Золото юго-запада

Клубный дом Full House, реализация которого недавно завершилась на проспекте Вернадского рядом с метро «Юго-Западная» – это «клубный дом бизнес-класса». Здесь много роскоши: в отделке интерьеров преобладает золотистая латунь и диковинные мраморные рисунки, на фасадах – укрупненные элементы декора. А вот объемное построение дом заимствовал в поисках модернистов – может быть, даже у архитекторов, застраивавших юго-запад в 1970-е.

mainImg
Мастерская:
SEZAR GROUP
Nobbey https://nobbey.ru/
Megabudka
ГК «ОЛИМПРОЕКТ» http://www.olimproekt.ru/
Проект:
Клубный дом Full House
Россия, Москва, проспект Вернадского, 80

Авторский коллектив:
SEZAR GROUP: Ольга Барабанова, Ольга Геннинг, Георгий Новиков, Денис Демьяненко
Nobbey: Валерия Редя
Олимппроект: Н. Сухих, Т. Суслова, С. Терехов, Ю. Зеньковская
Мегабудка: Марина Аксинина, Антон Горовой,
Анастасия Лютая

2019 — 2022 / 2022 — 2024

Девелопер: SEZAR GROUP
студия дизайна и архитектуры Nobbey (дизайн МОП), архитектурное бюро Megabudka (концепция благоустройства)
Название Клубного дома Full House, строительство которого недавно завершено в двух шагах от метро «Юго-Западная», согласно официальному описанию, апеллирует к поговорке «дом – полная чаша». Он, действительно, полон всем: много декора, подсветки, золотистой латуни и сложной мраморной фактуры внутри. Двор на стилобате, 3 яруса подземной парковки, разного рода сервисы. 
  • zooming
    Клубный дом Full House
    Фотография: предоставлена SEZAR GROUP
  • zooming
    Клубный дом Full House
    Фотография: предоставлена SEZAR GROUP

Если посмотреть на дом с точки зрения современной московской архитектуры – то он респектабельно-консервативен, чем заметно выделяется в модернистском и постмодернистском окружении юго-запада. Объем детализирован, а пропорции, цвет и обилие эркеров больше характерны для центра города, прежде всего, для парадных улиц и набережных сталинского периода. 

Мы поговорили с представителями девелопера и узнали, что компания считает «главными архитекторами проекта» – покупателей. Их вкус положен в основу концепции, и затем доработан профессионалами до реальных решений. Это демонстрирует высокий уровень клиентоориентированности компании. 
cic = 1

Коммерческий директор SEZAR GROUP Ольга Барабанова

«Этот проект изначально особенный: всего один дом в районе, где воздух буквально пронизан атмосферой фундаментальных знаний, научных достижений, интеллигентной творческой среды с ее вниманием к культуре и эстетике. Выбор в пользу классической архитектуры с самого начала был предопределен. Как и форма здания, благодаря которой обеспечены великолепная инсоляция, видовые характеристики, и приватный двор, которого не видно с улицы. Клубный дом Full House – это проект, где архитектором выступил покупатель статусной недвижимости, который предельно четко осознает, что именно он ждет от дома и квартиры. Нашей задачей было – услышать его требования, перевести на язык технических заданий и на каждом этапе проектной работы оценивать предложения привлекаемых к работе над проектом профессионалов «глазами будущего жителя».

Прообразом дома в компании называют «лучшее, что есть на юго-западе» – а именно, высотку ГЗ МГУ, произведение заметное, знаковое, красующееся во многих панорамах. Full House позиционирует себя как ее продолжение на расстоянии. 

Впрочем до высотки – 5 километров по прямой, и новый дом не перекликается с ней непосредственно, а служит «амбассадором» декоративной «сталинской» архитектуры в модернистском районе. Престижном районе: многим известно, что роза ветров в Москве устроена таким образом, что от юго-запада всё плохое «сдувает» на северо-восток. Здесь никогда не было промышленности, зато строили жилье и вузы. Совсем рядом с Full House – МГИМО и МИРЭА, чуть дальше Военная академия. Жилье 1970-х вокруг, в основном, экспериментально-улучшенное, к примеру, в духе Плана Вуазен Корбюзье здесь много крестообразных домов и зеленых пространств. Хотя в силу востребованности юго-запада в 2000-е годы его застраивали очень интенсивно и не всегда хорошей архитектурой, и «микрорайоны будущего семидесятых» местами «утонули» в постсоветском разнообразии не без элементов хаоса. 

