English version

Дом, примиряющий контрасты

Дом у моря награжден уже пятью разными дипломами, самый новый из них – золотой диплом «Зодчества»-2008. Такое внимание неудивительно: рассматривая этот комплекс, можно обнаружить, что его архитектура не только насыщена смыслами, она к тому же смело использует приемы двух противоположных стилей. Авторам удалось примирить внутри одного ансамбля приемы классики и модернизма – рискованный ход, но в итоге образ получился хоть и строг, но гармоничен.

author pht

Автор текста:
Юлия Тарабарина

24 Ноября 2008
mainImg
Архитектор:
Сергей Чобан
Евгений Герасимов
Игорь Марков
Проект:
Жилой комплекс «Дом у моря»
Россия, Санкт-Петербург, Крестовский остров, наб. Мартынова, 62-74

Авторский коллектив:
«Евгений Герасимов и партнеры» – Герасимов Евгений Львович (рук.), Каверин Олег Васильевич (ГАП), Орлов Алексей Станиславович (арх.), Зайцев Дмитрий Алексеевич (арх.), Резниченко Маргарита Яковлевна (гл. констр.), Смирнова Татьяна Евгеньевна (констр.), Григорьев Дмитрий Олегович (констр.).
«НПС Чобан, Восс ГбР архитектен БДА» – Чобан Сергей Энверович (рук.), Олуфс Пауль (арх.), Губкин Филипп (арх.), Марков Игорь Геннадьевич (арх.).
ООО «МГП» – Анпилов Александр Сергеевич (ГИП).

2003 — 2006 / 2004 — 2008

Партнер: «НПС Чобан Фосс ГбР» Архитекторы БДА(nps Tchoban Voss Architekten BDA) Заказчик: ОАО “Строительная Корпорация Возрождение Санкт-Петербурга”

Место, на котором построен новый дом Евгения Герасимова и Сергея Чобана, диктует его архитектуре две различные, если не сказать – противоречащие друг другу темы. В двух словах это «море» и «холод» – вещи, плохо совместимые в сознании среднестатистического современного человека. Объяснимся. Крестовский остров расположен между двумя рукавами Невы, Средней и Малой Невкой, и западным берегом выходит к Невской Губе Балтийского моря. Это «морской фасад» северной столицы, что подразумевает строгость и стройность, сдержанное питерское достоинство. Но море – это еще и яхты, прогулки, отдых, а в сочетании с Крестовским островом парки и другие развлечения.

На сочетании этих двух тем – строгости каменного Петербурга и парковой открытости – построена архитектура комплекса. Добиться гармонии, если поставлена такая задача, непросто – архитекторам это удалось, во-первых, благодаря использованию необычного S-образного плана, а во-вторых за счет приемов, принадлежащих двум – заметим, антагонистичным – стилевым направлениям. Причем то и другое тесно связано.

Сплюснутая и растянутая по горизонтали буква ‘S’ с причудливым каллиграфическим «хвостиком» в южной части при взгляде сверху больше всего напоминает изгибы рукавов в дельте Невы – она как будто бы стремится вписаться не только в градостроительный, но еще и в географический контекст. Из-за этого весь ансамбль выглядит необычно – вместо трех длинных рядов зданий, которые на этом месте прямо-таки напрашиваются, мы получаем «змею», огибающую два протяженных двора.

Но такая географическая чуткость – здесь не главное, а скорее, побочный эффект. Важнее другое. В двух местах, там, где каменный «питон» поворачивает, корпуса сливаются в строгие, веерно-полуциркульные объемы, фасады которых прорезаны вертикалями и схвачены сеткой окон. Не оставляя ни малейших сомнений – перед нами архитектура, очень похожая на ар-деко 1930-х – настолько «собран» и классичен этот образ. Почему-то в памяти всплывает парижский дворец Шайо… Итак, в двух местах – в месте поворота – комплекс приобретает отчетливо дворцовые черты и заставляет вспомнить о классической архитектуре.

А вот там, где изгиб заканчивается и тело дома становится прямым, протяженным, архитектурное решение корпусов становится иным – они объединены только стилобатом, а выше разделяются на объемы с асимметричными «свободными» планами. Эти корпуса – уже совсем не-дворцы, они в равной мере могут напомнить и поиски модернизма-функционализма, и дачи соседнего Каменного острова.

