Поддержка архитектуры в Дании: коллаборации большие и маленькие

Публикуем главу из недавно опубликованного исследования Москомархитектуры, посвященного анализу практик поддержки архитектурной деятельности в странах Европы, США и России. Глава посвящена Дании, автор – Татьяна Ломакина.

Исследование было презентовано в декабре 2021 на конференции МКА «Комфортный город». Полный текст 170-страничного документа можно скачать на сайте Архсовета Москвы. Мы же публикуем одну из глав, посвященную Дании. 

Международный союз архитекторов International Union of Architects совместно с ЮНЕСКО выбрали Копенгаген столицей мировой архитектуры на 2023 год. И произошло это неслучайно. Уже много лет Копенгаген – пионер среди создания самых инновационных архитектурных проектов, на которые съезжаются посмотреть именитые архитекторы со всего мира. Жилые объекты, переделанные из элеваторов и электростанций, офисные центры из цементных силосов, лыжная трасса на крыше мусоросжигательного завода и жилой дом, где до самого верхнего уровня проложена велосипедная дорожка – это лишь верхушка архитектурного айсберга, которая впечатляет и обывателей, и профессионалов. Такой архитектурный прорыв стал возможен в том числе благодаря масштабной поддержке отрасли – как на уровне государства, так и на уровне частных коммерческих фондов. Какое же содействие оказывают архитектуре в датской столице? И какой опыт государственно-частных партнерств можно было бы экспортировать в другие страны?
 
Развитие архитектуры в Дании идет через междисциплинарный подход, который задействует на проектах урбанистов, социологов, строителей, инженеров, психологов, проектировщиков, консультантов-футуролов и т.д. Важная цель – не просто построить здание, но создать проект «в контексте», что означает связать его с историей и текущими потребностям горожан, с окружающей застройкой и социальными прогнозами на будущее. Такой междисциплинарный подход во многом определяет и формат поддержки архитектуры: финансовую и профессиональную помощь отрасли оказывают самые разные фонды и объединения, профессиональные союзы и артели.
 
Глобально за разработку способов поддержки архитектуры в Дании отвечает Министерство культуры, которое – через ряд профессиональных организаций – решает конкретные задачи отрасли. Посмотрим, какие фонды и коллаборации протягивают архитектуре руку помощи.
 
Государственная поддержка
Государственный фонд искусств Дании (Statens Kunstfond)
 
Под эгидой Министерства культуры работает Государственный фонд искусств Дании – масштабная организация, задача которой – распространять искусство (в том числе архитектуру) среди широкой аудитории, продвигать его на международном уровне и содействовать молодым талантам на творческом пути.
 
Это не просто многообещающие слова на стартовой веб-странице фонда. За ними – реальные гранты и профессиональная поддержка более 6000 проектов ежегодно. С помощью более чем 60 различных программ финансирования фонд продвигает и помогает реализовывать самые разные художественные проекты. В архитектурной сфере это:
 
– финансирование проектов, стремящихся «расширить границы» архитектуры. Предпочтение отдается работам/проектам/коллаборациям, демонстрирующим инновационное и этическое понимание роли архитектуры в обществе;
– распределение грантов на исследования архитектурного опыта и налаживание партнерских отношений за рубежом (поездки, стажировка, коллаборации);
– финансирование работ, касающихся поиска новых методов и подходов в архитектуре, экспериментальных проектов и идей, потенциально интересных для последующего тиражирования;
– финансирование поездок в архитектурную мастерскую Йорна Утзона на Майорке. Программа позволяет архитекторам и междисциплинарным группам развивать свой проект или работать над исследованием во вдохновляющей атмосфере единомышленников.
 
Примечательно, что максимального размера суммы, на которую соискатель может подавать заявление, нет. Комитет оценивает каждую отдельную заявку и принимает решение индивидуально  по каждому проекту.
 
Однако общее представление о финансовой структуре программы можно составить из следующих цифр:
• 59% грантов, предоставленных в 2019 году, составляли менее 25 000 датских крон (примерно 3300 евро).
• 82% были менее 45 000 датских крон (около 6 000 евро)
• 96% были менее 75 000 датских крон (приблизительно 10 000 евро):
В 2019 году комитет получил почти 1500 заявок на участие в программе, из которых 50% получили гранты. В общей сложности из программы было распределено около 3,1 миллиона евро – около половины ежегодных средств комитета.
 
Среди профинансированных архитектурных проектов были – проведение архитектурной выставки, медиа-арт проект, фото-экспозиция, ряд строительных экспериментов, публикация книг, архитектурные поездки, в том числе в архитектурную мастерскую на Майорке, работа международных архитектурных коллабораций и т.д.
 
