Школа ФЗУ Ленэнерго – забытый памятник ленинградского постконструктивизма

В преддверии вторичного решения судьбы Школы ФЗУ Ленэнерго, на месте которой может появиться жилой комплекс, – о том, что история архитектуры – это не история имени собственного, о самоценности архитектурных решений и забытой странице фабрично-заводского образования Ленинграда.

mainImg
12 октября 2023 года Советом по сохранению культурного наследия при правительстве Санкт‑Петербурга будет рассмотрен вопрос о включении «Комплекса зданий Центрального производственного ремонтного предприятия Ленэнерго со зданием Школы фабрично-заводского ученичества» в перечень выявленных объектов культурного наследия. Наиболее ценной частью комплекса ЦПРП является Школа ФЗУ Ленэнерго 1931-1934 гг., авторство которой не установлено.

Компания-застройщик «РСТИ» планирует снести Школу ФЗУ Ленэнерго и построить на ее месте жилой комплекс. Несмотря на то, что эксперты, прежде всего, М.С. Штиглиц, высоко оценивают архитектурные решения и историческое значение Школы ФЗУ Ленэнерго, КГИОП СПб уже один раз отказался предоставить зданию охранный статус.

В преддверии вторичного решения судьбы Школы ФЗУ Ленэнерго – о том, что история архитектуры – это не история имени собственного, о самоценности архитектурных решений и забытой странице фабрично-заводского образования Ленинграда.
«Школа, как таковая, считается первой по Ленинграду»: Историческая справка

Здание (далее – Школа ФЗУ Ленэнерго) было возведено на пустыре между существовавшей на тот момент застройкой Большой Охты и Большеохтинским православным кладбищем в 1931-1934 гг. [Источники, 2, Л.70] для созданной в 1928 году Школы фабрично-заводского ученичества Ленэнерго. Школа ФЗУ Ленэнерго, основанная  Н.С. Генкиным, была уникальным с организационной и производственной точки зрения учебным заведением: перешедшая на полный хозрасчет, она не только не требовала финансирования от Ленэнерго («не брала на свое содержание ни одной копейки [подчеркнуто]» [Источники, 1, Л. 9].), но и наладила ремонт крупных моторов и частей для электростанций Ленэнерго, освоила производство «остродефицитных» дрелей  и первая в СССР начала производить электропылесосы «по заграничным рисункам» [Источники, 2, ЛЛ.54,57]. Школа ФЗУ Ленэнерго была «премирована 2-й премией Во Всесоюзном конкурсе школ ФЗУ в 1932 году» [Источники, 1, Л. 9].

В Протоколе Пленума ВКП(б) Школы ФЗУ Ленэнерго 11 февраля 1933 года, отмечая производственные достижения (дрели и электропылесосы) и переход Школы ФЗУ Ленэнерго на полный хозрасчет, сказано: «нашу Школу мало знают в верхах, Школа, как таковая считается первой по Ленинграду»[пунктуация источника. Источники, 2, ЛЛ.54,57].
zooming
Школа «Ленэнерго». Копия 1950 – 1964 гг. с оригинала 1934 г. ГМИ СПб (источник: goskatalog.ru). Вырезка из газеты «ЛЕНИН ТУЙ ВЫЛÖТ (По ленинскому пути)», 1940 год, ноябрь. 21 дун. Четверг. № 249 (2413). С.1

«С 27/XII-33 года был издан приказ по Ленэнерго о реорганизации мастерских Школы ФЗУ Ленэнерго в Ремонтный завод. До сих пор существовавшие мастерские при 2-й ГЭС, а также при электростанциях и подстанциях не могли своевременно выполнять заказы по ремонту»[Источники, 2, Л. 85]. С 1 января 1934 года получило наименование Центральная ремонтная мастерская (ЦРМ). Вскоре мастерская была реорганизована в Центральный ремонтный завод (ЦРЗ), на который совместно со школой ФЗУ возлагалась задача подготовки кадров для предприятий Ленэнерго и развития централизованного ремонта энергетического оборудования [Источники, 7]. Первых учеников (175 человек) школа ФЗУ приняла уже 1934 году, директором был назначен М.Л. Крылов [Источники, 8]. В 1940 году школа ФЗУ Ленэнерго преобразована в ремесленное училище, «которое будет готовить квалифицированные кадры для электростанций и кабельных сетей. Здесь будут заниматься 800 человек» [Источники, 9].

В 1940 году улица Полевая переименована в улицу Пугачева, чья трассировка впоследствии будет изменена и проложена параллельно главному фасаду школы, что свидетельствует о значимой роли здания Школы ФЗУ Ленэнерго в градостроительном развитии Большой Охты.

