История проектирования этого участка на берегу Москвы-реки, поиски образа застройки от сталинских до лужковских времен, информация о проекте расширения СЭВа в 1980 году публикуется впервые.
Как все начиналось
Участок, на котором сейчас стоит здание СЭВ, приобрел градостроительное значение относительно недавно – лишь в 1930-е годы. Историческая дорога из Москвы на запад шла от Арбатской площади через Арбат, Смоленскую улицу, пересекала Москву-реку, продолжалась нынешней Большой Дорогомиловской улицей. Тем не менее в советское время западное направление развития города стало одним из главных; это была правительственная трасса, недалеко от Кунцева находилась «Ближняя дача» Сталина.Задачей новой магистрали было – связать центр и запад города более прямым путем, создавая новую трассу от Арбатской площади до Дорогомиловской заставы. Проект магистрали, поначалу названной Новым Арбатом, еще до принятия Генплана 1935 года разрабатывал архитектор Алексей Мешков, который в 1933–1934 годах руководил архитектурно-планировочной мастерской № 8 Моссовета[1]. Затем магистралью занимался Сергей Чернышев, один из авторов генплана 1935 года. После принятия основанного на нем закона в 1936 году рабочим названием магистрали стал проспект Конституции.
У Москвы-реки должна была возникнуть Ново-Арбатская площадь, здесь Новый Арбат делает поворот, в нее также вливалась трасса Конюшковской улицы, ведшая к Белорусскому вокзалу. Застройка здесь была достаточно рыхлой, самым большим сооружением оставалась Новинская женская тюрьма, действовавшая с 1908 по 1947 год и снесенная в 1960-м.
Проект застройки Ново-Арбатской площади в 1940 году получил критические оценки в журнале «Архитектура СССР»[2]: «Расположенный на оси будущего моста жилой дом, который плоскостью своего фасада замыкает перспективу со стороны Дорогомилова, мог бы при этом как в плане, так и в силуэте, получить более выразительные формы. Этому зданию, встречающему направляющихся с юго-запада в город, следует так же, как и всей Ново-Арбатской площади, уделить больше внимания». Потенциал площадки очевиден, здесь невозможно проходное решение.
Впрочем, к планам строительства магистрали возвращаются уже после Великой Отечественной войны: в 1947 году на противоположном стороне Москвы-реки закладывается одна из сталинских высоток – гостиница «Украина» по проекту архитекторов Аркадия Мордвинова и Вячеслава Олтаржевского.
Образ высотного здания, увенчанного шпилем, – одна из популярных тем своего времени, их и в меньшем масштабе пытаются повторить в разных частях города. Так, проект застройки Ново-Арбатской площади начала 1950-х предполагал строительство в глубине парадного двора подобного 14-этажного здания[3]. Слева от него, на Краснопресненской набережной планировалось построить комплекс из трех домов по проекту Иосифа Ловейко. Из этого ансамбля был реализован лишь один корпус по адресу Краснопресненская набережная, 2/1.
Идея размещения здания со шпилем была доведена до абсолюта в дипломном проекте выпускника МИИГС (МГСИ) Геннадия Мачульского 1951 года. Его проект высотного дома на Ново-Арбатской площади с архитектурной точки зрения выполнен вполне в духе своего времени, но интерес представляет именно идея постановки высотного объема на этом участке.
Строительство гостинцы «Украина» заканчивается уже в другую эпоху – в 1957 году. В этом же году открывается первый участок будущей магистрали от Садового кольца до Дорогомиловский заставы, в том числе Новоарбатский мост.
Очевидно, что будущая Ново-Арбатская площадь должна была как можно быстрее получить архитектурное решение. В 1957–1958 годах при участии Института Генплана Москвы в мастерской № 9 института «Моспроект» разрабатывается проект ее планировки и застройки[4]. В авторский коллектив входят Михаил Посохин, его многолетний соавтор Ашот Мндоянц, а также И. Колпакчи и Ф. Николаев.
Здесь предлагается характерная для того времени застройка – трапециевидная в плане, формирующая перед собой площадь. Такой композиционный и архитектурный прием был реализован на Дорогомиловский и Калужской заставах (сегодня – площадь Гагарина).
Для застройки проектируются жилые дома (архитекторы М. Посохин, А. Зайцев), за планировочную основу была взята секция пятиэтажек II-32, переработанная для 9-этажных домов. Первый этаж планировалось выполнить из сборного железобетона для лучшей планировки помещений, занимаемых магазином и кафе. Оригинальный облик домам должны были придать балконы, часть которых предполагалось закрыть асбоцементными листами. На противоположной стороне Конюшковской улицы планировалось построить односекционные типовые 9-этажные дома с встроенными торговыми помещениями.
