Иван Фомин и Иосиф Лангбард: на пути к классике 1930-х

Новая статья Андрея Бархина об упрощенном ордере тридцатых – на основе сравнения архитектуры Фомина и Лангбарда. Текст был представлен 17 мая 2022 года в рамках Круглого стола, посвященного 150-летию Ивана Фомина.

Андрей Бархин

Автор текста:
Андрей Бархин

mainImg
0 Иван Александрович Фомин и Иосиф Григорьевич Лангбард, выдающиеся мастера, ярко проявили себя в архитектуре первой половины ХХ века. Иван Фомин (1872-1936) успел поработать и до революции, и в советские годы. Иосиф Лангбард (1882-1951) в довоенный период в основном работал в городах Белоруссии. Общим для этих мастеров, представителей ленинградской архитектурной школы, был поиск нового советского стиля 1930-х и использование форм обновления, упрощения классического ордера. И формулу своей архитектуры в те годы Фомин обозначил так: «единство, сила, простота, стандарт, контраст и новизна». [11 – с. 205] Однако каков был контекст и истоки этих архитектурных приемов?
  • zooming
    Дворец Стокле в Брюсселе, Й. Хоффман, 1905
    Фотография © А.Д. Бархин
  • zooming
    Павильоны выставки 1925 года в Париже – Дом коллекционера, П. Пату

Проекты и постройки, выполненные незадолго до конкурса на Дворец Советов, сыграли немаловажную роль в становлении советского стиля 1930-х. Это в первую очередь, относится к зданиям, выстроенным в рамках своеобразного стилевого эксперимента 1928 года, когда в самом центре Москвы одновременно были осуществлены: дом «Динамо» И.А. Фомина с новаторским, геометризованным ордером, здание Библиотеки им. Ленина – первый образец советской версии ар-деко (творение В.А. Щуко и В.Г. Гельфрейха), и неоренессансное «палаццо» – здание Госбанка И.В. Жолтовского. 
  • zooming
    Павильоны выставки 1937 года в Париже – Дворец Шайо, Л. Буало, Л. Азема и Музей современного искусства, А. Обер, М. Дастюг
    Фотография © А.Д. Бархин
  • zooming
    Здание Бруклинской библиотеки в Нью-Йорке, Ф.Келли, 1938
    Фотография © Ajay Suresh CC BY 2.0

В творческой биографии Фомина дом «Динамо» – это важнейшее произведение, первое творение мастера в Москве, как в новой советской столице. Это был радикальный шаг в движении от классики, от изящества его дачи А.А. Половцова (1912) к некой новой эстетике. Сам мастер именовал ее «пролетарской классикой». Однако подобные формы геометризованного ордера были в 1910-1930-е распространены и во Франции, Италии, Германии, и даже в США (например, здание Бруклинской библиотеки). Таков был стиль павильонов выставок в Париже 1925 и 1937 годов. И в этом контексте дом «Динамо» предстает как образец сложного стилевого сплава, в котором можно заметить компоненты и классики (мотив древнеримской гробницы Пекаря), и ар-деко.
Гробница Пекаря в Риме, I век до н.э. и дом Общества «Динамо», И.А. Фомин, 1928
Фотография © А.Д. Бархин

Геометризованный ордер стал яркой и популярной новацией эпохи 1910-1930-х. И его можно заметить в большом числе памятников – от Дворца Стокле Й. Хоффмана в Брюсселе (1905) и дома Германского посольства П. Беренса в Петербурге (1911), до павильонов «Дом коллекционера» П. Пату на выставке 1925 года и Музея современного искусства на выставке 1937 года в Париже, а также подобных объектов 1930-х в городах Италии. Формы этой архитектуры были различны – от роскошной до аскетичной, однако общая для них намеренная стилевая дистанция от аутентичной классики требует терминологической фиксации. Такова была, как представляется, «неоклассическая ветвь ар-деко», что позволяет обозначить и метод трансформации архитектурных форм, и время создания памятников. [3]
Проект Наркомата тяжелой промышленности в Москве, И.А.Фомин, 1934.
Хан-Магомедов С.О. Иван Фомин. – М.: С.Э. Гордеев, 2011 – с 284

