Прощание с СЭВ

Александр Змеул рассказывает историю проектирования, строительства и перепроектирования здания СЭВ – безусловной градостроительной доминанты западного направления и символа послевоенной Москвы, размноженного в советском «мерче», всем хорошо знакомого. В ходе рассказа мы выясняем, что, когда в 1980-е комплексу потребовалось расширение, градсовет предложил очень деликатные варианты; и еще, что в 2003 году здесь проектировали башню, но тоже без сноса «книжки». Статья иллюстрирована архивными материалами, часть публикуется впервые; благодарим Музей архитектуры за предоставленные изображения.

mainImg
Здание СЭВа казалось самым удачным и самым счастливым зданием модернистской Москвы.

История проектирования этого участка на берегу Москвы-реки, поиски образа застройки от сталинских до лужковских времен, информация о проекте расширения СЭВа в 1980 году публикуется впервые.
Как все начиналось
Участок, на котором сейчас стоит здание СЭВ, приобрел градостроительное значение относительно недавно – лишь в 1930-е годы. Историческая дорога из Москвы на запад шла от Арбатской площади через Арбат, Смоленскую улицу, пересекала Москву-реку, продолжалась нынешней Большой Дорогомиловской улицей. Тем не менее в советское время западное направление развития города стало одним из главных; это была правительственная трасса, недалеко от Кунцева находилась «Ближняя дача» Сталина.

Задачей новой магистрали было – связать центр и запад города более прямым путем, создавая новую трассу от Арбатской площади до Дорогомиловской заставы. Проект магистрали, поначалу названной Новым Арбатом, еще до принятия Генплана 1935 года разрабатывал архитектор Алексей Мешков, который в 1933–1934 годах руководил архитектурно-планировочной мастерской № 8 Моссовета[1]. Затем магистралью занимался Сергей Чернышев, один из авторов генплана 1935 года. После принятия основанного на нем закона в 1936 году рабочим названием магистрали стал проспект Конституции.

У Москвы-реки должна была возникнуть Ново-Арбатская площадь, здесь Новый Арбат делает поворот, в нее также вливалась трасса Конюшковской улицы, ведшая к Белорусскому вокзалу. Застройка здесь была достаточно рыхлой, самым большим сооружением оставалась Новинская женская тюрьма, действовавшая с 1908 по 1947 год и снесенная в 1960-м.
  • zooming
    Макет застройки Нового Арбата, на переднем плане – Ново-Арбатская пл.. Арх. А. Мешков
    «Архитектура СССР», 1934, № 12
  • zooming
    Проект реконструкции Арбатского радиуса в Москве. Арх. А. Мешков Генплан
    «Архитектура СССР», 1934, № 12
 
Проект застройки Ново-Арбатской площади в 1940 году получил критические оценки в журнале «Архитектура СССР»[2]: «Расположенный на оси будущего моста жилой дом, который плоскостью своего фасада замыкает перспективу со стороны Дорогомилова, мог бы при этом как в плане, так и в силуэте, получить более выразительные формы. Этому зданию, встречающему направляющихся с юго-запада в город, следует так же, как и всей Ново-Арбатской площади, уделить больше внимания». Потенциал площадки очевиден, здесь невозможно проходное решение.

Впрочем, к планам строительства магистрали возвращаются уже после Великой Отечественной войны: в 1947 году на противоположном стороне Москвы-реки закладывается одна из сталинских высоток – гостиница «Украина» по проекту архитекторов Аркадия Мордвинова и Вячеслава Олтаржевского.

Образ высотного здания, увенчанного шпилем, – одна из популярных тем своего времени, их и в меньшем масштабе пытаются повторить в разных частях города. Так, проект застройки Ново-Арбатской площади начала 1950-х предполагал строительство в глубине парадного двора подобного 14-этажного здания[3]. Слева от него, на Краснопресненской набережной планировалось построить комплекс из трех домов по проекту Иосифа Ловейко. Из этого ансамбля был реализован лишь один корпус по адресу Краснопресненская набережная, 2/1.

Идея размещения здания со шпилем была доведена до абсолюта в дипломном проекте выпускника МИИГС (МГСИ) Геннадия Мачульского 1951 года. Его проект высотного дома на Ново-Арбатской площади с архитектурной точки зрения выполнен вполне в духе своего времени, но интерес представляет именно идея постановки высотного объема на этом участке.
  • zooming
    Высотный дом на Ново-Арбатской площади. Москва. Дипломный проект (МИИГС). Г.К. Мачульский. 1951 г. Главный фасад. Из альбома «Г.К. Мачульский. Проекты 1950-1957 гг.». Дата съёмки: 1950-е гг. Фотобумага; отпечаток серебряно-желатиновый. 16,2х23,4 см; альбомный лист – 35х37,4 см
    ГК № 46633999 ГНИМА ОФ-6564/12
  • zooming
    Высотный дом на Ново-Арбатской площади. Москва. Дипломный проект (МИИГС). Г.К. Мачульский. 1951 г. Генплан. Из альбома «Г.К. Мачульский. Проекты 1950-1957 гг.». Дата съёмки: 1950-е гг. Фотобумага; отпечаток серебряно-желатиновый. 14,8х10,7 см; альбомный лист – 35х37,4 см
    ГК № 46634033 ГНИМА ОФ-6564/16
 
Строительство гостинцы «Украина» заканчивается уже в другую эпоху – в 1957 году. В этом же году открывается первый участок будущей магистрали от Садового кольца до Дорогомиловский заставы, в том числе Новоарбатский мост.

