Школа ФЗУ Ленэнерго – забытый памятник ленинградского постконструктивизма

В преддверии вторичного решения судьбы Школы ФЗУ Ленэнерго, на месте которой может появиться жилой комплекс, – о том, что история архитектуры – это не история имени собственного, о самоценности архитектурных решений и забытой странице фабрично-заводского образования Ленинграда.

mainImg
12 октября 2023 года Советом по сохранению культурного наследия при правительстве Санкт‑Петербурга будет рассмотрен вопрос о включении «Комплекса зданий Центрального производственного ремонтного предприятия Ленэнерго со зданием Школы фабрично-заводского ученичества» в перечень выявленных объектов культурного наследия. Наиболее ценной частью комплекса ЦПРП является Школа ФЗУ Ленэнерго 1931-1934 гг., авторство которой не установлено.

Компания-застройщик «РСТИ» планирует снести Школу ФЗУ Ленэнерго и построить на ее месте жилой комплекс. Несмотря на то, что эксперты, прежде всего, М.С. Штиглиц, высоко оценивают архитектурные решения и историческое значение Школы ФЗУ Ленэнерго, КГИОП СПб уже один раз отказался предоставить зданию охранный статус.

В преддверии вторичного решения судьбы Школы ФЗУ Ленэнерго – о том, что история архитектуры – это не история имени собственного, о самоценности архитектурных решений и забытой странице фабрично-заводского образования Ленинграда.
«Школа, как таковая, считается первой по Ленинграду»: Историческая справка

Здание (далее – Школа ФЗУ Ленэнерго) было возведено на пустыре между существовавшей на тот момент застройкой Большой Охты и Большеохтинским православным кладбищем в 1931-1934 гг. [Источники, 2, Л.70] для созданной в 1928 году Школы фабрично-заводского ученичества Ленэнерго. Школа ФЗУ Ленэнерго, основанная  Н.С. Генкиным, была уникальным с организационной и производственной точки зрения учебным заведением: перешедшая на полный хозрасчет, она не только не требовала финансирования от Ленэнерго («не брала на свое содержание ни одной копейки [подчеркнуто]» [Источники, 1, Л. 9].), но и наладила ремонт крупных моторов и частей для электростанций Ленэнерго, освоила производство «остродефицитных» дрелей  и первая в СССР начала производить электропылесосы «по заграничным рисункам» [Источники, 2, ЛЛ.54,57]. Школа ФЗУ Ленэнерго была «премирована 2-й премией Во Всесоюзном конкурсе школ ФЗУ в 1932 году» [Источники, 1, Л. 9].

В Протоколе Пленума ВКП(б) Школы ФЗУ Ленэнерго 11 февраля 1933 года, отмечая производственные достижения (дрели и электропылесосы) и переход Школы ФЗУ Ленэнерго на полный хозрасчет, сказано: «нашу Школу мало знают в верхах, Школа, как таковая считается первой по Ленинграду»[пунктуация источника. Источники, 2, ЛЛ.54,57].
zooming
Школа «Ленэнерго». Копия 1950 – 1964 гг. с оригинала 1934 г. ГМИ СПб (источник: goskatalog.ru). Вырезка из газеты «ЛЕНИН ТУЙ ВЫЛÖТ (По ленинскому пути)», 1940 год, ноябрь. 21 дун. Четверг. № 249 (2413). С.1

«С 27/XII-33 года был издан приказ по Ленэнерго о реорганизации мастерских Школы ФЗУ Ленэнерго в Ремонтный завод. До сих пор существовавшие мастерские при 2-й ГЭС, а также при электростанциях и подстанциях не могли своевременно выполнять заказы по ремонту»[Источники, 2, Л. 85]. С 1 января 1934 года получило наименование Центральная ремонтная мастерская (ЦРМ). Вскоре мастерская была реорганизована в Центральный ремонтный завод (ЦРЗ), на который совместно со школой ФЗУ возлагалась задача подготовки кадров для предприятий Ленэнерго и развития централизованного ремонта энергетического оборудования [Источники, 7]. Первых учеников (175 человек) школа ФЗУ приняла уже 1934 году, директором был назначен М.Л. Крылов [Источники, 8]. В 1940 году школа ФЗУ Ленэнерго преобразована в ремесленное училище, «которое будет готовить квалифицированные кадры для электростанций и кабельных сетей. Здесь будут заниматься 800 человек» [Источники, 9].

В 1940 году улица Полевая переименована в улицу Пугачева, чья трассировка впоследствии будет изменена и проложена параллельно главному фасаду школы, что свидетельствует о значимой роли здания Школы ФЗУ Ленэнерго в градостроительном развитии Большой Охты.

