Поддержка архитектуры в Дании: коллаборации большие и маленькие
Публикуем главу из недавно опубликованного исследования Москомархитектуры, посвященного анализу практик поддержки архитектурной деятельности в странах Европы, США и России. Глава посвящена Дании, автор – Татьяна Ломакина.
Исследование было презентовано в декабре 2021 на конференции МКА «Комфортный город». Полный текст 170-страничного документа можно скачать на сайте Архсовета Москвы. Мы же публикуем одну из глав, посвященную Дании.
Международный союз архитекторов International Union of Architects совместно с ЮНЕСКО выбрали Копенгаген столицей мировой архитектуры на 2023 год. И произошло это неслучайно. Уже много лет Копенгаген – пионер среди создания самых инновационных архитектурных проектов, на которые съезжаются посмотреть именитые архитекторы со всего мира. Жилые объекты, переделанные из элеваторов и электростанций, офисные центры из цементных силосов, лыжная трасса на крыше мусоросжигательного завода и жилой дом, где до самого верхнего уровня проложена велосипедная дорожка – это лишь верхушка архитектурного айсберга, которая впечатляет и обывателей, и профессионалов. Такой архитектурный прорыв стал возможен в том числе благодаря масштабной поддержке отрасли – как на уровне государства, так и на уровне частных коммерческих фондов. Какое же содействие оказывают архитектуре в датской столице? И какой опыт государственно-частных партнерств можно было бы экспортировать в другие страны?
Развитие архитектуры в Дании идет через междисциплинарный подход, который задействует на проектах урбанистов, социологов, строителей, инженеров, психологов, проектировщиков, консультантов-футуролов и т.д. Важная цель – не просто построить здание, но создать проект «в контексте», что означает связать его с историей и текущими потребностям горожан, с окружающей застройкой и социальными прогнозами на будущее. Такой междисциплинарный подход во многом определяет и формат поддержки архитектуры: финансовую и профессиональную помощь отрасли оказывают самые разные фонды и объединения, профессиональные союзы и артели.
Глобально за разработку способов поддержки архитектуры в Дании отвечает Министерство культуры, которое – через ряд профессиональных организаций – решает конкретные задачи отрасли. Посмотрим, какие фонды и коллаборации протягивают архитектуре руку помощи.
Государственная поддержка Государственный фонд искусств Дании (Statens Kunstfond)
Под эгидой Министерства культуры работает Государственный фонд искусств Дании – масштабная организация, задача которой – распространять искусство (в том числе архитектуру) среди широкой аудитории, продвигать его на международном уровне и содействовать молодым талантам на творческом пути.
Это не просто многообещающие слова на стартовой веб-странице фонда. За ними – реальные гранты и профессиональная поддержка более 6000 проектов ежегодно. С помощью более чем 60 различных программ финансирования фонд продвигает и помогает реализовывать самые разные художественные проекты. В архитектурной сфере это:
– финансирование проектов, стремящихся «расширить границы» архитектуры. Предпочтение отдается работам/проектам/коллаборациям, демонстрирующим инновационное и этическое понимание роли архитектуры в обществе; – распределение грантов на исследования архитектурного опыта и налаживание партнерских отношений за рубежом (поездки, стажировка, коллаборации); – финансирование работ, касающихся поиска новых методов и подходов в архитектуре, экспериментальных проектов и идей, потенциально интересных для последующего тиражирования; – финансирование поездок в архитектурную мастерскую Йорна Утзона на Майорке. Программа позволяет архитекторам и междисциплинарным группам развивать свой проект или работать над исследованием во вдохновляющей атмосфере единомышленников.
Примечательно, что максимального размера суммы, на которую соискатель может подавать заявление, нет. Комитет оценивает каждую отдельную заявку и принимает решение индивидуально по каждому проекту.
Однако общее представление о финансовой структуре программы можно составить из следующих цифр: • 59% грантов, предоставленных в 2019 году, составляли менее 25 000 датских крон (примерно 3300 евро). • 82% были менее 45 000 датских крон (около 6 000 евро) • 96% были менее 75 000 датских крон (приблизительно 10 000 евро): В 2019 году комитет получил почти 1500 заявок на участие в программе, из которых 50% получили гранты. В общей сложности из программы было распределено около 3,1 миллиона евро – около половины ежегодных средств комитета.
Среди профинансированных архитектурных проектов были – проведение архитектурной выставки, медиа-арт проект, фото-экспозиция, ряд строительных экспериментов, публикация книг, архитектурные поездки, в том числе в архитектурную мастерскую на Майорке, работа международных архитектурных коллабораций и т.д.
Частные фонды, поддерживающие архитектуру
Помимо государственной поддержки, в Дании работает несколько частых фондов, которые направляют свободные средства на поддержку архитектуры и искусства. Самые крупные из них – это Danmarks Nationalbanks Jubilæumsfond, Realdania, Louis-Hansen Fonden, Nordea, Dreyers Fonden и др. Ежегодно каждый из них выделяют на поддержку архитектуры от 500 до 800 млн датских крон (до 100 млн. евро) При том что фонды дотируют серьезные суммы в архитектурную отрасль, они естественным образом сосредоточены на своих коммерческих целях и поэтому имеют ряд требований к тем проектам, которые поддерживают.
