Прозрачность империи

В Петербурге завершилось строительство первой очереди административно-делового квартала «Невская ратуша» Евгения Герасимова и Сергея Чобана. Рассказываем и показываем, что получилось из синтеза классики и прозрачности.

mainImg
Архитектор:
Евгений Герасимов
Сергей Чобан
Мастерская:
Евгений Герасимов и партнеры http://www.egp.spb.ru/
Tchoban Voss Architekten
СПИЧ http://www.speech.su
Проект:
Административный и общественно-деловой комплекс «Невская ратуша»
Россия, Санкт-Петербург, ул. Новгородская, д. 20а; Дегтярный переулок, д. 11

Авторский коллектив:
Руководители авторского коллектива – Е. Герасимов, С. Чобан.
Главные архитекторы проекта – З. Петрова, Т. Комалдинова. 

Евгений Герасимов и партнеры: руководитель проекта – Е.Л. Герасимов; главные архитекторы проекта – З.В., Петрова, Т.А. Комалдинова; архитекторы – Е. Резникова, И. Бахорина, Н. Безбородова, А. Гвоздик, Т. Кузнецова, О. Манов, М. Орлова-Шейнер, О. Трунова, Д. Прудникова, Я. Серебрякова, Ф. Шольц, П. Земсков, В. Казуль, А. Перлич, С. Арутюнов, О. Берлянд, А. Боранбаева, М. Гришанов, Т. Жукова, А. Кабанов, А. Козырева, М. Кузнецкая, М. Кутовски, Ю. Лаврова, А. Лисицын, Т. Локтева, Т. Любимова, О. Никитина, А. Плотникова, Л. Панасенко, Е. Плужник, М. Рассказова, Е. Сенникова, К. Скуднова, А. Тычинина, А. Хмеленина, Я. Шестихина, С. Шилова; главный конструктор – М. Резниченко; руководители групп конструкторов – С. Рыжова, А. Прокофьев, Н. Алексеева; конструкторы – Д. Астапчик, Д. Григорьев, Е. Пантелеева, Е. Пестова, Т. Помазан, Т. Смирнова, Н. Богданова, К. Иванова, А. Рыбаков, Е. Яковлева, П. Култышев, И. Андреев, Т. Горшкалева, В. Антонов, С. Кучин; генплан – А. Титова, Е. Кузнецова.

Tchoban Voss Architekten: руководитель проекта – С. Чобан; руководитель группы архитекторов –В. Каширина; архитекторы – Ф. Шольц, П. Земсков

СПИЧ: руководитель проекта – С. Чобан; архитекторы: В. Казуль, А. Перлич, С. Арутюнов, О. Берлянд, А.Боранбаева, М. Гришанов, Т. Жукова, А. Кабанов, А. Козырева, М. Кузнецкая, М. Кутовски, Ю. Лаврова, А. Лисицын, Т. Локтева, Т. Любимова, О. Никитина, А. Плотникова, Л. Панасенко, Е. Плужник, М. Рассказова, Е. Сенникова, К. Скуднова, А. Тычинина, А. Хмеленина, Я. Шестихина, С. Шилова

Раздел КМД – ПКП «Вэлко-2000». Инженерные разделы – ОАО «Проектсервис СПб»-ПТИ, главный инженер проекта – В.Н. Маликов

2006 — 2010 / 2010 — 2025
Амбициозный проект стартовал еще в 2007 году, когда «Евгений Герасимов и партнеры» и nps tchoban voss выиграли международный конкурс на проектирование нового «дома» для администрации города (см. наш рассказ о первоначальном, конкурсном проекте и о его изменениях после кризиса). Главная цель проекта – собрать в одном месте различные службы и департаменты, до этого разбросанные по разным особнякам. Следующим шагом стала попытка вписать административное здание и работу чиновников в повседневную жизнь города.
Административный и общественно-деловой комплекс «Невская ратуша». Постройка, 2016. Евгений Герасимов и партнеры, SPEECH, nps tchoban voss. Фотографии © Ю. Славцов

И не просто вписать, а плотно и неразрывно вплести – самым рациональным и органичным образом, сделав комплекс проницаемым для пешеходов и обильно насыщенным общественными пространствами, так, чтобы горожане могли в почти буквальном смысле наблюдать за работой администрации, свободно пересекая атриум «ратуши». 
  • Согласно одной из последних версий проекта комплекс, под который отведена территория 6 га, должен был состоять из здания горадминистрации и восьми корпусов офисного назначения: два крупных здания с внутренними дворами выстроены вдоль северной границы участка, пять корпусов поменьше формируют южный луч. Восьмой каплевидный объём размещается в широкой части треугольника внутренней площади, чья острая вершина указывает на вход в главное, девятое по счету здание собственно «ратуши». Под значительной частью территории запланирована подземная парковка. Общая площадь комплекса по завершении всех работ должна составить 370 000 м2.
    Сейчас построены три здания первой очереди: «Смольный-2» и два офисных корпуса. Ратуша сдана в эксплуатацию в марте 2016 года, но только в сентябре городская администрация приняла решение о переезде – сообщает fontanka.ru. Неизвестно, когда будут построены третья и четвёртая очереди: полгода назад ВТБ рассматривал возможность смены функции с офисной на жилую.

    Вот так весь комплекс выглядит согласно проекту 2013 года: 
Административный и общественно-деловой комплекс «Невская ратуша»
© СПИЧ
Административный и общественно-деловой комплекс «Невская ратуша». Ситуационный план
© СПИЧ
Административный и общественно-деловой комплекс «Невская ратуша»
© СПИЧ
Административный и общественно-деловой комплекс «Невская ратуша»
© СПИЧ
Административный и общественно-деловой комплекс «Невская ратуша»
© СПИЧ

Итак, ратуша, или здание городской администрации, находится в начале «луча», его внешний фасад обращен к Новгородской улице и, поверх пятиэтажной фабрики Бехли, верхние этажи ратуши смотрят на Неву, до которой отсюда два квартала: около 500 метров. Контуры здания близки к расширяющейся вглубь трапеции, но линии, которые в трапеции должны быть параллельными, слегка изогнуты, вторя едва читаемому изгибу Новгородской улицы, усиливая его, замыкая перспективу улицы при взгляде с севера и образуя перед зданием небольшую площадь.
Административный и общественно-деловой комплекс «Невская ратуша»
© Ю. Славцов
Административный и общественно-деловой комплекс «Невская ратуша»
© Ю. Славцов

