Идеи для «Золотого острова»

Пять проектов финалистов конкурса МФК на Софийской набережной.

mainImg
Слева направо: Валентина Становова, Сергей Кузнецов, Алиса Белякова и Сергей Скуратов. 2015. Фотография предоставлена Институтом Генплана Москвы
Сергей Скуратов показывает макет своего проекта МФК на Софийской набережной. 2015. Фотография предоставлена Институтом Генплана Москвы

О том, что в конкурсе на концепцию многофункционального комплекса на Софийской набережной победил проект Сергея Скуратова, было объявлено в прошедшую пятницу. Комментируя итоги конкурса на пресс-конференции, главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов рассказал, что принять решение жюри было непросто, так как мнения сильно разошлись. «Это был, наверное, самый сложный конкурс, – пояснил Кузнецов. – Очень ответственная площадка и очень разные предложения от участников по её развитию. Единого мнения жюри получить так и не удалось. Отсюда столь незначительный разрыв голосов в рейтинге, демонстрирующий высокий уровень всех работ и соответственно – конкурса».
zooming
Конкурсный проект застройки участка Софийской набережной. 2015. Фрагмент Макета © Sergey Skuratov Architects. Фотография Аллы Павликовой

Решение о застройке завидного участка площадью более 3 га, расположенного между Софийской набережной и Болотной площадью прямо напротив московского Кремля было принято в марте 2015, после того, как девелоперская компания Capital Group приобрела права на застройку. До этого территория в самом сердце столицы пустовала почти пятнадцать лет. В конце 1990-х здесь снесли несколько исторических зданий, в том числе и дом, с верхнего этажа которого художник петровского времени Пикарт, как считается, рисовал панораму Кремля и Замоскворечья; в то время градозащитникам удалось остановить сносы: дом и флигель усадьбы Дурасовых на набережной уцелели, также как и еще несколько небольших зданий.

От участников конкурса, организованного институтом генплана Москвы для Капитал Групп, требовалось разработать проект комплексной застройки территории жилыми домами высотой не выше 17 метров. Также было необходимо предусмотреть строительство бутик-отеля, торговых и офисных зданий, объектов инфраструктуры, фитнес и спа-центров, и благоустроить территорию, включая набережную Москвы-реки. Сохранившиеся объекты культурного наследия планируется реставрировать и восстановить.

В общей сложности в конкурсе приняло участие 68 команд из 14 стран мира. На первом этапе на основании представленных портфолио были выбраны шесть финалистов. 22-го октября состоялось итоговое заседание жюри, до начала которого каждый из руководителей шести консорциумов лично презентовал свое проектное предложение. Сергей Кузнецов рассказал, что на защиту проектов в Москву приехали лично Стивен Холл, Бенедетта Тальябуэ и Чино Дзукки. Также до подведения окончательных итогов была проведена серьезная техническая экспертиза. В результате голосования был составлен итоговый рейтинг. В тройку финалистов, помимо Сергея Скуратова, вошли консорциумы Стивена Холла и бюро EMBT Энрике Мираллеса и Бенедетта Тальябуэ. Причем обе эти команды набрали равное количество голосов, поделив второе место.

Генеральный директор Capital Group Валентина Становова назвала уровень проработки всех проектов высоким: выполняя условия технического задания, участники конкурса, по её словам, детально проработали и наземную, и подземную части, продумали планировки квартир и очень близко подошли к этапу завершения стадии концепции. При этом представительница заказчика подчеркнула, что абсолютно уверена в правильности выбора победителя, с которым в ближайшее время будет заключен контракт на дальнейшее проектирование.