Очевидно, что будущая Ново-Арбатская площадь должна была как можно быстрее получить архитектурное решение. В 1957–1958 годах при участии Института Генплана Москвы в мастерской № 9 института «Моспроект» разрабатывается проект ее планировки и застройки[4]. В авторский коллектив входят Михаил Посохин, его многолетний соавтор Ашот Мндоянц, а также И. Колпакчи и Ф. Николаев.
  • zooming
    Проект реконструкции и застройки в районе Ново-Арбатского моста в Москве. 1957 г. Макет. Дата съёмки: 1958 г. Фотобумага; отпечаток серебряно-желатиновый. 16,5х23 см
    ГК № 52226467 ГНИМА НФ-ОФ-1093/272
  • zooming
    Проект реконструкции и застройки в районе Ново-Арбатского моста в Москве. 1957 г. Макет. Дата съёмки: 1958 г. Фотобумага; отпечаток серебряно-желатиновый. 16,5х23 см
    ГК № 52226462 ГНИМА НФ-ОФ-1093/273

Здесь предлагается характерная для того времени застройка – трапециевидная в плане, формирующая перед собой площадь. Такой композиционный и архитектурный прием был реализован на Дорогомиловский и Калужской заставах (сегодня – площадь Гагарина).

Для застройки проектируются жилые дома (архитекторы М. Посохин, А. Зайцев), за планировочную основу была взята секция пятиэтажек II-32, переработанная для 9-этажных домов. Первый этаж планировалось выполнить из сборного железобетона для лучшей планировки помещений, занимаемых магазином и кафе. Оригинальный облик домам должны были придать балконы, часть которых предполагалось закрыть асбоцементными листами. На противоположной стороне Конюшковской улицы планировалось построить односекционные типовые 9-этажные дома с встроенными торговыми помещениями.
  • zooming
    1 / 3
    Проект застройки и планировки Ново-Арбатской площади, 1958-1959
    Строительство и архитектура Москвы. 1959. №12
  • zooming
    2 / 3
    Проект застройки и планировки Ново-Арбатской площади, 1958-1959
    Строительство и архитектура Москвы. 1959. №12
  • zooming
    3 / 3
    Проект застройки и планировки Ново-Арбатской площади, 1958-1959
    Строительство и архитектура Москвы. 1959. №12

В результате полной реконструкции площади здесь должно было появиться 31 тыс. м2 жилой площади. Реконструкцию площади планировалось начать в 1960 году, а завершить в 1965-м. Проект решал в большей степени социальные задачи, полностью не раскрывая потенциал участка.
Здесь будет СЭВ
Очевидно, что участку требовалось решение принципиально другого уровня и масштаба. В этот момент шло активное проектирование Нового Арбата, которому предстояло стать самым масштабным проектом комплексной реконструкции Москвы в послевоенный период. В варианте схемы магистрали, опубликованном в журнале «Строительство и архитектура Москвы» в 1963 году[5], на Ново-Арбатской площади размещена уже не периметральная, а свободная застройка, что отражало изменение подходов к планировке. Виден протяженный объем, аналогичные здания проектируются для северной стороны основной части Нового Арбата, где в итоге появляются жилые башни. К этому моменту для южной стороны проспекта уже найден образ зданий: это открытая книга.
  • zooming
    Фрагмент схемы застройки Нового Арбата, 1963
    Строительство и архитектура Москвы. 1963. №4
  • zooming
    Генплан Нового Арбата
    Из книги Иконников А.В. Каменная летопись Москвы: Путеводитель. М., 1978
 
Все меняется буквально за несколько месяцев. В сентябре 1962 года Совет экономической взаимопомощи, СЭВ – организация экономического сотрудничества социалистических стран – решает разместить свою штаб-квартиру в Москве. Для будущего комплекса выделяют участок у Москвы-реки, проектирование идет в невероятно сжатые сроки: оно начинается в марте 1963 года. Руководитель авторского коллектива – Михаил Посохин, вероятно, что именно он, будучи главным архитектором города, предложил место для размещения СЭВ. Но в протоколе Градсовета в 1963 году указаны лишь два автора проекта: Ашот Мндоянц (1910-1966) и Владимир Свирский (1917-1969), архитекторы Мастерской № 1 Моспооекта-2. Видимо, именно они занимались непосредственно разработкой проекта. Оба этих талантливых архитектора умирают до окончания строительства здания СЭВ.

Согласно заданию заказчика, комплекс должен был включать административные помещения: представительства стран-членов, руководящие органы СЭВ, Институт стандартов, залы заседаний и гостиницу. Уже к июлю появляются четыре варианта, всех их объединяет построение композиции вокруг 30-этажного высотного объема. Но его образ и компоновка остальных построек на участке решатся по-разному.