Таким образом, два главных фасада ратуши оказываются изогнутыми – восточный вогнутый, западный выгнутый – кроме того, они снабжены тонкими портиками гигантского, восьмиэтажного ордера с колоннами гладкого цилиндрического сечения, без капителей, баз и каннелюр. Каменные колонны несут каменную же решетку козырька, но проемы решетки стеклянные. Получается довольно ажурно, особенно если посмотреть на колонны гигантской, экстра-готической, высоты снизу в перспективе. Так же ажурно ложатся тени. Высокий портик не защитит от дождя и солнца, он скорее обозначает своё присутствие, образуя перед зданием переходное пространство и придавая входам-выходам некоторую, довольно ненавязчивую и читаемую скорее издалека, чем вблизи, парадность.
Административный и общественно-деловой комплекс «Невская ратуша»
© Ю. Славцов
Административный и общественно-деловой комплекс «Невская ратуша»
© Ю. Славцов
Административный и общественно-деловой комплекс «Невская ратуша»
© Ю. Славцов
Административный и общественно-деловой комплекс «Невская ратуша»
© Ю. Славцов
Административный и общественно-деловой комплекс «Невская ратуша»
© Ю. Славцов
Административный и общественно-деловой комплекс «Невская ратуша»
© Ю. Славцов
Административный и общественно-деловой комплекс «Невская ратуша»
© Ю. Славцов
Административный и общественно-деловой комплекс «Невская ратуша»
© Ю. Славцов

На боковых фасадах портиков нет, вместо колонн остаются полуколонны – намёк на редуцированную версию периптера «храма городской власти». Их стройные фусты пересекаются с широкими, примерно той же ширины, что и колонны, плоскими «фризами», которые объединяют этажи попарно, оставляя больше места для стекла: так фасады оказываются расчерченными на большие квадратные клетки с тонкими, если смотреть издали, а вблизи довольно массивными перемычками, которым вторят тёмные горизонтальные полосы внутри клеток. Нижние этажи разделены чуть более дробно, что призвано гуманизировать масштаб для взгляда пешехода: здесь клетки вытягиваются по вертикали и получают дополнительные внутренние перемычки, похожие, хотя и отдалённо, на окно тюдоровского дома.
Административный и общественно-деловой комплекс «Невская ратуша»
© Ю. Славцов
Административный и общественно-деловой комплекс «Невская ратуша»
© Ю. Славцов

План ратуши напоминает Академию художеств А. Ф. Кокоринова и Ж. Б. Валлена-Деламота с её знаменитым круглым двором, но знаки переставлены: в углах тоже четыре двора, но посередине – стеклянный цилиндр крытого атриума.



В центре атриума – массивная, но блестящая ось круглого панорамного лифта с нанизанным на неё, то есть подвешенным в пространстве приплюснутым шаром телестудии. Согласно первоначальному, довольно изящному замыслу 2000-х, там должен был разместиться конференц-зал, и горожане, поднимаясь на лифте к куполу, могли бы мельком наблюдать работу городского собрания как сюжет из «Звездных войн». Но к 2013 зал заменили, в духе тенденций времени, телестудией. К ней ведут четыре моста-перехода, и при взгляде снизу получается крестообразный силуэт.
Административный и общественно-деловой комплекс «Невская ратуша»
© И. Смелов

В то же время кабинеты сотрудников горадминистрации согласно первоначальному замыслу расположились по периметру здания, так что даже прохожий сможет, впрочем опять же мельком, стать свидетелем повседневной работы чиновников. Тем более что основной пешеходный путь, прорезающий весь квартал, проходит здесь же, обеспечивая тесную связь с городом и вторя композиционной оси, обязательной для ансамбля, чьи классицирующие предпочтения вполне очевидны. Контур цилиндрического атриума состоит из помещений со стеклянными стенами, но в нижнем ярусе они опираются на круглые колонны, напоминающие колонны портика и связывающие, таким образом, внешее и внутреннее пространство. Но в интерьере круглые опоры, хотя они и выстраиваются в ротонду, напоминают не только о классике Фомина, но и о принципах Корбюзье.
Административный и общественно-деловой комплекс «Невская ратуша»
© И. Смелов
Административный и общественно-деловой комплекс «Невская ратуша»
© И. Смелов

Форма венчающего атриум плоского купола, тоже эллиптическая, вторит объему TV-студии в увеличенном виде, как будто из центра здания поднимаются вверх большие стеклянные пузыри. Дисковидная конструкция из стекла и металла сформирована двенадцатью стальными рёбрами сложной формы в нижней части 1,5 м в сечении, а в верхней уже только 40 см, и поперечными ригелями. В качестве покрытия использовано стекло SunGuard Solar Light Blue 52 фирмы Guardian, в том числе и гнутое. В верхней части вставлены солнцезащитные стекла, а в нижней – малозаметные глазу и не искажающие картинку просветленные стекла, чтобы можно было наслаждаться панорамами города не только при свете солнца, но и в вечернее время.
  • Верхняя точка купола достигает 55 метров, что заметно выше установленного высотного регламента (33/42 м). В процессе проектирования эта высотная отметка была одним из самых спорных вопросов и разрешение на строительство было дано только после скрупулёзного ландшафтного анализа. На решение повлиял тот факт, что купол как форма венчания здания – закономерная составляющая морфологии классического Петербурга; с другой стороны форма заметно неклассична и вызывает в памяти скорее приёмы позднесоветского модернизма. 
Административный и общественно-деловой комплекс «Невская ратуша»
© И. Смелов
Административный и общественно-деловой комплекс «Невская ратуша»
© Ю. Славцов
Административный и общественно-деловой комплекс «Невская ратуша»
© И. Смелов

Обилие стекла, предельно актуальное для наглядной демонстрации идей открытости власти и прозрачности управленческих процессов, наблюдается и на фасадах административного корпуса. Впрочем, символизирующее современность и прогрессивность стекло архитекторы легко сочетают с натуральным камнем и колоннадами, демонстрирующими высокий статус и респектабельность объекта – архитекторы мотивируют использование камня петербургским контекстом. В облицовке цоколя использован гранит Africa Nero, а для собственно фасадов выбрали Travertino Romano.
Административный и общественно-деловой комплекс «Невская ратуша»
© Ю. Славцов
Административный и общественно-деловой комплекс «Невская ратуша»
© Ю. Славцов

Главная сложность проекта заключалась в том, что по ходу проектирования и реализации постоянно приходилось искать какие-то дополнительные решения. Часть из них была связана с сокращением бюджета, так как стройка пришлась на кризис. – рассказывает Андрей Перлич, главный архитектор проекта со стороны архитектурного бюро SPEECH, отвечавшего за проектирование фасадов и интерьеры общественных зон. – Изначально планировалось использовать только натуральный камень. Но в условиях кризиса это оказалось слишком дорогим решением, и было найдена очень достойная альтернатива с использованием тонких пластин натурального камня и сотового алюминия».