Один из последних проектов, которые, например, поддержал фонд Realdania – создание более здорового климата в помещениях в экспериментальном ЖК в городе Хольстебро. Проект включает в себя реализацию трех домов, построенных по подобию лаборатории, где исследователи тестируют различные строительные стратегии и материалы для более здорового климата в помещении. В проекте участвует и ряд других инвесторов и застройщиков. В случае успешной реализации проекта, не исключено, что фонд Realdania начнет реализацию проекта в более масштабном формате – уже как инвестор.
«Проекты, которые мы поддерживаем, могут быть очень разные – как по формату, так и по размеру, но их объединяет то, что они служат на благо обществу и делают страну комфортнее», – говорит Niels Olsen, руководитель направления «Природа и культура» фонда Nordea.
Этот фонд часто поддерживает проекты междисциплинарные. Например, сегодня под предводительством фонда в самом старом городе Дании – Рибе - реализуется «Центр викингов», который является и музеем, и образовательным центром, и красивым архитектурным проектом. Финансирование проекта составляет 3 миллиона датских крон.
Еще один интересный проект, который поддерживается фондом Nordea – адаптация помещений бывшего солодового завода в датском Эбельтофте в молодежный центр. Здесь появятся полностью оборудованные репетиционные залы, танцевальные студии, концертная площадка, открытая рампа для катания на роликах и т.д. Молодежное сообщество существует вокруг этого места уже несколько лет, здесь даже проходил небольшой музыкальный фестиваль. При поддержке фонда Nordea в размере 5,2 миллиона датских крон, молодежь получить актуальное пространство для творчества.
«Солодовый завод – это такой своеобразный дом культуры, где будут сформированы различные виды активностей, образовательных проектов, творческих мастерских и т.д., – говорит Хенрик Леманн Андерсен, директор фонда Nordea. – Так, в food-студии будет возможность работать с продуктами питания, узнавать секреты приготовления еды, а в мастерских Maltfabrikken можно будет с головой погрузиться в проекты, в которых вторичное использование материалов, их переработка и переосмысление играли важную роль».
Многие фонды, помимо поддержки проектов, ежегодно распределяет до 10 млн датских крон в виде стипендий для студентов магистратуры и бакалавриата, которые учатся за границей.
Государственно-частное партнерство Архитектура в Дании поддерживается в том числе через формат государственно-частного партнерства. Самым мощным коммерческим игроком в этой связке выступает фонд RealDania. В настоящий момент при непосредственной поддержке фонда работает два крупных архитектурных проекта
Кейс №1: «Новая лаборатория жилищного строительства» Государственный фонд искусств Дании и частный фонд Realdania в 2019 году придумали «Новую лабораторию жилищного строительства» – особенный проект, который создает пространство для экспериментов и позволяет по-новому взглянуть на датскую жилищную архитектуру. Климатические проблемы, нехватка ресурсов, новые форматы социальной жизни, в которой все больший процент занимают одинокие люди – все это ставит новые вызовы перед архитекторами и девелоперами, которые должны переосмысливать пространство в соответствии с новыми социальными устоями и строить по-новому. Созданная лаборатория как раз намерена искать новые формы архитектуры. По сути, это – масштабный эксперимент, в результате которого будет разработано и протестировано несколько принципиально новых проектов, которые, в случае успеха, выйдут «в тираж».
1 / 5
Новые формы жилья / жилищная ассоциация Domea
kunst.dk / Новая лаборатория жилищного строительства
2 / 5
Строительное партнерство KAB / поколения
kunst.dk / Новая лаборатория жилищного строительства
3 / 5
Вертикальный двор / ONV Arkitekter ApS
kunst.dk / Новая лаборатория жилищного строительства
4 / 5
Здание муниципального самоуправления, район Музикон в Роскилле
kunst.dk / Новая лаборатория жилищного строительства
5 / 5
Симбиоз / Вильборг Хусене
kunst.dk / Новая лаборатория жилищного строительства
До мая 2020 года организаторы собирали заявки проектов со все страны, который так или иначе должны были демонстрировать инновационность проектов и успешное решение проблем, с которыми сталкивается общество сегодня. Поступило 66 заявок. В конце августа 2020 года из них было выбрано семь проектов, которые были включены в список пилотных проектов «Лаборатории».
«Проекты представлены как молодыми, так и статусными архитекторами и дизайн-студиями. Общее в этих проектах то, что это ни много ни мало дома будущего. Проекты создают отправную точку для совместного масштабного переосмысления датского жилищного строительства, чтобы оно лучше отвечало задачам, с которыми мы сталкиваемся, например, изменение климата и потребность в новых форматах жилья», – говорит Эллен Браэ, председатель Комитета по наследию и поддержке проектов в области архитектуры Государственного фонда искусств.
