Прозрачность империи

В Петербурге завершилось строительство первой очереди административно-делового квартала «Невская ратуша» Евгения Герасимова и Сергея Чобана. Рассказываем и показываем, что получилось из синтеза классики и прозрачности.

Анна Старостина

Автор текста:
Анна Старостина

06 Февраля 2017
mainImg
Архитектор:
Евгений Герасимов
Сергей Чобан
Мастерская:
Евгений Герасимов и партнеры http://www.egp.spb.ru/
Tchoban Voss Architekten
СПИЧ http://www.speech.su
Проект:
Административный и общественно-деловой комплекс «Невская ратуша»
Россия, Санкт-Петербург, ул. Новгородская, д. 20а; Дегтярный переулок, д. 11

Авторский коллектив:
Руководители авторского коллектива: Герасимов Е.Л., Чобан С.Э.
Главные архитекторы проекта: Петрова З.В., Комалдинова Т.А.

ООО «Евгений Герасимов и партнеры»
Руководитель проекта: Е.Л. Герасимов
Главные архитекторы проекта: Петрова З.В., Комалдинова Т.А.
Архитекторы: Е.А. Резникова, И.Г. Бахорина, Н.П. Безбородова, А.Г. Гвоздик, Т.В. Кузнецова, О.В. Манов, М.Е. Орлова-Шейнер, О.В. Трунова, Д.С. Прудникова, Я.Е. Серебрякова
Главный конструктор: М.Я. Резниченко
Руководители групп конструкторов: С.В. Рыжова, А.А. Прокофьев, Н.В. Алексеева
Конструкторы: Д.А. Астапчик, Д.О. Григорьев, Е.А. Пантелеева, Е.Н. Пестова, Т.Р. Помазан, Т.Е. Смирнова, Н.В. Богданова, К.В. Иванова, А.Н. Рыбаков, Е.С. Яковлева, П.С. Култышев, И.Е. Андреев, Т.Р. Горшкалева, В.Ю. Антонов, С.В. Кучин
Генплан: А.С. Титова, Е.Н. Кузнецова

nps tchoban voss
Руководитель проекта: С. Чобан
Руководитель группы архитекторов: В. Каширина
Архитекторы: Ф. Шольц, П. Земсков

SPEECH
Руководитель проекта: С. Чобан
Архитекторы: В. Казуль, А. Перлич, С. Арутюнов, О. Берлянд, А.Боранбаева, М. Гришанов, Т. Жукова, А. Кабанов, А. Козырева, М. Кузнецкая, М. Кутовски, Ю. Лаврова, А. Лисицын, Т. Локтева, Т. Любимова, О. Никитина, А. Плотникова, Л. Панасенко, Е. Плужник, М. Рассказова, Е. Сенникова, К. Скуднова, А. Тычинина, А. Хмеленина, Я. Шестихина, С. Шилова

ООО ПКП «Вэлко-2000» (раздел КМД).

Инженерные разделы: ОАО «Проектсервис СПб»-ПТИ.
Главный инженер проекта: Маликов В.Н.

2006 — 2010 / 2010 — 2016
0 Амбициозный проект стартовал еще в 2007 году, когда «Евгений Герасимов и партнеры» и nps tchoban voss выиграли международный конкурс на проектирование нового «дома» для администрации города (см. наш рассказ о первоначальном, конкурсном проекте и о его изменениях после кризиса). Главная цель проекта – собрать в одном месте различные службы и департаменты, до этого разбросанные по разным особнякам. Следующим шагом стала попытка вписать административное здание и работу чиновников в повседневную жизнь города. И не просто вписать, а плотно и неразрывно вплести – самым рациональным и органичным образом, сделав комплекс проницаемым для пешеходов и обильно насыщенным общественными пространствами, так, чтобы горожане могли в почти буквальном смысле наблюдать за работой администрации, свободно пересекая атриум «ратуши». 
  • Согласно одной из последних версий проекта комплекс, под который отведена территория 6 га, должен был состоять из здания горадминистрации и восьми корпусов офисного назначения: два крупных здания с внутренними дворами выстроены вдоль северной границы участка, пять корпусов поменьше формируют южный луч. Восьмой каплевидный объём размещается в широкой части треугольника внутренней площади, чья острая вершина указывает на вход в главное, девятое по счету здание собственно «ратуши». Под значительной частью территории запланирована подземная парковка. Общая площадь комплекса по завершении всех работ должна составить 370 000 м2.
    Сейчас построены три здания первой очереди: «Смольный-2» и два офисных корпуса. Ратуша сдана в эксплуатацию в марте 2016 года, но только в сентябре городская администрация приняла решение о переезде – сообщает fontanka.ru. Неизвестно, когда будут построены третья и четвёртая очереди: полгода назад ВТБ рассматривал возможность смены функции с офисной на жилую.

    Вот так весь комплекс выглядит согласно проекту 2013 года: 
Административный и общественно-деловой комплекс «Невская ратуша». Постройка, 2016. Евгений Герасимов и партнеры, SPEECH, nps tchoban voss. Фотографии © Ю. Славцов
Административный и общественно-деловой комплекс «Невская ратуша»
© SPEECH
Административный и общественно-деловой комплекс «Невская ратуша». Ситуационный план
© SPEECH
Административный и общественно-деловой комплекс «Невская ратуша»
© SPEECH
Административный и общественно-деловой комплекс «Невская ратуша»
© SPEECH
Административный и общественно-деловой комплекс «Невская ратуша»
© SPEECH

