Линия Елизаветы

Александр Змеул – автор, который давно и профессионально занимается историей и проблематикой архитектуры метро и транспорта в целом, – рассказывает о новой лондонской линии Елизаветы. Она открылась ровно год назад, в нее входит ряд станцией, реализованных ранее, а новые проектировали, в том числе, Гримшо, Уилкинсон и Макаслан. В каких-то подходах она схожа, а в чем-то противоположна мега-проектам развития московского транспорта. Внимание – на сравнение.

mainImg
«Самый крупный инфраструктурный проект Европы», «самый крупный проект поколения», – такими эпитетами награждают Elizabeth line, линию Елизаветы, в Лондоне. Ее центральный и самый важный участок был открыт ровно год назад – 24 мая 2022 года в канун платинового юбилея правления королевы Елизаветы II.  Спустя год движение на линии запущено в полном объеме. Это не просто еще одна линия лондонского скоростного внеуличного транспорта, это линия, задающая новые стандарты и ориентиры. Проект, обсуждавшийся на протяжении десятилетий, имеет важнейшие и градостроительное, и транспортное, и архитектурное измерения, а еще вызывает желание проводить параллели с Москвой. 
Elizabeth line в Лондоне. Фотография с открытия
© Предоставлено пресс-службой Crossrail

За последние 20 лет в Лондоне было построено всего три новые станции традиционного (классического) метро, которое известно как underground или tube. Основной фокус в Лондоне был сделан на реконструкции существующей транспортной инфраструктуры и интеграции между собой различных видов транспорта, и к этой работе активно привлекают известных британских архитекторов. Зримым результатом этой работы стали мощные транспортно-пересадочные узлы, созданные в результате реконструкции исторических железнодорожных станций. 
 
King’s Cross по проекту John McAslan + Partners, London Bridge по проекту Grimshaw, – все они имеют яркий запоминающийся образ. Кстати 2 из 3 станций метро, открытых в последние 20 лет, также спроектированы Grimshaw, бюро Николаса Гримшо уверенно удерживает лидерство в проектировании объектов транспортной инфраструктуры, причем не только в Великобритании. Кроме того, в Лондоне шла активная интеграция городских железных дорог (Overground) в единую транспортную систему города, развивалось легкое автоматическое метро (Docklands Light Railway, DLR). Также продолжалась работа по реконструкции станций традиционного метро, некоторые из которых построены более 150 лет назад. Так один из сложнейших узлов – станционный комплекс Bank в самом сердце Сити –реконструируют по проекту Wilkinson Eyre, там строится новая платформа для одной из линий и новый вестибюль.
 
Но главным событием последнего 20-летия стало открытие центрального участка Elizabeth line в 2022 году, одного из самых долгожданных проектов. О скоростной связи восточной и западной частей Лондона говорили буквально десятилетиями, некоторые проекты относятся еще к 1940-ым годам. Однако проекты, которые начинали реализовываться, в тот или иной момент останавливались, так в 1990-ые был подготовлен не только проект трассы, но и архитектурные решения станций, тем не менее тогда проект в очередной раз был свернут. Дело сдвинулось в 2008 году, когда парламент Великобритании принял закон о Crossrail (Crossrail Act), который регулировал различные аспекты строительства и эксплуатации этой линии. Линию планировали открыть в 2018 году, однако в итоге открыли на 4 с половиной года позднее – в 2022 году, при этом бюджет значительно увеличился.  
Станция Canary Wharf, Elizabeth line
© Предоставлено пресс-службой Crossrail

В 2016 проект получил «королевское» имя – Elizabeth line в честь королевы Елизаветы II, но рабочее название линии – Crossrail лучше всего отражает суть проекта. Многие ошибочно полагают, что это еще одна,  пусть и более современная, линия метро, на самом деле это железнодорожная линия. Ее протяженность – 118 километров, она включает 40 станций, и в значительной степени проходит по существующим путям, при этом было построено 42 километра тоннелей. Линия пересекает Большой Лондон и его пригороды с запада на восток, имея с обеих сторон вилочное движение. 30 из 40 станций также существовали ранее, но на них была реконструирована и техническая, и пассажирская инфраструктура, отдельные участки открывались, начиная с 2015 года, под временным названием TfL Rail, то есть пассажиров готовили к тому, что в системе Transport for London будет еще одна железная дорога. Но сердце проекта и его самая востребованная часть – это участок из 10 станций в центральном и юго-восточном Лондоне, которые открылись в 2022 году.
 
