Консоль силы

Павильон атомной энергии в проекте UNK project поражает воображение гигантской консолью, которая символизирует необъяснимость атомной энергии для обыденного сознания.

mainImg
Архитектор:
Юлий Борисов
Мастерская:
UNK https://unk.ltd/
Проект:
Павильон Атом на ВДНХ
Россия, Москва, ул. проспект Мира, вл. 119, стр. 19

Авторский коллектив:
Руководитель: Юлий Борисов; ГАП: Михаил Иванченко; директор проекта / ГИП: Ирина Грачева; главный конструктор: Руслан Цогоев; ведущие архитекторы: Ирина Лавриненко, Татьяна Москаленко; архитекторы: Хамзина Гульнара, Ася Давыдова, Иван Смирнов, Павел Култышев
Над проектом работали: Александр Соколов, Мария Ионцева
Интерьерные решения МОП (UNK interiors): руководитель авторского коллектива Юлия Тряскина, Юлия Садовая – ГАП, Илья Смирнов – архитектор.
Генеральный директор: Наталья Якушева.

2015 / 2023

Технический заказчик: ОЦКС
Заказчик: Атомэнергопром
Павильон «Росатома» планируют построить на главной аллее ВДНХ, рядом с восьмигранной площадью, ракетой и павильоном «Космос», на месте невысокой «стекляшки», сооруженной в 1966 году как павильон механизации сельского хозяйства по проекту Игоря Виноградского. Южнее по аллее – сталинское, с колоннами и изразцами, здание «Белоруссии»; справа, уже на площади – стеклянная призма «Химической промышленности». Но главные ориентиры в контексте это, конечно, купол «Космоса», самолет, ракета – что и понятно, где атомная энергетика, там и космос. Конкурс на проект нового павильона атомной энергии, был объявлен в январе, в марте определились шесть финалистов, отобранных из 49 проектов первого тура. Проект бюро UNK project – один из шести участников второго тура конкурса.
Павильон «Росатома» на ВДНХ
© UNK project
Павильон «Росатома» на ВДНХ. Визуально-ландшафтный анализ
© UNK project
Павильон «Росатома» на ВДНХ
© UNK project

«На первом этапе перед участниками была директивно поставлена задача строить сферическую форму как образ атома, что, конечно, нам не очень подходило, – рассказывает руководитель UNK project Юлий Борисов. – Затем, благодаря размышлениям и усилиям организаторов, условия поменялись, мы получили больше свободы».

Итак, на втором этапе архитекторы UNK project сделали в своем проекте главной тему общественного пространства, столь актуальную в наше время. Квадратный участок (75 х 75 м) архитекторы поделили ровно пополам по диагонали, получив два треугольника. Один, обращенный к площади ракеты и «Космосу», будет совершенно прозрачным, – авторы уже подобрали для него образцы большеформатного структурного стекла немецкого производства с экологическими свойствами. Стеклянные стены ничего не несут: крышей прозрачной половины, а заодно и главным эффектно-скульптурным акцентом стал гигантский треугольный козырек, образованный внутри несколькими консолями разной длины и различной конструкции ферм, обусловленной инженерной необходимостью. Вынос самой длинной консоли, доходящей до угла – 53 метра (вынос консоли павильона России на Экспо – 30 м, хотя там другая конструкция). Толщина ферм в «тонкой» части – около этажа, но, опять же для прочности, по мере приближения к несущей стене консоли становятся толще, плавно врастая – или вырастая – из стены. Логика предложенной конструкции, образно говоря, похожа на устройство шляпки некоторых пластинчатых грибов. Консоли с их фермами будут закрыты ребристой оболочкой, разбитой на продольные полосы, мелкая пластика которых, по словам архитекторов, тяготеет к особенностям окружения, как модернистского, так и классицистического. Плавная волна козырька призвана перекликаться с куполом «Космоса», оставляя, впрочем, за ним доминирующую роль в пластическом диалоге – убеждены авторы.
zooming
Павильон Атом на ВДНХ. Конкурсный проект 2015 года. Разрез
© UNK project

Половина наземной части павильона, превратилась, таким образом, в гигантскую витрину – авторы трактуют его, и особенно это подчеркивают, как общественное пространство: «универсальное, способное адаптироваться под любую функцию: выставку, кинопоказ, перформанс». Разнообразие функций и открытость зала вовне, по убеждению архитекторов, должны привлечь посетителей с различными интересами, "символизируя открытость отрасли атомной энергетики«, и даже »изменить образ атомной энергетики в сознании людей".