Подводя итог обсуждению результатов конкурса, Сергей Кузнецов напомнил, что в работе со сложными площадками в центральной исторической части города (похожая ситуация была и с Зарядьем) невозможно прийти к единому мнению. Поэтому всегда должно быть место самым разным взглядам и подходам, и «только в такой живой дискуссии рождается настоящая архитектура» – уверен Кузнецов. Самой спорной и обсуждаемой он назвал концепцию Стивена Холла – яркую и «слегка безумную», отличающуюся необыкновенной игрой с формой и цветом. По всей видимости, это и испугало часть членов жюри. «В исторической среде мы стараемся работать очень деликатно, – пояснил Кузнецов, – И выбираем такие проекты, в которых удается найти тончайший баланс между новой и старой архитектурой. Именно этот баланс был найден Сергеем Скуратовым». Особое, бережное отношение к исторической застройке и большое внимание к режимам и регламентам охранного законодательства, в итоге, по словам Кузнецова, стало одним из решающих факторов в выборе победителя.

О победившем проекте Сергея Скуратова подробно рассказано здесь; ниже публикуем проекты пяти финалистов по порядку рейтинга жюри.
МФК на Софийской набережной © Steven Holl Architects (CША)
***
второе место
Steven Holl Architects, CША
Wowhaus, Россия
Transsolar
Борис Савин
МФК на Софийской набережной © Steven Holl Architects (CША)

В основе предложенной концепции – «пространственные ленты», которые разграничивают общественные зоны и более приватные дворы для жителей.

Архитекторы предусмотрели три типа зданий. Первый – секционной структуры, позволяющей уменьшить количество коридоров и обеспечить вид на обе стороны из каждой квартиры. Второй тип – блокированные дуплексы, вид из которых также открывается как минимум на две стороны. К последнему типу относится корпус, расположенный рядом с резиденцией британского посла: здесь на восточной стене предложено использовать матовое остекление, чтобы оградить посольское здание от взглядов.
МФК на Софийской набережной © Steven Holl Architects (CША)
МФК на Софийской набережной © Steven Holl Architects (CША)
МФК на Софийской набережной © Steven Holl Architects (CША)
МФК на Софийской набережной © Steven Holl Architects (CША)
МФК на Софийской набережной © Miralles Tagliabue EMBT (Испания)
***

второе место
Miralles Tagliabue EMBT, Испания
Burgos & Garrido arquitectos
ЦНИИП Минстроя России
 
МФК на Софийской набережной © Miralles Tagliabue EMBT (Испания)

Авторы предложили для лучшей адаптации новых построек благоустроить «пешеходные артерии и исторические маршруты» соседних кварталов города, и уделили большое внимание снижению масштаба с восточной стороны, где расположена резиденция. Здесь в невысоких корпусах расположатся в основном кафе и магазины. Гостиница размещается в усадьбе Дурасовых.

В жилом комплексе запланировано 170 квартир, 40 из них трёхсторонние, но все – с удачной планировкой, как утверждают авторы. Фасады сочетают деревянные решетки и бетон, но преобладает клинкер красноватых оттенков.
МФК на Софийской набережной © Miralles Tagliabue EMBT (Испания)
МФК на Софийской набережной © Miralles Tagliabue EMBT (Испания)
МФК на Софийской набережной © Miralles Tagliabue EMBT (Испания)
МФК на Софийской набережной © Miralles Tagliabue EMBT (Испания)
МФК на Софийской набережной © nps tchoban voss (Германия)

 
***

nps tchoban voss, Германия
SPEECH, Россия
МФК на Софийской набережной © nps tchoban voss (Германия)

Для того, чтобы раскрыть виды на все окружающие московские достопримечательности как для гуляющих, так и для жителей квартир, авторы предложили создать внутри комплекса три широких бульвара с легким перспективным расширением. Один смотрит на Водовзводную башню, второй на Болотную площадь, третий на сквер, вытянувшийся вдоль Большого моста по улице Серафимовича. Три приватных двора окружены плотными каре зданий.

