Парк имени советской промышленности

Девять участников конкурса «Серый пояс. Преобразования» предложили создать на индустриальных окраинах Петербурга парковую зону.

Автор текста:
Иван Костин

mainImg
0 Выставка «Серый пояс. Преобразования» открылась в эрмитажном корпусе Генштаба 26 сентября. В небольшую экспозицию вошли конкурсные проекты российских и зарубежных мастерских, посвященные градостроительному переосмыслению бывших промышленных территорий на юге Петербурга. Открытие прошло в рамках II международного «Форума пространственного развития», в программу которого входило множество докладов и пленарных заседаний, посвященных модной ныне теме «комфортной городской среды». Ученые-урбанисты, архитекторы, философы и государственные чиновники два дня усиленно обсуждали судьбу и «глобальную миссию» российских городов. Выставка «Серый пояс. Преобразования» стала одним из мероприятий форума, далеко не центральным. Только визит губернатора Георгия Полтавченко и директора Эрмитажа Михаила Пиотровского придал мероприятию особый вес.
Серый пояс. Преобразование. Фотография © Иван Костин, 2016
Серый пояс. Преобразование. Фотография © Иван Костин, 2016

Проблема «серого пояса» давно обсуждается в городе. Рабочие окраины начала XX века, превратившиеся после революции в гигантские промышленные районы, ставят серьезные вопросы перед властями. Не совсем понятно, что делать с целыми кварталами цехов, складов, проектных институтов и прочим наследием ленинградской промышленности.
Серый пояс. Преобразование. Фотография © Иван Костин, 2016

КГА объявил закрытый конкурс в мае этого года. Авторы должны были «предложить концепцию пространственного развития территории в границах около 4000 га на западе от реки Екатерингофки и до Невы на востоке, от Обводного канала на севере и до кварталов жилых районов на юге, а также проиллюстрировать возможности выполнения концепции на примере преобразования одной из «пилотных» территорий». Между архитектурными бюро, отобранными жюри по портфолио, с помощью жребия распределили задачи. Пилотные проекты для территории «Волковская» согласно жеребьевке проектировали финкое «Helin&Co», «Студия 44», голландцы MLA+ и петербургская «Студия 44». «Екатерингоф» достался москвичам: ТПО «Резерв», «Рождественке» и «Яузапроекту». А территорию «Французского ковша» отдали норвежской Transborder Studio, бюро Земцов-Кондиайн и группе Евгения Герасимова и Сергея Чобана.

Французский ковш
Чобан & Герасимов / Петербург-Москва
Евгений Герасимов & Сергей Чобан, Петербург-Москва. Концепция развития «Серого пояса» © Евгений Герасимов и партнеры, nps tchoban voss

Консорциум Евгения Герасимова и Сергея Чобана разработал проект, согласно которому около половины территории должны занять парки городского и районного значения. Непосредственные авторы проекта Анна Кутилина и Анастасия Лакрисенко сообщили: их основной идеей было создание «второго легкого» для Санкт-Петербурга, призванного дополнить Крестовский остров. Следовательно, архитекторы предложили озеленить бывшие промышленные территории на юге города. Проект предполагает также вынесение в преобразованный «серый пояс» городских больниц, которые сейчас занимают исторические здания в центре города. Освобожденные здания можно было бы отдать под гостиницы – считают авторы. Вдоль Обводного канала мог бы раскинуться ансамбль «музейного ожерелья». Архитекторы также предложили обустроить на реконструируемой территории новый зоопарк, а на месте Кировского завода – инновационный центр.
Концепция преобразования «Серого пояса». Консорциум трех архитектурных мастерских © Евгений Герасимов и партнеры, SPEECH, nps tchoban voss
Евгений Герасимов & Сергей Чобан, Петербург-Москва. Концепция развития «Серого пояса» © Евгений Герасимов и партнеры, nps tchoban voss
Концепция преобразования «Серого пояса». Консорциум трех архитектурных мастерских © Евгений Герасимов и партнеры, SPEECH, nps tchoban voss
Евгений Герасимов & Сергей Чобан, Петербург-Москва. Концепция развития «Серого пояса» © Евгений Герасимов и партнеры, nps tchoban voss
zooming
Евгений Герасимов & Сергей Чобан, Петербург-Москва. Концепция развития «Серого пояса» © Евгений Герасимов и партнеры, nps tchoban voss
Евгений Герасимов & Сергей Чобан, Петербург-Москва. Концепция развития «Серого пояса». Планшет © Евгений Герасимов и партнеры, nps tchoban voss


Земцов, Кондиайн и партнёры / Петербург
Земцов, Кондиайн и партнёры, Петербург. Концепция развития «Серого пояса» © Земцов, Кондиайн и партнёры