Дом «Динамо» стал уникальным по монументальности образцом этой новой эстетики. Однако какова была ее судьба на рубеже 1920-1930-х? Казалось бы, концепция «пролетарской классики» и использование геометризованного ордера эпохи ар-деко, как нельзя лучше, соответствовала экономическим и идеологическим обстоятельствам в СССР. В стиле дома «Динамо» были выполнены и отдельные постройки Лангбарда (Дом офицеров и здание Академии наук в Минске), и проект Фомина для конкурса на здание Наркомата тяжелой промышленности (1934) – этот проект стал одним из наиболее ярких и талантливых работ своего времени. Однако на практике эта грубая эстетика в серию не пошла, не она стала основой «сталинского ампира».
  • zooming
    Дом Совнаркома СССР, А.Я. Лангман, 1934
    Фотография © А.Д. Бархин
  • zooming
    Здание Текстильного института в Ленинграде, Л.В. Руднев, 1929
    Фотография © А.Д. Бархин

Ближе к статусу государственного стиля в начале 1930-х был ребристый стиль, ар-деко главного проекта того времени – Дворца Советов Бориса Иофана. В 1934 году Дворец Советов обрел окончательные черты, и именно в этом стиле началось возведение дома Совнаркома СССР (А.Я. Лангман). Таковы были и выстроенные по проектам Иофана павильоны СССР на выставках 1937 года в Париже и 1939 года в Нью-Йорке.
  • zooming
    Проект театра в Харькове, И.Г. Лангбард, 1929
    Воинов А.А. И.Г. Лангбард. – Минск: Изд-во «Высшая школа», 1976. – с 86
  • zooming
    Здание театра оперы и балета в Минске, И.Г. Лангбард, 1934
    Фотография © А.Д. Бархин

Одним из первых в подобном стиле в СССР стал работать Иосиф Лангбард, таков был его проект театра в Харькове (1929) и Дворца Советов (1932). И именно ему в 1934 году был доверен стилевой эксперимент – возведение в этом новом стиле Театра оперы и балета в Минске. Осуществленные по проектам Лангбарда – Дом правительства в Минске и Дом Советов в Могилеве (как запланированной в 1930-е столицы БССР), также были решены на стыке разных стилевых идей. [6] Их планировки были симметричными, а фасады совершенно лишены архитектурной пластики. Однако в целом облик этих монументальных сооружений, стройные ряды их плоских пилястр позволяют говорить об их вовлеченности в орбиту стиля ар-деко, точнее его аскетичной версии. Кстати, именно таким в те годы возводили и здание Рокфеллер центра. Это было время стилевого сближения двух архитектурных держав. Однако какова была судьба ар-деко в СССР?

В 1935 году Фомина и Лангбарда объединила работа в Киеве по созданию ансамбля центральных административных зданий. Фомин с коллегами проектировал грандиозный дом Совнаркома УССР (1935-1938), Лангбард возводил здание ЦК КПУ (1935-1939), решенное монументальной классической колоннадой (первоначально функции зданий были иными, см. Примечание).
  • zooming
    Здание Академии наук в Минске, И.Г. Лангбард, 1935
    Фотография © А.Д. Бархин
  • zooming
    Здание ЦК КПУ в Киеве, И.Г. Лангбард, 1935-1939
    Фотогрфия © Maksym Kozlenko CC BY-SA 4.0

Для Лангбарда это была радикальная смена стиля, это был отказ от новаций эпохи ар-деко – ребристого стиля или геометризации ордера. И наиболее зримо это изменение, обогащение форм заметно при сопоставлении геометризованной колоннады Академии наук в Минске и необарочной колоннады здания ЦК КПУ в Киеве (оба монумента стали ответом классическим образам, в первую очередь, Казанскому собору в Петербурге). Используя одни и те же ритмы и мотивы, архитекторы в середине 1930-х смогли вернуть формы от геометризации (например, проект НКТП И.А. Фомина) к аутентичной классике – причем дома И.Е. Рожина на Краснопрудной ул. и Л.М. Полякова на Арбате стали ответом одновременно и ренессансному палаццо Массимо в Риме, и дореволюционной неоклассике, проекту банка В.А. Щуко (1915). Еще один пример подобного возвращения к классике – это театр Красной армии в Москве, ведь проект, выполненный в экспериментальных формах ар-деко (1934), хотя и содержал структуру плана в виде звезды, но значительно отличался по пластике от итоговой, неоклассической трактовки здания. [1] Этот процесс можно именовать «академизацией» архитектурной формы. Эволюция стиля И.А. Фомина в те годы была сложнее.
Проект административного центра Киева, перспективы, И.Г. Лангбард, 1935
Воинов А.А. И.Г. Лангбард. – Минск: Изд-во «Высшая школа», 1976. – 203

