Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

24.02.2025

Главное – внутри

Юлия Тарабарина
Объект:
Гимназия им. Е.М. Примакова, 2 очередь
Адрес:
Россия, Московская обл.,, Одинцово. д. Раздоры, ул. Утренняя, 1
Архитектор:
Никита Явейн
Иван Кожин
Мастерская:
Студия 44
Авторский коллектив:
Н. И. Явейн, И. В. Кожин (ГАП), К. О. Счастливцева, И. Е. Григорьев; Архитекторы РД: Е. В. Купцова, К. О. Счастливцева, У. В. Сулимова, Н. А. Гончарова; Руководитель группы конструкторов: А. С. Кривоносов; ГИП: Л. В. Герштейн, М. А. Рогожкина; визуализация: А. А. Патрикеев. Конструкторы: Кресов Д.П., А. С. Кривоносов, Новосёлов М., Шведов С.А., В. Ю. Кузнецова, Д. А. Сайгин, А. В. Агашков, М. В. Савченко, В. В. Клюев, Р. В. Ивентьев, П. Ю. Блинова, Е. Ю. Валяев, А.Н. Хусаинов

Здание второй очереди гимназии имени Евгения Примакова было отмечено многими наградами еще на стадии проектирования. Сейчас оно завершено. И хотя не все нюансы были учтены: прежде всего конструкциям перекрытия не следовало оставаться открытыми, – но в силу приоритета объемного построения это не кажется существенным. Более важен «Ах!», вызываемый пространством.

Гимназия имени Евгения Примакова, политика и арабиста, известного как «автор концепции многополярного мира» – учебное заведение с высоким рейтингом RAEX и другими. В ее образовательные программы интегрировано немало передовых концепций, от британских до сингапурских, обучение билингвальное, наряду с российскими педагогами из других городов преподают носители языка. Это школа-пансион, в ней учатся дети из 50 регионов России. Половина старшеклассников – по грантовым программам. Гимназия имеет целый ряд дополнительных программ и, определенно, принадлежит к учебным заведениям «новой волны», где в организации образовательного процесса немалое место отводится, в числе многого прочего, и современным архитектурным решениям, способствующим и развитию, и обучению.

 
Майя Майсурадзе, директор Гимназии им. Е. М. Примакова и образовательного центра «Взлёт»
Наша задача – создать мотивирующую образовательную среду, где дети смогут не только получать знания, но и формировать насмотренность, эстетический вкус. Они проводят в школе полного дня по 12 часов, поэтому пространство вокруг должно быть вдохновляющим, мотивирующим на созидание, лидерство, красивые решения сложных задач.

Учебный год у нас состоит из пяти модулей, рассчитанных на 10 месяцев. С 5 класса ученики разделены на «дома», как в Хогвартсе: Север, Юг, Восток и Запад, которые соревнуются между собой в личном и командном зачете. У нас есть цифровая гимназия, позволяющая спортсменам и музыкантам учиться по технологии смешанного обучения, она совмещает онлайн-обучение, очные интенсивы и тьюторское сопровождение. Мы также создали образовательный центр «Взлет» для поддержки и развития талантливых детей Московской области, его профильные программы по направлениям «наука», «искусство», «спорт» – бесплатные, за 5 лет в них, в очном формате, приняли участие более 22 000 школьников.

Образовательный центр «Взлет» создан в Московской области по модели ОЦ «Сириус». Так что неудивительно, что проектировать вторую очередь ее зданий пригласили Никиту Явейна и «Студию 44», авторов зданий Сириуса в Сочи. В их портфолио немало проектов кампусов для разных городов по госпрограммам, к примеру, ИТМО, и образовательных учреждений, прежде всего – Академия Эйфмана в Петербурге. 

О проекте гимназии мы уже рассказывали, теперь на гимназию можно посмотреть «в реале». Что мы и сделали. 
Гимназия им. Е.М. Примакова, 2 очередь Фотография © Алексей Народицкий / Студия 44
Гимназия им. Е.М. Примакова, 2 очередь
Фотография © Алексей Народицкий / Студия 44
Гимназия им. Е.М. Примакова, 2 очередь Фотография © Алексей Народицкий / Студия 44
Гимназия им. Е.М. Примакова, 2 очередь
Фотография © Алексей Народицкий / Студия 44

Надо сказать, она очень впечатляет. В том числе – простором, возможность которого предоставляет загородная территория. Я обошла всю территорию, очень замерзла. Архитекторы рассказывают, что первоначально планировалось «разбросать» здания несколько более вольно, затем план стал жестче; но это не чувствуется. 