Предложили создать в «сером поясе» новый бизнес-район, который мог бы сократить пульсирующую миграцию. Создание «промежуточного» пояса бизнес-активности между центром и спальными районами юга укоротит ежедневное движение горожан и разгрузит транспортную систему. Результатом должна стать новая для петербургской агломерации «полицентрическая модель развития», которая бы сделала города-спутники и спальные районы «самодостаточными центрами цивилизации».
Земцов, Кондиайн и партнёры, Петербург. Концепция развития «Серого пояса» © Земцов, Кондиайн и партнёры
Земцов, Кондиайн и партнёры, Петербург. Концепция развития «Серого пояса» © Земцов, Кондиайн и партнёры
Земцов, Кондиайн и партнёры, Петербург. Концепция развития «Серого пояса» © Земцов, Кондиайн и партнёры
Земцов, Кондиайн и партнёры, Петербург. Концепция развития «Серого пояса» © Земцов, Кондиайн и партнёры
Земцов, Кондиайн и партнёры, Петербург. Концепция развития «Серого пояса» © Земцов, Кондиайн и партнёры
Земцов, Кондиайн и партнёры, Петербург. Концепция развития «Серого пояса». Планшет © Земцов, Кондиайн и партнёры


Transborder Studio / Норвегия
Transborder Studio, Норвегия. Концепция развития «Серого пояса» © Transborder Studio

Цель проекта – использование в качестве инструментов устойчивого развития существующих ресурсов «серого» пояса, а именно зеленых и синих (водных) элементов ландшафта, индустриального наследия и существующих систем общественной инфраструктуры. Концепция Transborder Studio включает в себя ландшафтную стратегию создания высокоэффективных экосистем, стратегию обустройства экологичных производственных территорий вдоль транспортных коридоров и стратегию хабов – эпицентров повышенной плотности вокруг станций метрополитена. Эти стратегии закладывают фундамент для «зеленого» будущего не только «серого» пояса, но и всего Санкт-Петербурга.

Ландшафтная стратегия проекта – «Четыре больших парка» (Приморский парк Екатерингоф, Линейный парк, парк реки Волковки и парк Невской набережной): их экосистемы дадут городу очищение воздуха и почвы, сбор и фильтрацию дождевой воды, рост биоразнообразия и производство энергии.

«Буфер продуктивности» – это стратегия расположения индустриальных зон «серого» пояса, включающих крупные производства, зоны логистики и ремонта в соответствии с принципами устойчивого развития. Стратегия направлена на активную эксплуатацию пространств вокруг загрязненных строений и элементов инфраструктуры и предусматривает их превращение в эффективные промышленные зоны и инновационные ландшафты.

«Десять историй «серого» пояса» – стратегия, направленная на устройство десяти центров с плотной застройкой смешанной функции. Эти хабы включают в себя офисы для «интеллектуального» бизнеса, культурно-образовательные, торговые и общественные учреждения, жилье. Авторы проекта предлагают сконцентрировать рост вокруг существующих и планируемых станций метро «cерого» пояса, чтобы развивать там «транзит-ориентированную» застройку и инфраструктуру.
zooming
Transborder Studio, Норвегия. Концепция развития «Серого пояса» © Transborder Studio
zooming
Transborder Studio, Норвегия. Концепция развития «Серого пояса» © Transborder Studio
zooming
Transborder Studio, Норвегия. Концепция развития «Серого пояса» © Transborder Studio
zooming
Transborder Studio, Норвегия. Концепция развития «Серого пояса» © Transborder Studio
zooming
Transborder Studio, Норвегия. Концепция развития «Серого пояса» © Transborder Studio
Transborder Studio, Норвегия. Концепция развития «Серого пояса» © Transborder Studio
zooming
Transborder Studio, Норвегия. Концепция развития «Серого пояса» © Transborder Studio
zooming
Transborder Studio, Норвегия. Концепция развития «Серого пояса» © Transborder Studio
zooming
Transborder Studio, Норвегия. Концепция развития «Серого пояса» © Transborder Studio
Transborder Studio, Норвегия. Концепция развития «Серого пояса» © Transborder Studio
Transborder Studio, Норвегия. Концепция развития «Серого пояса». Планшет, пересъемка Ивана Костина, 2016
***

Екатерингоф
ТПО «Резерв» / Москва

ТПО «Резерв», Москва. Концепция развития «Серого пояса» © ТПО «Резерв»

