Третий масштаб

На сложном участке в Одинцовском округе Подмосковья «Студия 44» спроектировала вторую очередь гимназии им. Е.М. Примакова – школу с мощным демократическим пафосом и архитектурой в духе итальянского рационализма.

author pht

Автор текста:
Наталья Коряковская

15 Ноября 2019
mainImg

Мастерская:

Студия 44

Проект:

Гимназия им. Е.М. Примакова, 2 очередь
Россия, Одинцово, д. Раздоры, ул. Утренняя

Авторский коллектив:
Н. И. Явейн, И. В. Кожин, И. Е. Григорьев, К. О. Счастливцева, А. А. Патрикеев (визуализация)

2019
Гимназия имени Е.М. Примакова – необычная школа. В нее принимают детей, начиная с трех лет, а обучение с первого дня ведется на двух языках – русском и английском. Сегодня в составе гимназии – детский сад на 225 мест и школа на 550 мест. Рейтинг учебного заведения высок, воспитанников отбирают на конкурсной основе и, несмотря на платное обучение, гимназия уже сегодня не может принять всех желающих. Директор гимназии Майя Отариевна Майсурадзе видит выход из положения в развитии учебного заведения по модели сочинского «Сириуса»: планируется, что сюда на краткосрочные программы будут приезжать порядка 500 детей из разных регионов страны. А для этого нужна соответствующая инфраструктура, в том числе общежития для учащихся и для преподавателей, солидная часть которых – носители английского языка.



«Майя Отариевна вкладывает в свою инициативу столько энтузиазма, интеллекта и энергетики», – говорит Никита Явейн, – «что ее с полным правом можно считать не только главным идеологом проекта, но и соавтором архитектурного решения». Для Никиты Явейна это очередная уникальная школа, после Академии танца Бориса Эйфмана, ВШМ СПБГУ и «Сириуса». Ставка на новейшие тенденции в образовательном процессе – «умножение коммуникаций» и «перемешивание страт» – вызвала к жизни решение с многофункциональным атриумом – прием, который архитекторы «Студии 44» используют довольно часто. Не самая простая исходная ситуация в Одинцовском г.о. Подмосковья стала в данном случае отправной точкой для структуры сложной, но изящной в своей логичности, и, кроме того, пропитанной идеологией «новой школы».
Гимназия им. Е.М. Примакова, 2 очередь.
© Студия 44
Гимназия им. Е.М. Примакова, 2 очередь. Участок
© Студия 44

Гимназия в настоящее время располагается в трехэтажном здании, достаточно развитом и сложном по пятну застройки. На окружающей территории деревни Раздоры, застроенной преимущественно ИЖС, оно демонстрирует принципиально иной масштаб. Новый корпус, который понадобился для развития гимназии, должен был по задумке архитекторов ввести третий масштаб – переходное звено между мелкодисперсной частной застройкой и существующим объемом.
Гимназия им. Е.М. Примакова, 2 очередь. Масштаб
© Студия 44

Осуществить посадку здания на участке оказалось сложнее, чем на Невском проспекте, – рассказывает Никита Явейн: «Мы много строили в центре Петербурга, но таких проблем с сетями, где собственники боролись бы за каждый метр земли, я, честно говоря, даже не знаю. Эти проблемы заставили нас несколько раз менять проект». Участок в итоге сжался и приобрел сложную форму, внутри которой архитекторам удалось не только разместить все, что задумывалось, избежав переуплотнения, но и красиво разложить функцию в пространстве, соблюдая некую смысловую иерархию образовательного процесса.
Гимназия им. Е.М. Примакова, 2 очередь. Генплан
© Студия 44
Гимназия им. Е.М. Примакова, 2 очередь. Масшатб
© Студия 44

