Ее особенность – в высокой эффективности предложения: непосредственно оно затрагивает разнообразными улучшениями 57.7 га городских территорий, включая набережные, пространства под мостами и вдоль улиц – но косвенно концепция должна повлиять на много более значительную территорию – 2070 га, на которых проживает порядка 800 000 человек. Если посчитать, получается очень высокий показатель эффективности «убранистических интервенций» – три процента влияют на судьбу ста. Всегда бы так.
Максим Кандыбайло, начальник Управления стратегических проектов Москомархитектуры
Будучи реализована, концепция улучшит функционирование нескольких крупных парков: Сокольников, Лосиного острова, ВДНХ, зеленых зон Яузы и Чермянки в северной части города и других рекреационных зон меньшего масштаба. Связывая их между собой новой велопешеходной и, подчеркну, также беговой инфраструктурой, она делает значительную часть города более проницаемой для жителей, перебрасывает «мостики» в самых сложных местах.
Улучшения запланированы в нескольких узловых точках между парками, распределенных по течению Яузы на «городском» перешейке – части, проходящей по промзонам и задворкам микрорайонов, пересекаясь с крупными автомагистралями – между Сокольниками и Ростокино и северо-восточным углом Ботанического сада. Вся вереница выбранных точек вытянута по диагонали с северо-запада на юго-восток. Каждая точка – в той или иной степени ключевая, вместе они складываются в маршрут, который должен позволить свободно, и даже с удовольствием, перемещаться от одной зеленой территории к другой. Получается своего рода спортивно-пешеходная «хорда»; позволю себе сопоставить ее со строящейся автомобильной Северо-Восточной хордой, хотя «трассы», конечно, очень разные и пересекаются между собой лишь в одной точке.
Виталий Лутц, Начальник Управления перспективных проектов Института Генплана Москвы
Я живу в районе Ростокино, мои дети выросли здесь и я на собственном опыте знаю, насколько там сложно и некомфортно перемещаться между рекреационными территориями, расположенными, казалось бы, сравнительно близко друг от друга. Так что идея «настроить», насколько возможно, эти переходы: расширить узкие места, особенно в пересечениях с крупными трассами, где автомобильное движение, образно говоря, поглощает собой всё, или в соседстве с промзонами, где попросту неприятно ходить между сплошными заборами, – появилась у нас достаточно давно. Какое-то время мы работали, изучали проблемные места и перспективы их улучшения, в том числе и на воркшопах со студентами, – так возник комплекс идей разного масштаба. Он представляется нам суммой позитивных «вторжений», способных не просто улучшить городскую среду, но дать кумулятивный эффект: интенсифицировать функционирование зеленых территорий в северной части города, в числе прочего – помочь развитию крупных туристических маршрутов.
Действительно, предложение хорошо вписывается в два больших туристических маршрута: длина велопешеходного «Зеленого кольца» – 160 км, отчасти он уже функционирует, его, как рассказывают авторы, проходят частями за несколько дней. «Суперпарк» предлагает улучшение к кольцевому маршруту – 4.6 км между Лосиным островом и Ботаническим садом, выполняя роль стыковочной тропы, «сращивающей» кольцо.
Другой большой маршрут, «Дорога в Лавру» общей длиной 120 км, сейчас только начинает свое развитие; он ориентирован поперечно кольцу и возрождает знаменитый паломнический путь – с ним совпадает 2.7 км «Суперпарка».
Общее количество рассмотренных точек – 14, из них 7-8 крупных. «Главные» точки распределены на рассматриваемой диагонали приблизительно равномерно, и соединены не только пешеходными и велосипедными, но и беговыми дорожками – развитие инфраструктуры для бега сейчас считается важным в Москве. От основного «хребта» то и дело отходят в стороны дополнительные ветки, как правило уже только пешеходные и велосипедные, – они связывают маршрут с городом, позволяя присоединиться к нему в любом месте; для этих ответвлений авторы предлагают, в частности, 6 новых наземных пешеходных переходов.
