Школа ФЗУ Ленэнерго – забытый памятник ленинградского постконструктивизма

В преддверии вторичного решения судьбы Школы ФЗУ Ленэнерго, на месте которой может появиться жилой комплекс, – о том, что история архитектуры – это не история имени собственного, о самоценности архитектурных решений и забытой странице фабрично-заводского образования Ленинграда.

mainImg
12 октября 2023 года Советом по сохранению культурного наследия при правительстве Санкт‑Петербурга будет рассмотрен вопрос о включении «Комплекса зданий Центрального производственного ремонтного предприятия Ленэнерго со зданием Школы фабрично-заводского ученичества» в перечень выявленных объектов культурного наследия. Наиболее ценной частью комплекса ЦПРП является Школа ФЗУ Ленэнерго 1931-1934 гг., авторство которой не установлено.

Компания-застройщик «РСТИ» планирует снести Школу ФЗУ Ленэнерго и построить на ее месте жилой комплекс. Несмотря на то, что эксперты, прежде всего, М.С. Штиглиц, высоко оценивают архитектурные решения и историческое значение Школы ФЗУ Ленэнерго, КГИОП СПб уже один раз отказался предоставить зданию охранный статус.

В преддверии вторичного решения судьбы Школы ФЗУ Ленэнерго – о том, что история архитектуры – это не история имени собственного, о самоценности архитектурных решений и забытой странице фабрично-заводского образования Ленинграда.
«Школа, как таковая, считается первой по Ленинграду»: Историческая справка

Здание (далее – Школа ФЗУ Ленэнерго) было возведено на пустыре между существовавшей на тот момент застройкой Большой Охты и Большеохтинским православным кладбищем в 1931-1934 гг. [Источники, 2, Л.70] для созданной в 1928 году Школы фабрично-заводского ученичества Ленэнерго. Школа ФЗУ Ленэнерго, основанная  Н.С. Генкиным, была уникальным с организационной и производственной точки зрения учебным заведением: перешедшая на полный хозрасчет, она не только не требовала финансирования от Ленэнерго («не брала на свое содержание ни одной копейки [подчеркнуто]» [Источники, 1, Л. 9].), но и наладила ремонт крупных моторов и частей для электростанций Ленэнерго, освоила производство «остродефицитных» дрелей  и первая в СССР начала производить электропылесосы «по заграничным рисункам» [Источники, 2, ЛЛ.54,57]. Школа ФЗУ Ленэнерго была «премирована 2-й премией Во Всесоюзном конкурсе школ ФЗУ в 1932 году» [Источники, 1, Л. 9].

В Протоколе Пленума ВКП(б) Школы ФЗУ Ленэнерго 11 февраля 1933 года, отмечая производственные достижения (дрели и электропылесосы) и переход Школы ФЗУ Ленэнерго на полный хозрасчет, сказано: «нашу Школу мало знают в верхах, Школа, как таковая считается первой по Ленинграду»[пунктуация источника. Источники, 2, ЛЛ.54,57].
zooming
Школа «Ленэнерго». Копия 1950 – 1964 гг. с оригинала 1934 г. ГМИ СПб (источник: goskatalog.ru). Вырезка из газеты «ЛЕНИН ТУЙ ВЫЛÖТ (По ленинскому пути)», 1940 год, ноябрь. 21 дун. Четверг. № 249 (2413). С.1

«С 27/XII-33 года был издан приказ по Ленэнерго о реорганизации мастерских Школы ФЗУ Ленэнерго в Ремонтный завод. До сих пор существовавшие мастерские при 2-й ГЭС, а также при электростанциях и подстанциях не могли своевременно выполнять заказы по ремонту»[Источники, 2, Л. 85]. С 1 января 1934 года получило наименование Центральная ремонтная мастерская (ЦРМ). Вскоре мастерская была реорганизована в Центральный ремонтный завод (ЦРЗ), на который совместно со школой ФЗУ возлагалась задача подготовки кадров для предприятий Ленэнерго и развития централизованного ремонта энергетического оборудования [Источники, 7]. Первых учеников (175 человек) школа ФЗУ приняла уже 1934 году, директором был назначен М.Л. Крылов [Источники, 8]. В 1940 году школа ФЗУ Ленэнерго преобразована в ремесленное училище, «которое будет готовить квалифицированные кадры для электростанций и кабельных сетей. Здесь будут заниматься 800 человек» [Источники, 9].

В 1940 году улица Полевая переименована в улицу Пугачева, чья трассировка впоследствии будет изменена и проложена параллельно главному фасаду школы, что свидетельствует о значимой роли здания Школы ФЗУ Ленэнерго в градостроительном развитии Большой Охты.

