Прощание с СЭВ

Александр Змеул рассказывает историю проектирования, строительства и перепроектирования здания СЭВ – безусловной градостроительной доминанты западного направления и символа послевоенной Москвы, размноженного в советском «мерче», всем хорошо знакомого. В ходе рассказа мы выясняем, что, когда в 1980-е комплексу потребовалось расширение, градсовет предложил очень деликатные варианты; и еще, что в 2003 году здесь проектировали башню, но тоже без сноса «книжки». Статья иллюстрирована архивными материалами, часть публикуется впервые; благодарим Музей архитектуры за предоставленные изображения.

mainImg
Здание СЭВа казалось самым удачным и самым счастливым зданием модернистской Москвы.

История проектирования этого участка на берегу Москвы-реки, поиски образа застройки от сталинских до лужковских времен, информация о проекте расширения СЭВа в 1980 году публикуется впервые.
Как все начиналось
Участок, на котором сейчас стоит здание СЭВ, приобрел градостроительное значение относительно недавно – лишь в 1930-е годы. Историческая дорога из Москвы на запад шла от Арбатской площади через Арбат, Смоленскую улицу, пересекала Москву-реку, продолжалась нынешней Большой Дорогомиловской улицей. Тем не менее в советское время западное направление развития города стало одним из главных; это была правительственная трасса, недалеко от Кунцева находилась «Ближняя дача» Сталина.

Задачей новой магистрали было – связать центр и запад города более прямым путем, создавая новую трассу от Арбатской площади до Дорогомиловской заставы. Проект магистрали, поначалу названной Новым Арбатом, еще до принятия Генплана 1935 года разрабатывал архитектор Алексей Мешков, который в 1933–1934 годах руководил архитектурно-планировочной мастерской № 8 Моссовета[1]. Затем магистралью занимался Сергей Чернышев, один из авторов генплана 1935 года. После принятия основанного на нем закона в 1936 году рабочим названием магистрали стал проспект Конституции.

У Москвы-реки должна была возникнуть Ново-Арбатская площадь, здесь Новый Арбат делает поворот, в нее также вливалась трасса Конюшковской улицы, ведшая к Белорусскому вокзалу. Застройка здесь была достаточно рыхлой, самым большим сооружением оставалась Новинская женская тюрьма, действовавшая с 1908 по 1947 год и снесенная в 1960-м.
  • zooming
    Макет застройки Нового Арбата, на переднем плане – Ново-Арбатская пл.. Арх. А. Мешков
    «Архитектура СССР», 1934, № 12
  • zooming
    Проект реконструкции Арбатского радиуса в Москве. Арх. А. Мешков Генплан
    «Архитектура СССР», 1934, № 12
 
Проект застройки Ново-Арбатской площади в 1940 году получил критические оценки в журнале «Архитектура СССР»[2]: «Расположенный на оси будущего моста жилой дом, который плоскостью своего фасада замыкает перспективу со стороны Дорогомилова, мог бы при этом как в плане, так и в силуэте, получить более выразительные формы. Этому зданию, встречающему направляющихся с юго-запада в город, следует так же, как и всей Ново-Арбатской площади, уделить больше внимания». Потенциал площадки очевиден, здесь невозможно проходное решение.

Впрочем, к планам строительства магистрали возвращаются уже после Великой Отечественной войны: в 1947 году на противоположном стороне Москвы-реки закладывается одна из сталинских высоток – гостиница «Украина» по проекту архитекторов Аркадия Мордвинова и Вячеслава Олтаржевского.

Образ высотного здания, увенчанного шпилем, – одна из популярных тем своего времени, их и в меньшем масштабе пытаются повторить в разных частях города. Так, проект застройки Ново-Арбатской площади начала 1950-х предполагал строительство в глубине парадного двора подобного 14-этажного здания[3]. Слева от него, на Краснопресненской набережной планировалось построить комплекс из трех домов по проекту Иосифа Ловейко. Из этого ансамбля был реализован лишь один корпус по адресу Краснопресненская набережная, 2/1.

Идея размещения здания со шпилем была доведена до абсолюта в дипломном проекте выпускника МИИГС (МГСИ) Геннадия Мачульского 1951 года. Его проект высотного дома на Ново-Арбатской площади с архитектурной точки зрения выполнен вполне в духе своего времени, но интерес представляет именно идея постановки высотного объема на этом участке.
  • zooming
    Высотный дом на Ново-Арбатской площади. Москва. Дипломный проект (МИИГС). Г.К. Мачульский. 1951 г. Главный фасад. Из альбома «Г.К. Мачульский. Проекты 1950-1957 гг.». Дата съёмки: 1950-е гг. Фотобумага; отпечаток серебряно-желатиновый. 16,2х23,4 см; альбомный лист – 35х37,4 см
    ГК № 46633999 ГНИМА ОФ-6564/12
  • zooming
    Высотный дом на Ново-Арбатской площади. Москва. Дипломный проект (МИИГС). Г.К. Мачульский. 1951 г. Генплан. Из альбома «Г.К. Мачульский. Проекты 1950-1957 гг.». Дата съёмки: 1950-е гг. Фотобумага; отпечаток серебряно-желатиновый. 14,8х10,7 см; альбомный лист – 35х37,4 см
    ГК № 46634033 ГНИМА ОФ-6564/16
 
Строительство гостинцы «Украина» заканчивается уже в другую эпоху – в 1957 году. В этом же году открывается первый участок будущей магистрали от Садового кольца до Дорогомиловский заставы, в том числе Новоарбатский мост.

