Архитектурные заметки о БКЛ.
Часть 1

Александр Змеул много знает о метро, в том числе московском, и сейчас, с открытием БКЛ, мы попросили его написать нам обзор этого гигантского кольца – говорят, что самого большого в мире, – с точки зрения архитектуры. В первой части: имена, проектные компании, относительно «старые» станции и многое другое. Получился, в сущности, путеводитель по новой части метро.

mainImg
«Забилось сердце московского метро» – нет, это не из репортажей месяца мая 1935 года, когда открылись первые станции столичного метрополитена, а из промо-кампании, запущенной в марте 2023 по случаю полного открытия Большой кольцевой линии (БКЛ). Сердце – может быть и не сердце, но, определенно, самый амбициозный транспортный проект города за последние десятилетия. Более 70 километров, 31 станция. Власти утверждают, что это самая протяженная кольцевая линия метрополитена в мире. БКЛ открывали на протяжении пяти лет, в нее же вошел и радикально реконструированный участок из трех станций, построенных еще в 1969 году.
БКЛ. 2023
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Станции московского метро – парадоксальный феномен, постоянно развивающийся с 1935 года архитектурный ансамбль. Строятся новые станции и линии, реконструируются существующие, появляются новые конструктивные решения и строительные технологии, одно поколение архитекторов сменяет другое. Платформенные части подземных станций московского метро одновременно служат и интерьером – для тех, кто попадает с поверхности, и фасадом – для тех, кто выходит из вагона. Станции московского метро – самый посещаемый объект архитектуры, ежедневно каждой станцией пользуются десятки тысяч человек. При этом на протяжении девяностых и отчасти двухтысячных проектирование метро находилось на периферии внимания, что объяснялось резким спадом финансирования и как следствие – резким сокращением объема строительства. Одни и те же проекты, родом еще из конца восьмидесятых, буквально десятилетиями «блуждали» между разными станциями в поисках возможности реализации. Безусловно в двухтысячные появлялись и новые интересные высказывания, связанные с развитием облика очень распространенной в то время односводчатой станции или внедрением яркого цвета. Но в основном станции метро были оплотом консерватизма, груз «дворцовости», заложенный в тридцатые годы, и окончательно сформировавшийся в пятидесятые, бесконечно довлел.
 
При создании БКЛ не стояла задача создания образного единства, речь шла прежде всего о создании индивидуального облика станций. Для этого были привлечены самые разные архитекторы, как имевшие до этого опыт создания объектов метрополитена, так и те, для кого этот опыт оказался новым.
БКЛ. 2023
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Существовавшие до этого в Москве два кольца скоростного внеуличного транспорта – Кольцевая линия метро и Московское центральное кольцо (МЦК), обладают образным единством. Двенадцать станций Кольцевой линии, открытые в 1950–1954 годах, при всем стилистическом разнообразии были объединены высокой степенью репрезентативности и декоративности, а также проникнуты темой триумфа советского народа – победителя в Великой отечественной войне и последующей мирной жизни.
 
Малое кольцо Московской железной дороги было открыто в 1908 году и использовалось фактически только для грузового движения. Тем не менее на остановочных пунктах были построены краснокирпичные вокзалы в стиле модерн проекту архитекторов Александра Померанцева и Николая Марковникова. При открытии в 2016 году на базе МК МЖД пассажирского МЦК остановочные пункты  были размещены в других местах, а образ пассажирских терминалов намеренно не имел преемственности со старыми краснокирпичными вокзалами. Новые терминалы были абсолютно противоположны: это белоснежные модернистские сооружения, отсылающие к образу океанского лайнера.
 
На БКЛ целостность возникает лишь на отдельных участках, которые объединены, прежде всего, типом конструкции и иногда – одними и теми же проектировщиками.
БКЛ. 2023
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Кто все эти люди?
Определить проектировщиков современных станций московского метро не так-то просто. Первый участок БКЛ, открывшийся в 2018 году, был полностью спроектирован институтом «Метрогипротранс», который на протяжении десятилетий выступал фактически монополистом в создании облика станций московского метро.
 
Затем схема изменилась: холдинг «Мосинжпроект», принадлежащий Москве, стал оператором программы развития московского метрополитена, то есть генеральным проектировщиком и генеральным подрядчиком по строительству станций метро. Далее проектирование станций отдается на подряд самым разным компаниям: другим городским структурам, в частности, институтам «Мосинжпроект» и «Моспромпроект», частными компаниями из Москвы («Метрогипротранс», «Инжпроект»), либо из других городов, это, к примеру, «Ленметрогипротранс» и «Минскметропроект». Ранее проектированием занималась также компания «Бустрен», она специализировалась на станциях так называемого «мадридского» или «испанского» проекта с береговыми платформами и путями посередине. При этом станции периодически передавали от одних проектировщиков к другим, в структурах того же «Мосинжпроекта» постоянно происходили реорганизации, а значительная часть архитекторов «Метрогипротранса» в процессе строительства станций перешла на работу в институт «Мосинжпроект». Поэтому корректно определить проектную организацию и авторский коллектив тех или иных станций не всегда представляется возможным.
 
Для определения архитектурного облика семи станций было проведено три архитектурных конкурса и это действительно большая победа главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова. Он смог «пробить» не только саму идею конкурсов на одну из самых сложных и консервативных типологий, но и добиться реализации практически всех проектов. Благодаря конкурсам на БКЛ появились станции, спроектированные архитекторами, работающими в совершенно разной стилистике: АБТБ, Buromoscow, za bor architects, АрхСлон, Blank Architects, AI architects. Им же досталась и еще одна станция вне конкурса. Выбор жюри подтверждало голосование на «Активном гражданине» – сервисе электронных голосований правительства Москвы.
Станция метро Терехово
Фотография © Влад Феоктистов / предоставлена BuroMoscow