Московское бюро также предлагает превратить «серый пояс» в зелёный, впрочем, создав в новых районах ограниченные кластеры комфортной застройки. Отличительная черта проекта – концепция «островов»: обособленных прямоугольных кварталов, размещённых в озеленённом пространстве. Их соединяет продуманная транспортная система, состоящая из больших магистралей и нескольких развязок районного масштаба. Пилотный проект Екатерингофского парка предполагает умеренную трансформацию его в более комфортный и крупный центр городского досуга.
ТПО «Резерв», Москва. Концепция развития «Серого пояса» © ТПО «Резерв»
ТПО «Резерв», Москва. Концепция развития «Серого пояса» © ТПО «Резерв»
ТПО «Резерв», Москва. Концепция развития «Серого пояса» © ТПО «Резерв»
ТПО «Резерв», Москва. Концепция развития «Серого пояса» © ТПО «Резерв»
ТПО «Резерв», Москва. Концепция развития «Серого пояса». Планшет © ТПО «Резерв»


«Яуза-проект» / Москва
«Яузапроект», Москва. Концепция развития «Серого пояса» © Яузапроект

Также сфокусировались на садово-парковой теме, но с сильным туристическим уклоном, предлагая вынести «Адмиралтейские верфи» и создать единую большую набережную от Летнего сада до парка «Екатерингоф». В остальном, по проекту бюро, в «серый пояс» умеренно вкрапляются парки, жилые и деловые зоны. «Яуза-проект» предлагает одно из самых лёгких, по сравнению с коллегами, вторжений в сложившуюся застройку района.
«Яузапроект», Москва. Концепция развития «Серого пояса» © Яузапроект
«Яузапроект», Москва. Концепция развития «Серого пояса» © Яузапроект
zooming
«Яузапроект», Москва. Концепция развития «Серого пояса» © Яузапроект
«Яузапроект», Москва. Концепция развития «Серого пояса». Планшет © Яузапроект


«Рождественка» / Москва
АБ Рождественка, Москва. Концепция развития «Серого пояса» © АБ Рождественка

Проект предусматривает поэтапное расширение Обводного канала – архитекторы предложили сделать его судоходным и превратить в рекреационную зону. Также преложено развитие легкорельсового транспорта на основе железнодорожных путей: в частности, запуск экспресса от Пулково до Балтийского вокзала. Планируется транспортный хаб по дороге из Москвы в Хельсинки. На месте Кировского завода появляется петербургский «Сити».
АБ Рождественка, Москва. Концепция развития «Серого пояса» © АБ Рождественка
АБ Рождественка, Москва. Концепция развития «Серого пояса» © АБ Рождественка
АБ Рождественка, Москва. Концепция развития «Серого пояса» © АБ Рождественка
АБ Рождественка, Москва. Концепция развития «Серого пояса». Планшет © АБ Рождественка
***

Волковская
Helin & Co. / Финляндия

Helin & Co, Финляндия. Концепция развития «Серого пояса» © Helin & Co

Также развивает экологическую тему, но делает акцент на деревянной архитектуре. На месте бывших фабрик и железных дорог возникает полноценный эко-город. Застройка – смешанная, сочетает жилые и деловые кварталы. Доминировать же будет озелененное пространство. Только Кировский завод в проекте сохраняется – как важный промышленный объект.
Helin & Co, Финляндия. Концепция развития «Серого пояса» © Helin & Co
Helin & Co, Финляндия. Концепция развития «Серого пояса» © Helin & Co
zooming
Helin & Co, Финляндия. Концепция развития «Серого пояса» © Helin & Co
zooming
Helin & Co, Финляндия. Концепция развития «Серого пояса» © Helin & Co
Helin & Co, Финляндия. Концепция развития «Серого пояса» © Helin & Co
Helin & Co, Финляндия. Концепция развития «Серого пояса» © Helin & Co
Helin & Co, Финляндия. Концепция развития «Серого пояса» © Helin & Co
Helin & Co, Финляндия. Концепция развития «Серого пояса» © Helin & Co
Helin & Co, Финляндия. Концепция развития «Серого пояса» © Helin & Co
Helin & Co, Финляндия. Концепция развития «Серого пояса». Планшет, пересъемка Ивана Костина, 2016


«Студия 44» / Петербург
«Студия 44», Петербург. Концепция развития «Серого пояса» © Студия 44

