Мечта в движении: между утопией и реальностью

Исследование истории проектирования и строительства монорельсов в разных странах, но с фокусом мечты о новой мобильности в СССР, сделанное Александром Змеулом для ГЭС-2, переросло в довольно увлекательный ретро-футуристический рассказ о Москве шестидесятых, выстроенный на противопоставлениях. Публикуем целиком.

mainImg
Сегодня много говорится о новых видах транспорта – гиперлупе, беспилотных автомобилях и прочих системах скоростного внеуличного транспорта, которые не просто по комфортности, скорости, экологии, энергетике, экономике, дизайну превосходят существующие, но и меняют транспортное поведение людей, систему расселения, а также городские и природные ландшафты.

Интерес к новым видам транспорта то угасает, то появляется вновь. В 1960-е годы, в эпоху научно-технической революции, магистральным направлением поисков стал монорельс, в котором вагоны, обхватывая один рельс, бесшумно перемещаются по эстакадам. Это был транспорт, созвучный времени: его основные характеристики – экономичность, скорость, безопасность, бесшумность, комфортабельность.

Новые виды транспорта и, в частности, монорельс, обычно рассматривают в инженерном, транспортном, градостроительном и экономическом контекстах. Однако феномен новых видов транспорта гораздо объемнее – это квинтэссенция мечты о преодолении пространства и времени, о городе будущего. В этот феномен заложен дуализм: утопическое и реальное, рациональное и иррациональное. Это многогранный феномен, изучение которого требует междисциплинарного подхода.
Возвращение монорельса
Как ни странно, такой тип дорог стал разрабатываться еще в XIX веке как для пассажирских, так и грузовых перевозок. Экспериментальные участки периодически сооружались как в России, так и за рубежом. Но единственной запущенной в коммерческую эксплуатацию системой стала открытая в 1901 году в немецком городе Вупперталь подвесная железная дорога, действующая до сих пор. Из 13 километров трассы десять проходят над руслом реки Вуппер на высоте около 12 метров. При этом дорога опирается на металлические опоры, которые сегодня воспринимаются как памятник инженерной мысли.
  
Вуппертальская железная дорога:
Neue Schwebebahn
 
Возможно, именно этот образ был использован неизвестным художником для серии открыток «Москва будущего», выпущенных кондитерской фабрикой «Эйнем» в 1914 году. Текст на обороте сообщал: «Кремль так же украшает древнюю Белокаменную и с золотыми куполами представляет феерическое зрелище. Тут же у Москворецкого моста мы видим новые огромные здания торговых предприятий, трестов, обществ, синдикатов и т. д. На фоне неба стройно скользят вагоны подвесной воздушной дороги».
Открытка из серии «Москва будущего», 1914
Серия открыток кондитерской фабрики «Эйнем»
Нечто подобное виделось и проектировщикам монорельса XXI века – воздушное, легкое, парящее над землей.

Стремительное развитие технологий позволило снова обратиться к этой теме. В конце 1950-х – начале 1960-х в Западной Европе, США и Японии одна за другой открываются экспериментальные монорельсовые трассы различных технических типов. В профессиональных журналах того времени сообщается, что в период с 1956 по 1961 годы в мире было разработано около 50 проектов монорельсовых дорог, а по 12 из них дороги уже построены. Суммарная протяженность построенных на тот момент дорог – всего 25 километров, а проектируемых – примерно 1 000. [1]
 
В СССР тема монорельса ворвалась стремительно. В начале 1960-х в профессиональном сообществе буквально за пару лет он превратился из транспортной экзотики в мейнстрим. Основные публикации на тему приходятся на первую половину 1960-х, их пик – в 1960–1961 годы. В этот короткий период темы монорельса как в виде текстов, так и визуальных образов присутствуют в профессиональных, научно-популярных и даже детских журналах; о нем регулярно пишут в газетах, в кружках юных техников занимаются созданием моделей. Приверженцы идеи монорельса восторженно рассказывают о нем. Так, Юрий Галонен пишет: «монорельсовый транспорт – это сбереженное время, это экономия капитальных затрат, это гигиена, здоровье и полная безопасность, это комфорт и удовольствие – что может быть красивее проносящегося мимо городского или загородного ландшафта, на который смотришь с небольшой высоты!» [2].
 
Варианты расположения монорельсовых дорог.
Из книги В. Пикуль «Монорельсовые транспортные системы», М.: 1964

Монорельс называли «воздушным метро», «воздушным поездом», что было вполне в духе того времени – началась эксплуатация реактивных пассажирских самолетов, запущен спутник и, наконец, состоялся первый полет человека в космос. В соответствии с этой логикой и скоростной внеуличный транспорт должен был быть воздушным. Монорельс казался универсальным решением всех транспортных проблем, уместным практически в любой ситуации. Он мог заменить собой все виды транспорта – от троллейбуса и трамвая до поезда дальнего следования и самолета, применяться в любых условиях – от локальных внутригородских перевозок до перевозок на сотни, если не тысячи километров. Такая универсальность объяснялась тем, что под монорельсом понималось достаточно большое разнообразие систем– тип подвеса и балки, тип двигателя и, соответственно, скорость.
 
Но все вместе это объединялось одним важным образом – бесшумный поезд, перемещающейся по эстакаде. Он символизировал тему преодоления и покорения пространства и времени – скорости, препятствий, природных условий. «Шума от такого поезда не больше, чем от троллейбуса. Подвесная дорога обеспечит регулярную работу в любых атмосферных и климатических условиях: в туман, в сильные снегопады, гололед, разливы рек. Не страшны такой дороге ни естественные, ни искусственные сооружения» [3], – так расписывал преимущества монорельса журнал «Юный техник».

Одним из преимуществ монорельсовых трасс называлась их экономичность, при этом приводимые цифры иногда отличалась в несколько раз, что, очевидно, объяснялось многими неизвестными факторами при составлении расчетов. Так, в расчетах ПромтрансНИИпроекта [4] (1963) фигурировала сумма в 700–800 000 рублей за один километр двухпутной эстакады, у Института Генплана (1966) – примерно 2 000 000 рублей. В расчетах «Метрогипротранса» [5] (1964) – 1 600 000–2 500 000, что, как указывалось, на 30–50% выше стоимости наземной линии метрополитена, но в 1,5–2 раза дешевле метрополитена мелкого заложения [6].
Архитектурные решения монорельсовой дороги, архитектор Михаил Марковский, 1964
Из книги «М.Ф. Марковский в воспоминаниях коллег, друзей, сокурсников», Москва, 2009. Из архива Ильи Уткина
О популярности монорельса говорит и то, что этой темой занимается сразу несколько организаций, которые иногда конкурируют между собой. Темой в целом занимались Институт комплексных транспортных проблем, Совет по развитию производительных сил и Академия коммунального хозяйства имени К. Д. Памфилова. Проекты для Москвы разрабатывали Институт Генплана Москвы, институт «Метрогипротранс», Управление московского метрополитена. Для промышленных территорий – ПромтрансНИИпроект и Гипромез [7].
Противопоставление 1:
Действительность / Визионерство
С одной стороны, монорельс воспринимался как некий транспорт будущего, что-то из области если не фантастики, то футурологии. С другой стороны, он должен был появится буквально вот-вот, буквально завтра. К «действительности» относились «простые» проекты монорельса – трассы в городских условиях, которые становились в один ряд с пятиэтажками – жилыми домами, которые возводятся индустриальным способом, или типовыми станциями метро. К «визионерству» относились проекты монорельсовых трасс между отдаленными точками, которые должны были изменить не просто транспортное поведение людей, но и в целом систему расселения.
Действительность
Несмотря на то, что речь шла о принципиально новом видом транспорте, для которого в СССР не была построена ни опытная трасса, ни разработан подвижной состав, а коммерческая эксплуатация трасс за рубежом была столь недолговременна, чтобы делать выводы о преимуществе этого вида транспорта, основная интонация рассказов о монорельсе – будничная.