Очевидно, что будущая Ново-Арбатская площадь должна была как можно быстрее получить архитектурное решение. В 1957–1958 годах при участии Института Генплана Москвы в мастерской № 9 института «Моспроект» разрабатывается проект ее планировки и застройки[4]. В авторский коллектив входят Михаил Посохин, его многолетний соавтор Ашот Мндоянц, а также И. Колпакчи и Ф. Николаев.
  • zooming
    Проект реконструкции и застройки в районе Ново-Арбатского моста в Москве. 1957 г. Макет. Дата съёмки: 1958 г. Фотобумага; отпечаток серебряно-желатиновый. 16,5х23 см
    ГК № 52226467 ГНИМА НФ-ОФ-1093/272
  • zooming
    Проект реконструкции и застройки в районе Ново-Арбатского моста в Москве. 1957 г. Макет. Дата съёмки: 1958 г. Фотобумага; отпечаток серебряно-желатиновый. 16,5х23 см
    ГК № 52226462 ГНИМА НФ-ОФ-1093/273

Здесь предлагается характерная для того времени застройка – трапециевидная в плане, формирующая перед собой площадь. Такой композиционный и архитектурный прием был реализован на Дорогомиловский и Калужской заставах (сегодня – площадь Гагарина).

Для застройки проектируются жилые дома (архитекторы М. Посохин, А. Зайцев), за планировочную основу была взята секция пятиэтажек II-32, переработанная для 9-этажных домов. Первый этаж планировалось выполнить из сборного железобетона для лучшей планировки помещений, занимаемых магазином и кафе. Оригинальный облик домам должны были придать балконы, часть которых предполагалось закрыть асбоцементными листами. На противоположной стороне Конюшковской улицы планировалось построить односекционные типовые 9-этажные дома с встроенными торговыми помещениями.
  • zooming
    1 / 3
    Проект застройки и планировки Ново-Арбатской площади, 1958-1959
    Строительство и архитектура Москвы. 1959. №12
  • zooming
    2 / 3
    Проект застройки и планировки Ново-Арбатской площади, 1958-1959
    Строительство и архитектура Москвы. 1959. №12
  • zooming
    3 / 3
    Проект застройки и планировки Ново-Арбатской площади, 1958-1959
    Строительство и архитектура Москвы. 1959. №12

В результате полной реконструкции площади здесь должно было появиться 31 тыс. м2 жилой площади. Реконструкцию площади планировалось начать в 1960 году, а завершить в 1965-м. Проект решал в большей степени социальные задачи, полностью не раскрывая потенциал участка.
Здесь будет СЭВ
Очевидно, что участку требовалось решение принципиально другого уровня и масштаба. В этот момент шло активное проектирование Нового Арбата, которому предстояло стать самым масштабным проектом комплексной реконструкции Москвы в послевоенный период. В варианте схемы магистрали, опубликованном в журнале «Строительство и архитектура Москвы» в 1963 году[5], на Ново-Арбатской площади размещена уже не периметральная, а свободная застройка, что отражало изменение подходов к планировке. Виден протяженный объем, аналогичные здания проектируются для северной стороны основной части Нового Арбата, где в итоге появляются жилые башни. К этому моменту для южной стороны проспекта уже найден образ зданий: это открытая книга.
  • zooming
    Фрагмент схемы застройки Нового Арбата, 1963
    Строительство и архитектура Москвы. 1963. №4
  • zooming
    Генплан Нового Арбата
    Из книги Иконников А.В. Каменная летопись Москвы: Путеводитель. М., 1978
 
Все меняется буквально за несколько месяцев. В сентябре 1962 года Совет экономической взаимопомощи, СЭВ – организация экономического сотрудничества социалистических стран – решает разместить свою штаб-квартиру в Москве. Для будущего комплекса выделяют участок у Москвы-реки, проектирование идет в невероятно сжатые сроки: оно начинается в марте 1963 года. Руководитель авторского коллектива – Михаил Посохин, вероятно, что именно он, будучи главным архитектором города, предложил место для размещения СЭВ. Но в протоколе Градсовета в 1963 году указаны лишь два автора проекта: Ашот Мндоянц (1910-1966) и Владимир Свирский (1917-1969), архитекторы Мастерской № 1 Моспооекта-2. Видимо, именно они занимались непосредственно разработкой проекта. Оба этих талантливых архитектора умирают до окончания строительства здания СЭВ.

Согласно заданию заказчика, комплекс должен был включать административные помещения: представительства стран-членов, руководящие органы СЭВ, Институт стандартов, залы заседаний и гостиницу. Уже к июлю появляются четыре варианта, всех их объединяет построение композиции вокруг 30-этажного высотного объема. Но его образ и компоновка остальных построек на участке решатся по-разному.