Во время Великой Отечественной войны для ликвидации разрушений на работающих электростанциях при Ленэнерго создается управление аварийно-восстановительных работ (УАВР), куда вместе с персоналом других организаций частично вошел персонал ЦРЗ [Источники, 7]. В блокаду работники «Ленэнерго», в числе которых было много студентов ремесленного училища на Тарасовой улице, проводили беспримерные своей уникальностью и героизмом операции по поддержанию электроснабжения города. В 1941 году учащиеся ремесленного училища Ленэнерго в составе группы из 18 человек принимали участие в электрификации противотанковых проволочных заграждений на Лужском рубеже в селе Русско-Высоцкое (под Красным Селом), где были окружены наступавшими немецкими частями, но при поддержке Красной Армии смогли выйти из окружения. Другими стратегическими операциями по обеспечению электроснабжения блокадного Ленинграда, к которым привлекались студенты Ремесленного училища и сотрудники УАВР, были переоборудование подстанций (в том числе подстанции около Смольного, обеспечивавшей трамвайное движение) для использования другого вида топлива (торф вместо дефицитного угля); строительство подстанции возле порта Осиновец и прокладка осенью 1942 года 25-километрового кабеля по дну Ладожского озера для снабжения осажденного города электроэнергией Волховской ГЭС.  Олег Шаров – ветеран ОАО «Ленэнерго» с 63-летним стажем, будучи студентом ремесленного училища при «Ленэнерго» участвовал во многих работах: «Конечно, было и страшно. Но мы были молодые, и как-то не ощущали этой беды. Мысль была одна – сделать скорее, надо работать. А эта бомбежка – а! махнем рукой. Мы уже привыкли. Бомбили постоянно. По молодости не ощущали» [Источники 10,11,12].

Выпускником Школы ФЗУ Ленэнерго был летчик-истребитель, полковник авиации Погодин Владимир Фёдорович (1923 – 1991) – участник Великой Отечественной войны в составе Степного и Второго Украинского фронтов с августа 1943 года, награждён шестью орденами и одиннадцатью медалями [Источники 13].

В 1948 году УАВР преобразовывается в управление ремонтных работ (УРР) с включением в него персонала электростанций, а в 1954 году УРР и ЦРЗ преобразовываются в Центральное производственное ремонтное предприятие – ЦПРП Ленэнерго. С января 2005 года ЦПРП Ленэнерго c присоединением к нему Инженерно-аналитического центра (ИАЦ Ленэнерго) преобразовывается в «Энергосервис», дочернее предприятие Открытого акционерного общества энергетики и электрификации “Ленэнерго” [Источники, 7].
«Художественный герб СССР и другие украшения»: постконструктивизм как коллаж

Среди неоклассической застройки первой половины 1950-х годов можно встретить дома с незавершенным декором фасадов: через эти здания прошла граница двух эпох советской архитектуры – неоклассицизма и модернизма. Здание ФЗУ Ленэнерго является редким по наглядности примером более раннего стилистического рубежа – архитектуры советского авангарда и «освоения наследия», неоклассицизма. 

Построенное к 1934 году здание Школы ФЗУ Ленэнерго на Большой Охте включало в себя производственные и учебные помещения, а также общежитие. В школе ФЗУ Ленэнерго были организованы мастерские: токарная, сборочная, тепловая, обмоточная, столярная и ЦИТ [Источники, 2, ЛЛ.54,57].
Школа ФЗУ Ленэнерго: фрагмент аэрофотосъемки (источник: etomesto.ru), фотография (источник см. выше), фрагмент Плана топографических съемок. Планшет №2430-04_57 ГК ГГФ КГА СПб / Здание фабрично-заводской школы в Лесном, 1929-1930 гг. (арх. А.С. Никольский, Л.Ю.Гальперин, А.А. Заварзин, Н.Ф. Демков): фотография с воздуха (источник: «СССР на стройке»; (№ 11. 1931) citywalls.ru); фотография 1931 г. (Источник: Архитектура ленинградского авангарда. Путеводитель. 2008. С. 214); Границы территории объекта культурного наследия регионального значения «Здание фабрично-заводской школы» (источник: kgiop.gov.spb.ru).

