Прощание с СЭВ

Александр Змеул рассказывает историю проектирования, строительства и перепроектирования здания СЭВ – безусловной градостроительной доминанты западного направления и символа послевоенной Москвы, размноженного в советском «мерче», всем хорошо знакомого. В ходе рассказа мы выясняем, что, когда в 1980-е комплексу потребовалось расширение, градсовет предложил очень деликатные варианты; и еще, что в 2003 году здесь проектировали башню, но тоже без сноса «книжки». Статья иллюстрирована архивными материалами, часть публикуется впервые; благодарим Музей архитектуры за предоставленные изображения.

mainImg
Здание СЭВа казалось самым удачным и самым счастливым зданием модернистской Москвы.

История проектирования этого участка на берегу Москвы-реки, поиски образа застройки от сталинских до лужковских времен, информация о проекте расширения СЭВа в 1980 году публикуется впервые.
Как все начиналось
Участок, на котором сейчас стоит здание СЭВ, приобрел градостроительное значение относительно недавно – лишь в 1930-е годы. Историческая дорога из Москвы на запад шла от Арбатской площади через Арбат, Смоленскую улицу, пересекала Москву-реку, продолжалась нынешней Большой Дорогомиловской улицей. Тем не менее в советское время западное направление развития города стало одним из главных; это была правительственная трасса, недалеко от Кунцева находилась «Ближняя дача» Сталина.

Задачей новой магистрали было – связать центр и запад города более прямым путем, создавая новую трассу от Арбатской площади до Дорогомиловской заставы. Проект магистрали, поначалу названной Новым Арбатом, еще до принятия Генплана 1935 года разрабатывал архитектор Алексей Мешков, который в 1933–1934 годах руководил архитектурно-планировочной мастерской № 8 Моссовета[1]. Затем магистралью занимался Сергей Чернышев, один из авторов генплана 1935 года. После принятия основанного на нем закона в 1936 году рабочим названием магистрали стал проспект Конституции.

У Москвы-реки должна была возникнуть Ново-Арбатская площадь, здесь Новый Арбат делает поворот, в нее также вливалась трасса Конюшковской улицы, ведшая к Белорусскому вокзалу. Застройка здесь была достаточно рыхлой, самым большим сооружением оставалась Новинская женская тюрьма, действовавшая с 1908 по 1947 год и снесенная в 1960-м.
  • zooming
    Макет застройки Нового Арбата, на переднем плане – Ново-Арбатская пл.. Арх. А. Мешков
    «Архитектура СССР», 1934, № 12
  • zooming
    Проект реконструкции Арбатского радиуса в Москве. Арх. А. Мешков Генплан
    «Архитектура СССР», 1934, № 12
 
Проект застройки Ново-Арбатской площади в 1940 году получил критические оценки в журнале «Архитектура СССР»[2]: «Расположенный на оси будущего моста жилой дом, который плоскостью своего фасада замыкает перспективу со стороны Дорогомилова, мог бы при этом как в плане, так и в силуэте, получить более выразительные формы. Этому зданию, встречающему направляющихся с юго-запада в город, следует так же, как и всей Ново-Арбатской площади, уделить больше внимания». Потенциал площадки очевиден, здесь невозможно проходное решение.

Впрочем, к планам строительства магистрали возвращаются уже после Великой Отечественной войны: в 1947 году на противоположном стороне Москвы-реки закладывается одна из сталинских высоток – гостиница «Украина» по проекту архитекторов Аркадия Мордвинова и Вячеслава Олтаржевского.

Образ высотного здания, увенчанного шпилем, – одна из популярных тем своего времени, их и в меньшем масштабе пытаются повторить в разных частях города. Так, проект застройки Ново-Арбатской площади начала 1950-х предполагал строительство в глубине парадного двора подобного 14-этажного здания[3]. Слева от него, на Краснопресненской набережной планировалось построить комплекс из трех домов по проекту Иосифа Ловейко. Из этого ансамбля был реализован лишь один корпус по адресу Краснопресненская набережная, 2/1.

Идея размещения здания со шпилем была доведена до абсолюта в дипломном проекте выпускника МИИГС (МГСИ) Геннадия Мачульского 1951 года. Его проект высотного дома на Ново-Арбатской площади с архитектурной точки зрения выполнен вполне в духе своего времени, но интерес представляет именно идея постановки высотного объема на этом участке.
  • zooming
    Высотный дом на Ново-Арбатской площади. Москва. Дипломный проект (МИИГС). Г.К. Мачульский. 1951 г. Главный фасад. Из альбома «Г.К. Мачульский. Проекты 1950-1957 гг.». Дата съёмки: 1950-е гг. Фотобумага; отпечаток серебряно-желатиновый. 16,2х23,4 см; альбомный лист – 35х37,4 см
    ГК № 46633999 ГНИМА ОФ-6564/12
  • zooming
    Высотный дом на Ново-Арбатской площади. Москва. Дипломный проект (МИИГС). Г.К. Мачульский. 1951 г. Генплан. Из альбома «Г.К. Мачульский. Проекты 1950-1957 гг.». Дата съёмки: 1950-е гг. Фотобумага; отпечаток серебряно-желатиновый. 14,8х10,7 см; альбомный лист – 35х37,4 см
    ГК № 46634033 ГНИМА ОФ-6564/16
 
Строительство гостинцы «Украина» заканчивается уже в другую эпоху – в 1957 году. В этом же году открывается первый участок будущей магистрали от Садового кольца до Дорогомиловский заставы, в том числе Новоарбатский мост.