Чувствуется, что идея кампуса-города, многократно опробованная и любимая архитекторами «Студии 44», – получила здесь заметно больший размах. Идея эта, к примеру, очень заметна в здании 2 очереди школы Эйфмана в Петербурге, там атриум – и фойе театра, и «школьный двор», и городская площадь. Но там школа-город была, как и полагается в историческом центре Питера, «стеснена», а здесь она развернулась, скажем так, по-московски, или же по-подмосковному, расправила крылья. 

Все корпуса, числом семь плюс один спортивный на отлете, объединены теплым контуром и группируются вокруг ядра атриума. Функции распределены предельно ясным образом, по блокам, три «Науки», одно «Искусство», столовая, сцена, входной вестибюль с зоной ожидания и кафе для родителей на антресоли – перед турникетами, в тепле. Боже, как это редко бывает в школах. 
Функциональная схема. Гимназия им. Е.М. Примакова, 2 очередь © Студия 44
Функциональная схема. Гимназия им. Е.М. Примакова, 2 очередь
© Студия 44
Аксонометрия, вид сверху. Гимназия им. Е.М. Примакова, 2 очередь © Студия 44
Аксонометрия, вид сверху. Гимназия им. Е.М. Примакова, 2 очередь
© Студия 44
Аксонометрия на уровне 2 этажа.Гимназия им. Е.М. Примакова, 2 очередь Фотография © Алексей Народицкий / Студия 44
Аксонометрия на уровне 2 этажа.Гимназия им. Е.М. Примакова, 2 очередь
Фотография © Алексей Народицкий / Студия 44

К атриумам мы все привыкли и считаем навязшим в зубах обязательным элементом. 

Но тут – не столько атриум, сколько, действительно, крытая площадь.

Надеюсь, авторов не оскорбит сравнение с Гостиным двором, но эта аналогия приходит на ум первой; во всяком случае, тому, что ходит в Гостинку на архитектурные, и не только, выставки. Да, в свое время это был спорный проект, но как красиво там, особенно в солнечный день.

Вот и гимназии выгодные стороны светопрозрачного перекрытия с большим пролетом – все эти солнечные зайчики, белое кружево конструкций, естественный свет, – авторы использовали полностью. 
Гимназия им. Е.М. Примакова, 2 очередь Фотография © Алексей Народицкий / Студия 44
Гимназия им. Е.М. Примакова, 2 очередь
Фотография © Алексей Народицкий / Студия 44
Гимназия им. Е.М. Примакова, 2 очередь Фотография © Алексей Народицкий / Студия 44
Гимназия им. Е.М. Примакова, 2 очередь
Фотография © Алексей Народицкий / Студия 44

Однако важно еще и то, что объемное кружево белых конструкций не выглядит натянутым в рамках прямоугольного контура стен, как в Гостинке и еще много где – а именно что «парит», объединяя объемы «города», – как некое «крыло». У него есть и площадь собственно амфитеатра. И улица, ведущая к спортивному блоку: вот тут интересно, что двухэтажная высотность остается в силе, мы ходим «под небом» из конструкций кровли, помимо основной площади тут образуются и небольшие, окруженные лестницами и галереями-стоями первых этажей.
Гимназия им. Е.М. Примакова, 2 очередь Фотография © Алексей Народицкий / Студия 44
Гимназия им. Е.М. Примакова, 2 очередь
Фотография © Алексей Народицкий / Студия 44
Гимназия им. Е.М. Примакова, 2 очередь Фотография © Алексей Народицкий / Студия 44
Гимназия им. Е.М. Примакова, 2 очередь
Фотография © Алексей Народицкий / Студия 44

Есть и мостики-переходы, в уровне 2 этажа, со слегка наклонным – ! привет, Ренцо Пьяно – полом, с выходами вентиляции в виде этаких шариков: опять же, подобные мы можем наблюдать в московском ГЭС-2. Когда затем, обходя здание вокруг, обнаруживаешь кортеновые трубы – резонанс становится полным, но не с конкретным произведением Пьяно, конечно, а со всем направлением хай-тека и деконструкции. 
Гимназия им. Е.М. Примакова, 2 очередь
Гимназия им. Е.М. Примакова, 2 очередь
Фотография © Алексей Народицкий / Студия 44

Это здание вовсе не подражание, но оно использует приемы, распространенные в европейской архитектуре на протяжении последних 50 лет, однако в нашей, российской, практике не очень известные. Отсюда «узнаваемость». Нет, это не подражание ГЭС-2, но его «родственник», совершенно точно. 