Еще целый год понадобился для финальных работ. Так, в ноябре 2022 года была завершена интеграция различных частей Elizabeth line, до этого пассажирам пригородных направлений было необходимо пересаживаться на новый центральный участок. А в мае 2023 года на центральном участке запустили 24 пары поездов в час пик, таким образом поезда здесь будут следовать с интервалом в 2.5 минуты, именно эта цифра была заложена при проектировании линии. 
Станция Abbey Wood, Elizabeth line
© Предоставлено пресс-службой Crossrail

В результате полного открытия линии провозная способность лондонского скоростного внеуличного транспорта вырастет на 10%, на линии ожидается пассажиропоток порядка 200 миллионов в год. Для сравнения – пассажиропоток Московского центрального кольца в 2022 году – 158,4 миллионов. Но, главное, Elizabeth line задала совершенно новый стандарт и масштаб внеуличного транспорта Лондона: длина специально разработанного для линии поезда – British Rail Class 345 –  200 метров, интервал движения на центральном участке – 5 минут, на линии создана 100% безбарьерная среда, невозможная на большинстве станций классического метро.
 
Лондон во многом похож на Москву: это огромный постоянно растущий и меняющийся мегаполис, нуждающийся в развитии транспортной инфраструктуры. Путь, который проделал Лондон за два десятилетия, Москва форсированно проходит в последние годы, интегрируя различные виды транспорта, прежде всего метро и железную дорогу (МЦК и МЦД) в единую систему скоростного внеуличного транспорта. Случайно или нет, но именно после открытия центрального участка Elizabeth line в Лондоне, в Москве снова публично заговорили о возможности строительства глубокого тоннеля для соединения Ярославского и Павелецкого направлений железных дорог для создания МЦД-5. Идея подземных железнодорожных станций в центре Москвы, каждая из которых будет иметь пересадки на метро, отсылает не только к лондонскому опыту, но и к старым проектам развития столичного транспорта.
 
Новые станции
При создании станций руководствовались семью принципами: идентичность, ясность, последовательность, инклюзивность, устойчивость, безопасность и ориентированность на людей. Перед проектировщиками стояла задача создать функциональное и эстетическое решение, которое формировало бы одновременно единый узнаваемый линейный дизайн проекта (line-wide design) и индивидуальный облик каждой станции. Общность дизайна линии формируется прежде всего с помощью узнаваемого поезда, специально разработанного для линии и логотипа, отсылающего к знаменитому рондо. Рондо – лого лондонской подземки – красный круг с синей горизонтальной полосой и белой надписью Underground на ней. Логотип новой линии – пурпурный круг с синей полосой; пурпурный – это один из цветов платинового юбилея Елизаветы II.
Elizabeth line в Лондоне. Фотография с открытия
© Предоставлено пресс-службой Crossrail
Elizabeth line в Лондоне. Фотография с открытия
© Предоставлено пресс-службой Crossrail

Но как создать идентичность 118-километровой линии, собранной из существующих и новых станций, как наземных и подземных, да еще и принципиально разной конструкции? Поэтому речь идет прежде всего об идентичности центрального участка, ключевого и самого востребованного, это 5 последовательно расположенных подземных станций от Bond Street до Whitechapel, открытых в 2022 году. Именно эти практически идентичные станции стали своеобразной визитной карточкой новой линии, ее самым узнаваемым образом.
 
Для создания их образа были использованы специально разработанные для линии панели из стеклофибробетона. Эти панели были созданы консорциумом из четырех компаний Grimshaw (архитектура), Atkins (инженерные системы), GIA Equation (освещение) и Maynard (графический дизайн). Эти белоснежные панели – главный, в сущности единственный и самый узнаваемый элемент отделки подземных частей станций, который и формирует их облик. Панели имеют разные размеры и формы: плоские, изгибающиеся, с отверстиями для акустики и без. Панели очень технологичны, они просты в производстве, монтаже, и при необходимости в демонтаже. Такой подход отвечает одному из принципов проектирования линии – «устойчивости»: «…передовой дизайн, который сводит к минимуму количество отходов, максимально улучшает качество материалов, снижает потребление энергии и является экономически эффективным…». 
Станция Bond Street, Elizabeth line
© Предоставлено пресс-службой Crossrail
Станция Whitechapel, Elizabeth line
© Предоставлено пресс-службой Crossrail
Станция Bond Street, Elizabeth line
© Предоставлено пресс-службой Crossrail

При этом образ пространств, создаваемый с помощью панелей, –одновременно и нейтральный и запоминающийся. Бюро Николаса Гримшо создает яркую узнаваемую архитектуру, только за последние годы по его проектам были построены транспортные узлы с очень интересной архитектурой как в Великобритании, так и по всему миру, например, в Нью-Йорке и Мельбурне. Поэтому задача для бюро была сложная: было необходимо создать образ уникальный, запоминающийся, но при этом во многом анонимный и вневременной, что им безусловно удалось. 
 