Проектирование станций БКЛ в очередной раз поставило вопрос об отсутствии каких-либо правовых механизмов реализации победивших проектов. Это было особенно заметно в конкурсе на станции «Марьина Роща», «Рижская», «Сокольники», проектировщиком которых выступал «Метрогипротранс». Он должен был заключить договоры с победителями конкурсов, и в случае с «Марьиной рощей» и «Рижской» это было сделано. Однако в проекты-победители были внесены достаточно радикальные дополнения, поэтому «Метрогипротранс» можно считать полноценным соавтором архитектурных решений. А образ «техногенного леса», придуманный MAParchitects для станции «Сокольники» (первоначальное название «Стромынка»), так и остался нереализованным. Станция была построена по совершенно другому проекту того же «Метрогипротранса».
Сравнение проектов станции Стромынка (Сокольники) БКЛ: вверху конкурсный проект MAParchitects, внизу переработанный проект Метрогипротанса
Иллюстрация из статьи «Проект Россия», посвященной сравнению конкурсных проектов на станции метро и их последующего развития и искажения: Юлия Шишалова. Найдите 9 отличий: ревизия конкурсов на метро // Проект Россия. 31.08.2020

На станциях БКЛ, как и на других станциях московского метро последнего времени, размещены таблички с информацией о создателях станций. Там указаны руководители строительства (много), архитекторы, без упоминания проектных институтов, но в случае конкурсных станций – с названиями бюро, впрочем, иногда без фамилий собственно архитекторов. И есть загадочные проектировщики – это кто? Архитекторы, конструкторы, проектные менеджеры?
Первый участок
Первым современным участком БКЛ стали станции, открывшиеся в 2018 году. Это был проект архитекторов «Метрогипротрнаса» под руководством Николая Шумакова, авторский коллектив возглавил Александр Орлов. Это, без сомнения, одни из лучших проектов в портфолио этих архитекторов, создавших огромное количество станций метро на протяжении десятилетий, но также это и одни из лучших станций на БКЛ.
 
Участок трактовался как единый ансамбль: «не одна, отдельно взятая станция, а линия… становится одним композиционным элементом в системе московского метрополитена». Строго говоря подобные решения встречались и раньше, но они были скорее вынужденными: так, в шестидестятые годы пресловутые «сороконожки» по две-четыре станции отличались лишь элементами отделки (такой пример есть и на БКЛ, это реконструированный участок Каховской линии). Есть узнаваемый образ и у наземных станций Филевской линии.
 
Четыре станции: «Шелепиха», «Хорошевская», «ЦСКА», «Петровский парк», – построены по более или менее идентичному проекту и решены с помощью набора одних и тех же приемов. Эти станции при значительной глубине залегания по типу строительства относятся к станциям колонным мелкого заложения. Благодаря удачному конструктивному решению и интересным архитектурным приемам станции действительно стали новым этапом в решении излюбленной задачи проектировщиков метро. Прежде всего это преодоление ощущения «подземности», о котором говорили еще архитекторы первых станций московского метро.

На всех станциях первого участка использованы общие приемы. Так, колонны отделаны двумя материалами: темным  металлом и натуральным камнем, причем ширина металлической части уже, чем каменной, при этом каменная часть увеличивается кверху, а под сводом и колонная часть в целом тоже расширяется. Ощущение, что свод держат достаточно тонкие колонны. Потолок на всех станциях отделан двумя типами материалов – «плоским» реечным подвесным потолком черного цвета и «гнутыми» алюминиевыми панелями-парусами. Еще один общий прием – сплошная лента светильников, подвешенных на кронштейнах с двух сторон платформы.
 
Современнее всего смотрится станция «Шелепиха», здесь гнутые панели на потолке сделаны желтыми, что сразу придает станции узнаваемый вид.
Станция Шелепиха. БКЛ. 2023
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Оформление «Хорошевской» и «Петровского парка» кажется менее эффектным и более традиционным, возможно из-за того, что потолок изготовлен из белых светоотражающих материалов, а колонны отделаны благородным камнем фиолетово-сиреневого и зеленого цветов с белыми прожилками. Это, по идее, должно символизировать пересадку на линии соответствующего цвета, однако эта отсылка не очень читается. На «Петровском парке» присутствует еще и балкон, с помощью которого организована пересадка на станцию «Динамо».
Станция Петровский парк. Балкон перехода на Динамо. БКЛ. 2023
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Главным хитом первого участка стала станция «ЦСКА», которая насыщена художественным оформлением, посвященным спортивному клубу армии – это, прежде всего плафон с различными видами спорта и скульптуры спортсменов ЦСКА. На других станциях первого участка БКЛ художественное оформление тоже присутствовало, но гораздо более скромное, работы размещались в вестибюлях и на эскалаторных галереях. Подробнее про художественное оформление БКЛ – во второй части заметок.
Станция ЦСКА. БКЛ. 2023
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

В рамках первого участка БКЛ были созданы и интересные наземные сооружения, так, на «Хорошевской» это – здание, совмещающее вход в метро на первом уровне и здание отдыха локомотивных бригад на втором. Это сложное в плане сооружение с интересными приемами: смелой компоновкой разных объемов драматичной остроконечной консолью, опорами, стоящими под разными углами и даже внутренним двориком.
 
Спустя пять лет, в 2023 году на БКЛ появилась станция «Сокольники» – посвящение первым строителям метро тридцатых. Она создана тем же авторским коллективом, что и первый участок. Станция «Сокольники» буквально собрана из элементов и приемов первого участка. Светильники – те же самые, подвесные, потолок, собранный из двух типов панелей, тот же. Цвет колонн – как на «Шелепихе», балкон – как на «Петровском парке», печать на панелях на потолке – как на «ЦСКА». Единственное, что не взяли на вооружение – оригинальную форму колонн. При этом станция перенасыщена художественным оформлением, оно на стенах, потолке, балконах – все это коллажи на тему строительства первой очереди метро.
Станция Сокольники. БКЛ. 2023
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Станция Сокольники. БКЛ. 2023
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Станция Сокольники. БКЛ. 2023
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Честно говоря, это выше моего понимания: сделали отличные четыре станции, вошли в историю как проектировщики первых современных станций БКЛ – зачем теперь косплеить самих себя пятилетней давности? 
Модно – инстаграмно
Облик значительной части станций БКЛ формируется на стыке интерьерного дизайна, общественных пространств и паблик-арта. Это могут быть станции как одноплатформенные колонного типа: с одним рядом колонн или с двумя, так и станции с береговыми платформами, где пути проходят посередине. Здесь задача архитекторов – найти нестандартный ход, материал, решение, которое может быть сразу считываемым и запоминающимся. На этих станциях нет традиционного для станций советского времени художественного оформления, так как элементы, созданные архитекторами, вполне самодостаточны. А мир пояснительных записок и пресс-релизов раскрывает новые смыслы, которые не всегда возможно считать без подсказки.
 
