Мосты и мостки

Этой зимой DK-COMMUNITY и творческое сообщество МИРА провели воркшоп в Суздале «Мосты и мостки». В нем участвовали архитекторы и студенты профильных вузов. Участникам предложили изучить технологии мостостроения, рассмотреть мировые примеры и представить свой вариант проектировки постоянного моста для одного из трех предложенных мест. Рассказываем об итогах этой работы.

Воркшоп «Мосты и мостки» ставил перед собой две главные цели – создание нескольких вариантов современных пешеходных мостовых переходов через реку Каменку, отвечающих современным и перспективным требованиям, и начало серьезной общественной дискуссии о развитии такого знакового места как Суздаль.

Состав участников воркшопа «Мосты и мостки» кураторы сформировали по итогам опен-колла, проходившего в январе. Были определены три группы, которые работали над проектами тремя мостов: 
  • Мосток через Ильинский луг и мост через реку от Церкви Ильи Пророка.
  • Пешеходный мост к церкви Рождества Иоанна Предтечи на улице Шмидта. 
  • Мост у Спасо-Евфимиевского монастыря («мост Тарковского»). 
В качестве эксперта по транспорту в проекте участвовал директор центра исследований «Умного города» Константин Трофименко, консультант – краевед Федор Кноков.

Партнеры: Суздальская инициатива, DK-COMMUNITY, МЕЖА, Мира-центр.

Организаторам было важно подчеркнуть, что места были выбраны неслучайно – во всех выбранных местах в разное время существовали мосты.
  • zooming
    1 / 3
    Мост через Ильинский луг и мост через реку от Церкви Ильи Пророка. 1912
    © Сергей Прокудин-Горский
  • zooming
    2 / 3
    Пешеходный мост к церкви Рождества Иоанна Предтечи на улице Шмидта
    © Архивное фото
  • zooming
    3 / 3
    Мост у Спасо-Евфимиевского монастыря («мост Тарковского»)
    © Кадр из фильма Андрея Тарковского «Андрей Рублев»

Как отмечает Федор Кноков, река Каменка, на которой расположен Суздаль, извилисто течет почти по всей его территории. В связи с этим в городе всегда имелось множество мостов и мостков различного назначения. Большинство из них были сезонными. К более-менее капитальным можно отнести мост, построенный после 1913 года на Большой Владимирской улице, а также отчасти Покровский мост. Остальные конструкции приходилось каждый год восстанавливать после весенних паводков. При этом общее количество сооружений не оставалось постоянным: одни мостки исчезали, другие возникали в зависимости от потребности.

Наиболее устойчивыми оказывались мосты, привязанные к уличной сети, тогда как мостки, ведущие через овраги к луговому (низменному) берегу, отличались наибольшей изменчивостью. Так, мост между Кожевенной слободой (ныне улица Шмидта) и районом улицы Слободской можно считать постоянным. А вот мостки, соединяющие овраг Дебрь с Покровкой и ров у Козьего вала с Ильинским лугом, скорее были временными – на старинных фотографиях они то есть, то исчезают.

Константин Трофименко поясняет, что в целом Каменка, как и Нерль, в которую она впадает, несудоходна. Исключение составляет экскурсионный речной трамвайчик, курсирующий летом в центральной части города. Чтобы организовать полноценное речное сообщение Суздаля с Волгой и Окой, потребуются масштабные работы: дноуглубление, укрепление берегов, возведение гидротехнических сооружений. Это требует инвестиций федерального масштаба, рентабельность которых сомнительна даже с учетом потенциального увеличения турпотока. Следовательно, на сегодняшний день и в обозримом будущем условий для активного судоходства и необходимости в разводных мостах нет.

Предложения участников воркшопа основывались на этих вводных данных.

Представляем все три проекта. 
Мосток через Ильинский луг и мост через реку от Церкви Ильи Пророка

Кураторы: DK-COMMUNITY Светлана Зезюкина, Никита Моренов, инженер-конструктор Юрий Касацкий.
Участники: Наташа Крымская, Анна Ильичева, Анастасия Разгильдеева.
Мост через Ильинский луг и мост через реку от Церкви Ильи Пророка
© Анастасия Разгильдеева
Исторически мост у Ильинской церкви так или иначе был всегда Он уже виден на снимках Сергея Прокудина-Горского, сделанных в 1912 году. Из-за нестабильного уровня воды в Каменке луга в половодье затапливались, поэтому доступ к мосту периодически ограничивался. Впоследствии он исчез окончательно – унесенный льдом в очередной паводок. И поныне Ильинский луг уходит под воду на несколько недель в году, отчего Ильинская церковь оказывается как бы на острове.

