Осознание Москвы

Выставка «Москва: проектирование будущего» в Музее Москвы рассказывает историю города – в том числе управления им и его утопических проектов наравне с реальными генпланами – в очень наглядной и популярной форме. Прямо-таки формирует сознание.

mainImg
0 Выставка «Москва: проектирование будущего» в Музее Москвы посвящена 30-летию Москомархитектуры и 70-летию Института Генплана, а также году архитектуры в СНГ. Над ней работали председатель Москомархитектуры Юлиана Княжевская, главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов (материалы его диссертации стали частью экспозиции), специалисты Москомархитектуры, Института Генплана Москвы, Музея Москвы и других организаций. В кураторскую группу вошли Александр Змеул и Юлия Шишалова.

Выставка предназначена как для широкой аудитории, взрослой и детской, так и для профессионалов. Главный куратор выставки Дмитрий Ликин, партнер архбюро Wowhaus и главный художник Первого канала, выступая на открытии, сказал, что город кажется людям данностью, а цель же выставки – показать, какие люди и какой труд за этим стоит.
Коллаж по центру экспозиции: извозчик, городовой, сварщик, художница. Все скелеены в духе коллажа 1920-х годов. Автор: художник Олег Бородин. Выставка «Москва: Проектирование будущего» в Музее Москвы
Фотография: Архи.ру
 
Выставка состоит из двух больших частей: мультимедийной, популярной, и более строгой, музейной. Экспозиция оформлена бюро Planet 9 Агнии Стерлиговой. Первая часть – попытка выделить элементы ДНК города: это земля, вода, дороги, сакральное, светское. И рассказать их историю. Пять павильонов, покрытых декоративной графикой и эффектными заголовками, распределены по просторному залу. Особенно почему-то бросается в глаза заголовок «Москва сакральная», про церкви, мечети и синагоги, только потом понимаешь, что рядом с ней имеется «Москва светская», про театры и спорт. Между собой неожиданно рифмуются «История зелени», про парки, и «История земли», про владения. Есть раздел, почти целиком посвященный «Архнадзору», начиная от его зачатков в палатах Щербакова и дорогостоящего переноса трассы ТТК под Яузу в ответ на протесты против строительства автострады по Госпитальному валу. 
Выставка «Москва: Проектирование будущего» в Музее Москвы
Фотография: Архи.ру
Выставка «Москва: Проектирование будущего» в Музее Москвы
Фотография: Архи.ру

Внутри павильонов показывают мультимедийные произведения – короткометражки, созданные командой Михаила Зыгаря. Ролики называются «История будущего», они очень короткие – минут по пять, и стилизованы в духе клипового мышления современного человека: на экране то и дело появляются сообщения, похожие на переписку в чатах, иконки лайков и прочие эмодзи – и это там, где речь идет о временах, когда смартфонов не было в помине.

Сценарии, с одной стороны, не лишены юмора, но с другой стороны, не обходят острых углов российской истории – к примеру, в ролике о воде сообщается, что канал Москва-Волга строили заключенные, и сколько именно зэков работало в день, причем по данным «Мемориала». Однако и в интонациях, и в текстах позитив преобладает. Просветительские ролики сделаны уверенной профессиональной рукой; помимо развлечения, милого сердцу современного музейного посетителя, не чураются цифр, схем и планов – в очень умеренном объеме, в таком, который не дает усомниться в достоверности представленного здесь краткого курса истории города. 
  • zooming
    1 / 3
    Выставка «Москва: Проектирование будущего» в Музее Москвы
    Фотография © Василий Буланов
  • zooming
    2 / 3
    Выставка «Москва: Проектирование будущего» в Музее Москвы
    Фотография © Василий Буланов
  • zooming
    3 / 3
    Выставка «Москва: Проектирование будущего» в Музее Москвы
    Фотография © Василий Буланов

К примеру, в павильоне «Москвы сакральной» наглядно и модно объяснено, что такое сорок сороков, что сорок в прошлом представлял собой нечто вроде административного округа. Жители образовывали «комьюнити» по церковным приходам, а на всемосковский крестный ход собирались сначала по сорокам, к которым были приписаны (вот откуда происходит организация советских демонстраций с первоначальным сбором на заводам, школам и организациям). Здесь же наблюдаем забавный чат-диалог, иллюстрирующий процесс появления в Москве молельных домов иных религий и конфессий: «...нам нужна синагога» – в ответ молчание – «нам очень нужна синагога». И так далее.

Еще несколько короткометражек, расположенных вне павильонов, рассказывают о внезапных событиях, изменявших жизнь города: Олимпиаде-80, Мундиале-2018, переносе столицы в 1918 году из Петербурга в Москву. Звук каждого ролика неплохо аккумулирован между перегородками, однако когда входишь в первый зал, бормотание слышится со всех сторон – представим себе, что это город рассказывает свою историю, привлекая посетителя то в один угол, то в другой. 

