Прозрачность империи

В Петербурге завершилось строительство первой очереди административно-делового квартала «Невская ратуша» Евгения Герасимова и Сергея Чобана. Рассказываем и показываем, что получилось из синтеза классики и прозрачности.

Автор текста:
Анна Старостина

06 Февраля 2017
mainImg
Проект:
Административный и общественно-деловой комплекс «Невская ратуша»
Россия, Санкт-Петербург, ул. Новгородская, д. 20а; Дегтярный переулок, д. 11

Авторский коллектив:
Руководители авторского коллектива: Герасимов Е.Л., Чобан С.Э.
Главные архитекторы проекта: Петрова З.В., Комалдинова Т.А.

ООО «Евгений Герасимов и партнеры»
Руководитель проекта: Е.Л. Герасимов
Главные архитекторы проекта: Петрова З.В., Комалдинова Т.А.
Архитекторы: Е.А. Резникова, И.Г. Бахорина, Н.П. Безбородова, А.Г. Гвоздик, Т.В. Кузнецова, О.В. Манов, М.Е. Орлова-Шейнер, О.В. Трунова, Д.С. Прудникова, Я.Е. Серебрякова
Главный конструктор: М.Я. Резниченко
Руководители групп конструкторов: С.В. Рыжова, А.А. Прокофьев, Н.В. Алексеева
Конструкторы: Д.А. Астапчик, Д.О. Григорьев, Е.А. Пантелеева, Е.Н. Пестова, Т.Р. Помазан, Т.Е. Смирнова, Н.В. Богданова, К.В. Иванова, А.Н. Рыбаков, Е.С. Яковлева, П.С. Култышев, И.Е. Андреев, Т.Р. Горшкалева, В.Ю. Антонов, С.В. Кучин
Генплан: А.С. Титова, Е.Н. Кузнецова

nps tchoban voss
Руководитель проекта: С. Чобан
Руководитель группы архитекторов: В. Каширина
Архитекторы: Ф. Шольц, П. Земсков

SPEECH
Руководитель проекта: С. Чобан
Архитекторы: В. Казуль, А. Перлич, С. Арутюнов, О. Берлянд, А.Боранбаева, М. Гришанов, Т. Жукова, А. Кабанов, А. Козырева, М. Кузнецкая, М. Кутовски, Ю. Лаврова, А. Лисицын, Т. Локтева, Т. Любимова, О. Никитина, А. Плотникова, Л. Панасенко, Е. Плужник, М. Рассказова, Е. Сенникова, К. Скуднова, А. Тычинина, А. Хмеленина, Я. Шестихина, С. Шилова

ООО ПКП «Вэлко-2000» (раздел КМД).

Инженерные разделы: ОАО «Проектсервис СПб»-ПТИ.
Главный инженер проекта: Маликов В.Н.

2006 — 2010 / 2010 — 2016
0 Амбициозный проект стартовал еще в 2007 году, когда «Евгений Герасимов и партнеры» и nps tchoban voss выиграли международный конкурс на проектирование нового «дома» для администрации города (см. наш рассказ о первоначальном, конкурсном проекте и о его изменениях после кризиса). Главная цель проекта – собрать в одном месте различные службы и департаменты, до этого разбросанные по разным особнякам. Следующим шагом стала попытка вписать административное здание и работу чиновников в повседневную жизнь города. И не просто вписать, а плотно и неразрывно вплести – самым рациональным и органичным образом, сделав комплекс проницаемым для пешеходов и обильно насыщенным общественными пространствами, так, чтобы горожане могли в почти буквальном смысле наблюдать за работой администрации, свободно пересекая атриум «ратуши». 
  • Согласно одной из последних версий проекта комплекс, под который отведена территория 6 га, должен был состоять из здания горадминистрации и восьми корпусов офисного назначения: два крупных здания с внутренними дворами выстроены вдоль северной границы участка, пять корпусов поменьше формируют южный луч. Восьмой каплевидный объём размещается в широкой части треугольника внутренней площади, чья острая вершина указывает на вход в главное, девятое по счету здание собственно «ратуши». Под значительной частью территории запланирована подземная парковка. Общая площадь комплекса по завершении всех работ должна составить 370 000 м2.
    Сейчас построены три здания первой очереди: «Смольный-2» и два офисных корпуса. Ратуша сдана в эксплуатацию в марте 2016 года, но только в сентябре городская администрация приняла решение о переезде – сообщает fontanka.ru. Неизвестно, когда будут построены третья и четвёртая очереди: полгода назад ВТБ рассматривал возможность смены функции с офисной на жилую.

    Вот так весь комплекс выглядит согласно проекту 2013 года: 
Административный и общественно-деловой комплекс «Невская ратуша». Постройка, 2016. Евгений Герасимов и партнеры, SPEECH, nps tchoban voss. Фотографии © Ю. Славцов
Административный и общественно-деловой комплекс «Невская ратуша»
© SPEECH
Административный и общественно-деловой комплекс «Невская ратуша». Ситуационный план
© SPEECH
Административный и общественно-деловой комплекс «Невская ратуша»
© SPEECH
Административный и общественно-деловой комплекс «Невская ратуша»
© SPEECH
Административный и общественно-деловой комплекс «Невская ратуша»
© SPEECH

Итак, ратуша, или здание городской администрации, находится в начале «луча», его внешний фасад обращен к Новгородской улице и, поверх пятиэтажной фабрики Бехли, верхние этажи ратуши смотрят на Неву, до которой отсюда два квартала: около 500 метров. Контуры здания близки к расширяющейся вглубь трапеции, но линии, которые в трапеции должны быть параллельными, слегка изогнуты, вторя едва читаемому изгибу Новгородской улицы, усиливая его, замыкая перспективу улицы при взгляде с севера и образуя перед зданием небольшую площадь.
Административный и общественно-деловой комплекс «Невская ратуша»
© Ю. Славцов
Административный и общественно-деловой комплекс «Невская ратуша»
© Ю. Славцов