Фомин в конце 1920-х  действительно реализовал остро модную идею – геометризованный ордер дома «Динамо», таков был ответ Москвы дому Германского посольства П. Беренса в Петербурге (1911) и «Дому коллекционера» П. Пату, центральному павильону выставки 1925 в Париже. Именно такой виделась в конце 1920-х перспектива нового архитектурного стиля и в СССР, и за рубежом. Однако подобные радикальные аскетичные формы в середине 1930-х в СССР были уже малоприменимы. Вкусы власти оказались достаточно консервативными, буржуазными. [9 – с. 41, 233] В 1935 году уже прозвучал лозунг «Жить стало хорошо, жить стало веселее!».
Тенденции в творчестве И.А. Фомина и И.Г. Лангбарда
Предоставлено А.Д. Бархиным

Конкурс на Дворец Советов (1932) формально провозгласил курс на «освоение классического наследия». Однако вместо возвращения к подлинной классике Фомин решает обратиться к передовым идеям архитектуры 1910-х. Работая над проектом станции метро «Театральная», он развивает новации Й. Хоффмана. [4] Фомин использует каннелированные пилястры без капителей и карнизы, упрощенные до одного крупного профиля, гуська, как это было осуществлено в эпоху раннего ар-деко в постройках Хоффмана – павильонах Австрии на выставках в Риме (1910) и Кельне (1914), венских виллах Аст (1909) и Примавези (1913). Такова была ретроспективность форм передовой советской архитектуры и ее вовлеченность в развитие мировой моды ар-деко 1910-1930-х.

На рубеже 1920-1930-х эта новая стилистика была реализована в целой череде зданий, таковы работы И.А. Фомина – Политехнический институт в Иваново–Вознесенске (1928) и Московский институт землеустройства (1934), Л.В. Руднева – здание Текстильного института в Ленинграде (1930), Н.А. Троцкого – жилой дом на пл. Стачек (1934) и др. Эта была некая геометризованная стилистика, которая откровенно воплощала в своих формах уже не классику «старых мастеров» – Андреа Палладио или Карло Росси, но совершенно новую «визуальную вибрацию».
Павильон Австрии на выставке в Кельне, Й. Хоффман, 1914 / Интерьер станции метро «Театральная», И.А. Фомин, 1936
Sekler E. F., Josef Hoffmann: The Architectural Work – 1985 – 161 стр /Фотография © А.Д. Бархин

В середине 1930-х Фомин решил продолжить архитектурный эксперимент, и это были не только новации в стиле Й. Хоффмана, но и его собственные наработки 1910-х. В 1935 году, в проекте административного здания в Киеве, Фомин обратился к другому пласту дореволюционной архитектуры – брутальной неоклассике, к стилю своих проектов Николаевского вокзала (1912) и ансамбля «Новый Петербург» (1912). В Киеве для Фомина наступает долгожданный триумф, осуществление его мечты – гипермонументальной рустованной формы, вдохновленной Порта Маджоре и палаццо Питти. Однако увидеть этот эксперимент завершенным Фомину было не суждено, он ушел из жизни в 1936 году. Здание Совнаркома УССР и станция метро «Театральная» были открыты в 1938 году.
  • zooming
    Проект Николаевского вокзала, И.А. Фомин, 1912
    Минкус М.А., Пекарева Н.А. Мастера советской архитектуры. Фомин. – М.: Государственное издательство литературы по строительству и архитектуре, 1953, 1953. – 153 с
  • zooming
    Дом Совнаркома УССР в Киеве, И.А. Фомин, 1935-1938
    Фотография © А.Д. Бархин

Таким образом, творческие пути Фомина и Лангбарда в первой половине 1930-х были различны. И если для Лангбарда в середине 1930-х наступает время стремительной смены архитектурного языка с ребристого стиля, ар-деко на классику, то Фомин продолжает формальные эксперименты, он старается осуществить задумки и стилевые новации 1910-х.