К одной группе относились варианты, где высотная часть трактована как замкнутый монолитный объем с внутренним размещением вертикальных коммуникаций: параллелепипед в плане (№ 3) и треугольник, повторяющий план участка (№ 4).
  • zooming
    Варианты комплекса СЭВа
    Из книги «Здание СЭВ в Москве» / М. Посохин, Н. Пекарева, Ю. Рацкевич, В. Свирский – Москва, 1971, с.21
  • zooming
    Варианты комплекса СЭВа
    Из книги «Здание СЭВ в Москве» / М. Посохин, Н. Пекарева, Ю. Рацкевич, В. Свирский – Москва, 1971, с.21

К другой группе относились варианты с двумя одинаковыми объемами, которые соединены по всей высоте центральным ядром вертикальных коммуникаций. Это более традиционный вариант – два параллельных, немного сдвинутых по отношению друг к другу корпуса (№ 1) и всем известный вариант № 2 с «развитой объемно-пространственной композицией здания в виде двух корпусов, объединенных транспортным блоком, развернутых в сторону Ново-Арбатского моста». 14 августа 1963 года градсовет Москвы под председательством Дмитрия Бурдина выбрал именно его[6].
  • zooming
    Варианты комплекса СЭВа
    Из книги «Здание СЭВ в Москве» / М. Посохин, Н. Пекарева, Ю. Рацкевич, В. Свирский – Москва, 1971, с.21
  • zooming
    Варианты комплекса СЭВа
    Из книги «Здание СЭВ в Москве» / М. Посохин, Н. Пекарева, Ю. Рацкевич, В. Свирский – Москва, 1971, с.21

Постепенно дорабатывается образ здания: этажность определяется в 31 этаж – 105 метров. Фасады выполняют из многослойных панелей стекла, обрамленных алюминиевыми рамами. Получают свое решение два других объема – 13-этажная гостиница «Мир» на 300 мест фиксирует северную границу комплекса, ее архитектура подчеркнуто нейтральна. Облик конференц-зала на 1000 мест, обращенного к Новому Арбату, постепенно трансформируется, в первоначальных эскизах это полусфера, что, конечно, отсылает к зданию Национального конгресса в Бразилиа.

Кстати, Посохин был в Бразилиа в период строительства основных объектов новой бразильской столицы и встречался с Оскаром Нимейером. В итоге конференц-зал решен в виде цилиндра со скошенной крышей, вся его поверхность превращена в художественное произведение – это мозаика по эскизам Григория Опрышко, известного по работам на сталинских станциях метро («Белорусская» и «Киевская» на Кольцевой линии). Все части комплекса соединены стилобатом, в котором, кроме главного фойе, располагаются зал заседаний, ресторан, столовая для сотрудников и банкетный зал. При этом каждая часть комплекса имеет самостоятельный вход.
И, хотя влияние интернационального стиля в здании СЭВ, безусловно, ощущалось, в то же время это было совершенно оригинальное сооружение, ставшее одновременно и высшей точкой, и своеобразным прощанием с шестидесятыми.

Строительство было завершено в декабре 1970 года, но на фотографиях 1967-го видно, что высотный объем практически закончен. Два изогнутых крыла вызывают ассоциацию и с открытой книгой, и с кремлевском зубцом, оно транслировало, да и транслирует сейчас, оптимизм. Комплекс был решен не просто оригинально, а в какой-то степени остроумно: в его расположении, композиции, пропорциях был найден идеальный баланс. Благодаря этому СЭВ не просто вплетен в ткань города, он ее, собственно, формирует.

Со стороны центра здание СЭВ фактически не видно, оно не создает таких конфликтных вторжений в панораму города как, к примеру, застройка Нового Арбата. Его не видно и со стороны Нового Арбата при движении в центр, комплекс поставлен с отступом от красной линии, к тому же здесь резко понижается рельеф.

Но со стороны Кутузовского проспекта при движении в центр открывается лучший вид на здание-книжку СЭВ. С формальной точки зрения оно замыкает перспективу, но по сути – открывает въезд в центр города, передавая невероятный заряд оптимизма. Постановка здания не менее важна, чем сама архитектура: здание-книжку буквально обрамляет небо. Гармонично здание работает и в панораме набережных Москвы-реки.
  • zooming
    Генеральный план комплекса зданий СЭВ. Проект. В верхней части – территория предполагаемого расширения
    Из книги «Здание СЭВ в Москве» / М. Посохин, Н. Пекарева, Ю. Рацкевич, В. Свирский – Москва, 1971
  • zooming
    Перспектива комплекса зданий СЭВ с нереализованным корпусом на заднем плане. Проект
    Из книги «Здание СЭВ в Москве» / М. Посохин, Н. Пекарева, Ю. Рацкевич, В. Свирский – Москва, 1971

При проектировании комплекса СЭВ учитывалось его расположение в треугольнике из трех сталинских высоток: гостиницы «Украина», здания МИДа на Смоленской площади и жилого дома на Кудринской площади. В 1972–1981 на месте автобусного парка, расположенного по соседству от СЭВ, по проекту Дмитрия Чечулина строится Дом Советов РСФСР, известный сегодня как Белый дом. Так возникает еще один треугольник: гостинца «Украина» – СЭВ – Белый дом. Это один из самых цельных и законченных ансамблей послевоенной Москвы, демонстрирующий последовательное развитие архитектурных вкусов и градостроительных подходов в три эпохи: сталинскую, хрущевскую и брежневскую. 

Теперь из этого ансамбля будет вырвано вырвано одно звено.
  
  
Несостоявшееся расширение
В программе, составленной при проектировании комплекса в начале 1960-х годов, «учитывались также перспективы развития экономического сотрудничества братских стран и в связи с этим предполагалось предусмотреть в проекте последующее расширения комплекса»[7]. На эскизах и планах середины 1960-х виден протяженный корпус на задворках СЭВ, в этом варианте «лежачий небоскреб» почти полностью замыкает периметр застройки участка.