Как и здание фабрично-заводской школы в Лесном, 1929-1930 гг. (арх. А.С. Никольский, Л.Ю.Гальперин, А.А. Заварзин, Н.Ф. Демков), здание школы ФЗУ Ленэнерго представляет собой сложный конгломерат прямоугольных в плане объемов.   Вдоль улицы Пугачева расположены четырехэтажные объемы: один с полукруглым лестничным выступом на торце – ближе к красной линии; другой поставлен с отступом вглубь участка. На стыке четырехэтажных объемов расположен двухэтажный объем (актовый зал), выступающий ризалитом в ассиметричной композиции здания. Общее объемно-пространственное решение лицевых корпусов Школы ФЗУ Ленэнерго представляет собой зигзаг-молнию, один из символов энергетики, который часто встречается в значках Ленэнерго. Таким образом, подобно знаменитой «молоткастой, серпастой» Школе им. 10-летия Октября, неизвестный архитектор Школы ФЗУ Ленэнерго реализует характерное для авангарда образное решение («architecture parlante») «пятого фасада».
Здание Школы ФЗУ Ленэнерго. Фрагмент Плана топографических съемок. Планшет №2430-04_57 ГК ГГФ КГА СПб. Значок 50 лет ЦПРП. Значок «ТЭЦ 14. Ленэнерго»; (источник: goskatalog.ru). Значок в память 50-летия отделения Ленэнерго «Кабельная сеть» (источник: goskatalog.ru). Медальер: Харитонов, Ремир Владимирович СССР. Значок. ЦАБ «Ленэнерго» (источник: goskatalog.ru).
Школа ФЗУ Ленэнерго: фрагмент аэрофотосъемки (источник: etomesto.ru); фотография (источник см. выше); фрагмент Плана топографических съемок. Планшет №2430-04_57 ГК ГГФ КГА СПб / Школа им. 10-летия Октября: фотография с воздуха (источник: vma.muar.ru), фотография 1927 г. (источник: pastvu.com), план первого этажа (источник: citywalls.ru).

К отстоящему от красной линии корпусу со двора примыкает квадратный в плане одноэтажный корпус мастерских с зенитными фонарями. Супрематическая композиция школы ФЗУ отвечает актуальной в конце 1920-х – начале 1930-х годов тенденции в школьном строительстве, когда функциональное разнообразие внутренних помещений выявлялось в объемно-пространственном решении здания, т.н. павильонный метод (С.О. Хан-Магомедов). Полукруглый лестничный выступ на торце здания;  врезанный на угол прямоугольный козырек «актового зала»; квадратный эркер (с квадратным окном) с примыкающим к нему ступенчатым балконом на боковой стене «актового зала»; высокие глухие аттики – образующие пересекающиеся плоскости на стыке двух объемов, маскирующие с торца лестничный ризалит и двускатную крышу,  – все эти характерные элементы архитектуры советского авангарда (ср. с симоновской Школой №120 им. КИМа на ул. Ткачей), отражающие, в том числе, значительное влияние супрематизма, оригинально использованы и переосмыслены в Школе ФЗУ Ленэнерго.
Школа ФЗУ Ленэнерго: фрагмент аэрофотосъемки (источник: etomesto.ru), фотография (источник см. выше), фрагмент Плана топографических съемок. Планшет №2430-04_57 ГК ГГФ КГА СПб, фотография автора / Школа №120 им. КИМа: аксонометрия (источник: citywalls.ru), фотография (источник: pastvu.com), фотография (источник: goskatalog.ru).

Общежитие, совмещенное с учебными помещениями, отдельный корпус с верхним «заводским» светом; расположение лестниц в полукруглых выступах – все это также роднит Школу ФЗУ Ленэнерго с «Домом-коммуной» И.Николаева.
Школа ФЗУ Ленэнерго: фрагмент аэрофотосъемки (источник: etomesto.ru); фотография (источник см. выше); фрагмент Плана топографических съемок. Планшет №2430-04_57 ГК ГГФ КГА СПб; фрагмент фотографии «Внешний вид здания школы ФЗУ Ленэнерго, 1934.» (ЦГА КФФД. Ед. хр. Гр 63205) / «Дом-коммуна» И. Николаева: аксонометрия (источник: knife.media/avangard-soviet-housing/); фотография общественного корпуса (источник: archi.ru); фотография объема пандуса (источник: archi.ru); аксонометрия современная (источник: sevbutovo.mos.ru); план (источник: totalarch.ru).