Full House стал в своем окружении пространственным ориентиром. Этакий «гвоздик» на перекрестке проспекта и улицы Коштоянца. 
  • zooming
    Клубный дом Full House
    Фотография: предоставлена SEZAR GROUP
  • zooming
    Клубный дом Full House
    Фотография: предоставлена SEZAR GROUP

Компактный, с заметно вертикальными, «собранными» пропорциями. И хорошо, детально проработанный: объемный карниз, эркеры, пинакли. Детализация придает форме завершенность, слепленность, законченность. Благодаря чему дом обращает на себя внимание даже проезжающих мимо автомобилистов. Я, например, когда ехала здесь, засмотрелась.
  • zooming
    Клубный дом Full House
    Фотография: предоставлена SEZAR GROUP
  • zooming
    Клубный дом Full House
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру, 03.2025

Но к тому же Full House это дом-«книжка», он напоминает здание СЭВ. План обоих зданий – трехлучевой, но только в СЭВ «книжка» акцентирована на главном фасаде, а в нашем случае трилистник равномерно раскрывается на все стороны. 

И тут мы вновь возвращается к идее «лучшего на юго-западе», но с другой, противоположной стороны: к объемно-пространственным экспериментам модернизма. Среди них не только авторская архитектура вузов и группы крестообразных домов; встречаются дома шестиугольные, треугольные и трехлучевая расстановка пятиэтажек, сходящихся к одному центру. 
  • zooming
    Клубный дом Full House
    Фотография: предоставлена SEZAR GROUP
  • zooming
    Клубный дом Full House
    © ГК «ОЛИМПРОЕКТ» / предоставлено SEZAR GROUP

Казалось бы, противоречие: «сталинская» архитектура предпочитала другие, нередко сложные, но ортогональные планы – а экспериментальные модернистские объемы не признавали классицизирующий декор. И между тем история искусства знает немало подобных примеров. В XVI и даже XVII веках в центральной, восточной и северной Европе на готическую структуру накладывали ренессансные детали и ордер. 
Клубный дом Full House
Фотография: предоставлена SEZAR GROUP

Трехлучевая типология позволила выгодно использовать световой фронт, а также сделать коридоры максимально короткими и прямыми. В центральном ядре собраны лифты и инженерные коммуникации, в том числе места для скрытого размещения внешних блоков кондиционеров: рядом с лестницами, в двух северных «пазухах» лепестков. Техническое пространство скрывают вертикальные решетки бежевого оттенка, которые, наряду с эркерами, производят впечатление «естественной» складки каменной массы. 
Клубный дом Full House
Фотография: предоставлена SEZAR GROUP

По центру солнечного южного треугольника, напротив, расположены эркеры самых солнечных квартир дома. 
  • zooming
    Клубный дом Full House
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру, 03.2025
  • zooming
    План 10–13, 16 этажа. АГР. Клубный дом Full House
    © ГК «ОЛИМПРОЕКТ» / предоставлено SEZAR GROUP

Поперечная ширина лучей-«лепестков» не постоянна. От середины дома к внешним торцам она ступенчато уменьшается, завершаясь на торцах ризалитами. Ближе к центральному ядру – немного расширяется, в том числе за счет эркеров. Эркеры, так же как и ризалиты, снаружи «работают» на вертикальную лепку, стройность, а внутри – на разнообразие видовых ракурсов и улучшение освещенности. 

На торцах здесь – квартиры с видами на три стороны. На последнем этаже, где  окна шире,  такие «трехсторонние» квартиры занимают пол-крыла. Чем не «городская вилла»? Только с панорамами 85-метровой высоты.
  • zooming
    Клубный дом Full House
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру, 03.2025
  • zooming
    Схема плана 24, 25 этажа. АГР. Клубный дом Full House
    © ГК «ОЛИМПРОЕКТ» / предоставлено SEZAR GROUP

Политика девелопера, SEZAR GROUP, предполагает продажу всех квартир без отделки, что аргументируется, в числе прочего, высоким процентом покупок квартир под объединение. Такая возможность была спланирована изначально в конструктиве здания: несущие элементы вынесены за пределы жилой зоны, и расположены преимущественно во внешних стенах и стенах несущего ядра лестнично-лифтового узла. Согласно расчетам девелопера, за счет покупки и последующего объединения общее количество квартир в доме после заселения может сократиться минимум на треть.