Таким образом, два главных фасада ратуши оказываются изогнутыми – восточный вогнутый, западный выгнутый – кроме того, они снабжены тонкими портиками гигантского, восьмиэтажного ордера с колоннами гладкого цилиндрического сечения, без капителей, баз и каннелюр. Каменные колонны несут каменную же решетку козырька, но проемы решетки стеклянные. Получается довольно ажурно, особенно если посмотреть на колонны гигантской, экстра-готической, высоты снизу в перспективе. Так же ажурно ложатся тени. Высокий портик не защитит от дождя и солнца, он скорее обозначает своё присутствие, образуя перед зданием переходное пространство и придавая входам-выходам некоторую, довольно ненавязчивую и читаемую скорее издалека, чем вблизи, парадность.
Административный и общественно-деловой комплекс «Невская ратуша»
© Ю. Славцов
Административный и общественно-деловой комплекс «Невская ратуша»
© Ю. Славцов
Административный и общественно-деловой комплекс «Невская ратуша»
© Ю. Славцов
Административный и общественно-деловой комплекс «Невская ратуша»
© Ю. Славцов
Административный и общественно-деловой комплекс «Невская ратуша»
© Ю. Славцов
Административный и общественно-деловой комплекс «Невская ратуша»
© Ю. Славцов
Административный и общественно-деловой комплекс «Невская ратуша»
© Ю. Славцов
Административный и общественно-деловой комплекс «Невская ратуша»
© Ю. Славцов

На боковых фасадах портиков нет, вместо колонн остаются полуколонны – намёк на редуцированную версию периптера «храма городской власти». Их стройные фусты пересекаются с широкими, примерно той же ширины, что и колонны, плоскими «фризами», которые объединяют этажи попарно, оставляя больше места для стекла: так фасады оказываются расчерченными на большие квадратные клетки с тонкими, если смотреть издали, а вблизи довольно массивными перемычками, которым вторят тёмные горизонтальные полосы внутри клеток. Нижние этажи разделены чуть более дробно, что призвано гуманизировать масштаб для взгляда пешехода: здесь клетки вытягиваются по вертикали и получают дополнительные внутренние перемычки, похожие, хотя и отдалённо, на окно тюдоровского дома.
Административный и общественно-деловой комплекс «Невская ратуша»
© Ю. Славцов
Административный и общественно-деловой комплекс «Невская ратуша»
© Ю. Славцов

План ратуши напоминает Академию художеств А. Ф. Кокоринова и Ж. Б. Валлена-Деламота с её знаменитым круглым двором, но знаки переставлены: в углах тоже четыре двора, но посередине – стеклянный цилиндр крытого атриума.



В центре атриума – массивная, но блестящая ось круглого панорамного лифта с нанизанным на неё, то есть подвешенным в пространстве приплюснутым шаром телестудии. Согласно первоначальному, довольно изящному замыслу 2000-х, там должен был разместиться конференц-зал, и горожане, поднимаясь на лифте к куполу, могли бы мельком наблюдать работу городского собрания как сюжет из «Звездных войн». Но к 2013 зал заменили, в духе тенденций времени, телестудией. К ней ведут четыре моста-перехода, и при взгляде снизу получается крестообразный силуэт.
Административный и общественно-деловой комплекс «Невская ратуша»
© И. Смелов

В то же время кабинеты сотрудников горадминистрации согласно первоначальному замыслу расположились по периметру здания, так что даже прохожий сможет, впрочем опять же мельком, стать свидетелем повседневной работы чиновников. Тем более что основной пешеходный путь, прорезающий весь квартал, проходит здесь же, обеспечивая тесную связь с городом и вторя композиционной оси, обязательной для ансамбля, чьи классицирующие предпочтения вполне очевидны. Контур цилиндрического атриума состоит из помещений со стеклянными стенами, но в нижнем ярусе они опираются на круглые колонны, напоминающие колонны портика и связывающие, таким образом, внешее и внутреннее пространство. Но в интерьере круглые опоры, хотя они и выстраиваются в ротонду, напоминают не только о классике Фомина, но и о принципах Корбюзье.
Административный и общественно-деловой комплекс «Невская ратуша»
© И. Смелов
Административный и общественно-деловой комплекс «Невская ратуша»
© И. Смелов

Форма венчающего атриум плоского купола, тоже эллиптическая, вторит объему TV-студии в увеличенном виде, как будто из центра здания поднимаются вверх большие стеклянные пузыри. Дисковидная конструкция из стекла и металла сформирована двенадцатью стальными рёбрами сложной формы в нижней части 1,5 м в сечении, а в верхней уже только 40 см, и поперечными ригелями. В качестве покрытия использовано стекло SunGuard Solar Light Blue 52 фирмы Guardian, в том числе и гнутое. В верхней части вставлены солнцезащитные стекла, а в нижней – малозаметные глазу и не искажающие картинку просветленные стекла, чтобы можно было наслаждаться панорамами города не только при свете солнца, но и в вечернее время.
  • Верхняя точка купола достигает 55 метров, что заметно выше установленного высотного регламента (33/42 м). В процессе проектирования эта высотная отметка была одним из самых спорных вопросов и разрешение на строительство было дано только после скрупулёзного ландшафтного анализа. На решение повлиял тот факт, что купол как форма венчания здания – закономерная составляющая морфологии классического Петербурга; с другой стороны форма заметно неклассична и вызывает в памяти скорее приёмы позднесоветского модернизма. 
Административный и общественно-деловой комплекс «Невская ратуша»
© И. Смелов
Административный и общественно-деловой комплекс «Невская ратуша»
© Ю. Славцов
Административный и общественно-деловой комплекс «Невская ратуша»
© И. Смелов

