Линия Елизаветы

Александр Змеул – автор, который давно и профессионально занимается историей и проблематикой архитектуры метро и транспорта в целом, – рассказывает о новой лондонской линии Елизаветы. Она открылась ровно год назад, в нее входит ряд станцией, реализованных ранее, а новые проектировали, в том числе, Гримшо, Уилкинсон и Макаслан. В каких-то подходах она схожа, а в чем-то противоположна мега-проектам развития московского транспорта. Внимание – на сравнение.

mainImg
«Самый крупный инфраструктурный проект Европы», «самый крупный проект поколения», – такими эпитетами награждают Elizabeth line, линию Елизаветы, в Лондоне. Ее центральный и самый важный участок был открыт ровно год назад – 24 мая 2022 года в канун платинового юбилея правления королевы Елизаветы II.  Спустя год движение на линии запущено в полном объеме. Это не просто еще одна линия лондонского скоростного внеуличного транспорта, это линия, задающая новые стандарты и ориентиры. Проект, обсуждавшийся на протяжении десятилетий, имеет важнейшие и градостроительное, и транспортное, и архитектурное измерения, а еще вызывает желание проводить параллели с Москвой. 
Elizabeth line в Лондоне. Фотография с открытия
© Предоставлено пресс-службой Crossrail

За последние 20 лет в Лондоне было построено всего три новые станции традиционного (классического) метро, которое известно как underground или tube. Основной фокус в Лондоне был сделан на реконструкции существующей транспортной инфраструктуры и интеграции между собой различных видов транспорта, и к этой работе активно привлекают известных британских архитекторов. Зримым результатом этой работы стали мощные транспортно-пересадочные узлы, созданные в результате реконструкции исторических железнодорожных станций. 
 
King’s Cross по проекту John McAslan + Partners, London Bridge по проекту Grimshaw, – все они имеют яркий запоминающийся образ. Кстати 2 из 3 станций метро, открытых в последние 20 лет, также спроектированы Grimshaw, бюро Николаса Гримшо уверенно удерживает лидерство в проектировании объектов транспортной инфраструктуры, причем не только в Великобритании. Кроме того, в Лондоне шла активная интеграция городских железных дорог (Overground) в единую транспортную систему города, развивалось легкое автоматическое метро (Docklands Light Railway, DLR). Также продолжалась работа по реконструкции станций традиционного метро, некоторые из которых построены более 150 лет назад. Так один из сложнейших узлов – станционный комплекс Bank в самом сердце Сити –реконструируют по проекту Wilkinson Eyre, там строится новая платформа для одной из линий и новый вестибюль.
 
Но главным событием последнего 20-летия стало открытие центрального участка Elizabeth line в 2022 году, одного из самых долгожданных проектов. О скоростной связи восточной и западной частей Лондона говорили буквально десятилетиями, некоторые проекты относятся еще к 1940-ым годам. Однако проекты, которые начинали реализовываться, в тот или иной момент останавливались, так в 1990-ые был подготовлен не только проект трассы, но и архитектурные решения станций, тем не менее тогда проект в очередной раз был свернут. Дело сдвинулось в 2008 году, когда парламент Великобритании принял закон о Crossrail (Crossrail Act), который регулировал различные аспекты строительства и эксплуатации этой линии. Линию планировали открыть в 2018 году, однако в итоге открыли на 4 с половиной года позднее – в 2022 году, при этом бюджет значительно увеличился.  
Станция Canary Wharf, Elizabeth line
© Предоставлено пресс-службой Crossrail

В 2016 проект получил «королевское» имя – Elizabeth line в честь королевы Елизаветы II, но рабочее название линии – Crossrail лучше всего отражает суть проекта. Многие ошибочно полагают, что это еще одна,  пусть и более современная, линия метро, на самом деле это железнодорожная линия. Ее протяженность – 118 километров, она включает 40 станций, и в значительной степени проходит по существующим путям, при этом было построено 42 километра тоннелей. Линия пересекает Большой Лондон и его пригороды с запада на восток, имея с обеих сторон вилочное движение. 30 из 40 станций также существовали ранее, но на них была реконструирована и техническая, и пассажирская инфраструктура, отдельные участки открывались, начиная с 2015 года, под временным названием TfL Rail, то есть пассажиров готовили к тому, что в системе Transport for London будет еще одна железная дорога. Но сердце проекта и его самая востребованная часть – это участок из 10 станций в центральном и юго-восточном Лондоне, которые открылись в 2022 году.
 
