English version

Из Новгорода в Кронштадт

Евгений Герасимов строит в Петербурге церковный комплекс.

Юлия Тарабарина

Автор текста:
Юлия Тарабарина

25 Июля 2014
mainImg
Архитектор:
Евгений Герасимов
Проект:
Комплекс храма Иоанна Кронштадтского на Кронштадтской площади
Россия, Санкт-Петербург, Кронштадтская площадь, дом 2, литера А

Авторский коллектив:
Руководитель авторского коллектива Е.Л. Герасимов, ГАП С.Д. Меркушева, главный конструктор М.Я. Резниченко, руководитель архитектурной группы К.В. Смирнов, архитекторы: С.И. Бурдонская, О.А. Старосельцева, А.В. Сморыгин, конструкторы: С.В. Рыжова, В.Ю. Антонов

2013 — 2013 / 7.2014

ООО «МГП» (главный инженер проекта Т.Е. Раскатова); ООО «ТЕЛРОС Интеграция»
(главный инженер проекта А.В. Кочуров)
1 июля был торжественно заложен первый камень в основание храмового комплекса на Кронштадтской площади в Петербурге. Митрополит Санкт-Петербугский и Ладожский Варсонофий сказал на церемонии закладки, что спальным районам не хватает церквей, так как в советское время их там не строили и выразил надежду, что теперь, когда в округе появится новый храм, все с божьей помощью станет там лучше. Комплекс с 2006 года проектирует архитектурное бюро Евгения Герасимова (причем на благотворительных началах – без гонорара), которое вовсе не специализируется на храмовой архитектуре, хотя известно своими работами как в современной, так и в исторической стилистике. Архитекторы относятся к проекту храмового комплекса с любовью: для них он прежде всего – общественное здание на фоне многих успешных коммерческих заказов, авторы рады что-то сделать для города, они не только внимательно подошли к специфике культового здания, но и, в числе прочего, аккуратно продумали благоустройство площади для прихожан. В архитектуре же архитекторы совместили несколько исторических аллюзий, поставив их в лаконичные рамки современной стилистики в той мере, в какой это доступно современным храмам в России.
***

Кронштадтская площадь это, на самом деле, не вполне площадь, а скорее по-питерски изящная – не круглая, а овальная автомобильная развязка на пересечении Ленинского проспекта с проспектом Стачек на пути в Петергоф, за Кировским районом. Внутри овала большой плоский газон, вокруг – модернизм семидесятых вперемежку с уплотнительной застройкой двухтысячных, словом, ничего изящного, кроме рокайльной формы газона и заманчивого «дорога в Петергоф» (ну или в Стрельну) здесь нету – страшно привычная застройка постсоветской окраины, впрочем, сравнительно чистая, зеленая и просторная, не слишком застроенная. Здесь еще ходит трамвай. 

Перед тем, как встретиться с развязкой, проспекты образуют острую стрелку – где-нибудь в центре Петербурга на такой были бы «пять углов», а тут был сквер, на западном «носу» которого архитектор Иван Князев в 2003 году построил часовню Иоанна Кронштадтского, позднее в часовне освятили алтарь, сделав ее церковью, так как строительство задуманного храмового комплекса затянулось. Зато восточнее к 2009 году появился большой жилой комплекс с обязывающим названием «Монплезир», ставший довольно-таки обыкновенным фоном для будущего храмового комплекса, строительство которого затянулось после возведения часовни на десять лет. 

Мастерская Евгения Герасимова работает над проектом с 2006 года, и, как говорится в его авторском описании, архитекторы сделали здесь попытку «гармонично связать новые архитектурные формы с чертами национальной духовной традиции». 