Travertino Romano в сочетании с другими видами камня и стеклом, а также обязательное чёткое членение фасадов офисных корпусов позволяет создать ощущение ансамбля несмотря на различия архитектурных решений входящих в этот комплекс построек. «Мы с самого начала не хотели рассматривать вариант одного большого объема на участке, – говорит Евгений Герасимов, – а предлагали создать ансамбль из разных зданий: разных по функциям, немного отличающихся по материалам на фасадах, даже, может быть, построенных не в одно время, но объединенных одной градостроительной идеей и одним архитектурным приемом».

Два боковых корпуса, задающих знаковую лучевую композицию всему ансамблю, действительно вполне индивидуальны. Один крупнее, с внутренним двором, с более активным сочетанием цвета (красноватый и бежевый камень на фасаде), с пластичными широкими круглыми опорами в нижней части. Чем-то он напоминает площадь Императора Августа в Риме. Терракотово-красный цвет опор в вестибюле вторит красному цвету камня на фасадах.
Административный и общественно-деловой комплекс «Невская ратуша»
© Ю. Славцов
Административный и общественно-деловой комплекс «Невская ратуша»
© Ю. Славцов
Административный и общественно-деловой комплекс «Невская ратуша»
© И. Смелов

Второй, южный корпус меньше и внутреннего двора не имеет, зато отделан светлым камнем и получил изящный инкрустированный орнамент. Этот актуальный сегодня мотив Сергей Чобан считает характерным для советской архитектуры, напоминая об «Ажурном доме» Андрея Бурова на Ленинградском проспекте в Москве.
Административный и общественно-деловой комплекс «Невская ратуша"
© И. Смелов
Административный и общественно-деловой комплекс «Невская ратуша»
© Ю. Славцов
Административный и общественно-деловой комплекс «Невская ратуша»
© Ю. Славцов

Показательно, что в качестве образного прототипа для всего комплекса Евгений Герасимов называет работы Ивана Фомина. Но выбирает не эстетически совершенные полисемантичные дореволюционные ансамбли, созданные для Санкт-Петербурга, а бескомпромиссную и брутальную «красную дорику», лишенную не только антаблемента, но и какой-либо иронии. Там всё по-имперски серьёзно и значительно.

Как уже говорилось, важной частью проекта стала открытость и то, что сейчас принято называть урбанистической составляющей – внешние и внутренние общественные пространства. Напомним, что атриум ратуши планируется открыть для горожан и для сквозного прохода. Соответственно спланирована и вымостка треугольной площади: здесь на фоне серого гранита под острым углом пересекаются широкие тёмные линии: одни параллельны Дегтярному переулку, другие улице Моисеенко, что проявляет, как сейчас принято, скрытую логику городских случайностей и закономерностей. Помимо того рисунок каменной сетки попросту красив и в уме многих туристов восходит к площади Капитолия, оформленной Микеланджело. Зелени на площади нет – для неё отведены внутренние дворы, – зато есть выраженная перспективная игра, происходящая от того, что лучи сходятся (или расходятся, если смотреть от ратуши). Есть и отчётливое сходство с европейской площадью, каменной, с портиками в нижних этажах.
Административный и общественно-деловой комплекс «Невская ратуша». Постройка, 2016. Евгений Герасимов и партнеры, SPEECH, nps tchoban voss. Фотографии © Ю. Славцов
Административный и общественно-деловой комплекс «Невская ратуша». Постройка, 2016. Евгений Герасимов и партнеры, SPEECH, nps tchoban voss. Фотографии © Ю. Славцов
Административный и общественно-деловой комплекс «Невская ратуша». Постройка, 2016. Евгений Герасимов и партнеры, SPEECH, nps tchoban voss. Фотографии © Ю. Славцов
Административный и общественно-деловой комплекс «Невская ратуша»
© Ю. Славцов
Административный и общественно-деловой комплекс «Невская ратуша»
© Ю. Славцов

В то же время центр площади оживлён фонтаном, а в точке перспективного схода фасад ратуши смотрится совсем не так, как со стороны Новгородской улицы: там преобладает ряд вертикалей, здесь же они в прямой проекции превращаются в очень спокойную решетку простых квадратов, вновь возвращающую нас к экспериментам 1930-х со сдержанной, «клетчатой» классикой. Что меняет не только масштаб, но и характер пространства площади, приводя различия между зданиями по сторонам площади к симметричной, регулярной клетке, как будто раскладывая всё по полочкам.
Административный и общественно-деловой комплекс «Невская ратуша»
© Ю. Славцов
Административный и общественно-деловой комплекс «Невская ратуша». Постройка, 2016. Евгений Герасимов и партнеры, SPEECH, nps tchoban voss. Фотографии © Ю. Славцов
Административный и общественно-деловой комплекс «Невская ратуша». Постройка, 2016. Евгений Герасимов и партнеры, SPEECH, nps tchoban voss. Фотографии © Ю. Славцов

«Хотелось бы, чтобы проект всё же был доведен до конца, – продолжает Герасимов, – тогда появится и уютная внутренняя площадь, которая создавалась нами как опорная точка развития всего района, пока, к сожалению, довольно депрессивного. Поставленные на красную линию остальные офисные корпуса и гостиница окончательно сформируют внешнюю жёсткую планиметрию квартала, каплевидный корпус замкнет мощёную площадь с фонтаном, а кафе, магазины, фитнес-центры на первых этажах, и также крытые галереи вдоль внутренних фасадов превратят её в комфортное городское пространство, вполне типичное для европейских городов: можно вспомнить площадь Вогезов в Париже, Сан-Марко в Венеции или Пласа-Майор в Мадриде».
Административный и общественно-деловой комплекс «Невская ратуша». Постройка, 2016. Евгений Герасимов и партнеры, SPEECH, nps tchoban voss. Фотографии © Ю. Славцов

Когда начнется строительство второй очереди комплекса и будет ли вообще завершен задуманный городской ансамбль, на данный момент неизвестно. Но три уже построенных здания административно-делового квартала «Невская ратуша» довольно ясно демонстрируют причины успеха творческого альянса мастерской «Евгений Герасимов и партнеры» и бюро nps tchoban voss. Декларируемые идеи открытости власти, прозрачности процессов управления городом, формирования антропоцентричной городской среды не просто правильны и модны, а, можно сказать, горячо желаемы. При этом откровенно имперский характер создаваемой архитектуры также более чем востребован. Противоречащие друг другу интенции, как это ни странно, уживаются, создавая новый мэйнстрим. Ещё две его обязательные черты: отсутствие ультрасмелых решений и целый каскад самых разных исторических аллюзий, то есть статусная респектабельность архитектуры при очевидном качестве материалов и решений. Как результат – максимальное попадание в контекст эпохи.