К авангардному формообразованию следует отнести композицию и типы окон: вертикальный, ассиметрично прорезанный и разбитый на неравные части витраж лестничного объема; большие квадратные окна четырехэтажных корпусов и «мастерских» с расстекловкой в 12 звеньев; четыре высоких вертикальных окна «актового зала»; утраченные зенитные фонари «мастерских».
Здание Школы ФЗУ Ленэнерго, лицевой фасад
Фотография Олега Мухина
Здание Школы ФЗУ Ленэнерго, лицевой фасад
Фотография Олега Мухина

Здание Школы ФЗУ Ленэнерго представляет собой уникальный и интересный пример постконструктивизма, обогащения авангардного формообразования эклектичными декоративными элементами. Из Протокола №11 Пленума коллектива ВКП(б) Ремонтного завода Ленэнерго от 21 июня 1934 года: «фасад здания будет оштукатурен, на фасаде будет сделан художественный герб  СССР и другие украшения, будет обмощена территория завода» [Источники, 5, Л.26].

Декорация лицевых фасадов Школы ФЗУ Ленэнерго – обработка первого этажа прямоугольным рустом; двухполочный кордон над первым этажом; простая горизонтальная тяга в виде полки, продолжающей линию оконных перемычек третьего этажа; сложный пояс (полка-розетка-полка), расположенный в простенках между окнами 4 этажа и двухполочный венчающий карниз – визуально «связывает» воедино скульптурные объемы здания. Декоративные элементы также обособляют объемы, создавая живое разнообразие: так, поставленный с отступом от красной линии корпус имеет аттик по всему периметру и дополнительную горизонтальную тягу, продолжающую линию оконных перемычек четвертого этажа. Объем «актового зала» имеет наиболее выразительное декоративное оформление: между двумя горизонтальными тягами расположены 4 герба СССР в квадратных рамках (два на лицевом и по одному на боковых фасадах), от каждого из них вниз в обрамлении гутт «спускаются» семь полос (символизирующих семь советских республик), которые образуют подобие каннелюр (инверсия известного приема архитектуры модерна) и ступенчато обрываются, не доходя до кордона.

Также в архитектуре Школы ФЗУ Ленэнерго можно выявить отсылки к архитектуре главного здания Ленэнерго, которое организация занимала с 1928 года, – стасовским Казармам Павловского полка на Марсовом поле.

Прямоугольная рустовка первого этажа, простые тяги, в том числе тяга, продолжающая импост арочных окон (что могло бы служить объяснение странному расположению горизонтальных тяг Школы ФЗУ, которые «разрываются» оконными проемами), триглифно-метопный фриз Казарм как прототип для «квадратных» розеток Школы ФЗУ; портики Казарм, к которым отсылают 4 высоких окна «актового зала», и их украшение трофеями и высокими глухими аттиками; скругленный угол здания Казарм – все это обыгрывается здании Школы ФЗУ Ленэнерго как диалог авангарда с наследием петербургского классицизма.
Здание Школы ФЗУ Ленэнерго
Фотография Алины Заляевой

Здание Школы ФЗУ Ленэнерго представляет собой архитектурный коллаж супрематического объемно-пространственного решения и неоклассического декора, коллаж, который может быть озаглавлен «Борьба ЗА излишества».
 
 
Список источников:

1.         Материал по личному составу организации коллектива ВКП(б) Школы ФЗУ Ленэнерго 1933 год//ЦГАИПД. Ф. Р-1894, Оп. 1, д. 12.
2.         Протоколы Бюро коллектива ВКП(б) Школы ФЗУ Ленэнерго за 1930, 1931, 1932 и 1933 года//ЦГАИПД. Ф. Р-1894, Оп. 1, д. 2.
3.         Протоколы Пленума ВКП(б) Школы ФЗУ Ленэнерго 1931,1932 и 1933 годов//ЦГАИПД. Ф. Р-1894, Оп.1, д. 4.
4.         Разная переписка Парткома Ремонтного завода и Школы ФЗУ Ленэнерго 1934 //ЦГАИПД. Ф. Р-1894, Оп. 1, д. 13.
5.         Протоколы пленума Парткома Ремонтного завода и Школы ФЗУ Ленэнерго. 01.01.1934–31.12.1934// Ф. Р-1894, Оп. 1, д.16.
6.         Весь Ленинград: адресная и справочная книга:1934: с прил. нового пл. Ленинграда. – Л.: Изд-во Леноблисполкома и Ленсовета, 1934.
7.         Годовой отчёт Открытого Акционерного Общества “ЦПРП-Энергосервис”. Управляющая организация (Е4»). В. Безукладников, Главный бухгалтер. Санкт-Петербург. 2007 г.//URL: https://pandia.ru/text/77/164/11713.php  (Дата обращения 12.02.2023)
8.         Весь Ленинград: адресная и справочная книга: 1935: с прил. пл. гор. Ленинграда. – [Л.: Леноблисполком и Ленсовет, 1935].
9.         Ударник. Орган бюро партийной организации Оранжерейного комбината Икрянинского района Сталинградской области. № 74 (485), пятница 22 ноября 1940 г.
10.       Электроснабжение блокадного Ленинграда//URL:  https://m.ok.ru/veprgenerator/topic/66784390507418  (Дата обращения 12.02.2023)
11.       Электроснабжение блокадного Ленинграда//URL: https://www.electro-mpo.ru/newspaper/1-111-yanvar-2016-g/elektrosnabzhenie-blokadnogo-leningrada/  (Дата обращения 12.02.2023)
12.       Дети Ленинграда не успели в Крыму//URL: https://www.fontanka.ru/2015/11/23/132/?mobile=false  (Дата обращения 12.02.2023)
13.       Погодин Владимир Фёдорович//URL: https://www.moypolk.ru/soldier/pogodin-vladimir-fedorovich-2  (Дата обращения 12.02.2023)

