English version

Лес энергоэффективности

Сегодня, 22 августа, в Берлине официально открывается новая штаб-квартира энергетической компании Vattenfall, офисный комплекс EDGE. Один из двух его корпусов – самое большое деревогибридное здание в Германии. Это означает, что его несущий каркас – выполнен из клееного бруса, но в нужных местах дерево сотрудничает с металлом, железобетоном и стеклофибробетоном. Рассказываем, как устроено это не только экологически прогрессивное, но и эффектное строение.

Автор текста:
Ася Зольникова

22 Августа 2022
mainImg
Архитектор:
Сергей Чобан
Мастерская:
Tchoban Voss Architekten
Проект:
EDGE Suedkreuz Berlin
Германия, Берлин, Hildegard-Knef-Platz 2

Авторский коллектив:
Руководитель авторского коллектива: Сергей Чобан
Project partners: Stephan Lohre, Karsten Waldschmidt Team: Julia Angelstorf, Lev Chestakov, Giorgia Fontana, Ulrike Graefenhain, René Hoch, Anastasia Kapustina, Valeria Kashirina, Birgit Koeder, Achim Linde, Fabiana Pedretti, Dennis Petricic, Manuela Peth, Soeren van Ost, Fabio Prada, Anja Schroth, Katharina Stranz, Carolin Trahorsch Collaborating architects: Service stage 5: granz + zecher architekten GmbH, Berlin; external employees: Carsten Heidtmann, Peter LeRoy, Claudia Zecher 

4.2022

Заказчик: Vattenfall / SXB S.a.r.l / EDGE 
General contractor: ARGE SXB, Suedkreuz Berlin ZECH Bau GmbH, CREE Deutschland GmbH, Rhomberg Systemholzbau GmbH represented by ZECH Bau GmbH, Berlin
0 Комплекс EDGE находится в самом начале так называемой Schöneberger Linse – территории на юго-западе Берлина между хайвеем А100, 6-полосной улицей Заксендамм и железнодорожными путями. Она замкнута между трассами и поэтому долгое время не развивалась, хотя в последние годы «Линзу» активно застраивают как офисами, так и жилыми и торговыми зданиями. Соседство трасс дает, впрочем, хорошую транспортную доступность – в сотне метров от EDGE Suedkreuz Berlin расположена железнодорожная станция Зюдкройц, что и определило уточняющую «прибавку» к названию комплекса.
 
EDGE Suedkreuz Berlin состоит из двух семиэтажных корпусов, объединенных новой городской площадью – ее общественное пространство также служит пешеходным путем к станции. Меньший корпус, названный Solitaire – «одинокий», представляет собой односекционный параллелепипед. Более крупное четырехсекционное здание выстроено вокруг просторного светлого атриума четырехугольником со слегка асимметричным, вторящим форме участка контуром. Оно также получило «говорящее» название – Carré: каре, квадрат.
Ситуационный план. Штаб-квартира EDGE для энергетической компании Vattenfall
© TCHOBAN VOSS Architekten

Фасады обоих корпусов образованы регулярной сеткой панелей из стеклофибробетона с общим ритмом: горизонтали везде получили светло-песочный оттенок, вертикали разнятся от корпуса к корпусу – в Solitaire они темно-серые, в Carré багрово-терракотовые. Сетку местами оживляют крупные прямоугольники витражей, лоджии входов и террасы – но в целом внешний вид корпусов сдержан, строг и хорошо соответствует духу современной офисной архитектуры Берлина.
  • zooming
    1 / 4
    Штаб-квартира EDGE для энергетической компании Vattenfall
    Фотография © Илья Иванов / TCHOBAN VOSS Architekten
  • zooming
    2 / 4
    Штаб-квартира EDGE для энергетической компании Vattenfall
    Фотография © Илья Иванов / TCHOBAN VOSS Architekten
  • zooming
    3 / 4
    Корпус Carré. Штаб-квартира EDGE для энергетической компании Vattenfall
    Фотография © Илья Иванов / TCHOBAN VOSS Architekten
  • zooming
    4 / 4
    Корпус Carré. Штаб-квартира EDGE для энергетической компании Vattenfall
    Фотография © Илья Иванов / TCHOBAN VOSS Architekten

Главная особенность EDGE, делающая его уникальным – метод строительства в сочетании с масштабом. На момент написания этого текста Carré – самое большое деревогибридное, то есть совмещающее деревянный конструктивный каркас с другими материалами, здание в Германии и одно из самых больших в Европе. Его площадь – около 20 000 м2 (площадь комплекса в целом 32 000 м2).
 
Заказчик проекта – энергетическая компания Vattenfall. В 2019 году 35% от общей мощности компании приходилось на возобновляемые источники энергии: солнце, ветер и воду. В дальнейшем этот показатель рассчитывают существенно увеличить. 
 
