Институт Генплана Москвы работает с городом давно и плодотворно – с 2016 года разрабатывал для него пакет документов, самым важным из которых стал генплан, утвержденный в 2021 году. Ситуация выглядит парадоксальной, однако команда поясняет, что противоречия в целом нет: мастер-план полностью согласуется с генпланом, использует его наработки и решения, но при этом имеет несколько иные цели – прежде всего, наметить и обосновать стратегию экономического развития. Кроме того, мастер-план захватывает большую территорию – например, город Корса́ков, расположенный в 30 км южнее на берегу залива Анива.
В консорциум Института вошла компания Knight Frank – стратегический партнер, один из крупнейших игроков на рынке коммерческой и элитной жилой недвижимости в России. Еще один участник – бюро IND Architects, присутствие которого логично, поскольку концепция этой команды победила в конкурсе на создание новой модели Корсакова «Экополис». Экономическую модель курировал заместитель председателя правительства Сахалинской области Антон Зайцев.
Компания Marta делали пакет высококачественных визуализаций и интерактивную карту для Восточного экономического форума, а также 3D-визуализации для промо-ролика, который срежиссировала Юлия Немова. Смотришь его, и очень хочется купить билет до другого конца света, который вскоре должен обрести экономическую самодостаточность. Если серьезнее, то ролик очень доступно и емко раскрывает суть 300-страничного альбома с материалами мастер-плана.
Акупунктура для роста
Итак главное, что отличает мастер-план – это макропроцессы и акцент на инвестиционной составляющей. Экономическая модель строится на основе уникальных черт региона и математических расчетов. Горизонт планирования составляет около 10 лет.Особенности Южно-Сахалинска выглядят многообещающе. Выгодное расположение по отношению к ключевым рынкам азиатско-тихоокеанского региона подсказывает интегрировать его в Северный морской путь – кратчайший путь из Азии в Европу. За пределами агломерации, на севере острова, добывают и перерабатывают нефть, газ и уголь – эти ресурсы в представлении не нуждаются. Многочисленные природные богатства обещают круглогодичный приток туристов – любителей горных лыж, дайвинга и захватывающих видов. Нельзя оставить в стороне и рыбный промысел.
Просчитав несколько вариантов, Институт выбрал для Южно-Сахалинска сценарий «Энергетический и экономический центр дальнего Востока и АТР» и определил 12 точек роста. Сбалансированное размещение этих 12 кластеров обеспечит качественный скачок в развитии всей Сахалинской области, создание высокооплачиваемых рабочих мест, комфортной городской среды и жилья. Предполагается, что реализация заложенных мастер-планом решений увеличит ежегодный прирост ВРП до 5,4% в год к 2030 году и до 6,2% в перспективе.
С юга на север
Говоря о развитии Южно-Сахалинска нельзя не учитывать его критически важную особенность – линейную планировку, обусловленную рельефом: город располагается в долине, с двух сторон его обрамляют горные массивы, сдерживая экстенсивное развитие. Поскольку расширение возможно только в двух направлениях – на север и на юг, в прошлые исторические периоды вокруг урбанизированного городского ядра выросли промзоны и земли сельскохозяйственного назначения, которые сегодня разделяют территорию агломерации, образуется цепочка плохо связанных пространств.Ответить на этот вызов Институт предлагает развитием общественного транспорта и чередованием жилых зон и крупных экономических кластеров в зоне 15-минутной доступности друг от друга. Для этого в развитие вовлекаются новые территории, а старые функционально насыщаются. Проработка тепловых карт и больших данных из генплана позволила определить точки, которые необходимо дополнить теми или иными объектами.
Транспорт
Южно-Сахалинск, как и весь остров, – один из лидеров по автомобилизации, однако авторы мастер-плана делают ставку на развитие общественного транспорта. Существующую ветку железной дороги планируют модернизировать и оснастить новыми станциями. Связь север-юг усилит линия метробусов (Bus rapid transit) и разветвление поперечных связей в каркасе улично-дорожной сети. Полицентричность, большое количество остановок, удобных пересадочных узлов и велоинфраструктура в комплексе позволят реализовать идеологию «15-минутного города» – столько времени в нем требуется, чтобы добраться до нужной точки.Чтобы сделать систему логистических путей агломерации эффективнее, необходимо построить западную и восточную объездные магистрали. Они позволят вывести грузовые потоки за пределы старого и нового центров Южно-Сахалинска.
