English version

Арка и треугольник

Новый бизнес-центр Stone Мневники от Kleinewelt Architekten, для того же заказчика, что и на Ходынке, в чем-то перекликается с проектами для нее. Но не во всем. В Мневниках больше углов, и сами авторы говорят, что проект построен на контрасте. Действительно, если в первой очереди присутствуют намеки на классику, хотя и очень легкие – ну, хотя бы те же арки, и просто, и перевернутые, то есть ее прообразом можно считать восьмидесятые; то во второй очереди в роли отдаленного прообраза модернизм семидесятых. Их объединяет калейдоскоп не лишенного дерзости благоустройства из лучей и треугольников.

mainImg
Проект:
Бизнес-центр STONE Мневники
Россия, Москва, ул. Нижние Мневники, з/у 41

Авторский коллектив:
Бюро Kleinewelt Architekten
Максим Гиляк, Яна Трифонова, Алексей Солдатенков, Ибрагим Акраа,  Григорий Переслегин, Айдемир Несредов, Полина Аравина, Султан Мамий, Анастасия Ковган, Иван Давыдов
 

2023 — 2024 / 2025

 Заказчик: STONE
Мневниковская пойма интенсивно осваивается: несколько лет здесь строят ЖК «Остров», несколько спортивных арен, в том числе Ледовый дворец Ирины Навки, здесь планируется правительственное здание и новый цирк. Сейчас территория самой узкой «петли» Москвы-реки, не так давно еще полностью природной, выглядит контрастно: лес, пустырь, забор, стройка – и уже реализованные дома и площади, в частности, вокруг станций метро. 

Функционально – во всяком случае пока – преобладает жилье и спорт; офисы в таком окружении очевидно не помешают, так что появление БЦ Stone Мневники вполне логично и перекликается с проектами того же девелопера, и в значительной части тех же авторов, Kleinewelt Architekten, – Ходынка 2 и 3. Там тоже развивающийся район, хотя и в несколько более углубленной стадии развития жилого строительства. Типологически бизнес-центры на Ходынке и в Мневниках родственны. Переклички наблюдаются и в объемно-пространственном построении: оба состоят из трех корпусов и двух очередей, вытянутых продольной вереницей. 

В Мневниках БЦ Stone расположен в удобном для делового центра месте: между главной трассой поймы СЗХ / она же улица Нижние Мневники – и склоном Москвы-реки, невысоким, всего 6 метров перепада сразу за совершенно, практически, ровной площадкой, где уже началось строительство первой очереди бизнес-центра. Берег реки планируется вскоре благоустроить, есть городской проект для всего берега Мневников. 
  • zooming
    Бизнес-центр STONE Мневники. Ситуационный план
    © Kleinewelt Architekten
  • zooming
    Бизнес-центр STONE Мневники
    © Kleinewelt Architekten

БЦ будет встречать машины, едущие со стороны Звенигородского шоссе, по правую руку перед ЖК «Остров»; сейчас из разделяет территория закрытого в 1960-е годы завода «Галалит». Трасса обеспечивает идеальную доступность для автомобилистов, в подземной парковке два яруса; от метро «Терехово» 10–15 минут пешком. 

Трасса плавно приближается к Москве-реке, из-за чего контуры участка – трапециевидные, они даже тяготеют к протяженному треугольнику, острый угол которого указывает в сторону Звенигородского шоссе. Соответственно спланированы и очереди: в составе первой, в юго-западной части – корпус-башня с почти квадратным основанием, 18 этажей; вторую очередь составляют два 12-этажных объема, соединенные перемычкой от 3 до 10 этажа. 
  • zooming
    Бизнес-центр STONE Мневники
    © Kleinewelt Architekten
  • zooming
    Бизнес-центр STONE Мневники
    © Kleinewelt Architekten

На кровле перемычки терраса, а под перемычкой образуется широкая «арка» – такие во множестве делали архитекторы 1970-х годов, а потом почему-то перестали, – она должна будет открыть свободный проход к набережной реки, а также виды на воду, гольф-поле левого берега и «Остров фантазий» вдали. Очень вероятно, что в конце июня, когда солнце садится на северо-западе, последний луч будет бить как раз в эту арку; а также между корпусами 1 и 2 очередей. 
  • zooming
    Бизнес-центр STONE Мневники. II очередь
    © Kleinewelt Architekten
  • zooming
    Бизнес-центр STONE Мневники. II очередь
    © Kleinewelt Architekten