Поставщики, технологии

Архитектор:
Евгений Герасимов
Сергей Чобан
Мастерская:
Евгений Герасимов и партнеры http://www.egp.spb.ru/
Tchoban Voss Architekten
СПИЧ http://www.speech.su
Проект:
Административный и общественно-деловой комплекс «Невская ратуша»
Россия, Санкт-Петербург, ул. Новгородская, д. 20а; Дегтярный переулок, д. 11

Авторский коллектив:
Руководители авторского коллектива – Е. Герасимов, С. Чобан.
Главные архитекторы проекта – З. Петрова, Т. Комалдинова. 

Евгений Герасимов и партнеры: руководитель проекта – Е.Л. Герасимов; главные архитекторы проекта – З.В., Петрова, Т.А. Комалдинова; архитекторы – Е. Резникова, И. Бахорина, Н. Безбородова, А. Гвоздик, Т. Кузнецова, О. Манов, М. Орлова-Шейнер, О. Трунова, Д. Прудникова, Я. Серебрякова, Ф. Шольц, П. Земсков, В. Казуль, А. Перлич, С. Арутюнов, О. Берлянд, А. Боранбаева, М. Гришанов, Т. Жукова, А. Кабанов, А. Козырева, М. Кузнецкая, М. Кутовски, Ю. Лаврова, А. Лисицын, Т. Локтева, Т. Любимова, О. Никитина, А. Плотникова, Л. Панасенко, Е. Плужник, М. Рассказова, Е. Сенникова, К. Скуднова, А. Тычинина, А. Хмеленина, Я. Шестихина, С. Шилова; главный конструктор – М. Резниченко; руководители групп конструкторов – С. Рыжова, А. Прокофьев, Н. Алексеева; конструкторы – Д. Астапчик, Д. Григорьев, Е. Пантелеева, Е. Пестова, Т. Помазан, Т. Смирнова, Н. Богданова, К. Иванова, А. Рыбаков, Е. Яковлева, П. Култышев, И. Андреев, Т. Горшкалева, В. Антонов, С. Кучин; генплан – А. Титова, Е. Кузнецова.

Tchoban Voss Architekten: руководитель проекта – С. Чобан; руководитель группы архитекторов –В. Каширина; архитекторы – Ф. Шольц, П. Земсков

СПИЧ: руководитель проекта – С. Чобан; архитекторы: В. Казуль, А. Перлич, С. Арутюнов, О. Берлянд, А.Боранбаева, М. Гришанов, Т. Жукова, А. Кабанов, А. Козырева, М. Кузнецкая, М. Кутовски, Ю. Лаврова, А. Лисицын, Т. Локтева, Т. Любимова, О. Никитина, А. Плотникова, Л. Панасенко, Е. Плужник, М. Рассказова, Е. Сенникова, К. Скуднова, А. Тычинина, А. Хмеленина, Я. Шестихина, С. Шилова

Раздел КМД – ПКП «Вэлко-2000». Инженерные разделы – ОАО «Проектсервис СПб»-ПТИ, главный инженер проекта – В.Н. Маликов