Во время Великой Отечественной войны для ликвидации разрушений на работающих электростанциях при Ленэнерго создается управление аварийно-восстановительных работ (УАВР), куда вместе с персоналом других организаций частично вошел персонал ЦРЗ [Источники, 7]. В блокаду работники «Ленэнерго», в числе которых было много студентов ремесленного училища на Тарасовой улице, проводили беспримерные своей уникальностью и героизмом операции по поддержанию электроснабжения города. В 1941 году учащиеся ремесленного училища Ленэнерго в составе группы из 18 человек принимали участие в электрификации противотанковых проволочных заграждений на Лужском рубеже в селе Русско-Высоцкое (под Красным Селом), где были окружены наступавшими немецкими частями, но при поддержке Красной Армии смогли выйти из окружения. Другими стратегическими операциями по обеспечению электроснабжения блокадного Ленинграда, к которым привлекались студенты Ремесленного училища и сотрудники УАВР, были переоборудование подстанций (в том числе подстанции около Смольного, обеспечивавшей трамвайное движение) для использования другого вида топлива (торф вместо дефицитного угля); строительство подстанции возле порта Осиновец и прокладка осенью 1942 года 25-километрового кабеля по дну Ладожского озера для снабжения осажденного города электроэнергией Волховской ГЭС.  Олег Шаров – ветеран ОАО «Ленэнерго» с 63-летним стажем, будучи студентом ремесленного училища при «Ленэнерго» участвовал во многих работах: «Конечно, было и страшно. Но мы были молодые, и как-то не ощущали этой беды. Мысль была одна – сделать скорее, надо работать. А эта бомбежка – а! махнем рукой. Мы уже привыкли. Бомбили постоянно. По молодости не ощущали» [Источники 10,11,12].

Выпускником Школы ФЗУ Ленэнерго был летчик-истребитель, полковник авиации Погодин Владимир Фёдорович (1923 – 1991) – участник Великой Отечественной войны в составе Степного и Второго Украинского фронтов с августа 1943 года, награждён шестью орденами и одиннадцатью медалями [Источники 13].

В 1948 году УАВР преобразовывается в управление ремонтных работ (УРР) с включением в него персонала электростанций, а в 1954 году УРР и ЦРЗ преобразовываются в Центральное производственное ремонтное предприятие – ЦПРП Ленэнерго. С января 2005 года ЦПРП Ленэнерго c присоединением к нему Инженерно-аналитического центра (ИАЦ Ленэнерго) преобразовывается в «Энергосервис», дочернее предприятие Открытого акционерного общества энергетики и электрификации “Ленэнерго” [Источники, 7].
«Художественный герб СССР и другие украшения»: постконструктивизм как коллаж

Среди неоклассической застройки первой половины 1950-х годов можно встретить дома с незавершенным декором фасадов: через эти здания прошла граница двух эпох советской архитектуры – неоклассицизма и модернизма. Здание ФЗУ Ленэнерго является редким по наглядности примером более раннего стилистического рубежа – архитектуры советского авангарда и «освоения наследия», неоклассицизма. 

Построенное к 1934 году здание Школы ФЗУ Ленэнерго на Большой Охте включало в себя производственные и учебные помещения, а также общежитие. В школе ФЗУ Ленэнерго были организованы мастерские: токарная, сборочная, тепловая, обмоточная, столярная и ЦИТ [Источники, 2, ЛЛ.54,57].
Школа ФЗУ Ленэнерго: фрагмент аэрофотосъемки (источник: etomesto.ru), фотография (источник см. выше), фрагмент Плана топографических съемок. Планшет №2430-04_57 ГК ГГФ КГА СПб / Здание фабрично-заводской школы в Лесном, 1929-1930 гг. (арх. А.С. Никольский, Л.Ю.Гальперин, А.А. Заварзин, Н.Ф. Демков): фотография с воздуха (источник: «СССР на стройке»; (№ 11. 1931) citywalls.ru); фотография 1931 г. (Источник: Архитектура ленинградского авангарда. Путеводитель. 2008. С. 214); Границы территории объекта культурного наследия регионального значения «Здание фабрично-заводской школы» (источник: kgiop.gov.spb.ru).