Сравнение со змеей оказывается не столь уж произвольным: если мы возьмем детскую игрушку-змейку и сложим ее похожим образом, то в местах изгиба звенья образуют жесткие «веерные» полукруги, в остальных – расположатся свободнее. Так вот, «дом у моря» там, где он изгибается – почти дворец, а в остальных частях – почти модернистская вилла. Итак, в изогнутых частях комплекса господствует классическая собранность и симметрия, в протяженных – романтическая вольность и открытость.

Образ «дворца» достигает апогея в решении парадного южного двора. Его пруды и фонтаны выстроены в одну линию, продолжающую ось Гребного канала, и эффект получается прямо-таки версальский (или, если хотите, петергофский). Канал включается в перспективу и принимает на себя роль водного партера. С противоположной стороны протяженный cour-d’honneur торжественно замыкается полукруглым корпусом. Дом таким образом не только вбирает в себя морскую панораму, но и обозначает отдаленное родство с загородными императорскими резиденциями, с этим главным туристическим аттракционом окрестностей Петербурга. А его жители, получается, живут не только в элитном доме, но и как будто бы немножко во дворце. О чем они смогут вспомнить, плавая в бассейне и созерцая линейную перспективу водного партера с фонтанами. Кстати говоря – именно для того, чтобы «открыть» вид на канал, потребовалось добавить плану каллиграфический «хвостик» – пространство немного расширяется к западу, играя с восприятием по правилам дворцов классицизма.

Второй двор – немного меньше и ощутимо камернее. Продолжая сравнение с императорскими резиденциями, можно сказать, что южный двор похож на «французский» партер, а в северном прижился его антагонист – «английский парк» с его культом частной жизни. Даже полукруглый корпус здесь смотрится здесь не столь торжественно, а «главную скрипку» начинают играть асимметричные объемы. Что справедливо – характер северного двора сродни их «дачному» духу. Эти корпуса составлены из трех параллелепипедов, и каждый такой объем соответствует (на уровне этажа) одной квартире, так что планировку этих корпусов следует признать стопроцентно «честной», следующей правилам функционализма XX века.

Свобода плана отражается и на фасадах, где сплошные витражи фасадов-лоджий сменяются каменными массивами, прорезанными тонкими «бойницами» асимметричных окон. Легкость и массивность, черное и белое, прямые и скругленные углы – асимметрия сочетается с контрастами. Контрастна даже свето-тень: на «парадных» фасадах каменные плоскости между окнами покрыты резким горизонтальным рифлением – разновидностью архитектурного орнамента, напоминающего жалюзи южных городов. Этот декоративно-изобразительный мотив оживляет архитектурный сюжет и добавляет ему повествовательности, заставляя вспомнить помимо Версаля еще и Париж. К примеру.

Итак, архитектура комплекса построена на контрастах – в целом и в частностях. Что, как ни странно, не делает ее дробной (что могло бы случиться при столь насыщенной игре со смыслами и стилями). Но все вместе получается вовсе не вызывающим, скорее легким и гармоничным. Ансамбль остается очень цельным – несколько образов, которым, по идее, полагается спорить и противоречить, уживаются на удивление мирно. Возможно, это происходит благодаря подчеркнутой строгости архитектурного решения: белизне камня, остроте линий. Хотя не в малой степени эта неожиданная целостность достигается и за счет отточенного качества отделки – вплоть до рисунка каменной облицовки с ненавязчивыми обрамлениями вокруг окон.

zooming
Жилой комплекс «Дом у моря». Визуализация. Вид «с птичьего полета», позволяющий оценить архитектурно-градостроительное решение и эффект от готического S-образного изгиба комплекса © Евгений Герасимов и партнеры, nps tchoban voss
Жилой комплекс «Дом у моря». Постройка, 2008. Евгений Герасимов и партнеры, nps tchoban voss. Фотография © А. Народицкий
Жилой комплекс «Дом у моря». Постройка, 2008. Евгений Герасимов и партнеры, nps tchoban voss. Фотография © А. Народицкий
Жилой комплекс «Дом у моря». Постройка, 2008. Евгений Герасимов и партнеры, nps tchoban voss. Фотография © А. Народицкий
Жилой комплекс «Дом у моря». Постройка, 2008. Евгений Герасимов и партнеры, nps tchoban voss. Фотография © А. Народицкий
Жилой комплекс «Дом у моря». Постройка, 2008. Евгений Герасимов и партнеры, nps tchoban voss. Фотография © А. Народицкий
Жилой комплекс «Дом у моря». Постройка, 2008. Евгений Герасимов и партнеры, nps tchoban voss. Фотография © А. Народицкий
Жилой комплекс «Дом у моря». Постройка, 2008. Евгений Герасимов и партнеры, nps tchoban voss. Фотография © А. Народицкий
Жилой комплекс «Дом у моря». Постройка, 2008. Евгений Герасимов и партнеры, nps tchoban voss. Фотография © А. Народицкий
Жилой комплекс «Дом у моря». Генеральный план © Евгений Герасимов и партнеры, nps tchoban voss


