English version

Взлетающий

На открывшейся в Милане всемирной выставке Россию представляет павильон, спроектированный Сергеем Чобаном.

mainImg
Архитектор:
Сергей Чобан
Мастерская:
СПИЧ http://www.speech.su
Проект:
Павильон России на всемирной выставке ЭКСПО 2015
Италия, Милан

Авторский коллектив:
SPEECH (Сергей Чобан, Алексей Ильин, Марина Кузнецкая, Андрей Перлич)

2014 — 2014 / 1.2015 — 4.2015

Заказчик: правительство Российской Федерации
Генподрядчик: RT Expo
Автор выставочной концепции: Юрий Аввакумов
Реализация выставочной концепции: Simpateka RUS

Павильон, представляющий Россию на Экспо 2015 года, расположился в восточной части полуторакилометровой оси всемирной выставки, которую организаторы назвали в античном духе декуманусом. Это довольно далеко, где-то в получасе ходьбы от главного входа, за главной площадью выставки. Впрочем, поблизости находятся павильоны Японии, Турции и США, а распределение мест на территории, по-видимому, происходило методом лотереи – в их взаимном расположении не прочитывается никакой логики, кроме случайной. Участки национальных павильонов плотно собраны вдоль главной оси и нарезаны тремя разными способами. Площадки среднего размера – узкие полоски; участки покрупнее похожи в плане на букву Р: узкая ножка выходит на декуманус, а широкий удобный прямоугольник отнесен в глубину; угол, вырезанный со стороны главной улицы, формирует еще один, маленький участок для соседнего павильона. Площадка павильона России принадлежит к числу крупных, с Р-образным планом. Проект Сергея Чобана, Алексея Ильина и Марины Кузнецкой был выбран на закрытом отборочном этапе, который в феврале 2014 года провел оргкомитет российской секции. По словам Сергея Чобана, этот результат продиктован, в том числе, и правильным выбором высотного акцента в условиях затесненной застройки, ограниченных углов видимости и строгого высотного регламента. Впрочем, не менее важно для победы оказалось и то, что SPEECH смогли предложить яркий, узнаваемый объем, развивающий традиции советских и российских построек на всемирных выставках прошлых лет и, что также важно, реализуемый в сжатые сроки с ограниченным бюджетом.
Павильон России на ЭКСПО 2015 в Милане
© Алексей Народицкий
Генплан ЭКСПО 2015: участок павильона России отмечен красным. Предоставлен SPEECH

Итак, плотно нарезанный генплан выставки поставил перед архитекторами непростую задачу: как сделать вход заметным, если он обращен к главной улице лишь узким носом? Экспо пестрит разнообразными ответами на этот вопрос: пандусы, аттракционы, сады-лабиринты… Вариант, предложенный Сергеем Чобаном, – один из самых архитектурных, его павильон подчинён отточенному пластическому жесту: длинному, почти предельных пропорций козырьку, чей острый нос со слегка выгнутой зеркальной подкладкой легко взлетает над замощённой деревом узкой площадью, притягивая посетителей цельностью формы и ясностью образа, особенно привлекательной на фоне преобладающих вокруг запутанных решений. Многие другие павильоны почему-то предпочли спрятать вход, расположив его в каком-нибудь необычном месте: сбоку, сзади, или даже «защитив» лабиринтом, что превратило выставку в непростой квест с длинными пробегами, которые далеко не всегда развлекают посетителя. Павильон России – одно из исключений, здесь вход не просто очевиден, но и превращен в главный архитектурный аттракцион. Авторы особо подчеркивают: в зеркале удобно делать селфи, – и действительно, уже в день открытия, несмотря на противный мелкий дождик мало кто проходил мимо, все с интересом заходили на деревянный помост, запрокидывали голову, и да – фотографировались в гигантском зеркале.
Павильон России на ЭКСПО 2015 в Милане
© Алексей Народицкий

 
Надо сказать, что зеркальные поверхности – одна из любимых тем Сергея Чобана и архитекторов SPEECH вообще. Достаточно вспомнить отель NHow в Берлине, или павильон России на венецианской биеннале 2012 года, где купол, похожий на пантеоновский, отражал сам себя, помещая зрителя в центр воображаемой сферы. Сейчас в ренессансных двориках миланского университета проходит выставка журнала Interni, где инсталляция Сергея Чобана, Сергея Кузнецова и Агнии Стерлиговой Living line занимает там центральное место – она тоже совершенно зеркальная, настолько, что временами прямо-таки растворяется в окружении. 