Еще целый год понадобился для финальных работ. Так, в ноябре 2022 года была завершена интеграция различных частей Elizabeth line, до этого пассажирам пригородных направлений было необходимо пересаживаться на новый центральный участок. А в мае 2023 года на центральном участке запустили 24 пары поездов в час пик, таким образом поезда здесь будут следовать с интервалом в 2.5 минуты, именно эта цифра была заложена при проектировании линии. 
Станция Abbey Wood, Elizabeth line
© Предоставлено пресс-службой Crossrail

В результате полного открытия линии провозная способность лондонского скоростного внеуличного транспорта вырастет на 10%, на линии ожидается пассажиропоток порядка 200 миллионов в год. Для сравнения – пассажиропоток Московского центрального кольца в 2022 году – 158,4 миллионов. Но, главное, Elizabeth line задала совершенно новый стандарт и масштаб внеуличного транспорта Лондона: длина специально разработанного для линии поезда – British Rail Class 345 –  200 метров, интервал движения на центральном участке – 5 минут, на линии создана 100% безбарьерная среда, невозможная на большинстве станций классического метро.
 
Лондон во многом похож на Москву: это огромный постоянно растущий и меняющийся мегаполис, нуждающийся в развитии транспортной инфраструктуры. Путь, который проделал Лондон за два десятилетия, Москва форсированно проходит в последние годы, интегрируя различные виды транспорта, прежде всего метро и железную дорогу (МЦК и МЦД) в единую систему скоростного внеуличного транспорта. Случайно или нет, но именно после открытия центрального участка Elizabeth line в Лондоне, в Москве снова публично заговорили о возможности строительства глубокого тоннеля для соединения Ярославского и Павелецкого направлений железных дорог для создания МЦД-5. Идея подземных железнодорожных станций в центре Москвы, каждая из которых будет иметь пересадки на метро, отсылает не только к лондонскому опыту, но и к старым проектам развития столичного транспорта.
 
Новые станции
При создании станций руководствовались семью принципами: идентичность, ясность, последовательность, инклюзивность, устойчивость, безопасность и ориентированность на людей. Перед проектировщиками стояла задача создать функциональное и эстетическое решение, которое формировало бы одновременно единый узнаваемый линейный дизайн проекта (line-wide design) и индивидуальный облик каждой станции. Общность дизайна линии формируется прежде всего с помощью узнаваемого поезда, специально разработанного для линии и логотипа, отсылающего к знаменитому рондо. Рондо – лого лондонской подземки – красный круг с синей горизонтальной полосой и белой надписью Underground на ней. Логотип новой линии – пурпурный круг с синей полосой; пурпурный – это один из цветов платинового юбилея Елизаветы II.
Elizabeth line в Лондоне. Фотография с открытия
© Предоставлено пресс-службой Crossrail
Elizabeth line в Лондоне. Фотография с открытия
© Предоставлено пресс-службой Crossrail

Но как создать идентичность 118-километровой линии, собранной из существующих и новых станций, как наземных и подземных, да еще и принципиально разной конструкции? Поэтому речь идет прежде всего об идентичности центрального участка, ключевого и самого востребованного, это 5 последовательно расположенных подземных станций от Bond Street до Whitechapel, открытых в 2022 году. Именно эти практически идентичные станции стали своеобразной визитной карточкой новой линии, ее самым узнаваемым образом.
 
Для создания их образа были использованы специально разработанные для линии панели из стеклофибробетона. Эти панели были созданы консорциумом из четырех компаний Grimshaw (архитектура), Atkins (инженерные системы), GIA Equation (освещение) и Maynard (графический дизайн). Эти белоснежные панели – главный, в сущности единственный и самый узнаваемый элемент отделки подземных частей станций, который и формирует их облик. Панели имеют разные размеры и формы: плоские, изгибающиеся, с отверстиями для акустики и без. Панели очень технологичны, они просты в производстве, монтаже, и при необходимости в демонтаже. Такой подход отвечает одному из принципов проектирования линии – «устойчивости»: «…передовой дизайн, который сводит к минимуму количество отходов, максимально улучшает качество материалов, снижает потребление энергии и является экономически эффективным…». 
Станция Bond Street, Elizabeth line
© Предоставлено пресс-службой Crossrail
Станция Whitechapel, Elizabeth line
© Предоставлено пресс-службой Crossrail
Станция Bond Street, Elizabeth line
© Предоставлено пресс-службой Crossrail

При этом образ пространств, создаваемый с помощью панелей, –одновременно и нейтральный и запоминающийся. Бюро Николаса Гримшо создает яркую узнаваемую архитектуру, только за последние годы по его проектам были построены транспортные узлы с очень интересной архитектурой как в Великобритании, так и по всему миру, например, в Нью-Йорке и Мельбурне. Поэтому задача для бюро была сложная: было необходимо создать образ уникальный, запоминающийся, но при этом во многом анонимный и вневременной, что им безусловно удалось. 
 
