Школа ФЗУ Ленэнерго – забытый памятник ленинградского постконструктивизма

В преддверии вторичного решения судьбы Школы ФЗУ Ленэнерго, на месте которой может появиться жилой комплекс, – о том, что история архитектуры – это не история имени собственного, о самоценности архитектурных решений и забытой странице фабрично-заводского образования Ленинграда.

mainImg
12 октября 2023 года Советом по сохранению культурного наследия при правительстве Санкт‑Петербурга будет рассмотрен вопрос о включении «Комплекса зданий Центрального производственного ремонтного предприятия Ленэнерго со зданием Школы фабрично-заводского ученичества» в перечень выявленных объектов культурного наследия. Наиболее ценной частью комплекса ЦПРП является Школа ФЗУ Ленэнерго 1931-1934 гг., авторство которой не установлено.

Компания-застройщик «РСТИ» планирует снести Школу ФЗУ Ленэнерго и построить на ее месте жилой комплекс. Несмотря на то, что эксперты, прежде всего, М.С. Штиглиц, высоко оценивают архитектурные решения и историческое значение Школы ФЗУ Ленэнерго, КГИОП СПб уже один раз отказался предоставить зданию охранный статус.

В преддверии вторичного решения судьбы Школы ФЗУ Ленэнерго – о том, что история архитектуры – это не история имени собственного, о самоценности архитектурных решений и забытой странице фабрично-заводского образования Ленинграда.
«Школа, как таковая, считается первой по Ленинграду»: Историческая справка

Здание (далее – Школа ФЗУ Ленэнерго) было возведено на пустыре между существовавшей на тот момент застройкой Большой Охты и Большеохтинским православным кладбищем в 1931-1934 гг. [Источники, 2, Л.70] для созданной в 1928 году Школы фабрично-заводского ученичества Ленэнерго. Школа ФЗУ Ленэнерго, основанная  Н.С. Генкиным, была уникальным с организационной и производственной точки зрения учебным заведением: перешедшая на полный хозрасчет, она не только не требовала финансирования от Ленэнерго («не брала на свое содержание ни одной копейки [подчеркнуто]» [Источники, 1, Л. 9].), но и наладила ремонт крупных моторов и частей для электростанций Ленэнерго, освоила производство «остродефицитных» дрелей  и первая в СССР начала производить электропылесосы «по заграничным рисункам» [Источники, 2, ЛЛ.54,57]. Школа ФЗУ Ленэнерго была «премирована 2-й премией Во Всесоюзном конкурсе школ ФЗУ в 1932 году» [Источники, 1, Л. 9].

В Протоколе Пленума ВКП(б) Школы ФЗУ Ленэнерго 11 февраля 1933 года, отмечая производственные достижения (дрели и электропылесосы) и переход Школы ФЗУ Ленэнерго на полный хозрасчет, сказано: «нашу Школу мало знают в верхах, Школа, как таковая считается первой по Ленинграду»[пунктуация источника. Источники, 2, ЛЛ.54,57].
zooming
Школа «Ленэнерго». Копия 1950 – 1964 гг. с оригинала 1934 г. ГМИ СПб (источник: goskatalog.ru). Вырезка из газеты «ЛЕНИН ТУЙ ВЫЛÖТ (По ленинскому пути)», 1940 год, ноябрь. 21 дун. Четверг. № 249 (2413). С.1

«С 27/XII-33 года был издан приказ по Ленэнерго о реорганизации мастерских Школы ФЗУ Ленэнерго в Ремонтный завод. До сих пор существовавшие мастерские при 2-й ГЭС, а также при электростанциях и подстанциях не могли своевременно выполнять заказы по ремонту»[Источники, 2, Л. 85]. С 1 января 1934 года получило наименование Центральная ремонтная мастерская (ЦРМ). Вскоре мастерская была реорганизована в Центральный ремонтный завод (ЦРЗ), на который совместно со школой ФЗУ возлагалась задача подготовки кадров для предприятий Ленэнерго и развития централизованного ремонта энергетического оборудования [Источники, 7]. Первых учеников (175 человек) школа ФЗУ приняла уже 1934 году, директором был назначен М.Л. Крылов [Источники, 8]. В 1940 году школа ФЗУ Ленэнерго преобразована в ремесленное училище, «которое будет готовить квалифицированные кадры для электростанций и кабельных сетей. Здесь будут заниматься 800 человек» [Источники, 9].

В 1940 году улица Полевая переименована в улицу Пугачева, чья трассировка впоследствии будет изменена и проложена параллельно главному фасаду школы, что свидетельствует о значимой роли здания Школы ФЗУ Ленэнерго в градостроительном развитии Большой Охты.