Как и здание фабрично-заводской школы в Лесном, 1929-1930 гг. (арх. А.С. Никольский, Л.Ю.Гальперин, А.А. Заварзин, Н.Ф. Демков), здание школы ФЗУ Ленэнерго представляет собой сложный конгломерат прямоугольных в плане объемов.   Вдоль улицы Пугачева расположены четырехэтажные объемы: один с полукруглым лестничным выступом на торце – ближе к красной линии; другой поставлен с отступом вглубь участка. На стыке четырехэтажных объемов расположен двухэтажный объем (актовый зал), выступающий ризалитом в ассиметричной композиции здания. Общее объемно-пространственное решение лицевых корпусов Школы ФЗУ Ленэнерго представляет собой зигзаг-молнию, один из символов энергетики, который часто встречается в значках Ленэнерго. Таким образом, подобно знаменитой «молоткастой, серпастой» Школе им. 10-летия Октября, неизвестный архитектор Школы ФЗУ Ленэнерго реализует характерное для авангарда образное решение («architecture parlante») «пятого фасада».
Здание Школы ФЗУ Ленэнерго. Фрагмент Плана топографических съемок. Планшет №2430-04_57 ГК ГГФ КГА СПб. Значок 50 лет ЦПРП. Значок «ТЭЦ 14. Ленэнерго»; (источник: goskatalog.ru). Значок в память 50-летия отделения Ленэнерго «Кабельная сеть» (источник: goskatalog.ru). Медальер: Харитонов, Ремир Владимирович СССР. Значок. ЦАБ «Ленэнерго» (источник: goskatalog.ru).
Школа ФЗУ Ленэнерго: фрагмент аэрофотосъемки (источник: etomesto.ru); фотография (источник см. выше); фрагмент Плана топографических съемок. Планшет №2430-04_57 ГК ГГФ КГА СПб / Школа им. 10-летия Октября: фотография с воздуха (источник: vma.muar.ru), фотография 1927 г. (источник: pastvu.com), план первого этажа (источник: citywalls.ru).

К отстоящему от красной линии корпусу со двора примыкает квадратный в плане одноэтажный корпус мастерских с зенитными фонарями. Супрематическая композиция школы ФЗУ отвечает актуальной в конце 1920-х – начале 1930-х годов тенденции в школьном строительстве, когда функциональное разнообразие внутренних помещений выявлялось в объемно-пространственном решении здания, т.н. павильонный метод (С.О. Хан-Магомедов). Полукруглый лестничный выступ на торце здания;  врезанный на угол прямоугольный козырек «актового зала»; квадратный эркер (с квадратным окном) с примыкающим к нему ступенчатым балконом на боковой стене «актового зала»; высокие глухие аттики – образующие пересекающиеся плоскости на стыке двух объемов, маскирующие с торца лестничный ризалит и двускатную крышу,  – все эти характерные элементы архитектуры советского авангарда (ср. с симоновской Школой №120 им. КИМа на ул. Ткачей), отражающие, в том числе, значительное влияние супрематизма, оригинально использованы и переосмыслены в Школе ФЗУ Ленэнерго.
Школа ФЗУ Ленэнерго: фрагмент аэрофотосъемки (источник: etomesto.ru), фотография (источник см. выше), фрагмент Плана топографических съемок. Планшет №2430-04_57 ГК ГГФ КГА СПб, фотография автора / Школа №120 им. КИМа: аксонометрия (источник: citywalls.ru), фотография (источник: pastvu.com), фотография (источник: goskatalog.ru).

Общежитие, совмещенное с учебными помещениями, отдельный корпус с верхним «заводским» светом; расположение лестниц в полукруглых выступах – все это также роднит Школу ФЗУ Ленэнерго с «Домом-коммуной» И.Николаева.
Школа ФЗУ Ленэнерго: фрагмент аэрофотосъемки (источник: etomesto.ru); фотография (источник см. выше); фрагмент Плана топографических съемок. Планшет №2430-04_57 ГК ГГФ КГА СПб; фрагмент фотографии «Внешний вид здания школы ФЗУ Ленэнерго, 1934.» (ЦГА КФФД. Ед. хр. Гр 63205) / «Дом-коммуна» И. Николаева: аксонометрия (источник: knife.media/avangard-soviet-housing/); фотография общественного корпуса (источник: archi.ru); фотография объема пандуса (источник: archi.ru); аксонометрия современная (источник: sevbutovo.mos.ru); план (источник: totalarch.ru).