Стилобат отведен под «торговую галерею»: несколько кафе и ресторанов, фитнес, магазины и салоны. В торговой зоне потолки порядка 4 метров, благодаря обилию окон много света, но особенно привлекательны круглые колонны. Каждая из них расписана «под мрамор» вручную. 
  • zooming
    Вход в торговую галерею, проект, визуализация. Клубный дом FULL House
    © SEZAR GROUP
  • zooming
    Клубный дом Full House
    Фотография: предоставлена SEZAR GROUP

Запланировано, что торговая галерея будет «работать» на потребности всего района. У нее есть все шансы стать удобным местом для встреч, поскольку станция метро совсем рядом. 

Вход в приватную часть дома расположен с восточной стороны. Двигаясь к нему по улице Коштоянца, ощущаешь перепад высот. От  метро рельеф уходит вниз на 8 метров, благодаря чему высота потолка лобби Full House, как и его двусветного вестибюля – 7.5 метров. 
  • zooming
    Клубный дом Full House
    Фотография: предоставлена SEZAR GROUP
  • zooming
    Клубный дом Full House
    Фотография: предоставлена SEZAR GROUP


Еще один плюс перепада высоты – пологий пандус вниз, на первый ярус паркинга, туда можно свободно, я бы даже сказала, вольготно, зайти от лифтового холла. Впрочем, большинство предпочитает путь на лифте. Все это неплохо читается на разрезах. Парковка трехуровневая, высота первого  – 4 м,  внутри просторно и не давит; в нижних уровнях 3.3 м.
  • zooming
    1 / 3
    Клубный дом Full House
    © ГК «ОЛИМПРОЕКТ» / предоставлено SEZAR GROUP
  • zooming
    2 / 3
    Разрез. Клубный дом Full House
    © ГК «ОЛИМПРОЕКТ» / предоставлено SEZAR GROUP
  • zooming
    3 / 3
    Клубный дом Full House
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру, 03.2025

Торцы – а в них трехсторонние квартиры – немного выходят за границу стилобата, нависают над городом короткой и массивной, но ярко подсвеченной консолью. 
  • zooming
    Клубный дом Full House
    Фотография: предоставлена SEZAR GROUP
  • zooming
    Клубный дом Full House
    Фотография: предоставлена SEZAR GROUP

Приватный двор расположен на кровле стилобата. Крылья здания разделяют пространство для прогулок на три сектора, каждый со своим функционалом: спортивный, детский, для тихого отдыха плюс дополнительные островки «для всех». Проходы в нижней части каждого объема позволяют жителям свободно перемещаться между тремя зонами общего двора. 
  • zooming
    Схема плана 2 этажа. АГР. Клубный дом Full House
    © ГК «ОЛИМПРОЕКТ» / предоставлено SEZAR GROUP
  • zooming
    Клубный дом Full House
    Фотография: предоставлена SEZAR GROUP

Попасть из лобби во двор можно на лифте и по лестнице.  Обязательные пожарные спуски скрыты ажурными павильонами. В одном из них – беседка с оккулюсом, под которым растет живая ель.

Здесь, во дворе, классический и модернистский подходы встречаются, как и в объемном построении / декоре самого дома. 

Проектом благоустройства занималось бюро megabudka и их работа вполне узнаваема: длинные деревянные скамейки, геопластика с «кроличьей норой» для детских игр, тропинки, спрятанные среди травы, деревянные лежаки и перголы, цилиндрические бетонные тумбы и ограждения с деревянными настилами, точечная подсветка, деревья – полный современный набор для посидеть, поговорить, поиграть, полежать за стеклянной шумовой завесой, защищающей от звуков с проспекта Вернадского. 
    
    

Оно уютное и ненавязчивое; характерное для современной Москвы благоустройство. 

Иначе решены ажурные павильоны. Они поддерживают декоративно-классицистическое направление собственно дома. Прямоугольные уступчатые римские порталы вторят обрамлению главной входной лоджии, а прорезной металл перекликается с рельефами фасадных панелей. 

На фасадах павильона, расположенного в секторе детской площадки, установлены крутящиеся плашки для интерактивных игр. 
    
   

Кроме того, блеск павильонов перекликается с интерьером лобби. 