Очевидно, что будущая Ново-Арбатская площадь должна была как можно быстрее получить архитектурное решение. В 1957–1958 годах при участии Института Генплана Москвы в мастерской № 9 института «Моспроект» разрабатывается проект ее планировки и застройки[4]. В авторский коллектив входят Михаил Посохин, его многолетний соавтор Ашот Мндоянц, а также И. Колпакчи и Ф. Николаев.
  • zooming
    Проект реконструкции и застройки в районе Ново-Арбатского моста в Москве. 1957 г. Макет. Дата съёмки: 1958 г. Фотобумага; отпечаток серебряно-желатиновый. 16,5х23 см
    ГК № 52226467 ГНИМА НФ-ОФ-1093/272
  • zooming
    Проект реконструкции и застройки в районе Ново-Арбатского моста в Москве. 1957 г. Макет. Дата съёмки: 1958 г. Фотобумага; отпечаток серебряно-желатиновый. 16,5х23 см
    ГК № 52226462 ГНИМА НФ-ОФ-1093/273

Здесь предлагается характерная для того времени застройка – трапециевидная в плане, формирующая перед собой площадь. Такой композиционный и архитектурный прием был реализован на Дорогомиловский и Калужской заставах (сегодня – площадь Гагарина).

Для застройки проектируются жилые дома (архитекторы М. Посохин, А. Зайцев), за планировочную основу была взята секция пятиэтажек II-32, переработанная для 9-этажных домов. Первый этаж планировалось выполнить из сборного железобетона для лучшей планировки помещений, занимаемых магазином и кафе. Оригинальный облик домам должны были придать балконы, часть которых предполагалось закрыть асбоцементными листами. На противоположной стороне Конюшковской улицы планировалось построить односекционные типовые 9-этажные дома с встроенными торговыми помещениями.
  • zooming
    1 / 3
    Проект застройки и планировки Ново-Арбатской площади, 1958-1959
    Строительство и архитектура Москвы. 1959. №12
  • zooming
    2 / 3
    Проект застройки и планировки Ново-Арбатской площади, 1958-1959
    Строительство и архитектура Москвы. 1959. №12
  • zooming
    3 / 3
    Проект застройки и планировки Ново-Арбатской площади, 1958-1959
    Строительство и архитектура Москвы. 1959. №12

В результате полной реконструкции площади здесь должно было появиться 31 тыс. м2 жилой площади. Реконструкцию площади планировалось начать в 1960 году, а завершить в 1965-м. Проект решал в большей степени социальные задачи, полностью не раскрывая потенциал участка.
Здесь будет СЭВ
Очевидно, что участку требовалось решение принципиально другого уровня и масштаба. В этот момент шло активное проектирование Нового Арбата, которому предстояло стать самым масштабным проектом комплексной реконструкции Москвы в послевоенный период. В варианте схемы магистрали, опубликованном в журнале «Строительство и архитектура Москвы» в 1963 году[5], на Ново-Арбатской площади размещена уже не периметральная, а свободная застройка, что отражало изменение подходов к планировке. Виден протяженный объем, аналогичные здания проектируются для северной стороны основной части Нового Арбата, где в итоге появляются жилые башни. К этому моменту для южной стороны проспекта уже найден образ зданий: это открытая книга.
  • zooming
    Фрагмент схемы застройки Нового Арбата, 1963
    Строительство и архитектура Москвы. 1963. №4
  • zooming
    Генплан Нового Арбата
    Из книги Иконников А.В. Каменная летопись Москвы: Путеводитель. М., 1978
 
Все меняется буквально за несколько месяцев. В сентябре 1962 года Совет экономической взаимопомощи, СЭВ – организация экономического сотрудничества социалистических стран – решает разместить свою штаб-квартиру в Москве. Для будущего комплекса выделяют участок у Москвы-реки, проектирование идет в невероятно сжатые сроки: оно начинается в марте 1963 года. Руководитель авторского коллектива – Михаил Посохин, вероятно, что именно он, будучи главным архитектором города, предложил место для размещения СЭВ. Но в протоколе Градсовета в 1963 году указаны лишь два автора проекта: Ашот Мндоянц (1910-1966) и Владимир Свирский (1917-1969), архитекторы Мастерской № 1 Моспооекта-2. Видимо, именно они занимались непосредственно разработкой проекта. Оба этих талантливых архитектора умирают до окончания строительства здания СЭВ.

Согласно заданию заказчика, комплекс должен был включать административные помещения: представительства стран-членов, руководящие органы СЭВ, Институт стандартов, залы заседаний и гостиницу. Уже к июлю появляются четыре варианта, всех их объединяет построение композиции вокруг 30-этажного высотного объема. Но его образ и компоновка остальных построек на участке решатся по-разному.