Масштаб станций центрального участка поистине гигантский – длина платформы достигает 250 метров. Для примера: обычно длина платформы московской станции порядка 162 метров, а самая длинная подземная станция – глубокая «Арбатская» – 220 метров. При этом в лондонском проекте нет точки, с которой это пространство можно увидеть и объять целиком, потому что собственно нет единого пространства. Это скорее подземные улицы – артерии, по которым перемещаются пассажиры: от наземного павильона через вестибюль, эскалаторы, непосредственно на платформу, на которой установлены защитные прозрачные экраны. Именно задачу комфортного и безопасного передвижения огромных людских потоков решали архитекторы, инженеры и дизайнеры. Иногда этот маршрут сложен, что объясняется переуплотнением подземной инфраструктуры в центральном Лондоне. Некоторые станции имеют заметную изогнутость платформ, что опять же объясняется сложными условиями, в которых они построены. Конструктивно это станции как с центральным залом, так и без него, на некоторых станциях перроны разных направлений соединены проходами в середине платформы, но пассажир вряд ли считывает все эти различия. 
 
Для поиска оптимальных решений были выполнены прототипы панелей и других элементов, а затем выстроен макет станции в натуральную величину. На макете тестировали не только панели, но и другие элементы, разработанные консорциумом: облицовку пола, скамейки, систему навигации и освещения, а также экраны на перронах, которые кроме своей непосредственной функции ограждения выполняют также и информационную, и осветительную. Строительство макета в натуральную величину – во многом удивительный факт, сегодня, кажется, все можно спроектировать в информационных системах, но авторы настаивали именно на таком подходе.
 
Еще один тип новых станций – три колонные подземные станции, которые представляют собой более типичное для подземных метрополитенов пространство. Правда не для лондонского, где, в отличие от московского, такие конструкции не очень распространены. Несмотря на то, что они представляют один тип конструкции – широкие платформы, один ряд колонн – их пространство более индивидуально, нежели на станциях центрального участка. На станции Canary Wharf колонны облицованы металлом и сделан реечный потолок. На Paddington и Woolwich использованы крупные квадратные элементы с круглыми светильниками. Колонны имеют более теплый характер: нижние части колонн на Paddington – коричневые, а на Woolwich имеют и орнамент.
Станция Canary Wharf, Elizabeth line
© Предоставлено пресс-службой Crossrail
Станция Paddington, Elizabeth line
© Предоставлено пресс-службой Crossrail

Наземные станции по своему характеру тяготеют к железнодорожным платформам, собственно они ими и являются, на станции Custom House сооружены своеобразные перголы. По аналогии с новыми станциями реконструируются существующие наземные станции, здесь сооружаются новые элементы: козырьки над платформами, кассовые залы, переходы. Проводя аналогии с Москвой, наземные станции Elizabeth Line – это вокзалы МЦД и МЦК, впрочем, лондонские станции намного камернее московских.
 
Индивидуальность – наверху 
Индивидуальность станциям придается не в подземной части, а в вестибюлях – объективно говоря, они берут на себя роль новых городских вокзалов. По всему их характеру: масштабу, положению в городской среде, индивидуальному облику они явно тяготеют именно к крупным железнодорожным узлам, а не станциям метро. С помощью этих масштабных сооружений линия открывается городу, а город получает новые узнаваемые сооружения. Станции в центральной части Лондона расположены в плотной городской застройке, их интегрировали в городскую среду, а также связали с существующими станциями метрополитена. То есть главное архитектурное переживание происходит именно здесь – при непосредственном входе на станцию или уже при выходе в динамичную среду Лондона. 
 
Станция Whitechapel, Elizabeth line
© Предоставлено пресс-службой Crossrail

Таким образом, здесь использован подход, «перевернутый» по отношению к московской традиции: подземные части станции выглядит почти одинаково, при этом вестибюли и входные павильоны обладают ярким индивидуальным дизайном. Так, при создании станций Московского центрального кольца стилистика входных павильонов выдержана в едином стиле, отсылающем к белоснежным лайнерам (автор большой части этих сооружений – Тимур Башкаев, АБТБ). Но в лондонском случае было важно обозначить новый тип и вид транспорта в ландшафте города. Для создания облика индивидуальных частей станционных комплексов был объявлен тендер, на котором выбирали оптимальные архитектурные и финансовые решения. В создание станций было вовлечено огромное количество проектировщиков, чтобы увязать все части воедино в проекте была введена должность главного архитектора. Им стал Джулиан Робинсон (Julian Robinson), который на протяжении десятилетий, начиная с 1992 года занимался этим проектом. В его работе было лишь два перерыва на другие большие лондонские проекты: продление Юбилейной линии метро (Jubilee Line Extension), открытой в 1999 году, и Олимпийские игры 2012 года в Лондоне.
Общественный сад над Canary Wharf, Elizabeth line
© Предоставлено пресс-службой Crossrail