«Арка» опирается на круглые столбы, что обеспечивает значительную ширину, порядка 23 метров. Расстановка столбов – немного по диагонали, вторит форме участка, скосу фасадов со стороны реки и еще помогает образовать со стороны трассы деловую площадь: западный корпус 2 очереди отступает к реке и в площадь вливается как пространство под перемычкой, так и перед ним. Справа и слева на углах при входе под «арку» – двусветные вестибюли лобби каждого корпуса. 
Бизнес-центр STONE Мневники. II очередь. План 1 этажа на отм. 0.000
© Kleinewelt Architekten
  • zooming
    Бизнес-центр STONE Мневники. II очередь. План 3-8 типового этажа
    © Kleinewelt Architekten
  • zooming
    Бизнес-центр STONE Мневники. II очередь. План 12 этажа
    © Kleinewelt Architekten

Площадь и «арка» делают территорию и городской в полном смысле слова, и проницаемой, открывая свободный проход от трассы к набережной, и добавляет интриги пространству: ее высоко парящий над головами потолок, с одной стороны, защитит от дождя, там, к примеру, можно будет поставить столики кафе с видами на реку и на тот самый закат. А с другой стороны, он транслирует ощущения чуда несения большой массы, когда мы можем пройти, в сущности, сквозь здание и проход свободный, просторный. Именно этим ощущением, помимо удобства, хороши навесные объемы-перемычки, отработанные архитекторами семидесятых и возрождаемые сейчас. 
Бизнес-центр STONE Мневники. II очередь
© Kleinewelt Architekten

Виды продуманы, не только со стороны Мневников, но и, конечно, с реки, и здесь тоже значительную роль играет солнце, в том числе закатное, и блики, как от стекла, так и от воды, недаром БЦ стоит прямо у кромки спуска к реке, с реки его будет отлично видно. 
Бизнес-центр STONE Мневники
© Kleinewelt Architekten
Бизнес-центр STONE Мневники. II очередь
© Kleinewelt Architekten
Бизнес-центр STONE Мневники. II очередь
© Kleinewelt Architekten

Тут надо уточнить одну вещь. «Арку» второй очереди мы потому берем в кавычки, что она, как и ее прообразы, не имеет арочной формы – скорее это проем, проход, но не совсем арка, хотя мы с детства привыкли так называть проколы под перемычками модернизма. Но такое название – всё же условность, 1950-е – 1970-е не очень-то любили арочную форму, только 1980-е, если говорить о Москве, а не о Нимейере, начали к ней вновь присматриваться. В то же время совсем недавно столицу, хочется сказать, «накрыла» мода на арки. Ее можно датировать приблизительно концом 2010-х – началом 2020-х годов, ее арки в основном декоративные и обобщенные, стилизованные, безо всяких выявленных вовне импостов... 

Так вот, корпус первой очереди показывает нам такие арки. 

Его фасады трактованы как двухоболочечные – и очень решительным образом, внешняя «кожа» отступает от внутренней «стеклянной призмы» метра, примерно, на два. Она прорезана крупными арками: по одной на каждом фасаде вверху, перевернуты и похожи на готические «рога» или крепостные «зубцы», хотя и очень отдаленно. С другой стороны, вверху внешняя поверхность внешней «кожи» довольно очевидным образом «сползает» с внутренней призмы; это ощущается, как и, пусть отдаленные, переклички с крепостной башней. Этот корпус – высотный головной акцент всего БЦ. 
  • zooming
    Бизнес-центр STONE Мневники. I очередь
    © Kleinewelt Architekten
  • zooming
    Бизнес-центр STONE Мневники. I очередь
    © Kleinewelt Architekten

Внешняя материя образована частыми вертикалями металлических ламелей, они работают на стройность и образуют перед фасадами вариант промежуточной «материи», дающей в ракурсах различные эффекты «размытия» – бликов и рефлексов на солнце, и естественно-изменчивого паттерна внутреннего света по вечерам. Надо ли говорить, что, в отличие от крупных параболических арок, которые можно назвать нео-модернистскими, ламели – «классический» прием 1970-х, отработанный тогда почти до блеска и в разных форматах. Только теперь они не бетонные, а металлические. 
  • zooming
    Бизнес-центр STONE Мневники. I очередь
    © Kleinewelt Architekten
  • zooming
    Бизнес-центр STONE Мневники. I очередь
    © Kleinewelt Architekten

Нижних арок всего две, они установлены друг напротив друга, на оси: одна обозначает вход со стороны трассы, другая со стороны реки. Выход к реке, тщательно отрисованный авторами на рендерах, феерически хорошо, так и хочется попроситься туда купаться.
  • zooming
    Бизнес-центр STONE Мневники. I очередь
    © Kleinewelt Architekten
  • zooming
    Бизнес-центр STONE Мневники. I очередь
    © Kleinewelt Architekten