Другая часть выставки – более строгая, информативная и менее развлекательная – расположена в дальней части зала. Строгость, впрочем, относительна: здесь также присутствуют игровые элементы – экраны, где можно попробовать себя в непростой роли проектировщика города. Там любой посетитель запросто может заставить квадратный участок жилыми домами – впрочем, потом ему объяснят, что это не очень правильно; но и за руку не хватают, знай себе расставляй домики.
Игра в градостроителя. Выставка «Москва: Проектирование будущего» в Музее Москвы
Фотография: Архи.ру

Вторая часть разделена на два продольных «нефа»: пойдешь налево, найдешь историю управления архитектурой и устройством города, пойдешь направо – найдешь историю градостроительных утопий, визионерских идей, предлагавшихся, когда-то всерьез, а потом все больше в шутку, для Москвы в XX и XXI веке, от авангарда до современности.

Посередине, на широком экране-триптихе показывают фильм о развитии Москвы: генпланах 1920-х, 1935-го, 1970-го, 1990-х и о современных проектах.
Выставка «Москва: Проектирование будущего» в Музее Москвы
Фотография © Василий Буланов

Основная часть фильма скорее повествовательная, но его постсоветская треть более эмоциональна: в ней подчеркнут и заострен контраст между первым периодом развития Москвы после 1991 года, когда «большая часть города превращается в гигантсткий рынок», «памятники архитектуры массово уничтожаются, сносятся и перестраиваются», а «продуманная реконструкция городской среды в современных формах», как на Остоженке, характерна только для «дорогих жилых и офисных зданий», – и периодом мэра Сергея Собянина: он охарактеризован как «новый этап градостроительства, цель которого создание города для людей, а не машин». Здесь перед глазами проходят парки, благоустроенные улицы, реорганизация промзон (показывают ЗИЛАРТ), программа реновации, конкурс на ее фасады, приоритет развития городской среды, строительство хорд, развитие метро и ТПУ (показывают «Нижегородскую»). По занавес мелькает несколько больших проектов: штаб-квартира РЖД на Рижской и высотный ТПУ на месте ТЦ «Крестовский» Рижского рынка; НКЦ Роскосмоса; кампус МГТУ, МГУ и кампус в Коммунарке, «Второе Сити» на месте района Камушки, высотная застройка Южного порта, планы ЭКСПО 2030 в Новой Москве. Нам дают бегло взглянуть нате проекты, которые сейчас считаются приоритетными.
Выставка «Москва: Проектирование будущего» в Музее Москвы
Фотография: Архи.ру
Выставка «Москва: Проектирование будущего» в Музее Москвы
Фотография: Архи.ру
Выставка «Москва: Проектирование будущего» в Музее Москвы
Фотография: Архи.ру
Выставка «Москва: Проектирование будущего» в Музее Москвы
Фотография: Архи.ру

Часть экспозиции, расположенная от входа слева, посвящена людям, внесшим вклад в формирование облика столицы. Зигзагообразная лента белых стендов – это 24 человека, выбранных куратором Дмитрием Ликиным. Среди них, естественно, главные архитекторы города: Иван Мичурин, автор Плана Императорского Столичного города Москвы 1739 года, Дмитрий Ухтомский, потомок князя Юрия Долгорукого и автор Красных Ворот для императрицы Елизаветы, Никола Легран, разбивший бульвары при Екатерине Второй. И так далее вплоть до Семенова, Власова, Посохина, Кузьмина. Каждый из 24 персонажей представлен портретом, описанием, схемой города с его постройками и главной работой, например генпланом или проектом здания. Иллюстрации – в основном воспроизведения, не подлинники, хотя не исключено, что подлинники на выставке появятся позднее.

В списке есть выдающиеся мастера, которые не были главными архитекторами, но определили развитие архитектуры Москвы, такие как Казаков, Иофан и Олтаржевский, Жолтовский и Щусев. Впрочем в ряд попали и такие зловещие противоречивые персонажи, как Лазарь Каганович, строитель знаменитого метро, инициатор расстрелов и уничтожения памятников архитектуры, проживший почти сто лет до 1991 года, свидетель краха не только собственной карьеры, но и страны.
Выставка «Москва: Проектирование будущего» в Музее Москвы
Фотография © Василий Буланов