Над интерьерами общественных зон работала «Студия дизайна и архитектуры Nobbey», которое сотрудничает с SEZAR GROUP на многих проектах. Предложенная им для Клубного дома Full House  тема – роскошь, переливы золота и  каменных текстур. 
  • zooming
    Клубный дом Full House
    Фотография: предоставлена SEZAR GROUP
  • zooming
    Клубный дом Full House
    Фотография: предоставлена SEZAR GROUP

Своей роскошью интерьер «обнимает» вошедшего, оправдывая название «Полный дом», Full House; даже немного ошарашивает. В нем много элементов из золотистой латуни, широкоформатный керамогранит с фактурой темного и светлого оникса, с переливами и жилками. 
Клубный дом Full House
Фотография: предоставлена SEZAR GROUP

В то же время в интерьере нет завитушек, орнамента и картушей, характерных для лобби классических клубных домов. Эффект богатства и декорированности достигается за счет материалов, так же как и предметов искусства, выполненным по авторским эскизам Nobbey. К ним можно отнести светильники: белые каскады капель на подвесах, настенную композицию из латунных труб и будто бы оплавленные, шаровидные светильники на тросах над ресепшн. Слева над диваном – панно-картина «Солнце»: ее больше месяца покрывали тончайшей поталью, вбивая кистью каждый фрагмент.  
  • zooming
    1 / 6
    Клубный дом Full House
    Фотография: предоставлена SEZAR GROUP
  • zooming
    2 / 6
    Клубный дом Full House
    Фотография: предоставлена SEZAR GROUP
  • zooming
    3 / 6
    Клубный дом Full House
    Фотография: предоставлена SEZAR GROUP
  • zooming
    4 / 6
    Клубный дом Full House
    Фотография: предоставлена SEZAR GROUP
  • zooming
    5 / 6
    Клубный дом Full House
    Фотография: предоставлена SEZAR GROUP
  • zooming
    6 / 6
    Клубный дом Full House
    Фотография: предоставлена SEZAR GROUP

Фасады дома обнаруживают ту же особенность. Здесь нет греко-римских деталей, иоников, акантов и прочих.

Почему нет деталей? Они превращены в простой паттерн, геометричный, но с глубокой объемной проработкой. Все орнаментированные части, и в цоколе, и верхнем фризе, выполнены из фибробетона – материала, который позволяют сколь угодно сложную проработку пластики. В данном случае мелкой проработки нет, есть крупные формы, резко отчерченные грани; но они сбалансированы в общем масштабе дома для восприятия на расстоянии. И еще есть мелкие отверстия, «пузырики» произвольной формы, которые делают фибробетон немного похожим на камень. 
  • zooming
    Клубный дом Full House
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру, 03.2025
  • zooming
    Клубный дом Full House
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру, 03.2025
  • zooming
    Клубный дом Full House
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру, 03.2025
  • zooming
    Фрагмент фасада. Клубный дом Full House
    © ГК «ОЛИМПРОЕКТ» / предоставлено SEZAR GROUP
  • zooming
    Клубный дом Full House
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру, 03.2025
  • zooming
    Клубный дом Full House
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру, 03.2025
  • zooming
    Клубный дом Full House
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру, 03.2025
  • zooming
    Клубный дом Full House
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру, 03.2025

Как следствие – дому «показано» яркое солнце, поскольку с глубокими тенями декор участвует в проработке формы, делает фасад стройнее и сложнее. 

Большой объем крупного рельефа делает неудивительным появление интенсивной подсветки. Не то чтобы ее было очень уж много: фасады оставлены нейтральными, так что жителям не следует опасаться «засветки». Городское освещение дома решено так же, как и декор, крупными штрихами. Полностью проявлены все общественные зоны и двор, причем, помимо точечных фонарей и ламп отраженного света ту же роль берут на себя и подсвеченные элементы фасада: карниз стилобата или каннелюры простенков второго этажа, выходящего во двор. Свет от двора дает заметный рефлекс, снизу вверх, на фасад. Второй яркий акцент, дополняющий стилобат – карниз, где светится широкая лента, в том числе орнамент. Дом становится заметным в панораме города и проспекта, и, кроме того, демонстрирует классичность своего решения: у него есть «ноги» – основание, и «голова» – карниз.
  • zooming
    Клубный дом Full House
    Фотография: предоставлена SEZAR GROUP
  • zooming
    Клубный дом Full House
    Фотография: предоставлена SEZAR GROUP

Когда я спросила менеджера в Full House, правда ли покупатели выбирают этот именно из-за его ориентированной на классику архитектуры, она мне ответила: «Конечно! Кто-то так и говорит: не хотим жить в аквариуме». Классицизирующая, обращенная к традиции архитектура обладает своим, и достаточно широким, кругом заказчиков. Востребована. А следовательно, варианты форм, в которые она облекается, представляют интерес. В то же время версий немало. Начиная от «классики» бумажных архитекторов: они работали в 1990-е и 2000-е, а сейчас стали как-то малозаметны, из последних проектов вспоминается только курорт «Новая Анапа». И заканчивая интервенциями американских дизайнеров, уверенно копирующих парижские каменные  hôtel de ville со всеми возможными мелочами скульптурного декора. 