Архитектор:
Сергей Чобан
Евгений Герасимов
Игорь Марков
Проект:
Жилой комплекс «Дом у моря»
Россия, Санкт-Петербург, Крестовский остров, наб. Мартынова, 62-74

Авторский коллектив:
«Евгений Герасимов и партнеры» – Герасимов Евгений Львович (рук.), Каверин Олег Васильевич (ГАП), Орлов Алексей Станиславович (арх.), Зайцев Дмитрий Алексеевич (арх.), Резниченко Маргарита Яковлевна (гл. констр.), Смирнова Татьяна Евгеньевна (констр.), Григорьев Дмитрий Олегович (констр.).
«НПС Чобан, Восс ГбР архитектен БДА» – Чобан Сергей Энверович (рук.), Олуфс Пауль (арх.), Губкин Филипп (арх.), Марков Игорь Геннадьевич (арх.).
ООО «МГП» – Анпилов Александр Сергеевич (ГИП).

2003 — 2006 / 2004 — 2008

Партнер: «НПС Чобан Фосс ГбР» Архитекторы БДА(nps Tchoban Voss Architekten BDA) Заказчик: ОАО “Строительная Корпорация Возрождение Санкт-Петербурга”

24 Ноября 2008

author pht

Автор текста:

Юлия Тарабарина
Технологии и материалы
Пленение плетением
Самое известное применение перфорированной кирпичной стены, сквозь которую проникает солнечный свет, принадлежит швейцарскому архитектору Питеру Цумтору. Идею подхватили другие авторы. Новые тенденции в области кирпичной кладки и старые секреты красивых фасадов – в нашем обзоре.
Строительный материал от Адама
Представляем победителей премии в области кирпичной архитектуры Brick Award 20, учрежденной компанией Wienerberger. Ими стали шесть команд архитекторов из Польши, Руанды, Индии, Испании, Нидерландов и Мексики.
Креативный подход: Baumit CreativTop
Моделируемая штукатурка CreativTop – это насыщенные цвета, глубокие рельефные поверхности, интересные сочетания и комбинации текстур и огромные возможности дизайна.
Потолочные решения Knauf Armstrong для медицинских учреждений...
Линейка подвесных потолков серии Bioguard со специальным антибактериальным покрытием препятствует развитию всех видов возбудителей внутрибольничных инфекций и помогает поддерживать здоровый микроклимат для благополучия пациентов и персонала.
Все дело в центре притяжения
На развитие рынка недвижимости, в особенности загородной, все больше стали влиять инфраструктурные факторы. Все чаще центром притяжения загородных кластеров становятся самостоятельные объекты, жизнедеятельность которых не зависит от спроса на загородную недвижимость: натуральные хозяйства, фермы и лесопарковые зоны. Так постепенно пригород миллионников обрастает комплексной инфраструктурой и современными архитектурными решениями.
Модернизируя традиции
Специалисты корпорации HILTI придумали, как совместить несовместимое: кирпичную кладку и навесной вентилируемый фасад. Для этой цели Hilti разработала четыре альтернативных метода создания НВФ с кирпичной кладкой или её имитацией.
Сейчас на главной
Рынок с открытым кодом
Рынок для городка Гаубулига в Гане по проекту студенческой лаборатории [applied] Foreign Affairs при Венском университете прикладных искусств получил американскую премию Architecture Masterprize в номинации «Открытие года».
Изба дель арте
Мы решили отобрать несколько объектов из шорт-листа премии АрхиWOOD и рассмотреть их поближе. Суздальский дом интересен тем, что делает своим сюжетом все еще актуальный вопрос современности: диалог старого и нового. Его можно понять как метафору современного туристического города, может быть, даже размышление о его судьбе.
Бранденбургские колоннады
На этих выходных открывается долгожданный для жителей и посетителей немецкой столицы аэропорт Берлин-Бранденбург – BER. Его архитекторы – бюро gmp, авторы закрывающегося с открытием BER Тегеля.
Точка отсчета
Здесь мы рассматриваем два ретро-объекта: одному 20 лет, другому 25. Один из них – первые в истории Петербурга таунхаусы, другой стал первым примером элитного жилья на Крестовском острове. Оба – от бюро «Евгений Герасимов и партнеры».
Деревянное будущее
Бюро Рейульфа Рамстада выиграло конкурс на проект нового крыла музея корабля «Фрам» в Осло: проект называется Framtid – «будущее».
Архитектура и ноосфера, или шесть идей для архитектора...
