Линия Елизаветы

Александр Змеул – автор, который давно и профессионально занимается историей и проблематикой архитектуры метро и транспорта в целом, – рассказывает о новой лондонской Линии Елизаветы. Она открылась ровно год назад, в нее входит ряд станцией, реализованных ранее, а новые проектировали, в том числе, Гримшо, Вилкинсон и Мак Аслан. В каких-то подходах она схожа, а в чем-то противоположна мега-проектам развития московского транспорта. Внимание – на сравнение.

mainImg
«Самый крупный инфраструктурный проект Европы», «самый крупный проект поколения», – такими эпитетами награждают Elizabeth line, Линию Елизаветы, в Лондоне. Ее центральный и самый важный участок был открыт ровно год назад – 24 мая 2022 года в канун платинового юбилея правления королевы Елизаветы II.  Спустя год движение на линии запущено в полном объеме. Это не просто еще одна линия лондонского скоростного внеуличного транспорта, это линия, задающая новые стандарты и ориентиры. Проект, обсуждавшийся на протяжении десятилетий, имеет важнейшие и градостроительное, и транспортное, и архитектурное измерения, а еще вызывает желание проводить параллели с Москвой. 
Elizabeth line в Лондоне. Фотография с открытия
© Предоставлено пресс-службой Crossrail

За последние 20 лет в Лондоне было построено всего три новые станции традиционного (классического) метро, которое известно как underground или tube. Основной фокус в Лондоне был сделан на реконструкции существующей транспортной инфраструктуры и интеграции между собой различных видов транспорта, и к этой работе активно привлекают известных британских архитекторов. Зримым результатом этой работы стали мощные транспортно-пересадочные узлы, созданные в результате реконструкции исторических железнодорожных станций. 
 
King’s Cross по проекту John McAslan + Partners, London Bridge по проекту Grimshaw, – все они имеют яркий запоминающийся образ. Кстати 2 из 3 станций метро, открытых в последние 20 лет, также спроектированы Grimshaw, бюро Николаса Гримшоу уверенно удерживает лидерство в проектировании объектов транспортной инфраструктуры, причем не только в Великобритании. Кроме того, в Лондоне шла активная интеграция городских железных дорог (Overground) в единую транспортную систему города, развивалось легкое автоматическое метро (Docklands Light Railway, DLR). Также продолжалась работа по реконструкции станций традиционного метро, некоторые из которых построены более 150 лет назад. Так один из сложнейших узлов – станционный комплекс Bank в самом сердце Сити –реконструируют по проекту Wilkinson Eyre, там строится новая платформа для одной из линий и новый вестибюль.
 
Но главным событием последнего 20-летия стало открытие центрального участка Elizabeth line в 2022 году, одного из самых долгожданных проектов. О скоростной связи восточной и западной частей Лондона говорили буквально десятилетиями, некоторые проекты относятся еще к 1940-ым годам. Однако проекты, которые начинали реализовываться, в тот или иной момент останавливались, так в 1990-ые был подготовлен не только проект трассы, но и архитектурные решения станций, тем не менее тогда проект в очередной раз был свернут. Дело сдвинулось в 2008 году, когда парламент Великобритании принял закон о Crossrail (Crossrail Act), который регулировал различные аспекты строительства и эксплуатации этой линии. Линию планировали открыть в 2018 году, однако в итоге открыли на 4 с половиной года позднее – в 2022 году, при этом бюджет значительно увеличился.  
Станция Canary Wharf, Elizabeth line
© Предоставлено пресс-службой Crossrail

В 2016 проект получил «королевское» имя – Elizabeth line в честь королевы Елизаветы II, но рабочее название линии – Crossrail лучше всего отражает суть проекта. Многие ошибочно полагают, что это еще одна,  пусть и более современная, линия метро, на самом деле это железнодорожная линия. Ее протяженность – 118 километров, она включает 40 станций, и в значительной степени проходит по существующим путям, при этом было построено 42 километра тоннелей. Линия пересекает Большой Лондон и его пригороды с запада на восток, имея с обеих сторон вилочное движение. 30 из 40 станций также существовали ранее, но на них была реконструирована и техническая, и пассажирская инфраструктура, отдельные участки открывались, начиная с 2015 года, под временным названием TfL Rail, то есть пассажиров готовили к тому, что в системе Transport for London будет еще одна железная дорога. Но сердце проекта и его самая востребованная часть – это участок из 10 станций в центральном и юго-восточном Лондоне, которые открылись в 2022 году.
 
Еще целый год понадобился для финальных работ. Так, в ноябре 2022 года была завершена интеграция различных частей Elizabeth line, до этого пассажирам пригородных направлений было необходимо пересаживаться на новый центральный участок. А в мае 2023 года на центральном участке запустили 24 пары поездов в час пик, таким образом поезда здесь будут следовать с интервалом в 2.5 минуты, именно эта цифра была заложена при проектировании линии. 
Станция Abbey Wood, Elizabeth line
© Предоставлено пресс-службой Crossrail

В результате полного открытия линии провозная способность лондонского скоростного внеуличного транспорта вырастет на 10%, на линии ожидается пассажиропоток порядка 200 миллионов в год. Для сравнения – пассажиропоток Московского центрального кольца в 2022 году – 158,4 миллионов. Но, главное, Elizabeth line задала совершенно новый стандарт и масштаб внеуличного транспорта Лондона: длина специально разработанного для линии поезда – British Rail Class 345 –  200 метров, интервал движения на центральном участке – 5 минут, на линии создана 100% безбарьерная среда, невозможная на большинстве станций классического метро.
 