Масштаб станций центрального участка поистине гигантский – длина платформы достигает 250 метров. Для примера: обычно длина платформы московской станции порядка 162 метров, а самая длинная подземная станция – глубокая «Арбатская» – 220 метров. При этом в лондонском проекте нет точки, с которой это пространство можно увидеть и объять целиком, потому что собственно нет единого пространства. Это скорее подземные улицы – артерии, по которым перемещаются пассажиры: от наземного павильона через вестибюль, эскалаторы, непосредственно на платформу, на которой установлены защитные прозрачные экраны. Именно задачу комфортного и безопасного передвижения огромных людских потоков решали архитекторы, инженеры и дизайнеры. Иногда этот маршрут сложен, что объясняется переуплотнением подземной инфраструктуры в центральном Лондоне. Некоторые станции имеют заметную изогнутость платформ, что опять же объясняется сложными условиями, в которых они построены. Конструктивно это станции как с центральным залом, так и без него, на некоторых станциях перроны разных направлений соединены проходами в середине платформы, но пассажир вряд ли считывает все эти различия. 
 
Для поиска оптимальных решений были выполнены прототипы панелей и других элементов, а затем выстроен макет станции в натуральную величину. На макете тестировали не только панели, но и другие элементы, разработанные консорциумом: облицовку пола, скамейки, систему навигации и освещения, а также экраны на перронах, которые кроме своей непосредственной функции ограждения выполняют также и информационную, и осветительную. Строительство макета в натуральную величину – во многом удивительный факт, сегодня, кажется, все можно спроектировать в информационных системах, но авторы настаивали именно на таком подходе.
 
Еще один тип новых станций – три колонные подземные станции, которые представляют собой более типичное для подземных метрополитенов пространство. Правда не для лондонского, где, в отличие от московского, такие конструкции не очень распространены. Несмотря на то, что они представляют один тип конструкции – широкие платформы, один ряд колонн – их пространство более индивидуально, нежели на станциях центрального участка. На станции Canary Wharf колонны облицованы металлом и сделан реечный потолок. На Paddington и Woolwich использованы крупные квадратные элементы с круглыми светильниками. Колонны имеют более теплый характер: нижние части колонн на Paddington – коричневые, а на Woolwich имеют и орнамент.
Станция Canary Wharf, Elizabeth line
© Предоставлено пресс-службой Crossrail
Станция Paddington, Elizabeth line
© Предоставлено пресс-службой Crossrail

Наземные станции по своему характеру тяготеют к железнодорожным платформам, собственно они ими и являются, на станции Custom House сооружены своеобразные перголы. По аналогии с новыми станциями реконструируются существующие наземные станции, здесь сооружаются новые элементы: козырьки над платформами, кассовые залы, переходы. Проводя аналогии с Москвой, наземные станции Elizabeth Line – это вокзалы МЦД и МЦК, впрочем, лондонские станции намного камернее московских.
 
Индивидуальность – наверху 
Индивидуальность станциям придается не в подземной части, а в вестибюлях – объективно говоря, они берут на себя роль новых городских вокзалов. По всему их характеру: масштабу, положению в городской среде, индивидуальному облику они явно тяготеют именно к крупным железнодорожным узлам, а не станциям метро. С помощью этих масштабных сооружений линия открывается городу, а город получает новые узнаваемые сооружения. Станции в центральной части Лондона расположены в плотной городской застройке, их интегрировали в городскую среду, а также связали с существующими станциями метрополитена. То есть главное архитектурное переживание происходит именно здесь – при непосредственном входе на станцию или уже при выходе в динамичную среду Лондона. 
 
Станция Whitechapel, Elizabeth line
© Предоставлено пресс-службой Crossrail

Таким образом, здесь использован подход, «перевернутый» по отношению к московской традиции: подземные части станции выглядит почти одинаково, при этом вестибюли и входные павильоны обладают ярким индивидуальным дизайном. Так, при создании станций Московского центрального кольца стилистика входных павильонов выдержана в едином стиле, отсылающем к белоснежным лайнерам (автор большой части этих сооружений – Тимур Башкаев, АБТБ). Но в лондонском случае было важно обозначить новый тип и вид транспорта в ландшафте города. Для создания облика индивидуальных частей станционных комплексов был объявлен тендер, на котором выбирали оптимальные архитектурные и финансовые решения. В создание станций было вовлечено огромное количество проектировщиков, чтобы увязать все части воедино в проекте была введена должность главного архитектора. Им стал Джулиан Робинсон (Julian Robinson), который на протяжении десятилетий, начиная с 1992 года занимался этим проектом. В его работе было лишь два перерыва на другие большие лондонские проекты: продление Юбилейной линии метро (Jubilee Line Extension), открытой в 1999 году, и Олимпийские игры 2012 года в Лондоне.
Общественный сад над Canary Wharf, Elizabeth line
© Предоставлено пресс-службой Crossrail