Во время Великой Отечественной войны для ликвидации разрушений на работающих электростанциях при Ленэнерго создается управление аварийно-восстановительных работ (УАВР), куда вместе с персоналом других организаций частично вошел персонал ЦРЗ [Источники, 7]. В блокаду работники «Ленэнерго», в числе которых было много студентов ремесленного училища на Тарасовой улице, проводили беспримерные своей уникальностью и героизмом операции по поддержанию электроснабжения города. В 1941 году учащиеся ремесленного училища Ленэнерго в составе группы из 18 человек принимали участие в электрификации противотанковых проволочных заграждений на Лужском рубеже в селе Русско-Высоцкое (под Красным Селом), где были окружены наступавшими немецкими частями, но при поддержке Красной Армии смогли выйти из окружения. Другими стратегическими операциями по обеспечению электроснабжения блокадного Ленинграда, к которым привлекались студенты Ремесленного училища и сотрудники УАВР, были переоборудование подстанций (в том числе подстанции около Смольного, обеспечивавшей трамвайное движение) для использования другого вида топлива (торф вместо дефицитного угля); строительство подстанции возле порта Осиновец и прокладка осенью 1942 года 25-километрового кабеля по дну Ладожского озера для снабжения осажденного города электроэнергией Волховской ГЭС.  Олег Шаров – ветеран ОАО «Ленэнерго» с 63-летним стажем, будучи студентом ремесленного училища при «Ленэнерго» участвовал во многих работах: «Конечно, было и страшно. Но мы были молодые, и как-то не ощущали этой беды. Мысль была одна – сделать скорее, надо работать. А эта бомбежка – а! махнем рукой. Мы уже привыкли. Бомбили постоянно. По молодости не ощущали» [Источники 10,11,12].

Выпускником Школы ФЗУ Ленэнерго был летчик-истребитель, полковник авиации Погодин Владимир Фёдорович (1923 – 1991) – участник Великой Отечественной войны в составе Степного и Второго Украинского фронтов с августа 1943 года, награждён шестью орденами и одиннадцатью медалями [Источники 13].

В 1948 году УАВР преобразовывается в управление ремонтных работ (УРР) с включением в него персонала электростанций, а в 1954 году УРР и ЦРЗ преобразовываются в Центральное производственное ремонтное предприятие – ЦПРП Ленэнерго. С января 2005 года ЦПРП Ленэнерго c присоединением к нему Инженерно-аналитического центра (ИАЦ Ленэнерго) преобразовывается в «Энергосервис», дочернее предприятие Открытого акционерного общества энергетики и электрификации “Ленэнерго” [Источники, 7].
«Художественный герб СССР и другие украшения»: постконструктивизм как коллаж

Среди неоклассической застройки первой половины 1950-х годов можно встретить дома с незавершенным декором фасадов: через эти здания прошла граница двух эпох советской архитектуры – неоклассицизма и модернизма. Здание ФЗУ Ленэнерго является редким по наглядности примером более раннего стилистического рубежа – архитектуры советского авангарда и «освоения наследия», неоклассицизма. 

Построенное к 1934 году здание Школы ФЗУ Ленэнерго на Большой Охте включало в себя производственные и учебные помещения, а также общежитие. В школе ФЗУ Ленэнерго были организованы мастерские: токарная, сборочная, тепловая, обмоточная, столярная и ЦИТ [Источники, 2, ЛЛ.54,57].
Школа ФЗУ Ленэнерго: фрагмент аэрофотосъемки (источник: etomesto.ru), фотография (источник см. выше), фрагмент Плана топографических съемок. Планшет №2430-04_57 ГК ГГФ КГА СПб / Здание фабрично-заводской школы в Лесном, 1929-1930 гг. (арх. А.С. Никольский, Л.Ю.Гальперин, А.А. Заварзин, Н.Ф. Демков): фотография с воздуха (источник: «СССР на стройке»; (№ 11. 1931) citywalls.ru); фотография 1931 г. (Источник: Архитектура ленинградского авангарда. Путеводитель. 2008. С. 214); Границы территории объекта культурного наследия регионального значения «Здание фабрично-заводской школы» (источник: kgiop.gov.spb.ru).