Одна из самых ярких во всех смыслах станций такого типа – «Новаторская» (2021), образ которой построен на простом, но оригинальном приеме. Ее авторы – Моспромпроект, архитекторы Александр Вигдоров, Сергей Каретников. Здесь главный элемент – разноформатные вертикальные панели, подвешенные к потолку, они сделаны из триплекса с цветной пленкой оранжевого цвета трех оттенков. Все остальные элементы станции выполнены довольно нейтральными и служат лишь фоном для панелей: черный потолок и путевые стены, один ряд светлых колон. Описание на сайте стройкомплекса Москвы гласит: «создаваемая стеклом» параметрическая композиция вызывает ассоциации с образом солнца, огня и энергии новаторства».
Станция Новаторская. БКЛ. 2023
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Еще одна станция с оригинальным обликом – «Воронцовская», создана тем же авторским коллективом, что и расположенная по соседству «Новаторская». Станция также пользуется популярностью у любителей запрещенных социальных сетей. Здесь условно космический дизайн, что объясняется проектным названием станции – «Калужская» и ассоциативным рядом «Калуга – Циолковский – Космос». Образ станции построен на сочетании параметрического потолка – «млечного пути» на всей платформой, собранного из нескольких тысяч «тарелок» и восьмиугольных колонн сложной геометрии.
Станция Воронцовская. БКЛ. 2023
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Оригинальный ход найден на «Аминьевской» (2021). Здесь потолок сделан с помощью панелей, которые подвешены под углом, что парадоксальным образом отсылает к вернакулярной архитектуре – он как будто «сплетен» из прутьев.
Станция Аминьевская. БКЛ. 2023
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

«Мичуринский проспект» (2021) и вовсе оформлен в условно-китайской стилистике, что объясняется тем, что эту станцию, как и прилегающий участок БКЛ, строила китайская подрядная компания. Образ станции строится на сочетании красных лакированных порталов (так обыграны колонны), черного потолка и панелей, которые размещены так же вертикально, как и на «Новаторской». Подсвеченные изнутри панели чередуются: на одной половине китайские орнаменты нанесены методом лазерной резки, на другой – на поверхность.
Станция Мичуринский проспект. БКЛ. 2023
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

«Проспект Вернадского» и «Зюзино» скромнее и похожи решением потолка, их образ строится прежде всего на квадратных светильниках. На «Зюзино» (2021) потолок собран из панелей разных оттенков серого, подвешенных на разном уровне. На их фоне выделяются достаточно объемные квадратные светильники. Подключив немного фантазии, можно представить, что это – подвешенный к потолку перевернутый макет какого-нибудь микрорайона. На «Проспекте Вернадского» (2021) потолок менее объемный, но в целом образ станции более репрезентативен – два ряда черных колонн и балкон.
Станция Проспект Вернадского. БКЛ. 2023
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Станция Проспект Вернадского. БКЛ. 2023
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

В этом же ряду двухплатформенные «Текстильщики» и «Печатники», спроектированные «Ленметрогипротрансом». На станции «Текстильщики» (2023) главный элемент – опять же потолок: двухуровневый, с проемами с закарнизным светом. Абрисы проемов в виде арок должны вызывать «ассоциацию с геометрией вязального или ткацкого станка». Тему станка «подхватывают» и ламели, установленные между колоннами между путями. «Печатники» (2023) решены в черно-серо-белой гамме, привычной для многих станций БКЛ, а еще – «характерной для типографии». Но решений, которые быстро считываются, здесь нет, хотя станция сделана вполне добротно, есть отдельные элементы, обыгрывающие тему типографии. Это, к примеру, светильники, напоминающие гранки, – в переходе на радиальную станцию.
Станция Печатники. БКЛ. 2023
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Станция Печатники. БКЛ. 2023
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Впрочем, происхождение топонима «Печатники» не имеет отношения к печатному делу, но здесь народная этимология стала вполне официальной.
 
Между тем высшая точка в создании станций такого типа, и самое лаконичное и при этом цельное высказывание – станция «Мнёвники» (2021), построенная по проекту АБТБ. Проект Тимура Башкаева был выбран на конкурсе, однако уже в процессе реализации конструкция станции была изменена на колонную трехпролетную. Основная идея конкурсного проекта была в красных элементах, которые пронизывали все уровни станции и служили главным объединяющим началом. При перепроектировании ее удалось сохранить: в центре зала создан красный портал, в сущности, самостоятельный арт-объект. Он реализован достаточно простым способом: четыре колонны облицованы красным, между ними – перекрытие из аналогичного материала. Конечно, этот объект отсылает к эпохе русского авангарда. Но платформенная часть это еще и метафора метро в целом – красный элемент посредине «нанизан» на  световод словно станции – небольшие точки на линиях тоннельных перегонов.
Станция Нижние Мневники. БКЛ. 2023
Фотография © Илья Иванов / предоставлена АБТБ
Станция Нижние Мневники. БКЛ. 2023
Фотография © Илья Иванов / предоставлена АБТБ
Старая гвардия
Архитекторами «Метрогипротранса» были спроектированы «от и до» еще три станции. Они были открыты в 2020 году, до полного открытия БКЛ временно действовали в составе Некрасовской линии, и, на мой взгляд, были незаслуженно обделены вниманием.

