Археология модернизма: первая работа Нины Алешиной

Историю модернизма редко изучают так, как XVIII или XIX век – с вниманием к деталям, поиском и атрибуциями. А вот Александр Змеул, исследуя творчество архитектора Московского метро Нины Алешиной, сделал относительно небольшое, но настоящее открытие: нашел ее первую авторскую реализацию. Это вестибюль станции «Проспект Мира» радиальной линии. Интересно и то, что его фасад 1959 года просуществовал менее 20 лет. Почему так? Читайте статью.

mainImg
Вестибюль станции «Проспект Мира» (радиальная): первая, забытая и частично сохранившаяся работа Нины Алешиной
 
В 2024 году отмечался 100-летний юбилей Нины Алешиной, ключевого архитектора московского метро второй половины ХХ века, что стало поводом не только найти новую оптику во взгляде на ее творчество, но и сделать хотя бы еще один шаг в составлении списка ее проектов и реализаций. Это небольшое исследование – рассказ о первой, забытой, или, точнее сказать неизвестной, самостоятельной работе Нины Алешиной. Речь идет о частично сохранившемся наземном вестибюле станции «Проспект Мира» радиальная, открытым в 1959 году. Ранее считалась, что первой самостоятельной работой Алёшиной была станция «Варшавская» (1969).
 
Иногда находишься в плену собственных невольных заблуждений. Станция «Проспект Мира» упоминается в связке с именем Нины Алёшиной лишь один раз, в очерке рубрики «Московские зодчие» в журнале «Архитектура и строительство Москвы» в 1987 году[1]. «Она принимала участие в составе авторского коллектива станций «Новослободская», «Ботанический сад» (ныне «Проспект Мира»)[2], «Октябрьская (радиальная)…». Уточнения, о каком «Проспекте Мира» идет речь, в статье нет, но примечание насчет другой станции – радиальная, и упоминание двух находящихся рядом станций – «Новослободской» и «Проспекта Мира» словно бы подсказывало – здесь говорится о станции Кольцевой линии.
Вестибюль станции «Проспект Мира» (радиальная)
Открытка, начало 1960-х гг. Из коллекции А. Змеула

Но, как оказалось, речь шла о «Проспекте Мира» Калужско-Рижской линии (КРЛ), причем не о платформенной части, а о наземном вестибюле. Упоминание об этом содержится в рукописи книги об истории московского метро, которую подготовила Нина Алешина[3]. Факт авторства подтверждается и ее подписью на чертежах.
 
Для справки и для ясности заметим, что выше приведены привычные нам современные названия станций, но проектировали и строили их с другими названиями: прежде всего, современная станция «Проспект Мира» до 1966 года называлась «Ботанический сад», что было обусловлено соседством Ботанического сада МГУ. «Алексеевская» в 1958–1966 годах называлась «Мир», а в 1966–1990 носила название «Щербаковская»; «ВДНХ» до 1959 называлась «ВСХВ».

Судьба этого объекта была драматична с самого начала – при проектировании и строительстве он в силу обстоятельств оказался в тени других проектов. А в своем оригинальном виде просуществовал менее 20 лет и был «поглощен» Инженерным корпусом Московского метрополитена.
 
Инженерный корпус, спроектированный представителями двух архитектурных династий, Андреем Тарановым и Владимиром Гинзбургом, – постройка, заметная в контексте как современного города, так и истории советского модернизма.
Московский Метрострой. Вестибюль стации «Ботанический сад»
Газета «Метростроевец», №107 (7637), 8 мая 1959 г., с. 2.
 
«Проспект Мира» радиальная относится к так называемой пятой очереди московского метро. Очередь – традиционное обозначение этапов проектирования и строительства московского метрополитена в 1930–1950-е годы. К пятой очереди относятся станции Рижского радиуса: «Проспект Мира», «Рижская», «Алексеевская», «ВДНХ» (1958) и станции продления Фрунзенского радиуса – «Фрунзенская», «Спортивная» (обе – 1957) и «Университет» (1959). Создание этих станций пришлось на переломное время – поворот от сталинской к хрущевской архитектуре, поэтому их проекты постоянно пересматривали.
 