Лондон во многом похож на Москву: это огромный постоянно растущий и меняющийся мегаполис, нуждающийся в развитии транспортной инфраструктуры. Путь, который проделал Лондон за два десятилетия, Москва форсированно проходит в последние годы, интегрируя различные виды транспорта, прежде всего метро и железную дорогу (МЦК и МЦД) в единую систему скоростного внеуличного транспорта. Случайно или нет, но именно после открытия центрального участка Elizabeth line в Лондоне, в Москве снова публично заговорили о возможности строительства глубокого тоннеля для соединения Ярославского и Павелецкого направлений железных дорог для создания МЦД-5. Идея подземных железнодорожных станций в центре Москвы, каждая из которых будет иметь пересадки на метро, отсылает не только к лондонскому опыту, но и к старым проектам развития столичного транспорта.
 
Новые станции
При создании станций руководствовались семью принципами: идентичность, ясность, последовательность, инклюзивность, устойчивость, безопасность и ориентированность на людей. Перед проектировщиками стояла задача создать функциональное и эстетическое решение, которое формировало бы одновременно единый узнаваемый линейный дизайн проекта (line-wide design) и индивидуальный облик каждой станции. Общность дизайна линии формируется прежде всего с помощью узнаваемого поезда, специально разработанного для линии и логотипа, отсылающего к знаменитому рондо. Рондо – лого лондонской подземки – красный круг с синей горизонтальной полосой и белой надписью Underground на ней. Логотип новой линии – пурпурный круг с синей полосой; пурпурный – это один из цветов платинового юбилея Елизаветы II.
Elizabeth line в Лондоне. Фотография с открытия
© Предоставлено пресс-службой Crossrail
Elizabeth line в Лондоне. Фотография с открытия
© Предоставлено пресс-службой Crossrail

Но как создать идентичность 118-километровой линии, собранной из существующих и новых станций, как наземных и подземных, да еще и принципиально разной конструкции? Поэтому речь идет прежде всего об идентичности центрального участка, ключевого и самого востребованного, это 5 последовательно расположенных подземных станций от Bond Street до Whitechapel, открытых в 2022 году. Именно эти практически идентичные станции стали своеобразной визитной карточкой новой линии, ее самым узнаваемым образом.
 
Для создания их образа были использованы специально разработанные для линии панели из стеклофибробетона. Эти панели были созданы консорциумом из четырех компаний Grimshaw (архитектура), Atkins (инженерные системы), GIA Equation (освещение) и Maynard (графический дизайн). Эти белоснежные панели – главный, в сущности единственный и самый узнаваемый элемент отделки подземных частей станций, который и формирует их облик. Панели имеют разные размеры и формы: плоские, изгибающиеся, с отверстиями для акустики и без. Панели очень технологичны, они просты в производстве, монтаже, и при необходимости в демонтаже. Такой подход отвечает одному из принципов проектирования линии – «устойчивости»: «…передовой дизайн, который сводит к минимуму количество отходов, максимально улучшает качество материалов, снижает потребление энергии и является экономически эффективным…». 
Станция Bond Street, Elizabeth line
© Предоставлено пресс-службой Crossrail
Станция Whitechapel, Elizabeth line
© Предоставлено пресс-службой Crossrail
Станция Bond Street, Elizabeth line
© Предоставлено пресс-службой Crossrail

При этом образ пространств, создаваемый с помощью панелей, –одновременно и нейтральный и запоминающийся. Бюро Николаса Гримшоу создает яркую узнаваемую архитектуру, только за последние годы по его проектам были построены транспортные узлы с очень интересной архитектурой как в Великобритании, так и по всему миру, например, в Нью-Йорке и Мельбурне. Поэтому задача для бюро была сложная: было необходимо создать образ уникальный, запоминающийся, но при этом во многом анонимный и вневременной, что им безусловно удалось. 
 
Масштаб станций центрального участка поистине гигантский – длина платформы достигает 250 метров. Для примера: обычно длина платформы московской станции порядка 162 метров, а самая длинная подземная станция – глубокая «Арбатская» – 220 метров. При этом в лондонском проекте нет точки, с которой это пространство можно увидеть и объять целиком, потому что собственно нет единого пространства. Это скорее подземные улицы – артерии, по которым перемещаются пассажиры: от наземного павильона через вестибюль, эскалаторы, непосредственно на платформу, на которой установлены защитные прозрачные экраны. Именно задачу комфортного и безопасного передвижения огромных людских потоков решали архитекторы, инженеры и дизайнеры. Иногда этот маршрут сложен, что объясняется переуплотнением подземной инфраструктуры в центральном Лондоне. Некоторые станции имеют заметную изогнутость платформ, что опять же объясняется сложными условиями, в которых они построены. Конструктивно это станции как с центральным залом, так и без него, на некоторых станциях перроны разных направлений соединены проходами в середине платформы, но пассажир вряд ли считывает все эти различия. 
 