Итак, ратуша, или здание городской администрации, находится в начале «луча», его внешний фасад обращен к Новгородской улице и, поверх пятиэтажной фабрики Бехли, верхние этажи ратуши смотрят на Неву, до которой отсюда два квартала: около 500 метров. Контуры здания близки к расширяющейся вглубь трапеции, но линии, которые в трапеции должны быть параллельными, слегка изогнуты, вторя едва читаемому изгибу Новгородской улицы, усиливая его, замыкая перспективу улицы при взгляде с севера и образуя перед зданием небольшую площадь.
Административный и общественно-деловой комплекс «Невская ратуша»
© Ю. Славцов
Административный и общественно-деловой комплекс «Невская ратуша»
© Ю. Славцов

Таким образом, два главных фасада ратуши оказываются изогнутыми – восточный вогнутый, западный выгнутый – кроме того, они снабжены тонкими портиками гигантского, восьмиэтажного ордера с колоннами гладкого цилиндрического сечения, без капителей, баз и каннелюр. Каменные колонны несут каменную же решетку козырька, но проемы решетки стеклянные. Получается довольно ажурно, особенно если посмотреть на колонны гигантской, экстра-готической, высоты снизу в перспективе. Так же ажурно ложатся тени. Высокий портик не защитит от дождя и солнца, он скорее обозначает своё присутствие, образуя перед зданием переходное пространство и придавая входам-выходам некоторую, довольно ненавязчивую и читаемую скорее издалека, чем вблизи, парадность.
Административный и общественно-деловой комплекс «Невская ратуша»
© Ю. Славцов
Административный и общественно-деловой комплекс «Невская ратуша»
© Ю. Славцов
Административный и общественно-деловой комплекс «Невская ратуша»
© Ю. Славцов
Административный и общественно-деловой комплекс «Невская ратуша»
© Ю. Славцов
Административный и общественно-деловой комплекс «Невская ратуша»
© Ю. Славцов
Административный и общественно-деловой комплекс «Невская ратуша»
© Ю. Славцов
Административный и общественно-деловой комплекс «Невская ратуша»
© Ю. Славцов
Административный и общественно-деловой комплекс «Невская ратуша»
© Ю. Славцов

На боковых фасадах портиков нет, вместо колонн остаются полуколонны – намёк на редуцированную версию периптера «храма городской власти». Их стройные фусты пересекаются с широкими, примерно той же ширины, что и колонны, плоскими «фризами», которые объединяют этажи попарно, оставляя больше места для стекла: так фасады оказываются расчерченными на большие квадратные клетки с тонкими, если смотреть издали, а вблизи довольно массивными перемычками, которым вторят тёмные горизонтальные полосы внутри клеток. Нижние этажи разделены чуть более дробно, что призвано гуманизировать масштаб для взгляда пешехода: здесь клетки вытягиваются по вертикали и получают дополнительные внутренние перемычки, похожие, хотя и отдалённо, на окно тюдоровского дома.
Административный и общественно-деловой комплекс «Невская ратуша»
© Ю. Славцов
Административный и общественно-деловой комплекс «Невская ратуша»
© Ю. Славцов

План ратуши напоминает Академию художеств А. Ф. Кокоринова и Ж. Б. Валлена-Деламота с её знаменитым круглым двором, но знаки переставлены: в углах тоже четыре двора, но посередине – стеклянный цилиндр крытого атриума.



В центре атриума – массивная, но блестящая ось круглого панорамного лифта с нанизанным на неё, то есть подвешенным в пространстве приплюснутым шаром телестудии. Согласно первоначальному, довольно изящному замыслу 2000-х, там должен был разместиться конференц-зал, и горожане, поднимаясь на лифте к куполу, могли бы мельком наблюдать работу городского собрания как сюжет из «Звездных войн». Но к 2013 зал заменили, в духе тенденций времени, телестудией. К ней ведут четыре моста-перехода, и при взгляде снизу получается крестообразный силуэт.
Административный и общественно-деловой комплекс «Невская ратуша»
© И. Смелов

В то же время кабинеты сотрудников горадминистрации согласно первоначальному замыслу расположились по периметру здания, так что даже прохожий сможет, впрочем опять же мельком, стать свидетелем повседневной работы чиновников. Тем более что основной пешеходный путь, прорезающий весь квартал, проходит здесь же, обеспечивая тесную связь с городом и вторя композиционной оси, обязательной для ансамбля, чьи классицирующие предпочтения вполне очевидны. Контур цилиндрического атриума состоит из помещений со стеклянными стенами, но в нижнем ярусе они опираются на круглые колонны, напоминающие колонны портика и связывающие, таким образом, внешее и внутреннее пространство. Но в интерьере круглые опоры, хотя они и выстраиваются в ротонду, напоминают не только о классике Фомина, но и о принципах Корбюзье.
Административный и общественно-деловой комплекс «Невская ратуша»
© И. Смелов
Административный и общественно-деловой комплекс «Невская ратуша»
© И. Смелов

Форма венчающего атриум плоского купола, тоже эллиптическая, вторит объему TV-студии в увеличенном виде, как будто из центра здания поднимаются вверх большие стеклянные пузыри. Дисковидная конструкция из стекла и металла сформирована двенадцатью стальными рёбрами сложной формы в нижней части 1,5 м в сечении, а в верхней уже только 40 см, и поперечными ригелями. В качестве покрытия использовано стекло SunGuard Solar Light Blue 52 фирмы Guardian, в том числе и гнутое. В верхней части вставлены солнцезащитные стекла, а в нижней – малозаметные глазу и не искажающие картинку просветленные стекла, чтобы можно было наслаждаться панорамами города не только при свете солнца, но и в вечернее время.
  • Верхняя точка купола достигает 55 метров, что заметно выше установленного высотного регламента (33/42 м). В процессе проектирования эта высотная отметка была одним из самых спорных вопросов и разрешение на строительство было дано только после скрупулёзного ландшафтного анализа. На решение повлиял тот факт, что купол как форма венчания здания – закономерная составляющая морфологии классического Петербурга; с другой стороны форма заметно неклассична и вызывает в памяти скорее приёмы позднесоветского модернизма. 
Административный и общественно-деловой комплекс «Невская ратуша»
© И. Смелов
Административный и общественно-деловой комплекс «Невская ратуша»
© Ю. Славцов
Административный и общественно-деловой комплекс «Невская ратуша»
© И. Смелов

