Вместе с тем, согласно пожеланию заказчика, который проводил закрытый конкурс на проект бизнес-центра, на этом месте должно было возникнуть высотное здание с достаточно высокими ТЭПами. Очевидно, что самым простым решением было бы создание вытянутого параллелепипеда, этакого сундука, занимающего всё пятно участка. Но архитекторы UNK project предложили элегантное решение, позволяющее соблюсти интересы заказчика и в то же время сохранить баланс с окружением: 14-этажная линза возносится на четырехэтажном основании.
Учитывая необходимость создания градостроительного акцента, архитекторы видели свою задачу в том, чтобы будущее сооружение максимально деликатно соотносилось с окружающей его модернистской застройкой. В частности, с восточной стороны землевладения расположено здание Центросоюза и Минвостокстроя (проект 1968 года, под руководством Евгения Стамо, строительство 1986) – длинная пластина с характерной входной группой криволинейной формы.
Юлий Борисов,
UNK project
«Для нас было важно создать своеобразную ментальную остановку на проспекте Вернадского. Линейная структура улицы с меняющимися видами и акцентными точками – цирком, изящными башнями после них, не была поддержана ничем от станции метро Проспект Вернадского до Юго-Западной. Мы хотели, чтобы здание «сыграло» не только в градостроительном отношении, но и в смысловом. Отсюда возникла идея портрета Вернадского на фасаде здания».
Найденная для здания форма и отделка его фасада ламелями дематериализуют объем, который при всей своей скульптурности и масштабности становится динамическим объектом, постоянно меняющимся при восприятии как пешеходами, так и автомобилистами. Причем фасадные ламели, придавая эфемерность зданию, помогают еще и выявить смысловую составляющую места: ими «нарисован» портрет русского ученого, именем которого названа станция метро и проспект.
И, действительно, еще на стадии строительства, когда вокруг стройки стояли заборы, район обрел новую доминанту, обращающую на себя внимание не только формой, но и вызывающую любопытство – чей же портрет возникает и растворяется на фасаде и уже тогда здание стало настоящим местом притяжения.
Сегодня, после завершения благоустройства прилегающей территории и открытия пешеходного маршрута, ярко-красные очки, стоящие у тротуара, вывеска и подсветка фасадов, заметная даже в дневное время, усилили этот эффект, отметив принадлежность здания месту, городу и его жителям.
Не используя вчистую архитектурный вокабуляр архитекторов 1970-80-х, UNK project создал современную и притом удивительно созвучную окружающему позднесоветскому модернизму вещь: скульптурная форма, цветовое и пластическое решение фасадов – всё напоминает о лучших образцах модернизма, но без пыльного налета ностальгии.
От недостроя к линзе
История создания проекта бизнес-центра и его реализации во многом уникальна по нынешним временам. На одной архитектурной дискуссии, состоявшейся весной этого года, главный архитектор UNK project Юлий Борисов, рассказывая про проект бизнес-центра «Академик», который к тому моменту уже вошел в завершающую фазу строительства, отметил, что на проектирование ушло два года. Эта незначительная ремарка стала предметом зависти многих коллег, так как в сегодняшних условиях зачастую проектирование, едва начавшись, идет одновременно со строительством. Возможно, параллельное проектирование когда-нибудь станет обычным явлением, но сейчас подобная ситуация вызывает много вопросов и сказывается на результатах не лучшим образом.Более того, проектные рендеры (см. публикацию проекта) мало отличаются от фотографий уже завершенного бизнес-центра, притом что объект совсем нестандартный – как по конфигурации, так и в технических решениях.
Первой проблемой стал фундамент, заложенный в рамках реализации проекта-предшественника. Под ним проходит линия метро. Обсуждался демонтаж фундамента и разные инженеры-конструкторы предлагали свои решения. Уже на этом этапе заказчик включился в процесс обсуждения, продемонстрировав готовность к тщательной совместной работе с проектировщиками.