В конце 1970-х встал вопрос о расширении комплекса зданий СЭВ[8]. Сегодня, глядя на эти параметры, цифры могут вызвать лишь улыбку. Итак, организации нужны были следующие площади:
  • административные помещения– до 8000 м2 рабочей площади
  • залы заседаний – до 2500 м2
  • гостиница – до 200 номеров
  • гараж с ремонтной базой на 120 машин
Для размещения новых площадей предполагалось снести существующее до сих пор на задворках СЭВ двухэтажное здание Управления по эксплуатации административных зданий Мосгорисполкома.

Проектированием нового здания занимался Михаил Посохин, только что ушедший с поста главного архитектора Москвы, и архитекторы Мастерской № 1 Моспроекта-2 С. Егорова и Ю. Семенов, которые занимались проектированием здания-книжки. 21 марта 1980 года градсовет Москвы рассмотрел три варианта здания: прямоугольный, ступенчатый, дугообразный; их изображения пока обнаружить не удалось. Но все они не обеспечивали потребностей, заложенных в задании от СЭВ, их общая площадь составляла 6000–6500 м2.

Но главное, члены Градсовета Москвы отмечали, что «проектные предложения… неприемлемы». Основная претензия сформулирована следующим образом:
«Нарушено композиционное решение сложившегося архитектурного ансамбля комплекса зданий СЭВа и всего проспекта Калинина [Нового Арбата], в частности нарушается доминантное градостроительное значение высотного объема здания СЭВа, свободно расположенного в окружающем пространстве и открывающего застройку градостроительного ансамбля высотных зданий Калининского проспекта».

То есть градостроительное значение здания-книжки не подвергается сомнению, и даже потребности такой важной организации, как СЭВ, не влияют на это решение.
 
Градсовет предлагает следующие подходы:
  • для зала заседаний – переоборудовать подземное помещения;
  • для административных помещений – освободить верхние этажи, занимаемые Институтом стандартизации СЭВа;
  • для гостиницы – сделать пристройку к существующему зданию. В протоколе оговаривалось, что новый объемы не должен загораживать церковь Девяти мучеников Кизических, которая в тот момент не действовала.
Но в целом, учитывая, что СЭВ и дальше будет нуждаться в расширении, градсовет советовал обратить внимание на находящиеся рядом здания, а еще лучше – найти площадки для нового строительства, которые имели бы удобную транспортную связь со зданием СЭВа. Территория на задворках СЭВ и по сей день остается своеобразным хозяйственным двором комплекса. 
  • zooming
    1 / 5
    Здание СЭВ
    Фотография © Александр Змеул
  • zooming
    2 / 5
    Здание СЭВ
    Фотография © Александр Змеул
  • zooming
    3 / 5
    Здание СЭВ
    Фотография © Александр Змеул
  • zooming
    4 / 5
    Здание СЭВ
    Фотография © Александр Змеул
  • zooming
    5 / 5
    Здание СЭВ
    Фотография © Александр Змеул
Конец СЭВ
В 1991 году, с распадом социалистического блока, и, соответственно, СЭВа, здание было передано на баланс мэрии Москвы, что было не самым плохим вариантом: у здания появился богатый собственник. В 1993-м, во время противостояния президента Бориса Ельцина и Верховного Совета, здание пострадало: сгорело несколько этажей и были разбиты стекла стилобата; но его быстро восстановили.

В 2003 году была представлена концепция многофункционального комплекса, который должен был дополнить комплекс СЭВ. Проект был разработан архитектором Алексеем Воронцовым, он предполагал сохранение здания-книжки и цилиндрического конференц-зала, но снос гостиницы «Мир».
zooming
Многофункциональный комплекс зданий на Новом Арбате
© АБ Воронцовых, 2003

Со стороны Конюшковской улицы проектом было предусмотрено два относительно небольших объема: 12-этажный отель и 25-27-этажный дом. Доминантой должна была стать 45-метровая круглая в плане башня с вертикальными членениями. Таким образом, если в эскизах 1960-х небоскреб рисовали горизонтальным, то теперь – вертикальным. Новая башня противопоставлялась «книжке» – если та была открытой, то здесь предполагался самый банальный небоскреб. Также предполагалось строительство новой парковки на 1500 машин. Общая площадь новой застройки могла составить 120 тыс. м2 над землей и 65 тыс. под землей.

Проект был чересчур радикален для того времени, к тому же городские власти в этот момент занимались в первую очередь строительством Москва-Сити. Поэтому из масштабного проекта был реализован только относительно небольшой торговый центр «Сфера» на месте спиральной железобетонной эстакады. Его венчала остекленная полусфера, и даже этот относительно небольшой объем изменил вид на СЭВ со стороны Кутузовского проспекта – нелепая полусфера стала заслонять его нижнюю часть. К тому же с уничтожением эстакады была ухудшена транспортная ситуация перед входом в здание – до этого потоки пешеходов и автомобилей не пересекались.

Высотное здание и конференц-зал успешно функционировали в течение всех постсоветских лет. Здание поддерживалось в прекрасном состоянии, заменялись инженерные системы, в целом сохранялись интерьеры общественных зон. Важным фактором стало участие в создании здания стран-членов СЭВ, это имело важное не только идеологическое, но и практическое значение. Они обеспечили высокое качество строительных и отделочных материалов, а также оборудования. Благодаря этому в здании даже сейчас нет следов распада, как то можно наблюдать во многих постройках того же периода. В 2017 году Анна  Жарова, заместитель гендиректора по техническим вопросам компании «Олимп», эксплуатирующей организации комплекса, говорила: «Качество и сейчас поражает. Недавно думали фасад подновить, проверили состояние несущих – никакого износа!»