«Несколько дней назад нам довелось побывать в одной из мастерских Института Генерального плана Москвы, где конструкторы, инженеры, ученые ведут очень трудную, кропотливую, интересную борьбу за наше время. В ближайшее время будет удлинен Фрунзенский радиус московского метро. От станции «Экспериментальный квартал» [8] протянется монорельсовая дорога до Внукова. Это расстояние поезд покроет всего-навсего за 12 минут». Так буднично о новом виде транспорта рассказывала газета «Известия» в репортаже от 25 ноября 1960 года [9]. У читателей складывалось впечатление, что вскоре за открытием новой станции метро откроется и линия монорельса. Журнал «Мурзилка» в 1962 году обещал своей детской аудитории, что «через год-другой воздушный поезд будет построен и у нас в стране. На нем пассажиры будут ездить из Москвы во Внуково, в аэропорт» [10].

В варианте, разработанном Институтом Генплана Москвы в 1961 году, трассы в аэропорты Внуково и Шереметьево рассматривались в связке с разработкой пассажирского движения над МК МЖД. Отправной точкой предполагался Аэровокзал, который находился недалеко от станции метро «Аэропорт», сейчас на его месте построен ЖК «Прайм парк». На Аэровокзале пассажиры могли зарегистрироваться на рейсы всех московских аэропортов, сдать багаж, а затем на автобусе добраться до аэропорта. Трасса монорельса в Шереметьево и Внуково проходила далее с частичным дублированием трассы вдоль МК МЖД. Трасса в аэропорт Домодедово рассматривалась как продолжение городской линии (см. ниже) в районе Коломенского. Вариант 1964 года предполагал соединение метро «Войковская» и аэропорта Шереметьево через Тушино, то есть вдоль западного берега Химкинского водохранилища [11].
Пассажиропоток по монорельсовой дороге вдоль МК МЖД и в московские аэропорты, 1960
Институт Генплана Москвы

Оптимизму в плане перспективы быстрого строительства трасс монорельса способствовали не только общий настрой эпохи оттепели и создание в разных странах мира различных систем монорельса, но и строительство в Москве за достаточно короткий срок целого ряда сложных транспортных сооружений.

Они не просто решали важные функциональные задачи – их яркий образ значительно изменял городской ландшафт. Это Лужнецкий мост для автомобилей и метрополитена (1959), Маяковский тоннель и Крымская эстакада на Садовом кольце (1960), Измайловская эстакада метрополитена (1961). Сегодня автомобильные тоннели и эстакады кажутся чем-то обыденным, но надо понимать, что первое в Москве транспортное сооружение с пересечением автомобильного транспорта в разных уровнях было открыто только в 1959 году под Дорогомиловской заставой. Лужнецкий мост – двухъярусная конструкция, на верхнем уровне которой проходит автомобильная трасса, а на нижнем – станция метро «Ленинские горы» (с 1999 – «Воробьевы горы»), – стал своеобразным символом новой эпохи. Его эскиз был помещен в 1957 году на обложку журнала «Техника молодежи» – главного рупора научно-технического прогресса той эпохи.
Обложка журнала «Техника молодежи» №1 за 1957 год, на которой изображен Лужнецкий мост
размещено на: tm-covers.blogspot.com

Две эстакады, построенные из железобетонных конструкций, – Крымская и Измайловская – могли служить своеобразными прототипами эстакад монорельса. А наземные станции метрополитена, которые стали строится начиная с конца 1950-х годов – прототипами вокзалов монорельса.
 
Первая в Москве автомобильная эстакада – Крымская [12]. Она была сооружена по оси улица Остоженка (в 1935–1986 годах – Метростроевская) – Комсомольский проспект над Садовым кольцом в сложившейся застройке. Сбоку от нее располагаются здания разных эпох: Провиантские склады (сегодня – Музей Москвы), Катковский лицей (сегодня – Дипломатическая академия), а также вестибюль станции метро «Парк культуры» – ротонда 1935 года и более репрезентативный вестибюль 1950 года.
  • zooming
    Работы по сооружению эстакады на Крымской площади при пересечении с Комсомольским проспектом. 1959-1960-е гг.
    Из фондов ГБУК города Москвы «Музейное объединение «Музей Москвы»
  • zooming
    Открытый участок Арбатско-Покровской линии метрополитена
    Из фондов ГБУК города Москвы «Музейное объединение «Музей Москвы»

Измайловская эстакада Арбатско-Покровской линии [13] в еще большей степени могла считаться прототипом для сооружения трассы монорельса: и по своему назначению – она обслуживала не автомобили, а поезда, и по габаритам – ее ширина по верху – 9.8 метров, в то время как в Крымской этот параметр составлял 17 метров. На фотографиях, сделанных сразу после открытия эстакады, видно природные территории, на заднем плане – церковь Покрова в Измайлове.

Контраст – один из излюбленных композиционных приемов в градостроительстве 1960-х. Среди самых известных примеров в Москве – древние церкви и палаты на фоне гостиницы «Россия» или церковь Симеона Столпника рядом с жилой башней в начале Нового Арбата. Сегодня такую панораму в Измайлове не увидишь: пространство под эстакадой занято гаражами, огорожено, а деревья разрослись и подступили вплотную к метро.
Визионерство
С другой стороны, была и визионерская сторона в создании монорельсовых трасс: с их помощью проектировщики пытались претворить в жизнь глобальные перемены. Например, изменить систему расселения или транспортное поведение людей.