Обилие стекла, предельно актуальное для наглядной демонстрации идей открытости власти и прозрачности управленческих процессов, наблюдается и на фасадах административного корпуса. Впрочем, символизирующее современность и прогрессивность стекло архитекторы легко сочетают с натуральным камнем и колоннадами, демонстрирующими высокий статус и респектабельность объекта – архитекторы мотивируют использование камня петербургским контекстом. В облицовке цоколя использован гранит Africa Nero, а для собственно фасадов выбрали Travertino Romano.
Административный и общественно-деловой комплекс «Невская ратуша»
© Ю. Славцов
Административный и общественно-деловой комплекс «Невская ратуша»
© Ю. Славцов

Главная сложность проекта заключалась в том, что по ходу проектирования и реализации постоянно приходилось искать какие-то дополнительные решения. Часть из них была связана с сокращением бюджета, так как стройка пришлась на кризис. – рассказывает Андрей Перлич, главный архитектор проекта со стороны архитектурного бюро SPEECH, отвечавшего за проектирование фасадов и интерьеры общественных зон. – Изначально планировалось использовать только натуральный камень. Но в условиях кризиса это оказалось слишком дорогим решением, и было найдена очень достойная альтернатива с использованием тонких пластин натурального камня и сотового алюминия».

Travertino Romano в сочетании с другими видами камня и стеклом, а также обязательное чёткое членение фасадов офисных корпусов позволяет создать ощущение ансамбля несмотря на различия архитектурных решений входящих в этот комплекс построек. «Мы с самого начала не хотели рассматривать вариант одного большого объема на участке, – говорит Евгений Герасимов, – а предлагали создать ансамбль из разных зданий: разных по функциям, немного отличающихся по материалам на фасадах, даже, может быть, построенных не в одно время, но объединенных одной градостроительной идеей и одним архитектурным приемом».

Два боковых корпуса, задающих знаковую лучевую композицию всему ансамблю, действительно вполне индивидуальны. Один крупнее, с внутренним двором, с более активным сочетанием цвета (красноватый и бежевый камень на фасаде), с пластичными широкими круглыми опорами в нижней части. Чем-то он напоминает площадь Императора Августа в Риме. Терракотово-красный цвет опор в вестибюле вторит красному цвету камня на фасадах.
Административный и общественно-деловой комплекс «Невская ратуша»
© Ю. Славцов
Административный и общественно-деловой комплекс «Невская ратуша»
© Ю. Славцов
Административный и общественно-деловой комплекс «Невская ратуша»
© И. Смелов

Второй, южный корпус меньше и внутреннего двора не имеет, зато отделан светлым камнем и получил изящный инкрустированный орнамент. Этот актуальный сегодня мотив Сергей Чобан считает характерным для советской архитектуры, напоминая об «Ажурном доме» Андрея Бурова на Ленинградском проспекте в Москве.
Административный и общественно-деловой комплекс «Невская ратуша"
© И. Смелов
Административный и общественно-деловой комплекс «Невская ратуша»
© Ю. Славцов
Административный и общественно-деловой комплекс «Невская ратуша»
© Ю. Славцов

Показательно, что в качестве образного прототипа для всего комплекса Евгений Герасимов называет работы Ивана Фомина. Но выбирает не эстетически совершенные полисемантичные дореволюционные ансамбли, созданные для Санкт-Петербурга, а бескомпромиссную и брутальную «красную дорику», лишенную не только антаблемента, но и какой-либо иронии. Там всё по-имперски серьёзно и значительно.

Как уже говорилось, важной частью проекта стала открытость и то, что сейчас принято называть урбанистической составляющей – внешние и внутренние общественные пространства. Напомним, что атриум ратуши планируется открыть для горожан и для сквозного прохода. Соответственно спланирована и вымостка треугольной площади: здесь на фоне серого гранита под острым углом пересекаются широкие тёмные линии: одни параллельны Дегтярному переулку, другие улице Моисеенко, что проявляет, как сейчас принято, скрытую логику городских случайностей и закономерностей. Помимо того рисунок каменной сетки попросту красив и в уме многих туристов восходит к площади Капитолия, оформленной Микеланджело. Зелени на площади нет – для неё отведены внутренние дворы, – зато есть выраженная перспективная игра, происходящая от того, что лучи сходятся (или расходятся, если смотреть от ратуши). Есть и отчётливое сходство с европейской площадью, каменной, с портиками в нижних этажах.
Административный и общественно-деловой комплекс «Невская ратуша». Постройка, 2016. Евгений Герасимов и партнеры, SPEECH, nps tchoban voss. Фотографии © Ю. Славцов
Административный и общественно-деловой комплекс «Невская ратуша». Постройка, 2016. Евгений Герасимов и партнеры, SPEECH, nps tchoban voss. Фотографии © Ю. Славцов
Административный и общественно-деловой комплекс «Невская ратуша». Постройка, 2016. Евгений Герасимов и партнеры, SPEECH, nps tchoban voss. Фотографии © Ю. Славцов
Административный и общественно-деловой комплекс «Невская ратуша»
© Ю. Славцов
Административный и общественно-деловой комплекс «Невская ратуша»
© Ю. Славцов

В то же время центр площади оживлён фонтаном, а в точке перспективного схода фасад ратуши смотрится совсем не так, как со стороны Новгородской улицы: там преобладает ряд вертикалей, здесь же они в прямой проекции превращаются в очень спокойную решетку простых квадратов, вновь возвращающую нас к экспериментам 1930-х со сдержанной, «клетчатой» классикой. Что меняет не только масштаб, но и характер пространства площади, приводя различия между зданиями по сторонам площади к симметричной, регулярной клетке, как будто раскладывая всё по полочкам.
Административный и общественно-деловой комплекс «Невская ратуша»
© Ю. Славцов
Административный и общественно-деловой комплекс «Невская ратуша». Постройка, 2016. Евгений Герасимов и партнеры, SPEECH, nps tchoban voss. Фотографии © Ю. Славцов
Административный и общественно-деловой комплекс «Невская ратуша». Постройка, 2016. Евгений Герасимов и партнеры, SPEECH, nps tchoban voss. Фотографии © Ю. Славцов