Во время Великой Отечественной войны для ликвидации разрушений на работающих электростанциях при Ленэнерго создается управление аварийно-восстановительных работ (УАВР), куда вместе с персоналом других организаций частично вошел персонал ЦРЗ [Источники, 7]. В блокаду работники «Ленэнерго», в числе которых было много студентов ремесленного училища на Тарасовой улице, проводили беспримерные своей уникальностью и героизмом операции по поддержанию электроснабжения города. В 1941 году учащиеся ремесленного училища Ленэнерго в составе группы из 18 человек принимали участие в электрификации противотанковых проволочных заграждений на Лужском рубеже в селе Русско-Высоцкое (под Красным Селом), где были окружены наступавшими немецкими частями, но при поддержке Красной Армии смогли выйти из окружения. Другими стратегическими операциями по обеспечению электроснабжения блокадного Ленинграда, к которым привлекались студенты Ремесленного училища и сотрудники УАВР, были переоборудование подстанций (в том числе подстанции около Смольного, обеспечивавшей трамвайное движение) для использования другого вида топлива (торф вместо дефицитного угля); строительство подстанции возле порта Осиновец и прокладка осенью 1942 года 25-километрового кабеля по дну Ладожского озера для снабжения осажденного города электроэнергией Волховской ГЭС.  Олег Шаров – ветеран ОАО «Ленэнерго» с 63-летним стажем, будучи студентом ремесленного училища при «Ленэнерго» участвовал во многих работах: «Конечно, было и страшно. Но мы были молодые, и как-то не ощущали этой беды. Мысль была одна – сделать скорее, надо работать. А эта бомбежка – а! махнем рукой. Мы уже привыкли. Бомбили постоянно. По молодости не ощущали» [Источники 10,11,12].

Выпускником Школы ФЗУ Ленэнерго был летчик-истребитель, полковник авиации Погодин Владимир Фёдорович (1923 – 1991) – участник Великой Отечественной войны в составе Степного и Второго Украинского фронтов с августа 1943 года, награждён шестью орденами и одиннадцатью медалями [Источники 13].

В 1948 году УАВР преобразовывается в управление ремонтных работ (УРР) с включением в него персонала электростанций, а в 1954 году УРР и ЦРЗ преобразовываются в Центральное производственное ремонтное предприятие – ЦПРП Ленэнерго. С января 2005 года ЦПРП Ленэнерго c присоединением к нему Инженерно-аналитического центра (ИАЦ Ленэнерго) преобразовывается в «Энергосервис», дочернее предприятие Открытого акционерного общества энергетики и электрификации “Ленэнерго” [Источники, 7].
«Художественный герб СССР и другие украшения»: постконструктивизм как коллаж

Среди неоклассической застройки первой половины 1950-х годов можно встретить дома с незавершенным декором фасадов: через эти здания прошла граница двух эпох советской архитектуры – неоклассицизма и модернизма. Здание ФЗУ Ленэнерго является редким по наглядности примером более раннего стилистического рубежа – архитектуры советского авангарда и «освоения наследия», неоклассицизма. 

Построенное к 1934 году здание Школы ФЗУ Ленэнерго на Большой Охте включало в себя производственные и учебные помещения, а также общежитие. В школе ФЗУ Ленэнерго были организованы мастерские: токарная, сборочная, тепловая, обмоточная, столярная и ЦИТ [Источники, 2, ЛЛ.54,57].
Школа ФЗУ Ленэнерго: фрагмент аэрофотосъемки (источник: etomesto.ru), фотография (источник см. выше), фрагмент Плана топографических съемок. Планшет №2430-04_57 ГК ГГФ КГА СПб / Здание фабрично-заводской школы в Лесном, 1929-1930 гг. (арх. А.С. Никольский, Л.Ю.Гальперин, А.А. Заварзин, Н.Ф. Демков): фотография с воздуха (источник: «СССР на стройке»; (№ 11. 1931) citywalls.ru); фотография 1931 г. (Источник: Архитектура ленинградского авангарда. Путеводитель. 2008. С. 214); Границы территории объекта культурного наследия регионального значения «Здание фабрично-заводской школы» (источник: kgiop.gov.spb.ru).