Для проектирования платформенных частей станций пятой очереди проводится серия архитектурных конкурсов. В итоге четыре станции проектируют сотрудники «Метрогипротранса», а третью, в том числе и «Проспект Мира» – внешние архитекторы. Авторы «Проспекта Мира» – Виктор Лебедев и Павел Штеллер, это их единственная работа в метро.
 
Параллельно идет разработка вестибюлей на первых станциях этой очереди – во «Фрунзенской» и «Спортивной» опробуются вестибюли со сниженным по сравнению с предыдущей эпохой объемом. Для двух станций Рижского радиуса – «Рижской» и «ВДНХ» разрабатывается вестибюль-ротонда, который в процессе проектирования было решено применить еще и на «Алексеевской». В центре круга находится эскалаторный зал, вокруг которого группируются пассажирские зоны и служебные помещения. Компоновка помещений на разных станциях не одинакова, поскольку зависит от положения оси эскалатора; но снаружи ротонды одинаковые.

Проектирование как платформенных частей, так и вестибюлей станций пятой очереди освещается на страницах профессиональных журналов «Архитектура и строительство Москвы» и «Метрострой». Там публикуют фотографии, эскизы, планы этих объектов, приводят их описания  и аналитика, и, естественно, указываются их авторов.
Инженерный корпус Московского метрополитена со встроенным вестибюлем станции «Проспект Мира» (радиальная)
Фотография © Александр Змеул, 2024
 
Не упоминается лишь один объект – наземный вестибюль «Ботанического Сада» (современной «Проспект Мира»). Он к этому времени еще не достроен, вход и выход на станцию осуществляется через одноименную станцию Кольцевой линии. Вестибюль отроется спустя год после самой станции – 1 мая 1959 года[4], причем его строительство, по-видимому, ведется в спешке: такой вывод можно сделать хотя бы на том основании, что чертежи раскладки пола относятся к 25 марту 1959 года.
 
К весне 1959 года были открыты новые участки метро – первые станции наземной Филевской линии и продление Фрунзенского радиуса со станциями – «Ленинские горы» (сегодня – «Воробьевы горы») и «Университет». Именно эти станции оказываются в фокусе внимания профессиональной прессы, вестибюль «Проспекта Мира», который ко времени открытия выглядит несколько архаичным, так и не попал на страницы журналов, и имя его автора не было упомянуто. Впоследствии это привело к тому, что авторами исторического вестибюля стали указывать Таранова и/или Гинзбурга – в частности, так атрибутирована фотография вестибюля из фондов Музея архитектуры. 
Наземный вестибюль станции метро «Проспект Мира» Калужско-Рижской линии. Конец 1950-х – начало 1960-х гг.
Фотография © Молчанов И.И. / goskatalog.ru / скриншот

Начало проектирования вестибюля относится к 1954 году, тогда архитектором Юрием Зенкевичем из «Метрогипротранса» был разработан его форпроект. Фасад был решен с использованием классического ордера с нечетным количеством колонн, также предусматривалось размещение барельефов. Затем проектом вестибюля занимаются Александр Стрелков и Нина Алешина, она работает под его началом с момента прихода в институт «Метрогипротранс» в 1950 году. В итоге Стрелков разрабатывает пересадку между двумя станциями «Проспект Мира», а Нина Алешина – вестибюль, на поздних чертежах стоит только ее подпись.
Форпроект станции «Проспект Мира» (радиальная), 1954. Арх. Ю Зенкевич
© Метрогипротранс
 
Это сооружение, как и многие проекты того времени, относится к переходному периоду от сталинской к хрущевской архитектуре, но в нем еще много следов периода освоения классического наследия. Например, шестиколонный портик, его восьмигранные железобетонные колонны каннелированы с использованием туфа, нижняя часть колонн и ступени облицованы гранитом. Присутствует, пусть и упрощенный, карниз. В лоджии вестибюля в потолочных карнизах подвешены люстры, характерные для сталинской эпохи.
Вестибюль станции «Проспект Мира» (радиальная). Вариант фасада, арх. Н. Алёшина, 1957
© Метрогипротранс
 
