Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

05.08.2024

Domus Aurea

Юлия Тарабарина
Объект:
Клубный дом «Тессинский, 1»
Адрес:
Россия, Москва. Тессинский переулок, 1
Концепция благоустройства для клубного дома «Тессинский, 1»
Адрес:
Россия, Москва. пер. Большой Николоворобинский
Концепция интерьеров для клубного дома «Тессинский, 1»
Адрес:
Россия, Москва. пер. Большой Николоворобинский
Архитектор:
Сергей Скуратов
Мастерская:
Сергей Скуратов ARCHITECTS
LINDA BIRD
Авторский коллектив:
Студия Mo.Bo

Рассматриваем дом Тессинский-1 Сергея Скуратова, завершенный в 2023 году. Расположенный в середине района Серебрянической набережной, на пересечении ее основных улиц, он берет на себя некую «узловую» роль: не только реагирует на все вокруг и не только сохраняет внутри себя много воспоминаний о заводе ЭМА, но сплетает это все в некий по-новому срежиссированный узор, примиряя яркое «золото» и темный кирпич, не в малой степени – с помощью нового, современно-архаичного кирпича Columba, который, если подумать, и есть тут самый драгоценный элемент.

Дом Тессинский-1 Сергея Скуратова, проект которого мы рассматривали довольно подробно в 2020 году, – напомню, что в 2021 он вышел и в финалисты WAF, – сдан в эксплуатацию в 2023.

Дом готов и его можно рассматривать в городе. 

Дом Тессинский, 1 Фотография © Даниил Анненков, 2023 / предоставлена SSA
Дом Тессинский, 1
Фотография © Даниил Анненков, 2023 / предоставлена SSA
Дом Тессинский, 1 Фотография © Даниил Анненков, 2023 / предоставлена SSA
Дом Тессинский, 1
Фотография © Даниил Анненков, 2023 / предоставлена SSA

Нельзя сказать, что район Серебрянической набережной теперь уже полностью сложился – хотя бы потому, что участок напротив, на том же перекрестке, пока пустует... – но в его миксе определенно появился некий узловой акцент. Или просто – узел.

В этом месте теперь можно проводить семинары по стилевому анализу и контекстуальному мышлению для студентов архитектурных вузов – не удивлюсь, что кто-то так и делает. 

А мы пока попробуем понаблюдать и отметить несколько особенностей дома. 

Во-первых, он реагирует на все вокруг. Впитывает и раздает. Тут начинаешь думать, что название Тессинский не зря созвучно французскому слову tissue* – ткань; дом так и плетет, переплетает разные темы. В этом он совсем не похож на интроверта Art House; а ведь и тот – пример размышлений о «духе места». Но других, других... Какими разными они могут быть. Один темный, брутальный, лаконично граненый, замкнутый и задумчивый. Гордый, отстраненный, молчаливый, то ли рок-музыкант, то ли художник на вернисаже: заговорит только тогда, когда заставят. Новый дом, если продолжить сравнение, больше похож на куратора той же выставки: он как будто «за всё в ответе», за весь район в целом. Поднимает золотистую голову, держит перекресток и перспективу Серебрянического переулка. 
Дом Тессинский, 1 Фотография © Даниил Анненков, 2023 / предоставлена SSA
Дом Тессинский, 1
Фотография © Даниил Анненков, 2023 / предоставлена SSA
Клубный дом «Тессинский, 1» Фотография © Даниил Анненков / предоставлена SSA
Клубный дом «Тессинский, 1»
Фотография © Даниил Анненков / предоставлена SSA

Причина таких особенностей понятна: если Art House погружен, скажем так, в размышления о старой промышленной архитектуре – то Тессинский-1 погружен в кирпичный пром непосредственно, поскольку выстроен на территории бывшего завода электромедицинского оборудования ЭМА, в него встроены фасады двух заводских корпусов XIX века, а третий, советский корпус, реконструированный в 2008–2012 годах, определил параметры дома по Тессинскому переулку. Новый дом «сделан» из воспоминаний о заводских строениях. 
Дом Тессинский, 1
Дом Тессинский, 1
Фотография © Даниил Анненков / предоставлена SSA