Частные фонды, поддерживающие архитектуру
 
Помимо государственной поддержки, в Дании работает несколько частых фондов, которые направляют свободные средства на поддержку архитектуры и искусства. Самые крупные из них – это Danmarks Nationalbanks Jubilæumsfond,  Realdania, Louis-Hansen Fonden, Nordea, Dreyers Fonden и др. Ежегодно каждый из них выделяют на поддержку архитектуры от 500 до 800 млн датских крон (до 100 млн. евро) При том что фонды дотируют серьезные суммы в архитектурную отрасль, они естественным образом сосредоточены на своих коммерческих целях и поэтому имеют ряд требований к тем проектам, которые поддерживают.
 
Один из последних проектов, которые, например, поддержал фонд Realdania – создание более здорового климата в помещениях в экспериментальном ЖК в городе Хольстебро. Проект включает в себя реализацию трех домов, построенных по подобию лаборатории, где исследователи тестируют различные строительные стратегии и материалы для более здорового климата в помещении. В проекте участвует и ряд других инвесторов и застройщиков. В случае успешной реализации проекта, не исключено, что фонд Realdania начнет реализацию проекта в более масштабном формате – уже как инвестор.
 
 «Проекты, которые мы поддерживаем, могут быть очень разные – как по формату, так и по размеру, но их объединяет то, что они служат на благо обществу и делают страну комфортнее», – говорит Niels Olsen, руководитель направления «Природа и культура» фонда Nordea.
 
Этот фонд часто поддерживает проекты междисциплинарные. Например, сегодня под предводительством фонда в самом старом городе Дании – Рибе -  реализуется «Центр викингов», который является и музеем, и образовательным центром, и красивым архитектурным проектом. Финансирование проекта составляет 3 миллиона датских крон.
 
Еще один интересный проект, который поддерживается фондом Nordea – адаптация помещений бывшего солодового завода в датском Эбельтофте в молодежный центр. Здесь появятся полностью оборудованные репетиционные залы, танцевальные студии, концертная площадка, открытая рампа для катания на роликах и т.д. Молодежное сообщество существует вокруг этого места уже несколько лет, здесь даже проходил небольшой музыкальный фестиваль. При поддержке фонда Nordea в размере 5,2 миллиона датских крон, молодежь получить актуальное пространство для творчества.
 
«Солодовый завод – это такой своеобразный дом культуры, где будут сформированы различные виды активностей, образовательных проектов, творческих мастерских и т.д., – говорит Хенрик Леманн Андерсен, директор фонда Nordea. – Так, в food-студии будет возможность работать с продуктами питания, узнавать секреты приготовления еды, а в мастерских Maltfabrikken можно будет с головой погрузиться в проекты, в которых вторичное использование материалов, их переработка и переосмысление играли важную роль».
 
Многие фонды, помимо поддержки проектов, ежегодно распределяет до 10 млн датских крон в виде стипендий для студентов магистратуры и бакалавриата, которые учатся за границей.
 
Государственно-частное партнерство
Архитектура в Дании поддерживается в том числе через формат государственно-частного партнерства. Самым мощным коммерческим игроком в этой связке выступает фонд RealDania. В настоящий момент при непосредственной поддержке фонда работает два крупных архитектурных проекта
 
Кейс №1: «Новая лаборатория жилищного строительства»
Государственный фонд искусств Дании и частный фонд Realdania в 2019 году придумали «Новую лабораторию жилищного строительства» – особенный проект,  который создает пространство для экспериментов и позволяет по-новому взглянуть на датскую жилищную архитектуру.  Климатические проблемы, нехватка ресурсов, новые форматы социальной жизни, в которой все больший процент занимают одинокие люди – все это ставит новые вызовы перед архитекторами и девелоперами, которые должны переосмысливать пространство в соответствии с новыми социальными устоями и строить по-новому. Созданная лаборатория как раз намерена искать новые формы архитектуры. По сути, это – масштабный эксперимент, в результате которого будет разработано и протестировано несколько принципиально новых проектов, которые, в случае успеха, выйдут «в тираж».
 
  • zooming
    1 / 5
    Новые формы жилья / жилищная ассоциация Domea
    kunst.dk / Новая лаборатория жилищного строительства
  • zooming
    2 / 5
    Строительное партнерство KAB / поколения
    kunst.dk / Новая лаборатория жилищного строительства
  • zooming
    3 / 5
    Вертикальный двор / ONV Arkitekter ApS
    kunst.dk / Новая лаборатория жилищного строительства
  • zooming
    4 / 5
    Здание муниципального самоуправления, район Музикон в Роскилле
    kunst.dk / Новая лаборатория жилищного строительства
  • zooming
    5 / 5
    Симбиоз / Вильборг Хусене
    kunst.dk / Новая лаборатория жилищного строительства

До мая 2020 года организаторы собирали заявки проектов со все страны, который так или иначе должны были демонстрировать инновационность проектов и успешное решение проблем, с которыми сталкивается общество сегодня. Поступило 66 заявок. В конце августа 2020 года из них было выбрано семь проектов, которые были включены в список пилотных проектов «Лаборатории». 
 