«Семь выбранных жилищных проектов содержат в себе невероятное количество идей – из самых разных дисциплин: от социологии до инженерии, от высотного строительства до коммуникации. Не случайно в «Лабораторию» входят архитекторы, инженеры, девелоперы, коммунальные компании, социологи и т. Д. Это важно, потому что создает реальное пространство для нового мышления и показывает новые возможности, которым мы можем следовать», – говорит Нина Ковстед Хелк, директор по вопросам благотворительности фонда Realdania.
Финансирование Все семь выбранных проектов получат профессиональную (помощь сообщества) и финансовую поддержку для выполнения «экспериментальных элементов», которые были в их заявке, но которые никогда еще не были реализованы. Однако фондом покрывается только часть затрат и выбранные проекты должны быть реализованы на рыночных условиях, чтобы продемонстрировать в том числе и их финансовую жизнеспособность, востребованность. Оценка стоимости полученного результата и возможная оптимизация строительных решений рассматривается как важная часть реализации эксперимента. В процессе работы представители проектов будут регулярно встречаться с профессиональным сообществом для решения тех или иных профессиональных задач, получения консультаций, поиска решений.
Проекты, получившие финансирование «Вертикальные дворы» Консалтинговая компания Gehl, занимающаяся исследованиями и проектированием, объединилась с компанией ONV, ведущим экспертом в области деревянного модульного жилья, и MT Højgaard, одной из крупнейших компаний в области строительства и обслуживания зданий в Дании. Совместными усилиями они создали проект «Вертикальные дворы», который будет реализован в городе Ниво, Дания, в течение следующих двух лет.
«Идея нашего проекта состоит в том, чтобы придать лестничным пролетам в многоэтажном жилье больше ценности. Сегодня это общее пространство несет только одну функцию. Если же с этим пространством грамотно поработать, оно может стать привлекательным местом для неформального общения и взаимодействия жильцов дома», – рассказывает о проекте Луиза Фогель Кильгаст, партнер Gehl.
«Общий двор на всех этажах! – так звучит слоган нашего проекта, – говорит Биргитте Бундесен Сварре, директор Gehl. – Наш эксперимент в том числе посвящен разработке решений, развивающих добрососедство. В рамках проекта будет изучено, как можно сделать коммуникацию и неформальное взаимодействие еще более эффективными, а концепцию жилья с вертикальными помещениями - масштабируемой.
Примечательно, что среди заявителей этого проекта значится и пенсионный фонд Дании PensionDanmark, который берет на себя частичное финансирование проекта.
«Дом поколений» 'WoodenHouse – это новый тип многоэтажных таунхаусов, построенных из дерева. Это так называемый «социально устойчивый» дом, в котором центральным элементом является сообщество, добрососедство, неформальные коммуникации.
Девелоперская компания KAB совместно с партнерством Byggepartnerskabet & os, включающим в себя целый ряд игроков строительной отрасли, разработали новую методологию деревянного строительства для реализации многоэтажных зданий. Амбициозная цель проекта – строить устойчиво во всех отношениях – используя дерево, а не материалы, при производстве которых в атмосферу уходят ударные дозы CO2. В свою очередь, социальная устойчивость подразумевает возможность проживания под одной крышей людей самых разных поколений, культур и бэкграундов. Первый деревянный «Дом поколений» будет построен в Эрестаде, строительство которого начнется в 2021 году.
«Дома-симбиозы (SYMBIOSEHUSENE)» Деловые районы вокруг больших городов, таких как Копенгаген, обычно пустуют рано утром и по вечерам в выходные и праздничные дни. Хотя плотность населения в соседних районах остается высокой в любое время. Экспериментальный жилищный проект, поддерживаемый Realdania и Государственным фондом искусств, демонстрирует возможность использования таких территорий максимально эффективно. На кровле бизнес-центра возведены жилые дома на 1-2 этажа (общий метраж жилого пространства составляет около 3000 кв.м), и кроме того создана сельскохозяйственная ферма. Общие пространства в проекте используются не только жителями, но и людьми, работающими в коммерческом здании внизу. В свою очередь, новым жильцам доступны общие функции и, рабочие места в бизнес-центре. Комплексная ферма на крыше обеспечивает офисы и жилье свежими овощами.
«Деревня» на крыше и офисное здание, расположенное ниже, образуют прочный симбиоз и получают друг от друга выгоду. Еда, вода, тепло, энергия, парковочные места для встреч и т. д. – все это используются разными целевыми группами и в итоге позволяет гораздо эффективнее использовать пространство и ресурсы проекта. активно – в разное время разными пользователями, создавая по-настоящему устойчивое сообщество. Проект разработан URBAN POWER (в соавторстве с Wihlborgs, NCC, Østergro, Flux и Stokbro).
«Творческий самострой», Роскилле В районе Musicon в Роскилле жителям будет предоставлено пространство для строительства собственного городского жилья – индивидуального и коллективного. Самостоятельное строительство создает альтернативу устоявшемуся рынку жилья и может способствовать развитию экспериментальной архитектуры, поиску интересных решений, активное участие пользователей в создании актуальной городской среды. Таким образом, Musicon может стать первым местом в Дании, где дома строятся самостоятельно, без участия централизованного коммерческого застройщика в качестве посредника.
