Архитектура эфемерности

На проспекте Вернадского поблизости от станции метро появилась высотная доминанта, давшая новое звучание округе: бизнес-центр «Академик» по проекту UNK project раскрыл в форме архитектуры смыслы местных топонимов.

Автор текста:
Мария Трошина

23 Января 2020
mainImg

Архитектор:

Юлий Борисов

Мастерская:

UNK project

Проект:

Бизнес-центр «Академик»
Россия, Москва, просп. Вернадского, вл. 41

Авторский коллектив:
Руководитель авторского коллектива – Юлий Борисов
Архитекторы: Лоренцо Маттана, Илья Волков

2015 – 2019
Новый центр притяжения района возник рядом со станцией метро «Проспект Вернадского» на заброшенном еще в 1990-х участке, которое долгое время пустовал: огороженные забором три этажа недостроя создавали в двух шагах от выходов из метро депрессивную зону и вызывали справедливое недовольство местных жителей. Пространственная «дыра» не радовала и глаз автомобилистов: при движении по проспекту Вернадского из центра ритмичный порядок, сформированный башнями по проекту архитектора Евгения Розанова (проект 1975 года включал три башни, строительство не завершено) сменялся монотонной застройкой, не соответствующей статусу района.

Вместе с тем, согласно пожеланию заказчика, который проводил закрытый конкурс на проект бизнес-центра, на этом месте должно было возникнуть высотное здание с достаточно высокими ТЭПами. Очевидно, что самым простым решением было бы создание вытянутого параллелепипеда, этакого сундука, занимающего всё пятно участка. Но архитекторы UNK project предложили элегантное решение, позволяющее соблюсти интересы заказчика и в то же время сохранить баланс с окружением: 14-этажная линза возносится на четырехэтажном основании.
БЦ Академик на проспекте Вернадского
Фотография © Денис Зайцев / UNK project

Учитывая необходимость создания градостроительного акцента, архитекторы видели свою задачу в том, чтобы будущее сооружение максимально деликатно соотносилось с окружающей его модернистской застройкой. В частности, с восточной стороны землевладения расположено здание Центросоюза и Минвостокстроя (проект 1968 года, под руководством Евгения Стамо, строительство 1986) – длинная пластина с характерной входной группой криволинейной формы.
БЦ Академик на проспекте Вернадского
Фотография © Денис Зайцев / UNK project

author photo

Юлий Борисов, руководитель
UNK project:

«Для нас было важно создать своеобразную ментальную остановку на проспекте Вернадского. Линейная структура улицы с меняющимися видами и акцентными точками – цирком, изящными башнями после них, не была поддержана ничем от станции метро Проспект Вернадского до Юго-Западной. Мы хотели, чтобы здание «сыграло» не только в градостроительном отношении, но и в смысловом. Отсюда возникла идея портрета Вернадского на фасаде здания».

Найденная для здания форма и отделка его фасада ламелями дематериализуют объем, который при всей своей скульптурности и масштабности становится динамическим объектом, постоянно меняющимся при восприятии как пешеходами, так и автомобилистами. Причем фасадные ламели, придавая эфемерность зданию, помогают еще и выявить смысловую составляющую места: ими «нарисован» портрет русского ученого, именем которого названа станция метро и проспект.
БЦ Академик на проспекте Вернадского
Фотография © Дмитрий Чебаненко / UNK project

И, действительно, еще на стадии строительства, когда вокруг стройки стояли заборы, район обрел новую доминанту, обращающую на себя внимание не только формой, но и вызывающую любопытство – чей же портрет возникает и растворяется на фасаде и уже тогда здание стало настоящим местом притяжения.

Сегодня, после завершения благоустройства прилегающей территории и открытия пешеходного маршрута, ярко-красные очки, стоящие у тротуара, вывеска и подсветка фасадов, заметная даже в дневное время, усилили этот эффект, отметив принадлежность здания месту, городу и его жителям.
БЦ Академик на проспекте Вернадского
Фотография © Дмитрий Чебаненко / UNK project

Не используя вчистую архитектурный вокабуляр архитекторов 1970-80-х, UNK project создал современную и притом удивительно созвучную окружающему позднесоветскому модернизму вещь: скульптурная форма, цветовое и пластическое решение фасадов – всё напоминает о лучших образцах модернизма, но без пыльного налета ностальгии.
БЦ Академик на проспекте Вернадского
Фотография © Дмитрий Чебаненко / UNK project