Как и здание фабрично-заводской школы в Лесном, 1929-1930 гг. (арх. А.С. Никольский, Л.Ю.Гальперин, А.А. Заварзин, Н.Ф. Демков), здание школы ФЗУ Ленэнерго представляет собой сложный конгломерат прямоугольных в плане объемов.   Вдоль улицы Пугачева расположены четырехэтажные объемы: один с полукруглым лестничным выступом на торце – ближе к красной линии; другой поставлен с отступом вглубь участка. На стыке четырехэтажных объемов расположен двухэтажный объем (актовый зал), выступающий ризалитом в ассиметричной композиции здания. Общее объемно-пространственное решение лицевых корпусов Школы ФЗУ Ленэнерго представляет собой зигзаг-молнию, один из символов энергетики, который часто встречается в значках Ленэнерго. Таким образом, подобно знаменитой «молоткастой, серпастой» Школе им. 10-летия Октября, неизвестный архитектор Школы ФЗУ Ленэнерго реализует характерное для авангарда образное решение («architecture parlante») «пятого фасада».
Здание Школы ФЗУ Ленэнерго. Фрагмент Плана топографических съемок. Планшет №2430-04_57 ГК ГГФ КГА СПб. Значок 50 лет ЦПРП. Значок «ТЭЦ 14. Ленэнерго»; (источник: goskatalog.ru). Значок в память 50-летия отделения Ленэнерго «Кабельная сеть» (источник: goskatalog.ru). Медальер: Харитонов, Ремир Владимирович СССР. Значок. ЦАБ «Ленэнерго» (источник: goskatalog.ru).
Школа ФЗУ Ленэнерго: фрагмент аэрофотосъемки (источник: etomesto.ru); фотография (источник см. выше); фрагмент Плана топографических съемок. Планшет №2430-04_57 ГК ГГФ КГА СПб / Школа им. 10-летия Октября: фотография с воздуха (источник: vma.muar.ru), фотография 1927 г. (источник: pastvu.com), план первого этажа (источник: citywalls.ru).

К отстоящему от красной линии корпусу со двора примыкает квадратный в плане одноэтажный корпус мастерских с зенитными фонарями. Супрематическая композиция школы ФЗУ отвечает актуальной в конце 1920-х – начале 1930-х годов тенденции в школьном строительстве, когда функциональное разнообразие внутренних помещений выявлялось в объемно-пространственном решении здания, т.н. павильонный метод (С.О. Хан-Магомедов). Полукруглый лестничный выступ на торце здания;  врезанный на угол прямоугольный козырек «актового зала»; квадратный эркер (с квадратным окном) с примыкающим к нему ступенчатым балконом на боковой стене «актового зала»; высокие глухие аттики – образующие пересекающиеся плоскости на стыке двух объемов, маскирующие с торца лестничный ризалит и двускатную крышу,  – все эти характерные элементы архитектуры советского авангарда (ср. с симоновской Школой №120 им. КИМа на ул. Ткачей), отражающие, в том числе, значительное влияние супрематизма, оригинально использованы и переосмыслены в Школе ФЗУ Ленэнерго.
Школа ФЗУ Ленэнерго: фрагмент аэрофотосъемки (источник: etomesto.ru), фотография (источник см. выше), фрагмент Плана топографических съемок. Планшет №2430-04_57 ГК ГГФ КГА СПб, фотография автора / Школа №120 им. КИМа: аксонометрия (источник: citywalls.ru), фотография (источник: pastvu.com), фотография (источник: goskatalog.ru).

Общежитие, совмещенное с учебными помещениями, отдельный корпус с верхним «заводским» светом; расположение лестниц в полукруглых выступах – все это также роднит Школу ФЗУ Ленэнерго с «Домом-коммуной» И.Николаева.
Школа ФЗУ Ленэнерго: фрагмент аэрофотосъемки (источник: etomesto.ru); фотография (источник см. выше); фрагмент Плана топографических съемок. Планшет №2430-04_57 ГК ГГФ КГА СПб; фрагмент фотографии «Внешний вид здания школы ФЗУ Ленэнерго, 1934.» (ЦГА КФФД. Ед. хр. Гр 63205) / «Дом-коммуна» И. Николаева: аксонометрия (источник: knife.media/avangard-soviet-housing/); фотография общественного корпуса (источник: archi.ru); фотография объема пандуса (источник: archi.ru); аксонометрия современная (источник: sevbutovo.mos.ru); план (источник: totalarch.ru).

К авангардному формообразованию следует отнести композицию и типы окон: вертикальный, ассиметрично прорезанный и разбитый на неравные части витраж лестничного объема; большие квадратные окна четырехэтажных корпусов и «мастерских» с расстекловкой в 12 звеньев; четыре высоких вертикальных окна «актового зала»; утраченные зенитные фонари «мастерских».
Здание Школы ФЗУ Ленэнерго, лицевой фасад
Фотография Олега Мухина
Здание Школы ФЗУ Ленэнерго, лицевой фасад
Фотография Олега Мухина

Здание Школы ФЗУ Ленэнерго представляет собой уникальный и интересный пример постконструктивизма, обогащения авангардного формообразования эклектичными декоративными элементами. Из Протокола №11 Пленума коллектива ВКП(б) Ремонтного завода Ленэнерго от 21 июня 1934 года: «фасад здания будет оштукатурен, на фасаде будет сделан художественный герб  СССР и другие украшения, будет обмощена территория завода» [Источники, 5, Л.26].