«Хотелось бы, чтобы проект всё же был доведен до конца, – продолжает Герасимов, – тогда появится и уютная внутренняя площадь, которая создавалась нами как опорная точка развития всего района, пока, к сожалению, довольно депрессивного. Поставленные на красную линию остальные офисные корпуса и гостиница окончательно сформируют внешнюю жёсткую планиметрию квартала, каплевидный корпус замкнет мощёную площадь с фонтаном, а кафе, магазины, фитнес-центры на первых этажах, и также крытые галереи вдоль внутренних фасадов превратят её в комфортное городское пространство, вполне типичное для европейских городов: можно вспомнить площадь Вогезов в Париже, Сан-Марко в Венеции или Пласа-Майор в Мадриде».
Административный и общественно-деловой комплекс «Невская ратуша». Постройка, 2016. Евгений Герасимов и партнеры, SPEECH, nps tchoban voss. Фотографии © Ю. Славцов

Когда начнется строительство второй очереди комплекса и будет ли вообще завершен задуманный городской ансамбль, на данный момент неизвестно. Но три уже построенных здания административно-делового квартала «Невская ратуша» довольно ясно демонстрируют причины успеха творческого альянса мастерской «Евгений Герасимов и партнеры» и бюро nps tchoban voss. Декларируемые идеи открытости власти, прозрачности процессов управления городом, формирования антропоцентричной городской среды не просто правильны и модны, а, можно сказать, горячо желаемы. При этом откровенно имперский характер создаваемой архитектуры также более чем востребован. Противоречащие друг другу интенции, как это ни странно, уживаются, создавая новый мэйнстрим. Ещё две его обязательные черты: отсутствие ультрасмелых решений и целый каскад самых разных исторических аллюзий, то есть статусная респектабельность архитектуры при очевидном качестве материалов и решений. Как результат – максимальное попадание в контекст эпохи.

Поставщики, технологии

Проект:
Административный и общественно-деловой комплекс «Невская ратуша»
Россия, Санкт-Петербург, ул. Новгородская, д. 20а; Дегтярный переулок, д. 11

Авторский коллектив:
Руководители авторского коллектива: Герасимов Е.Л., Чобан С.Э.
Главные архитекторы проекта: Петрова З.В., Комалдинова Т.А.

ООО «Евгений Герасимов и партнеры»
Руководитель проекта: Е.Л. Герасимов
Главные архитекторы проекта: Петрова З.В., Комалдинова Т.А.
Архитекторы: Е.А. Резникова, И.Г. Бахорина, Н.П. Безбородова, А.Г. Гвоздик, Т.В. Кузнецова, О.В. Манов, М.Е. Орлова-Шейнер, О.В. Трунова, Д.С. Прудникова, Я.Е. Серебрякова
Главный конструктор: М.Я. Резниченко
Руководители групп конструкторов: С.В. Рыжова, А.А. Прокофьев, Н.В. Алексеева
Конструкторы: Д.А. Астапчик, Д.О. Григорьев, Е.А. Пантелеева, Е.Н. Пестова, Т.Р. Помазан, Т.Е. Смирнова, Н.В. Богданова, К.В. Иванова, А.Н. Рыбаков, Е.С. Яковлева, П.С. Култышев, И.Е. Андреев, Т.Р. Горшкалева, В.Ю. Антонов, С.В. Кучин
Генплан: А.С. Титова, Е.Н. Кузнецова

nps tchoban voss
Руководитель проекта: С. Чобан
Руководитель группы архитекторов: В. Каширина
Архитекторы: Ф. Шольц, П. Земсков

SPEECH
Руководитель проекта: С. Чобан
Архитекторы: В. Казуль, А. Перлич, С. Арутюнов, О. Берлянд, А.Боранбаева, М. Гришанов, Т. Жукова, А. Кабанов, А. Козырева, М. Кузнецкая, М. Кутовски, Ю. Лаврова, А. Лисицын, Т. Локтева, Т. Любимова, О. Никитина, А. Плотникова, Л. Панасенко, Е. Плужник, М. Рассказова, Е. Сенникова, К. Скуднова, А. Тычинина, А. Хмеленина, Я. Шестихина, С. Шилова

ООО ПКП «Вэлко-2000» (раздел КМД).

Инженерные разделы: ОАО «Проектсервис СПб»-ПТИ.
Главный инженер проекта: Маликов В.Н.

2006 — 2010 / 2010 — 2016

06 Февраля 2017

Автор текста:

Анна Старостина
Буян и суд
Новость об отмене парка Тучков буян уже неделю занимает умы петербуржцев. В отсутствие каких-либо серьезных подробностей, мы поговорили о ситуации с архитекторами парка и судебного квартала: Никитой Явейном и Евгением Герасимовым.
Градсовет Петербурга 14.01.2022
На днях состоялся первый после смены председателя КГА и главного архитектора Петербурга градостроительный совет. На нем рассматривались: доработанный вариант реконструкции «Фрунзенской», жилой комлпекс на месте «Ленэкспо» и очередная LEGENDA Евгения Герасимова. Также были представлены новые лица в составе совета.
Год 2021: что говорят архитекторы
Вот и наш новый опрос по итогам 2021 года. Ответили 35 архитекторов, включая главных архитекторов Москвы и области. Обсуждают, в основном, ГЭС-2: все в восторге, хотя критические замечания тоже есть. И еще почему-то много обсуждают минимализм, нужен и полезен, или наоборот, вреден и скоро закончится. Всем хорошего 2022 года!
Эстакада в акварели
К 100-летнему юбилею Владимира Васильковского мастерская Евгения Герасимова вспоминает Ушаковскую развязку, в работе над которой принимал участие художник-архитектор. Показываем акварели и эскизы, в том числе предварительные и не вошедшие в финальный проект, и говорим о важности рисунка.
Бинарная оппозиция
Рассматриваем довольно редкий случай – две постройки Евгения Герасимова на одной улице с разницей в пять лет, на примере которых удобно рассуждать об общих подходах и принципах мастерской.
Точка отсчета
Здесь мы рассматриваем два ретро-объекта: одному 20 лет, другому 25. Один из них – первые в истории Петербурга таунхаусы, другой стал первым примером элитного жилья на Крестовском острове. Оба – от бюро «Евгений Герасимов и партнеры».
Фриланс у реки
Коворкинг по проекту бюро «Евгений Герасимов и партнеры» завершает ансамбль Аптекарской набережной и предлагает комфортное рабочее пространство с видом на Большую Невку. В числе прочего показываем рабочие эскизы, которые помогли найти броскую форму, соответствующую духу места.
Превращение мансарды
Для «Петровского квартала» бюро «Евгений Герасимов и партнеры» воспользовались окнами VELUX Cabrio, которые позволяют одним движением руки превратить мансарду в небольшую террасу.
Градсовет удаленно 2.07.2020
Рельсы как основа композиции, компиляция как архитектурный прием и неудавшееся обсуждение фонтана на очередном градсовете, прошедшем в формате видеотрансляции.
Обратный отсчет
Проект мастерской «Евгений Герасимов и партнеры» для московского Ленинградского проспекта: самое высокое здание в портфолио бюро и развитие традиций сталинской архитектуры.
Изящество простоты
Микс из восточной архитектуры и принципов ленинградского градостроительства: как мастерская «Евгений Герасимов и партнеры» поднимает планку для массового жилья.
Видный дом
Art View House на открыточном «перекрестке» Мойки и Крюкова канала – еще один эксперимент бюро «Евгений Герасимов и партнеры» с неоклассикой, а также аккуратное завершение архитектурной панорамы в центре города.
Новое воспоминание
«Русский дом» мастерской «Евгений Герасимов и партнеры» – одна из самых заметных и тепло встреченных новостроек в центре Петербурга. Разбираемся, из чего он состоит и в чем секрет успеха.
Краеугольные преобразования
Концепция развития «Красного треугольника» от мастерской «Евгений Герасимов и партнеры» отвечает на вопрос о том, как архитектурными средствами превратить депрессивную территорию в инвестиционно привлекательную. Основные идеи – многообразие функций и большое общественное пространство.
Воля к разнообразию
ЖК «Европа Сити» оживил как минимум три вещи: бывшую промышленную территорию на окраине Петроградской стороны, классические приемы построения городской застройки и устоявшиеся представления о панельной архитектуре.
Репрезентативная выборка
Семь архитекторов Петербурга – о завершившейся на днях биеннале, защите рынка и открытости, разных поколениях, и о традициях фестиваля, организуемого ОАМ.
Между прошлым и будущим
ЖК Futurist балансирует на грани постконструктивизма и ар-деко, аккуратно вписываясь в респектабельную застройку Петроградской стороны. Но основная его задача – раскрыть здание Левашовского хлебозавода и тем самым вдохнуть в него жизнь.
Градсовет Петербурга 3.10.2018
Обсуждение концепции расширения музея Достоевского вылилось в дискуссию о праве современной архитектуры соседствовать с исторической застройкой Петербурга.
Евгений Герасимов: «В каждом участке заложена потребность...
На Крестовском острове закончено строительство дома «Верона» мастерской Евгения Герасимова. Говорим с архитектором о том, почему ему нравится строить здания в исторических стилях и как удается делать это столь качественно.
Пороховые кварталы
На территории бывших заводов «Химволокно» и «Пластополимер» по замыслу архитекторов бюро «Евгений Герасимов и партнеры» и SPEECH появятся жилые кварталы с продуманной планировочной структурой, в которую будут включены исторические здания и рекреационные зоны. Рассматриваем эскиз застройки.
Скорее метафорически, чем буквально
В Петербурге спорят: можно ли строить новое крыло музея Достоевского современной архитектуры, или все, что дозволено – восстановить утраченный по соседству доходный дом? Рассматриваем предварительную концепцию здания музея.
Янтарная стрела
Санкт-Петербургский Экспофорум – конгрессно-выставочный центр, которого долго ждали и о котором много спорили, наконец построен, введен в эксплуатацию и уже активно функционирует.
Евгений Герасимов: «Архитектура – это срез общества»
Одна из секций Санкт-Петербургского культурного форума – «Креативная среда и урбанистика» – будет посвящена проблемам современной архитектуры. В преддверии события Евгений Герасимов рассказал, почему социальная функция архитектуры – утопия, и когда пора начинать экономить.
Похожие статьи
Промежуточная типология