Впрочем, это не значит, что жители получат на откуп участок с возможностью строить что угодно и как угодно. Муниципалитет Роскиле выступает в проекте продавцом земли и органом планирования. Кроме того, к проекту будет подключена междисциплинарная команда для участия в этапах разработки проекта и его реализации. Таким образом, жители будут опираться на архитектурный, юридический, финансовый, строительный опыт, который будет предоставлен им для слаженной и комплексной реализации проекта. Цель проекта – вовлечь городское сообщества в реализацию проектов, дать им возможность стать непосредственным участником проекта реализации дома, подумать над планировочными решениями, декором, формой собственного дома, «активировать мечты», которые, возможно, в будущем станут интересным строительным решением для всей отрасли.
С помощью «Творческого самостроя» муниципалитет Роскилле надеется заложить фундамент примерно для 40 самодельных домов на участке площадью 4000 кв. м. В проекте будет три разных типа жилья: таунхаусы, многоэтажные дома, индивидуальные дома.
Интересно, что к проекту присоединилась компании Gemeinschaft – консультант по социологии и антропологии, специализирующийся на градостроительстве. Благодаря особому вниманию к людям, они будут работать созданием удобного и интересного пространства, учитывающего самые разные активности и потребности людей.
«Сообщество SØPARKEN» Идея проекта Søparken состоит в формировании новой формы коммунального жилья, в которой люди с ограниченными возможностями не просто являются полноценной частью сообщества, но и вносят активный вклад в его развитие. «Если мы хотим строить устойчивое общество, нужно думать не только про создание климатически нейтральных, экологических проектов, но и проектов, в которых люди чувствуют солидарность, общность и могут вести полноценный образ жизни», – рассказывают в Миккель Хольмбек, генеральный директор фонда Glad Fonden, который является одним из заявителей проекта. – Для нас этот проект – долгожданная возможность покончить с растущей степенью изоляции, одиночества, социальной сегментацией людей с физическими недостатками».
В частности, структура жилья подразумевает объединение самых разных людей в проекте, а физическое пространство создает возможности для самых разных видов активностей: от совместного приема пищи до работы в саду.
Некоторые из домов в проекте будут ориентированы на людей с ограниченными возможностями, при этом некоторые из них будут задействованы в обслуживающей команде всего объекта – например, они могут быть задействованы в работе на кухне, в уборке, мытье окон и т.д.
Glad Fonden, заявитель проекта, имеет 20-летний опыт трудоустройства людей с ограниченными возможностями.
«Ферма как коливинг» В рамках этого проекта старое фермерское хозяйство будет перестроено в новое инновационное пространство. Несмотря на то, что сегодня в Дании подобных примеров переделки зданий уже немало, все же нужна комплексная система, методология, которая вдохновит владельцев старых фермерских зданий по всей стране активнее преобразовывать их в эффективную современную недвижимость. «Сосредоточившись на создании такой работающей модели, которая может быть воспроизведена, мы будем исследовать тему и сообщать о результатах: как можно преодолевать сложности, какие ошибки можно считать типичными, как работать с архитектурой пространства и технической начинкой, что делать с правами собственности, как получать государственные разрешения, кредитные оценки и т.д.», – говорят в StengårdenLandogLivI/S (один из заявителей проекта)
В то же время это будет не просто система сводок и рекомендаций, но и реализованный проект – старая ферма в местечке Эгедал трансформируется в архитектурно привлекательное и эффективно функционирующее пространство для коливинга. А прилегающие к ферме 7 гектаров земли станут хорошей возможностью для реализации самых разных видов активностей: семинаров, фестивалей и других мероприятий.
«Жилье для родителей-одиночек» Жилищная компания DFB вместе с Domea.dk реализуют масштабный проект по строительству 184 новых единиц государственного жилья в самом центре привлекательного городского района Carlsberg Byen в Копенгагене. Часть проекта разработана специально для родителей-одиночек, чьи дети живут поочередно то с одним, то с другим родителем (распространенная форма общения с детьми среди разведенных пар в Дании), и именно ее поддерживает «Новая лаборатория жилищного строительства» – как финансово, так и профессионально.
«Как же сделать оптимальным жилье, где в течение одной недели в нем размещаются отец и трое детей, а на следующей неделе – только один отец? И как создать хорошую основу для коммуникации с другими родителями-одиночками и их детьми? Наша цель – создать такую форму жилья, которая ответит на все эти вопросы», – говорит Метте Могенсен, менеджер по городскому и жилищному строительству Domea.dk.
Кейс №2. Датский архитектурный центр Еще одним масштабным проектом Государственного фонда искусств и фонда Realdania является Датский архитектурный центр (DAC) – одна из ключевых в стране организаций, популяризирующих датскую архитектуру. Центр проводит архитектурные выставки на широкую аудиторию, лекции и конференции. Но помимо образовательной функции, DAC также занимается созданием масштабной базы с успешными реализованными проектами, которые были созданы молодыми, пока нигде не прозвучавшими бюро. Чтобы эти молодые таланты быстрее и проще выходили на архитектурный рынок, созданный каталог решений и проектов распространяется среди государственных и частных заказчиков (девелоперов, иинвесторов, строителей, урбанистов и т.д.) Таким образом, Датский архитектурный центр фактически занимается маркетингом и продвижением молодых архитектурных специалистов, чтобы дать им дорогу в жизнь.
