English version

Без стилизации

Закончено строительство ЖК «Литератор» в Хамовниках: архитекторы сделали его принципиально современным, в частности, отказавшись от парадного фасада в пользу осмысления имманентных особенностей кирпичной и белокаменной кладки.

mainImg
Архитектор:
Игорь Шварцман
Алексей Медведев
Проект:
Жилой комплекс на улице Льва Толстого (ЖК «Литератор»)
Россия, Москва, улица Льва Толстого, вл. 27/3

Авторский коллектив:
Архитекторы: А.В. Медведев, М.Б. Серебряников, Т.А. Груздева
Инженеры: О.Б. Аксенова, Е.Е. Кирюханцев, А.П. Крылов, И.Б. Радин, А.Е. Рысакова, В.Б. Сергеев, И.З. Шварцман, К.А. Спиридонов, А.А. Коршунов, С.А. Аренина

2009 — 2010 / 2010 — 2011
Мы уже рассказывали о проекте жилого комплекса «Литератор» в Хамовниках: компания «Сергей Киселев и Партнеры» спроектировала его по заказу «Галс-Девелопмент» на месте старого пивоваренного завода при пересечении улиц Россолимо и Льва Толстого. Участок достаточно обширен для центра Москвы – около двух гектаров, но углублен в пространство дворов и практически со всех сторон окружен сохраняемыми постройками: один корпус завода, самый старый, невысокий и с трубой, отделяет комплекс от парка музея Льва Толстого; другой – трехэтажное здание конца XIX века, вытянут вдоль улицы имени великого писателя; третий – Институт напитков, построенный в конце семидесятых и с тех пор изрядно пообтрепавшийся, формирует линию улицы Россолимо. Появление за этими разномастными кулисами нового элитного жилого комплекса – почти незаметно: на красной линии он манифестирует себя лишь двумя небольшими корпусами, аккуратно встроенными в разрывы городской ткани.
Жилой комплекс на улице Льва Толстого. Фотография © Михаил Серебряников, «Сергей Киселев и Партнеры»
Жилой комплекс на улице Льва Толстого. Генеральный план © «Сергей Киселев и Партнеры»
Жилой комплекс на улице Льва Толстого © «Сергей Киселев и Партнеры»
Жилой комплекс на улице Льва Толстого. Вид двора комплекса на сохраненный корпус пивоваренного завода. Фотография © Михаил Серебряников, «Сергей Киселев и Партнеры»

По словам главного архитектора проекта Алексея Медведева, двумя главными задачами авторов были: уместить максимум полезной площади в рамки ограничений – а здесь, рядом с усадьбой Толстого, они достаточно строгие, – и «избежать пошлости», навеиваемой все тем же элитно-центральным расположением и близостью музея. Действительно, архитектура проекта геометрична и сдержанна в деталях. Между тем девелопер все равно называет ее на риелторском сайте «современной классикой». С чем во многом можно и согласиться: комплекс, хотя и лишенный намеков на исторический декор, примыкает к тому каменно-кирпичному направлению, которое пришло в Москву из Берлина и за прошедшие десять-пятнадцать лет стало общепризнанным идеалом застройки цезур исторических районов. Такие здания как правило сочетают облицовку из юрского известняка, любимца городской архитектуры двухтысячных – с различными видами необычного кирпича, причем если юрский камень может быть обычным и играет роль фона, то кирпич нередко определяет идентичность здания: он то черный, то серый, то шершавый, то рельефный. В корпусах «Литератора» все именно так и есть: архитекторы намеренно выбрали не коричневый кирпич, к которому Москва привыкла уже в конце 2000-х, а насыщенно-красный. Получившийся цвет все равно коричневат, но достаточно живописен и попадает в палитру улицы, образованную фабричными зданиями конца XIX века.

