Поддержка архитектуры в Дании: коллаборации большие и маленькие

Публикуем главу из недавно опубликованного исследования Москомархитектуры, посвященного анализу практик поддержки архитектурной деятельности в странах Европы, США и России. Глава посвящена Дании, автор – Татьяна Ломакина.

Исследование было презентовано в декабре 2021 на конференции МКА «Комфортный город». Полный текст 170-страничного документа можно скачать на сайте Архсовета Москвы. Мы же публикуем одну из глав, посвященную Дании. 

Международный союз архитекторов International Union of Architects совместно с ЮНЕСКО выбрали Копенгаген столицей мировой архитектуры на 2023 год. И произошло это неслучайно. Уже много лет Копенгаген – пионер среди создания самых инновационных архитектурных проектов, на которые съезжаются посмотреть именитые архитекторы со всего мира. Жилые объекты, переделанные из элеваторов и электростанций, офисные центры из цементных силосов, лыжная трасса на крыше мусоросжигательного завода и жилой дом, где до самого верхнего уровня проложена велосипедная дорожка – это лишь верхушка архитектурного айсберга, которая впечатляет и обывателей, и профессионалов. Такой архитектурный прорыв стал возможен в том числе благодаря масштабной поддержке отрасли – как на уровне государства, так и на уровне частных коммерческих фондов. Какое же содействие оказывают архитектуре в датской столице? И какой опыт государственно-частных партнерств можно было бы экспортировать в другие страны?
 
Развитие архитектуры в Дании идет через междисциплинарный подход, который задействует на проектах урбанистов, социологов, строителей, инженеров, психологов, проектировщиков, консультантов-футуролов и т.д. Важная цель – не просто построить здание, но создать проект «в контексте», что означает связать его с историей и текущими потребностям горожан, с окружающей застройкой и социальными прогнозами на будущее. Такой междисциплинарный подход во многом определяет и формат поддержки архитектуры: финансовую и профессиональную помощь отрасли оказывают самые разные фонды и объединения, профессиональные союзы и артели.
 
Глобально за разработку способов поддержки архитектуры в Дании отвечает Министерство культуры, которое – через ряд профессиональных организаций – решает конкретные задачи отрасли. Посмотрим, какие фонды и коллаборации протягивают архитектуре руку помощи.
 
Государственная поддержка
Государственный фонд искусств Дании (Statens Kunstfond)
 
Под эгидой Министерства культуры работает Государственный фонд искусств Дании – масштабная организация, задача которой – распространять искусство (в том числе архитектуру) среди широкой аудитории, продвигать его на международном уровне и содействовать молодым талантам на творческом пути.
 
Это не просто многообещающие слова на стартовой веб-странице фонда. За ними – реальные гранты и профессиональная поддержка более 6000 проектов ежегодно. С помощью более чем 60 различных программ финансирования фонд продвигает и помогает реализовывать самые разные художественные проекты. В архитектурной сфере это:
 
– финансирование проектов, стремящихся «расширить границы» архитектуры. Предпочтение отдается работам/проектам/коллаборациям, демонстрирующим инновационное и этическое понимание роли архитектуры в обществе;
– распределение грантов на исследования архитектурного опыта и налаживание партнерских отношений за рубежом (поездки, стажировка, коллаборации);
– финансирование работ, касающихся поиска новых методов и подходов в архитектуре, экспериментальных проектов и идей, потенциально интересных для последующего тиражирования;
– финансирование поездок в архитектурную мастерскую Йорна Утзона на Майорке. Программа позволяет архитекторам и междисциплинарным группам развивать свой проект или работать над исследованием во вдохновляющей атмосфере единомышленников.
 
Примечательно, что максимального размера суммы, на которую соискатель может подавать заявление, нет. Комитет оценивает каждую отдельную заявку и принимает решение индивидуально  по каждому проекту.
 
Однако общее представление о финансовой структуре программы можно составить из следующих цифр:
• 59% грантов, предоставленных в 2019 году, составляли менее 25 000 датских крон (примерно 3300 евро).
• 82% были менее 45 000 датских крон (около 6 000 евро)
• 96% были менее 75 000 датских крон (приблизительно 10 000 евро):
В 2019 году комитет получил почти 1500 заявок на участие в программе, из которых 50% получили гранты. В общей сложности из программы было распределено около 3,1 миллиона евро – около половины ежегодных средств комитета.
 
Среди профинансированных архитектурных проектов были – проведение архитектурной выставки, медиа-арт проект, фото-экспозиция, ряд строительных экспериментов, публикация книг, архитектурные поездки, в том числе в архитектурную мастерскую на Майорке, работа международных архитектурных коллабораций и т.д.
 
Частные фонды, поддерживающие архитектуру
 
Помимо государственной поддержки, в Дании работает несколько частых фондов, которые направляют свободные средства на поддержку архитектуры и искусства. Самые крупные из них – это Danmarks Nationalbanks Jubilæumsfond,  Realdania, Louis-Hansen Fonden, Nordea, Dreyers Fonden и др. Ежегодно каждый из них выделяют на поддержку архитектуры от 500 до 800 млн датских крон (до 100 млн. евро) При том что фонды дотируют серьезные суммы в архитектурную отрасль, они естественным образом сосредоточены на своих коммерческих целях и поэтому имеют ряд требований к тем проектам, которые поддерживают.
 
Один из последних проектов, которые, например, поддержал фонд Realdania – создание более здорового климата в помещениях в экспериментальном ЖК в городе Хольстебро. Проект включает в себя реализацию трех домов, построенных по подобию лаборатории, где исследователи тестируют различные строительные стратегии и материалы для более здорового климата в помещении. В проекте участвует и ряд других инвесторов и застройщиков. В случае успешной реализации проекта, не исключено, что фонд Realdania начнет реализацию проекта в более масштабном формате – уже как инвестор.
 
 «Проекты, которые мы поддерживаем, могут быть очень разные – как по формату, так и по размеру, но их объединяет то, что они служат на благо обществу и делают страну комфортнее», – говорит Niels Olsen, руководитель направления «Природа и культура» фонда Nordea.
 