11 Октября 2023

Похожие статьи
Мосты и мостки
Этой зимой DK-COMMUNITY и творческое сообщество МИРА провели воркшоп в Суздале «Мосты и мостки». В нем участвовали архитекторы и студенты профильных вузов. Участникам предложили изучить технологии мостостроения, рассмотреть мировые примеры и представить свой вариант проектировки постоянного моста для одного из трех предложенных мест. Рассказываем об итогах этой работы.
Прощание с СЭВ
Александр Змеул рассказывает историю проектирования, строительства и перепроектирования здания СЭВ – безусловной градостроительной доминанты западного направления и символа послевоенной Москвы, размноженного в советском «мерче», всем хорошо знакомого. В ходе рассказа мы выясняем, что, когда в 1980-е комплексу потребовалось расширение, градсовет предложил очень деликатные варианты; и еще, что в 2003 году здесь проектировали башню, но тоже без сноса «книжки». Статья иллюстрирована архивными материалами, часть публикуется впервые; благодарим Музей архитектуры за предоставленные изображения.
Археология модернизма: первая работа Нины Алешиной
Историю модернизма редко изучают так, как XVIII или XIX век – с вниманием к деталям, поиском и атрибуциями. А вот Александр Змеул, исследуя творчество архитектора Московского метро Нины Алешиной, сделал относительно небольшое, но настоящее открытие: нашел ее первую авторскую реализацию. Это вестибюль станции «Проспект Мира» радиальной линии. Интересно и то, что его фасад 1959 года просуществовал менее 20 лет. Почему так? Читайте статью.
Годы метро. Памяти Нины Алешиной
Сегодня, 17 июля, исполняется сто лет со дня рождения Нины Александровны Алешиной – пожалуй, ключевого архитектора московского метро второй половины XX века. За сорок лет она построила двадцать станций. Публикуем текст Александра Змеула, основанный на архивных материалах, в том числе рукописи самой Алешиной, с фотографиями Алексея Народицкого.
Мечта в движении: между утопией и реальностью
Исследование истории проектирования и строительства монорельсов в разных странах, но с фокусом мечты о новой мобильности в СССР, сделанное Александром Змеулом для ГЭС-2, переросло в довольно увлекательный ретро-футуристический рассказ о Москве шестидесятых, выстроенный на противопоставлениях. Публикуем целиком.
Модернизация – 3
Третья книга НИИТИАГ о модернизации городской среды: что там можно, что нельзя, и как оно исторически происходит. В этом году: готика, Тамбов, Петербург, Енисейск, Казанская губерния, Нижний, Кавминводы, равно как и проблематика реновации и устойчивости.
Три башни профессора Юрия Волчка
Все знают Юрия Павловича Волчка как увлеченного исследователя архитектуры XX века и теоретика, но из нашей памяти как-то выпадает тот факт, что он еще и проектировал как архитектор – сам и совместно с коллегами, в 1990-е и 2010-е годы. Статья Алексея Воробьева, которую мы публикуем с разрешения редакции сборника «Современная архитектура мира», – о Волчке как архитекторе и его проектах.
Нейросказки
Участники воркшопа, прошедшего в рамках мероприятия SINTEZ.SPACE, создавали комикс про будущее Нижнего Новгорода. С картинками и текстами им помогали нейросети: от ChatGpt до Яндекс Балабоба. Предлагаем вашему вниманию три работы, наиболее приглянувшиеся редакции.
Линия Елизаветы
Александр Змеул – автор, который давно и профессионально занимается историей и проблематикой архитектуры метро и транспорта в целом, – рассказывает о новой лондонской линии Елизаветы. Она открылась ровно год назад, в нее входит ряд станцией, реализованных ранее, а новые проектировали, в том числе, Гримшо, Уилкинсон и Макаслан. В каких-то подходах она схожа, а в чем-то противоположна мега-проектам развития московского транспорта. Внимание – на сравнение.
Лучшее, худшее, новое, старое: архитектурные заметки...
«Что такое традиции архитектуры московского метро? Есть мнения, что это, с одной стороны, индивидуальность облика, с другой – репрезентативность или дворцовость, и, наконец, материалы. Наверное всё это так». Вашему вниманию – вторая серия архитектурных заметок Александра Змеула о БКЛ, посвященная его художественному оформлению, но не только.
Иван Фомин и Иосиф Лангбард: на пути к классике 1930-х