Более того, самые любопытные сюжеты архитектуры «Литератора» построены именно на вариациях кирпичной облицовки. Кирпич шершав, в нем отчетливо видна примесь песка и складки глиняного «теста», кладка равномерно разбавлена пережженными фиолетовыми вкраплениями, призванными, как и все вышеперечисленное, придать стене рукотворность сродни исторической. Но базовым набором современного ретро-кирпича авторы не ограничиваются.
Жилой комплекс на улице Льва Толстого. Фотография © Михаил Серебряников, «Сергей Киселев и Партнеры»
Жилой комплекс на улице Льва Толстого. Фотография © Михаил Серебряников, «Сергей Киселев и Партнеры»

Так как комплекс вписан – или, как говорят архитекторы, буквально-таки втиснут – в пространство дворов, то в нем начисто отсутствует главная гордость любой традиционалистской архитектуры: парадный фасад. Даже если бы хотелось, для него (почти) не было места. Но так как одной из целей было остаться в рамках современной образности, то вместо гордой репрезентативной композиции комплекс выходит на улицу несколькими проездами и двумя совсем небольшими корпусами. Один из них, обращенный к офисному центру «Строганов», минималистично прост: его оживляют лишь редкие вставки белесых кирпичей, похожие на блики солнечных зайчиков (их поверхность затерта чем-то светлым). Напоминающие о весеннем солнце штрихи светлых кирпичей встречаются и на внутренних корпусах.

Второе здание из выходящих на улицу – угловой корпус «А», он берет на себя роль главного акцента, так как наиболее любопытен. Корпус обращен к перекрестку улиц Толстого и Россолимо, просторному и почти не оформленному, и новое здание чутко реагирует на его урбанистическую незавершенность. Его угловой фасад поворачивает по параболе, но форма не округлая, а граненая, и кроме того, кирпичи не меняют направления вслед за плоскостями стен: они выстраиваются «пилой», вначале робко, а затем показывают широкие плоскости и углы, намекая на то, что они – вовсе не плоский облицовочный ригель и даже не бруски, а благородная плинфа. Что, конечно, иллюзия: для фактурной части использован специальный кирпич, а в остальных местах – ригель.
Жилой комплекс на улице Льва Толстого. Нежилой корпус на углу улиц Толстого и Россолимо. Фотография © Михаил Серебряников, «Сергей Киселев и Партнеры»
Жилой комплекс на улице Льва Толстого. Угловой корпус. Фрагмент. Фотография © Михаил Серебряников, «Сергей Киселев и Партнеры»
Жилой комплекс на улице Льва Толстого. Угловой корпус. Фрагмент. Фотография © Михаил Серебряников, «Сергей Киселев и Партнеры»

Итак, там, где стены скошены, кирпич не следует за их плоскостью, а ершится углами. Так выглядят иные колонны в полуразрушенной усадьбе – но там-то слетела штукатурка, а здесь так и задумано. Фактически, в угловом корпусе архитекторы провели операцию, которую можно назвать деконструкцией фасада: оставили фасад намеренно незаконченным, как будто он, подобно многим итальянским храмам – ну к примеру Сан-Лоренцо во Флоренции – не дождался облицовки. Тему подхватывают тонкие коробки белокаменных рамок окон, вставленные в рыхлую толщу кирпича немонолитно, как ждущие облицовки и украшения. Но нет. Именно таким, без кожи, ему и задумано быть.

Топорщение кирпича – полная антитеза парадному фасаду – становится практически манифестом архитектуры «Литератора». Это фасад-вывеска, исполненный с долей не лишенной артистизма незаконенности. На южном торце корпуса «Б», обращенном к детской площадке и старому зданию пивоварни, тема незавершенности продолжается: здесь стена решена в виде мягко нарисованной штрабы, что тоже обозначает разрыв, слом кладки. Такая фактура возникает еще на нескольких торцах, обозначая уже внутренние «разрывы», между корпусами; полоскам вторят пятна кирпичных решеток – тоже средовая деталь, заимствованная у забора соседнего НИИ глазных болезней (забор не исключено, что потом и снесут, а отраженный мотив останется).
Жилой комплекс на улице Льва Толстого. Фрагмент с кирпичной решеткой. Фотография © Михаил Серебряников, «Сергей Киселев и Партнеры»
Жилой комплекс на улице Льва Толстого. Фотография © Михаил Серебряников, «Сергей Киселев и Партнеры»
Жилой комплекс на улице Льва Толстого. Фасад с полосками, похожими на штрабу Фотография © Михаил Серебряников, «Сергей Киселев и Партнеры»