«Жизнь и судьба архитектурной идеи» – так называлось ток-шоу, цикл авторских выступлений архитекторов – участников АРХ-каталога, организованный в рамках деловой программы АРХ-Москвы. В нем приняли участие архитекторы Илья Заливухин, Юлий Борисов, Олег Шапиро, Константин Ходнев, Влад Савинкин и Владимир Кузьмин. Предлагаем вашему вниманию конспект дискуссии.
Облако на холме
Бюро Alvisi Kirimoto завершило реконструкцию разрушенной землетрясением музыкальной школы в итальянском Камерино. Реализовать проект удалось менее чем за 150 дней.
От пожара до потопа
Награждение одиннадцатого АрхиWOODа прошло в виде конференции zoom, но не менее продуктивно и оживленно, чем всегда. Гран-при получил Сожженный мост, многозначная масленичная затея из Никола-Ленивца, а призы в главной номинации – Тотан Кузембаев за свой собственный дом в деревне Лиды и Денис Дементьев за дом на склоне в деревне Ромашково. Вашему вниманию – репортаж с награждения, которое длилось 4 часа, предоставив возможность высказаться всем заинтересованным профессионалам.
Деревянный рай
Квартал по проекту Berger + Parkkinen и Querkraft в районе Асперн в Вене выстроен из дерева – как клееной, так и обычной древесины на бетонном каркасе, причем очень многие элементы конструкции – сборные, предварительно изготовлены на заводе.
Путь к новой орнаментальности
Клубный дом-дворец «Аристократ» у соснового парка перед началом Рублевского шоссе представляет собой новый этап развития московской декоративно-исторической архитектуры: респектабельно украшенной, но тяготеющей к легким светлым тонам и умело использующей романтический флёр майоликовых вставок.
Реновация по-дальневосточному
Конкурсный проект реновации двух центральных кварталов Южно-Сахалинска, 7 и 8, разработанный UNK project, получил звание победителя в номинации «архитектурно-планировочные решения застройки».
Константин Акатов: «Обновленная территория – увлекательное...
Интервью с победителем международного конкурса на мастер-план долины реки Степной Зай в Альметьевске, руководителем проекта, заместителем генерального директора «Обермайер Консульт» Константином Акатовым.
Сергей Труханов: «Главное – найти решение, как реализовать...
Как изменятся наши рабочие пространства? Можно ли подготовить свои офисы к подобным ситуациям в будущем? Что для современных офисов актуально в целом? Как работать с международными компаниями и какую архитектурную типологию нам всем еще только предстоит для себя открыть?
Ближе к людям
Южнокорейский город Чхонджу планирует расчистить почти 3 га в историческом центре от существующих зданий XX века для строительства новой ратуши по проекту бюро Snøhetta, который победил в международном конкурсе.
Портфолио поколения Z
Студенты второго курса МАРШ оформили свои портфолио в виде web-страниц, на которых демонстрировали навыки и умения, а архитекторы как работодатели оценили удобство формата и рассказали о своих предпочтениях при выборе кандидатов.
Контакт
В Риме, в Центральном институте графики, открылась выставка Сергея Чобана «Оттиск будущего. Судьба города Пиранези». Она включает четыре гравюры, чьим источником послужили римские ведуты XVIII века, дополненные футуристическими вкраплениями, и много рисунков, исследующих ту же тему, подчас очень экспрессивно. Вопросы выставка ставит, а ответов, как кажется, не дает. Поскольку в Рим сейчас съездить проблематично, рассматриваем картинки.
Новый старый Серпухов: работы студентов Алексея Бавыкина
Бакалавры подошли к теме реконструкции комплексно: рассмотрев центр города в целом, создали проекты отдельных кластеров с разными функциями, призванными оживить историческую среду, на месте двух заброшенных заводов, тесной школы и больницы.
В поисках визуальной ясности
Рассказываем о дискуссии, посвященной непростому для российских просторов вопросу дизайна элементов городского пространства. Обсуждение организовал Институт Генплана Москвы на Арх Москве.
Владимир Плоткин: «Мы старались привить студентам...
Три проекта группы бакалавров МАРХИ Владимира Плоткина, Валерия Грубова и Светланы Трифоненковой: музей антропологии в Мневниках; школа нового типа, разработанная в согласии с принципами современного образования, и «легальный туннель» для мигрантов из Мексики в США.