В норвежском Ульвике по проекту мастерской Rever & Drage построили гостевой дом-«сарай». Этим минималистичным коттеджем архитекторы попытались выразить свою признательность «архитектуре проселочных дорог».
Большая волна в Гаосюне
В Тайване открылся центр поп-музыки стоимостью более 100 млн евро. Автор проекта, испанский архитектор Мануэль Монтесерин Лаос, эксплуатирует морские мотивы и сотовую структуру детской мозаики.
Мечта мальчика Кая
Архитекторы Zone of Utopia и Mathieu Forest Architecte вспомнили детскую игру и сложили культурно-выставочный центр в китайском Синьсяне из девяти полностью стеклянных «замороженных» кубов.
Возможность полета
Проект аэропорта, разработанный АБ ASADOV для Тобольска и победивший в архитектурном конкурсе, не был реализован. Однако он интересен как пример работы со зданием аэропорта очень небольшого масштаба, где целью становится оптимальная организация пространства и инфраструктуры без потери образной составляющей.
Длина волны
ЖК «Тургенева 13» в Пушкино, встраиваясь в масштаб окружающей застройки, отличается от нее ритмичной строгостью парной композиции, легкой волной фасада и колористикой, в которой можно разглядеть два образа: один летний, другой зимний, – оба «прорастают» из особенностей места.
Зеленая ДНК лыжника
Супертехнологичный жилой комплекс «Тао Чжу Инь Юань», построенный Vincent Callebaut Architectures в Тайбэе, не просто безопасен для экологии планеты, он поглощает углекислый газ и борется с глобальным потеплением.
Ракушка у моря
Проектируя дворец спорта, который определит развитие всей северной части Дербента, бюро ASADOV обращается к архитектурному наследию Дагестана, местным материалам и древним пластам истории.
Очень гибкое решение
После обновления по проекту T+T architects офисное здание в 1-м Щипковском переулке приобрело более простую и строгую форму снаружи и исключительную, поддержанную «умной» электронной системой управления, функциональную и образную гибкость внутри. Осовремененная внешность соответствует agile-ной начинке. Новое название – MULTISPACE.
Вечерний свет
Часовня закатов на острове Хайнань по проекту шанхайского бюро UDG предназначена для влюбленных; она способна вращаться вокруг своей оси, чтобы в любой сезон открываться лучам заходящего солнца.
Лейтмотив – домик
В основе проекта здания для страховой компании Baloise в Базеле по проекту Валерио Ольджати лежит мотив архетипического «домика».
И домики на крышах…
Нидерландское бюро Mecanoo завершило работу над жилым кварталом KAMPUS в центре Манчестера. Архитекторы собрали в единое целое и вернули городу постройки разного времени.
Тихая гавань
Дом на Курляндской улице по современным меркам небольшой – всего на 95 квартир, при этом он все же выделяется габаритами на фоне соседней исторической застройки. Рассказываем, какие приемы мастерская Анатолия Столярчука использует, чтобы сгладить разницу в масштабах.
Локальные красные тона
Жилой комплекс Turley Areal в Мангейме по проекту бюро Макса Дудлера получил колорит в тон расположенного рядом исторического здания из красного песчаника.
«Экономика дебюта»
Торговый центр Daning Jiuguang в Шанхае по проекту бюро UNStudio – новая площадка для выхода на китайский рынок зарубежных брендов.
Бифуркация непамятника
Бюро Dmytro Aranchii Architects выиграло конкурс на реконструкцию модернистского здания универмага «Детский мир» в Киеве. Основной объем и отделка фасадов будут сохранены.
Стратиграфия на фасадах
Музей римских древностей Narbo Via в Нарбоне по проекту Foster + Partners получил стены, напоминающие о глубоком и разнообразном культурном слое Южной Франции.
Медь и зеркала
Образовательный центр науки и инноваций Vizium в латвийском Вентспилсе по проекту вильнюсского бюро Audrius Ambrasas Architects.
Маяк Нагатинского
В четвертом и пятом кварталах ЖК «Ривер Парк» – угловых, выходящих к реке практически vis-a-vis с будущим Южным портом, ADM architects развивают темы двухуровневого города с пешеходными мостиками между дворами и усиливают театральность каскадных террас с роскошными видами. Большинство террас частные, но есть одна общественная. Городу будет принадлежать и набережная, благоустроенная на основе бывших доков.
Грядут перемены
Проект бюро Snøhetta победил в международном конкурсе на реконструкцию территории у Центрального вокзала Хельсинки. Там создадут современную пешеходную зону и построят новый многофукциональный комплекс.
Новый взгляд на историю
Разработанный Adjaye Associates проект мемориала на месте захоронения 570 рабов близ столицы Барбадоса посвящен трагическому прошлому, но также обращен к будущему.
Баланс возможностей
ЖК «Новокрасково» в Люберцах можно понять как пример баланса максимума авторских усилий, вложенных в осмысление объема и пространства в ключе современных градостроительных принципов – и небольшого, в целом, бюджета проекта. Результат – комплекс совсем не похож на своих привычных подмосковных «сородичей». И продан был очень быстро.
Экологичный ребрендинг
Бюро MVRDV реконструирует территорию Berliner Union Film Ateliers. Вместо устаревших корпусов, узких дорожек и заасфальтированных открытых площадок минимальными средствами создадут живое пространство, полностью отвечающее принципам устойчивого развития.
Береговые перископы
Архитекторы из Сантьяго-де-Чили Фелипе Кроксатто и Николас Опасо построили два крошечных домика для отдыха с видом на океанский прибой, скалистый остров, колонию морских львов и яркие крылья кайтов.
Парадное построение
Три кирпичных квартала жилого комплекса «Ривер Парк» раскрываются на воду террасами. Каждый квартал образует задник и две кулисы, а дворы на подиумах, предназначенные только для жителей, становятся как бы сценами, воспринимаемыми с реки. Благоустроенная набережная, доступная всем горожанам, дополняет выстроенную здесь иерархию приватной, полуприватной и публичной городской жизни.
По образцу шапито
Культурный центр по проекту K architectures рядом с городом Безье на юге Франции заключен в трех напоминающих цирковые шатры павильонах.