От модернизма в вестибюле – пропорции колонн, они слишком тонкие и высокие, и большая площадь остекления на фасаде, через витраж видны марши лестницы, ведущие на второй этаж, где размещены служебные помещения. Также здесь едва ли не впервые в московском метро применялись алюминиевые двери и окна, во всяком случае на фотографиях других вестибюлей пятой очереди видны деревянные двери и окна. Оконные и дверные витражи на «Проспекте Мира» были разработаны конструктором Павлом Ивановичем Кирюшиным. Коллеги с восхищением вспоминают о нем, так, архитектор Александр Вигдоров характеризует Кирюшина как «виртуозного разработчика металлоконструкций, витражей, светильников», а архитектор Владимир Филиппов говорит: «Человек фантастической трудоспособности. Легенда архитектурного отдела «Метрогипротранса»[5].
Вестибюль станции «Проспект Мира» (радиальная). Облицовка колонн портика, арх. Н. Алёшина, 1957
© Метрогипротранс
 
Вестибюль не вторгался в городскую среду, а тактично вписывался в нее. Он стоял по красной линии Проспекта Мира между старыми домами, что отличало его от других вестибюлей того времени, преимущественно «плавающих» в свободном пространстве. С одной стороны был расположен небольшой двухэтажный домик, впоследствии снесенный для строительства здания Инженерного корпуса метрополитена. Вестибюль был примерно одной высоты с ним, он замыкал невысокую застройку Проспекта Мира на этом участке.

Справа от вестибюля – неоготический особняк авторства Федора Шехтеля, который неоднократно перестраивался на протяжении ХХ века, значительно увеличившись в высоте. Перед главным фасадом вестибюля росли три дерева, которые делали пространство более человечным и очень «оттепельным». Со стороны заднего фасада на поверхность выступала часть эскалаторного хода, здесь был разбит небольшой сквер, проект благоустройства был разработан Александром Стрелковым.
 
Во второй половине 1970-х началось строительство здания Инженерного корпуса Московского метрополитена, по проекту Андрея Таранова и Владимира Гинзбурга. Непосредственно вестибюль открывается в 1982 году, полностью здание – спустя несколько лет. Сама Алешина в своей неопубликованной рукописи указывает авторами вестибюля Таранова и Гинзбурга. С другой стороны, как пишет там же сама Алешина: «Наземный вестибюль был впоследствии встроен в здание Инженерного корпуса Московского метрополитена с утратой своего самостоятельного фасада, но с сохранением первоначальных интерьеров вестибюля». Таким образом, от оригинального вестибюля Алешиной сохранились основные архитектурно-планировочные решения первого этажа, в том числе частично интерьеры пассажирских зон, а незначительное изменение в планировке вестибюля, фасад, и, в целом, интеграция старого объема в новый – Таранову и Гинзбургу.
Вестибюль станции «Проспект Мира» (радиальная). План полов в эскалаторном и кассовых залах, арх. Н. Алёшина, 1958
© Метрогипротранс
 
Внутри вестибюль достаточно компактен – тамбур, кассовый зал, два коротких прохода, на вход и выход, в круглый эскалаторной зал. Проект предполагал выкладку пола светло-серой и красной метлахской плиткой. Отличительная черта интерьера кассового зала – двухуровневое устройство потолка: в круглых прорезях на потолке сделано скрытое освещение, что придает пространству современный облик. Подобный элемент использован на платформенной части станции «Таганская»-радиальная (1966), там окружности устроены в проходах между пилонами. В проектировании этой станции также принимала участие Нина Алешина, возможно этот элемент был предложен именно ею. Круглый эскалаторный зал – минималистичен: белый свод, закарнизное освещение, никакого декора.
 
При реконструкции вестибюлю был демонтирован второй этаж, это видно на фотографии 1979 года, где за строительным забором можно разглядеть лишь отдельные конструкции. Была немного изменена планировка вестибюля: двери на вход и выход перенесли к краям вестибюля. Это, с одной стороны, позволило повысить пропускную способность вестибюля, с другой – расширить кассовый блок, находящийся между дверями. Расположение еще одних дверей, со стороны бокового, южного фасада, сохранилось. Фасад вестибюля стал органичной частью Инженерного корпуса Московского метрополитена, ничем не напоминая постройку Нины Алешиной.
Интерьер вестибюля станции «Проспект Мира» (радиальная)
Фотография © Александр Змеул, 2024
 