Прямо напротив – высокий участок с видом на Кремлевский вал. Естественным желанием команды, работавшей над проектом, было соединить эти «острова» между собой. При этом участники отметили ценность окружающей природы: Ильинский луг – один из крупнейших заказников, известный редкими видами флоры и птиц. Определяя точку для нового моста, команда решила восстановить историческую связь и проложить туристический маршрут от вала к церкви.
  • zooming
    1 / 8
    Мост через Ильинский луг и мост через реку от Церкви Ильи Пророка
    © Светлана Зезюкина
  • zooming
    2 / 8
    Мост через Ильинский луг и мост через реку от Церкви Ильи Пророка
    © Наташа Крымская, Анна Ильичева, Анастасия Разгильдеева
  • zooming
    3 / 8
    Детали старого моста через Ильинский луг и мост через реку от Церкви Ильи Пророка
    © Наташа Крымская, Анна Ильичева, Анастасия Разгильдеева
  • zooming
    4 / 8
    Мост через Ильинский луг и мост через реку от Церкви Ильи Пророка
    © Наташа Крымская, Анна Ильичева, Анастасия Разгильдеева
  • zooming
    5 / 8
    Мост через Ильинский луг и мост через реку от Церкви Ильи Пророка
    © Анастасия Разгильдеева
  • zooming
    6 / 8
    Мост через Ильинский луг и мост через реку от Церкви Ильи Пророка
    © Анастасия Разгильдеева
  • zooming
    7 / 8
    Мост через Ильинский луг и мост через реку от Церкви Ильи Пророка
    © Анастасия Разгильдеева
  • zooming
    8 / 8
    Мост через Ильинский луг и мост через реку от Церкви Ильи Пророка
    © © Наташа Крымская, Анна Ильичева, Анастасия Разгильдеева

На плане крестовая структура проекта объединяет возвышенные точки «островов» с низкими луговыми участками. Мягкий спуск от Кремлевского вала сходится над рекой с дорожкой от церкви, далее ведущей в луг. Новая высота створа позволяет оставить речное движение.

Архитектурная концепция моста отсылает к его историческому предшественнику. Деревянный настил установлен на деревянные же стойки, снабженные металлическими опорами для защиты от влаги. На старых фото можно заметить, что у моста была только одна перила – это решение интерпретировали, сделав разные перила по обе стороны: с одной – простой деревянный брус, с другой – тонкие металлические тросы.

Новый мост становится важной частью городской структуры, восстанавливая старые и открывая новые маршруты в Суздале. Мост связывает Кремлевский вал и церковную возвышенность, находящиеся на уровне около шести метров над рекой и разделенные расстоянием более ста метров. Оба склона относятся к памятникам культурного наследия, поэтому от массивной пролетной конструкции отказались, чтобы не нарушить историческую среду.

Юрий Касацкий поясняет, что проект предполагает легкую деревянную структуру с пролетами до десяти метров и многочисленными опорами-стойками. Это минимизирует воздействие на ландшафт и архитектуру. При этом мост обеспечивает требуемую высоту и ширину для прохода легкого речного транспорта.

Главная инженерная задача – установка опор прямо в русле реки. Предложенное решение (металлические цилиндрические сваи с деревянными верхними частями) обеспечивает надежность и экономичность монтажа. Ключевой проблемой, которую нужно было решить проектировщикам, стал подбор параметров русловых опор, способных выдерживать ледовые нагрузки.
Пешеходный мост к церкви Рождества Иоанна Предтечи на улице Шмидта

Кураторы: МЕЖА Идрис Сулиман, Иван Ратушный, инженер-конструктор
Юрий Касацкий.
Участники: Николай Потапенко Артем Матвиенко, Татьяна Черепнева, Анна Варанкина.

Существующий пешеходный мост к церкви Рождества Иоанна Предтечи на улице Шмидта
© Иван Ратушный

Мост, ведущий к церкви Богоявления на улице Шмидта, существовал в разных формах на протяжении всей истории Суздаля. Он сгорал, разрушался, сгнивал, уносился паводками, но жители снова и снова восстанавливали его, адаптируя к новым условиям. Для таких временных сооружений существует специальное название – «лава».
  • zooming
    1 / 9
    Пешеходный мост к церкви Рождества Иоанна Предтечи на улице Шмидта
    © © Николай Потапенко Артем Матвиенко, Татьяна Черепнева, Анна Варанкина
  • zooming
    2 / 9
    Пешеходный мост к церкви Рождества Иоанна Предтечи на улице Шмидта
    © © Николай Потапенко Артем Матвиенко, Татьяна Черепнева, Анна Варанкина
  • zooming
    3 / 9
    Существующий пешеходный мост к церкви Рождества Иоанна Предтечи на улице Шмидта
    © Иван Ратушный
  • zooming
    4 / 9
    Существующий пешеходный мост к церкви Рождества Иоанна Предтечи на улице Шмидта
    © Иван Ратушный
  • zooming
    5 / 9
    Существующий пешеходный мост к церкви Рождества Иоанна Предтечи на улице Шмидта
    © Иван Ратушный
  • zooming
    6 / 9
    Существующий пешеходный мост к церкви Рождества Иоанна Предтечи на улице Шмидта
    © Иван Ратушный
  • zooming
    7 / 9
    Существующий пешеходный мост к церкви Рождества Иоанна Предтечи на улице Шмидта
    © Иван Ратушный
  • zooming
    8 / 9
    Существующий пешеходный мост к церкви Рождества Иоанна Предтечи на улице Шмидта
    © Иван Ратушный
  • zooming
    9 / 9
    Существующий пешеходный мост к церкви Рождества Иоанна Предтечи на улице Шмидта
    © Иван Ратушный

Несмотря на выразительность и подлинность ныне существующего моста, его конструкция имеет очевидные минусы: узость, ограниченный комфорт и ежегодное разрушение, требующее постоянного ремонта.