Как и здание фабрично-заводской школы в Лесном, 1929-1930 гг. (арх. А.С. Никольский, Л.Ю.Гальперин, А.А. Заварзин, Н.Ф. Демков), здание школы ФЗУ Ленэнерго представляет собой сложный конгломерат прямоугольных в плане объемов.   Вдоль улицы Пугачева расположены четырехэтажные объемы: один с полукруглым лестничным выступом на торце – ближе к красной линии; другой поставлен с отступом вглубь участка. На стыке четырехэтажных объемов расположен двухэтажный объем (актовый зал), выступающий ризалитом в ассиметричной композиции здания. Общее объемно-пространственное решение лицевых корпусов Школы ФЗУ Ленэнерго представляет собой зигзаг-молнию, один из символов энергетики, который часто встречается в значках Ленэнерго. Таким образом, подобно знаменитой «молоткастой, серпастой» Школе им. 10-летия Октября, неизвестный архитектор Школы ФЗУ Ленэнерго реализует характерное для авангарда образное решение («architecture parlante») «пятого фасада».
Здание Школы ФЗУ Ленэнерго. Фрагмент Плана топографических съемок. Планшет №2430-04_57 ГК ГГФ КГА СПб. Значок 50 лет ЦПРП. Значок «ТЭЦ 14. Ленэнерго»; (источник: goskatalog.ru). Значок в память 50-летия отделения Ленэнерго «Кабельная сеть» (источник: goskatalog.ru). Медальер: Харитонов, Ремир Владимирович СССР. Значок. ЦАБ «Ленэнерго» (источник: goskatalog.ru).
Школа ФЗУ Ленэнерго: фрагмент аэрофотосъемки (источник: etomesto.ru); фотография (источник см. выше); фрагмент Плана топографических съемок. Планшет №2430-04_57 ГК ГГФ КГА СПб / Школа им. 10-летия Октября: фотография с воздуха (источник: vma.muar.ru), фотография 1927 г. (источник: pastvu.com), план первого этажа (источник: citywalls.ru).

К отстоящему от красной линии корпусу со двора примыкает квадратный в плане одноэтажный корпус мастерских с зенитными фонарями. Супрематическая композиция школы ФЗУ отвечает актуальной в конце 1920-х – начале 1930-х годов тенденции в школьном строительстве, когда функциональное разнообразие внутренних помещений выявлялось в объемно-пространственном решении здания, т.н. павильонный метод (С.О. Хан-Магомедов). Полукруглый лестничный выступ на торце здания;  врезанный на угол прямоугольный козырек «актового зала»; квадратный эркер (с квадратным окном) с примыкающим к нему ступенчатым балконом на боковой стене «актового зала»; высокие глухие аттики – образующие пересекающиеся плоскости на стыке двух объемов, маскирующие с торца лестничный ризалит и двускатную крышу,  – все эти характерные элементы архитектуры советского авангарда (ср. с симоновской Школой №120 им. КИМа на ул. Ткачей), отражающие, в том числе, значительное влияние супрематизма, оригинально использованы и переосмыслены в Школе ФЗУ Ленэнерго.
Школа ФЗУ Ленэнерго: фрагмент аэрофотосъемки (источник: etomesto.ru), фотография (источник см. выше), фрагмент Плана топографических съемок. Планшет №2430-04_57 ГК ГГФ КГА СПб, фотография автора / Школа №120 им. КИМа: аксонометрия (источник: citywalls.ru), фотография (источник: pastvu.com), фотография (источник: goskatalog.ru).

Общежитие, совмещенное с учебными помещениями, отдельный корпус с верхним «заводским» светом; расположение лестниц в полукруглых выступах – все это также роднит Школу ФЗУ Ленэнерго с «Домом-коммуной» И.Николаева.
Школа ФЗУ Ленэнерго: фрагмент аэрофотосъемки (источник: etomesto.ru); фотография (источник см. выше); фрагмент Плана топографических съемок. Планшет №2430-04_57 ГК ГГФ КГА СПб; фрагмент фотографии «Внешний вид здания школы ФЗУ Ленэнерго, 1934.» (ЦГА КФФД. Ед. хр. Гр 63205) / «Дом-коммуна» И. Николаева: аксонометрия (источник: knife.media/avangard-soviet-housing/); фотография общественного корпуса (источник: archi.ru); фотография объема пандуса (источник: archi.ru); аксонометрия современная (источник: sevbutovo.mos.ru); план (источник: totalarch.ru).

К авангардному формообразованию следует отнести композицию и типы окон: вертикальный, ассиметрично прорезанный и разбитый на неравные части витраж лестничного объема; большие квадратные окна четырехэтажных корпусов и «мастерских» с расстекловкой в 12 звеньев; четыре высоких вертикальных окна «актового зала»; утраченные зенитные фонари «мастерских».
Здание Школы ФЗУ Ленэнерго, лицевой фасад
Фотография Олега Мухина
Здание Школы ФЗУ Ленэнерго, лицевой фасад
Фотография Олега Мухина

Здание Школы ФЗУ Ленэнерго представляет собой уникальный и интересный пример постконструктивизма, обогащения авангардного формообразования эклектичными декоративными элементами. Из Протокола №11 Пленума коллектива ВКП(б) Ремонтного завода Ленэнерго от 21 июня 1934 года: «фасад здания будет оштукатурен, на фасаде будет сделан художественный герб  СССР и другие украшения, будет обмощена территория завода» [Источники, 5, Л.26].