EDGE стал для Vattenfall не только новой штаб-квартирой в Берлине, но и «зданием-визиткой»: он в значительной степени построен с использованием устойчивых, климато- и ресурсосберегающих технологий модульного строительства и, что самое важное, он построен из древесины – здесь ее порядка 60% от общего объема материалов, и используется она повсеместно: в несущих конструкциях, перекрытиях и внутренней отделке. Для строительства потребовалось порядка 1300 елей, выращенных в Словакии. Из них было изготовлено 1190 деревянных гибридных потолочных элементов, опирающихся на 1280 клееных фасадных опор, и 445 стеновых элементов общей площадью 16 000 м2
 
Между тем использование древесины не было самоцелью:

Сергей Чобан, TCHOBAN VOSS Architekten

«Построить дом из дерева» сейчас стало одной из популярных «идей фикс» современного архитектора. Но в данном случае мы, помимо работы с деревом как возобновляемым ресурсом и в целом очень приятным материалом, ставили перед собой и другие задачи – в частности, сделать здание легче, а его возведение более точным и быстрым. Облегчить общую массу материалов, уменьшить конструкции в сечении, и как следствие – уменьшить энергетические затраты как на строительство, так и на последующую эксплуатацию и уход за зданием. Именно такая, практически научная, задача была поставлена перед нами, в том числе, специалистами по климату».
 
Оба корпуса EDGE Suedkreuz Berlin реализованы по технологии модульного строительства. Стеновые и потолочные модули из дерева, так же как и стеклофибробетонные элементы, были предварительно изготовлены на заводе, а затем собраны на стройплощадке – это обеспечило точный график и быстрый, а значит, более экономичный процесс строительства. Поскольку вес деревогибридного здания составляет приблизительно одну треть аналогичной железобетонной постройки, фундаментную плиту удалось сделать на 30% тоньше, чем обычно для такого объема. Малый вес составляет достоинство – но в то же время и сложность – деревянного каркаса. Легкий сам по себе, он требует уменьшения веса всех других элементов постройки: прежде всего, деревянный конструктив не может нести каменный или кирпичный фасад. И в этом случае незаменимым оказался стеклофибробетон: армирование стеклянными волокнами делает плиты прочными и легкими, их вес порядка 30 кг/м2; кроме того их внешняя поверхность способна поглощать CO2 из атмосферы.
 
Описывая проект, в бюро часто употребляют слово «разумный». Так вот, именно разумное соотношение деревянных и бетонных элементов позволило сэкономить до 80% углекислого газа на квадратный метр площади. Железобетон использован только для плиты основания, противопожарных перегородок и ребер жесткости. Металл – только для колонн, лестниц и конструкции кровли. По данным Tchoban Voss Architekten, выбросы СО2 составили всего около 0.15 тонны вместо 0.75 тонн, которые соответствовали бы зданию подобных габаритов, построенному традиционным способом. Оказалось, что по этому и многим другим параметрам дереву все еще нет равных: оно легче при транспортировке, чем минеральные строительные материалы, и обладает высокой теплоемкостью – а значит, медленнее остывает, лучше сохраняет тепло, требует меньше обогрева.
 
Наконец, древесина, в отличие от других материалов, способна даже просто благодаря открытым балкам избавить офисные пространства от «стерильности». И если снаружи, на фасадах EDGE деревянные поверхности почти не заметны, то образность и эмоциональную окраску интерьеров всецело определяет именно дерево. Оно задает их характер, добавляет живости и ясности, присутствуя практически повсюду: от опор, балок, окон и дверей до облицовки и перил.
Штаб-квартира EDGE для энергетической компании Vattenfall
Фотография © Илья Иванов / TCHOBAN VOSS Architekten

В этом смысле оба здания оказываются своего рода «шкатулкой с секретом», поскольку всё самое исключительное в отношении не только технологии строительства, и пространства, и художественной выразительности здесь – внутри. 
 
Особенно в этом плане выделяется корпус Carré. Его смысловым и композиционным центром стал квадратный атриум с четырьмя ребристыми древовидными колоннами, похожими на гигантские грибы из-за пластинчатой структуры, которая также продиктована использованием дерева. 
Штаб-квартира EDGE для энергетической компании Vattenfall
Фотография © Илья Иванов / TCHOBAN VOSS Architekten
Штаб-квартира EDGE для энергетической компании Vattenfall / эскиз Сергея Чобана
© Сергей Чобан

Внутри колонны металлические, как и сами лестницы, и мосты – их формы и конструкции, по словам Сергея Чобана, опять-таки выросли из стремления архитекторов к тому, чтобы создать интересный объем и одновременно максимально рационально использовать материалы. У колонн две основные функции: они поддерживают парящие лестницы и навесные переходы и служат площадками для отдыха, на них планируется установить кадки с деревьями. Лестницы поднимаются от пола до верхних ярусов – соответственно колонны, поддерживающие узловые площадки этого пути, вырастают постепенно, опять же – как грибы: начальная колонна едва возвышается своей зонтичной головой над полом (высота 4.28 м, диаметр 7.2 м), четвертая, итоговая, вытягивается на всю высоту (высота 14.87 м, диаметр 6.2 м).
Штаб-квартира EDGE для энергетической компании Vattenfall
Фотография © Илья Иванов / TCHOBAN VOSS Architekten
Штаб-квартира EDGE для энергетической компании Vattenfall
Фотография © Илья Иванов / TCHOBAN VOSS Architekten
Штаб-квартира EDGE для энергетической компании Vattenfall
Фотография © Илья Иванов / TCHOBAN VOSS Architekten