Это станции «Авиамоторная» и «Лефортово» (арх. Л. Борзенков) и «Электрозаводская» (арх. А. Некрасов), все – колонные мелкого заложения с одной платформой. Тем не менее интересно посмотреть на то, что нового предложили архитекторы, которые определяли облик московского метро на протяжении девяностых – двухтысячных. Леонид Борзенков и Александр Некрасов, как и Александр Орлов, на протяжении многих лет работали в «Метрогипротрансе» под началом Николая Шумакова. На одной только БКЛ они спроектировали 12 станций. Сейчас архитектурное подразделение «Метрогипротранса» возглавляет Леонид Борзенков.
 
Леонид Борзенков начинал еще в конце советской власти, он принимал участие в проектировании станции «Черкизовская» (1990).
Станция Черкизовская. БКЛ. 2023
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

К его же интересным реализованным проектам относятся надземная Бутовская линия (2003), станции «Жулебино» и «Лермонтовский проспект» (2013), где он активно внедрял яркие цвета, парадоксальный «Мичуринский проспект» (2018). Для двух станций БКЛ он выбрал черно-белую стилистику, начатую им еще на одной удачной станции – «Новокосино» (2012). Обе его станции на БКЛ тонко прорисованы, при этом если «Лефортово» отсылает к теме прошлого (станция-гравюра), то «Авиамоторная», с ее авиационной тематикой, – к будущему. При этом обе станции современны, в них нет скатывания в ретро-линию, и графичны: сочетание черного, белого и оттенков серого достигается благодаря использованию натурального камня, фибробетона, способного имитировать любой материал, и алюминиевых панелей.
 
Итак, «Лефортово» (2020) – станция-гравюра, отсылающая к историческому наследию района. Один из самых удачных приемов на станции – ритм повторяющихся «порталов», созданных с помощью облицовки бело-серыми панелями. Они переходят с путевой стены на потолок и затем на противоположную стену. Тему гравюры развивают две художественные композиции, стилизованные под гравюры петровского периода, – художников Петра Радимова, Корнила Пузанкова и Александра Панова. Композиция с гербом Франца Лефорта размещена в круглом плафоне кассового зала, а работа с фрагментом фасада Лефортовского дворца и его отражением размещена в наземном вестибюле.
Станция Лефортово. Плафон в кассовом зале. БКЛ. 2023
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Станция Лефортово. Входной павильон. БКЛ. 2023
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

«Авиамоторная» (2020) отсылает к авиационной тематике – в ее архитектуре можно увидеть аллюзии и на элементы самолета, и на воздушные потоки. Так, форма колонн напоминает фюзеляж самолета, причем это «работает» в разных плоскостях. С одной стороны это белый фюзеляж, с другой – серебристый, причем световые «капители» на потолке напоминают хвост самолета. В строящемся переходе на «Авиамоторную» Калининской линии появятся художественные композиции на тему авиации художника Александра Рукавишникова. Здесь же  будет размещена скульптурная композиция «Икар» Анатолия Мосийчука, которая ранее украшал торец «Авиамоторной» – радиальной. Композиция  несколько терялась в  сочетании с золотым сводом станции, теперь же она будет размещена на темной гранитной стене, который будет подчеркивать достоинства работы.
Станция Авиамоторная. БКЛ. 2023
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Еще одна станция – «Электрозаводская» (2020), создана Александрым Некрасовым. Он начинал свою работу в тандеме с Александром Орловым, тем самым, который работал над станциями первого участка БКЛ. Вместе они сделали «Печатники» и «Братиславскую» (1995), «Аннино» (2001), «Международную» (2006), «Строгино» (2008), «Волоколамскую» (2009). К его самостоятельным работам относятся станции «Бутырская» и «Фонвизинская» (2016).
 
Почерк Некрасова достаточно лапидарен, что в значительной большей степени проявилось на «Электрозаводской». Конструкция этой колонной станции достаточно оригинальна – над одним из путей устроена галерея, ведущая к выходу. На противоположной к галере путевой стене во всю длину и высоту расположено панно Александра Рукавишникова «Битва героев», самое большое панно в метро. Конечно, это панно невозможно осмотреть, можно только изучать его последовательно частями, двигаясь вдоль платформы. Но фрагменты панно можно увидеть и через огромные иллюминаторы с уровня галереи. Наземный вестибюль – круглый в плане, эта форма периодически возникает в архитектуре московского метро.
Единство наземной и подземной частей
Но не только архитекторам старой или, если хотите, классической школы «Метрогипротранса» удалось сделать станции, в которых тема протянута от платформенной до наземной части.
 
Рекордсменами стали AI architects со станцией «Кунцевская», где они сделали не только платформенную часть и вестибюль, но и наземные павильоны и благоустройство – небольшой сквер над станцией.
 
Сама станция крайне неудачной конструкции: с двумя платформами, путями посередине, при этом колонны расположены непосредственно на платформах и занимают их значительную часть. Эту тяжеловесность архитекторы решили не скрывать, а, наоборот, подчеркнуть. В отделке применен один материал – серое терраццо, состоящее из осколков камня, скрепленных цементом. В данном случае – в ключевых местах на станции использовано настоящее терраццо с поблескивающими вкраплениями белого кварца, а в дополнительных пространствах, к примеру, на эскалаторах, – имитация.
Станция Кунцевская. Пример терраццо на платформе. БКЛ. 2023
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Станция Кунцевская. Платформа. БКЛ. 2023
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Между колоннами установлены массивные круглые светильники, отделанные, так же, как и стены, колонны, потолок.  Тему, придуманную для платформенной части, архитекторы продолжили наверху. Входные павильоны так же облицованы материалом под терраццо, а безнадежную зону вдоль шумного Рублевского шоссе превратили в небольшой парк с холмами, на которых высажены деревья. Остроумнее всего решена главная проблема современных станций метро – наличие огромного количества вентиляционных киосков на поверхности. Их заключили в цилиндрические формы, повторяющие форму светильников на станции. Радиусная форма поддержана и в изгибах бордюров, ограждающих газоны. Из любимых элементов московского благоустройства здесь присутствует амфитеатр.