Почему не подражание? Вообще говоря, разговоры о подражании и языке – популярная и необходимая вещь, замалчивать этот вопрос, регулярно мигающий в мозгу красным фонариком, неправильно. Он беспокоит, его надо обсуждать. В данном случае ответ, пожалуй, есть, и он почти как на ладони. А вот почему: потому что, если посмотреть на фасады, то можно обнаружить переклички и со, скажем так, творчеством Марио Ботта – в параболических арках и разбросанных по кирпичному фасаду круглых и овальных окнах, прочно утвердившихся в раннем постмодернизме. Или, скажем, треугольные выступы объемов можно сравнить с театром на Таганке. Да и сочетание почти-глухой кирпичной стены со стеклянным верхом тоже о многом напоминает «из классиков». 
Гимназия им. Е.М. Примакова, 2 очередь
Гимназия им. Е.М. Примакова, 2 очередь
Фотография © Алексей Народицкий / Студия 44

Надо ли говорить, что все эти приемы давно и прочно утвердились и в работах Никиты Явейна – даже не буду перечислять проекты, просто скажу, что сам он с гордостью демонстрирует в своем собственным кабинете круглое окно во всю стену: «да, я люблю круглые окна, они есть в каждом нашем проекте». И здесь тоже есть. Ну, круглые окна расхожий прием от готики до конструктивизма. 

Как же хорошо, когда в здании узнаешь не повтор чего-то там, а творческую работу с арсеналом приемов и подходов. 

Хочу отметить еще одну деталь: разбросанные по фасадам разнокалиберные окна «легитимизируют» даже асимметрию вентрешеток на фасадах. Хотелось бы видеть их в более приличной расстановке, но «отклик» в виде окон – до чего же он уместен. Все погружается в некую систему перекличек благодаря ему. 
Гимназия им. Е.М. Примакова, 2 очередь Фотография © Алексей Народицкий / Студия 44
Гимназия им. Е.М. Примакова, 2 очередь
Фотография © Алексей Народицкий / Студия 44
Гимназия им. Е.М. Примакова, 2 очередь Фотография © Алексей Народицкий / Студия 44
Гимназия им. Е.М. Примакова, 2 очередь
Фотография © Алексей Народицкий / Студия 44

Архитекторы сетуют на то, что сроки в процессе строительства сократили на год. Это, кстати сказать, примета нашего времени: театру Камала сократили аж на полтора года.

Так что школу открыли в 2023 году с не вполне завершенными фасадами корпусов внутри.

Есть и другие огрехи, один из самых заметных – конструкции атриумного перекрытия не планировалось оставлять открытыми, согласно проекту, они должны были быть зашиты. Приспособления для того, чтобы крепить обшивку, не были реализованы. И тем не менее ее появление пока еще не исключено, а вот дешевая бетонная плитка на фасаде вместо кирпича уже, видимо, навсегда.
Гимназия им. Е.М. Примакова, 2 очередь Фотография © Алексей Народицкий / Студия 44
Гимназия им. Е.М. Примакова, 2 очередь
Фотография © Алексей Народицкий / Студия 44
Гимназия им. Е.М. Примакова, 2 очередь. Атриум © Студия 44
Гимназия им. Е.М. Примакова, 2 очередь. Атриум
© Студия 44

Но огрехи – они случаются почти всегда, особенно если сокращать сроки реализации – в данном случае не столь важны, поскольку архитектура задумана таким образом, что главное – не декор, а объемно-пространственное построение, логика построения здания и передвижения по нему. Тут гимназия, зовя «Студию 44», не ошиблась, они из тех, кто умеет и может. 

Во-вторых, фасады не расстраивают, потому что в этом здании главное – внутри. А значит, вернемся в атриуму, мы с ним еще не закончили. 
 
Иван Кожин, Студия 44
Атриум гимназии Примакова для нас, конечно, экспериментальное пространство: возможно ли вообще совместить школьную рекреацию и зал, вмещающий 900 человек? Эта идея изначально во многом была вдохновлена нашим заказчиком. Гимназии действительно был нужен большой зал для мероприятий. В учебное время атриум работает как рекреация, как крытый школьный двор, но несколько раз в неделю здесь проходят мастер-классы, встречи, конференции.

