Мы считаем летние практики важной и очень интересной частью деятельности института. Студенческая работа, как известно, в отличие от других видов архитектурной практики предполагает большую свободу и смелость, раскованность всех участников – соответственно, практики помогают нам взглянуть на известные задачи под новым углом зрения, получить заряд бодрости для всех. В этом году я впервые выступила куратором одного из воркшопов, поэтому с большим интересом следила и за работой, и за защитами.
И должна сказать, что – несмотря на то, что, безусловно, вижу какие-то ошибки, слабые места, неточности и прочее – считаю намного более важным то, что уровень работ растет, иногда прямо-таки удивительно, как студентам удается за короткий срок в 1.5–2 месяца сделать такие основательные исследования. Конечно, мы используем практики для того, чтобы подбирать будущих сотрудников – некоторые участники практики, как и в прошлые годы, получат приглашения на дополнительную стажировку или работу.
И должна сказать, что – несмотря на то, что, безусловно, вижу какие-то ошибки, слабые места, неточности и прочее – считаю намного более важным то, что уровень работ растет, иногда прямо-таки удивительно, как студентам удается за короткий срок в 1.5–2 месяца сделать такие основательные исследования. Конечно, мы используем практики для того, чтобы подбирать будущих сотрудников – некоторые участники практики, как и в прошлые годы, получат приглашения на дополнительную стажировку или работу.
Два первых проекта сделаны большими командами и отличаются, действительно, высокой степенью проработанностью градостроительных исследований.
Проект для комбината «Правда» занял по решению жюри 1 место.
Главный приз
Новая «Правда»: медиакластер для блогеров
Кураторы: Татьяна Гук, директор Института Генплана Москвы, Дмитрий Некрасов, советник директора Института Генплана МосквыУчастники: Анастасия Джумига, Кристина Яковлева, Анастасия Смирнова, Эмиль Халлиуллин, Арина Андреева, Николай Самофалов, Арина Демьянова, Марина Чурсанова
Комбинат газеты «Правда», построенный по проекту Ильи Голосова, открытый в 1934 году, а в 1988 получивший статус ОКН, что, как следствие, предполагает в отношении зданий только реставрацию, – сейчас находится в состоянии полузапустения и малоэффективной аренды. Район Ямского поля Москва и в целом, как подсчитала команда проекта, использует не очень эффективно: здесь в 12 раз меньше организаций, чем в других районах в пределах ТТК. А ведь когда-то «Правда» была самым крупным издательством в мире – в чем, конечно, сыграла свою роль советская тяга к укрупнению, – но все равно, сам факт того, что в год оно выпускало порядка 11 млн экземпляров печатной продукции, впечатляет, как египетская пирамида.
В 2006 году здания комбината сгорели, к вопросу его ревитализации впоследствии подступались не один раз, но ни один проект не начали реализовывать. Летом 2022 года ДОМ.рф выставил его на продажу; велик шанс, как прозвучало на защите, что территорию «накроют» КРТ.
Участники команды проанализировали списки организаций, «населяющих» Ямское поле сейчас, и пришли к выводу, что среди них очень велик процент мейдиных: редакций, издательств и прочего, – квалифицировали его как затухающий след влияния советского комбината и даже охарактеризовали район «Правды» как протокластер.
И предложили превратить комбинат в медиа-кластер со специализацией на блогерах как самом продуктивном и перспективном направлении медийной сферы нашего времени: у них и ставки меньше, и аудитория больше, и растут они быстрее. В стране, по данным исследования, сейчас 1.4 млн блогеров, 60% из них в Москве, вот для них-то прежде всего тут могут появиться кафе, коворкинги, студии записи, креативные офисы и выставочные пространства.