На противоположном к «Кунцевской» полюсе находится станция «Кленовый бульвар» (2023), спроектированная бюро АрхСлон, она гораздо более многословна и театральна, но безусловно интересна. Формальной отсылкой стал находящийся рядом со станцией музей-заповедник «Коломенское», вернее два его слоя. Первый – древнерусская архитектура, правда авторы апеллируют не к подлинному памятнику – церкви Вознесения, а к образу так называемого «дворца Алексея Михайловича». Сам дворец – воссоздание времен Юрия Лужкова, не очень точная реплика деревянного здания, разобранного при Екатерине II. Второй слой, которым вдохновлена станция – Дьяковская археологическая культура позднего бронзового века, она даже называется по имени села Дьякова, которое составляет сейчас с селом Коломенским единый ансамбль и заповедник.
Станция Кленовый бульвар. БКЛ. 2023
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Станция Кленовый бульвар. БКЛ. 2023
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Обе темы: древнерусская и археологическая, – были значительно переработаны и решены современным, хотя, может быть, и чересчур многословным языком. В какие-то моменты на станции возникает переизбыток впечатлений, – вероятно, это можно объяснить тем фактом, что авторы проекта, команда АрхСлон, специализируются на создании интерьерных пространств.
 
Самая очевидная и прямая отсылка читается в надземном павильоне, который в разрезе представляет собой «современное прочтение силуэтов Коломенского». Далее пассажир попадает в несколько более нейтральное пространство распределительного зала: здесь колонны с градиентом, переходящим от черного к белому, с подсветкой наверху, что зрительно отрывает их от потолка, контрастные стены – белые и черные, серый потолок с точечными, словно звезды раскиданными, светильниками. Затем идет самая спорная часть станционного комплекса – она начинается от турникетов, переходит в эскалаторный наклонный ход, продолжается в подходных пешеходных коридорах, ведущих к лестницам на платформы. Весь этот путь решен в черном цвете, что вместе со сложной компоновкой станции придает пространству несколько мистический характер.
Станция Кленовый бульвар. БКЛ. 2023
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Платформенная часть не столь радикальна. Плитка на стенах и на полу уложена по диагонали, как и на стенах лестничных сходов к платформе – это отсылка к «сетчатой» керамике Дьяковской культуры, украшенной отпечатками грубых тканей и даже рыболовных сетей. Белые полусводы аналогичны тем, что использованы во входном павильоне. Завершающий штрих – белые скамейки-валуны: не самые функциональные, но уж точно запоминающиеся.
Станция Кленовый бульвар. БКЛ. 2023
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Продолжение следует. 

