Этой зимой DK-COMMUNITY и творческое сообщество МИРА провели воркшоп в Суздале «Мосты и мостки». В нем участвовали архитекторы и студенты профильных вузов. Участникам предложили изучить технологии мостостроения, рассмотреть мировые примеры и представить свой вариант проектировки постоянного моста для одного из трех предложенных мест. Рассказываем об итогах этой работы.
Воркшоп «Мосты и мостки» ставил перед собой две главные цели – создание нескольких вариантов современных пешеходных мостовых переходов через реку Каменку, отвечающих современным и перспективным требованиям, и начало серьезной общественной дискуссии о развитии такого знакового места как Суздаль.
Состав участников воркшопа «Мосты и мостки» кураторы сформировали по итогам опен-колла, проходившего в январе. Были определены три группы, которые работали над проектами тремя мостов:
Мосток через Ильинский луг и мост через реку от Церкви Ильи Пророка.
Пешеходный мост к церкви Рождества Иоанна Предтечи на улице Шмидта.
Мост у Спасо-Евфимиевского монастыря («мост Тарковского»).
В качестве эксперта по транспорту в проекте участвовал директор центра исследований «Умного города» Константин Трофименко, консультант – краевед Федор Кноков.
Как отмечает Федор Кноков, река Каменка, на которой расположен Суздаль, извилисто течет почти по всей его территории. В связи с этим в городе всегда имелось множество мостов и мостков различного назначения. Большинство из них были сезонными. К более-менее капитальным можно отнести мост, построенный после 1913 года на Большой Владимирской улице, а также отчасти Покровский мост. Остальные конструкции приходилось каждый год восстанавливать после весенних паводков. При этом общее количество сооружений не оставалось постоянным: одни мостки исчезали, другие возникали в зависимости от потребности.
Наиболее устойчивыми оказывались мосты, привязанные к уличной сети, тогда как мостки, ведущие через овраги к луговому (низменному) берегу, отличались наибольшей изменчивостью. Так, мост между Кожевенной слободой (ныне улица Шмидта) и районом улицы Слободской можно считать постоянным. А вот мостки, соединяющие овраг Дебрь с Покровкой и ров у Козьего вала с Ильинским лугом, скорее были временными – на старинных фотографиях они то есть, то исчезают.
Константин Трофименко поясняет, что в целом Каменка, как и Нерль, в которую она впадает, несудоходна. Исключение составляет экскурсионный речной трамвайчик, курсирующий летом в центральной части города. Чтобы организовать полноценное речное сообщение Суздаля с Волгой и Окой, потребуются масштабные работы: дноуглубление, укрепление берегов, возведение гидротехнических сооружений. Это требует инвестиций федерального масштаба, рентабельность которых сомнительна даже с учетом потенциального увеличения турпотока. Следовательно, на сегодняшний день и в обозримом будущем условий для активного судоходства и необходимости в разводных мостах нет.
Предложения участников воркшопа основывались на этих вводных данных.
Представляем все три проекта.
Мосток через Ильинский луг и мост через реку от Церкви Ильи Пророка
Кураторы: DK-COMMUNITYСветлана Зезюкина, Никита Моренов, инженер-конструктор Юрий Касацкий. Участники: Наташа Крымская, Анна Ильичева, Анастасия Разгильдеева.
Мост через Ильинский луг и мост через реку от Церкви Ильи Пророка
Исторически мост у Ильинской церкви так или иначе был всегда Он уже виден на снимках Сергея Прокудина-Горского, сделанных в 1912 году. Из-за нестабильного уровня воды в Каменке луга в половодье затапливались, поэтому доступ к мосту периодически ограничивался. Впоследствии он исчез окончательно – унесенный льдом в очередной паводок. И поныне Ильинский луг уходит под воду на несколько недель в году, отчего Ильинская церковь оказывается как бы на острове.
