Изображение предоставлено Digital Guru
При этом у территории отсутствует ярко выраженный центр – строили-то прежде всего широкие проспекты для машин и многоквартирные дома для жизни. Туристический потенциал Тольятти и конкретного Автозаводского района до сих пор остается неочевидным. Непонятно, кем, когда и какие именно направления туризма могут быть востребованы.
Агентство Digital Guru специализируется на аналитике соцсетей и городских данных. Властям города оно предложило нестандартное исследование. «Мы сознательно отказались от традиционных дорогостоящих методов – фокус-групп с жителями и туристами, покупки данных о перемещениях у операторов сотовой связи или мониторинга банковских транзакций, – поясняет CEO агентства Андрей Кузьменков. – Вместо этого мы построили анализ исключительно на социальных медиа. Такой метод позволяет проводить глубокие исследования и при этом разумно экономить деньги заказчиков».
Временные рамки скрининга ограничивались 2024 годом. Всего было проанализировано 1500 постов в соцсетях с отзывами о поездках в Тольятти и 20 000 отзывов, оставленных на картографических сервисах. При этом в общем потоке данные о поведении туристов и местных жителей были разделены. Удалось выяснить, например, что чаще других в Тольятти приезжают из близлежащей Самары (19% турпотока), Москвы (почти 8%), Ульяновска (около 6%) и Казани (3%). 75% исследуемой группы составили женщины. По возрастному критерию аудитория разделилась следующим образом: 17% – люди в возрасте 25 лет – 34 года, 36% – 35-44, 22% – 45-54.
Для анализа использовались 3000 фотографии в соцсетях, сделанные на территории района, 20% от этого количества оставили туристы. С помощью нейросетей из общего массива фотографий выделили уличные виды. Они помогли понять, как и в какое время используется городская среда; а также увидеть, какие места чаще посещают туристы, а какие – местные жители.
В разное время года людей притягивают разные места. Осенью популярны городские парки и спортивная школа Олимпийского резерва, что, наверное, косвенно свидетельствует о недостаточном количестве общегородских мероприятий.
Зимой в числе посещаемых мест оказался сквер Победителей в Великой отечественной войне, где устанавливают елку и встречают Новый год. Весной, помимо парка аттракционов, точкой притяжения стал стадион «Торпедо» – здесь утраивали «Шоу каскадеров».
Пик туристического сезона и публичной активности предсказуемо пришелся на теплое время года (май-октябрь) и достиг максимум в июле. Летом безусловным магнитом для туристов и жителей Тольятти является Парковый комплекс истории техники им К. Г. Сахарова. На втором и третьих местах оказались пляж у Волги и аквапарк в центре района.
То, что Парковый комплекс истории техники пользуется популярностью только летом, объясняется его неприспособленностью к круглогодичной работе: здесь недостаточно укрытий от дождя и холода, а культурные события проводятся в небольшом количестве или вовсе отсутствуют.
Что касается туристической инфраструктуры, то туристы оставили 850 отзывов о 22 гостиницах, 45% отзывов оказались в диапазоне «хорошо» и «очень хорошо».
Гораздо активнее люди делились впечатлениями о точках общепита: 3700 отзывов о 176 объектах, причем оценка местных жителей (4,36 из 5) была ниже, чем средняя оценка туристов (4,43). В районе есть два ключевых гастрономических центра: первый – рядом с «Фанни парком» и второй – на улице 40 лет Победы, соединяющей Автозаводской район с Центральным.
Потенциальные центры Автозаводского района по данным существующей активности
Изображение предоставлено Digital Guru
Можно также заметить, что летом, в туристический сезон оценка общепита падает. Очевидно, кафе и ресторанов просто не хватает, чтобы держать обслуживание на должном уровне. С этим могло бы помочь открытие новых заведений, а также более равномерное распределение туристического потока по временам года (например, за счет расширения событийных программ).
Был выявлен сильный общественный интерес к Парковому комплексу истории техники имени К. Г. Сахарова и Музею АвтоВАЗ, которые расположены по соседству. Локация имеет потенциал, чтобы стать центром промышленного туризма Самарского региона. Кроме того, в этой части района расположены Университет группы «АВТОВАЗ» и Машиностроительный колледж, что позволяет развивать студенческий туризм. Это вписывается в общемировой тренд, когда туристическими центрами становятся территории, связанные с техническими разработками и производством.
В этой части района ощущается нехватка заведений общественного питания и коммерческой инфраструктуры, что подтверждают отзывы туристов: «нет магазинов и кафе», «до магазина только на такси». Не будет лишним также проложить и велопешеходные дорожки.