Еще одним способом придания индивидуального облика стала интеграция произведений современного искусства в станции. В 2014 году при поддержке Корпорации лондонского Сити (City of London Corporation) был создан The Crossrail Art Foundation. В программу вошли 7 станций на центральном участке, для каждой был выбран финансовый партнер, который осуществляет финансирование проекта и арт-галерея, которая осуществляла отбор художников. Таким образом был сформирован понятный и прозрачный механизм выбора и финансирования создания произведений современного искусства. Для размещения произведений искусства были выбраны самые разные места: над эскалаторами, в кассовых залах и на улице. Единственная станция, на которой произведения искусства размещены в подземной части, – это Whitechapel. Здесь отработана важная для современного прогрессивного дискурса тема локального и разнообразного: на стенах над скамейками размещены работы художницы Шанталь Йоффе «Воскресный полдень в Уайтчепел». В рисунках, отсылающих к стилистике поп-арта, представлены различные типажи жителей этого мультикультурного района Ист-Энда. Куратором выступила также местная галерея Whitechapel Gallery.
Станция Whitechapel, Elizabeth line
© Предоставлено пресс-службой Crossrail

При этом основной способ придания индивидуального облика станциям это все-таки архитектура. По проекту Wilkinson Eyre создана станция Liverpool Street в Сити. Это бюро начало работать над проектами станции еще в 1990-ые, тогда она решалась в условно постмодернистской стилистике. Реализованный проект относится к середине 2000-ых, когда было окончательно решено строить линию. Основной образный элемент станции, а точнее вестибюлей – сфальцованные элементы. Их появление – это попытка зрительно увеличить не очень большую высоту кассового зала, здесь сфальцованный потолок сделан из стеклофибробетона.
Liverpool Street, Elizabeth line
© Предоставлено пресс-службой Crossrail
Liverpool Street, Elizabeth line
© Предоставлено пресс-службой Crossrail

Та же тема продолжается и на эскалаторе: здесь не только потолок, но и стены украшены металлическими сфальцованными панелями. После эскалаторов индивидуальность резко обрывается, начинается станция – артерия. В городском пространстве станция обозначена двумя вестибюлями, один из которых – это входной стеклянный павильон высотой 5 метров, причем в нем нет дверей, это пятиметровый портал на станцию линии. Днем естественный свет проникает под землю, обеспечивая кассовый зал естественным освещением, а вечером светящийся изнутри павильон освещает прилегающее городское пространство. Вокруг входов на станцию были созданы пешеходные пространства, причем это было большим достижением, проект этой, как и других станций новой линии проделал большой путь от автономного положения станции до интеграции в городское пространство. 

Tottenham Court Road
Станцию Tottenham Court Road называют воротами Вест-энда, она станет одной из самых загруженных в лондонском транспорте с ежедневным пассажиропотоком до 170 000 пассажиров. Два вестибюля станции, спроектированные HawkinsBrown, передают два разных настроения, объединяющий их элемент – цилиндрические светильники, при этом оба вестибюля построены на полном контрасте к унифицированной подземной части.
 
Новый западный вестибюль, расположенный в Сохо, отделан темным стеклом и металлическими панелями, он предельно «кинематографичный». Это аванзал Сохо, района, известного своей ночной жизнью, музыкальными площадками и сочетанием различных субкультур. Над эскалатором будет установлен экран, демонстрирующий видеоарт лауреата премии Тернера Дугласа Гордона.
Станция Tottenham Court, Elizabeth line
© Предоставлено пресс-службой Crossrail

Совершенно противоположен по настроению восточный вестибюль. Это глобальная реконструкция существовавшего ранее вестибюля метро – он был расширен в 6 раз. Новое пространство – яркое, отделанное белым и красным стеклом и нержавеющей сталью. В ячеистом потолке установлены красные цилиндры светильников. Образ вестибюля вдохновлен находящийся рядом башней Centre Point, это одно из самых известных лондонских зданий 1960-ых. Но если башня тяготеет к брутализму, то вестибюль станции – к поп-арту. 
Станция Tottenham Court, Elizabeth line
© Предоставлено пресс-службой Crossrail

Bond Street
На этой стации, наверное, в самой большой степени удалось достичь единства всех частей станции и подземного унифицированного пространства, и вестибюля, созданного John McAslan и украшенного работами Даррена Алмонда (Darren Almond). При том, что у каждой части свой индивидуальный облик, они развиваются, эволюционируют, здесь нет такого яркого контраста между разными частями, как на других станциях. 
Станция Bond Street, Elizabeth line
© Предоставлено пресс-службой Crossrail