2006 — 2010 / 2010 — 2025

06 Февраля 2017

Петербург vs Рим
Центр Петербурга, как известно, священен, – но мало кто всерьез знает, где он начинается и заканчивается. Речь не о формальном признаке «от Обводного канала до Большой Невки», а о «вайбе», соответствующем центру города. Реализовав квартал «Невской ратуши» – по проекту, победившему в международном конкурсе – Евгений Герасимов и Сергей Чобан создали на его территории «образ центра». Причем не столько петербургского, сколько общемирового. Это ново, такого в Питере давно не было... Изучаем атмосферу, вспоминаем прообразы, в том числе раздумываем о том, кто и когда назвал Петербург новым Римом. Не зря, получается, идея-то живет.
Всё по плану
Международная премия THE PLAN Award объявила короткие списки финалистов. В пяти различных номинациях присутствуют реализованные проекты российских бюро – сейчас за них можно проголосовать, чтобы увеличить шансы на получение приза зрительских симпатий. Некоторые, как музей «Коллекция» бюро СПИЧ уже успели отметиться в других серьезных премиях, другие менее известны – предлагаем познакомиться.
«Аристократизм, приватность, de luxe… разнообразие»
У Мытного двора в Петербурге не так давно, примерно полгода назад, сменился владелец, класс жилья, проект и архитектор. О проекте мы уже рассказывали по итогам рассмотрения на Градостроительном совете Петербурга. А сегодня беседуем с представителями девелопера о ЖК «Евгеньевский», теперь – de luxe, авторства Евгения Герасимова. Он построен на теме аристократизма и отсылках к разным видам исторической архитектуры, по части которых бюро «Евгений Герасимов и партнеры» – большие мастера.
Больше стиля
Градостроительный совет во второй раз рассмотрел проект застройки бывшего Мытного двора – теперь им занимается мастерская «Евгений Герасимов и партнеры», которая для новых корпусов предложила пять трактовок исторических стилей от английской классики до а-ля рюс. Эклектика не всем пришлась по душе, однако превалировало настроение привести наконец в порядок территорию за забором.
Островная застройка
Градсовет Петербурга вновь рассмотрел проект застройки бывшей территории «Ленэкспо». Концепцию с восстановлением двух исторических зданий, продолжением Среднего проспекта и разностилевыми жилыми группами представила мастерская «Евгений Герасимов и партнеры».
Галерея для курьера
Что думают профессионалы об интерьерах мест общего пользования в современных жилых комплексах? Вместе с выпускниками Geometrium School мы рассмотрели пять проектов: от ар-деко во всем его блеске до сдержанного северного минимализма.
Маршрут построен
При поддержке фонда DICTUM FACTUM вышел в свет путеводитель по новейшей архитектуре Санкт-Петербурга, составленный Анной Мартовицкой. Делимся впечатлениями о книге.
Три в одном
Дом на Тележной улице, построенный по проекту мастерской «Евгений Герасимов и партнеры» всего в паре шагов от Невского проспекта, визуально делится на три самостоятельных объекта. Так архитекторы сохраняют масштаб исторической улицы и преодолевают недостатки вытянутого участка.
NEVA HAUS – узорчатые шкатулки на Неве
Отличительной особенностью комплекса NEVA HAUS являются необычные фасады из кирпича: кирпич от «ЛСР. Стеновые» стал материалом, который подчеркивает индивидуальность каждого из корпусов нового комплекса, делая его уникальным.
Градсовет Петербурга 25.05.2022
Градсовет рассмотрел дом от Евгения Герасимова на Петроградской стороне и жилой квартал на Пулковском шоссе от Сергея Орешкина. Обе работы получили поддержку экспертов, но прозвучало мнение о проблемах с масштабом и разнообразием в новой застройке.
Градсовет Петербурга 26.04.2022
Градсовет обсудил два масштабных проекта северной столицы: застройку второй половины намыва Васильевского острова жилыми кварталами и перенос основной части Санкт-Петербургского государственного университета в город Пушкин.
Снег на красном
Дом на Миргородской улице по проекту мастерской Евгения Герасимова завершает ансамбль площади вокруг Феодоровского собора и рассказывает три истории: о русской старине, классическом Петербурге и современной архитектуре в их контексте.
Буян и суд
Новость об отмене парка Тучков буян уже неделю занимает умы петербуржцев. В отсутствие каких-либо серьезных подробностей, мы поговорили о ситуации с архитекторами парка и судебного квартала: Никитой Явейном и Евгением Герасимовым.
Градсовет Петербурга 14.01.2022
На днях состоялся первый после смены председателя КГА и главного архитектора Петербурга градостроительный совет. На нем рассматривались: доработанный вариант реконструкции «Фрунзенской», жилой комлпекс на месте «Ленэкспо» и очередная LEGENDA Евгения Герасимова. Также были представлены новые лица в составе совета.
Год 2021: что говорят архитекторы
Вот и наш новый опрос по итогам 2021 года. Ответили 35 архитекторов, включая главных архитекторов Москвы и области. Обсуждают, в основном, ГЭС-2: все в восторге, хотя критические замечания тоже есть. И еще почему-то много обсуждают минимализм, нужен и полезен, или наоборот, вреден и скоро закончится. Всем хорошего 2022 года!
Эстакада в акварели
К 100-летнему юбилею Владимира Васильковского мастерская Евгения Герасимова вспоминает Ушаковскую развязку, в работе над которой принимал участие художник-архитектор. Показываем акварели и эскизы, в том числе предварительные и не вошедшие в финальный проект, и говорим о важности рисунка.
Бинарная оппозиция
Рассматриваем довольно редкий случай – две постройки Евгения Герасимова на одной улице с разницей в пять лет, на примере которых удобно рассуждать об общих подходах и принципах мастерской.
Точка отсчета
Здесь мы рассматриваем два ретро-объекта: одному 20 лет, другому 25. Один из них – первые в истории Петербурга таунхаусы, другой стал первым примером элитного жилья на Крестовском острове. Оба – от бюро «Евгений Герасимов и партнеры».
Фриланс у реки
Коворкинг по проекту бюро «Евгений Герасимов и партнеры» завершает ансамбль Аптекарской набережной и предлагает комфортное рабочее пространство с видом на Большую Невку. В числе прочего показываем рабочие эскизы, которые помогли найти броскую форму, соответствующую духу места.
Превращение мансарды
Для «Петровского квартала» бюро «Евгений Герасимов и партнеры» воспользовались окнами VELUX Cabrio, которые позволяют одним движением руки превратить мансарду в небольшую террасу.
Градсовет удаленно 2.07.2020
Рельсы как основа композиции, компиляция как архитектурный прием и неудавшееся обсуждение фонтана на очередном градсовете, прошедшем в формате видеотрансляции.
Обратный отсчет
Проект мастерской «Евгений Герасимов и партнеры» для московского Ленинградского проспекта: самое высокое здание в портфолио бюро и развитие традиций сталинской архитектуры.
Изящество простоты
Микс из восточной архитектуры и принципов ленинградского градостроительства: как мастерская «Евгений Герасимов и партнеры» поднимает планку для массового жилья.
Видный дом
Art View House на открыточном «перекрестке» Мойки и Крюкова канала – еще один эксперимент бюро «Евгений Герасимов и партнеры» с неоклассикой, а также аккуратное завершение архитектурной панорамы в центре города.
Похожие статьи
Полки с квартирами
При разработке проекта многоквартирного дома на озере Лиси под Тбилиси Architects of Invention вдохновлялись теоретической работой студии SITE и офортом Александра Бродского и Ильи Уткина.