От недостроя к линзе
История создания проекта бизнес-центра и его реализации во многом уникальна по нынешним временам. На одной архитектурной дискуссии, состоявшейся весной этого года, главный архитектор UNK project Юлий Борисов, рассказывая про проект бизнес-центра «Академик», который к тому моменту уже вошел в завершающую фазу строительства, отметил, что на проектирование ушло два года. Эта незначительная ремарка стала предметом зависти многих коллег, так как в сегодняшних условиях зачастую проектирование, едва начавшись, идет одновременно со строительством. Возможно, параллельное проектирование когда-нибудь станет обычным явлением, но сейчас подобная ситуация вызывает много вопросов и сказывается на результатах не лучшим образом.

Более того, проектные рендеры (см. публикацию проекта) мало отличаются от фотографий уже завершенного бизнес-центра, притом что объект совсем нестандартный – как по конфигурации, так и в технических решениях.

Первой проблемой стал фундамент, заложенный в рамках реализации проекта-предшественника. Под ним проходит линия метро. Обсуждался демонтаж фундамента и разные инженеры-конструкторы предлагали свои решения. Уже на этом этапе заказчик включился в процесс обсуждения, продемонстрировав готовность к тщательной совместной работе с проектировщиками.
БЦ Академик на проспекте Вернадского
© UNK project
БЦ Академик на проспекте Вернадского, разрез
© UNK project

«Заказчик не торопил нас, давая возможность отработать детали еще на этапе проектирования и предотвратить возможные проблемы при строительстве. Созданные в процессе мокапы служили нам подспорьем в мотивированных объяснениях, которые стимулировали принятие решений, – отмечает Юлий Борисов. – Это касалось и конструктива, и деталей отделки».

Так, для того, чтобы избежать балок, появление которых неизбежно повлекло бы сложности с проводкой коммуникаций и шумоизоляции в последующей отделке офиса, архитекторы использовали уникальную для Москвы технологию заливки большепролетного перекрытия: внутрь монолитного бетона для облегчения закладывали пластиковые шары – пустотообразователи, похожие на футбольный мяч.

Лицо Вернадского
Сегодня мы, идя по улице, вряд ли задумываемся, откуда взялось ее название. И в Москве особенно остро ощущается потеря связи между названием и самим местом. И, если всем понятно, почему Красная площадь или Варварка получили свои имена, то обилие фамилий в топонимике города уже давно не вызывает никакого интереса к персоналиям, в честь которых названы улицы и площади. Вряд ли кто-то сейчас вспомнит, почему проспект Вернадского так назван, но с появлением бизнес-центра «Академик», а вернее портрета русского ученого Владимира Вернадского на его фасаде, изменился смысл места и восприятие самого имени проспекта и района вокруг одноименной станции.

В архитектуре здания бизнес-центра, стремящегося раствориться в пространстве и в то же время материализующего идентичность места, странным образом зарифмованы идеи самого Владимира Вернадского, предвидевшего информационное общество и развившего идеи ноосферы – воображаемой оболочки планеты, созданной человеческим разумом.
БЦ Академик на проспекте Вернадского
Фотография © Дмитрий Чебаненко / UNK project

Техническое решение портрета ученого – подрезка в определенных местах широко использующихся в современной архитектуре фасадных ламелей – потребовало от архитекторов долгих расчетов и использования нескольких программ моделирования. Учитывался не только вид с различных точек, но и варианты освещения, для того чтобы изображение поддерживало ритмику самого объекта и «работало» с соседними зданиями.

Оммажем в сторону модернизма стала вывеска бизнес-центра: название «Академик» выведено одним росчерком: согласно легенде, которая бытует в мастерской, его автор – сам Юлий Борисов, который написал название объекта на листке бумаги для того, чтобы его отрисовал каллиграф, но заказчик решил оставить всё как есть. Надпись также эффектно подсвечивается в вечернее время.
БЦ Академик на проспекте Вернадского
Фотография © Дмитрий Чебаненко / UNK project

Модернистскую серьезность архитекторы «разбавили» установкой скульптуры в непосредственной близости от здания – очки «Академика» на красной линии проспекта «работают» на уровне улицы и даже могут быть поняты как часть благоустройства.
БЦ Академик на проспекте Вернадского
Фотография © Дмитрий Чебаненко / UNK project

Сомасштабность пешеходам создается и за счет стеклянных фасадов 4-этажного прямоугольного стилобата, на который поставлена 14-этажная линза. Благодаря большим окнам-витринам здание тесно связано с городским пространством, и в скором времени здесь разместятся магазины, кафе и входные зоны.