Архитекторы предложили фасады из натурального камня, решение фасада каждой секции индивидуально, но объединено стилистикой, тяготеющей к ар-деко. Плоские кровли задуманы доступными для всех жильцов.
МФК на Софийской набережной © nps tchoban voss (Германия)
МФК на Софийской набережной © nps tchoban voss (Германия)
МФК на Софийской набережной © nps tchoban voss (Германия)
МФК на Софийской набережной © nps tchoban voss (Германия)
МФК на Софийской набережной © nps tchoban voss (Германия)
МФК на Софийской набережной © CZA Cino Zucchi Architect (Италия)

 
***

CZA Cino Zucchi Architect, Италия
COPRATSoc. Coop.
ЗАО «Промстройпроект»
МФК на Софийской набережной © CZA Cino Zucchi Architect (Италия)

Фасады общественного бульвара в проекте Чино Дзукки в основном белокаменные, причем авторы называют этот материал традиционным для Москвы. Стены внутренних дворов покрыты кирпичом теплого оттенка в сочетании с зеленью, вероятно, патинированной меди; медь также используется на кровле и в карнизе. Авторы уделили особенное внимание раскрытию видов из квартир на Храм Христа Спасителя и Собор Василия Блаженного, а также инсоляции. Поэтому окна широкие, с глубокими, часто перспективными откосами; их ритм подчинен шагу 4,6 м. Фасады и кровля – складчато-ребристые, что не только придает кровле и карнизу узнаваемый зигзагообразный силуэт, но и позволяет добиться лучшей освещенности интерьеров. В первых этажах части корпусов задуманы уличные портики на тонких опорах.
МФК на Софийской набережной © CZA Cino Zucchi Architect (Италия)
МФК на Софийской набережной © CZA Cino Zucchi Architect (Италия)
МФК на Софийской набережной © CZA Cino Zucchi Architect (Италия)
МФК на Софийской набережной © CZA Cino Zucchi Architect (Италия)
МФК на Софийской набережной © MLA+ (Нидерланды)
***

MLA+, Нидерланды
Rainer Schmidt Landschaftsarchitekten Knight Frank (Россия)
CarolaNeugebauer

МФК на Софийской набережной © MLA+ (Нидерланды)

Комплекс состоит из двух длинных корпусов с П-образным планом, раскрытых в сторону Кремля и поставленных по сторонам широкого бульвара, ведущего к башне. Каре западного корпуса архитекторы замкнули одноэтажным зданием детского центра с раздвижной кровлей, у восточного на том же месте расположен невысокий объем оранжереи. При пентхаусах также задуманы зимние сады. Фасады должны были состоять из самонесущих плит известняка, которые архитекторы для прочности всё же предложили закрепить на бетонной конструкции.
МФК на Софийской набережной © MLA+ (Нидерланды)
МФК на Софийской набережной © MLA+ (Нидерланды)
МФК на Софийской набережной © MLA+ (Нидерланды)
МФК на Софийской набережной © MLA+ (Нидерланды)

 
***

Жюри конкурса:
  • Хуснуллин Марат Шакирзянович, заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства
  • Кибовский Александр Владимирович, руководитель Департамента культуры Москвы
  • Тё Павел, представитель заказчика, член Совета директоров Capital Group
  • Становова Валентина, представитель заказчика, генеральный директор Capital Group
  • Хвесько Михаил, представитель заказчика, руководитель архитектурно-проектного департамента Capital Group
  • Рогачева Ирина, представитель заказчика, руководитель департамента элитной недвижимости Сapital Group
  • Кузнецов Сергей Олегович, главный архитектор Москвы
  • Брайан Эванс, архитектор – градостроитель, ландшафтный дизайнер, преподаватель в Архитектурной школе Абердина
  • Кристин Файрайс, архитектурный критик и эксперт, учредитель независимого архитектурного форума Aedes
  • Марта Торн, исполнительный директор Притцкеровской премии, декан по внешним связям в Школе архитектуры и дизайна при университете IE
  • Алекс Эли, архитектор, планировщик, основатель объединения Mæ Architects
  • Емельянов Алексей Александрович, и.о. руководителя департамента культурного наследия Москвы