Одна из популярных концептуальных идей – разнести места проживания и отдыха с местами приложения труда, особенно если речь идет о вредных производствах. В эпоху авангарда самое яркое и известное решение этой задачи – дипломный проект Георгия Крутикова «Летающий город» (1928). Согласно этой концептуальной идее на земле находятся производственные зоны, от земли «гроздями» поднимаются жилые структуры, при этом вся пространственная структура ориентирована на воздушные пути сообщения с помощью универсальных транспортных кабин.
zooming
Проект монорельсовой трассы между городом Темир-Тау и Карагандинским металлургическим заводом в Казахстане Темир Тау
Иллюстрация из журнала «Юный Техник», 1960, №9

Идеи монорельса 1960-х «приземляют» эту идею, делая ее реализуемой. Один из таких проектов – соединение с помощью монорельса крупных химических и металлургических заводов и жилых районов, которые находятся примерно в 25–30 километрах от предприятий. Монорельсовая дорога может обеспечить быструю связь между ними. Так, институт Гипромез разрабатывает трассу между городом Темир-Тау и Карагандинским металлургическим заводом в Казахстане. Но проектировщики смотрят еще дальше: «Можно будет расположить жилой массив где-нибудь в живописной местности – подальше от заводских труб. Вот к таким районам, вероятно, выгоднее будет «летающим поездам» устремляться с большей скоростью – в 200–300 км/час» [14].

Монорельс может применяться даже в сфере сельского хозяйства: «Значительные территории занимают нередко совхозы и колхозы. Рабочие и колхозники, добираясь от дома до места работы, тоже тратят драгоценные минуты и часы. Разветвленная сеть малогабаритных монорельсовых дорог поможет организовать все перевозки рабочих и колхозников на поля и фермы, свяжут между собой птицефермы, свинарники, маслоперерабатывающие, овощные и спиртовые заводы, скотные дворы, зернохранилища». [15]

Следующий уровень идей – соединить между собой города. Инженер
Юрий Галонен считает, что в будущем при достижении высоких скоростей монорельс может заменить самолет. Перспективы виделись глобальными. Б. Супонев на страницах «Техники молодежи» рассуждает: «Монорельсовые дороги вначале соединят города и страны. Но думается, скоро настанет время, когда пассажирские межконтинентальные «летающие поезда» свяжут материки». [16] 
Противопоставление 2: Идея / Рефлексия
Еще одна линия противопоставления, которую можно выявить – это идея и ее отражение или рефлексия в искусстве и культуре в более широком смысле или отношении к городу в целом. Но это скорее относится к более позднему времени, в 1960-е можно говорить не о противопоставлении или рефлексии, а о проектах и их представлении в массовой культуре.
Проект
В первой половине 1960-х годов институтом «Метрогипротранс» был разработан проект монорельсовой дороги для трассы Москва-Аэропорт Внуково.

Архитектурную часть проекта разработал сотрудник архитектурного отдела этого института – Михаил Марковский [17]. Эти же материалы были использованы для архитектурных проектов внутригородской линии в Коломенское, которую немного позднее также проектирует «Метрогипротранс». Эскизы Марковского были опубликованы в профессиональном сборнике «Метрострой» в 1964 году (без указания авторства), а спустя почти полвека – в книге, посвященной архитектору [18], что позволяет говорить о его авторстве. По сути это единственные обнаруженные на сегодня архитектурные проектные материалы по трассам монорельсовой дороги в Москве, предназначенным для регулярных перевозок.
Архитектурные решения монорельсовой дороги, арх. М. Марковский, 1964. Из книги «М.Ф. Марковский в воспоминаниях коллег, друзей, сокурсников», Москва, 2009
Из архива Ильи Уткина

В проекте балка подвесного монорельса проходит на T- и Y-образных опорах. Трасса вписана в условно городской пейзаж: она проходит мимо жилых домов, на фоне – трубы производственной зоны. Трасса монорельса идет как по оси дороги, в полосе отвода между проезжими частями обоих направлений, так и пересекая автомобильные магистрали. Станции (или, как они именуются, «вокзалы монорельсовой дороги» [19]) представляют собой модернистские, легкие, воздушные сооружения, платформы соединены эскалаторами с уровнем земли. Примечательно панорамное остекление не только платформенной части, но и наземного вестибюля – здесь витраж остекления сделан от пола до потолка. Образ станции буквально пронизан идей проницаемости – благодаря остеклению вестибюль «растворяется» в окружающем пейзаже, со станции открывается вид на окружающую застройку, и наоборот, с улицы видны платформы станций монорельса. Идею проницаемости подчеркивают идущие под опорами монорельса люди, что отсылает к излюбленному приему архитектуры эпохи авангарда: здания покоятся на колоннах, что делает их проницаемыми и как бы парящими в воздухе. 

Если образ опор трассы и подвижного состава был в целом заимствован из зарубежных проектов монорельса, которые хорошо были известны в СССР, то образ станций развивал идеи, которые были разработаны при создании наземных сооружений метрополитена – станции «Ленинские горы», участка Филевской линии и станции «Измайловская». В СССР традиционно уделялось особое внимание архитектурному образу сооружений скоростного внеуличного транспорта. Эта традиция была заложена при создании первой линии Московского метрополитена, открытой в 1935 году.
Ленинские горы. Метромост
Рисунок. Корсакова Л.М. 1972. Из фондов ГБУК города Москвы «Музейное объединение «Музей Москвы»
 
Юрий Зенкевич, автор первых наземных станций метрополитена в Москве, открытых в 1957 году в составе Филевской линии, так характеризовал их архитектурное решение: «Интерьеры вестибюлей запроектированы в сплошном остеклении. Благодаря этому раскрывается их пространство, объединяясь с городским пейзажем. Постановка вестибюлей не на городской территории [20] определила их архитектурную трактовку в виде легких павильонов.

В этом качестве, мы полагаем, был заложен источник нового функционального образа станции метрополитена, решаемого скорее средствами архитектуры корабля, самолета, автомобиля, в отличие от архитектуры большинства вестибюлей подземного метрополитена, расположенных среди городской застройки». [21]

Для отделки вестибюлей станций были использованы новые для метрополитена материалы, в частности, «цветной слоистый пластик и профилированный металл «авиаль». Примерно таким видит образ будущих станций монорельсовых дорог и один из их главных популяризаторов инженер Юрий Галонен: «Это будут своеобразные сооружения, внешне напоминающие наземные вестибюли метро, их будут строить из стали, бетона лёгких сплавов, оргстекла, пластмасс». [22]
ЭКСПО 1967
Активный период проектирования монорельса совпадает c периодом проектирования Всемирной выставки в Москве, которая должна была пройти впервые в СССР в 1967 году. Всемирные выставки – традиционные площадки для репрезентации идей будущего, особое внимание на них уделяется архитектуре зданий и сооружений. По замыслу организаторов выставка в СССР должна была стать самой крупной ЭКСПО за всю историю ее существования. Для поиска ее архитектурного образа в 1960–1962 годах проводится два этапа конкурсов.