Прямо напротив – высокий участок с видом на Кремлевский вал. Естественным желанием команды, работавшей над проектом, было соединить эти «острова» между собой. При этом участники отметили ценность окружающей природы: Ильинский луг – один из крупнейших заказников, известный редкими видами флоры и птиц. Определяя точку для нового моста, команда решила восстановить историческую связь и проложить туристический маршрут от вала к церкви.
1 / 8
Мост через Ильинский луг и мост через реку от Церкви Ильи Пророка
На плане крестовая структура проекта объединяет возвышенные точки «островов» с низкими луговыми участками. Мягкий спуск от Кремлевского вала сходится над рекой с дорожкой от церкви, далее ведущей в луг. Новая высота створа позволяет оставить речное движение.
Архитектурная концепция моста отсылает к его историческому предшественнику. Деревянный настил установлен на деревянные же стойки, снабженные металлическими опорами для защиты от влаги. На старых фото можно заметить, что у моста была только одна перила – это решение интерпретировали, сделав разные перила по обе стороны: с одной – простой деревянный брус, с другой – тонкие металлические тросы.
Новый мост становится важной частью городской структуры, восстанавливая старые и открывая новые маршруты в Суздале. Мост связывает Кремлевский вал и церковную возвышенность, находящиеся на уровне около шести метров над рекой и разделенные расстоянием более ста метров. Оба склона относятся к памятникам культурного наследия, поэтому от массивной пролетной конструкции отказались, чтобы не нарушить историческую среду.
Юрий Касацкий поясняет, что проект предполагает легкую деревянную структуру с пролетами до десяти метров и многочисленными опорами-стойками. Это минимизирует воздействие на ландшафт и архитектуру. При этом мост обеспечивает требуемую высоту и ширину для прохода легкого речного транспорта.
Главная инженерная задача – установка опор прямо в русле реки. Предложенное решение (металлические цилиндрические сваи с деревянными верхними частями) обеспечивает надежность и экономичность монтажа. Ключевой проблемой, которую нужно было решить проектировщикам, стал подбор параметров русловых опор, способных выдерживать ледовые нагрузки.
Пешеходный мост к церкви Рождества Иоанна Предтечи на улице Шмидта
Кураторы: МЕЖА Идрис Сулиман, Иван Ратушный, инженер-конструктор Юрий Касацкий. Участники: Николай Потапенко Артем Матвиенко, Татьяна Черепнева, Анна Варанкина.
Существующий пешеходный мост к церкви Рождества Иоанна Предтечи на улице Шмидта
Мост, ведущий к церкви Богоявления на улице Шмидта, существовал в разных формах на протяжении всей истории Суздаля. Он сгорал, разрушался, сгнивал, уносился паводками, но жители снова и снова восстанавливали его, адаптируя к новым условиям. Для таких временных сооружений существует специальное название – «лава».
1 / 9
Пешеходный мост к церкви Рождества Иоанна Предтечи на улице Шмидта
Несмотря на выразительность и подлинность ныне существующего моста, его конструкция имеет очевидные минусы: узость, ограниченный комфорт и ежегодное разрушение, требующее постоянного ремонта.
Как подчеркивает Юрий Касацкий, современное мостовое сооружение – сложный и затратный объект, реализация которого занимает много времени и требует обширных согласований. Между тем, задача стоит уже сегодня. Изучив текущую конструкцию, участники предложили традиционное инженерное решение: установить ледорубы, чтобы весной защитить опоры от льда. Также можно укрепить и расширить настил, улучшив пешеходный комфорт, и при этом параллельно начать возведение нового моста.
Мост окружен значимыми архитектурными доминантами и служит площадкой для обозрения: от него открываются виды на Торговые ряды, Ильинскую церковь, ансамбли Церкви Богоявления и Рождества Иоанна Предтечи. Он соединяет луг и здание будущего Дома культуры, на площадке которого уже проходят фестивали. Кроме того, он важен для жителей как часть повседневного маршрута.