Декорация лицевых фасадов Школы ФЗУ Ленэнерго – обработка первого этажа прямоугольным рустом; двухполочный кордон над первым этажом; простая горизонтальная тяга в виде полки, продолжающей линию оконных перемычек третьего этажа; сложный пояс (полка-розетка-полка), расположенный в простенках между окнами 4 этажа и двухполочный венчающий карниз – визуально «связывает» воедино скульптурные объемы здания. Декоративные элементы также обособляют объемы, создавая живое разнообразие: так, поставленный с отступом от красной линии корпус имеет аттик по всему периметру и дополнительную горизонтальную тягу, продолжающую линию оконных перемычек четвертого этажа. Объем «актового зала» имеет наиболее выразительное декоративное оформление: между двумя горизонтальными тягами расположены 4 герба СССР в квадратных рамках (два на лицевом и по одному на боковых фасадах), от каждого из них вниз в обрамлении гутт «спускаются» семь полос (символизирующих семь советских республик), которые образуют подобие каннелюр (инверсия известного приема архитектуры модерна) и ступенчато обрываются, не доходя до кордона.

Также в архитектуре Школы ФЗУ Ленэнерго можно выявить отсылки к архитектуре главного здания Ленэнерго, которое организация занимала с 1928 года, – стасовским Казармам Павловского полка на Марсовом поле.

Прямоугольная рустовка первого этажа, простые тяги, в том числе тяга, продолжающая импост арочных окон (что могло бы служить объяснение странному расположению горизонтальных тяг Школы ФЗУ, которые «разрываются» оконными проемами), триглифно-метопный фриз Казарм как прототип для «квадратных» розеток Школы ФЗУ; портики Казарм, к которым отсылают 4 высоких окна «актового зала», и их украшение трофеями и высокими глухими аттиками; скругленный угол здания Казарм – все это обыгрывается здании Школы ФЗУ Ленэнерго как диалог авангарда с наследием петербургского классицизма.
Здание Школы ФЗУ Ленэнерго
Фотография Алины Заляевой

Здание Школы ФЗУ Ленэнерго представляет собой архитектурный коллаж супрематического объемно-пространственного решения и неоклассического декора, коллаж, который может быть озаглавлен «Борьба ЗА излишества».
 
 
Список источников:

1.         Материал по личному составу организации коллектива ВКП(б) Школы ФЗУ Ленэнерго 1933 год//ЦГАИПД. Ф. Р-1894, Оп. 1, д. 12.
2.         Протоколы Бюро коллектива ВКП(б) Школы ФЗУ Ленэнерго за 1930, 1931, 1932 и 1933 года//ЦГАИПД. Ф. Р-1894, Оп. 1, д. 2.
3.         Протоколы Пленума ВКП(б) Школы ФЗУ Ленэнерго 1931,1932 и 1933 годов//ЦГАИПД. Ф. Р-1894, Оп.1, д. 4.
4.         Разная переписка Парткома Ремонтного завода и Школы ФЗУ Ленэнерго 1934 //ЦГАИПД. Ф. Р-1894, Оп. 1, д. 13.
5.         Протоколы пленума Парткома Ремонтного завода и Школы ФЗУ Ленэнерго. 01.01.1934–31.12.1934// Ф. Р-1894, Оп. 1, д.16.
6.         Весь Ленинград: адресная и справочная книга:1934: с прил. нового пл. Ленинграда. – Л.: Изд-во Леноблисполкома и Ленсовета, 1934.
7.         Годовой отчёт Открытого Акционерного Общества “ЦПРП-Энергосервис”. Управляющая организация (Е4»). В. Безукладников, Главный бухгалтер. Санкт-Петербург. 2007 г.//URL: https://pandia.ru/text/77/164/11713.php  (Дата обращения 12.02.2023)
8.         Весь Ленинград: адресная и справочная книга: 1935: с прил. пл. гор. Ленинграда. – [Л.: Леноблисполком и Ленсовет, 1935].
9.         Ударник. Орган бюро партийной организации Оранжерейного комбината Икрянинского района Сталинградской области. № 74 (485), пятница 22 ноября 1940 г.
10.       Электроснабжение блокадного Ленинграда//URL:  https://m.ok.ru/veprgenerator/topic/66784390507418  (Дата обращения 12.02.2023)
11.       Электроснабжение блокадного Ленинграда//URL: https://www.electro-mpo.ru/newspaper/1-111-yanvar-2016-g/elektrosnabzhenie-blokadnogo-leningrada/  (Дата обращения 12.02.2023)
12.       Дети Ленинграда не успели в Крыму//URL: https://www.fontanka.ru/2015/11/23/132/?mobile=false  (Дата обращения 12.02.2023)
13.       Погодин Владимир Фёдорович//URL: https://www.moypolk.ru/soldier/pogodin-vladimir-fedorovich-2  (Дата обращения 12.02.2023)