Основание летящего, плавно изогнутого козырька поддержано четырьмя круглыми зеркальными колоннами внутри прозрачного стеклянного тамбура: тонкие стыки стеклянных пластин делают входную часть павильона прекрасно просматриваемой насквозь. Консоль кажется лежащей на стекле. Картину довершает штриховка деревянных ламелей, зрительно продолжающих линию козырька там, где его уже фактически нет – на фасадах объема основной экспозиционной части, которые выполнены, в противовес прозрачному тамбуру, из черного стекла. Козырёк визуально вырастает из объема и от этого кажется совсем уж длинным – лучше всего замысел раскрывается при взгляде с юго-запада: точка обзора, которую Сергей Чобан называет главной, расположена на пути основного потока посетителей и большинство зрителей так или иначе не минует этого ракурса.
Павильон России на ЭКСПО 2015 в Милане
Фотография © Алексей Народицкий
Павильон России на ЭКСПО 2015 в Милане
© Алексей Народицкий
Павильон России на ЭКСПО 2015 в Милане
© Алексей Народицкий
Павильон России на ЭКСПО 2015 в Милане. SPEECH. Фотография © Алексей Народицкий

Черный объем, в котором разместилась собственно экспозиция, возведен в глубине участка и вслед за его контурами расширяется к востоку. Его верхняя часть со всех сторон отделана деревянными ламелями, что, по замыслу Сергея Чобана, должно восприниматься как отсыл к традиционному русскому строительному материалу. Похожими ребрами отделана овальная стойка ресепшена внутри стеклянного вестибюля. Дерева, впрочем, не так уж много и оно лишь слегка маскирует стеклянно-металлические объемы.
 
Бюро SPEECH разработало архитектуру павильона и стойку ресепшна в тамбуре. Экспозицию под названием «Растим во благо мира. Возделываем во имя будущего» делала другая команда. Сразу за входом, в вестибюле, посетителей встречает картина Виноградова-Дубосарского «Рожь», далее, за прозрачным вестибюлем, темно. Стены в первом зале покрыты изображениями растений из коллекции семян культурных растений, созданной Вавиловым, а во втором зале таблицей Менделеева, перемежающейся рассказами о ценных для питания элементах. Концепция выставки отталкивалась от идеи каталога рецептов, предложенной Юрием Авакумовым, но впоследствии трансформировалась. Книга рецептов, впрочем, была издана специально для Экспо. В первом зале посетителей встречает светящаяся модель перегонного куба, но угощают безалкогольными напитками; во втором проводят дегустации еды; в глубине расположен ресторан. Залы первого этажа по периметру обходят расположенные в центральной части технические помещения и все вместе получается похоже на стилизованную букву Р. На втором этаже, расположены конференц-зал и VIP-лоджия, крыша же, решенная в виде плавно поднимающегося пандуса, озеленена и, по словам архитекторов, в ближайшее время будет открыта для посетителей. 
Павильон России на ЭКСПО 2015 в Милане
© Алексей Народицкий
Павильон России на ЭКСПО 2015 в Милане
© Алексей Народицкий
Павильон России на ЭКСПО 2015 в Милане
© Алексей Народицкий
zooming
Павильон России на ЭКСПО 2015 в Милане. План озеленения на кровле
© SPEECH

Возвращаясь к козырьку: его зеркальная поверхность консоли отражает не только людей, фотографирующих себя на площади перед павильоном, но и стеклянный тамбур, а издали даже вводит в заблуждение: кажется, что вестибюль вместе с написанными над входом крупными буквами «Russia» продолжается вверх, загибаясь, прорастая в поверхность козырька, а людей, входящих внутрь, как будто в два раза больше, у входа образуется подобие воронки – только через пару секунд иллюзия развеивается, и ты начинаешь понимать, где реальность, а где – отражение. Это тоже часть замысла, причем в отличие от многих других зеркальных аттракционов, чаще спрятанных внутри павильонов Экспо, здесь основной сюжет вынесен наружу. Архитектура стала заметной частью экспозиции, к тому же она по-своему подводит итого многолетнего участия России в прежних всемирных выставках, апеллируя к историческим павильонам и суммируя заложенный в них приём.
zooming
Павильон России на ЭКСПО 2015 в Милане. Продольный разрез
© SPEECH

