Если посмотреть на дом с точки зрения современной московской архитектуры – то он респектабельно-консервативен, чем заметно выделяется в модернистском и постмодернистском окружении юго-запада. Объем детализирован, а пропорции, цвет и обилие эркеров больше характерны для центра города, прежде всего, для парадных улиц и набережных сталинского периода.
Мы поговорили с представителями девелопера и узнали, что компания считает «главными архитекторами проекта» – покупателей. Их вкус положен в основу концепции, и затем доработан профессионалами до реальных решений. Это демонстрирует высокий уровень клиентоориентированности компании.
Коммерческий директор SEZAR GROUP Ольга Барабанова
«Этот проект изначально особенный: всего один дом в районе, где воздух буквально пронизан атмосферой фундаментальных знаний, научных достижений, интеллигентной творческой среды с ее вниманием к культуре и эстетике. Выбор в пользу классической архитектуры с самого начала был предопределен. Как и форма здания, благодаря которой обеспечены великолепная инсоляция, видовые характеристики, и приватный двор, которого не видно с улицы. Клубный дом Full House – это проект, где архитектором выступил покупатель статусной недвижимости, который предельно четко осознает, что именно он ждет от дома и квартиры. Нашей задачей было – услышать его требования, перевести на язык технических заданий и на каждом этапе проектной работы оценивать предложения привлекаемых к работе над проектом профессионалов «глазами будущего жителя».
Прообразом дома в компании называют «лучшее, что есть на юго-западе» – а именно, высотку ГЗ МГУ, произведение заметное, знаковое, красующееся во многих панорамах. Full House позиционирует себя как ее продолжение на расстоянии.
Впрочем до высотки – 5 километров по прямой, и новый дом не перекликается с ней непосредственно, а служит «амбассадором» декоративной «сталинской» архитектуры в модернистском районе. Престижном районе: многим известно, что роза ветров в Москве устроена таким образом, что от юго-запада всё плохое «сдувает» на северо-восток. Здесь никогда не было промышленности, зато строили жилье и вузы. Совсем рядом с Full House – МГИМО и МИРЭА, чуть дальше Военная академия. Жилье 1970-х вокруг, в основном, экспериментально-улучшенное, к примеру, в духе Плана Вуазен Корбюзье здесь много крестообразных домов и зеленых пространств. Хотя в силу востребованности юго-запада в 2000-е годы его застраивали очень интенсивно и не всегда хорошей архитектурой, и «микрорайоны будущего семидесятых» местами «утонули» в постсоветском разнообразии не без элементов хаоса.
Full House стал в своем окружении пространственным ориентиром. Этакий «гвоздик» на перекрестке проспекта и улицы Коштоянца.
Компактный, с заметно вертикальными, «собранными» пропорциями. И хорошо, детально проработанный: объемный карниз, эркеры, пинакли. Детализация придает форме завершенность, слепленность, законченность. Благодаря чему дом обращает на себя внимание даже проезжающих мимо автомобилистов. Я, например, когда ехала здесь, засмотрелась.
Но к тому же Full House это дом-«книжка», он напоминает здание СЭВ. План обоих зданий – трехлучевой, но только в СЭВ «книжка» акцентирована на главном фасаде, а в нашем случае трилистник равномерно раскрывается на все стороны.
И тут мы вновь возвращается к идее «лучшего на юго-западе», но с другой, противоположной стороны: к объемно-пространственным экспериментам модернизма. Среди них не только авторская архитектура вузов и группы крестообразных домов; встречаются дома шестиугольные, треугольные и трехлучевая расстановка пятиэтажек, сходящихся к одному центру.
Казалось бы, противоречие: «сталинская» архитектура предпочитала другие, нередко сложные, но ортогональные планы – а экспериментальные модернистские объемы не признавали классицизирующий декор. И между тем история искусства знает немало подобных примеров. В XVI и даже XVII веках в центральной, восточной и северной Европе на готическую структуру накладывали ренессансные детали и ордер.
Клубный дом Full House
Фотография: предоставлена SEZAR GROUP
Трехлучевая типология позволила выгодно использовать световой фронт, а также сделать коридоры максимально короткими и прямыми. В центральном ядре собраны лифты и инженерные коммуникации, в том числе места для скрытого размещения внешних блоков кондиционеров: рядом с лестницами, в двух северных «пазухах» лепестков. Техническое пространство скрывают вертикальные решетки бежевого оттенка, которые, наряду с эркерами, производят впечатление «естественной» складки каменной массы.