Еще одним способом придания индивидуального облика стала интеграция произведений современного искусства в станции. В 2014 году при поддержке Корпорации лондонского Сити (City of London Corporation) был создан The Crossrail Art Foundation. В программу вошли 7 станций на центральном участке, для каждой был выбран финансовый партнер, который осуществляет финансирование проекта и арт-галерея, которая осуществляла отбор художников. Таким образом был сформирован понятный и прозрачный механизм выбора и финансирования создания произведений современного искусства. Для размещения произведений искусства были выбраны самые разные места: над эскалаторами, в кассовых залах и на улице. Единственная станция, на которой произведения искусства размещены в подземной части, – это Whitechapel. Здесь отработана важная для современного прогрессивного дискурса тема локального и разнообразного: на стенах над скамейками размещены работы художницы Шанталь Йоффе «Воскресный полдень в Уайтчепел». В рисунках, отсылающих к стилистике поп-арта, представлены различные типажи жителей этого мультикультурного района Ист-Энда. Куратором выступила также местная галерея Whitechapel Gallery.
Станция Whitechapel, Elizabeth line
© Предоставлено пресс-службой Crossrail

При этом основной способ придания индивидуального облика станциям это все-таки архитектура. По проекту Wilkinson Eyre создана станция Liverpool Street в Сити. Это бюро начало работать над проектами станции еще в 1990-ые, тогда она решалась в условно постмодернистской стилистике. Реализованный проект относится к середине 2000-ых, когда было окончательно решено строить линию. Основной образный элемент станции, а точнее вестибюлей – сфальцованные элементы. Их появление – это попытка зрительно увеличить не очень большую высоту кассового зала, здесь сфальцованный потолок сделан из стеклофибробетона.
Liverpool Street, Elizabeth line
© Предоставлено пресс-службой Crossrail
Liverpool Street, Elizabeth line
© Предоставлено пресс-службой Crossrail

Та же тема продолжается и на эскалаторе: здесь не только потолок, но и стены украшены металлическими сфальцованными панелями. После эскалаторов индивидуальность резко обрывается, начинается станция – артерия. В городском пространстве станция обозначена двумя вестибюлями, один из которых – это входной стеклянный павильон высотой 5 метров, причем в нем нет дверей, это пятиметровый портал на станцию линии. Днем естественный свет проникает под землю, обеспечивая кассовый зал естественным освещением, а вечером светящийся изнутри павильон освещает прилегающее городское пространство. Вокруг входов на станцию были созданы пешеходные пространства, причем это было большим достижением, проект этой, как и других станций новой линии проделал большой путь от автономного положения станции до интеграции в городское пространство. 

Tottenham Court Road
Станцию Tottenham Court Road называют воротами Вест-энда, она станет одной из самых загруженных в лондонском транспорте с ежедневным пассажиропотоком до 170 000 пассажиров. Два вестибюля станции, спроектированные HawkinsBrown, передают два разных настроения, объединяющий их элемент – цилиндрические светильники, при этом оба вестибюля построены на полном контрасте к унифицированной подземной части.
 
Новый западный вестибюль, расположенный в Сохо, отделан темным стеклом и металлическими панелями, он предельно «кинематографичный». Это аванзал Сохо, района, известного своей ночной жизнью, музыкальными площадками и сочетанием различных субкультур. Над эскалатором будет установлен экран, демонстрирующий видеоарт лауреата премии Тернера Дугласа Гордона.
Станция Tottenham Court, Elizabeth line
© Предоставлено пресс-службой Crossrail

Совершенно противоположен по настроению восточный вестибюль. Это глобальная реконструкция существовавшего ранее вестибюля метро – он был расширен в 6 раз. Новое пространство – яркое, отделанное белым и красным стеклом и нержавеющей сталью. В ячеистом потолке установлены красные цилиндры светильников. Образ вестибюля вдохновлен находящийся рядом башней Centre Point, это одно из самых известных лондонских зданий 1960-ых. Но если башня тяготеет к брутализму, то вестибюль станции – к поп-арту. 
Станция Tottenham Court, Elizabeth line
© Предоставлено пресс-службой Crossrail

Bond Street
На этой стации, наверное, в самой большой степени удалось достичь единства всех частей станции и подземного унифицированного пространства, и вестибюля, созданного John McAslan и украшенного работами Даррена Алмонда (Darren Almond). При том, что у каждой части свой индивидуальный облик, они развиваются, эволюционируют, здесь нет такого яркого контраста между разными частями, как на других станциях. 
Станция Bond Street, Elizabeth line
© Предоставлено пресс-службой Crossrail

