В отличие от улицы Багрицкого пересекающая ее поперечно Гжатская не позволяет ничего объехать, поскольку в восточной части заканчивается тупиком перед Жуковым оврагом. Здесь начинается один из фрагментов особо охраняемой природной территории «Природный заказник «Долина реки Сетунь». Город в этом месте ощущается как скорее «дачный», кирпичные пятиэтажки соседствуют с деревянным модерном, позднесоветскими элитными башнями и знаковыми постройками из архитектурных журналов (прямо на овраг смотрит восточный фасад дома-катамарана в проезде Загорского).
Перепад высот – около 30 метров с севера на юг, от городских кварталов к реке, и фактически вся территория – овраг в меньшей степени, берег начиная от склона в большей, – представляет собой густо заросший лес на склоне с вкраплениями полян, заболоченных ручьев, несколькими родниками, пышной приречной растительностью, буреломом и следами разливов реки Сетуни. На входе видим плакат, где говорится о десятках редких для Москвы видов, включая ласку и горностая. И если бродить внутри, особенно в западной части, в эти утверждения несложно поверить.
Ручей из Жукова оврага приводит к круглому пруду под названием Пятачок, в восточной части от реки ответвляется тупиковая протока – если река течет весело и бодро, то стоячая вода полна ряски и требует очистки.
Некоторое время назад восточная часть зеленой территории была благоустроена. Вначале, вероятно, появились бетонные лестницы с металлическими перилами на склонах и металлические мостики над Сетунью, позднее настилы и лестницы из дерева в западной части, ближе к Аминьевскому шоссе, несколько детских площадок и скамеек. Все это, кроме, наверное, одной площадки в Жуковом овраге, сейчас имеет полуразрушенный вид: доски сгнили и местами ломаются прямо под ногой, по лестницам ходить попросту опасно, металлический мостик покорежен разливами реки. По словам специалистов, сейчас местные жители гуляют в этом месте у берегов Сетуни «на свой страх и риск»; и действительно, в парке меня один раз окликнули со словами – не ходи туда, сломаешь ноги. Кроме того, по какой-то причине благоустройство остановилось примерно посередине, деревянные настилы обрываются совершенно внезапно. Впрочем здесь наблюдаются и следы самодеятельности гуляющих: тарзанки, кострища и даже подобия артобъектов.
Итак, Гжатская улица в восточной части упирается в овраг, превращаясь в пешеходную тропинку. Между тем в 600 метрах к востоку, на Аминьевском шоссе, строится станция «Давыдково» Большой кольцевой линии московского метро. Вполне логично, что появились планы продлить Гжатскую до шоссе, превратив ее из тупика в артерию. Второй задачей стала концепция обустройства зеленой зоны парка вокруг ЖК Life Кутузовский и к востоку, до метро.
Разработка обоих проектов была поручена Институту Генплана Москвы и началась с исследования, которое быстро показало, что прокладка автомобильной дороги по северной границе Долины Сетуни – не самое лучшее решение, с чем, конечно, были согласны и жители окрестных домов. Клиент согласился с возражениями и отказался от первоначальных планов строительства дороги. Поддержали данное решение и в Москомархитектуре. Победила экология – и это в дорогой и элитной части города, активно застраиваемой и заинтересованной в автомобильной проницаемости. Риск вымирания редких видов животных и растений или сужения ареала их распространения оказался более весомым, чем новая автомобильная улица. В Москве.
Авторы проекта провели предварительные исследования с привлечением профильных специалистов. Исследования показали, с одной стороны, присутствие редких видов животных и растений, а с другой стороны – необходимость реабилитации природных систем. В разработанном ППТ – который, как известно, представляет собой сумму разрешений и ограничений, также как и основу для последующего более детального проектирования, – предложены парковая мебель, мощение дорожек квадратной каменной брусчаткой, набережная с деревянными настилами вдоль реки, реконструкция двух пешеходных мостов через Сетунь, переход под мостом улицы Багрицкого. В сторону Аминьевского шоссе к метро согласно проекту ведет вело-пешеходная дорожка: 10 минут пешком, 5 минут на велосипеде или самокате. Проект не предполагает избытка зон отдыха, но он должен обеспечить комфортный и безопасный доступ в парк для жителей как старых, так и новых домов ближайшей округи, не изменив характера района как «тихого» и природного.
Помимо парка, ППТ рассматривает достаточно большую территорию вокруг, вплоть до ЖК Кутузов Град, предлагает реконструкцию нескольких улиц, в частности улицы Петра Алексеева, выходящей на Можайское шоссе, инженерных сетей, сетуньских очистных сооружений и канализации, изменения в работе общественного транспорта. Иными словами, благоустройство парка вокруг Сетуни – только часть всех рассмотренных сюжетов.
Неудивительно, что специалисты Института Генплана считают проект по-своему уникальным. Заслуживает внимания сам по себе «разворот на 180 градусов», от автодороги к парку с экологическим уклоном и реабилитацией природной среды, – равно как и то, что решение в конечном счете устроило всех участников процесса обсуждения и проектирования. Материалы планируется использовать также и в дальнейшем развитии всего заказника Сетуни в целом.