Обе арки – 6-этажной высоты и обведены объемным, выступающим вперед, архивольтом из стеклофибробетона.
Сквозного прохода между арками нет: есть лобби со стороны трассы, турникеты, контроль, 6 лифтов, есть выходы наружу по боковым фасадам, и кафе на углу со стороны реки – к примеру, для гуляющих по набережной и для сотрудников тоже. 
  • zooming
    Бизнес-центр STONE Мневники. I очередь. План 1 этажа на отм. 0.000
    © Kleinewelt Architekten
  • zooming
    Бизнес-центр STONE Мневники. I очередь. План 6 этажа на отм. +21.300
    © Kleinewelt Architekten

Прямо скажу, в моих фантазиях здесь, между двумя арками, был бы уместен роскошный атриум-«туннель», от одной арки к другой, на 6 этажей с панорамными лифтами. Но он бы занял треть всей высоты, и в конце концов это не небоскреб Сити, нужна ведь и определенная степень мера эффективности использования пространства. 
  • zooming
    Бизнес-центр STONE Мневники. I очередь
    © Kleinewelt Architekten
  • zooming
    Бизнес-центр STONE Мневники. I очередь
    © Kleinewelt Architekten

Зато декоративные арки – внушительные порталы, формирующие два главных фасада первой очереди – перекликаются со сквозной «аркой»-проходом второй очереди.

Между ними образуется некий диалог. 

Как и между двумя очередями в целом: по словам авторов, это диалог на контрасте. 
«В этом проекте мы сознательно работали с контрастом: лёгкий, вытянутый вверх стеклянный объём, почти невесомый, соседствует с горизонтально вытянутым зданием, уверенным в своих формах. Они словно отражения двух состояний – движения и покоя, воздуха и земли. Этот контраст не просто визуальный приём, а способ создать выразительный и запоминающийся силуэт, в котором природа и архитектура соединяются, не подавляя друг друга, а усиливая. Мы хотели, чтобы в этом противопоставлении рождалась гармония».

Надо согласиться с тем, что контраст в данном случае – не то чтобы конфликт, весь БЦ в целом выглядит достаточно цельно.
Бизнес-центр STONE Мневники. II очередь
© Kleinewelt Architekten

Со стороны города встречает нас срезанным носом, со стороны «Острова» – намеком на монументальность подчеркнуто незавершенных пропилей, «говорящими» перевернутыми арками. 
Бизнес-центр STONE Мневники. II очередь
© Kleinewelt Architekten

Действительно, корпус 1 очереди более монументален, в нем даже можно увидеть тетрапилон, намек на римский монумент на форуме... Тут и арки, и вертикали. Вторая очередь по соседству с ним – горизонтальная, с диагональной сеткой, сквозным проходом и скошенными плоскостями фасадов, намного более «модернистская». 

Тем не менее контраст проведен скорее на нюансах. Все корпуса стеклянные, все нижние ярусы «каменные», их планируется облицевать камнем, хотя, ну, опять же на мой взгляд, неплохо подошел бы и бетон. И тоже между двумя корпусами – легкие различия: первый ярус 1 очереди тяготеет к решениям восьмидесятых, схематичные полоски в верхней части пилонов даже обозначают – но, впрочем, только обозначают – капители. 
Бизнес-центр STONE Мневники. II очередь
© Kleinewelt Architekten

А у второй очереди пилоны наклонные, скошены книзу, с несущими консолями; да и фактура больше похожа на бетон. 

Иными словами, первая очередь, которую уже начали строить, тяготеет к восьмидесятым, уже увлеченным классикой, но пока еще «в снятом виде», а не так, как в девяностые; и «поверена» увлечениями 2020-х. А вторая очередь, строительство которой запланировано позднее, тяготеет к семидесятым. Интересная такая, корпускулярно-волновая, логика поиска прообразов. 
     
 

Отдельным сюжетом стал проект благоустройства территории БЦ. Авторы составили мощение из треугольников разного тона и той же «лучистской» идее подчинили малые формы скамеек и клумб. Получилось довольно-таки дерзко: если первая «башня» с арками поддерживает тему, заданную комплексом «Остров», в средней своей части достаточно классичным по духу, там и квартальная планировка, и клубные дома ар-деко, – то восточные корпуса полностью «отвязываются» от нее в стилевом отношении, навевая уже другую ностальгию, модернистскую – к слову сказать, теперь уже много более актуальную, нежели арки, так все правильно, точно и верно, развитие идет именно сюда, в этом направлении. Что не противоречит современности всего БЦ в целом, конечно, он, со своим стеклом и металлом, вполне современен. 

Но бодрое угловатое благоустройство завершает картину, как своего рода «выстрел в будущее». Звездочки, подсветки... Калейдоскоп. 
  