Глазурованная статуэтка
В поисках образа для дома у Новодевичьего монастыря архитекторы GAFA обратились к собственному переживанию места: оказалось, что оно ассоциируется со стариной, пленэрами и винтажными артефактами. Две башни будут полностью облицованы объемной глазурованной керамикой – на данный момент других таких зданий в России нет. Затеряться не дадут и метаболические эркеры-ячейки, а также обтекаемые поверхности, парадный «отельный» въезд и лобби с видом на пышный сад.
Климатические капризы
В проекте отеля vertex для японской компании Not a Hotel бюро Zaha Hadid Architects учло все климатические условия острова Окинава вплоть до колебания качества воздуха в течение года.
Горы, рощи и родовые башни
Всесезонный курорт «Армхи» в Республике Ингушетия позиционируется как место для спокойного семейного отдыха и имеет устоявшиеся традиции, связанные с его 100-летней историей и культурой региона. Программа развития, которую подготовил Институт Генплана Москвы, сохраняет индивидуальность курорта и одновременно расширяет его программу, предлагая новые направления туристического досуга. В ближайшем будущем здесь появятся: бальнеологический центр, термальный комплекс, интерактивный музей, экстремальный парк и новые горнолыжные трассы.
Маленькая страна
Бюро «Мезонпроект» разрабатывает перспективный мастер-план кампуса МИФИ в Обнинске: в ближайшие десять лет анклавная территория площадью около 100 га, в лесу на северном краю города должна превратиться в современный центр развития атомной энергетики. Планируется привлечение иностранных студентов и специалистов, и также развитие территории: как путем реализации «замороженных» планов 1980-х годов на современном уровне, так и развитие новых тенденций – создание общественных пространств, аквапарк, фудкорт, школа и даже центря ядерной медицины. Общественные и спортивные функции планируется сделать доступными для жителей, а также связать кампус с городом.
История с тополями
Архитекторы Ofis перестроили частный дом в люблянском районе Мургл 1960-1980-х годов. Их подход позволил сохранить характерные планировочные решения, целостность и саму ДНК района.
Ловцы жемчуга
Бюро GAFA спроектировало для Дербента апарт-комплекс, который призван переключить режим человека с рабочего на курортный, а также по-хорошему встряхнуть окружающую среду. Здание предлагает сразу два образа: лаконичный со стороны города, и пышно-ажурный со стороны моря. А в центре спрятана жемчужина – открытый бассейн с аркой, звездным небом и выходом к пляжу.
Остров-спутник
Институт Генплана Москвы подготовил мастер-план развития системы островов Сарпинский и Голодный – они расположены в административных границах Волгограда и считаются одними из крупнейших в России. К 2045 году на их территории планируется реализовать 15 масштабных инвестиционных проектов, среди которых спортивный и образовательный кластеры, конгресс-центр с «Волгонариумом», кинокластер, а также 21 тематический парк. Рассказываем, какие инженерные, экологические и транспортные задачи необходимо решить, чтобы «сказка стала былью». Решения мастер-плана уже утверждены и включены в генеральный план развития города.
Крыша-головоломка
У треугольного в плане дома по проекту бюро Tetro в агломерации Белу-Оризонти крыша тоже составлена из треугольников – сплошных и остекленных.
Янтарные ворота
Жилой комплекс Amber City – один из проектов редевелопмента промышленной территории, расположенной за ТТК у станции «Беговая». Мастерская Алексея Ильина предложила оригинальный генплан, который превратил два кластера башен в торжественные пропилеи, обеспечил узнаваемый силуэт и выстроил переклички с новым высотным строительством поблизости, и справа, и слева – вписавшись, таким образом, в масштаб растущего мегаполиса. Он отмечен и собственной футуристической стилистикой, основанной на переосмысленном стримлайне.
Мост в высоту
Архитекторы UNS уверены, что их офисная башня «Мост» в Варшаве стала местом, где история в буквальном смысле встречается с будущим.
Театральный треугольник
Архитектурное бюро «Четвертое измерение» разработало проект новой сцены Магнитогорского музыкального театра, переосмыслив не только театральную архитектуру, но и роль театра в современном городе.
Сосуд для актуального искусства
Архитекторы Snøhetta реконструировали арт-центр в Дартмутском колледже на северо-востоке США в соответствии с меняющимися формами и методами творчества и преподавания.
Круги учености
В Ханчжоу завершена последняя очередь строительства нового Университета Уэстлейк. Бюро HENN организовало его кампус вокруг круглого в плане ядра.
«Корейская волна» Доминика Перро
В Сеуле реализуется крупнейший для Южной Кореи подземный объект – 6-уровневый транспортный узел с парком на крыше Lightwalk авторства Доминика Перро. Рассказываем о разнообразном контексте и сложностях воплощения этого замысла.
Луч солнца золотого
Компактное кирпично-металлическое здание на территории растущего в Выксе «Шухов-парка», кажется, впитывает в себя солнечный свет, преобразует в желтые акценты внутри и вечером «отдает» теплотой золотистого света из окон. Серьезно, очень симпатичное получилось здание: и материальное, и легкое, причем легкость внутри, материальность снаружи. Форма в нем выстроена от функции – лаконично, но не просто. Изучаем.
Арка для вентиляции
В округе Наньша в Гуанчжоу открывается спорткомплекс (стадион, крытая арена и центр водных видов спорта) по проекту Zaha Hadid Architects.
В ритме шахматной доски
Бюро SAME построило в технопарке iXcampus в парижском пригороде корпус для Школы дизайна Университета Сержи-Париж. Его фасады отделаны светлым известняком из местных карьеров.
Оперный жанр в wow-архитектуре
Два известных оперных театра, в Гамбурге и Дюссельдорфе, получат новые здания по проектам BIG и Snøhetta, соответственно; существующий дюссельдорфский театр, возведенный в 1950-х, пойдет под снос, а его «коллега» и ровесник в Гамбурге будет продан.
«Тканый» экзоскелет
Проект многоквартирного дома The Symphony Tower от Zaha Hadid Architects для Дубая вдохновлен традиционными для Аравийского полуострова народными искусствами.
Защитный «паркипелаг»
Бюро BIG создает на набережной Ист-Ривер в Нью-Йорке систему парков и спортивных площадок, которые одновременно защищают манхэттенский район Нижний Ист-Сайд от наводнений.
Бетонный мяч
MVRDV выиграли конкурс на проект спортивной арены с жильем и гостиницей для Тираны в форме сферы с диаметром более 100 м.
Пики Осетии
В Северной Осетии с нуля строится новый всесезонный туристско-рекреационный кластер «Мамисон» – уже запущен первый отрезок канатной дороги и горнолыжных трасс. Проект комплексного развития этой территории подготовил Институт Генплана Москвы: в будущем здесь появятся две туристические деревни, разнообразные по сложности трассы, санаторные комплексы, а также маршруты, которые позволят лучше узнать историко-культурное наследие региона.
Кода для кода
В Стэнфордском университете в Калифорнии открылся СоDa – новый корпус вычислительных технологий и обработки данных. Проект разработан бюро LMN Architects.
Технологии и материалы
Юбилейный год РЕХАУ