Для Нины Алешиной наземный вестибюль «Проспекта Мира» стал первой самостоятельной работой. Примерно в это же время она начинает работать над проектом другого, так и не реализованного наземного вестибюля – «Дзержинской» (с 1990 года – «Лубянка), которому посвящено замечательное исследование Юрия Дубровского, В числе прочего на основании чертежей он сделал визуализацию этого проекта. В этой работе модернистские черты проявлялись уже гораздо более заметно. В ее следующих авторских вестибюлях станций: «Варшавская» (1969), «Кузнецкий мост» (1975), «Медведково» (1978), «Чертановская» (1983) – можно увидеть развитие тех или иных тем, заложенных в «Проспекте Мира». Это, например, не просто внимание, а уважение к контексту, поиск оригинального образа, даже при минимально доступных архитектурных средствах. Сама же Нина Алешина никогда публично не вспоминала об этой работе.
 
Выражаю благодарность за помощь в подготовке материала институту «Метрогипротранс» и лично архитекторам Наталье Шурыгиной, Леониду Борзенкову и Сергею Костикову, а также «Московскому Метрострою» и лично Александру Попову и Светлане Генераловой.
 
[1] Журавлев А., Ильинская Е. Московские Зодчие. Нина Александровна Алешина // Журнал «Архитектура и строительство Москвы», 1987, №3, с. 15
[2] Изначально обе станции назывались «Ботанический сад» по находящемуся рядом Ботаническому сад МГУ (Аптекарскому огороду). В 1966 году переименованы в «Проспект Мира».
[3] Неопубликованная рукопись книги Н. Алешиной – это не книга в общепринятом понимании, она состоит лишь из описания станций, и создана в рамках подготовки Ниной Алёшиной документации для придания статуса объектов культурного наследия станциям московского метрополитена.
[5] Из интервью А. Вигдорова и В. Филиппова автору.