  
Проект:
Бизнес-центр STONE Мневники
Россия, Москва, ул. Нижние Мневники, з/у 41

Авторский коллектив:
Бюро Kleinewelt Architekten
Максим Гиляк, Яна Трифонова, Алексей Солдатенков, Ибрагим Акраа,  Григорий Переслегин, Айдемир Несредов, Полина Аравина, Султан Мамий, Анастасия Ковган, Иван Давыдов
 

2023 — 2024 / 2025

 Заказчик: STONE

17 Апреля 2025

Kleinewelt Architekten: другие проекты
Замковый камень
Еще недавно премиальные жилые и офисные комплексы в Москве воспринимались как привилегия центра. Сегодня ситуация меняется: качественная архитектура выходит за пределы Третьего транспортного кольца и появляется на окраинах. Бизнес-центр «STONE Калужская» – один из таких примеров. Подобные проекты децентрализуют мегаполис и делают престижными жизнь и работу в любой части города.
МиRная интеграция
ЖК МИRA, расположенный над высоким склоном Яузы и Проспекта Мира, оправдывает свое название не только технически, но и визуально и по смыслу. Будучи современным и технологичным, высотным и стеклянным, он реагирует и на классику Жолтовского, и на модернизм «Дома на ножках». Вбирает в себя особенности соседей и «мирит» их внутри себя на общей основе современности фасада. Изучаем, каким именно образом.
Фонари и лестница
Мартовская съемка почти-построенной штаб-квартиры ГК ФСК на улице Шеногина. Снаружи спокойно-лаконично, внутри увлекательно, многоярусно. Особенно хороши, и больше всего – в бетоне, конусные зенитные фонари представительского офиса. И ведущая в него большая винтовая лестница. Впрочем, спиральная лестница здесь не одна, да и в первые этажи, фактически, встроен небольшой торговый центр.
Разноцветный город
Работая для Кунцево над масштабным проектом, у которого пока еще нет названия, Kleinewelt Architekten не только предложили целый веер силуэтов башен «ампирных» оттенков, и не только продумали разновысотность, создав внизу шестиэтажный «неоурбанистический» город квартальной планировки – но еще и нашли для своего решения исторические и средовые обоснования. Они восстанавливают несколько «сталинских» домов, оставшихся от послевоенного города Кунцева, а также ж/д станцию 1953 года, снесенную в 2017.
Пояс Ориона
Офисный комплекс Stone Ходынка 2, спроектированный Kleinewelt Architekten для компании Stone, внутри устроен эргономично, по правилам healthy building: свет, проветривание, все возможности для эффективной офисной планировки. И снаружи похож, как сейчас принято, на айфон: блеск, свечение, стекло, металл, скругления. Тем не менее он чутко реагирует на контекст Ходынки, главный сюжет – контраст вертикалей и горизонтали, а главной интригой становится устройства «стилобата» как навесного перехода, раскрывающего пространство под ним для свободного передвижения.
Дуга и мир
Изучили ландшафт винодельни Гай Кодзора и новый павильон – DUGA bar, или Мир. Это бетонная циркумференция, открытая панораме и ветру, элегантное и уместное на горе сооружение. Рассматриваем новый павильон, делимся впечатлениями о винодельне.
Год 2021: что говорят архитекторы
Вот и наш новый опрос по итогам 2021 года. Ответили 35 архитекторов, включая главных архитекторов Москвы и области. Обсуждают, в основном, ГЭС-2: все в восторге, хотя критические замечания тоже есть. И еще почему-то много обсуждают минимализм, нужен и полезен, или наоборот, вреден и скоро закончится. Всем хорошего 2022 года!
«Открытый город»: Мечты о городе
Следующий проект воркшопа «Открытого города» создан под руководством Kleinewelt Architekten. В основу проектов положены фоны византийской и древнерусской живописи, однако их формы применены к более чем современной типологии.
Диалектический манифест
Высотный ЖК MOD, строительство которого начато в Марьиной роще рядом с территорией, на которой запланирована штаб-квартира РЖД, откликается на «центральный» контекст будущего городского окружения и в то же время позиционируется авторами как «манифест модернистских минималистичных принципов в архитектуре».
Летать в облаках
Ресторан в Хибинах как новая достопримечательность: высота 820 над уровнем моря, панорамные виды, эффект левитации и остроумные инженерные решения.
Энергетическое семейство
Жилой комплекс Symphony 34 планируется построить в Савеловском районе Москвы. Он будет состоять из четырех разновысотных башен – от 36 до 54 этажей. Каждая имеет свой образ, но вместе все четыре собраны в единый архитектурный ансамбль, фрагмент нового высотного города за третьим транспортным кольцом.
Дискуссия о Дворце пионеров
Публикуем концепцию комплексного обновления московского Дворца Пионеров Феликса Новикова и Ильи Заливухина, и рассказываем о его обсуждении в Большом зале Москомархитектуры 4 марта.
Правила виноделов