Самым любопытным было увидеть, как гимназисты будут взаимодействовать с пространством, с рельефом атриума. Очень приятно, что все работает, как задумано: дети во время перемены сидят на «холмах», свободно раскидывают там свои рюкзаки и вообще любят проводить здесь время. В современной горизонтально-сетевой образовательной модели рекреация (место отдыха) приобретает первостепенное значение и становится ключевым пространством учебного заведения – центром неформального общения.

Мне кажется, именно в зданиях школ архитектура максимально влияет на формирование и воспитание человека: ты проводишь в школе 10 лет жизни, и часто это первое общественное здание, которое узнаешь в подробностях. Хочется, чтобы оно было интересным. И тут мы сходимся с директором гимназии Майей Отариевной Майсурадзе: спустя полгода после открытия она сказала мне (и это, наверное, вообще главный полученный нами комплимент): «Пространство гимназии получилось настолько свободным, что учащиеся здесь дети уже совершенно точно будут другими людьми».

Особенность атриума и амфитеатра в том, что именно здесь они «срослись» и дали «отростки». Сцена вынесена в отдельный объем, один из восьми корпусов. Снаружи она образует золотистую рамку-портал, заставляющую задуматься о возможности представлений под открытым небом. Задняя стена сцены – стеклянная, она может быть прозрачной, а может быть закрыта. Больше того, саму сцену можно временно отделить от амфитеатра и атриума, превратив в аудиторию или зал для мероприятий. 

В обычное же время к сцене спускается амфитеатр, и перепад высоты достаточно большой – она выглядит ответвлением атриума, углубленным в землю, этаким «протуберанцем». Что логично, учитывая все перечисленные выше функции. На этой сцене в 2023 году проводили церемонию награждения премии «Учитель года».
Гимназия им. Е.М. Примакова, 2 очередь Фотография © Алексей Народицкий / Студия 44
Гимназия им. Е.М. Примакова, 2 очередь
Фотография © Алексей Народицкий / Студия 44
Гимназия им. Е.М. Примакова, 2 очередь Фотография © Алексей Народицкий / Студия 44
Гимназия им. Е.М. Примакова, 2 очередь
Фотография © Алексей Народицкий / Студия 44

Но сцена с амфитеатром, отделанным деревом дуба, продолжается подобными ей ступенчатыми объемами – они возвышаются над полом атриума. Можно представить себе греческий амфитеатр, встроенный в склон, и пару холмов выше него. 

Этот прием: углубление основных ступенек вниз и нарастание дополнительных «холмов» сверху, – дает массу возможностей. 

Во-первых, когда мероприятие большое, на холмах могут уместиться зрители. Во-вторых, пространство атриума – вообще-то довольно гигантское – будучи зонировано дополнительными объемами, ощущается как комфортное. И наконец, под «холмами» размещены: под одним – кафе со стенами из открытого бетона, под другим – такая же библиотека. Так что дети могут прийти, взять книгу и устроиться на ступеньках читать. 

На вершине библиотеки установлен белый рояль, и ученики вечерами приходят, играют, кто умеет. Мне показалась любопытной рассказанная в гимназии история о втором рояле, черного цвета, который стоит на сцене: он взят в аренду для концертов, потому что переносить белый рояль сверху вниз по каждому поводу оказалось дороже, чем заплатить за аренду. Так что в атриуме два рояля, белый и черный. 

Отдельное впечатление – по дороге в спортзалы заглянуть в столовую: она двусветная, пространство объединяет светильник-кит из деревянных ламелей со встроенными точечными лампочками. Вход – узкий, желтый, с рядами рукомойников; а рядом «улица», ведущая к спортзалам. 
Гимназия им. Е.М. Примакова, 2 очередь Фотография © Алексей Народицкий / Студия 44
Гимназия им. Е.М. Примакова, 2 очередь
Фотография © Алексей Народицкий / Студия 44
Гимназия им. Е.М. Примакова, 2 очередь Фотография © Алексей Народицкий / Студия 44
Гимназия им. Е.М. Примакова, 2 очередь
Фотография © Алексей Народицкий / Студия 44

Разумеется, внутри – стеклянные стены классов, от пола до потолка, спортзал и бассейн большие (очень); много оборудования в кабинетах, а в коридорах – кабины коворкингов, для двоих и для одного: в них тьютор может общаться с подопечным, а также учитель может провести урок онлайн, не занимая аудитории. 