В первые годы после победы «ребристого стиля» на конкурсе Дворца Советов в отечественной архитектуре наблюдается взрывной интерес к пластическому эксперименту ар-деко. Однако он продлился всего два-три года, уже к 1936 г. вкусы власти становятся консервативнее, начинается «борьба с упрощенчеством и формализмом». [2, 10] В 1937 г. был закрыт журнал «Архитектура за рубежом». Вектор «академизации» архитектуры тогда обретает свою полную силу. И именно это делает оригинальные постройки 1930-х И.А. Фомина, И.Г. Лангбарда, И.А. Голосова, Л.В. Руднева, Е.А. Левинсона столь уникальными.
 
Примечание
Первоначально объект И.А. Фомина предназначался для нужд НКВД, а творение И.Г. Лангбарда строилось как первая очередь ансамбля зданий для Совнаркома УССР (второе, симметричное здание по проекту должно было занять место Михайловского Златоверхого монастыря, но эти идеи остались на бумаге). В 1937-1938 руководство Совнаркома и НКВД УССР было репрессировано. После возведения зданий их функции поменяли – грандиозный объект Фомина передали Совнаркому УССР, а в здании-половинке Лангбарда разместили ЦК КПУ. Но средств для второго здания и необходимости в площадях, как поясняет С. Широчин, уже не было. Михайловский собор был снесен в 1937 году, но в целом монастырь уцелел и собор был воссоздан в 1990-е. [12 – с. 87, 209-212] НКВД УССР занял бывшее здание Земской управы, спроектированное В.А. Щуко (ок. 1913). В 1940-е Лангбард был уже фактически отстранен от активной архитектурной практики и вернулся в Ленинград, ушел из жизни в 1951 году. [5 – с. 106-111]
 
Литература.
  1. Алабян К.С., Симбирцев В.Н. Архитектурный образ Красной армии. // Архитектура СССР. 1934. №4, с. 3-10
  2. Алабян К.С. Против формализма, упрощенчества, эклектики. // Архитектура СССР. 1936. №4, с. 2-6
  3. Бархин А.Д. Геометризация ордера в творчестве И.А. Фомина и В.А. Щуко 1920-1930-х. // «Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПА» – МГХПА, Москва, 2019, №4, часть 1. – С. 11-24.
  4. Бархин А.Д. Ар-деко венской архитектурной школы. URL: https://archi.ru/russia/93940/ar-deko-venskoi-arkhitekturnoi-shkoly (дата обращения: 20.08.2021).
  5. Белла Ф. Минск: Архитектура столицы. 1917-1956. – М.: Кучково поле, 2020 – 192 с.
  6. Воинов А.А. И.Г. Лангбард. – Минск: Изд-во «Высшая школа», 1976. – 270 с.
  7. Ильин Л.А. Владимир Алексеевич Щуко. – СПб, Коло, 2021 – 212 с.
  8. Минкус М.А., Пекарева Н.А. Мастера советской архитектуры. Фомин. – М.: Государственное издательство литературы по строительству и архитектуре, 1953, 1953. – 310 с., ил.
  9. Селиванова А.Н. Постконструктивизм. Власть и архитектура в 1930-е годы в СССР. – М.: БуксМАрт, 2019. – 320 с.
  10. Старостенко Ю.Д. От «сумбура вместо музыки» к «какофонии в архитектуре»: борьба с формализмом в советской архитектуре в 1930-е гг. // Научные школы в музыковедении XXI века: к 125-летию учебных заведений имени Гнесиных – Москва: Российская академия музыки имени Гнесиных, 2020. – С. 407-415.
  11. Хан-Магомедов С.О. Иван Фомин. – М.: С.Э. Гордеев, 2011 – 336 с.
  12. Широчин С. Архитектура межвоенного Киева. Правительственный центр и реконструкция столицы. – Киев: «Скай Хорс», 2020 – 304 с.