Строгая, легкая, насыщенная светом, тенью, воздухом, зеленью и впечатлениями винодельня Гай-Кодзор в Краснодарском крае – одно из событий прошедшего года.
Про любовь
Победителем конкурса на реновацию комплекса зданий Первой образцовой типографии стало бюро Kleinewelt Architekten с проектом, претендующим на прорыв к новой ступени материального и эмоционального комфорта.
Kleinewelt Architekten: «Слово «идеальный» – это инструмент...
На фестивале «Зодчество» будут представлены промежуточные результаты проекта-исследования «Идеальный город». В преддверии выставки мы поговорили с партнером бюро Kleinewelt Architekten Сергеем Переслегиным и преподавателем школы МАРШ Александром Острогорским о проекте «Идеальный город», а также о том, возможно ли сделать всех людей счастливыми с помощью архитектуры.
Место лучших автомобилей
Проект реконструкции модельного цеха ЗИЛа под дилерский центр для Mercedes-Benz и Audi уникален даже для легендарного комплекса. Цех планируется восстановить с использованием элементов разобранного здания 1930-х. Он станет частью «ворот ЗИЛа», заметных на Третьем кольце. И к тому же – единственный из всех, в какой-то степени сохранит «автомобильную» функцию.
История с географией
Посетители парка Северного речного вокзала, проект которого разработали совместно архитектурные бюро Kleinewelt Architekten и Горожане / Citizenstudio, получат возможность совершить путешествие как в пространстве, так и во времени.
Уникальное общее
Представляем видеозапись круглого стола, проведенного Archi.ru на АРХ МОСКВА NEXT! В разговоре о новых форматах общественных пространств и методиках их создания приняли участие представители ведущих архитектурных бюро Москвы.
Успех архитектора
Видео-запись и стенограмма дискуссии «Архитектурный бизнес. Стратегии успеха», организованной Архи.ру и СМА на фестивале «Зодчество».
Ходынка Kleinewelt
Реализацию проекта, созданного бюро Kleinewelt Аrchitekten на основе концепции Land Milano Srl., планируется начать летом текущего года.
Похожие статьи
Больше арок
В Сент-Луисе после реконструкции по проекту Snøhetta открылся концертный зал городского симфонического оркестра.
Бумеранг на скалах
Архитекторы Snøhetta вписали здание рыболовецкой и рыбоводческой компании Magne Arvesen & sønner в скалистый берег острова Андёрья на севере Норвегии.
Дыхание банковского дела
Новая штаб-квартира банка Lombard Odier на берегу Женевского озера задумана авторами проекта, Herzog & de Meuron, «дышащей», открытой природному окружению.
Пещеры и каньоны
В Алматы открылся частный музей современного искусства, построенный по проекту Chapman Taylor и CT Architects. Архитектурное решение обыгрывает контраст между статикой горного массива и динамикой современного города. Центральный атриум отсылает к линиям Чарынского каньона.
Взращенный на молоке
Жилой дом FRESH по проекту бюро KAAN как будто приобнял консольным выносом исторический корпус бывшего молокозавода в Эйндховене.
Угол натяжения струн
Дом Музыки, спроектированный Владимиром Плоткиным и архитекторами ТПО «Резерв», напоминает арфу, а при взгляде сверху еще и басовый ключ. Но если бы все было так просто. В архитектуре зданий комплекса соседствуют два вида образности: решетчатый, прозрачный и проницаемый язык «классического» модернизма и объемно-скульптурные ленты, любимые неомодернизмом нашего времени. Как все устроено, где катарсис, а где оси построения, где проект похож на ЦКЗ Зарядье, а где не очень – читайте в нашем тексте.
Лечебный трилистник
Модульная стальная конструкция больницы в Ханчжоу по проекту Архитектурного института Чжэцзянского университета (UAD) позволила сократить время и бюджет строительства. «Футуристический» замысел авторов при этом не пострадал.
Петербург vs Рим
Центр Петербурга, как известно, священен, – но мало кто всерьез знает, где он начинается и заканчивается. Речь не о формальном признаке «от Обводного канала до Большой Невки», а о «вайбе», соответствующем центру города. Реализовав квартал «Невской ратуши» – по проекту, победившему в международном конкурсе – Евгений Герасимов и Сергей Чобан создали на его территории «образ центра». Причем не столько петербургского, сколько общемирового. Это ново, такого в Питере давно не было... Изучаем атмосферу, вспоминаем прообразы, в том числе раздумываем о том, кто и когда назвал Петербург новым Римом. Не зря, получается, идея-то живет.
Свет в пустоте
Культурный центр «Чжанбэйский мираж», расположенный среди полей северо-востока Китая, превращен бюро Puri Lighting Design в гигантскую световую инсталляцию.
Как старинный Тобольск становится порталом в будущее
За последнее десятилетие архитектурное бюро Wowhaus подготовило концепции развития для ряда российских городов – Выксы, Тулы, Нижнекамска. На этом фоне мастер-план Тобольска выделяется своим масштабом – охваченная преобразованиями территория превышает 220 км² – и сложностью.