Гимназия им. Е.М. Примакова, 2 очередь Фотография © Алексей Народицкий / Студия 44
Гимназия им. Е.М. Примакова, 2 очередь
Фотография © Алексей Народицкий / Студия 44
Гимназия им. Е.М. Примакова, 2 очередь Фотография © Алексей Народицкий / Студия 44
Гимназия им. Е.М. Примакова, 2 очередь
Фотография © Алексей Народицкий / Студия 44
Гимназия им. Е.М. Примакова, 2 очередь Фотография © Студия 44
Гимназия им. Е.М. Примакова, 2 очередь
Фотография © Студия 44
Гимназия им. Е.М. Примакова, 2 очередь Фотография © Алексей Народицкий / Студия 44
Гимназия им. Е.М. Примакова, 2 очередь
Фотография © Алексей Народицкий / Студия 44
Гимназия им. Е.М. Примакова, 2 очередь Фотография © Алексей Народицкий / Студия 44
Гимназия им. Е.М. Примакова, 2 очередь
Фотография © Алексей Народицкий / Студия 44
Бассейн. Гимназия им. Е.М. Примакова, 2 очередь Фотография © Алексей Народицкий / Студия 44
Бассейн. Гимназия им. Е.М. Примакова, 2 очередь
Фотография © Алексей Народицкий / Студия 44

Но больше всего меня очаровали две вещи. Первая – фасадная керамика. Идея и исполнение принадлежат Ивану Кожину, партнеру «Студии 44», который руководил этим проектом. Керамика украшает внутренний фасад объема, в котором располагается крыло искусства и культуры. Сам по себе прием восходит к модерну, но решение, оживленное «гармошкой», напоминает, скорее, о Шагале. Абстрактные «ковровые» вставки насыщенных оттенков неплохо оттеняют выставленные перед ними керамические фигурки – результат работы учеников, не оставляющий сомнений в том, что в их распоряжении имеется муфельная печь. 
Внутренний фасад подразделения Arts&Crafts. Гимназия им. Е.М. Примакова, 2 очередь Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Внутренний фасад подразделения Arts&Crafts. Гимназия им. Е.М. Примакова, 2 очередь
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Внутренний фасад подразделения Arts&Crafts. Гимназия им. Е.М. Примакова, 2 очередь Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Внутренний фасад подразделения Arts&Crafts. Гимназия им. Е.М. Примакова, 2 очередь
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Керамические вставки обнаруживаются и на внешних фасадах, в нише лестницы – из бирюзовых плиток, что сразу же навевает аналогии с примерами «классического» модернизма. И в то же время подчеркивает связь между «внутри» и снаружи.
Гимназия им. Е.М. Примакова, 2 очередь
Гимназия им. Е.М. Примакова, 2 очередь
Фотография © Алексей Народицкий / Студия 44

Вторая – гипостиль, в который превращается белый портик главного входа внутри стеклянного кожуха. Контур «теплой нитки» стеклянного фасада, замечу, – в плане асимметрично зигзагообразный, что поддержано нерегулярной расстановкой колонн.
Гимназия им. Е.М. Примакова, 2 очередь Фотография © Алексей Народицкий / Студия 44
Гимназия им. Е.М. Примакова, 2 очередь
Фотография © Алексей Народицкий / Студия 44
Гимназия им. Е.М. Примакова, 2 очередь Фотография © Алексей Народицкий / Студия 44
Гимназия им. Е.М. Примакова, 2 очередь
Фотография © Алексей Народицкий / Студия 44

Вроде бы портик, парадно-официальный вход – но легкий, «лайтовый» [словечко молодежного сленга, происходит от слова light – светлый, легкий. Прим. ред.]. А внутри золотой, как и козырек арьерсцены по соседству – он, как золотой слиток, видим в прогалах пилонов, половина которых повернута под 45°, напоминая и Таганку, и, даже больше, Палеонтологический музей. 
Слева летняя сцена, справа портик-«гипостиль» входного вестибюля. Гимназия им. Е.М. Примакова, 2 очередь Фотография © Алексей Народицкий
Слева летняя сцена, справа портик-«гипостиль» входного вестибюля. Гимназия им. Е.М. Примакова, 2 очередь
Фотография © Алексей Народицкий
Гимназия им. Е.М. Примакова, 2 очередь Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Гимназия им. Е.М. Примакова, 2 очередь
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Вторая очередь школы окружает первую, спроектированную Feierabend Architekten и Walters Architects и реализованную к 2017 году, со всех сторон. Главный вход нового корпуса образует с «медным» двором первой очереди логически выстроенный ансамбль – как будто так и было задумано с самого начала. На самом деле нет, композиция сформировалась, так сказать, «исторически». В здании первой очереди теперь учится младшая школа, в новом – средняя, от 8 до 11 класса. 
Генплан. Гимназия им. Е.М. Примакова, 2 очередь
Генплан. Гимназия им. Е.М. Примакова, 2 очередь
© Студия 44