Как подчеркивает Юрий Касацкий, современное мостовое сооружение – сложный и затратный объект, реализация которого занимает много времени и требует обширных согласований. Между тем, задача стоит уже сегодня. Изучив текущую конструкцию, участники предложили традиционное инженерное решение: установить ледорубы, чтобы весной защитить опоры от льда. Также можно укрепить и расширить настил, улучшив пешеходный комфорт, и при этом параллельно начать возведение нового моста.

Мост окружен значимыми архитектурными доминантами и служит площадкой для обозрения: от него открываются виды на Торговые ряды, Ильинскую церковь, ансамбли Церкви Богоявления и Рождества Иоанна Предтечи. Он соединяет луг и здание будущего Дома культуры, на площадке которого уже проходят фестивали. Кроме того, он важен для жителей как часть повседневного маршрута.
  • zooming
    1 / 5
    Апгрейд существующего пешеходного моста к церкви Рождества Иоанна Предтечи на улице Шмидта
    © Николай Потапенко Артем Матвиенко, Татьяна Черепнева, Анна Варанкина
  • zooming
    2 / 5
    Апгрейд существующего пешеходного моста к церкви Рождества Иоанна Предтечи на улице Шмидта
    © Николай Потапенко Артем Матвиенко, Татьяна Черепнева, Анна Варанкина
  • zooming
    3 / 5
    Апгрейд существующего пешеходного моста к церкви Рождества Иоанна Предтечи на улице Шмидта
    © Николай Потапенко Артем Матвиенко, Татьяна Черепнева, Анна Варанкина
  • zooming
    4 / 5
    Апгрейд существующего пешеходного моста к церкви Рождества Иоанна Предтечи на улице Шмидта
    © Николай Потапенко Артем Матвиенко, Татьяна Черепнева, Анна Варанкина
  • zooming
    5 / 5
    Апгрейд существующего пешеходного моста к церкви Рождества Иоанна Предтечи на улице Шмидта
    © Николай Потапенко Артем Матвиенко, Татьяна Черепнева, Анна Варанкина

Учитывая видовую роль будущего моста, участники переориентировали его в соответствии с основным потоком пешеходов. С одной стороны открывается перспектива на Преподобенскую колокольню, с другой –на Ильинскую церковь между ансамблями Богоявленской и Предтеченской церквей. Таким образом формируется новая визуальная ось, которая мягко направляет движение и раскрывает связи между знаковыми местами города.

Участники также сочли важным преобразовать пространство вокруг моста: сделать улицу Шмидта более пешеходной – с односторонним движением и кольцевым маршрутом, что повысит безопасность и улучшит среду для прогулок. Мост связывает два низких берега реки Каменки, застроенных как жилыми домами, так и памятниками архитектуры. Благодаря этому вход и выход находятся на уровне набережных.
  • zooming
    1 / 8
    Новый мост к церкви Рождества Иоанна Предтечи на улице Шмидта
    © Иван Ратушный
  • zooming
    2 / 8
    Новый мост к церкви Рождества Иоанна Предтечи на улице Шмидта
    © Николай Потапенко Артем Матвиенко, Татьяна Черепнева, Анна Варанкина
  • zooming
    3 / 8
    Новый мост к церкви Рождества Иоанна Предтечи на улице Шмидта
    © Николай Потапенко Артем Матвиенко, Татьяна Черепнева, Анна Варанкина
  • zooming
    4 / 8
    Новый мост к церкви Рождества Иоанна Предтечи на улице Шмидта
    © Николай Потапенко Артем Матвиенко, Татьяна Черепнева, Анна Варанкина
  • zooming
    5 / 8
    Новый мост к церкви Рождества Иоанна Предтечи на улице Шмидта
    © Николай Потапенко Артем Матвиенко, Татьяна Черепнева, Анна Варанкина
  • zooming
    6 / 8
    Новый мост к церкви Рождества Иоанна Предтечи на улице Шмидта
    © Николай Потапенко Артем Матвиенко, Татьяна Черепнева, Анна Варанкина
  • zooming
    7 / 8
    Новый мост к церкви Рождества Иоанна Предтечи на улице Шмидта
    © Николай Потапенко Артем Матвиенко, Татьяна Черепнева, Анна Варанкина
  • zooming
    8 / 8
    Новый мост к церкви Рождества Иоанна Предтечи на улице Шмидта
    © Николай Потапенко Артем Матвиенко, Татьяна Черепнева, Анна Варанкина

Выбор однопролетной схемы обусловлен стремлением избежать контакта конструкций с водой. Главная балка имеет вертикальное искривление, создающее необходимый судоходный просвет. Несмотря на внешнее сходство с аркой, малая высота изгиба позволяет классифицировать эту конструкцию как балочную, работающую в основном на изгиб. Для обеспечения жесткости и снижения высоты балки предусмотрена ее жесткая фиксация в бетонных береговых устоях с применением металлических соединений.