13 Марта 2023

Похожие статьи
Годы метро. Памяти Нины Алешиной
Сегодня, 17 июля, исполняется сто лет со дня рождения Нины Александровны Алешиной – пожалуй, ключевого архитектора московского метро второй половины XX века. За сорок лет она построила двадцать станций. Публикуем текст Александра Змеула, основанный на архивных материалах, в том числе рукописи самой Алешиной, с фотографиями Алексея Народицкого.
Мечта в движении: между утопией и реальностью
Исследование истории проектирования и строительства монорельсов в разных странах, но с фокусом мечты о новой мобильности в СССР, сделанное Александром Змеулом для ГЭС-2, переросло в довольно увлекательный ретро-футуристический рассказ о Москве шестидесятых, выстроенный на противопоставлениях. Публикуем целиком.
Модернизация – 3
Третья книга НИИТИАГ о модернизации городской среды: что там можно, что нельзя, и как оно исторически происходит. В этом году: готика, Тамбов, Петербург, Енисейск, Казанская губерния, Нижний, Кавминводы, равно как и проблематика реновации и устойчивости.
Три башни профессора Юрия Волчка
Все знают Юрия Павловича Волчка как увлеченного исследователя архитектуры XX века и теоретика, но из нашей памяти как-то выпадает тот факт, что он еще и проектировал как архитектор – сам и совместно с коллегами, в 1990-е и 2010-е годы. Статья Алексея Воробьева, которую мы публикуем с разрешения редакции сборника «Современная архитектура мира», – о Волчке как архитекторе и его проектах.
Школа ФЗУ Ленэнерго – забытый памятник ленинградского...
В преддверии вторичного решения судьбы Школы ФЗУ Ленэнерго, на месте которой может появиться жилой комплекс, – о том, что история архитектуры – это не история имени собственного, о самоценности архитектурных решений и забытой странице фабрично-заводского образования Ленинграда.
Нейросказки
Участники воркшопа, прошедшего в рамках мероприятия SINTEZ.SPACE, создавали комикс про будущее Нижнего Новгорода. С картинками и текстами им помогали нейросети: от ChatGpt до Яндекс Балабоба. Предлагаем вашему вниманию три работы, наиболее приглянувшиеся редакции.
Линия Елизаветы
Александр Змеул – автор, который давно и профессионально занимается историей и проблематикой архитектуры метро и транспорта в целом, – рассказывает о новой лондонской линии Елизаветы. Она открылась ровно год назад, в нее входит ряд станцией, реализованных ранее, а новые проектировали, в том числе, Гримшо, Уилкинсон и Макаслан. В каких-то подходах она схожа, а в чем-то противоположна мега-проектам развития московского транспорта. Внимание – на сравнение.
Лучшее, худшее, новое, старое: архитектурные заметки...
«Что такое традиции архитектуры московского метро? Есть мнения, что это, с одной стороны, индивидуальность облика, с другой – репрезентативность или дворцовость, и, наконец, материалы. Наверное всё это так». Вашему вниманию – вторая серия архитектурных заметок Александра Змеула о БКЛ, посвященная его художественному оформлению, но не только.
Иван Фомин и Иосиф Лангбард: на пути к классике 1930-х
Новая статья Андрея Бархина об упрощенном ордере тридцатых – на основе сравнения архитектуры Фомина и Лангбарда. Текст был представлен 17 мая 2022 года в рамках Круглого стола, посвященного 150-летию Ивана Фомина.
Архитектурная модернизация среды. Книга 2
Вслед за первой, выпущенной в прошлом году, публикуем вторую коллективную монографию НИИТИАГ, посвященную «Архитектурной модернизации среды»: история развития городской среды от Тамбова до Минусинска, от Пицунды 1950-х годов до Ричарда Роджерса.
Архитектурная модернизация среды жизнедеятельности:...
Публикуем полный текст первой книги коллективной монографии сотрудников НИИТИАГ. Книга посвящена разным аспектам обновления рукотворной среды, как городской, так и сельской, как древности, так и современной архитектуре, в частности, в ней есть глава, посвященная Николасу Гримшо. В монографии больше 450 страниц.
Поддержка архитектуры в Дании: коллаборации большие...
Публикуем главу из недавно опубликованного исследования Москомархитектуры, посвященного анализу практик поддержки архитектурной деятельности в странах Европы, США и России. Глава посвящена Дании, автор – Татьяна Ломакина.
Сколько стоил дом на Моховой?
Дмитрий Хмельницкий рассматривает дом Жолтовского на Моховой, сравнительно оценивая его запредельную для советских нормативов 1930-х годов стоимость, и делая одновременно предположения относительно внутренней структуры и ведомственной принадлежности дома.
Конкурсный проект комбината газеты «Известия» Моисея...
Первая часть исследования «Иван Леонидов и архитектура позднего конструктивизма (1933–1945)» продолжает тему позднего творчества Леонидова в работах Петра Завадовского. В статье вводятся новые термины для архитектуры, ранее обобщенно зачислявшейся в «постконструктивизм», и начинается разговор о влиянии Леонидова на формально-стилистический язык поздних работ Моисея Гинзбурга и архитекторов его группы.
От музы до главной героини. Путь к признанию творческой...
Публикуем перевод статьи Энн Тинг. Она известна как подруга Луиса Кана, но в то же время Тинг – первая женщина с лицензией архитектора в Пенсильвании и преподаватель архитектурной морфологии Пенсильванского университета. В статье на примере девяти историй рассмотрена эволюция личностной позиции творческих женщин от интровертной «музы» до экстравертной креативной «героини».
Бетонный Мадрид
Новая серия фотографа Роберто Конте посвящена не самой известной исторической странице испанской архитектуры: мадридским зданиям в русле брутализма.
Реновация городской среды: исторические прецеденты
Публикуем полный текст коллективной монографии, написанной в прошедшем 2020 году сотрудниками НИИТИАГ и посвященной теме, по-прежнему актуальной как для столицы, так и для всей страны – реновации городов. Тема рассмотрена в широкой исторической и географической перспективе: от градостроительной практики Екатерины II до творчества Ричарда Роджерса в его отношении к мегаполисам. Москва, НИИТИАГ, 2021. 333 страницы.
Технологии и материалы
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
​За фасадом: особенности применения кирпича в современных...
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
Силиконо-акрилатная штукатурка: секрет долговечности
Компания LAB Industries (ТМ Церезит) представила на рынке новый продукт – силиконо-акрилатную штукатурку Церезит CT 76 для фасадных работ. Она подходит для выполнения тонкослойных декоративных покрытий интенсивных цветов, в том числе самых темных, гарантируя прочность и устойчивость к внешним воздействиям.
Свет и материя
​В новой коллекция светильников Центрсвет натуральные материалы – алебастр, латунь и кожа – создают вдохновляющие сюжеты для дизайнеров. Минимализм формы подчеркивается благородством материала и скрывает за собой самую современную технологию.
Teplowin: новое имя, проверенный опыт в фасадном строительстве
Один из крупнейших производителей светопрозрачных конструкций на российском строительном рынке – «ТД Окна» – объявил о ребрендинге: теперь это бренд Teplowin, комплексный строительный подрядчик по фасадам, осуществляющий весь спектр услуг по производству и установке фасадных систем, включая алюминиевые и ПВХ конструкции, а также навесные вентилируемые фасады.