К авангардному формообразованию следует отнести композицию и типы окон: вертикальный, ассиметрично прорезанный и разбитый на неравные части витраж лестничного объема; большие квадратные окна четырехэтажных корпусов и «мастерских» с расстекловкой в 12 звеньев; четыре высоких вертикальных окна «актового зала»; утраченные зенитные фонари «мастерских».
Здание Школы ФЗУ Ленэнерго, лицевой фасад
Фотография Олега Мухина
Здание Школы ФЗУ Ленэнерго, лицевой фасад
Фотография Олега Мухина

Здание Школы ФЗУ Ленэнерго представляет собой уникальный и интересный пример постконструктивизма, обогащения авангардного формообразования эклектичными декоративными элементами. Из Протокола №11 Пленума коллектива ВКП(б) Ремонтного завода Ленэнерго от 21 июня 1934 года: «фасад здания будет оштукатурен, на фасаде будет сделан художественный герб  СССР и другие украшения, будет обмощена территория завода» [Источники, 5, Л.26].

Декорация лицевых фасадов Школы ФЗУ Ленэнерго – обработка первого этажа прямоугольным рустом; двухполочный кордон над первым этажом; простая горизонтальная тяга в виде полки, продолжающей линию оконных перемычек третьего этажа; сложный пояс (полка-розетка-полка), расположенный в простенках между окнами 4 этажа и двухполочный венчающий карниз – визуально «связывает» воедино скульптурные объемы здания. Декоративные элементы также обособляют объемы, создавая живое разнообразие: так, поставленный с отступом от красной линии корпус имеет аттик по всему периметру и дополнительную горизонтальную тягу, продолжающую линию оконных перемычек четвертого этажа. Объем «актового зала» имеет наиболее выразительное декоративное оформление: между двумя горизонтальными тягами расположены 4 герба СССР в квадратных рамках (два на лицевом и по одному на боковых фасадах), от каждого из них вниз в обрамлении гутт «спускаются» семь полос (символизирующих семь советских республик), которые образуют подобие каннелюр (инверсия известного приема архитектуры модерна) и ступенчато обрываются, не доходя до кордона.

Также в архитектуре Школы ФЗУ Ленэнерго можно выявить отсылки к архитектуре главного здания Ленэнерго, которое организация занимала с 1928 года, – стасовским Казармам Павловского полка на Марсовом поле.

Прямоугольная рустовка первого этажа, простые тяги, в том числе тяга, продолжающая импост арочных окон (что могло бы служить объяснение странному расположению горизонтальных тяг Школы ФЗУ, которые «разрываются» оконными проемами), триглифно-метопный фриз Казарм как прототип для «квадратных» розеток Школы ФЗУ; портики Казарм, к которым отсылают 4 высоких окна «актового зала», и их украшение трофеями и высокими глухими аттиками; скругленный угол здания Казарм – все это обыгрывается здании Школы ФЗУ Ленэнерго как диалог авангарда с наследием петербургского классицизма.
Здание Школы ФЗУ Ленэнерго
Фотография Алины Заляевой

Здание Школы ФЗУ Ленэнерго представляет собой архитектурный коллаж супрематического объемно-пространственного решения и неоклассического декора, коллаж, который может быть озаглавлен «Борьба ЗА излишества».
 
 
Список источников:

1.         Материал по личному составу организации коллектива ВКП(б) Школы ФЗУ Ленэнерго 1933 год//ЦГАИПД. Ф. Р-1894, Оп. 1, д. 12.
2.         Протоколы Бюро коллектива ВКП(б) Школы ФЗУ Ленэнерго за 1930, 1931, 1932 и 1933 года//ЦГАИПД. Ф. Р-1894, Оп. 1, д. 2.
3.         Протоколы Пленума ВКП(б) Школы ФЗУ Ленэнерго 1931,1932 и 1933 годов//ЦГАИПД. Ф. Р-1894, Оп.1, д. 4.
4.         Разная переписка Парткома Ремонтного завода и Школы ФЗУ Ленэнерго 1934 //ЦГАИПД. Ф. Р-1894, Оп. 1, д. 13.
5.         Протоколы пленума Парткома Ремонтного завода и Школы ФЗУ Ленэнерго. 01.01.1934–31.12.1934// Ф. Р-1894, Оп. 1, д.16.
6.         Весь Ленинград: адресная и справочная книга:1934: с прил. нового пл. Ленинграда. – Л.: Изд-во Леноблисполкома и Ленсовета, 1934.
7.         Годовой отчёт Открытого Акционерного Общества “ЦПРП-Энергосервис”. Управляющая организация (Е4»). В. Безукладников, Главный бухгалтер. Санкт-Петербург. 2007 г.//URL: https://pandia.ru/text/77/164/11713.php  (Дата обращения 12.02.2023)
8.         Весь Ленинград: адресная и справочная книга: 1935: с прил. пл. гор. Ленинграда. – [Л.: Леноблисполком и Ленсовет, 1935].
9.         Ударник. Орган бюро партийной организации Оранжерейного комбината Икрянинского района Сталинградской области. № 74 (485), пятница 22 ноября 1940 г.
10.       Электроснабжение блокадного Ленинграда//URL:  https://m.ok.ru/veprgenerator/topic/66784390507418  (Дата обращения 12.02.2023)
11.       Электроснабжение блокадного Ленинграда//URL: https://www.electro-mpo.ru/newspaper/1-111-yanvar-2016-g/elektrosnabzhenie-blokadnogo-leningrada/  (Дата обращения 12.02.2023)
12.       Дети Ленинграда не успели в Крыму//URL: https://www.fontanka.ru/2015/11/23/132/?mobile=false  (Дата обращения 12.02.2023)
13.       Погодин Владимир Фёдорович//URL: https://www.moypolk.ru/soldier/pogodin-vladimir-fedorovich-2  (Дата обращения 12.02.2023)