Незавершенность стыковочных, обращенных вовне частей ансамбля выглядит как декларативный жест, связанный с осмыслением места комплекса в городе: его родственности и одновременно чужеродности осваиваемому пространству. Здания – странники, их как будто откуда-то вырезали и перенесли сюда, и остались сломы. Впрочем, послание зашифровано: если просто скользить взглядом, идя мимо, то можно без раздумий любоваться игрой света и тени на необычной кирпичной фактуре.

И все же комплекс – прежде всего элитное жилье, в нем есть и пентхаусы с террасами на крышах, и двухуровневые квартиры. Тонкости контекстуальных смыслов для него не главное, и внутри, там, где ослабевают городские ограничения, корпуса становятся ощутимо крупнее, выше, строже и респектабельнее. Белокаменные и кирпичные объемы чередуются и врастают друг в друга, образуя то ризалиты, то впадины, оживляясь группами глубоких лоджий и рядами прозрачных балконов. Балка длинного корпуса «Б» тянется вдоль красной линии внутренней улочки, параллельной улице Льва Толстого. Ее оживленный асимметричными ризалитами фасад хорошо виден в разрывах застройки и тоже играет представительскую роль – по-своему, из второго ряда. Длинный дом отгораживает от прохожих и гуляющих пространство внутренних дворов с тремя короткими поперечными корпусами, чьи первые этажи прорезаны анфиладой высоких проездов на длинных «ногах», хорошо видной с улицы Россолимо. Архитекторы говорят, что проще было поставить в глубине второй длинный корпус; но они пошли другим путем, раздробив дворы и протянув через них не материальную, а пространственную ось. Внутрь войти нельзя: охрана придирчиво следит за покоем будущих жильцов элитного комплекса, прогуляться можно только по улочке вдоль корпуса «Б».
Жилой комплекс на улице Льва Толстого. Фотография © Михаил Серебряников, «Сергей Киселев и Партнеры»
Жилой комплекс на улице Льва Толстого. Фасад корпуса-балки. Фотография © Михаил Серебряников, «Сергей Киселев и Партнеры»

Архитектура внутри комплекса также не лишена нотки деконструкции, оживляющей массивы камня и кирпича. Во-первых, окна в кирпичных стенах обрамлены тонкими белокаменными рамками, которые вовсе не стремятся слиться заподлицо с плоскостью, а выглядят как вставленные с массив «короба» из каменных плит, с такой же плитой-подоконником. Во-вторых, кирпичные массивы прорезаны то широкими полосами камня, то рельефными линиями тонкой решетки, которая в нижнем этаже превращается в заполненную кирпичом крупную сетку, провоцируя игру в ассоциации – как будто витрины или даже корбюзеанские «ноги дома» заложили кирпичом. Словом, каменно-кирпичная стилистика последних лет срастается в этом доме с более ранними, не исчерпанными в девяностые, вариациями на темы модернистской деконструкции, штрихами для облегчения каменных объемов.
Жилой комплекс на улице Льва Толстого. Фотография © Михаил Серебряников, «Сергей Киселев и Партнеры»
Жилой комплекс на улице Льва Толстого. Фотография © Михаил Серебряников, «Сергей Киселев и Партнеры»
Жилой комплекс на улице Льва Толстого. Фотография © Михаил Серебряников, «Сергей Киселев и Партнеры»