Проект мастерской «Студия 44» Никиты Явейна в наибольшей степени предлагает развитие того, что уже имеется на территории. Вдоль существующей железной дороги южного полукольца возникает автомагистраль, попутно создаются «зелёные пути» для пешеходов, велосипедистов и альтернативных видов транспорта. Как сообщил сам архитектор, «основной идеологией» проекта является «преобразование» индустриального района – проект «не предусматривает выселение промышленности и её уничтожение». Впрочем, к уже существующим промышленным постройкам примкнут и жилые кварталы различного класса.
«Студия 44», Петербург. Концепция развития «Серого пояса» © Студия 44
«Студия 44», Петербург. Концепция развития «Серого пояса» © Студия 44
«Студия 44», Петербург. Концепция развития «Серого пояса» © Студия 44
«Студия 44», Петербург. Концепция развития «Серого пояса» © Студия 44
«Студия 44», Петербург. Концепция развития «Серого пояса» © Студия 44
«Студия 44», Петербург. Концепция развития «Серого пояса» © Студия 44
«Студия 44», Петербург. Концепция развития «Серого пояса» © Студия 44
«Студия 44», Петербург. Концепция развития «Серого пояса» © Студия 44
«Студия 44», Петербург. Концепция развития «Серого пояса» © Студия 44
«Студия 44», Петербург. Концепция развития «Серого пояса» © Студия 44
«Студия 44», Петербург. Концепция развития «Серого пояса». Планшет © Студия 44


MLA+ / Нидерланды
MLA+, Голландия. Концепция развития «Серого пояса» © MLA+

Близок к подходу «Студии 44» проект «Maccreanor Lavington Architects – MLA+», который также нацелен на сохранение промышленного наследия. Впрочем, делается это с полной утратой изначальной индустриальной функции: фабрики и железнодорожные развязки сохраняются, но в виде лофтов или общественных пространств. Перед нами типичная «джентрификация» в стиле западных мегаполисов.
MLA+, Голландия. Концепция развития «Серого пояса» © MLA+
MLA+, Голландия. Концепция развития «Серого пояса» © MLA+
MLA+, Голландия. Концепция развития «Серого пояса» © MLA+
MLA+, Голландия. Концепция развития «Серого пояса» © MLA+
MLA+, Голландия. Концепция развития «Серого пояса». Планшет © MLA+
***

Победителей не будет. Ответственный секретарь Анна Катханова назвала конкурс «набором предложений», на основе которых архитектурные власти будут разрабатывать окончательный план. В руководстве города довольны работами конкурсантов, которые, по словами Катхановой, «погрузились» в проблематику и продемонстрировали вовсе не «формальное» отношение к конкурсу. «Серый пояс» положил «начало диалога» по данной градостроительной проблеме и власти города рассчитывают на то, что идеи архитекторов помогут выработать единую стратегию развития данной территории.
Серый пояс. Преобразование. Фотография © Иван Костин, 2016

«Серый пояс. Преобразования» демонстрирует важные тенденции в современной российской градостроительной практике, а также культурные и социальные сдвиги в обществе. Кажется, что о промышленном будущем российских городов больше стараются не думать. Петербург будущего – зелёный, постиндустриальный город. За исключением Никиты Явейна ни одно другое бюро не видит в городе серьезного индустриального потенциала. Экономика преобразованного «серого пояса», согласно большинству проектов, представляет собой довольно размытый набор «постиндустриальных» и «инновационных» бизнес-проектов, культурных центров и музеев.

Движение мысли архитекторов вполне определенно. Но вот возможна ли такая «зелёная» среда в рамках существующей пост-советской экономики? Конкурсные проекты, безусловно, открыли дискуссию о судьбе «серого пояса» Петербурга, но она еще далека от завершения. Задача заключается в том, чтобы соблюсти баланс между старым и новым, индустриальным и постиндустриальным, деловым, жилым и общественным. Иначе есть риски, что на месте «серого пояса» будет всего лишь громадный безлюдный парк. Парк имени советской промышленности. 

30 Сентября 2016

Автор текста:

Иван Костин
Похожие статьи
Любовь и мир
В Доме МСХ на Кузнецком мосту открылась выставка Василия Бубнова. Он известен как автор нескольких монументальных композиций в московском метро, Артеке и Одессе, но в последние 30 лет работал в основном как очень плодовитый станковист.
Боги некритического реализма
Как непротиворечиво совместить современное искусство и поздний академизм эпохи Александра III в одном зале? Ответом на этот вопрос стал яркий и чувственный экспозиционный дизайн, предложенный Сергеем Чобаном и Александрой Шейнер для выставки Генриха Семирадского в ГТГ.
Градсовет Петербурга 26.04.2022
Градсовет обсудил два масштабных проекта северной столицы: застройку второй половины намыва Васильевского острова жилыми кварталами и перенос основной части Санкт-Петербургского государственного университета в город Пушкин.
Сцена и графика
Или графика на сцене. В театре Мастерская Петра Фоменко открылась выставка акварелей и рисунков Сергея Кузнецова. Небольшой фоторепортаж.
Первая легальная
Руководство Винзавода и Москомархитектуры открыли выставку граффити на бетонной железнодорожной стене при Курском вокзале. По словам организаторов, это первый опыт легального граффити в городском пространстве Москвы. Он интересным образом соседствует с нелегальными надписями напротив.
Архсовет Москвы – 74
Проект ЖК на территории ПВСВ, построенной по проекту архитекторов мастерской Весниных, тесно соседствует с известным «Домом-Самолетом», но сохранных памятников конструктивизма на его территории немного. Авторы – АБ ЦЛП, – уделили много внимания памяти о конструктивистском прошлом места, так же как и парку. Но главной темой обсуждения совета стала проницаемость территории в будущем хотя бы для транзитного прохода.
Сгорание
В воскресенье в Никола-Ленивце сожгли объект молодого архитектора Екатерины Поляковой, Вавилонскую башню. Решение о том, чтобы не отменять готовое действо, было принято не без труда; согласно заявлению организаторов, Масленица 2022 года – не праздник, а невеселое художественное высказывание, призыв к прощению и примирению.
Стирание
В четверг (или в среду?) в Анфиладе Музея архитектуры открылась выставка Валерия Кошлякова Domus Maxima. Открытие началось с обсуждения возможности открывать выставку в кризисные времена вообще – но сама живопись, пожалуй, дает ответ на этот вопрос. Выставка очень красивая, ее даже можно понять как вариант истории архитектурной культуры, увиденной через призму личного взгляда художника.
Суметь посметь
Выставка в галерее «Беляево» объединяет советское и современное монументальное искусство – и стрит-арт, поднимая тему их сходств и отличий, в которых, если подумать, не все так просто, как кажется.
Ценность подлинности
Музей Третьяковых в 1-м Голутвином переулке – пример нестандартного подхода к формированию экспозиции там, где невозможна мемориальная обстановка дома-музея. Другая особенность – проект реставрации вырос из дизайна экспозиции, и оба нацелены на демонстрацию подлинности и акцентирование аутентичности. Такое сращение экспозиции и проекта реставрации возможно только при очень последовательной работе от идеи к воплощению. Показываем, рассказываем, беседуем с автором проекта Наринэ Тютчевой.
Градсовет Петербурга 26.01.2022
Парадокс с сохранением дореволюционной застройки, Покрас Лампас и правило брандмауэра: эксперты повторно рассмотрели проекты санатория в Репино и гостиницы на Уральской улице.
Путь Цоя
Planet 9 создали дизайн для выставки «Путь героя», которая открыта сейчас с Манеже. Пластическое и пространственное решение, интерпретируя историю жизни и творчества Виктора Цоя, выстраивает собственный, очень активный комментарий.
Грани Вестника
В ЦДА открылась юбилейная выставка старейшего из современных архитектурных изданий, выстраивающего связи между «Архитектурой СССР» и постсоветской профессиональной журналистикой, также как и между теорией и историей архитектуры. В сухом остатке – мы находимся где-то рядом с точкой сингулярности.
Горизонт Венеции
В Музее архитектуры открыта выставка панорам Венеции от XV до XX века. В наше время она приобретает неожиданный привкус ностальгии по городу, который теперь не так просто посетить.
Архсовет Москвы – 73
Архсовет поддержал проект здания ресторанного комплекса на Тверском бульваре рядом с бывшей Некрасовской библиотекой, высоко оценив архитектурное решение, но рекомендовав расширить тротуары и, если это будет возможно, добавить открытых галерей со стороны улиц. Отдельно обсудили рекламные конструкции, которые Сергей Чобан предложил резко ограничить.
Градсовет Петербурга 14.01.2022
На днях состоялся первый после смены председателя КГА и главного архитектора Петербурга градостроительный совет. На нем рассматривались: доработанный вариант реконструкции «Фрунзенской», жилой комлпекс на месте «Ленэкспо» и очередная LEGENDA Евгения Герасимова. Также были представлены новые лица в составе совета.
Архсовет Москвы – 72
Концепцию развития территории бывшего завода «Красный богатырь», разработанную Buromoscow и включающую идеи сохранения пяти исторических зданий без статуса ОКН, Архсовет Москвы поддержал, выразив надежду на превращение будущего комплекса площадью 473 000 м2 в часть нового линейного центра, формирующегося на северо-востоке города вдоль Яузы; эксперты также предложили повысить высоту части башен не до 100 метров, в больше.
Осознание Москвы
Выставка «Москва: проектирование будущего» в Музее Москвы рассказывает историю города – в том числе управления им и его утопических проектов наравне с реальными генпланами – в очень наглядной и популярной форме. Прямо-таки формирует сознание.