«Мы попытались уловить геометрию этого пространства и развить ее в структуру, основанную на идеологии современного образовательного процесса. Речь идет о пространствах социализации и коммуникаций, которые в передовых школах сегодня выходят на первый план уже на ранних этапах обучения. Дети общаются и учатся друг у друга – никакой изоляции, пускай шумят! Игровой формат обучения, неформальное общение с преподавателями стимулируют самообразование. И наша задача – создать для этого условия средствами архитектуры» – рассказывает Никита Явейн.
Гимназия им. Е.М. Примакова, 2 очередь. Аксонометрия
© Студия 44

Вполне естественно, что пространством этой всеобщей коммуникации, равно как и планировочным центром школы является атриум. У него, помимо смыслообразущей, есть и утилитарная задача – несколько дней в году здесь должны уместиться порядка 1300 человек – родителей, гостей, спонсоров, приезжающих на торжественные даты. Делать рядом со школой актовый зал, который будет 360 дней в году закрыт на ключ, было попросту невозможно.
Гимназия им. Е.М. Примакова, 2 очередь. Атриум
© Студия 44
Гимназия им. Е.М. Примакова, 2 очередь. Атриум
© Студия 44

Пространственное ядро как бы примагничивает «хаотично» разбросанные вокруг него функциональные блоки, выражающие найденный «средний» масштаб. Каждый из них имеет свое «лицо». Наука, Гуманитарные дисциплины, Искусство, Спорт, а также входной вестибюль, столовая и Сцена – выполнены своим набором архитектурных приемов, так что композиционно новый корпус как будто сращен из «разных зданий». В «случайности» их расположения зашифрована четкая иерархия: в зависимости от значения функции в общем образовательном процессе определяется и «мера вторжения» блока на территорию атриума. Так, Наука и Спорт оказываются немного обособленными, а столовая и Гуманитарные науки – раскрыты в атриум почти целиком.
Гимназия им. Е.М. Примакова, 2 очередь. Атриум
© Студия 44
Гимназия им. Е.М. Примакова, 2 очередь. Атриум
© Студия 44

«Мы выстроили эти объемы исходя из геометрии участка, достаточно жестко. Потом определили иерархию их «внедрения» в атриум, пространство которого нельзя было раздувать, и попытались все это трактовать в виде некоего ландшафта. Получилась деревня или городок, выходящий своими главными фасадами на «площадь» – зрительный зал. Эти фасады опоясаны галереями, которые осуществляют связь помещений во втором уровне, а во время проведения мероприятий служат зрительскими балконами» – говорит Иван Кожин, главный архитектор проекта.
Гимназия им. Е.М. Примакова, 2 очередь. Аксонометрия
© Студия 44

Главным элементом ландшафта становится ломаная лестница – она же амфитеатр, раскрывающийся своей сложной геометрией навстречу блоку сцены. Лестница-форум – прием не просто популярный, но даже имеющий характер обязательного в современных школах западного толка. В гимназии он оказывается насыщенным еще и своей внутренней функцией: это библиотека с открытым фондом хранения книг, периферийными «холмами» и закутками-«гротами» в виде ступенчатых «зиккуратов», где можно позаниматься и почитать в уединении. Обширное пространство перекрывает опирающаяся на лес колонок ячеистая рыхлая структура – она растекается и слепляет блоки в единое целое.
Гимназия им. Е.М. Примакова, 2 очередь. Вестибюль
© Студия 44
Гимназия им. Е.М. Примакова, 2 очередь. Учебный корпус
© Студия 44

По планировке тематические блоки достаточно автономны и имеют индивидуальные решения. Блок Гуманитарных наук, например, задуман в виде совокупности небольших аудиторий со своей камерной рекреацией. Блок Искусство содержит систему залов с верхним светом для занятий танцами, музыкой, художествами. Между ними отсутствуют привычные коридоры: пространственная связь осуществляется свободно, посредством атриума. В подвальный этаж вынесены все вспомогательные функции – инженерия, гардеробы, санузлы. Относительно изолированный третий этаж отдан под учительские, здесь же располагается кабинет директора.
Гимназия им. Е.М. Примакова, 2 очередь. Учебный корпус
© Студия 44
Гимназия им. Е.М. Примакова, 2 очередь. Учебный корпус
© Студия 44

Помимо внутренней «площади», в комплексе есть и уличная – внутренний дворик существующей гимназии. Он в решении «Студии 44» обретает определенную степень торжественности, дающую полное право именоваться площадью. Сюда выходят «портики» блоков вестибюля и Сцены, связывающие внешнее и внутреннее пространство школы.