Здание существующей часовни вытянуто вдоль Ленинского проспекта; новые же здания комплекса – собор Всемилостивого Спаса и церковно-причтовый дом за ним, – симметричны, нанизаны на ось биссектрисы треугольного участка. В нижнем ярусе собора запланирована крещальная церковь, еще одна маленькая часовня встроена в здание причта, над кровлями которого видна только ее глава. 
Перспективный вид на комплекс © Евгений Герасимов и Партнеры
Вид на комплекс с высоты птичьего полета © Евгений Герасимов и Партнеры

Черты нового, как и консервативные аллюзии, в проекте считываются достаточно хорошо. 
Помимо общецерковных требований проект Евгения Герасимова ориентируется на различные слои контекста как в широком смысле северо-западной Руси, так и в узком, начиная с ближайшей церкви Ивана Князева. Впрочем, этому сугубо романтическому храму в духе неорусской ветви модерна (см. здесь и здесь) новые здания скорее противоположны, они строже и серьезнее: прямые линии, простая стереометрия, гранитный цоколь и даже шлемовидная глава – все вместе складывается в иной месседж, характерный для нового времени (скажем так, более серьезный; этот храм – не сказка и не декорация).
Схема планировочной организации земельного участка © Евгений Герасимов и Партнеры

Восьмискатная кровля с тремя окнами, выстроенными «горкой» под щипцом и рядом декоративных вставок безусловно принадлежит новгородской и псковской традиции, напоминая о том, что Петербург примыкает к землям русского северо-запада, хотя во времена строительства церкви Спаса на Ильине его и не было. Не было его и во времена Новгородской Софии, контуры центральной главы которой и частота окон, вероятно, повлияли на рисунок главы в проекте Евгения Герасимова. Три высоких притвора происходят из церкви Параскевы Пятницы на Торгу – в архитектуре храма на Кронштадтской площади, как видим, обнаруживается минимум два-три новгородских источника: своего рода поклон бывшей рабочей окраины светского Питера старой епископии этих земель, Великому Новгороду. Звонница из двух столбов с крупными балками тоже может быть понята как «новгородская». 

Хотя надо отдать должное и другой части, менее ощутимой, но все же присутствующей в проекте контекста: частые окна барабана, скаты кровель, шлемовидная глава, две башни при входе, – внимательному наблюдателю могут напомнить Морской собор в Кронштадте (здесь вспоминаем, что площадь-то Кронштадская). В остальном собор 1913 года непохож – слишком пышен. Кроме того, контуры плана строящегося собора: тонкие стены, квадрат наоса, крещатые столбы – петербуржские, почти ампирные, – также как и гранитный цоколь, и плоские стены, – хотя задуманные на стенах (под карнизами, точнее, под выносами скатной кровли) рельефы отсылают нас обратно, к Новгороду, а также псевдо- и неорусской архитектуре Петербурга. 

Между тем в архитектурном смысле проекта главное, вероятно – не набор достаточно ясных аллюзий, а то, удалось ли их связать в один узел, обобщить, взять (скажем так) дифференциал от консервативной традиции, приведя ее (до некоторой степени) к современности. В данном случае базой для обобщения стала геометрия, что заметно даже в авторском описании, где экседру апсиды называют «четвертью сферы». Степень геометризованного обобщения здесь достаточно высока, именно она не дает архитекторам утонуть в контексте и стилизации, и она же позволяет упоминать одновременно Спас на Ильине и Кронштадский Никольский собор. 