Осью для новых кластеров становится ветка железной дороги, которая пересекает весь город и соединяет его с аэропортом, Корсаковым и морским портом.
Сила двенадцати
Итогом мастер-плана можно назвать инвестпаспорта для 12 кластеров развития: почти все подразумевают новое строительство. Четыре ключевых направления – логистика, нефтепереработка, сельскохозяйственная самодостаточность и рекреация. В дополнение предполагается развитие собственного стройкомплекса, что сделает остров менее зависимым от материка и ускорит сроки реализации проектов.Расскажем чуть подробнее о каждом из кластеров.
Новый центр
Прилегающие к нынешнему центру города территории освободят от малоэффективных производств, тем самым «расчистив» путь для роста города. Авторы приводят понятную аналогию: «Проект реновации выдергивает пробку из бутылки и позволяет городскому центру дальше расти, сращиваться с жилыми территориями, которые находятся на периферии».
Новый пояс городского центра состоит из кварталов, связанных с китайской, корейской и японской культурой. Функция смешанная: офисы, администрация, рекреация, торговля, культура, развлечения и технопарки, перемешанные с жильем. Такая модель, как поясняют авторы, популярна для мастер-планов дальневосточных городов и привлекательна для инвесторов. Жителям она дает возможность пользоваться услугами, которых нет на нашем рынке.
Логистический центр располагается в оптимальной близости к железной дороге, аэросити и объездной дороге. Переезд промышленных площадок на периферию, где растет сопутствующая логистическая инфраструктура, избавит «срединную» часть города от грузовых машин.
Существующий горнолыжный курорт «Горный воздух» располагается близко к центру города и является важным общественным пространством уже сегодня. Его планируют расширять и развивать.
К северу от центра
Нефтегазовый индустриальный парк ориентирован на повышение самодостаточности нефтяной промышленности в регионе, что в свою очередь повысит и ее эффективность.
Жилой район «Северная долина» формируется вокруг новых экономических кластеров, чтобы люди жили рядом с рабочими местами и не тратили время и ресурсы на дорогу. Об одном из проектов этого кластера, комплексе «Уюн-парк», мы уже рассказывали.
Агропарк разделит «Северную долину» на две части. Кластер призван повысить продовольственную безопасность региона и обеспечить население свежими недорогими продуктами, многие из которых сейчас везут с материка, что кратно увеличивает их стоимость. Агропарк станет точкой дистрибуции продукции, производимой на острове, торговым центром с сельскохозяйственным уклоном.
К югу от центра
Реконструкция аэропорта «Хомутово» и создание кластера Аэросити с логистической площадкой и общественными объектами должно способствовать большей доступности острова.
Кластер «Южная Долина» предполагает мало- и среднеэтажную застройку, характерную для загородного стиля жизни. Среда при этом насыщается необходимой инфраструктурой и общественными объектами, в число которых входит образовательный кампус.
Туристско-рекреационный комплекс располагается в трех километрах от южной границы города и включает как территории для отдыха, так и жилую застройку. Якорный объект – гольф-клуб.
Вблизи бухты Лососей размещается индустриальный строительный парк, включающий лесоперерабатывающий комплекс по выпуску пиломатериалов и CLT-плит, а также завод модульного домостроения. Он позволит оптимизировать производственные строительные цепочки на острове.
На набережных Анивского залива появится большая рекреационная зона с парком развлечений. Систему причалов задействуют, чтобы запустить круизный маршрут между туристическими аттракторами – лагуной Буссе, которая не так давно вошла в десятку лучших туристско-рекреационных комплексов в конкурсе АСИ, и островом Монерон, который славится условиями для дайвинга.
Корсаков
Мастер-план предполагает постепенное сращивание Южно-Сахалинска и Корсакова – двух крупнейших городов острова. После работ по углублению дна порт Корсакова должен стать «южными воротами» северного морского пути, а агломерация – глобальным логистическим хабом, поскольку железнодорожная ветка в перспективе должна выйти на материк. Мастер-план предполагает строительство рыбоперерабатывающего завода, хладокомбината, увеличение выпуска маломерных судов и грузооборот нового контейнерного терминала.Город расширится за счет макрорайона «Экополис», в который войдут научный и образовательный центры.