29 Октября 2015

Пресса: Возле Каменного моста
Обнародованы результаты конкурса на застройку квартала на Софийской набережной – той ее части, что ровно 15 лет лежит мертвым пустырем под самыми окнами Большого Кремлевского дворца. Несколько слов о том, что осталось за рамками победившего проекта.
Ключ к острову
Проект Сергея Скуратова для Софийской набережной тщательно привязывает римские ассоциации и красоту внутренних противоречий современной архитектуры к московскому контексту. Итогом же становится новая городская ось, где вид на кремлевскую башню должен затянуть туриста в перспективу, приведя по пешеходному бульвару к реке.
Пресса: Состоялся семинар с финалистами конкурса на застройку...
Представители команд-финалистов международного конкурса на застройку участка на Софийской набережной посетили площадку и обсудили техническое задание в рамках установочного семинара, который провел Институт Генплана Москвы.
Пресса: Capital Group отдаст предпочтение более сдержанному по...
Компания Capital Group, которая является девелопером проекта по застройке участка Софийской набережной напротив Кремля, при выборе архитектурной концепции отдаст предпочтение более сдержанному по стилю проекту. Об этом корреспонденту Агентства городских новостей «Москва» рассказал руководитель архитектурного департамента Capital Group Михаил Хвесько.
Итоги 2017
Рассматриваем события прошедшего года: как главные, обещающие много суеты в будущем, так и просто интересные.
Технологии и материалы
Как локализовать производство в России за два года?
Еще два года назад Рокфон (бизнес-подразделение компании РОКВУЛ) – производитель акустических подвесных потолков и стеновых панелей – две трети ассортимента и треть исходных материалов импортировал из Европы. О том, как в рекордный срок удалось локализовать производство, рассказывает Марина Потокер, генеральный директор РОКВУЛ.
Город в цвете
Серый асфальт давно перестал быть единственным решением для городских пространств. На смену ему приходит цветной асфальтобетон – технологичный материал, который архитекторы и дизайнеры все чаще используют как полноценный инструмент в работе со средой. Он позволяет создавать цветное покрытие в массе, обеспечивая долговечность даже к высоким нагрузкам.
Формула изгиба: кирпичная радиальная кладка
Специалисты компании Славдом делятся опытом реализации радиальной кирпичной кладки на фасадах ЖК «Беринг» в Новосибирске, где для воплощения нестандартного фасада применялась НФС Baut.
Напряженный камень
Лондонский Музей дизайна представил конструкцию из преднапряженных каменных блоков.
LVL брус – для реконструкций
Реконструкция объектов культурного наследия и старого фонда упирается в ряд ограничений: от весовых нагрузок на ветхие стены до запрета на изменение фасадов. LVL брус (клееный брус из шпона) предлагает архитекторам и конструкторам эффективное решение. Его высокая прочность при малом весе позволяет заменять перекрытия и стропильные системы, не усиливая фундамент, а монтаж возможен без применения кранов.
Гид архитектора по нормам пожаростойкого остекления
Проектировщики регулярно сталкиваются с замечаниями при согласовании светопрозрачных противопожарных конструкций и затянутыми в связи с этим сроками. RGC предлагает решение этой проблемы – закаленное противопожарное стекло PyroSafe с пределом огнестойкости E60, прошедшее полный цикл испытаний.
Конструктор фасадов
Показываем, как устроены фасады ЖК «Европейский берег» в Новосибирске – масштабном проекте комплексного развития территории на берегу Оби, реализуемом по мастер-плану голландского бюро KCAP. Универсальным приемом для создания индивидуальной архитектуры корпусов в микрорайоне стала система НВФ с АКВАПАНЕЛЬ.
Тихий офис – продуктивный офис