К одной группе относились варианты, где высотная часть трактована как замкнутый монолитный объем с внутренним размещением вертикальных коммуникаций: параллелепипед в плане (№ 3) и треугольник, повторяющий план участка (№ 4).
  • zooming
    Варианты комплекса СЭВа
    Из книги «Здание СЭВ в Москве» / М. Посохин, Н. Пекарева, Ю. Рацкевич, В. Свирский – Москва, 1971, с.21
  • zooming
    Варианты комплекса СЭВа
    Из книги «Здание СЭВ в Москве» / М. Посохин, Н. Пекарева, Ю. Рацкевич, В. Свирский – Москва, 1971, с.21

К другой группе относились варианты с двумя одинаковыми объемами, которые соединены по всей высоте центральным ядром вертикальных коммуникаций. Это более традиционный вариант – два параллельных, немного сдвинутых по отношению друг к другу корпуса (№ 1) и всем известный вариант № 2 с «развитой объемно-пространственной композицией здания в виде двух корпусов, объединенных транспортным блоком, развернутых в сторону Ново-Арбатского моста». 14 августа 1963 года градсовет Москвы под председательством Дмитрия Бурдина выбрал именно его[6].
  • zooming
    Варианты комплекса СЭВа
    Из книги «Здание СЭВ в Москве» / М. Посохин, Н. Пекарева, Ю. Рацкевич, В. Свирский – Москва, 1971, с.21
  • zooming
    Варианты комплекса СЭВа
    Из книги «Здание СЭВ в Москве» / М. Посохин, Н. Пекарева, Ю. Рацкевич, В. Свирский – Москва, 1971, с.21

Постепенно дорабатывается образ здания: этажность определяется в 31 этаж – 105 метров. Фасады выполняют из многослойных панелей стекла, обрамленных алюминиевыми рамами. Получают свое решение два других объема – 13-этажная гостиница «Мир» на 300 мест фиксирует северную границу комплекса, ее архитектура подчеркнуто нейтральна. Облик конференц-зала на 1000 мест, обращенного к Новому Арбату, постепенно трансформируется, в первоначальных эскизах это полусфера, что, конечно, отсылает к зданию Национального конгресса в Бразилиа.

Кстати, Посохин был в Бразилиа в период строительства основных объектов новой бразильской столицы и встречался с Оскаром Нимейером. В итоге конференц-зал решен в виде цилиндра со скошенной крышей, вся его поверхность превращена в художественное произведение – это мозаика по эскизам Григория Опрышко, известного по работам на сталинских станциях метро («Белорусская» и «Киевская» на Кольцевой линии). Все части комплекса соединены стилобатом, в котором, кроме главного фойе, располагаются зал заседаний, ресторан, столовая для сотрудников и банкетный зал. При этом каждая часть комплекса имеет самостоятельный вход.
И, хотя влияние интернационального стиля в здании СЭВ, безусловно, ощущалось, в то же время это было совершенно оригинальное сооружение, ставшее одновременно и высшей точкой, и своеобразным прощанием с шестидесятыми.

Строительство было завершено в декабре 1970 года, но на фотографиях 1967-го видно, что высотный объем практически закончен. Два изогнутых крыла вызывают ассоциацию и с открытой книгой, и с кремлевском зубцом, оно транслировало, да и транслирует сейчас, невероятный оптимизм. Комплекс был решен не просто оригинально, а в какой-то степени остроумно: в его расположении, композиции, пропорциях был найден идеальный баланс. Благодаря этому СЭВ не просто вплетен в ткань города, он ее, собственно, формирует.

Со стороны центра здание СЭВ фактически не видно, оно не создает таких конфликтных вторжений в панораму города как, к примеру, застройка Нового Арбата. Его не видно и со стороны Нового Арбата при движении в центр, комплекс поставлен с отступом от красной линии, к тому же здесь резко понижается рельеф.

Но со стороны Кутузовского проспекта при движении в центр открывается лучший вид на здание-книжку СЭВ. С формальной точки зрения оно замыкает перспективу, но по сути – открывает въезд в центр города, транслируя невероятный заряд оптимизма. Постановка здания не менее важна, чем сама архитектура: здание-книжку буквально обрамляет небо. Гармонично здание работает и в панораме набережных Москвы-реки.
  • zooming
    Генеральный план комплекса зданий СЭВ. Проект. В верхней части – территория предполагаемого расширения
    Из книги «Здание СЭВ в Москве» / М. Посохин, Н. Пекарева, Ю. Рацкевич, В. Свирский – Москва, 1971
  • zooming
    Перспектива комплекса зданий СЭВ с нереализованным корпусом на заднем плане. Проект
    Из книги «Здание СЭВ в Москве» / М. Посохин, Н. Пекарева, Ю. Рацкевич, В. Свирский – Москва, 1971

При проектировании комплекса СЭВ учитывалось его расположение в треугольнике из трех сталинских высоток: гостиницы «Украина», здания МИДа на Смоленской площади и жилого дома на Кудринской площади. В 1972–1981 на месте автобусного парка, расположенного по соседству от СЭВ, по проекту Дмитрия Чечулина строится Дом Советов РСФСР, известный сегодня как Белый дом. Так возникает еще один треугольник: гостинца «Украина» – СЭВ – Белый дом. Это один из самых цельных и законченных ансамблей послевоенной Москвы, демонстрирующий последовательное развитие архитектурных вкусов и градостроительных подходов в три эпохи: сталинскую, хрущевскую и брежневскую. 