К одной группе относились варианты, где высотная часть трактована как замкнутый монолитный объем с внутренним размещением вертикальных коммуникаций: параллелепипед в плане (№ 3) и треугольник, повторяющий план участка (№ 4).
  • zooming
    Варианты комплекса СЭВа
    Из книги «Здание СЭВ в Москве» / М. Посохин, Н. Пекарева, Ю. Рацкевич, В. Свирский – Москва, 1971, с.21
  • zooming
    Варианты комплекса СЭВа
    Из книги «Здание СЭВ в Москве» / М. Посохин, Н. Пекарева, Ю. Рацкевич, В. Свирский – Москва, 1971, с.21

К другой группе относились варианты с двумя одинаковыми объемами, которые соединены по всей высоте центральным ядром вертикальных коммуникаций. Это более традиционный вариант – два параллельных, немного сдвинутых по отношению друг к другу корпуса (№ 1) и всем известный вариант № 2 с «развитой объемно-пространственной композицией здания в виде двух корпусов, объединенных транспортным блоком, развернутых в сторону Ново-Арбатского моста». 14 августа 1963 года градсовет Москвы под председательством Дмитрия Бурдина выбрал именно его[6].
  • zooming
    Варианты комплекса СЭВа
    Из книги «Здание СЭВ в Москве» / М. Посохин, Н. Пекарева, Ю. Рацкевич, В. Свирский – Москва, 1971, с.21
  • zooming
    Варианты комплекса СЭВа
    Из книги «Здание СЭВ в Москве» / М. Посохин, Н. Пекарева, Ю. Рацкевич, В. Свирский – Москва, 1971, с.21

Постепенно дорабатывается образ здания: этажность определяется в 31 этаж – 105 метров. Фасады выполняют из многослойных панелей стекла, обрамленных алюминиевыми рамами. Получают свое решение два других объема – 13-этажная гостиница «Мир» на 300 мест фиксирует северную границу комплекса, ее архитектура подчеркнуто нейтральна. Облик конференц-зала на 1000 мест, обращенного к Новому Арбату, постепенно трансформируется, в первоначальных эскизах это полусфера, что, конечно, отсылает к зданию Национального конгресса в Бразилиа.

Кстати, Посохин был в Бразилиа в период строительства основных объектов новой бразильской столицы и встречался с Оскаром Нимейером. В итоге конференц-зал решен в виде цилиндра со скошенной крышей, вся его поверхность превращена в художественное произведение – это мозаика по эскизам Григория Опрышко, известного по работам на сталинских станциях метро («Белорусская» и «Киевская» на Кольцевой линии). Все части комплекса соединены стилобатом, в котором, кроме главного фойе, располагаются зал заседаний, ресторан, столовая для сотрудников и банкетный зал. При этом каждая часть комплекса имеет самостоятельный вход.
И, хотя влияние интернационального стиля в здании СЭВ, безусловно, ощущалось, в то же время это было совершенно оригинальное сооружение, ставшее одновременно и высшей точкой, и своеобразным прощанием с шестидесятыми.

Строительство было завершено в декабре 1970 года, но на фотографиях 1967-го видно, что высотный объем практически закончен. Два изогнутых крыла вызывают ассоциацию и с открытой книгой, и с кремлевском зубцом, оно транслировало, да и транслирует сейчас, оптимизм. Комплекс был решен не просто оригинально, а в какой-то степени остроумно: в его расположении, композиции, пропорциях был найден идеальный баланс. Благодаря этому СЭВ не просто вплетен в ткань города, он ее, собственно, формирует.

Со стороны центра здание СЭВ фактически не видно, оно не создает таких конфликтных вторжений в панораму города как, к примеру, застройка Нового Арбата. Его не видно и со стороны Нового Арбата при движении в центр, комплекс поставлен с отступом от красной линии, к тому же здесь резко понижается рельеф.

Но со стороны Кутузовского проспекта при движении в центр открывается лучший вид на здание-книжку СЭВ. С формальной точки зрения оно замыкает перспективу, но по сути – открывает въезд в центр города, передавая невероятный заряд оптимизма. Постановка здания не менее важна, чем сама архитектура: здание-книжку буквально обрамляет небо. Гармонично здание работает и в панораме набережных Москвы-реки.
  • zooming
    Генеральный план комплекса зданий СЭВ. Проект. В верхней части – территория предполагаемого расширения
    Из книги «Здание СЭВ в Москве» / М. Посохин, Н. Пекарева, Ю. Рацкевич, В. Свирский – Москва, 1971
  • zooming
    Перспектива комплекса зданий СЭВ с нереализованным корпусом на заднем плане. Проект
    Из книги «Здание СЭВ в Москве» / М. Посохин, Н. Пекарева, Ю. Рацкевич, В. Свирский – Москва, 1971

При проектировании комплекса СЭВ учитывалось его расположение в треугольнике из трех сталинских высоток: гостиницы «Украина», здания МИДа на Смоленской площади и жилого дома на Кудринской площади. В 1972–1981 на месте автобусного парка, расположенного по соседству от СЭВ, по проекту Дмитрия Чечулина строится Дом Советов РСФСР, известный сегодня как Белый дом. Так возникает еще один треугольник: гостинца «Украина» – СЭВ – Белый дом. Это один из самых цельных и законченных ансамблей послевоенной Москвы, демонстрирующий последовательное развитие архитектурных вкусов и градостроительных подходов в три эпохи: сталинскую, хрущевскую и брежневскую. 

Теперь из этого ансамбля будет вырвано вырвано одно звено.
  
  
Несостоявшееся расширение
В программе, составленной при проектировании комплекса в начале 1960-х годов, «учитывались также перспективы развития экономического сотрудничества братских стран и в связи с этим предполагалось предусмотреть в проекте последующее расширения комплекса»[7]. На эскизах и планах середины 1960-х виден протяженный корпус на задворках СЭВ, в этом варианте «лежачий небоскреб» почти полностью замыкает периметр застройки участка.