Разумеется, прежде всего я спросила Сергея Чобана, почему его проект так похож на Монреальский павильон ЭКСПО’67 Михаила Посохина – сходство очевидно, и там и здесь длинный взлетающий козырёк положен на стеклянный объем, подчеркивающий эффект левитации линии крыши. Архитектор в ответ предложил вспомнить более широкий исторический контекст. По мнению Чобана, Монреальский павильон – всего лишь самый известный представитель общей тенденции, связывающей между собой целый ряд других советских павильонов на всемирных выставках. В частности, Сергей Чобан напомнил о проекте, который Константин Мельников нарисовал в 1962 году для всемирной выставки в Нью-Йорке 1964 года (проект остался на бумаге, СССР не участвовал в выставке). Версии о связи Монреальского павильона с нереализованным проектом Мельникова уже были озвучены (см., напр., здесь).
zooming
Павильон СССР на ЭКСПО 1967 в Монреале. М. В. Посохин, А. А. Мндоянц, Б. Тхор, А.Кондратьев, Р. Кликс. Источник: alamedainfo.com


Проект Константина Мельникова павильона СССР на ЭКСПО в Нью-Йорке. 1962. Источник: flickr / pulkuz; embed

Проект Константина Мельникова павильона СССР на ЭКСПО в Нью-Йорке. 1962. Источник: flickr / pulkuz; embed

Какая складывается последовательность советских павильонов на всемирных выставках, можно узнать из обзора, сделанного недавно сайтом archspeech Часть из них, действительно, подчинена порыву «вперед и вверх», как «Рабочий и колхозница»; другие помпезнее, но тоже куда-то летят, может быть, в космос. Тема полета всемирными выставками не исчерпывается – не менее энергична титановая стрела памятника Покорителям космоса.

Иными словами, проект Сергея Чобана не только продолжает линию, известную по Монреальскому павильону, но и в некоторой степени восстанавливает историческую справедливость, восходя не только к Михаилу Посохину, но и к Константину Мельникову. Любопытно, что Мельников планировал реализовать свой павильон «на пределе возможностей» – и практически теми же словами Сергей Чобан говорит о козырьке, построенном сейчас в Милане. Вынос консоли – тридцать метров, максимально возможный для данной конструкции. Подъем в верхней точке – семнадцать, что на пять метров больше высоты основного здания, подчиненного двенадцати метрам высотных ограничений, заданных мастер-планом выставки. Причем, по словам Сергея Чобана, подъем консоли мог начинаться только вне основного объема, в стеклянном вестибюле.

Возникает ощущение, что архитектор стремится полностью исчерпать тему, развить её до предела технических и эмоциональных возможностей. Миланский павильон камернее монументального монреальского, но его длинная и узкая консоль взлетает энергичнее, а зеркало усиливает эффект, наделяя архитектурное решение театральностью выставочной инсталляции. Впечатление, действительно, ближе к эскизу Мельникова, где консоль устремлена к звездам и визуально, и знаково – на ней даже нарисовано что-то космическое, а описание проекта в лучших традициях шестидесятых говорит о «скрытой силе небесной механики». Напоминая как о первом спутнике, так и об увлечении звездным небом – зодиакальным, астрологическим – архитекторов Ренессанса, и научным, астрономическом – ампира. И здесь мы, возможно, переходим к сути сюжета: зеркальная консоль Сергея Чобана заставляет нас поднять глаза к небу – для того, чтобы увидеть там себя. Есть в этом что-то особенное. Но, с другой стороны, какая разница, почему именно мы – пусть изредка – взглянули на небо? Пусть сейчас это селфи. Уже хорошо, что подняли глаза.
Павильон России на ЭКСПО 2015 в Милане
© Алексей Народицкий
Павильон России на ЭКСПО 2015 в Милане
© Алексей Народицкий
Павильон России на ЭКСПО 2015 в Милане
© Алексей Народицкий
Павильон России на ЭКСПО 2015 в Милане
© Алексей Народицкий
Павильон России на ЭКСПО 2015 в Милане
© Алексей Народицкий
Павильон России на ЭКСПО 2015 в Милане
© Алексей Народицкий
Павильон России на ЭКСПО 2015 в Милане
© Алексей Народицкий
Павильон России на ЭКСПО 2015 в Милане
© Алексей Народицкий
Павильон России на ЭКСПО 2015 в Милане
© Алексей Народицкий
Павильон России на ЭКСПО 2015 в Милане. Генплан на уровне 1 этажа
© SPEECH
Павильон России на ЭКСПО 2015 в Милане. План 1 этажа
© SPEECH
Павильон России на ЭКСПО 2015 в Милане. План 2 этажа
© SPEECH
Павильон России на ЭКСПО 2015 в Милане. Поперечный разрез
© SPEECH
Павильон России на ЭКСПО 2015 в Милане. Деталь
© SPEECH
Архитектор:
Сергей Чобан
Мастерская:
СПИЧ http://www.speech.su
Проект:
Павильон России на всемирной выставке ЭКСПО 2015
Италия, Милан