Обилие стекла, предельно актуальное для наглядной демонстрации идей открытости власти и прозрачности управленческих процессов, наблюдается и на фасадах административного корпуса. Впрочем, символизирующее современность и прогрессивность стекло архитекторы легко сочетают с натуральным камнем и колоннадами, демонстрирующими высокий статус и респектабельность объекта – архитекторы мотивируют использование камня петербургским контекстом. В облицовке цоколя использован гранит Africa Nero, а для собственно фасадов выбрали Travertino Romano.
Административный и общественно-деловой комплекс «Невская ратуша»
© Ю. Славцов
Административный и общественно-деловой комплекс «Невская ратуша»
© Ю. Славцов

Главная сложность проекта заключалась в том, что по ходу проектирования и реализации постоянно приходилось искать какие-то дополнительные решения. Часть из них была связана с сокращением бюджета, так как стройка пришлась на кризис. – рассказывает Андрей Перлич, главный архитектор проекта со стороны архитектурного бюро SPEECH, отвечавшего за проектирование фасадов и интерьеры общественных зон. – Изначально планировалось использовать только натуральный камень. Но в условиях кризиса это оказалось слишком дорогим решением, и было найдена очень достойная альтернатива с использованием тонких пластин натурального камня и сотового алюминия».

Travertino Romano в сочетании с другими видами камня и стеклом, а также обязательное чёткое членение фасадов офисных корпусов позволяет создать ощущение ансамбля несмотря на различия архитектурных решений входящих в этот комплекс построек. «Мы с самого начала не хотели рассматривать вариант одного большого объема на участке, – говорит Евгений Герасимов, – а предлагали создать ансамбль из разных зданий: разных по функциям, немного отличающихся по материалам на фасадах, даже, может быть, построенных не в одно время, но объединенных одной градостроительной идеей и одним архитектурным приемом».

Два боковых корпуса, задающих знаковую лучевую композицию всему ансамблю, действительно вполне индивидуальны. Один крупнее, с внутренним двором, с более активным сочетанием цвета (красноватый и бежевый камень на фасаде), с пластичными широкими круглыми опорами в нижней части. Чем-то он напоминает площадь Императора Августа в Риме. Терракотово-красный цвет опор в вестибюле вторит красному цвету камня на фасадах.
Административный и общественно-деловой комплекс «Невская ратуша»
© Ю. Славцов
Административный и общественно-деловой комплекс «Невская ратуша»
© Ю. Славцов
Административный и общественно-деловой комплекс «Невская ратуша»
© И. Смелов

Второй, южный корпус меньше и внутреннего двора не имеет, зато отделан светлым камнем и получил изящный инкрустированный орнамент. Этот актуальный сегодня мотив Сергей Чобан считает характерным для советской архитектуры, напоминая об «Ажурном доме» Андрея Бурова на Ленинградском проспекте в Москве.
Административный и общественно-деловой комплекс «Невская ратуша"
© И. Смелов
Административный и общественно-деловой комплекс «Невская ратуша»
© Ю. Славцов
Административный и общественно-деловой комплекс «Невская ратуша»
© Ю. Славцов

Показательно, что в качестве образного прототипа для всего комплекса Евгений Герасимов называет работы Ивана Фомина. Но выбирает не эстетически совершенные полисемантичные дореволюционные ансамбли, созданные для Санкт-Петербурга, а бескомпромиссную и брутальную «красную дорику», лишенную не только антаблемента, но и какой-либо иронии. Там всё по-имперски серьёзно и значительно.

Как уже говорилось, важной частью проекта стала открытость и то, что сейчас принято называть урбанистической составляющей – внешние и внутренние общественные пространства. Напомним, что атриум ратуши планируется открыть для горожан и для сквозного прохода. Соответственно спланирована и вымостка треугольной площади: здесь на фоне серого гранита под острым углом пересекаются широкие тёмные линии: одни параллельны Дегтярному переулку, другие улице Моисеенко, что проявляет, как сейчас принято, скрытую логику городских случайностей и закономерностей. Помимо того рисунок каменной сетки попросту красив и в уме многих туристов восходит к площади Капитолия, оформленной Микеланджело. Зелени на площади нет – для неё отведены внутренние дворы, – зато есть выраженная перспективная игра, происходящая от того, что лучи сходятся (или расходятся, если смотреть от ратуши). Есть и отчётливое сходство с европейской площадью, каменной, с портиками в нижних этажах.
Административный и общественно-деловой комплекс «Невская ратуша». Постройка, 2016. Евгений Герасимов и партнеры, SPEECH, nps tchoban voss. Фотографии © Ю. Славцов
Административный и общественно-деловой комплекс «Невская ратуша». Постройка, 2016. Евгений Герасимов и партнеры, SPEECH, nps tchoban voss. Фотографии © Ю. Славцов
Административный и общественно-деловой комплекс «Невская ратуша». Постройка, 2016. Евгений Герасимов и партнеры, SPEECH, nps tchoban voss. Фотографии © Ю. Славцов
Административный и общественно-деловой комплекс «Невская ратуша»
© Ю. Славцов
Административный и общественно-деловой комплекс «Невская ратуша»
© Ю. Славцов