11 Октября 2023

Похожие статьи
Прощание с СЭВ
Александр Змеул рассказывает историю проектирования, строительства и перепроектирования здания СЭВ – безусловной градостроительной доминанты западного направления и символа послевоенной Москвы, размноженного в советском «мерче», всем хорошо знакомого. В ходе рассказа мы выясняем, что, когда в 1980-е комплексу потребовалось расширение, градсовет предложил очень деликатные варианты; и еще, что в 2003 году здесь проектировали башню, но тоже без сноса «книжки». Статья иллюстрирована архивными материалами, часть публикуется впервые; благодарим Музей архитектуры за предоставленные изображения.
Археология модернизма: первая работа Нины Алешиной
Историю модернизма редко изучают так, как XVIII или XIX век – с вниманием к деталям, поиском и атрибуциями. А вот Александр Змеул, исследуя творчество архитектора Московского метро Нины Алешиной, сделал относительно небольшое, но настоящее открытие: нашел ее первую авторскую реализацию. Это вестибюль станции «Проспект Мира» радиальной линии. Интересно и то, что его фасад 1959 года просуществовал менее 20 лет. Почему так? Читайте статью.
Годы метро. Памяти Нины Алешиной
Сегодня, 17 июля, исполняется сто лет со дня рождения Нины Александровны Алешиной – пожалуй, ключевого архитектора московского метро второй половины XX века. За сорок лет она построила двадцать станций. Публикуем текст Александра Змеула, основанный на архивных материалах, в том числе рукописи самой Алешиной, с фотографиями Алексея Народицкого.
Мечта в движении: между утопией и реальностью
Исследование истории проектирования и строительства монорельсов в разных странах, но с фокусом мечты о новой мобильности в СССР, сделанное Александром Змеулом для ГЭС-2, переросло в довольно увлекательный ретро-футуристический рассказ о Москве шестидесятых, выстроенный на противопоставлениях. Публикуем целиком.
Модернизация – 3
Третья книга НИИТИАГ о модернизации городской среды: что там можно, что нельзя, и как оно исторически происходит. В этом году: готика, Тамбов, Петербург, Енисейск, Казанская губерния, Нижний, Кавминводы, равно как и проблематика реновации и устойчивости.
Три башни профессора Юрия Волчка
Все знают Юрия Павловича Волчка как увлеченного исследователя архитектуры XX века и теоретика, но из нашей памяти как-то выпадает тот факт, что он еще и проектировал как архитектор – сам и совместно с коллегами, в 1990-е и 2010-е годы. Статья Алексея Воробьева, которую мы публикуем с разрешения редакции сборника «Современная архитектура мира», – о Волчке как архитекторе и его проектах.
Нейросказки
Участники воркшопа, прошедшего в рамках мероприятия SINTEZ.SPACE, создавали комикс про будущее Нижнего Новгорода. С картинками и текстами им помогали нейросети: от ChatGpt до Яндекс Балабоба. Предлагаем вашему вниманию три работы, наиболее приглянувшиеся редакции.
Линия Елизаветы
Александр Змеул – автор, который давно и профессионально занимается историей и проблематикой архитектуры метро и транспорта в целом, – рассказывает о новой лондонской линии Елизаветы. Она открылась ровно год назад, в нее входит ряд станцией, реализованных ранее, а новые проектировали, в том числе, Гримшо, Уилкинсон и Макаслан. В каких-то подходах она схожа, а в чем-то противоположна мега-проектам развития московского транспорта. Внимание – на сравнение.
Лучшее, худшее, новое, старое: архитектурные заметки...
«Что такое традиции архитектуры московского метро? Есть мнения, что это, с одной стороны, индивидуальность облика, с другой – репрезентативность или дворцовость, и, наконец, материалы. Наверное всё это так». Вашему вниманию – вторая серия архитектурных заметок Александра Змеула о БКЛ, посвященная его художественному оформлению, но не только.
Иван Фомин и Иосиф Лангбард: на пути к классике 1930-х
Новая статья Андрея Бархина об упрощенном ордере тридцатых – на основе сравнения архитектуры Фомина и Лангбарда. Текст был представлен 17 мая 2022 года в рамках Круглого стола, посвященного 150-летию Ивана Фомина.
Архитектурные заметки о БКЛ.
Часть 1