24 Марта 2023

Андрей Бархин

Автор текста:

Андрей Бархин
Похожие статьи
Школа ФЗУ Ленэнерго – забытый памятник ленинградского...
В преддверии вторичного решения судьбы Школы ФЗУ Ленэнерго, на месте которой может появиться жилой комплекс, – о том, что история архитектуры – это не история имени собственного, о самоценности архитектурных решений и забытой странице фабрично-заводского образования Ленинграда.
Нейросказки
Участники воркшопа, прошедшего в рамках мероприятия SINTEZ.SPACE, создавали комикс про будущее Нижнего Новгорода. С картинками и текстами им помогали нейросети: от ChatGpt до Яндекс Балабоба. Предлагаем вашему вниманию три работы, наиболее приглянувшиеся редакции.
Линия Елизаветы
Александр Змеул – автор, который давно и профессионально занимается историей и проблематикой архитектуры метро и транспорта в целом, – рассказывает о новой лондонской Линии Елизаветы. Она открылась ровно год назад, в нее входит ряд станцией, реализованных ранее, а новые проектировали, в том числе, Гримшо, Вилкинсон и Мак Аслан. В каких-то подходах она схожа, а в чем-то противоположна мега-проектам развития московского транспорта. Внимание – на сравнение.
Лучшее, худшее, новое, старое: архитектурные заметки...
«Что такое традиции архитектуры московского метро? Есть мнения, что это, с одной стороны, индивидуальность облика, с другой – репрезентативность или дворцовость, и, наконец, материалы. Наверное всё это так». Вашему вниманию – вторая серия архитектурных заметок Александра Змеула о БКЛ, посвященная его художественному оформлению, но не только.
Архитектурные заметки о БКЛ.
Часть 1
Александр Змеул много знает о метро, в том числе московском, и сейчас, с открытием БКЛ, мы попросили его написать нам обзор этого гигантского кольца – говорят, что самого большого в мире, – с точки зрения архитектуры. В первой части: имена, проектные компании, относительно «старые» станции и многое другое. Получился, в сущности, путеводитель по новой части метро.
Архитектурная модернизация среды. Книга 2
Вслед за первой, выпущенной в прошлом году, публикуем вторую коллективную монографию НИИТИАГ, посвященную «Архитектурной модернизации среды»: история развития городской среды от Тамбова до Минусинска, от Пицунды 1950-х годов до Ричарда Роджерса.
Архитектурная модернизация среды жизнедеятельности:...
Публикуем полный текст первой книги коллективной монографии сотрудников НИИТИАГ. Книга посвящена разным аспектам обновления рукотворной среды, как городской, так и сельской, как древности, так и современной архитектуре, в частности, в ней есть глава, посвященная Николасу Гримшо. В монографии больше 450 страниц.
Поддержка архитектуры в Дании: коллаборации большие...
Публикуем главу из недавно опубликованного исследования Москомархитектуры, посвященного анализу практик поддержки архитектурной деятельности в странах Европы, США и России. Глава посвящена Дании, автор – Татьяна Ломакина.
Сколько стоил дом на Моховой?
Дмитрий Хмельницкий рассматривает дом Жолтовского на Моховой, сравнительно оценивая его запредельную для советских нормативов 1930-х годов стоимость, и делая одновременно предположения относительно внутренней структуры и ведомственной принадлежности дома.
Конкурсный проект комбината газеты «Известия» Моисея...
Первая часть исследования «Иван Леонидов и архитектура позднего конструктивизма (1933–1945)» продолжает тему позднего творчества Леонидова в работах Петра Завадовского. В статье вводятся новые термины для архитектуры, ранее обобщенно зачислявшейся в «постконструктивизм», и начинается разговор о влиянии Леонидова на формально-стилистический язык поздних работ Моисея Гинзбурга и архитекторов его группы.
От музы до главной героини. Путь к признанию творческой...
Публикуем перевод статьи Энн Тинг. Она известна как подруга Луиса Кана, но в то же время Тинг – первая женщина с лицензией архитектора в Пенсильвании и преподаватель архитектурной морфологии Пенсильванского университета. В статье на примере девяти историй рассмотрена эволюция личностной позиции творческих женщин от интровертной «музы» до экстравертной креативной «героини».
