За основу взята серия 137 петербургского ДСК «Блок», номенклатуру которой расширили с учетом требований данного проекта. Основание – монолитное, на него опираются панельные несущие конструкции. Фасады же будут исполнены по комбинированной технологии, совмещающей панель и навесную конструкцию с облицовкой керамической плиткой нескольких видов: глазурованной, матовой и натуральной без покрытия. В результате снаружи ничто не напоминают типовые панельные дома. Для каждого корпуса архитекторы разработали оригинальный рисунок фасадов, впрочем разнообразие сбалансировано – все варианты подчинены общей пропорциональной сетке.
Одев дома неодинаковыми керамическими фасадами, авторы не только спрятали панельную разрезку и швы, но еще добились и впечатления того, что вдоль проспекта вытянулась не череда многоподъездных пластин, а несколько разных зданий, напоминающих старинные доходные дома, выстроившиеся под единый обрез карниза. Получился петербургский квартал на новый лад – и по улице мимо пройти приятно, и идентифицировать себя в пространстве не сложно: «знаешь, я уже прошел голубой дом и иду мимо белого с ярко-желтыми вставками». А скошенный под на 45° корпус на пересечении Медиков и Павлова, хоть и не соответствует традиции, но зато позволяет при переезде через Большую Невку увидеть всю перспективу комплекса с Кантемировского моста.
Надо сказать, что проект очень изменился с 2007 года, когда он был впервые заявлен теми же авторами: тогда участок был разделен на несколько строгих квадратных квартала-блока. Сейчас фасады домов, выстроенных по периметру участка вдоль красной линии, узнаваемы и развивают принципы, уже знакомые нам по работам и Сергея Чобана, и Евгения Герасимова: прежде всего в подчеркнутом разнообразии фасадов каждой секции, фактически – каждого подъезда, – узнается «Микрогород «В лесу», первая очередь которого была завершена в начале осени. В данном случае, впрочем, солнечная яркость подмосковного городка несколько смирена петербуржским окружением: здесь больше рельефа, чем цвета, и геометрия более предсказуема, по справедливому замечанию авторов, «русты, тяги, карнизы, барельефы», составляющие фасадную сетку – мотивы вполне классические, делают дома в большей степени петербургскими, подспудно классицизированными. В портфолио Евгения Герасимова тоже имеется проект, подходящий для сравнения – предложение, сделанное им год назад для конкурса на «Царев сад», элитный жилой комплекс напротив Кремля, – впрочем, как Микрогород ярче, так и «Царев сад» в версии Герасимова классичнее и ассоциативнее. На фасадах «Европы-сити» мы получаем сумму, результат развития пластического языка и подхода, заявленного обоими архитекторами лет пять-семь назад.
Помимо нового подхода к использованию панельных технологий и гармонизированного разнообразия фасадов в проекте «Европа-Сити» есть и еще одна, очень важная особенность. За фронтом выстроенных вдоль улицы семи девятиэтажных домов-пластин, спроектированных известными архитекторами Евгением Герасимовым и Сергеем Чобаном во дворе спрятаны десять четырнадцатиэтажных башен-«точек» с пятью разными фасадами, на концептуальное решение которых в 2010 году по инициативе тех же архитекторов был проведен конкурс среди молодых архитекторов. Конкурс был поддержан как заказчиком проекта – Группой ЛСР, так и комитетом по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга и Санкт-Петербургским союзом архитекторов.
В творческом соревновании участвовали российские профессионалы моложе тридцатипятилетнего возраста, на проектирование был отведен период с 14 октября по 10 ноября 2010 года, – от участников требовалось разработать концепцию фасада, а также показать, как будет выглядеть отдельное здание и целиком группа из десяти домов. Рассмотрев поступившие проекты, жюри конкурса выбрало одного победителя и еще четырех призеров, между которыми были распределены двести тысяч рублей призового фонда. Между тем главной наградой для лауреатов стало их включение в команду проекта и использование предложенных ими концепций в дальнейшей работе. Пять премированных проектов были доработаны проектировщиками до стадии рабочих чертежей и распределены между десятью башнями: каждый проект будет повторен два раза. На данный момент, в реализации ЖК «Европа-Сити» дальше всего продвинулось строительство пяти башен во дворе комплекса: их фасады уже облицованы и уже можно увидеть, каким образом были реализованы проекты пяти победителей конкурса молодых архитекторов.