Теперь из этого ансамбля будет вырвано вырвано одно звено.
  
  
Несостоявшееся расширение
В программе, составленной при проектировании комплекса в начале 1960-х годов, «учитывались также перспективы развития экономического сотрудничества братских стран и в связи с этим предполагалось предусмотреть в проекте последующее расширения комплекса»[7]. На эскизах и планах середины 1960-х виден протяженный корпус на задворках СЭВ, в этом варианте «лежачий небоскреб» почти полностью замыкает периметр застройки участка.

В конце 1970-х встал вопрос о расширении комплекса зданий СЭВ[8]. Сегодня, глядя на эти параметры, цифры могут вызвать лишь улыбку. Итак, организации нужны были следующие площади:
  • административные помещения– до 8000 м2 рабочей площади
  • залы заседаний – до 2500 м2
  • гостиница – до 200 номеров
  • гараж с ремонтной базой на 120 машин
Для размещения новых площадей предполагалось снести существующее до сих пор на задворках СЭВ двухэтажное здание Управления по эксплуатации административных зданий Мосгорисполкома.

Проектированием нового здания занимался Михаил Посохин, только что ушедший с поста главного архитектора Москвы, и архитекторы Мастерской № 1 Моспроекта-2 С. Егорова и Ю. Семенов, которые занимались проектированием здания-книжки. 21 марта 1980 года градсовет Москвы рассмотрел три варианта здания: прямоугольный, ступенчатый, дугообразный; их изображения пока обнаружить не удалось. Но все они не обеспечивали потребностей, заложенных в задании от СЭВ, их общая площадь составляла 6000–6500 м2.

Но главное, члены Градсовета Москвы отмечали, что «проектные предложения… неприемлемы». Основная претензия сформулирована следующим образом:
«Нарушено композиционное решение сложившегося архитектурного ансамбля комплекса зданий СЭВа и всего проспекта Калинина [Нового Арбата], в частности нарушается доминантное градостроительное значение высотного объема здания СЭВа, свободно расположенного в окружающем пространстве и открывающего застройку градостроительного ансамбля высотных зданий Калининского проспекта».

То есть градостроительное значение здания-книжки не подвергается сомнению, и даже потребности такой важной организации, как СЭВ, не влияют на это решение.
 
Градсовет предлагает следующие подходы:
  • для зала заседаний – переоборудовать подземное помещения;
  • для административных помещений – освободить верхние этажи, занимаемые Институтом стандартизации СЭВа;
  • для гостиницы – сделать пристройку к существующему зданию. В протоколе оговаривалось, что новый объемы не должен загораживать церковь Девяти мучеников Кизических, которая в тот момент не действовала.
Но в целом, учитывая, что СЭВ и дальше будет нуждаться в расширении, градсовет советовал обратить внимание на находящиеся рядом здания, а еще лучше – найти площадки для нового строительства, которые имели бы удобную транспортную связь со зданием СЭВа. Территория на задворках СЭВ и по сей день остается своеобразным хозяйственным двором комплекса. 
  • zooming
    1 / 5
    Здание СЭВ
    Фотография © Александр Змеул
  • zooming
    2 / 5
    Здание СЭВ
    Фотография © Александр Змеул
  • zooming
    3 / 5
    Здание СЭВ
    Фотография © Александр Змеул
  • zooming
    4 / 5
    Здание СЭВ
    Фотография © Александр Змеул
  • zooming
    5 / 5
    Здание СЭВ
    Фотография © Александр Змеул
Конец СЭВ
В 1991 году, с распадом социалистического блока, и, соответственно, СЭВа, здание было передано на баланс мэрии Москвы, что было не самым плохим вариантом: у здания появился богатый собственник. В 1993-м, во время противостояния президента Бориса Ельцина и Верховного Совета, здание пострадало: сгорело несколько этажей и были разбиты стекла стилобата; но его быстро восстановили.

В 2003 году была представлена концепция многофункционального комплекса, который должен был дополнить комплекс СЭВ. Проект был разработан архитектором Алексеем Воронцовым, он предполагал сохранение здания-книжки и цилиндрического конференц-зала, но снос гостиницы «Мир».
zooming
Многофункциональный комплекс зданий на Новом Арбате
© АБ Воронцовых, 2003

Со стороны Конюшковской улицы проектом было предусмотрено два относительно небольших объема: 12-этажный отель и 25-27-этажный дом. Доминантой должна была стать 45-метровая круглая в плане башня с вертикальными членениями. Таким образом, если в эскизах 1960-х небоскреб рисовали горизонтальным, то теперь – вертикальным. Новая башня противопоставлялась «книжке» – если та была открытой, то здесь предполагался самый банальный небоскреб. Также предполагалось строительство новой парковки на 1500 машин. Общая площадь новой застройки могла составить 120 тыс. м2 над землей и 65 тыс. под землей.