В то же время центр площади оживлён фонтаном, а в точке перспективного схода фасад ратуши смотрится совсем не так, как со стороны Новгородской улицы: там преобладает ряд вертикалей, здесь же они в прямой проекции превращаются в очень спокойную решетку простых квадратов, вновь возвращающую нас к экспериментам 1930-х со сдержанной, «клетчатой» классикой. Что меняет не только масштаб, но и характер пространства площади, приводя различия между зданиями по сторонам площади к симметричной, регулярной клетке, как будто раскладывая всё по полочкам.
Административный и общественно-деловой комплекс «Невская ратуша»
© Ю. Славцов
Административный и общественно-деловой комплекс «Невская ратуша». Постройка, 2016. Евгений Герасимов и партнеры, SPEECH, nps tchoban voss. Фотографии © Ю. Славцов
Административный и общественно-деловой комплекс «Невская ратуша». Постройка, 2016. Евгений Герасимов и партнеры, SPEECH, nps tchoban voss. Фотографии © Ю. Славцов

«Хотелось бы, чтобы проект всё же был доведен до конца, – продолжает Герасимов, – тогда появится и уютная внутренняя площадь, которая создавалась нами как опорная точка развития всего района, пока, к сожалению, довольно депрессивного. Поставленные на красную линию остальные офисные корпуса и гостиница окончательно сформируют внешнюю жёсткую планиметрию квартала, каплевидный корпус замкнет мощёную площадь с фонтаном, а кафе, магазины, фитнес-центры на первых этажах, и также крытые галереи вдоль внутренних фасадов превратят её в комфортное городское пространство, вполне типичное для европейских городов: можно вспомнить площадь Вогезов в Париже, Сан-Марко в Венеции или Пласа-Майор в Мадриде».
Административный и общественно-деловой комплекс «Невская ратуша». Постройка, 2016. Евгений Герасимов и партнеры, SPEECH, nps tchoban voss. Фотографии © Ю. Славцов

Когда начнется строительство второй очереди комплекса и будет ли вообще завершен задуманный городской ансамбль, на данный момент неизвестно. Но три уже построенных здания административно-делового квартала «Невская ратуша» довольно ясно демонстрируют причины успеха творческого альянса мастерской «Евгений Герасимов и партнеры» и бюро nps tchoban voss. Декларируемые идеи открытости власти, прозрачности процессов управления городом, формирования антропоцентричной городской среды не просто правильны и модны, а, можно сказать, горячо желаемы. При этом откровенно имперский характер создаваемой архитектуры также более чем востребован. Противоречащие друг другу интенции, как это ни странно, уживаются, создавая новый мэйнстрим. Ещё две его обязательные черты: отсутствие ультрасмелых решений и целый каскад самых разных исторических аллюзий, то есть статусная респектабельность архитектуры при очевидном качестве материалов и решений. Как результат – максимальное попадание в контекст эпохи.

Поставщики, технологии

Архитектор:
Евгений Герасимов
Сергей Чобан
Мастерская:
Евгений Герасимов и партнеры http://www.egp.spb.ru/
Tchoban Voss Architekten
СПИЧ http://www.speech.su
Проект:
Административный и общественно-деловой комплекс «Невская ратуша»
Россия, Санкт-Петербург, ул. Новгородская, д. 20а; Дегтярный переулок, д. 11

Авторский коллектив:
Руководители авторского коллектива: Герасимов Е.Л., Чобан С.Э.
Главные архитекторы проекта: Петрова З.В., Комалдинова Т.А.

ООО «Евгений Герасимов и партнеры»
Руководитель проекта: Е.Л. Герасимов
Главные архитекторы проекта: Петрова З.В., Комалдинова Т.А.
Архитекторы: Е.А. Резникова, И.Г. Бахорина, Н.П. Безбородова, А.Г. Гвоздик, Т.В. Кузнецова, О.В. Манов, М.Е. Орлова-Шейнер, О.В. Трунова, Д.С. Прудникова, Я.Е. Серебрякова
Главный конструктор: М.Я. Резниченко
Руководители групп конструкторов: С.В. Рыжова, А.А. Прокофьев, Н.В. Алексеева
Конструкторы: Д.А. Астапчик, Д.О. Григорьев, Е.А. Пантелеева, Е.Н. Пестова, Т.Р. Помазан, Т.Е. Смирнова, Н.В. Богданова, К.В. Иванова, А.Н. Рыбаков, Е.С. Яковлева, П.С. Култышев, И.Е. Андреев, Т.Р. Горшкалева, В.Ю. Антонов, С.В. Кучин
Генплан: А.С. Титова, Е.Н. Кузнецова

nps tchoban voss
Руководитель проекта: С. Чобан
Руководитель группы архитекторов: В. Каширина
Архитекторы: Ф. Шольц, П. Земсков

SPEECH
Руководитель проекта: С. Чобан
Архитекторы: В. Казуль, А. Перлич, С. Арутюнов, О. Берлянд, А.Боранбаева, М. Гришанов, Т. Жукова, А. Кабанов, А. Козырева, М. Кузнецкая, М. Кутовски, Ю. Лаврова, А. Лисицын, Т. Локтева, Т. Любимова, О. Никитина, А. Плотникова, Л. Панасенко, Е. Плужник, М. Рассказова, Е. Сенникова, К. Скуднова, А. Тычинина, А. Хмеленина, Я. Шестихина, С. Шилова

ООО ПКП «Вэлко-2000» (раздел КМД).

Инженерные разделы: ОАО «Проектсервис СПб»-ПТИ.
Главный инженер проекта: Маликов В.Н.