Для поиска оптимальных решений были выполнены прототипы панелей и других элементов, а затем выстроен макет станции в натуральную величину. На макете тестировали не только панели, но и другие элементы, разработанные консорциумом: облицовку пола, скамейки, систему навигации и освещения, а также экраны на перронах, которые кроме своей непосредственной функции ограждения выполняют также и информационную, и осветительную. Строительство макета в натуральную величину – во многом удивительный факт, сегодня, кажется, все можно спроектировать в информационных системах, но авторы настаивали именно на таком подходе.
 
Еще один тип новых станций – три колонные подземные станции, которые представляют собой более типичное для подземных метрополитенов пространство. Правда не для лондонского, где, в отличие от московского, такие конструкции не очень распространены. Несмотря на то, что они представляют один тип конструкции – широкие платформы, один ряд колонн – их пространство более индивидуально, нежели на станциях центрального участка. На станции Canary Wharf колонны облицованы металлом и сделан реечный потолок. На Paddington и Woolwich использованы крупные квадратные элементы с круглыми светильниками. Колонны имеют более теплый характер: нижние части колонн на Paddington – коричневые, а на Woolwich имеют и орнамент.
Станция Canary Wharf, Elizabeth line
© Предоставлено пресс-службой Crossrail
Станция Paddington, Elizabeth line
© Предоставлено пресс-службой Crossrail

Наземные станции по своему характеру тяготеют к железнодорожным платформам, собственно они ими и являются, на станции Custom House сооружены своеобразные перголы. По аналогии с новыми станциями реконструируются существующие наземные станции, здесь сооружаются новые элементы: козырьки над платформами, кассовые залы, переходы. Проводя аналогии с Москвой, наземные станции Elizabeth Line – это вокзалы МЦД и МЦК, впрочем лондонские станции намного камернее московских.
 
Индивидуальность – наверху 
Индивидуальность станциям придается не в подземной части, а в вестибюлях – объективно говоря, они берут на себя роль новых городских вокзалов. По всему их характеру: масштабу, положению в городской среде, индивидуальному облику они явно тяготеют именно к крупным железнодорожным узлам, а не станциям метро. С помощью этих масштабных сооружений линия открывается городу, а город получает новые узнаваемые сооружения. Станции в центральной части Лондона расположены в плотной городской застройке, их интегрировали в городскую среду, а также связали с существующими станциями метрополитена. То есть главное архитектурное переживание происходит именно здесь – при непосредственном входе на станцию или уже при выходе в динамичную среду Лондона. 
 
Станция Whitechapel, Elizabeth line
© Предоставлено пресс-службой Crossrail

Таким образом, здесь использован подход, «перевернутый» по отношению к московской традиции: подземные части станции выглядит почти одинаково, при этом вестибюли и входные павильоны обладают ярким индивидуальным дизайном. Так, при создании станций Московского центрального кольца стилистика входных павильонов выдержана в едином стиле, отсылающем к белоснежным лайнерам (автор большой части этих сооружений – Тимур Башкаев, АБТБ). Но в лондонском случае было важно обозначить новый тип и вид транспорта в ландшафте города. Для создания облика индивидуальных частей станционных комплексов был объявлен тендер, на котором выбирали оптимальные архитектурные и финансовые решения. В создание станций было вовлечено огромное количество проектировщиков, чтобы увязать все части воедино в проекте была введена должность главного архитектора. Им стал Джулиан Робинсон (Julian Robinson), который на протяжении десятилетий, начиная с 1992 года занимался этим проектом. В его работе было лишь два перерыва на другие большие лондонские проекты: продление Юбилейной линии метро (Jubilee Line Extension), открытой в 1999 году, и Олимпийские игры 2012 года в Лондоне.
Общественный сад над Canary Wharf, Elizabeth line
© Предоставлено пресс-службой Crossrail

Еще одним способом придания индивидуального облика стала интеграция произведений современного искусства в станции. В 2014 году при поддержке корпорации Лондонского Сити (City of London Corporation) был создан The Crossrail Art Foundation. В программу вошли 7 станций на центральном участке, для каждой был выбран финансовый партнер, который осуществляет финансирование проекта и арт-галерея, которая осуществляла отбор художников. Таким образом был сформирован понятный и прозрачный механизм выбора и финансирования создания произведений современного искусства. Для размещения произведений искусства были выбраны самые разные места: над эскалаторами, в кассовых залах и на улице. Единственная станция, на которой произведения искусства размещены в подземной части, – это Whitechapel. Здесь отработана важная для современного прогрессивного дискурса тема локального и разнообразного: на стенах над скамейками размещены работы художницы Шанталь Йоффе «Воскресный полдень в Уайтчепел». В рисунках, отсылающих к стилистике поп-арта, представлены различные типажи жителей этого мультикультурного района Ист-Энда. Куратором выступила также местная галерея Whitechapel Gallery.
Станция Whitechapel, Elizabeth line
© Предоставлено пресс-службой Crossrail