Архитекторы «СКиП» также разработали дизайн входных вестибюлей – первоначально лаконичный, из дерева и камня, но затем по просьбе заказчика авторы добавили в проект «литературности», тоже, впрочем, умеренно. Стойка ресепшна исписана курсивом, стены – из такого же камня, что и фасады, покрыты живописно разбросанными нишами с деревянными рамками заполнение которых: цветы, фотографии, что угодно – остается на совести управляющей компании или жильцов. Темноватый цвет дерева перекликается с оконными рамами во всем доме, а кожа кресел усиливает литературность, напоминая мебель соседней усадьбы Толстого.
Интерьеры общественных зон жилого комплекса «Литератор» © Архитектурная мастерская «Сергей Киселев и Партнеры»

Благородный лаконизм культурных кодов, однако, показался заказчику маловат – и на обращенном во двор «Литератора» торце институтского комплекса нарисовали картину духовно-патриотического содержания, с русичем в лаптях и волком. Часть жильцов элитного комплекса, также как и архитекторы, продолжают надеяться, что произведение удастся убрать.

Но вернемся к архитектуре комплекса. Она получилась и лаконично-современной, и контекстуальной. Хамовники – место элитное, но исторически дискретное, не образовавшее цельного и плотного городского пространства, как и значительная часть Москвы, «большой деревни»: здесь были усадебные сады, деревянные дома, потом кирпичные фабрики. Одна палата осталась даже от Хамовного двора XVII века, сейчас она окружена скверами с американским кленом, подделками исторических домов и расставленными по диагонали брежневскими башнями. Корпуса «Литератора» аккуратно врастают в это нетвердое окружение, усиливая свой характер к центру, ядру комплекса, и «растворяясь» по краям.

Кроме того, совсем рядом, на другой стороне улицы Толстого находится фабрика «Красная роза», реконструированная под офисный центр по проекту других архитекторов, но того же бюро «Сергей Киселев и Партнеры»: фасады «Литератора» не слишком заметно, но все же перекликаются с асимметрией офисного корпуса «Морозов», выстраивая в дополнение к контекстуальному дискурсу связи, которые можно были бы назвать родственными – между разными проектами одной мастерской. Да, «СКиП» построили в Москве достаточно много, чтобы реагировать и на свои произведения тоже. 
Жилой комплекс на улице Льва Толстого. Угловой корпус. Фотография © Михаил Серебряников, «Сергей Киселев и Партнеры»
Жилой комплекс на улице Льва Толстого. Фотография © Михаил Серебряников, «Сергей Киселев и Партнеры»
Жилой комплекс на улице Льва Толстого. Фотография © Михаил Серебряников, «Сергей Киселев и Партнеры»
Жилой комплекс на улице Льва Толстого. Фотография © Михаил Серебряников, «Сергей Киселев и Партнеры»
Жилой комплекс на улице Льва Толстого. Фотография © Михаил Серебряников, «Сергей Киселев и Партнеры»
Жилой комплекс на улице Льва Толстого. План 1 этажа © «Сергей Киселев и Партнеры»
Жилой комплекс на улице Льва Толстого. Разрезы © «Сергей Киселев и Партнеры»
Жилой комплекс на улице Льва Толстого. Разрезы © «Сергей Киселев и Партнеры»

Поставщики, технологии

BUZON
Компания «ЦинКо РУС» («ZinCo»)
Архитектор:
Игорь Шварцман
Алексей Медведев
Проект:
Жилой комплекс на улице Льва Толстого (ЖК «Литератор»)
Россия, Москва, улица Льва Толстого, вл. 27/3

Авторский коллектив:
Архитекторы: А.В. Медведев, М.Б. Серебряников, Т.А. Груздева
Инженеры: О.Б. Аксенова, Е.Е. Кирюханцев, А.П. Крылов, И.Б. Радин, А.Е. Рысакова, В.Б. Сергеев, И.З. Шварцман, К.А. Спиридонов, А.А. Коршунов, С.А. Аренина