11 Октября 2023

Похожие статьи
Вопрос сорока процентов: изучаем рейтинг от «Движение.ру»
Рейтингование архитектурных бюро – явление достаточно частое, когда-то Григорий Ревзин писал, что у архитекторов премий едва ли не больше, чем у любой другой творческой специальности. И вот, вышел рейтинг, который рассматривает деловые качества генпроектных компаний. Топ-50 генпроектировщиков многоквартирного жилья по РФ. С оценкой финансов и стабильности. Полезный рыночный инструмент, крепкая работа. Но есть одна загвоздка: не следует ему использовать слово «архитектура» в своем описании. Мы поговорили с автором методики, проанализировали положение о рейтинге и даже советы кое-какие даем... А как же, интересно.
Соцсети на службе городского планирования
Социальные сети давно перестали быть только платформой для общения, но превратились в инструмент бизнеса, образования, маркетинга и даже развития городов. С их помощью можно находить точки роста и скрытый потенциал территорий. Яркий пример – исследование агентства Digital Guru о туристических возможностях Автозаводского района Тольятти.
В поисках стиля: паттерны и гибриды
Специально для Арх Москвы под кураторством Ильи Мукосея и по методике Марата Невлютова и Елены Борисовой студенты первых курсов МАРШ провели исследование «нового московского стиля». Результатом стала группа иконок – узнаваемых признаков, карта их распространенности и два вывода. Во-первых, ни один из выявленных признаков ни в одной постройке не встречается по одиночке, а только в «гибридах». Во-вторых, пользоваться суммой представленных наблюдений как готовым «определителем» нельзя, а вот началом для дискуссии она может стать. Публикуем исследование. Заодно призываем к началу дискуссии. Что он все-таки такое, новый московский стиль? И стиль ли?
Мосты и мостки
Этой зимой DK-COMMUNITY и творческое сообщество МИРА провели воркшоп в Суздале «Мосты и мостки». В нем участвовали архитекторы и студенты профильных вузов. Участникам предложили изучить технологии мостостроения, рассмотреть мировые примеры и представить свой вариант проектировки постоянного моста для одного из трех предложенных мест. Рассказываем об итогах этой работы.
Прощание с СЭВ
Александр Змеул рассказывает историю проектирования, строительства и перепроектирования здания СЭВ – безусловной градостроительной доминанты западного направления и символа послевоенной Москвы, размноженного в советском «мерче», всем хорошо знакомого. В ходе рассказа мы выясняем, что, когда в 1980-е комплексу потребовалось расширение, градсовет предложил очень деликатные варианты; и еще, что в 2003 году здесь проектировали башню, но тоже без сноса «книжки». Статья иллюстрирована архивными материалами, часть публикуется впервые; благодарим Музей архитектуры за предоставленные изображения.
Археология модернизма: первая работа Нины Алешиной
Историю модернизма редко изучают так, как XVIII или XIX век – с вниманием к деталям, поиском и атрибуциями. А вот Александр Змеул, исследуя творчество архитектора Московского метро Нины Алешиной, сделал относительно небольшое, но настоящее открытие: нашел ее первую авторскую реализацию. Это вестибюль станции «Проспект Мира» радиальной линии. Интересно и то, что его фасад 1959 года просуществовал менее 20 лет. Почему так? Читайте статью.
Годы метро. Памяти Нины Алешиной
Сегодня, 17 июля, исполняется сто лет со дня рождения Нины Александровны Алешиной – пожалуй, ключевого архитектора московского метро второй половины XX века. За сорок лет она построила двадцать станций. Публикуем текст Александра Змеула, основанный на архивных материалах, в том числе рукописи самой Алешиной, с фотографиями Алексея Народицкого.
Мечта в движении: между утопией и реальностью
Исследование истории проектирования и строительства монорельсов в разных странах, но с фокусом мечты о новой мобильности в СССР, сделанное Александром Змеулом для ГЭС-2, переросло в довольно увлекательный ретро-футуристический рассказ о Москве шестидесятых, выстроенный на противопоставлениях. Публикуем целиком.
Модернизация – 3
Третья книга НИИТИАГ о модернизации городской среды: что там можно, что нельзя, и как оно исторически происходит. В этом году: готика, Тамбов, Петербург, Енисейск, Казанская губерния, Нижний, Кавминводы, равно как и проблематика реновации и устойчивости.
Три башни профессора Юрия Волчка
Все знают Юрия Павловича Волчка как увлеченного исследователя архитектуры XX века и теоретика, но из нашей памяти как-то выпадает тот факт, что он еще и проектировал как архитектор – сам и совместно с коллегами, в 1990-е и 2010-е годы. Статья Алексея Воробьева, которую мы публикуем с разрешения редакции сборника «Современная архитектура мира», – о Волчке как архитекторе и его проектах.