В данном случае мы наблюдаем вот что. Дом, чьим прообразом называют высотку МГУ, не повторяет в деталях ни ГЗ, ни сталинские здания вообще, но улавливает их пропорции, и даже немного усиливает, «вытягивает», заставляя вспомнить Чикаго. Укрупняет декор в унисон масштабу, так что тема считывается издали, а различия заметны вблизи. Этот вариант работы со стилистикой роскоши, в том числе «сталинской» декоративностью фасадов обнаруживает, с одной стороны, большую степень серьезности и глубины доверия к прообразам. А с другой стороны – легкость использования нехарактерной, казалось бы, для выбранного направления, но свойственной окружению, типологии. 
Мастерская:
SEZAR GROUP
Nobbey https://nobbey.ru/
Megabudka
ГК «ОЛИМПРОЕКТ» http://www.olimproekt.ru/
Проект:
Клубный дом Full House
Россия, Москва, проспект Вернадского, 80

Авторский коллектив:
SEZAR GROUP: Ольга Барабанова, Ольга Геннинг, Георгий Новиков, Денис Демьяненко
Nobbey: Валерия Редя
Олимппроект: Н. Сухих, Т. Суслова, С. Терехов, Ю. Зеньковская
Мегабудка: Марина Аксинина, Антон Горовой,
Анастасия Лютая

2019 — 2022 / 2022 — 2024

Девелопер: SEZAR GROUP
студия дизайна и архитектуры Nobbey (дизайн МОП), архитектурное бюро Megabudka (концепция благоустройства)