1 / 5
Апгрейд существующего пешеходного моста к церкви Рождества Иоанна Предтечи на улице Шмидта
Учитывая видовую роль будущего моста, участники переориентировали его в соответствии с основным потоком пешеходов. С одной стороны открывается перспектива на Преподобенскую колокольню, с другой –на Ильинскую церковь между ансамблями Богоявленской и Предтеченской церквей. Таким образом формируется новая визуальная ось, которая мягко направляет движение и раскрывает связи между знаковыми местами города.
Участники также сочли важным преобразовать пространство вокруг моста: сделать улицу Шмидта более пешеходной – с односторонним движением и кольцевым маршрутом, что повысит безопасность и улучшит среду для прогулок. Мост связывает два низких берега реки Каменки, застроенных как жилыми домами, так и памятниками архитектуры. Благодаря этому вход и выход находятся на уровне набережных.
1 / 8
Новый мост к церкви Рождества Иоанна Предтечи на улице Шмидта
Выбор однопролетной схемы обусловлен стремлением избежать контакта конструкций с водой. Главная балка имеет вертикальное искривление, создающее необходимый судоходный просвет. Несмотря на внешнее сходство с аркой, малая высота изгиба позволяет классифицировать эту конструкцию как балочную, работающую в основном на изгиб. Для обеспечения жесткости и снижения высоты балки предусмотрена ее жесткая фиксация в бетонных береговых устоях с применением металлических соединений.
Положение моста в плане задано не перпендикулярно реке, а под углом – для более органичного соединения с пешеходными маршрутами и формирования новых визуальных связей между архитектурными объектами. Это также позволяет сохранить старый мост в эксплуатации на время строительства нового. Небольшое увеличение пролета делает подъемы и спуски пологими и удобными для маломобильных пользователей.
Мост у Спасо-Евфимиевского монастыря («мост Тарковского»)
Мост у Спасо-Евфимиевского монастыря («мост Тарковского»)
Кураторы: DK-COMMUNITY Трифон Миляев, Николай Пахомов, инженер-конструктор Юрий Касацкий. Участники: Андрей Кустов, Дмитрий Подлягаев, Анастасия Астраханцева.
Мост, соединявший Спасо-Евфимиев и Покровский монастыри, стал известен благодаря фильму Андрея Тарковского «Андрей Рублев» – именно оттуда происходит его неофициальное название.
На момент начала полевых исследований мост уже не существовал, а его точное расположение оставалось неизвестным. Участники обратили внимание на потенциал маршрута вдоль реки Каменки, способного объединить важные городские объекты: Александровский монастырь, музей Алексея Гастева, культурный центр «Ларец», смотровые площадки. Очертилась четкая линия от здания ГТК до улицы Ленина – двух крупных городских центров. Таким образом, появился замысел создать соединение между монастырями в рамках нового протяженного городского маршрута.
1 / 14
Мост у Спасо-Евфимиевского монастыря («мост Тарковского»)
Основой архитектурной концепции стала диаграмма треугольника, которая трансформировалась в проектную композицию. Первый ее отрезок пересекает овраг, второй – реку Каменку. При переходе от двумерной схемы к пространственной структуре боковые элементы становятся вертикальными связующими.
В образном восприятии конструкция напоминает три балки, элегантно соединенные между собой. Глухие вытянутые объемы ассоциируются со стенами монастырей. Эти балки направлены в сторону главных архитектурных доминант – монастырских башен. Объект не конкурирует с историческим ландшафтом, но гармонично вписывается в него. Траектория моста продолжает направление оврага, ранее служившего спуском к воде.
Каждый из трех элементов конструкции опирается на металлические фермы. Верхняя и центральная части соединены с помощью вытянутых вертикальных колонн, а центральный сегмент наложен на нижний и фиксируется перевязкой. Фасады предлагается облицевать фанерой из лиственницы – она подчеркивает массивность конструкции и красиво стареет со временем.