Положение моста в плане задано не перпендикулярно реке, а под углом – для более органичного соединения с пешеходными маршрутами и формирования новых визуальных связей между архитектурными объектами. Это также позволяет сохранить старый мост в эксплуатации на время строительства нового. Небольшое увеличение пролета делает подъемы и спуски пологими и удобными для маломобильных пользователей.
Мост у Спасо-Евфимиевского монастыря («мост Тарковского»)
Мост у Спасо-Евфимиевского монастыря («мост Тарковского»)
© Андрей Кустов, Дмитрий Подлягаев, Анастасия Астраханцева
Кураторы: DK-COMMUNITY Трифон Миляев, Николай Пахомов, инженер-конструктор Юрий Касацкий.
Участники: Андрей Кустов, Дмитрий Подлягаев, Анастасия Астраханцева.


Мост, соединявший Спасо-Евфимиев и Покровский монастыри, стал известен благодаря фильму Андрея Тарковского «Андрей Рублев» – именно оттуда происходит его неофициальное название.

На момент начала полевых исследований мост уже не существовал, а его точное расположение оставалось неизвестным. Участники обратили внимание на потенциал маршрута вдоль реки Каменки, способного объединить важные городские объекты: Александровский монастырь, музей Алексея Гастева, культурный центр «Ларец», смотровые площадки. Очертилась четкая линия от здания ГТК до улицы Ленина – двух крупных городских центров. Таким образом, появился замысел создать соединение между монастырями в рамках нового протяженного городского маршрута.
  • zooming
    1 / 14
    Мост у Спасо-Евфимиевского монастыря («мост Тарковского»)
    © Андрей Кустов, Дмитрий Подлягаев, Анастасия Астраханцева
  • zooming
    2 / 14
    Мост у Спасо-Евфимиевского монастыря («мост Тарковского»)
    © Андрей Кустов, Дмитрий Подлягаев, Анастасия Астраханцева
  • zooming
    3 / 14
    Мост у Спасо-Евфимиевского монастыря («мост Тарковского»)
    © Андрей Кустов, Дмитрий Подлягаев, Анастасия Астраханцева
  • zooming
    4 / 14
    Мост у Спасо-Евфимиевского монастыря («мост Тарковского»)
    © Андрей Кустов, Дмитрий Подлягаев, Анастасия Астраханцева
  • zooming
    5 / 14
    Мост у Спасо-Евфимиевского монастыря («мост Тарковского»)
    © Андрей Кустов, Дмитрий Подлягаев, Анастасия Астраханцева
  • zooming
    6 / 14
    Мост у Спасо-Евфимиевского монастыря («мост Тарковского»)
    © Андрей Кустов, Дмитрий Подлягаев, Анастасия Астраханцева
  • zooming
    7 / 14
    Мост у Спасо-Евфимиевского монастыря («мост Тарковского»)
    © Андрей Кустов, Дмитрий Подлягаев, Анастасия Астраханцева
  • zooming
    8 / 14
    Мост у Спасо-Евфимиевского монастыря («мост Тарковского»)
    © Андрей Кустов, Дмитрий Подлягаев, Анастасия Астраханцева
  • zooming
    9 / 14
    Мост у Спасо-Евфимиевского монастыря («мост Тарковского»)
    © Андрей Кустов, Дмитрий Подлягаев, Анастасия Астраханцева
  • zooming
    10 / 14
    Мост у Спасо-Евфимиевского монастыря («мост Тарковского»)
    © Андрей Кустов, Дмитрий Подлягаев, Анастасия Астраханцева
  • zooming
    11 / 14
    Мост у Спасо-Евфимиевского монастыря («мост Тарковского»)
    © Андрей Кустов, Дмитрий Подлягаев, Анастасия Астраханцева
  • zooming
    12 / 14
    Мост у Спасо-Евфимиевского монастыря («мост Тарковского»)
    © Андрей Кустов, Дмитрий Подлягаев, Анастасия Астраханцева
  • zooming
    13 / 14
    Мост у Спасо-Евфимиевского монастыря («мост Тарковского»)
    © Андрей Кустов, Дмитрий Подлягаев, Анастасия Астраханцева
  • zooming
    14 / 14
    Мост у Спасо-Евфимиевского монастыря («мост Тарковского»)
    © Андрей Кустов, Дмитрий Подлягаев, Анастасия Астраханцева

Основой архитектурной концепции стала диаграмма треугольника, которая трансформировалась в проектную композицию. Первый ее отрезок пересекает овраг, второй – реку Каменку. При переходе от двумерной схемы к пространственной структуре боковые элементы становятся вертикальными связующими.

В образном восприятии конструкция напоминает три балки, элегантно соединенные между собой. Глухие вытянутые объемы ассоциируются со стенами монастырей. Эти балки направлены в сторону главных архитектурных доминант – монастырских башен. Объект не конкурирует с историческим ландшафтом, но гармонично вписывается в него. Траектория моста продолжает направление оврага, ранее служившего спуском к воде.

Каждый из трех элементов конструкции опирается на металлические фермы. Верхняя и центральная части соединены с помощью вытянутых вертикальных колонн, а центральный сегмент наложен на нижний и фиксируется перевязкой. Фасады предлагается облицевать фанерой из лиственницы – она подчеркивает массивность конструкции и красиво стареет со временем.