Впрочем, это именно воспоминания: фасады корпусов позапрошлого века, не имевших охранного статуса, первоначально планировалось сохранить, но они не выдержали нагрузок и были воспроизведены из красного кирпича, обработанного пескоструйным аппаратом и тонированного в коричневый цвет. Что вписывается в рамки сложившейся в Москве практики воспроизведения фрагментов исторических зданий в составе новых комплексов – вспомним, к примеру, Эрмитаж Плаза или БЦ на Страстном бульваре. Как и там, фасады были обмерены и воспроизведены близко к тексту. Отличит разве что краевед, да и то, боюсь, не всякий. 
Дом Тессинский, 1 Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Дом Тессинский, 1
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Дом Тессинский, 1 Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Дом Тессинский, 1
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Дом Тессинский, 1 Фотография © Даниил Анненков / предоставлена SSA
Дом Тессинский, 1
Фотография © Даниил Анненков / предоставлена SSA
Дом Тессинский, 1 Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Дом Тессинский, 1
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Разглядывая реализованный дом, мне удалось заметить одну деталь: асимметричное скругление одного откоса окон новой части перекликается с «романскими» скруглениями в окнах 1895 года архитектора Сергея Калугина. 
Дом Тессинский, 1 Фотография © Даниил Анненков / предоставлена SSA
Дом Тессинский, 1
Фотография © Даниил Анненков / предоставлена SSA
Дом Тессинский, 1 Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Дом Тессинский, 1
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Иными словами, на своем современном фасаде Скуратов не просто придумал мотив, а «подсмотрел» его в исторической части здания. Интересно, когда в уже готовом доме можно разглядеть такого рода нюансы. 

Итак, если смотреть из города, то Тессинский-1, в отличие от Art House, «вплетен» в городскую ткань, принадлежит ей. Что делает его более сложным: отвечая на многие вопросы, дом дает много ответов. Карабкается по склону, формируя начало Николо-Воробинского переулка совместно с домом NV/9 Ирины Римашевской. Улавливает городские оси; уравновешивает вертикали и горизонтали, даже строит себя от вертикальной «головы» на перекрестке – кстати, вы заметили, что дома Скуратова очень нередко имеют головы? – к «хвосту» консоли на восточном торце. Обыгрывает два уровня высотности, историческую и современную. Режиссирует, не теряет контроля, но и допускает живописные вольности, балансирует на асимметрии частей. В сумме – сложносочиненная композиция, но сложность не бросается в глаза, а значит, уравновесить ее удалось. 
Дом Тессинский, 1 Фотография © Даниил Анненков / предоставлена SSA
Дом Тессинский, 1
Фотография © Даниил Анненков / предоставлена SSA
Дом Тессинский, 1 Фотография © Даниил Анненков / предоставлена SSA
Дом Тессинский, 1
Фотография © Даниил Анненков / предоставлена SSA

Другая особенность перекликается с современными тенденциями. За последнее десятилетие в Москве стал популярен металл золотистого оттенка. Где его только не используют, и в спортивных сооружениях, и в жилых домах. Золото стало почти что правилом, посмотрим хотя бы на соседний ЖК Titul Вадима Грекова. 

Для Сергея Скуратова Тессинский-1 – первый  опыт работы с золотистым тоном. Сейчас, глядя на дом, архитектор говорит, что тон ярковат, слишком блестит, и очень уж золотистыми получились оконные рамы. И даже заключает: «больше не буду его использовать». Но добавляет, что за несколько лет блеск должен немного потускнеть. Все же не композит, а архитектурная бронза, сплав меди и цинка.
Дом Тессинский, 1
Дом Тессинский, 1
Фотография © Даниил Анненков / предоставлена SSA

Тем не менее переплетение кирпича и золота получилось интересным в своей нелинейности. 