Маленькое нефтяное подсознание
«Музей подсознания Москвы» Павла Пепперштейна и Сони Стереостырски, дополненный виртуальрной реальностью от Immerse Lab и спектаклем Дмитрия Мелкина «Солярис», представляет подсознание российской столицы как Нефтяриса, нефтяного океана, генерирующего образы, созвучные шаблонному мышлению. Нейросеть Алиса в другой части выставки шепчет про кроссовки.
Скажи мне, птица
Выставку «Вещественные доказательства» архитектора-художника Александра Бродского можно посмотреть в Гоголь-Центре до 23 января, а благоустроенное им же фойе театра, к которому приурочена выставка, – и после. Это часть проекта «Гоголь-арт», который курирует Евгения Гершкович. Представленные «улики» развивают тему, давно представленную в творчестве Бродского, но выставку и амфитеатры, как мы считаем, надо воспринимать целостно, как тонкую работу с пространством Гоголь-центра.
Архсовет Москвы–71
Высотный – 105 м в верхних отметках – многофункциональный комплекс «ТПУ «Парк Победы», расположенный на границе между «сталинской» и «парковой» Москвой, был доброжелательно принят архитектурным советом Москвы, но все же получил такое количество замечаний и комментариев, что проект было решено отложить и доработать, придерживаясь, однако, выбранного направления поисков.
Растворение с углублением
Обнародован проект реконструкции Шестигранника Жолтовского для Музея современного искусства «Гараж». Его авторы – знаменитое японское бюро SANAA, известное крайней тонкостью решений и интересом к современному искусству. Проект предполагает появление под павильоном подземного пространства с большим безопорным выставочным залом и хранением, а также максимально возможную проницаемость верхней части здания.
Стереоскопичность и непрагматичность
Экспозиционный дизайн, реализованный Сергеем Чобаном и Александрой Шейнер для выставки, которая справедливо претендует на роль главного художественного события года, активно реагирует на ее содержание и даже интерпретирует его, буквально вылепливая в залах ГТГ «пространство Врубеля». Разбираемся, как оно выстроено и почему.
Толерантная эстетика терраформирования
Всемирная выставка – гигантское мероприятие, ему сложно дать какое-то одно определение и охватить одним взглядом. Тем более – такая амбициозная и претендующая на рекорды, которая, несмотря на превратности пандемии, открыта сейчас в Дубае. Не претендуя на универсальность, делаем попытку рассмотреть экспо 2020, где за эффектными крыльями «звездных» архитекторов и восторгом от исследований Космоса проступают приметы эстетической толерантности девелоперского проекта.
Что есть истина
В Гостином дворе открылся 29 по счету фестиваль «Зодчество». Ярче всего, на наш взгляд, на этот раз выступили стенды регионов, которых не 8, как в прошлом году, а 16. А где истина, мы знаем и так.
От ЗИМа до -изма
В Самаре 13 сентября торжественно, в сопровождении перформанса, спонсированного Сбербанком, была презентована общественности реставрация здания фабрики-кухни, нового филиала Третьяковской галереи. Вашему вниманию – репортаж о промежуточных, но уже вполне значительных, результатах реставрации памятника авангарда.
Архив архитектуры
В Музее архитектуры открылась выставка «Профессия – реставратор», первая из экспозиций, приуроченных к будущему юбилею. Нетрадиционная тема позволяет показать работу не самых заметных, но очень важных для музея людей – тех, кто восстанавливает предметы и готовит их к хранению и показу.
Пресса: Серый пояс и синее море
Худшее в этом конкурсе – заседание жюри“, – сказал мне Барт Голдхоорн (Bart Goldhoorn), основатель журналов “Проект Россия” и “Проект Балтия” на вечеринке, которая прошла в фойе Новой сцены Александринки в честь этого самого заседания. Точнее – на галерее, прямо над пространством, где экспонировались работы архитектурных мастерских, приглашенных выразить свою точку зрения на развитие одной из трех территорий так называемого “серого пояса”.
Технологии и материалы
Решения Hilti для светопрозрачных конструкций
Чтобы остекление было не только красивым, но надёжным и безопасным, изначально необходимо выбрать витражную систему, подходящую для конкретного объекта. В зависимости от задач, стоящих перед архитекторами и конструкторами, Hilti предлагает ряд решений и технологий, упрощающих работу по монтажу светопрозрачных конструкций и обеспечивающих надежность, долговечность и безопасность узлов их крепления и примыкания к железобетонному каркасу здания.
Квартира «в стиле Дружко»
Дизайнер Александр Мершиев о ремонте для телеведущего Сергея Дружко и возможностях преобразования пространства при помощи красок Sikkens.
Потолки для мультизадачных решений
Многообразие функциональных потолочных решений Knauf Ceiling Solutions позволяет комплексно решать максимально широкий спектр задач при создании комфортных, эстетически и стилистически гармоничных интерьеров.
Внутри и снаружи:
архитектурные решения КНАУФ АКВАПАНЕЛЬ®...
Системы КНАУФ АКВАПАНЕЛЬ®, включающие цементную плиту, обладают достоинствами, которые проявляют себя как в процессе монтажа, так и при отделке, и в эксплуатации. Они хорошо подходят для нетиповых решений. Вашему вниманию – подборка жилых комплексов с разнообразными примерами использования данной технологии.
Во всем мире: опыт использования систем КНАУФ АКВАПАНЕЛЬ®...
Разработанная компанией КНАУФ технология АКВАПАНЕЛЬ® отвечает высоким требованиям к надежности отделочных решений, причем как в интерьере, так и на фасадах. В обзоре – о том, как данная технология применяется за рубежом на примере известных – общественных и жилых – зданий.