Конструкция решает две задачи: верхний уровень пересекает овраг, нижний – реку. Фактически речь идет о системе двух мостов, в которой верхний служит опорой для нижнего. Верхний представляет собой однопролетную ферму, шарнирно опирающуюся на склоны оврага. Пешеходная часть размещена по верхнему поясу фермы, при этом консоли с поперечными балками создают сквозной проход. В средней части организован спуск ко второму, речному мосту. Нижний мост закреплен на верхнем с помощью вертикальных металлических связей, а на противоположном берегу опирается на железобетонный устой, который одновременно выполняет функцию лестничного подъема.

Юрий Касацкий обращает внимание, что по конструкции мост через реку – ферма с открытыми верхними поясами; пешеходная зона размещена на нижнем поясе. Возможна также альтернатива с двумя коробчатыми балками и проходом между ними. При проектировании необходимо обеспечить пространственную жесткость конструкции, что может потребовать дополнительных материалов. Тем не менее, такая схема обеспечивает отличную обзорность и эффектную визуальную легкость. Все декоративные элементы из фанеры играют исключительно эстетическую роль и не участвуют в несущей системе. Существенный недостаток данной конфигурации – ограниченный доступ для маломобильных граждан к нижнему мосту. Для решения этой проблемы потребуется установка специальных подъемных устройств.