Тихий офис – ключ к продуктивности. Миллионы компаний тратят средства на эргономику и оборудование, игнорируя главного врага эффективности: шум. В офисах open space сотрудники теряют до 66% потенциала лишь из-за разговоров коллег, что напрямую влияет на прибыль и успех бизнеса.
​Крыша в цветах
ПВХ-мембраны – один из ключевых материалов для современной кровли, сочетающий высокую гидроизоляцию, долговечность и эстетическую гибкость. В отличие от традиционных рулонных покрытий, они легче, прочнее, а благодаря разнообразной палитре – позволяют реализовать полноценный «пятый фасад».
Четыре сценария игры
Летом 2025 года АБ «МЕСТО» совместно с префектурой района Строгино завершила комплексное благоустройство на Таллиннской улице. Были реализованы четыре уникальные игровые площадки общей площадью 1500 кв. м. – многослойная среда для развития и приключений, которая учит и вдохновляет.
Цифровая печать – для архитектурных задач
Цифровая печать на алюминиевых и стальных композитных панелях выводит концепцию современных фасадов на новый уровень, предлагая архитекторам инструмент для создания сложных визуальных эффектов – от точной аналогии с натуральными материалами до перфорации и создания 3D объема на плоской металлокомпозитной кассете.
Кирпич с душой
Российская керамика «Донские зори» обновила коллекции облицовочного кирпича, объединяющие традиционные технологии с современными производственными возможностями. Их особенность – в неоднородной фактуре с нюансами оттенков, характерными для ручной формовки.
Баварская кладка в Ижевске
ЖК «ARTNOVA» стал в Ижевске пилотным проектом комплексного развития территории и получил признание профессионального сообщества. Одним из ключевых факторов успеха является грамотное решение фасадных систем с использованием облицовочного кирпича.
Формула света
Как превратить мансардное пространство из технического чердака в полноценное помещение премиум-класса? Ключевой фактор – грамотное проектирование световой среды. Разбираемся, как оконные решения влияют на здоровье жильцов и какие технологии помогают создавать по-настоящему комфортные пространства под крышей.
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Клинкер для ЖК «Дом у озера»: индивидуальный подход
Для облицовки второй очереди ЖК «Дом у озера» в Тюмени Богандинский завод разработал специализированную линейку клинкерной продукции с гарантией стабильности цвета на весь объем в 14 000 м² и полным набором доборных элементов для сложной геометрии фасадов.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Сейчас на главной
WAF 2025: малые награды
Рассматривать специальные номинации Всемирного фестиваля архитектуры едва ли не интереснее, чем основные списки, поскольку финалистов для них подбирают не по типологии, а по иным критериям. В этом году отмечен офис Google из дерева, реджио-школа, корпоративный сад в Китае, социальное жилье в Лос-Анджелесе, а лучшим малым объектом стала церковь, взявшая главную награду фестиваля. Рассказываем обо всех победителях и финалистах.
Шайбу!
Утверждена архитектурная концепция станции метро ЗИЛ Бирюлевской линии. Ее авторы: Сергей Кузнецов, KAMEN, Максим Козлов. По словам авторов, они «стремились передать атмосферу большого завода, энергии производства, промышленной мощи». Конкурса не было.
Непостижимый Татлин
Центр «Зотов» отметил свое трехлетие открытием масштабной выставки «Татлин. Конструкция мира», приуроченной к 140-летию со дня рождения художника Владимира Татлина и демонстрирующей не столько большую часть его уцелевшего наследия, сколько величину и непостижимость его таланта.
В ритме шахматной доски
Бюро SAME построило в технопарке iXcampus в парижском пригороде корпус для Школы дизайна Университета Сержи-Париж. Его фасады отделаны светлым известняком из местных карьеров.
Вход в сад Чехова
