Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

05.05.2025

На орбите Москва-Сити

Юлия Тарабарина
Объект:
БЦ Orbital
Адрес:
Россия, Москва. Магистральная 3-я ул., д. 10А
Архитектор:
Юлий Борисов
Мастерская:
UNK
Авторский коллектив:
Руководитель: Юлий Борисов, ГАП: Александр Смирнов, ведущий архитектор: Павел Култышев, Анастасия Шутова. Визуализатор: Дмитрий Захаров. Авторское сопровождение: Даниил Ситников, Даниил Кимачев, Глеб Филлипов

Бизнес-центр Orbital прост и сложен одновременно. Прост лаконичной формой и оптимальным офисным решением планировок: центральное ядро, световой фронт, стекло; из необычного техэтаж, хитроумно размещенный на торцах. Сложен – ну, хотя бы потому, что похож на космическое тело, парящее на металлических ногах при Магистральной улице. Почему такая форма, из чего состоит и как сделано это «бутиковое» офисное здание, выкупленное сразу же после реализации – в нашем рассказе.

Orbital – первое современное здание территории треугольника между ТТК, Звенигородским шоссе и 3-й Магистральной улицей. Он пока еще носит название Промзоны №5 «Магистральные улицы», хотя до ММДЦ, I-City или ЖК Headliner здесь меньше километра. Вдоль Москвы-реки уже все или почти все застроено, а здесь изменения еще только начались, первые ласточки – обновленная трасса 3-й Магистральной и, собственно, Orbital. 

Бизнес-, или научно-деловой, центр расположен, практически, в самом центре треугольника ждущих реновации промзон и выглядит, по контрасту со своим окружением, очень-очень новым, прямо-таки супер-современным, этаким, по справедливому определению автора, Юлия Борисова, зданием-«айфоном» или «космическим спутником» на орбите города. 

Вид на БЦ Orbital и его окружение с террасы ЖК Level Причальный, 2024
Вид на БЦ Orbital и его окружение с террасы ЖК Level Причальный, 2024
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

 
Юлий Борисов, UNK
Проект стал первой точкой в трансформации депрессивной территории у Звенигородского шоссе. Дорожная сеть здесь еще не оформлена, есть только красные линии предполагаемых трасс; окружение будет развиваться, но направление этого развития пока что достаточно неопределенное. Так что мы стремились сделать здание актуальным для любой градостроительно ситуации. Скульптурный объем одинаково активен с любой стороны, здесь нет выраженного главного фасада. Это сдержанный, технологичный объект, аккуратный, выразительный, рационально собранный.
 
Второй нашей задачей было исключить ситуацию, в которой офисы нижних этажей будут закрыты эстакадой, о планах повышения 3-й Магистральной улицы нам было известно, и мы приподняли здание на колоннах. Третье: в период проектирования граддокументация ограничивала высоту на этом участке до 75 м. Поэтому мы разместили инженерию, вентблоки и прочее, не наверху, а в торцах здания, сэкономив, таким образом, на техническом этаже и облегчив переоборудование для будущих владельцев В сущности, наше здание представляет собой параллелепипед, вписанный в овал благодаря переносу инженерии на торцы. Так нечасто удается сделать в крупных проектах, но в данном случае проект «бутиковый», как и БЦ «Земельный» или «Академик». Здесь можно было позволить себе уникальные решения.
 
Должен сказать, нам повезло: очень качественная команда девелопера и подрядчики, мы все обсуждали по многу раз; со всех сторон – была хорошая профессиональная работа.

Идея нейтральности, о которой говорит автор, хорошо соотносится с первым названием БЦ, предложенным архитекторами – Helium, гелий, в честь «инертного газа без цвета, запаха и вкуса». Оно, надо сказать, подходит также и в силу летучести: Здание можно представить себе как – не воздушный шарик, конечно – а дирижабль, удерживаемый у земли металлическими колоннами-ногами. 
БЦ Orbital, реализация Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру, 2024
БЦ Orbital, реализация
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру, 2024
БЦ Orbital, проект © UNK
БЦ Orbital, проект
© UNK

Сравнение с айфоном и спутником, впрочем, тоже звучит достоверно благодаря скруглениям, обтекаемой форме, в том числе сверху и снизу, – и даже стеклянному экрану, который образуется в их «рамке». Можно себе представить какой-нибудь гаджет будущего такой формы. Не в меньшей мере, на мой взгляд, он похож на НЛО и – парадоксальным образом – на целый ряд модернистских зданий в виде «телевизора» в большой раме. Только в данном случае цитата, если это она, не прямая, а усовершенствованная дважды: обычно модернистские приемы цитируют «как есть», а тут – скругленная линза, напоминающая одновременно и телевизор 1960-х, и линзу БЦ «Академик» из портфолио тех же авторов, Юлия Борисова и UNK.
БЦ Orbital, UNK Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
БЦ Orbital, UNK
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
БЦ Orbital, UNK Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
БЦ Orbital, UNK
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Налицо развитие темы и в общем, и в частном смысле. Отсылка ощущается, но чувствуются и новые возможности. 