Конструкция решает две задачи: верхний уровень пересекает овраг, нижний – реку. Фактически речь идет о системе двух мостов, в которой верхний служит опорой для нижнего. Верхний представляет собой однопролетную ферму, шарнирно опирающуюся на склоны оврага. Пешеходная часть размещена по верхнему поясу фермы, при этом консоли с поперечными балками создают сквозной проход. В средней части организован спуск ко второму, речному мосту. Нижний мост закреплен на верхнем с помощью вертикальных металлических связей, а на противоположном берегу опирается на железобетонный устой, который одновременно выполняет функцию лестничного подъема.
Юрий Касацкий обращает внимание, что по конструкции мост через реку – ферма с открытыми верхними поясами; пешеходная зона размещена на нижнем поясе. Возможна также альтернатива с двумя коробчатыми балками и проходом между ними. При проектировании необходимо обеспечить пространственную жесткость конструкции, что может потребовать дополнительных материалов. Тем не менее, такая схема обеспечивает отличную обзорность и эффектную визуальную легкость. Все декоративные элементы из фанеры играют исключительно эстетическую роль и не участвуют в несущей системе. Существенный недостаток данной конфигурации – ограниченный доступ для маломобильных граждан к нижнему мосту. Для решения этой проблемы потребуется установка специальных подъемных устройств.
Иван Леонидов в Крыму. 1936–1938. Часть 3
Ялтинские работы Ивана Леонидова – планировка центральной набережной и проекты расположенных там административного комплекса и «курзала»: попытка их реконструкции на основе сохранившихся материалов.
Прощание с СЭВ
Александр Змеул рассказывает историю проектирования, строительства и перепроектирования здания СЭВ – безусловной градостроительной доминанты западного направления и символа послевоенной Москвы, размноженного в советском «мерче», всем хорошо знакомого. В ходе рассказа мы выясняем, что, когда в 1980-е комплексу потребовалось расширение, градсовет предложил очень деликатные варианты; и еще, что в 2003 году здесь проектировали башню, но тоже без сноса «книжки». Статья иллюстрирована архивными материалами, часть публикуется впервые; благодарим Музей архитектуры за предоставленные изображения.
Археология модернизма: первая работа Нины Алешиной
Историю модернизма редко изучают так, как XVIII или XIX век – с вниманием к деталям, поиском и атрибуциями. А вот Александр Змеул, исследуя творчество архитектора Московского метро Нины Алешиной, сделал относительно небольшое, но настоящее открытие: нашел ее первую авторскую реализацию. Это вестибюль станции «Проспект Мира» радиальной линии. Интересно и то, что его фасад 1959 года просуществовал менее 20 лет. Почему так? Читайте статью.
Годы метро. Памяти Нины Алешиной
Сегодня, 17 июля, исполняется сто лет со дня рождения Нины Александровны Алешиной – пожалуй, ключевого архитектора московского метро второй половины XX века. За сорок лет она построила двадцать станций. Публикуем текст Александра Змеула, основанный на архивных материалах, в том числе рукописи самой Алешиной, с фотографиями Алексея Народицкого.
Мечта в движении: между утопией и реальностью
Исследование истории проектирования и строительства монорельсов в разных странах, но с фокусом мечты о новой мобильности в СССР, сделанное Александром Змеулом для ГЭС-2, переросло в довольно увлекательный ретро-футуристический рассказ о Москве шестидесятых, выстроенный на противопоставлениях. Публикуем целиком.
Модернизация – 3
Третья книга НИИТИАГ о модернизации городской среды: что там можно, что нельзя, и как оно исторически происходит. В этом году: готика, Тамбов, Петербург, Енисейск, Казанская губерния, Нижний, Кавминводы, равно как и проблематика реновации и устойчивости.
Три башни профессора Юрия Волчка
Все знают Юрия Павловича Волчка как увлеченного исследователя архитектуры XX века и теоретика, но из нашей памяти как-то выпадает тот факт, что он еще и проектировал как архитектор – сам и совместно с коллегами, в 1990-е и 2010-е годы. Статья Алексея Воробьева, которую мы публикуем с разрешения редакции сборника «Современная архитектура мира», – о Волчке как архитекторе и его проектах.