При этом основной способ придания индивидуального облика станциям это все-таки архитектура. По проекту Wilkinson Eyre создана станция Liverpool Street в Сити. Это бюро начало работать над проектами станции еще в 1990-ые, тогда она решалась в условно постмодернистской стилистике. Реализованный проект относится к середине 2000-ых, когда было окончательно решено строить линию. Основной образный элемент станции, а точнее вестибюлей – сфальцованные элементы. Их появление – это попытка зрительно увеличить не очень большую высоту кассового зала, здесь сфальцованный потолок сделан из стеклофибробетона.
Liverpool Street, Elizabeth line
© Предоставлено пресс-службой Crossrail
Liverpool Street, Elizabeth line
© Предоставлено пресс-службой Crossrail

Та же тема продолжается и на эскалаторе: здесь не только потолок, но и стены украшены металлическими сфальцованными панелями. После эскалаторов индивидуальность резко обрывается, начинается станция – артерия. В городском пространстве станция обозначена двумя вестибюлями, один из которых – это входной стеклянный павильон высотой 5 метров, причем в нем нет дверей, это пятиметровый портал на станцию линии. Днем естественный свет проникает под землю, обеспечивая кассовый зал естественным освещением, а вечером светящийся изнутри павильон освещает прилегающее городское пространство. Вокруг входов на станцию были созданы пешеходные пространства, причем это было большим достижением, проект этой, как и других станций новой линии проделал большой путь от автономного положения станции до интеграции в городское пространство. 

Tottenham Court Road
Станцию Tottenham Court Road называют воротами Вест-энда, она станет одной из самых загруженных в лондонском транспорте с ежедневным пассажиропотоком до 170 000 пассажиров. Два вестибюля станции, спроектированные HawkinsBrown, передают два разных настроения, объединяющий их элемент – цилиндрические светильники, при этом оба вестибюля построены на полном контрасте к унифицированной подземной части.
 
Новый западный вестибюль, расположенный в Сохо, отделан темным стеклом и металлическими панелями, он предельно «кинематографичный». Это аванзал Сохо, района, известного своей ночной жизнью, музыкальными площадками и сочетанием различных субкультур. Над эскалатором будет установлен экран, демонстрирующий видеоарт лауреата премии Тернера Дугласа Гордона.
Станция Tottenham Court, Elizabeth line
© Предоставлено пресс-службой Crossrail

Совершенно противоположен по настроению восточный вестибюль. Это глобальная реконструкция существовавшего ранее вестибюля метро – он был расширен в 6 раз. Новое пространство – яркое, отделанное белым и красным стеклом и нержавеющей сталью. В ячеистом потолке установлены красные цилиндры светильников. Образ вестибюля вдохновлен находящийся рядом башней Centre Point, это одно из самых известных лондонских зданий 1960-ых. Но если башня тяготеет к брутализму, то вестибюль станции – к поп-арту. 
Станция Tottenham Court, Elizabeth line
© Предоставлено пресс-службой Crossrail

Bond Street
На этой стации, наверное, в самой большой степени удалось достичь единства всех частей станции и подземного унифицированного пространства, и вестибюля, созданного John McAslan и украшенного работами Даррена Алмонда (Darren Almond). При том, что у каждой части свой индивидуальный облик, они развиваются, эволюционируют, здесь нет такого яркого контраста между разными частями, как на других станциях. 
Станция Bond Street, Elizabeth line
© Предоставлено пресс-службой Crossrail

Внутреннее пространство вестибюля построено на сочетании светлого песчаника и черных металлических элементов. Черные – профили окон, облицовка колонн, ограждения эскалаторов, светлые – стены и балочный потолок. Очень органично интегрированы работы Даррена Алмонда, лауреата премии Тернера, настолько, что можно говорить о любимой теме советских создателей метро – синтезе искусств: архитектуры и художественного оформления. Здесь представлены три работы, рефлексирующие на тему ежедневных действий, совершаемых пассажирами: спуске, подъеме, прибытии и отправлении. «Линия горизонта» представляет собой большую сетку фрагментированных чисел, отлитых из алюминия, состоящую из 144 отдельных плиток, отполированных вручную. Произведение искусства расположено над эскалаторами в вестибюле и видно спускающимся на станцию пассажирам. «Линия тени» и «Линия времени» – это произведения, основанные на традиции устанавливать на старых железнодорожных локомотивах литые бронзовые таблички-шильдики с их названиями. Однако на этих табличках есть поэтические фразы, предлагающие каждому пассажиру философское предложение.
Станция Bond Street, Elizabeth line
© Предоставлено пресс-службой Crossrail
Станция Bond Street, Elizabeth line
© Предоставлено пресс-службой Crossrail

Вестибюли станции встроены в новые здания, в отделке которых использованы материалы, характерные для Лондона, песчаник и портлендский камень. 
 