Этот фонд часто поддерживает проекты междисциплинарные. Например, сегодня под предводительством фонда в самом старом городе Дании – Рибе -  реализуется «Центр викингов», который является и музеем, и образовательным центром, и красивым архитектурным проектом. Финансирование проекта составляет 3 миллиона датских крон.
 
Еще один интересный проект, который поддерживается фондом Nordea – адаптация помещений бывшего солодового завода в датском Эбельтофте в молодежный центр. Здесь появятся полностью оборудованные репетиционные залы, танцевальные студии, концертная площадка, открытая рампа для катания на роликах и т.д. Молодежное сообщество существует вокруг этого места уже несколько лет, здесь даже проходил небольшой музыкальный фестиваль. При поддержке фонда Nordea в размере 5,2 миллиона датских крон, молодежь получить актуальное пространство для творчества.
 
«Солодовый завод – это такой своеобразный дом культуры, где будут сформированы различные виды активностей, образовательных проектов, творческих мастерских и т.д., – говорит Хенрик Леманн Андерсен, директор фонда Nordea. – Так, в food-студии будет возможность работать с продуктами питания, узнавать секреты приготовления еды, а в мастерских Maltfabrikken можно будет с головой погрузиться в проекты, в которых вторичное использование материалов, их переработка и переосмысление играли важную роль».
 
Многие фонды, помимо поддержки проектов, ежегодно распределяет до 10 млн датских крон в виде стипендий для студентов магистратуры и бакалавриата, которые учатся за границей.
 
Государственно-частное партнерство
Архитектура в Дании поддерживается в том числе через формат государственно-частного партнерства. Самым мощным коммерческим игроком в этой связке выступает фонд RealDania. В настоящий момент при непосредственной поддержке фонда работает два крупных архитектурных проекта
 
Кейс №1: «Новая лаборатория жилищного строительства»
Государственный фонд искусств Дании и частный фонд Realdania в 2019 году придумали «Новую лабораторию жилищного строительства» – особенный проект,  который создает пространство для экспериментов и позволяет по-новому взглянуть на датскую жилищную архитектуру.  Климатические проблемы, нехватка ресурсов, новые форматы социальной жизни, в которой все больший процент занимают одинокие люди – все это ставит новые вызовы перед архитекторами и девелоперами, которые должны переосмысливать пространство в соответствии с новыми социальными устоями и строить по-новому. Созданная лаборатория как раз намерена искать новые формы архитектуры. По сути, это – масштабный эксперимент, в результате которого будет разработано и протестировано несколько принципиально новых проектов, которые, в случае успеха, выйдут «в тираж».
 
  • zooming
    1 / 5
    Новые формы жилья / жилищная ассоциация Domea
    kunst.dk / Новая лаборатория жилищного строительства
  • zooming
    2 / 5
    Строительное партнерство KAB / поколения
    kunst.dk / Новая лаборатория жилищного строительства
  • zooming
    3 / 5
    Вертикальный двор / ONV Arkitekter ApS
    kunst.dk / Новая лаборатория жилищного строительства
  • zooming
    4 / 5
    Здание муниципального самоуправления, район Музикон в Роскилле
    kunst.dk / Новая лаборатория жилищного строительства
  • zooming
    5 / 5
    Симбиоз / Вильборг Хусене
    kunst.dk / Новая лаборатория жилищного строительства

До мая 2020 года организаторы собирали заявки проектов со все страны, который так или иначе должны были демонстрировать инновационность проектов и успешное решение проблем, с которыми сталкивается общество сегодня. Поступило 66 заявок. В конце августа 2020 года из них было выбрано семь проектов, которые были включены в список пилотных проектов «Лаборатории». 
 
«Проекты представлены как молодыми, так и статусными архитекторами и дизайн-студиями. Общее в этих проектах то, что это ни много ни мало дома будущего. Проекты создают отправную точку для совместного масштабного переосмысления датского жилищного строительства, чтобы оно лучше отвечало задачам, с которыми мы сталкиваемся, например, изменение климата и потребность в новых форматах жилья», – говорит Эллен Браэ, председатель Комитета по наследию и поддержке проектов в области архитектуры Государственного фонда искусств.
 
«Семь выбранных жилищных проектов содержат в себе невероятное количество идей – из самых разных дисциплин: от социологии до инженерии, от высотного строительства до коммуникации. Не случайно в «Лабораторию» входят архитекторы, инженеры, девелоперы, коммунальные компании, социологи и т. Д. Это важно, потому что создает реальное пространство для нового мышления и показывает новые возможности, которым мы можем следовать», – говорит Нина Ковстед Хелк, директор по вопросам благотворительности фонда Realdania.
 
Финансирование
Все семь выбранных проектов получат профессиональную (помощь сообщества) и финансовую поддержку для выполнения «экспериментальных элементов», которые были в их заявке, но которые никогда еще не были реализованы. Однако фондом покрывается только часть затрат и выбранные проекты должны быть реализованы на рыночных условиях, чтобы продемонстрировать в том числе и их финансовую жизнеспособность, востребованность. Оценка стоимости полученного результата и возможная оптимизация строительных решений рассматривается как важная часть реализации эксперимента.  В процессе работы представители проектов будут регулярно встречаться с профессиональным сообществом для решения тех или иных профессиональных задач, получения консультаций, поиска решений.
 
Проекты, получившие финансирование
«Вертикальные дворы»
Консалтинговая компания Gehl, занимающаяся исследованиями и проектированием, объединилась с компанией ONV, ведущим экспертом в области деревянного модульного жилья, и MT Højgaard, одной из крупнейших компаний в области строительства и обслуживания зданий в Дании. Совместными усилиями они создали проект «Вертикальные дворы», который будет реализован в городе Ниво, Дания, в течение следующих двух лет.
 
«Идея нашего проекта состоит в том, чтобы придать лестничным пролетам в многоэтажном жилье больше ценности. Сегодня это общее пространство несет только одну функцию. Если же с этим пространством грамотно поработать, оно может стать привлекательным местом для неформального общения и взаимодействия жильцов дома», – рассказывает о проекте Луиза Фогель Кильгаст, партнер Gehl.
 