2006 — 2010 / 2010 — 2016

06 Февраля 2017

Анна Старостина

Автор текста:

Анна Старостина
NEVA HAUS – узорчатые шкатулки на Неве
Отличительной особенностью комплекса NEVA HAUS являются необычные фасады из кирпича: кирпич от «ЛСР. Стеновые» стал материалом, который подчеркивает индивидуальность каждого из корпусов нового комплекса, делая его уникальным.
Маршрут построен
При поддержке фонда DICTUM FACTUM вышел в свет путеводитель по новейшей архитектуре Санкт-Петербурга, составленный Анной Мартовицкой. Делимся впечатлениями о книге.
Три в одном
Дом на Тележной улице, построенный по проекту мастерской «Евгений Герасимов и партнеры» всего в паре шагов от Невского проспекта, визуально делится на три самостоятельных объекта. Так архитекторы сохраняют масштаб исторической улицы и преодолевают недостатки вытянутого участка.
Градсовет Петербурга 25.05.2022
Градсовет рассмотрел дом от Евгения Герасимова на Петроградской стороне и жилой квартал на Пулковском шоссе от Сергея Орешкина. Обе работы получили поддержку экспертов, но прозвучало мнение о проблемах с масштабом и разнообразием в новой застройке.
Градсовет Петербурга 26.04.2022
Градсовет обсудил два масштабных проекта северной столицы: застройку второй половины намыва Васильевского острова жилыми кварталами и перенос основной части Санкт-Петербургского государственного университета в город Пушкин.
Снег на красном
Дом на Миргородской улице по проекту мастерской Евгения Герасимова завершает ансамбль площади вокруг Феодоровского собора и рассказывает три истории: о русской старине, классическом Петербурге и современной архитектуре в их контексте.
Буян и суд
Новость об отмене парка Тучков буян уже неделю занимает умы петербуржцев. В отсутствие каких-либо серьезных подробностей, мы поговорили о ситуации с архитекторами парка и судебного квартала: Никитой Явейном и Евгением Герасимовым.
Градсовет Петербурга 14.01.2022
На днях состоялся первый после смены председателя КГА и главного архитектора Петербурга градостроительный совет. На нем рассматривались: доработанный вариант реконструкции «Фрунзенской», жилой комлпекс на месте «Ленэкспо» и очередная LEGENDA Евгения Герасимова. Также были представлены новые лица в составе совета.
Год 2021: что говорят архитекторы
Вот и наш новый опрос по итогам 2021 года. Ответили 35 архитекторов, включая главных архитекторов Москвы и области. Обсуждают, в основном, ГЭС-2: все в восторге, хотя критические замечания тоже есть. И еще почему-то много обсуждают минимализм, нужен и полезен, или наоборот, вреден и скоро закончится. Всем хорошего 2022 года!
Эстакада в акварели
К 100-летнему юбилею Владимира Васильковского мастерская Евгения Герасимова вспоминает Ушаковскую развязку, в работе над которой принимал участие художник-архитектор. Показываем акварели и эскизы, в том числе предварительные и не вошедшие в финальный проект, и говорим о важности рисунка.
Бинарная оппозиция
Рассматриваем довольно редкий случай – две постройки Евгения Герасимова на одной улице с разницей в пять лет, на примере которых удобно рассуждать об общих подходах и принципах мастерской.
Точка отсчета
Здесь мы рассматриваем два ретро-объекта: одному 20 лет, другому 25. Один из них – первые в истории Петербурга таунхаусы, другой стал первым примером элитного жилья на Крестовском острове. Оба – от бюро «Евгений Герасимов и партнеры».
Фриланс у реки
Коворкинг по проекту бюро «Евгений Герасимов и партнеры» завершает ансамбль Аптекарской набережной и предлагает комфортное рабочее пространство с видом на Большую Невку. В числе прочего показываем рабочие эскизы, которые помогли найти броскую форму, соответствующую духу места.
Превращение мансарды
Для «Петровского квартала» бюро «Евгений Герасимов и партнеры» воспользовались окнами VELUX Cabrio, которые позволяют одним движением руки превратить мансарду в небольшую террасу.
Градсовет удаленно 2.07.2020
Рельсы как основа композиции, компиляция как архитектурный прием и неудавшееся обсуждение фонтана на очередном градсовете, прошедшем в формате видеотрансляции.
Обратный отсчет
Проект мастерской «Евгений Герасимов и партнеры» для московского Ленинградского проспекта: самое высокое здание в портфолио бюро и развитие традиций сталинской архитектуры.
Изящество простоты
Микс из восточной архитектуры и принципов ленинградского градостроительства: как мастерская «Евгений Герасимов и партнеры» поднимает планку для массового жилья.
Видный дом
Art View House на открыточном «перекрестке» Мойки и Крюкова канала – еще один эксперимент бюро «Евгений Герасимов и партнеры» с неоклассикой, а также аккуратное завершение архитектурной панорамы в центре города.
Новое воспоминание
«Русский дом» мастерской «Евгений Герасимов и партнеры» – одна из самых заметных и тепло встреченных новостроек в центре Петербурга. Разбираемся, из чего он состоит и в чем секрет успеха.
Краеугольные преобразования
Концепция развития «Красного треугольника» от мастерской «Евгений Герасимов и партнеры» отвечает на вопрос о том, как архитектурными средствами превратить депрессивную территорию в инвестиционно привлекательную. Основные идеи – многообразие функций и большое общественное пространство.
Воля к разнообразию
ЖК «Европа Сити» оживил как минимум три вещи: бывшую промышленную территорию на окраине Петроградской стороны, классические приемы построения городской застройки и устоявшиеся представления о панельной архитектуре.
Репрезентативная выборка
Семь архитекторов Петербурга – о завершившейся на днях биеннале, защите рынка и открытости, разных поколениях, и о традициях фестиваля, организуемого ОАМ.
Между прошлым и будущим
ЖК Futurist балансирует на грани постконструктивизма и ар-деко, аккуратно вписываясь в респектабельную застройку Петроградской стороны. Но основная его задача – раскрыть здание Левашовского хлебозавода и тем самым вдохнуть в него жизнь.
Похожие статьи
Образцовая адаптация