В этом году компания РЕХАУ отметила две знаковые даты – 30 лет с момента открытия первого представительства в Москве и 20 лет со дня запуска завода в поселке Гжель Московской области. За эти годы компания превратилась в одного из ключевых игроков строительного рынка и лидера оконной отрасли России, предлагая продукцию по трем направлениям: оконные технологии и светопрозрачные конструкции, инженерные системы, а также мебельные решения.
​Формула Real Brick
Минеральная плитка ручной формовки белорусского производителя Real Brick выходит на российский рынок как альтернатива европейской. Технология заводского пропила под системы НВФ позволяет экономить до 40% бюджета проекта на логистике и монтаже.
​Вертикаль, линия, сфера: приемы игровых пространств
В современных ЖК и городских парках детская площадка – все чаще полноценный архитектурный объект. На примерах проектов компании «Новые Горизонты» рассматриваем, какие типологии и приемы позволяют проектировать игровые пространства как доминанты, организующие среду и создающие идентичность места.
«Марсианская колония» на ВДНХ
Компания «Шелби», используя концептуальные идеи освоения красной планеты от Айзека Азимова и Илона Маска, спроектировала для ВДНХ необычный плейхаб. «Марсианская колония» разместится рядом с легендарным «Бураном» и будет состоять из нескольких модулей, которые предложат детям игровые сценарии и образы будущего.
Материал как метод
Компания ОРТОСТ-ФАСАД стоит у истоков фасадной индустрии. За 25 лет пройден путь от мокрых фасадов и первого в России НВФ со стеклофибробетоном до уникальных фасадов на подсистеме собственного производства, где выносы СФБ элементов превышают три метра. Разбираемся, какие технологические решения позволяют СФБ конкурировать с традиционными системами и почему выбор единого подрядчика – наилучший вариант для реализации фасадов со сложной архитектурой.
Десять новых кирпичей ModFormat
Удлиненные кирпичи с терракотовыми оттенками и новая коллекция самых узких в России кирпичей – теперь в арсенале архитекторов. О серийном производстве сложных фактур и разработке новых рассказывает исполнительный директор компании КИРИЛЛ Дмитрий Самылин.
Архитектура тишины
Создание акустического комфорта в школе – комплексная задача, выходящая за рамки простого соблюдения норм. Это проектирование самой образовательной среды, где качество звука напрямую влияет на здоровье, концентрацию и успеваемость. Разбираем, как интегрировать эффективные звукоизоляционные и звукопоглощающие решения в конструкции здания, обеспечивая соответствие СП 51.13330.2011.
Моллирование 2.0
Технология моллирования вышла на новый уровень: больше не нужно выбирать между свободой формы и прочностью закалённого стекла. АО «РСК» разработало метод гравитационного моллирования с последующим химическим упрочнением, которое снимает ключевые технические ограничения.
PRO Тепло: утеплитель, который не стареет
Долговечная и пожаробезопасная альтернатива волокнистым и полимерным утеплителям – каменный утеплитель «PRO Тепло» (D200) торговой марки «ГРАС» – легкий газобетонный блок, который создает вокруг здания прочную и долговечную теплозащитную оболочку. Разбираемся в технологии.
Безуглеродный концепт
MVRDV NEXT – исследовательское подразделение бюро – запустило бесплатный онлайн-сервис CarbonSpace для оценки углеродного следа архитектурных проектов.
Универсальная совместимость
Клинкерная плитка азербайджанского производителя Sultan Ceramic для навесных вентфасадов получила техническое свидетельство Минстроя РФ. Материал совместим с распространенными подсистемами НФС и имеет полный пакет документации для прохождения экспертизы. Разбираем характеристики и возможности применения.
Как локализовать производство в России за два года?
Еще два года назад Рокфон (бизнес-подразделение компании РОКВУЛ) – производитель акустических подвесных потолков и стеновых панелей – две трети ассортимента и треть исходных материалов импортировал из Европы. О том, как в рекордный срок удалось локализовать производство, рассказывает Марина Потокер, генеральный директор РОКВУЛ.
Город в цвете
Серый асфальт давно перестал быть единственным решением для городских пространств. На смену ему приходит цветной асфальтобетон – технологичный материал, который архитекторы и дизайнеры все чаще используют как полноценный инструмент в работе со средой. Он позволяет создавать цветное покрытие в массе, обеспечивая долговечность даже к высоким нагрузкам.
Формула изгиба: кирпичная радиальная кладка
Специалисты компании Славдом делятся опытом реализации радиальной кирпичной кладки на фасадах ЖК «Беринг» в Новосибирске, где для воплощения нестандартного фасада применялась НФС Baut.
Напряженный камень
Лондонский Музей дизайна представил конструкцию из преднапряженных каменных блоков.
LVL брус – для реконструкций
Реконструкция объектов культурного наследия и старого фонда упирается в ряд ограничений: от весовых нагрузок на ветхие стены до запрета на изменение фасадов. LVL брус (клееный брус из шпона) предлагает архитекторам и конструкторам эффективное решение. Его высокая прочность при малом весе позволяет заменять перекрытия и стропильные системы, не усиливая фундамент, а монтаж возможен без применения кранов.
Гид архитектора по нормам пожаростойкого остекления
Проектировщики регулярно сталкиваются с замечаниями при согласовании светопрозрачных противопожарных конструкций и затянутыми в связи с этим сроками. RGC предлагает решение этой проблемы – закаленное противопожарное стекло PyroSafe с пределом огнестойкости E60, прошедшее полный цикл испытаний.
Конструктор фасадов
Показываем, как устроены фасады ЖК «Европейский берег» в Новосибирске – масштабном проекте комплексного развития территории на берегу Оби, реализуемом по мастер-плану голландского бюро KCAP. Универсальным приемом для создания индивидуальной архитектуры корпусов в микрорайоне стала система НВФ с АКВАПАНЕЛЬ.
Сейчас на главной
Тонкая настройка
Бюро SUSHKOVA DESIGN создало интерьер цветочной студии в Перми, с тактом и деликатностью подойдя к пространству, чья главная ценность заключалась в обилии света и эффектности старинной кладки. Эти достоинства были бережно сохранены и даже подчеркнуты при помощи точно найденных современных акцентов.
Яркое, народное
Десятый год Wowhaus работают над новогодним украшением ГУМа, «главного», ну или во всяком случае, самого центрального, магазина страны. В этом году темой выбрали Дымковскую игрушку: и, вникнув в историю вопроса, предложили яркое, ярчайшее решение – тема, впрочем, тому прямо способствует.
Кинотрансформация
B.L.U.E. Architecture Studio трансформировало фрагмент исторической застройки города Янчжоу под гостиницу: ее вестибюль устроили в старом кинотеатре.
Вторая ось
Бюро Земля восстановило биологическую структуру лесного загородного участка и спроектировало для него пешеходный маршрут. Подняв «мост» на высоту пяти метров, архитекторы добились нового способа восприятия леса. А в центре расположили домик-кокон.
«Чужие» в городе
Мы попросили у Александра Скокана комментарий по итогам 2025 года – а он прислал целую статью, да еще и посвященную недавно начатому у нас обсуждению «уместности высоток» – а говоря шире, контрастных вкраплений в городскую застройку. Получился текст-вопрос: почему здесь? Почему так?
Подлесок нового капрома
Сообщение по письмам читателей: столовую Дома Пионеров превратили в этакий ресторанчик. Казалось бы, какая мелочь. Обратимая, скорее всего. Но она показывает: капром жив. Не остался в девяностых, а дает новую, модную, молодую поросль.