«Общий двор на всех этажах! – так звучит слоган нашего проекта, – говорит Биргитте Бундесен Сварре, директор Gehl. – Наш эксперимент в том числе посвящен разработке решений, развивающих добрососедство. В рамках проекта будет изучено, как можно сделать коммуникацию и неформальное взаимодействие еще более эффективными, а концепцию жилья с вертикальными помещениями -  масштабируемой.
 
Примечательно, что среди заявителей этого проекта значится и пенсионный фонд Дании Pension Danmark, который берет на себя частичное финансирование проекта.
 
 «Дом поколений»
'Wooden House – это новый тип многоэтажных таунхаусов, построенных из дерева. Это так называемый «социально устойчивый» дом, в котором центральным элементом является сообщество, добрососедство, неформальные коммуникации.
 
Девелоперская компания KAB совместно с партнерством Byggepartnerskabet & os, включающим в себя целый ряд игроков строительной отрасли, разработали новую методологию деревянного строительства для реализации многоэтажных зданий. Амбициозная цель проекта – строить устойчиво во всех отношениях – используя дерево, а не материалы, при производстве которых в атмосферу уходят ударные дозы CO2. В свою очередь, социальная устойчивость подразумевает возможность проживания под одной крышей людей самых разных поколений, культур и бэкграундов. Первый деревянный «Дом поколений» будет построен в Эрестаде, строительство которого начнется в 2021 году.
 
«Дома-симбиозы (SYMBIOSEHUSENE
Деловые районы вокруг больших городов, таких как Копенгаген, обычно пустуют рано утром и по вечерам в выходные и праздничные дни. Хотя плотность населения в соседних районах остается высокой в любое время. Экспериментальный жилищный проект, поддерживаемый Realdania и Государственным фондом искусств, демонстрирует возможность использования таких территорий максимально эффективно. На кровле бизнес-центра возведены жилые дома на 1-2 этажа (общий метраж жилого пространства составляет около 3000 кв.м), и кроме того создана сельскохозяйственная ферма. Общие пространства в проекте используются не только жителями, но и людьми, работающими в коммерческом здании внизу. В свою очередь, новым жильцам доступны общие функции и, рабочие места в бизнес-центре. Комплексная ферма на крыше обеспечивает офисы и жилье свежими овощами.
 
 «Деревня» на крыше и офисное здание, расположенное ниже, образуют прочный симбиоз и получают друг от друга выгоду. Еда, вода, тепло, энергия, парковочные места для встреч и т. д. – все это используются разными целевыми группами и в итоге позволяет гораздо эффективнее использовать пространство и ресурсы проекта. активно – в разное время разными пользователями, создавая по-настоящему устойчивое сообщество. Проект разработан URBAN POWER (в соавторстве с Wihlborgs, NCC, Østergro, Flux и Stokbro).
 
 «Творческий самострой», Роскилле
В районе Musicon в Роскилле жителям будет предоставлено пространство для строительства собственного городского жилья – индивидуального и коллективного. Самостоятельное строительство создает альтернативу устоявшемуся рынку жилья и может способствовать развитию экспериментальной архитектуры, поиску интересных решений, активное участие пользователей в создании актуальной городской среды. Таким образом, Musicon может стать первым местом в Дании, где дома строятся самостоятельно, без участия централизованного коммерческого застройщика в качестве посредника.
 
Впрочем, это не значит, что жители получат на откуп участок с возможностью строить что угодно и как угодно. Муниципалитет Роскиле выступает в проекте продавцом земли и органом планирования. Кроме того, к проекту будет подключена междисциплинарная команда для участия в этапах разработки проекта и его реализации. Таким образом, жители будут опираться на архитектурный, юридический, финансовый, строительный опыт, который будет предоставлен им для слаженной и комплексной реализации проекта.  Цель проекта – вовлечь городское сообщества в реализацию проектов, дать им возможность стать непосредственным участником проекта реализации дома, подумать над планировочными решениями, декором, формой собственного дома, «активировать мечты», которые, возможно, в будущем станут интересным строительным решением для всей отрасли.
 
С помощью «Творческого самостроя» муниципалитет Роскилле надеется заложить фундамент примерно для 40 самодельных домов на участке площадью 4000 кв. м. В проекте будет три разных типа жилья: таунхаусы, многоэтажные дома, индивидуальные дома.
 
Интересно, что к проекту присоединилась компании Gemeinschaft – консультант по социологии и антропологии, специализирующийся на градостроительстве. Благодаря особому вниманию к людям, они будут работать созданием удобного и интересного пространства, учитывающего самые разные активности и потребности людей.
 
«Сообщество SØPARKEN»
Идея проекта Søparken состоит в формировании новой формы коммунального жилья, в которой люди с ограниченными возможностями не просто являются полноценной частью сообщества, но и вносят активный вклад в его развитие. «Если мы хотим строить устойчивое общество, нужно думать не только про создание климатически нейтральных, экологических проектов, но и проектов, в которых люди чувствуют солидарность, общность и могут вести полноценный образ жизни», – рассказывают в Миккель Хольмбек, генеральный директор фонда Glad Fonden, который является одним из заявителей проекта. – Для нас этот проект – долгожданная возможность покончить с растущей степенью изоляции, одиночества, социальной сегментацией людей с физическими недостатками».
 
В частности, структура жилья подразумевает объединение самых разных людей в проекте, а физическое пространство создает возможности для самых разных видов активностей: от совместного приема пищи до работы в саду.
 
Некоторые из домов в проекте будут ориентированы на людей с ограниченными возможностями, при этом некоторые из них будут задействованы в обслуживающей команде всего объекта – например, они могут быть задействованы в работе на кухне, в уборке, мытье окон и т.д.
 
Glad Fonden, заявитель проекта, имеет 20-летний опыт трудоустройства людей с ограниченными возможностями.
 