«Проекты представлены как молодыми, так и статусными архитекторами и дизайн-студиями. Общее в этих проектах то, что это ни много ни мало дома будущего. Проекты создают отправную точку для совместного масштабного переосмысления датского жилищного строительства, чтобы оно лучше отвечало задачам, с которыми мы сталкиваемся, например, изменение климата и потребность в новых форматах жилья», – говорит Эллен Браэ, председатель Комитета по наследию и поддержке проектов в области архитектуры Государственного фонда искусств.
 
«Семь выбранных жилищных проектов содержат в себе невероятное количество идей – из самых разных дисциплин: от социологии до инженерии, от высотного строительства до коммуникации. Не случайно в «Лабораторию» входят архитекторы, инженеры, девелоперы, коммунальные компании, социологи и т. Д. Это важно, потому что создает реальное пространство для нового мышления и показывает новые возможности, которым мы можем следовать», – говорит Нина Ковстед Хелк, директор по вопросам благотворительности фонда Realdania.
 
Финансирование
Все семь выбранных проектов получат профессиональную (помощь сообщества) и финансовую поддержку для выполнения «экспериментальных элементов», которые были в их заявке, но которые никогда еще не были реализованы. Однако фондом покрывается только часть затрат и выбранные проекты должны быть реализованы на рыночных условиях, чтобы продемонстрировать в том числе и их финансовую жизнеспособность, востребованность. Оценка стоимости полученного результата и возможная оптимизация строительных решений рассматривается как важная часть реализации эксперимента.  В процессе работы представители проектов будут регулярно встречаться с профессиональным сообществом для решения тех или иных профессиональных задач, получения консультаций, поиска решений.
 
Проекты, получившие финансирование
«Вертикальные дворы»
Консалтинговая компания Gehl, занимающаяся исследованиями и проектированием, объединилась с компанией ONV, ведущим экспертом в области деревянного модульного жилья, и MT Højgaard, одной из крупнейших компаний в области строительства и обслуживания зданий в Дании. Совместными усилиями они создали проект «Вертикальные дворы», который будет реализован в городе Ниво, Дания, в течение следующих двух лет.
 
«Идея нашего проекта состоит в том, чтобы придать лестничным пролетам в многоэтажном жилье больше ценности. Сегодня это общее пространство несет только одну функцию. Если же с этим пространством грамотно поработать, оно может стать привлекательным местом для неформального общения и взаимодействия жильцов дома», – рассказывает о проекте Луиза Фогель Кильгаст, партнер Gehl.
 
«Общий двор на всех этажах! – так звучит слоган нашего проекта, – говорит Биргитте Бундесен Сварре, директор Gehl. – Наш эксперимент в том числе посвящен разработке решений, развивающих добрососедство. В рамках проекта будет изучено, как можно сделать коммуникацию и неформальное взаимодействие еще более эффективными, а концепцию жилья с вертикальными помещениями -  масштабируемой.
 
Примечательно, что среди заявителей этого проекта значится и пенсионный фонд Дании Pension Danmark, который берет на себя частичное финансирование проекта.
 
 «Дом поколений»
'Wooden House – это новый тип многоэтажных таунхаусов, построенных из дерева. Это так называемый «социально устойчивый» дом, в котором центральным элементом является сообщество, добрососедство, неформальные коммуникации.
 
Девелоперская компания KAB совместно с партнерством Byggepartnerskabet & os, включающим в себя целый ряд игроков строительной отрасли, разработали новую методологию деревянного строительства для реализации многоэтажных зданий. Амбициозная цель проекта – строить устойчиво во всех отношениях – используя дерево, а не материалы, при производстве которых в атмосферу уходят ударные дозы CO2. В свою очередь, социальная устойчивость подразумевает возможность проживания под одной крышей людей самых разных поколений, культур и бэкграундов. Первый деревянный «Дом поколений» будет построен в Эрестаде, строительство которого начнется в 2021 году.
 
«Дома-симбиозы (SYMBIOSEHUSENE
Деловые районы вокруг больших городов, таких как Копенгаген, обычно пустуют рано утром и по вечерам в выходные и праздничные дни. Хотя плотность населения в соседних районах остается высокой в любое время. Экспериментальный жилищный проект, поддерживаемый Realdania и Государственным фондом искусств, демонстрирует возможность использования таких территорий максимально эффективно. На кровле бизнес-центра возведены жилые дома на 1-2 этажа (общий метраж жилого пространства составляет около 3000 кв.м), и кроме того создана сельскохозяйственная ферма. Общие пространства в проекте используются не только жителями, но и людьми, работающими в коммерческом здании внизу. В свою очередь, новым жильцам доступны общие функции и, рабочие места в бизнес-центре. Комплексная ферма на крыше обеспечивает офисы и жилье свежими овощами.
 