2009 — 2010 / 2010 — 2011

11 Сентября 2015

Золотое очелье
Новый стеклянный объем с параболической аркой из корабельной стали между башнями штаб-квартиры Сбербанка – общественное пространство, открытое для посещения. Архитектурную концепцию предложили Evolution Design. Ниже рассказ о сложностях и тонкостях.
Самый «зеленый»
West Mall на Большой Очаковской улице станет первым в России торговым центром, построенным по международным экологическим стандартам с применением зеленых технологий. Заказчик проекта, компания «Гарант-Инвест», планирует сертифицировать его по стандартам BREEAM и LEED.
Идеями лучимся / Delirious Moscow
В Гостином дворе открылась 26 по счету Арх Москва. Ее тема – идеи, главный гость – Москва, повсеместно встречаются небоскребы и разговоры о высокоплотной застройке. На выставке присутствует самая высокая башня и самая длинная линейная экспозиция в ее истории. Здесь можно посмотреть на все проекты конкурса «Облик реновации», пока еще не опубликованные.
Башни «Спутника»
Шесть башен в крупном жилом комплексе рядом с берегом Москвы-реки в самом начале Новорижского шоссе совмещают ответ на целый ряд маркетинговых пожеланий и рамок, предлагая простой ритм и лаконичную форму для домов, которые заказчик предпочел видеть «яркими».
Продолжение и развитие
Вторая офисная очередь самого популярного бизнес-парка Новой Москвы – Comcity – продолжает подземную улицу существующей части комплекса и откликается на его архитектурную айдентику.
Комфортный город в себе
Казалось бы, такое невозможно среди человейников, неритмично чередующихся со старыми дачами. И между тем жилой комплекс на территории бизнес-парка Comcity предлагает именно комфортную среду среднего города: не слишком высокую и умеренно-приватную, как вариант идеала современной урбанистики.
Илья Уткин: «Мы учились у Пиранези и Палладио»
О трех кварталах вокруг Кремля – Кадашевской слободе, Царевом саде и ЖК на Софийской набережной; о понимании города и храма, о творческой оттепели и десятилетии бескультурья; о сокровищах дедушкиной библиотеки – рассказал победитель бумажных конкурсов, лауреат Венецианской биеннале, архитектор-неоклассик Илья Уткин.
Плиссированный дом
Комплекс апартаментов на улице Франко, спроектированный Алексеем Медведевым, берет на себя роль градостроительного акцента, не выходя за рамки сдержанной минималистичной формы. Одна из его особенностей – лестница с пандусом-зигзагом, все еще необычная для Москвы.
Малоэтажные кварталы: в Оренбургских степях
Концепция застройки 150 га на окраине Оренбурга, разработанная архитекторами СКиП, привлекательна двумя вещами: наличием многих компонентов комфортного города, но отсутствием чрезмерно маркетинговых ходов – иными словами, реалистичностью замысла.
Продолжение начатого
Проект офисно-гостиничного комплекса на первом километре Рублево-Успенского шоссе развивает давние идеи и откликается на архитектуру зданий, уже построенных здесь архитекторами СКиП ранее.
Триумф «Литератора»
Лауреатом «Золотого сечения» ожидаемо стала мастерская «Сергей Киселев и Партнеры» за реализацию ЖК «Литератор». О других наградах – в нашем рассказе с места событий.
Дом перфекциониста
Жилой комплекс V-House Архитектурной мастерской «Сергей Киселев и партнеры» недавно сдан в эксплуатацию. Бюро осуществляло авторский надзор, благодаря чему удалось добиться именно того качества, на какое проектировщики изначально рассчитывали.
Дом-змея
Вариант СКиП для территории «Филикровли» – протяженный дом, интерпретирующий идею двух- или даже трехъярусного города, выстроенный вдоль пешеходного бульвара, ведущего от одного метро к другому.
Каннелюра минималиста
Объемное построение этого жилого комплекса реагирует на структуру городской ткани, а геометрия фасадов – на поиски зрелого модернизма, впрочем, аллюзии поданы современно, с вниманием к деталям.