Нейросказки
Участники воркшопа, прошедшего в рамках мероприятия SINTEZ.SPACE, создавали комикс про будущее Нижнего Новгорода. С картинками и текстами им помогали нейросети: от ChatGpt до Яндекс Балабоба. Предлагаем вашему вниманию три работы, наиболее приглянувшиеся редакции.
Линия Елизаветы
Александр Змеул – автор, который давно и профессионально занимается историей и проблематикой архитектуры метро и транспорта в целом, – рассказывает о новой лондонской линии Елизаветы. Она открылась ровно год назад, в нее входит ряд станцией, реализованных ранее, а новые проектировали, в том числе, Гримшо, Уилкинсон и Макаслан. В каких-то подходах она схожа, а в чем-то противоположна мега-проектам развития московского транспорта. Внимание – на сравнение.
Лучшее, худшее, новое, старое: архитектурные заметки...
«Что такое традиции архитектуры московского метро? Есть мнения, что это, с одной стороны, индивидуальность облика, с другой – репрезентативность или дворцовость, и, наконец, материалы. Наверное всё это так». Вашему вниманию – вторая серия архитектурных заметок Александра Змеула о БКЛ, посвященная его художественному оформлению, но не только.
Иван Фомин и Иосиф Лангбард: на пути к классике 1930-х
Новая статья Андрея Бархина об упрощенном ордере тридцатых – на основе сравнения архитектуры Фомина и Лангбарда. Текст был представлен 17 мая 2022 года в рамках Круглого стола, посвященного 150-летию Ивана Фомина.
Архитектурные заметки о БКЛ.
Часть 1
Александр Змеул много знает о метро, в том числе московском, и сейчас, с открытием БКЛ, мы попросили его написать нам обзор этого гигантского кольца – говорят, что самого большого в мире, – с точки зрения архитектуры. В первой части: имена, проектные компании, относительно «старые» станции и многое другое. Получился, в сущности, путеводитель по новой части метро.
Архитектурная модернизация среды. Книга 2
Вслед за первой, выпущенной в прошлом году, публикуем вторую коллективную монографию НИИТИАГ, посвященную «Архитектурной модернизации среды»: история развития городской среды от Тамбова до Минусинска, от Пицунды 1950-х годов до Ричарда Роджерса.
Архитектурная модернизация среды жизнедеятельности:...
Публикуем полный текст первой книги коллективной монографии сотрудников НИИТИАГ. Книга посвящена разным аспектам обновления рукотворной среды, как городской, так и сельской, как древности, так и современной архитектуре, в частности, в ней есть глава, посвященная Николасу Гримшо. В монографии больше 450 страниц.
Поддержка архитектуры в Дании: коллаборации большие...
Публикуем главу из недавно опубликованного исследования Москомархитектуры, посвященного анализу практик поддержки архитектурной деятельности в странах Европы, США и России. Глава посвящена Дании, автор – Татьяна Ломакина.
Сколько стоил дом на Моховой?
Дмитрий Хмельницкий рассматривает дом Жолтовского на Моховой, сравнительно оценивая его запредельную для советских нормативов 1930-х годов стоимость, и делая одновременно предположения относительно внутренней структуры и ведомственной принадлежности дома.
Конкурсный проект комбината газеты «Известия» Моисея...
Первая часть исследования «Иван Леонидов и архитектура позднего конструктивизма (1933–1945)» продолжает тему позднего творчества Леонидова в работах Петра Завадовского. В статье вводятся новые термины для архитектуры, ранее обобщенно зачислявшейся в «постконструктивизм», и начинается разговор о влиянии Леонидова на формально-стилистический язык поздних работ Моисея Гинзбурга и архитекторов его группы.
От музы до главной героини. Путь к признанию творческой...
Публикуем перевод статьи Энн Тинг. Она известна как подруга Луиса Кана, но в то же время Тинг – первая женщина с лицензией архитектора в Пенсильвании и преподаватель архитектурной морфологии Пенсильванского университета. В статье на примере девяти историй рассмотрена эволюция личностной позиции творческих женщин от интровертной «музы» до экстравертной креативной «героини».
Технологии и материалы
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Сейчас на главной
Взращенный на молоке
Жилой дом FRESH по проекту бюро KAAN как будто приобнял консольным выносом исторический корпус бывшего молокозавода в Эйндховене.
В лесах и на горах
В удивительных по красоте природных локациях по проектам «Генпро» строятся сразу два масштабных туристических кластера: один в Заполярье, в окрестностях Салехарда, другой – на Камчатке, у подножия вулкана Вилючинская Сопка.
Следующий уровень