В конце 1970-х встал вопрос о расширении комплекса зданий СЭВ[8]. Сегодня, глядя на эти параметры, цифры могут вызвать лишь улыбку. Итак, организации нужны были следующие площади:
  • административные помещения– до 8000 м2 рабочей площади
  • залы заседаний – до 2500 м2
  • гостиница – до 200 номеров
  • гараж с ремонтной базой на 120 машин
Для размещения новых площадей предполагалось снести существующее до сих пор на задворках СЭВ двухэтажное здание Управления по эксплуатации административных зданий Мосгорисполкома.

Проектированием нового здания занимался Михаил Посохин, только что ушедший с поста главного архитектора Москвы, и архитекторы Мастерской № 1 Моспроекта-2 С. Егорова и Ю. Семенов, которые занимались проектированием здания-книжки. 21 марта 1980 года градсовет Москвы рассмотрел три варианта здания: прямоугольный, ступенчатый, дугообразный; их изображения пока обнаружить не удалось. Но все они не обеспечивали потребностей, заложенных в задании от СЭВ, их общая площадь составляла 6000–6500 м2.

Но главное, члены Градсовета Москвы отмечали, что «проектные предложения… неприемлемы». Основная претензия сформулирована следующим образом:
«Нарушено композиционное решение сложившегося архитектурного ансамбля комплекса зданий СЭВа и всего проспекта Калинина [Нового Арбата], в частности нарушается доминантное градостроительное значение высотного объема здания СЭВа, свободно расположенного в окружающем пространстве и открывающего застройку градостроительного ансамбля высотных зданий Калининского проспекта».

То есть градостроительное значение здания-книжки не подвергается сомнению, и даже потребности такой важной организации, как СЭВ, не влияют на это решение.
 
Градсовет предлагает следующие подходы:
  • для зала заседаний – переоборудовать подземное помещения;
  • для административных помещений – освободить верхние этажи, занимаемые Институтом стандартизации СЭВа;
  • для гостиницы – сделать пристройку к существующему зданию. В протоколе оговаривалось, что новый объемы не должен загораживать церковь Девяти мучеников Кизических, которая в тот момент не действовала.
Но в целом, учитывая, что СЭВ и дальше будет нуждаться в расширении, градсовет советовал обратить внимание на находящиеся рядом здания, а еще лучше – найти площадки для нового строительства, которые имели бы удобную транспортную связь со зданием СЭВа. Территория на задворках СЭВ и по сей день остается своеобразным хозяйственным двором комплекса. 
  • zooming
    1 / 5
    Здание СЭВ
    Фотография © Александр Змеул
  • zooming
    2 / 5
    Здание СЭВ
    Фотография © Александр Змеул
  • zooming
    3 / 5
    Здание СЭВ
    Фотография © Александр Змеул
  • zooming
    4 / 5
    Здание СЭВ
    Фотография © Александр Змеул
  • zooming
    5 / 5
    Здание СЭВ
    Фотография © Александр Змеул
Конец СЭВ
В 1991 году, с распадом социалистического блока, и, соответственно, СЭВа, здание было передано на баланс мэрии Москвы, что было не самым плохим вариантом: у здания появился богатый собственник. В 1993-м, во время противостояния президента Бориса Ельцина и Верховного Совета, здание пострадало: сгорело несколько этажей и были разбиты стекла стилобата; но его быстро восстановили.

В 2003 году была представлена концепция многофункционального комплекса, который должен был дополнить комплекс СЭВ. Проект был разработан архитектором Алексеем Воронцовым, он предполагал сохранение здания-книжки и цилиндрического конференц-зала, но снос гостиницы «Мир».
zooming
Многофункциональный комплекс зданий на Новом Арбате
© АБ Воронцовых, 2003

Со стороны Конюшковской улицы проектом было предусмотрено два относительно небольших объема: 12-этажный отель и 25-27-этажный дом. Доминантой должна была стать 45-метровая круглая в плане башня с вертикальными членениями. Таким образом, если в эскизах 1960-х небоскреб рисовали горизонтальным, то теперь – вертикальным. Новая башня противопоставлялась «книжке» – если та была открытой, то здесь предполагался самый банальный небоскреб. Также предполагалось строительство новой парковки на 1500 машин. Общая площадь новой застройки могла составить 120 тыс. м2 над землей и 65 тыс. под землей.

Проект был чересчур радикален для того времени, к тому же городские власти в этот момент занимались в первую очередь строительством Москва-Сити. Поэтому из масштабного проекта был реализован только относительно небольшой торговый центр «Сфера» на месте спиральной железобетонной эстакады. Его венчала остекленная полусфера, и даже этот относительно небольшой объем изменил вид на СЭВ со стороны Кутузовского проспекта – нелепая полусфера стала заслонять его нижнюю часть. К тому же с уничтожением эстакады была ухудшена транспортная ситуация перед входом в здание – до этого потоки пешеходов и автомобилей не пересекались.

Высотное здание и конференц-зал успешно функционировали в течение всех постсоветских лет. Здание поддерживалось в прекрасном состоянии, заменялись инженерные системы, в целом сохранялись интерьеры общественных зон. Важным фактором стало участие в создании здания стран-членов СЭВ, это имело важное не только идеологическое, но и практическое значение. Они обеспечили высокое качество строительных и отделочных материалов, а также оборудования. Благодаря этому в здании даже сейчас нет следов распада, как то можно наблюдать во многих постройках того же периода. В 2017 году Анна  Жарова, заместитель гендиректора по техническим вопросам компании «Олимп», эксплуатирующей организации комплекса, говорила: «Качество и сейчас поражает. Недавно думали фасад подновить, проверили состояние несущих – никакого износа!»