Проект был чересчур радикален для того времени, к тому же городские власти в этот момент занимались в первую очередь строительством Москва-Сити. Поэтому из масштабного проекта был реализован только относительно небольшой торговый центр «Сфера» на месте спиральной железобетонной эстакады. Его венчала остекленная полусфера, и даже этот относительно небольшой объем изменил вид на СЭВ со стороны Кутузовского проспекта – нелепая полусфера стала заслонять его нижнюю часть. К тому же с уничтожением эстакады была ухудшена транспортная ситуация перед входом в здание – до этого потоки пешеходов и автомобилей не пересекались.

Высотное здание и конференц-зал успешно функционировали в течение всех постсоветских лет. Здание поддерживалось в прекрасном состоянии, заменялись инженерные системы, в целом сохранялись интерьеры общественных зон. Важным фактором стало участие в создании здания стран-членов СЭВ, это имело важное не только идеологическое, но и практическое значение. Они обеспечили высокое качество строительных и отделочных материалов, а также оборудования. Благодаря этому в здании даже сейчас нет следов распада, как то можно наблюдать во многих постройках того же периода. В 2017 году Анна  Жарова, заместитель гендиректора по техническим вопросам компании «Олимп», эксплуатирующей организации комплекса, говорила: «Качество и сейчас поражает. Недавно думали фасад подновить, проверили состояние несущих – никакого износа!»

Впрочем, гостиница «Мир» на протяжении многих лет не функционировала, стояла законсервированной, что вселяло в меня призрачную надежду, что когда-то она вернется к жизни.

В начале 2024 года начался неожиданный для общественности снос гостинцы «Мир», а в октябре стало известно, что «книжка» призвана аварийной, власти объявили о планах по созданию на месте СЭВа «социокультурного кластера». Слово «снос» не произносилось, но, можно предположить, что подразумевалось подтверждение анонимных проектов нового строительства, появившихся в инфополе в феврале 2025 года.
  
  


Что тут можно сказать? 

На протяжении 30 лет – с 1930-х до 1960-х – разные архитекторы искали образ этого, важнейшего с градостроительный точки зрения, места, акцентирующего въезд в центр Москвы по новой магистрали.

Решение, найденное в кратчайшие сроки в 1963 году, мгновенно стало и остается до сих пор одним из символов Москвы. Все попытки расширения его территорий – деликатное в 1980 году или гораздо более масштабное в 2003-м, учитывали статус здания-книги как безусловной доминанты.

Новые проекты, независимо от их архитектурно-планировочных решений, предполагают не просто снос СЭВ, но и противоположный подход к освоению участка. Это объяснятся желанием разместить гигантский объем площадей – 600–700 тыс. м2. Поэтому комплекс стремится вверх и вширь, занимая собой все пространство, заслоняя перспективы, оставляя в тени всю окружающую застройку.
 
Благодарю Центральную научно-техническую библиотеку по строительству и архитектуре и лично Дмитрия Быкова за помощь в подготовке материала.

Благодарим Музей архитектуры за предоставленные изображения. 
 
 
[1] А.Мешков. Реконструкция Арбатского радиуса //Журнал «Архитектура СССР», 1934, № 12, с.33.
[2] В. Кусаков. Улица Конституции (Новый Арбат) в Москве . Журнал «Архитектура СССР», 1940, №9, с. 46
[3]В архитектурно- строительном совете гор. Москвы // Московский строитель, 1952, №25, с. 2
[4] Арх. М. Посохин, А. Зайцев. Ново-Арбатская площадь. Строительство и архитектура Москвы, 1959, №12, м. 18-20
[5] Арх. А. Мдоянц. Новый Арбат. Строительство и архитектура Москвы, 1963, №4, с. 17 
[6] ЦГА г. Москвы, ф.-534, оп. 1, д. 503, с. 77
[7] Здание СЭВ в Москве / М. Посохин, Н. Пекарева, Ю. Рацкевич, В. Свирский – Москва, 1971, с.21.
[8] ЦГА г. Москвы, ф.-534, оп. 1, д. 923, с. 7-10