Атриум наполнен естественным светом, который льется с высоты 26 метров сквозь прозрачную крышу из трехслойной EFTE-пленки, а также из окон – во всех офисных пространствах они от пола до потолка с обеих сторон – и панорамного окна в холле. Сейчас, пока офисы не заселены, корпуса кажутся особенно прозрачными и проницаемыми для света.
Штаб-квартира EDGE для энергетической компании Vattenfall
Фотография © Илья Иванов / TCHOBAN VOSS Architekten

Конструкция перекрытия атриума, во многом благодаря малому весу пленки EFTE по сравнению со стеклом, – прозрачная и легкая: два уровня элегантных деревянных балок поддержаны сетью еще более хрупких на вид металлических конструкций белого цвета – для них, ради большей тонкости и прочности, были разработаны специальные узлы. Верхние балки дугообразно изогнуты, что придает покрытию парусный подъем; подчеркнем, что пленка уложена не ромбами, а полосами, от одной стены до другой. Ее слои способны соединяться и разъединяться под напором воздуха, регулируя таким образом натяжение кровли – которая рассчитана на очень значительные ветровые нагрузки.
Штаб-квартира EDGE для энергетической компании Vattenfall
Фотография © Илья Иванов / TCHOBAN VOSS Architekten

Между тем пленку выбрали для светопрозрачного покрытия не только за малый вес и хорошую прозрачность: она также обеспечивает солнцезащиту и звукопоглощение – в атриуме практически нет эха. При пожаре пленка расплавляется в воздухе и не так опасна, как стекло. Кстати, спринклеров в здании нет вовсе – настолько устойчивы к пожару современные, подвергшиеся обработке, деревянные конструкции. 
Штаб-квартира EDGE для энергетической компании Vattenfall
Фотография © Илья Иванов / TCHOBAN VOSS Architekten

Предложенная архитекторами «паутина» пешеходных связей – авторы  называют ее architectural network of communications, – парящих в широком пространстве атриума, мостиками стыкуется с каждой из четырех его стен, формируя альтернативные, свободные и прогулочные, пути прохода на разные этажи здания, от второго, четвертого и пятого до шестого – где расположен скай-лаунж с видом на север Берлина: Александерплац, телебашню и собор. Эта сквозная лоджия, устроенная в двух верхних этажах входного объема, – интересна в композиционном отношении. Ее цельное сквозное пространство объединяет по высоте 2 этажа, также как 2 других этажа объединены внизу во входном лобби; между ними «парят» три рабочих яруса. 
Штаб-квартира EDGE для энергетической компании Vattenfall
Фотография © Илья Иванов / TCHOBAN VOSS Architekten

Стеклянный витраж теплого контура разделяет верхнюю лоджию на две просторные террасы: одна открыта к городу, ее стены черные (и только здесь со стороны города видны деревянные балки), другая, вдвое более глубокая, смотрит в атриум, ее стены белые или почти белые, светло-светло-серые, как и всё внутри.
  • zooming
    1 / 5
    Штаб-квартира EDGE для энергетической компании Vattenfall
    Фотография © Илья Иванов / TCHOBAN VOSS Architekten
  • zooming
    2 / 5
    Штаб-квартира EDGE для энергетической компании Vattenfall
    Фотография © Илья Иванов / TCHOBAN VOSS Architekten
  • zooming
    3 / 5
    Штаб-квартира EDGE для энергетической компании Vattenfall
    Фотография © Илья Иванов / TCHOBAN VOSS Architekten
  • zooming
    4 / 5
    Штаб-квартира EDGE для энергетической компании Vattenfall
    Фотография © Илья Иванов / TCHOBAN VOSS Architekten
  • zooming
    5 / 5
    Корпус Carré. Штаб-квартира EDGE для энергетической компании Vattenfall
    Фотография © Илья Иванов / TCHOBAN VOSS Architekten

 

***

Сергей Чобан говорит об EDGE Suedkreuz Berlin как о «проекте-пионере», который подхватывает и развивает прогрессивные европейские тенденции энергоэффективного, модульного, рационального строительства, находится на острие актуальных тем. Между тем, с другой стороны, проект – экспериментальный: мы не можем точно знать, как здания «поведут себя» в перспективе нескольких десятилетий, – подчеркивает архитектор. Впрочем, опасения неизбежно сопутствуют любым новациям. Число строений, подобных этому, будет, вероятно, расти пропорционально применению возобновляемой энергии – а та методика, которая была в полной мере здесь опробована, имеет все шансы превратиться в данность для многих других проектов. Во всяком случае, для Сергея Чобана работа над комплексом ознаменовала определенный поворот в профессиональном мышлении. 