Архитектурная подсветка фасадов ЖК и освещение придомовой...
Уютно должно быть не только внутри жилого комплекса, но и рядом с ним. В этой статье мы рассмотрим популярные осветительные решения, которые придают ЖК респектабельности и обеспечивают безопасную среду вокруг дома.
Облицовочный кирпич: какой выбрать?
Классический керамический, клинкерный или кирпич ручной формовки? Каждый из видов облицовочного кирпича обладает уникальным набором технических и эстетических характеристик. На примере продукции ГК «Керма» разбираемся в тонкостях и возможностях материала для современных проектов.
Sydney Prime: «Ласточкин хвост» из кирпича
Жилой комплекс Sydney Prime является новой достопримечательностью речного фронта Большого Сити и подчеркивает свою роль эффектным решением фасадов. Авторский подход к использованию уникальной палитры кирпича в навесных фасадных системах раскрывает его богатый потенциал для современной архитектуры.
Возрождение лесной обители. Как восстанавливали старинный...
Во Владимирской области возрожден из руин памятник церковного зодчества начала XIX века – Смоленская церковь на Веретьевском погосте. Реставрационные работы на каменном храме проводились с использованием материалов компании Baumit.
Урбанистика здоровья: спорт в проектах благоустройства
Уличные спортивные зоны являются неотъемлемой частью современной урбанистической среды и призваны, как и благоустройство в целом, стимулировать жителей больше времени проводить на улице и вести здоровый образ жизни. Компания «Новалур» предлагает комплексные решения в области уличного спорта и также является производителем линейки уличных тренажеров с регулируемой нагрузкой, подходящих максимально широкому кругу пользователей.
​Архитектура света: решения для медиафасадов в...
Медиафасады – это инновационное направление, объединяющее традиционные архитектурные формы с цифровыми технологиями. Они позволяют создавать интерактивные здания, реагирующие на окружающую среду, движение пешеходов или даже социальные медиа. Российская компания RGC представляет технологию, интегрирующую медиа непосредственно в стеклопакеты.
Как уменьшить запотолочное пространство для коммуникаций?
Повысить уровень потолка за счет сокращения запотолочного пространства – вполне законное желание девелопера, архитектора и дизайнера. Но этому активно сопротивляются инженеры. Сегодня мы расскажем о красивом и нестандартном решении этой проблемы.
Холст из стекла
Открытие нового корпуса Третьяковской галереи на Кадашевской набережной в мае 2024 года ознаменовало не только расширение знаменитого музея, но и знаковое событие в области использования архитектурного стекла с применением технологии печати. О том, как инновационное остекление расширило границы музейной архитектуры – в нашем материале.
От эскиза до «Дракона»: творческая кухня «Новых Горизонтов»
Компания «Новые Горизонты», отметившая в 2024 году свое 25-летие, прошла путь от дистрибьютора известного финского производителя Lappset до разработчика собственных линеек детского игрового оборудования. За четверть века они эволюционировали от импортера до инновационного проектировщика и производителя, способного воплощать самые смелые идеи в реальность.
​Палитра вашего путешествия
Конкурс авторских палитр для интерьера «Время, место и цвет» в самом разгаре. Его проводит дизайнер, декоратор и преподаватель Виктория Малышева в партнерстве с брендом красок Dulux. Виктория рассказала об идее конкурса и собственных палитрах.
От плоскости к объему: революция в остеклении с помощью...
Моллирование стекла – технология, расширяющая границы архитектурного проектирования и позволяющая создавать сложные геометрические формы в остеклении зданий. Этот метод обработки стекла открывает новые возможности для реализации нестандартных архитектурных решений, сочетая эстетику и функциональность.
Сейчас на главной
Жить в золоте
Многоквартирный дом Cœur Atlantis в южном пригороде Парижа по проекту роттердамского бюро KCAP.
Плач, затмение и городище
Якорный объект экопарка «Каялов бор» в городе Россошь – маршрут длиной в 3,5 километров, который знакомит посетителей с событиями, описанными в «Слове о полку Игореве». Архитекторы воронежского бюро TOU ARCHITECTS дополняют тематические объекты, которые обеспечивают разнообразный досуг, спортивными трассами и событийной площадью.
Зодчество 2024: семеро
Как уже говорилось, в этом году главные награды «Зодчества» не присуждены. Рассуждаем, почему так, фантазируем на тему возможных форматов судейства – как бы было хорошо, как бы было здорово… Вместо двух наград получилось семь: их состав тоже интересен. Публикуем полный список лауреатов XXIII фестиваля.
Балкон над долиной
Вилла на севере Ливана по проекту местного бюро BLANKPAGE Architects раскрывается над зеленой приморской долиной как панорамная терраса.
Золотая коронка
Концепцию стоматологической клиники в Екатеринбурге бюро CNTR обозначило как mouth full of gold: белоснежные стены из керамогранита оттеняют матовые латунные детали. Чтобы отсылка не стала слишком прямолинейной, архитекторы сосредоточились на пропорциях здания, лавируя между инсоляционными и пожарными ограничениями.
Собор для туристов
Трехнефный вокзал для линии скоростной железной дороги по проекту gmp в Наньчане облегчит путь на работу жителям, а туристам – доступ к ключевым достопримечательностям региона.
Спелый апельсин
Учебный центр Edu Expo построен в центральной части Ташкента по проекту местного бюро Parallel architects. Относительно простая планировочная структура – аудитории и конференц-залы, сосредоточенные вокруг центрального холла – проявлена на фасаде панелями с паттерном штрих-кода. Однако вставки ярко-оранжевых балконов и ниш полностью меняют восприятие.
Гибкость и интеграция
Не так давно мы рассказывали о проекте 4 очереди ЖК ÁLIA, спроектированной компанией APEX. Теперь нам показали варианты разработанных ими же ограждений пространств приватных дворов, с интегрированными в них разнообразными общественными функциями. Участие архитекторов комплекса в работе над такой деталью, как ограды, – считаем показательным.
Сады и узоры
С проектом креативного кластера в Саудовской Аравии бюро IND взяло премию WAF в номинации «Проекты», в категории «Культура». Архитекторы предложили жесткую ортогональную структуру, но интегрировали в нее систему камерных пространств с тенью, садами и водоемами. Отсылки к традиционной культуре, такие как трамбованная земля или имитация узоров на ткани, соединяются с вертикальным озеленением и структурным остеклением.
Начало новой жизни
ЦСИ Винзавод объявляет о начале переосмысления архива, собранного за время его работы на протяжении 17 лет. Архив и библиотека будут доступны для исследователей, обещан сайт и ежегодные выставки. Первая открылась сейчас в Зале красного: интерьер уподоблен лаборатории будущего анализа, но базируется это высказывание на христианской и дионисической теме умирания / оплакивания / возрождения, тесно связанной с вином. Прямо таки пара «Архитектуре духа».