Внутреннее пространство вестибюля построено на сочетании светлого песчаника и черных металлических элементов. Черные – профили окон, облицовка колонн, ограждения эскалаторов, светлые – стены и балочный потолок. Очень органично интегрированы работы Даррена Алмонда, лауреата премии Тернера, настолько, что можно говорить о любимой теме советских создателей метро – синтезе искусств: архитектуры и художественного оформления. Здесь представлены три работы, рефлексирующие на тему ежедневных действий, совершаемых пассажирами: спуске, подъеме, прибытии и отправлении. «Линия горизонта» представляет собой большую сетку фрагментированных чисел, отлитых из алюминия, состоящую из 144 отдельных плиток, отполированных вручную. Произведение искусства расположено над эскалаторами в вестибюле и видно спускающимся на станцию пассажирам. «Линия тени» и «Линия времени» – это произведения, основанные на традиции устанавливать на старых железнодорожных локомотивах литые бронзовые таблички-шильдики с их названиями. Однако на этих табличках есть поэтические фразы, предлагающие каждому пассажиру философское предложение.
Станция Bond Street, Elizabeth line
© Предоставлено пресс-службой Crossrail
Станция Bond Street, Elizabeth line
© Предоставлено пресс-службой Crossrail

Вестибюли станции встроены в новые здания, в отделке которых использованы материалы, характерные для Лондона, песчаник и портлендский камень. 
 
В целом облик станций очень неровный, но некоторые выглядят актуальными, так как они, как и подземные унифицированные части, спроектированы во вневременной стилистике. Другие – сегодня кажутся уже немного устаревшими, что объясняется тем, что они были спроектированы более 15 лет назад. Художественные произведения, размещенные на станциях, тоже были созданы 5–6 лет назад. И даже в этом есть аналогии с московской ситуацией: некоторые станции, как, например, станция «Достоевская», открыта в 2010 году, но это позднесоветский проект. Это не значит, что станция плохая, просто она выглядит как станция, которую спроектировали в конце 1980-х – начале 1990-х годов. И в градостроительном плане между проектом Crossrail и транспортными проектами в Москве тоже много общего. Сегодня реализуются крупные инфраструктурные проекты, заложенные многие десятилетия назад, при этом стирается грань между разными видами скоростного внеуличного транспорта, а к созданию образа станций привлекаются архитекторы, создающие индивидуальный облик объектов.