Александр Змеул много знает о метро, в том числе московском, и сейчас, с открытием БКЛ, мы попросили его написать нам обзор этого гигантского кольца – говорят, что самого большого в мире, – с точки зрения архитектуры. В первой части: имена, проектные компании, относительно «старые» станции и многое другое. Получился, в сущности, путеводитель по новой части метро.
Архитектурная модернизация среды. Книга 2
Вслед за первой, выпущенной в прошлом году, публикуем вторую коллективную монографию НИИТИАГ, посвященную «Архитектурной модернизации среды»: история развития городской среды от Тамбова до Минусинска, от Пицунды 1950-х годов до Ричарда Роджерса.
Архитектурная модернизация среды жизнедеятельности:...
Публикуем полный текст первой книги коллективной монографии сотрудников НИИТИАГ. Книга посвящена разным аспектам обновления рукотворной среды, как городской, так и сельской, как древности, так и современной архитектуре, в частности, в ней есть глава, посвященная Николасу Гримшо. В монографии больше 450 страниц.
Поддержка архитектуры в Дании: коллаборации большие...
Публикуем главу из недавно опубликованного исследования Москомархитектуры, посвященного анализу практик поддержки архитектурной деятельности в странах Европы, США и России. Глава посвящена Дании, автор – Татьяна Ломакина.
Сколько стоил дом на Моховой?
Дмитрий Хмельницкий рассматривает дом Жолтовского на Моховой, сравнительно оценивая его запредельную для советских нормативов 1930-х годов стоимость, и делая одновременно предположения относительно внутренней структуры и ведомственной принадлежности дома.
Конкурсный проект комбината газеты «Известия» Моисея...
Первая часть исследования «Иван Леонидов и архитектура позднего конструктивизма (1933–1945)» продолжает тему позднего творчества Леонидова в работах Петра Завадовского. В статье вводятся новые термины для архитектуры, ранее обобщенно зачислявшейся в «постконструктивизм», и начинается разговор о влиянии Леонидова на формально-стилистический язык поздних работ Моисея Гинзбурга и архитекторов его группы.
От музы до главной героини. Путь к признанию творческой...
Публикуем перевод статьи Энн Тинг. Она известна как подруга Луиса Кана, но в то же время Тинг – первая женщина с лицензией архитектора в Пенсильвании и преподаватель архитектурной морфологии Пенсильванского университета. В статье на примере девяти историй рассмотрена эволюция личностной позиции творческих женщин от интровертной «музы» до экстравертной креативной «героини».
Бетонный Мадрид
Новая серия фотографа Роберто Конте посвящена не самой известной исторической странице испанской архитектуры: мадридским зданиям в русле брутализма.
Реновация городской среды: исторические прецеденты
Публикуем полный текст коллективной монографии, написанной в прошедшем 2020 году сотрудниками НИИТИАГ и посвященной теме, по-прежнему актуальной как для столицы, так и для всей страны – реновации городов. Тема рассмотрена в широкой исторической и географической перспективе: от градостроительной практики Екатерины II до творчества Ричарда Роджерса в его отношении к мегаполисам. Москва, НИИТИАГ, 2021. 333 страницы.
Технологии и материалы
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
Сейчас на главной
Пресса: Советский модернизм, который мы теряем
Общественная дискуссия вокруг судьбы Большого Московского цирка и сноса комплекса зданий бывшего СЭВа вновь привлекла внимание к проблеме сохранения архитектуры послевоенного модернизма
18 лет ожидания
Стартовала реализация проекта Zaha Hadid Architects, начатого еще в 2007-м: это Центр средиземноморской культуры для южноитальянского города Реджо-ди-Калабрия.
Здоровый дух
Для спортивной базы в Зеленогорске бюро «Луч» предложило корпуса, которые свободно размещаются в сосновом лесу, гармонируя с ним скатными кровлями, природными материалами и цветовой гаммой. Также проект предусматривает приспособление бывшего финского усадебного дома, сохранившегося на участке.
Архигибкость деревянной архитектуры
Конкурс для начинающих архитекторов и студентов архиГИБКОСТЬ был организован фестивалем «Древолюция». Задачей было – придумать малогабаритные быстровозмодимые дома оригинальной формы, доступные для последующего воспроизводства в туристической отрасли. Показываем шесть проектов-победителей.
Стеклянная граница оптимума