Параллельно белой ленте стендов идет лента черная: схемы управления архитектурой и строительством Москвы, начиная с 1740 года, когда в городе было 138 тысяч населения на 7100 га, и заканчивая нашим временем и нашим многомиллионным городом. Это материалы кандидатской диссертации главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова. В них можно проследить роль всех ведомств, в том числе Москомархитектуры, которая еще недавно включала в себя и Генплан и много других подразделений, впоследствии выделенных в самостоятельные институты. Приближаясь к современности, схемы становятся сложнее.
Выставка «Москва: Проектирование будущего» в Музее Москвы
Фотография © Василий Буланов

Показалось любопытным, что в XVIII веке главный архитектор в табели о рангах стоял после обер-полицмейстера, то есть это была почти военная должность. Но так было при Елизавете, а при Екатерине II Комиссия каменных строений и стоящий во главе ведомства архитектор подчинялся непосредственно императрице.
Выставка «Москва: Проектирование будущего» в Музее Москвы
Фотография © Василий Буланов

В правом нефе в разделе «Утопия» собраны впечатляющие мечты, некоторые из которых – к сожалению, а некоторые – к счастью, не осуществились. Они сгруппированы в четыре группы: авангард, сталинская архитектура, модернизм и группа с хитрым названием «ре:акция». Интересно распределение конкурса 1934 года на грандиозный проект Наркомтяжпрома на Красной площади по двум группам. Наркомтяжпромы Мельникова и Леонидова, как и положено, попали в авангард, хотя томные обнаженные скульптуры в проекте Мельникова, вознесшиеся выше башен Кремля,  отсылают, скорее, к ар-деко, если не к ар-нуво (!), и остальной проект выполнен в духе Сант-Элиа, а Наркомтяжпромы Ивана Фомина и Бориса Коршунова для того же конкурса попали в сталинский раздел. Это говорит о том, насколько сложна была переломная эпоха 1930-х в идеологическом и стилевом отношении.
Выставка «Москва: Проектирование будущего» в Музее Москвы
Фотография © Василий Буланов
Выставка «Москва: Проектирование будущего» в Музее Москвы
Фотография © Василий Буланов

Несколько сложно для восприятия в разделе авангард мелькание картинок с надписями на экране: не всегда запомнишь название. План Корбюзье снести весь центр Москвы, кроме Кремля, и переделать радиальную планировку на прямоугольную а ля Манхэттен, конечно, не забудешь, да и предложение известное.

А вот спиральную башню – дипломный проект Дворца Коминтерна Лидии Комаровой 1929 года, который явно предвосхищает музей Гуггенхайма Френка Ллойда Райта в Нью-Йорке, построенный на двадцать лет позже, – хотелось рассмотреть подробнее. Как известно, третья жена Райта Ольга Ивановна, до того как выйти за Райта в 1928 году, была женой русского архитектора Владимира Хинценберга, то есть теоретически могла знать о витающих в воздухе идеях. Русский след в американском шедевре интригует. 
Лидия Комарова. Проект здания Коминтерна
Журнал Современная архитектура №4 1929 г.
Лидия Комарова. Проект здания Коминтерна
Журнал Современная архитектура №4 1929 г.

Эпоха модернизма не уступает по смелости авангарду. Утопический проект Павлова по тотальной перестройке Замоскворечья со сносом многих исторических зданий или тоннель под Красной площадью, проекты группы Гутнова «Новый элемент расселения» с футуристической бионической структурой и оттепельный Дворец Советов Власова – антииерархический, цветной и веселый продукт «растекания» архитектуры, если пользоваться термином Владимира Паперного, автора «Культуры-2». 

Для раздела «Ре: акция» (полагаю, кураторы намекали на реакцию как термин, противоположный революции) выбраны утопические проекты с 1980-х по наше время. В акварелях «Стиль 2001 года» Михаила Филиппова, с которыми он выиграл международный конкурс журналов JA и A+U в 1985 году, панельный московский район постепенно заменялся традиционным городом.

Здесь же, в числе поздних утопий, присутствует первый вариант Москва Сити Бориса Тхора и башня ГЦСИ Михаила Хазанова, проект, из которого в 2009 году была осуществлена только реконструкция двухэтажного здания-основы. Другие проекты – принципиально не рассчитанные на реализацию, не столько утопии, которые когда-либо планировали осуществиться, сколько художественные высказывания: к примеру, проект развития Москвы вниз под землю от группы «Обледенение архитекторов», 2000 года и проект Кремлевского университета студента школы МАРШ Олега Сазонова, сделанный в 2016 году в школе МАРШ под руководством Олега Шапиро и Дмитрия Ликина. Прямо скажем, выборка утопий недавнего времени более чем неполная, в ней не хватает не только монументальных классицистических проектов группы МАРХИ Михаила Белова 2021 года. Кроме того подборка утопий недавних лет – подчеркнем, что это отнюдь не выставка архитектурных проектов, а именно что попытка собрать коллекцию утопий, продолжив историю градостроительных фантазий XX века, – оказалась ощутимо иронической и какой-то случайной, что ли, как и сами современные утопии. 
Выставка «Москва: Проектирование будущего» в Музее Москвы
Фотография © Василий Буланов

Сейчас, как кажется, время не утопий, а смелых, ну, во всяком случае в высотном отношении, проектов, действительно нацеленных на реализацию. Они мельком показаны рядом, в ролике Института Генплана и, надо сказать, не менее серьезны, чем в свое время проекты Наркомтяжпрома. А может быть, и много более. Потому что утопии, ушедшие в прошлое, поневоле приобретают романтический оттенок несбывшейся мечты – другое дело проекты, чье будущее еще не написано. 