Парадный вестибюль – парафраз античного периптера, свободно «рассыпающий» колонны вокруг легкого стеклянного объема и тем самым дающий понять, что и процесс обучения здесь далек от классического. Блок расположенной рядом Сцены, которая одновременно может работать и на зал-атриум, и на открытую площадь, по контрасту массивен за счет применения кирпича. Он выходит наружу мощным раструбом с перспективным неоклассическим «порталом» в духе архитектуры итальянских рационалистов А. Либера или Дж. Терраньи. Но в то же время портал трактован асимметрично, что как будто намекает на некую «демократизацию» классики, свободу трактовки, отсутствие в этой школе привычных классических схем. Так, остекленному объему лестничной клетки с одной стороны вторит строй колонн с другой.
Гимназия им. Е.М. Примакова, 2 очередь. Вестибюль
© Студия 44
Гимназия им. Е.М. Примакова, 2 очередь. Общежития для учителей
© Студия 44

Несмотря на разность приемов, в целом все эти решения как будто подчиняются единому коду: это нарочито укрупненный масштаб и подчеркивающие его пилоны, контрастное сочетание кирпича и стекла. Самый удаленный блок Спорт является как бы переходным звеном к круглому объему общежития для преподавателей, расположенному на краю участка. В нем появляются круглые окошки и окна, абрисом напоминающие «термальные» и как бы приготавливающие появление «радикального» мини-Колизея.
Гимназия им. Е.М. Примакова, 2 очередь. Общежития для учащихся
© Студия 44
Гимназия им. Е.М. Примакова, 2 очередь. Общежития для учащихся
© Студия 44

Расположенные в северной части территории общежития для учащихся – более традиционные, прямоугольные. Если «Колизей» трактован как крупная «римская» форма, то архитектура общежитий квадратного типа – подчеркнуто «современна». В ней присутствует «загородный» масштаб, что-то скандинавское, навеянное применением в отделке специально обработанной деревянной доски. Впрочем, внутренняя структура везде одинаковая: помещения группируются вокруг небольших рекреаций или атриумов, и выходят в них балконами-галереями.
Гимназия им. Е.М. Примакова, 2 очередь. Комплекс общежитий
© Студия 44
Гимназия им. Е.М. Примакова, 2 очередь. Комплекс общежитий
© Студия 44
Гимназия им. Е.М. Примакова, 2 очередь. Общежития для учителей
© Студия 44

Среда, побуждающая детей к общению и взаимодействию, не ограничивается стенами корпуса и свободно выплескивается в окружающий ландшафт, опутанный дорожками для пешеходов и велосипедистов. Представляя проект «Студии 44» на недавнем «Зодчестве», главный архитектор Московской области Александра Кузьмина заметила, что так элегантно выйти из сложнейшей ситуации участка, «посадить» здание в условиях сплошных ограничений, чтобы оставить еще и свободной территорию под рекреацию, можно было, только чутко уловив нужный масштаб. У архитекторов это получилось. Лишнее тому доказательство – попадание проекта в топ международного фестиваля WAF, где Никита Явейн появляется с завидным постоянством.