Декорация лицевых фасадов Школы ФЗУ Ленэнерго – обработка первого этажа прямоугольным рустом; двухполочный кордон над первым этажом; простая горизонтальная тяга в виде полки, продолжающей линию оконных перемычек третьего этажа; сложный пояс (полка-розетка-полка), расположенный в простенках между окнами 4 этажа и двухполочный венчающий карниз – визуально «связывает» воедино скульптурные объемы здания. Декоративные элементы также обособляют объемы, создавая живое разнообразие: так, поставленный с отступом от красной линии корпус имеет аттик по всему периметру и дополнительную горизонтальную тягу, продолжающую линию оконных перемычек четвертого этажа. Объем «актового зала» имеет наиболее выразительное декоративное оформление: между двумя горизонтальными тягами расположены 4 герба СССР в квадратных рамках (два на лицевом и по одному на боковых фасадах), от каждого из них вниз в обрамлении гутт «спускаются» семь полос (символизирующих семь советских республик), которые образуют подобие каннелюр (инверсия известного приема архитектуры модерна) и ступенчато обрываются, не доходя до кордона.

Также в архитектуре Школы ФЗУ Ленэнерго можно выявить отсылки к архитектуре главного здания Ленэнерго, которое организация занимала с 1928 года, – стасовским Казармам Павловского полка на Марсовом поле.

Прямоугольная рустовка первого этажа, простые тяги, в том числе тяга, продолжающая импост арочных окон (что могло бы служить объяснение странному расположению горизонтальных тяг Школы ФЗУ, которые «разрываются» оконными проемами), триглифно-метопный фриз Казарм как прототип для «квадратных» розеток Школы ФЗУ; портики Казарм, к которым отсылают 4 высоких окна «актового зала», и их украшение трофеями и высокими глухими аттиками; скругленный угол здания Казарм – все это обыгрывается здании Школы ФЗУ Ленэнерго как диалог авангарда с наследием петербургского классицизма.
Здание Школы ФЗУ Ленэнерго
Фотография Алины Заляевой

Здание Школы ФЗУ Ленэнерго представляет собой архитектурный коллаж супрематического объемно-пространственного решения и неоклассического декора, коллаж, который может быть озаглавлен «Борьба ЗА излишества».
 
 
Список источников:

1.         Материал по личному составу организации коллектива ВКП(б) Школы ФЗУ Ленэнерго 1933 год//ЦГАИПД. Ф. Р-1894, Оп. 1, д. 12.
2.         Протоколы Бюро коллектива ВКП(б) Школы ФЗУ Ленэнерго за 1930, 1931, 1932 и 1933 года//ЦГАИПД. Ф. Р-1894, Оп. 1, д. 2.
3.         Протоколы Пленума ВКП(б) Школы ФЗУ Ленэнерго 1931,1932 и 1933 годов//ЦГАИПД. Ф. Р-1894, Оп.1, д. 4.
4.         Разная переписка Парткома Ремонтного завода и Школы ФЗУ Ленэнерго 1934 //ЦГАИПД. Ф. Р-1894, Оп. 1, д. 13.
5.         Протоколы пленума Парткома Ремонтного завода и Школы ФЗУ Ленэнерго. 01.01.1934–31.12.1934// Ф. Р-1894, Оп. 1, д.16.
6.         Весь Ленинград: адресная и справочная книга:1934: с прил. нового пл. Ленинграда. – Л.: Изд-во Леноблисполкома и Ленсовета, 1934.
7.         Годовой отчёт Открытого Акционерного Общества “ЦПРП-Энергосервис”. Управляющая организация (Е4»). В. Безукладников, Главный бухгалтер. Санкт-Петербург. 2007 г.//URL: https://pandia.ru/text/77/164/11713.php  (Дата обращения 12.02.2023)
8.         Весь Ленинград: адресная и справочная книга: 1935: с прил. пл. гор. Ленинграда. – [Л.: Леноблисполком и Ленсовет, 1935].
9.         Ударник. Орган бюро партийной организации Оранжерейного комбината Икрянинского района Сталинградской области. № 74 (485), пятница 22 ноября 1940 г.
10.       Электроснабжение блокадного Ленинграда//URL:  https://m.ok.ru/veprgenerator/topic/66784390507418  (Дата обращения 12.02.2023)
11.       Электроснабжение блокадного Ленинграда//URL: https://www.electro-mpo.ru/newspaper/1-111-yanvar-2016-g/elektrosnabzhenie-blokadnogo-leningrada/  (Дата обращения 12.02.2023)
12.       Дети Ленинграда не успели в Крыму//URL: https://www.fontanka.ru/2015/11/23/132/?mobile=false  (Дата обращения 12.02.2023)
13.       Погодин Владимир Фёдорович//URL: https://www.moypolk.ru/soldier/pogodin-vladimir-fedorovich-2  (Дата обращения 12.02.2023)