Основной территорией для проведения Всемирной выставки рассматривался район Теплого стана на юго-западе Москвы гигантской площадью в 520 гектар, которая требовала транспортного обслуживания. Монорельс был характерным транспортом для обслуживания выставок: его трассы были созданы на выставке Italia 61, проходившей в Турине в 1961 году, и для Всемирной выставки (Century 21 Exposition), проходившей в Сиэтле в 1962 году.

Монорельсовые трассы фигурировали, в частности, в предложениях, разработанных в Институте Генплана Москвы, Мастерской №19 Моспроекта и Ленгорстройпроекте, их эскизы хранятся в Музее архитектуры. В проекте Института Генплана [23], монорельс имел прежде всего функциональное значение. В предложении Ленгорстройпроекта [24] эстакада монорельса использовалась и для пешеходного движения, при этом ее опоры были сделаны в виде перевернутых V-образных конструкций. В проекте Мастерской №19 Моспроекта [25] эстакады были подвешены к мощным высоким пилонам оригинальной формы, что с одной стороны позволяло делать более длинные пролеты, с другой – делало сооружения монорельса важными элементами архитектурно-образного решения выставки.
Всемирная выставка EXPO-67 в Монреале, Канада. Павильон СССР и вагоны «минирейла» – монорельсовый системы, обслуживающей выставку, 1967.
Из фондов ГБУК города Москвы «Музейное объединение «Музей Москвы»

Также для проведения Всемирной выставки рассматривается территория ВДНХ, которая, впрочем, отвергается по причине архаичного облика этого ансамбля, построенного в сталинскую эпоху. Архитектор Леонид Мариновский предлагает решить эту проблему с помощью радикальной реконструкции павильонов, придания им модернистского облика, а транспортом, обслуживающим выставку, опять же должен стать монорельс.

Однако СССР отказался от проведения Всемирной выставки, EXPO 1967 года прошла в канадском Монреале. Там для обслуживания территории была построена монорельсовая трасса. Павильон СССР в модернистской стилистике с дерзким стеклянным козырьком был построен по проекту Михаила Посохина, а после окончания перевезен в Москву и установлен на ВДНХ. Сейчас это павильон №70 «Москва», неофициально называемый «Монреальским». В 2004 году была открыта первая и единственная трасса пассажирского монорельса в России, которая прошла в том числе и вдоль границы ВДНХ. Вид поезда монорельса на фоне Монреальского павильона на ВДНХ – это «косплей» аналогичного вида на EXPO 1967 года, а также своеобразный памятник не состоявшимся в Москве Всемирным выставкам.

Трасса монорельса на ВДНХ была одним из элементов для заявки Москвы на проведение EXPO 2010, которая в итоге прошла в Шанхае.
Массовая культура
В массовой культуре образ монорельса был представлен в научно-популярных и технических журналах, прежде всего в «Технике молодежи» и «Юном технике», которые неоднократно обращались к этой теме. Именно они, а не издания, ориентированные на профессиональную аудиторию, формировали у читателей представление о новом виде транспорта, транслируя оптимистичный взгляд – как, впрочем, и подобает тому времени – на будущее монорельса.

На обложке журнала «Мурзилка» №10 / 1962 был размещен рисунок его штатного художника Бориса Кыштымова: подвесной монорельс и его тонкая изящная опора. Монорельс перемещался над типичным лесным пейзажем из детских книг того времени – скачущий зайка, бабочка, птицы, хвойные и лиственничные деревья, трава, грибы, солнце и облачко. Все вместе выглядело вполне гармонично и очень умиротворяюще.

Создание монорельса в городе иллюстрировала и обложка журнала «Техника молодежи» №7 / 1960, нарисованная Геннадием Комсом, художником и промышленным графиком, автором многочисленных плакатов. Здесь помещен монорельс с нижней балкой, он изображен в динамике, показан стремительный изгиб его трассы, на заднем плане – условное изображение города будущего.

Примечательно, что в этом же номере опубликован материал о проекте НЭРа с характерным для того времени названием «С листов дипломного проекта на карту Сибири».
  • zooming
    1 / 4
    Обложка журнала 1960-х годов
  • zooming
    2 / 4
    Обложка журнала 1960-х годов
  • zooming
    3 / 4
    Обложка журнала 1960-х годов
  • zooming
    4 / 4
    Обложка журнала 1960-х годов

В «Технике молодежи» №5 / 1964 был помещен рисунок ведущего художника журнала Константина Арцеулова. На развороте были изображены эстакады монорельса, проходящие через побережье, горы, пальмы; аквалангисты соседствовали с лыжниками. Рисунок сопровождался слоганом «Через горные вершины, озера, равнины – воздушное метро!», который в очередной раз подчеркивал универсальность монорельса.

Журнал «Юный техник» №9 / 1960 на своей обложке демонстрировал район ВДНХ. Здесь на заднем плане были изображены монумент «Рабочий и колхозница» и троллейбус – символы Москвы 1930-х годов. Они соседствовали с монументом «Покорителям космоса», проект которого утвержден в этот момент, он откроется в 1968 году, и трасса монорельса – на переднем плане. Это, пожалуй, самое реалистичное изображение монорельса, что объясняется архитектурным образованием его автора, художника Олега Рево. Оно же оказалось самым провидческим, поскольку именно здесь, в районе ВДНХ уже в XXI веке будет построен единственный пассажирский монорельс в России.
Противопоставление 3: Рациональное / Иррациональное
На фоне всеобщей эйфории относительно перспектив применения монорельса раздаются и отдельные критические голоса по поводу уместности его применения в тех или иных условиях; прежде всего речь идет о Москве и ее пригородах. Строительстве трасс монорельса – это рационально или иррационально? Проектировщики пытаются ответить на этот вопрос.

Транспортный инженер Юрий Болбот, один из авторов транспортного раздела Генплана Москвы 1971 года, высказывался против строительства монорельса в городе, считая, что этот транспорт предназначен для вылетных линий, например, обслуживания аэропортов и пригородов. Он писал: «Что касается применения монорельсовых дорог в условиях самого города, то мы считаем это нецелесообразным, поскольку это связано с трудностями, так как для того, чтобы выдержать такие скорости, нужно иметь определенный радиус застройки» [26].

Однако и для вылетных линий применение монорельса было не так очевидно – есть ли здесь такие пассажиропотоки, и как трасса может повилять на ландшафт?

Различные подходы могли существовать в рамках одной организации. Так, архитектор Петр Помазанов, занимавшийся в Институте Генплана Москвы территориями лесопаркового защитного пояса, высказывался против строительства трасс монорельса в пригороде: «Если мы хотим сохранить ландшафт лесопарковой зоны, ее зеленые насаждения, монорельсовый транспорт следует считать противопоказанным. Сплошная линия железобетонных или металлических столбов эстакады (через каждые 25 метров), высотой 10–12 метров, по которой пройдет горизонтальный рельс высотой примерно 1 метр, испортит пейзаж, придаст ему производственный характер. Существующие высоковольтные линии убеждают нас в этом. В лесопарковой зоне нужны хорошие автодороги, которыми смогут пользоваться как отдыхающие, так и местное колхозное население» [27].