Клубный дом Full House
Фотография: предоставлена SEZAR GROUP
По центру солнечного южного треугольника, напротив, расположены эркеры самых солнечных квартир дома.
Поперечная ширина лучей-«лепестков» не постоянна. От середины дома к внешним торцам она ступенчато уменьшается, завершаясь на торцах ризалитами. Ближе к центральному ядру – немного расширяется, в том числе за счет эркеров. Эркеры, так же как и ризалиты, снаружи «работают» на вертикальную лепку, стройность, а внутри – на разнообразие видовых ракурсов и улучшение освещенности.
На торцах здесь – квартиры с видами на три стороны. На последнем этаже, где окна шире, такие «трехсторонние» квартиры занимают пол-крыла. Чем не «городская вилла»? Только с панорамами 85-метровой высоты.
Политика девелопера, SEZAR GROUP, предполагает продажу всех квартир без отделки, что аргументируется, в числе прочего, высоким процентом покупок квартир под объединение. Такая возможность была спланирована изначально в конструктиве здания: несущие элементы вынесены за пределы жилой зоны, и расположены преимущественно во внешних стенах и стенах несущего ядра лестнично-лифтового узла. Согласно расчетам девелопера, за счет покупки и последующего объединения общее количество квартир в доме после заселения может сократиться минимум на треть.
Стилобат отведен под «торговую галерею»: несколько кафе и ресторанов, фитнес, магазины и салоны. В торговой зоне потолки порядка
Запланировано, что торговая галерея будет «работать» на потребности всего района. У нее есть все шансы стать удобным местом для встреч, поскольку станция метро совсем рядом.
Вход в приватную часть дома расположен с восточной стороны. Двигаясь к нему по улице Коштоянца, ощущаешь перепад высот. От метро рельеф уходит вниз на 8 метров, благодаря чему высота потолка лобби Full House, как и его двусветного вестибюля – 7.5 метров.
Еще один плюс перепада высоты – пологий пандус вниз, на первый ярус паркинга, туда можно свободно, я бы даже сказала, вольготно, зайти от лифтового холла. Впрочем, большинство предпочитает путь на лифте. Все это неплохо читается на разрезах. Парковка трехуровневая, высота первого – 4 м, внутри просторно и не давит; в нижних уровнях 3.3 м.
Торцы – а в них трехсторонние квартиры – немного выходят за границу стилобата, нависают над городом короткой и массивной, но ярко подсвеченной консолью.
Приватный двор расположен на кровле стилобата. Крылья здания разделяют пространство для прогулок на три сектора, каждый со своим функционалом: спортивный, детский, для тихого отдыха плюс дополнительные островки «для всех». Проходы в нижней части каждого объема позволяют жителям свободно перемещаться между тремя зонами общего двора.
Попасть из лобби во двор можно на лифте и по лестнице. Обязательные пожарные спуски скрыты ажурными павильонами. В одном из них – беседка с оккулюсом, под которым растет живая ель.
Здесь, во дворе, классический и модернистский подходы встречаются, как и в объемном построении / декоре самого дома.
Проектом благоустройства занималось бюро megabudka и их работа вполне узнаваема: длинные деревянные скамейки, геопластика с «кроличьей норой» для детских игр, тропинки, спрятанные среди травы, деревянные лежаки и перголы, цилиндрические бетонные тумбы и ограждения с деревянными настилами, точечная подсветка, деревья – полный современный набор для посидеть, поговорить, поиграть, полежать за стеклянной шумовой завесой, защищающей от звуков с проспекта Вернадского.
Оно уютное и ненавязчивое; характерное для современной Москвы благоустройство.
Иначе решены ажурные павильоны. Они поддерживают декоративно-классицистическое направление собственно дома. Прямоугольные уступчатые римские порталы вторят обрамлению главной входной лоджии, а прорезной металл перекликается с рельефами фасадных панелей.
На фасадах павильона, расположенного в секторе детской площадки, установлены крутящиеся плашки для интерактивных игр.