Авторский коллектив:
SPEECH (Сергей Чобан, Алексей Ильин, Марина Кузнецкая, Андрей Перлич)

2014 — 2014 / 1.2015 — 4.2015

Заказчик: правительство Российской Федерации
Генподрядчик: RT Expo
Автор выставочной концепции: Юрий Аввакумов
Реализация выставочной концепции: Simpateka RUS

14 Мая 2015

СПИЧ: другие проекты
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
IPI Award 2023: итоги
Главным общественным интерьером года стал туристско-информационный центр «Калужский край», спроектированный CITIZENSTUDIO. Среди победителей и лауреатов много региональных проектов, но ни одного петербургского. Ближайший конкурент Москвы по числу оцененных жюри заявок – Нижний Новгород.
Металл с олимпийским характером
Алюминий – материал, сочетающий визуальную привлекательность и вариативность применения с выдающимися механико-техническими свойствами.
Рассказываем о 5 знаковых спорткомплексах, при реализации которых был использован фасадный алюминий компании Cladding Solutions.
Портик нового времени
В начале года в новосибирском аэропорте Толмачево открылся терминал С. Масштабный и прозрачный входной зал со светящимися колоннами внутри умело сочетает лаконизм с яркой фотогеничностью WOW-эффекта. Он – и новый фасад всего комплекса, и точка отсчета планируемой реконструкции, по завершении которой Толмачево станет крупнейшим региональным аэропортом России. Рассматриваем здание в контексте модернистских прототипов как Новосибирска, так и Ленинграда: они собираются в отдельную, не лишенную любопытных нюансов, историю.
Шестиглавый
В Новосибирске объявлены результаты архитектурного рейтинга «Золотая капитель», одной из старейших постсоветских премий. Ее особенность, чтобы не сказать уникальность для российского контекста – в том, что на последнем этапе судейства проекты презентуют и обсуждают. Что довольно увлекательно. Делимся впечатлениями и показываем, кто победил.
Алюминий в историческом городе
Алюминий – современный материал с большим потенциалом для реконструкции и новой архитектуры в контексте исторической застройки: он легкий, прочный, а еще умеет имитировать другие поверхности – например, более дорогую и меняющую со временем цвет медь. Предлагаем несколько удачных примеров из мировой и российской практики.
Золотое сечение: лауреаты 2023
Три высшие награды, включая гран-при, получили в этом году архитекторы СПИЧ. Николай Шумаков отмечает, что хорошие московские архитекторы все больше работают в отдаленных уголках страны. На выставке премии можно было изучить, с архитектурной точки зрения, некоторые крупные, но малоизвестные комплексы. Публикуем список лауреатов Золотого сечения 2023 с небольшими комментариями и репортажем.
Архсовет Москвы – 78
Совет поддержал проект 400-метровой офисной башни, которая дополнит Сити и станет продолжением моста Багратион. Экспертам понравилась ярусная композиция, «интерактивный» фасад и функциональная насыщенность.
Путь завода
На прошлой неделе в новом центре изучения конструктивизма «Зотов» открылась первая выставка: «1922. Конструктивизм. Начало». Идея создания центра принадлежит Сергею Чобану, а проект ближайших домов, приспособления здания хлебозавода к музейной функции, и дизайн его первой экспозиции архитектор разработал в соавторстве с коллегами по АБ СПИЧ. Мы решили, что такой комплексный проект надо рассматривать целиком – так получился лонгрид о конструктивизме на Пресне, консервации, новациях, многослойном подходе и надежде.
Пластины Багратиона
Обнародован проект нового небоскреба от архитекторов СПИЧ в Москва-Сити. В нем можно увидеть: московские высотки, Чикаго, архитектон Малевича и попытку деконструкции цельного образа московского небоскреба, найденного авторами в недавних предшествующих работах.
Зодчество: лауреаты 2022
В пятницу в Гостином дворе вручили награды фестиваля Зодчество 2022. Хрустальный Дедал достался ЖК Veren Village архитекторов АБ «Остоженка». Татлин, премию за проект, решили не присуждать. Рассказываем, кого наградили, публикуем полный список.
Логика жизни
Световая инсталляция, установленная Андреем Перличем в атриуме башен «Федерации», балансирует на грани между математическим порядком построения и многообразием вариантов восприятия в ракурсах.
Живая сталь для архитектуры