В целом облик станций очень неровный, но некоторые выглядят актуальными, так как они, как и подземные унифицированные части, спроектированы во вневременной стилистике. Другие – сегодня кажутся уже немного устаревшими, что объясняется тем, что они были спроектированы более 15 лет назад. Художественные произведения, размещенные на станциях, тоже были созданы 5–6 лет назад. И даже в этом есть аналогии с московской ситуацией: некоторые станции, как, например, станция «Достоевская», открыта в 2010 году, но это позднесоветский проект. Это не значит, что станция плохая, просто она выглядит как станция, которую спроектировали в конце 1980-ых – начале 1990-ых годов. И в градостроительном плане между проектом Crossrail и транспортными проектами в Москве тоже много общего. Сегодня реализуются крупные инфраструктурные проекты, заложенные многие десятилетия назад, при этом стирается грань между разными видами скоростного внеуличного транспорта, а к созданию образа станций привлекаются архитекторы, создающие индивидуальный облик объектов.

24 Мая 2023

Похожие статьи
Мечта в движении: между утопией и реальностью
Исследование истории проектирования и строительства монорельсов в разных странах, но с фокусом мечты о новой мобильности в СССР, сделанное Александром Змеулом для ГЭС-2, переросло в довольно увлекательный ретро-футуристический рассказ о Москве шестидесятых, выстроенный на противопоставлениях. Публикуем целиком.
Модернизация – 3
Третья книга НИИТИАГ о модернизации городской среды: что там можно, что нельзя, и как оно исторически происходит. В этом году: готика, Тамбов, Петербург, Енисейск, Казанская губерния, Нижний, Кавминводы, равно как и проблематика реновации и устойчивости.
Три башни профессора Юрия Волчка
Все знают Юрия Павловича Волчка как увлеченного исследователя архитектуры XX века и теоретика, но из нашей памяти как-то выпадает тот факт, что он еще и проектировал как архитектор – сам и совместно с коллегами, в 1990-е и 2010-е годы. Статья Алексея Воробьева, которую мы публикуем с разрешения редакции сборника «Современная архитектура мира», – о Волчке как архитекторе и его проектах.
Школа ФЗУ Ленэнерго – забытый памятник ленинградского...
В преддверии вторичного решения судьбы Школы ФЗУ Ленэнерго, на месте которой может появиться жилой комплекс, – о том, что история архитектуры – это не история имени собственного, о самоценности архитектурных решений и забытой странице фабрично-заводского образования Ленинграда.
Нейросказки
Участники воркшопа, прошедшего в рамках мероприятия SINTEZ.SPACE, создавали комикс про будущее Нижнего Новгорода. С картинками и текстами им помогали нейросети: от ChatGpt до Яндекс Балабоба. Предлагаем вашему вниманию три работы, наиболее приглянувшиеся редакции.
Лучшее, худшее, новое, старое: архитектурные заметки...
«Что такое традиции архитектуры московского метро? Есть мнения, что это, с одной стороны, индивидуальность облика, с другой – репрезентативность или дворцовость, и, наконец, материалы. Наверное всё это так». Вашему вниманию – вторая серия архитектурных заметок Александра Змеула о БКЛ, посвященная его художественному оформлению, но не только.
Иван Фомин и Иосиф Лангбард: на пути к классике 1930-х
Новая статья Андрея Бархина об упрощенном ордере тридцатых – на основе сравнения архитектуры Фомина и Лангбарда. Текст был представлен 17 мая 2022 года в рамках Круглого стола, посвященного 150-летию Ивана Фомина.
Архитектурные заметки о БКЛ.
Часть 1
Александр Змеул много знает о метро, в том числе московском, и сейчас, с открытием БКЛ, мы попросили его написать нам обзор этого гигантского кольца – говорят, что самого большого в мире, – с точки зрения архитектуры. В первой части: имена, проектные компании, относительно «старые» станции и многое другое. Получился, в сущности, путеводитель по новой части метро.
Архитектурная модернизация среды. Книга 2
Вслед за первой, выпущенной в прошлом году, публикуем вторую коллективную монографию НИИТИАГ, посвященную «Архитектурной модернизации среды»: история развития городской среды от Тамбова до Минусинска, от Пицунды 1950-х годов до Ричарда Роджерса.
Архитектурная модернизация среды жизнедеятельности:...
Публикуем полный текст первой книги коллективной монографии сотрудников НИИТИАГ. Книга посвящена разным аспектам обновления рукотворной среды, как городской, так и сельской, как древности, так и современной архитектуре, в частности, в ней есть глава, посвященная Николасу Гримшо. В монографии больше 450 страниц.
Поддержка архитектуры в Дании: коллаборации большие...
Публикуем главу из недавно опубликованного исследования Москомархитектуры, посвященного анализу практик поддержки архитектурной деятельности в странах Европы, США и России. Глава посвящена Дании, автор – Татьяна Ломакина.
Сколько стоил дом на Моховой?
Дмитрий Хмельницкий рассматривает дом Жолтовского на Моховой, сравнительно оценивая его запредельную для советских нормативов 1930-х годов стоимость, и делая одновременно предположения относительно внутренней структуры и ведомственной принадлежности дома.