В Новосибирске завершилось строительство школы, проект которой имеет шансы стать новым стандартом для образовательных учреждений. Бюро SVESMI и компания Брусника начали с проработки технического задания, отвечающего современным педагогическим практикам, а затем предложили оптимальную планировку, универсальные помещения и сдержанный, но выразительный облик в духе амстердамского объединения.
Здание на все случаи жизни
В Амстердамском научном парке открылся корпус офисов и лабораторий Matrix ONE по проекту MVRDV. Он рассчитан на будущие изменения функции, минимальное потребление ресурсов, а в конце срока службы – на вторичное использование его компонентов.
Рельеф как логотип
В основе проекта выставочного павильона для Чунцина – абрис стрелки Янцзы и Цзялинцзян – рек, на которых стоит город.
Terra incognita
Гостиничный комплекс на 800 номеров, спроектированный Гинзбург Архитектс, предлагает Анапе фрагмент упорядоченной городской среды, сохраняющей курортный дух. Авторы уходят от традиционных белых фасадов, обращаясь к античному периоду истории места и даже архаике, находя вдохновение в цвете красной глины и простых, но легких формах.
Школы замкнутого цикла
Архитекторы OMA разработали деревянную модульную систему для сборных школьных зданий в Амстердаме: это позволит оперативно ликвидировать недостачу образовательных учреждений, оставшись при этом в рамках экономики замкнутого цикла.
Ковчег культуры
В качестве источников вдохновения для проекта культурного центра L’Arche в городке Вильрю парижское бюро K architectures выбрало Колизей и легендарную виллу Малапарте на острове Капри.
У подножия гор
Для высотного комплекса Upside Towers бюро GAFA подготовило проект благоустройства, который преследует три основные цели: подарить жителям небоскребов ощущение природного изобилия, соответствовать амбициям будущего «дублера Сити», а также скрыть вид на утилитарную площадку подстанции.
На работе как дома
Бывший магазин строительных товаров в Барселоне превратился в коворкинг «домашнего» формата по проекту Daniel Modòl urbanism+architecture.
Сложные условия
Архитекторы KCAP выиграли конкурс на проект жилого комплекса под Цюрихом. Речь шла о непростом окружении: промзонах и шоссе, а также заходящих на посадку самолетах.
В тон птичьего оперения
Работая над фасадами среднеэтажного жилого района в Одинцовском городском округе, архитекторы компании GENPRO скорректировали целый ряд особенностей объемно-пространственного построения, доставшихся им без права изменения, «декоративными» средствами, прежде всего, орнаментальной кирпичной кладкой, в том числе глазурованного кирпича и ритмом окон. А отправной точкой в поиске колористики послужило оперение подмосковных птиц.
Танцы с вулканом
Бюро MAD представило свой первый проект в Южной Америке: многофункциональная башня станет самым высоким зданием столицы Эквадора – Кито.
Сбалансированное решение
Жилой комплекс Balance на Рязанском проспекте – один из масштабных, сравнительно экономных московских комплексов. Его первая очередь уже построена и благоустроена, работа с другими в процессе. Тем не менее он наделен целостной внутренней логикой, которая основана на равновесии функций, высотности, даже образного и объемно-пространственного построения. Предложенные решения узнаваемы и лаконичны, так что каждое из них авторы свели к графическому «логотипу». Чтобы увидеть все – надо долистать до конца.
Каменные кубики
Многоквартирный дом Ziel для Монтевидео, спроектированный MVRDV, задуман как серия облицованных камнем разных пород блоков-вилл.
Деревянный треугольник
Новая штаб-квартира чешской деревообрабатывающей компании Kloboucká lesní от бюро Mjölk наглядно демонстрирует экологически безопасный подход к ведению подобного рода бизнеса в современном мире.
Свято место
Архитекторы АБ ASADOV взялись в Омске за очень сложную задачу: концепцию общественно-жилого комплекса с реконструкцией здания первой в городе ТЭЦ, прямо у границы бывшей омской крепости. Для этой территории было сделано уже немало проектов, а дискуссия вокруг жилой функции участка идет очень ожесточенная. Рассматриваем проект, его суть – в развитии городской ткани среднего масштаба, подходящей для исторического центра. Изучаем и дискуссию. Вот что интересно: спасет она место или погубит?
«Устойчивая» жизнь
В Нанкине строится многофункциональный комплекс по проекту UNStudio, где собраны вместе офисы, жилье, филиал знаменитого арт-центра и общественные пространства у воды.
Дом-диплом
Студенты-магистры Каталонского института прогрессивной архитектуры (IAAC) в качестве дипломной работы спроектировали и реализовали павильон из инженерного дерева для наблюдения за фауной в барселонском природном парке Кольсерола.
Библиотека-базилика
Бюро Wutopia Lab превратило недостроенное здание по проекту Дэвида Чипперфильда в самую популярную библиотеку в Шанхае.
Занавес на парижском «болоте»
Жак Муссафир реконструировал небольшое здание 1970-х в историческом квартале Марэ в Париже: банальный уличный фасад получил подвижный многосоставный занавес с древовидным рисунком от нидерландской студии Inside Outside.
Грот многоликий
Небольшое, на первый взгляд невзрачное, полуразрушевшееся и даже не очень древнее здание – Грот в Саду имени Баумана – АБ «Народный архитектор» отреставрировало со всей тщательностью, применимой к памятнику наследия. Сохранили романтическую привлекательность руины, добавили медийное содержание, исследовали каскадный фонтан, который, как оказалось полностью сохранился. Это целая история, рассказываем.
Первый среди равных
Здание детского сада в Белоярском – не просто еще один пример современного образовательного пространства. Его проектирование началось давно, расположен он на Крайнем Севере, и еще он государственный, подчиняется нормативам, и на стройке пришлось экономить (ну да это как всегда). Но форма получилась актуальной, планировки современными, по ощущениям – он очень свеж. Проект планируют тиражировать.