Мастерская:

Студия 44

Проект:

Гимназия им. Е.М. Примакова, 2 очередь
Россия, Одинцово, д. Раздоры, ул. Утренняя

Авторский коллектив:
Н. И. Явейн, И. В. Кожин, И. Е. Григорьев, К. О. Счастливцева, А. А. Патрикеев (визуализация)

2019

15 Ноября 2019

author pht

Автор текста:

Наталья Коряковская

Технологии и материалы

Condair – партнёр архитекторов
Награждать архитекторов деловыми профессиональными поездками мы решили на постоянной основе. Это даст возможность архитекторам совершенствоваться, получать новые знания и посмотреть на мир с позиции людей, создающих качественный воздух в архитектурных пространствах.
Life Challenge 2020: проекты российских архитекторов борются...
Стартовал международный конкурс Baumit на лучшие европейские фасады Life Challenge 2020, в котором принимают участие более 300 работ из 25 стран. Раз в два года профессиональное жюри выбирает самый яркий и неповторимый проект. В этом году за престижную премию будут бороться российские архитекторы. С февраля по апрель также проходит открытое голосование за лучшее оформление здания.
ArchYouth-2020: объявлены победители III сезона
Каждый из победителей детально разобрался в тонкостях остекления своего проекта, правильно рассчитал формулы стеклопакетов, подобрал стёкла и профильные системы.
Английский кирпич в московских Кадашах
Кирпич IBSTOCK Bristol Brown A0628A, привезенный компанией «Кирилл» прямо из Великобритании для фасадов ЖК «Монополист» в Кадашах, стал для комплекса, нового, но вписанного в контекст и расположенного рядом с известнейшим шедевром конца XVII века, основой для сдержанно-историчной и в то же время современной образности.
Измеряй и фиксируй
Лазерный сканер Leica BLK360 – самый компактный из существующих, но в то же время достаточно мощный: за короткое время с его помощью можно провести высокоточные обмеры и создать 3D-модель объекта. Как прибор, который легко помещается в рюкзак или сумку, ускоряет процесс проектирования, снижает риски и помогает экономить – в нашем материале.
Выйти в цвет
Рассказываем, как с помощью краски из новой линейки DULUX «Легко обновить» самостоятельно и за один день покрасить двери или окна.
Проектируя устойчивое будущее
Глава «Сен-Гобен» в России, Украине и странах СНГ, Антуан Пейрюд выступил на Дне инноваций в архитектуре и строительстве с докладом о подходах компании к устойчивому развитию. В интервью Archi.ru Антуан Пейрюд рассказал о роли инновационных материалов в иконических зданиях Фрэнка Гери, Жана Нувеля, Кенго Кумы и других известных архитекторов. Также состоялась презентация звукоизоляционных систем «Сен-Гобен» и общение специалистов BIM с архитекторами по поводу трансфера данных по строительным материалам и решениям.

