитекторы CRA-Carlo Ratti Associati, Italo Rota Building Office и matteogatto&associati.
Течение краски
В Медийном центре парка Зарядье открылась выставка четырех художников, рисующих города: Альваро Кастаньета, Томаса Шаллера, Сергея Чобана и Сергея Кузнецова. Впервые в Москве такого рода выставка сопровождается иммерсивной экспозицией.
Мозаика функций
Комплекс Agora по проекту Ropa & Associés в Меце на востоке Франции соединил в себе медиатеку, общественный центр и «цифровое» рабочее пространство.
Книги в саду
Бюро «А.Лен» и KCAP Architects&Planners спроектировали для Воронежа жилой комплекс, вдохновляясь Иваном Буниным и пейзажами средней полосы. Получилось современно и свежо.
Комиксы на фасаде
В бывшей мюнхенской промзоне открылось многофункциональное здание WERK12 по проекту MVRDV: сейчас оно вмещает рестораны, фитнес-клуб и офисы, но подходит и для любого другого использования.
Космический ветер
Построенный по проекту бюро ASADOV аэропорт «Гагарин» сочетает выверенную планировочную структуру и культурную программу с авторскими решениями – архитектурным и дизайнерским, в которых угадывается ностальгия по тем временам, когда наша страна шла в светлое будущее и космос был частью жизни каждого.
Пресса: Как в город вернется производство
В том, что постиндустриальный город ничего не производит, есть нечто тревожное. Понятно, что он производит знания и услуги, понятно, что он производит много чего для себя (поэтому пищевая промышленность в Москве даже растет), но как же без всего остального?
Укрупнение
В Гостином дворе открылся очередной фестиваль «Зодчество». Под октябрьским московским солнцем спорят между собой две тенденции: прекрасного будущего и великолепного настоящего.
Между городом и вузом
В Аделаиде на юге Австралии появилась первая постройка Snøhetta на этом континенте: университетский спорткомплекс с актовым залом и открытыми лестницами-трибунами.