В 1963 году институт «Метрогипротранс» получил задание спроектировать трассу от метро «Юго-Западная» к аэропорту Внуково. Рассматривался вариант двухпутной трассы монорельса длинной 15 километров от метро «Юго-Западная». Однако в результате анализа было выявлено, что ее «стоимость окажется выше стоимости линий автомобильного или троллейбусного транспорта, средствами которого можно полностью обеспечить расчетные на 1980 год пассажиропотоки» [28]. Таким образом, ставилась под сомнение сама идея монорельса – если можно обойтись троллейбусом или метро, то зачем монорельс?

Несмотря на возникающие сомнения, разработка трасс продолжаются. Они приобретают уже системный характер – разрозненные трассы монорельса проектировщики пытаются объединить в единую структуру. Так, ориентировочно в 1965 году, Институт Генплана разработал два варианта Схемы развития скоростного транспорта. В обоих вариантах трассы монорельса связывали Москву с подмосковными городами, аэропортами и зонами отдыха, но один из вариантов предполагал использование трасс монорельса для внутригородских перевозок [29].

Наконец, в 1964 году выходит важнейший распорядительный документ, который переводит вопросы проектирования и строительства монорельса в практическую плоскость. Это постановление Совета Министров СССР от 6 июня 1964 г. № 490 «О строительстве опытного участка подвесной монорельсовой дороги в г. Москве». Постановление подробно описывало тип работ, их исполнителей по разным сферам и сроки работ. Первый пункт этого постановления гласил: «Осуществить в 1964–1967 годах проектирование и строительство в г. Москве опытного участка подвесной монорельсовой дороги от Замоскворецкого радиуса метрополитена (в районе Московского автомобильного завода имени Лихачева) до Коломенского с учетом продления в дальнейшем этой дороги до аэропорта Домодедово». В том же году Институтом Генплана Москвы было разработано несколько вариантов трассы.
Варианты монорельсовой дороги к поселку Волхонка-ЗИЛ, 1964
Институт Генплана Москвы

Как ни парадоксально, но выход постановления, которое, казалось бы, делало перспективы строительства монорельса вполне реальным, по сути означало конец проекта. При детальной проработке проектировщики ставят под сомнение обоснованность монорельсовой трассы в районе, где предполагаются большие пассажиропотоки. Общее настроение на заседании Градостроительного совета Москвы в феврале 1965 года формулирует главный архитектор Пролетарского района столицы Зиновьев: «Мне представляется, что метрополитен – это более разумно, более реалистично во всех отношениях, а участок монорельса мог бы играть роль менее практичную и менее необходимую» [30]. В итоге от проекта монорельса отказались в пользу традиционного метрополитена.
  • zooming
    «Мост в Лужниках вечером»
    © Кошельков, 1959. Из фондов ГБУК города Москвы «Музейное объединение «Музей Москвы»
  • zooming
    Нагатинский совмещённый мост, 1969
    Из фондов ГБУК города Москвы «Музейное объединение «Музей Москвы»

В 1969 году Замоскворецкая линия метрополитена была продлена на 9.5 километров от метро «Автозаводская» до метро «Каховская» c промежуточными станциями «Коломенская», «Каширская» и «Варшавская». При этом участок «Каширская»–«Каховская» изначально рассматривался как часть будущего Большого кольца, что сегодня и реализовано. Составной частью проекта стал Нагатинский метромост, конструкция которого в отличие от Лужнецкого метромоста, открытого десятью годами раньше, была одноярусной совмещенной – поезда метро и автомобили двигались в одном уровне.

Строительство моста было связано с созданием Нагатинского спрямления Москва-реки: мост возвели на твердом грунте, и лишь спустя два года под ним провели канал. Авторам проекта и строителям за сооружение Нагатинского моста и комплекса инженерных сооружений в 1976 году присуждена Государственная премия СССР. И хотя Нагатинский мост также был сложным инженерным сооружением, в нем не было уникального сочетания легкости и дерзости, как у Лужнецкого метромоста. Наступала новая, менее романтичная эпоха.
Выписка из протокола заседания Президиума Совмина СССР, 1968, ЦГА Москвы, ОХД после 1917 г., ф. Р-534, оп. 1, д. 650, с. 125

В ноябре 1968 года на заседании Президиума Совмина СССР было решено «отложить решение вопроса о строительстве в Москве опытного участка пассажирской монорельсовой дороги» [31]. Утвержденная в 1969 году Комплексная схема развития Московского железнодорожного узла, Московского метрополитена, автомобильных дорог, воздушного и водного транспорта Москвы и Московской области с расчетным сроком реализации до 1980 года определяла основные виды скоростного внеуличного транспорта – метро и железную дорогу [32]. Монорельсовым трассам места в ней не было, причины были очевидны: слишком много неизвестных было при проектировании монорельсовых трасс, а городу были нужны быстрые и проверенные временем решения, которыми и были метрополитен и железная дорога.

Идея создания новых видов скоростного внеуличного транспорта не исчезает полностью, но становится значительно менее популярной, как среди проектировщиков, так и в публичном поле. Динамизм 1960-х сменился статичностью 1970-х, романтизм – прагматизмом, а стремление к будущему – осмыслением прошлого.
 
Выражаю благодарность ГЭС-2 за поддержку исследования. Исследование было бы невозможно без участия Института Генплана Москвы, Музея Москвы, Института «Метрогипротранс», а также Андрея Асадова, Игоря Бахирева, Тимура Башкаева, Леонида Борзенкова, Ольги Панкиной, Ильи Уткина, Николая Шумакова.

Бесценным источником вдохновения и знаний для меня стали материалы, собранные Олегом Измеровым и Александром Череватовым на их сайтах.

Исследование проведено в рамках Грантовой программы для художников, кураторов и исследователей ГЭС-2.
 