Технологии и материалы
Wienerberger поздравляет с наступившим Новом Годом и подводит...
керамика Porotherm в 2021г – спрос превысил предложение!
новая керамическая плитка Terca Slips,
новый онлайн-курс «Школа проектировщиков»,
керамика Wienerberger – для Open Village,
канал Porotherm на Youtube,
работаем дальше для вас и – к новым победам на рынке!
Инновационная сантехника. Новинки подвесных монолитных...
Последняя революция в сантехнике произошла недавно, когда оборудование для ванных комнат приобрело монолитную форму. Следуя мировым трендам, специалисты Cersanit создали новые модели подвесных унитазов CREA SQUARE и CITY OVAL. Спрятали крепления и колено под корпус, добились ещё большей эстетики, гигиеничности и простоты в уходе. Что ещё нужно знать дизайнеру о новинках?
Красный кирпич от брутализма до постмодернизма
Вместе с компанией BRAER вспоминаем яркие примеры применения кирпича в архитектуре брутализма – направления, которому оказалось под силу освежить восприятие и оживить эмоции. Его недавний опыт доказывает, что самый простой красный кирпич актуален.
Может быть даже – более чем.
3D-узоры из кирпича
Объемная кладка – один из способов переосмыслить традиционный кирпич и сделать здание современным и контекстуальным одновременно. Разбираемся, что такое 3D-кладка и как ее возможно реализовать.
«Донские зори» – 7 лет на рынке!
Гроссмейстерские показатели российского производителя:
93 вида кирпича ручной формовки, годовой объем – 15 400 000 штук,
морозостойкость и прочность – выше европейских аналогов,
прекрасная логистика и – уже – складская программа!
А также: кирпичи-лидеры продаж и эксклюзив для особых проектов
Знак качества
Регулярно в мире проходят тысячи архитектурных конкурсов, но не более десятка являются авторитетными площадками демонстрации или проводниками новых идей. В их числе – A+Awards, которую присуждает архитектурный портал Architizer. Среди лауреатов Девятой премии – сразу два проекта, в которых используются фиброцементные панели EQUITONE.
Андрей Кузьменков, Digital Guru: «С общественным мнением...
Агентство Digital Guru занимается управлением репутацией и исследованиями пользовательских мнений в социальных медиа – так называемым social listening, а также геоаналитическими исследованиями. О том, как эти методы могут использоваться архитекторами и застройщиками на стадии подготовки и планирования общественно значимых проектов, мы поговорили с директором Digital Guru – Андреем Кузьменковым.
Клинкер Hagemeister – ведущая партия в проекте
Для строительства ЖК «Ривер парк», спроектированного архитектурным бюро ADM, использовалась клинкерная плитка Hagemeister в специально созданных для этого комплекса сортировках и миксах – эксклюзивных и неповторяющихся ни в одном другом проекте.
Коллекция светодиодного искусства
Выбрать идеальный светильник под определенный интерьер легко! Главное, влюбиться в светильник с первого взгляда и представить его в интерьере своей гостиной, кухни, спальни или офиса.
Потолки-фрагменты – ключ к адаптивным пространствам
Они позволяют ощутить проницаемость поверхности и высоту пространства, сохраняя звукоизолирующие свойства, и гибко зонировать помещение, что сейчас особенно актуально. Потолки-фрагменты Armstrong от Knauf Ceiling Solutions – адаптивное и современное решение.
Игра света расширяет пространство
Даже самые маленькие помещения обретают очарование, когда в них появляются мансардные окна VELUX и образуются пересекающиеся световые потоки. Хижины выходного дня в Австрии, Италии, Швеции и Дании, равно как и модульный Скаут-хаус в Казани красноречиво подтверждают этот закон.
Кирпич плюc: с чем дружит кладка
С какими материалами стоит сочетать кирпич, чтобы превратить здание в архитектурное событие? Отвечаем на вопрос, рассматривая знаковые дома, построенные в Петербурге при участии компании «Славдом».
Графика трехмерного фасада
В предместье немецкого Саарбрюкена, на ведущей в город автостраде появился новый объект ─ столь примечательный, что его невозможно не заметить. Масштабная постройка торгового центра MÖBEL MARTIN сохраняет характерные для больших моллов лаконичные модернистские формы, однако его фасады получили необычную объемную пластическую разработку. Пространственная оболочка фасада создана посредством алюминиевых композитных панелей ALUCOBOND® A2.
«Фирма «КИРИЛЛ»:
25 лет для самых красивых домов
В ноябре 2021 года одному из ведущих поставщиков облицовочного кирпича на российском рынке «Фирме «КИРИЛЛ» исполнилось 25 лет. Архи.ру восстанавливает хронологию последней четверти века, связанную с использованием этого материала в строительстве и архитектуре.
Как укладка металлических бордюров влияет на дизайн...
Любой дизайн можно испортить неаккуратной работой, особенно если в отделке помещения участвует металлический бордюр. Он способен внести в интерьер утончённость, а может закапризничать в неумелых руках и подчеркнуть кривизну укладки отделочного материала. Как правильно устанавливать металлические бордюры, чтобы дизайнеру было проще контролировать исполнителя и не пришлось краснеть перед заказчиком?
Больше воздуха
Cтеклянные навесы и павильоны Solarlux расширяют пространство загородного дома, позволяя наслаждаться ландшафтом в любое время года и суток.
Сейчас на главной
Градсовет Петербурга 26.01.2022
Парадокс с сохранением дореволюционной застройки, Покрас Лампас и правило брандмауэра: эксперты повторно рассмотрели проекты санатория в Репино и гостиницы на Уральской улице.
Гуманизм при растущем уровне моря
Международную премию RIBA, на которую может претендовать сооружение в любой точке планеты, получила больница на юго-западе Бангладеш по проекту Кашефа Чаудхури и его бюро Urbana.
Путь Цоя
Planet 9 создали дизайн для выставки «Путь героя», которая открыта сейчас с Манеже. Пластическое и пространственное решение, интерпретируя историю жизни и творчества Виктора Цоя, выстраивает собственный, очень активный комментарий.