«Ферма как коливинг»
В рамках этого проекта старое фермерское хозяйство будет перестроено в новое инновационное пространство. Несмотря на то, что сегодня в Дании подобных примеров переделки зданий уже немало, все же нужна комплексная система, методология, которая вдохновит владельцев старых фермерских зданий по всей стране активнее преобразовывать их в эффективную современную недвижимость. «Сосредоточившись на создании такой работающей модели, которая может быть воспроизведена, мы будем исследовать тему и сообщать о результатах: как можно преодолевать сложности, какие ошибки можно считать типичными, как работать с архитектурой пространства и технической начинкой, что делать с правами собственности, как получать государственные разрешения, кредитные оценки и т.д.», – говорят в Stengården Land og Liv I/S (один из заявителей проекта)
 
В то же время это будет не просто система сводок и рекомендаций, но и реализованный проект – старая ферма в местечке Эгедал трансформируется в архитектурно привлекательное и эффективно функционирующее пространство для коливинга. А прилегающие к ферме 7 гектаров земли станут хорошей возможностью для реализации самых разных видов активностей: семинаров, фестивалей и других мероприятий.
 
«Жилье для родителей-одиночек»
Жилищная компания DFB вместе с Domea.dk реализуют масштабный проект по строительству 184 новых единиц государственного жилья в самом центре привлекательного городского района Carlsberg Byen в Копенгагене. Часть проекта разработана специально для родителей-одиночек, чьи дети живут поочередно то с одним, то с другим родителем (распространенная форма общения с детьми среди разведенных пар в Дании), и именно ее поддерживает «Новая лаборатория жилищного строительства» – как финансово, так и профессионально.
 
«Как же сделать оптимальным жилье, где в течение одной недели в нем размещаются отец и трое детей, а на следующей неделе – только один отец? И как создать хорошую основу для коммуникации с другими родителями-одиночками и их детьми? Наша цель – создать такую ​​форму жилья, которая ответит на все эти вопросы», – говорит Метте Могенсен, менеджер по городскому и жилищному строительству Domea.dk. 
 
Кейс №2. Датский архитектурный центр
Еще одним масштабным проектом Государственного фонда искусств и фонда Realdania является Датский архитектурный центр (DAC) – одна из ключевых в стране организаций, популяризирующих датскую архитектуру. Центр проводит архитектурные выставки на широкую аудиторию, лекции и конференции. Но помимо образовательной функции, DAC также занимается созданием масштабной базы с успешными реализованными проектами, которые были созданы молодыми, пока нигде не прозвучавшими бюро. Чтобы эти молодые таланты быстрее и проще выходили на архитектурный рынок, созданный каталог решений и проектов распространяется среди государственных и частных заказчиков (девелоперов, иинвесторов, строителей, урбанистов и т.д.) Таким образом, Датский архитектурный центр фактически занимается маркетингом и продвижением молодых архитектурных специалистов, чтобы дать им дорогу в жизнь.
 
Идеологическая поддержка
Поддержка архитектурной отрасли идет не только на финансовом, но и на методологическом, карьерном, образовательном уровне.
 
Ключевую роль здесь играет «Союз архитекторов и дизайнеров» – профессиональная ассоциация в Дании, специализирующаяся на вопросах карьеры и трудовой жизни архитекторов и дизайнеров. Чем занимается союз? Консультирует по вопросам оплаты труда, трудоустройства, увольнения и контрактов. Обеспечивает бесплатное развитие карьеры и карьерный коучинг для участников. Фактически организация является профсоюзом, который, среди прочего, единственный в своей отрасли имеет право на ведение коллективных переговоров с работодателями и чиновниками от лица всей архитектурной профессии.
 
Поддержкой архитекторов на идеологическом уровне занимается также Датская архитектурная ассоциация (Arkitektforeningen). Она предлагает своим членам профессиональные курсы и постоянные образовательные программы, внушительную сеть коллег со всей страны, а также специфические конференции, презентации и обучение, связанное с тем, как грамотно участвовать в архитектурных тендерах и конкурсах. Последние, кстати, вывешиваются на сайте ассоциации – в отдельном разделе.
 
«Датские архитектурные компании» (Danske Arkitektvirksomheder) еще одна организация, помогающая не финансами, но словом и делом. Компания дает своим членам юридические консультации по вопросам реализации проектов, работы с историческим наследием и т.д., дает большие скидки на страхование, чтобы архитектора могли сосредоточиться на своей основной работе.
 
Две последние организации помогают архитекторам верно трактовать нормативно-правовую базу, касающаяся архитектуры и строительных стандартов, в том числе для реализации нишевых проектов, например, государственного социального жилья.
 
Поддержка молодых архитекторов
Профессиональное архитектурное образование в Дании можно получить в одной из трех школ:
– Архитектурной школе Орхуса (aarch.dk),
– Королевской Академии Копенгагена (kglakademi.dk)
– Университете Ольборга (www.aau.dk/uddannelser/kandidat/architecture-civil)
 
Таким, образом, основная «сертификация» архитекторов проходит через бакалавриат или магистратуру. Но впоследствии можно пройти дополнительные программы обучения, курсы повышения квалификации, обучение по реализации нишевых проектов, в том числе через профессиональные организации и объединения и т.д. Для всех участников образовательного процесса в архитектуре ежегодно организуется международная конференция Architecture and Urban Space.
 
Для молодых специалистов, как уже было отмечено ранее, в стране действуют самые разные программы поддержки: от системы грантов фонда RealDania до участия в проектах  Государственного фонда искусств и Датского архитектурного центра.
 
Кстати, архитектурные школы тоже не стоят от этого процесса в стороне. В конце прошлого года Королевская Академия в Копенгагене, Архитектурная школа в Орхусе совместно с «Датской лабораторией городского планирования» инициировали проект «Планы на будущее». Проект подразумевает участие выпускников архитектурных школ в работе муниципалилетов – по таким вопросам, как эффективное городское планирование, проектирование зданий с учетом проблем климата и экологической устойчивости. Программа, по задумке создателей, дает муниципалитетам «свежую кровь» в лице молодых экспертов, которые горят профессией, могут мыслить нестандартно, междисциплинарно, out of the box, и тем самым успешно решать  профессиональные задачи.
 
«В муниципалитетах у вчерашних студентов будет возможность проявить свой профессионализм и помочь повлиять на основные повестки дня. Но мы хотим, чтобы еще больше студентов-архитекторов и молодых архитекторов участвовали в городском и ландшафтном развитии муниципалитетов, где окружающая среда и социальная устойчивость ничуть не менее важны, чем собственно архитектура зданий», – говорит Кристин Лет Юул, проректор архитектурной школы в Орхусе.
 