В музее-заповеднике А.П. Чехова «Мелихово» по проекту мастерской «Рождественка» идет масштабная комплексная реконструкция. В основе подхода – идея восстановления максимальной подлинности ландшафта и создание нового «слоя», который превратит усадьбу в современный театрально-выставочный и научный центр. В проекте много интересных объектов, публикуем один из них – визит-центр.
Зодчество 2025: победители
Не прошло и месяца, а мы публикуем полный список победителей Зодчества. Сильно выступил, как всегда, Петербург – и даже московскому музею Коллекция дали серебро. Среди школьных зданий лидирует ATRIUM и гимназия имени Примакова от Студии 44. Кстати! В этом году наконец вручили «Татлин», награду за проект; что не может не радовать.
Оперный жанр в wow-архитектуре
Два известных оперных театра, в Гамбурге и Дюссельдорфе, получат новые здания по проектам BIG и Snøhetta, соответственно; существующий дюссельдорфский театр, возведенный в 1950-х, пойдет под снос, а его «коллега» и ровесник в Гамбурге будет продан.
«Тканый» экзоскелет
Проект многоквартирного дома The Symphony Tower от Zaha Hadid Architects для Дубая вдохновлен традиционными для Аравийского полуострова народными искусствами.
Зыбкая граница
Бюро VEA Kollektiv спроектировало бутик для молодого российского бренда женской одежды LCKN как антитезу его девизу «Не для серой мышки» (Not for a grey mouse), продемонстрировав, насколько харизматичным и энергичным может быть серый цвет, особенно если его дополнить блеском стали.
Крылья сложили палатки
По проекту ТМ/bureau в Самарской области завершилась первая очередь благоустройства Мастрюковской горы – место известно тем, что рядом проходит Грушинский фестиваль и ряд других мероприятий. Архитектурные решения направлены на сохранение особой атмосферы места, снижение антропогенной нагрузки на ландшафт, а также раскрытие потенциала места как одного из брендов области.
Многоликие транзиты
Воркшоп Открытого города «Городские транзиты» под руководством бюро ASADOV – кажется, поставил целью раскрыть тему с максимального количества сторон. Шутка ли: 5 задач, 5 решений, 10 проектов. Показываем все.
Премьера театра
ПИ «Гипрокоммундортранс» подготовил проект реконструкции Театра оперы и балета в Воронеже. Исторический облик здания и интерьеры сохранят, дополнив современными театральными технологиями, которые позволят увеличить сцену, количество мест в зрительном зале и общий комфорт для посетителей и сотрудников.
Шорт-лист WAF Interiors: Hotels
Новая подборка интерьеров из шорт-листа конкурса WAF Interiors представляет разнообразные гостиничные форматы, среди которых преобладают разные этнические и экзотические образцы, что не столько говорит о тенденциях в дизайне, сколько о зонах активного развития туристического рынка.
За звуковую осознанность
Вторым спецупоминанием жюри Открытого города был отмечен воркшоп «Звуковой ландшафт города», который курировало бюро Ильи Мочалова. На выставке авторы показывали записи шумов Садового кольца, но в из манифесте другое – звук как искусство, звук как ресурс будущего, новая экология слуха. Публикуем манифест.
WAF 2025: умом и сердцем
Всемирный фестиваль архитектуры, впервые приехавший в США, подвел итоги. Главный приз получила церковь на Тенерифе, которая воздействует на посетителя с помощью массы, света и акустики. Проектом года стал аэропорт Гелепху, поражающий воображение сочетанием инженерных достижений с ремесленными техниками. Лучший ландшафтный – в Китае, где архитекторы превращают разрушительные паводки в объект созерцания.
Самокат-кузнечик
Красивое решение для самокатов предложил воркшоп под руководством Института Генплана Москвы: легкий, не очень скоростной и рассчитанный прежде всего на то, чтобы добраться до метро и от метро.
Мост мосту рознь