Школа ФЗУ Ленэнерго – забытый памятник ленинградского...
В преддверии вторичного решения судьбы Школы ФЗУ Ленэнерго, на месте которой может появиться жилой комплекс, – о том, что история архитектуры – это не история имени собственного, о самоценности архитектурных решений и забытой странице фабрично-заводского образования Ленинграда.
Нейросказки
Участники воркшопа, прошедшего в рамках мероприятия SINTEZ.SPACE, создавали комикс про будущее Нижнего Новгорода. С картинками и текстами им помогали нейросети: от ChatGpt до Яндекс Балабоба. Предлагаем вашему вниманию три работы, наиболее приглянувшиеся редакции.
Линия Елизаветы
Александр Змеул – автор, который давно и профессионально занимается историей и проблематикой архитектуры метро и транспорта в целом, – рассказывает о новой лондонской линии Елизаветы. Она открылась ровно год назад, в нее входит ряд станцией, реализованных ранее, а новые проектировали, в том числе, Гримшо, Уилкинсон и Макаслан. В каких-то подходах она схожа, а в чем-то противоположна мега-проектам развития московского транспорта. Внимание – на сравнение.
Иван Леонидов в Крыму. 1936–1938. Часть 2
Проект планировки Ялты с культурно-рекреационным комплексом на холме Дарсан Ивана Леонидова: реконструкция основных сооружений на основе чертежей и эскизов архитектора.
Лучшее, худшее, новое, старое: архитектурные заметки...
«Что такое традиции архитектуры московского метро? Есть мнения, что это, с одной стороны, индивидуальность облика, с другой – репрезентативность или дворцовость, и, наконец, материалы. Наверное всё это так». Вашему вниманию – вторая серия архитектурных заметок Александра Змеула о БКЛ, посвященная его художественному оформлению, но не только.
Иван Фомин и Иосиф Лангбард: на пути к классике 1930-х
Новая статья Андрея Бархина об упрощенном ордере тридцатых – на основе сравнения архитектуры Фомина и Лангбарда. Текст был представлен 17 мая 2022 года в рамках Круглого стола, посвященного 150-летию Ивана Фомина.
Архитектурные заметки о БКЛ. Часть 1
Александр Змеул много знает о метро, в том числе московском, и сейчас, с открытием БКЛ, мы попросили его написать нам обзор этого гигантского кольца – говорят, что самого большого в мире, – с точки зрения архитектуры. В первой части: имена, проектные компании, относительно «старые» станции и многое другое. Получился, в сущности, путеводитель по новой части метро.
Архитектурная модернизация среды. Книга 2
Вслед за первой, выпущенной в прошлом году, публикуем вторую коллективную монографию НИИТИАГ, посвященную «Архитектурной модернизации среды»: история развития городской среды от Тамбова до Минусинска, от Пицунды 1950-х годов до Ричарда Роджерса.
Иван Леонидов в Крыму. 1936–1938. Часть 1
Проект планировки Южного берега Крыма мастерской НКТП №3 под руководством Моисея Гинзбурга: рассмотрение и атрибуция сохранившихся материалов.
Архитектурная модернизация среды жизнедеятельности:...
Публикуем полный текст первой книги коллективной монографии сотрудников НИИТИАГ. Книга посвящена разным аспектам обновления рукотворной среды, как городской, так и сельской, как древности, так и современной архитектуре, в частности, в ней есть глава, посвященная Николасу Гримшо. В монографии больше 450 страниц.
Поддержка архитектуры в Дании: коллаборации большие...
Публикуем главу из недавно опубликованного исследования Москомархитектуры, посвященного анализу практик поддержки архитектурной деятельности в странах Европы, США и России. Глава посвящена Дании, автор – Татьяна Ломакина.
Сколько стоил дом на Моховой?
Дмитрий Хмельницкий рассматривает дом Жолтовского на Моховой, сравнительно оценивая его запредельную для советских нормативов 1930-х годов стоимость, и делая одновременно предположения относительно внутренней структуры и ведомственной принадлежности дома.