К северу и югу от двух учебных корпусов разместились жилые корпуса кампуса. Учитывая специфику школы, собирающей учеников со всей страны и Подмосковья, они совершенно необходимы. И спроектированы, как любит «Студия 44» – с атриумами в центре каждого объема. В северной части четыре корпуса для учеников, квадратные в плане; фасады одинаковые, кирпичные, но цвет окон радикально, я бы даже сказала, подчеркнуто, различается: желтый, синий, зеленый... Чтобы легче было ориентироваться. 
Гимназия им. Е.М. Примакова, 2 очередь Фотография © Алексей Народицкий / Студия 44
Гимназия им. Е.М. Примакова, 2 очередь
Фотография © Алексей Народицкий / Студия 44
Гимназия им. Е.М. Примакова, 2 очередь Фотография © Алексей Народицкий / Студия 44
Гимназия им. Е.М. Примакова, 2 очередь
Фотография © Алексей Народицкий / Студия 44
Гимназия им. Е.М. Примакова, 2 очередь Фотография © Алексей Народицкий / Студия 44
Гимназия им. Е.М. Примакова, 2 очередь
Фотография © Алексей Народицкий / Студия 44
Гимназия им. Е.М. Примакова, 2 очередь Фотография © Алексей Народицкий / Студия 44
Гимназия им. Е.М. Примакова, 2 очередь
Фотография © Алексей Народицкий / Студия 44

Корпус для преподавателей – напомню, школа с самого начала была рассчитана на сотрудничество с учителями из разных городов России и мира – круглое в плане, опять же, как любит Никита Явейн, эта форма, своего рода башня, напоминающая газгольдер, и позволяющая смело и монументально вносить разнообразие в пластические решения, – нередко встречается в его проектах. 

В атриуме круглого общежития, под стеклянным потолком, живет дерево. «Никак не может определиться с сезонами, сбрасывает листья, когда попало, но живет», – рассказывает Иван Кожин. Это тоже не впервые в практике «Студии 44», помещать в интерьеры живые деревья: достаточно вспомнить выставку в Главном штабе или Архитектон 2023 года. Зимний сад, но не с пальмой. 
Гимназия им. Е.М. Примакова, 2 очередь Фотография © Студия 44
Гимназия им. Е.М. Примакова, 2 очередь
Фотография © Студия 44
Гимназия им. Е.М. Примакова, 2 очередь Фотография © Алексей Народицкий / Студия 44
Гимназия им. Е.М. Примакова, 2 очередь
Фотография © Алексей Народицкий / Студия 44

***

Итак, мы видим, что здание гимназии Примакова – действительно, один из тех «проектов образовательных учреждений», которые формируют новую повестку в архитектуре образования. 

Однако главным впечатлением от реализованного здания я бы назвала вот что.

Не план, интерпретирующий «звездчатую» типологию школы, способную максимально увеличить световой фронт. Не фасады, интересные «мегалитическим» лаконизмом, треугольными выступами обозначающие направления линий плана. Даже не наличие атриумного пространства, намного более развитого, чем обычно. И не инсценировку города под «белым крылом» общей кровли, убедительно подчеркивающую одновременную многосоставность и связность здания гимназии. 

Самое главное, на мой взгляд, состоит в том, что здание второй очереди, спроектированное «Студией 44», сосредоточено на своем внутреннем пространстве. Так искусствоведы любят говорить о византийских храмах, что их фасады вторичны по отношению к внутреннему пространству: его эмоциональным, композиционным, структурным характеристикам. Это не означает пренебрежения внешней стороной, снаружи тоже есть интересное, тот же белый портик с гармошкой стекла, или глубокая рамка лоджии за сценой; но они лишь обозначают некоторые функции, в то время как суть замысла и «программы» разворачивается, сложно и эффектно, в интерьере. Главное – внутри. Таким и должно быть современное здание школы.