Внутри «Академика»
Интерьеры здания также связаны с академической темой. «Если образ здания родился легко – эскиз был создан всего за один день, то над интерьерами входной зоны и общественных пространств пришлось работать долго и выбирать из нескольких вариантов, так как хотелось найти простое и очевидное решение, связанное с фасадами», – комментирует поиск Юлий Борисов.

Первое, на что обращаешь внимание, попадая в здание – три гигантских скульптурных кресла, выполненные в форме головы Владимира Вернадского, два с половиной метра высотой каждое. Таким образом, каждый попадающий внутрь «Академика» имеет возможность побыть и в голове у профессора. Они выполнены по эскизам архитекторов из нержавеющей стали.
БЦ Академик на проспекте Вернадского
© UNK project

Осмысляя интерьер с точки зрения идеологии и философии, архитекторы также предложили оформить его цитатами ученого, которые не только проецируются на стену, но и нашептываются приходящим в общественных зонах.

Кстати, общественные зоны на этажах отделены от лифтового холла стеклом, что позволяет любоваться видами во все стороны из панорамных лифтов. Это принципиальное решение – стеклянные перегородки, которые должны соответствовать противопожарным нормам – оказалось дорогостоящим удовольствием, но архитекторам удалось убедить не экономить на эффектах и сделать всё в соответствии с проектом.
  • zooming
    1 / 5
    © UNK project
  • zooming
    2 / 5
    © UNK project
  • zooming
    3 / 5
    © UNK project
  • zooming
    4 / 5
  • zooming
    5 / 5
 

Архитектор:

Юлий Борисов

Мастерская:

UNK project

Проект:

Бизнес-центр «Академик»
Россия, Москва, просп. Вернадского, вл. 41

Авторский коллектив:
Руководитель авторского коллектива – Юлий Борисов
Архитекторы: Лоренцо Маттана, Илья Волков

2015 – 2019

23 Января 2020

Автор текста:

Мария Трошина

Технологии и материалы

Английский кирпич в московских Кадашах
Кирпич IBSTOCK Bristol Brown A0628A, привезенный компанией «Кирилл» прямо из Великобритании для фасадов ЖК «Монополист» в Кадашах, стал для комплекса, нового, но вписанного в контекст и расположенного рядом с известнейшим шедевром конца XVII века, основой для сдержанно-историчной и в то же время современной образности.
Измеряй и фиксируй
Лазерный сканер Leica BLK360 – самый компактный из существующих, но в то же время достаточно мощный: за короткое время с его помощью можно провести высокоточные обмеры и создать 3D-модель объекта. Как прибор, который легко помещается в рюкзак или сумку, ускоряет процесс проектирования, снижает риски и помогает экономить – в нашем материале.
Выйти в цвет
Рассказываем, как с помощью краски из новой линейки DULUX «Легко обновить» самостоятельно и за один день покрасить двери или окна.
Проектируя устойчивое будущее
Глава «Сен-Гобен» в России, Украине и странах СНГ, Антуан Пейрюд выступил на Дне инноваций в архитектуре и строительстве с докладом о подходах компании к устойчивому развитию. В интервью Archi.ru Антуан Пейрюд рассказал о роли инновационных материалов в иконических зданиях Фрэнка Гери, Жана Нувеля, Кенго Кумы и других известных архитекторов. Также состоялась презентация звукоизоляционных систем «Сен-Гобен» и общение специалистов BIM с архитекторами по поводу трансфера данных по строительным материалам и решениям.
«Сен-Гобен» приглашает студентов спроектировать...
Компания «Сен-Гобен» объявила о старте шестнадцатого по счету архитектурного конкурса «Мультикомфорт». Студентам архвузов предлагается разработать концепцию «устойчивого» развития территории бывшего завода в пригороде Парижа, Сен-Дени.
Теплоизоляция ПЕНОПЛЭКС® для подземного строительства
Освоение подземного пространства – общемировой тренд, в мегаполисах под землей растут целые города. По версии книги рекордов Гиннесса, крупнейший подземный торговый комплекс в мире – Path в Торонто. Для его создания проложено более 30 км тоннелей.
Камин как аттрактор, или чем привлечь покупателя элитной...
Вода и огонь – две удивительные природные субстанции – влекущие, завораживающие, приковывающие взгляд. В человеческом жилище они давно завоевали свое место, и, если вода выполняет сугубо техническую функцию, огонь в камине вместе с теплом дарит визуальное наслаждение.