11 Декабря 2024

Похожие статьи
Вопрос сорока процентов: изучаем рейтинг от «Движение.ру»
Рейтингование архитектурных бюро – явление достаточно частое, когда-то Григорий Ревзин писал, что у архитекторов премий едва ли не больше, чем у любой другой творческой специальности. И вот, вышел рейтинг, который рассматривает деловые качества генпроектных компаний. Топ-50 генпроектировщиков многоквартирного жилья по РФ. С оценкой финансов и стабильности. Полезный рыночный инструмент, крепкая работа. Но есть одна загвоздка: не следует ему использовать слово «архитектура» в своем описании. Мы поговорили с автором методики, проанализировали положение о рейтинге и даже советы кое-какие даем... А как же, интересно.
Соцсети на службе городского планирования
Социальные сети давно перестали быть только платформой для общения, но превратились в инструмент бизнеса, образования, маркетинга и даже развития городов. С их помощью можно находить точки роста и скрытый потенциал территорий. Яркий пример – исследование агентства Digital Guru о туристических возможностях Автозаводского района Тольятти.
В поисках стиля: паттерны и гибриды
Специально для Арх Москвы под кураторством Ильи Мукосея и по методике Марата Невлютова и Елены Борисовой студенты первых курсов МАРШ провели исследование «нового московского стиля». Результатом стала группа иконок – узнаваемых признаков, карта их распространенности и два вывода. Во-первых, ни один из выявленных признаков ни в одной постройке не встречается по одиночке, а только в «гибридах». Во-вторых, пользоваться суммой представленных наблюдений как готовым «определителем» нельзя, а вот началом для дискуссии она может стать. Публикуем исследование. Заодно призываем к началу дискуссии. Что он все-таки такое, новый московский стиль? И стиль ли?
Мосты и мостки
Этой зимой DK-COMMUNITY и творческое сообщество МИРА провели воркшоп в Суздале «Мосты и мостки». В нем участвовали архитекторы и студенты профильных вузов. Участникам предложили изучить технологии мостостроения, рассмотреть мировые примеры и представить свой вариант проектировки постоянного моста для одного из трех предложенных мест. Рассказываем об итогах этой работы.
Прощание с СЭВ
Александр Змеул рассказывает историю проектирования, строительства и перепроектирования здания СЭВ – безусловной градостроительной доминанты западного направления и символа послевоенной Москвы, размноженного в советском «мерче», всем хорошо знакомого. В ходе рассказа мы выясняем, что, когда в 1980-е комплексу потребовалось расширение, градсовет предложил очень деликатные варианты; и еще, что в 2003 году здесь проектировали башню, но тоже без сноса «книжки». Статья иллюстрирована архивными материалами, часть публикуется впервые; благодарим Музей архитектуры за предоставленные изображения.
Годы метро. Памяти Нины Алешиной
Сегодня, 17 июля, исполняется сто лет со дня рождения Нины Александровны Алешиной – пожалуй, ключевого архитектора московского метро второй половины XX века. За сорок лет она построила двадцать станций. Публикуем текст Александра Змеула, основанный на архивных материалах, в том числе рукописи самой Алешиной, с фотографиями Алексея Народицкого.
Мечта в движении: между утопией и реальностью
Исследование истории проектирования и строительства монорельсов в разных странах, но с фокусом мечты о новой мобильности в СССР, сделанное Александром Змеулом для ГЭС-2, переросло в довольно увлекательный ретро-футуристический рассказ о Москве шестидесятых, выстроенный на противопоставлениях. Публикуем целиком.
Модернизация – 3
Третья книга НИИТИАГ о модернизации городской среды: что там можно, что нельзя, и как оно исторически происходит. В этом году: готика, Тамбов, Петербург, Енисейск, Казанская губерния, Нижний, Кавминводы, равно как и проблематика реновации и устойчивости.
Три башни профессора Юрия Волчка
Все знают Юрия Павловича Волчка как увлеченного исследователя архитектуры XX века и теоретика, но из нашей памяти как-то выпадает тот факт, что он еще и проектировал как архитектор – сам и совместно с коллегами, в 1990-е и 2010-е годы. Статья Алексея Воробьева, которую мы публикуем с разрешения редакции сборника «Современная архитектура мира», – о Волчке как архитекторе и его проектах.
Школа ФЗУ Ленэнерго – забытый памятник ленинградского...
В преддверии вторичного решения судьбы Школы ФЗУ Ленэнерго, на месте которой может появиться жилой комплекс, – о том, что история архитектуры – это не история имени собственного, о самоценности архитектурных решений и забытой странице фабрично-заводского образования Ленинграда.
Нейросказки