Последний раздел выставки – для отдыха. Здесь приблизительно воссоздан кабинет, а точнее даже гостиная генпланиста времени примерно НЭРа: книги, часть – о Чарльзе Камероне, другая часть – о проблемах московских пробок, разложены на треугольных столиках с конусовидными ножками, модными в период оттепели. Здесь диваны, здесь можно отдохнуть, полистать и почитать, прежде всего книги, выпущенные Институтом Генплана и Москомархитектурой в последние годы; книги в шкафу, шкаф тоже ретро. На стене развешено множество макетов – таких, которые обычно делают для работы над ППТ и планированием новой застройки – их можно назвать частью рутинной работы планировщиков. 
Выставка «Москва: Проектирование будущего» в Музее Москвы
Фотография: Архи.ру
Выставка «Москва: Проектирование будущего» в Музее Москвы
Фотография: Архи.ру
Выставка «Москва: Проектирование будущего» в Музее Москвы
Фотография: Архи.ру
Выставка «Москва: Проектирование будущего» в Музее Москвы
Фотография: Архи.ру

Что можно сказать об увиденном? Во-первых, эта выставка про градостроительство, а не про архитектуру. Поэтому, встречая время от времени одни архитектурные произведения и не встречая другие, очень важно держать в голове, что те произведения, которые мы встречаем, отмечены как важные в градостроительном отношении. Это не история архитектуры города, а история управления городом, как утопического, так и реального. 

Во-вторых выставка с точки зрения истории города, безусловно, очень познавательна и рассчитана на восприятие посетителем с любой подготовкой – как сказал на открытии Сергей Кузнецов, ее должен понять и школьник, – но в то же время человек, причастный теме, тоже что-то может для себя здесь найти. Признаем, что такую выставку – развлекательно-познавательную – крайне сложно сделать на градостроительном материале, который как правило состоит из схем. В наше время схемы, конечно, стали нагляднее, и все же градостроительство, особенно в случае города, в котором живет страшно подумать сколько миллионов человек – наука очень сложная и сделать из нее рассказ, доступный любому посетителю Музея Москвы, ох как непросто.

Так что, вероятно, неслучайным стало участие в статусе основного куратора Дмитрия Ликина, главного художника Первого канала, который, как известно, знает толк в правильной подаче информации: и усваиваемой легко, и несущей нужный месседж. Здесь определенно получилось и то, и другое – ходишь по выставке и чувствуешь, как легко и непринужденно в сознании закрепляется новый образ истории московского градостроительства, нацеленной в будущее, поскольку Москва, как мы хорошо знаем, – город будущего. Выходишь прямо другим человеком.

22 Декабря 2021

Лара Копылова Юлия Тарабарина

Авторы текста:

Лара Копылова, Юлия Тарабарина
comments powered by HyperComments
Похожие статьи
Архсовет Москвы – 73
Архсовет поддержал проект здания ресторанного комплекса на Тверском бульваре рядом с бывшей Некрасовской библиотекой, высоко оценив архитектурное решение, но рекомендовав расширить тротуары и, если это будет возможно, добавить открытых галерей со стороны улиц. Отдельно обсудили рекламные конструкции, которые Сергей Чобан предложил резко ограничить.
Градсовет Петербурга 14.01.2022
На днях состоялся первый после смены председателя КГА и главного архитектора Петербурга градостроительный совет. На нем рассматривались: доработанный вариант реконструкции «Фрунзенской», жилой комлпекс на месте «Ленэкспо» и очередная LEGENDA Евгения Герасимова. Также были представлены новые лица в составе совета.
Архсовет Москвы – 72
Концепцию развития территории бывшего завода «Красный богатырь», разработанную Buromoscow и включающую идеи сохранения пяти исторических зданий без статуса ОКН, Архсовет Москвы поддержал, выразив надежду на превращение будущего комплекса площадью 473 000 м2 в часть нового линейного центра, формирующегося на северо-востоке города вдоль Яузы; эксперты также предложили повысить высоту части башен не до 100 метров, в больше.
Маленькое нефтяное подсознание
«Музей подсознания Москвы» Павла Пепперштейна и Сони Стереостырски, дополненный виртуальрной реальностью от Immerse Lab и спектаклем Дмитрия Мелкина «Солярис», представляет подсознание российской столицы как Нефтяриса, нефтяного океана, генерирующего образы, созвучные шаблонному мышлению. Нейросеть Алиса в другой части выставки шепчет про кроссовки.
Скажи мне, птица
Выставку «Вещественные доказательства» архитектора-художника Александра Бродского можно посмотреть в Гоголь-Центре до 23 января, а благоустроенное им же фойе театра, к которому приурочена выставка, – и после. Это часть проекта «Гоголь-арт», который курирует Евгения Гершкович. Представленные «улики» развивают тему, давно представленную в творчестве Бродского, но выставку и амфитеатры, как мы считаем, надо воспринимать целостно, как тонкую работу с пространством Гоголь-центра.
Архсовет Москвы–71
Высотный – 105 м в верхних отметках – многофункциональный комплекс «ТПУ «Парк Победы», расположенный на границе между «сталинской» и «парковой» Москвой, был доброжелательно принят архитектурным советом Москвы, но все же получил такое количество замечаний и комментариев, что проект было решено отложить и доработать, придерживаясь, однако, выбранного направления поисков.
Растворение с углублением
Обнародован проект реконструкции Шестигранника Жолтовского для Музея современного искусства «Гараж». Его авторы – знаменитое японское бюро SANAA, известное крайней тонкостью решений и интересом к современному искусству. Проект предполагает появление под павильоном подземного пространства с большим безопорным выставочным залом и хранением, а также максимально возможную проницаемость верхней части здания.
Стереоскопичность и непрагматичность
Экспозиционный дизайн, реализованный Сергеем Чобаном и Александрой Шейнер для выставки, которая справедливо претендует на роль главного художественного события года, активно реагирует на ее содержание и даже интерпретирует его, буквально вылепливая в залах ГТГ «пространство Врубеля». Разбираемся, как оно выстроено и почему.
Толерантная эстетика терраформирования
Всемирная выставка – гигантское мероприятие, ему сложно дать какое-то одно определение и охватить одним взглядом. Тем более – такая амбициозная и претендующая на рекорды, которая, несмотря на превратности пандемии, открыта сейчас в Дубае. Не претендуя на универсальность, делаем попытку рассмотреть экспо 2020, где за эффектными крыльями «звездных» архитекторов и восторгом от исследований Космоса проступают приметы эстетической толерантности девелоперского проекта.
Что есть истина
В Гостином дворе открылся 29 по счету фестиваль «Зодчество». Ярче всего, на наш взгляд, на этот раз выступили стенды регионов, которых не 8, как в прошлом году, а 16. А где истина, мы знаем и так.
От ЗИМа до -изма
В Самаре 13 сентября торжественно, в сопровождении перформанса, спонсированного Сбербанком, была презентована общественности реставрация здания фабрики-кухни, нового филиала Третьяковской галереи. Вашему вниманию – репортаж о промежуточных, но уже вполне значительных, результатах реставрации памятника авангарда.
Архив архитектуры
В Музее архитектуры открылась выставка «Профессия – реставратор», первая из экспозиций, приуроченных к будущему юбилею. Нетрадиционная тема позволяет показать работу не самых заметных, но очень важных для музея людей – тех, кто восстанавливает предметы и готовит их к хранению и показу.
Вода для жизни
Пятый, а значит юбилейный по счету форум «Среда для жизни» прошел в Нижнем Новгороде сразу после юбилейных торжеств, посвященных 800-летию города, и стал, в сущности, частью празднования. В то же время среди показанных проектов лидировали решения, связанные с временно затопляемыми территориями, что можно признать одной из актуальных тенденций нашего времени.