На волне
Проект преобразования речного порта и набережной в Чебоксарах, разработанный архитектурным бюро АТРИУМ, затрагивает одну из ключевых территорий города. Набережная превращается в Речной бульвар – многофункциональное, комфортное и выразительное пространство для работы и отдыха. Авторы предлагают создать новую связь с главной площадью города – Красной, а также возвести несколько жилых башен, вдохновленных формой национального женского головного убора и способных стать ярким акцентом волжской панорамы.
Внимание на угол
Комплекс 5Tracks по проекту Shift Architecture & Urbanism и Powerhouse Company в нидерландском городе Бреда соединяет крытые общественные пространства с жильем и офисами, заполняя лакуну рядом с главным вокзалом.
Заряд энергии
Бюро CNTR спроектировало для нового спортивного кластера на окраине Екатеринбурга автозаправочную станцию, сумев превратить небольшой объект в локальную доминанту: что-то вроде въездного знака, который рассказывает об окружающей территории и задает тон. А кроме того – демонстрирует разнообразные архитектурные приемы. Даже неподготолвенный зритель, приехав заправить машину, почувствует движение и статику, игру с массой, сочетание пятна и линии.
«Пламенеющий» бетон
Новый театр во французском Бове по проекту бюро AJC напоминает о разных эпохах в истории города, от Средневековья до послевоенного восстановления.
Замковый камень
Еще недавно премиальные жилые и офисные комплексы в Москве воспринимались как привилегия центра. Сегодня ситуация меняется: качественная архитектура выходит за пределы Третьего транспортного кольца и появляется на окраинах. Бизнес-центр «STONE Калужская» – один из таких примеров. Подобные проекты децентрализуют мегаполис и делают престижными жизнь и работу в любой части города.
На римских развалинах
Бюро Ofis реконструировало виллу 1920-х годов в центре Любляны, наглядно продемонстрировав многослойный и противоречивый характер застройки словенской столицы.
Вода и свет
В церковном искусстве много символики, и одна ее часть, действительно, каноничная, другая сформирована традицией и кем-то воспринимается как обязательная. Из-за такого рода ложного консерватизма современная церковная архитектура медленно развивается и не выглядит как современная. Тем не менее подвижники у этой темы есть: кладбищенский храм Архангела Михаила в Апатитах, спроектированный Дмитрием Остроумовым и бюро Прохрам, совмещает традиции и эксперимент. Но не эксперимент ради самого себя – а продуманную работу современного архитектора с символикой пространства, объема и, главное, света.
Модульная ротонда
Круглое в плане офисное здание с деревянно-бетонным каркасом по проекту HENN строится в Юлихе на западе Германии: оно должно стать центром инновационного бизнес-парка.
Пространство для диалога эпох
Бюро Urbanus ревитализировало бывшее место нахождения важнейшего даосского храма Юнлэ-гун, откуда он был перенесен в 1960-х из-за угрозы затопления при строительстве плотины на реке Хуанхэ.
Кубок чемпионов
Небоскреб Bell на 1-й улице Ямского поля, 12 на первый взгляд строг и лаконичен, хотя скромным его назвать никак не возможно. Экономная стереометрия построена на работе с формой, близкой к овалу – а это одна из излюбленных тем архитекторов UNK. Обтекаемая поверхность основной формы с металлическими ламелями дважды посечена стеклянными срезами, графически демонстрируя суть исходной формы: ее простоту и одновременно сложность. К тому же здесь решены десятки сложнейших инженерных головоломок.
Тропа к центру Земли
Посетительский центр в Национальном парке ледника Снайфедльсйёкюдль в Исландии, спроектированный бюро Arkis, служит также смотровой платформой и пропускает через себя пешеходную тропу.
Блеск глубокий и хрустальный
Новый клубный дом про проекту ADM architects спроектирован для района Патриарших, недалеко от Новопушкинского сквера. Он заменит три здания, построенных в начале 1990-х. Авторы нового проекта, Андрей Романов и Екатерина Кузнецова, сделали ставку на разнообразие трех частей объема, современность решений и внимание к деталям: в одном из корпусов планируются плавно изогнутые балконы с керамическим блеском нижней поверхности, в другом стеклянные колонны-скульптуры.
Перепады «высотного напряжения»
Третья очередь ÁLIA с успехом доказывает, что внутри одного квартала могут существовать объемы совершенно разной высотности и масштаба: сто метров – и тридцать, и даже таунхаусы. Их объединяет теплая «кофейная» тональность и внимание к пешеходным зонам – как по внешнему контуру, так и внутри.
Фасад под стальной вуалью
Гостиница Vela be Siam по проекту местного бюро ASWA в центре Бангкока напоминает о таиландских традициях, оставаясь в русле современной архитектуры.