Кроме того, блеск павильонов перекликается с интерьером лобби.
Над интерьерами общественных зон работала «Студия дизайна и архитектуры Nobbey», которое сотрудничает с SEZAR GROUP на многих проектах. Предложенная им для Клубного дома Full House тема – роскошь, переливы золота и каменных текстур.
Своей роскошью интерьер «обнимает» вошедшего, оправдывая название «Полный дом», Full House; даже немного ошарашивает. В нем много элементов из золотистой латуни, широкоформатный керамогранит с фактурой темного и светлого оникса, с переливами и жилками.
Клубный дом Full House
Фотография: предоставлена SEZAR GROUP
В то же время в интерьере нет завитушек, орнамента и картушей, характерных для лобби классических клубных домов. Эффект богатства и декорированности достигается за счет материалов, так же как и предметов искусства, выполненным по авторским эскизам Nobbey. К ним можно отнести светильники: белые каскады капель на подвесах, настенную композицию из латунных труб и будто бы оплавленные, шаровидные светильники на тросах над ресепшн. Слева над диваном – панно-картина «Солнце»: ее больше месяца покрывали тончайшей поталью, вбивая кистью каждый фрагмент.
Фасады дома обнаруживают ту же особенность. Здесь нет греко-римских деталей, иоников, акантов и прочих.
Почему нет деталей? Они превращены в простой паттерн, геометричный, но с глубокой объемной проработкой. Все орнаментированные части, и в цоколе, и верхнем фризе, выполнены из фибробетона – материала, который позволяют сколь угодно сложную проработку пластики. В данном случае мелкой проработки нет, есть крупные формы, резко отчерченные грани; но они сбалансированы в общем масштабе дома для восприятия на расстоянии. И еще есть мелкие отверстия, «пузырики» произвольной формы, которые делают фибробетон немного похожим на камень.
Как следствие – дому «показано» яркое солнце, поскольку с глубокими тенями декор участвует в проработке формы, делает фасад стройнее и сложнее.
Большой объем крупного рельефа делает неудивительным появление интенсивной подсветки. Не то чтобы ее было очень уж много: фасады оставлены нейтральными, так что жителям не следует опасаться «засветки». Городское освещение дома решено так же, как и декор, крупными штрихами. Полностью проявлены все общественные зоны и двор, причем, помимо точечных фонарей и ламп отраженного света ту же роль берут на себя и подсвеченные элементы фасада: карниз стилобата или каннелюры простенков второго этажа, выходящего во двор. Свет от двора дает заметный рефлекс, снизу вверх, на фасад. Второй яркий акцент, дополняющий стилобат – карниз, где светится широкая лента, в том числе орнамент. Дом становится заметным в панораме города и проспекта, и, кроме того, демонстрирует классичность своего решения: у него есть «ноги» – основание, и «голова» – карниз.
Когда я спросила менеджера в Full House, правда ли покупатели выбирают этот именно из-за его ориентированной на классику архитектуры, она мне ответила: «Конечно! Кто-то так и говорит: не хотим жить в аквариуме». Классицизирующая, обращенная к традиции архитектура обладает своим, и достаточно широким, кругом заказчиков. Востребована. А следовательно, варианты форм, в которые она облекается, представляют интерес. В то же время версий немало. Начиная от «классики» бумажных архитекторов: они работали в 1990-е и 2000-е, а сейчас стали как-то малозаметны, из последних проектов вспоминается только курорт «Новая Анапа». И заканчивая интервенциями американских дизайнеров, уверенно копирующих парижские каменные hôtel de ville со всеми возможными мелочами скульптурного декора.
В данном случае мы наблюдаем вот что. Дом, чьим прообразом называют высотку МГУ, не повторяет в деталях ни ГЗ, ни сталинские здания вообще, но улавливает их пропорции, и даже немного усиливает, «вытягивает», заставляя вспомнить Чикаго. Укрупняет декор в унисон масштабу, так что тема считывается издали, а различия заметны вблизи. Этот вариант работы со стилистикой роскоши, в том числе «сталинской» декоративностью фасадов обнаруживает, с одной стороны, большую степень серьезности и глубины доверия к прообразам. А с другой стороны – легкость использования нехарактерной, казалось бы, для выбранного направления, но свойственной окружению, типологии.