11 Октября 2023

Похожие статьи
Соцсети на службе городского планирования
Социальные сети давно перестали быть только платформой для общения, но превратились в инструмент бизнеса, образования, маркетинга и даже развития городов. С их помощью можно находить точки роста и скрытый потенциал территорий. Яркий пример – исследование агентства Digital Guru о туристических возможностях Автозаводского района Тольятти.
В поисках стиля: паттерны и гибриды
Специально для Арх Москвы под кураторством Ильи Мукосея и по методике Марата Невлютова и Елены Борисовой студенты первых курсов МАРШ провели исследование «нового московского стиля». Результатом стала группа иконок – узнаваемых признаков, карта их распространенности и два вывода. Во-первых, ни один из выявленных признаков ни в одной постройке не встречается по одиночке, а только в «гибридах». Во-вторых, пользоваться суммой представленных наблюдений как готовым «определителем» нельзя, а вот началом для дискуссии она может стать. Публикуем исследование. Заодно призываем к началу дискуссии. Что он все-таки такое, новый московский стиль? И стиль ли?
Мосты и мостки
Этой зимой DK-COMMUNITY и творческое сообщество МИРА провели воркшоп в Суздале «Мосты и мостки». В нем участвовали архитекторы и студенты профильных вузов. Участникам предложили изучить технологии мостостроения, рассмотреть мировые примеры и представить свой вариант проектировки постоянного моста для одного из трех предложенных мест. Рассказываем об итогах этой работы.
Прощание с СЭВ
Александр Змеул рассказывает историю проектирования, строительства и перепроектирования здания СЭВ – безусловной градостроительной доминанты западного направления и символа послевоенной Москвы, размноженного в советском «мерче», всем хорошо знакомого. В ходе рассказа мы выясняем, что, когда в 1980-е комплексу потребовалось расширение, градсовет предложил очень деликатные варианты; и еще, что в 2003 году здесь проектировали башню, но тоже без сноса «книжки». Статья иллюстрирована архивными материалами, часть публикуется впервые; благодарим Музей архитектуры за предоставленные изображения.
Археология модернизма: первая работа Нины Алешиной
Историю модернизма редко изучают так, как XVIII или XIX век – с вниманием к деталям, поиском и атрибуциями. А вот Александр Змеул, исследуя творчество архитектора Московского метро Нины Алешиной, сделал относительно небольшое, но настоящее открытие: нашел ее первую авторскую реализацию. Это вестибюль станции «Проспект Мира» радиальной линии. Интересно и то, что его фасад 1959 года просуществовал менее 20 лет. Почему так? Читайте статью.
Годы метро. Памяти Нины Алешиной
Сегодня, 17 июля, исполняется сто лет со дня рождения Нины Александровны Алешиной – пожалуй, ключевого архитектора московского метро второй половины XX века. За сорок лет она построила двадцать станций. Публикуем текст Александра Змеула, основанный на архивных материалах, в том числе рукописи самой Алешиной, с фотографиями Алексея Народицкого.
Мечта в движении: между утопией и реальностью
Исследование истории проектирования и строительства монорельсов в разных странах, но с фокусом мечты о новой мобильности в СССР, сделанное Александром Змеулом для ГЭС-2, переросло в довольно увлекательный ретро-футуристический рассказ о Москве шестидесятых, выстроенный на противопоставлениях. Публикуем целиком.
Модернизация – 3
Третья книга НИИТИАГ о модернизации городской среды: что там можно, что нельзя, и как оно исторически происходит. В этом году: готика, Тамбов, Петербург, Енисейск, Казанская губерния, Нижний, Кавминводы, равно как и проблематика реновации и устойчивости.
Три башни профессора Юрия Волчка
Все знают Юрия Павловича Волчка как увлеченного исследователя архитектуры XX века и теоретика, но из нашей памяти как-то выпадает тот факт, что он еще и проектировал как архитектор – сам и совместно с коллегами, в 1990-е и 2010-е годы. Статья Алексея Воробьева, которую мы публикуем с разрешения редакции сборника «Современная архитектура мира», – о Волчке как архитекторе и его проектах.
Нейросказки
Участники воркшопа, прошедшего в рамках мероприятия SINTEZ.SPACE, создавали комикс про будущее Нижнего Новгорода. С картинками и текстами им помогали нейросети: от ChatGpt до Яндекс Балабоба. Предлагаем вашему вниманию три работы, наиболее приглянувшиеся редакции.