Дворец под фонтаном
Завершилась реконструкция дворца-музея Лоо в нидерландском Апелдорне: бюро KAAN разместило под центральным двором торжественные залы, не уступающие историческим, а во дворе – фонтан.
Технологии и материалы
Типовое, но не шаблонное
Стилистически органичный дизайн потолка московского метрополитена из комбинации типовых декоративных и технических элементов, которые уже неоднократно использовались в других дизайн проектах. Стандартизированные варианты упорядочивают пространство, при этом проектировщикам удалось достигнуть неповторимого аутентичного шарма подземки.
МАФы «Хоббики»: от чугунных до умных
«Хоббика» производит малые архитектурные формы с 2008 года. Директор компании Максим Артеменко рассказал Архи.ру о пути от гаража до металло- и деревообрабатывающего цехов, сотрудничестве с архитекторами, а также о последних трендах. Все популярнее становятся авторские и крупные формы – беседки и навесы, а на подходе скамейки и урны, собирающие статистику.
Кирпичная перспектива
Компания «КИРИЛЛ» представит на «АРХ Москве» стенд с инсталляциями из ригельных кирпичей Кирово-Чепецкого завода, как размышление на главную тему фестиваля
Временно постоянное
Американское бюро Ennead Architects завершило реставрацию купола собора Иоанна Богослова в Нью-Йорке. Уникальная конструкция получила защитную оболочку из меди.
Проект Knauf Ceiling Solutions – знаменитая израильская клиника...
Команда Knauf Ceiling Solutions предложила для филиала клиники «Хадасса» в Москве неизменно функциональные и одновременно с тем разнообразные потолочные системы. Каждая из них даёт исчерпывающий ответ на конкретный запрос прогрессивного медицинского учреждения, а в комплексе они помогают сформировать оптимальные интерьеры, в которых комфортно всем: и персоналу, и пациентам.
От радиоприемников до фасадов музея: изобретателю...
В XX веке HPL-пластик совершил революцию в дизайне! С Formica работают звездные архитектурные бюро Фрэнка Гери, Бернара Чуми, Рафаэля Виньоли, Захи Хадид, Нормана Фостера, а каждый сезон появляются новые поверхности, декоры, задающие тренды в оформлении частных и общественных интерьеров.
Изящная и легкая
Технология 3D-печати, разработанная в Мичиганском университете, позволила уменьшить вес бетонной конструкции на 72%, сохранив ее прочность.
7 правил уличной мебели
В чем польза и важность уличной мебели? Достаточно ли сделать ее красивой, чтобы люди чувствовали себя комфортно? Разбираемся в теме вместе с компанией «Хоббика» – ведущим производителем мафов для городского благоустройства
Свет для будущих поколений
Компания SWG | Светодиодное освещение оборудовала специализированную учебную лабораторию при Московском государственном строительном университете и запустила совместную с вузом программу обучения профессионалов интерьерного освещения.
Благородный металл
Сегодня парадные лобби жилых комплексов – это отдельное произведение дизайнерского искусства. Рассказываем, как в их оформлении используется продукция компании HÖGER – производителя уникальных интерьерных деталей из металла
Компания Hilti усиливает локальное производство
Øglaend System, подразделение группы компаний Hilti, производит кабеленесущие системы, которые можно использовать на объектах любой сложности: от нефтяных платформ до торговых центров. Генеральный директор Дмитрий Клименко рассказал Архи.ру о расширении производства в Санкт-Петербурге и запуске новых линеек для фасадных систем Hilti.
Скрафтить площадку
На примере игровых комплексов «Хоббики» – лидера в производстве уличной мебели – рассказываем, в чем преимущества крафтового подхода к оборудованию детских площадок
Приглашение на танец
Компания «Новые Горизонты» разработала несколько серий игровых комплексов, которые можно адаптировать под особенности той или иной площадки. Рассказываем о гибкости решений на примере комплекса «Танцующие домики».
Формула надежности. Инновационная фасадная система...
В компании HILTI нашли оригинальное решение для повышения надежности фасадов, в особенности с большими относами облицовки от несущего основания. Пилоны, пилястры и каннелюры теперь можно выполнять без существенного увеличения бюджета, но не в ущерб прочности и надежности
МасТТех: успехи 2022 года
Кроме каталога готовой продукции, холдинг МасТТех и конструкторское бюро предприятия предлагают разработку уникальных решений. Срок создания и внедрения составляет 4-5 недель – самый короткий на рынке светопрозрачных конструкций!
Сейчас на главной
Шпайхеры на Преголи
В Калининграде завершилось строительство жилого комплекса «Рыбная деревня 2». Рассказываем о трансформации проекта от конкурсного эскиза до реализации.
Гараж-гараж
Вчера в Москве перезентовали проект Юрия Григоряна, посвященный приспособлению грузового гаража на Новорязанской улице, построенного по проекту Константина Мельникова, для Музея транспорта Москвы. Он предполагает реставрацию памятника, новый подземный этаж и новый вход, парк. Реализация, надо сказать, уже идет полным ходом.
За общим столом
В Лондоне открывается 22-й по счету летний павильон галереи «Серпентайн». В этот раз он посвящен еде – и всем остальным ресурсам.
Дома у озера
Согласован проект жилого комплекса, спроектированного DNK ag в Казани. Он малоэтажный, секции решены как отдельные объемы, объединенные стилобатом. Все как любят DNK: деликатно и как-то даже лирично, особенно там, где двор выходит к озеру.
Аграрные истории
LUO studio реконструировало Шаянский музей рапса: из скромного учреждения при заводе он трансформировался в современное выставочное пространство, не потерявшее связь с локальными традициями.
Александру Скокану 80 лет
Сегодня, 4 июня, исполняется 80 лет Александру Скокану, партнеру-основателю бюро «Остоженка», автору, который участвовал и в поисках НЭРа, и в становлении постсоветской архитектуры. Публикуем поздравление от Карена Бальяна – и присоединяемся к нему.