[1] А. П. Михеев, В. В. Чиркин. Монорельсовые дороги и перспективы их применения. «Железнодорожный транспорт». 1963. №11. – С.37
[2] Галонен Ю.М. Поезда над городом (монорельсовые дороги).- М.: Знание, 1965, с. 25.
[3] Г. Нартов. Воздушный метрополитен // «Юный Техник», 1960, №9, с. 27
[4] Всесоюзный проектный и научно-исследовательский институт промышленного транспорта «ПромтрансНИИпроект».
[5] Государственный проектно-изыскательский институт по строительству метрополитена и транспортных сооружений.
[6] Жуков С. Пассажирская монорельсовая дорога // Сборник «Метрострой», 1964, №5, С. 19.
[7] Государственный институт по проектированию металлургических заводов.
[8] Проектное название станции метро «Юго-Западная», открытой в 1963 году.
[9] Жигарев А. Воздушные поезда // Газета «Известия», 25. 11. 1960
[10] Репин Л. Воздушный поезд //Журнал «Мурзилка», 1962, №10, с. 23
[11] Монорельсовые трассы 1960-х: по Москве, Подмосковью, в аэропорты и на море // Портал Института Генплана Москвы, 11.07.2023. https://genplanmos.ru/publication/2022_07_11_monorelsovye-trassy-1960-h-po-moskve-podmoskovyu-v-ayeroporty-i-na-more/
[12] Авторы – инженер И. П. Валуев, архитекторы А. И. Сусоров и К. Н. Яковлев.
[13] Авторы – инженер Ю.А. Кошелев, Э.Г. Ободовская, Г.М. Суворов.
[14] Супонев Б. Поезда со скоростью урагана // «Техника молодежи», 1964, №5, с. 12.
[15] Галонен Ю.М. Поезда над городом (монорельсовые дороги).- М.: Знание, 1965, с. 27.
[16] Супонев Б. Поезда со скоростью урагана // «Технике молодежи», 1964, №5, с. 12.
[17] Михаил Марковский (1927-1992) – архитектор, принимавший участие в проектировании станцией «Воробьевы горы», а также в составе авторского коллектива в 1950-е годы выигравший конкурс на две станции метро в Москве – «Киевская» Арбатско-Покровской линии и «Университет», которые были реализованы. Также принимал участие в проектировании станций «Первомайская» (1961), «Новые Черемушки» (1962), «Водный стадион» (1963), «Китай-город» (1971).
[18] М. Ф. Марковский в воспоминаниях коллег, друзей, сокурсников / [сост. Семенова М. М.]. – Москва, 2009.
[19] Жуков С. Пассажирская монорельсовая дорога. // Сборник «Метрострой», 1964, №5, С. 17-19.
[20] Скорее всего речь идет территориях, с формирующейся или еще не полностью сложившейся застройкой.
[21] Зинкевич Ю. Наземный метрополитен и его станции // Архитектура и строительство Москвы, 1958, №12, с.15.
[22] Галонен Ю.М. Поезда над городом (монорельсовые дороги).- М.: Знание, 1965, с. 22.
[23] Мишарин Сергей Дмитриевич, Институт Генплана, Лебедев Георгий Георгиевич, Самсонов Андрей Борисович, Воскресенский Всеволод Леонидович/ Всемирная выставка 1967 г. Всемирная выставка 1967 г. Музей освоения космоса, Вокзал монорельсовой дороги, Входная площадь. Проекты. Институт генерального плана г. Москвы. 1961 г,/ Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева, ГНИМА ОФ-6413/2.
[24] Ленгорстройпроект. Всемирная выставка 1967 г. Всемирная выставка ЭКСПО-1967 в Москве. Фрагмент перспективы с монорельсовой дорогой. 1961 г,/ Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева. ГНИМА ОФ-6354/3
[25] Тхор Борис Иванович, Мндоянц Ашот Ашотович (Руководитель мастерской), Посохин Михаил Васильевич, Кондратьев Александр Никифорович (инженер), Свирский В. А. Всемирная выставка 1967 г. Всемирная выставка 1967 г. Фрагмент подвесной дороги. Моспроект, мастерская № 19. 1961 г./ Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева. ГНИМА ОФ-6412/2
[26]  Стенограмма беседы «За круглым столом», проводимой сотрудниками редколлегии журнала «Москва» журнал Москва с представителями Института Генплана Москвы, 3 октября 1961 г. // Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ), ф. 674, оп. 4, ед.хр. 43, с. 7.
[27] Помозанов П., Тобилевич Б. Крупнейшая градостроительная задача // Журнал «Строительство и архитектура Москвы», 1961, №5, с. 4
[28] Жуков С. Пассажирская монорельсовая дорога. // Сборник «Метрострой», 1964, №5, С. 17-19.
[29] Монорельсовые трассы 1960-х: по Москве, Подмосковью, в аэропорты и на море. Портал Института Генплана Москвы, 11.07.2023.
[30] Приказы и распоряжения ГлавАПУ за 1965 год. //Центральный государственный архив города Москвы, отдел хранения документов после 1917 года, ф. Р-655, оп. 1, д. 176, с. 365
[31] Центральный государственный архив города Москвы, отдел хранения документов после 1917 года, ф. Р-534, оп. 1, д. 650, с. 125
[32] «Московское метро; сеть. Линии, станции». Том 1 «Сеть» / Институт Генплана Москвы, 2020. – 132 с. – с. 59