24 Мая 2023

Похожие статьи
Археология модернизма: первая работа Нины Алешиной
Историю модернизма редко изучают так, как XVIII или XIX век – с вниманием к деталям, поиском и атрибуциями. А вот Александр Змеул, исследуя творчество архитектора Московского метро Нины Алешиной, сделал относительно небольшое, но настоящее открытие: нашел ее первую авторскую реализацию. Это вестибюль станции «Проспект Мира» радиальной линии. Интересно и то, что его фасад 1959 года просуществовал менее 20 лет. Почему так? Читайте статью.
Годы метро. Памяти Нины Алешиной
Сегодня, 17 июля, исполняется сто лет со дня рождения Нины Александровны Алешиной – пожалуй, ключевого архитектора московского метро второй половины XX века. За сорок лет она построила двадцать станций. Публикуем текст Александра Змеула, основанный на архивных материалах, в том числе рукописи самой Алешиной, с фотографиями Алексея Народицкого.
Мечта в движении: между утопией и реальностью
Исследование истории проектирования и строительства монорельсов в разных странах, но с фокусом мечты о новой мобильности в СССР, сделанное Александром Змеулом для ГЭС-2, переросло в довольно увлекательный ретро-футуристический рассказ о Москве шестидесятых, выстроенный на противопоставлениях. Публикуем целиком.
Модернизация – 3
Третья книга НИИТИАГ о модернизации городской среды: что там можно, что нельзя, и как оно исторически происходит. В этом году: готика, Тамбов, Петербург, Енисейск, Казанская губерния, Нижний, Кавминводы, равно как и проблематика реновации и устойчивости.
Три башни профессора Юрия Волчка
Все знают Юрия Павловича Волчка как увлеченного исследователя архитектуры XX века и теоретика, но из нашей памяти как-то выпадает тот факт, что он еще и проектировал как архитектор – сам и совместно с коллегами, в 1990-е и 2010-е годы. Статья Алексея Воробьева, которую мы публикуем с разрешения редакции сборника «Современная архитектура мира», – о Волчке как архитекторе и его проектах.
Школа ФЗУ Ленэнерго – забытый памятник ленинградского...
В преддверии вторичного решения судьбы Школы ФЗУ Ленэнерго, на месте которой может появиться жилой комплекс, – о том, что история архитектуры – это не история имени собственного, о самоценности архитектурных решений и забытой странице фабрично-заводского образования Ленинграда.
Нейросказки
Участники воркшопа, прошедшего в рамках мероприятия SINTEZ.SPACE, создавали комикс про будущее Нижнего Новгорода. С картинками и текстами им помогали нейросети: от ChatGpt до Яндекс Балабоба. Предлагаем вашему вниманию три работы, наиболее приглянувшиеся редакции.
Лучшее, худшее, новое, старое: архитектурные заметки...
«Что такое традиции архитектуры московского метро? Есть мнения, что это, с одной стороны, индивидуальность облика, с другой – репрезентативность или дворцовость, и, наконец, материалы. Наверное всё это так». Вашему вниманию – вторая серия архитектурных заметок Александра Змеула о БКЛ, посвященная его художественному оформлению, но не только.
Иван Фомин и Иосиф Лангбард: на пути к классике 1930-х
Новая статья Андрея Бархина об упрощенном ордере тридцатых – на основе сравнения архитектуры Фомина и Лангбарда. Текст был представлен 17 мая 2022 года в рамках Круглого стола, посвященного 150-летию Ивана Фомина.
Архитектурные заметки о БКЛ.
Часть 1
Александр Змеул много знает о метро, в том числе московском, и сейчас, с открытием БКЛ, мы попросили его написать нам обзор этого гигантского кольца – говорят, что самого большого в мире, – с точки зрения архитектуры. В первой части: имена, проектные компании, относительно «старые» станции и многое другое. Получился, в сущности, путеводитель по новой части метро.
Архитектурная модернизация среды. Книга 2
Вслед за первой, выпущенной в прошлом году, публикуем вторую коллективную монографию НИИТИАГ, посвященную «Архитектурной модернизации среды»: история развития городской среды от Тамбова до Минусинска, от Пицунды 1950-х годов до Ричарда Роджерса.
Архитектурная модернизация среды жизнедеятельности:...
Публикуем полный текст первой книги коллективной монографии сотрудников НИИТИАГ. Книга посвящена разным аспектам обновления рукотворной среды, как городской, так и сельской, как древности, так и современной архитектуре, в частности, в ней есть глава, посвященная Николасу Гримшо. В монографии больше 450 страниц.
Поддержка архитектуры в Дании: коллаборации большие...
Публикуем главу из недавно опубликованного исследования Москомархитектуры, посвященного анализу практик поддержки архитектурной деятельности в странах Европы, США и России. Глава посвящена Дании, автор – Татьяна Ломакина.
Сколько стоил дом на Моховой?
Дмитрий Хмельницкий рассматривает дом Жолтовского на Моховой, сравнительно оценивая его запредельную для советских нормативов 1930-х годов стоимость, и делая одновременно предположения относительно внутренней структуры и ведомственной принадлежности дома.
Конкурсный проект комбината газеты «Известия» Моисея...
Первая часть исследования «Иван Леонидов и архитектура позднего конструктивизма (1933–1945)» продолжает тему позднего творчества Леонидова в работах Петра Завадовского. В статье вводятся новые термины для архитектуры, ранее обобщенно зачислявшейся в «постконструктивизм», и начинается разговор о влиянии Леонидова на формально-стилистический язык поздних работ Моисея Гинзбурга и архитекторов его группы.
От музы до главной героини. Путь к признанию творческой...