Основную транспортную нагрузку, согласно проекту, следует перенести с улицы Правды на улицу Ямского поля, над Бутырским валом и железной дорогой перекинуть пешеходный мостик (кажется, он есть в планах города и даже строится сейчас), – а территории промзон ракетостроительного завода «Дукс» и Машиностроительного завода имени Румянцева превратить в парки, которые будут востребованы как креативными медийными блогерами, так и обитателями соседних домов и офисов, которые строятся в районе Ямского поля по проектам ЦЛП, Dyar, Евгения Герасимова и других.
Согласно подсчетам команды, проект имеет шанс окупиться за 3 года, реализацию его можно было бы начать в 2023, завершить в 2030, и в 2034 отпраздновать в новом медиакластере столетие комбината.
Участники практики
Чегдомын, улица Центральная
Концепция развития улицы Центральной рабочего поселка ЧегдомынКураторы: Татьяна Терехова, начальник мастерской градостроительного развития, Арсений Игошев, мл. специалист АПМ №2
Участники: Дарья Игошина, Георгий Хайдук, Инна Сергеева, Ангелина Индерева, София Макарова, Александра Петрова, Тимофей Майко, Анастасия Мурзаева
Еще один детально проработанный проект с большой командой из разных часовых поясов был сделан по просьбе первого заместителя главы Верхнебуреинского района Алексея Крупевского, это один из полезных отзвуков конкурса, которым Институт Генплана занимался в 2022-2023, – и во многом он представляет иной полюс по сравнению с территорией столичного памятника, комбината «Правда».
Чегдомын специализируется на добыче и обогащении угля, его население 11 000 человек, расположен он между Благовещенском и Хабаровском; до ближайшего города на машине от 12 до 18 часов, на поезде 17 часов, аэродромы работают только зимой, так что уехать куда-то для развлечения – непростая задача. Зато в городе снимают сериал-вестерн «Золото Умальты». Одно из главных достоинств поселка, отмеченное авторами проекта – он хоть и расположен на равнине, окружен прекрасными ландшафтами из гор, поросших лесом.
Предмет проектирования – благоустройство улицы Центральная, линейного центра поселка, на котором сосредоточена большая часть его общественной, в том числе социальной, инфраструктуры, хотя собственно жителей на ней немного, и следовательно, функции далековато от пешеходной доступности.
Впрочем, суть проекта – не мастер-план, а благоустройство, и авторы предложили переосмыслить 8 общественных пространств разного рода, «нанизанных» на ось улицы: площади перед кинотеатром и ЗАГСом, детскую и смотровую площадку, сквер, бульвар и даже гаражи. Главную – Центральную – улицу они предлагают сузить с 5 метров до 3.5, полученное пространство использовать для хранения снега (снега там много), а также сделать ливневую канализацию, которой пока нет – после ее появления асфальт должен будет сохраняться дольше, чем сейчас.
Команда не просто работала по просьбе администрации поселка, но и находилась с ней в постоянном контакте, собирая информацию и пожелания, так что «эффект присутствия» при презентации проекта, определенно возник, тем более что часть рассказа о проекте молодые архитекторы выстроили в формате экскурсии по городу, точнее по новым предлагаемым пространствам. Впрочем, если исследование и схемы надо признать детальными и подробными, над архитектурой предлагаемых объектов я бы предложила авторам еще поработать – пока что интересными кажутся только беседки-луковицы на сквере у часовни.
Пионерлагерь нового поколения
Три следующие работы были сделаны под руководством куратора Ирины Лобановой по несколько иному принципу: вместо того, чтобы собрать вокруг одного сюжета большую команду участников разделили на три группы и каждая предложила свое решение для одной и той же территории – бывшего пионерлагеря «Горное эхо» в Аликоновском ущелье Ставропольского края, недалеко от Кисловодска.Территория входит в туристический маршрут «Путь нарзана», по ней проходит туристическая тропа. Лагерь расположен на двух берегах реки Аконовки, перепад высот на собственно участке проектирования 5 м, а по сторонам – до 40 метров.
Задачей было предложить концепции образовательного хаба для одаренных школьников, примерно такого, как «Сириус». Лагерь рассчитан на 24 дня пребывания школьников 7–11 классов.