Участники воркшопа, прошедшего в рамках мероприятия SINTEZ.SPACE, создавали комикс про будущее Нижнего Новгорода. С картинками и текстами им помогали нейросети: от ChatGpt до Яндекс Балабоба. Предлагаем вашему вниманию три работы, наиболее приглянувшиеся редакции.
Линия Елизаветы
Александр Змеул – автор, который давно и профессионально занимается историей и проблематикой архитектуры метро и транспорта в целом, – рассказывает о новой лондонской линии Елизаветы. Она открылась ровно год назад, в нее входит ряд станцией, реализованных ранее, а новые проектировали, в том числе, Гримшо, Уилкинсон и Макаслан. В каких-то подходах она схожа, а в чем-то противоположна мега-проектам развития московского транспорта. Внимание – на сравнение.
Лучшее, худшее, новое, старое: архитектурные заметки...
«Что такое традиции архитектуры московского метро? Есть мнения, что это, с одной стороны, индивидуальность облика, с другой – репрезентативность или дворцовость, и, наконец, материалы. Наверное всё это так». Вашему вниманию – вторая серия архитектурных заметок Александра Змеула о БКЛ, посвященная его художественному оформлению, но не только.
Иван Фомин и Иосиф Лангбард: на пути к классике 1930-х
Новая статья Андрея Бархина об упрощенном ордере тридцатых – на основе сравнения архитектуры Фомина и Лангбарда. Текст был представлен 17 мая 2022 года в рамках Круглого стола, посвященного 150-летию Ивана Фомина.
Архитектурные заметки о БКЛ.
Часть 1
Александр Змеул много знает о метро, в том числе московском, и сейчас, с открытием БКЛ, мы попросили его написать нам обзор этого гигантского кольца – говорят, что самого большого в мире, – с точки зрения архитектуры. В первой части: имена, проектные компании, относительно «старые» станции и многое другое. Получился, в сущности, путеводитель по новой части метро.
Архитектурная модернизация среды. Книга 2
Вслед за первой, выпущенной в прошлом году, публикуем вторую коллективную монографию НИИТИАГ, посвященную «Архитектурной модернизации среды»: история развития городской среды от Тамбова до Минусинска, от Пицунды 1950-х годов до Ричарда Роджерса.
Архитектурная модернизация среды жизнедеятельности:...
Публикуем полный текст первой книги коллективной монографии сотрудников НИИТИАГ. Книга посвящена разным аспектам обновления рукотворной среды, как городской, так и сельской, как древности, так и современной архитектуре, в частности, в ней есть глава, посвященная Николасу Гримшо. В монографии больше 450 страниц.
Поддержка архитектуры в Дании: коллаборации большие...
Публикуем главу из недавно опубликованного исследования Москомархитектуры, посвященного анализу практик поддержки архитектурной деятельности в странах Европы, США и России. Глава посвящена Дании, автор – Татьяна Ломакина.
Сколько стоил дом на Моховой?
Дмитрий Хмельницкий рассматривает дом Жолтовского на Моховой, сравнительно оценивая его запредельную для советских нормативов 1930-х годов стоимость, и делая одновременно предположения относительно внутренней структуры и ведомственной принадлежности дома.
Конкурсный проект комбината газеты «Известия» Моисея...
Первая часть исследования «Иван Леонидов и архитектура позднего конструктивизма (1933–1945)» продолжает тему позднего творчества Леонидова в работах Петра Завадовского. В статье вводятся новые термины для архитектуры, ранее обобщенно зачислявшейся в «постконструктивизм», и начинается разговор о влиянии Леонидова на формально-стилистический язык поздних работ Моисея Гинзбурга и архитекторов его группы.
От музы до главной героини. Путь к признанию творческой...
Публикуем перевод статьи Энн Тинг. Она известна как подруга Луиса Кана, но в то же время Тинг – первая женщина с лицензией архитектора в Пенсильвании и преподаватель архитектурной морфологии Пенсильванского университета. В статье на примере девяти историй рассмотрена эволюция личностной позиции творческих женщин от интровертной «музы» до экстравертной креативной «героини».
Технологии и материалы
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
Сейчас на главной
Вода и свет
В церковном искусстве много символики, и одна ее часть, действительно, каноничная, другая сформирована традицией и кем-то воспринимается как обязательная. Из-за такого рода ложного консерватизма современная церковная архитектура медленно развивается и не выглядит как современная. Тем не менее подвижники у этой темы есть: кладбищенский храм Архангела Михаила в Апатитах, спроектированный Дмитрием Остроумовым и бюро Прохрам, совмещает традиции и эксперимент. Но не эксперимент ради самого себя – а продуманную работу современного архитектора с символикой пространства, объема и, главное, света.
Модульная ротонда
Круглое в плане офисное здание с деревянно-бетонным каркасом по проекту HENN строится в Юлихе на западе Германии: оно должно стать центром инновационного бизнес-парка.