Линия Елизаветы
Александр Змеул – автор, который давно и профессионально занимается историей и проблематикой архитектуры метро и транспорта в целом, – рассказывает о новой лондонской линии Елизаветы. Она открылась ровно год назад, в нее входит ряд станцией, реализованных ранее, а новые проектировали, в том числе, Гримшо, Уилкинсон и Макаслан. В каких-то подходах она схожа, а в чем-то противоположна мега-проектам развития московского транспорта. Внимание – на сравнение.
Лучшее, худшее, новое, старое: архитектурные заметки...
«Что такое традиции архитектуры московского метро? Есть мнения, что это, с одной стороны, индивидуальность облика, с другой – репрезентативность или дворцовость, и, наконец, материалы. Наверное всё это так». Вашему вниманию – вторая серия архитектурных заметок Александра Змеула о БКЛ, посвященная его художественному оформлению, но не только.
Иван Фомин и Иосиф Лангбард: на пути к классике 1930-х
Новая статья Андрея Бархина об упрощенном ордере тридцатых – на основе сравнения архитектуры Фомина и Лангбарда. Текст был представлен 17 мая 2022 года в рамках Круглого стола, посвященного 150-летию Ивана Фомина.
Архитектурные заметки о БКЛ.
Часть 1
Александр Змеул много знает о метро, в том числе московском, и сейчас, с открытием БКЛ, мы попросили его написать нам обзор этого гигантского кольца – говорят, что самого большого в мире, – с точки зрения архитектуры. В первой части: имена, проектные компании, относительно «старые» станции и многое другое. Получился, в сущности, путеводитель по новой части метро.
Архитектурная модернизация среды. Книга 2
Вслед за первой, выпущенной в прошлом году, публикуем вторую коллективную монографию НИИТИАГ, посвященную «Архитектурной модернизации среды»: история развития городской среды от Тамбова до Минусинска, от Пицунды 1950-х годов до Ричарда Роджерса.
Архитектурная модернизация среды жизнедеятельности:...
Публикуем полный текст первой книги коллективной монографии сотрудников НИИТИАГ. Книга посвящена разным аспектам обновления рукотворной среды, как городской, так и сельской, как древности, так и современной архитектуре, в частности, в ней есть глава, посвященная Николасу Гримшо. В монографии больше 450 страниц.
Поддержка архитектуры в Дании: коллаборации большие...
Публикуем главу из недавно опубликованного исследования Москомархитектуры, посвященного анализу практик поддержки архитектурной деятельности в странах Европы, США и России. Глава посвящена Дании, автор – Татьяна Ломакина.
Сколько стоил дом на Моховой?
Дмитрий Хмельницкий рассматривает дом Жолтовского на Моховой, сравнительно оценивая его запредельную для советских нормативов 1930-х годов стоимость, и делая одновременно предположения относительно внутренней структуры и ведомственной принадлежности дома.
Конкурсный проект комбината газеты «Известия» Моисея...
Первая часть исследования «Иван Леонидов и архитектура позднего конструктивизма (1933–1945)» продолжает тему позднего творчества Леонидова в работах Петра Завадовского. В статье вводятся новые термины для архитектуры, ранее обобщенно зачислявшейся в «постконструктивизм», и начинается разговор о влиянии Леонидова на формально-стилистический язык поздних работ Моисея Гинзбурга и архитекторов его группы.
От музы до главной героини. Путь к признанию творческой...
Публикуем перевод статьи Энн Тинг. Она известна как подруга Луиса Кана, но в то же время Тинг – первая женщина с лицензией архитектора в Пенсильвании и преподаватель архитектурной морфологии Пенсильванского университета. В статье на примере девяти историй рассмотрена эволюция личностной позиции творческих женщин от интровертной «музы» до экстравертной креативной «героини».
Бетонный Мадрид
Новая серия фотографа Роберто Конте посвящена не самой известной исторической странице испанской архитектуры: мадридским зданиям в русле брутализма.
Технологии и материалы
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Сейчас на главной
Мерцающий дизайн
Как добиться максимального впечатления, используя минимум выразительных средств? Над этой задачей трудятся многие поколения архитекторов и дизайнеров-минималистов. Но студия SERDYUK пошла своим путем, создав компактную кофейню, облик которой собирается из самого простого набора элементов, но воспринимается как волшебная шкатулка.
Чикагские лауреаты 2025