Сергей Чобан, TCHOBAN VOSS Architekten

«Лично для меня это абсолютно новая история. До последнего времени я поддерживал и отстаивал основополагающие ценности архитектуры, такие как материальность, тектоничность здания и глубину проработки деталей. Но любые массивные элементы по определению очень ресурсоемки. А нынешние цены на строительство и энергетику, как и общее состояние климата, такую тенденцию не поддерживают. Поэтому логично, что архитекторы, хотя и остаются организаторами и катализаторами проектной деятельности, все чаще работают со специалистами, чьи усилия направлены отнюдь не на то, чтобы сделать здание сложнее и скульптурнее. Скорее наоборот, сегодня все более актуальны здания-конструкторы, рассчитанные на быстрое и рациональное возведение, удобное обслуживание и даже, в случае необходимости, на демонтаж и переработку с минимальными энергозатратами».
 
EDGE – первый проект в Германии, которому присудили золотой сертификат WELL Core & Shell. Его вручает Международный институт строительства WELL (IWBI) – мировой лидер в области оценки влияния архитектуры на здоровье и благополучие людей. Здание также получило платиновый сертификат DGNB (Deutsche Gesellschaft für Nachhaltiges Bauen – Немецкий Совет по Устойчивому Строительству) – это добровольная система сертификации, которая разработана для поддержки зеленого строительства, оценки экологичных, экономически и энергетически эффективных построек. Сейчас EDGE Suedkreuz Berlin вошел в шорт-лист премии WAF 2022.
  • zooming
    1 / 8
    Корпус Carré, разрез по атриуму. Штаб-квартира EDGE для энергетической компании Vattenfall
    © TCHOBAN VOSS Architekten
  • zooming
    2 / 8
    Корпус Carré, северо-восточный фасад. Штаб-квартира EDGE для энергетической компании Vattenfall
    © TCHOBAN VOSS Architekten
  • zooming
    3 / 8
    Корпус Carré, западный фасад. Штаб-квартира EDGE для энергетической компании Vattenfall
    © TCHOBAN VOSS Architekten
  • zooming
    4 / 8
    План первого этажа. Штаб-квартира EDGE для энергетической компании Vattenfall
    © TCHOBAN VOSS Architekten
  • zooming
    5 / 8
    Корпус Solitaire, восточный фасад. Штаб-квартира EDGE для энергетической компании Vattenfall
    © TCHOBAN VOSS Architekten
  • zooming
    6 / 8
    Корпус Solitaire, северный и южный фасад. Штаб-квартира EDGE для энергетической компании Vattenfall
    © TCHOBAN VOSS Architekten
  • zooming
    7 / 8
    Корпус Solitaire, продольный разрез. Штаб-квартира EDGE для энергетической компании Vattenfall
    © TCHOBAN VOSS Architekten
  • zooming
    8 / 8
    План типового этажа. Штаб-квартира EDGE для энергетической компании Vattenfall
    © TCHOBAN VOSS Architekten
Архитектор:
Сергей Чобан
Мастерская:
Tchoban Voss Architekten
Проект:
EDGE Suedkreuz Berlin
Германия, Берлин, Hildegard-Knef-Platz 2

Авторский коллектив:
Руководитель авторского коллектива: Сергей Чобан
Project partners: Stephan Lohre, Karsten Waldschmidt Team: Julia Angelstorf, Lev Chestakov, Giorgia Fontana, Ulrike Graefenhain, René Hoch, Anastasia Kapustina, Valeria Kashirina, Birgit Koeder, Achim Linde, Fabiana Pedretti, Dennis Petricic, Manuela Peth, Soeren van Ost, Fabio Prada, Anja Schroth, Katharina Stranz, Carolin Trahorsch Collaborating architects: Service stage 5: granz + zecher architekten GmbH, Berlin; external employees: Carsten Heidtmann, Peter LeRoy, Claudia Zecher 

4.2022

Заказчик: Vattenfall / SXB S.a.r.l / EDGE 
General contractor: ARGE SXB, Suedkreuz Berlin ZECH Bau GmbH, CREE Deutschland GmbH, Rhomberg Systemholzbau GmbH represented by ZECH Bau GmbH, Berlin

22 Августа 2022

Автор текста:

Ася Зольникова
Tchoban Voss Architekten: другие проекты
COR-TEN® как подлинность
Материал с высокой эстетической емкостью обещает быть вечным, но только в том случае, если произведен по правильной технологии. Рассказываем об особенностях оригинальной стали COR-TEN® и рассматриваем российские объекты, на которых она уже применена.
Стратегия преображения
Публикуем 8 проектов реконструкции построек послевоенного модернизма, реализованных за последние 15 лет Tchoban Voss Architekten и показанных в галерее AEDES на недавней выставке Re-Use. Попутно размышляя о продемонстрированных подходах к сохранению того, что закон сохранять не требует.
Сергей Чобан: «Я считаю очень важным сохранение города...
Задуманный нами разговор с Сергеем Чобаном о высотном строительстве превратился, процентов на 70, в рассуждение о способах регенерации исторического города и о роли городской ткани как самой объективной летописи. А в отношении башен, визуально проявляющих социальные контрасты и создающих много мусора, если их сносить, – о регламентации. Разговор проходил за день до объявления о проекте «Лахта-2», так что данная новость здесь не комментируется.
Контакт
В Риме, в Центральном институте графики, открылась выставка Сергея Чобана «Оттиск будущего. Судьба города Пиранези». Она включает четыре гравюры, чьим источником послужили римские ведуты XVIII века, дополненные футуристическими вкраплениями, и много рисунков, исследующих ту же тему, подчас очень экспрессивно. Вопросы выставка ставит, а ответов, как кажется, не дает. Поскольку в Рим сейчас съездить проблематично, рассматриваем картинки.
Янтарная стрела
Санкт-Петербургский Экспофорум – конгрессно-выставочный центр, которого долго ждали и о котором много спорили, наконец построен, введен в эксплуатацию и уже активно функционирует.
Взгляд вглубь
Коллекция арт-объектов проекта «Эталон качества», показанная на фестивале «Зодчество», наглядно продемонстрировала, как архитекторы соотносят ключевые ценности своей профессии и свое собственное творчество
Прозрачность империи
В Петербурге завершилось строительство первой очереди административно-делового квартала «Невская ратуша» Евгения Герасимова и Сергея Чобана. Рассказываем и показываем, что получилось из синтеза классики и прозрачности.
В диалоге с контрастной гармонией
В миланской галерее SpazioFMG открылась выставка Сергея Чобана «Realtà e Fantasia», на которой представлена инсталляция с более чем 60 рисунками архитектора. О выставке-инсталляции рассказывает Анна Мартовицкая, главный редактор журнала speech:.
Оттачивание принципов
Новый эксперимент в панельном строительстве: генплан и архитектура от мэтров плюс фасады от молодых архитекторов, победивших в конкурсе.
Чикагские лауреаты
Представляем десять построек из ста четырнадцати, отмеченных в этом году премией чикагского музея «Атенеум». Два из них – авторства российских архитекторов.
Навстречу городу
В Петербурге идет строительство «Невской ратуши» – делового квартала с большой общественной площадью во главе с новым Смольным.
Дом графики
Летом следующего года в Берлине откроется Музей архитектурной графики, здание которого спроектировали архитекторы Сергей Чобан и Сергей Кузнецов.
Тонировка истории
Одной из самых заметных архитектурных премьер минувшего года стало здание банка «Санкт-Петербург», построенное по проекту бюро «Евгений Герасимов и партнеры», nps tchoban voss и «SPEECH Чобан & Кузнецов» на Малоохтинском проспекте Северной столицы. Не так давно была полностью закончена работа над интерьерами этого объекта, в которых современные проектные решения органично дополнены фотографиями самых известных банков Санкт-Петербурга.
Скромное обаяние пропорций
Строительство нового жилого района Кудрово с населением около 60 тысяч человек – один из самых амбициозных проектов Санкт-Петербурга по комплексному освоению территории, реализацию которого не остановил даже экономический кризис. Генеральный план и архитектурная концепция нового города-спутника Северной столицы разработаны мастерской «Евгений Герасимов и партнеры» в соавторстве с nps tchoban voss.
Комплекс выставочной полноценности
Жизнь современного мегаполиса, культурного и индустриального центра, немыслима без крупного выставочного комплекса. И хотя сегодня выставка – это, прежде всего, высокотехнологичная инфраструктура, предлагающая посетителям полный спектр услуг, типология здания требует яркой и запоминающейся архитектуры, символизирующей успех и привлекательность такого рода мероприятий. Есть такие комплексы в Милане, Франкфурте, Париже. Теперь к этим городам присоединится и Санкт-Петербург, для которого новый «ЭкспоФорум» спроектировали Евгений Герасимов и Сергей Чобан.
Символ прозрачности исполнительной власти
Ансамбль «Невской ратуши» стал известен еще на стадии международного конкурса. Это целый городской квартал с дворцом исполнительной власти в центре. Прозрачность здесь – символ демократии, а камень – знак питерского контекста.