Внутреннее пространство вестибюля построено на сочетании светлого песчаника и черных металлических элементов. Черные – профили окон, облицовка колонн, ограждения эскалаторов, светлые – стены и балочный потолок. Очень органично интегрированы работы Даррена Алмонда, лауреата премии Тернера, настолько, что можно говорить о любимой теме советских создателей метро – синтезе искусств: архитектуры и художественного оформления. Здесь представлены три работы, рефлексирующие на тему ежедневных действий, совершаемых пассажирами: спуске, подъеме, прибытии и отправлении. «Линия горизонта» представляет собой большую сетку фрагментированных чисел, отлитых из алюминия, состоящую из 144 отдельных плиток, отполированных вручную. Произведение искусства расположено над эскалаторами в вестибюле и видно спускающимся на станцию пассажирам. «Линия тени» и «Линия времени» – это произведения, основанные на традиции устанавливать на старых железнодорожных локомотивах литые бронзовые таблички-шильдики с их названиями. Однако на этих табличках есть поэтические фразы, предлагающие каждому пассажиру философское предложение.
Станция Bond Street, Elizabeth line
© Предоставлено пресс-службой Crossrail
Станция Bond Street, Elizabeth line
© Предоставлено пресс-службой Crossrail

Вестибюли станции встроены в новые здания, в отделке которых использованы материалы, характерные для Лондона, песчаник и портлендский камень. 
 
В целом облик станций очень неровный, но некоторые выглядят актуальными, так как они, как и подземные унифицированные части, спроектированы во вневременной стилистике. Другие – сегодня кажутся уже немного устаревшими, что объясняется тем, что они были спроектированы более 15 лет назад. Художественные произведения, размещенные на станциях, тоже были созданы 5–6 лет назад. И даже в этом есть аналогии с московской ситуацией: некоторые станции, как, например, станция «Достоевская», открыта в 2010 году, но это позднесоветский проект. Это не значит, что станция плохая, просто она выглядит как станция, которую спроектировали в конце 1980-х – начале 1990-х годов. И в градостроительном плане между проектом Crossrail и транспортными проектами в Москве тоже много общего. Сегодня реализуются крупные инфраструктурные проекты, заложенные многие десятилетия назад, при этом стирается грань между разными видами скоростного внеуличного транспорта, а к созданию образа станций привлекаются архитекторы, создающие индивидуальный облик объектов.