Впрочем, гостиница «Мир» на протяжении многих лет не функционировала, стояла законсервированной, что вселяло в меня призрачную надежду, что когда-то она вернется к жизни.

В начале 2024 года начался неожиданный для общественности снос гостинцы «Мир», а в октябре стало известно, что «книжка» призвана аварийной, власти объявили о планах по созданию на месте СЭВа «социокультурного кластера». Слово «снос» не произносилось, но, можно предположить, что подразумевалось подтверждение анонимных проектов нового строительства, появившихся в инфополе в феврале 2025 года.
  
  


Что тут можно сказать? 

На протяжении 30 лет – с 1930-х до 1960-х – разные архитекторы искали образ этого, важнейшего с градостроительный точки зрения, места, акцентирующего въезд в центр Москвы по новой магистрали.

Решение, найденное в кратчайшие сроки в 1963 году, мгновенно стало и остается до сих пор одним из символов Москвы. Все попытки расширения его территорий – деликатное в 1980 году или гораздо более масштабное в 2003-м, учитывали статус здания-книги как безусловной доминанты.

Новые проекты, независимо от их архитектурно-планировочных решений, предполагают не просто снос СЭВ, но и противоположный подход к освоению участка. Это объяснятся желанием разместить гигантский объем площадей – 600–700 тыс. м2. Поэтому комплекс стремится вверх и вширь, занимая собой все пространство, заслоняя перспективы, оставляя в тени всю окружающую застройку.
 
Благодарю Центральную научно-техническую библиотеку по строительству и архитектуре и лично Дмитрия Быкова за помощь в подготовке материала.

Благодарим Музей архитектуры за предоставленные изображения. 
 
 
[1] А. Мешков. Реконструкция Арбатского радиуса //Журнал «Архитектура СССР», 1934, № 12, с.33.
[2] В. Кусаков. Улица Конституции (Новый Арбат) в Москве . Журнал «Архитектура СССР», 1940, №9, с. 46
[3]В архитектурно-строительном совете гор. Москвы // Московский строитель, 1952, №25, с. 2
[4] Арх. М. Посохин, А. Зайцев. Ново-Арбатская площадь. Строительство и архитектура Москвы, 1959, №12, м. 18-20
[5] Арх. А. Мндоянц. Новый Арбат. Строительство и архитектура Москвы, 1963, №4, с. 17 
[6] ЦГА г. Москвы, ф.-534, оп. 1, д. 503, с. 77
[7] Здание СЭВ в Москве / М. Посохин, Н. Пекарева, Ю. Рацкевич, В. Свирский – Москва, 1971, с.21.
[8] ЦГА г. Москвы, ф.-534, оп. 1, д. 923, с. 7-10