07 Мая 2024

Похожие статьи
Модернизация – 3
Третья книга НИИТИАГ о модернизации городской среды: что там можно, что нельзя, и как оно исторически происходит. В этом году: готика, Тамбов, Петербург, Енисейск, Казанская губерния, Нижний, Кавминводы, равно как и проблематика реновации и устойчивости.
Три башни профессора Юрия Волчка
Все знают Юрия Павловича Волчка как увлеченного исследователя архитектуры XX века и теоретика, но из нашей памяти как-то выпадает тот факт, что он еще и проектировал как архитектор – сам и совместно с коллегами, в 1990-е и 2010-е годы. Статья Алексея Воробьева, которую мы публикуем с разрешения редакции сборника «Современная архитектура мира», – о Волчке как архитекторе и его проектах.
Школа ФЗУ Ленэнерго – забытый памятник ленинградского...
В преддверии вторичного решения судьбы Школы ФЗУ Ленэнерго, на месте которой может появиться жилой комплекс, – о том, что история архитектуры – это не история имени собственного, о самоценности архитектурных решений и забытой странице фабрично-заводского образования Ленинграда.
Нейросказки
Участники воркшопа, прошедшего в рамках мероприятия SINTEZ.SPACE, создавали комикс про будущее Нижнего Новгорода. С картинками и текстами им помогали нейросети: от ChatGpt до Яндекс Балабоба. Предлагаем вашему вниманию три работы, наиболее приглянувшиеся редакции.
Линия Елизаветы
Александр Змеул – автор, который давно и профессионально занимается историей и проблематикой архитектуры метро и транспорта в целом, – рассказывает о новой лондонской Линии Елизаветы. Она открылась ровно год назад, в нее входит ряд станцией, реализованных ранее, а новые проектировали, в том числе, Гримшо, Вилкинсон и Мак Аслан. В каких-то подходах она схожа, а в чем-то противоположна мега-проектам развития московского транспорта. Внимание – на сравнение.
Лучшее, худшее, новое, старое: архитектурные заметки...
«Что такое традиции архитектуры московского метро? Есть мнения, что это, с одной стороны, индивидуальность облика, с другой – репрезентативность или дворцовость, и, наконец, материалы. Наверное всё это так». Вашему вниманию – вторая серия архитектурных заметок Александра Змеула о БКЛ, посвященная его художественному оформлению, но не только.
Иван Фомин и Иосиф Лангбард: на пути к классике 1930-х
Новая статья Андрея Бархина об упрощенном ордере тридцатых – на основе сравнения архитектуры Фомина и Лангбарда. Текст был представлен 17 мая 2022 года в рамках Круглого стола, посвященного 150-летию Ивана Фомина.
Архитектурные заметки о БКЛ.
Часть 1
Александр Змеул много знает о метро, в том числе московском, и сейчас, с открытием БКЛ, мы попросили его написать нам обзор этого гигантского кольца – говорят, что самого большого в мире, – с точки зрения архитектуры. В первой части: имена, проектные компании, относительно «старые» станции и многое другое. Получился, в сущности, путеводитель по новой части метро.
Архитектурная модернизация среды. Книга 2
Вслед за первой, выпущенной в прошлом году, публикуем вторую коллективную монографию НИИТИАГ, посвященную «Архитектурной модернизации среды»: история развития городской среды от Тамбова до Минусинска, от Пицунды 1950-х годов до Ричарда Роджерса.
Архитектурная модернизация среды жизнедеятельности:...
Публикуем полный текст первой книги коллективной монографии сотрудников НИИТИАГ. Книга посвящена разным аспектам обновления рукотворной среды, как городской, так и сельской, как древности, так и современной архитектуре, в частности, в ней есть глава, посвященная Николасу Гримшо. В монографии больше 450 страниц.
Поддержка архитектуры в Дании: коллаборации большие...
Публикуем главу из недавно опубликованного исследования Москомархитектуры, посвященного анализу практик поддержки архитектурной деятельности в странах Европы, США и России. Глава посвящена Дании, автор – Татьяна Ломакина.
Сколько стоил дом на Моховой?
Дмитрий Хмельницкий рассматривает дом Жолтовского на Моховой, сравнительно оценивая его запредельную для советских нормативов 1930-х годов стоимость, и делая одновременно предположения относительно внутренней структуры и ведомственной принадлежности дома.
Конкурсный проект комбината газеты «Известия» Моисея...
Первая часть исследования «Иван Леонидов и архитектура позднего конструктивизма (1933–1945)» продолжает тему позднего творчества Леонидова в работах Петра Завадовского. В статье вводятся новые термины для архитектуры, ранее обобщенно зачислявшейся в «постконструктивизм», и начинается разговор о влиянии Леонидова на формально-стилистический язык поздних работ Моисея Гинзбурга и архитекторов его группы.
От музы до главной героини. Путь к признанию творческой...
Публикуем перевод статьи Энн Тинг. Она известна как подруга Луиса Кана, но в то же время Тинг – первая женщина с лицензией архитектора в Пенсильвании и преподаватель архитектурной морфологии Пенсильванского университета. В статье на примере девяти историй рассмотрена эволюция личностной позиции творческих женщин от интровертной «музы» до экстравертной креативной «героини».
Бетонный Мадрид
Новая серия фотографа Роберто Конте посвящена не самой известной исторической странице испанской архитектуры: мадридским зданиям в русле брутализма.
Реновация городской среды: исторические прецеденты
Публикуем полный текст коллективной монографии, написанной в прошедшем 2020 году сотрудниками НИИТИАГ и посвященной теме, по-прежнему актуальной как для столицы, так и для всей страны – реновации городов. Тема рассмотрена в широкой исторической и географической перспективе: от градостроительной практики Екатерины II до творчества Ричарда Роджерса в его отношении к мегаполисам. Москва, НИИТИАГ, 2021. 333 страницы.
Технологии и материалы
Systeme Electric: «Технологическое партнерство – объединяем...
В Москве прошел Инновационный Саммит 2024, организованный российской компанией «Систэм Электрик», производителем комплексных решений в области распределения электроэнергии и автоматизации. О компании и новейших продуктах, представленных в рамках форума – в нашем материале.
Новая версия ар-деко
Жилой комплекс «GloraX Premium Белорусская» строится в Беговом районе Москвы, в нескольких шагах от главной улицы города. В ближайшем доступе – множество зданий в духе сталинского ампира. Соседство с застройкой середины прошлого века определило фасадное решение: облицовка выполнена из бежевого лицевого кирпича завода «КС Керамик» из Кирово-Чепецка. Цвет и текстура материала разработаны индивидуально, с участием архитекторов и заказчика.
KERAMA MARAZZI презентовала коллекцию VENEZIA
Главным событием завершившейся выставки KERAMA MARAZZI EXPO стала презентация новой коллекции 2024 года. Это своеобразное признание в любви к несравненной Венеции, которая послужила вдохновением для новинок во всех ключевых направлениях ассортимента. Керамические материалы, решения для ванной комнаты, а также фирменные обои помогают создать интерьер мечты с венецианским настроением.
Российские модульные технологии для всесезонных...
Технопарк «Айра» представил проект крытых игровых комплексов на основе собственной разработки – универсальных модульных конструкций, которые позволяют сделать детские площадки комфортными в любой сезон. О том, как функционируют и из чего выполняются такие комплексы, рассказывает председатель совета директоров технопарка «Айра» Юрий Берестов.
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Сейчас на главной
Безопасное пространство
Для клиники доказательной психотерапии мастерская Lo design создала обволакивающий монохромный интерьер, который соединяет черты ваби-саби и ретрофутуризма. Наполненные предметами искусства и декора кабинеты отличаются по настроению и помогают выйти за рамки привычного мышления.
Влад Савинкин: «Выставка как «маленькая жизнь»
АРХ МОСКВА все ближе. Мы поговорили с многолетним куратором выставки, архитектором, руководителем профиля «Дизайн среды» Института бизнеса и дизайна Владиславом Савинкиным о том, как участвовать в выставках, чтобы потом не было мучительно больно за бесцельно потраченные время и деньги.