Причем обобщение растет, а степень узнаваемости прототипов падает от центрального ядра, четверика храма, к периферии. Буквально: глава с рядом высоких окон, выведенных непосредственно под карниз, чего никогда не делала традиционная церковная архитектура – выглядит свежо, а прорезанный вертикальным витражом западный притвор, по меркам современной российской церковной архитектуры – так и вообще почти что вызов устоям. Колокольня же родственна не только новгородским звонницам, но и мемориальным стелам модернизма, настолько просты ее опоры под тяжелым щипцом на брутальных консолях. Словом, архитекторам, похоже, действительно удалось выполнить поставленную перед собой задачу – найти баланс между строго трактованной традицией, контекстом и современной трактовкой формы, что позволяет, с одной стороны, вписать храм в окружающий модернисткий город, и, с другой – адаптировать неизбежную для церковного здания «литературу».
План 1 этажа © Евгений Герасимов и Партнеры
План 2 этажа © Евгений Герасимов и Партнеры
Планы на уровне 3 этажа и барабана © Евгений Герасимов и Партнеры
План кровли © Евгений Герасимов и Партнеры
Разрез 2-2 © Евгений Герасимов и Партнеры
Разрез 3-3, 4-4 © Евгений Герасимов и Партнеры
Фасад в осях 1-8, А-М © Евгений Герасимов и Партнеры
Фасад в осях 9-1, М-А © Евгений Герасимов и Партнеры
План 1 этажа причтового дома © Евгений Герасимов и Партнеры
План 2 этажа причтового дома © Евгений Герасимов и Партнеры
План кровли причтового дома © Евгений Герасимов и Партнеры
Причтовый дом. Разрез 1-1, 2-2 © Евгений Герасимов и Партнеры
Причтовый дом. Фасад в осях 1-14, Б-Ж © Евгений Герасимов и Партнеры
Причтовый дом. Фасад в осях 14-1, Ж-Б © Евгений Герасимов и Партнеры
Архитектор:
Евгений Герасимов
Проект:
Комплекс храма Иоанна Кронштадтского на Кронштадтской площади
Россия, Санкт-Петербург, Кронштадтская площадь, дом 2, литера А

Авторский коллектив:
Руководитель авторского коллектива Е.Л. Герасимов, ГАП С.Д. Меркушева, главный конструктор М.Я. Резниченко, руководитель архитектурной группы К.В. Смирнов, архитекторы: С.И. Бурдонская, О.А. Старосельцева, А.В. Сморыгин, конструкторы: С.В. Рыжова, В.Ю. Антонов

2013 — 2013 / 7.2014

ООО «МГП» (главный инженер проекта Т.Е. Раскатова); ООО «ТЕЛРОС Интеграция»
(главный инженер проекта А.В. Кочуров)

25 Июля 2014

Юлия Тарабарина

Автор текста:

Юлия Тарабарина
Точка отсчета
Здесь мы рассматриваем два ретро-объекта: одному 20 лет, другому 25. Один из них – первые в истории Петербурга таунхаусы, другой стал первым примером элитного жилья на Крестовском острове. Оба – от бюро «Евгений Герасимов и партнеры».
Фриланс у реки
Коворкинг по проекту бюро «Евгений Герасимов и партнеры» завершает ансамбль Аптекарской набережной и предлагает комфортное рабочее пространство с видом на Большую Невку. В числе прочего показываем рабочие эскизы, которые помогли найти броскую форму, соответствующую духу места.
Превращение мансарды
Для «Петровского квартала» бюро «Евгений Герасимов и партнеры» воспользовались окнами VELUX Cabrio, которые позволяют одним движением руки превратить мансарду в небольшую террасу.
Градсовет удаленно 2.07.2020
Рельсы как основа композиции, компиляция как архитектурный прием и неудавшееся обсуждение фонтана на очередном градсовете, прошедшем в формате видеотрансляции.
Обратный отсчет
Проект мастерской «Евгений Герасимов и партнеры» для московского Ленинградского проспекта: самое высокое здание в портфолио бюро и развитие традиций сталинской архитектуры.
Изящество простоты
Микс из восточной архитектуры и принципов ленинградского градостроительства: как мастерская «Евгений Герасимов и партнеры» поднимает планку для массового жилья.
Видный дом
Art View House на открыточном «перекрестке» Мойки и Крюкова канала – еще один эксперимент бюро «Евгений Герасимов и партнеры» с неоклассикой, а также аккуратное завершение архитектурной панорамы в центре города.
Новое воспоминание
«Русский дом» мастерской «Евгений Герасимов и партнеры» – одна из самых заметных и тепло встреченных новостроек в центре Петербурга. Разбираемся, из чего он состоит и в чем секрет успеха.
Краеугольные преобразования
Концепция развития «Красного треугольника» от мастерской «Евгений Герасимов и партнеры» отвечает на вопрос о том, как архитектурными средствами превратить депрессивную территорию в инвестиционно привлекательную. Основные идеи – многообразие функций и большое общественное пространство.
Воля к разнообразию
ЖК «Европа Сити» оживил как минимум три вещи: бывшую промышленную территорию на окраине Петроградской стороны, классические приемы построения городской застройки и устоявшиеся представления о панельной архитектуре.
Репрезентативная выборка
Семь архитекторов Петербурга – о завершившейся на днях биеннале, защите рынка и открытости, разных поколениях, и о традициях фестиваля, организуемого ОАМ.
Между прошлым и будущим
ЖК Futurist балансирует на грани постконструктивизма и ар-деко, аккуратно вписываясь в респектабельную застройку Петроградской стороны. Но основная его задача – раскрыть здание Левашовского хлебозавода и тем самым вдохнуть в него жизнь.
Градсовет Петербурга 3.10.2018
Обсуждение концепции расширения музея Достоевского вылилось в дискуссию о праве современной архитектуры соседствовать с исторической застройкой Петербурга.
Евгений Герасимов: «В каждом участке заложена потребность...
На Крестовском острове закончено строительство дома «Верона» мастерской Евгения Герасимова. Говорим с архитектором о том, почему ему нравится строить здания в исторических стилях и как удается делать это столь качественно.
Пороховые кварталы
На территории бывших заводов «Химволокно» и «Пластополимер» по замыслу архитекторов бюро «Евгений Герасимов и партнеры» и SPEECH появятся жилые кварталы с продуманной планировочной структурой, в которую будут включены исторические здания и рекреационные зоны. Рассматриваем эскиз застройки.
Скорее метафорически, чем буквально
В Петербурге спорят: можно ли строить новое крыло музея Достоевского современной архитектуры, или все, что дозволено – восстановить утраченный по соседству доходный дом? Рассматриваем предварительную концепцию здания музея.
Янтарная стрела
Санкт-Петербургский Экспофорум – конгрессно-выставочный центр, которого долго ждали и о котором много спорили, наконец построен, введен в эксплуатацию и уже активно функционирует.
Евгений Герасимов: «Архитектура – это срез общества»
Одна из секций Санкт-Петербургского культурного форума – «Креативная среда и урбанистика» – будет посвящена проблемам современной архитектуры. В преддверии события Евгений Герасимов рассказал, почему социальная функция архитектуры – утопия, и когда пора начинать экономить.
Взгляд вглубь
Коллекция арт-объектов проекта «Эталон качества», показанная на фестивале «Зодчество», наглядно продемонстрировала, как архитекторы соотносят ключевые ценности своей профессии и свое собственное творчество