Дом, примиряющий контрасты
Дом у моря награжден уже пятью разными дипломами, самый новый из них – золотой диплом «Зодчества»-2008. Такое внимание неудивительно: рассматривая этот комплекс, можно обнаружить, что его архитектура не только насыщена смыслами, она к тому же смело использует приемы двух противоположных стилей. Авторам удалось примирить внутри одного ансамбля приемы классики и модернизма – рискованный ход, но в итоге образ получился хоть и строг, но гармоничен.
Похожие статьи
Заплыв за книгами
Водоем на кровле у библиотеки в провицнии Гуандун сделал ее «подводной»: читатели как будто ныряют туда за книгами. Авторы проекта – 3andwich Design / He Wei Studio.
Лаборатория для жизни
Здание Лаборатории онкоморфологии и молекулярной генетики, спроектированное авторским коллективом под руководством Ильи Машкова («Мезонпроект»), использует преимущества природного контекста и предлагает пространство для передовых исследований, дружественное к врачам и пациентам.
Лекции отменяются
Новый корпус Амстердамского университета прикладных наук рассчитан на новый тип образования: меньше лекций, больше проектной работы.
Индустриальная романтика
Atelier Liu Yuyang Architects превратило заброшенный корпус теплоэлектростанции и часть территории набережной реки Хуанпу в Шанхае в атмосферное городское пространство, романтизирующее промышленное прошлое территории.
Каньон для городской жизни
В Амстердаме открылся комплекс Valley по проекту MVRDV: архитекторы соединили офисы, жилье, развлекательные заведения и даже «инкубатор» для исследователей с многоуровневым зеленым общественным пространством.
Здесь будет город-сад
Институт Генплана работает над проектом-исследованием территории площадью больше тысячи га в районе Вороново. Результат сравним с идеальным городом, причем идеи «города-сада» и компактной урбанизированной, но малоэтажной застройки с красными линиями, улицами, площадями пешеходной доступностью функций он совмещает в равных пропорциях.
Рыбий мост
Пешеходный и велосипедный мост в пригороде Сиднея по проекту Sam Crawford Architects вдохновлен местной фауной и традициями аборигенов.
Логика жизни
Световая инсталляция, установленная Андреем Перличем в атриуме башен «Федерации», балансирует на грани между математическим порядком построения и многообразием вариантов восприятия в ракурсах.
«Отшлифованный образ»
Завод по переработке овса по проекту бюро IDOM стоит среди живописного пейзажа Наварры и потому получил «отполированный» облик, не нарушающий окружение.
Зеленые углы
Офисная башня NION во Франкфурте по проекту UNStudio станет одним из самых экологичных зданий Германии.
Культура каменной кладки
Словацкое бюро BEEF Architekti попробовало переосмыслить типологию классической средиземноморской виллы, основываясь на исторических строительных технологиях и традиционных материалах.
Церемониальный вок
Свадебная часовня «Парящий занавес» по проекту say architects эксплуатирует форму приподнятых полукруглых ручек вока, характерную для традиционной жилой архитектуры Китая.
На стыке двух миров
Небольшое здание муниципального бассейна в чешском Лоуни бюро dkarchitekti представило как «живую рекламную витрину» водных видов спорта и отдыха.
Три в одном
Дом на Тележной улице, построенный по проекту мастерской «Евгений Герасимов и партнеры» всего в паре шагов от Невского проспекта, визуально делится на три самостоятельных объекта. Так архитекторы сохраняют масштаб исторической улицы и преодолевают недостатки вытянутого участка.
Эстетика гусиного пуха
В объемном рисунке фасадов новой штаб-квартиры компании BSH в Шаосине архитекторы бюро Greater Dog Architects визуально отразили специфику деятельности заказчика — производство подушек и одеял из гусиного пуха.
Коридор над водой
Деревянный мост, спроектированный бюро LUO studio, соединил две части водного курорта «Береговая линия Гулоу». Его защищенное металлическими пластинами внутреннее пространство носит торжественный, почти сакральный характер.
Рыжие арки
Проект виллы в индийском штате Раджастан по проекту Sanjay Puri Architects учитывает крайне жаркий и сухой местный климат.
Коллекция домиков
Вилла в штате Мичиган продолжает местную традицию «многосоставных» сельских домов. Авторы проекта – Iannuzzi Studio.
Игра с восприятием
Детский сад на западе Индии по проекту Shanmugam Associates кажется крупнее благодаря продуманно расположенным «карнизам», которые также помогают затенять фасад.
Торжество балконов
Жилой комплекс из обычных и социальных квартир по проекту CoBe Architecture et Paysage появился на месте центра сортировки почты в Бордо.
Квартиры вместо контор
Бюро Qarta Architektura разработало проект превращения памятника чешского функционализма – бывшего здания Пенсионного управления в Праге – в жилой комплекс.
Изнутри наружу: павильоны вечности