24 Мая 2023

Похожие статьи
Археология модернизма: первая работа Нины Алешиной
Историю модернизма редко изучают так, как XVIII или XIX век – с вниманием к деталям, поиском и атрибуциями. А вот Александр Змеул, исследуя творчество архитектора Московского метро Нины Алешиной, сделал относительно небольшое, но настоящее открытие: нашел ее первую авторскую реализацию. Это вестибюль станции «Проспект Мира» радиальной линии. Интересно и то, что его фасад 1959 года просуществовал менее 20 лет. Почему так? Читайте статью.
Годы метро. Памяти Нины Алешиной
Сегодня, 17 июля, исполняется сто лет со дня рождения Нины Александровны Алешиной – пожалуй, ключевого архитектора московского метро второй половины XX века. За сорок лет она построила двадцать станций. Публикуем текст Александра Змеула, основанный на архивных материалах, в том числе рукописи самой Алешиной, с фотографиями Алексея Народицкого.
Мечта в движении: между утопией и реальностью
Исследование истории проектирования и строительства монорельсов в разных странах, но с фокусом мечты о новой мобильности в СССР, сделанное Александром Змеулом для ГЭС-2, переросло в довольно увлекательный ретро-футуристический рассказ о Москве шестидесятых, выстроенный на противопоставлениях. Публикуем целиком.
Модернизация – 3
Третья книга НИИТИАГ о модернизации городской среды: что там можно, что нельзя, и как оно исторически происходит. В этом году: готика, Тамбов, Петербург, Енисейск, Казанская губерния, Нижний, Кавминводы, равно как и проблематика реновации и устойчивости.
Три башни профессора Юрия Волчка
Все знают Юрия Павловича Волчка как увлеченного исследователя архитектуры XX века и теоретика, но из нашей памяти как-то выпадает тот факт, что он еще и проектировал как архитектор – сам и совместно с коллегами, в 1990-е и 2010-е годы. Статья Алексея Воробьева, которую мы публикуем с разрешения редакции сборника «Современная архитектура мира», – о Волчке как архитекторе и его проектах.
Школа ФЗУ Ленэнерго – забытый памятник ленинградского...
В преддверии вторичного решения судьбы Школы ФЗУ Ленэнерго, на месте которой может появиться жилой комплекс, – о том, что история архитектуры – это не история имени собственного, о самоценности архитектурных решений и забытой странице фабрично-заводского образования Ленинграда.
Нейросказки
Участники воркшопа, прошедшего в рамках мероприятия SINTEZ.SPACE, создавали комикс про будущее Нижнего Новгорода. С картинками и текстами им помогали нейросети: от ChatGpt до Яндекс Балабоба. Предлагаем вашему вниманию три работы, наиболее приглянувшиеся редакции.
Лучшее, худшее, новое, старое: архитектурные заметки...
«Что такое традиции архитектуры московского метро? Есть мнения, что это, с одной стороны, индивидуальность облика, с другой – репрезентативность или дворцовость, и, наконец, материалы. Наверное всё это так». Вашему вниманию – вторая серия архитектурных заметок Александра Змеула о БКЛ, посвященная его художественному оформлению, но не только.
Иван Фомин и Иосиф Лангбард: на пути к классике 1930-х
Новая статья Андрея Бархина об упрощенном ордере тридцатых – на основе сравнения архитектуры Фомина и Лангбарда. Текст был представлен 17 мая 2022 года в рамках Круглого стола, посвященного 150-летию Ивана Фомина.
Архитектурные заметки о БКЛ.
Часть 1
Александр Змеул много знает о метро, в том числе московском, и сейчас, с открытием БКЛ, мы попросили его написать нам обзор этого гигантского кольца – говорят, что самого большого в мире, – с точки зрения архитектуры. В первой части: имена, проектные компании, относительно «старые» станции и многое другое. Получился, в сущности, путеводитель по новой части метро.
Архитектурная модернизация среды. Книга 2
Вслед за первой, выпущенной в прошлом году, публикуем вторую коллективную монографию НИИТИАГ, посвященную «Архитектурной модернизации среды»: история развития городской среды от Тамбова до Минусинска, от Пицунды 1950-х годов до Ричарда Роджерса.
Архитектурная модернизация среды жизнедеятельности:...
Публикуем полный текст первой книги коллективной монографии сотрудников НИИТИАГ. Книга посвящена разным аспектам обновления рукотворной среды, как городской, так и сельской, как древности, так и современной архитектуре, в частности, в ней есть глава, посвященная Николасу Гримшо. В монографии больше 450 страниц.
Поддержка архитектуры в Дании: коллаборации большие...
Публикуем главу из недавно опубликованного исследования Москомархитектуры, посвященного анализу практик поддержки архитектурной деятельности в странах Европы, США и России. Глава посвящена Дании, автор – Татьяна Ломакина.
Сколько стоил дом на Моховой?
Дмитрий Хмельницкий рассматривает дом Жолтовского на Моховой, сравнительно оценивая его запредельную для советских нормативов 1930-х годов стоимость, и делая одновременно предположения относительно внутренней структуры и ведомственной принадлежности дома.
Конкурсный проект комбината газеты «Известия» Моисея...
Первая часть исследования «Иван Леонидов и архитектура позднего конструктивизма (1933–1945)» продолжает тему позднего творчества Леонидова в работах Петра Завадовского. В статье вводятся новые термины для архитектуры, ранее обобщенно зачислявшейся в «постконструктивизм», и начинается разговор о влиянии Леонидова на формально-стилистический язык поздних работ Моисея Гинзбурга и архитекторов его группы.