Конкурсный проект комбината газеты «Известия» Моисея...
Первая часть исследования «Иван Леонидов и архитектура позднего конструктивизма (1933–1945)» продолжает тему позднего творчества Леонидова в работах Петра Завадовского. В статье вводятся новые термины для архитектуры, ранее обобщенно зачислявшейся в «постконструктивизм», и начинается разговор о влиянии Леонидова на формально-стилистический язык поздних работ Моисея Гинзбурга и архитекторов его группы.
От музы до главной героини. Путь к признанию творческой...
Публикуем перевод статьи Энн Тинг. Она известна как подруга Луиса Кана, но в то же время Тинг – первая женщина с лицензией архитектора в Пенсильвании и преподаватель архитектурной морфологии Пенсильванского университета. В статье на примере девяти историй рассмотрена эволюция личностной позиции творческих женщин от интровертной «музы» до экстравертной креативной «героини».
Бетонный Мадрид
Новая серия фотографа Роберто Конте посвящена не самой известной исторической странице испанской архитектуры: мадридским зданиям в русле брутализма.
Реновация городской среды: исторические прецеденты
Публикуем полный текст коллективной монографии, написанной в прошедшем 2020 году сотрудниками НИИТИАГ и посвященной теме, по-прежнему актуальной как для столицы, так и для всей страны – реновации городов. Тема рассмотрена в широкой исторической и географической перспективе: от градостроительной практики Екатерины II до творчества Ричарда Роджерса в его отношении к мегаполисам. Москва, НИИТИАГ, 2021. 333 страницы.
Технологии и материалы
Быстрее на 30%: СОД Sarex как инструмент эффективного...
Руководители бюро «МС Архитектс» рассказывают о том, как и почему перешли на российскую среду общих данных, которая позволила наладить совместную работу с девелоперами и строительными подрядчиками. Внедрение Sarex привело к сокращению сроков проектирования на 30%, эффективному решению спорных вопросов и избавлению от проблем человеческого фактора.
Византийская кладка Херсонеса
В историко-археологическом парке Херсонес Таврический воссоздается исторический квартал. В нем разместятся туристические объекты, ремесленные мастерские, музейные пространства. Здания будут иметь аутентичные фасады, воспроизводящие древнюю византийскую кладку Херсонеса. Их выполняет компания «ОртОст-Фасад».
Алюминий в многоэтажном строительстве
Ключевым параметром в проектировании многоэтажных зданий является соотношение прочности и небольшого веса конструкций. Именно эти характеристики сделали алюминий самым популярным материалом при возведении небоскребов. Вместе с «АФК Лидер» – лидером рынка в производстве алюминиевых панелей и кассет – разбираемся в технических преимуществах материала для высотного строительства.
A BOOK – уникальная палитра потолочных решений
Рассказываем о потолочных решениях Knauf Ceiling Solutions из проектного каталога A BOOK, которые были реализованы преимущественно в России и могут послужить отправной точкой для новых дизайнерских идей в работе с потолком как гибким конструктором.
Городские швы и архитектурный фастфуд
Вышел очередной эпизод GMKTalks in the Show – ютуб-проекта о российском девелопменте. В «Архитительном выпуске» разбираются, кто главный: архитектор или застройщик, говорят о работе с историческим контекстом, формировании идентичности города или, наоборот, нарушении этой идентичности.
​Гибкий подход к стенам
Компания Orac, известная дизайнерским декором для стен и богатой коллекцией лепных элементов, представила новинки на выставке Mosbuild 2024.
BIM-модели конвекторов Techno для ArchiCAD
Специалисты Techno разработали линейки моделей конвекторов в версии ArchiCAD 2020, которые подойдут для работы архитекторам, дизайнерам и проектировщикам.
Art Vinyl Click: модульные ПВХ-покрытия от Tarkett
Art Vinyl Click – популярный продукт компании Tarkett, являющейся мировым лидером в производстве финишных напольных покрытий. Его отличают быстрота укладки, надежность в эксплуатации и множество вариантов текстур под натуральные материалы. Подробнее о возможностях Art Vinyl Click – в нашем материале.
Кирпичное ателье Faber Jar: российское производство с...
Уход европейских брендов поставил многие строительные объекты в затруднительное положение – задержка поставок и значительное удорожание. Заменить эксклюзивные клинкерные материалы и кирпич ручной формовки без потери в качестве получилось у кирпичного ателье Faber Jar. ГК «Керма» выпускает не только стандартные позиции лицевого кирпича, но и участвует в разработке сложных авторских проектов.
Systeme Electric: «Технологическое партнерство – объединяем...
В Москве прошел Инновационный Саммит 2024, организованный российской компанией «Систэм Электрик», производителем комплексных решений в области распределения электроэнергии и автоматизации. О компании и новейших продуктах, представленных в рамках форума – в нашем материале.
Новая версия ар-деко