В результате полной реконструкции площади здесь должно было появиться 31 тыс. м2 жилой площади. Реконструкцию площади планировалось начать в 1960 году, а завершить в 1965-м. Проект решал в большей степени социальные задачи, полностью не раскрывая потенциал участка.
Здесь будет СЭВ
Очевидно, что участку требовалось решение принципиально другого уровня и масштаба. В этот момент шло активное проектирование Нового Арбата, которому предстояло стать самым масштабным проектом комплексной реконструкции Москвы в послевоенный период. В варианте схемы магистрали, опубликованном в журнале «Строительство и архитектура Москвы» в 1963 году[5], на Ново-Арбатской площади размещена уже не периметральная, а свободная застройка, что отражало изменение подходов к планировке. Виден протяженный объем, аналогичные здания проектируются для северной стороны основной части Нового Арбата, где в итоге появляются жилые башни. К этому моменту для южной стороны проспекта уже найден образ зданий: это открытая книга.Все меняется буквально за несколько месяцев. В сентябре 1962 года Совет экономической взаимопомощи, СЭВ – организация экономического сотрудничества социалистических стран – решает разместить свою штаб-квартиру в Москве. Для будущего комплекса выделяют участок у Москвы-реки, проектирование идет в невероятно сжатые сроки: оно начинается в марте 1963 года. Руководитель авторского коллектива – Михаил Посохин, вероятно, что именно он, будучи главным архитектором города, предложил место для размещения СЭВ. Но в протоколе Градсовета в 1963 году указаны лишь два автора проекта: Ашот Мндоянц (1910-1966) и Владимир Свирский (1917-1969), архитекторы Мастерской № 1 Моспооекта-2. Видимо, именно они занимались непосредственно разработкой проекта. Оба этих талантливых архитектора умирают до окончания строительства здания СЭВ.
Согласно заданию заказчика, комплекс должен был включать административные помещения: представительства стран-членов, руководящие органы СЭВ, Институт стандартов, залы заседаний и гостиницу. Уже к июлю появляются четыре варианта, всех их объединяет построение композиции вокруг 30-этажного высотного объема. Но его образ и компоновка остальных построек на участке решатся по-разному.
К одной группе относились варианты, где высотная часть трактована как замкнутый монолитный объем с внутренним размещением вертикальных коммуникаций: параллелепипед в плане (№ 3) и треугольник, повторяющий план участка (№ 4).
К другой группе относились варианты с двумя одинаковыми объемами, которые соединены по всей высоте центральным ядром вертикальных коммуникаций. Это более традиционный вариант – два параллельных, немного сдвинутых по отношению друг к другу корпуса (№ 1) и всем известный вариант № 2 с «развитой объемно-пространственной композицией здания в виде двух корпусов, объединенных транспортным блоком, развернутых в сторону Ново-Арбатского моста». 14 августа 1963 года градсовет Москвы под председательством Дмитрия Бурдина выбрал именно его[6].
Постепенно дорабатывается образ здания: этажность определяется в 31 этаж – 105 метров. Фасады выполняют из многослойных панелей стекла, обрамленных алюминиевыми рамами. Получают свое решение два других объема – 13-этажная гостиница «Мир» на 300 мест фиксирует северную границу комплекса, ее архитектура подчеркнуто нейтральна. Облик конференц-зала на 1000 мест, обращенного к Новому Арбату, постепенно трансформируется, в первоначальных эскизах это полусфера, что, конечно, отсылает к зданию Национального конгресса в Бразилиа.
Кстати, Посохин был в Бразилиа в период строительства основных объектов новой бразильской столицы и встречался с Оскаром Нимейером. В итоге конференц-зал решен в виде цилиндра со скошенной крышей, вся его поверхность превращена в художественное произведение – это мозаика по эскизам Григория Опрышко, известного по работам на сталинских станциях метро («Белорусская» и «Киевская» на Кольцевой линии). Все части комплекса соединены стилобатом, в котором, кроме главного фойе, располагаются зал заседаний, ресторан, столовая для сотрудников и банкетный зал. При этом каждая часть комплекса имеет самостоятельный вход.
И, хотя влияние интернационального стиля в здании СЭВ, безусловно, ощущалось, в то же время это было совершенно оригинальное сооружение, ставшее одновременно и высшей точкой, и своеобразным прощанием с шестидесятыми.
Строительство было завершено в декабре 1970 года, но на фотографиях 1967-го видно, что высотный объем практически закончен. Два изогнутых крыла вызывают ассоциацию и с открытой книгой, и с кремлевском зубцом, оно транслировало, да и транслирует сейчас, невероятный оптимизм. Комплекс был решен не просто оригинально, а в какой-то степени остроумно: в его расположении, композиции, пропорциях был найден идеальный баланс. Благодаря этому СЭВ не просто вплетен в ткань города, он ее, собственно, формирует.