28 Апреля 2025

Похожие статьи
«Аристократизм, приватность, de luxe… разнообразие»
У Мытного двора в Петербурге не так давно, примерно полгода назад, сменился владелец, класс жилья, проект и архитектор. О проекте мы уже рассказывали по итогам рассмотрения на Градостроительном совете Петербурга. А сегодня беседуем с представителями девелопера о ЖК «Евгеньевский», теперь – de luxe, авторства Евгения Герасимова. Он построен на теме аристократизма и отсылках к разным видам исторической архитектуры, по части которых бюро «Евгений Герасимов и партнеры» – большие мастера.
Технологии и материалы
Юбилейный год РЕХАУ
В этом году компания РЕХАУ отметила две знаковые даты – 30 лет с момента открытия первого представительства в Москве и 20 лет со дня запуска завода в поселке Гжель Московской области. За эти годы компания превратилась в одного из ключевых игроков строительного рынка и лидера оконной отрасли России, предлагая продукцию по трем направлениям: оконные технологии и светопрозрачные конструкции, инженерные системы, а также мебельные решения.
​Формула Real Brick
Минеральная плитка ручной формовки белорусского производителя Real Brick выходит на российский рынок как альтернатива европейской. Технология заводского пропила под системы НВФ позволяет экономить до 40% бюджета проекта на логистике и монтаже.
​Вертикаль, линия, сфера: приемы игровых пространств
В современных ЖК и городских парках детская площадка – все чаще полноценный архитектурный объект. На примерах проектов компании «Новые Горизонты» рассматриваем, какие типологии и приемы позволяют проектировать игровые пространства как доминанты, организующие среду и создающие идентичность места.
«Марсианская колония» на ВДНХ
Компания «Шелби», используя концептуальные идеи освоения красной планеты от Айзека Азимова и Илона Маска, спроектировала для ВДНХ необычный плейхаб. «Марсианская колония» разместится рядом с легендарным «Бураном» и будет состоять из нескольких модулей, которые предложат детям игровые сценарии и образы будущего.
Материал как метод
Компания ОРТОСТ-ФАСАД стоит у истоков фасадной индустрии. За 25 лет пройден путь от мокрых фасадов и первого в России НВФ со стеклофибробетоном до уникальных фасадов на подсистеме собственного производства, где выносы СФБ элементов превышают три метра. Разбираемся, какие технологические решения позволяют СФБ конкурировать с традиционными системами и почему выбор единого подрядчика – наилучший вариант для реализации фасадов со сложной архитектурой.
Десять новых кирпичей ModFormat
Удлиненные кирпичи с терракотовыми оттенками и новая коллекция самых узких в России кирпичей – теперь в арсенале архитекторов. О серийном производстве сложных фактур и разработке новых рассказывает исполнительный директор компании КИРИЛЛ Дмитрий Самылин.
Архитектура тишины
Создание акустического комфорта в школе – комплексная задача, выходящая за рамки простого соблюдения норм. Это проектирование самой образовательной среды, где качество звука напрямую влияет на здоровье, концентрацию и успеваемость. Разбираем, как интегрировать эффективные звукоизоляционные и звукопоглощающие решения в конструкции здания, обеспечивая соответствие СП 51.13330.2011.
Моллирование 2.0
Технология моллирования вышла на новый уровень: больше не нужно выбирать между свободой формы и прочностью закалённого стекла. АО «РСК» разработало метод гравитационного моллирования с последующим химическим упрочнением, которое снимает ключевые технические ограничения.
PRO Тепло: утеплитель, который не стареет
Долговечная и пожаробезопасная альтернатива волокнистым и полимерным утеплителям – каменный утеплитель «PRO Тепло» (D200) торговой марки «ГРАС» – легкий газобетонный блок, который создает вокруг здания прочную и долговечную теплозащитную оболочку. Разбираемся в технологии.
Безуглеродный концепт
MVRDV NEXT – исследовательское подразделение бюро – запустило бесплатный онлайн-сервис CarbonSpace для оценки углеродного следа архитектурных проектов.
Универсальная совместимость
Клинкерная плитка азербайджанского производителя Sultan Ceramic для навесных вентфасадов получила техническое свидетельство Минстроя РФ. Материал совместим с распространенными подсистемами НФС и имеет полный пакет документации для прохождения экспертизы. Разбираем характеристики и возможности применения.
Как локализовать производство в России за два года?
Еще два года назад Рокфон (бизнес-подразделение компании РОКВУЛ) – производитель акустических подвесных потолков и стеновых панелей – две трети ассортимента и треть исходных материалов импортировал из Европы. О том, как в рекордный срок удалось локализовать производство, рассказывает Марина Потокер, генеральный директор РОКВУЛ.
Город в цвете
Серый асфальт давно перестал быть единственным решением для городских пространств. На смену ему приходит цветной асфальтобетон – технологичный материал, который архитекторы и дизайнеры все чаще используют как полноценный инструмент в работе со средой. Он позволяет создавать цветное покрытие в массе, обеспечивая долговечность даже к высоким нагрузкам.
Формула изгиба: кирпичная радиальная кладка
Специалисты компании Славдом делятся опытом реализации радиальной кирпичной кладки на фасадах ЖК «Беринг» в Новосибирске, где для воплощения нестандартного фасада применялась НФС Baut.