Компания «Северсталь» запустила производство атмосферостойкой стали под брендом Forcera. Рассказываем о российском аналоге кортена и расспрашиваем архитекторов: Сергея Скуратова, Сергея Чобана и других – о востребованности и возможностях окисленного металла как такового. Приводим примеры: с ним и сложно, и интересно.
Изнутри наружу: павильоны вечности
Реконструкция пакгаузов нижегородской Стрелки – они открылись в начале июня как концертный и выставочный залы – стала, без преувеличения, событием года в области как культуры, так и архитектуры. Их история кажется нам образцовой с точки зрения обнаружения, исследования и охраны памятника инженерной мысли XIX века. В то же время решение по приспособлению и экспонированию конструкций пакгаузов, предложенное Сергеем Чобаном – очень смелое, нетривиальное и актуальное. На грани временного, временнОго и вечного.
Буян и суд
Новость об отмене парка Тучков буян уже неделю занимает умы петербуржцев. В отсутствие каких-либо серьезных подробностей, мы поговорили о ситуации с архитекторами парка и судебного квартала: Никитой Явейном и Евгением Герасимовым.
Год 2021: что говорят архитекторы
Вот и наш новый опрос по итогам 2021 года. Ответили 35 архитекторов, включая главных архитекторов Москвы и области. Обсуждают, в основном, ГЭС-2: все в восторге, хотя критические замечания тоже есть. И еще почему-то много обсуждают минимализм, нужен и полезен, или наоборот, вреден и скоро закончится. Всем хорошего 2022 года!
COR-TEN® как подлинность
Материал с высокой эстетической емкостью обещает быть вечным, но только в том случае, если произведен по правильной технологии. Рассказываем об особенностях оригинальной стали COR-TEN® и рассматриваем российские объекты, на которых она уже применена.
Энергетика эксприматики
Павильон, реализованный по проекту Сергея Чобана на всемирной ЭКСПО 2020 в Дубае, – яркое и цельное архитектурное высказывание, образность которого восходит к авангардным графическим экспериментам Якова Чернихова, но допускает множество трактовок. Павильон похож и на купольный храм, и на кружащуюся «Планету Россия», и на голову матрешки. Тем более что внутри, в ядре экспозиции – мозг. Внимательно рассматриваем и трактовки, и нюансы реализации.
Архсовет Москвы–70
Архсовет единодушно одобрил проект реконструкции гостиницы «Варшава» на Калужской площади, а обсуждение превратилось в деликатную дискуссию о подходах к градостроительным приоритетам: должно ли здание работать «на городской ансамбль», или решать локальные задачи в рамках заданного участка. Ответ – нельзя сказать, чтобы однозначный, прозвучали предложения создать на этом месте более заметный и высокий акцент, но были отклонены.
Идеями лучимся / Delirious Moscow
В Гостином дворе открылась 26 по счету Арх Москва. Ее тема – идеи, главный гость – Москва, повсеместно встречаются небоскребы и разговоры о высокоплотной застройке. На выставке присутствует самая высокая башня и самая длинная линейная экспозиция в ее истории. Здесь можно посмотреть на все проекты конкурса «Облик реновации», пока еще не опубликованные.
Сергей Чобан: «Я считаю очень важным сохранение города...
Задуманный нами разговор с Сергеем Чобаном о высотном строительстве превратился, процентов на 70, в рассуждение о способах регенерации исторического города и о роли городской ткани как самой объективной летописи. А в отношении башен, визуально проявляющих социальные контрасты и создающих много мусора, если их сносить, – о регламентации. Разговор проходил за день до объявления о проекте «Лахта-2», так что данная новость здесь не комментируется.
Слабые токи: итоги «Золотого сечения»
Вчера в ЦДА наградили лауреатов старейшего столичного архитектурного конкурса, хорошо известного среди профессионалов. Гран-при получили: самая скромная постройка Москвы и самый звучный проект Подмосковья. Рассказываем о победителях и публикуем полный список наград.
Магия ритма, или орнамент как тема
ЖК Veren place Сергея Чобана в Петербурге – эталонный дом для встраивания в исторический город и один из примеров реализация стратегии, представленной автором несколько лет назад в совместной с Владимиром Седовым книге «30:70. Архитектура как баланс сил».
Похожие статьи
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Связь поколений