Со стороны центра здание СЭВ фактически не видно, оно не создает таких конфликтных вторжений в панораму города как, к примеру, застройка Нового Арбата. Его не видно и со стороны Нового Арбата при движении в центр, комплекс поставлен с отступом от красной линии, к тому же здесь резко понижается рельеф.
Но со стороны Кутузовского проспекта при движении в центр открывается лучший вид на здание-книжку СЭВ. С формальной точки зрения оно замыкает перспективу, но по сути – открывает въезд в центр города, транслируя невероятный заряд оптимизма. Постановка здания не менее важна, чем сама архитектура: здание-книжку буквально обрамляет небо. Гармонично здание работает и в панораме набережных Москвы-реки.
При проектировании комплекса СЭВ учитывалось его расположение в треугольнике из трех сталинских высоток: гостиницы «Украина», здания МИДа на Смоленской площади и жилого дома на Кудринской площади. В 1972–1981 на месте автобусного парка, расположенного по соседству от СЭВ, по проекту Дмитрия Чечулина строится Дом Советов РСФСР, известный сегодня как Белый дом. Так возникает еще один треугольник: гостинца «Украина» – СЭВ – Белый дом. Это один из самых цельных и законченных ансамблей послевоенной Москвы, демонстрирующий последовательное развитие архитектурных вкусов и градостроительных подходов в три эпохи: сталинскую, хрущевскую и брежневскую.
Теперь из этого ансамбля будет вырвано вырвано одно звено.
Несостоявшееся расширение
В программе, составленной при проектировании комплекса в начале 1960-х годов, «учитывались также перспективы развития экономического сотрудничества братских стран и в связи с этим предполагалось предусмотреть в проекте последующее расширения комплекса»[7]. На эскизах и планах середины 1960-х виден протяженный корпус на задворках СЭВ, в этом варианте «лежачий небоскреб» почти полностью замыкает периметр застройки участка.В конце 1970-х встал вопрос о расширении комплекса зданий СЭВ[8]. Сегодня, глядя на эти параметры, цифры могут вызвать лишь улыбку. Итак, организации нужны были следующие площади:
- административные помещения– до 8000 м2 рабочей площади
- залы заседаний – до 2500 м2
- гостиница – до 200 номеров
- гараж с ремонтной базой на 120 машин
Проектированием нового здания занимался Михаил Посохин, только что ушедший с поста главного архитектора Москвы, и архитекторы Мастерской № 1 Моспроекта-2 С. Егорова и Ю. Семенов, которые занимались проектированием здания-книжки. 21 марта 1980 года градсовет Москвы рассмотрел три варианта здания: прямоугольный, ступенчатый, дугообразный; их изображения пока обнаружить не удалось. Но все они не обеспечивали потребностей, заложенных в задании от СЭВ, их общая площадь составляла 6000–6500 м2.
Но главное, члены Градсовета Москвы отмечали, что «проектные предложения… неприемлемы». Основная претензия сформулирована следующим образом:
«Нарушено композиционное решение сложившегося архитектурного ансамбля комплекса зданий СЭВа и всего проспекта Калинина [Нового Арбата], в частности нарушается доминантное градостроительное значение высотного объема здания СЭВа, свободно расположенного в окружающем пространстве и открывающего застройку градостроительного ансамбля высотных зданий Калининского проспекта».
То есть градостроительное значение здания-книжки не подвергается сомнению, и даже потребности такой важной организации, как СЭВ, не влияют на это решение.
Градсовет предлагает следующие подходы:
- для зала заседаний – переоборудовать подземное помещения;
- для административных помещений – освободить верхние этажи, занимаемые Институтом стандартизации СЭВа;
- для гостиницы – сделать пристройку к существующему зданию. В протоколе оговаривалось, что новый объемы не должен загораживать церковь Девяти мучеников Кизических, которая в тот момент не действовала.
Конец СЭВ
В 1991 году, с распадом социалистического блока, и, соответственно, СЭВа, здание было передано на баланс мэрии Москвы, что было не самым плохим вариантом: у здания появился богатый собственник. В 1993-м, во время противостояния президента Бориса Ельцина и Верховного Совета, здание пострадало: сгорело несколько этажей и были разбиты стекла стилобата; но его быстро восстановили.В 2003 году была представлена концепция многофункционального комплекса, который должен был дополнить комплекс СЭВ. Проект был разработан архитектором Алексеем Воронцовым, он предполагал сохранение здания-книжки и цилиндрического конференц-зала, но снос гостиницы «Мир».