Объемная решетка откосов башни – основная «картина», которую дом предъявляет городу; именно она делает его узнаваемым. Но есть и дополнительные нюансы. В «складке занавеса» над главным лобби со стороны Тессинского переулка золотые откосы окон увеличиваются, подчеркивая изгиб – к слову сказать, эту часть дома видно даже с Садового кольца.
Дом Тессинский, 1
Дом Тессинский, 1
Фотография © Даниил Анненков / предоставлена SSA
Дом Тессинский, 1
Дом Тессинский, 1
Фотография © Даниил Анненков / предоставлена SSA

Кирпичный фасад малого корпуса накрывает золотая «шапка» карниза, соединенного с объемом и с кровлей, увенчанной парой «труб» вентвыходов. В этой золотой «лепке» над темным фасадом – довольно много обаяния. Город как будто становится «золотым» прямо у нас на глазах. Что, впрочем, может быть не только метафорой, но и правдой, получившей отражение в новых любимых приемах московских архитекторов...
Дом Тессинский, 1 Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Дом Тессинский, 1
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Дом Тессинский, 1 Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Дом Тессинский, 1
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

В то же время откосы золотистой «головы» высокого корпуса на протяжении почти всего светового дня направляют, как бронзовое зеркало, свет в створ Николоворобинского переулка: с этой стороны верхняя часть, особенно в солнечный день, замечательно светится желтым.
Дом Тессинский, 1, вид из Николо-Воробинского переулка Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Дом Тессинский, 1, вид из Николо-Воробинского переулка
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Дом Тессинский, 1, вид из Николо-Воробинского переулка Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Дом Тессинский, 1, вид из Николо-Воробинского переулка
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Далее о золотых поверхностях. В московской практике последних лет они либо плоские, либо изогнутые, либо ажурные, либо рамки. Вариантов немало. Между тем Скуратов выбирает такие сочетания материала и формы, которые в Москве еще не использовались: решетку заостренных металлических ребер на «голове» и, более спокойную и регулярную, но тоже рельефную, сетку на малом корпусе. В обоих случаях, замечу, – золото подчинено рельефу, что делает его восприятие более живым. А на внутреннем фасаде «городской виллы» сетка просто необходима, благодаря ей золото расступается и объем приобретает необходимую степень сложности. 
Клубный дом «Тессинский, 1» Фотография © Даниил Анненков / предоставлена SSA
Клубный дом «Тессинский, 1»
Фотография © Даниил Анненков / предоставлена SSA
Клубный дом «Тессинский, 1» Фотография © Даниил Анненков / предоставлена SSA
Клубный дом «Тессинский, 1»
Фотография © Даниил Анненков / предоставлена SSA
Клубный дом «Тессинский, 1» Фотография © Даниил Анненков / предоставлена SSA
Клубный дом «Тессинский, 1»
Фотография © Даниил Анненков / предоставлена SSA
Клубный дом «Тессинский, 1» Фотография © Даниил Анненков / предоставлена SSA
Клубный дом «Тессинский, 1»
Фотография © Даниил Анненков / предоставлена SSA

Двор, где чаша фонтана напоминает об одной из исчезнувших с лица земли московских «малых рек», предназначен только для жителей дома. Если со стороны Николо-Воробинского переулка фасад дома, сохраняя верность исторической и географической правде, «ползет вверх», – то внутри он выровнен по мерке тротуара, пол лобби и пол двора это одна поверхность, вымощены они одинаково, в северной части возвышается дом NV/9, с этой стороны проходит подпорная стена, она открывается аркой только для воды фонтана; вверху балкон, позволяющий осмотреть двор с верхнего уровня, и лестница, спускающаяся с Николо-Воробинского переулка от верхнего, второго, входа. 
Клубный дом «Тессинский, 1»
Клубный дом «Тессинский, 1»
Фотография © Даниил Анненков / предоставлена SSA

Чем-то структура этого двора напоминает итальянское патио: уровни, лестницы, регулярность, закрытость. Тут можно вспомнить, что на крыше протяженного корпуса, для верхних квартир, тоже устроены патио, террасы с открытым верхом. 
Проект реконструкции здания на Большом Николоворобинском переулке с приспособлением под жилье / проект
Проект реконструкции здания на Большом Николоворобинском переулке с приспособлением под жилье / проект
© Sergei Skuratov Architects

Сам двор продолжает темы, начатые на фасадах. Тем – треугольные ребра башни-«головы», смотрит на закат, здесь – «тело» виллы, тоже решетчатое и золотое, обращено к востоку. Там золотые вставки в изгибе углубления, здесь – золотые выступы балконов; можно представить себе, что снаружи слегка нажали, чтобы они появились внутри. Но лучше всего в этом дворе, конечно, солнечным днем – тогда окна дома NV/9 бросают блики на темную кирпичную стену и она оживает. И золотая стена виллы – ну как тут не вспомнить про Domus Aurea? – тоже распределяет солнечные блики, только утром. 
  