Бетонный Мадрид
Новая серия фотографа Роберто Конте посвящена не самой известной исторической странице испанской архитектуры: мадридским зданиям в русле брутализма.
Реновация городской среды: исторические прецеденты
Публикуем полный текст коллективной монографии, написанной в прошедшем 2020 году сотрудниками НИИТИАГ и посвященной теме, по-прежнему актуальной как для столицы, так и для всей страны – реновации городов. Тема рассмотрена в широкой исторической и географической перспективе: от градостроительной практики Екатерины II до творчества Ричарда Роджерса в его отношении к мегаполисам. Москва, НИИТИАГ, 2021. 333 страницы.
Леонидов и Ле Корбюзье: проблема взаимного влияния
Памяти Юрия Павловича Волчка. Статья готовилась к V Хан-Магомедовским чтениям «Наследие ВХУТЕМАС и современность». В ней рассматривается проблема творческого взаимодействия Ле Корбюзье и Ивана Леонидова, раскрывающая значение творчества Леонидова и школы ВХУТЕМАСа, которую он представляет, для формирования основ формального языка архитектуры «современного движения».
Неизвестный проект Ивана Леонидова: Институт статистики,...
Публикуем исследование архитектора Петра Завадовского, обнаружившего неизвестную работу Ивана Леонидова в коллекции парижского Центра Помпиду: проект Института статистики существенно дополняет представления о творческой эволюции Леонидова.
Технологии и материалы
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Топ-15 МАФов уходящего года
Какие малые архитектурные формы лучше всего продавались в 2023 году? А какие новинки заинтересовали потребителей?
Спойлер: в тренды попали как умные скамейки, так и консервативная классика. Рассказываем обо всех.
​Металл с олимпийским характером
Алюминий – материал, сочетающий визуальную привлекательность и вариативность применения с выдающимися механико-техническими свойствами.
Рассказываем о 5 знаковых спорткомплексах, при реализации которых был использован фасадный алюминий компании Cladding Solutions.
Частная жизнь в кирпиче
Что происходит с обликом малоэтажной застройки в России? Архи.ру поговорил с экспертами и выяснил, какие тренды отмечают архитекторы в частном домостроении и почему кирпич остается самым популярным материалом для проектов загородных домов с очень разной экономикой.
Новая деталь: 10 лет реконструкции гостиницы «Москва»
В 2013 году был завершен третий этап строительства современной гостиницы «Москва» на Манежной площади, на месте разобранного здания Савельева, Стапрана и Щусева. В этом году исполняется ровно 10 лет одному из самых громких воссозданий 2010-х. Фасады нового здания выполнялись компанией «ОртОст-Фасад».
Уникальные системы КНАУФ для крупнейшего в мире хоккейного...
9 и 10 декабря 2023 года в новом ледовом дворце в Санкт-Петербурге состоялся «Матч звезд КХЛ». Двухдневным спортивным праздником официально открылась «СКА Арена» на проспекте Гагарина. Построенный на месте СКК комплекс – обладатель нескольких лестных титулов «самый-самый», в том числе в части уникальных строительных технологий. На создание сооружения ушло всего 36 месяцев.
Устойчивый малый
Сделать город зеленым и устойчивым – задача, выполнить которую можно только сообща, а в ее решении все средства хороши: и заложенный в стратегию развития зеленый каркас, и контейнер для сортировки мусора, и цветочная грядка на балконе. Рассказываем о малых архитектурных формах, которые помогают улучшить экоповестку.
Сейчас на главной
Два, пять, десять, девятнадцать: Нижегородский рейтинг
В Нижнем Новгороде наградили победителей XV, по-своему юбилейного, архитектурного рейтинга. Вручали пафосно, на большой сцене недавно открывшейся «Академии Маяк», а победителей на сей раз два: Школа 800 и Галерея на Ошарской. А мы присоединили к двум трех, получилось пять: сокращенный список шорт-листа. И для разнообразия каждый проект немного поругали, потому что показалось, что в этом году в рейтинге есть лидеры, но абсолютного – вот точно нет.
Сергей Орешкин: «Наш опыт дает возможность оперировать...