Публикуем перевод статьи Энн Тинг. Она известна как подруга Луиса Кана, но в то же время Тинг – первая женщина с лицензией архитектора в Пенсильвании и преподаватель архитектурной морфологии Пенсильванского университета. В статье на примере девяти историй рассмотрена эволюция личностной позиции творческих женщин от интровертной «музы» до экстравертной креативной «героини».
Бетонный Мадрид
Новая серия фотографа Роберто Конте посвящена не самой известной исторической странице испанской архитектуры: мадридским зданиям в русле брутализма.
Реновация городской среды: исторические прецеденты
Публикуем полный текст коллективной монографии, написанной в прошедшем 2020 году сотрудниками НИИТИАГ и посвященной теме, по-прежнему актуальной как для столицы, так и для всей страны – реновации городов. Тема рассмотрена в широкой исторической и географической перспективе: от градостроительной практики Екатерины II до творчества Ричарда Роджерса в его отношении к мегаполисам. Москва, НИИТИАГ, 2021. 333 страницы.
Технологии и материалы
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите
Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
Сейчас на главной
Сергей Скуратов: «Если обобщать, проект реализован...
Говорим с автором «Садовых кварталов»: вспоминаем историю и сюжеты, связанные с проектом, который развивался 18 лет и вот теперь, наконец, завершен. Самое интересное с нашей точки зрения – трансформации проекта и еще то, каким образом образовалась «необходимая пустота» городского общественного пространства, которая делает комплекс фрагментом совершенно иного типа городской ткани, не только в плоскости улиц, но и «по вертикали».
Карельская обитель
Храм в честь всех карельских святых планируют строить в небольшом поселке Куркиёки, который находится недалеко от границы Карелии и Ленинградской области, на территории национального парка «Ладожские шхеры». Мастерская «Прохрам» предложила традиционный образ и современные каркасные технологии, а также включение скального массива в интерьер здания.
Нетипичный представитель
Недавно завершившийся 2024 год можно считать годом завершения реализации проекта «Садовые кварталы» в Хамовниках. Он хорошо известен и во многом – знаковый. Далеко не везде удается сохранить такое количество исходных идей, получив в итоге своего рода градостроительный гезамкунстверк. Здесь – субъективный взгляд архитектурного журналиста, а завтра будет интервью с Сергеем Скуратовым.
Выкрасить и выбросить
В Парке Горького сносят бывшее здание дирекции у моста, оно же бывший штаб музея GARAGE. В 2018 году его часть обновили в духе современных тенденций по проекту Ольги Трейвас и бюро FORM, а теперь снесли и утверждают, что сохраняют архитектуру конструктивизма.
Параметрия и жизнь
Жилой дом Gulmohar в индийском Ахмадабаде архитекторы бюро Wallmakers выстроили буквально вокруг растущего на участке дерева.
2024: что читали архитекторы
В нашем традиционном новогоднем опросе архитекторы вспомнили много хороших книг – и мы решили объединить их в отдельный список. Некоторые издания упоминались даже несколько раз, что дало нам повод составить топ-4 с короткими комментариями. Берем на вооружение и читаем.
Пресса: Как Игорь Пасечник («НИиПИ Спецреставрация») вместе...
Игорь Пасечник — супергерой петербургской реставрации. Он сумел превратить «ненужный» государственный научно-исследовательский институт в успешную коммерческую организацию «НИиПИ Спецреставрация». Специально для Собака.ru архитектурный критик Мария Элькина узнала, что Теодор Курентзис поставил обязательным условием в реставрации Дома Радио, стоит ли восстанавливать давно разрушенное и что за каллиграффити царапали корнеты на стенах Николаевского кавалерийского училища.
Блеск и пепел
В Русском музее до середины мая работает выставка «Великий Карл», приуроченная к 225-летию художника и окончанию работ по реставрации «Последнего дня Помпеи». Архитектуру доверили Андрею Воронову («Архатака»): он утопил в «пепле» Академические залы и запустил в них лазурный цвет, визуализировал линию жизни и приблизил картины к зрителю, обеспечив свежесть восприятия. Нам понравилось.
Корочка и мякоть
Кафе Aaark на Чистых прудах вдохновлено Италией середины XX века. Студия KIDZ выбрала в качестве концептуальной основы фокаччу, однако уловить это в элегантном ретро-интерьере можно только после пояснения: фактурные штукатурки, темный шпон и алый стол отвечают соответственно за мякоть, корочку и томаты.
От Перово до Новогиреево
В декабре заработала новая выставка проекта «Москва без окраин», рассказывающая об архитектуре районов Перово и Новогиреево. Музей Москвы подготовил гид по объектам, представленным в новой экспозиции. Выставка работает до 9 марта.
Продолжение холма
Для подмосковного гольф-курорта «Шишкино» бюро Futura Architects спроектировало два различных по стилю «острова» с инфраструктурой: бионическое медицинское крыло со зданием-кометой, а также гостевой комплекс, интерпретирующий тему традиционного шале.
Геометрия отдыха
Новый жилой район вьетнамского города Виня получил необычный парк и центр отдыха. Архитекторы бюро MIA Design Studio скрыли все объемы под склонами прямоугольных газонов.
Записки охотника
По проекту архитектурно-художественных мастерских Величкина и Голованова во Владимирской области построен комплекс клуба любителей охоты и рыбалки. Основным материалом для объектов послужил клееный брус, а сужающиеся книзу крестообразные пилоны и металлические клепаные ставни создали необходимую брутальность.
Нейро – мета-