К примеру, белые алюминиевые ламели. Они создают очень равномерную штриховку, простую и аккуратную – такую, что на фотографиях при уменьшении возникает муар, как на растре. Этакие ровные-ровные полоски. На торцах они сгущаются настолько, что, не вглядываясь, там сложно угадать вентоборудование, да и даже вглядываясь – не всегда. Примерно также Юлий Борисов поступил и в павильоне Атом на ВДНХ, это уже кажется фирменным авторским приемом. 
БЦ Orbital, UNK Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
БЦ Orbital, UNK
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
БЦ Orbital, UNK Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
БЦ Orbital, UNK
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Затем ламели становятся реже: но не то чтобы градиентно, а тремя простыми шагами, причем кратно в них не только расстояние между полосками, но и длина переходной «опушки»: густая покороче, редкая подлиннее; заподозрила отношение 0.618, проверила, близко к тому, во всяком случае, три с хвостиком к двум с хвостиком, что хорошо видно по расстекловке. 

Соседнее техническое помещение прикрыто похожей решеткой объемных горизонталей. Собственно стекло – изогнутое, что тоже работает на цельность формы. 
БЦ Orbital, UNK
БЦ Orbital, UNK
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

А в нижних ярусах еще и просветленное, прозрачное – ради обеспечения максимальной слитности интерьера и внутреннего пространства. На торце, над входом консоль, чей конструктив в данном случае облегчен фактом размещения поверх только металлических конструкций для крепления технических систем. Но сам козырек, как принято в этом здании, решен как продолжение фасада, ламели почти буквально, ну или как минимум органично, переходят в его белую поверхность со встроенными дугообразными лампами белого света. Плюс круглые колонны из матово-полированного алюминия и моллированное стекло входа – все для эффекта кружения. 
БЦ Orbital, UNK Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
БЦ Orbital, UNK
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
БЦ Orbital, UNK Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
БЦ Orbital, UNK
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Проект интерьера, предложенный архитекторами, продолжал тему: округлое ядро с горизонтальными полосками, светильники в том же духе, что и под консолью, тонкие металлические колонны по периметру. 
Научно-деловой центр в Хорошёвском районе © Группа компаний UNK / предоставлено пресс-службой Москомархитектуры
Научно-деловой центр в Хорошёвском районе
© Группа компаний UNK / предоставлено пресс-службой Москомархитектуры
Научно-деловой центр в Хорошёвском районе © Группа компаний UNK / предоставлено пресс-службой Москомархитектуры
Научно-деловой центр в Хорошёвском районе
© Группа компаний UNK / предоставлено пресс-службой Москомархитектуры

Новый заказчик – компания РЖД, целиком выкупившая здание, что, к слову сказать, сразу говорит об успешности проекта – обещает реализовать интерьер лобби в духе предложенных идей, на что и будем надеяться. 

В целом же хочется сказать, что Orbital находится в русле идей, уже апробированных Юлием Борисовым в других, упомянутых выше, проектах. Для них всех характерна очень лаконичная форма, стремящаяся к стереометрии, но не то чтобы простая, тут не то чтобы только угол, овал или сегмент тоже присутствуют, – скорее чистая. С чем рифмуются стекло – там, где надо, сверхпрозрачное, или прикрытое белыми ламелями. В сочетании с металлом. 

Здесь также можно заметить, что реализация очень, очень созвучна рендерам проектного предложения. 
  
 
БЦ Orbital © UNK
БЦ Orbital
© UNK
БЦ Orbital, UNK Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
БЦ Orbital, UNK
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
БЦ Orbital, UNK Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
БЦ Orbital, UNK
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
БЦ Orbital, UNK Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
БЦ Orbital, UNK
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Научно-деловой центр в Хорошёвском районе © Группа компаний UNK / предоставлено пресс-службой Москомархитектуры
Научно-деловой центр в Хорошёвском районе
© Группа компаний UNK / предоставлено пресс-службой Москомархитектуры

Очевидны две вещи: сначала авторы ищут простую форму, стремящуюся к идеалу в рамках поставленной задачи; затем реализуют ее, обращая внимание на требовательность минималистского подхода, вкладывая некоторую часть души в детали и нюансы, такие как размещение вентоборудования и его маскировка или дуга фасада. Сколько ведь мы знаем в Москве таких дуг, собранных из угловатых стекол – и вот, пожалуйста, пример, как надо реализовывать такого рода решения. Образец для развивающейся территории. 
БЦ Orbital, UNK © UNK
БЦ Orbital, UNK
© UNK
БЦ Orbital, UNK © UNK
БЦ Orbital, UNK
© UNK
БЦ Orbital, UNK © UNK
БЦ Orbital, UNK
© UNK
БЦ Orbital, UNK © UNK
БЦ Orbital, UNK
© UNK