Реконструкция пакгаузов нижегородской Стрелки – они открылись в начале июня как концертный и выставочный залы – стала, без преувеличения, событием года в области как культуры, так и архитектуры. Их история кажется нам образцовой с точки зрения обнаружения, исследования и охраны памятника инженерной мысли XIX века. В то же время решение по приспособлению и экспонированию конструкций пакгаузов, предложенное Сергеем Чобаном – очень смелое, нетривиальное и актуальное. На грани временного, временнОго и вечного.
Островок тишины
На курорте Циньхуандао открылся еще один музей – теперь по проекту Wutopia Lab. Он служит «островком тишины» на оживленном морском побережье.
Технологии и материалы
Шесть общественных комплексов, реализованных с применением...
Технологии КНАУФ АКВАПАНЕЛЬ® давно завоевали признание в отечественной строительной отрасли. Особенно в области общественных зданий, к которым предъявляются особые требования по безопасности, огнестойкости, вандалоустойчивости. При этом, технологии «сухого строительства» значительно сокращают монтажные работы.
Кирпич плюc: с чем дружит кладка
С какими материалами стоит сочетать кирпич, чтобы превратить здание в архитектурное событие? Отвечаем на вопрос, рассматривая знаковые дома, построенные в Петербурге при участии компании «Славдом».
Pipe Module: лаконичные световые линии
Новинка компании m³light – модульный светильник из ударопрочного полиэтилена. Из такого светильника можно составлять различные линии, подчеркивая архитектуру пространства
Быстро, но красиво
Ведущий производитель стеновых ограждающих конструкций группа компаний «ТехноСтиль» выпустила линейку модульных фасадов Urban, которые можно использовать в городской среде.
Быстрый монтаж, высокие технические показатели и новый уровень эстетики открывают больше возможностей для архитекторов.
Фактурная единица
Завод «Скрябин Керамикс» поставил для жилого комплекса West Garden, спроектированного бюро СПИЧ, 220 000 клинкерных кирпичей. Специально под проект был разработан новый формат и цветовая карта. Рассказываем о молодом и многообещающем бренде.
Чувство плеча
Конструкция поручней DELABIE из серии Nylon Clean дает маломобильным людям больше легкости в передвижениях, а специальное покрытие обладает антибактериальными свойствами, которые сохраняются на протяжении всего срока эксплуатации.
Красный кирпич от брутализма до постмодернизма
Вместе с компанией BRAER вспоминаем яркие примеры применения кирпича в архитектуре брутализма – направления, которому оказалось под силу освежить восприятие и оживить эмоции. Его недавний опыт доказывает, что самый простой красный кирпич актуален.
Может быть даже – более чем.
Стекло для СБЕРа:
свобода взгляда
Компания AGC представляет широкую линейку архитектурных стекол, которые удовлетворяют современным требованиям к энергоэффективности, и при этом обладают превосходными визуальными качествами. О продуктах AGC, которые бывают и эксклюзивными, на примере нового здания Сбербанк-Сити, где были применены несколько видов премиального стекла, в том числе разработанного специально для этого объекта
Искусство быть невидимым
Архитекторы Александра Хелминская-Леонтьева, Ольга Сушко и Павел Ладыгин делятся с читателями своим опытом практики применения новаторских вентиляционных решеток Invisiline при проектировании современных интерьеров.
«Донские зори» – 7 лет на рынке!
Гроссмейстерские показатели российского производителя:
93 вида кирпича ручной формовки, годовой объем – 15 400 000 штук,
морозостойкость и прочность – выше европейских аналогов,
прекрасная логистика и – уже – складская программа!
А также: кирпичи-лидеры продаж и эксклюзив для особых проектов
Дома из Porotherm
на Open Village 2022
Компания Wienerberger приглашает посетить выставку
Open Village с 16 по 31 июля
в коттеджном поселке «Тихие Зори» в Подмосковье. Этим летом вы сможете увидеть 22 дома, построенных по различным технологиям.
Вопрос ребром
Рассказываем и показываем на примере трех зданий, как с помощью системы BAUT можно создать большую поверхность с «зубчатой» кладкой: школа, библиотека и бизнес-центр.
Тульский кирпич
Завод BRAER под Тулой производит 140 миллионов условного кирпича в год, каждый из которых прослужит не меньше 200 лет. Рассказываем, как устроено передовое российское предприятие.
Стильная сантехника для новой жизни шедевра русского...
Реставрация памятника авангарда – ответственная и трудоемкая задача. Однако не меньший вызов представляет необходимость приспособить экспериментальный жилой дом конца 1920-х годов к современному использованию, сочетая актуальные требования к качеству жизни с лаконичной эстетикой раннего модернизма. В этом авторам проекта реставрации помогла сантехника немецкого бренда Duravit.
Своя игра
«Новые Горизонты» предлагают альтернативу импортным детским площадкам: авторские, надежные и функциональные игровые объекты, которые компания проектирует и строит уже больше 20 лет.
Сейчас на главной
Школа как сообщество