Руководители нового высшего учебного заведения – Центрального университета – поставили во главу угла новаторство как в методике обучения по системе STEM, так и в уникальности интерьеров, разработанных командой ABD Architects.
Точки роста
Дипломные проекты выпускников кафедры советской и современной зарубежной архитектуры МАРХИ традиционно охватывают широкий спектр тем. В этом году среди них – исследование ансамблей набережных в Москве, творчество авангардиста Виктора Калмыкова, анализ послевоенного социального жилья в Лондоне и феномен цифровых плоскостей в городе.
Угол натяжения струн
Дом Музыки, спроектированный Владимиром Плоткиным и архитекторами ТПО «Резерв», напоминает арфу, а при взгляде сверху еще и басовый ключ. Но если бы все было так просто. В архитектуре зданий комплекса соседствуют два вида образности: решетчатый, прозрачный и проницаемый язык «классического» модернизма и объемно-скульптурные ленты, любимые неомодернизмом нашего времени. Как все устроено, где катарсис, а где оси построения, где проект похож на ЦКЗ Зарядье, а где не очень – читайте в нашем тексте.
Огонь в скале
В конкурс на проект здания Национального музея архитектуры и дизайна в Хельсинки было подано 624 заявки. Принять участие удалось и российскому бюро Rhizome: команда предложила «оболочку» в виде скального массива, общественное пространство на кровле и конструктивную схему, которая сочетает железобетон и клееную древесину.
Лечебный трилистник
Модульная стальная конструкция больница в Ханчжоу по проекту Архитектурного института Чжэцзянского университета (UAD) позволила сократить время и бюджет строительства. «Футуристический» замысел авторов при этом не пострадал.
Деревянный пролет
Компания «Норвекс НЛК» и проектная группа «Поле дизайн» построили пешеходный мост через судоходный канал в коттеджном поселке Ленинградской области. Мост выполнен из гнутой древесины и не имеет опор в воде, благодаря чему органично вписывается в ландшафт береговой линии.
АрхиWOOD-16: со вкусом к жизни
В этом году премия получила рекордное количество заявок: одних только загородных домов в длинном списке было 44. Однако вновь обошлось без яркого гран-при, было учреждено лишь два специальных приза в небольших номинациях. Отмеченные наградами проекты – все до одного, от усадьбы до вышки сотовой связи – говорят о желании отдыха, эскапизма и радости: уехать от большого города, смотреть на воду и деревья, сделать что-то руками и никуда не торопиться.
True-ля-ля в квадрате
Сетевые рестораны обычно – не самая креативная типология. Но ESENINS design studio опровергает эту точку зрения интерьером уже четвертого кафе сети True Cost, в котором архитекторы вновь находят оригинальное прочтение ее дизайн-кода.
По волнам памяти
Говорят, в советское время выпускники архитектурных вузов могли спроектировать завод или целый микрорайон, но почти ничего не знали о планировке частного дома. Сегодня все иначе: не потому, что студенты стали лучше разбираться в индивидуальном жилье, а потому что промышленные объекты их мало интересуют. Их основная миссия – работа с наследием: переосмысление руин, реновация заброшенных фабрик, фестивали в опустевших деревнях, проекты, связанные с памятью места. В этой подборке – самые интересные дипломы выпускников Школы дизайна НИУ ВШЭ.
Свет в пустоте
Культурный центр «Чжанбэйский мираж», расположенный среди полей северо-востока Китая, превращен бюро Puri Lighting Design в гигантскую световую инсталляцию.
Как старинный Тобольск становится порталом в будущее
За последнее десятилетие архитектурное бюро Wowhaus подготовило концепции развития для ряда российских городов – Выксы, Тулы, Нижнекамска. На этом фоне мастер-план Тобольска выделяется своим масштабом – охваченная преобразованиями территория превышает 220 км² – и сложностью.
Шепот песка
Бюро HAAST спроектировало многофункциональный спа-комплекс в Алматы, чтобы воплотить мечту заказчицы о пространстве, оказывающем терапевтический и расслабляющий эффект благодаря дизайну интерьера.
Петербург vs Рим
Центр Петербурга, как известно, священен, – но мало кто всерьез знает, где он начинается и заканчивается. Речь не о формальном признаке «от Обводного канала до Большой Невки», а о «вайбе», соответствующем центру города. Реализовав квартал «Невской ратуши» – по проекту, победившему в международном конкурсе – Евгений Герасимов и Сергей Чобан создали на его территории «образ центра». Причем не столько петербургского, сколько общемирового. Это ново, такого в Питере давно не было... Изучаем атмосферу, вспоминаем прообразы, в том числе раздумываем о том, кто и когда назвал Петербург новым Римом. Не зря, получается, идея-то живет.
Внимание на угол