Впрочем, гостиница «Мир» на протяжении многих лет не функционировала, стояла законсервированной, что вселяло в меня призрачную надежду, что когда-то она вернется к жизни.

В начале 2024 года начался неожиданный для общественности снос гостинцы «Мир», а в октябре стало известно, что «книжка» призвана аварийной, власти объявили о планах по созданию на месте СЭВа «социокультурного кластера». Слово «снос» не произносилось, но, можно предположить, что подразумевалось подтверждение анонимных проектов нового строительства, появившихся в инфополе в феврале 2025 года.
  
  


Что тут можно сказать? 

На протяжении 30 лет – с 1930-х до 1960-х – разные архитекторы искали образ этого, важнейшего с градостроительный точки зрения, места, акцентирующего въезд в центр Москвы по новой магистрали.

Решение, найденное в кратчайшие сроки в 1963 году, мгновенно стало и остается до сих пор одним из символов Москвы. Все попытки расширения его территорий – деликатное в 1980 году или гораздо более масштабное в 2003-м, учитывали статус здания-книги как безусловной доминанты.

Новые проекты, независимо от их архитектурно-планировочных решений, предполагают не просто снос СЭВ, но и противоположный подход к освоению участка. Это объяснятся желанием разместить гигантский объем площадей – 600–700 тыс. м2. Поэтому комплекс стремится вверх и вширь, занимая собой все пространство, заслоняя перспективы, оставляя в тени всю окружающую застройку.
 
Благодарю Центральную научно-техническую библиотеку по строительству и архитектуре и лично Дмитрия Быкова за помощь в подготовке материала.

Благодарим Музей архитектуры за предоставленные изображения. 
 
 
[1] А. Мешков. Реконструкция Арбатского радиуса //Журнал «Архитектура СССР», 1934, № 12, с.33.
[2] В. Кусаков. Улица Конституции (Новый Арбат) в Москве . Журнал «Архитектура СССР», 1940, №9, с. 46
[3]В архитектурно-строительном совете гор. Москвы // Московский строитель, 1952, №25, с. 2
[4] Арх. М. Посохин, А. Зайцев. Ново-Арбатская площадь. Строительство и архитектура Москвы, 1959, №12, м. 18-20
[5] Арх. А. Мндоянц. Новый Арбат. Строительство и архитектура Москвы, 1963, №4, с. 17 
[6] ЦГА г. Москвы, ф.-534, оп. 1, д. 503, с. 77
[7] Здание СЭВ в Москве / М. Посохин, Н. Пекарева, Ю. Рацкевич, В. Свирский – Москва, 1971, с.21.
[8] ЦГА г. Москвы, ф.-534, оп. 1, д. 923, с. 7-10