Так как грань между гуляющими по Главной аллее и посетителями выставок и перформансов внутри задумана очень тонкой, почти неощутимой, то данное общественное пространство получится особым, «буферным»: и огражденным, и открытым, сродни небольшой городской площади, выгороженной стеклом, проницаемой для взгляда и приглашающей зайти. Архитекторы также сравнивают его с внутренними дворами, которые имеются во многих павильонах ВДНХ, но это сравнение не вполне точное: получилась скорее площадь, аван-плац, работающий как населенный, живой – live – фасад-вывеска павильона. Что тоже вполне актуально на сегодняшний день, так как создавать общественное пространство – урбанистический тренд, а превращать зрителей-посетителей в участников процесса – тренд выставочный и театральный.
Павильон «Росатома» на ВДНХ, проект
© UNK project
Павильон «Росатома» на ВДНХ. Интерьер. Экспозиция
© UNK project
Павильон «Росатома» на ВДНХ. Интерьер
© UNK project

Если старый павильон сельхозмашиностроения был подчеркнуто нейтрален к площади, даже как-то спрятан от нее, то павильон атомной энергии в проекте UNK project намного активнее включится в ансамбль соседних зданий. Чистая, большая, эффектная витрина – это, надо сказать, один из идеалов архитектуры модернистских выставочных павильонов: соседняя стеклянная призма «Химпрома» одно из ближайших тому доказательств. С другой стороны, если посмотреть чуть более общо: вырастающий из стены козырек с его диагональным ребром – это опора, похожая на столбы древнерусских палат; хотя авторы, вероятнее всего, и не закладывали в проект подобной ассоциации, любуясь зависанием острого «носа» мелкоребристой материи над эфемерной массой стекла как предметом инновационным, преодолевающим тяготение с кажущейся легкостью. Козырек – образ неведомой силы, мощной, но рождающейся ниоткуда – атомная энергия именно такова.

«Консоль выражает драматическое противостояние пустоты и наполненности, – говорит Юлий Борисов, – для нас было важно образно показать невыразимость движения атома пустотой, органическое сочетание пустоты и материальности, подобное атомной энергии, которая имеет в истоке нематериальный на первый взгляд атом и мощную физическую энергию на выходе».
Павильон «Росатома» на ВДНХ. Юго-восточный фасад
© UNK project

Полюс «наполненности» берет на себя вторая «половина» здания – треугольный бетонный объем без окон, оттеняющая стеклянную витрину как свою противоположность. Залы в бетонной части скомпонованы вокруг треугольного вестибюля со спиральным пандусом в центре, который объединяет по вертикали надземные этажи с двумя подземными, занимающими все пятно квадратного участка. Все помещения связаны предложенной авторами тщательно срежиссированной логикой будущей экспозиции, которая выстроена согласно исторической логике, начиная от атомной энергетики СССР. Так, что внизу – история и самые фундаментальные темы, на первых этажах современность, вверху, на третьем этаже – место для общения, где творятся новые идеи, а значит, там – условное будущее. На четвертом этаже расположились офисные помещения с отдельным входом со стороны павильона Белоруссии.

Кроме того, авторы подробно – а ТЗ требовало немалой дотошности – разработали технические стороны проекта, от материалов до инженерных тонкостей и возможности претендовать на LEED. Кровлю предполагается озеленить, что, в числе прочего, должно уменьшить долю тепла, отдаваемого зданием в атмосферу. Здесь будет расположен ресторан с террасой, откуда открываются удачные виды на ВДНХ – кровля также, вслед за прозрачным треугольником, должна стать одним из общественных пространств павильона.

Если посмотреть на кровлю сверху, а проектная графика это позволяет, то нам откроется еще одна сторона проекта: плоскости кровли, формирующие ресторан и его террасу, ломаные, и похожи на оригами. Что возвращает нас к исходной точке: архитекторы «сложили» свой павильон, как из листка бумаги, отталкиваясь от простого деления квадрата на два треугольника. Но как в оригами – удивительно, насколько сложным, полным скрытой, «ядерной», энергии может получиться результат работы, начатой с простейшего, «атомарного», деления.
Павильон «Росатома» на ВДНХ
© UNK project
Павильон «Росатома» на ВДНХ. © UNK project
Павильон «Росатома» на ВДНХ. Макет
© UNK project
Павильон «Росатома» на ВДНХ. Макет
© UNK project
Павильон «Росатома» на ВДНХ. Макет
© UNK project
zooming
Павильон «Росатома» на ВДНХ. Юго-восточный фасад
© UNK project
zooming
Павильон «Росатома» на ВДНХ. Северо-западный фасад
© UNK project
Архитектор:
Юлий Борисов
Мастерская:
UNK https://unk.ltd/
Проект:
Павильон Атом на ВДНХ
Россия, Москва, ул. проспект Мира, вл. 119, стр. 19

Авторский коллектив:
Руководитель: Юлий Борисов; ГАП: Михаил Иванченко; директор проекта / ГИП: Ирина Грачева; главный конструктор: Руслан Цогоев; ведущие архитекторы: Ирина Лавриненко, Татьяна Москаленко; архитекторы: Хамзина Гульнара, Ася Давыдова, Иван Смирнов, Павел Култышев
Над проектом работали: Александр Соколов, Мария Ионцева
Интерьерные решения МОП (UNK interiors): руководитель авторского коллектива Юлия Тряскина, Юлия Садовая – ГАП, Илья Смирнов – архитектор.
Генеральный директор: Наталья Якушева.