Российский AI-художник Степан Ковалев удостоился упоминания от основателя «гранжа в графическом дизайне» и попал в новый журнал The AI Art Magazine, который теперь издается в Гамбурге, с работой абстрактно-метафизического плана. Что спровоцировало нас немного изучить контекст: и журнал, и другие AI-конкурсы.
Кирпич на вес золота
В конце декабря в Санкт-Петербурге подвели итоги четвертого Кирпичного конкурса, проводимого издательским домом «Балтикум» совместно с компанией «АРХИТАЙЛ Северо-Запад». Принять участие в конкурсе могли молодые архитекторы и дизайнеры до 35 лет. Гран-при 100 тысяч рублей получил проект «Серая кольцевая», разработанный Анастасией Сергеевой и Владиславом Лобко из Санкт-Петербурга. Победителям номинаций досталось по 25 тысяч рублей. Рассказываем подробнее о проектах-победителях.
Нефритовые драгоценности
Бюро Zaha Hadid Architects получило заказ на разработку проекта Центра культуры и искусства реки Цаоэ в китайском Шаосине. В качестве отделочного материала планируется использовать особые керамические панели необычного серо-зеленого оттенка.
Инки и сакура
В интерьере красноярского ресторана N’kei бюро LEFTdesign следует гастрономической концепции, соединяя культуру Японии и Перу. Элементы дизайна отсылают к Радужным горам, золоту инков и цветению сакуры, одновременно сохраняя суровость сибирского края.
Алхимия семян
Для кофейни Slovno в Мае во Владимире Raimer Bureau сочинило фантазийную лабораторию, которую не ожидаешь встретить в обычном торговом центре: с травами и картотекой специй, колбами и склянками, фактурными поверхностями и винтажной мебелью.
Архитектура в кино
Кто не любит рассматривать архитектуру в кино, распознавать «места» или оценивать виртуальные города? Но кто знает, что декорации для Эйзенштейна делал Буров, и им восхищался Корбюзье? И все ли знают виллу Малапарте? А вот Александр Скокан рассматривает архитектуру в кино «олд-скульно», через шедевры модернизма. И еще как героя фильма: где-то здание играет свою кинороль, а где-то, кажется, и человек не нужен.
2024: что говорят архитекторы
Больше всего нам нравится рассказывать об архитектуре, то есть о_проектах, но как минимум раз в год мы даем слово архитекторам ;-) и собираем мнение многих профессионалов о том, как прошел их профессиональный год. И вот, в этом году – 53 участника, а может быть, еще и побольше... На удивление, среди замеченных лидируют книги и выставки: браво музею архитектуры, издательству Tatlin и другим площадкам и издательствам! Читаем и смотрим. Грустное событие – сносят модернизм, событие с амбивалентной оценкой – ипотечная ставка. Читаем архитекторов.
Поле жизни
Новый проект от бюро ПНКБ Сергея Гнедовского и Антона Любимкина для Музея-заповедника «Куликово поле» посвящен Полю как таковому, самому по себе. Его исследование давно, тщательно и успешно ведет музей. Соответственно, снаружи форма нового музейного здания мягче, чем у предыдущего, тоже от ПНКБ, посвящённого исторической битве. Но внутри оно уверенно ведет посетителя от светового колодца по спирали – к полю, которое в данном случае трактовано не как поле битвы, а как поле жизни.
Космо-катамино
Бюро MORS ARCHITECTS придумало для компании, которая специализируется на кибербезопасности, офис-головоломку, стимулирующий креативность и азарт: с помощью насыщенных цветов и отсылок к ретрофутуризму.
Дерево и базальт
Бюро Malik Architecture соединило в своем проекте гостиницы Radisson в горах индийского штата Махараштра местные традиции и требования ресурсоэффективности.
Пресса: «Строить в центре в историческом стиле — всегда было...
В Петербурге в 2024 году похоронили проект парка «Тучков буян», на торги выставили тюрьму «Кресты». Конюшенное ведомство, наконец, дождалось начало разработки проекта реставрации, и началось строительство кампуса СПбГУ. «Фонтанка» поговорила с автором ряда ключевых для Петербурга проектов и, наверное, одним из самых известных петербургских архитекторов, главой «Студии 44» Никитой Явейном об итогах года.
Рамка кирпича
По проекту бюро Axis Project на Кубанской набережной в Краснодаре построен офис, который уже взяло в аренду другое бюро – Archivista. Перебрав несколько вариантов, авторы и заказчики остановились на лаконичной форме, сделав ставку на ясность пропорций и выразительность материала – красного кирпича ручной формовки.
Пресса: Лучшие здания, станции и мосты, построенные (или снесенные)...
Новые постройки МГТУ им. Баумана — самая масштабная и противоречивая реализация года. Немецкая слобода, в которой находится Бауманка, представляет собой наслоение самых разных эпох, при этом многие десятилетия пребывала в каком-то подвешенном состоянии, словно ожидая мощного толчка.
Для борьбы со стихией
В японском городе Курасики по проекту Кэнго Кумы создан парк, инфраструктура которого поможет жителям в случае природной катастрофы.
Конгресс и кампус
В Кирове подвели итоги конкурса на концепцию конгресс-холла и общественного пространства на территории бывшего Кировского военно авиационно-технического училища, которую планируется развивать в качестве кампуса. Победила заявка Максима Гарипова: архитектор подошел к территории через метафору потока, а здание-доминанту превратил в композиционный мост.
Пресса: Каким был 2024 год в мире архитектуры и архитекторов
«Большой Город» подводит итоги 2024 года: в массовой культуре, искусстве, музыке, гастрономии. В архитектурной среде он запомнится не только отдельными зданиями и событиями, но и новыми взглядами на то, как живут и меняются наши города. Подводя итоги уходящего года, «Большой Город» поговорил с архитекторами ведущих российских бюро о том, что стало главным в 2024-м и что интересного нам обещает следующий год.