Ключевые предложения связаны с расширением пешеходных переходов в местах пересечения реки с крупными магистралями – мест, сейчас запущенных и страшноватых, порой без риска непреодолимых.
Одно их таких мест – в районе станции метро «Ботанический сад», у «Парка Хуамин», Сельскохозяйственной улицы и ЖК «Ботанический». Сейчас здесь строится эстакада Северо-Восточной хорды, так что обстановка приближена к боевой, ощущение небольшого урбанистического ада у пешехода, пробирающегося между заборами в окружении крупногабаритной техники – полнейшее. Летом люди здесь спрашивали у меня, указывая на грохочущую стройку, смогут ли они вообще пройти дальше.
Пройти можно, и вероятно после завершения строительства эстакады путь будет более спокойным, чем сейчас, – однако в арке вдоль Сельскохозяйственной улицы фактически нет тротуаров, а машин достаточно много (я вот побоялась перебегать). Железнодорожный мост над Яузой, в трехстах метрах по соседству, достаточно широк, но пока предназначен только для реки – регулярных пешеходных тропинок под ним не предусмотрено. (См. отчет девушки-блогера, обошедшей мост со всех сторон).
Авторы предлагают провести под этим мостом три дорожки: велосипедную, беговую и пешеходную, – вдоль правого берега Яузы, приподняв их на «экологические» опоры в месте понижения рельефа у пруда. Вокруг опор железнодорожного моста МЦК тропы, согласно проекту, разделяются, одна них проходит над кромкой берега и даже над водой.
Севернее, под хордой, тропинки вновь соединяются, соединяя Леоновский парк и парк Свиблово, который продолжается в поймах двух рек, Яузы и впадающей в нее выше по течению Чермянки.
Заметим – помимо того, что «прокол» соединит два крупных комплекса зеленых зон, – сам по себе проход под мостами по «балкону» над водой и по ветвящимся дорожкам, вне обычных городских тротуаров и светофоров, имеет все шансы стать пространственным приключением для бегунов и гуляющих, это одно из самых интересных решений в числе предложенных.
В соседней арке МЦК, над Сельскохозяйственной улицей, авторы, учитывая планы города по расширению автомобильного проезда – в будущем он должен пройти с двух сторон мостовых опор – настаивают на пусть небольшом, но расширении тротуара вдоль насыпи в восточной части, в основном за счет сокращения ширины автомобильных полос до «европейской», 3.5/3.25 м. Рядом отмечено еще несколько проблемных точек и предложений по их лечению, в том числе новый пешеходный переход на улице Вильгельма Пика, в том месте, где она пересекает Яузу, связывающий маршрут вдоль правого берега реки.
Похожие решения – строительство велопешеходной и беговой дорожки под автомобильной эстакадой и над зеленым склоном реки, авторы предлагают и в Ростокино, в месте пересечения Яузы с проспектом Мира. Сейчас это место служит в основном для автомобильного разворота и снабжено лишь небольшим и темным пешеходным тротуаром. Заметим, что здесь тропа идет по левому берегу Яузы, соединяя ростокинский парк «Акведук» и «Парк спорта «Яуза».
На правый берег основной велопешеходный путь переходит незадолго до того места, где расположена территория Ростокинской камвольно-отделочной фабрики и военной автобазы. Здесь заканчивается спрямленный в 1930-е годы участок Яузы и река поворачивает, образуя излучину, в которой и размещается две промзоны. Архитекторы Института Генплана давно «присматриваются» к этому месту между заборами, территорию бывшей камвольной фабрики, здания которой сейчас сдают в аренду под склады и офисы, – даже рассматривали как один из примеров на градостроительном студенческом воркшопе.