18 Февраля 2025

Похожие статьи
Соцсети на службе городского планирования
Социальные сети давно перестали быть только платформой для общения, но превратились в инструмент бизнеса, образования, маркетинга и даже развития городов. С их помощью можно находить точки роста и скрытый потенциал территорий. Яркий пример – исследование агентства Digital Guru о туристических возможностях Автозаводского района Тольятти.
В поисках стиля: паттерны и гибриды
Специально для Арх Москвы под кураторством Ильи Мукосея и по методике Марата Невлютова и Елены Борисовой студенты первых курсов МАРШ провели исследование «нового московского стиля». Результатом стала группа иконок – узнаваемых признаков, карта их распространенности и два вывода. Во-первых, ни один из выявленных признаков ни в одной постройке не встречается по одиночке, а только в «гибридах». Во-вторых, пользоваться суммой представленных наблюдений как готовым «определителем» нельзя, а вот началом для дискуссии она может стать. Публикуем исследование. Заодно призываем к началу дискуссии. Что он все-таки такое, новый московский стиль? И стиль ли?
Мосты и мостки
Этой зимой DK-COMMUNITY и творческое сообщество МИРА провели воркшоп в Суздале «Мосты и мостки». В нем участвовали архитекторы и студенты профильных вузов. Участникам предложили изучить технологии мостостроения, рассмотреть мировые примеры и представить свой вариант проектировки постоянного моста для одного из трех предложенных мест. Рассказываем об итогах этой работы.
Археология модернизма: первая работа Нины Алешиной
Историю модернизма редко изучают так, как XVIII или XIX век – с вниманием к деталям, поиском и атрибуциями. А вот Александр Змеул, исследуя творчество архитектора Московского метро Нины Алешиной, сделал относительно небольшое, но настоящее открытие: нашел ее первую авторскую реализацию. Это вестибюль станции «Проспект Мира» радиальной линии. Интересно и то, что его фасад 1959 года просуществовал менее 20 лет. Почему так? Читайте статью.
Годы метро. Памяти Нины Алешиной
Сегодня, 17 июля, исполняется сто лет со дня рождения Нины Александровны Алешиной – пожалуй, ключевого архитектора московского метро второй половины XX века. За сорок лет она построила двадцать станций. Публикуем текст Александра Змеула, основанный на архивных материалах, в том числе рукописи самой Алешиной, с фотографиями Алексея Народицкого.
Мечта в движении: между утопией и реальностью
Исследование истории проектирования и строительства монорельсов в разных странах, но с фокусом мечты о новой мобильности в СССР, сделанное Александром Змеулом для ГЭС-2, переросло в довольно увлекательный ретро-футуристический рассказ о Москве шестидесятых, выстроенный на противопоставлениях. Публикуем целиком.
Модернизация – 3
Третья книга НИИТИАГ о модернизации городской среды: что там можно, что нельзя, и как оно исторически происходит. В этом году: готика, Тамбов, Петербург, Енисейск, Казанская губерния, Нижний, Кавминводы, равно как и проблематика реновации и устойчивости.
Три башни профессора Юрия Волчка
Все знают Юрия Павловича Волчка как увлеченного исследователя архитектуры XX века и теоретика, но из нашей памяти как-то выпадает тот факт, что он еще и проектировал как архитектор – сам и совместно с коллегами, в 1990-е и 2010-е годы. Статья Алексея Воробьева, которую мы публикуем с разрешения редакции сборника «Современная архитектура мира», – о Волчке как архитекторе и его проектах.
Школа ФЗУ Ленэнерго – забытый памятник ленинградского...
В преддверии вторичного решения судьбы Школы ФЗУ Ленэнерго, на месте которой может появиться жилой комплекс, – о том, что история архитектуры – это не история имени собственного, о самоценности архитектурных решений и забытой странице фабрично-заводского образования Ленинграда.
Нейросказки
Участники воркшопа, прошедшего в рамках мероприятия SINTEZ.SPACE, создавали комикс про будущее Нижнего Новгорода. С картинками и текстами им помогали нейросети: от ChatGpt до Яндекс Балабоба. Предлагаем вашему вниманию три работы, наиболее приглянувшиеся редакции.
Линия Елизаветы
Александр Змеул – автор, который давно и профессионально занимается историей и проблематикой архитектуры метро и транспорта в целом, – рассказывает о новой лондонской линии Елизаветы. Она открылась ровно год назад, в нее входит ряд станцией, реализованных ранее, а новые проектировали, в том числе, Гримшо, Уилкинсон и Макаслан. В каких-то подходах она схожа, а в чем-то противоположна мега-проектам развития московского транспорта. Внимание – на сравнение.
Лучшее, худшее, новое, старое: архитектурные заметки...
«Что такое традиции архитектуры московского метро? Есть мнения, что это, с одной стороны, индивидуальность облика, с другой – репрезентативность или дворцовость, и, наконец, материалы. Наверное всё это так». Вашему вниманию – вторая серия архитектурных заметок Александра Змеула о БКЛ, посвященная его художественному оформлению, но не только.
Иван Фомин и Иосиф Лангбард: на пути к классике 1930-х
Новая статья Андрея Бархина об упрощенном ордере тридцатых – на основе сравнения архитектуры Фомина и Лангбарда. Текст был представлен 17 мая 2022 года в рамках Круглого стола, посвященного 150-летию Ивана Фомина.
Архитектурные заметки о БКЛ.
Часть 1
Александр Змеул много знает о метро, в том числе московском, и сейчас, с открытием БКЛ, мы попросили его написать нам обзор этого гигантского кольца – говорят, что самого большого в мире, – с точки зрения архитектуры. В первой части: имена, проектные компании, относительно «старые» станции и многое другое. Получился, в сущности, путеводитель по новой части метро.
Архитектурная модернизация среды. Книга 2
Вслед за первой, выпущенной в прошлом году, публикуем вторую коллективную монографию НИИТИАГ, посвященную «Архитектурной модернизации среды»: история развития городской среды от Тамбова до Минусинска, от Пицунды 1950-х годов до Ричарда Роджерса.
Архитектурная модернизация среды жизнедеятельности:...
Публикуем полный текст первой книги коллективной монографии сотрудников НИИТИАГ. Книга посвящена разным аспектам обновления рукотворной среды, как городской, так и сельской, как древности, так и современной архитектуре, в частности, в ней есть глава, посвященная Николасу Гримшо. В монографии больше 450 страниц.