18 Февраля 2025

Снос Энтузиаста
В Москве снесли кинотеатр «Энтузиаст». Хороший авторский модернизм, отмеченный игрой в контраст пластического равновесия, непринужденно парящими консолями, и чем-то даже похожий на ГТГ. С ним планировали разобраться где-то с 2013 года, и вот наконец. Но поражает даже не сам снос – а то, что приходит на смену объекту, отмеченному советской госпремией.
Григорий Ревзин: «Что нам делать с архитектурой семидесятых»
Советский модернизм был хороший, авторский и плохой, типовой. Хороший «на периферии», плохой в центре – географическом, внимания, объема и прочего. Можно ли его сносить? «Это разрушение общественного консенсуса на ровном месте». Что же тогда делать? Сохранять, но творчески: «Привнести архитектуру туда, где ее еще нет». Относиться не как к памятникам, а как к городскому ландшафту. Читайте наше интервью с Григорием Ревзиным на актуальную тему спасения модернизма – там предложен «перпендикулярный», но интересный вариант сохранения зданий 1970-х.
«Коллизии модернизма и ориентализма»
К выходу в издательской программе Музея «Гараж» книги о Ташкенте, уже 4-м справочнике-путеводителе из серии о советском модернизме, мы поговорили с его авторами, Борисом Чуховичем, Ольгой Казаковой и Ольгой Алексеенко, о проделанной ими работе, впечатлениях и размышлениях.
Вент-фасад: беда или мелочь?
Еще один памятник модернизма под угрозой: Донскую публичную библиотеку в Ростове-на-Дону архитектора Яна Заниса планируется ремонтировать «с максимальным сохранением внешнего облика» – с переоблицовкой камнем, но на подсистеме, и заменой туфа в кинозале на что-то акустическое. Это пример паллиативного подхода к обновлению модернизма: искажения не касаются «буквы», но затрагивают «дух» и материальную уникальность. Рассказываем, размышляем. Проект прошел экспертизу, открыт тендер на генподрядчика, так что надежды особенной нет. Но почему же нельзя разработать, наконец, методику работы со зданиями семидесятых?
Пресса: Советский модернизм, который мы теряем
Общественная дискуссия вокруг судьбы Большого Московского цирка и сноса комплекса зданий бывшего СЭВа вновь привлекла внимание к проблеме сохранения архитектуры послевоенного модернизма
И вот, нам дали выбор
Сергей Собянин призвал москвичей голосовать за судьбу цирка на проспекте Вернадского на «Активном гражданине». Это новый поворот. Отметим, что в голосовании, во-первых, не фигурирует удививший многих проект неизвестного иностранца, а, во-вторых, проголосовать не так уж просто: сначала нас заваливают подобием агитации, а потом еще предлагают поупражняться в арифметике. Но мы же попробуем?
Григорий Ревзин: «Сильный жест из-под полы. Нечто победило»
Обсуждаем дискуссии вокруг конкурса на цирк и сноса СЭВ с самым известным архитектурным критиком нашего времени. В процессе проявляется парадокс: вроде бы сейчас принято ностальгировать по брежневскому времени, а знаковое здание, «ось» Варшавского договора, приговорили к сносу. Не странно ли? Еще мы выясняем, что wow-архитектура вернулась – это новый после-ковидный тренд. Однако, чтобы жест получился действительно сильным, без профессионалов все же не обойтись.
Второй цирковой
Мэр Москвы Сергей Собянин показал проект, победивший в конкурсе на реконструкцию Большого цирка на проспекте Вернадского. Рассматриваем проект и разные отклики на него. Примерно половина из известных нам предпочла безмолвствовать. А нам кажется, ну как молчать, если про конкурс и проект почти ничего не известно? Рассуждаем.
Археология модернизма: первая работа Нины Алешиной
Историю модернизма редко изучают так, как XVIII или XIX век – с вниманием к деталям, поиском и атрибуциями. А вот Александр Змеул, исследуя творчество архитектора Московского метро Нины Алешиной, сделал относительно небольшое, но настоящее открытие: нашел ее первую авторскую реализацию. Это вестибюль станции «Проспект Мира» радиальной линии. Интересно и то, что его фасад 1959 года просуществовал менее 20 лет. Почему так? Читайте статью.
Годы метро. Памяти Нины Алешиной
Сегодня, 17 июля, исполняется сто лет со дня рождения Нины Александровны Алешиной – пожалуй, ключевого архитектора московского метро второй половины XX века. За сорок лет она построила двадцать станций. Публикуем текст Александра Змеула, основанный на архивных материалах, в том числе рукописи самой Алешиной, с фотографиями Алексея Народицкого.
Пресса: Вернуть человеческий масштаб: проекты реконструкции...
В 1978 году Отдел перспективных исследований и экспериментальных предложений был переименован в Отдел развития и реконструкции городской среды. Тема развития через реконструкцию, которая в 1970-е годы разрабатывалась отделом для районов сложившейся застройки в центре города, в 1980-е годы расширяет географию, ОПИ предлагает подходы для реконструкции периферийных районов, т.н. «спальных» районов - бескрайних массивов массового жилищного строительства. Цель этой работы - с одной стороны, рациональное использование городской среды, с другой - гуманизация жилой застройки, создание психологически комфортных пространств.
Пресса: Морфотипы как ключ к сохранению и развитию своеобразия...
Из чего состоит город? Этот вопрос, который на первый взгляд может показаться абстрактным, имел вполне конкретный смысл – понять, как устроена историческая городская застройка, с тем чтобы при реконструкции центра, с одной стороны, сохранить его своеобразие, а с другой – не игнорировать современные потребности.
ЛДМ: быть или не быть?
В преддверии петербургского Совета по сохранению наследия в редакцию Архи.ру пришла статья-апология, написанная в защиту Ленинградского дворца молодежи, которому вместо включения в Перечень выявленных памятников грозит снос. Благодарим автора Алину Заляеву и публикуем материал полностью.
«Животворна и органична здесь»
Рецензия петербургского архитектора Сергея Мишина на третью книгу «Гаража» об архитектуре модернизма – на сей раз ленинградского, – в большей степени стала рассуждением о специфике города-проекта, склонного к смелым жестам и чтению стихов. Который, в отличие от «города-мицелия», опровергает миф о разрушительности модернистской архитектуры для традиционной городской ткани.
Сохранить окна ТАСС!