Премия International Architecture Award подвела итоги: как и в прошлом году, отмечено семь проектов от российских архитекторов. Коротко рассказываем о победителях номинаций и работах, удостоенных почетного упоминания.
Полотно на веревке
Вилла Casa de Linho, построенная по проекту бюро Tetro на окраине Белу-Оризонти, романтизированно изображает профессиональную деятельность заказчицы-модельера.
Изначальная материя
В интерьерах лобби жилого комплекса FØRST бюро WALL смогло развернуть общую концепцию в неожиданном направлении: через соединение брутальных ортогональных форм с природными материалами, создав ассоциации с северной природой, скалами и сосновым лесом.
Тайга во дворе
В тюменском жилом комплексе «Сердце Сибири» по проекту АБ «Вещь!» благоустроены дворы «Южная тайга» и «Северная тайга», а также бульвар «Тропа Сибири». Малые архитектурные формы отсылают к Тунгусскому метеориту и медвежьей берлоге, активная геопластика помогает усложнить пространство и маршруты.
Пресса: В Петербурге выбрали облик вестибюля станции метро...
В конце июля в Петербурге подвели итоги архитектурного конкурса на концепцию административного корпуса вестибюля новой станции метро «Лиговский проспект — 2». Первое место заняла работа «Студии 17», второе — архитектурного бюро SLOI Architects, третье — «А.Лен». Многие петербуржцы на решение жюри отреагировали неоднозначно и требуют пересмотра результатов. Собака.ru собрала мнения экспертов о проектах участников.
Леса, санки и трансформации
В Новосибирске наградили победителей городского молодежного фестиваля «АРХ-РЕАЛИЗАЦИЯ. От идеи до результата». Идеи объектов предлагали студенты вузов города, пять победивших проектов реализовали в дереве на территории кампуса НГАСУ. Один объект установят в одном из жилых комплексов нового микрорайона «Клюквенный».
Квадраты и ромбы
В проекте дома на 51 социальную квартиру в Барселоне от бюро Cierto Estudio учтены местные климатические и общественные условия.
Магия закулисья
Интерьер ресторана «Сайар» от бюро Merilo Design, расположенного в здании театра имени Галиасгара Камала, поражает воображение феерическим разнообразием и качеством реализации различных элементов, тем и приемов, перефразирующих на современный лад мотивы татарской культуры и образы театра.
Лама из тетраметилбутана
Петр Виноградов рассказал об экспериментальной серии скульптур «Тетрапэд», которая исследует принципы молекулярной архитектуры, адаптивных структур и интерактивного взаимодействия с городской средой. Конструкции реагируют на движение, собеседуют с пространством, допускают множественные сценарии использования и интерпретации. Скульптуры уже побывали на «Зодчестве» и фестивале «Дикая мята», а дальше отправятся на Forum 100+.
Развитие ландшафта
ЖК «Альпен» спроектирован TOBE architects для вытянутого участка, выходящего к реке Охта. Архитекторы предложили террасированную форму, несколько серых оттенков, а также выступающие за плоскость стены эркеры и балконы – по замыслу все это отыгрывает образ горного массива, который естественным образом сочетается с рекой.
Времени действительно нет?
С 22 июля по 5 октября 2025 года в Аптекарском приказе в Музее архитектуры работает выставка «Времени нет» – совместный проект МУАР и сообщества ЦЕХ, куда входят архитектурные бюро Saga, ХОРА и NOWADAYS office. ЦЕХ собрал двадцать одного участника, предложил им изучить цифровой каталог Музея архитектуры, выбрать оттуда документы или произведения искусства и на основе или в диалоге с ними создать оригинальные работы.
Вожу с собой
Дом Voyager, сделанный Lab House из морского контейнера и поставленный на шасси, можно прицепить к грузовому автомобилю и увезти в красивое место. Дом автономен, а внутри есть все, необходимое для комфортной жизни. Площадь значительно расширяет складная терраса.
Звёздный путь
Большие архитектурные фестивали отмеряют, так или иначе, историю постсоветской действительности. Архстояние, определенно, среди них, а юбилейное – особенно. Оно получилось крупным, системным высказыванием, во многом благодаря силе воли куратора этого года Василия Бычкова. Можно его даже понять, в целом, как большой объект, сооруженный, при участии многих коллег, в том числе архитекторов-звезд, в лесу арт-парка Никола-Ленивец – авторства инициатора и бессменного организатора Арх Москвы. Изучаем слои смыслов, виды высказываний – в этот раз они лучше, чем раньше, раскладываются «по полочкам».