Идеологическая поддержка Поддержка архитектурной отрасли идет не только на финансовом, но и на методологическом, карьерном, образовательном уровне.
Ключевую роль здесь играет «Союз архитекторов и дизайнеров» – профессиональная ассоциация в Дании, специализирующаяся на вопросах карьеры и трудовой жизни архитекторов и дизайнеров. Чем занимается союз? Консультирует по вопросам оплаты труда, трудоустройства, увольнения и контрактов. Обеспечивает бесплатное развитие карьеры и карьерный коучинг для участников. Фактически организация является профсоюзом, который, среди прочего, единственный в своей отрасли имеет право на ведение коллективных переговоров с работодателями и чиновниками от лица всей архитектурной профессии.
Поддержкой архитекторов на идеологическом уровне занимается также Датская архитектурная ассоциация (Arkitektforeningen). Она предлагает своим членам профессиональные курсы и постоянные образовательные программы, внушительную сеть коллег со всей страны, а также специфические конференции, презентации и обучение, связанное с тем, как грамотно участвовать в архитектурных тендерах и конкурсах. Последние, кстати, вывешиваются на сайте ассоциации – в отдельном разделе.
«Датские архитектурные компании» (Danske Arkitektvirksomheder) еще одна организация, помогающая не финансами, но словом и делом. Компания дает своим членам юридические консультации по вопросам реализации проектов, работы с историческим наследием и т.д., дает большие скидки на страхование, чтобы архитектора могли сосредоточиться на своей основной работе.
Две последние организации помогают архитекторам верно трактовать нормативно-правовую базу, касающаяся архитектуры и строительных стандартов, в том числе для реализации нишевых проектов, например, государственного социального жилья.
Поддержка молодых архитекторов Профессиональное архитектурное образование в Дании можно получить в одной из трех школ: – Архитектурной школе Орхуса (aarch.dk), – Королевской Академии Копенгагена (kglakademi.dk) – Университете Ольборга (www.aau.dk/uddannelser/kandidat/architecture-civil)
Таким, образом, основная «сертификация» архитекторов проходит через бакалавриат или магистратуру. Но впоследствии можно пройти дополнительные программы обучения, курсы повышения квалификации, обучение по реализации нишевых проектов, в том числе через профессиональные организации и объединения и т.д. Для всех участников образовательного процесса в архитектуре ежегодно организуется международная конференция Architecture and Urban Space.
Для молодых специалистов, как уже было отмечено ранее, в стране действуют самые разные программы поддержки: от системы грантов фонда RealDania до участия в проектах Государственного фонда искусств и Датского архитектурного центра.
Кстати, архитектурные школы тоже не стоят от этого процесса в стороне. В конце прошлого года Королевская Академия в Копенгагене, Архитектурная школа в Орхусе совместно с «Датской лабораторией городского планирования» инициировали проект «Планы на будущее». Проект подразумевает участие выпускников архитектурных школ в работе муниципалилетов – по таким вопросам, как эффективное городское планирование, проектирование зданий с учетом проблем климата и экологической устойчивости. Программа, по задумке создателей, дает муниципалитетам «свежую кровь» в лице молодых экспертов, которые горят профессией, могут мыслить нестандартно, междисциплинарно, out of the box, и тем самым успешно решать профессиональные задачи.
«В муниципалитетах у вчерашних студентов будет возможность проявить свой профессионализм и помочь повлиять на основные повестки дня. Но мы хотим, чтобы еще больше студентов-архитекторов и молодых архитекторов участвовали в городском и ландшафтном развитии муниципалитетов, где окружающая среда и социальная устойчивость ничуть не менее важны, чем собственно архитектура зданий», – говорит Кристин Лет Юул, проректор архитектурной школы в Орхусе.
Продвижение локальных архитекторов за пределами Дании В Дании архитекторов поддерживают не только в процессе реализации локальных проектов, но и когда они стремятся экспортировать свое творчество за рубеж! Для этих целей создана даже отдельная организация – Creative Denmark, некоммерческое государственно-частное партнерство, которое рассказывает о датской архитектуре и других датских творческих индустриях, продвигает их на международном уровне. О серьезности организации свидетельствует статус ее партнеров, а это – Министерство промышленности, бизнеса и финансов, Министерство иностранных дел, Министерство культуры, Конфедерация датской промышленности, Датская торговая палата и уже известный нам фонд Realdania.
Цель организации – поддерживать глобальный рост и экспорт датских решений и компетенций, включая архитектуру, дизайн интерьеров, коммуникационный дизайн, промышленный и стратегический дизайн и т.д.