Клубный дом «Тессинский, 1» Фотография © Даниил Анненков / предоставлена SSA
Клубный дом «Тессинский, 1»
Фотография © Даниил Анненков / предоставлена SSA
Клубный дом «Тессинский, 1» Фотография © Даниил Анненков / предоставлена SSA
Клубный дом «Тессинский, 1»
Фотография © Даниил Анненков / предоставлена SSA
Клубный дом «Тессинский, 1» Фотография © Даниил Анненков / предоставлена SSA
Клубный дом «Тессинский, 1»
Фотография © Даниил Анненков / предоставлена SSA
Клубный дом «Тессинский, 1» Фотография © Даниил Анненков / предоставлена SSA
Клубный дом «Тессинский, 1»
Фотография © Даниил Анненков / предоставлена SSA
Клубный дом «Тессинский, 1» Фотография © Даниил Анненков / предоставлена SSA
Клубный дом «Тессинский, 1»
Фотография © Даниил Анненков / предоставлена SSA
Клубный дом «Тессинский, 1» Фотография © Даниил Анненков / предоставлена SSA
Клубный дом «Тессинский, 1»
Фотография © Даниил Анненков / предоставлена SSA
Клубный дом «Тессинский, 1» Фотография © Даниил Анненков / предоставлена SSA
Клубный дом «Тессинский, 1»
Фотография © Даниил Анненков / предоставлена SSA
Клубный дом «Тессинский, 1» Фотография © Даниил Анненков / предоставлена SSA
Клубный дом «Тессинский, 1»
Фотография © Даниил Анненков / предоставлена SSA
Клубный дом «Тессинский, 1» Фотография © Даниил Анненков / предоставлена SSA
Клубный дом «Тессинский, 1»
Фотография © Даниил Анненков / предоставлена SSA
Клубный дом «Тессинский, 1» Фотография © Даниил Анненков / предоставлена SSA
Клубный дом «Тессинский, 1»
Фотография © Даниил Анненков / предоставлена SSA
Клубный дом «Тессинский, 1» Фотография © Даниил Анненков / предоставлена SSA
Клубный дом «Тессинский, 1»
Фотография © Даниил Анненков / предоставлена SSA
Клубный дом «Тессинский, 1» Фотография © Даниил Анненков / предоставлена SSA
Клубный дом «Тессинский, 1»
Фотография © Даниил Анненков / предоставлена SSA

Золотые рамы окон – согласимся с автором, – действительно добавляют решению некоторой контрастной «плакатности». Но не могу сказать, что такого рода «плакатность» так уж плоха сама по себе. В ней можно увидеть «изюминку»: высказывание на темы московской современности и в то же время – пестрой специфики исторически свойственной московской архитектуре. Что помогает дому вступить в диалог со всеми уровнями контекста, как исторического, так и географического: не будем забывать, что справа и слева его окружают золотые главы разновременных церквей, даже желтые фасады ампира у Яузских ворот и смелый оранжевый БЦ Силвер Сити включаются в ту же мизансцену. 
  
Дом Тессинский, 1 Фотография © Даниил Анненков / предоставлена SSA
Дом Тессинский, 1
Фотография © Даниил Анненков / предоставлена SSA
Дом Тессинский, 1 Фотография © Даниил Анненков / предоставлена SSA
Дом Тессинский, 1
Фотография © Даниил Анненков / предоставлена SSA
Дом Тессинский, 1 Фотография © Даниил Анненков / предоставлена SSA
Дом Тессинский, 1
Фотография © Даниил Анненков / предоставлена SSA
Дом Тессинский, 1 Фотография © Даниил Анненков / предоставлена SSA
Дом Тессинский, 1
Фотография © Даниил Анненков / предоставлена SSA
Дом Тессинский, 1 Фотография © Даниил Анненков / предоставлена SSA
Дом Тессинский, 1
Фотография © Даниил Анненков / предоставлена SSA
Дом Тессинский, 1 Фотография © Даниил Анненков / предоставлена SSA
Дом Тессинский, 1
Фотография © Даниил Анненков / предоставлена SSA