Комплекс 5Tracks по проекту Shift Architecture & Urbanism и Powerhouse Company в нидерландском городе Бреда соединяет крытые общественные пространства с жильем и офисами, заполняя лакуну рядом с главным вокзалом.
На волне
Проект преобразования речного порта и набережной в Чебоксарах, разработанный архитектурным бюро АТРИУМ, затрагивает одну из ключевых территорий города. Набережная превращается в Речной бульвар – многофункциональное, комфортное и выразительное пространство для работы и отдыха. Авторы предлагают создать новую связь с главной площадью города – Красной, а также возвести несколько жилых башен, вдохновленных формой национального женского головного убора и способных стать ярким акцентом волжской панорамы.
«Пламенеющий» бетон
Новый театр во французском Бове по проекту бюро AJC напоминает о разных эпохах в истории города, от Средневековья до послевоенного восстановления.
Пятое измерение МАРХИ
Анонсирован проект нового корпуса МАРХИ, спроектированный Сергеем Кузнецовым и Иваном Грековым, соавторами по зданию кластера Ломоносова МГУ. Он включает недовосстановленный в 2008 году каретный сарай и смелые, крупные, зеркальные консоли. Ширина – не больше 10 метров, главное назначение художественная школа.
Дом, в котором
Музей искусств Санкт-Петербурга XX-XXI веков открыл выставку «Фрагменты эпох» в парадных залах своего нового здания – особняка купца Ивана Алафузова на набережной канала Грибоедова. Рассказываем, почему сюда стоит заглянуть тем, кто хочет проникнуться духом Петербурга.
Валерий Каняшин: «Нам дали свободу»
Жилой комплекс Headliner, строительство основной части которого не так давно завершилось напротив Сити – это такой сосед ММДЦ, который не «подыгрывает» ему. Он, наоборот, решен на контрасте: как город из разноформатных строений, сложившийся естественным путем за последние 20 лет. Популярнейшая тема! Однако именно здесь – даже кажется, что только здесь – ее удалось воплотить по-настоящему убедительно. Да, преобладают высотки, но сколько стройных, хрупких в профиль, ракурсов. А главное – как все это замиксовано, скомпоновано... Беседуем с руководителем проекта Валерием Каняшиным.
Заряд энергии
Бюро CNTR спроектировало для нового спортивного кластера на окраине Екатеринбурга автозаправочную станцию, сумев превратить небольшой объект в локальную доминанту: что-то вроде въездного знака, который рассказывает об окружающей территории и задает тон. А кроме того – демонстрирует разнообразные архитектурные приемы. Даже неподготолвенный зритель, приехав заправить машину, почувствует движение и статику, игру с массой, сочетание пятна и линии.
За каменной стеной
Концепция фондохранилища Староладожского историко-архитектурного и археологического музея-заповедника сочетает элементы архитектуры домонгольской Руси с современными приемами и материалами. Проект бюро Архиоптерикс стал победителем ежегодного конкурса «Концепций пространственного развития муниципальных образований Ленинградской области».
Рисовать как Баженов
В Московском архитектурном институте прошел IV Творческий конкурс академического рисунка. В эпоху тотальной компьютеризации умение рисовать считается редким и ценным навыком, и МАРХИ по праву гордится тем, что учит своих студентов этому важному ремеслу.
Больше солнца и воздуха
Бюро KIDZ удается создавать кафе с уникальной атмосферой и настроением, благодаря которым они становятся популярными. И благодаря классному дизайну запускаются целые сети, как это произошло в Нальчике, где к уже двум существующим кофейням Balance Coffee добавилась третья.
Мачта связи
Компания «Норвекс Арт» спроектировала и построила в городе Сокол вышку сотовой связи из клееной древесины. Она легче по весу, а также дешевле и экологичнее в производстве, чем металлическая.
На римских развалинах
Бюро Ofis реконструировало виллу 1920-х годов в центре Любляны, наглядно продемонстрировав многослойный и противоречивый характер застройки словенской столицы.
Парящий дом
Сложный план и форма дома, построенного по проекту студии VFORM в Подмосковье, – ответ на ограничения компактного участка: архитекторы тщательно подбирали не только видовые характеристики, но и световые сценарии. «Левитацию» пластичного второго этажа обеспечивают тонкие колонны из нержавеющей стали, а также глянцевые и полупрозрачные материалы облицовки первого уровня дома.
Замковый камень
Еще недавно премиальные жилые и офисные комплексы в Москве воспринимались как привилегия центра. Сегодня ситуация меняется: качественная архитектура выходит за пределы Третьего транспортного кольца и появляется на окраинах. Бизнес-центр «STONE Калужская» – один из таких примеров. Подобные проекты децентрализуют мегаполис и делают престижными жизнь и работу в любой части города.