Поддержка архитектуры в Дании: коллаборации большие...
Публикуем главу из недавно опубликованного исследования Москомархитектуры, посвященного анализу практик поддержки архитектурной деятельности в странах Европы, США и России. Глава посвящена Дании, автор – Татьяна Ломакина.
Сколько стоил дом на Моховой?
Дмитрий Хмельницкий рассматривает дом Жолтовского на Моховой, сравнительно оценивая его запредельную для советских нормативов 1930-х годов стоимость, и делая одновременно предположения относительно внутренней структуры и ведомственной принадлежности дома.
Конкурсный проект комбината газеты «Известия» Моисея...
Первая часть исследования «Иван Леонидов и архитектура позднего конструктивизма (1933–1945)» продолжает тему позднего творчества Леонидова в работах Петра Завадовского. В статье вводятся новые термины для архитектуры, ранее обобщенно зачислявшейся в «постконструктивизм», и начинается разговор о влиянии Леонидова на формально-стилистический язык поздних работ Моисея Гинзбурга и архитекторов его группы.
От музы до главной героини. Путь к признанию творческой...
Публикуем перевод статьи Энн Тинг. Она известна как подруга Луиса Кана, но в то же время Тинг – первая женщина с лицензией архитектора в Пенсильвании и преподаватель архитектурной морфологии Пенсильванского университета. В статье на примере девяти историй рассмотрена эволюция личностной позиции творческих женщин от интровертной «музы» до экстравертной креативной «героини».
Бетонный Мадрид
Новая серия фотографа Роберто Конте посвящена не самой известной исторической странице испанской архитектуры: мадридским зданиям в русле брутализма.
Технологии и материалы
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Сейчас на главной
Город как сюжет
Подход Сергея Скуратова к крупным участкам хочется определить как «тотальный дизайн-код» – он в равной степени внимателен к общей композиции и деталям; а также настроен на то, чтобы абсолютно всё было продумано и подчинено авторской воле. Ренессансный, если подумать, подход, титанический труд, требующий завидной воли и упорства. Ну, и результат – заметные произведения. Рассматриваем возрожденный проект центральной части жилого района «Седьмое небо» в Казани, структуру, продуманную до «градиента акцентности» (sic!) фасадов. А также «литературную» идею и даже авторские сомнения в ней.
Графский парк
Проектное бюро М4 благоустроило Милютинский парк в Алупке. Архитекторы мягко подчеркнули богатство ландшафта с помощью авторских МАФов, а также добавили яркий акцент – бетонные лепестки, очерчивающие сцену с амфитеатром.
Верная функция
Подбирая новую функцию для бывшей детской больницы конца XIX века в Иваново, бюро BOMAR и заказчик отказались от надежных офисов в пользу преемственности: в конечном итоге здание превратилось в детский образовательный центр. Стратегия оказалась верной: арендодатели нашлись быстро, а история объекта культурного наследия продолжилась.
Сад надежды на свободу
В Спасо-Евфимиевом монастыре в Суздале в октябре открыли Сад арестантского корпуса: там, где с XVIII века до оттепели была тюрьма. Авторы архитектуры – NOῨD Короткий метр, ландшафта – бюро МОХ. Садов на самом деле не один, а два разных. Очень разных. Пытаемся разобраться, правильно ли они воздействуют не эмоции посетителя и заодно показываем красоту июньского цветения рудеральных растений.
Восставший в пепле
Словенское бюро Ofis восстановило из руин историческое шале Адольфа Мура начала XX века на берегу Бохиньского озера. Его основной объем выполнен из дерева, карбонизированного по традиционной технологии.
Со-общение
В Ruarts Foundation – выставка «Сообщение» с подзаголовском «Другая история фотографии». Она тут изложена честно, «от дагеротипов» до нейронок, – как развитие, так и разрывы исторической ленты подчеркнуты дизайном экспозиции от Константина Ларина и Арсения Бекешко. А вот акценты, как водится, расставлены так, чтобы хронологию «остранить» и превратить в выставку, которая сама по себе произведение.
Упрощение для гармонии
По проекту alexey podkidyshev studio в центральной части Грозного началась реновация Музея Чеченской Республики. Новая планировочная структура сделает музей удобнее, а фасадная система и работа с объемом позволит сбалансировать ансамбль со зданием драматического театра. Благоустройством прилегающих территорий занимается TGNK landscape.
Южный остров
Клубный дом «Моретта» строится по проекту бюро Archivista в одном из особенно зеленых районов Сочи. Команда вписала в сложный рельеф не только жилые корпуса, но и детский сад, двухуровневый паркинг, коммерческие помещения, а также благоустройство и новые пешеходны маршруты, которые делают среду района более комфортной. Статус резиденций подчеркивают дорогие облицовочные материалы, моллированное стекло и лаконичные формы.
Светлое подземелье
На Центральном вокзале в Амстердаме открылся новый терминал для пассажиров, отправляющихся в Лондон поездами Eurostar. Авторы проекта – ZJA Architects & Engineers и Superimpose Architecture.
Метро как искусство. Деконструкция
В Музее Москвы до 24 августа 2025 года работает выставка «Высоко под землей», посвященная 90-летию московского метро. Столичная подземка – больше, чем транспорт, это гигантский арт-объект, который мы ежедневно не замечаем. Главный трюк экспозиции – заставить увидеть в утилитарном самостоятельное искусство. Метро предстает как результат одержимости деталями, как коллективный труд тысяч людей, как место, где технологии скрываются за красотой.
Лаконичный образ времени
Жилой комплекс «Тайм Сквер», построенный на северном краю Петербурга, на вид лаконичнее и эффективнее, нежели его сосед и предшественник, ЖК New time. Тем не менее, рука архитектора очень даже чувствуется: темы «черного и белого», «внутри и снаружи», а, главное, «съедающей» массу пластинчатости фасадов – разыграны как по нотам. Тут вспоминаешь и классический модернизм, и так называемый «постконструктивизм».
Пей. Твори. Исследуй
Российские архитекторы уверенно расширяют географию своих проектов. Например, бюро KIDZ уже реализовало несколько проектов в Дубае и, судя по всему, не собирается останавливаться. Представляем еще одно их кафе, спроектированное для сети PIMS. В компактном пространстве авторы смогли собрать все свои фирменные приемы: сочетание контрастных материалов, нетривиальную колористику и авторские предметы мебели, создав запоминающийся микс архаики и hi-tech.