Конкурсный проект комбината газеты «Известия» Моисея...
Первая часть исследования «Иван Леонидов и архитектура позднего конструктивизма (1933–1945)»
продолжает тему позднего творчества Леонидова в работах Петра Завадовского. В статье вводятся новые термины для архитектуры, ранее обобщенно зачислявшейся в «постконструктивизм», и начинается разговор о влиянии Леонидова на формально-стилистический язык поздних работ Моисея Гинзбурга и архитекторов его группы.
От музы до главной героини. Путь к признанию творческой...
Публикуем перевод статьи Энн Тинг. Она известна как подруга Луиса Кана, но в то же время Тинг – первая женщина с лицензией архитектора в Пенсильвании и преподаватель архитектурной морфологии Пенсильванского университета. В статье на примере девяти историй рассмотрена эволюция личностной позиции творческих женщин от интровертной «музы» до экстравертной креативной «героини».
Илья Лежава: в рамках контекста
О значении городского контекста в студенческих конкурсных проектах, выполненных под руководством И. Г. Лежавы в 1970-е годы.
Бетонный Мадрид
Новая серия фотографа Роберто Конте посвящена не самой известной исторической странице испанской архитектуры: мадридским зданиям в русле брутализма.
Реновация городской среды: исторические прецеденты
Публикуем полный текст коллективной монографии, написанной в прошедшем 2020 году сотрудниками НИИТИАГ и посвященной теме, по-прежнему актуальной как для столицы, так и для всей страны – реновации городов. Тема рассмотрена в широкой исторической и географической перспективе: от градостроительной практики Екатерины II до творчества Ричарда Роджерса в его отношении к мегаполисам. Москва, НИИТИАГ, 2021. 333 страницы.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Весь в белом: особенности производства и применения...
Светлый кирпич – перспективный и востребованный продукт. Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным об особенностях производства белого кирпича и потенциале российского рынка.
Кристаллы и круги
Компания «Стройпроект Архитектс» победила в архитектурно-градостроительном конкурсе на разработку концепции Дворца боевых искусств в Череповце. Комплекс станет общественным центром, а также пространственной доминантой большого микрорайона: акценты сформируют объемные фасады из перфорированных панелей, округлые элементы и восточный орнамент.
Мыслить масштабно: новые горизонты планирования МО
На Форуме проектировщиков Московской области обсудили изменения РГНП, цифровой ППТ и показали исследование, посвященное возможностям общественной архитектуры как драйвера развития территорий. Но главным героем стал проект нового крупного комплекса «Мыс», демонстрирующего гибкий подход как к функциональному наполнению, так и к объемному построению – оно основано на миксе среднеэтажной застройки с индивидуальными домами. У них даже авторы разные: Genpro и Zrobim соответственно.
Уважаемая бананка
Вилла «Бананка» в словацком селе Банка, спроектированная студией Paulíny Hovorka, своей необычной формой образует вокруг уютные зоны взаимодействия с природой.
Гаражный футуратор
Первым куратором нового спецпроекта Арх Москвы «Футуратор» стало бюро Katarsis. Свободные в выборе инструментов и формата Петр Советников и Вера Степанская обратились к теме «параллельного ландшафта» – малозначительной и невоспроизводимой архитектуры, которая не зависит от конъюнктуры, но исподволь влияет на реальную жизнь человека. Искать параллельный ландшафт отправились восемь участников: на дачу, в лес, за город, на шашлыки. Оказалось, его сложно заметить, но потом невозможно забыть.
Камчатский ансамбль
По проекту мастерской «Гикало Купцов Архитекторы» на живописном участке Камчатки построен загородный комплекс: он состоит из двух вилл и нескольких хозяйственных и вспомогательных построек. Вашему вниманию – рассказ об одной из вилл, а также бонус – павильон над тандыром, который архитекторы представили как небольшой храм еды: с жертвенником и генуфлекторием.