Судя по всему свою работу организация делает добросовестно – за последние 10 лет творческие индустрии Дании увеличили свой экспорт вдвое, а объем творческого экспорта превысил 100 млн. крон в год. И потенциал по-прежнему огромен, поскольку глобальный спрос на креативные и долговечные решения выше, чем когда-либо!
Как организация помогает продвигать датские творческие индустрии? Через международные конференции и обучающие программы, проперти-туры и административную помощь локальным архитекторам для участия в международных архитектурных конкурсах, посредством тесного сотрудничества с международными партнерами и т.д.
Датские архитекторы постоянно выигрывают крупные престижные конкурсы по всему миру. Хеннинг Ларсен спроектировал штаб-квартиру Siemens в Германии, компании Gehl разрабатотала городское пространство для велосипедного движения в Нью-Йорке, 3XN спроектировало штаб-квартиру Олимпийского комитета в Швейцарии, а CEBRA сделала себе имя на проектах на Ближнем Востоке.
По словам Томаса Буструпа, одного из партнеров Creative Denmark, это лишь небольшая часть недавних историй успеха датских архитекторов, и самая крупная из них – это конечно, Bjarke Ingels Group, которая фактически выходит сегодня на межгалактический уровень – по заказу NASA она будет проектировать космическую конструктивную систему Olympus, которая потребуется для исследования и последующей колонизации Луны.
«Во многих других странах работа архитекторов останавливается на этапе проектирования, но у нас есть традиция участвовать в процессе до завершения реализации проекта и даже участвовать в его работе после, чтобы оптимизировать работу здания на основе поведения пользователей. Для этого требуются особые навыки, а это очень важно для клиента», – объясняет Лене Эсперсен, генеральный директор Danske Arkitektvirksomheder, и добавляет, что прогрессивное экологическое законодательство в Дании означает, что датские архитекторы пользуются большим спросом в том числе в этом направлении. «Вообще, в международной архитектуре существует жесткая конкуренция, но датские принципы дизайна в сочетании с социальной, экономической и экологической устойчивостью выводят местную архитектуру на качественно иной уровень», – говорит Лене Эсперсен.
Архитектурные призы и премии Награды за архитектуру также используются многими муниципалитетами и частными фондами как возможность поддержать эту отрасль. Более 10 различных архитектурных премий призваны обозначить значимость этой отрасли для всей Дании. Среди самых известных:
Nykredit Architecture Prize – премия вручается с 1987 года за достижения в области архитектуры и градостроительства. Это крупнейший архитектурный приз в Скандинавии в размере 500 000 датских крон (около 65 тыс евро). Премия вручается ежегодно одному или нескольким людям, которые в той или иной степени сделали что-то особенное для строительства и архитектуры. Кроме того, фонд Nykredit в 1991 году учредил премию для молодых архитекторов, а в 2005-м – премию за внимание к экологическим и климатическим аспектам в архитектуре.
Årets Arne – премия, которая ежегодно присуждается Датской архитектурой ассоциацией и носит имя известного датского дизайнера Арне Якобсена. Призом является статуэтка, символизирующая фигуру известного датского архитектора и дизайнера. Цель премии – чествование архитекторов и других деятелей, которые поддерживают архитектурные инновации в Копенгагене.
HackKampmannArchitectureAward – награда вручается одному или нескольким молодым датским архитекторам за новое завершенное здание или проект городского пространства. Премии была учреждена в 2018 году Danske Bank и Realkredit Danmark при поддержке семьи известного датского архитектора Хака Кампманна.
Вместо заключения Получается, что поддержка архитектуры в Дании состоит из 5 ключевых аспектов, которые помогают отрасли идти вперед семимильными шагами: 1) популяризация архитектуры как внутри страны, так и за рубежом, 2) развитие профессиональной среды, нетворкинга, коллабораций, стажировок 3) актуализация образовательных программ, поддержка молодых архитекторов; 4) финансирование экспериментальных решений, нестандартных идей и подходов 5) активное сотрудничество отрасли с организациями, поддерживающими архитектуру как на финансовом, так и на идеологическом уровне.
Какие способы поддержки можно было бы импортировать из Дании? Если привлечение частного фондирования к отрасли во многих странах с отсутствием длинных денег может быть настоящим квестом, то создание каталога лучших архитектурных проектов с последующим его распространением на заинтересованное сообщество, развитие образовательных программ и международных стажировок, а также создание архитектурного фонда, работающего по принципам государственно-частного партнерства – задачи вполне посильные. И главное – на практике доказавшие свою эффективность.
Модернизация – 3
Третья книга НИИТИАГ о модернизации городской среды: что там можно, что нельзя, и как оно исторически происходит. В этом году: готика, Тамбов, Петербург, Енисейск, Казанская губерния, Нижний, Кавминводы, равно как и проблематика реновации и устойчивости.
Три башни профессора Юрия Волчка
Все знают Юрия Павловича Волчка как увлеченного исследователя архитектуры XX века и теоретика, но из нашей памяти как-то выпадает тот факт, что он еще и проектировал как архитектор – сам и совместно с коллегами, в 1990-е и 2010-е годы. Статья Алексея Воробьева, которую мы публикуем с разрешения редакции сборника «Современная архитектура мира», – о Волчке как архитекторе и его проектах.