Шесть общественных комплексов, реализованных с применением...
Технологии КНАУФ АКВАПАНЕЛЬ® давно завоевали признание в отечественной строительной отрасли. Особенно в области общественных зданий, к которым предъявляются особые требования по безопасности, огнестойкости, вандалоустойчивости. При этом, технологии «сухого строительства» значительно сокращают монтажные работы.
Лахта Центр: вызовы и ответы самого северного небоскреба...
Не так давно, в 2021 году, в Петербурге были озвучены планы строительства, в дополнение к Лахта Центру, двух новых небоскребов. В тот момент мы подумали, что это неплохой повод вспомнить историю первой башни и хотя бы отчасти разобраться в технических тонкостях и подходах, связанных с ее проектированием и реализацией. Результатом стал разговор с Филиппом Никандровым, главным архитектором компании «Горпроект», который рассказал об архитектурной концепции и о приоритетах, которых придерживались проектировщики реализованного комплекса.
На заводе «Грани Таганая» открылась вторая производственная...
В конце 2021 года была открыта вторая производственная линия завода «Грани Таганая». Современное европейское оборудование позволяет дополнить коллекции FEERIA и «GRESSE» плиткой крупных форматов и производить 7 млн. квадратных метров керамогранита в год.
Duravit для Сколково
В новом городе, рассчитанном на инновации, и сантехника современная и качественная. От компании Duravit.
Куда дальше? В Ираке появился объект с российским...
Много стекла, света, белые тона в наружной отделке, интересные геометрические детали в оформлении фасадов – фирменный стиль Lalav Group графичный и минималистичный. Он отсылает к архитектуре современных мегаполисов, хотя жилой комплекс Wavey Avenue расположен всего в нескольких километрах от древней цитадели.
Изящная длина
Ригельный кирпич благодаря необычному формату завоевывает популярность и держится в трендах уже несколько лет. Рассказываем, когда уместно использовать этот материал, и каких эффектов он позволяет добиться.
Пятерка по химии
Компания «Новые Горизонты» разработала и построила в Семеновском сквере Москвы игровой комплекс «Атомы». Авторская площадка мотивирует детей к общению и активности, а также служит доминантой всего сквера.
Punto Design: как мы создаем мебель для общественных пространств...
Наши изделия разрабатываются совместно с ведущими мировыми дизайнерами и архитекторами – профессионалами со всего мира: студиями «Karim Rashid», «Pastina», «Gibillero Design», «Studio Mattias Stendberg», «Arturo Erbsman Studio», Мишелем Пена и другими.
Сейчас на главной
Искусство в стекле
Многофункциональный центр «Боржиславка» пражское бюро Aulík Fišer architekti точно вписало в сложный рельеф участка. Многочисленные объекты современного паблик-арта стали неотъемлемой частью архитектурного решения.
Вибрация Флоренции
Итальянское Lino bistro расположилось в престижном районе Москвы, а бюро ARCHPOINT постралось сделать пространство расслабленным и приглашающим: здесь приятно встретиться за кофе и поужинать в торжественной, но не слишком, обстановке.
Проявление ступеней
Проект 9-этажного дома комфорт-класса на окраине Воронежа проявляет привычный прием двухярусной сетки фасада в объеме: так у части квартир появляются открытые террасы, а силуэт приобретает некоторую асимметричную зиккуратистость.
Градсовет Петербурга 25.05.2022
Градсовет рассмотрел дом от Евгения Герасимова на Петроградской стороне и жилой квартал на Пулковском шоссе от Сергея Орешкина. Обе работы получили поддержку экспертов, но прозвучало мнение о проблемах с масштабом и разнообразием в новой застройке.
Незаживающая рана
Проект «памятника последнему геноциду» Георгия Федулова занял 3 место на международном конкурсе. Памятник, ради которого проводился конкурс, планируется установить в канадском городе Брамптоне.
Олег Манов: «Середины нет, ее нужно постоянно доказывать...
Олег Манов рассказывает о превращении бюро FUTURA-ARCHITECTS из молодого в зрелое: через верность идее создавать новое и непохожее, околоархитектурную деятельность, внимание к рисунку, макетам и исследование взаимоотношений нового объекта с его окружением.
Уголок в лесу
В проекте загородного дома RoomDesignBuro использует несколько нестандартных решений: каркасную систему на фанерных коннекторах, угловой план, мягкую кровлю и магнезиевое покрытие полов.
Народный театр XXI века
На Тайване завершено строительство Тайбэйского центра исполнительских искусств по проекту OMA. Здание рассчитано на смелые эксперименты и иную, чем обычно, социальную позицию театра.
Выше супремума
Максим Кашин разместил в своей мастерской пространственную инсталляцию, посвященную супрематизму, но на него не похожую – авторы исследуют границы и возможности направления, декларированного Малевичем. Свой супрематизм они называют новым.
Энергия искусства вместо электричества
В Ташкенте представлен проект реновации здания электростанции, где располагается Центр современного искусства, а также проекты арт-резиденций в Старом городе. Автором выступило французское бюро Studio KO.
Юлия Тряскина: «В современном общественном интерьере...
Новая премия общественных интерьеров IPI Award рассматривает проекты с точки зрения передовых тенденций современного мира и шире – сверхзадачи, поставленной и реализованной заказчиком и архитектором. Говорим с инициатором премии: о специфике оценки, приоритетах, страхах и надеждах.
Что вы хотите знать об архбетоне?
– теперь можно спросить.