Напряженный камень
Лондонский Музей дизайна представил конструкцию из преднапряженных каменных блоков.
LVL брус – для реконструкций
Реконструкция объектов культурного наследия и старого фонда упирается в ряд ограничений: от весовых нагрузок на ветхие стены до запрета на изменение фасадов. LVL брус (клееный брус из шпона) предлагает архитекторам и конструкторам эффективное решение. Его высокая прочность при малом весе позволяет заменять перекрытия и стропильные системы, не усиливая фундамент, а монтаж возможен без применения кранов.
Гид архитектора по нормам пожаростойкого остекления
Проектировщики регулярно сталкиваются с замечаниями при согласовании светопрозрачных противопожарных конструкций и затянутыми в связи с этим сроками. RGC предлагает решение этой проблемы – закаленное противопожарное стекло PyroSafe с пределом огнестойкости E60, прошедшее полный цикл испытаний.
Конструктор фасадов
Показываем, как устроены фасады ЖК «Европейский берег» в Новосибирске – масштабном проекте комплексного развития территории на берегу Оби, реализуемом по мастер-плану голландского бюро KCAP. Универсальным приемом для создания индивидуальной архитектуры корпусов в микрорайоне стала система НВФ с АКВАПАНЕЛЬ.
Сейчас на главной
«Чужие» в городе
Мы попросили у Александра Скокана комментарий по итогам 2025 года – а он прислал целую статью, да еще и посвященную недавно начатому у нас обсуждению «уместности высоток» – а говоря шире, контрастных вкраплений в городскую застройку. Получился текст-вопрос: почему здесь? Почему так?
Подлесок нового капрома
Сообщение по письмам читателей: столовую Дома Пионеров превратили в этакий ресторанчик. Казалось бы, какая мелочь. Обратимая, скорее всего. Но она показывает: капром жив. Не остался в девяностых, а дает новую, модную, молодую поросль.
Правда без кавычек
Редакционный корпус комбината «Правда» отреставрируют, приспособив под дизайн-отель. К началу работ издательство «Кучково поле Музеон» выпустило книгу «Дом Правды. На первой полосе архитектуры» об истории знакового здания и его создателе Пантелеймоне Голосове.
Дмитрий Остроумов: «Говоря языком алхимии, мы участвуем...
Крайне необычный и нетипичный получился разговор с Дмитрием Остроумовым. Почему? Хотя бы потому, что он не только архитектор, специализирующийся на строительстве православных храмов. И не только – а это редкая редкость – сторонник развития современной стилистики в ее, пока все еще крайне консервативной, сфере. Дмитрий Остроумов магистр богословия. Так что, помимо истории и специфики бюро, мы говорим о понятии храма, о каноне и традиции, о живом и о вечном, и даже о Русском Логосе.
Фокус синергии
В Липецке прошел фестиваль «Архимет», продемонстрировавший новый формат сотрудничества архитекторов, производителей металлических конструкций и региональных властей для создания оригинальных фасадных панелей для программы реконструкции местных школ. Рассказываем о фестивале и показываем работы участников, среди которых ASADOV, IND и другие.
Коридор лиминальности
Роман Бердник спроектировал для Смоленского кладбища в Санкт-Петербурге входную группу, которая помогает посетителю настроиться на взаимодействие с пространством памяти и печали. Работа готовилась для кирпичного конкурса, но материал служит отсылкой и к жизнеописанию святой Ксении Петербургской, похороненной здесь же.
Полки с квартирами
При разработке проекта многоквартирного дома на озере Лиси под Тбилиси Architects of Invention вдохновлялись теоретической работой студии SITE и офортом Александра Бродского и Ильи Уткина.
Б – Бенуа
В петербургском Манеже открылась выставка «Все Бенуа – всё Бенуа», которая рассказывает о феномене художественной династии и ее тесной связи с Петербургом. Два основных раздела – зал-лабиринт Александра Бенуа и анфиладу с энциклопедической «Азбукой» архитектор Сергей Падалко дополнил версальской лестницей, хрустальным кабинетом и «криптой». Кураторы же собрали невероятную коллекцию предметов – от египетского саркофага и «Острова мертвых» Бёклина до дипфейка Вацлава Нижинского и «звездного» сарая бюро Меганом.
Вопрос дефиниции
Приглашенным редактором журнала Domus в 2026 станет Ма Яньсун, основатель ведущего китайского бюро MAD. 10 номеров под его руководством будут посвящены поиску нового, релевантного для 2020-х определения для понятия «архитектура».
Образы Италии
Архитектурная мастерская Головин & Шретер подготовила проект реконструкции Инкерманского завода марочных вин. Композиция решена по подобию средневековой итальянской площади, где башня дегустационного зала – это кампанила, производственно-складской комплекс – базилика, а винодельческо-экскурсионный центр – палаццо.
Климатические капризы
В проекте отеля vertex для японской компании Not a Hotel бюро Zaha Hadid Architects учло все климатические условия острова Окинава вплоть до колебания качества воздуха в течение года.
У воды и над лесом
По проекту бюро М4 набережная в городе Заречный Свердловской области раскрыла свой потенциал рекреационного пространства. Каскадная лестница соединила различные зоны территории, а также помогла отрегулировать антропогенную нагрузку на ландшафт. Пикниковые зоны и парковая инфраструктура в свою очередь снизили количество мусора.