Фестивально-тусовочный: ФЕСТ
Участники: Руфина Галикиева, Алина Шульц, София Рябинина, Дарья КарпунинаМой любимый, поскольку отвязный, проект из трех: согласно авторскому самоназванию, «место легализованного вандализма, центр обучения современному искусству, спорту и науке». Модные забавные коллажи, акцент не столько на архитектуре и планировании, сколько на программе и идее «запуска» творческого потенциала через особую фестивальную атмосферу. Реальность этой идеи сразу ставишь под сомнение, но сама возможность подобного рода фантазий уже как-то вдохновляет.
Пространственный: МОСТ
Участники: Мария Черникова, Кира ЧамурлиеваПроект не менее смелый, но скорее в архитектурно-пространственном плане: авторы предложили разделить два берега ущелья на детский и взрослый, и соединить их мостом, в роли которого выступает здание школы.
Обитаемый мост – вещь, как известно, любимая многими и оттого почти беспроигрышная как сюжет для проекта. Авторы предложили три варианта здания, последовательно отработав повестку классики метафизического плана, нео- и просто модернизма. Один мост получился в виде римского акведука, который, впрочем, почему-то назвали «романтической готикой»; другой с немотивированными нелинейными изгибами в форме гор; третий – прямой.
Здание трехэтажное, в средней части над рекой располагаются классы, по сторонам, там, где мост опирается на землю, сгруппированы коммуникационные узлы и большие залы: столовая, сцена, библиотека.
Все бы хорошо и смело, и задача решена на раз-два, но преследует вопрос: как-то там дети на своем берегу без взрослых? А если установить негласный контроль, то уже и идея немного профанируется...
Последовательный: тропа
Участники: Карпунина Дарья, София Рябинина, Алина Шульц, Руфина ГаликиеваАвторы вдохновились идеей паломнической тропы – прежде всего Сантьяго де Компостела – и тем эффектом, который она способна дать для личностного роста, в том числе нерелигиозных людей, и трактовали свой вариант образовательного хаба как тропу.
Этот проект отличается наиболее проработанным исследованием окружающей градостроительной ситуации, от транспорта до памятников.
Но сама по себе идея «тропы» кажется не вполне проработанной: в поход ученики, согласно предложенной концепции, отправятся только в конце своей смены. Зато само по себе желание погрузить хаб в особенности места, используя существующий туристический маршрут, заслуживает уважения; как и красивая коллажная графика, которая, впрочем, сейчас уже становится одним из общих мест.
***
Итак, если мы посмотрим на проекты, в глаза бросается реальность участков и задач: и у благоустройства Центральной улицы в Чегдомыне, и у бывшего пионер-лагеря «Горное эхо» есть заинтересованный заказчик, так что идеи, пусть по-практикантски местами «сырые», зато свежие и смелые, вероятно, не пропадут зря, а, как минимум, лягут в копилку исследований местности. Во время обсуждения проектов прозвучало даже, что улица Центральная вполне может быть поставлена в ряд проектов конкурса Малых городов – а что же, почему нет? Интересно будет проследить за последующим развитием каждого участка: пригодятся идеи или нет.Всех участников вполне заслуженно похвалили – все же для многих это были первые работы разной степени урбанистичности. С другой стороны интересно было бы не только похвалить, но и услышать профессиональный критический разбор работ с позиции градостроителя. Презентации проектов становятся все красивее и пространнее и убедительнее – тем более любопытно узнать, что в каждом из них не получилось, а что, к примеру, нереализуемо. Может быть следующим шагом развития практик станет такой разбор? Не жестокий, просто объективный.
Проекты 28 августа оценивало жюри:
Сергей Глубокин, МКА;
Анна Иванова, Институт Генплана;
Максим Перов, Институт Генплана;
Григорий Мустафин, Институт Генплана;
Юлия Тарабарина, Архи.ру.