19 Мая 2025

Похожие статьи
Соцсети на службе городского планирования
Социальные сети давно перестали быть только платформой для общения, но превратились в инструмент бизнеса, образования, маркетинга и даже развития городов. С их помощью можно находить точки роста и скрытый потенциал территорий. Яркий пример – исследование агентства Digital Guru о туристических возможностях Автозаводского района Тольятти.
В поисках стиля: паттерны и гибриды
Специально для Арх Москвы под кураторством Ильи Мукосея и по методике Марата Невлютова и Елены Борисовой студенты первых курсов МАРШ провели исследование «нового московского стиля». Результатом стала группа иконок – узнаваемых признаков, карта их распространенности и два вывода. Во-первых, ни один из выявленных признаков ни в одной постройке не встречается по одиночке, а только в «гибридах». Во-вторых, пользоваться суммой представленных наблюдений как готовым «определителем» нельзя, а вот началом для дискуссии она может стать. Публикуем исследование. Заодно призываем к началу дискуссии. Что он все-таки такое, новый московский стиль? И стиль ли?
Прощание с СЭВ
Александр Змеул рассказывает историю проектирования, строительства и перепроектирования здания СЭВ – безусловной градостроительной доминанты западного направления и символа послевоенной Москвы, размноженного в советском «мерче», всем хорошо знакомого. В ходе рассказа мы выясняем, что, когда в 1980-е комплексу потребовалось расширение, градсовет предложил очень деликатные варианты; и еще, что в 2003 году здесь проектировали башню, но тоже без сноса «книжки». Статья иллюстрирована архивными материалами, часть публикуется впервые; благодарим Музей архитектуры за предоставленные изображения.
Археология модернизма: первая работа Нины Алешиной
Историю модернизма редко изучают так, как XVIII или XIX век – с вниманием к деталям, поиском и атрибуциями. А вот Александр Змеул, исследуя творчество архитектора Московского метро Нины Алешиной, сделал относительно небольшое, но настоящее открытие: нашел ее первую авторскую реализацию. Это вестибюль станции «Проспект Мира» радиальной линии. Интересно и то, что его фасад 1959 года просуществовал менее 20 лет. Почему так? Читайте статью.
Годы метро. Памяти Нины Алешиной
Сегодня, 17 июля, исполняется сто лет со дня рождения Нины Александровны Алешиной – пожалуй, ключевого архитектора московского метро второй половины XX века. За сорок лет она построила двадцать станций. Публикуем текст Александра Змеула, основанный на архивных материалах, в том числе рукописи самой Алешиной, с фотографиями Алексея Народицкого.
Мечта в движении: между утопией и реальностью
Исследование истории проектирования и строительства монорельсов в разных странах, но с фокусом мечты о новой мобильности в СССР, сделанное Александром Змеулом для ГЭС-2, переросло в довольно увлекательный ретро-футуристический рассказ о Москве шестидесятых, выстроенный на противопоставлениях. Публикуем целиком.
Модернизация – 3
Третья книга НИИТИАГ о модернизации городской среды: что там можно, что нельзя, и как оно исторически происходит. В этом году: готика, Тамбов, Петербург, Енисейск, Казанская губерния, Нижний, Кавминводы, равно как и проблематика реновации и устойчивости.
Три башни профессора Юрия Волчка
Все знают Юрия Павловича Волчка как увлеченного исследователя архитектуры XX века и теоретика, но из нашей памяти как-то выпадает тот факт, что он еще и проектировал как архитектор – сам и совместно с коллегами, в 1990-е и 2010-е годы. Статья Алексея Воробьева, которую мы публикуем с разрешения редакции сборника «Современная архитектура мира», – о Волчке как архитекторе и его проектах.
Школа ФЗУ Ленэнерго – забытый памятник ленинградского...
В преддверии вторичного решения судьбы Школы ФЗУ Ленэнерго, на месте которой может появиться жилой комплекс, – о том, что история архитектуры – это не история имени собственного, о самоценности архитектурных решений и забытой странице фабрично-заводского образования Ленинграда.
Нейросказки
Участники воркшопа, прошедшего в рамках мероприятия SINTEZ.SPACE, создавали комикс про будущее Нижнего Новгорода. С картинками и текстами им помогали нейросети: от ChatGpt до Яндекс Балабоба. Предлагаем вашему вниманию три работы, наиболее приглянувшиеся редакции.
Линия Елизаветы
Александр Змеул – автор, который давно и профессионально занимается историей и проблематикой архитектуры метро и транспорта в целом, – рассказывает о новой лондонской линии Елизаветы. Она открылась ровно год назад, в нее входит ряд станцией, реализованных ранее, а новые проектировали, в том числе, Гримшо, Уилкинсон и Макаслан. В каких-то подходах она схожа, а в чем-то противоположна мега-проектам развития московского транспорта. Внимание – на сравнение.
Лучшее, худшее, новое, старое: архитектурные заметки...
«Что такое традиции архитектуры московского метро? Есть мнения, что это, с одной стороны, индивидуальность облика, с другой – репрезентативность или дворцовость, и, наконец, материалы. Наверное всё это так». Вашему вниманию – вторая серия архитектурных заметок Александра Змеула о БКЛ, посвященная его художественному оформлению, но не только.
Иван Фомин и Иосиф Лангбард: на пути к классике 1930-х
Новая статья Андрея Бархина об упрощенном ордере тридцатых – на основе сравнения архитектуры Фомина и Лангбарда. Текст был представлен 17 мая 2022 года в рамках Круглого стола, посвященного 150-летию Ивана Фомина.
Архитектурные заметки о БКЛ.
Часть 1
Александр Змеул много знает о метро, в том числе московском, и сейчас, с открытием БКЛ, мы попросили его написать нам обзор этого гигантского кольца – говорят, что самого большого в мире, – с точки зрения архитектуры. В первой части: имена, проектные компании, относительно «старые» станции и многое другое. Получился, в сущности, путеводитель по новой части метро.
Архитектурная модернизация среды. Книга 2
Вслед за первой, выпущенной в прошлом году, публикуем вторую коллективную монографию НИИТИАГ, посвященную «Архитектурной модернизации среды»: история развития городской среды от Тамбова до Минусинска, от Пицунды 1950-х годов до Ричарда Роджерса.
Архитектурная модернизация среды жизнедеятельности:...
