Южное Бутово – район, название которого у подавляющего большинства москвичей ассоциируется с безнадежно далекой окраиной столицы. Путь туда действительно неблизкий: сначала до конечной станции обычного метро, потом увлекательное путешествие на метро легком, которое и приводит в итоге в странное, совсем не похожее на Москву место. Здесь жилые башни запросто соседствуют с частными коттеджами, а между микрорайонами раскинулись заливные поля с травой в человеческий рост и живописными озерцами. Но природа природой, а вся необходимая инфраструктура многочисленным новоселам тоже нужна, и именно ею в настоящий момент Южное Бутово прирастает очень активно. «Сергей Киселев и Партнеры» спроектировали для Южного Бутова большой торгово-развлекательный центр.
Земельный участок, предназначенный под строительство торгово-развлекательного центра, находится в квартале 124А, которым Южное Бутово, собственно, и заканчивается. Точнее, административные границы района распространяются и дальше, плавно перетекая в границы гигантского коттеджного массива, но улица Академика Понтрягина, к которой будущий комплекс обращен своим главным фасадом, – действительно последняя в этом месте многополосная автомобильная трасса со светофорами и остановками общественного транспорта. Ну, или первая – если ехать со стороны поселка. И эта взаимообратимость точек зрения – одна из ключевых позиций данного проекта, ибо торгово-развлекательный центр решен как своеобразный форпост коммерции на границе города и загорода и рассчитан как на жителей Южного Бутово, так и на обитателей многочисленных частных коттеджей. Именно этим объясняются, в частности, его внушительные габариты: почти 29 тысяч квадратных метров будет отведено под торговлю и досуг, и еще 19 тысяч – под личные автомобили посетителей.
Парковку заказчик вначале планировал разместить под землей, но очень быстро стало ясно, что это мероприятие грозит утянуть его в финансовую пропасть: гидрогеология участка далека от благополучной и потребует слишком серьезных вложений. Немаловажно и то, что детальный расчет необходимого количества парковочных мест выдал круглую цифру 500 – а разместить столько машин под землей сложно даже при наличии самых непритязательных грунтов. «СКиП» нашли куда более экономичный и вместе с тем рациональный вариант: шестиуровневый надземный паркинг пристроен к торговому центру и образует с ним единый объем – широкий параллелепипед. Высота каждого парковочного этажа – три метра, а высота каждого уровня основного объема ровно в два раза больше, что позволило уравнять два блока по высоте и «надеть» на них единый фасад.
Такое решение надо признать удачным также с точки зрения ближайшего окружения будущего комплекса. Дело в том, что южная граница участка обращена в сторону строящейся церкви, и поскольку паркинг пристроен к торговому центру именно с южной стороны, этот фасад получился максимально нейтральным, что в случае соседства магазина и храма нельзя не признать наиболее уместным вариантом.
Интересно решена и основная зона загрузки торгового центра, которая в проекте подавляющего большинства зданий этой типологии превращается в эдакий технический «флюс», портящий восприятие тыльного фасада. «СКиП» перекрыли ее фрагментом третьего уровня гаража-стоянки и тем самым визуально изолировали.
Пешеходы смогут попасть в торгово-развлекательный комплекс как с улицы Академика Понтрягина, так и с обратной стороны. Это решение рассчитано на долгосрочную перспективу развития района Южное Бутово: через несколько лет здесь планируется строительство дополнительной станции легкого метро «Потапово», и пассажиры смогут попасть в магазин, не переходя проезжую часть. Что же касается входа с улицы Академика Понтрягина, то и его «пропускная способность» продиктована не столько нынешней демографической ситуацией в районе, сколько положениями генплана: в частности, между торговым центром и коттеджным поселком предусмотрено строительство четырехэтажного офисно-жилого комплекса.
Внутреннее устройство торгово-развлекательного центра традиционно. Вокруг трехсветного пассажа и круглого атриума формируется несколько пешеходных зон, на которые и ориентированы все магазины, вне зависимости от их площади и тематики. Интересную пространственную интригу торговым галереям придают гигантские эркеры. Со стороны улицы эти прозрачные вставки высотой в 1-2 уровня служат своеобразной дополнительной рекламой торгового комплекса, ведь их площадь позволяет заглянуть внутрь как пешеходам, так и проезжающим мимо автомобилистам. Впрочем, для рекламных вывесок на фасаде также отведено достаточно места, а первый этаж и вовсе полностью остеклен, что дает магазинам массу активно работающих витрин, а району – здание хоть и внушительное, но отнюдь не тяжеловесное.
Самый заметный прием здесь – расцветка фасадов. Именно она формирует образ здания. Основным материалом отделки станут металлические панели из оцинкованной стали, выкрашенные в нейтральный холщовый тон, по которому разбросаны яркие вставки – «пикселы» лимонного, желтого, оранжевого и красного цветов. Такое решение не только выделяет комплекс на фоне монохромной точечной застройки и одновременно маскирует истинный масштаб сооружения, но и в целом отлично сочетается с идеологией молодого района Южное Бутово. Главный архитектор проекта Владимир Лабутин сравнивает получившиеся фасады с первоначальным этапом работы художника над полотном, когда на холст наносятся самые первые мазки, «пробуется цвет». И эта метафора отлично подходит для описания градостроительного значения спроектированного «СКиП» здания. Оно лишь первый мазок на карте самой южной окраины Москвы – однако было бы удачно, если бы его жизнерадостное настроение передалось будущему району.