«Заказчик не торопил нас, давая возможность отработать детали еще на этапе проектирования и предотвратить возможные проблемы при строительстве. Созданные в процессе мокапы служили нам подспорьем в мотивированных объяснениях, которые стимулировали принятие решений, – отмечает Юлий Борисов. – Это касалось и конструктива, и деталей отделки».
Так, для того, чтобы избежать балок, появление которых неизбежно повлекло бы сложности с проводкой коммуникаций и шумоизоляции в последующей отделке офиса, архитекторы использовали уникальную для Москвы технологию заливки большепролетного перекрытия: внутрь монолитного бетона для облегчения закладывали пластиковые шары – пустотообразователи, похожие на футбольный мяч.
Лицо Вернадского
Сегодня мы, идя по улице, вряд ли задумываемся, откуда взялось ее название. И в Москве особенно остро ощущается потеря связи между названием и самим местом. И, если всем понятно, почему Красная площадь или Варварка получили свои имена, то обилие фамилий в топонимике города уже давно не вызывает никакого интереса к персоналиям, в честь которых названы улицы и площади. Вряд ли кто-то сейчас вспомнит, почему проспект Вернадского так назван, но с появлением бизнес-центра «Академик», а вернее портрета русского ученого Владимира Вернадского на его фасаде, изменился смысл места и восприятие самого имени проспекта и района вокруг одноименной станции.В архитектуре здания бизнес-центра, стремящегося раствориться в пространстве и в то же время материализующего идентичность места, странным образом зарифмованы идеи самого Владимира Вернадского, предвидевшего информационное общество и развившего идеи ноосферы – воображаемой оболочки планеты, созданной человеческим разумом.
Техническое решение портрета ученого – подрезка в определенных местах широко использующихся в современной архитектуре фасадных ламелей – потребовало от архитекторов долгих расчетов и использования нескольких программ моделирования. Учитывался не только вид с различных точек, но и варианты освещения, для того чтобы изображение поддерживало ритмику самого объекта и «работало» с соседними зданиями.
Оммажем в сторону модернизма стала вывеска бизнес-центра: название «Академик» выведено одним росчерком: согласно легенде, которая бытует в мастерской, его автор – сам Юлий Борисов, который написал название объекта на листке бумаги для того, чтобы его отрисовал каллиграф, но заказчик решил оставить всё как есть. Надпись также эффектно подсвечивается в вечернее время.
Модернистскую серьезность архитекторы «разбавили» установкой скульптуры в непосредственной близости от здания – очки «Академика» на красной линии проспекта «работают» на уровне улицы и даже могут быть поняты как часть благоустройства.
Сомасштабность пешеходам создается и за счет стеклянных фасадов 4-этажного прямоугольного стилобата, на который поставлена 14-этажная линза. Благодаря большим окнам-витринам здание тесно связано с городским пространством, и в скором времени здесь разместятся магазины, кафе и входные зоны.
Внутри «Академика»
Интерьеры здания также связаны с академической темой. «Если образ здания родился легко – эскиз был создан всего за один день, то над интерьерами входной зоны и общественных пространств пришлось работать долго и выбирать из нескольких вариантов, так как хотелось найти простое и очевидное решение, связанное с фасадами», – комментирует поиск Юлий Борисов.Первое, на что обращаешь внимание, попадая в здание – три гигантских скульптурных кресла, выполненные в форме головы Владимира Вернадского, два с половиной метра высотой каждое. Таким образом, каждый попадающий внутрь «Академика» имеет возможность побыть и в голове у профессора. Они выполнены по эскизам архитекторов из нержавеющей стали.
Осмысляя интерьер с точки зрения идеологии и философии, архитекторы также предложили оформить его цитатами ученого, которые не только проецируются на стену, но и нашептываются приходящим в общественных зонах.
Кстати, общественные зоны на этажах отделены от лифтового холла стеклом, что позволяет любоваться видами во все стороны из панорамных лифтов. Это принципиальное решение – стеклянные перегородки, которые должны соответствовать противопожарным нормам – оказалось дорогостоящим удовольствием, но архитекторам удалось убедить не экономить на эффектах и сделать всё в соответствии с проектом.