В 2010 году победителем конкурса молодых архитекторов назвали Романа Пака с проектом, в котором фасады превращены в равностороннюю решетку широких межоконных и междуэтажных простенков. Местами белая решетка прерываются цветными вставками-углублениями – так, как будто за белой «кожей» обнаруживается более интересная разноцветная материя. Реализовали, используя цветные керамические плитки: цвет получился сдержаннее, чем в проекте, но, с другой стороны, издалека похоже на майолику начала XX века.
Евгений Кицелев в своем проекте Celling предложил несколько более брутальное решение, впрочем, отдаленно напоминающее формы, любимые в бюро SPEECH: дома покрыты крупной решеткой, где укрупненные горизонтальные проемы, объединяющие по два окна, выстроены в строгой диагональной логике, образуя на фасадах вертикали брутального меандра.
Абстрактно-красивая идея Яны Цебрук и Олега Ткачук: разделить дома по вертикали на светлую и темную половину, дала очень простые башни (стеклянная вертикаль была элементом задания и присутствует у всех, но авторы дополнили ее внизу оранжевой нишей, несколько разрядив лаконизм решения). Впрочем у авторов идеи в девяти башнях из десяти черной была верхняя половина дома, и проект назывался «игры в невесомость», светлое должно было держать темное; в построенной сейчас башне черный – низ.
Илья и Ирина Филлимоновы, наоборот, сделали свои фасады особенно пёстрыми, поместив перед окнами решетки сдержанно-фиолетового оттенка – похожие на попытку имитации ламелей, движущихся параллельно плоскости фасада по направляющим. Было это решение имитацией или нет, но в реальности оно стало чередой декоративных терракотовых вставок и черных горизонтальных полос, впрочем, подчиненных предложенному авторами ритму.
Владимир Пешков и Константин Подвязкин предложили сделать примерно треть башни светлой (почти белой), а остальное – терракотовым.
Победитель конкурса получил 100 000 рублей, четыре других отмеченных участника – по 30 тысяч, после чего башни «перемешали» между собой, получив, как и снаружи, разные фасады, только от молодых архитекторов.
***
Сергей Чобан:
Мы спросили руководителей двух крупных бюро, занятых в этом проекте, Евгения Герасимова и Сергея Чобана, о том, что для них важно в этом проекте.
Евгений Герасимов:
«Самое интересное во всем проекте – конечно, конкурс. Он проводился при участии заказчика (СК «Возрождение Санкт-Петербург»), КГИОП, главного архитектора в то время – Юрия Митюрева, Союза архитекторов, председателем которого был Владимир Попов, а также при участии меня и Сергея Чобана, как генеральных проектировщиков всего комплекса. Целью было выбрать пять лучших проектов молодых архитекторов для внутренних «точек». Было подано порядка тридцати проектов, из них жюри отобрало пять, и я считаю они с блеском выполнены. Пять молодых архитекторов получили возможность реализовать первые в своей жизни масштабные проекты. Мы обязательно будем проводить подобную практику и в дальнейшем».
Сергей Чобан:
«Градостроительная концепция разрабатывалась совместно с Евгением Герасимовым. Как мы часто делаем, один дом проектировало бюро Евгения, другой дом – наш офис, в результате получилась парцеллированная структура из формирующих внешний фасад протяженных корпусов, внутри которой встали еще десять отдельных башен. За счет такой комбинации мы смогли повысить этажность зданий в глубине квартала, а также добились более разнообразной застройки и улучшили планировки квартир.
Основной причиной проведения конкурса и вовлечения в работу над проектом его победителей стало наше с Евгением Герасимовым стремление дать молодым архитекторам шанс проявить себя. Мне кажется, в Петербурге есть большой разрыв между старшим, активно практикующим, и молодым поколениями. В этом одно из отличий питерской архитектурной среды от московской, где за последние годы произошли серьезные изменения и был создан эффективный профессиональный «лифт», который принес известность и заказы многим молодым бюро. В Петербурге этот процесс идет не так активно, поэтому было желание посодействовать молодым архитекторам».
Основной причиной проведения конкурса и вовлечения в работу над проектом его победителей стало наше с Евгением Герасимовым стремление дать молодым архитекторам шанс проявить себя. Мне кажется, в Петербурге есть большой разрыв между старшим, активно практикующим, и молодым поколениями. В этом одно из отличий питерской архитектурной среды от московской, где за последние годы произошли серьезные изменения и был создан эффективный профессиональный «лифт», который принес известность и заказы многим молодым бюро. В Петербурге этот процесс идет не так активно, поэтому было желание посодействовать молодым архитекторам».