Торжество во дворце
Проект дворца бракосочетания во Всеволожске, подготовленный мастерской «Головин & Шретер», стал победителем ежегодного конкурса «Концепций пространственного развития муниципальных образований Ленинградской области». Архитекторы предложили комплекс в духе дворцово-парковых ансамблей пригородов Санкт-Петербурга: с симметричной композицией и регулярным садом. А также позаботились о том, чтобы на памятные фотографии не попадали припаркованные автомобили.
Пространство для диалога эпох
Бюро Urbanus ревитализировало бывшее место нахождения важнейшего даосского храма Юнлэ-гун, откуда он был перенесен в 1960-х из-за угрозы затопления при строительстве плотины на реке Хуанхэ.
Город древний, но пока еще несколько запущенный
Город Касимов Рязанской области – русско-татарский, тут до 1681 года (!) существовало ханство, впрочем, под общим руководством московских князей... Сейчас это туристический город с памятниками XVI–XVIII и далее веков, но небольшой. Задачей летнего практикума Института Генплана было предложить Касимову изменения, способные увеличить туристический поток и быть полезными жителям. Получилось много разных идей: от пешеходных маршрутов до переноса автовокзала.
Осторожно отмыто
В издательстве «Подписные издания» выходит книга Ксюши Сидориной – со-основательницы сообщества волонтеров-реставраторов Гэнгъ, которое с 2019 года отмывает и скоблит парадные Петербурга, открывая жильцам исторических домов сокровища: печи, мозаики, витражи. А еще – плитку. Именно плитка стала «цементом» книги, соединившим все – исторический экскурс, способы поиска ценных экземпляров, «каталог» парадных, а также опыт «партизанской» реставрации. О книге рассказывает редактор издательства Артем Макоян.
Кубок чемпионов
Небоскреб Bell на 1-й улице Ямского поля, 12 на первый взгляд строг и лаконичен, хотя скромным его назвать никак не возможно. Экономная стереометрия построена на работе с формой, близкой к овалу – а это одна из излюбленных тем архитекторов UNK. Обтекаемая поверхность основной формы с металлическими ламелями дважды посечена стеклянными срезами, графически демонстрируя суть исходной формы: ее простоту и одновременно сложность. К тому же здесь решены десятки сложнейших инженерных головоломок.
Полуцифровая среда
В Иннополисе под Казанью открылся первый 4-звездочный отель, спроектированный бюро MAD Architects. Интерьеры отеля сочетают элегантность и иронию, технологичность и комфорт, напоминая декорации компьютерной игры или фантастического фильма о недалеком будущем.
Y-школа
По проекту «БалтИнвест-Проект» в Гатчине построена школа на 800 учеников. Лучевая планировка позволила разделить младшую и старшую школы, а также спортивный блок, обеспечив помещения большим количество естественного света. На многослойны фасадах оштукатуренные поверхности сочетаются с навесными элементами разных цветов и фактур.
Тропа к центру Земли
Посетительский центр в Национальном парке ледника Снайфедльсйёкюдль в Исландии, спроектированный бюро Arkis, служит также смотровой платформой и пропускает через себя пешеходную тропу.
Краеугольный храм
В московском Музее архитектуры на днях открылась выставка, посвященная всего одному памятнику средневековой русской архитектуры. Зато какому: Георгиевский собор Юрьева-Польского это последний по времени храм, сохранившийся от домонгольского периода. Впрочем, как сказать сохранившийся... Это один из самых загадочных и в то же время привлекательных памятников нашего средневековья. Которому требуется внимание и грамотная реставрация. Разбираемся, почему.
Блеск глубокий и хрустальный
Новый клубный дом про проекту ADM architects спроектирован для района Патриарших, недалеко от Новопушкинского сквера. Он заменит три здания, построенных в начале 1990-х. Авторы нового проекта, Андрей Романов и Екатерина Кузнецова, сделали ставку на разнообразие трех частей объема, современность решений и внимание к деталям: в одном из корпусов планируются плавно изогнутые балконы с керамическим блеском нижней поверхности, в другом стеклянные колонны-скульптуры.
Фасад под стальной вуалью
Гостиница Vela be Siam по проекту местного бюро ASWA в центре Бангкока напоминает о таиландских традициях, оставаясь в русле современной архитектуры.
Спокойствие, только спокойствие
В издательстве «Кучково поле Музеон» вышла книга Александра Змеула «Большая кольцевая линия. Новейшая история московского метро». Ее автор – историк архитектуры и знаток подземки – разобрал грандиозный проект БКЛ в подробностях, но главное – сохранил спокойную и взвешенную позицию. С равным сочувствием он рассказал о работе всех вовлеченных в строительство архитекторов, сосредоточившись на их профессиональном вкладе и вне зависимости от их творческих разногласий.