Научное открытие
В Петербурге прошел форсайт «Среда стрелки: Научный квартал». Участники искали способ сделать научные учреждения, сосредоточенные на стрелке Васильевского острова, более открытыми и интересными горожанам.
Фильм в зачет
Андрей Киселев и Сергей Шестопалов приглашают посмотреть фильм экспериментальной проектной студии РАНХиГС, который стал итогом семестра, посвященного навыкам самопрезентации.
Грани Вестника
В ЦДА открылась юбилейная выставка старейшего из современных архитектурных изданий, выстраивающего связи между «Архитектурой СССР» и постсоветской профессиональной журналистикой, также как и между теорией и историей архитектуры. В сухом остатке – мы находимся где-то рядом с точкой сингулярности.
Двор для «Неба»
Проект двора ЖК «Небо» разработала британская компания Gillespies. Авторы сделали акцент на равномерном сочетании развитого озеленения и строгих выгородок, что вполне соответствует духу самого комплекса.
Космические амбиции
Бюро MVRDV обнародовало концепцию эко-долины вокруг поселка «Гагарин» в Армении. Вини Маас уверен — самому первому космонавту их проект бы наверняка понравился.
Горизонт Венеции
В Музее архитектуры открыта выставка панорам Венеции от XV до XX века. В наше время она приобретает неожиданный привкус ностальгии по городу, который теперь не так просто посетить.
Проницаемые структуры
В башне Zuiderzicht в Антверпене по проекту архитекторов KCAP и evr-architecten жильцы сами решают, что будет в выбранной квартире: балкон, остекленная или открытая терраса.
Москва зеленая и тихая
Разрабатывая концепцию малоэтажной застройки в Новой Москве, бюро GAFA попыталось сформулировать новую для России типологию загородного жилья: с разноформатными домами, развитой инфраструктурой и привлекательными сценариями повседневной жизни.
Большая волна в Гаосюне
В Тайване открылся центр поп-музыки стоимостью более 100 млн евро. Автор проекта, испанский архитектор Мануэль Монтесерин Лаос, эксплуатирует морские мотивы и сотовую структуру детской мозаики.
Промежуточная типология
В норвежском Ульвике по проекту мастерской Rever & Drage построили гостевой дом-«сарай». Этим минималистичным коттеджем архитекторы попытались выразить свою признательность «архитектуре проселочных дорог».
Арктический код
Опубликован дизайн-код арктических поселений – комплекс стандартов и сводов правил, регулирующих внешний облик городской среды в Арктике. Он доступен как в виде книги, так и в сети.
Архсовет Москвы – 73
Архсовет поддержал проект здания ресторанного комплекса на Тверском бульваре рядом с бывшей Некрасовской библиотекой, высоко оценив архитектурное решение, но рекомендовав расширить тротуары и, если это будет возможно, добавить открытых галерей со стороны улиц. Отдельно обсудили рекламные конструкции, которые Сергей Чобан предложил резко ограничить.
Балтийский эскапизм
Успевший стать знаменитым спа-комплекс в Янтарном расширяется – рядом появятся гостевые домики, придуманные в коллаборации с норвежцем Рейульфом Рамстадом.
Русско-советский Палладио. Мифы и реальность
Публикуем рецензию на книгу Ильи Печенкина и Ольги Шурыгиной «Иван Жолтовский. Жизнь и творчество» , а также сокращенную главу «Лиловый кардинал. И.В. Жолтовский и борьба течений в советской архитектуре», любезно предоставленную авторами и «Издательским домом Руденцовых».
Мечта мальчика Кая
Архитекторы Zone of Utopia и Mathieu Forest Architecte вспомнили детскую игру и сложили культурно-выставочный центр в китайском Синьсяне из девяти полностью стеклянных «замороженных» кубов.
Буян и суд
Новость об отмене парка Тучков буян уже неделю занимает умы петербуржцев. В отсутствие каких-либо серьезных подробностей, мы поговорили о ситуации с архитекторами парка и судебного квартала: Никитой Явейном и Евгением Герасимовым.
Надежда на историю будущего
В конце декабря была презентована научно обоснованная 3D и AR модель палат Ван дер Гульстов, известных как «дом Анны Монс», последнего, если не считать дворца Лефорта, сохранившегося каменного дома Немецкой слободы конца XVII века. Рассказываем о модели, судьбе и значении дома, также как и о надеждах открыть его для обозрения и отреставрировать.
Градсовет Петербурга 14.01.2022
На днях состоялся первый после смены председателя КГА и главного архитектора Петербурга градостроительный совет. На нем рассматривались: доработанный вариант реконструкции «Фрунзенской», жилой комлпекс на месте «Ленэкспо» и очередная LEGENDA Евгения Герасимова. Также были представлены новые лица в составе совета.
Возможность полета
Проект аэропорта, разработанный АБ ASADOV для Тобольска и победивший в архитектурном конкурсе, не был реализован. Однако он интересен как пример работы со зданием аэропорта очень небольшого масштаба, где целью становится оптимальная организация пространства и инфраструктуры без потери образной составляющей.
Умер Рикардо Бофилл
Безусловная звезда современной архитектуры, автор, сменивший несколько направлений и тем самым примиривший в своем творчестве постмодернизм, национальные мотивы, неоклассику и интернациональный стиль, умер в возрасте 82 лет от последствий ковида в больнице Барселоны.
Поднимаясь над окружением
Бюро А4 придумало новую типологию благоустройства – городской балкон. Небольшая смотровая площадка позволяет по-новому взглянуть на привычные городские панорамы. Первые три балкона появились на московских набережных напротив Кремля и Зарядья.
Длина волны
ЖК «Тургенева 13» в Пушкино, встраиваясь в масштаб окружающей застройки, отличается от нее ритмичной строгостью парной композиции, легкой волной фасада и колористикой, в которой можно разглядеть два образа: один летний, другой зимний, – оба «прорастают» из особенностей места.
Зеленая ДНК лыжника
Супертехнологичный жилой комплекс «Тао Чжу Инь Юань», построенный Vincent Callebaut Architectures в Тайбэе, не просто безопасен для экологии планеты, он поглощает углекислый газ и борется с глобальным потеплением.