Юлиана Княжевская, председатель Москомархитектуры
«Этот проект – еще один пример удачного взаимодействия инвестора и города. Согласия удалось добиться благодаря комплексному мультидисциплинарному подходу, а основное достоинство разработок в том, что они позволяют увязать все решения по развитию инфраструктуры – транспорта, ООПТ, новых участков размещения жилого фонда, участков сложившейся застройки и способствовать созданию единой комфортной городской среды территории района с учетом всех интересов».
Проект прошел общественные обсуждения (см. его страницу на сайте Активный гражданин).
Представление проекта на сайте «Активный гражданин»:
***
Мы задали несколько вопросов руководителю мастерской Проектирования объектов городской среды Института Генплана Анне Ивановой:Решение, к которому удалось прийти в проекте для Гжатской улицы, действительно, нетривиальное. Сюжет был изменен на 180°... Как такое удается?
С одной стороны, сыграла роль здравая позиция всех участников процесса, – мы бы хотели подчеркнуть, что в работе участвовало несколько сторон: мы, жители, Департамент природопользования, и, что особенно важно, заинтересованно участвовала девелоперская компания, выступившая инициатором работы. Совместная работа позволила прийти к достаточно неожиданному, но, как мы уверены, правильному решению.
С другой стороны, немалую роль в работе сыграла и специфика подхода нашей мастерской – любой проект мы предваряем исследованием, собираем всю доступную информацию, смотрим несколько шире, чем того требуют формальные границы территории проектирования. В этом смысле наша специализация ощутимо шире, чем просто работа с благоустройством территорий.
Как бы вы охарактеризовали специализацию вашей мастерской в составе Института Генплана?
У нас два основных направления работы. Первое – комплексное благоустройство, если сказать точнее, то речь идет о планировочном подходе при определении зон и/или отдельных участков, которые могут быть в дальнейшем благоустроены при реализации различных городских программ. Один из примеров – наша совместная с ТИЦ (Транспортно-инженерным центром Института) работа над МЦД-1 и МЦД-2, теперь и с МЦД-3. Если наши коллеги решают сложные задачи, связанные с организацией улично-дорожной сети, примыкающей к станциям, с устройством самих станций, то мы, во-первых, рассматриваем не только участки, непосредственно прилегающие к станциям, но и все территории в радиусе до 1.5 км, – для того, чтобы предусмотреть в своих решениях организацию связанных, безопасных пешеходных и велосипедных маршрутов от всей застройки, прилегающей к станциям. Выезжаем на место, наблюдаем текущую ситуацию, но не только – мы также изучаем все проекты для этой территории, планы всех причастных департаментов и других организаций, чтобы составить полную картину не только в настоящем, и но и в планируемом будущем.
Получив все данные, мы изучаем сильные и слабые стороны территории и формируем сумму предложений: что можно было бы изменить, чтобы сделать этот участок более комфортным на новом этапе его развития.
Подчеркну – важно, что мы всегда идем в своем исследовании несколько дальше, чем просто территория в границах ППТ, рассматриваем и проектируем ее во взаимосвязи со всем окружающим пространством города, изучаем, как она могла бы наилучшим образом взаимодействовать со своим окружением.
В некоторых случаях мы взаимодействуем и с внешними архитектурными бюро – получается, на мой взгляд, интересно и плодотворно, к примеру один из недавних проектов, концепцию набережной Марка Шагала на ЗИЛе, мы делали с АБ ASADOV.
Как все это потом реализуется? Каким образом вы можете повлиять на осуществление ваших идей, кроме выпуска ППТ?
Мы формулируем предложения, делимся ими с нашими коллегами из других организаций, во многих случаях такое взаимодействие запускает последующую работу и дает результаты.
Но, конечно, ППТ служит основой, и мы выпускаем очень много проектов, взять хотя бы МЦД – это огромная длительная работа с множеством отдельных частей и участников.
Вы сказали, что у мастерской две специализации. Какая вторая?
Вторая – визуализации не только тех проектов, над которыми работает наша мастерская, но и других проектов Института. Речь, конечно, не только о красивых картинках, а об отражении и репрезентации сути предложений, их визуальном раскрытии. Сейчас, как мы знаем, проекты планировки территории представляются на электронные общественные обсуждения. Для того, чтобы решения, предложенные в проектах, были максимально наглядны и понятны, мы готовим не только их визуализации, но и видеоролики этих материалов. Это позволяет воссоздать предельно точную будущую картину городских территорий.
Но, думаю, самое важное – нам удалось собрать творческую команду, которая продолжает расти; у нас работают отличные специалисты, архитекторы-градостроители, инженеры садово-паркового искусства, ландшафтные архитекторы, научные сотрудники в области географии и биологии, дендролог – люди с разносторонним профессиональным взглядом.