От музы до главной героини. Путь к признанию творческой...
Публикуем перевод статьи Энн Тинг. Она известна как подруга Луиса Кана, но в то же время Тинг – первая женщина с лицензией архитектора в Пенсильвании и преподаватель архитектурной морфологии Пенсильванского университета. В статье на примере девяти историй рассмотрена эволюция личностной позиции творческих женщин от интровертной «музы» до экстравертной креативной «героини».
Бетонный Мадрид
Новая серия фотографа Роберто Конте посвящена не самой известной исторической странице испанской архитектуры: мадридским зданиям в русле брутализма.
Реновация городской среды: исторические прецеденты
Публикуем полный текст коллективной монографии, написанной в прошедшем 2020 году сотрудниками НИИТИАГ и посвященной теме, по-прежнему актуальной как для столицы, так и для всей страны – реновации городов. Тема рассмотрена в широкой исторической и географической перспективе: от градостроительной практики Екатерины II до творчества Ричарда Роджерса в его отношении к мегаполисам. Москва, НИИТИАГ, 2021. 333 страницы.
Технологии и материалы
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Сейчас на главной
Фиалки каждый день
Архитекторы HEMAA расширили комплекс начальной школы Les Violettes в парижском предместье Марей-Марли, соединив в своем проекте состаренную древесину, зеркальные алюминиевые панели и прозрачное стекло.
Силы магнетизма
«Крылатская 33» – первый крупный жилой комплекс среди микрорайонов 1980-х, счастливо соседствующих с лесами, рекой, склонами, спортивной инфраструктурой... Архитекторам АБ «Остоженка» удалось превратить его, при всей масштабности проекта, в «деликатную доминанту». Во-первых, «вырастить», ориентируясь на стилистику и высотность соседних микрорайонов; во-вторых, снабдив паузой в самой высотной части, сформировать композиционное напряжение – прямо на градостроительной оси района.
Пояс Ориона
Офисный комплекс Stone Ходынка 2, спроектированный Kleinewelt Architekten для компании Stone, внутри устроен эргономично, по правилам healthy building: свет, проветривание, все возможности для эффективной офисной планировки. И снаружи похож, как сейчас принято, на айфон: блеск, свечение, стекло, металл, скругления. Тем не менее он чутко реагирует на контекст Ходынки, главный сюжет – контраст вертикалей и горизонтали, а главной интригой становится устройства «стилобата» как навесного перехода, раскрывающего пространство под ним для свободного передвижения.
Доказательное проектирование
Психиатрическая клиника при Университетской больнице в Тампере по проекту C. F. Møller задумана как комфортная, снижающая напряжение и тревожность у пациентов среда.
Далеко гляжу
В жилом комплексе New Питер в Ленинградской области по проекту «БалтИнвест-Проект» построен детский сад. Его отличает довольно строгий кирпичный фасад, уютная ниша входа, а также групповые ячейки с панорамными эркерами, из которых дети могут наблюдать друг за другом и жизнью на улице.
Время как театр
Проект Зои Рюриковой и ее бюро «ДА» выиграл конкурс на благоустройство Театральной площади по Владимире. Он основан на идее регенерации исторической застройки, а по форме представляет собой вариант «театрального романтического неомодернизма». Арки служат «видоискателями», в том числе для городского театра Драмы 1971 года.
Шедовый фасад
Жилой дом в районе Бёйкслотерхам напоминает об индустриальном прошлом этой части Амстердама решением фасада. Авторы проекта – Studioninedots.
Прощание с СЭВ
Александр Змеул рассказывает историю проектирования, строительства и перепроектирования здания СЭВ – безусловной градостроительной доминанты западного направления и символа послевоенной Москвы, размноженного в советском «мерче», всем хорошо знакомого. В ходе рассказа мы выясняем, что, когда в 1980-е комплексу потребовалось расширение, градсовет предложил очень деликатные варианты; и еще, что в 2003 году здесь проектировали башню, но тоже без сноса «книжки». Статья иллюстрирована архивными материалами, часть публикуется впервые; благодарим Музей архитектуры за предоставленные изображения.
Ретро-пиццерия
По проекту cтудии дизайна MODGI Group на территории апарт-отеля VALO в Санкт-Петербурге открылась компактная пиццерия в ретро-стиле. Теплую и сочную цветовую гамму дополняет винтажная мебель и свет, а одним из главных предметов декора стали конверты для виниловых пластинок.
Берег Мелеуза
По проекту Института развития городов и сел Башкортостана и бюро Affinum в Мелеузе благоустроена набережная одноименной реки, которая играет роль центрального объекта города. Событийную площадь и торговые павильоны дополнил тихий променад, выходы к реке и детские площадки среди деревьев.
Страсть к текстурам
Арт-пространство в Ханчжоу, спроектированное бюро AD Architecture, посвящено строительным материалам и их фактурам, оно обращается сразу ко всем органам чувств.
Тюремный квартал
По проекту Института развития городов и сел Башкортостана и бюро Orchestra Design благоустроен исторический центр Белебея. Архитекторы объединили территорию пересыльной тюрьмы XVIII века и Торговых рядов в единое пространство, «зашив» в него разные сценарии досуга, а также отсылки к истории города.