За последние годы петербургское бюро «А.Лен» прочно закрепило за собой статус федерального, расширив географию проектов от Санкт-Петербурга до Владивостока. Получать крупные заказы помогает опыт, в том числе международный, структура и «архитектурная лаборатория» – именно в ней рождаются методики, по которым бюро создает комфортные квартиры и урбан-блоки. Подробнее о росте мастерской рассказывает Сергей Орешкин.
Вплотную к демократии
Конкурс на проект реконструкции зданий датского парламента выиграли бюро Cobe, Arcgency и Drachmann совместно с конструкторами Sweco. Цель трансформации – позволить любому гражданину приблизиться вплотную к оплоту демократии.
Арка, жемчужина, крыло и ветер
В соцсетях губернатора Омской области началось голосование за лучший проект нового аэропорта. Мы попросили у финалистов проекты и показываем их. Все довольно интересно: заказчик просил сделать здание визуально проницаемым насквозь, а образы, с которыми работают авторы – это арки, крылья, порывы ветра и даже «Раковина» Врубеля, который родился в Омске.
Три башни профессора Юрия Волчка
Все знают Юрия Павловича Волчка как увлеченного исследователя архитектуры XX века и теоретика, но из нашей памяти как-то выпадает тот факт, что он еще и проектировал как архитектор – сам и совместно с коллегами, в 1990-е и 2010-е годы. Статья Алексея Воробьева, которую мы публикуем с разрешения редакции сборника «Современная архитектура мира», – о Волчке как архитекторе и его проектах.
Парк архитектуры и отдыха
Для подмосковного гостиничного комплекса, предполагающего разные форматы отдыха, бюро T+T Architects предложило несколько типов жилья: от классического «стандарта» в общем корпусе до «пещеры в холме» и «домика на дереве». Дополнительной задачей стала интеграция в «архитектурно-лесной» парк существующих на территории резиденций, построенных в классическом стиле.
Лирически-энергетическая архитектура
Здание поста управления солнечной электростанцией Kalyon Karapınar SPP по проекту Bilgin Architects в Центральной Анатолии служит «пользовательским интерфейсом» для бесконечного поля солнечных батарей.
Пресса: Архитектура без излишеств: есть ли рецепты, позволяющие...
На нынешнем рынке застройщики лавируют между неуклонно растущей себестоимостью и растущими же потребностями покупателей, отдающих за свои типовые квартиры впечатляющие суммы. Способна ли архитектура стать дополнительным конкурентным преимуществом реализуемых проектов? И есть ли рецепты, позволяющие строить «дешево и красиво»?
За актовым залом
Для оформления интерьера микро-клуба в Калининграде Олеся Левкович обратилась к духу Италии 1980-х, а чтобы в помещение без окон проникал естественный цвет, вмонтировала в стены россыпь стеклоблоков.
Северное солнце
По проекту Алексея Левчука в поселке Солнечное недалеко от Финского залива построено восемь вилл. Архитектурные решения отсылают к модернизму Северной Европы, ландшафт интегрирован во внутренние и внешние пространства, а «свободная» планировка территории без заборов отсылает к культурным кодам протестантизма.
Дом-U
Комплекс Jois совмещает высотность с террасами, а самые роскошные квартиры опускает с пентхаусов в нижние этажи. Мощный иконический образ U-образного дома – результат поисков нового стандарта жизни в высотных зданиях архитекторами «Генпро».
Энергетически нейтральный квадрат
На территории кампуса Университета Тилбуга открылся новый учебный корпус имени государственной деятельницы, первой женщины-министра Нидерландов Марги Кломпе. Авторы проекта – Powerhouse Company.
Творческий ужин
Элитный ресторан AIR по проекту архитекторов OMA в Сингапуре включает в себя лабораторию для исследования ингредиентов, сад и огород, кулинарную школу.
Памяти Юрия Гнедовского
В этом году Юрию Петровичу исполнилось бы 94 года. Он – архитектор, автор книг, глава Союза архитекторов и инициатор главной архитектурной премии страны.
Человеческое измерение пространства
Притцкеровскую премию за 2024 год получил японский архитектор Рикэн Ямамото. Главная тема его работ любого масштаба – демократическая организация пространства, которая формирует связи между людьми.