Градсовет Петербурга 8.09.2021
Градсовет рассмотрел новый вариант перестройки станции метро «Фрунзенская»: проект от московских архитекторов, Единый диспетчерский центр и противоречивый традиционализм.
Бегом по набережной
В июне в Самаре прошел пятый по счету фестиваль набережных «ВолгаФест». Впервые в его рамках был представлен проект «Резиденции волжских городов». Нижний Новгород, Ульяновск, Казань, Саратов получили свое архитектурное, художественной и медийное воплощение прямо на самарской набережной.
Формула Шухова
Выставка «Шухов. Формула архитектуры» до ноября проходит в нижегородском «Арсенале». Экспозиция – производная от одноименной выставки, показанной в Музее архитектуры имени А. В. Щусева два года назад. Куратор Марк Акопян назвал ее продолжением исследовательского проекта. И, действительно, самым разным зрителям есть над чем подумать и что исследовать в залах «Арсенала».
Новое качество Личного
В Никола-Ленивце Калужской области в эти выходные проходит фестиваль Архстояние с темой «Личное». Главной постройкой фестиваля стал дом «Русское идеальное», спроектированный Сергеем Кузнецовым и реализованный компанией КРОСТ в короткие сроки. Рассматриваем дом и новые объекты Архстояния 2021.
Диалоги об образовании и карьере
Империалистический заказ и равнодушие к форме, необходимость доучить бывших студентов за свои деньги и скука формального обучения – дискуссия об архитектурном образовании на недавнем Архпароходе, как и многие разговоры на эту тему, местами была отмечена грустью, но не безнадежна и по-своему интересна. Публикуем выдержки из разговора, собранные одним из участников, архитектором и преподавателем Евгенией Репиной.
Градсовет Петербурга 15.07.2021
Архитекторы предложили обновить торговый центр в петербургском Купчино, вдохновляясь снежными пиками Балканских гор. Эксперты отнеслись к идее прохладно.
В ритме квартальной застройки
На прошедшей неделе состоялась презентация жилого комплекса «ТЫ И Я» на северо-востоке Москвы. По ряду параметров он превышает заявленный формат комфорт-класса, и, с другой стороны, полностью соответствует популярной в Москве парадигме квартальной застройки, добавляя некоторые нюансы – новый вид общественных пространств для жильцов и квартиры с высокими потолками в первых этажах.
Архсовет Москвы–70
Архсовет единодушно одобрил проект реконструкции гостиницы «Варшава» на Калужской площади, а обсуждение превратилось в деликатную дискуссию о подходах к градостроительным приоритетам: должно ли здание работать «на городской ансамбль», или решать локальные задачи в рамках заданного участка. Ответ – нельзя сказать, чтобы однозначный, прозвучали предложения создать на этом месте более заметный и высокий акцент, но были отклонены.
Кома парка
В субботу в «Арт-усадьбе Веретьево» открылся парк, спроектированный Александром Бродским. Это самый большой арт-объект автора – 7 га, и его первый ленд-арт-объект. Его сопровождает коллекция книг, подобранных Анной Наринской, коллекция смыслов, предложенных Григорием Ревзиным, и музыкальный перформанс. Предлагаем рассматривать парк как синтетическое произведение современного искусства, наделенное, в то же время, практической функцией.
Идейная составляющая
Попытка систематизации идей, представленных в Арх Каталоге недавно завершившейся выставки Арх Москва: критика, констатация, обоснование, отказ, – все в основном лиричное, традиции «бумажной архитектуры», пожалуй, живы.
Идеями лучимся / Delirious Moscow
В Гостином дворе открылась 26 по счету Арх Москва. Ее тема – идеи, главный гость – Москва, повсеместно встречаются небоскребы и разговоры о высокоплотной застройке. На выставке присутствует самая высокая башня и самая длинная линейная экспозиция в ее истории. Здесь можно посмотреть на все проекты конкурса «Облик реновации», пока еще не опубликованные.
Павильон готов
Сегодня биеннале архитектуры в Венеции открывается для посетителей. Публикуем фотографии павильона России в Джардини, любезно предоставленные организаторами его реконструкции.
Технологии и материалы
Связь сквозь века
Новый бизнес-центр встраивается в среду московского переулка благодаря фасадам, облицованным HPL-панелями Fundermax с фактурой древесины. Наличники окон, разработанные по историческим аналогам из различных регионов России, дополняют образ.
Wienerberger поздравляет с наступившим Новом Годом и подводит...
керамика Porotherm в 2021г – спрос превысил предложение!
новая керамическая плитка Terca Slips,
новый онлайн-курс «Школа проектировщиков»,
керамика Wienerberger – для Open Village,
канал Porotherm на Youtube,
работаем дальше для вас и – к новым победам на рынке!
Инновационная сантехника. Новинки подвесных монолитных...