Сейчас на главной

Новое время Советской площади
Благоустройство центральной площади Гаврилова Посада, профинансированное из трех источников и призванное помочь городу стать туристическим, выглядит современно и ставит задачи осмысления местной идентичности.
Метод обнимания
TreeHugger, небольшой павильон информационного туристического центра бюро MoDusArchitects, вступая в диалог с архитектурным и природным окружением, сам становится новой достопримечательностью предальпийского городка в итальянском Трентино-Альто-Адидже.
Мёд и медь
Архитектор Роман Леонидов спроектировал подмосковный Cool House в райтовском духе, распластав его параллельно земле и подчеркнув горизонтали. Цветовая композиция основана на сопоставлении теплого медового дерева и холодной бирюзовой меди.
Пресса: Почему индустриальное домостроение оставит будущее...
О будущем жилья невозможно говорить, пытаясь обойти стену, в которую оно упирается,— массовое индустриальное домостроение. Если модель массового индустриального домостроения сохранится, то это довольно простое будущее, которое более или менее сводится к настоящему.
СКК: сохранять, крушить, копировать?
Мы поговорили с петербургскими архитекторами о ситуации вокруг обрушенного СКК – здания, купол которого по чистоте формы и инженерного замысла сравнивают с римским Пантеоном, только выполненным в металле. Что, однако, не помогло ему получить статус памятника и защиту от сноса.
Лучи знаний
Школа в Подмосковье, архитектуру которой определяет учебная программа, природное окружение, а также желание использовать только честные материалы.
Кружево из углепластика
Три портала по проекту Асифа Хана для Экспо-2020 в Дубае при высоте в 21 метр сооружены из нитей сверхлегкого углепластика и не требуют дополнительной несущей конструкции.
Арктический вуз
Новое крыло Арктического колледжа на острове Баффинова Земля на севере Канады. Авторы проекта – Teeple Architects из Торонто.
Критическая масса прогресса
20-й по счету летний павильон лондонской галереи «Серпентайн» спроектируют молодые женщины-архитекторы из ЮАР – бюро Counterspace; их постройка будет посвящена социальным и экологическим темам.
Парки Татарстана, часть I: лучшие городские
Цветущий бульвар вместо парковки, авторские МАФы, экологические решения, равно как и ностальгические фонтаны и площадки для фотосессий новобрачных – в первой части путеводителя по паркам Татарстана, посвященной новым городским пространствам.
Сокольники: ковер из кирпича
Архитекторы бюро Megabudka опубликовали свой проект Сокольнической площади в деталях и с объяснениями всех мотивов. Рассматриваем проект и призываем голосовать за него в «Активном гражданине». Очень хочется, чтобы победила архитектурная версия.
Три январские неудачи Бьярке Ингельса
Основатель BIG подвергся критике из-за деловой встречи с бразильским президентом, известным своими крайне правыми взглядами и отрицанием экологических проблем Амазонии, лишился поста главного архитектора в WeWork и был отстранен от участия в проектировании небоскреба для нью-йоркского ВТЦ.
Кирпичные шестигранники
Башни Hoxton Press по проекту Karakusevic Carson и Дэвида Чипперфильда на границе лондонского Сити – коммерческое жилье, «субсидирующее» реновацию социального жилого массива рядом.
Одновременное развитие экономики и кино
В бывшем здании центрального рынка Монтевидео уругвайское бюро LAPS Arquitectos разместило штаб-квартиру Латиноамериканского банка развития CAF, национальную синематеку, легендарный бар и общественное пространство.
Москва 2050: деревянные высотки и летающий транспорт
Более 40 студентов представили видение Москвы будущего в недавно открывшейся галерее Шухов Лаб и на Биеннале архитектуры и урбанизма в Шэньчжэне. Рассказываем об итогах воркшопа «Москва 2050» и показываем работы участников.
Рестораны вместо лучших реставраторов страны?
Минкульт выдал ЦНРПМ предписание переехать до 1 марта. Не исключено, что после разорительного переезда научной реставрации в стране не останется. Говорим со специалистами, публикуем письмо сотрудников министру культуры.
Глэм-карьер
Благоустройство подмосковного озера от бюро Ai-architects: эко-школа, глэмпинг и всесезонные развлечения.
Красный зиккурат