Волны Агидели
Благодаря проекту-победителю конкурса Малых городов в башкирской Агидели, строившейся как спутник атомной электростанции, сформировался городской центр – сеть пешеходных пространств с культурными и спортивными функциями. Все площадки объединяет образ речной волны и советский модернизм.
Черное и белое
Отдельно рассказываем об интерьерах павильона Атом на ВДНХ. Их решение – важная часть общего замысла, так что точность и аккуратность реализации были очень важны для архитекторов. Руководитель UNK interiors Юлия Тряскина делится частью наработок.
Соборы Грозного
Новую выставку в Анфиладе Дома Талызиных в какой-то мере можно определить как учебник по истории архитектуры XVI века, скомпонованный по самым новым исследованиям, с самыми актуальными датировками и самыми здравыми интерпретациями хрестоматийных памятников. Как церковь Вознесения в Коломенском, собор Покрова на Рву, церковь в Дьякове и другие. Это ценный и, главное, свежий, обновленный материал. Но в него надо вдумываться. Объясняем что можем, и всех зовем на выставку. Она отлично работает для ликвидации безграмотности. Но надо быть внимательным.
В оттенках зеленого
Бюро Tsing-Tien Making реконструировало дом просветителя Чжан Тайяня в Сучжоу, превратив его в культурный центр и книжный магазин «Гу У Сюань». В отделке использовали три изысканных оттенка: пепельно-зеленый, нефритовый и яркий фруктовый зеленый.
Квартиры в деревне
Жилой комплекс по проекту Karnet architekti на западе Чехии учитывает свое расположение в деревне и контекст бывшей промзоны.
Пресса: Башни Capital Towers — первый выброс небоскребов из «Сити»...
Три новые башни Capital Towers по проекту одного из главных московских архитекторов Сергея Скуратова получились едва ли не самыми элегантными в «Москва-Сити» и его окружении. Формально Capital Towers находятся не в «Сити», а по соседству. Раньше здесь, на набережной Москвы-реки между Экспоцентром и парком «Красная Пресня», располагались теннисные корты.
Змей-гора
Конкурсный проект приморского курортного комплекса «Серпентайн» объединяет несколько типологий: апартаменты разного класса, виллы и гостиничные номера. Для каждой бюро KPLN использует один из образов, взятых у природного окружения – серпантин, горный ручей и морские волны.
Пресса: Нижегородский архитектор Максим Горев — о жилье для...
Максим Горев — выпускник ННГАСУ, архитектор первого 25-этажного дома в Нижнем Новгороде, главный архитектор ГК «Каркас Монолит», старший преподаватель ННГАСУ, член правления Нижегородского отделения союза архитекторов России. Он руководит небольшой проектной мастерской, у которой в постоянной работе находятся более 60 объектов. О том, почему архитектор должен лично знать руководителя компании-застройщика, для кого строят апартаменты, зачем нужно продумывать благоустройство, какая основная цель КРТ и какой у Нижнего Новгорода архитектурный стиль порталу ДОМОСТРОЙНН.РУ рассказал руководитель и главный архитектор проектной компании «Горпро» Максим Горев.
Промежуточное состояние
Общественный центр нового района в Цзясине по проекту B.L.U.E. Architecture Studio совмещает достоинства интерьерных и открытых пространств, городских и природных зон.
Цветной в монохроме
Дизайн офисного этажа универмага «Цветной», предложенный консорциумом Artforma и Blockstudio, развивает архитектурную концепцию здания и основывается на использовании камня, стекла и света. Светлые монохромные пространства стали фоном для предметов дизайна музейного уровня – например, дивана от Захи Хадид. Проект также включает переговорную с атрибутами сигарной комнаты.
Контринтуитивное решение
Архитекторы UNStudio выяснили на примере своего свежего люксембургского проекта, что углеродный след гибридной бетонно-стальной конструкции может быть меньше, чем у деревянного каркаса.
Блики Ибуки
Эмоциональный интерьер суши-бара в Иркутске, придуманный Kartel.design: солнечные зайчики на «бамбуковой» стене, фреска с изображением гор, алое нутро шкафа и ажурные тени.