И вот, нам дали выбор
Сергей Собянин призвал москвичей голосовать за судьбу цирка на проспекте Вернадского на «Активном гражданине». Это новый поворот. Отметим, что в голосовании, во-первых, не фигурирует удививший многих проект неизвестного иностранца, а, во-вторых, проголосовать не так уж просто: сначала нас заваливают подобием агитации, а потом еще предлагают поупражняться в арифметике. Но мы же попробуем?
На полном обеспечении
Новый жилой комплекс по проекту UNStudio в Чунцине включает развитую инфраструктуру, поддерживающую физическое и психологическое здоровье жильцов.
Келейные мастерские
В Хлебном доме музея-заповедника «Царицыно» открылось образовательное пространство, созданное по проекту архитектора и сооснователя бюро UTRO Ольги Рокаль. Небольшое помещение удалось сделать функциональными благодаря авторской мебели: «рыцарскому» круглому столу и столярным шкафам, вдохновленным секретерами XIX века.
Задел на устойчивость
Форум «Казаныш» в этом году прошел с особенным размахом: эксперты из 25 стран, «премьера» театра Камала от Wowhaus и Кэнго Кумы, полные людей лектории, анонс международных конкурсов и новых мега-проектов. Мы пробыли на фестивале два дня, а пищи для размышления получили на год. Делимся впечатлениями, услышанными практическими советами и продолжаем наблюдать – будет ли меняться архитектурный процесс после профессиональных интеграций со странами БРИКС+.
Бутоны ЗИЛ-Юга
Проект с авторским названием «Каменный цветок» предназначен для центральной части территории ЗИЛ-Юг, или ЖК Shagal – башни выстроятся вдоль поперечного бульвара. Впрочем, какие башни – самая высокая 14 этажей. Задуманы они так, чтобы в закатном и рассветном свете давать силуэт, похожий на цветочный бутон, а состоят из сетки и крупных пиксельных выемок, поддержанных консольными выступами «кнопок»-эркеров.
Григорий Ревзин: «Сильный жест из-под полы. Нечто победило»
Обсуждаем дискуссии вокруг конкурса на цирк и сноса СЭВ с самым известным архитектурным критиком нашего времени. В процессе проявляется парадокс: вроде бы сейчас принято ностальгировать по брежневскому времени, а знаковое здание, «ось» Варшавского договора, приговорили к сносу. Не странно ли? Еще мы выясняем, что wow-архитектура вернулась – это новый после-ковидный тренд. Однако, чтобы жест получился действительно сильным, без профессионалов все же не обойтись.
Точные объятия
Бюро Akira Koyama + Key Operation Inc. / Architects построило в японском городе Тояма офис для фармацевтической компании Juzen Chemical Corporation.
Обнажение бетона
Один из этапов благоустройства небольшого сквера в Лермонтове – строительство скейт-парка. Доверив эту часть команде XSA, город получил 250-метровую дорожку для трюков, фигуры которой напоминают объекты лэнд-арта – аналогов в России как по габаритам, так и по наполнению нет. Рассказываем, как устроен экспериментальный снейк-ран в Предкавказье.
Шаг к мечте
Сложности согласований, недостаточный бюджет и проблемы на строительной площадке при реализации проекта школы в Троицке не помешали бюро ASADOV добиться главного – сделать еще один шаг от старых представлений об учебных пространствах к созданию образовательной среды принципиально нового качества.
Отражение завода
Консорциум бюро Хвоя, Хора, НИиПИ Спецреставрация и Урбанконтекст победил в конкурсе на концепцию ревитализации главного корпуса Ижевского оружейного завода. Самое любопытное в проекте – система городских площадей на кровле новых объемов. Она не только открывает непривычные горожанам панорамы и создает дополнительные маршруты, но и способствует восстановлению исторического силуэта.
Пресса: «Киевская площадь» рассказала о новом кластере на...
Вновь созданный кластер обещают сделать не только новой достопримечательностью Москвы, но и центром социальной и деловой активности, а также связующим звеном между Большим Сити и районами Арбат и Хамовники
Пресса: Владимир Ефимов: ремонтировать в Москве здания, чья...
Приводить в порядок полуаварийные здания советского времени, которые не являются архитектурными памятниками и уже отслужили свое с точки зрения конструктивных элементов, не имеет смысла, считает заммэра Москвы по градостроительной политике и строительству Владимир Ефимов. В интервью РИА Новости он рассказал, когда начнется строительство нового цирка на проспекте Вернадского, что будет со зданием СЭВ на Новом Арбате и по какому принципу будут включать в программу реновации, ставшую бессрочной, новые дома. Беседовали Дмитрий Киселев и Ольга Набатникова.
Золото Африки
Интерьеры казино MOYO в Найроби от бюро Archpoint сочетают европейскую роскошь с этническими мотивами и особыми требованиями к помещениям такого типа. За атмосферу праздника отвечают огромные люстры, натуральные материалы отделки, а также предметы искусства.
Миро во дворе
Архитектурное бюро «Вещь!» рассматривает двор ЖК WOW как полотно и использует экспрессивную композицию из цветовых пятен и линий, характерную для испанского художника Жоана Миро. На двух уровнях располагаются все необходимые для рекреации объекты, а золотистые детали вторят отделке фасадов.