Черно-белый дуэт
Около станции метро «Нагорная» по проекту «Архитектурной мастерской «Сергей Киселев и Партнеры» скоро начнется строительство двух жилых башен, привлекающих внимание своей выразительной шахматной облицовкой.
Архсовет Москвы–16
9 апреля архсовет рассмотрел четыре варианта архитектурного решения одного из корпусов в составе бывшего «Миракс-плаза». Лучшим почти единодушно был признан второй вариант.
Много_башен
Публикуем все проекты, участвовавшие во втором туре конкурса на жилой комплекс на Рублевском шоссе. Победил проект бюро «Сергей Скуратов ARCHITECTS»
Дом – разноцветные ярмарки
Красочный коллаж, будто склеенный из журнальных и газетных вырезок, на фоне монотонной застройки подмосковного городка Московский – конкурсный проект торгово-развлекательного центра от бюро «Сергей Киселев и Партнеры».
Возвращение проекта
Рассказ о том, как проект АТК на ул. Кульнева (более известный по своему прежнему названию «Миракс-плаза») лишился надзора его авторов, был переделан, а затем – вернулся к авторам и вернул себе прежнюю архитектурную цельность.
Этюд в кирпичных тонах
В архитектурном бюро «Киселев и партнеры» завершили проектирование поселка с живописным названием «Этюд». Помимо частного жилья здесь предусмотрено несколько многоквартирных домов, а общая стилистика поселка близка лаконичному скандинавскому дизайну.
Выбор веселых и находчивых
Публикуем все проекты участников конкурса на концепцию реконструкции кинотеатра «Гавана» для молодежного центра «Планета КВН». Среди участников SPEECH, СКиП, бюро Андрея Чернихова, Алексея Гинзбуга и другие, первое место досталось проекту бюро «Атриум», предложившему изменить фасад до неузнаваемости с помощью легкой натяжной конструкции.
Языком Высокого Возрождения
Архитектурная мастерская «Сергей Киселев и партнеры» разработала проект ландшафтного решения дворов и прилегающих территорий жилого комплекса «Итальянский квартал», строящегося сейчас в Москве. Образы ландшафтной архитектуры по-новому продолжают затеянную Михаилом Филипповым «игру в классику».
Валерий Лукомский: Главное для меня – сохранить авторский...
Реализация архитектурного проекта невозможна без досконально проработанных чертежей и скрупулезных расчетов, однако этот этап работы мастерских обычно не становится поводом для публикаций. Оценивая архитектурно-планировочные решения, критики, как правило, даже не упоминают тех, кто доводит их «до ума». Между тем так называемая стадия РД нередко поручается специальному бюро, и именно об этом наш сегодняшний разговор с руководителем архитектурной мастерской «Сити-Арх» Валерием Лукомским.
Материальность места
В московском районе Хамовники, на улице Льва Толстого, ООО «Архитектурная мастерская «Сергей Киселев и Партнеры» проектирует новый жилой комплекс. Расположенный на второй линии застройки, он практически не изменит облик улицы, но создаст внутри квартала несколько уютных дворов.
Похожие статьи
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Связь поколений
Еще одна современная усадьба, спроектированная мастерской Романа Леонидова, располагается в Подмосковье и объединяет под одной крышей три поколения одной семьи. Чтобы уместиться на узком участке и никого не обделить личным пространством, архитекторы обратились к плану-зигзагу. Главный объем в структуре дома при этом акцентирован мезонинами с обратным скатом кровли и открытыми балками перекрытия.
Образцовая ностальгия
Пятнадцать лет компания Wuyuan Village Culture Media Company занимается возрождением горной деревни Хуанлин в китайской провинции Цзянси. За эти годы когда-то умирающее поселение превратилось в главную туристическую достопримечательность региона.
Три измерения города