Теплый черно-белый
Вторую очередь «31 квартала», построенную в подмосковном Пушкино по проекту бюро KPLN, отличает многогранный характер. На первый план выходят геометрия и монохромная гамма, но при более внимательном взгляде обнаруживается ряд «нерегулярных» деталей: градиент остекления и «раструбы» окон, иерархия фасадов, объемная кирпичная кладка и даже подражание явлениям природы. Рассказываем обо всех правилах и исключениях, которые удалось обнаружить.
Арх Москва: исследования
Лозунг «Если чего-то не понимаешь – исследуй!» звучит все громче, все актуальнее. Не отстает и Арх Москва – выставка, где разнообразные исследовательские работы показывают достаточно давно, а с некоторых пор специально для очередной выставки кураторы делают одно исследование за другим. Как говорится, однако тренд. Мы планируем опубликовать несколько исследований, обнаруженных на выставке, полностью и по отдельности, а пока – обзор разных видов исследований, представленных на Арх Москве 2025.
Строение с мотором
Летний павильон лондонской галереи «Серпентайн» в этом году впервые может «шевелиться»: его кровлю можно сдвигать на 1,4 м. Автор проекта – архитектор Марина Табассум из Бангладеш.
XIX Архитектурная биеннале Венеции: сады Джардини
Наш редактор Алена Кузнецова побывала на Венецианской биеннале и Миланской триеннале – теперь есть, с чем сравнивать Арх Москву и петербургский Архитектон. В этом материале – 10 субъективно любимых национальных павильонов в садах Джардини, несколько советов по посещению и неформальные впечатления. Используйте как референс, срез настроений, а лучше всего – как основу для составления собственного маршрута.
Фонари и лестница
Мартовская съемка почти-построенной штаб-квартиры ГК ФСК на улице Шеногина. Снаружи спокойно-лаконично, внутри увлекательно, многоярусно. Особенно хороши, и больше всего – в бетоне, конусные зенитные фонари представительского офиса. И ведущая в него большая винтовая лестница. Впрочем, спиральная лестница здесь не одна, да и в первые этажи, фактически, встроен небольшой торговый центр.
Первобытные мотивы
В кофейне сети Nana Coffee Roasters по проекту IDIN Architects в пригороде Бангкока создана неожиданная «пещерная» атмосфера: она вдохновлена воспоминаниями основателя сети.
Александр Пузрин: как получить «Золотого Льва» венецианской...
В 2025 году главная награда XIX Венецианской архитектурной биеннале – «Золотой Лев» досталась национальному павильону Бахрейна за экспозицию Heatwave. Среди тех, кто работал над проектом, был Александр Пузрин – выпускник Московского инженерно-строительного института, докторант израильского Техниона, а ныне – профессор Швейцарской высшей технической школы Цюриха (ETH Zurich). Мы попросили его рассказать о технических аспектах Heatwave, далеко неочевидных для простых зрителей. Но разговор получился не только об инженерии.
Искусство в доступе
В Лондоне сооружено фондохранилище для Музея Виктории и Альберта по проекту Diller Scofidio + Renfro: экспонаты здесь выставлены без привычного стекла.
Арх Москва 2025: будущее, цвет и суть
Читаем списки наград Арх Москвы и заодно собираем вместе наши впечатления от выставки. Кажется, у нее, юбилейной-тридцатилетней, было три главные темы: «Суть», предложенная Полисским как куратором, будущее или футурология, которая сквозила изо всех щелей как твое милосердие, и цвет. Причем не просто цвет, а два полюса: монохром основной выставки, где дизайн-кодом Арх Москвы было белое, но у Домов А-Класса черное – и разноцветье отдельных экспозиций.
Воспроизведение памяти об утратах
Рассказываем о павильоне Армении на 19-й архитектурной биеннале в Венеции. Его куратором выступила Марианна Карапетян, основательница ереванского бюро Electric Architects.