2015 / 2023

Технический заказчик: ОЦКС
Заказчик: Атомэнергопром

30 Октября 2015

UNK: другие проекты
Блеск дерзновенный
Изучаем «Новый взгляд», первую школу, построенную за последние 25 лет в Хамовниках. У здания три основные особенности: оно рассчитано на универсалии современного образования, обучение через общение и прочее; второе – фасады сочетают структурное моллированное стекло и металлизированно-поливную керамику, они дороги и технологичны. Третье – это школа «Садовых кварталов», последнее по времени приобретение знаменитого квартала Хамовников. И дорогое, и, по-своему, дерзкое приобретение: есть некий молодой задор в этом высказывании. Разбираемся, как устроена школа и где здесь контраст.
Гибкость и острота современности
Роскошные, текучие, большие кокошники и спиральные бочки-колонны как из цветной жевательной резинки: в Москве, кажется, нет других таких особняков стиля нео-рюс модерна. А Теремок на Малой Калужской, ранее, как кажется, малоизвестный, «заиграл» и стал заметен после реставрации для офиса «архитектурной экосистемы». Видно, что Юлий Борисов и архитекторы UNK вложили всю душу и в поиск нового офиса, и в его приведение в современный вид. Рассматриваем парадоксы истории особняка и его пластического решения. Спойлер: тут встречаются две современности, обе прямо на острие «лезвия актуального».
Арка, жемчужина, крыло и ветер
В соцсетях губернатора Омской области началось голосование за лучший проект нового аэропорта. Мы попросили у финалистов проекты и показываем их. Все довольно интересно: заказчик просил сделать здание визуально проницаемым насквозь, а образы, с которыми работают авторы – это арки, крылья, порывы ветра и даже «Раковина» Врубеля, который родился в Омске.
Черное и белое
Отдельно рассказываем об интерьерах павильона Атом на ВДНХ. Их решение – важная часть общего замысла, так что точность и аккуратность реализации были очень важны для архитекторов. Руководитель UNK interiors Юлия Тряскина делится частью наработок.
Похожие статьи
Растворенный в джунглях
В проекте Canopy House Марсиу Коган и его Studio MK27 предложили человечный вариант модернистского по духу дома, сливающегося с буйной тропической природой на востоке Бразилии.
Парящая вершина
Центр продаж по проекту бюро Wutopia Lab в дельте Жемчужной реки напоминает о горных вершинах – как местных, тропической провинции Гуандун, так и тяньшаньских.
Путь в три шага
Бюро HENN и C.F. Møller выиграли конкурс на проект нового больничного комплекса Ганноверского медицинского института.
Блеск дерзновенный
Изучаем «Новый взгляд», первую школу, построенную за последние 25 лет в Хамовниках. У здания три основные особенности: оно рассчитано на универсалии современного образования, обучение через общение и прочее; второе – фасады сочетают структурное моллированное стекло и металлизированно-поливную керамику, они дороги и технологичны. Третье – это школа «Садовых кварталов», последнее по времени приобретение знаменитого квартала Хамовников. И дорогое, и, по-своему, дерзкое приобретение: есть некий молодой задор в этом высказывании. Разбираемся, как устроена школа и где здесь контраст.
Технологии и материалы
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Сейчас на главной
Песнь песней
В Европейском университете в Санкт-Петербурге открылась персональная выставка Сергея Мишина «Проект проекта». По его собственному определению, на ней представлена руда, из которой добывается вещество архитектуры: графика, блокноты, заметки и осколки, предшествующие рабочим чертежам. Кроме графики есть и тексты Сергея Мишина и о нем – выдающиеся примеры того, как можно говорить об архитектуре.
Войти в ущелье
Бюро Ofis полностью перестроило входной павильон живописного ущелья Винтгар в Словении, предложив вернуться к традиционной, не наносящей вреда природе деревянной архитектуре.
Изящество и совместность
Вилла «Грейс», построенная по проекту бюро Романа Леонидова в Подмосковье, балансирует между элегантным минимализмом и широкими порывами русской души. Главный дом решен как последовательность четырех самодостаточных объемов – каждый может существовать по отдельности, но предпочитает быть частью целого. Единение достигается с помощью цвета и системы общих пространств, а богатая пластика, которая менялась по ходу строительства, «окупает» почти полное отсутствие декора.