И свет, и тень
Сегодня последний день работы выставки «Открытого города» в Руине Музея архитектуры. Там атмосферная экспозиция кураторов: Александра Цимайло и Николая Ляшенко, – почти как это бывает в иерархии многих церквей – подчинила себе информацию о проектах воркшопов. Но получилось красиво, этакий храм новой реальности понимания духа. И много – 13 участников. Такая, знаете ли, особенная дюжина.
Древнеримский порядок
Учебный корпус CuBo Римского биомедицинского университета по проекту бюро Labics соединяет в себе открытость и ориентированность на коммуникацию с жесткой матрицей древнеримского градостроительства.
Лес у моря
В рамках архитектурной экспедиции «Русский Север», организованной СПбГАСУ, студентам удалось посетить труднодоступное село Ворзогоры. Сложную дорогу окупает увиденное: песчаный берег Белого моря, старинные деревянные церкви, нетронутый пейзаж. В своих работах команды искали способы привлечения туристов, которые не нарушат уклад места, но помогут его сохранить.
Вызов технический и туристический
Смотровые платформы над рекой Нуцзянь в Тибете по проекту бюро Archermit задуманы как вызов для путешествующих по западу Китая туристов, но экстремальные условия Сычуаньских Альп потребовали максимальных усилий и от архитекторов, конструкторов и строителей.
WAF 2024: малые награды
Завершаем наш обзор финалистов Всемирного фестиваля архитектуры специальными номинациями. В этом году отмечены выдающие работы с цветом, естественным светом, камнем, а также экологичными решениями. Приз за лучший малый объект вновь ушел в Японию.
Сказки Нёноксы
Архитектурная экспедиция «Русский Север», организованная СПбГАСУ, посвящена исследованию туристического потенциала двух арктических сёл. В этой публикации рассказываем о поморском поселении Нёнокса, сохранившем пятишатровую церковь и другие характерные деревянные постройки. Пять студенческих команд из разных городов на месте изучали архитектурное наследие и дух места, а затем предложили концепции развития с модным «избингом» и экотропами, а также поработали над брендом и событийной программой.
Шаг вперед
Жилой комплекс HIDE стал для архитекторов ADM, Андрея Романова и Екатерины Кузнецовой, существенным рубежом в поиске новой пластики высотных башен: гибкой и дискретной, позволяющей оживлять объем и силуэт, моделировать форму. За последние годы подход стал «фирменной фишкой» ADM, а его в становлении ключевую роль сыграла, в частности, золотистая башня HIDE. Рассказываем историю, рассматриваем подробности построения комплекса, находим его стержень.
Роль фактуры
Активная поверхность бетона на фасадах и в интерьерах – основа архитектурного образа виллы в пригороде Бразилиа по проекту Studio Bruno Porto.
WAF Inside 2024: голодный город
Жюри Всемирного фестиваля архитектуры признало лучшим интерьерным проектом года пекинскую лапшичную. Новозеландское бюро Office AIO сумело найти оптимальные планировочные решения для гибридной концепции обслуживания, а также, оставаясь в рамках минимализма, предложило яркие решения, которые притягивают посетителей и располагают к общению. Рассказываем подробнее об этом проекте и показываем победителей других категорий.
Зодчество 2024: шесть причин зайти на фестиваль
Сегодня в 32 раз стартует фестиваль Союза архитекторов «Зодчество». Он продлится 3 дня: Гостиный двор будет заполнен экспозициями, программа же заполнена мероприятиями. Мы посмотрели на анонсы и сделали свою выборку, чтобы помочь вам сориентироваться. Дедала – вручают в четверг вечером.
WAF 2024: инклюзия
Всемирный фестиваль архитектуры подвел итоги. Главный приз забрала школа, тесно связанная с сообществом аборигенов Австралии, проектом года стал религиозный центр алевитов в Турции, а в лучшем ландшафтном проекте используются традиционные архитектурные мотивы китайского субэтноса хакка. И даже работа российского бюро в этом году попала в список финалистов – при соблюдении условия, что сделана она для другой страны. Рассказываем о победителях и финалистах.
Черное кимоно
Бюро IDEOLOGIST подготовило проект реконструкции позднесоветской базы отдыха, расположенной на скале у Черного моря, недалеко от Геленджика. Концепция выдержана в японском духе, что с одной стороны соответствует вектору развития курорта, с другой – логично соотносится с созерцательными пейзажами субтропического пояса.
Золото в песках
В Дубае открылся офис трансконтинентальной компании, связанной с добычей и обработкой ресурсов. Его интерьер реализован по проекту T+T Architects, а они мастера своего дела, умеют организовать пространство современно, разнообразно, гибко и оригинально. В данном случае на представительском этаже «царит» гигантская, облицованная золотистой латунью, перегородка, а контекстуально обоснованный фон дает слоистая фактура прессованной земли.
Новые проекты в малых городах
Показываем отчет о паблик-токе «Большие амбиции малых городов», предоставленный его организаторами. Среди проектов – два для Палеха, по одному для Наро-Фоминска и Зеленоградска
Пресса: Это Валентин Коган (бюро SLOI) — пожалуй, самый востребованный...
Основателя бюро SLOI Валентина Когана можно назвать самым успешным молодым архитектором Петербурга — по его проектам строят сразу несколько больших объектов, в том числе протестантскую церковь в Парголово и жилой комплекс и гостиницу рядом с Островом фортов в Кронштадте. Как успевать за глобальными профессиональными трендами, что общего у придуманного им деревянного храма с айфоном и какие КОНКРЕТНЫЕ (да, капсом!) меры помогут сделать архитектуру Петербурга лучше, специально для отдела «Петербург будущего» Собака.ru архитектурный критик Мария Элькина узнала у Валентина Когана.
«Открытый город 2024»: Алтари неизведанного. Стихийное...
Знакомим еще с одним воркшопом фестиваля «Открытый город» – «Алтари неизведанного. Стихийное сакральное» под руководством MARKS GROUP. Основная цель воркшопа – провести самостоятельное исследование и получить практические навыки, которые студенты могли бы применить в дальнейшей работе. Объектом исследования была предложена гора Воттоваара в западной Карелии.
Культурный треугольник
Еще один проект мастерской «Арканика» для Альметьевска – трехэтажная художественная галерея, которая расположится у Каскада прудов в пешей доступности от штаб-квартиры «Татнефти». Главными аттракторами послужат подсвеченные фасады и кровля-амфитеатр, ориентированная на мечеть, а также функциональная программа, продуманная компанией «Новая земля».
Архитектура будущего глазами сегодняшних выпускников
В Паркинг Галерее парка «Зарядье» проходит выставка дипломных работ выпускников художественных вузов ВЫПУСК’24. Специальный раздел выставки посвящен архитектурным проектам, о которых мы расскажем. Среди них досуговый комплекс в Ярославской области, городской рынок в Суздале, университет в Сочи, музей в Калуге, научно-исследовательский кластер в Сколково и целый город Николоград.
Временно белоснежный дракон
В китайском Уси после реконструкции по проекту бюро Wutopia Lab открылся парковый павильон Emerald Screen Pergola: эта белоснежная эфемерная конструкция скоро действительно станет изумрудно-зеленой.