Многоквартирный дом Cascade Villa в Алмере по проекту бюро CROSS Architecture снаружи – кирпичный, а во внутреннем дворе – обшит деревом.
Арт-депо
Офисное здание на набережной Обводного канала в Санкт-Петербурге по проекту архитектора Артема Никифорова – это тонкая вариация на тему кирпичной промышленной архитектуры XIX и ХХ века с рядом художественных изобретений, хорошим строительным и ремесленным качеством.
Будущее не дремлет
Выставка Европейского культурного центра в ГНИМА это коллекция современных пространств разной степени общественности. Подборка довольно случайная, но интересная, а в последнем зале пугают потопом, античным форумом, зиккуратами и вигвамами.
«Единорог в лесу»
Почему, в отличие от произведений известных художников и автографов писателей, дом, спроектированный Ф.Л. Райтом или Тадао Андо, выгодно продать очень сложно? В нем неудобно жить или недвижимость от знаменитых архитекторов переоценена?
Арки, ворота, окна, проемы, пустоты, дырки
В архитектуре АБ «Остоженка», особенно в крупных комплексах, значительную роль играют арки, организующие пространство и массу: часто большие, многоэтажные. В публикуемой статье Александр Скокан размышляет о роли и смысле масштабных цезур, проемов и арок.
Розовый слон
В Лос-Анджелесе построен флагманский магазин одежды The Webster по проекту Дэвида Аджайе. Для внешней и внутренней отделки британский архитектор использовал окрашенный бетон.
Архи-события: 3–9 февраля
«Кто хочет стать миллионером» для архитекторов и дизайнеров, новый интенсив в МАРШ и экскурсия с плаванием от «Москвы глазами инженера».
Пресса: Великое переселение
В последнюю неделю января 2020-го в стране активно обсуждают реновацию устаревшего жилья — вернее, возможность запуска подобных программ в российских регионах. В одном из первых своих интервью на посту вице-премьера Марат Хуснуллин отметил, что реновацию можно запустить в городах-миллионниках.
Умер Андрей Меерсон
Признанный мастер советского модернизма, автор «Лебедя» и самого красивого московского дома «на ножках» на Беговой, но и автор неоднозначного стилизаторского Ритц Карлтон на Тверской – тоже.
Неиссякаемый источник
VIP-зоны аэропорта – настоящее раздолье для цвета, пластики, образности и творческой фантазии архитекторов. Рассматриваем четыре бизнес-зала и один VIP-терминал ростовского аэропорта «Платов»: все они так или иначе осмысляют контекст: южное солнце, волны речной воды, восход над степным горизонтом и золото сарматов.
Кольцо на озере Сайсары
Здание филармонии и театра якутского эпоса на священном озере вписано в эпический круг и включает три объема, уподобленных традиционному жилищу. Кровля уподоблена аласу – якутской деревне вокруг озера. При столь интенсивной смысловой насыщенности проект сохраняет стереометрическую абстрактность и легкость формы, оперируя прозрачностью, многослойностью и отражениями.
Вертикальные татами
Фасады офисного здания Torre Patria-Hipódromo по проекту Карлоса Ферратера и его бюро OAB в Гвадалахаре на западе Мексики подчинены модульной конструктивной сетке, которая упорядочивает и окружающее пространство нового района.
Умер Александр Ларин
Автор академического хореографического училища на 2-й Фрунзенской и знаменитой аптеки в Орехово-Борисово, нескольких нетиповых детских садов типового времени, учитель и коллега многих известных сегодняшних архитекторов.
Идентичность в типовом
Архитекторы из бюро VISOTA ищут алгоритм приспособления типовых домов культуры, чтобы превратить их в общественные центры шаговой доступности: с устойчивой финансовой программой, актуальным наполнением и сохраненной самобытностью.
Век бетона
23 января исполнилось 100 лет Готфриду Бёму, первому немецкому лауреату Притцкеровской премии и создателю церквей и ратуш, напоминающих скульптуры из бетона. Он каждый день бывает в бюро и наставляет сыновей-архитекторов.
Архитектура эфемерности
На проспекте Вернадского поблизости от станции метро появилась высотная доминанта, давшая новое звучание округе: бизнес-центр «Академик» по проекту UNK project раскрыл в форме архитектуры смыслы местных топонимов.
Центр мега-выставок
Новый международный выставочный центр по проекту Valode & Pistre в «близнеце» Гонконга мегаполисе Шэньчжэнь может считаться крупнейшим в мире.