Столичная последовательность
Жилой комплекс «Царская столица» – один из крупнейших проектов по освоению промышленных территорий в центре Петербурга. Бюро «Евгений Герасимов и партнеры» удалось не только превратить заброшенный участок в полный жизни микрорайон, но и создать градостроительно выверенную единицу.
На границе времен
Бюро «Евгений Герасимов и партнеры» спроектировало один из лотов первой очереди жилого комплекса ЗилАрт. Жилой дом с замкнутым пространством внутреннего двора получился ярким, но на фоне «соседей» выглядит традиционным – ровно таким, чтобы полностью соответствовать своему назначению.
Прозрачность империи
В Петербурге завершилось строительство первой очереди административно-делового квартала «Невская ратуша» Евгения Герасимова и Сергея Чобана. Рассказываем и показываем, что получилось из синтеза классики и прозрачности.
Евгений Герасимов: «Хорошая архитектура за хорошие...
Говорим с архитектором по случаю 25-летия бюро «Евгений Герасимов и партнёры»: о составе мастерской, разнообразии задач, специфике рабочего процесса, партнёрстве с Сергеем Чобаном, советской и постсоветской архитектуре.
Подсчёт по осени
Прошедшей осенью и в конце лета 2016 издано шесть монографий известных архитектурных мастерских: ADM, UNK project, Wowhaus, Арт-Бля, бюро Евгения Герасимова, Цимайло & Ляшенко. Рассказываем обо всех.
Похожие статьи
Здание в шляпе
В программе библиотеки города Тайнань на Тайване по проекту бюро Mecanoo и MAYU – архивы и исторические экспозиции, а также медиатека и «цифровая мастерская».
Спланированный вернакуляр
Концепция жилого района для Самары от датских архитекторов: 2000 квартир, ни одной повторяющейся секции и очень много зеленых и общественных пространств.
К лесу передом
Типовой каркасный дом быстрой сборки с тремя спальнями и детской в антресоли, черный снаружи и белый внутри, спроектирован как для общения с природой, так и между собой. Весь фокус – на открытую террасу. Функции уборки и ухода за участком намеренно минимизированы, – подчеркивают авторы.
Миссия на воде
Плавучая церковь «Бытие» в Лондоне по проекту архитекторов Denizen Works предназначена для жителей переживающих реконструкцию районов на востоке Лондона.
Энергетическое семейство
Жилой комплекс Symphony 34 планируется построить в Савеловском районе Москвы. Он будет состоять из четырех разновысотных башен – от 36 до 54 этажей. Каждая имеет свой образ, но вместе все четыре собраны в единый архитектурный ансамбль, фрагмент нового высотного города за третьим транспортным кольцом.
«Аппетит к современности»
В Париже закончена реконструкция исторической Товарной биржи по проекту Тадао Андо: этой весной там откроется музей современного искусства – произведений из коллекции Франсуа Пино.
Содержание крупнее формы
Музей художественного образования Хуамао близ Нинбо по проекту Алвару Сиза и Карлуша Каштанейра – это компактный темный объем с наполненным светом просторным интерьером.
Пятый элемент
Клубный дом во Всеволожском переулке оперирует сочетанием дорогих фактур камня и металла, погружая их в буйство орнаментики. Дом представляется фантазией на темы театра эпохи модерна и символизма, разновидностью восточной сказки, что парадоксальным образом позволяет ему избежать прямой стилизации и стать отражением одной из сторон современной московской жизни.
Ходить по воде
Благоустройство, которое сделало спальный микрорайон не только комфортным, но и запоминающимся.
Летят перелетные птицы
В Чжухае на южном побережье Китая строится крупный центр искусств по проекту Zaha Hadid Architects: его самая заметная часть, модульный навес, должен напоминать летящих клином перелетных птиц.
Трамплины и патио
Центром усадьбы в Антоновке, спроектированной Романом Леонидовым, стал внутренний двор с перголами, напоминающий хозяину об отдыхе в экзотических странах. Открытые деревянные конструкции подчеркнули устремленные вверх диагонали односкатных крыш.
Башни с талией
Архитекторы Heatherwick Studio спроектировали жилой комплекс 1700 Alberni в Ванкувере – с озелененными балконами и рассчитанными на комфорт пешеходов нижними этажами.
Сложный белый
Спортивный центр на берегу Суздальского озера – редкий пример того, как архитекторы пошли до конца в отстаивании своих идей. Ответом на ограничения участка и пожелания заказчика стала изощренная композиция, уравновешенная чистотой линий и лаконичной отделкой.
Сложение растущего города