Школа ФЗУ Ленэнерго – забытый памятник ленинградского...
В преддверии вторичного решения судьбы Школы ФЗУ Ленэнерго, на месте которой может появиться жилой комплекс, – о том, что история архитектуры – это не история имени собственного, о самоценности архитектурных решений и забытой странице фабрично-заводского образования Ленинграда.
Нейросказки
Участники воркшопа, прошедшего в рамках мероприятия SINTEZ.SPACE, создавали комикс про будущее Нижнего Новгорода. С картинками и текстами им помогали нейросети: от ChatGpt до Яндекс Балабоба. Предлагаем вашему вниманию три работы, наиболее приглянувшиеся редакции.
Линия Елизаветы
Александр Змеул – автор, который давно и профессионально занимается историей и проблематикой архитектуры метро и транспорта в целом, – рассказывает о новой лондонской Линии Елизаветы. Она открылась ровно год назад, в нее входит ряд станцией, реализованных ранее, а новые проектировали, в том числе, Гримшо, Вилкинсон и Мак Аслан. В каких-то подходах она схожа, а в чем-то противоположна мега-проектам развития московского транспорта. Внимание – на сравнение.
Иван Леонидов в Крыму. 1936–1938. Часть 2
Проект планировки Ялты с культурно-рекреационным комплексом на холме Дарсан Ивана Леонидова: реконструкция основных сооружений на основе чертежей и эскизов архитектора.
Лучшее, худшее, новое, старое: архитектурные заметки...
«Что такое традиции архитектуры московского метро? Есть мнения, что это, с одной стороны, индивидуальность облика, с другой – репрезентативность или дворцовость, и, наконец, материалы. Наверное всё это так». Вашему вниманию – вторая серия архитектурных заметок Александра Змеула о БКЛ, посвященная его художественному оформлению, но не только.
Иван Фомин и Иосиф Лангбард: на пути к классике 1930-х
Новая статья Андрея Бархина об упрощенном ордере тридцатых – на основе сравнения архитектуры Фомина и Лангбарда. Текст был представлен 17 мая 2022 года в рамках Круглого стола, посвященного 150-летию Ивана Фомина.
Архитектурные заметки о БКЛ. Часть 1
Александр Змеул много знает о метро, в том числе московском, и сейчас, с открытием БКЛ, мы попросили его написать нам обзор этого гигантского кольца – говорят, что самого большого в мире, – с точки зрения архитектуры. В первой части: имена, проектные компании, относительно «старые» станции и многое другое. Получился, в сущности, путеводитель по новой части метро.
Архитектурная модернизация среды. Книга 2
Вслед за первой, выпущенной в прошлом году, публикуем вторую коллективную монографию НИИТИАГ, посвященную «Архитектурной модернизации среды»: история развития городской среды от Тамбова до Минусинска, от Пицунды 1950-х годов до Ричарда Роджерса.
Иван Леонидов в Крыму. 1936–1938. Часть 1
Проект планировки Южного берега Крыма мастерской НКТП №3 под руководством Моисея Гинзбурга: рассмотрение и атрибуция сохранившихся материалов.
Архитектурная модернизация среды жизнедеятельности:...
Публикуем полный текст первой книги коллективной монографии сотрудников НИИТИАГ. Книга посвящена разным аспектам обновления рукотворной среды, как городской, так и сельской, как древности, так и современной архитектуре, в частности, в ней есть глава, посвященная Николасу Гримшо. В монографии больше 450 страниц.
Сколько стоил дом на Моховой?
Дмитрий Хмельницкий рассматривает дом Жолтовского на Моховой, сравнительно оценивая его запредельную для советских нормативов 1930-х годов стоимость, и делая одновременно предположения относительно внутренней структуры и ведомственной принадлежности дома.
Конкурсный проект комбината газеты «Известия» Моисея...
Первая часть исследования «Иван Леонидов и архитектура позднего конструктивизма (1933–1945)»
продолжает тему позднего творчества Леонидова в работах Петра Завадовского. В статье вводятся новые термины для архитектуры, ранее обобщенно зачислявшейся в «постконструктивизм», и начинается разговор о влиянии Леонидова на формально-стилистический язык поздних работ Моисея Гинзбурга и архитекторов его группы.
От музы до главной героини. Путь к признанию творческой...
Публикуем перевод статьи Энн Тинг. Она известна как подруга Луиса Кана, но в то же время Тинг – первая женщина с лицензией архитектора в Пенсильвании и преподаватель архитектурной морфологии Пенсильванского университета. В статье на примере девяти историй рассмотрена эволюция личностной позиции творческих женщин от интровертной «музы» до экстравертной креативной «героини».
Илья Лежава: в рамках контекста
О значении городского контекста в студенческих конкурсных проектах, выполненных под руководством И. Г. Лежавы в 1970-е годы.
Бетонный Мадрид
Новая серия фотографа Роберто Конте посвящена не самой известной исторической странице испанской архитектуры: мадридским зданиям в русле брутализма.