Очень маленький дом с оптимальной планировкой – 21 м2 – тем не менее включает две роскошные вещи. Во-первых, сауну, хотя и в виде кабины; во-вторых, угол из структурного стекла, изнутри стекло – от пола до потолка. Вот это, правда, роскошь для дома с фанерным конструктивом, что признает и сам автор.
Высота 5642
Институт Генплана Москвы подготовил проект комплексного развития трех горнолыжных курортов Кавказа, получивших статус особых экономических зон туристско-рекреационного типа. Первая из них – Эльбрус. На горе построят новые трассы, канатные дороги и гостиницы, модернизируют станции и приведут в порядок туристическую поляну Азау. Для расширения аудитории и всесезоннной привлекательности развивается сеть экотроп. Рассказываем обо всех этапах подробнее.
Щепотка ностальгии
Кафе-кулинария по проекту студии архитектуры и дизайна OBJCT открылось в Волгограде в здании бывшего Тракторного завода, который сейчас играет роль бизнес-парка. Чтобы воссоздать дух советского времени, архитекторы использовали мозаику, стеклоблоки, растения в кадках, а также терраццо. Фанера и красные акценты сделали интерьер светлым и свежим.
ИТ-городок
На примере первой реализованной очереди квартала «Ю» разбираемся, как будет устроен новый микрорайон Иннополиса. Бюро Т+Т Architects и HADAA сформировали и сбалансировали остроумный мастер-план с разными типами жилья, зеленой артерией, системой площадей и парком в центральной части.
Пресса: Александр Скокан: «Ужас в том, что “Аушвиц” — идеальный...
В начале 1945 года советские войска освободили польский город Освенцим, а с ним и самый известный лагерь смерти, одно из главных свидетельств Холокоста — «Аушвиц». 40 лет спустя архитектор Александр Скокан и художник Иван Лубенников разработали проект реконструкции советского раздела музея-мемориала. Обновленная экспозиция открылась 8 мая 1985 года и просуществовала вплоть до 2013-го, когда ее в очередной раз осовременили. По просьбе «Сноба» публицист, соучредитель и бывший главред архитектурного журнала «Проект Россия» Анатолий Белов встретился с Александром Скоканом, чтобы узнать о правоверном модернизме проектировщиков «Аушвица», искусстве добывать стройматериалы в эпоху позднего застоя и о том, каково жилось в бывшей гостинице для офицеров СС.
Долгожданный герой
Открытия библиотеки в своем районе жители Северного Боулдера в штате Колорадо ждали больше 25 лет. Архитекторы WORKac создали для них удобный и гостеприимный общественный центр.
Тяга к ремеслу
По проекту бюро KIDZ в Тель-Авиве открылась нео-изакая. Учитывая равнодушие горожан к сложным дизайнерским решениям, архитекторы сосредоточились на материалах, освещении и мебели. Такой подход соотносится с японскими понятиями «шокунин» и «коадавари», означающими искусного мастера и внимание к деталям. Единственным предметом декора стала лаковая миниатюра, найденная на блошином рынке.
Компактное построение
В буколическом окружении рисовых полей престижного района Бали Pererenan, на возвышении с видом на океан, Антон Кочуркин и 8Lines, выиграв конкурс, спроектировали апарт-отель. Его уже начали строить. Особенность проекта – оптимальные компактные планировки, он рассчитан на средний достаток.
Черный бутик
Пекинское бюро Fon Studio спроектировало временный концепт-бутик для марки авангардной одежды TBHNP в Шанхае.
Археологический подход
Конкурс на проект реконструкции западного крыла Британского музея в Лондоне выиграла Лина Готме, архитектор Национального музея Эстонии в Тарту.
Большой брат
Жилой комплекс Architecton построен в Екатеринбурге по проекту бюро Archinform на месте техникума 1930-х годов. Снос конструктивистского здания стал потерей для города, которую архитекторы попытались восполнить, сохраняя память места через эксперимент с формой.
Ленты и складки
Выставочный центр по проекту Zaha Hadid Architects в Пекине реализован как модульное сооружение, что сократило затраты на строительство и его сроки.
Красный конь
Суперграфика на фасадах жилого комплекса, построенного в Екатеринбурге по проекту бюро «План Б», вдохновлена мезенской росписью. Красный пигмент для 23-этажной башни выбрали не только как акцентный, но и устойчивый в штукатурке. Не менее яркими получились вестибюли подъездов, оформленные приемом color block.
Памяти Александра Раппапорта