Новая статья Андрея Бархина об упрощенном ордере тридцатых – на основе сравнения архитектуры Фомина и Лангбарда. Текст был представлен 17 мая 2022 года в рамках Круглого стола, посвященного 150-летию Ивана Фомина.
Архитектурные заметки о БКЛ.
Часть 1
Александр Змеул много знает о метро, в том числе московском, и сейчас, с открытием БКЛ, мы попросили его написать нам обзор этого гигантского кольца – говорят, что самого большого в мире, – с точки зрения архитектуры. В первой части: имена, проектные компании, относительно «старые» станции и многое другое. Получился, в сущности, путеводитель по новой части метро.
Архитектурная модернизация среды. Книга 2
Вслед за первой, выпущенной в прошлом году, публикуем вторую коллективную монографию НИИТИАГ, посвященную «Архитектурной модернизации среды»: история развития городской среды от Тамбова до Минусинска, от Пицунды 1950-х годов до Ричарда Роджерса.
Архитектурная модернизация среды жизнедеятельности:...
Публикуем полный текст первой книги коллективной монографии сотрудников НИИТИАГ. Книга посвящена разным аспектам обновления рукотворной среды, как городской, так и сельской, как древности, так и современной архитектуре, в частности, в ней есть глава, посвященная Николасу Гримшо. В монографии больше 450 страниц.
Поддержка архитектуры в Дании: коллаборации большие...
Публикуем главу из недавно опубликованного исследования Москомархитектуры, посвященного анализу практик поддержки архитектурной деятельности в странах Европы, США и России. Глава посвящена Дании, автор – Татьяна Ломакина.
Сколько стоил дом на Моховой?
Дмитрий Хмельницкий рассматривает дом Жолтовского на Моховой, сравнительно оценивая его запредельную для советских нормативов 1930-х годов стоимость, и делая одновременно предположения относительно внутренней структуры и ведомственной принадлежности дома.
Конкурсный проект комбината газеты «Известия» Моисея...
Первая часть исследования «Иван Леонидов и архитектура позднего конструктивизма (1933–1945)» продолжает тему позднего творчества Леонидова в работах Петра Завадовского. В статье вводятся новые термины для архитектуры, ранее обобщенно зачислявшейся в «постконструктивизм», и начинается разговор о влиянии Леонидова на формально-стилистический язык поздних работ Моисея Гинзбурга и архитекторов его группы.
От музы до главной героини. Путь к признанию творческой...
Публикуем перевод статьи Энн Тинг. Она известна как подруга Луиса Кана, но в то же время Тинг – первая женщина с лицензией архитектора в Пенсильвании и преподаватель архитектурной морфологии Пенсильванского университета. В статье на примере девяти историй рассмотрена эволюция личностной позиции творческих женщин от интровертной «музы» до экстравертной креативной «героини».
Бетонный Мадрид
Новая серия фотографа Роберто Конте посвящена не самой известной исторической странице испанской архитектуры: мадридским зданиям в русле брутализма.
Реновация городской среды: исторические прецеденты
Публикуем полный текст коллективной монографии, написанной в прошедшем 2020 году сотрудниками НИИТИАГ и посвященной теме, по-прежнему актуальной как для столицы, так и для всей страны – реновации городов. Тема рассмотрена в широкой исторической и географической перспективе: от градостроительной практики Екатерины II до творчества Ричарда Роджерса в его отношении к мегаполисам. Москва, НИИТИАГ, 2021. 333 страницы.
Технологии и материалы
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Сейчас на главной
Нитяной фасад
Посвященный ткачеству музей открылся в маленькой деревне в горах Уишань. Авторы его проекта – шанхайское бюро TEAM_BLDG.
Теплый черно-белый
Вторую очередь «31 квартала», построенную в подмосковном Пушкино по проекту бюро KPLN, отличает многогранный характер. На первый план выходят геометрия и монохромная гамма, но при более внимательном взгляде обнаруживается ряд «нерегулярных» деталей: градиент остекления и «раструбы» окон, иерархия фасадов, объемная кирпичная кладка и даже подражание явлениям природы. Рассказываем обо всех правилах и исключениях, которые удалось обнаружить.
Арх Москва: исследования