От кирпича к кирпичу
Школа Тунтай на северо-востоке Китая расположена на месте карьера по добыче глины для кирпичного производства: это обстоятельство не только усложнило работу бюро E Plus и SZA Design, но и стало для них источником вдохновения.
Белый дом с темными полосками
Многоквартирный дом Taborama по проекту querkraft architekten на севере Вены включает на разных этажах библиотеку, художественную студию, зал настольного тенниса и другие разнофункциональные пространства для жильцов.
Технологии и материалы
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
Сейчас на главной
Новый образ Искры
ТП-РП 2820 или «Искра» – новое небольшое кафе на нижегородской Стрелке, по силе обаяния и привлекательности достойно конкурирующее с более статусными объектами. Этот осколок постконструктивизма – епархиальное кафе. Весной этот небольшой объект признан лучшим в номинации «Реконструкция и приспособление» на Мосбилд-2025.
Формула воды
По проекту ‘nefa’architects’ в центре Йошкар-Олы благоустраивается так называемая набережная Брюгге: променад между рекой Малая Кокшага и сплошным фронтом «бельгийских» домиков, построенных в начале 2000-х. Изучив опыт Амстердама и Брюгге, архитекторы закольцевали сухопутный пешеходный маршрут с помощью водного, проходящего по понтонной системе. Потенциал участка у воды раскрывает сцена с амфитеатром на воде, безопасный бассейн для купания, а также плавучие сады. Марийский образ в архитектуре и дизайне
Себя показать…
Видовой ресторан «Пижоны», расположенный на 14-м этаже башни в центре Ижевска, быстро стал популярен – и во многом благодаря не столько открывающимся видам, сколько дизайну интерьера от бюро Egodesign.studio, в котором средиземноморские мотивы причудливо переплелись с удмуртскими.
Время архитектора: премия имени Сергея Ткаченко-2025
Учрежденная Институтом Генплана Москвы и Архитектурным центром Сергея Ткаченко премия подвела итоги. Из 160 студенческих выпускных квалификационных работ экспертное жюри выбрало три: медицинский центр для больных сахарным диабетом, морской технопарк и проект градостроительной организации периферийных зон на примере Волгограда.
Главный экспонат
Написалось содержательное алаверды с картинками к тексту о выставке в центре «Зотов», посвященной архитектурным макетам. Очень плотно на ней собран материал, кажется, настолько плотно, что перестает «слушаться» куратора, создавая собственные смыслы и завихрения. Давно столько раритетов нового и старого времени из области макета не было собрано в одном месте. Пробуем разобраться, как все устроено и кто тут главный.
Архитектура дипломатии
В историческом центре Риги, на месте бывшего советского вычислительного центра, открылось новое здание – Посольство Эстонии. Проект бюро United Riga Architects бережно сохраняет память о модернистском прошлом, сочетая её с современными архитектурными решениями и технологиями.
С открытым сердцем
Модульное здание общежития для студентов Делфтского технического университета возвели всего за 26 недель. Авторы проекта – бюро Studioninedots.
Арктика вместо Мороженого
Rokot Studio предложили концепцию воссоздания исторического павильона «Мороженое» на ВДНХ по проекту 1950 года. Здание сохраняет форму ледяной глыбы, но внутри вместо кафе-мороженого размещается экспозиция павильона «Арктика».
Футляр для наследия
Национальный центр Виктора Астафьева построен по проекту бюро А2 в родном селе писателя Овсянка. Три «оболочки» здания – деревянная, оштукатуренная и стеклянная – связывают его с контекстом, а расположение между двумя главными улицами формирует общественные площади. Несущий каркас, хорошо просматриваемый через витражи, отсылает к образам железной дороги. Здание построено рядом с домом-музеем писателя и напоминает большое «облако», в котором хранится память об Астафьеве и его наследии.
Пиранези для первокурсников
В калифорнийском Клермонтском колледже открылось первое из запланированных зданий по проекту BIG: Научный центр имени Роберта Дея, где масштабные стальные фермы снаружи обшиты стеклофибробетоном, а внутри – древесиной.
Какого цвета нефть?
Для компании, чья миссия – работать на завтрашний день, крайне важно уже сегодня закладывать основу будущих успехов. Поэтому в штаб-квартире компании «ЛУКОЙЛ-Инжиниринг», спроектированной бюро «АРХИСТРА», целый этаж занимает многофункциональный образовательный центр.
Парковка за ширмой
Бюро S4S Architects спроектировало для московского жилого комплекса «Эко Бунино» паркинг, который успешно маскирует свою утилитарность за фасадом из перфорированных панелей. В комбинации с ламелями скрывают жесткую сетку ярусов и выравнивают пропорции, одновременно обеспечивая пространства естественным светом, вентиляцией и, как ни странно, видами на лесистую территорию. Первый этаж занимают коммерческие помещения, благодаря которым здание используют не только автомобилисты.