Публикуем полный текст первой книги коллективной монографии сотрудников НИИТИАГ. Книга посвящена разным аспектам обновления рукотворной среды, как городской, так и сельской, как древности, так и современной архитектуре, в частности, в ней есть глава, посвященная Николасу Гримшо. В монографии больше 450 страниц.
Поддержка архитектуры в Дании: коллаборации большие...
Публикуем главу из недавно опубликованного исследования Москомархитектуры, посвященного анализу практик поддержки архитектурной деятельности в странах Европы, США и России. Глава посвящена Дании, автор – Татьяна Ломакина.
Сколько стоил дом на Моховой?
Дмитрий Хмельницкий рассматривает дом Жолтовского на Моховой, сравнительно оценивая его запредельную для советских нормативов 1930-х годов стоимость, и делая одновременно предположения относительно внутренней структуры и ведомственной принадлежности дома.
Конкурсный проект комбината газеты «Известия» Моисея...
Первая часть исследования «Иван Леонидов и архитектура позднего конструктивизма (1933–1945)» продолжает тему позднего творчества Леонидова в работах Петра Завадовского. В статье вводятся новые термины для архитектуры, ранее обобщенно зачислявшейся в «постконструктивизм», и начинается разговор о влиянии Леонидова на формально-стилистический язык поздних работ Моисея Гинзбурга и архитекторов его группы.
От музы до главной героини. Путь к признанию творческой...
Публикуем перевод статьи Энн Тинг. Она известна как подруга Луиса Кана, но в то же время Тинг – первая женщина с лицензией архитектора в Пенсильвании и преподаватель архитектурной морфологии Пенсильванского университета. В статье на примере девяти историй рассмотрена эволюция личностной позиции творческих женщин от интровертной «музы» до экстравертной креативной «героини».
Бетонный Мадрид
Новая серия фотографа Роберто Конте посвящена не самой известной исторической странице испанской архитектуры: мадридским зданиям в русле брутализма.
Технологии и материалы
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Сейчас на главной
Город как сюжет
Подход Сергея Скуратова к крупным участкам хочется определить как «тотальный дизайн-код» – он в равной степени внимателен к общей композиции и деталям; а также настроен на то, чтобы абсолютно всё было продумано и подчинено авторской воле. Ренессансный, если подумать, подход, титанический труд, требующий завидной воли и упорства. Ну, и результат – заметные произведения. Рассматриваем возрожденный проект центральной части жилого района «Седьмое небо» в Казани, структуру, продуманную до «градиента акцентности» (sic!) фасадов. А также «литературную» идею и даже авторские сомнения в ней.
Графский парк
Проектное бюро М4 благоустроило Милютинский парк в Алупке. Архитекторы мягко подчеркнули богатство ландшафта с помощью авторских МАФов, а также добавили яркий акцент – бетонные лепестки, очерчивающие сцену с амфитеатром.
Верная функция
Подбирая новую функцию для бывшей детской больницы конца XIX века в Иваново, бюро BOMAR и заказчик отказались от надежных офисов в пользу преемственности: в конечном итоге здание превратилось в детский образовательный центр. Стратегия оказалась верной: арендодатели нашлись быстро, а история объекта культурного наследия продолжилась.
Сад надежды на свободу
В Спасо-Евфимиевом монастыре в Суздале в октябре открыли Сад арестантского корпуса: там, где с XVIII века до оттепели была тюрьма. Авторы архитектуры – NOῨD Короткий метр, ландшафта – бюро МОХ. Садов на самом деле не один, а два разных. Очень разных. Пытаемся разобраться, правильно ли они воздействуют не эмоции посетителя и заодно показываем красоту июньского цветения рудеральных растений.
Восставший в пепле
Словенское бюро Ofis восстановило из руин историческое шале Адольфа Мура начала XX века на берегу Бохиньского озера. Его основной объем выполнен из дерева, карбонизированного по традиционной технологии.
Со-общение
В Ruarts Foundation – выставка «Сообщение» с подзаголовском «Другая история фотографии». Она тут изложена честно, «от дагеротипов» до нейронок, – как развитие, так и разрывы исторической ленты подчеркнуты дизайном экспозиции от Константина Ларина и Арсения Бекешко. А вот акценты, как водится, расставлены так, чтобы хронологию «остранить» и превратить в выставку, которая сама по себе произведение.
Упрощение для гармонии
По проекту alexey podkidyshev studio в центральной части Грозного началась реновация Музея Чеченской Республики. Новая планировочная структура сделает музей удобнее, а фасадная система и работа с объемом позволит сбалансировать ансамбль со зданием драматического театра. Благоустройством прилегающих территорий занимается TGNK landscape.
Южный остров
Клубный дом «Моретта» строится по проекту бюро Archivista в одном из особенно зеленых районов Сочи. Команда вписала в сложный рельеф не только жилые корпуса, но и детский сад, двухуровневый паркинг, коммерческие помещения, а также благоустройство и новые пешеходны маршруты, которые делают среду района более комфортной. Статус резиденций подчеркивают дорогие облицовочные материалы, моллированное стекло и лаконичные формы.
Светлое подземелье
На Центральном вокзале в Амстердаме открылся новый терминал для пассажиров, отправляющихся в Лондон поездами Eurostar. Авторы проекта – ZJA Architects & Engineers и Superimpose Architecture.
Метро как искусство. Деконструкция
В Музее Москвы до 24 августа 2025 года работает выставка «Высоко под землей», посвященная 90-летию московского метро. Столичная подземка – больше, чем транспорт, это гигантский арт-объект, который мы ежедневно не замечаем. Главный трюк экспозиции – заставить увидеть в утилитарном самостоятельное искусство. Метро предстает как результат одержимости деталями, как коллективный труд тысяч людей, как место, где технологии скрываются за красотой.
Лаконичный образ времени
Жилой комплекс «Тайм Сквер», построенный на северном краю Петербурга, на вид лаконичнее и эффективнее, нежели его сосед и предшественник, ЖК New time. Тем не менее, рука архитектора очень даже чувствуется: темы «черного и белого», «внутри и снаружи», а, главное, «съедающей» массу пластинчатости фасадов – разыграны как по нотам. Тут вспоминаешь и классический модернизм, и так называемый «постконструктивизм».
Пей. Твори. Исследуй