Улучшения требует работа музеев. Например, туристам очень нравится Музей АвтоВАЗа, но они удивлены, что в середине рабочего дня он закрывается на обед. Люди пишут о неудобной системе продажи билетов, сложностях с экскурсиями и отсутствии аудиогидов.
Изображение предоставлено Digital Guru
«Фанни парк» и городские скверы вокруг него – важное городское место отдыха. Согласно отзывам, оно требует модернизации – наполнения разнообразным функционалом для эффективного круглогодичного использования.
Городские мероприятия – праздники и фестивали – обычно пользуются большим спросом у жителей и гостей города. Проведение таких событий зимой и осенью позволит разнообразить культурную жизнь района, привлечь в город новых туристов, а техническая направленность мероприятий поможет развиваться именно промышленному туризму.
Отдельного упоминания заслуживает культурный центр «Автоград», бывший Дворец культуры, искусства и творчества ВАЗа, – одно из самых больших учреждений культуры Поволжья. Построенное в 1988 году здание (авторы проекта – архитекторы Борис Рубаненко и Борис Бранденбург) является ярким образом брежневского модернизма, его интерьеры щедро украшены витражами, мозаиками и скульптурой. Здесь несколько концертных залов, самый большой – на 1200 человек, танцпол, литературная гостиная, хореографические и вокальные классы, репетиционные аудитории и огромная библиотека. Для туристов «Автоград» становится приятным открытием («подновить бы его... Такой классный памятник архитектуры!», «восхитительная модернистская архитектура», «интересное здание советской эпохи. Внутри есть красивая мозаика, керамика», «Оказались почти в сказке «Чародеи» и институте НИЧАВО!»).
Что касается набережной и парков рядом с Волгой, то пространство уже сформировано как зона отдыха с качественной и комфортной инфраструктурой. Тем не менее, необходимо продумать использование этой территории в межсезонье. Точкой роста мог бы стать спорт, при том, что школа Олимпийского резерва уже зарекомендовала себя как надежный организатор спортивных мероприятий.
Хорошим начинанием развития туризма в районе могло бы стать создание нескольких туристических маршрутов, объединяющих выявленные локальные центры. Например, «Индустриальный маршрут» мог бы связать основные промышленные локации: Парковый комплекс истории техники и музей АвтоВАЗа.
«Культурный маршрут» начался бы от Преображенского собора, шел через скверы и парки и завершался у КЦ «Автоград».
«Спортивный маршрут» между стадионом «Торпедо» и школой Олимпийского резерва можно продлить вдоль улицы маршала Жукова, чтобы общая его протяженность составила 12 км. Это позволит проводить четверть- и полумарафоны. Вдоль спортивного маршрута следует расположить воркаут-зоны, площадки для йоги, раздевалки с вендинговыми аппаратами, пункты проката спортивного инвентаря.
«Администрация города с большим интересом отнеслась к нашему исследованию, – подытоживает Андрей Кузьменков. – наши данные подтвердили гипотезы местных жителей о локальных центрах района, но при этом мы смогли найти популярные места, до этого бывшие «не на радарах» – на некоторые части района местные власти взглянули по новому». Результаты исследования будут использованы при планировании инфраструктуры района и будущих работ по благоустройству и развитию туризма.
Историческая справка
Тольятти – город древний и молодой одновременно. Его история начинается в 1737 году, когда по инициативе государственного деятеля Василия Татищева и указу императрицы Анны Иоанновны здесь была заложена крепость Ставрополь-на-Волге. Её построили для защиты крещёных калмыков от набегов кочевников и укрепления юго-восточных границ России.
Двести лет город развивался как уездный центр, пока в 1950-е годы его судьба резко не изменилась. В СССР началось строительство Жигулёвской (Куйбышевской) ГЭС – одной из крупнейших гидроэлектростанций мира. В зону затопления попал практически весь старый Ставрополь.
Около 2 тысяч домов разобрали и перенесли на новое место – на 10 км выше по Волге, где и был отстроен современный Тольятти. В 1964 году город переименовали в честь итальянского коммуниста Пальмиро Тольятти. Связь с Италией была не случайной: концерн FIAT помогал в 1960-е годы строить тут автомобильный завод.
В нескольких уцелевших от Ставрополя-на-Волге исторических домах сегодня работают музеи. Тольятти хранит память о своём прошлом, но сегодня это прежде всего крупный промышленный центр, известный АвтоВАЗом и другими предприятиями.