18 Февраля 2025

Похожие статьи
Археология модернизма: первая работа Нины Алешиной
Историю модернизма редко изучают так, как XVIII или XIX век – с вниманием к деталям, поиском и атрибуциями. А вот Александр Змеул, исследуя творчество архитектора Московского метро Нины Алешиной, сделал относительно небольшое, но настоящее открытие: нашел ее первую авторскую реализацию. Это вестибюль станции «Проспект Мира» радиальной линии. Интересно и то, что его фасад 1959 года просуществовал менее 20 лет. Почему так? Читайте статью.
Годы метро. Памяти Нины Алешиной
Сегодня, 17 июля, исполняется сто лет со дня рождения Нины Александровны Алешиной – пожалуй, ключевого архитектора московского метро второй половины XX века. За сорок лет она построила двадцать станций. Публикуем текст Александра Змеула, основанный на архивных материалах, в том числе рукописи самой Алешиной, с фотографиями Алексея Народицкого.
Мечта в движении: между утопией и реальностью
Исследование истории проектирования и строительства монорельсов в разных странах, но с фокусом мечты о новой мобильности в СССР, сделанное Александром Змеулом для ГЭС-2, переросло в довольно увлекательный ретро-футуристический рассказ о Москве шестидесятых, выстроенный на противопоставлениях. Публикуем целиком.
Модернизация – 3
Третья книга НИИТИАГ о модернизации городской среды: что там можно, что нельзя, и как оно исторически происходит. В этом году: готика, Тамбов, Петербург, Енисейск, Казанская губерния, Нижний, Кавминводы, равно как и проблематика реновации и устойчивости.
Три башни профессора Юрия Волчка
Все знают Юрия Павловича Волчка как увлеченного исследователя архитектуры XX века и теоретика, но из нашей памяти как-то выпадает тот факт, что он еще и проектировал как архитектор – сам и совместно с коллегами, в 1990-е и 2010-е годы. Статья Алексея Воробьева, которую мы публикуем с разрешения редакции сборника «Современная архитектура мира», – о Волчке как архитекторе и его проектах.
Школа ФЗУ Ленэнерго – забытый памятник ленинградского...
В преддверии вторичного решения судьбы Школы ФЗУ Ленэнерго, на месте которой может появиться жилой комплекс, – о том, что история архитектуры – это не история имени собственного, о самоценности архитектурных решений и забытой странице фабрично-заводского образования Ленинграда.
Нейросказки
Участники воркшопа, прошедшего в рамках мероприятия SINTEZ.SPACE, создавали комикс про будущее Нижнего Новгорода. С картинками и текстами им помогали нейросети: от ChatGpt до Яндекс Балабоба. Предлагаем вашему вниманию три работы, наиболее приглянувшиеся редакции.
Линия Елизаветы
Александр Змеул – автор, который давно и профессионально занимается историей и проблематикой архитектуры метро и транспорта в целом, – рассказывает о новой лондонской линии Елизаветы. Она открылась ровно год назад, в нее входит ряд станцией, реализованных ранее, а новые проектировали, в том числе, Гримшо, Уилкинсон и Макаслан. В каких-то подходах она схожа, а в чем-то противоположна мега-проектам развития московского транспорта. Внимание – на сравнение.
Лучшее, худшее, новое, старое: архитектурные заметки...
«Что такое традиции архитектуры московского метро? Есть мнения, что это, с одной стороны, индивидуальность облика, с другой – репрезентативность или дворцовость, и, наконец, материалы. Наверное всё это так». Вашему вниманию – вторая серия архитектурных заметок Александра Змеула о БКЛ, посвященная его художественному оформлению, но не только.
Иван Фомин и Иосиф Лангбард: на пути к классике 1930-х
Новая статья Андрея Бархина об упрощенном ордере тридцатых – на основе сравнения архитектуры Фомина и Лангбарда. Текст был представлен 17 мая 2022 года в рамках Круглого стола, посвященного 150-летию Ивана Фомина.
Архитектурные заметки о БКЛ.
Часть 1
Александр Змеул много знает о метро, в том числе московском, и сейчас, с открытием БКЛ, мы попросили его написать нам обзор этого гигантского кольца – говорят, что самого большого в мире, – с точки зрения архитектуры. В первой части: имена, проектные компании, относительно «старые» станции и многое другое. Получился, в сущности, путеводитель по новой части метро.
Архитектурная модернизация среды. Книга 2
Вслед за первой, выпущенной в прошлом году, публикуем вторую коллективную монографию НИИТИАГ, посвященную «Архитектурной модернизации среды»: история развития городской среды от Тамбова до Минусинска, от Пицунды 1950-х годов до Ричарда Роджерса.
Архитектурная модернизация среды жизнедеятельности:...
Публикуем полный текст первой книги коллективной монографии сотрудников НИИТИАГ. Книга посвящена разным аспектам обновления рукотворной среды, как городской, так и сельской, как древности, так и современной архитектуре, в частности, в ней есть глава, посвященная Николасу Гримшо. В монографии больше 450 страниц.
Поддержка архитектуры в Дании: коллаборации большие...
Публикуем главу из недавно опубликованного исследования Москомархитектуры, посвященного анализу практик поддержки архитектурной деятельности в странах Европы, США и России. Глава посвящена Дании, автор – Татьяна Ломакина.
Сколько стоил дом на Моховой?
Дмитрий Хмельницкий рассматривает дом Жолтовского на Моховой, сравнительно оценивая его запредельную для советских нормативов 1930-х годов стоимость, и делая одновременно предположения относительно внутренней структуры и ведомственной принадлежности дома.