Клубный дом «GloraX Premium Белорусская» строится в Беговом районе Москвы, в нескольких шагах от главной улицы города. В ближайшем доступе – множество зданий в духе сталинского ампира. Соседство с застройкой середины прошлого века определило фасадное решение: облицовка выполнена из бежевого лицевого кирпича завода «КС Керамик» из Кирово-Чепецка. Цвет и текстура материала разработаны индивидуально, с участием архитекторов и заказчика.
KERAMA MARAZZI презентовала коллекцию VENEZIA
Главным событием завершившейся выставки KERAMA MARAZZI EXPO стала презентация новой коллекции 2024 года. Это своеобразное признание в любви к несравненной Венеции, которая послужила вдохновением для новинок во всех ключевых направлениях ассортимента. Керамические материалы, решения для ванной комнаты, а также фирменные обои помогают создать интерьер мечты с венецианским настроением.
Российские модульные технологии для всесезонных...
Технопарк «Айра» представил проект крытых игровых комплексов на основе собственной разработки – универсальных модульных конструкций, которые позволяют сделать детские площадки комфортными в любой сезон. О том, как функционируют и из чего выполняются такие комплексы, рассказывает председатель совета директоров технопарка «Айра» Юрий Берестов.
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Сейчас на главной
Городской лес
Парк «Прибрежный» в Набережных Челнах признан лучшим общественным местом Татарстана в 2023 году. Для огромного лесного массива бюро «Архитектурный десант» актуализировало старые и предложило новые функции – например, площадку для выгула собак и терренкуры, разработанные при участии кардиолога. Также у парка появился фирменный стиль.
Воспоминания о фотопленке
Филиал знаменитой шведской галереи Fotografiska открылся теперь и в Шанхае. Под выставочные пространства бюро AIM Architecture реконструировало старый склад, максимально сохранив жесткую, подлинную стилистику.
Рассвет и сумерки утопии
Осталось всего 3 дня, чтобы посмотреть выставку «Работать и жить» в центре «Зотов», и она этого достойна. В ней много материала из разных источников, куча разделов, показывающих мечты и реалии советской предвоенной утопии с разных сторон, а дизайн заставляет совершенно иначе взглянуть на «цвета конструктивизма».
Крыши как горы и воды
Общественно-административный комплекс по проекту LYCS Architecture в Цюйчжоу вдохновлен древними архитектурными трактатами и природными красотами.
Оркестровка в зеленых тонах
Технопарк имени Густава Листа – вишенка на торте крупного ЖК компании ПИК, реализуется по городской программе развития полицентризма. Проект представляет собой изысканную аранжировку целой суммы откликов на окружающий контекст и историю места – а именно, компрессорного завода «Борец» – в современном ключе. Рассказываем, зачем там усиленные этажи, что за зеленый цвет и откуда.
Терруарное строительство
Хранилище винодельни Шато Кантенак-Браун под Бордо получило землебитные стены, обеспечивающие необходимые температурные и влажностные условия для выдержки вина в чанах и бочках. Авторы проекта – Philippe Madec (apm) & associés.
Над античной бухтой
Архитектура культурно-развлекательного центра Геленждик Арена учитывает особенности склона, раскрывает панорамы, апеллирует к истории города и соседству современного аэропорта, словом, включает в себя столько смыслов, что сразу и не разберешься, хотя внешне многосоставность видна. Исследуем.
Архитектура в дизайне
Британка была, кажется, первой, кто в Москве вместо скучных планшетов стал превращать показ студенческих работ с настоящей выставкой, с дизайном и объектами. Одновременно выставка – и день открытых дверей, растянутый во времени. Рассказываем, показываем.
Пресса: Город без плана
Новосибирск — город, который способен вызвать у урбаниста чувство профессиональной неполноценности. Это столица Сибири, это третий по величине русский город, полтора миллиона жителей, город сильный, процветающий даже в смысле экономики, город образованный — словом, верхний уровень современной русской цивилизации. Но это все как-то не прилагается к тому, что он представляет собой в физическом плане. Огромный, тянется на десятки километров, а потом на другой стороне Оби еще столько же, и все эти километры — ускользающая от определений бесконечная невнятность.
Сила трех стихий
Исследовательский центр компании Daiwa House Group по проекту Tetsuo Kobori Architects предлагает современное прочтение традиционного для средневековой Японии места встреч и творческого общения — кайсё.
Место заземления
Для базы отдыха недалеко от Выборга студия Евгения Ростовского предложила конкурентную концепцию: общественную ферму, на которой гости смогут поработать на грядке, отнести повару найденное в птичнике яйцо, поесть фруктов с дерева. И все это – в «декорациях» скандинавской архитектуры, кортена и обожженного дерева.
Книга в будущем
Выставка, посвященная архитектуре вокзалов и городов БАМа, – первое историко-архитектурное исследование темы. Значительное: все же 47 поселков, и пока, хотя и впечатляющее, не вполне завершенное. Хочется, чтобы авторы его продолжили.