Жилой квартал «1147» разместился на границе старого «сталинского» района к северу и активно развивающихся территорий к югу от него. Его образ откликается на эту непростую роль: многосоставные кирпичные фасады – разные у соседних секций, их высота от 9 до 22 этажей, и если смотреть с улицы кажется, что фронт городской застройки из длинных узких объемов складывается в некий сложный ряд прямо у нас на глазах.
Один памятник вместо другого
Новый зал Мойнихана по проекту SOM для Пенсильванского вокзала в Нью-Йорке призван заменить общественные пространства снесенного в 1965 его исторического здания.
Технологии и материалы
Эффектная сантехника для энергоэффективного дома
Экодом в Чезене, совмещающий функции жилья и рабочей студии архитекторов Маргариты Потенте и Стефано Пирачини, стал первым в Италии примером «пассивного дома», встроенного в плотный фронт городской застройки; кроме того он – результат реконструкции. Интерьеры дома удачно дополняет сантехника Duravit.
Такие стеклянные «бабочки»
Важным элементом фасадного решения одного из самых известных
новых домов московского центра стало стекло Guardian:
зеркальные окна сочетаются с моллированными элементами, с помощью которых удалось реализовать смелую и красивую форму,
задуманную архитекторами.
Рассказываем, как реализована стеклянная пластика
дома на Малой Ордынке, 19.
На вкус и цвет: алюминий в московском метро
Алюминий практически вездесущ, а в современном метро просто незаменим. Он легок и хорошо держит форму, оттенки и варианты фактуры разнообразны: от стеклянисто-глянцевого до плотного матового. Вашему вниманию – обзор новых станций московского метро, в дизайне интерьеров которых использован окрашенный алюминий SEVALCON.
UP-GYM: интерактив для городской среды
Современное развитие комфортной городской среды требует современных решений.Новые подходы к организации уличного детского досуга при обустройстве дворовых территорий и общественных пространств, спортивных, образовательных и медицинских учреждений предложили чебоксарские специалисты.
Серьезный кирпичный разговор
В декабре в московском центре дизайна ARTPLAY прошла Кирпичная дискуссия с участием ведущих российских архитекторов – Сергея Скуратова, Натальи Сидоровой, Алексея Козыря, Михаила Бейлина и Ильсияр Тухватуллиной. Она завершила программу 1-го Кирпичного конкурса, организованного журналом
«Проект Балтия» и компанией АРХИТАЙЛ.
Цвет – это жизнь
Теория цвета и формы была важным учебным модулем в Баухаусе, где художники и архитекторы активно использовали теорию цвета Гёте и добились того, чтобы цвет стал неотъемлемой частью современной жизни. Шведы из Natural Colour Academy предложили палитру Color Trends 2020, собственную цветовую систему, которая задает цветовые стандарты для всех возможностей применения в новом десятилетии.
Расширить горизонты
Интерактивные игровые площадки, подключённые к интернету, и активити-парки компании «Новые Горизонты» как яркая часть городской среды.
Красное и черное
ЖК «Береговой» на береговой линии Москвы-реки, в престижном ЗАО, в историческом районе Филевский парк – часть Большого Сити, городской кластер, респектабельный образ которого создан с помощью облицовки клинкером Hagemeister
Ловушка для света
Новый Matelac Silver Crystalvision, стекло нейтрального оттенка с одной матовой и другой зеркальной стороной – удачное решение для современного минималистичного дизайна. Рассматриваем новый продукт в свете других предложений AGC для архитектуры интерьеров.
Праздничное освещение в большом городе
Каждый год с приближением праздников мы можем наблюдать, как преображаются привычные нам места: все стараются украсить пространство и создать праздничное настроение. Огромная роль при этом отводится праздничному освещению. Что это такое и каким образом создать праздничное освещение, мы разберем в этой статье.
Поверхность бархатная, характер нордический
Сочетая несочетаемое, Концерн Wienerberger разработал коллекцию инновационного кирпича Terca Klinker Nordic Line, модели которой названы в честь городов Северной Европы и намекают на скандинавскую архитектуру. Клинкер отличают бархатистые поверхности, прочность и эстетика при доступной цене.
Парк чудес. Сквозной лейтмотив клинкера
В подмосковной частной школе Wunderpark, которую называют российским Хогвартсом, авангардная архитектура проявила магические свойства материалов. Благородный клинкерный кирпич Hagemeister оттенил футуристичность бетона и стекла.
«Том Сойер Фест» возрождает красоту старинных зданий