Здесь, в начале поворота реки, авторы предлагают новый мост – широкий, трехчастный бего-вело-пешеходный, спрямляющий путь в дополнение к существующему пешеходному мостику выше по течению и еще одному – мосту-шлюзу, построенному у 1930-е ради расширения реки до судоходного состояния (что, впрочем, не было закончено); сейчас мост-шлюз ведет на небольшой искусственный остров и служит для сбора мусора из воды, а прямая часть реки «упирается» перед поворотом в заброшенную площадку для сбора ила, оставшуюся от последней по времени чистки русла Яузы.
Здесь согласно предложению Института Генплана возникает не только широкий путь вместо извилистых тонких тропок, но и общественное пространство – поскольку островок и поворот реки этому способствуют. На месте площадки для сбора ила авторы предлагают ресторан с террасами у воды, – получается похоже на ресторан в Екатерининском парке или на Чистых прудах. Его аудиторию обеспечат как жители соседних домов, так и мимо-идущие, бегущие и едущие по новому маршруту.
Севернее путь идет мимо жилых домов в сторону Леоновской рощи, где предложено строительство еще одного «трехжильного» моста по соседству с существующим тоненьким пешеходным – новый мост ведет по левому берегу Яузы в роще, чтобы затем прийти к упомянутому выше новому пешеходному переходу на улице Вильгельма Пика и там перевести основной маршрут на правый берег реки.
Переходя к юго-восточной части, Лосиному острову и Сокольникам, видим расширение тропы под мостом железной дороги Ярославского направления, в будущем МЦД-5. Здесь Ростокинский парк, он же «Левобережная пойма реки Яузы от Ростокинского акведука до реки Будайки», как-то неловко сужается, а затем заканчивается перед автобазой. Базу можно обойти, под мостом тоже есть тропинка, но пробираться из Ростокина в ту часть Лосиного острова, которая называется Яузским лесопарком, пока что крайне неуютно; неопытный человек, опять же, не сразу даже поймет, возможно ли это. Авторы предлагают расширение пути под мостом (беговая дорожка здесь срастается с пешеходной), а также повышение уровня троп, чтобы их не заливало во время половодья.
Следующие, южные, вкрапления сложнее в реализации, поскольку относятся не к московской, а федеральной территории – Лосиному острову, и требуют большего объема согласований. В частности, это устройство велопешеходного моста над Яузой недалеко от заправки, на условном «перекрестке» между Сокольниками и Лосиным островом, ради лучшей связи между парками – сейчас попасть из одного в другой можно только по Богатырскому мосту через трамвайную развязку. Новый мост нарисован гнутым деревянным, из клееного бруса – деревянным потому, что территория имеет статус особо охраняемой природной (ООПТ). Поэтому не предлагают и расширять и существующие дорожки.
Итак, основной комплекс предложенных мер касается линейного маршрута между Лосиным островом и Свиблово. Преодолев ряд сложностей, этот путь можно пройти и сейчас, что может быть даже увлекательным с краеведческой точки зрения – но только после реализации всех «вторжений» и улучшений маршрут способен стать комфортным, массовым и его можно будет предлагать как новый вид городской рекреации.
Помимо основных предложений по улучшению связности между парками в концепции также даются рецепты решения более локальных проблем, таких как неприспособленные для велосипедистов и маломобильных групп парковые мостики «лужковской эпохи»; отсутствие какого-либо сопутствующего сервиса; хаотичная организация пространства улиц, приводящих людей в парк. В частности, южный выход с Акведука попросту выходит на парковку в тупике улицы. Отдельная ирония заключается в том, что сам акведук работает как мост только по выходным. Такие места не сложно очеловечить, особенно по опыту работы с профилем улиц программы «Моя улица».
В нашей концепции важны не только формирование основных маршрутов, но и организация комфортной среды на подступах к паркам, связях с «городом». Цель – комплексно развивая разные виды территорий, добиться «бесшовности» городской среды.
В нашей концепции важны не только формирование основных маршрутов, но и организация комфортной среды на подступах к паркам, связях с «городом». Цель – комплексно развивая разные виды территорий, добиться «бесшовности» городской среды.