Серебряный ларец
Бюро figura A преобразило бывший бизнес-центр, построенный в начале 2000-х годов и приспособленный под апартаменты. Существующий каркас для навесного фасада подновили, а хризотилцементные панели заменили на алюминиевые листы с брашировкой, которая обеспечила световой градиент. Шахматный узор дополнили эллипсы трех размеров.
Новая жизнь в карьере
Общественный центр по проекту Snøhetta – первое завершенное здание нового района в бывшем карьере недалеко от Гётеборга; продажи квартир здесь еще даже не начались.
Сергей Кузнецов: «Мы не стремимся к единому стилю...
Некоторое время назад мы попросили у главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова комментарий по Архитектурной премии мэра Москвы: от схемы принятия решений до того, каким образом выбор премии отражает архитектурную политику. Публикуем полученные ответы, читайте.
Белый берег
По проекту бюро ISAEV Architects в небольшом башкирском городе Агидель благоустроен городской пляж на реке Белая. Площадь со сценой, инфраструктура для отдыха на свежем воздухе и безбарьерная среда сделали место точкой притяжения, которая предлагает разнообразный досуг – от мангала до вейкборда.
Лина Бо Барди и «ГЭС-2»: реконструкция
В Доме культуры «ГЭС-2» с 11 июля по 19 октября работает первая в России масштабная выставка, посвященная Лине Бо Барди (1914-1992) – бразильскому архитектору итальянского происхождения. «Если бы стены стали водой» – не столько ретроспектива, сколько попытка оживить дух Бо Барди на московской сцене, где ее идеи об общем для всех горожан пространстве и гибкости архитектурных решений звучат особенно актуально.
WAF 2025: кто в коротком списке
Всемирный фестиваль архитектуры объявил шорт-листы всех номинаций. В списки попали постройки и проекты бюро ATRIUM, TCHOBAN VOSS Architekten и Kerimov Architects – предлагаем их краткий обзор.
Средство от стресса
На волгоградской набережной появилось еще одно стильное место для комфортного времяпрепровождения с видом на реку Волгу, олицетворяющую собой течение времени и множество других зыбких понятий. Бюро Rogojnikov & Sorokin создало кальян-бар Redwood Asia, интерьер которого преисполнен чувства собственного достоинства – с небольшой толикой архитектурной иронии.
Дина Боровик: хрущёвки попадают в Рай
Молодая художница из Челябинска Дина Боровик показывает в ЦСИ Винзавод выставку, где сопоставляет пятиэтажки, «паутинки» и прочие приметы немудрящей постсоветской жизни с динозаврами. И хотя кое-где ее хрущевки напоминают инсталляцию Бродского на венецианской биеннале, страшно сказать, 2006 года, лиричность подкупает.
Верхом на холме
Вилла «Сидоний» в предместье Праги, в популярном месте отдыха и хайкинга, задумана архитекторами Stempel & Tesar как конструктивный и технологический эксперимент.
Петербург Георгия Траугота
С 29 мая по 17 августа 2025 года в московском пространстве Ile Theleme проходит персональная выставка ленинградского художника Георгия Траугота. Более ста работ мастера представляют все грани творчества этого самобытного автора. Петербург Траугота – в эссе Екатерины Алиповой.
Цветок озера
Прообраз здания «театра Камала» в Казани – ледяной цветок: редкое и хрупкое природное явление озера Кабан «застыло» в крупных летящих контурах стеклянных экранов, ограждающих основной объем, формируя его силуэт и защищая витражи от солнца. Проект консорциума под руководством Wowhaus, включавшего «звезду» мировой архитектуры Kengo Kuma, победил в конкурсе 2021/2022 года, был реализован близко к исходному замыслу в короткие, очень короткие сроки. Театр открыт в начале 2025. Кэнго Кума предложил образ ледяного цветка и контрапост холодного снаружи – теплого внутри. В течение 2022–2024 Wowhaus сделали все для его воплощения, буквально-таки ночуя на площадке. Рассматриваем знаковое здание и увлекательную историю.
На берегу Лососинки
Жилой комплекс «Речка», который формируется в Петрозаводске по проекту архитектурной мастерской Евгения Таева, реагирует на соседство с речкой Лососинка и парком Ямка точечной застройкой, которая делает среду проницаемой и интегрированной в зеленый массив. Кирпич на фасадах отсылает к заводским корпусам Александровского Завода, основанного в XVIII веке.
Керамический ажур
По проекту OMA завершено строительство штаб-квартиры компании JOMOO в Сямыне на юго-восточном побережье Китая.
Энергия юности
Архитектурное бюро Better с помощью простых и бюджетных приемов предлагает концепцию обновления популярного у молодежи Новой Усмани здания 1950-х годов. Молодежный центр приобретает узнаваемый облик, дополнительные пространства для встреч и общения, а также становится потенциальной точкой преобразования городской среды.
Дюрер и бабочки
Рассматриваем одну из работ выставки «Границы видимости», которая еще открыта на Винзаводе, поближе. Объект называется актуальным для современности образом: «Сакральная геометрия», сделан из лотков для коммуникаций, которые нередко встречаются в открытом виде под потолком, с вкраплениями фрагментов гравюры Дюрера, «чтобы сбить зрителя с толку».
Башня переехала
В Выксе собрали на новом месте, на территории будущего Шухов-Парка за плотиной пруда, большую часть водонапорной «башни Шухова». Закончить обещают к осени, но подсветку уже включали. Техническое сооружение завода обещает стать одним из главных акцентов парка. Да и уже им является. За башней, размышления о судьбе которой шли с 2005 года, наблюдала Марина Игнатушко.
Модули из глины и древесины
Модульное офисное здание HORTUS по проекту Herzog & de Meuron возведено под Базелем из возобновляемых и вторично используемых материалов, а также должно за 31 год «окупить» с помощью фотоэлектрических панелей всю затраченную при строительстве энергию.
Палитра дерева
По проекту бюро Kub House на участке в поселке Николино построено несколько зданий с применением CLT-технологии. Архитекторы рассказывают о дополнительных решениях: шиндель и еловый планкен на фасадах, самоклеящаяся алюминиевая пароизоляция для герметичности здания, звукоизоляционные конструкции.