Российские архитекторы уверенно расширяют географию своих проектов. Например, бюро KIDZ уже реализовало несколько проектов в Дубае и, судя по всему, не собирается останавливаться. Представляем еще одно их кафе, спроектированное для сети PIMS. В компактном пространстве авторы смогли собрать все свои фирменные приемы: сочетание контрастных материалов, нетривиальную колористику и авторские предметы мебели, создав запоминающийся микс архаики и hi-tech.
Серебряный ларец
Бюро figura A преобразило бывший бизнес-центр, построенный в начале 2000-х годов и приспособленный под апартаменты. Существующий каркас для навесного фасада подновили, а хризотилцементные панели заменили на алюминиевые листы с брашировкой, которая обеспечила световой градиент. Шахматный узор дополнили эллипсы трех размеров.
Новая жизнь в карьере
Общественный центр по проекту Snøhetta – первое завершенное здание нового района в бывшем карьере недалеко от Гётеборга; продажи квартир здесь еще даже не начались.
Сергей Кузнецов: «Мы не стремимся к единому стилю...
Некоторое время назад мы попросили у главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова комментарий по Архитектурной премии мэра Москвы: от схемы принятия решений до того, каким образом выбор премии отражает архитектурную политику. Публикуем полученные ответы, читайте.
Белый берег
По проекту бюро ISAEV Architects в небольшом башкирском городе Агидель благоустроен городской пляж на реке Белая. Площадь со сценой, инфраструктура для отдыха на свежем воздухе и безбарьерная среда сделали место точкой притяжения, которая предлагает разнообразный досуг – от мангала до вейкборда.
Лина Бо Барди и «ГЭС-2»: реконструкция
В Доме культуры «ГЭС-2» с 11 июля по 19 октября работает первая в России масштабная выставка, посвященная Лине Бо Барди (1914-1992) – бразильскому архитектору итальянского происхождения. «Если бы стены стали водой» – не столько ретроспектива, сколько попытка оживить дух Бо Барди на московской сцене, где ее идеи об общем для всех горожан пространстве и гибкости архитектурных решений звучат особенно актуально.
WAF 2025: кто в коротком списке
Всемирный фестиваль архитектуры объявил шорт-листы всех номинаций. В списки попали постройки и проекты бюро ATRIUM, TCHOBAN VOSS Architekten и Kerimov Architects – предлагаем их краткий обзор.
Средство от стресса
На волгоградской набережной появилось еще одно стильное место для комфортного времяпрепровождения с видом на реку Волгу, олицетворяющую собой течение времени и множество других зыбких понятий. Бюро Rogojnikov & Sorokin создало кальян-бар Redwood Asia, интерьер которого преисполнен чувства собственного достоинства – с небольшой толикой архитектурной иронии.
Дина Боровик: хрущёвки попадают в Рай
Молодая художница из Челябинска Дина Боровик показывает в ЦСИ Винзавод выставку, где сопоставляет пятиэтажки, «паутинки» и прочие приметы немудрящей постсоветской жизни с динозаврами. И хотя кое-где ее хрущевки напоминают инсталляцию Бродского на венецианской биеннале, страшно сказать, 2006 года, лиричность подкупает.
Верхом на холме
Вилла «Сидоний» в предместье Праги, в популярном месте отдыха и хайкинга, задумана архитекторами Stempel & Tesar как конструктивный и технологический эксперимент.
Петербург Георгия Траугота
С 29 мая по 17 августа 2025 года в московском пространстве Ile Theleme проходит персональная выставка ленинградского художника Георгия Траугота. Более ста работ мастера представляют все грани творчества этого самобытного автора. Петербург Траугота – в эссе Екатерины Алиповой.
Цветок озера
Прообраз здания «театра Камала» в Казани – ледяной цветок: редкое и хрупкое природное явление озера Кабан «застыло» в крупных летящих контурах стеклянных экранов, ограждающих основной объем, формируя его силуэт и защищая витражи от солнца. Проект консорциума под руководством Wowhaus, включавшего «звезду» мировой архитектуры Kengo Kuma, победил в конкурсе 2021/2022 года, был реализован близко к исходному замыслу в короткие, очень короткие сроки. Театр открыт в начале 2025. Кэнго Кума предложил образ ледяного цветка и контрапост холодного снаружи – теплого внутри. В течение 2022–2024 Wowhaus сделали все для его воплощения, буквально-таки ночуя на площадке. Рассматриваем знаковое здание и увлекательную историю.
На берегу Лососинки
Жилой комплекс «Речка», который формируется в Петрозаводске по проекту архитектурной мастерской Евгения Таева, реагирует на соседство с речкой Лососинка и парком Ямка точечной застройкой, которая делает среду проницаемой и интегрированной в зеленый массив. Кирпич на фасадах отсылает к заводским корпусам Александровского Завода, основанного в XVIII веке.
Керамический ажур
По проекту OMA завершено строительство штаб-квартиры компании JOMOO в Сямыне на юго-восточном побережье Китая.
Энергия юности
Архитектурное бюро Better с помощью простых и бюджетных приемов предлагает концепцию обновления популярного у молодежи Новой Усмани здания 1950-х годов. Молодежный центр приобретает узнаваемый облик, дополнительные пространства для встреч и общения, а также становится потенциальной точкой преобразования городской среды.
Дюрер и бабочки
Рассматриваем одну из работ выставки «Границы видимости», которая еще открыта на Винзаводе, поближе. Объект называется актуальным для современности образом: «Сакральная геометрия», сделан из лотков для коммуникаций, которые нередко встречаются в открытом виде под потолком, с вкраплениями фрагментов гравюры Дюрера, «чтобы сбить зрителя с толку».
Башня переехала
В Выксе собрали на новом месте, на территории будущего Шухов-Парка за плотиной пруда, большую часть водонапорной «башни Шухова». Закончить обещают к осени, но подсветку уже включали. Техническое сооружение завода обещает стать одним из главных акцентов парка. Да и уже им является. За башней, размышления о судьбе которой шли с 2005 года, наблюдала Марина Игнатушко.
Модули из глины и древесины
Модульное офисное здание HORTUS по проекту Herzog & de Meuron возведено под Базелем из возобновляемых и вторично используемых материалов, а также должно за 31 год «окупить» с помощью фотоэлектрических панелей всю затраченную при строительстве энергию.
Палитра дерева
По проекту бюро Kub House на участке в поселке Николино построено несколько зданий с применением CLT-технологии. Архитекторы рассказывают о дополнительных решениях: шиндель и еловый планкен на фасадах, самоклеящаяся алюминиевая пароизоляция для герметичности здания, звукоизоляционные конструкции.