 «Деревня» на крыше и офисное здание, расположенное ниже, образуют прочный симбиоз и получают друг от друга выгоду. Еда, вода, тепло, энергия, парковочные места для встреч и т. д. – все это используются разными целевыми группами и в итоге позволяет гораздо эффективнее использовать пространство и ресурсы проекта. активно – в разное время разными пользователями, создавая по-настоящему устойчивое сообщество. Проект разработан URBAN POWER (в соавторстве с Wihlborgs, NCC, Østergro, Flux и Stokbro).
 
 «Творческий самострой», Роскилле
В районе Musicon в Роскилле жителям будет предоставлено пространство для строительства собственного городского жилья – индивидуального и коллективного. Самостоятельное строительство создает альтернативу устоявшемуся рынку жилья и может способствовать развитию экспериментальной архитектуры, поиску интересных решений, активное участие пользователей в создании актуальной городской среды. Таким образом, Musicon может стать первым местом в Дании, где дома строятся самостоятельно, без участия централизованного коммерческого застройщика в качестве посредника.
 
Впрочем, это не значит, что жители получат на откуп участок с возможностью строить что угодно и как угодно. Муниципалитет Роскиле выступает в проекте продавцом земли и органом планирования. Кроме того, к проекту будет подключена междисциплинарная команда для участия в этапах разработки проекта и его реализации. Таким образом, жители будут опираться на архитектурный, юридический, финансовый, строительный опыт, который будет предоставлен им для слаженной и комплексной реализации проекта.  Цель проекта – вовлечь городское сообщества в реализацию проектов, дать им возможность стать непосредственным участником проекта реализации дома, подумать над планировочными решениями, декором, формой собственного дома, «активировать мечты», которые, возможно, в будущем станут интересным строительным решением для всей отрасли.
 
С помощью «Творческого самостроя» муниципалитет Роскилле надеется заложить фундамент примерно для 40 самодельных домов на участке площадью 4000 кв. м. В проекте будет три разных типа жилья: таунхаусы, многоэтажные дома, индивидуальные дома.
 
Интересно, что к проекту присоединилась компании Gemeinschaft – консультант по социологии и антропологии, специализирующийся на градостроительстве. Благодаря особому вниманию к людям, они будут работать созданием удобного и интересного пространства, учитывающего самые разные активности и потребности людей.
 
«Сообщество SØPARKEN»
Идея проекта Søparken состоит в формировании новой формы коммунального жилья, в которой люди с ограниченными возможностями не просто являются полноценной частью сообщества, но и вносят активный вклад в его развитие. «Если мы хотим строить устойчивое общество, нужно думать не только про создание климатически нейтральных, экологических проектов, но и проектов, в которых люди чувствуют солидарность, общность и могут вести полноценный образ жизни», – рассказывают в Миккель Хольмбек, генеральный директор фонда Glad Fonden, который является одним из заявителей проекта. – Для нас этот проект – долгожданная возможность покончить с растущей степенью изоляции, одиночества, социальной сегментацией людей с физическими недостатками».
 
В частности, структура жилья подразумевает объединение самых разных людей в проекте, а физическое пространство создает возможности для самых разных видов активностей: от совместного приема пищи до работы в саду.
 
Некоторые из домов в проекте будут ориентированы на людей с ограниченными возможностями, при этом некоторые из них будут задействованы в обслуживающей команде всего объекта – например, они могут быть задействованы в работе на кухне, в уборке, мытье окон и т.д.
 
Glad Fonden, заявитель проекта, имеет 20-летний опыт трудоустройства людей с ограниченными возможностями.
 
«Ферма как коливинг»
В рамках этого проекта старое фермерское хозяйство будет перестроено в новое инновационное пространство. Несмотря на то, что сегодня в Дании подобных примеров переделки зданий уже немало, все же нужна комплексная система, методология, которая вдохновит владельцев старых фермерских зданий по всей стране активнее преобразовывать их в эффективную современную недвижимость. «Сосредоточившись на создании такой работающей модели, которая может быть воспроизведена, мы будем исследовать тему и сообщать о результатах: как можно преодолевать сложности, какие ошибки можно считать типичными, как работать с архитектурой пространства и технической начинкой, что делать с правами собственности, как получать государственные разрешения, кредитные оценки и т.д.», – говорят в Stengården Land og Liv I/S (один из заявителей проекта)
 
В то же время это будет не просто система сводок и рекомендаций, но и реализованный проект – старая ферма в местечке Эгедал трансформируется в архитектурно привлекательное и эффективно функционирующее пространство для коливинга. А прилегающие к ферме 7 гектаров земли станут хорошей возможностью для реализации самых разных видов активностей: семинаров, фестивалей и других мероприятий.
 
«Жилье для родителей-одиночек»
Жилищная компания DFB вместе с Domea.dk реализуют масштабный проект по строительству 184 новых единиц государственного жилья в самом центре привлекательного городского района Carlsberg Byen в Копенгагене. Часть проекта разработана специально для родителей-одиночек, чьи дети живут поочередно то с одним, то с другим родителем (распространенная форма общения с детьми среди разведенных пар в Дании), и именно ее поддерживает «Новая лаборатория жилищного строительства» – как финансово, так и профессионально.
 