Человек, «глубоко мыслящий и всесторонне одаренный»; «ренессансный гений – уникальный эрудит, мудрый философ, тончайший поэт, виртуозный музыкант и проницательный художник»; «один из последних архитекторов, входивших в интеллектуальную элиту»... С нами больше нет Александра Раппапорта.
Производство знаний
Компания «Даль» заняла второе место в конкурсе на редевелопмент Главного корпуса Ижевского завода. Команда предложила будущим инвесторам на выбор два сценария развития территории – межвузовский кампус или бизнес-хаб, но в обоих случаях отвела историческому зданию Семёна Дудина роль центра популяризации наук. Внушительное предпроектное исследование определило архитектурные решения.
Главное – внутри
Здание второй очереди гимназии имени Евгения Примакова было отмечено многими наградами еще на стадии проектирования. Сейчас оно завершено. И хотя не все нюансы были учтены: прежде всего конструкциям перекрытия не следовало оставаться открытыми, – но в силу приоритета объемного построения это не кажется существенным. Более важен «Ах!», вызываемый пространством.
Фиалки каждый день
Архитекторы HEMAA расширили комплекс начальной школы Les Violettes в парижском предместье Марей-Марли, соединив в своем проекте состаренную древесину, зеркальные алюминиевые панели и прозрачное стекло.
Силы магнетизма
«Крылатская 33» – первый крупный жилой комплекс среди микрорайонов 1980-х, счастливо соседствующих с лесами, рекой, склонами, спортивной инфраструктурой... Архитекторам АБ «Остоженка» удалось превратить его, при всей масштабности проекта, в «деликатную доминанту». Во-первых, «вырастить», ориентируясь на стилистику и высотность соседних микрорайонов; во-вторых, снабдив паузой в самой высотной части, сформировать композиционное напряжение – прямо на градостроительной оси района.
Пояс Ориона
Офисный комплекс Stone Ходынка 2, спроектированный Kleinewelt Architekten для компании Stone, внутри устроен эргономично, по правилам healthy building: свет, проветривание, все возможности для эффективной офисной планировки. И снаружи похож, как сейчас принято, на айфон: блеск, свечение, стекло, металл, скругления. Тем не менее он чутко реагирует на контекст Ходынки, главный сюжет – контраст вертикалей и горизонтали, а главной интригой становится устройства «стилобата» как навесного перехода, раскрывающего пространство под ним для свободного передвижения.
Доказательное проектирование
Психиатрическая клиника при Университетской больнице в Тампере по проекту C. F. Møller задумана как комфортная, снижающая напряжение и тревожность у пациентов среда.
Далеко гляжу
В жилом комплексе New Питер в Ленинградской области по проекту «БалтИнвест-Проект» построен детский сад. Его отличает довольно строгий кирпичный фасад, уютная ниша входа, а также групповые ячейки с панорамными эркерами, из которых дети могут наблюдать друг за другом и жизнью на улице.
Время как театр
Проект Зои Рюриковой и ее бюро «ДА» выиграл конкурс на благоустройство Театральной площади по Владимире. Он основан на идее регенерации исторической застройки, а по форме представляет собой вариант «театрального романтического неомодернизма». Арки служат «видоискателями», в том числе для городского театра Драмы 1971 года.
Шедовый фасад
Жилой дом в районе Бёйкслотерхам напоминает об индустриальном прошлом этой части Амстердама решением фасада. Авторы проекта – Studioninedots.
Прощание с СЭВ
Александр Змеул рассказывает историю проектирования, строительства и перепроектирования здания СЭВ – безусловной градостроительной доминанты западного направления и символа послевоенной Москвы, размноженного в советском «мерче», всем хорошо знакомого. В ходе рассказа мы выясняем, что, когда в 1980-е комплексу потребовалось расширение, градсовет предложил очень деликатные варианты; и еще, что в 2003 году здесь проектировали башню, но тоже без сноса «книжки». Статья иллюстрирована архивными материалами, часть публикуется впервые; благодарим Музей архитектуры за предоставленные изображения.
Ретро-пиццерия
По проекту cтудии дизайна MODGI Group на территории апарт-отеля VALO в Санкт-Петербурге открылась компактная пиццерия в ретро-стиле. Теплую и сочную цветовую гамму дополняет винтажная мебель и свет, а одним из главных предметов декора стали конверты для виниловых пластинок.