Арка, гранит, 90-е
В Петербурге подвели итоги конкурса на концепцию вестибюля станции метро «Лиговский проспект-2», который станет частью узла Высокоскоростной железнодорожной магистрали. Показываем концепции всех финалистов, чуть подробнее останавливаемся на призерах и пытаемся понять, почему выбор жюри оказался именно таким.
Масштаб и драйв
Реконструкция интерьеров главного корпуса РУДН по проекту бюро HAAST – еще один пример переформатирования памятника советского модернизма в соответствии с современными представлениями об эстетике, комфорте и функциях, которые должны присутствовать в успешной и не чуждой инновациям образовательной институции.
Универсальный игрок
Офисный комплекс, выстроенный на 80% из древесины по проекту бюро ALTA на окраине Рена, стал «посредником» между сельским ландшафтом и насыщенной городской средой.
Лес вместо ленты
Studio Rostovskii разработала концепцию загородного комплекса, в котором гостям предлагают отключиться от городской суеты в буквальном смысле: мобильная связь блокируется почти на всей территории и перестает отвлекать от общения и созерцания. Коттеджи и другие постройки с отделкой из термолиственницы и кортеновской стали учитывают рельеф и ландшафт и также помогают разглядеть красоту вокруг.
В преддверии Архстояния: интервью с Валерием Лизуновым,...
25 июля в Никола-Ленивце стартует очередной, юбилейный, фестиваль «Архстояние». Ему исполняется 20 лет. Тема этого года: «Мое главное». Накануне открытия поговорили с архитектором Archpoint Валерием Лизуновым, который стал автором одного из объектов фестиваля «Исправительное учреждение».
Город как сюжет
Подход Сергея Скуратова к крупным участкам хочется определить как «тотальный дизайн-код» – он в равной степени внимателен к общей композиции и деталям; а также настроен на то, чтобы абсолютно всё было продумано и подчинено авторской воле. Ренессансный, если подумать, подход, титанический труд, требующий завидной воли и упорства. Ну, и результат – заметные произведения. Рассматриваем возрожденный проект центральной части жилого района «Седьмое небо» в Казани, структуру, продуманную до «градиента акцентности» (sic!) фасадов. А также «литературную» идею и даже авторские сомнения в ней.
Графский парк
Проектное бюро М4 благоустроило Милютинский парк в Алупке. Архитекторы мягко подчеркнули богатство ландшафта с помощью авторских МАФов, а также добавили яркий акцент – бетонные лепестки, очерчивающие сцену с амфитеатром.
Верная функция
Подбирая новую функцию для бывшей детской больницы конца XIX века в Иваново, бюро BOMAR и заказчик отказались от надежных офисов в пользу преемственности: в конечном итоге здание превратилось в детский образовательный центр. Стратегия оказалась верной: арендодатели нашлись быстро, а история объекта культурного наследия продолжилась.
Сад надежды на свободу
В Спасо-Евфимиевом монастыре в Суздале в октябре открыли Сад арестантского корпуса: там, где с XVIII века до оттепели была тюрьма. Авторы архитектуры – NOῨD Короткий метр, ландшафта – бюро МОХ. Садов на самом деле не один, а два разных. Очень разных. Пытаемся разобраться, правильно ли они воздействуют не эмоции посетителя и заодно показываем красоту июньского цветения рудеральных растений.
Восставший в пепле
Словенское бюро Ofis восстановило из руин историческое шале Адольфа Мура начала XX века на берегу Бохиньского озера. Его основной объем выполнен из дерева, карбонизированного по традиционной технологии.
Со-общение
В Ruarts Foundation – выставка «Сообщение» с подзаголовском «Другая история фотографии». Она тут изложена честно, «от дагеротипов» до нейронок, – как развитие, так и разрывы исторической ленты подчеркнуты дизайном экспозиции от Константина Ларина и Арсения Бекешко. А вот акценты, как водится, расставлены так, чтобы хронологию «остранить» и превратить в выставку, которая сама по себе произведение.
Упрощение для гармонии
По проекту alexey podkidyshev studio в центральной части Грозного началась реновация Музея Чеченской Республики. Новая планировочная структура сделает музей удобнее, а фасадная система и работа с объемом позволит сбалансировать ансамбль со зданием драматического театра. Благоустройством прилегающих территорий занимается TGNK landscape.