Пресса: Примеры из практики: 100 проектов Юрия Аввакумова
В книге «Примеры. Экспозиция искусства или искусство экспозиции», выпущенной издательством музея «Гараж», известный архитектор поведал о десятилетиях работы на поприще проектирования художественных выставок
Больше арок
В Сент-Луисе после реконструкции по проекту Snøhetta открылся концертный зал городского симфонического оркестра.
Море фантазии
Студия EgoDesign разработала для сети частных детских садов KIDO в Ижевске дизайн-концепцию, которая должна способствовать творческому развитию детей за счет тематических игровых компонентов и оформления, индивидуального для каждой группы.
Бумеранг на скалах
Архитекторы Snøhetta вписали здание рыболовецкой и рыбоводческой компании Magne Arvesen & sønner в скалистый берег острова Андёрья на севере Норвегии.
Гнезда, мосты, штиль и балтийская колючка в Филинской...
Ключевым событием завершившегося на днях фестиваля «ЭкоБерег» стало объявление победителей конкурса на разработку проекта туристической инфраструктуры на побережье Балтики в Филинской бухте. Победителем стал проект эко-парка «Гнезда» компании «Пауэр Технолоджис». Показываем все награжденные проекты.
Падел на взморье
Бюро 3 BY THREE разработало для Калининградской области концепцию падел-центра с фасадами из поликарбоната, которые за счет своей полупрозрачности делают спорт частью городской жизни. Объем с пятью кортами и балконом для зрителей дополняет блок лобби с эксплуатируемой кровлей.
Эндорфиновый всплеск
По проекту дизайн-студии TONKO на набережной Волги в Самаре появилась яркая площадка для тренировок на открытом воздухе. Уличная спортивная мебель произведена по чертежам архитекторов, а для зонирования активно используется цвет. Можно заниматься йогой, боксом, паркуром, настольным теннисом или же просто отдыхать в шезлонге.
Дыхание банковского дела
Новая штаб-квартира банка Lombard Odier на берегу Женевского озера задумана авторами проекта, Herzog & de Meuron, «дышащей», открытой природному окружению.
МАРШ: Уместность II
Магистранты студии «Уместность II», которую в 2024-2025 учебном году курировали Евгения Репина и Сергей Малахов, работали над мастер-планами исторических центров трех малых городов: Бирска, Зарайска и Камышина. Индивидуальная часть включила средовые проекты реконструкции и опиралась на авторский метод под названием «спонтанный ордер».
Пещеры и каньоны
В Алматы открылся частный музей современного искусства, построенный по проекту Chapman Taylor и CT Architects. Архитектурное решение обыгрывает контраст между статикой горного массива и динамикой современного города. Центральный атриум отсылает к линиям Чарынского каньона.
Свет и камень
DA bureau разработало для обувной сети Ekonika новую концепцию оформления магазинов, первым из которых стал флагманский шоу-рум в «Афимолле». На смену респектабельности пришла актуальная женственность, воздушность и легкая ирония.
Выбирая лучшее
Очередная книга Александра Змеула о московском метро посвящена конкурсам на проекты станций со середины 1950-х до 1991 года. Издание выпущено Музеем современного искусства «Гараж».
Гламур без излишеств
Форма идеального минимального жилища волнует архитекторов не одно десятилетие, начиная от крошечного «Кабанона» Ле Корбюзье, построенного на Лазурном берегу в 1952 году, до «Жилища первой необходимости» Нормана Фостера, показанного на 18-й Венецианской биеннале, и современных модульных кабин Nokken. Каждая эпоха по-своему отвечает на вопрос, как мало пространства человеку действительно нужно для жизни. «Хижина», спроектированная бюро Arhbro, продолжает эту традицию.
Современная изба
Современная изба – это оксюморон, потому что сама суть избы заключена в ее архаичности, простоте и резистентности к изменениям. Она была утилитарным жилищем, построенным по веками выверенным канонам, где каждая деталь имела функцию и символику. Попытка придать ей современность часто приводит к стилизации под народный стиль с декоративными излишествами. Создание современной избы в рамках архитектурных приличий – редкость. Но иногда, как в случае с проектом AI-architects, это удается.
Концептуальные музеи
Показываем проекты бакалавров 4 курса кафедры «Дизайн архитектурной среды» МАРХИ, выполненные под руководством Оскара Мамлеева и Ивана Колманка. Все посвящены музеям, а для публикации преподаватели выбрали работы самых увлеченных авторов. Все музеи, правда, более чем не обычны.
Взращенный на молоке
Жилой дом FRESH по проекту бюро KAAN как будто приобнял консольным выносом исторический корпус бывшего молокозавода в Эйндховене.