«Как же сделать оптимальным жилье, где в течение одной недели в нем размещаются отец и трое детей, а на следующей неделе – только один отец? И как создать хорошую основу для коммуникации с другими родителями-одиночками и их детьми? Наша цель – создать такую ​​форму жилья, которая ответит на все эти вопросы», – говорит Метте Могенсен, менеджер по городскому и жилищному строительству Domea.dk. 
 
Кейс №2. Датский архитектурный центр
Еще одним масштабным проектом Государственного фонда искусств и фонда Realdania является Датский архитектурный центр (DAC) – одна из ключевых в стране организаций, популяризирующих датскую архитектуру. Центр проводит архитектурные выставки на широкую аудиторию, лекции и конференции. Но помимо образовательной функции, DAC также занимается созданием масштабной базы с успешными реализованными проектами, которые были созданы молодыми, пока нигде не прозвучавшими бюро. Чтобы эти молодые таланты быстрее и проще выходили на архитектурный рынок, созданный каталог решений и проектов распространяется среди государственных и частных заказчиков (девелоперов, иинвесторов, строителей, урбанистов и т.д.) Таким образом, Датский архитектурный центр фактически занимается маркетингом и продвижением молодых архитектурных специалистов, чтобы дать им дорогу в жизнь.
 
Идеологическая поддержка
Поддержка архитектурной отрасли идет не только на финансовом, но и на методологическом, карьерном, образовательном уровне.
 
Ключевую роль здесь играет «Союз архитекторов и дизайнеров» – профессиональная ассоциация в Дании, специализирующаяся на вопросах карьеры и трудовой жизни архитекторов и дизайнеров. Чем занимается союз? Консультирует по вопросам оплаты труда, трудоустройства, увольнения и контрактов. Обеспечивает бесплатное развитие карьеры и карьерный коучинг для участников. Фактически организация является профсоюзом, который, среди прочего, единственный в своей отрасли имеет право на ведение коллективных переговоров с работодателями и чиновниками от лица всей архитектурной профессии.
 
Поддержкой архитекторов на идеологическом уровне занимается также Датская архитектурная ассоциация (Arkitektforeningen). Она предлагает своим членам профессиональные курсы и постоянные образовательные программы, внушительную сеть коллег со всей страны, а также специфические конференции, презентации и обучение, связанное с тем, как грамотно участвовать в архитектурных тендерах и конкурсах. Последние, кстати, вывешиваются на сайте ассоциации – в отдельном разделе.
 
«Датские архитектурные компании» (Danske Arkitektvirksomheder) еще одна организация, помогающая не финансами, но словом и делом. Компания дает своим членам юридические консультации по вопросам реализации проектов, работы с историческим наследием и т.д., дает большие скидки на страхование, чтобы архитектора могли сосредоточиться на своей основной работе.
 
Две последние организации помогают архитекторам верно трактовать нормативно-правовую базу, касающаяся архитектуры и строительных стандартов, в том числе для реализации нишевых проектов, например, государственного социального жилья.
 
Поддержка молодых архитекторов
Профессиональное архитектурное образование в Дании можно получить в одной из трех школ:
– Архитектурной школе Орхуса (aarch.dk),
– Королевской Академии Копенгагена (kglakademi.dk)
– Университете Ольборга (www.aau.dk/uddannelser/kandidat/architecture-civil)
 
Таким, образом, основная «сертификация» архитекторов проходит через бакалавриат или магистратуру. Но впоследствии можно пройти дополнительные программы обучения, курсы повышения квалификации, обучение по реализации нишевых проектов, в том числе через профессиональные организации и объединения и т.д. Для всех участников образовательного процесса в архитектуре ежегодно организуется международная конференция Architecture and Urban Space.
 
Для молодых специалистов, как уже было отмечено ранее, в стране действуют самые разные программы поддержки: от системы грантов фонда RealDania до участия в проектах  Государственного фонда искусств и Датского архитектурного центра.
 
Кстати, архитектурные школы тоже не стоят от этого процесса в стороне. В конце прошлого года Королевская Академия в Копенгагене, Архитектурная школа в Орхусе совместно с «Датской лабораторией городского планирования» инициировали проект «Планы на будущее». Проект подразумевает участие выпускников архитектурных школ в работе муниципалилетов – по таким вопросам, как эффективное городское планирование, проектирование зданий с учетом проблем климата и экологической устойчивости. Программа, по задумке создателей, дает муниципалитетам «свежую кровь» в лице молодых экспертов, которые горят профессией, могут мыслить нестандартно, междисциплинарно, out of the box, и тем самым успешно решать  профессиональные задачи.
 
«В муниципалитетах у вчерашних студентов будет возможность проявить свой профессионализм и помочь повлиять на основные повестки дня. Но мы хотим, чтобы еще больше студентов-архитекторов и молодых архитекторов участвовали в городском и ландшафтном развитии муниципалитетов, где окружающая среда и социальная устойчивость ничуть не менее важны, чем собственно архитектура зданий», – говорит Кристин Лет Юул, проректор архитектурной школы в Орхусе.
 