Еще одна современная усадьба, спроектированная мастерской Романа Леонидова, располагается в Подмосковье и объединяет под одной крышей три поколения одной семьи. Чтобы уместиться на узком участке и никого не обделить личным пространством, архитекторы обратились к плану-зигзагу. Главный объем в структуре дома при этом акцентирован мезонинами с обратным скатом кровли и открытыми балками перекрытия.
Образцовая ностальгия
Пятнадцать лет компания Wuyuan Village Culture Media Company занимается возрождением горной деревни Хуанлин в китайской провинции Цзянси. За эти годы когда-то умирающее поселение превратилось в главную туристическую достопримечательность региона.
Три измерения города
Начали рассматривать проект Сергея Скуратова, ЖК Depo в Минске на площади Победы, и увлеклись. В нем, как минимум, несколько измерений: историческое – в какой-то момент девелопер отказался от дальнейшего участия SSA, но концепция утверждена и реализация продолжается, в основном, согласно предложенным идеям. Пространственно-градостроительное – архитекторы и спорят с городом, и подыгрывают ему, вычитывают нюансы, находят оси. И тактильное – у построенных домов тоже есть свои любопытные особенности. Так что и у текста две части: о том, что сделано, и о том, что придумано.
В центре – полукруг
Бюро Atelier Delalande Tabourin реконструировало здание правительства региона Центр–Долина Луары в Орлеане. Главным мотивом проекта стали заданные планировкой зала заседаний полукруг и круг.
Новый «Полёт»
Архитекторы бюро «Мезонпроект» разработали проект перестройки областного молодежного центра «Полёт» в Орле. Летний клуб, построенный еще в конце 1970-х годов, станет всесезонным и приобретет много дополнительных функций.
Яуза towers
В столице не так много зданий и проектов Никиты Явейна и «Студии 44». Представляем вашему вниманию концепцию большого многофункционального комплекса на Яузе, между двумя парками, с набережной, перекрестьем пешеходных улиц, развитым общественным пространством и оригинальным пластическим решением. Оно совмещает сложную, асимметричную, как пятнашки, сетку фасадов и смелые заострения верхних частей, полностью скрывающее техэтажи и вылепливающее силуэт.
И опять о птицах
Завершается строительство первого аэропорта в китайском городе Лишуй. Архитекторы пекинского бюро MAD выбрали для своего проекта самый очевидный визуальный прототип – серебристо-белую птицу.
Офисы с «ленточкой»
В Берлине началось строительство офисного (и немного жилого) «кампуса» LXK по проекту MVRDV. Проект связан с развитием района Восточного вокзала.
Венец из пентхаусов
Первое многоэтажное здание Монако, жилая башня Le Schuylkill, получит после реконструкции по проекту Zaha Hadid Architects завершение из шести пентхаусов.
Вплотную к демократии
Конкурс на проект реконструкции зданий датского парламента выиграли бюро Cobe, Arcgency и Drachmann совместно с конструкторами Sweco. Цель трансформации – позволить любому гражданину приблизиться вплотную к оплоту демократии.
Парк архитектуры и отдыха
Для подмосковного гостиничного комплекса, предполагающего разные форматы отдыха, бюро T+T Architects предложило несколько типов жилья: от классического «стандарта» в общем корпусе до «пещеры в холме» и «домика на дереве». Дополнительной задачей стала интеграция в «архитектурно-лесной» парк существующих на территории резиденций, построенных в классическом стиле.
Лирически-энергетическая архитектура
Здание поста управления солнечной электростанцией Kalyon Karapınar SPP по проекту Bilgin Architects в Центральной Анатолии служит «пользовательским интерфейсом» для бесконечного поля солнечных батарей.
Энергетически нейтральный квадрат
На территории кампуса Университета Тилбуга открылся новый учебный корпус имени государственной деятельницы, первой женщины-министра Нидерландов Марги Кломпе. Авторы проекта – Powerhouse Company.
Творческий ужин
Элитный ресторан AIR по проекту архитекторов OMA в Сингапуре включает в себя лабораторию для исследования ингредиентов, сад и огород, кулинарную школу.
Технологии и материалы
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Сейчас на главной
Четыре угла