Начали рассматривать проект Сергея Скуратова, ЖК Depo в Минске на площади Победы, и увлеклись. В нем, как минимум, несколько измерений: историческое – в какой-то момент девелопер отказался от дальнейшего участия SSA, но концепция утверждена и реализация продолжается, в основном, согласно предложенным идеям. Пространственно-градостроительное – архитекторы и спорят с городом, и подыгрывают ему, вычитывают нюансы, находят оси. И тактильное – у построенных домов тоже есть свои любопытные особенности. Так что и у текста две части: о том, что сделано, и о том, что придумано.
В центре – полукруг
Бюро Atelier Delalande Tabourin реконструировало здание правительства региона Центр–Долина Луары в Орлеане. Главным мотивом проекта стали заданные планировкой зала заседаний полукруг и круг.
Новый «Полёт»
Архитекторы бюро «Мезонпроект» разработали проект перестройки областного молодежного центра «Полёт» в Орле. Летний клуб, построенный еще в конце 1970-х годов, станет всесезонным и приобретет много дополнительных функций.
Яуза towers
В столице не так много зданий и проектов Никиты Явейна и «Студии 44». Представляем вашему вниманию концепцию большого многофункционального комплекса на Яузе, между двумя парками, с набережной, перекрестьем пешеходных улиц, развитым общественным пространством и оригинальным пластическим решением. Оно совмещает сложную, асимметричную, как пятнашки, сетку фасадов и смелые заострения верхних частей, полностью скрывающее техэтажи и вылепливающее силуэт.
И опять о птицах
Завершается строительство первого аэропорта в китайском городе Лишуй. Архитекторы пекинского бюро MAD выбрали для своего проекта самый очевидный визуальный прототип – серебристо-белую птицу.
Офисы с «ленточкой»
В Берлине началось строительство офисного (и немного жилого) «кампуса» LXK по проекту MVRDV. Проект связан с развитием района Восточного вокзала.
Венец из пентхаусов
Первое многоэтажное здание Монако, жилая башня Le Schuylkill, получит после реконструкции по проекту Zaha Hadid Architects завершение из шести пентхаусов.
Вплотную к демократии
Конкурс на проект реконструкции зданий датского парламента выиграли бюро Cobe, Arcgency и Drachmann совместно с конструкторами Sweco. Цель трансформации – позволить любому гражданину приблизиться вплотную к оплоту демократии.
Парк архитектуры и отдыха
Для подмосковного гостиничного комплекса, предполагающего разные форматы отдыха, бюро T+T Architects предложило несколько типов жилья: от классического «стандарта» в общем корпусе до «пещеры в холме» и «домика на дереве». Дополнительной задачей стала интеграция в «архитектурно-лесной» парк существующих на территории резиденций, построенных в классическом стиле.
Лирически-энергетическая архитектура
Здание поста управления солнечной электростанцией Kalyon Karapınar SPP по проекту Bilgin Architects в Центральной Анатолии служит «пользовательским интерфейсом» для бесконечного поля солнечных батарей.
Энергетически нейтральный квадрат
На территории кампуса Университета Тилбуга открылся новый учебный корпус имени государственной деятельницы, первой женщины-министра Нидерландов Марги Кломпе. Авторы проекта – Powerhouse Company.
Творческий ужин
Элитный ресторан AIR по проекту архитекторов OMA в Сингапуре включает в себя лабораторию для исследования ингредиентов, сад и огород, кулинарную школу.
Черное и белое
Отдельно рассказываем об интерьерах павильона Атом на ВДНХ. Их решение – важная часть общего замысла, так что точность и аккуратность реализации были очень важны для архитекторов. Руководитель UNK interiors Юлия Тряскина делится частью наработок.
Технологии и материалы
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Сейчас на главной
Источник знаний
Новое здание средней школы в Марселе по проекту Panorama Architecture удачно трактует на первый взгляд очевидный образ раскрытой книги.
Преображение Анны