Диалог культур на острове
Этим летом стартует бронирование номеров в спроектированной BIG гостинице сети NOT A HOTEL на острове Сагисима во Внутреннем Японском море. Строительство отеля должно начаться чуть позже.
Пресса: АрхМосква: десять архитектурных бюро-финалистов NEXT...
На следующей неделе начнется выставка архитектуры и дизайна АРХ МОСКВА. Темой этого года стала «ПОЛЬЗА». Рассказываем про десять молодых архитектурных бюро, возраст которых не превышает 10 лет, а также про их мечты и видение будущего архитектуры. Проекты этих бюро стали финалистами спецпроекта выставки NEXT 2024 и будут представлять свои «полезные» разработки в Гостином дворе с 22 по 25 мая. Защита финалистов и объявление победителя состоится 23 мая в 13:00 в Амфитеатре.
Место под солнцем
Две виллы в Сочи по проекту бюро ArchiNOVA: одна «средиземноморская» со ставнями и черепицей для заказчиков из Санкт-Петербурга, вторая – минималистичная с панорамным обзором на горы и море.
Новая жизнь гиганта
Zaha Hadid Architects выиграли конкурс на разработку проекта нового паромного терминала в Риге. Под него реконструируют старый портовый склад.
Три глыбы
Конкурс на проект музеев современного искусства и естественной истории, а также Парка искусства и культуры в Подгорице выиграла команда во главе с бюро a-fact.
Переплетение учебы и жизни
Кампус Китайской академии искусства в Лянчжу по проекту пекинского бюро FCJZ рассчитан на творческое взаимодействие студентов с архитектурой.
Улица как смысл
В рамках воркшопа, который Do buro проводило совместно с Обществом Архитекторов в центре «Зотов», участники переосмысляли одну из улиц Осташкова, формируя новые центры притяжения. Все они тесно связаны с традициями места: чайный домик, бани, оранжереи, а также кожевенная мастерская, место для чистки рыбы и полоскания белья.
Ледяная пикселизация
Конкурсный проект омского аэропорта от Nefa Architects восходит к предложению тех же авторов, выигравшему конкурс 2018 года. В его лаконичных решениях присутствует оммаж омскому модернизму, но этот, вполне серьезный, пластический посыл соседствует с актуальным для нашего времени игровым: архитекторы сопоставляют предложенную ими форму со снежной или ледяной крепостью.
Ивановский протон
В Рабочем поселке Иваново по соседству с университетским кампусом планируют открыть общественно-деловой центр, спроектированный мастерской p.m. (personal message). В основе концепции – идея стыковки космических аппаратов.
Памяти Юрия Земцова
Петербургский архитектор, которого помнят как безусловного профессионала, опытного мастера работы с историческим контекстом и обаятельного преподавателя.
Тайный британец
Дом называется «Маленькая Франция». Его композиция – петербургская, с дворцовым парадным двором. Декор на грани египетских лотосов, акротериев неогрек и шестеренок тридцатых годов; уступчатые простенки готические, силуэт центральной части британский. Довольно интересно рассматривать его детали, делая попытки понять, какому направлению они все же принадлежат. Но в контекст 20 линии Васильевского острова дом вписался «как влитой», его протяженные крылья неплохо держат фасадный фронт.
Сама скромность
Общественный центр по проекту Graal Architecture в коммуне Бейн недалеко от Парижа идеально вписан в холмистый ландшафт.
Озерная история
Для конкурса на омский аэропорт в Фёдоровке нижегородское бюро ГОРА предложило, кажется, самую оригинальную мотивацию контекста: архитекторы сравнивают свой вариант терминала с «пятым озером» из легенды – тем «потаенным», которое открывается не всякому. В данном случае, если бы аэропорт так и построили, «озеро» можно было бы увидеть из окна самолета как блеск зеркальной кровли, отражающей небо. Очень романтично.
Памятный круг
В Петербурге крупный конкурс: 12 местных бюро борются за право проектировать мемориальный комплекс Ленинградской битвы. Мы сходили на выставку, где представлены эскизы, и поймали дежавю – там многое напоминает о несостоявшемся музее блокады.
Бетон, проволока и калька
Можно ли стать художником, получив образование и опыт работы архитектора? Узнали у Даниила Пирогова, окончившего Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет.
Семейное сходство
Бюро CoBe Architecture et Paysage разработало планировку сектора E Олимпийской деревни-2024 в пригороде Парижа и в качестве визуального и конструктивного ориентиров для партнеров реализовало здесь три жилых корпуса.
Мечта в движении: между утопией и реальностью
Исследование истории проектирования и строительства монорельсов в разных странах, но с фокусом мечты о новой мобильности в СССР, сделанное Александром Змеулом для ГЭС-2, переросло в довольно увлекательный ретро-футуристический рассказ о Москве шестидесятых, выстроенный на противопоставлениях. Публикуем целиком.
Сверток
Конкурсный проект, предложенный бюро Treivas для первого, 2021 года, конкурса для EXPO 2025, завершает нашу серию публикаций проектов павильона, которого не будет. Предложение отличается детальностью объяснений и экологической ответственностью: и фасады, и экспозиция в нем предполагали использование переработанных материалов.
Деревянная струна
Конкурсный проект омского аэропорта от ЦЛП, при всей кажущейся традиционности предложенной технологии клееной древесины – авангарден до эпатажного. Терминал они вытягивают вдоль летного поля, упаковывая все функции в объем 400 х 30 х 23 метра. Так нигде и никогда не делают, но все, вероятно, бывает в первый раз. И это не первый аэропорт-манифест ЦЛП, авторы как будто «накапливают смелость» в рамках этой ответственной функции. На что похож и не похож – читайте в нашем материале.
В ожидании гезамкунстверка
Новый альманах «Слово и камень», издаваемый мастерской церковного искусства ПроХрам – попытка по-новому посмотреть на вопросы и возможности свободного творчества в религиозном искусстве. Диапазон тем и даже форматов изложения широк, текстов – непривычно много для издания по современному искусству. Есть даже один переводной. Рассматриваем первый номер, говорят, уже вышел второй.
Среди дюн и кораллов
Гостиинца Ummahat 9-3 построена по проекту Кэнго Кумы на одноименном острове, принадлежащем Саудовской Аравии, в Красном море. Составляющие ее виллы мимикрируют под песчаные дюны и коралловые рифы.
Птицы и потоки
Для участия в конкурсе на аэропорт Омска DNK ag собрали команду, пригласив VOX architects и Sila Sveta. Их проект сосредоточен на перекрестках, путешествиях, в том числе полетах: и людей, и птиц – поскольку Омск известен как «пересадочный пункт» птичьих миграций. Тут подробно продумана просветительская составляющая, да и сам объем наполнен светом, который, как кажется, деконструирует медный круг центрального портала, раскладывая его на фантастические гиперпространственные «слайсы».
Молодежное соревнование
Объявлены лауреаты главной архитектурной награды Евросоюза – Премии Мис ван дер Роэ. Обладатели «взрослой» гран-при за учебный корпус в Брауншвейге оказались заметно моложе коллег, отмеченных специальной премией «для начинающих архитекторов» за библиотеку в Барселоне.
Дом книги
Бюро ludi_architects перезапустило библиотеку в Ташкенте: фасады исторического здания подновили, а интерьеры сделали привлекательными для разных поколений читателей. Теперь здесь на несколько часов можно занять детей, записать подкаст или послушать концерт. Пространство для чтения в одноэтажном особняке расширили за счет антресолей, а также площадок на открытом воздухе: амфитеатра и перголы.
Грани реальности
Архитекторы CITIZENSTUDIO подчинили свой конкурсный проект аэропорта Омска одному приему: полосам, плоским и объемным, прямым и граненым. Хочется сказать, что по их форме как будто грабли прошлись, оставив, впрочем, регулярный и цельный след. Но ключевая идея проекта – проветриваемое пространство «крытой улицы», или портика, перед входом в терминал. В него даже выходят балконы.