Конкурсный проект комбината газеты «Известия» Моисея...
Первая часть исследования «Иван Леонидов и архитектура позднего конструктивизма (1933–1945)» продолжает тему позднего творчества Леонидова в работах Петра Завадовского. В статье вводятся новые термины для архитектуры, ранее обобщенно зачислявшейся в «постконструктивизм», и начинается разговор о влиянии Леонидова на формально-стилистический язык поздних работ Моисея Гинзбурга и архитекторов его группы.
От музы до главной героини. Путь к признанию творческой...
Публикуем перевод статьи Энн Тинг. Она известна как подруга Луиса Кана, но в то же время Тинг – первая женщина с лицензией архитектора в Пенсильвании и преподаватель архитектурной морфологии Пенсильванского университета. В статье на примере девяти историй рассмотрена эволюция личностной позиции творческих женщин от интровертной «музы» до экстравертной креативной «героини».
Бетонный Мадрид
Новая серия фотографа Роберто Конте посвящена не самой известной исторической странице испанской архитектуры: мадридским зданиям в русле брутализма.
Реновация городской среды: исторические прецеденты
Публикуем полный текст коллективной монографии, написанной в прошедшем 2020 году сотрудниками НИИТИАГ и посвященной теме, по-прежнему актуальной как для столицы, так и для всей страны – реновации городов. Тема рассмотрена в широкой исторической и географической перспективе: от градостроительной практики Екатерины II до творчества Ричарда Роджерса в его отношении к мегаполисам. Москва, НИИТИАГ, 2021. 333 страницы.
Технологии и материалы
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Сейчас на главной
Фиалки каждый день
Архитекторы HEMAA расширили комплекс начальной школы Les Violettes в парижском предместье Марей-Марли, соединив в своем проекте состаренную древесину, зеркальные алюминиевые панели и прозрачное стекло.
Силы магнетизма
«Крылатская 33» – первый крупный жилой комплекс среди микрорайонов 1980-х, счастливо соседствующих с лесами, рекой, склонами, спортивной инфраструктурой... Архитекторам АБ «Остоженка» удалось превратить его, при всей масштабности проекта, в «деликатную доминанту». Во-первых, «вырастить», ориентируясь на стилистику и высотность соседних микрорайонов; во-вторых, снабдив паузой в самой высотной части, сформировать композиционное напряжение – прямо на градостроительной оси района.
Пояс Ориона
Офисный комплекс Stone Ходынка 2, спроектированный Kleinewelt Architekten для компании Stone, внутри устроен эргономично, по правилам healthy building: свет, проветривание, все возможности для эффективной офисной планировки. И снаружи похож, как сейчас принято, на айфон: блеск, свечение, стекло, металл, скругления. Тем не менее он чутко реагирует на контекст Ходынки, главный сюжет – контраст вертикалей и горизонтали, а главной интригой становится устройства «стилобата» как навесного перехода, раскрывающего пространство под ним для свободного передвижения.
Доказательное проектирование
Психиатрическая клиника при Университетской больнице в Тампере по проекту C. F. Møller задумана как комфортная, снижающая напряжение и тревожность у пациентов среда.
Далеко гляжу
В жилом комплексе New Питер в Ленинградской области по проекту «БалтИнвест-Проект» построен детский сад. Его отличает довольно строгий кирпичный фасад, уютная ниша входа, а также групповые ячейки с панорамными эркерами, из которых дети могут наблюдать друг за другом и жизнью на улице.
Время как театр
Проект Зои Рюриковой и ее бюро «ДА» выиграл конкурс на благоустройство Театральной площади по Владимире. Он основан на идее регенерации исторической застройки, а по форме представляет собой вариант «театрального романтического неомодернизма». Арки служат «видоискателями», в том числе для городского театра Драмы 1971 года.
Шедовый фасад
Жилой дом в районе Бёйкслотерхам напоминает об индустриальном прошлом этой части Амстердама решением фасада. Авторы проекта – Studioninedots.
Прощание с СЭВ
Александр Змеул рассказывает историю проектирования, строительства и перепроектирования здания СЭВ – безусловной градостроительной доминанты западного направления и символа послевоенной Москвы, размноженного в советском «мерче», всем хорошо знакомого. В ходе рассказа мы выясняем, что, когда в 1980-е комплексу потребовалось расширение, градсовет предложил очень деликатные варианты; и еще, что в 2003 году здесь проектировали башню, но тоже без сноса «книжки». Статья иллюстрирована архивными материалами, часть публикуется впервые; благодарим Музей архитектуры за предоставленные изображения.
Ретро-пиццерия
По проекту cтудии дизайна MODGI Group на территории апарт-отеля VALO в Санкт-Петербурге открылась компактная пиццерия в ретро-стиле. Теплую и сочную цветовую гамму дополняет винтажная мебель и свет, а одним из главных предметов декора стали конверты для виниловых пластинок.
Берег Мелеуза
По проекту Института развития городов и сел Башкортостана и бюро Affinum в Мелеузе благоустроена набережная одноименной реки, которая играет роль центрального объекта города. Событийную площадь и торговые павильоны дополнил тихий променад, выходы к реке и детские площадки среди деревьев.
Страсть к текстурам
Арт-пространство в Ханчжоу, спроектированное бюро AD Architecture, посвящено строительным материалам и их фактурам, оно обращается сразу ко всем органам чувств.
Тюремный квартал