Для петербургской Анненкирхе Сергей Кузнецов и бюро Kamen подготовили проект, который опирается на принципы Венецианской хартии: здание не восстанавливается на определенную дату, исторические наслоения сохраняются, а современные элементы не мимикрируют под подлинные. Рассказываем подробнее о решениях.
Парадокс временного
Концепция павильона России для EXPO 2025 в Осаке, предложенная архитекторами Wowhaus – последняя из собранных нами шести предложений конкурса 2022 года. Результаты которого, напомним, не были подведены в силу отмены участия страны. Заметим, что Wowhaus сделали для конкурса три варианта, а показывают один, и нельзя сказать, что очень проработанный, а сделанный в духе клаузуры. Тем не менее в проекте интересна парадоксальность: архитекторы сделали акцент на временности павильона, а в пузырчатых формах стремились отразить парадоксы пространства и времени.
Крепость у реки
Бюро МАКЕТ объединило формат японской идзакаи с сибирской географией: ресторан открылся в одном из зданий Омской крепости, декор и мебель отсылают к рекам Омь и Иртыш, а старый кирпич дополняют амбарные доски и сухие ветки.
Форум времени
Конкурсный проект павильона России для EXPO 2025 в Осаке от Алексея Орлова и ПИ «Арена» состоит из конусов и конических воронок, соединенных в нетривиальную композицию, в которой чувствуется рука архитекторов, много работающих со стадионами. В ее логику, структурно выстроенную на теме часов: и песочных, и циферблатов, и даже солнечных, интересно вникать. Кроме того авторы превратили павильон в целую череду амфитеатров, сопряженных в объеме, – что тоже более чем актуально для всемирных выставок. Напомним, результаты конкурса не были подведены.
Зеркала повсюду
Проект Сергея Неботова, Анастасии Грицковой и бюро «Новое» был сделан для российского павильона EXPO 2025, но в рамках другого конкурса, который, как нам стало известно, был проведен раньше, в 2021 году. Тогда темой были «цифровые двойники», а времени на работу минимум, так что проект, по словам самого автора, – скорее клаузура. Тем не менее он интересен планом на грани сходства с проектами барокко и эмблемой выставки, также как и разнообразной, всесторонней зеркальностью.
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
Сахарная вата
Новый ресторан петербургской сети «Забыли сахар» открылся в комплексе One Trinity Place. В интерьере Марат Мазур интерпретировал «фирменные» элементы в минималистичной манере: облако угадывается в скульптурном потолке из негорючего пенопласта, а рафинад – в мраморных кубиках пола.
Образ хранилища, метафора исследования
Смотрим сразу на выставку «Архитектура 1.0» и изданную к ней книгу A-Book. В них довольно много всякой свежести, особенно в тех случаях, когда привлечены грамотные кураторы и авторы. Но есть и «дыры», рыхлости и удивительности. Выставка местами очень приятная, но удивительно, что она думает о себе как об исследовании. Вот метафора исследования – в самый раз. Это как когда смотришь кино про археологов.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Связь поколений
Еще одна современная усадьба, спроектированная мастерской Романа Леонидова, располагается в Подмосковье и объединяет под одной крышей три поколения одной семьи. Чтобы уместиться на узком участке и никого не обделить личным пространством, архитекторы обратились к плану-зигзагу. Главный объем в структуре дома при этом акцентирован мезонинами с обратным скатом кровли и открытыми балками перекрытия.
Сады как вечность
Экспозиция «Вне времени» на фестивале A-HOUSE объединяет работы десяти бюро с опытом ландшафтного проектирования, которые размышляли о том, какие решения архитектора способны его пережить. Куратором выступило бюро GAFA, что само по себе обещает зрелищность и содержательность. Коротко рассказываем об участниках.