Вот уже 5 лет в разных регионах России проходит уникальный фестиваль по сохранению архитектурного наследия «Том Сойер Фест». Волонтеры и неравнодушные спонсоры помогают спасти здания, которые долгие годы стояли без реставрации и разрушались. И это не просто старые дома – это наше уходящее достояние. Более 40 городов принимают участие в фестивале. В Нижнем Новгороде партнером «Том Сойер Фест» стала австрийская компания Baumit.
Сейчас на главной
Офис для концентрации идей
​Бюро «Т+Т Architects» спроектировало офис французской ИТ-компании, где сотрудники в любой точке помещения могут обсудить с коллегами или записать на стене новые идеи.
Пресса: Паоло Солери и Arcosanti: как построить Бога
Паоло Солери учился у Фрэнка Ллойда Райта, в художественной коммуне «Талиесин-Вест», и его оттуда выгнали — вероятно, из-за конфликта с Ольгой Ивановной Райт, женой великого мастера. Видимо, логика отталкивания и притяжения привели к тому, что хотя утопия Солери не имеет ничего общего с идеями Райта, сам тип жизни коммуной он воспроизвел.
Возможности ограничений
МАРШ проводит весенний интенсив для архитекторов и кураторов выставок с практикой в реальных музеях. А здесь – его куратор Егор Ларичев объясняет, как полезны архитекторам и кураторам ограничения, и как их много для участников курса. Все, кто не испугается, присоединяйтесь.
Вокзал без границ
Автовокзал в литовском Вилкавишкисе по проекту архитекторов Balčytis Studija «приютил» росшие на его месте старые деревья.
Медная крыша
Архитекторы Sauerbruch Hutton надстроили панельное школьное здание времен ГДР в Берлине деревянной «мансардой» с медной обшивкой.
Архитектура без истории и без теории?
На днях стало известно о планах радикальной реогранизации НИИ теории и истории архитектуры и градостроительства (НИИТИАГ) – единственного исследовательского института страны с таким профилем. Сотрудников, по слухам, планируют сократить в 7-8 раз. Мы поговорили с Дмитрием Швидковским, Андреем Боковым, Елизаветой Лихачевой, Андреем Баталовым – о том, чем ценен Институт и почему его все же надо сохранить.
Отвоевать кусочек парка
Архитекторы MVRDV возведут 25-метровый зеленый «холм» в центре Лондона: как ответ на потерянный здесь в 1960-е уголок Гайд-парка и меняющуюся после пандемии функцию Оксфорд-стрит.
Спланированный вернакуляр
Концепция жилого района для Самары от датских архитекторов: 2000 квартир, ни одной повторяющейся секции и очень много зеленых и общественных пространств.
Здание в шляпе
В программе библиотеки города Тайнань на Тайване по проекту бюро Mecanoo и MAYU – архивы и исторические экспозиции, а также медиатека и «цифровая мастерская».
К лесу передом
Типовой каркасный дом быстрой сборки с тремя спальнями и детской в антресоли, черный снаружи и белый внутри, спроектирован как для общения с природой, так и между собой. Весь фокус – на открытую террасу. Функции уборки и ухода за участком намеренно минимизированы, – подчеркивают авторы.
Бетонный Мадрид
Новая серия фотографа Роберто Конте посвящена не самой известной исторической странице испанской архитектуры: мадридским зданиям в русле брутализма.
Когнитивная урбанистика
Фрагмент из книги Алексея Крашенникова «Когнитивные модели городской среды», посвященной общественным пространствам и наполняющей их социальной активности.
Миссия на воде
Плавучая церковь «Бытие» в Лондоне по проекту архитекторов Denizen Works предназначена для жителей переживающих реконструкцию районов на востоке Лондона.
Энергетическое семейство
Жилой комплекс Symphony 34 планируется построить в Савеловском районе Москвы. Он будет состоять из четырех разновысотных башен – от 36 до 54 этажей. Каждая имеет свой образ, но вместе все четыре собраны в единый архитектурный ансамбль, фрагмент нового высотного города за третьим транспортным кольцом.
Реновация городской среды: исторические прецеденты
Публикуем полный текст коллективной монографии, написанной в прошедшем 2020 году сотрудниками НИИТИАГ и посвященной теме, по-прежнему актуальной как для столицы, так и для всей страны – реновации городов. Тема рассмотрена в широкой исторической и географической перспективе: от градостроительной практики Екатерины II до творчества Ричарда Роджерса в его отношении к мегаполисам. Москва, НИИТИАГ, 2021. 333 страницы.
«Аппетит к современности»
В Париже закончена реконструкция исторической Товарной биржи по проекту Тадао Андо: этой весной там откроется музей современного искусства – произведений из коллекции Франсуа Пино.