Сейчас на главной

Сечение «Армады»
Клубный дом в историческом центре Екатеринбурга превращает разновысотность в основу образа: скос его силуэта созвучен скатным кровлям старых зданий, но он же становится ярким и современным пластическим акцентом.
Умер Майкл Соркин
Скончался американский архитектор, урбанист и публицист Майкл Соркин – второй, после Витторио Греготти, крупный архитектурный деятель, ставший жертвой коронавируса.
Александра Черткова: «Для нас принципиально важно...
В преддверии выставки «Город: детали», которая должна была открыться сегодня на ВДНХ, а теперь перенеслась на неопределенный срок, архитектор и партнер бюро «Дружба» Александра Черткова рассказала об основных принципах создания комфортного пространства для детей, ключевых трендах в проектировании детских площадок, а также о том, как москвичи принимают участие в городском развитии.
Очевидные неочевидности на улицах Нью-Йорка
Публикуем 7 главок из новой книги Strelka Press «Код города. 100 наблюдений, которые помогут понять город» Анне Миколайт и Морица Пюркхауэра – собрания замеченных авторами закономерностей, которые пригодятся при проектировании городской среды.
Каменная мозаика
Универмаг Galleria по проекту бюро OMA в южнокорейском Квангё получил «мозаичный» фасад из 12 000 гранитных и 2500 стеклянных треугольников.
Салют Кикоину!
Проект-победитель конкурса Малых городов для Новоуральска прославляет знаменитого физика, а также превращает бульвар на окраине в одно из главных общественных пространств.
WAF: «Оскар», но архитектурный
Говорим с авторами трех проектов, собравших награды WAF: редевелопента Бадаевского завода – Herzog & de Meuron, ЖК «Комфорт Таун» – Архиматика, и Парка будущих поколений в Якутске – ATRIUM.
Лестница без конца
Берлинское бюро Barkow Leibinger создало декорации для постановки оперы «Фиделио» Людвига ван Бетховена в венском Театре ан дер Вин. Режиссер – Кристоф Вальц, дважды лауреат «Оскара» за роли в фильмах Квентина Тарантино.
Пресса: Выживет ли урбанистика в России
Урбанистика сегодня в России — синоним воровства. Если человек посадил дерево или построил дом, то понятно зачем. Чтобы стибрить, вот зачем. Отсюда вопрос об урбанизме в России будущего — по крайней мере, если мы исходим из надежды, что дальше должно быть как-то лучше,— решается однозначно: его не будет <...>
Мрамор среди домн
Библиотека Люксембургского университета на территории бывшего сталелитейного завода – это перестроенное мастерской Valentiny Hvp Architects хранилище для руды.
Ключевое слово: «телеработа»
Архитекторы, профильные СМИ и вузы по всему миру реагируют на ситуацию пандемии, пытаясь обезопасить сотрудников и студентов, сохранив учебный и рабочий процесс. Говорим с руководителями нескольких московских бюро об их планах удаленной работы, а также рассказываем, как реагируют на эпидемию архитекторы мира.
Дискуссия о Дворце пионеров
Публикуем концепцию комплексного обновления московского Дворца Пионеров Феликса Новикова и Ильи Заливухина, и рассказываем о его обсуждении в Большом зале Москомархитектуры 4 марта.
«Дом бездомных»
Католический приют для социально незащищенных людей в деревне на юго-востоке Польши построен по проекту бюро xystudio с бережным отношением к окружающей среде.
Драгоценное пространство
Evotion design и T+T architects сообщили о завершении интерьера штаб-квартиры Сбербанка на Кутузовском проспекте. В центре атриума здесь парит переговорная-«Диамант», и все похоже на шкатулку с драгоценностями, в том числе высокотехнологичными.
Берег Дона
Проект из числа победителей конкурса Малых городов посвящен благоустройству берега реки Дон в промышленой части городка Данков, небольшого, но экономически успешного.
Реконструкция с чувством
Перед стартом курса МАРШ Re(New), слушатели которого будут работать со зданиями Хлопкопрядильной фабрики, куратор Дарья Минеева рассуждает о смысле и путях реконструкции.
Живописное жилье
В новом нью-йоркском комплексе Denizen Bushwick – 900 квартир, из которых 20% доступных, а высокую плотность смягчает монументальное искусство, озеленение и разнообразная инфраструктура. Авторы проекта – бюро ODA.
Верста на соляных берегах
Пешеходный маршрут с уклоном в туризм и исторические реконструкции, но не без спорта: проект-победитель конкурса Малых городов для Соликамска.
Большая маленькая победа
В небольшой по масштабу школе в Домодедове бюро ASADOV_ мастерски справилось с ограничениями в виде скромного бюджета и жестких лимитов площади, спроектировав светлые классы, гуманные рекреации и даже многосветный атриум с амфитеатром, ставший центром школьной жизни.