Но Скуратов, кроме того – архитектор живописный. К сочетанию двух базовых и простых материй: кирпича и золота, он добавляет материю сложную – плинфообразный кирпич Petersen Columba от датского завода Кристиана Петерсена. В кладке использовано десять типов и оттенков кирпича; несколько типоразмеров фабрика изготовила специально для этого дома на заказ. В сущности, фасад получился ручной работы; сиди и любуйся. Терракота разных оттенков перемежается, по законам импрессионистической живописи, с солнечным горчично-желтым, и, главное, с ультрамариновой синевой, которая позволяет сделать общий тон темным, избегая черноты. 
Дом Тессинский, 1 Фотография © Даниил Анненков / предоставлена SSA
Дом Тессинский, 1
Фотография © Даниил Анненков / предоставлена SSA
Дом Тессинский, 1 Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Дом Тессинский, 1
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

К слову сказать, при всем разнообразии пестроты последнего десятилетия развития столичной архитектуры – такой ее разновидности еще нигде не было: кирпичи яркие, но не броские, разноцветные, но держат один тон; живописной сдержанностью похожи на карельские гранитные камни, те тоже вроде одного тона, но вкрапления там встречаются ох какие яркие. Совершенно определенно, другой такой поверхности в Москве нет, и еще неизвестно, когда сможет появиться. 
Дом Тессинский, 1 Фотография © Даниил Анненков / предоставлена SSA
Дом Тессинский, 1
Фотография © Даниил Анненков / предоставлена SSA
Дом Тессинский, 1 Фотография © Даниил Анненков / предоставлена SSA
Дом Тессинский, 1
Фотография © Даниил Анненков / предоставлена SSA

Именно этот кирпич, а вовсе не золото, здесь – самое драгоценное из фасадных решений. Тонкий, многоцветный с заметными желтоватыми вкраплениями, полосатый кирпич, с одной стороны, служит фоном, вбирая контрастные цветовые свойства и «примиряя» их внутри себя. 

С другой стороны, поверхность живописна, а структура кладки с глубокими чередованиями – графична, и ее штриховка управляет восприятием новой части. Вверху она продолжает вертикали пилястр здания Сергея Калугина, а восточнее его абрис, в обоих случаях плавно – как тень – растворяя контуры в плоскости нового фасада. Удивительно тонко полоски растворяются в стене. 
Дом Тессинский, 1
Дом Тессинский, 1
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Полосатая кладка также удачно отражается в стекле лобби, выстраивая перспективу; так внешнее и внутреннее оказывает связано дважды, один раз потому, что стены и пол лобби действительно продолжают фасады и тротуар, а стекло прозрачное, второй раз через «наложенное» на стекло отражение. 

Любые изменения полосатой кладки легко чувствуются и позволяют строить новую поверхность не крупным артикулированным декором, как в исторических фасадах, а тонкими намеками, которые можно не заметить и пройти мимо, а можно – наоборот, долго разглядывать. 
  
Дом Тессинский, 1 Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Дом Тессинский, 1
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Дом Тессинский, 1 Фотография © Даниил Анненков / предоставлена SSA
Дом Тессинский, 1
Фотография © Даниил Анненков / предоставлена SSA
Дом Тессинский, 1 Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Дом Тессинский, 1
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Дом Тессинский, 1 Фотография © Даниил Анненков / предоставлена SSA
Дом Тессинский, 1
Фотография © Даниил Анненков / предоставлена SSA

_______________________________________
*
На самом деле Тессинский переулок назван по фамилии домовладельца XIX века Тессина, фамилия происходит от швейцарской реки Тессин, которая дала имя одному из кантонов, а название реки переводится как «река, текущая много раз», – кажется, что в этом переводе уже что-то есть для Тессинского переулка. Его также возводят старофранцузскому слову tessé, означавшему участок, поросший травой. Впрочем, все эти игры слов со спецификой участка перекликаются лишь косвенно и случайно.