Продвижение локальных архитекторов за пределами Дании
В Дании архитекторов поддерживают не только в процессе реализации локальных проектов, но и когда они стремятся экспортировать свое творчество за рубеж! Для этих целей создана даже отдельная организация – Creative Denmark, некоммерческое государственно-частное партнерство, которое рассказывает о датской архитектуре и других датских творческих индустриях, продвигает их на международном уровне. О серьезности организации свидетельствует статус ее партнеров, а это – Министерство промышленности, бизнеса и финансов, Министерство иностранных дел, Министерство культуры, Конфедерация датской промышленности, Датская торговая палата и уже известный нам фонд Realdania.
 
Цель организации – поддерживать глобальный рост и экспорт датских решений и компетенций, включая архитектуру, дизайн интерьеров, коммуникационный дизайн, промышленный и стратегический дизайн и т.д.
 
Судя по всему свою работу организация делает добросовестно – за последние 10 лет творческие индустрии Дании увеличили свой экспорт вдвое, а объем творческого экспорта превысил 100 млн. крон в год. И потенциал по-прежнему огромен, поскольку глобальный спрос на креативные и долговечные решения выше, чем когда-либо!
 
Как организация помогает продвигать датские творческие индустрии? Через международные конференции и обучающие программы, проперти-туры и административную помощь локальным архитекторам для участия в международных архитектурных конкурсах, посредством тесного сотрудничества с международными партнерами и т.д.
 
Датские архитекторы постоянно выигрывают крупные престижные конкурсы по всему миру. Хеннинг Ларсен спроектировал штаб-квартиру Siemens в Германии, компании Gehl разрабатотала городское пространство для велосипедного движения в Нью-Йорке, 3XN спроектировало штаб-квартиру Олимпийского комитета в Швейцарии, а CEBRA сделала себе имя на проектах на Ближнем Востоке.
 
По словам Томаса Буструпа, одного из партнеров Creative Denmark, это лишь небольшая часть недавних историй успеха датских архитекторов, и самая крупная из них – это конечно, Bjarke Ingels Group, которая фактически  выходит сегодня на межгалактический уровень – по заказу NASA она будет проектировать космическую конструктивную систему Olympus, которая потребуется для исследования и последующей колонизации Луны.
 
«Во многих других странах работа архитекторов останавливается на этапе проектирования, но у нас есть традиция участвовать в процессе до завершения реализации проекта и даже участвовать в его работе после, чтобы оптимизировать работу здания на основе поведения пользователей. Для этого требуются особые навыки, а это очень важно для клиента», – объясняет Лене Эсперсен, генеральный директор Danske Arkitektvirksomheder, и добавляет, что прогрессивное экологическое законодательство в Дании означает, что датские архитекторы пользуются большим спросом в том числе в этом направлении. «Вообще, в международной архитектуре существует жесткая конкуренция, но датские принципы дизайна в сочетании с социальной, экономической и экологической устойчивостью выводят местную архитектуру на качественно иной уровень», – говорит Лене Эсперсен.
 
Архитектурные призы и премии
Награды за архитектуру также используются многими муниципалитетами и частными фондами как возможность поддержать эту отрасль. Более 10 различных архитектурных премий призваны обозначить значимость этой отрасли для всей Дании. Среди самых известных:
 
 Nykredit Architecture Prize – премия вручается с 1987 года за достижения в области архитектуры и градостроительства. Это крупнейший архитектурный приз в Скандинавии в размере 500 000 датских крон (около 65 тыс евро). Премия вручается ежегодно одному или нескольким людям, которые в той или иной степени сделали что-то особенное для строительства  и архитектуры. Кроме того, фонд Nykredit в 1991 году учредил премию для молодых архитекторов, а в 2005-м – премию за внимание к экологическим и климатическим аспектам в архитектуре.
 
Årets Arne – премия, которая ежегодно присуждается Датской архитектурой ассоциацией и носит имя известного датского дизайнера Арне Якобсена. Призом является статуэтка, символизирующая фигуру известного датского архитектора и дизайнера. Цель премии – чествование архитекторов и других деятелей, которые поддерживают архитектурные инновации в Копенгагене.
 
Hack Kampmann Architecture Award – награда вручается одному или нескольким молодым датским архитекторам за новое завершенное здание или проект городского пространства. Премии была учреждена в 2018 году Danske Bank и Realkredit Danmark при поддержке семьи известного датского архитектора Хака Кампманна.
 
Вместо заключения
Получается, что поддержка архитектуры в Дании состоит из 5 ключевых аспектов, которые помогают отрасли идти вперед семимильными шагами:
1) популяризация архитектуры как внутри страны, так и за рубежом,
2) развитие профессиональной среды, нетворкинга, коллабораций, стажировок
3)  актуализация образовательных программ, поддержка молодых архитекторов;
4)  финансирование экспериментальных решений, нестандартных идей и подходов
5) активное сотрудничество отрасли с организациями, поддерживающими архитектуру как на финансовом, так и на идеологическом уровне.
 