От театра до музея: дипломы бакалавров группы Владимира...
Четыре проекта бакалавров МАРХИ группы Владимира Плоткина, Валерия Грубова и Светланы Трифоненковой: театральный комплекс, плавающий по Москве-реке, дом на Песчаной улице, музей-остров из кораллов на старой нефтяной платформе в Адриатическом море и кинофестивальный центр с фестивальной улицей и «мостом» к реке.
Пресса: Сергей Чобан — о том, почему петербуржцы не терпят...
15 октября Сергей Чобан открывает в Риме выставку, где покажет несколько «испорченных» им гравюр великого Джованни Баттиста Пиранези. По этому случаю он написал колонку о том, почему наше благоговение перед исторической архитектурой Петербурга пронизано двойной моралью.
Клином красным
Невзирая на неурядицы 2020 года в Гостином дворе открылась Арх Москва. Она состоит из тех же частей в иных пропорциях, и, как всегда, ставит абмициозные задачи: а) увидеть в архитектуре искусство, б) резюмировать последние тридцать лет. А «никакой архитектуры» – в этом, конечно, есть доля шутки.
Выход за пределы
Жилой комплекс для исторической части города от бюро ОСА: многоуровневое дворовое пространство и стремящаяся к абсолюту свобода фасадов.
Кирпичный дом в большом городе
Сознавая весь романтизм и харизматичность кирпичной архитектуры, Степан Липгарт поработал с темой кирпичного дома в Петербурге и решил две теоремы, предложив башни американского ар-деко для более высокого ЖК Alter на Магнитогорской улице и чувственную пластику ар-деко в коктейле с лофтовой эстетикой для дома на Малоохтинском проспекте.
Природа – и храм, и мастерская…
Если классический словарь разных эпох – революционную дорику и палладианский руст – скрестить со скандинавским деревянным домом и модернистским пространством, то получится лесная деревянная классика Артема Никифорова, построившего архитектурный коворкинг под Петербургом.
Лунный город
Бюро BIG, ICON и SEArch+ заняты разработкой проекта «Олимп» – строительных технологий и плана первого поселения на Луне. Работа идет под эгидой НАСА.
Город солнца
Комплекс ВТБ Арена Парк, спроектированный и реализованный совместно Сергеем Чобаном и Владимиром Плоткиным, претендует на роль эталонного эксперимента по снятию вековых противоречий между архитектурой традиционного направления и модернизмом. Рамки дизайн-кода и интеллигентный, творческий характер пластической дискуссии сформировали несколько идеализированный фрагмент городской ткани.
Журналисты как архитекторы
В Берлине открылось новое здание издательского дома Axel Springer, куда входят Die Welt, Bild и множество других газет и журналов. Авторы проекта, Рем Колхас и его бюро OMA, разработали его с учетом непредсказуемости цифрового будущего.
Пресса: Архитектура должна быть искусством
Владимир Плоткин – руководитель известного и признанного в России и Москве бюро ТПО «Резерв», которое в этом году отметило свое 33-летие. Последние да и многие предыдущие его проекты стали по-настоящему громкими – КЗ «Зарядье», административный центр и больница в Коммунарке. Разговор состоялся накануне открытия выставки «АРХ Москва», чьим лозунгом в этом сезоне станет «Архитектура – искусство»
Коронавирус не подточил деревянную архитектуру
Премия АРХИWOOD собрала рекордные 207 заявок, в шорт-лист прошло 54. Хотя организаторы премии до сих пор не решили, в каком формате пройдет церемония награждения победителей, Экспертный совет определил шорт-лист премии, а на ее сайте началось голосование. О вышедших в финал номинантах, а также о внутренних проблемах премии, которые, среди прочего, отражают новые тенденции в деревянной архитектуре, рассказывает куратор Николай Малинин.
Планирование и политика
Публикуем отрывок из книги Джона М. Леви «Современное городское планирование», выпущенной Strelka Pressв рамках образовательной программы Архитекторы.рф. Этот авторитетный труд, выдержавший 11 изданий на английском, впервые переведен на русский. Научный редактор этого перевода – Алексей Новиков.