Чандигарх: фрагменты модернистской утопии
Публикуем фотографии и эссе Роберто Конте об архитектуре Чандигарха – от прославленного Капитолия Ле Корбюзье до менее известных жилых домов, кинотеатров, вузовских корпусов авторства его соратников и последователей.
Здание как Интернет
В культурно-общественном центре Forum Groningen по проекту NL Architects на севере Нидерландов можно бродить и находить информацию по всем областям знаний так же свободно, как во Всемирной сети.
Высокая горка
Начинаем публикацию проектов, победивших в конкурсе «Исторические поселения и малые города». Первый присланный – проект для Новохопёрска. Он соединяет две части города, вписан в пешеходные маршруты и эффектно использует ландшафтные красоты.
АБ Крупный план: «Важно, чтобы форма не была случайной,...
Беседа с Сергеем Никешкиным и Андреем Михайловым, партнерами-сооснователями архитектурно-инжиниринговой компании «Крупный план» – о ее структуре и истории развития, принципах, поиске формы и понятии современности.
Коворкинг под вуалью
Бюро Cano Lasso Arquitectos дало фасаду лондонского коворкинга полимерную «вуаль», а интерьер превратило в фантастический ландшафт – в соответствии с идеями заказчика, борющейся со скукой арендаторов компании Second Home.
Искушение традицией
В вилле по проекту Simone Subissati Architects в итальянской области Марке соединены геометрия традиционных сельских домов и идеи радикальной архитектуры 1970-х.
Градсовет 4.03.2020
Как паркинг привел к разговору об энергоэффективности, а памятник Федору Ушакову поднял проблему восстановления собора.
Социо-биология ландшафта
Список новых типологий общественных пространств и объектов вновь пополнился благодаря бюро Wowhaus. На этот раз команда предложила кардинально новый для России подход к созданию места общения людей и животных
Старое и новое на техасском солнце
Промышленный комплекс начала XX века в пригороде столицы Техаса Остина, сохранив свой облик, вместил после реконструкции по проекту бюро Cushing Terrell рестораны, магазины, учреждения сервиса и общественные пространства.
Малые города: 2020/2021
В конце февраля Минстрой объявил 80 победителей конкурса «Малых городов», призовой фонд которого теперь, на третий год проведения, увеличен вдвое, с 5 до 11 млрд рублей. Перечисляем победителей, рассматриваем несколько проектов.
Под взглядом ангелов с небес
Юбилейная выставка «Студии 44» в эрмитажном Генштабе амбициозна, масштабна и разнообразна. Ее задача – показать архитектуру со всех сторон: через кино, макет, чертеж, инсталляцию, и наконец через произведение, саму Анфиладу, которую выставка раскрывает, интенсифицирует и заставляет работать так, как было с самого начала задумано.
Имена многократного использования
Дублинское бюро Grafton стало лауреатом Притцкеровской премии-2020: это лишь последняя из града наград и других знаков признания, который сыпется на основательниц этой мастерской в последние годы.
Проект «в рубчик»
Бюро FTA Group превратило фабрику по производству вельвета в Шанхае в комплекс офисных и сервисных пространств, сохранив историю места – в общем и в деталях.
Новая версия старого города
Дом на Малой Ордынке, 19 идеально вписался в строй улицы и даже как будто выправил ее, задал новый тон – фактуры, блеска, «солнечного» тепла и одновременно сдержанной гармонии всех этих необходимых составляющих архитектуры дорогого современного дома.
Горки Дружбы
Детская площадка дома на Малой Ордынке, 19, подается и авторами, и девелопером как произведение с отдельной ценностью. Она, действительно, насыщена: как функциями, так и пространством, и пластикой.
Гай Имз: «У Альметьевска есть возможность стать аналогом...
Международный куратор конкурса на мастер-план Альметьевска, глава совета по экостроительству, на примерах рассказывает о перспективах конкурса и города, а также о состоянии и возможностях движения по охране среды в России.
Проектируя себя
В марте в МАРШ стартуют два интенсива, которые помогут архитекторам выстроить бизнес-стратегию, а также найти и сформулировать миссию. Подробности от куратора курса.
Огород на крыше
В центре Оберхаузена на западе Германии бюро Kuehn Malvezzi построило здание центра занятости с теплицей на крыше: там муниципалитет выращивает салат, зелень и клубнику, а институт Фраунгофера – исследует «закольцованные» производственные системы.