Продвижение локальных архитекторов за пределами Дании
В Дании архитекторов поддерживают не только в процессе реализации локальных проектов, но и когда они стремятся экспортировать свое творчество за рубеж! Для этих целей создана даже отдельная организация – Creative Denmark, некоммерческое государственно-частное партнерство, которое рассказывает о датской архитектуре и других датских творческих индустриях, продвигает их на международном уровне. О серьезности организации свидетельствует статус ее партнеров, а это – Министерство промышленности, бизнеса и финансов, Министерство иностранных дел, Министерство культуры, Конфедерация датской промышленности, Датская торговая палата и уже известный нам фонд Realdania.
 
Цель организации – поддерживать глобальный рост и экспорт датских решений и компетенций, включая архитектуру, дизайн интерьеров, коммуникационный дизайн, промышленный и стратегический дизайн и т.д.
 
Судя по всему свою работу организация делает добросовестно – за последние 10 лет творческие индустрии Дании увеличили свой экспорт вдвое, а объем творческого экспорта превысил 100 млн. крон в год. И потенциал по-прежнему огромен, поскольку глобальный спрос на креативные и долговечные решения выше, чем когда-либо!
 
Как организация помогает продвигать датские творческие индустрии? Через международные конференции и обучающие программы, проперти-туры и административную помощь локальным архитекторам для участия в международных архитектурных конкурсах, посредством тесного сотрудничества с международными партнерами и т.д.
 
Датские архитекторы постоянно выигрывают крупные престижные конкурсы по всему миру. Хеннинг Ларсен спроектировал штаб-квартиру Siemens в Германии, компании Gehl разрабатотала городское пространство для велосипедного движения в Нью-Йорке, 3XN спроектировало штаб-квартиру Олимпийского комитета в Швейцарии, а CEBRA сделала себе имя на проектах на Ближнем Востоке.
 
По словам Томаса Буструпа, одного из партнеров Creative Denmark, это лишь небольшая часть недавних историй успеха датских архитекторов, и самая крупная из них – это конечно, Bjarke Ingels Group, которая фактически  выходит сегодня на межгалактический уровень – по заказу NASA она будет проектировать космическую конструктивную систему Olympus, которая потребуется для исследования и последующей колонизации Луны.
 
«Во многих других странах работа архитекторов останавливается на этапе проектирования, но у нас есть традиция участвовать в процессе до завершения реализации проекта и даже участвовать в его работе после, чтобы оптимизировать работу здания на основе поведения пользователей. Для этого требуются особые навыки, а это очень важно для клиента», – объясняет Лене Эсперсен, генеральный директор Danske Arkitektvirksomheder, и добавляет, что прогрессивное экологическое законодательство в Дании означает, что датские архитекторы пользуются большим спросом в том числе в этом направлении. «Вообще, в международной архитектуре существует жесткая конкуренция, но датские принципы дизайна в сочетании с социальной, экономической и экологической устойчивостью выводят местную архитектуру на качественно иной уровень», – говорит Лене Эсперсен.
 
Архитектурные призы и премии
Награды за архитектуру также используются многими муниципалитетами и частными фондами как возможность поддержать эту отрасль. Более 10 различных архитектурных премий призваны обозначить значимость этой отрасли для всей Дании. Среди самых известных:
 
 Nykredit Architecture Prize – премия вручается с 1987 года за достижения в области архитектуры и градостроительства. Это крупнейший архитектурный приз в Скандинавии в размере 500 000 датских крон (около 65 тыс евро). Премия вручается ежегодно одному или нескольким людям, которые в той или иной степени сделали что-то особенное для строительства  и архитектуры. Кроме того, фонд Nykredit в 1991 году учредил премию для молодых архитекторов, а в 2005-м – премию за внимание к экологическим и климатическим аспектам в архитектуре.
 
Årets Arne – премия, которая ежегодно присуждается Датской архитектурой ассоциацией и носит имя известного датского дизайнера Арне Якобсена. Призом является статуэтка, символизирующая фигуру известного датского архитектора и дизайнера. Цель премии – чествование архитекторов и других деятелей, которые поддерживают архитектурные инновации в Копенгагене.
 
Hack Kampmann Architecture Award – награда вручается одному или нескольким молодым датским архитекторам за новое завершенное здание или проект городского пространства. Премии была учреждена в 2018 году Danske Bank и Realkredit Danmark при поддержке семьи известного датского архитектора Хака Кампманна.
 
Вместо заключения
Получается, что поддержка архитектуры в Дании состоит из 5 ключевых аспектов, которые помогают отрасли идти вперед семимильными шагами:
1) популяризация архитектуры как внутри страны, так и за рубежом,
2) развитие профессиональной среды, нетворкинга, коллабораций, стажировок
3)  актуализация образовательных программ, поддержка молодых архитекторов;
4)  финансирование экспериментальных решений, нестандартных идей и подходов
5) активное сотрудничество отрасли с организациями, поддерживающими архитектуру как на финансовом, так и на идеологическом уровне.
 
Какие способы поддержки можно было бы импортировать из Дании? Если привлечение частного фондирования к отрасли во многих странах с отсутствием длинных денег может быть настоящим квестом, то создание каталога лучших архитектурных проектов с последующим его распространением на заинтересованное сообщество, развитие образовательных программ и международных стажировок, а также создание архитектурного фонда, работающего по принципам государственно-частного партнерства – задачи вполне посильные. И главное – на практике доказавшие свою эффективность.