Последняя революция в сантехнике произошла недавно, когда оборудование для ванных комнат приобрело монолитную форму. Следуя мировым трендам, специалисты Cersanit создали новые модели подвесных унитазов CREA SQUARE и CITY OVAL. Спрятали крепления и колено под корпус, добились ещё большей эстетики, гигиеничности и простоты в уходе. Что ещё нужно знать дизайнеру о новинках?
Красный кирпич от брутализма до постмодернизма
Вместе с компанией BRAER вспоминаем яркие примеры применения кирпича в архитектуре брутализма – направления, которому оказалось под силу освежить восприятие и оживить эмоции. Его недавний опыт доказывает, что самый простой красный кирпич актуален.
Может быть даже – более чем.
3D-узоры из кирпича
Объемная кладка – один из способов переосмыслить традиционный кирпич и сделать здание современным и контекстуальным одновременно. Разбираемся, что такое 3D-кладка и как ее возможно реализовать.
«Донские зори» – 7 лет на рынке!
Гроссмейстерские показатели российского производителя:
93 вида кирпича ручной формовки, годовой объем – 15 400 000 штук,
морозостойкость и прочность – выше европейских аналогов,
прекрасная логистика и – уже – складская программа!
А также: кирпичи-лидеры продаж и эксклюзив для особых проектов
Знак качества
Регулярно в мире проходят тысячи архитектурных конкурсов, но не более десятка являются авторитетными площадками демонстрации или проводниками новых идей. В их числе – A+Awards, которую присуждает архитектурный портал Architizer. Среди лауреатов Девятой премии – сразу два проекта, в которых используются фиброцементные панели EQUITONE.
Андрей Кузьменков, Digital Guru: «С общественным мнением...
Агентство Digital Guru занимается управлением репутацией и исследованиями пользовательских мнений в социальных медиа – так называемым social listening, а также геоаналитическими исследованиями. О том, как эти методы могут использоваться архитекторами и застройщиками на стадии подготовки и планирования общественно значимых проектов, мы поговорили с директором Digital Guru – Андреем Кузьменковым.
Клинкер Hagemeister – ведущая партия в проекте
Для строительства ЖК «Ривер парк», спроектированного архитектурным бюро ADM, использовалась клинкерная плитка Hagemeister в специально созданных для этого комплекса сортировках и миксах – эксклюзивных и неповторяющихся ни в одном другом проекте.
Коллекция светодиодного искусства
Выбрать идеальный светильник под определенный интерьер легко! Главное, влюбиться в светильник с первого взгляда и представить его в интерьере своей гостиной, кухни, спальни или офиса.
Потолки-фрагменты – ключ к адаптивным пространствам
Они позволяют ощутить проницаемость поверхности и высоту пространства, сохраняя звукоизолирующие свойства, и гибко зонировать помещение, что сейчас особенно актуально. Потолки-фрагменты Armstrong от Knauf Ceiling Solutions – адаптивное и современное решение.
Игра света расширяет пространство
Даже самые маленькие помещения обретают очарование, когда в них появляются мансардные окна VELUX и образуются пересекающиеся световые потоки. Хижины выходного дня в Австрии, Италии, Швеции и Дании, равно как и модульный Скаут-хаус в Казани красноречиво подтверждают этот закон.
Кирпич плюc: с чем дружит кладка
С какими материалами стоит сочетать кирпич, чтобы превратить здание в архитектурное событие? Отвечаем на вопрос, рассматривая знаковые дома, построенные в Петербурге при участии компании «Славдом».
Графика трехмерного фасада
В предместье немецкого Саарбрюкена, на ведущей в город автостраде появился новый объект ─ столь примечательный, что его невозможно не заметить. Масштабная постройка торгового центра MÖBEL MARTIN сохраняет характерные для больших моллов лаконичные модернистские формы, однако его фасады получили необычную объемную пластическую разработку. Пространственная оболочка фасада создана посредством алюминиевых композитных панелей ALUCOBOND® A2.
«Фирма «КИРИЛЛ»:
25 лет для самых красивых домов
В ноябре 2021 года одному из ведущих поставщиков облицовочного кирпича на российском рынке «Фирме «КИРИЛЛ» исполнилось 25 лет. Архи.ру восстанавливает хронологию последней четверти века, связанную с использованием этого материала в строительстве и архитектуре.
Как укладка металлических бордюров влияет на дизайн...
Любой дизайн можно испортить неаккуратной работой, особенно если в отделке помещения участвует металлический бордюр. Он способен внести в интерьер утончённость, а может закапризничать в неумелых руках и подчеркнуть кривизну укладки отделочного материала. Как правильно устанавливать металлические бордюры, чтобы дизайнеру было проще контролировать исполнителя и не пришлось краснеть перед заказчиком?
Больше воздуха
Cтеклянные навесы и павильоны Solarlux расширяют пространство загородного дома, позволяя наслаждаться ландшафтом в любое время года и суток.
Сейчас на главной
Гуманизм при растущем уровне моря
Международную премию RIBA, на которую может претендовать сооружение в любой точке планеты, получила больница на юго-западе Бангладеш по проекту Кашефа Чаудхури и его бюро Urbana.