NEXT 2025: сияние чистого разума
Спецпроект Арх Москвы NEXT в этом году прошел под кураторством школы МАРШ в лице Никиты Токарева, который задал тему «Места и события». На этот раз все объекты были интерактивные, а зрителя вовлекали с помощью тактильных материалов, видеомэппинга, цветовых фильтров и даже небольшого театрализованного действа. Рассказываем обо всех инсталляциях девяти бюро и одного журнала.
Девять жизней
Центр культуры и искусства острова Хэнцинь, построенный в китайском Чжухае по проекту бюро Atelier Apeiron, собрал в одном гигантском объеме сразу 9 функций.
Золотая сторона медали
Спортивный центр имени Николы Карабатича под Парижем по проекту бюро Atelier Aconcept получил фасад, вдохновленный многочисленными золотыми медалями этого спортсмена.
Ренессанс саудовского наследия
В Саудовской Аравии началось строительство Музея наследия «Асаан» по проекту Zaha Hadid Architects. Основным материалом для здания станет кирпич-сырец.
ЭКСПО-2025: архитектурный Диснейленд на рукотворном...
В середине апреля в Осаке открылась ЭКСПО-2025. Одно из самых грандиозных международных событий, конкурирующее за внимание десятков миллионов посетителей со всего мира, уже успело собрать немало полярных мнений о качестве архитектуры павильонов, экологическом следе и организации действа. Вашему вниманию – авторский обзор Анастасии Маркитан, она побывала на ЭКСПО лично, выбрала 6 павильонов-фаворитов, и, не ограничиваясь обзором выставки, предлагает лайфхаки для ее посещения.
Кит идентичности будущего
Или покров? Или снежная равнина? Вере Бутко, Антону Надточему и архитекторам бюро ATRIUM досталась сложная и ответственная задача – предложить образ Национального центра «Россия». Современный, но замешанный на культурных кодах. Ни на что не похожий, и в то же время напоминающий, неуловимо, очень многое. Признаем, задача нашла своих авторов. Изучаем предложенный образ.
Никита Токарев: «Архитектура – не только форма, но...
В преддверии Арх Москвы поговорили с деканом архитектурной школы МАРШ и факультета архитектуры Universal University Никитой Токаревым о программе NEXT фестиваля Арх Москва 2025, будущем архитектуры и отборе участников.
Мосты и мостки
Этой зимой DK-COMMUNITY и творческое сообщество МИРА провели воркшоп в Суздале «Мосты и мостки». В нем участвовали архитекторы и студенты профильных вузов. Участникам предложили изучить технологии мостостроения, рассмотреть мировые примеры и представить свой вариант проектировки постоянного моста для одного из трех предложенных мест. Рассказываем об итогах этой работы.
Дело Гауди живет и побеждает
Построенная в Шэньчжэне по проекту новозеландского бюро Van Brandenburg штаб-квартира китайского модного бренда Marisfrolg – образец биогенной архитектуры и зашкаливающего вау-эффекта.
Колонны и карнизы
Две жилые башни по проекту Макса Дудлера к югу от Базеля соединяют четкость фасадной схемы с «переходным» пространством лоджий по периметру.
Большой Алтай: план системного развития
Мастер-план туристического развития Большого Алтая включает в себя три региона: Кузбасс, Республику Алтай и Алтайский край. Он – один из двенадцати проектов, разработанных в рамках большой госпрограммы «Развитие туризма». Слоган проекта: «Большой Алтай – место силы, здоровья и духа в самом сердце Сибири». Какие точки роста предлагает проект и как с его помощью планируется увеличивать поток российских и иностранных туристов – читайте в нашем материале.
Место ожидания
Архитектурная студия GRAD совместно с НПО «Новая конструкция» разработала концепцию автостанции, которую можно использовать для развития внутреннего туризма. За счет модульных алюминиевых фасадов и стального несущего каркаса здание строится быстро, вмещает необходимый набор функциональных помещений, а также предлагает запоминающийся образ, который при этом может вписаться почти в любой контекст.