Запускаем проект, посвященный архитектурному бетону, и предлагаем архитекторам, которые работают с этим актуальным материалом, так же как и тем, кто собирается начать, задать свои вопросы производителям.
Несущий свет
Новый ландшафтный объект красноярского бюро АДМ – решетчатый «забор» на склоне Енисея, в противовес названию совершенно проницаем и открывает путь к террасе над рекой. Форма его узнаваемо-современна.
Кино как поиск
В ГЭС-2 на презентации 99 номера «Проекта Россия» показали фильм – «архитектурное высказывание» бюро Мегабудка. Говорят, первый такого рода опыт в нашем контексте: то ли часть заявленного архитекторами поиска «русского стиля», то ли завершающий штрих исследования.
Расскажи мне про Австралию
Способны ли волнистые линии на белом фоне перенести клиентов московского кафе на побережье Австралии? Напомнить о просторе, морском воздухе, волнах? На этот вопрос попытались ответить в своем проекте авторы интерьера кафе WaterFront.
Стандарты по школам
Москомархитектура представила новые рекомендации проектирования объектов образования и инженерной инфраструктуры.
Прохлада в степи
Многоуровневая вилла в Ростовской области, отвечающая аскетичному природному окружению чистыми формами, слепящим белым и зеркалом воды.
Войти в матрицу
Девять отсутствующих колонн, форму которых создает лишь обвивший их плющ из кортеновской стали, дизайнер и художник Ху Цюаньчунь собрал в плотный кластер, противостоящий индустриализации окружающих территорий.
Сосновый дзен
Загородный дом от бюро «Хвоя» с характерным лиризмом и чертами японской традиционной архитектуры, построенный меж сосен Карельского перешейка.
Любовь и мир
В Доме МСХ на Кузнецком мосту открылась выставка Василия Бубнова. Он известен как автор нескольких монументальных композиций в московском метро, Артеке и Одессе, но в последние 30 лет работал в основном как очень плодовитый станковист.
Бетон, дерево и кофе
Замысел нового кофе-плейса, спрятанного в глубине дворов на Мясницкой, родился в городе Орле и отчасти реализован орловскими мастерами по дереву. Кофейня YCP совмещает минимализм подхода с натуральными материалами: дубовой мебелью и бетонными потолками.
Пресса: Неотвратимость счастья
Григорий Ревзин о том, как Сен-Симон назначил утопию государственным долгом. Сен-Симон относится к ограниченному числу подлинных пророков веры в социализм, что вселяет известную робость любому, кто собирается о нем писать,— в него инвестировано слишком много надежд, светлых мыслей и желаний.
Кирпичный супрематизм
Арт-центр TIC создавался как символ и важный общественный центр гигантского, динамично развивающегося промышленного района на окраине городского округа Фошань.
Винный дом
Счастливая история возрождения заброшенного особняка в качестве ресторана с энотекой и новой достопримечательности Воронежа.
Каспийские дары
Рыбное бистро и лавка в центре Махачкалы по проекту Studio SHOO: яркие росписи, морские канаты для зонирования и вид на город.