По проекту Института развития городов и сел Башкортостана и бюро Orchestra Design благоустроен исторический центр Белебея. Архитекторы объединили территорию пересыльной тюрьмы XVIII века и Торговых рядов в единое пространство, «зашив» в него разные сценарии досуга, а также отсылки к истории города.
И вот, нам дали выбор
Сергей Собянин призвал москвичей голосовать за судьбу цирка на проспекте Вернадского на «Активном гражданине». Это новый поворот. Отметим, что в голосовании, во-первых, не фигурирует удививший многих проект неизвестного иностранца, а, во-вторых, проголосовать не так уж просто: сначала нас заваливают подобием агитации, а потом еще предлагают поупражняться в арифметике. Но мы же попробуем?
На полном обеспечении
Новый жилой комплекс по проекту UNStudio в Чунцине включает развитую инфраструктуру, поддерживающую физическое и психологическое здоровье жильцов.
Келейные мастерские
В Хлебном доме музея-заповедника «Царицыно» открылось образовательное пространство, созданное по проекту архитектора и сооснователя бюро UTRO Ольги Рокаль. Небольшое помещение удалось сделать функциональными благодаря авторской мебели: «рыцарскому» круглому столу и столярным шкафам, вдохновленным секретерами XIX века.
Задел на устойчивость
Форум «Казаныш» в этом году прошел с особенным размахом: эксперты из 25 стран, «премьера» театра Камала от Wowhaus и Кэнго Кумы, полные людей лектории, анонс международных конкурсов и новых мега-проектов. Мы пробыли на фестивале два дня, а пищи для размышления получили на год. Делимся впечатлениями, услышанными практическими советами и продолжаем наблюдать – будет ли меняться архитектурный процесс после профессиональных интеграций со странами БРИКС+.
Бутоны ЗИЛ-Юга
Проект с авторским названием «Каменный цветок» предназначен для центральной части территории ЗИЛ-Юг, или ЖК Shagal – башни выстроятся вдоль поперечного бульвара. Впрочем, какие башни – самая высокая 14 этажей. Задуманы они так, чтобы в закатном и рассветном свете давать силуэт, похожий на цветочный бутон, а состоят из сетки и крупных пиксельных выемок, поддержанных консольными выступами «кнопок»-эркеров.
Григорий Ревзин: «Сильный жест из-под полы. Нечто победило»
Обсуждаем дискуссии вокруг конкурса на цирк и сноса СЭВ с самым известным архитектурным критиком нашего времени. В процессе проявляется парадокс: вроде бы сейчас принято ностальгировать по брежневскому времени, а знаковое здание, «ось» Варшавского договора, приговорили к сносу. Не странно ли? Еще мы выясняем, что wow-архитектура вернулась – это новый после-ковидный тренд. Однако, чтобы жест получился действительно сильным, без профессионалов все же не обойтись.
Точные объятия
Бюро Akira Koyama + Key Operation Inc. / Architects построило в японском городе Тояма офис для фармацевтической компании Juzen Chemical Corporation.
Обнажение бетона
Один из этапов благоустройства небольшого сквера в Лермонтове – строительство скейт-парка. Доверив эту часть команде XSA, город получил 250-метровую дорожку для трюков, фигуры которой напоминают объекты лэнд-арта – аналогов в России как по габаритам, так и по наполнению нет. Рассказываем, как устроен экспериментальный снейк-ран в Предкавказье.
Шаг к мечте
Сложности согласований, недостаточный бюджет и проблемы на строительной площадке при реализации проекта школы в Троицке не помешали бюро ASADOV добиться главного – сделать еще один шаг от старых представлений об учебных пространствах к созданию образовательной среды принципиально нового качества.
Отражение завода
Консорциум бюро Хвоя, Хора, НИиПИ Спецреставрация и Урбанконтекст победил в конкурсе на концепцию ревитализации главного корпуса Ижевского оружейного завода. Самое любопытное в проекте – система городских площадей на кровле новых объемов. Она не только открывает непривычные горожанам панорамы и создает дополнительные маршруты, но и способствует восстановлению исторического силуэта.
Пресса: «Киевская площадь» рассказала о новом кластере на...
Вновь созданный кластер обещают сделать не только новой достопримечательностью Москвы, но и центром социальной и деловой активности, а также связующим звеном между Большим Сити и районами Арбат и Хамовники
Пресса: Владимир Ефимов: ремонтировать в Москве здания, чья...
Приводить в порядок полуаварийные здания советского времени, которые не являются архитектурными памятниками и уже отслужили свое с точки зрения конструктивных элементов, не имеет смысла, считает заммэра Москвы по градостроительной политике и строительству Владимир Ефимов. В интервью РИА Новости он рассказал, когда начнется строительство нового цирка на проспекте Вернадского, что будет со зданием СЭВ на Новом Арбате и по какому принципу будут включать в программу реновации, ставшую бессрочной, новые дома. Беседовали Дмитрий Киселев и Ольга Набатникова.
Золото Африки
Интерьеры казино MOYO в Найроби от бюро Archpoint сочетают европейскую роскошь с этническими мотивами и особыми требованиями к помещениям такого типа. За атмосферу праздника отвечают огромные люстры, натуральные материалы отделки, а также предметы искусства.
Миро во дворе
Архитектурное бюро «Вещь!» рассматривает двор ЖК WOW как полотно и использует экспрессивную композицию из цветовых пятен и линий, характерную для испанского художника Жоана Миро. На двух уровнях располагаются все необходимые для рекреации объекты, а золотистые детали вторят отделке фасадов.