Арх Москва: награды 2023
Вспоминаем Арх Москву, публикуем список награжденных, кое-что комментируем, кое о чем рассуждаем. Обсуждаем, в том числе со специалистом по мусульманской архитектуре, разрыв шаблона, организованный на выставке АБ «Цимайло, Ляшенко и Партнеры». Ну, и заодно предлагаем небольшой фоторепортаж.
Полземли
В центре Милана в галерее Antonia Jannone Disegni di Architettura открылась выставка акварелей и макетов Стивена Холла. Экспозиция визуализирует размышления мастера об ответственности архитектурного процесса перед природой.
Дом на вырост
Дом для старта самостоятельной жизни подростка построили в Ленинградской области рядом со «взрослым» коттеджем. Команда проекта постаралась сделать его вневременным и органичным окружению – кусочку леса с высокими соснами и черничниками.
Образцовая адаптация
В Новосибирске завершилось строительство школы, проект которой имеет шансы стать новым стандартом для образовательных учреждений. Бюро SVESMI и компания Брусника начали с проработки технического задания, отвечающего современным педагогическим практикам, а затем предложили оптимальную планировку, универсальные помещения и сдержанный, но выразительный облик в духе амстердамского объединения.
Пресса: Архитектура под санкциями: что стало с проектами ушедших...
За последний год многие именитые архитектурные бюро заявили о приостановке деятельности в России. По большинству из проектов иностранные архитекторы выполнили основную часть работы, но некоторым пришлось искать замену.
Микроблагоустройство
Пять проектов, которые меняют городские пространства малыми средствами: студенческий дворик, пандус для любителей шведской ходьбы, площадь рек, дворик с птицами и асфальтовый памп.
Нейрокапром или как сделать плохо специально
Преподаватели и студенты кафедры средового дизайна РАНХиГС провели эксперимент с нейросетью Stable Diffusion, пытаясь воспроизвести вернакулярную архитектуру, советский модернизм и капром. Результаты интересные: чем более обыденна архитектура, тем реальнее ее «слепки», а вот капром искусственному интеллекту пока что не по зубам. Предлагаем убедиться.
Здание на все случаи жизни
В Амстердамском научном парке открылся корпус офисов и лабораторий Matrix ONE по проекту MVRDV. Он рассчитан на будущие изменения функции, минимальное потребление ресурсов, а в конце срока службы – на вторичное использование его компонентов.
Пресса: Черная, кубическая, на воде: в Казани обсуждают новый...
Страсти вокруг Соборной мечети продолжают кипеть в Казани. После того, как недавно стало известно о перемене места для строительства грандиозного сооружения, внезапно возник и новый проект мечети, представленный на выставке в Москве. Как заявили столичные архитекторы - авторы проекта, на котором мечеть представлена в виде стоящего на воде черного параллелепипеда, их творение уже одобрил глава Татарстана Рустам Минниханов.
Прямая кривая
В последний день мая в Москве откроется биеннале уличного искусства Артмоссфера. Один из участников Филипп Киценко рассказывает, почему архитектору интересно участвовать в городских фестивалях, а также показывает свой арт-объект на Таможенном мосту.
Арх Москва 2023: впечатления
Арх Москва, как никогда большая, завершила свою работу. Темой этого года стали «Перспективы», которые многие участники связали с цифровым ренессансом. Во время работы выставки мы активно освещали ее в социальных сетях, а теперь собрали все наблюдения в одном материале.
Белый верх, черный низ
Тотан Кузембаев показывает на Арх Москве юбилейную выставку в честь своего 70-летия. Она состоит из графических работ на стендах форме латинской цифры X и, как солнечные часы, отсчитывает время. Публикуем текст Андрея Иванова – давнего исследователя творчества Тотана, – с авторским взглядом на выставку.
Рельеф как логотип
В основе проекта выставочного павильона для Чунцина – абрис стрелки Янцзы и Цзялинцзян – рек, на которых стоит город.
Пресса: Синхронизация таланта и реальности: топ-30 самых успешных...
Оценивать и описывать архитектурные бюро с точки зрения бизнеса оказалось непросто, но увлекательно. Исследовательская команда F Research погрузилась в изучение критериев успеха в индустрии и сбор данных. Результатом стал ренкинг — топ-30 самых успешных архитектурных бюро столицы.
Линия Елизаветы
Александр Змеул – автор, который давно и профессионально занимается историей и проблематикой архитектуры метро и транспорта в целом, – рассказывает о новой лондонской Линии Елизаветы. Она открылась ровно год назад, в нее входит ряд станцией, реализованных ранее, а новые проектировали, в том числе, Гримшо, Вилкинсон и Мак Аслан. В каких-то подходах она схожа, а в чем-то противоположна мега-проектам развития московского транспорта. Внимание – на сравнение.
Школы замкнутого цикла
Архитекторы OMA разработали деревянную модульную систему для сборных школьных зданий в Амстердаме: это позволит оперативно ликвидировать недостачу образовательных учреждений, оставшись при этом в рамках экономики замкнутого цикла.
Тезисы Арх Москвы
За спецпроект Арх Москвы «Тезисы» в этом году отвечает бюро GAFA. Посетителей ждут восемь архитектурных инсталляций, которые раскроют основную тему выставки «Перспективы» под новым углом. Кураторы срежиссировали интересные коллаборации и обещают «огненный идеологический коктейль».
Terra incognita
Гостиничный комплекс на 800 номеров, спроектированный Гинзбург Архитектс, предлагает Анапе фрагмент упорядоченной городской среды, сохраняющей курортный дух. Авторы уходят от традиционных белых фасадов, обращаясь к античному периоду истории места и даже архаике, находя вдохновение в цвете красной глины и простых, но легких формах.
Ковчег культуры
В качестве источников вдохновения для проекта культурного центра L’Arche в городке Вильрю парижское бюро K architectures выбрало Колизей и легендарную виллу Малапарте на острове Капри.