Лозунг «Если чего-то не понимаешь – исследуй!» звучит все громче, все актуальнее. Не отстает и Арх Москва – выставка, где разнообразные исследовательские работы показывают достаточно давно, а с некоторых пор специально для очередной выставки кураторы делают одно исследование за другим. Как говорится, однако тренд. Мы планируем опубликовать несколько исследований, обнаруженных на выставке, полностью и по отдельности, а пока – обзор разных видов исследований, представленных на Арх Москве 2025.
Строение с мотором
Летний павильон лондонской галереи «Серпентайн» в этом году впервые может «шевелиться»: его кровлю можно сдвигать на 1,4 м. Автор проекта – архитектор Марина Табассум из Бангладеш.
XIX Архитектурная биеннале Венеции: сады Джардини
Наш редактор Алена Кузнецова побывала на Венецианской биеннале и Миланской триеннале – теперь есть, с чем сравнивать Арх Москву и петербургский Архитектон. В этом материале – 10 субъективно любимых национальных павильонов в садах Джардини, несколько советов по посещению и неформальные впечатления. Используйте как референс, срез настроений, а лучше всего – как основу для составления собственного маршрута.
Фонари и лестница
Мартовская съемка почти-построенной штаб-квартиры ГК ФСК на улице Шеногина. Снаружи спокойно-лаконично, внутри увлекательно, многоярусно. Особенно хороши, и больше всего – в бетоне, конусные зенитные фонари представительского офиса. И ведущая в него большая винтовая лестница. Впрочем, спиральная лестница здесь не одна, да и в первые этажи, фактически, встроен небольшой торговый центр.
Первобытные мотивы
В кофейне сети Nana Coffee Roasters по проекту IDIN Architects в пригороде Бангкока создана неожиданная «пещерная» атмосфера: она вдохновлена воспоминаниями основателя сети.
Александр Пузрин: как получить «Золотого Льва» венецианской...
В 2025 году главная награда XIX Венецианской архитектурной биеннале – «Золотой Лев» досталась национальному павильону Бахрейна за экспозицию Heatwave. Среди тех, кто работал над проектом, был Александр Пузрин – выпускник Московского инженерно-строительного института, докторант израильского Техниона, а ныне – профессор Швейцарской высшей технической школы Цюриха (ETH Zurich). Мы попросили его рассказать о технических аспектах Heatwave, далеко неочевидных для простых зрителей. Но разговор получился не только об инженерии.
Модная сценография
Интерьер бутика женской одежды Sashaskvo представляет нестандартный взгляд на эстетику ретейла. Взяв за основу концепцию бренда, его айдентику и фирменный стиль, архитекторы бюро RMMSH создали яркое, эмоционально насыщенное пространство с аллюзиями на театральный антураж, в котором экстравагантные детали и свет сочетаются с лаконизмом крупных форм.
Искусство в доступе
В Лондоне сооружено фондохранилище для Музея Виктории и Альберта по проекту Diller Scofidio + Renfro: экспонаты здесь выставлены без привычного стекла.
Арх Москва 2025: будущее, цвет и суть
Читаем списки наград Арх Москвы и заодно собираем вместе наши впечатления от выставки. Кажется, у нее, юбилейной-тридцатилетней, было три главные темы: «Суть», предложенная Полисским как куратором, будущее или футурология, которая сквозила изо всех щелей как твое милосердие, и цвет. Причем не просто цвет, а два полюса: монохром основной выставки, где дизайн-кодом Арх Москвы было белое, но у Домов А-Класса черное – и разноцветье отдельных экспозиций.
NEXT 2025: сияние чистого разума
Спецпроект Арх Москвы NEXT в этом году прошел под кураторством школы МАРШ в лице Никиты Токарева, который задал тему «Места и события». На этот раз все объекты были интерактивные, а зрителя вовлекали с помощью тактильных материалов, видеомэппинга, цветовых фильтров и даже небольшого театрализованного действа. Рассказываем обо всех инсталляциях девяти бюро и одного журнала.
Девять жизней
Центр культуры и искусства острова Хэнцинь, построенный в китайском Чжухае по проекту бюро Atelier Apeiron, собрал в одном гигантском объеме сразу 9 функций.
Золотая сторона медали
Спортивный центр имени Николы Карабатича под Парижем по проекту бюро Atelier Aconcept получил фасад, вдохновленный многочисленными золотыми медалями этого спортсмена.
ЭКСПО-2025: архитектурный Диснейленд на рукотворном...