Многофункциональный комплекс зданий на Новом Арбате
© АБ Воронцовых, 2003
Со стороны Конюшковской улицы проектом было предусмотрено два относительно небольших объема: 12-этажный отель и 25-27-этажный дом. Доминантой должна была стать 45-метровая круглая в плане башня с вертикальными членениями. Таким образом, если в эскизах 1960-х небоскреб рисовали горизонтальным, то теперь – вертикальным. Новая башня противопоставлялась «книжке» – если та была открытой, то здесь предполагался самый банальный небоскреб. Также предполагалось строительство новой парковки на 1500 машин. Общая площадь новой застройки могла составить 120 тыс. м2 над землей и 65 тыс. под землей.
Проект был чересчур радикален для того времени, к тому же городские власти в этот момент занимались в первую очередь строительством Москва-Сити. Поэтому из масштабного проекта был реализован только относительно небольшой торговый центр «Сфера» на месте спиральной железобетонной эстакады. Его венчала остекленная полусфера, и даже этот относительно небольшой объем изменил вид на СЭВ со стороны Кутузовского проспекта – нелепая полусфера стала заслонять его нижнюю часть. К тому же с уничтожением эстакады была ухудшена транспортная ситуация перед входом в здание – до этого потоки пешеходов и автомобилей не пересекались.
Высотное здание и конференц-зал успешно функционировали в течение всех постсоветских лет. Здание поддерживалось в прекрасном состоянии, заменялись инженерные системы, в целом сохранялись интерьеры общественных зон. Важным фактором стало участие в создании здания стран-членов СЭВ, это имело важное не только идеологическое, но и практическое значение. Они обеспечили высокое качество строительных и отделочных материалов, а также оборудования. Благодаря этому в здании даже сейчас нет следов распада, как то можно наблюдать во многих постройках того же периода. В 2017 году Анна Жарова, заместитель гендиректора по техническим вопросам компании «Олимп», эксплуатирующей организации комплекса, говорила: «Качество и сейчас поражает. Недавно думали фасад подновить, проверили состояние несущих – никакого износа!»
Впрочем, гостиница «Мир» на протяжении многих лет не функционировала, стояла законсервированной, что вселяло в меня призрачную надежду, что когда-то она вернется к жизни.
В начале 2024 года начался неожиданный для общественности снос гостинцы «Мир», а в октябре стало известно, что «книжка» призвана аварийной, власти объявили о планах по созданию на месте СЭВа «социокультурного кластера». Слово «снос» не произносилось, но, можно предположить, что подразумевалось подтверждение анонимных проектов нового строительства, появившихся в инфополе в феврале 2025 года.
Что тут можно сказать?
На протяжении 30 лет – с 1930-х до 1960-х – разные архитекторы искали образ этого, важнейшего с градостроительный точки зрения, места, акцентирующего въезд в центр Москвы по новой магистрали.
Решение, найденное в кратчайшие сроки в 1963 году, мгновенно стало и остается до сих пор одним из символов Москвы. Все попытки расширения его территорий – деликатное в 1980 году или гораздо более масштабное в 2003-м, учитывали статус здания-книги как безусловной доминанты.
Новые проекты, независимо от их архитектурно-планировочных решений, предполагают не просто снос СЭВ, но и противоположный подход к освоению участка. Это объяснятся желанием разместить гигантский объем площадей – 600–700 тыс. м2. Поэтому комплекс стремится вверх и вширь, занимая собой все пространство, заслоняя перспективы, оставляя в тени всю окружающую застройку.
Благодарю Центральную научно-техническую библиотеку по строительству и архитектуре и лично Дмитрия Быкова за помощь в подготовке материала.
Благодарим Музей архитектуры за предоставленные изображения.
[1] А.Мешков. Реконструкция Арбатского радиуса //Журнал «Архитектура СССР», 1934, № 12, с.33.
[2] В. Кусаков. Улица Конституции (Новый Арбат) в Москве . Журнал «Архитектура СССР», 1940, №9, с. 46
[3]В архитектурно- строительном совете гор. Москвы // Московский строитель, 1952, №25, с. 2
[4] Арх. М. Посохин, А. Зайцев. Ново-Арбатская площадь. Строительство и архитектура Москвы, 1959, №12, м. 18-20
[5] Арх. А. Мдоянц. Новый Арбат. Строительство и архитектура Москвы, 1963, №4, с. 17
[6] ЦГА г. Москвы, ф.-534, оп. 1, д. 503, с. 77
[7] Здание СЭВ в Москве / М. Посохин, Н. Пекарева, Ю. Рацкевич, В. Свирский – Москва, 1971, с.21.
[8] ЦГА г. Москвы, ф.-534, оп. 1, д. 923, с. 7-10