Какие способы поддержки можно было бы импортировать из Дании? Если привлечение частного фондирования к отрасли во многих странах с отсутствием длинных денег может быть настоящим квестом, то создание каталога лучших архитектурных проектов с последующим его распространением на заинтересованное сообщество, развитие образовательных программ и международных стажировок, а также создание архитектурного фонда, работающего по принципам государственно-частного партнерства – задачи вполне посильные. И главное – на практике доказавшие свою эффективность.

27 Декабря 2021

Похожие статьи
Модернизация – 3
Третья книга НИИТИАГ о модернизации городской среды: что там можно, что нельзя, и как оно исторически происходит. В этом году: готика, Тамбов, Петербург, Енисейск, Казанская губерния, Нижний, Кавминводы, равно как и проблематика реновации и устойчивости.
Три башни профессора Юрия Волчка
Все знают Юрия Павловича Волчка как увлеченного исследователя архитектуры XX века и теоретика, но из нашей памяти как-то выпадает тот факт, что он еще и проектировал как архитектор – сам и совместно с коллегами, в 1990-е и 2010-е годы. Статья Алексея Воробьева, которую мы публикуем с разрешения редакции сборника «Современная архитектура мира», – о Волчке как архитекторе и его проектах.
Школа ФЗУ Ленэнерго – забытый памятник ленинградского...
В преддверии вторичного решения судьбы Школы ФЗУ Ленэнерго, на месте которой может появиться жилой комплекс, – о том, что история архитектуры – это не история имени собственного, о самоценности архитектурных решений и забытой странице фабрично-заводского образования Ленинграда.
Нейросказки
Участники воркшопа, прошедшего в рамках мероприятия SINTEZ.SPACE, создавали комикс про будущее Нижнего Новгорода. С картинками и текстами им помогали нейросети: от ChatGpt до Яндекс Балабоба. Предлагаем вашему вниманию три работы, наиболее приглянувшиеся редакции.
Линия Елизаветы
Александр Змеул – автор, который давно и профессионально занимается историей и проблематикой архитектуры метро и транспорта в целом, – рассказывает о новой лондонской Линии Елизаветы. Она открылась ровно год назад, в нее входит ряд станцией, реализованных ранее, а новые проектировали, в том числе, Гримшо, Вилкинсон и Мак Аслан. В каких-то подходах она схожа, а в чем-то противоположна мега-проектам развития московского транспорта. Внимание – на сравнение.
Лучшее, худшее, новое, старое: архитектурные заметки...
«Что такое традиции архитектуры московского метро? Есть мнения, что это, с одной стороны, индивидуальность облика, с другой – репрезентативность или дворцовость, и, наконец, материалы. Наверное всё это так». Вашему вниманию – вторая серия архитектурных заметок Александра Змеула о БКЛ, посвященная его художественному оформлению, но не только.
Иван Фомин и Иосиф Лангбард: на пути к классике 1930-х
Новая статья Андрея Бархина об упрощенном ордере тридцатых – на основе сравнения архитектуры Фомина и Лангбарда. Текст был представлен 17 мая 2022 года в рамках Круглого стола, посвященного 150-летию Ивана Фомина.
Архитектурные заметки о БКЛ.
Часть 1
Александр Змеул много знает о метро, в том числе московском, и сейчас, с открытием БКЛ, мы попросили его написать нам обзор этого гигантского кольца – говорят, что самого большого в мире, – с точки зрения архитектуры. В первой части: имена, проектные компании, относительно «старые» станции и многое другое. Получился, в сущности, путеводитель по новой части метро.
Архитектурная модернизация среды. Книга 2
Вслед за первой, выпущенной в прошлом году, публикуем вторую коллективную монографию НИИТИАГ, посвященную «Архитектурной модернизации среды»: история развития городской среды от Тамбова до Минусинска, от Пицунды 1950-х годов до Ричарда Роджерса.
Архитектурная модернизация среды жизнедеятельности:...
Публикуем полный текст первой книги коллективной монографии сотрудников НИИТИАГ. Книга посвящена разным аспектам обновления рукотворной среды, как городской, так и сельской, как древности, так и современной архитектуре, в частности, в ней есть глава, посвященная Николасу Гримшо. В монографии больше 450 страниц.
Сколько стоил дом на Моховой?
Дмитрий Хмельницкий рассматривает дом Жолтовского на Моховой, сравнительно оценивая его запредельную для советских нормативов 1930-х годов стоимость, и делая одновременно предположения относительно внутренней структуры и ведомственной принадлежности дома.
Конкурсный проект комбината газеты «Известия» Моисея...
Первая часть исследования «Иван Леонидов и архитектура позднего конструктивизма (1933–1945)» продолжает тему позднего творчества Леонидова в работах Петра Завадовского. В статье вводятся новые термины для архитектуры, ранее обобщенно зачислявшейся в «постконструктивизм», и начинается разговор о влиянии Леонидова на формально-стилистический язык поздних работ Моисея Гинзбурга и архитекторов его группы.