В портфолио архитекторов ATRIUM – не один футуристичный мост; так что неудивительно, что для воркшопа по теме транспорта они выбрали эту важную для связности города тему. Получилось типологическое исследование и три проекта мостов. Нам особенно нравится сквозной скаймост через Сити. Показываем проекты воркшопа. Все мосты, в той или иной мере, «обитаемые».
Летали, летаем и будем летать
Разнообразные версии переосмысления идей авангарда и модернизма предложили участники воркшопа «Легче Воздуха» под руководством архитекторов DO buro. Все – фантастика, все про аэростаты. Не зря он отмечен специальным упоминанием жюри. В общем-то, нормально: одни награжденные приземляются, другие летают.
Приземляемся везде
Landing Everywhere – воркшоп под руководством бюро Archinform и sintez.space – получил высшую оценку жюри Открытого города 2025. Он посвящен изменению взгляда на мобильность и меняет его достаточно радикально, обращаясь к роботам-доставщикам и цифровым технологиям самых новых поколений. Показываем проекты с комментариями кураторов.
Защитный «паркипелаг»
Бюро BIG создает на набережной Ист-Ривер в Нью-Йорке систему парков и спортивных площадок, которые одновременно защищают манхэттенский район Нижний Ист-Сайд от наводнений.
Нейронка архитектора
Кто только не говорит об искусственном интеллекте. Наконец-то он вошел в нашу жизнь, и уже год, или два как архбюро используют возможности ИИ. Иначе отстанешь. И обсуждают его, обсуждают. Публикуем небольшой отчет от круглом столе, посвященном ИИ. Он был организован на фестивале Зодчество архитекторами KPLN.
Исцеление красотой
«Рецепты для разбитых сердец» – так называется первая Международная биеннале современного искусства в Бухаре, которая проходит прямо сейчас. Она длилась 10 недель и завершится 23 ноября. Если у вас есть возможность сесть в самолет и провести пару дней в красивейшем городе, атмосфера которого дополнена художественными интервенциями – успевайте. Совершенно целительная история. Из Москвы и Санкт-Петербурга – прямые рейсы.
Игра реальности и воображения
Фестиваль «Открытый город» устоялся в своих форматах и приобрел черты повторяемости. Но изучить там есть что, да и для образования он, надо думать, полезен. Не фестиваль ли стал «драйвером» для многочисленных студенческих летних практикумов, все более распространенных? Показываем, как оформлены результаты воркшопов.
На тему клуба
В МАРХИ состоялась защита проектов студентов лаборатории Kleinewelt – на тему небольшого общественного здания клуба. Задача была максимально погрузиться в деталь, чтобы через нее осмыслить городское пространство. Так появились клуб-скалодром, клуб-труба, граффити-лабиринт и другие свежие идеи для Басманного района.
Архитектурный рисунок в эпоху ИИ
Объявлены победители The Architecture Drawing Prize 2025. Это 15 авторов, чьи работы отражают главные векторы развития архитектурной мысли сегодня: память места, экологическую ответственность и критику цифровой культуры.
Бетонный мяч
MVRDV выиграли конкурс на проект спортивной арены с жильем и гостиницей для Тираны в форме сферы с диаметром более 100 м.
Шорт-лист WAF Interiors: Retail
Продолжаем серию обзоров интерьеров, вышедших в финал конкурса WAF Interiors, и представляем пять объектов из номинации Retail, в которой развернулась битва между огромным моллом и небольшими магазинами, высокотехнологичными и уютными пространствами, где сам процесс покупки должен быть в радость.
Летний мираж
В этом году петербургский музыкальный фестиваль и поп-ап проект К-30 устраивал вечеринки на бывшей ткацкой фабрике на Синопской набережной. Временный павильон спроектировало бюро ХВОЯ: четыре грузовых контейнера вместили необходимые функции и излишества вроде сада камней, а за атмосферу отвечала невесомая консольная крыша, которая меняла настроение пространства за счет подсветки.