Лондонское бюро AdjoubeiScott-Whitby Studio превратило здание Александровского училища в Калуге в уникальную школу на 150 учеников. Здание начала XX века адаптировали под британскую образовательную систему – как в программном смысле, так и в архитектурном.
Пена дней
В интерьере ресторана Sparkle бюро Archpoint переосмысляет эстетику винных погребов и обращается к образам, связанным с игристым вином – пузырькам, пене и жизнелюбию.
Небоскреб с оазисами
В Сингапуре завершено строительство небоскреба по проекту архитекторов BIG. Управляющим системами здания искусственным интеллектом и другими цифровыми компонентами занималось бюро CRA – Carlo Ratti Associati.
Королевство зеркал
На XXX по счету Зодчестве столько решеток и зеркал, что эффект дробления реальности на кусочки многократно усиливается. Только ради этого ощущения стоит посетить фестиваль. Но кроме того выставка богата, разнообразна и работает как хорошо отлаженная машина по всем направлениям: губернскому, студенческому, арт-объектному, круглостольному и прочим. Делать бы и делать такие фестивали.
Руин-бар
Нижегородский бар, спроектированный Fruit Design Studio, совмещает эстетику запустения с дворцовой роскошью, созданной из черновых материалов – бетона, армированного стекла и грубого металла.
Обещания и надежды
Объявлены шесть лауреатов Премии Ага Хана 2022. Они обещают лучшее будущее людям, демонстрируют новаторство и заботу о природе.
Оазис в дождливом городе
Бюро MAD Architects разработало интерьер первого в Петербурге коворкинга сети SOK. Его отличительная черта – обилие зелени и элементов биофильного дизайна, характерная для города колористика и отсылки к литературному наследию.
KOSMOS: «Весь наш путь был и есть – поиск и формирование...
Говорим с сооснователями российско-швейцарско-австрийского бюро KOSMOS Леонидом Слонимским и Артемом Китаевым: об учебе у Евгения Асса, ценности конкурсов, экологической и прочей ответственности и «сообщающимися сосудами» теории и практики – по убеждению архитекторов KOSMOS, одно невозможно без другого.
Глядя в небо
В Саратове названы победители фестиваля короткометражных любительских роликов, посвященных архитектуре. Фильм, приглянувшийся редакции, занял 1 место. Размышляем о типологии, объясняем выбор, «показываем кино».
Заплыв за книгами
Водоем на кровле у библиотеки в провицнии Гуандун сделал ее «подводной»: читатели как будто ныряют туда за книгами. Авторы проекта – 3andwich Design / He Wei Studio.
Мои волжские ночи
Павильон для кинопоказов и фестивалей на набережной Саратова: ажурные стены, пропускающие речной простор, и каннская атмосфера внутри.
Японский дворик
Концепция благоустройства жилого комплекса у Москвы-реки, вдохновленная модернистскими садами и японскими традициями: гравюры Кацусика Хокусай, герои Хаяо Миядзаки и пространства для созерцания.
Лекции отменяются
Новый корпус Амстердамского университета прикладных наук рассчитан на новый тип образования: меньше лекций, больше проектной работы.
Лаборатория для жизни
Здание Лаборатории онкоморфологии и молекулярной генетики, спроектированное авторским коллективом под руководством Ильи Машкова («Мезонпроект»), использует преимущества природного контекста и предлагает пространство для передовых исследований, дружественное к врачам и пациентам.
Индустриальная романтика
Atelier Liu Yuyang Architects превратило заброшенный корпус теплоэлектростанции и часть территории набережной реки Хуанпу в Шанхае в атмосферное городское пространство, романтизирующее промышленное прошлое территории.
Архивуд–13: Троянский конь
Вручена тринадцатая по счету подборка дипломов премии АрхиWOOD. Главный приз – очень предсказуемый – парку Веретьево, а кто ж его не наградит. Зато спецприз достался Троянскому коню, и это свежее слово.
Судьбы агломерации
Летняя практика Института Генплана была посвящена Новой Москве. Всего получилось 4 проекта с совершенно разной оптикой: от масштаба агломерации до вполне конкретных предложений, которые можно было, обдумав, и реализовать. Рассказываем обо всех.
Твой морепродукт
Пожалуй, первая в истории Архи.ру публикация, в которой есть слово «сексуальный»: яркий и чувственный интерьер для рыбного ресторана без прямых линий и прямолинейных намеков.
Каньон для городской жизни
В Амстердаме открылся комплекс Valley по проекту MVRDV: архитекторы соединили офисы, жилье, развлекательные заведения и даже «инкубатор» для исследователей с многоуровневым зеленым общественным пространством.
Интерьер как пейзаж
Работая над пространствами отеля в Светлогорске, мастерская Олеси Левкович стремилась дополнить впечатления, полученные гостями от природы побережья Балтийского моря.
Законченный образ
Каркасный дом с тремя спальнями и террасой, для которого архитекторы продумали не только технологию строительства, но и обстановку – вся мебель и предметы быта также созданы мастерской Delo.
Маяк на сопке
Смотровая площадка, построенная в рамках проекта «Мой залив», дает жителям Мурманска возможность насладиться природой родного края, поймать северное солнце или укрыться от непогоды.