От музы до главной героини. Путь к признанию творческой...
Публикуем перевод статьи Энн Тинг. Она известна как подруга Луиса Кана, но в то же время Тинг – первая женщина с лицензией архитектора в Пенсильвании и преподаватель архитектурной морфологии Пенсильванского университета. В статье на примере девяти историй рассмотрена эволюция личностной позиции творческих женщин от интровертной «музы» до экстравертной креативной «героини».
Бетонный Мадрид
Новая серия фотографа Роберто Конте посвящена не самой известной исторической странице испанской архитектуры: мадридским зданиям в русле брутализма.
Реновация городской среды: исторические прецеденты
Публикуем полный текст коллективной монографии, написанной в прошедшем 2020 году сотрудниками НИИТИАГ и посвященной теме, по-прежнему актуальной как для столицы, так и для всей страны – реновации городов. Тема рассмотрена в широкой исторической и географической перспективе: от градостроительной практики Екатерины II до творчества Ричарда Роджерса в его отношении к мегаполисам. Москва, НИИТИАГ, 2021. 333 страницы.
Леонидов и Ле Корбюзье: проблема взаимного влияния
Памяти Юрия Павловича Волчка. Статья готовилась к V Хан-Магомедовским чтениям «Наследие ВХУТЕМАС и современность». В ней рассматривается проблема творческого взаимодействия Ле Корбюзье и Ивана Леонидова, раскрывающая значение творчества Леонидова и школы ВХУТЕМАСа, которую он представляет, для формирования основ формального языка архитектуры «современного движения».
Технологии и материалы
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Сейчас на главной
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
Сахарная вата
Новый ресторан петербургской сети «Забыли сахар» открылся в комплексе One Trinity Place. В интерьере Марат Мазур интерпретировал «фирменные» элементы в минималистичной манере: облако угадывается в скульптурном потолке из негорючего пенопласта, а рафинад – в мраморных кубиках пола.
Образ хранилища, метафора исследования
Смотрим сразу на выставку «Архитектура 1.0» и изданную к ней книгу A-Book. В них довольно много всякой свежести, особенно в тех случаях, когда привлечены грамотные кураторы и авторы. Но есть и «дыры», рыхлости и удивительности. Выставка местами очень приятная, но удивительно, что она думает о себе как об исследовании. Вот метафора исследования – в самый раз. Это как когда смотришь кино про археологов.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Связь поколений
Еще одна современная усадьба, спроектированная мастерской Романа Леонидова, располагается в Подмосковье и объединяет под одной крышей три поколения одной семьи. Чтобы уместиться на узком участке и никого не обделить личным пространством, архитекторы обратились к плану-зигзагу. Главный объем в структуре дома при этом акцентирован мезонинами с обратным скатом кровли и открытыми балками перекрытия.
Сады как вечность
Экспозиция «Вне времени» на фестивале A-HOUSE объединяет работы десяти бюро с опытом ландшафтного проектирования, которые размышляли о том, какие решения архитектора способны его пережить. Куратором выступило бюро GAFA, что само по себе обещает зрелищность и содержательность. Коротко рассказываем об участниках.
Розовый vs голубой
Витрина-жвачка весом в две тонны, ковролин на стенах и потолках, дерзкое сочетание цветов и фактур превратили магазин украшений в место для фотосессий, что несомненно повышает узнаваемость бренда. Автор «вирусного» проекта – Елена Локастова.
Образцовая ностальгия
Пятнадцать лет компания Wuyuan Village Culture Media Company занимается возрождением горной деревни Хуанлин в китайской провинции Цзянси. За эти годы когда-то умирающее поселение превратилось в главную туристическую достопримечательность региона.
IPI Award 2023: итоги
Главным общественным интерьером года стал туристско-информационный центр «Калужский край», спроектированный CITIZENSTUDIO. Среди победителей и лауреатов много региональных проектов, но ни одного петербургского. Ближайший конкурент Москвы по числу оцененных жюри заявок – Нижний Новгород.
Пресса: Набросок города. Владивосток: освоение пейзажа зоной
С градостроительной точки зрения самое примечательное в этом городе — это его план. Я не знаю больше такого большого города без прямых улиц. Так может выглядеть план средневекового испанского или шотландского борго, но не современный крупный город
Птица земная и небесная
В Музее архитектуры новая выставка об архитекторе-реставраторе Алексее Хамцове. Он известен своими панорамами ансамблей с птичьего полета. Но и модернизм научился рисовать – почти так, как и XVII век. Был членом партии, консервировал руины Сталинграда и Брестской крепости как памятники ВОВ. Идеальный советский реставратор.