В середине апреля в Осаке открылась ЭКСПО-2025. Одно из самых грандиозных международных событий, конкурирующее за внимание десятков миллионов посетителей со всего мира, уже успело собрать немало полярных мнений о качестве архитектуры павильонов, экологическом следе и организации действа. Вашему вниманию – авторский обзор Анастасии Маркитан, она побывала на ЭКСПО лично, выбрала 6 павильонов-фаворитов, и, не ограничиваясь обзором выставки, предлагает лайфхаки для ее посещения.
Кит идентичности будущего
Или покров? Или снежная равнина? Вере Бутко, Антону Надточему и архитекторам бюро ATRIUM досталась сложная и ответственная задача – предложить образ Национального центра «Россия». Современный, но замешанный на культурных кодах. Ни на что не похожий, и в то же время напоминающий, неуловимо, очень многое. Признаем, задача нашла своих авторов. Изучаем предложенный образ.
Мосты и мостки
Этой зимой DK-COMMUNITY и творческое сообщество МИРА провели воркшоп в Суздале «Мосты и мостки». В нем участвовали архитекторы и студенты профильных вузов. Участникам предложили изучить технологии мостостроения, рассмотреть мировые примеры и представить свой вариант проектировки постоянного моста для одного из трех предложенных мест. Рассказываем об итогах этой работы.
Дело Гауди живет и побеждает
Построенная в Шэньчжэне по проекту новозеландского бюро Van Brandenburg штаб-квартира китайского модного бренда Marisfrolg – образец биогенной архитектуры и зашкаливающего вау-эффекта.
Колонны и карнизы
Две жилые башни по проекту Макса Дудлера к югу от Базеля соединяют четкость фасадной схемы с «переходным» пространством лоджий по периметру.
Большой Алтай: план системного развития
Мастер-план туристического развития Большого Алтая включает в себя три региона: Кузбасс, Республику Алтай и Алтайский край. Он – один из двенадцати проектов, разработанных в рамках большой госпрограммы «Развитие туризма». Слоган проекта: «Большой Алтай – место силы, здоровья и духа в самом сердце Сибири». Какие точки роста предлагает проект и как с его помощью планируется увеличивать поток российских и иностранных туристов – читайте в нашем материале.
Место ожидания
Архитектурная студия GRAD совместно с НПО «Новая конструкция» разработала концепцию автостанции, которую можно использовать для развития внутреннего туризма. За счет модульных алюминиевых фасадов и стального несущего каркаса здание строится быстро, вмещает необходимый набор функциональных помещений, а также предлагает запоминающийся образ, который при этом может вписаться почти в любой контекст.
Лемех, лес и небеса
Посещение комплекса «Кижи» теперь можно совместить с осмотром современного деревянного зодчества: по проекту бюро Rhizome в карельской деревне Кажма построен бутик-отель «Заонежье». Архитекторы демонстрируют разнообразие и красоту дерева как строительного материала, используя традиционные и современные способы его обработки. Также примечательна интеграция гостиницы в ландшафт: с помощью зеленых кровель, геопластики и пышных многолетников.
Операция «Адаптация»: пунктирные заметки о XIX Архитектурной...
Людмила Лунина побывала на превью венецианской биеннале архитектуры и оценила выставку как сложную и научную. Поэтому так полезен ее авторский обзор, в котором всё или почти всё, пусть пунктирно, но обстоятельно, разложено «по полочкам». Полезно как для тех, кто планирует поехать на биеннале, так и для тех, кто сидит здесь, но не хотел бы отрываться от международной повестки. А повестка, судя по всему, получила на выставке новое воплощение: искать примеры архитектурной формы там, пожалуй, будет еще более бесполезно, чем обычно, зато столько всего разного... И грибы, и бактерии, и павильон из слоновьего навоза, и новые виды high-tech...
XIX Архитектурная биеннале в Венеции: награды
В Венеции раздали золотых и серебряных львов. Отмеченные жюри работы демонстрируют концептуальный размах выставки – здесь и исследования в области киберфеминизма, и борьба с империями, и размышления о границах реставрации. Но на первом плане все же проблемы, обозначенные куратором Карло Ратти: изменения климата, перепотребление, отходы. Главный приз забрал Бахрейн, который показал способы выживания в экстремальной жаре. Среди других лауреатов – кирпичи из слоновьего навоза, эспрессо с водой из лагуны и стихийные рынки, где чужой мусор превращается в ресурс.