Глазурованная статуэтка
В поисках образа для дома у Новодевичьего монастыря архитекторы GAFA обратились к собственному переживанию места: оказалось, что оно ассоциируется со стариной, пленэрами и винтажными артефактами. Две башни будут полностью облицованы объемной глазурованной керамикой – на данный момент других таких зданий в России нет. Затеряться не дадут и метаболические эркеры-ячейки, а также обтекаемые поверхности, парадный «отельный» въезд и лобби с видом на пышный сад.
От МЫСа до Маяка: лучшие проекты Подмосковья
Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области подвел итоги ежегодного конкурса, который в этом году получил обновленный формат. Впервые появился раздел «Реализация», позволяющий оценить не только проектные решения, но и качество их воплощения.
Ход курдонером
Бюро Intercolumnium представило на Градостроительном совете проект жилого комплекса, который заменит БЦ «Акватория» на Выборгской набережной. Эксперты отметили высокое качество работы, но с сомнением отнеслись к трем курдонерам, а также предложили смягчить контраст фасадов, обращенных к набережной и Кантемировскому мосту.
Иван Леонидов в Крыму. 1936–1938. Часть 4
В четвертой статье цикла, посвященного проектам Ивана Леонидова для Южного берега Крыма, рассматриваются курортные отели и парковые павильоны на центральной набережной Ялты и делается попытка их реконструкции на основе сохранившихся материалов.
Стремление к истокам
В интерьере ресторана «Горные пороги» при гостиничном комплексе «Хвоя в горах» в долине реки Катунь архитекторы бюро New Design постарались передать удивительную красоту и мощь природы Алтая, художественно переосмыслив ее наиболее характерные образы.
Измерение Y
Тенденция проектирования жилых башен в Москве не тускнеет, а напротив, за последние 5 лет она как никогда, пожалуй, вошла в силу... Мы и раньше пробовали изучать высотное строительство Москвы, и теперь попробуем. Вашему вниманию – небольшой исторический обзор и опрос практикующих в городе архитекторов.
Горы, рощи и родовые башни
Всесезонный курорт «Армхи» в Республике Ингушетия позиционируется как место для спокойного семейного отдыха и имеет устоявшиеся традиции, связанные с его 100-летней историей и культурой региона. Программа развития, которую подготовил Институт Генплана Москвы, сохраняет индивидуальность курорта и одновременно расширяет его программу, предлагая новые направления туристического досуга. В ближайшем будущем здесь появятся: бальнеологический центр, термальный комплекс, интерактивный музей, экстремальный парк и новые горнолыжные трассы.
Умер Дени Валод
Дени Валод, сооснователь бюро Valode & Pistre, скончался 9 декабря 2025 в возрасте 79 лет после продолжительной болезни.
Тренды выставки «Мебель-2025»: комфорт по-русски
Выставка «Мебель-2025» прошла с 24 по 27 ноября 2025 на новой площадке в МВЦ «Крокус Экспо» и объединила 741 компанию из 8 стран. Экспозиции российских компаний продемонстрировали несколько важных тенденций в сфере общественных и жилых интерьеров.
История с тополями
Архитекторы Ofis перестроили частный дом в люблянском районе Мургл 1960-1980-х годов. Их подход позволил сохранить характерные планировочные решения, целостность и саму ДНК района.
Маленькая страна
Бюро «Мезонпроект» разрабатывает перспективный мастер-план кампуса МИФИ в Обнинске: в ближайшие десять лет анклавная территория площадью около 100 га, в лесу на северном краю города должна превратиться в современный центр развития атомной энергетики. Планируется привлечение иностранных студентов и специалистов, и также развитие территории: как путем реализации «замороженных» планов 1980-х годов на современном уровне, так и развитие новых тенденций – создание общественных пространств, аквапарк, фудкорт, школа и даже центря ядерной медицины. Общественные и спортивные функции планируется сделать доступными для жителей, а также связать кампус с городом.
Отель-мост
Крупнейший индустриально-туристический проект «Шухов-парка», создаваемый ОМК на месте исторического завода Баташевых в Выксе, постепенно материализуется в конкретные постройки. Мы уже писали про кванториум и пересобранную водонапорную башню Шухова. А вот про здание отеля «Шухов» по проекту Front Architecture еще не писали. Разбираем его здесь.
Ловцы жемчуга
Бюро GAFA спроектировало для Дербента апарт-комплекс, который призван переключить режим человека с рабочего на курортный, а также по-хорошему встряхнуть окружающую среду. Здание предлагает сразу два образа: лаконичный со стороны города, и пышно-ажурный со стороны моря. А в центре спрятана жемчужина – открытый бассейн с аркой, звездным небом и выходом к пляжу.
С любовью можно прожить
Бюро NOWADAYS office разработало концепцию для ресурсного центра фонда «Антон тут рядом», где дети, подростки и взрослые с расстройством аутического спектра смогут найти помощь и поддержку. Архитекторы искали возможность соединить в небольшом помещении чувство дома с особенностями типологии: например, в подобном центре необходима комната сенсорной интеграции и восстановления, особое внимание к нуждам маломобильных людей, тщательно подобранные цвета и фактуры.