27 Декабря 2021

Похожие статьи
Вопрос сорока процентов: изучаем рейтинг от «Движение.ру»
Рейтингование архитектурных бюро – явление достаточно частое, когда-то Григорий Ревзин писал, что у архитекторов премий едва ли не больше, чем у любой другой творческой специальности. И вот, вышел рейтинг, который рассматривает деловые качества генпроектных компаний. Топ-50 генпроектировщиков многоквартирного жилья по РФ. С оценкой финансов и стабильности. Полезный рыночный инструмент, крепкая работа. Но есть одна загвоздка: не следует ему использовать слово «архитектура» в своем описании. Мы поговорили с автором методики, проанализировали положение о рейтинге и даже советы кое-какие даем... А как же, интересно.
Соцсети на службе городского планирования
Социальные сети давно перестали быть только платформой для общения, но превратились в инструмент бизнеса, образования, маркетинга и даже развития городов. С их помощью можно находить точки роста и скрытый потенциал территорий. Яркий пример – исследование агентства Digital Guru о туристических возможностях Автозаводского района Тольятти.
В поисках стиля: паттерны и гибриды
Специально для Арх Москвы под кураторством Ильи Мукосея и по методике Марата Невлютова и Елены Борисовой студенты первых курсов МАРШ провели исследование «нового московского стиля». Результатом стала группа иконок – узнаваемых признаков, карта их распространенности и два вывода. Во-первых, ни один из выявленных признаков ни в одной постройке не встречается по одиночке, а только в «гибридах». Во-вторых, пользоваться суммой представленных наблюдений как готовым «определителем» нельзя, а вот началом для дискуссии она может стать. Публикуем исследование. Заодно призываем к началу дискуссии. Что он все-таки такое, новый московский стиль? И стиль ли?
Мосты и мостки
Этой зимой DK-COMMUNITY и творческое сообщество МИРА провели воркшоп в Суздале «Мосты и мостки». В нем участвовали архитекторы и студенты профильных вузов. Участникам предложили изучить технологии мостостроения, рассмотреть мировые примеры и представить свой вариант проектировки постоянного моста для одного из трех предложенных мест. Рассказываем об итогах этой работы.
Прощание с СЭВ
Александр Змеул рассказывает историю проектирования, строительства и перепроектирования здания СЭВ – безусловной градостроительной доминанты западного направления и символа послевоенной Москвы, размноженного в советском «мерче», всем хорошо знакомого. В ходе рассказа мы выясняем, что, когда в 1980-е комплексу потребовалось расширение, градсовет предложил очень деликатные варианты; и еще, что в 2003 году здесь проектировали башню, но тоже без сноса «книжки». Статья иллюстрирована архивными материалами, часть публикуется впервые; благодарим Музей архитектуры за предоставленные изображения.
Археология модернизма: первая работа Нины Алешиной
Историю модернизма редко изучают так, как XVIII или XIX век – с вниманием к деталям, поиском и атрибуциями. А вот Александр Змеул, исследуя творчество архитектора Московского метро Нины Алешиной, сделал относительно небольшое, но настоящее открытие: нашел ее первую авторскую реализацию. Это вестибюль станции «Проспект Мира» радиальной линии. Интересно и то, что его фасад 1959 года просуществовал менее 20 лет. Почему так? Читайте статью.
Годы метро. Памяти Нины Алешиной
Сегодня, 17 июля, исполняется сто лет со дня рождения Нины Александровны Алешиной – пожалуй, ключевого архитектора московского метро второй половины XX века. За сорок лет она построила двадцать станций. Публикуем текст Александра Змеула, основанный на архивных материалах, в том числе рукописи самой Алешиной, с фотографиями Алексея Народицкого.
Мечта в движении: между утопией и реальностью
Исследование истории проектирования и строительства монорельсов в разных странах, но с фокусом мечты о новой мобильности в СССР, сделанное Александром Змеулом для ГЭС-2, переросло в довольно увлекательный ретро-футуристический рассказ о Москве шестидесятых, выстроенный на противопоставлениях. Публикуем целиком.
Модернизация – 3
Третья книга НИИТИАГ о модернизации городской среды: что там можно, что нельзя, и как оно исторически происходит. В этом году: готика, Тамбов, Петербург, Енисейск, Казанская губерния, Нижний, Кавминводы, равно как и проблематика реновации и устойчивости.
Три башни профессора Юрия Волчка
Все знают Юрия Павловича Волчка как увлеченного исследователя архитектуры XX века и теоретика, но из нашей памяти как-то выпадает тот факт, что он еще и проектировал как архитектор – сам и совместно с коллегами, в 1990-е и 2010-е годы. Статья Алексея Воробьева, которую мы публикуем с разрешения редакции сборника «Современная архитектура мира», – о Волчке как архитекторе и его проектах.
Школа ФЗУ Ленэнерго – забытый памятник ленинградского...
В преддверии вторичного решения судьбы Школы ФЗУ Ленэнерго, на месте которой может появиться жилой комплекс, – о том, что история архитектуры – это не история имени собственного, о самоценности архитектурных решений и забытой странице фабрично-заводского образования Ленинграда.
Нейросказки
Участники воркшопа, прошедшего в рамках мероприятия SINTEZ.SPACE, создавали комикс про будущее Нижнего Новгорода. С картинками и текстами им помогали нейросети: от ChatGpt до Яндекс Балабоба. Предлагаем вашему вниманию три работы, наиболее приглянувшиеся редакции.
Линия Елизаветы
Александр Змеул – автор, который давно и профессионально занимается историей и проблематикой архитектуры метро и транспорта в целом, – рассказывает о новой лондонской линии Елизаветы. Она открылась ровно год назад, в нее входит ряд станцией, реализованных ранее, а новые проектировали, в том числе, Гримшо, Уилкинсон и Макаслан. В каких-то подходах она схожа, а в чем-то противоположна мега-проектам развития московского транспорта. Внимание – на сравнение.
Лучшее, худшее, новое, старое: архитектурные заметки...
«Что такое традиции архитектуры московского метро? Есть мнения, что это, с одной стороны, индивидуальность облика, с другой – репрезентативность или дворцовость, и, наконец, материалы. Наверное всё это так». Вашему вниманию – вторая серия архитектурных заметок Александра Змеула о БКЛ, посвященная его художественному оформлению, но не только.
Иван Фомин и Иосиф Лангбард: на пути к классике 1930-х
Новая статья Андрея Бархина об упрощенном ордере тридцатых – на основе сравнения архитектуры Фомина и Лангбарда. Текст был представлен 17 мая 2022 года в рамках Круглого стола, посвященного 150-летию Ивана Фомина.