Проблема в том, что фасады ТАСС 1977 года могут отремонтировать, сохранив в целом рисунок, но в других материалах – так, что оно перестанет быть похожим на себя и потеряет оригинальный, то есть подлинный, облик. Собираем подписи за присвоение зданию статуса объекта наследия и охрану его исторического облика.
Отстоять «Политехническую»
В Петербурге – новая волна градозащиты, ее поднял проект перестройки вестибюля станции метро «Политехническая». Мы расспросили архитекторов об этом частном случае и получили признания в любви к городу, советскому модернизму и зеленым площадям.
Технологии и материалы
Тихий офис – продуктивный офис
Тихий офис – ключ к продуктивности. Миллионы компаний тратят средства на эргономику и оборудование, игнорируя главного врага эффективности: шум. В офисах open space сотрудники теряют до 66% потенциала лишь из-за разговоров коллег, что напрямую влияет на прибыль и успех бизнеса.
​Крыша в цветах
ПВХ-мембраны – один из ключевых материалов для современной кровли, сочетающий высокую гидроизоляцию, долговечность и эстетическую гибкость. В отличие от традиционных рулонных покрытий, они легче, прочнее, а благодаря разнообразной палитре – позволяют реализовать полноценный «пятый фасад».
Четыре сценария игры
Летом 2025 года АБ «МЕСТО» совместно с префектурой района Строгино завершила комплексное благоустройство на Таллиннской улице. Были реализованы четыре уникальные игровые площадки общей площадью 1500 кв. м. – многослойная среда для развития и приключений, которая учит и вдохновляет.
Цифровая печать – для архитектурных задач
Цифровая печать на алюминиевых и стальных композитных панелях выводит концепцию современных фасадов на новый уровень, предлагая архитекторам инструмент для создания сложных визуальных эффектов – от точной аналогии с натуральными материалами до перфорации и создания 3D объема на плоской металлокомпозитной кассете.
Кирпич с душой
Российская керамика «Донские зори» обновила коллекции облицовочного кирпича, объединяющие традиционные технологии с современными производственными возможностями. Их особенность – в неоднородной фактуре с нюансами оттенков, характерными для ручной формовки.
Баварская кладка в Ижевске
ЖК «ARTNOVA» стал в Ижевске пилотным проектом комплексного развития территории и получил признание профессионального сообщества. Одним из ключевых факторов успеха является грамотное решение фасадных систем с использованием облицовочного кирпича.
Формула света
Как превратить мансардное пространство из технического чердака в полноценное помещение премиум-класса? Ключевой фактор – грамотное проектирование световой среды. Разбираемся, как оконные решения влияют на здоровье жильцов и какие технологии помогают создавать по-настоящему комфортные пространства под крышей.
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
Сейчас на главной
Урбанистический стежок
Мост для пешеходов и велосипедистов по проекту Zaha Hadid Architects соединил две половины нового района Ханчжоу, строящегося по их же мастерплану.
Импульсный ритм
Жилой комплекс «Импульс» в Екатеринбурге – интересен выразительной формой, которая выдает нетривиальный способ мышления авторов, DIALECT Architects. Глядя на проект, можно подумать, что его идея принадлежит иностранцам, точнее даже голландцам – тут и прагматизм, и выверенность, и соответствующая эстетика.
Дальневосточный урбанизм
Лауреатами премии «УрбанВэй 2025», итоги которой подвели на одноименном международном форуме в октябре во Владивостоке, стали как новые, так и известные проекты. Например, музей Океанрыбфлота от Gikalo Kuptsov Architects, ЖК STARK от DNK ag, концепция банного комплекса от IQ Studio, проект микрорайона «Логово дракона» от ПСВ и другие. Рассказываем о победителях.
Несгибаемый
Появились детали проекта башни неназываемого бюро в ММДЦ Москва-Сити. Изучаем башню, ее соседей, форму внутри и снаружи и ставим проект в контекст работы иностранцев в России. Надо сказать, неназываемый архитектор уже сейчас занимает в этой истории особенное место. Он, как кажется, очень смелый архитектор. Так где сложная, продырявленная скульптурная форма? Вот в чем вопрос...
Ладожский ковчег
Деревянный ковчег посреди полей – так SLOI Architects увидели новое фондохранилище для Староладожского музея-заповедника. Диалог с историей здесь ведется на языке современного деревянного зодчества, где технологичность идет рука об руку с аутентичным образом.
Лечение природой, лечение искусством
Бывшая поликлиника, запланированная, но не реализованная из-за Второй мировой как большая больница с потенциалом «лечения природой» – в проекте Александра Деринга и ТМ «Классика» становится арт-кластером. Нередкое для наших времен превращение. Редким, пожалуй, стоит назвать то внимание, с которым архитекторы подошли к истории зданий и местности. Даже название проекту дали – «Дети Бурлакова». В честь автора приспособляемых строений.
Значимость малого
Словенские архитекторы Ofis сдержанным, но точным жестом вернули изначальную общественную функцию старому заброшенному колодцу в центре деревни Стара-Фужина.
«На грани»: интервью с куратором «Зодчества 2025» Тиграном...
С 4 по 6 ноября в московском Гостином дворе состоится XXXIII Международный архитектурный фестиваль «Зодчество». В этом году его приглашенным куратором стал вице-президент Союза московских архитекторов, основатель бюро STUDIO-ТА Тигран Бадалян.
Вариация фахверка
Конструкция дома, построенного в Ленинградской области по проекту бюро SOLOarch, представляет собой силовой каркас из клееной древесины. Акцентом выступила остекленная наклонная стена, которая открывает из двусветной гостиной панорамный обзор на лес. Динамику этого элемента продолжает обратный уклон кровли, а рейки разного сечения на фасадах связывают разные корпуса в единый комплекс.
Архитектура здоровья
Бюро archCLOUD подготовило проект реставрации фасадов и обновления интерьеров оздоровительного комплекса «Сосны». Ансамбль на Николиной горе у Москвы-реки включает здания 1930-х и 1960-х годов, а также вышку лифта со смотровой площадкой. Подгоняя корпуса под требования современных норм, архитекторы постарались сохранить черты нескольких советских эпох.
Символы и символы
Министерство культуры и туризма Московской области совместно с АНО «МосОблПарк» провело конкурс «Символы Подмосковья» с целью создания новых художественных форм, отражающих идентичность региона. Показываем не все победившие объекты, а почти все – те, которые нам понравились, 9 из 11. Плюс! Не попавший в число победителей (! а вот так!) объект Александра Бродского.