Реновация городской среды: исторические прецеденты
Публикуем полный текст коллективной монографии, написанной в прошедшем 2020 году сотрудниками НИИТИАГ и посвященной теме, по-прежнему актуальной как для столицы, так и для всей страны – реновации городов. Тема рассмотрена в широкой исторической и географической перспективе: от градостроительной практики Екатерины II до творчества Ричарда Роджерса в его отношении к мегаполисам. Москва, НИИТИАГ, 2021. 333 страницы.
Леонидов и Ле Корбюзье: проблема взаимного влияния
Памяти Юрия Павловича Волчка. Статья готовилась к V Хан-Магомедовским чтениям «Наследие ВХУТЕМАС и современность». В ней рассматривается проблема творческого взаимодействия Ле Корбюзье и Ивана Леонидова, раскрывающая значение творчества Леонидова и школы ВХУТЕМАСа, которую он представляет, для формирования основ формального языка архитектуры «современного движения».
Технологии и материалы
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Между светильником и трековой системой – модульная...
Российский бренд светодиодного оборудования Arlight представляет модульную систему APRIORI, универсальный конструктор, каждый элемент которого призван воплотить уникальную дизайнерскую задумку.
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
Вторично использованная инфраструктура
Архитекторы CRA-Carlo Ratti Associati представили проект превращения нефтехранилища в порту Триеста в «зеленый» во всех смыслах энергетический парк.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Хабаровск — город, загадочный тем, что он очень хорош. По всему это должен быть понятный большой (больше 600 тыс. населения) город советской индустриализации <...>.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
Сахарная вата
Новый ресторан петербургской сети «Забыли сахар» открылся в комплексе One Trinity Place. В интерьере Марат Мазур интерпретировал «фирменные» элементы в минималистичной манере: облако угадывается в скульптурном потолке из негорючего пенопласта, а рафинад – в мраморных кубиках пола.
Высокоэффективный Париж
Три жилых корпуса в парижской Олимпийской деревне по проекту бюро Brenac & Gonzalez & Associés задуманы как образец ресурсоэффективности.
Образ хранилища, метафора исследования
Смотрим сразу на выставку «Архитектура 1.0» и изданную к ней книгу A-Book. В них довольно много всякой свежести, особенно в тех случаях, когда привлечены грамотные кураторы и авторы. Но есть и «дыры», рыхлости и удивительности. Выставка местами очень приятная, но удивительно, что она думает о себе как об исследовании. Вот метафора исследования – в самый раз. Это как когда смотришь кино про археологов.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Связь поколений
Еще одна современная усадьба, спроектированная мастерской Романа Леонидова, располагается в Подмосковье и объединяет под одной крышей три поколения одной семьи. Чтобы уместиться на узком участке и никого не обделить личным пространством, архитекторы обратились к плану-зигзагу. Главный объем в структуре дома при этом акцентирован мезонинами с обратным скатом кровли и открытыми балками перекрытия.
Средиземноморская идентичность
Архитектор Амелия Тавелла выиграла конкурс на проект реконструкции термального центра на юге Франции, у самого берега Средиземного моря.
Сады как вечность
Экспозиция «Вне времени» на фестивале A-HOUSE объединяет работы десяти бюро с опытом ландшафтного проектирования, которые размышляли о том, какие решения архитектора способны его пережить. Куратором выступило бюро GAFA, что само по себе обещает зрелищность и содержательность. Коротко рассказываем об участниках.
Розовый vs голубой
Витрина-жвачка весом в две тонны, ковролин на стенах и потолках, дерзкое сочетание цветов и фактур превратили магазин украшений в место для фотосессий, что несомненно повышает узнаваемость бренда. Автор «вирусного» проекта – Елена Локастова.
Образцовая ностальгия
Пятнадцать лет компания Wuyuan Village Culture Media Company занимается возрождением горной деревни Хуанлин в китайской провинции Цзянси. За эти годы когда-то умирающее поселение превратилось в главную туристическую достопримечательность региона.
IPI Award 2023: итоги
Главным общественным интерьером года стал туристско-информационный центр «Калужский край», спроектированный CITIZENSTUDIO. Среди победителей и лауреатов много региональных проектов, но ни одного петербургского. Ближайший конкурент Москвы по числу оцененных жюри заявок – Нижний Новгород.
С градостроительной точки зрения самое примечательное в этом городе — это его план. Я не знаю больше такого большого города без прямых улиц. Так может выглядеть план средневекового испанского или шотландского борго, но не современный крупный город
Птица земная и небесная
В Музее архитектуры новая выставка об архитекторе-реставраторе Алексее Хамцове. Он известен своими панорамами ансамблей с птичьего полета. Но и модернизм научился рисовать – почти так, как и XVII век. Был членом партии, консервировал руины Сталинграда и Брестской крепости как памятники ВОВ. Идеальный советский реставратор.
Продолжение торговых традиций
Первый флагманский магазин Huawei в Пекине открылся на важнейшей торговой улице города – Ванфуцзин. Авторы проекта – Superimpose Architecture.