Архитектурные заметки о БКЛ.
Часть 1
Александр Змеул много знает о метро, в том числе московском, и сейчас, с открытием БКЛ, мы попросили его написать нам обзор этого гигантского кольца – говорят, что самого большого в мире, – с точки зрения архитектуры. В первой части: имена, проектные компании, относительно «старые» станции и многое другое. Получился, в сущности, путеводитель по новой части метро.
Архитектурная модернизация среды. Книга 2
Вслед за первой, выпущенной в прошлом году, публикуем вторую коллективную монографию НИИТИАГ, посвященную «Архитектурной модернизации среды»: история развития городской среды от Тамбова до Минусинска, от Пицунды 1950-х годов до Ричарда Роджерса.
Архитектурная модернизация среды жизнедеятельности:...
Публикуем полный текст первой книги коллективной монографии сотрудников НИИТИАГ. Книга посвящена разным аспектам обновления рукотворной среды, как городской, так и сельской, как древности, так и современной архитектуре, в частности, в ней есть глава, посвященная Николасу Гримшо. В монографии больше 450 страниц.
Сколько стоил дом на Моховой?
Дмитрий Хмельницкий рассматривает дом Жолтовского на Моховой, сравнительно оценивая его запредельную для советских нормативов 1930-х годов стоимость, и делая одновременно предположения относительно внутренней структуры и ведомственной принадлежности дома.
Конкурсный проект комбината газеты «Известия» Моисея...
Первая часть исследования «Иван Леонидов и архитектура позднего конструктивизма (1933–1945)» продолжает тему позднего творчества Леонидова в работах Петра Завадовского. В статье вводятся новые термины для архитектуры, ранее обобщенно зачислявшейся в «постконструктивизм», и начинается разговор о влиянии Леонидова на формально-стилистический язык поздних работ Моисея Гинзбурга и архитекторов его группы.
От музы до главной героини. Путь к признанию творческой...
Публикуем перевод статьи Энн Тинг. Она известна как подруга Луиса Кана, но в то же время Тинг – первая женщина с лицензией архитектора в Пенсильвании и преподаватель архитектурной морфологии Пенсильванского университета. В статье на примере девяти историй рассмотрена эволюция личностной позиции творческих женщин от интровертной «музы» до экстравертной креативной «героини».
Технологии и материалы
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Сейчас на главной
Свет в пустоте
Культурный центр «Чжанбэйский мираж», расположенный среди полей северо-востока Китая, превращен бюро Puri Lighting Design в гигантскую световую инсталляцию.
Шепот песка
Бюро HAAST спроектировало многофункциональный спа-комплекс в Алматы, чтобы воплотить мечту заказчицы о пространстве, оказывающем терапевтический и расслабляющий эффект благодаря дизайну интерьера.
Петербург vs Рим
Центр Петербурга, как известно, священен, – но мало кто всерьез знает, где он начинается и заканчивается. Речь не о формальном признаке «от Обводного канала до Большой Невки», а о «вайбе», соответствующем центру города. Реализовав квартал «Невской ратуши» – по проекту, победившему в международном конкурсе – Евгений Герасимов и Сергей Чобан создали на его территории «образ центра». Причем не столько петербургского, сколько общемирового. Это ново, такого в Питере давно не было... Изучаем атмосферу, вспоминаем прообразы, в том числе раздумываем о том, кто и когда назвал Петербург новым Римом. Не зря, получается, идея-то живет.
Внимание на угол
Комплекс 5Tracks по проекту Shift Architecture & Urbanism и Powerhouse Company в нидерландском городе Бреда соединяет крытые общественные пространства с жильем и офисами, заполняя лакуну рядом с главным вокзалом.
На волне
Проект преобразования речного порта и набережной в Чебоксарах, разработанный архитектурным бюро АТРИУМ, затрагивает одну из ключевых территорий города. Набережная превращается в Речной бульвар – многофункциональное, комфортное и выразительное пространство для работы и отдыха. Авторы предлагают создать новую связь с главной площадью города – Красной, а также возвести несколько жилых башен, вдохновленных формой национального женского головного убора и способных стать ярким акцентом волжской панорамы.
«Пламенеющий» бетон
Новый театр во французском Бове по проекту бюро AJC напоминает о разных эпохах в истории города, от Средневековья до послевоенного восстановления.
Пятое измерение МАРХИ
Анонсирован проект нового корпуса МАРХИ, спроектированный Сергеем Кузнецовым и Иваном Грековым, соавторами по зданию кластера Ломоносова МГУ. Он включает недовосстановленный в 2008 году каретный сарай и смелые, крупные, зеркальные консоли. Ширина – не больше 10 метров, главное назначение художественная школа.
Дом, в котором
Музей искусств Санкт-Петербурга XX-XXI веков открыл выставку «Фрагменты эпох» в парадных залах своего нового здания – особняка купца Ивана Алафузова на набережной канала Грибоедова. Рассказываем, почему сюда стоит заглянуть тем, кто хочет проникнуться духом Петербурга.
Валерий Каняшин: «Нам дали свободу»
Жилой комплекс Headliner, строительство основной части которого не так давно завершилось напротив Сити – это такой сосед ММДЦ, который не «подыгрывает» ему. Он, наоборот, решен на контрасте: как город из разноформатных строений, сложившийся естественным путем за последние 20 лет. Популярнейшая тема! Однако именно здесь – даже кажется, что только здесь – ее удалось воплотить по-настоящему убедительно. Да, преобладают высотки, но сколько стройных, хрупких в профиль, ракурсов. А главное – как все это замиксовано, скомпоновано... Беседуем с руководителем проекта Валерием Каняшиным.
Заряд энергии
Бюро CNTR спроектировало для нового спортивного кластера на окраине Екатеринбурга автозаправочную станцию, сумев превратить небольшой объект в локальную доминанту: что-то вроде въездного знака, который рассказывает об окружающей территории и задает тон. А кроме того – демонстрирует разнообразные архитектурные приемы. Даже неподготолвенный зритель, приехав заправить машину, почувствует движение и статику, игру с массой, сочетание пятна и линии.
За каменной стеной
Концепция фондохранилища Староладожского историко-архитектурного и археологического музея-заповедника сочетает элементы архитектуры домонгольской Руси с современными приемами и материалами. Проект бюро Архиоптерикс стал победителем ежегодного конкурса «Концепций пространственного развития муниципальных образований Ленинградской области».