Вся мудрость океана
В Калининграде открылся новый корпус Музея мирового океана «Планета океан». Примечательно не только здание в виде 42-метрового шара, но и экспозиция, которая включает научные коллекции – их собирали около 10 лет, аквариумы с 3000 гидробионтов, а также специально разработанные инсталляции. Дизайн разработало петербургское бюро музейной сценографии «Метаформа», которое соединило все нити в увлекательное повествование.
Перепады «высотного напряжения»
Третья очередь ÁLIA с успехом доказывает, что внутри одного квартала могут существовать объемы совершенно разной высотности и масштаба: сто метров – и тридцать, и даже таунхаусы. Их объединяет теплая «кофейная» тональность и внимание к пешеходным зонам – как по внешнему контуру, так и внутри.
Хрупкая материя
В интерьере небольшого ресторана M.Rest от студии дизайна интерьеров BE-Interno, расположенного на берегу Балтийского моря в Калининградской области, воплощены самые характерные черты меланхоличной природы этого края, и сам он идеально подходит для неторопливого времяпрепровождения с видом на закат.
Григорий Ревзин: «Что нам делать с архитектурой семидесятых»
Советский модернизм был хороший, авторский и плохой, типовой. Хороший «на периферии», плохой в центре – географическом, внимания, объема и прочего. Можно ли его сносить? «Это разрушение общественного консенсуса на ровном месте». Что же тогда делать? Сохранять, но творчески: «Привнести архитектуру туда, где ее еще нет». Относиться не как к памятникам, а как к городскому ландшафту. Читайте наше интервью с Григорием Ревзиным на актуальную тему спасения модернизма – там предложен «перпендикулярный», но интересный вариант сохранения зданий 1970-х.
Уступы, арки и кирпич
По проекту PRSPKT.Architects в Уфе достроен жилой комплекс «Зорге Премьер», честно демонстрирующий роскошь, присущую заявленному стилю ар-деко: фасады полностью облицованы кирпичом, просторные лобби украшает барельефы и многоярусные люстры, вместо остекленных лоджий – гедонистические балкончики. В стройной башне-доминанте располагается по одной квартире на этаже.
Карельская кухня
Концепция ресторана на берегу Онежского озера, разработанная бюро Skaträ, предлагает совмещать гастрономический опыт с созерцанием живописного ландшафта, а также посещением пивоваренного цеха. Обеденный блок с панорамными окнами и деревянной облицовкой соединяется с бетонным цехом аркой, открывающей вид на гладь воды.
От кирпича к кирпичу
Школа Тунтай на северо-востоке Китая расположена на месте карьера по добыче глины для кирпичного производства: это обстоятельство не только усложнило работу бюро E Plus и SZA Design, но и стало для них источником вдохновения.
У лесного пруда
Еще один санаторный комплекс, который рассмотрел Градостроительный совет Петербурга, находится недалеко от усадьбы «Пенаты». Исходя из ограничений, связанных с площадью застройки на данной территории, бюро «А.Лен» рассредоточило санаторно-курортные функции и гостиничные номера по 18 корпусам. Проект почти не обсуждался экспертами, однако коэффициент плотности все же вызвал сомнения.
Вечный август
Каким должен быть офис, если он находится в месте, однозначно ассоциирующемся не с работой, а с отдыхом? Наверное, очень красивым и удобным – таким, чтобы сотрудникам захотелось приходить туда каждый день. Именно такой офис спроектировало бюро AQ для IT-компании на Кипре.
Санаторий в стилях
Градсовет Петербурга рассмотрел проект реконструкции базы отдыха «Маяк», которая располагается на территории Гладышевского заповедника в окружении корабельных сосен. Для многочисленных объектов будущего оздоровительного комплекса бюро Slavyaninov Architects предложило использовать разные стили и единый материал. Мнение экспертов – в нашем репортаже.
Налетай, не скупись…
В Москве открылся магазин «Локалы». Он необычен не только тем, что его интерьером занималось DA bureau, что само по себе привлекает внимание и гарантирует высокий уровень дизайна, но и потому, что в нем продаются дизайнерские предметы и объекты модных российских брендов.
Ласточкин хвост
Бюро Artel architects спроектировало для московского жилого комплекса «Сидней Сити» квартал, который сочетает застройку башенного и секционного типа. Любопытны фасады: клинкерный кирпич сочетается с полимербетоном и латунью, пилоны в виде хвоста ласточки формируют ритм и глубокие оконные откосы, аттик выделен белым цветом.
Белый дом с темными полосками
Многоквартирный дом Taborama по проекту querkraft architekten на севере Вены включает на разных этажах библиотеку, художественную студию, зал настольного тенниса и другие разнофункциональные пространства для жильцов.