Традиции троглодитов
Реконструкция отеля Les Roches 5* по проекту Pietri Architectes на Лазурном берегу предлагает современную интерпретацию местных строительных и курортных традиций.
Призы Архитектона
В 2025 году жюри Архитектона рассматривало проекты финалистов в очном формате открытых защит, проходивших прямо в выставочном зале фестиваля. Это довольно увлекательный перформанс – такое редко встречается среди российских премий. Вот бы Зодчеству перенять. Показываем все победившие проекты, включая 4 спецноминации.
Курганы, вепсы и трилобиты
Выставка «Область», открытая на «Архитектоне», представляет собой сумму впечатлений об отдаленных уголках Ленинградской области, которую группы студентов открывали для себя во время трехдневных экспедиций под руководством опытных проводников-архитекторов. Здесь вы не увидите дворцов, церквей и готовых решений, зато точно почувствуете азарт первооткрывателя и подивитесь миру, лежащему по ту сторону градостроительства. Предлагаем небольшой путеводитель по экспозиции.
Следы на камне
ZROBIM architects создало интерьер кафе-пекарни «Синяя птица» в центре Минска, соединив минимализм с эко- и этноэлементами, благодаря которым компактный зал кажется древним святилищем, посвященным культу хлеба.
Сад знаний
Бюро UNK architects и UNK design создали интерьеры кампуса «Летово. Джуниор» при участии NF studio, которая отвечала за образовательную технологию, учитывающую потребности и восприятие детей младшего и среднего школьного возраста.
Такая архитектурная игра
Вчера в Петербурге открылся – второй по счету и обновленный – фестиваль Архитектон. Он рассчитан на целых 10 дней, что для архитектурного фестиваля прямо удивительно. Проходит в Манеже; его тема – Взаимодействие архитектурного цеха с простыми горожанами. Что делается довольно задорно, но в то же время по-питерски сдержанно и элегантно. Экспозиция состоит из 5 выставок, каждая их которых могла бы «потянуть» на отдельный проект. Рассказываем и показываем, что и как смотреть на Архитектоне.
Не для оборотней
Дом Casa Lua, построенный на окраине бразильского мегаполиса Белу-Оризонти по проекту мастерской Tetro, вобрал в себя не только захватывающие виды на город и горы, но и лунный свет.
Три башни под одной крышей
В панораме Заречной части Нижнего Новгорода появился свой горизонтальный небоскреб. «ГОРПРО» накрыли три корпуса ЖК «КМ Ривер Парк» – четвертым: получилась эффектная «горизонтальная балка», ставшая логичным продолжением экспериментов нижегородского застройщика с железобетонными панелями в поисках нового архитектурного языка.
Река и виадук
Новый парк площадью почти 50 га в новой части мегаполиса Чанчунь на самом северо-востоке Китая вписан в сложный участок с рекой и виадуком. Авторы проекта – шанхайское бюро SHUISHI.
Серебряные коньки
Офисный квартал STONE Калужская сопровождают два жилых дома, что делает комплекс, а это именно он, взвешенным с функциональной точки зрения. Архитекторы Kleinewelt сделали дома серебристыми под стать офисным корпусам. В чем сходство, в чем отличия и при чем тут «Серебряные коньки» – читайте в нашем материале.
Мост и модуль
По проекту Parallel architects проведена частичная реновация зданий Международного аграрного университета в Ташкенте. Точечное обновление трех разрозненных блоков сформировало современный облик университетского кампуса, которому очень идет модернизм. Лаконичный мост-переход, динамичный фасад из натурального кирпича и новый входной портал создают среду, по уровню и эстетике сравнимую с международными университетскими центрами.
Богадельня XXI века
Как лучшее здание Великобритании отмечен Премией Стерлинга социальный жилой комплекс для пожилых Appleby Blue в лондонском округе Саутуарк. Авторы проекта – Witherford Watson Mann Architects.
Форма без случайностей
Креативный директор «Генпро» Елена Пучкова – о том, что такое честная современная архитектура: почему важно свести пилоны, как работать с ограниченной палитрой материалов и что делать с любимым медным цветом, который появляется в каждом проекте.
Острова и ножки
Главный архитектор группы RBI Александр Зюзин разработал концепцию общественно-делового кластера для территории у нового морского порта Санкт-Петербурга. Традиционная палитра и отсылки к советскому авангарду сочетаются с зелеными «островами» и бионическими формами. Помимо офисов здание включает музей, спортивный блок, учебный и досуговый центры.
Speed-dating с героями 90-х и другие причины пойти на Архитектон-2025
На этой неделе в петербургском Манеже открывается Архитектон – 10-дневный фестиваль с выставкой, премией и деловой программой, которая обещает северной столице встряску: придет ОАМ, будут новые форматы, обсудят намыв, конкурсы, философское и социальное измерение архитектуры. Советуем запастись абонементом и начать составлять график. В этом материале – хайлайты, на которые мы обратили внимание.
Дан приказ ему на Сити, ей в другую сторону...
Второй по счету конкурс архитектурных идей телеграм-канала Небоскребы привлек профессиональное жюри и присудил, в главной номинации, денежный приз. Как водится, за горизонтальный небоскреб – все остальные, в основном, предложили вертикальные башни... Показываем победившие и не победившие идеи, размышляем о влиянии башни участка номер один. Где? Смотрите ближе к концу материала.
На династической тропе
Дома и таунхаусы комплекса «Царская тропа» строятся в поселке Гаспра – с запада и востока от дворцов бывшей великокняжеской резиденции «Ай-Тодор». Так что одной из главных задач разработавших проект архитекторов бюро KPLN было соответствовать значимому соседству. Как это отразилось на объемном построении, как на фасадах и каким образом авторы используют рельеф – читайте в нашей статье.
Крылья Маяковского
Проект реконструкции главного входа в парк Маяковского в Екатеринбурге, который подготовил Алексей Гуров совместно с Уральским центром реставрации и проектирования, возвращает арке исторический облик и градостроительное значение. Помимо реставрационных работ предусмотрена особая подсветка, цветник, приспособление боковых павильонов, а также восстановление утраченных чугунных торшеров и афишных стен.