Мастерская Юрия Ширяева предложила концепцию реновации псковского квартала, расположенного недалеко от центра города, но в стороне от туристических потоков. Комплекс кирпичных зданий восстановит фронт улиц и насытит функциями квартал, внутри которого спрячется сад с искусственным водоемом.
Парадокс острога
Вокруг омского аэропорта в этом году собралось немало любопытных пластических идей. Проект KPLN апеллирует к истории Омска как острога, но трансформирует мысль о крепости до почти полной неузнаваемости: «срезает» конические завершения бревен, увеличивает и переворачивает. Получается гипостиль – лес конических колонн на опорах-точках, со световыми фонарями вверху.
Источник знаний
Новое здание средней школы в Марселе по проекту Panorama Architecture удачно трактует на первый взгляд очевидный образ раскрытой книги.
Преображение Анны
Для петербургской Анненкирхе Сергей Кузнецов и бюро Kamen подготовили проект, который опирается на принципы Венецианской хартии: здание не восстанавливается на определенную дату, исторические наслоения сохраняются, а современные элементы не мимикрируют под подлинные. Рассказываем подробнее о решениях.
Парадокс временного
Концепция павильона России для EXPO 2025 в Осаке, предложенная архитекторами Wowhaus – последняя из собранных нами шести предложений конкурса 2022 года. Результаты которого, напомним, не были подведены в силу отмены участия страны. Заметим, что Wowhaus сделали для конкурса три варианта, а показывают один, и нельзя сказать, что очень проработанный, а сделанный в духе клаузуры. Тем не менее в проекте интересна парадоксальность: архитекторы сделали акцент на временности павильона, а в пузырчатых формах стремились отразить парадоксы пространства и времени.
Крепость у реки
Бюро МАКЕТ объединило формат японской идзакаи с сибирской географией: ресторан открылся в одном из зданий Омской крепости, декор и мебель отсылают к рекам Омь и Иртыш, а старый кирпич дополняют амбарные доски и сухие ветки.
Форум времени
Конкурсный проект павильона России для EXPO 2025 в Осаке от Алексея Орлова и ПИ «Арена» состоит из конусов и конических воронок, соединенных в нетривиальную композицию, в которой чувствуется рука архитекторов, много работающих со стадионами. В ее логику, структурно выстроенную на теме часов: и песочных, и циферблатов, и даже солнечных, интересно вникать. Кроме того авторы превратили павильон в целую череду амфитеатров, сопряженных в объеме, – что тоже более чем актуально для всемирных выставок. Напомним, результаты конкурса не были подведены.
Зеркала повсюду
Проект Сергея Неботова, Анастасии Грицковой и бюро «Новое» был сделан для российского павильона EXPO 2025, но в рамках другого конкурса, который, как нам стало известно, был проведен раньше, в 2021 году. Тогда темой были «цифровые двойники», а времени на работу минимум, так что проект, по словам самого автора, – скорее клаузура. Тем не менее он интересен планом на грани сходства с проектами барокко и эмблемой выставки, также как и разнообразной, всесторонней зеркальностью.
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
Сахарная вата
Новый ресторан петербургской сети «Забыли сахар» открылся в комплексе One Trinity Place. В интерьере Марат Мазур интерпретировал «фирменные» элементы в минималистичной манере: облако угадывается в скульптурном потолке из негорючего пенопласта, а рафинад – в мраморных кубиках пола.
Образ хранилища, метафора исследования
Смотрим сразу на выставку «Архитектура 1.0» и изданную к ней книгу A-Book. В них довольно много всякой свежести, особенно в тех случаях, когда привлечены грамотные кураторы и авторы. Но есть и «дыры», рыхлости и удивительности. Выставка местами очень приятная, но удивительно, что она думает о себе как об исследовании. Вот метафора исследования – в самый раз. Это как когда смотришь кино про археологов.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Связь поколений
Еще одна современная усадьба, спроектированная мастерской Романа Леонидова, располагается в Подмосковье и объединяет под одной крышей три поколения одной семьи. Чтобы уместиться на узком участке и никого не обделить личным пространством, архитекторы обратились к плану-зигзагу. Главный объем в структуре дома при этом акцентирован мезонинами с обратным скатом кровли и открытыми балками перекрытия.