Двенадцать
Вчера были объявлены и награждены лауреаты Архитектурной премии мэра Москвы. Рассматриваем, что там и как, и по некоторым параметрам нахально критикуем уважаемую премию. Она ведь может стать лучше, а?
Нео в кубе
Поиски «нового русского стиля» – такой версии локализма, которая была бы местной, но современной, все активнее в разных областях. Выставка «Природа предмета» в ГТГ резюмирует поиски 43 дизайнеров, в основном за 2022–2024 годы, но включает и три объекта студии ТАФ Александра Ермолаева. Шаг вперед – цифровые растения «с характером».
Под покровом небес
Архитекторы C. F. Møller выиграли конкурс на проект новой застройки квартала в центре Сёдертелье, дальнего пригорода Стокгольма.
Скрэмбл, пашот и мешочек
В Петербурге на первом этаже респектабельного неоклассического Art View House открылось кафе Eggsellent с его фирменной желто-розовой гаммой. Обыграть столь резкий контраст взялось бюро KIDZ.
Над Золотым рогом
Жилой комплекс Философия, спроектированный T+T architects во Владивостоке, – один из новых проектов для района «Голубиная падь», и они меняет философию его развития с одиночных домов на комплексный подход. Дома организованы вдоль общественных улиц, они разновысотные, разноформатные, а один – даже галерейной типологии, да еще и с консолью, опирающейся на арт-объект.
Новый уровень дженги
Спроектированный Кэнго Кумой общественный центр Kibi Kogen N Square демонстрирует возможности поперечно-клееной древесины – «фирменной» продукции для префектуры Окаяма, где он расположен.
Деревянная модульность
Ясли-сад для малышей из семей преподавателей и учащихся Пармского университета совмещен с центром развития для детей из группы риска. Авторы проекта здания в окружении парка – Enrico Molteni Architecture.
Книжный стержень
Интерьер коворкинга в составе бизнес-центра «Территория 3000», предложенный архитекторами КБ-11, был призван стать «сердцем» всего проекта. А в его собственный центр авторы поместили библиотеку из книг, «изменивших взгляд на жизнь». То-то интерьер напоминает о библиотеке Аалто, и на наш взгляд довольно отчетливо.
Конференция с видом
Культурный и общественный центр в городке Порт-Анджелес в штате Вашингтон по замыслу LMN Architects открыт панорамам океана и горного хребта Олимпик.
Цвет и музыка; и белый камень
В палатах Василия Нарышкина на Маросейке открылось выставочное пространство музея AZ, специализирующегося в равной мере на искусстве «второго авангарда» и совриске. Тут несколько тем: первые этажи клубного дома в памятнике XVII века стали общественными, теперь можно попасть во двор, плюс дизайн галереи от [MISH]studio, плюс выставка, совмещенная с концертами авангардной музыки 1960-х. Разбираемся.
Белый знак
Бюро Lin Architecture превратило насосную станцию в полях южнокитайской провинции Юньнань в достопримечательность для местных жителей и туристов.
Арахноид совриска
Ткачество, вязание, вышивание – древнейшие профессии, за которыми прочно закреплена репутация мирных, домашних, женских, уютных, в общем, безопасных. Выставка в Ruarts Foundation показывает, что это вовсе не так, умело оперируя парадоксальным напряжением, которое возникает между традиционной техникой и тематикой совриска.
Нюансированная альтернатива
Как срифмовать квадрат и пространство? А легко, но только для этого надо срифмовать всё вообще: сплести, как в самонапряженной фигуре, найти свою оптику... Пожалуй, новая выставка в ГЭС-2 все это делает, предлагая новый ракурс взгляда на историю искусства за 150 лет, снабженный надеждой на бесконечную множественность миров / и историй искусства. Как это получается и как этому помогает выставочный дизайн Евгения Асса – читайте в нашем материале.
Атака цвета
На выставке «Конструкторы науки» проекты зданий институтов и научных городков РАН – в основном модернистские, но есть и до-, и пост- – погружены в атмосферу романтизированной науки очень глубоко: во многом это заслуга яркого экспозиционного дизайна NZ Group, – выставка стала цветным аттракционном, где атмосфера не менее значима, чем история архитектуры.
Пресса: Город с двух сторон от одного тракта
Бийск — это место, некогда пережившее столкновение двух линий российской колонизации, христианской и предпринимательской. Конфликт возник вокруг местного вероучения и, хотя одни хотели его сгубить, а другие — защитить, показал, что обе линии слабо понимают свойства осваиваемого ими пространства. Обе вскоре были уничтожены революцией, на время приостановившей и саму колонизацию, которая, впрочем, впоследствии возродилась, пусть формы ее и менялись. Пространство тоже не утратило своих особенностей, пусть они и выглядят несколько иначе. Более того — сейчас в некоторых отношениях они прекрасно понимают друг друга.
Трилистник инноваций
В Пекине готов Международный центр инноваций «Чжунгуаньцунь» (ZGC), спроектированный MAD Architects. В апреле здесь уже провели престижный технологический форум.