Правда без кавычек
Редакционный корпус комбината «Правда» отреставрируют, приспособив под дизайн-отель. К началу работ издательство «Кучково поле Музеон» выпустило книгу «Дом Правды. На первой полосе архитектуры» об истории знакового здания и его создателе Пантелеймоне Голосове.
Дмитрий Остроумов: «Говоря языком алхимии, мы участвуем...
Крайне необычный и нетипичный получился разговор с Дмитрием Остроумовым. Почему? Хотя бы потому, что он не только архитектор, специализирующийся на строительстве православных храмов. И не только – а это редкая редкость – сторонник развития современной стилистики в ее, пока все еще крайне консервативной, сфере. Дмитрий Остроумов магистр богословия. Так что, помимо истории и специфики бюро, мы говорим о понятии храма, о каноне и традиции, о живом и о вечном, и даже о Русском Логосе.
Фокус синергии
В Липецке прошел фестиваль «Архимет», продемонстрировавший новый формат сотрудничества архитекторов, производителей металлических конструкций и региональных властей для создания оригинальных фасадных панелей для программы реконструкции местных школ. Рассказываем о фестивале и показываем работы участников, среди которых ASADOV, IND и другие.
Коридор лиминальности
Роман Бердник спроектировал для Смоленского кладбища в Санкт-Петербурге входную группу, которая помогает посетителю настроиться на взаимодействие с пространством памяти и печали. Работа готовилась для кирпичного конкурса, но материал служит отсылкой и к жизнеописанию святой Ксении Петербургской, похороненной здесь же.
Полки с квартирами
При разработке проекта многоквартирного дома на озере Лиси под Тбилиси Architects of Invention вдохновлялись теоретической работой студии SITE и офортом Александра Бродского и Ильи Уткина.
Б – Бенуа
В петербургском Манеже открылась выставка «Все Бенуа – всё Бенуа», которая рассказывает о феномене художественной династии и ее тесной связи с Петербургом. Два основных раздела – зал-лабиринт Александра Бенуа и анфиладу с энциклопедической «Азбукой» архитектор Сергей Падалко дополнил версальской лестницей, хрустальным кабинетом и «криптой». Кураторы же собрали невероятную коллекцию предметов – от египетского саркофага и «Острова мертвых» Бёклина до дипфейка Вацлава Нижинского и «звездного» сарая бюро Меганом.
Вопрос дефиниции
Приглашенным редактором журнала Domus в 2026 станет Ма Яньсун, основатель ведущего китайского бюро MAD. 10 номеров под его руководством будут посвящены поиску нового, релевантного для 2020-х определения для понятия «архитектура».
Образы Италии
Архитектурная мастерская Головин & Шретер подготовила проект реконструкции Инкерманского завода марочных вин. Композиция решена по подобию средневековой итальянской площади, где башня дегустационного зала – это кампанила, производственно-складской комплекс – базилика, а винодельческо-экскурсионный центр – палаццо.
Климатические капризы
В проекте отеля vertex для японской компании Not a Hotel бюро Zaha Hadid Architects учло все климатические условия острова Окинава вплоть до колебания качества воздуха в течение года.
У воды и над лесом
По проекту бюро М4 набережная в городе Заречный Свердловской области раскрыла свой потенциал рекреационного пространства. Каскадная лестница соединила различные зоны территории, а также помогла отрегулировать антропогенную нагрузку на ландшафт. Пикниковые зоны и парковая инфраструктура в свою очередь снизили количество мусора.
Глазурованная статуэтка
В поисках образа для дома у Новодевичьего монастыря архитекторы GAFA обратились к собственному переживанию места: оказалось, что оно ассоциируется со стариной, пленэрами и винтажными артефактами. Две башни будут полностью облицованы объемной глазурованной керамикой – на данный момент других таких зданий в России нет. Затеряться не дадут и метаболические эркеры-ячейки, а также обтекаемые поверхности, парадный «отельный» въезд и лобби с видом на пышный сад.
От МЫСа до Маяка: лучшие проекты Подмосковья
Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области подвел итоги ежегодного конкурса, который в этом году получил обновленный формат. Впервые появился раздел «Реализация», позволяющий оценить не только проектные решения, но и качество их воплощения.
Ход курдонером
Бюро Intercolumnium представило на Градостроительном совете проект жилого комплекса, который заменит БЦ «Акватория» на Выборгской набережной. Эксперты отметили высокое качество работы, но с сомнением отнеслись к трем курдонерам, а также предложили смягчить контраст фасадов, обращенных к набережной и Кантемировскому мосту.
Иван Леонидов в Крыму. 1936–1938. Часть 4
В четвертой статье цикла, посвященного проектам Ивана Леонидова для Южного берега Крыма, рассматриваются курортные отели и парковые павильоны на центральной набережной Ялты и делается попытка их реконструкции на основе сохранившихся материалов.
Стремление к истокам
В интерьере ресторана «Горные пороги» при гостиничном комплексе «Хвоя в горах» в долине реки Катунь архитекторы бюро New Design постарались передать удивительную красоту и мощь природы Алтая, художественно переосмыслив ее наиболее характерные образы.
Измерение Y
Тенденция проектирования жилых башен в Москве не тускнеет, а напротив, за последние 5 лет она как никогда, пожалуй, вошла в силу... Мы и раньше пробовали изучать высотное строительство Москвы, и теперь попробуем. Вашему вниманию – небольшой исторический обзор и опрос практикующих в городе архитекторов.
Горы, рощи и родовые башни
Всесезонный курорт «Армхи» в Республике Ингушетия позиционируется как место для спокойного семейного отдыха и имеет устоявшиеся традиции, связанные с его 100-летней историей и культурой региона. Программа развития, которую подготовил Институт Генплана Москвы, сохраняет индивидуальность курорта и одновременно расширяет его программу, предлагая новые направления туристического досуга. В ближайшем будущем здесь появятся: бальнеологический центр, термальный комплекс, интерактивный музей, экстремальный парк и новые горнолыжные трассы.
Умер Дени Валод
Дени Валод, сооснователь бюро Valode & Pistre, скончался 9 декабря 2025 в возрасте 79 лет после продолжительной болезни.
Тренды выставки «Мебель-2025»: комфорт по-русски
Выставка «Мебель-2025» прошла с 24 по 27 ноября 2025 на новой площадке в МВЦ «Крокус Экспо» и объединила 741 компанию из 8 стран. Экспозиции российских компаний продемонстрировали несколько важных тенденций в сфере общественных и жилых интерьеров.
История с тополями
Архитекторы Ofis перестроили частный дом в люблянском районе Мургл 1960-1980-х годов. Их подход позволил сохранить характерные планировочные решения, целостность и саму ДНК района.
Маленькая страна
Бюро «Мезонпроект» разрабатывает перспективный мастер-план кампуса МИФИ в Обнинске: в ближайшие десять лет анклавная территория площадью около 100 га, в лесу на северном краю города должна превратиться в современный центр развития атомной энергетики. Планируется привлечение иностранных студентов и специалистов, и также развитие территории: как путем реализации «замороженных» планов 1980-х годов на современном уровне, так и развитие новых тенденций – создание общественных пространств, аквапарк, фудкорт, школа и даже центря ядерной медицины. Общественные и спортивные функции планируется сделать доступными для жителей, а также связать кампус с городом.