Рисовать как Баженов
В Московском архитектурном институте прошел IV Творческий конкурс академического рисунка. В эпоху тотальной компьютеризации умение рисовать считается редким и ценным навыком, и МАРХИ по праву гордится тем, что учит своих студентов этому важному ремеслу.
Больше солнца и воздуха
Бюро KIDZ удается создавать кафе с уникальной атмосферой и настроением, благодаря которым они становятся популярными. И благодаря классному дизайну запускаются целые сети, как это произошло в Нальчике, где к уже двум существующим кофейням Balance Coffee добавилась третья.
Мачта связи
Компания «Норвекс Арт» спроектировала и построила в городе Сокол вышку сотовой связи из клееной древесины. Она легче по весу, а также дешевле и экологичнее в производстве, чем металлическая.
На римских развалинах
Бюро Ofis реконструировало виллу 1920-х годов в центре Любляны, наглядно продемонстрировав многослойный и противоречивый характер застройки словенской столицы.
Парящий дом
Сложный план и форма дома, построенного по проекту студии VFORM в Подмосковье, – ответ на ограничения компактного участка: архитекторы тщательно подбирали не только видовые характеристики, но и световые сценарии. «Левитацию» пластичного второго этажа обеспечивают тонкие колонны из нержавеющей стали, а также глянцевые и полупрозрачные материалы облицовки первого уровня дома.
Замковый камень
Еще недавно премиальные жилые и офисные комплексы в Москве воспринимались как привилегия центра. Сегодня ситуация меняется: качественная архитектура выходит за пределы Третьего транспортного кольца и появляется на окраинах. Бизнес-центр «STONE Калужская» – один из таких примеров. Подобные проекты децентрализуют мегаполис и делают престижными жизнь и работу в любой части города.
Перпетум мобиле
Интерьер штаб-квартиры компании «Нацпроектстрой», созданный командой студии IND, максимально наглядно и столь же эффектно воплощает сферу деятельности заказчика – одного из крупнейших российских инфраструктурных холдингов: логистику и транспортные коммуникации всех возможных форматов.
Вода и свет
В церковном искусстве много символики, и одна ее часть, действительно, каноничная, другая сформирована традицией и кем-то воспринимается как обязательная. Из-за такого рода ложного консерватизма современная церковная архитектура медленно развивается и не выглядит как современная. Тем не менее подвижники у этой темы есть: кладбищенский храм Архангела Михаила в Апатитах, спроектированный Дмитрием Остроумовым и бюро Прохрам, совмещает традиции и эксперимент. Но не эксперимент ради самого себя – а продуманную работу современного архитектора с символикой пространства, объема и, главное, света.
Модульная ротонда
Круглое в плане офисное здание с деревянно-бетонным каркасом по проекту HENN строится в Юлихе на западе Германии: оно должно стать центром инновационного бизнес-парка.
Торжество во дворце
Проект дворца бракосочетания во Всеволожске, подготовленный мастерской «Головин & Шретер», стал победителем ежегодного конкурса «Концепций пространственного развития муниципальных образований Ленинградской области». Архитекторы предложили комплекс в духе дворцово-парковых ансамблей пригородов Санкт-Петербурга: с симметричной композицией и регулярным садом. А также позаботились о том, чтобы на памятные фотографии не попадали припаркованные автомобили.
Пространство для диалога эпох
Бюро Urbanus ревитализировало бывшее место нахождения важнейшего даосского храма Юнлэ-гун, откуда он был перенесен в 1960-х из-за угрозы затопления при строительстве плотины на реке Хуанхэ.
Город древний, но пока еще несколько запущенный
Город Касимов Рязанской области – русско-татарский, тут до 1681 года (!) существовало ханство, впрочем, под общим руководством московских князей... Сейчас это туристический город с памятниками XVI–XVIII и далее веков, но небольшой. Задачей летнего практикума Института Генплана было предложить Касимову изменения, способные увеличить туристический поток и быть полезными жителям. Получилось много разных идей: от пешеходных маршрутов до переноса автовокзала.
Осторожно отмыто
В издательстве «Подписные издания» выходит книга Ксюши Сидориной – со-основательницы сообщества волонтеров-реставраторов Гэнгъ, которое с 2019 года отмывает и скоблит парадные Петербурга, открывая жильцам исторических домов сокровища: печи, мозаики, витражи. А еще – плитку. Именно плитка стала «цементом» книги, соединившим все – исторический экскурс, способы поиска ценных экземпляров, «каталог» парадных, а также опыт «партизанской» реставрации. О книге рассказывает редактор издательства Артем Макоян.
Кубок чемпионов
Небоскреб Bell на 1-й улице Ямского поля, 12 на первый взгляд строг и лаконичен, хотя скромным его назвать никак не возможно. Экономная стереометрия построена на работе с формой, близкой к овалу – а это одна из излюбленных тем архитекторов UNK. Обтекаемая поверхность основной формы с металлическими ламелями дважды посечена стеклянными срезами, графически демонстрируя суть исходной формы: ее простоту и одновременно сложность. К тому же здесь решены десятки сложнейших инженерных головоломок.
Полуцифровая среда
В Иннополисе под Казанью открылся первый 4-звездочный отель, спроектированный бюро MAD Architects. Интерьеры отеля сочетают элегантность и иронию, технологичность и комфорт, напоминая декорации компьютерной игры или фантастического фильма о недалеком будущем.
Y-школа
По проекту «БалтИнвест-Проект» в Гатчине построена школа на 800 учеников. Лучевая планировка позволила разделить младшую и старшую школы, а также спортивный блок, обеспечив помещения большим количество естественного света. На многослойны фасадах оштукатуренные поверхности сочетаются с навесными элементами разных цветов и фактур.
Тропа к центру Земли
Посетительский центр в Национальном парке ледника Снайфедльсйёкюдль в Исландии, спроектированный бюро Arkis, служит также смотровой платформой и пропускает через себя пешеходную тропу.
Краеугольный храм
В московском Музее архитектуры на днях открылась выставка, посвященная всего одному памятнику средневековой русской архитектуры. Зато какому: Георгиевский собор Юрьева-Польского это последний по времени храм, сохранившийся от домонгольского периода. Впрочем, как сказать сохранившийся... Это один из самых загадочных и в то же время привлекательных памятников нашего средневековья. Которому требуется внимание и грамотная реставрация. Разбираемся, почему.