Путь Цоя
Planet 9 создали дизайн для выставки «Путь героя», которая открыта сейчас с Манеже. Пластическое и пространственное решение, интерпретируя историю жизни и творчества Виктора Цоя, выстраивает собственный, очень активный комментарий.
Научное открытие
В Петербурге прошел форсайт «Среда стрелки: Научный квартал». Участники искали способ сделать научные учреждения, сосредоточенные на стрелке Васильевского острова, более открытыми и интересными горожанам.
Фильм в зачет
Андрей Киселев и Сергей Шестопалов приглашают посмотреть фильм экспериментальной проектной студии РАНХиГС, который стал итогом семестра, посвященного навыкам самопрезентации.
Грани Вестника
В ЦДА открылась юбилейная выставка старейшего из современных архитектурных изданий, выстраивающего связи между «Архитектурой СССР» и постсоветской профессиональной журналистикой, также как и между теорией и историей архитектуры. В сухом остатке – мы находимся где-то рядом с точкой сингулярности.
Двор для «Неба»
Проект двора ЖК «Небо» разработала британская компания Gillespies. Авторы сделали акцент на равномерном сочетании развитого озеленения и строгих выгородок, что вполне соответствует духу самого комплекса.
Космические амбиции
Бюро MVRDV обнародовало концепцию эко-долины вокруг поселка «Гагарин» в Армении. Вини Маас уверен — самому первому космонавту их проект бы наверняка понравился.
Горизонт Венеции
В Музее архитектуры открыта выставка панорам Венеции от XV до XX века. В наше время она приобретает неожиданный привкус ностальгии по городу, который теперь не так просто посетить.
Проницаемые структуры
В башне Zuiderzicht в Антверпене по проекту архитекторов KCAP и evr-architecten жильцы сами решают, что будет в выбранной квартире: балкон, остекленная или открытая терраса.
Москва зеленая и тихая
Разрабатывая концепцию малоэтажной застройки в Новой Москве, бюро GAFA попыталось сформулировать новую для России типологию загородного жилья: с разноформатными домами, развитой инфраструктурой и привлекательными сценариями повседневной жизни.
Большая волна в Гаосюне
В Тайване открылся центр поп-музыки стоимостью более 100 млн евро. Автор проекта, испанский архитектор Мануэль Монтесерин Лаос, эксплуатирует морские мотивы и сотовую структуру детской мозаики.
Промежуточная типология
В норвежском Ульвике по проекту мастерской Rever & Drage построили гостевой дом-«сарай». Этим минималистичным коттеджем архитекторы попытались выразить свою признательность «архитектуре проселочных дорог».
Арктический код
Опубликован дизайн-код арктических поселений – комплекс стандартов и сводов правил, регулирующих внешний облик городской среды в Арктике. Он доступен как в виде книги, так и в сети.
Архсовет Москвы – 73
Архсовет поддержал проект здания ресторанного комплекса на Тверском бульваре рядом с бывшей Некрасовской библиотекой, высоко оценив архитектурное решение, но рекомендовав расширить тротуары и, если это будет возможно, добавить открытых галерей со стороны улиц. Отдельно обсудили рекламные конструкции, которые Сергей Чобан предложил резко ограничить.
Балтийский эскапизм
Успевший стать знаменитым спа-комплекс в Янтарном расширяется – рядом появятся гостевые домики, придуманные в коллаборации с норвежцем Рейульфом Рамстадом.
Русско-советский Палладио. Мифы и реальность
Публикуем рецензию на книгу Ильи Печенкина и Ольги Шурыгиной «Иван Жолтовский. Жизнь и творчество» , а также сокращенную главу «Лиловый кардинал. И.В. Жолтовский и борьба течений в советской архитектуре», любезно предоставленную авторами и «Издательским домом Руденцовых».
Мечта мальчика Кая
Архитекторы Zone of Utopia и Mathieu Forest Architecte вспомнили детскую игру и сложили культурно-выставочный центр в китайском Синьсяне из девяти полностью стеклянных «замороженных» кубов.
Буян и суд
Новость об отмене парка Тучков буян уже неделю занимает умы петербуржцев. В отсутствие каких-либо серьезных подробностей, мы поговорили о ситуации с архитекторами парка и судебного квартала: Никитой Явейном и Евгением Герасимовым.
Надежда на историю будущего
В конце декабря была презентована научно обоснованная 3D и AR модель палат Ван дер Гульстов, известных как «дом Анны Монс», последнего, если не считать дворца Лефорта, сохранившегося каменного дома Немецкой слободы конца XVII века. Рассказываем о модели, судьбе и значении дома, также как и о надеждах открыть его для обозрения и отреставрировать.
Градсовет Петербурга 14.01.2022
На днях состоялся первый после смены председателя КГА и главного архитектора Петербурга градостроительный совет. На нем рассматривались: доработанный вариант реконструкции «Фрунзенской», жилой комлпекс на месте «Ленэкспо» и очередная LEGENDA Евгения Герасимова. Также были представлены новые лица в составе совета.
Возможность полета
Проект аэропорта, разработанный АБ ASADOV для Тобольска и победивший в архитектурном конкурсе, не был реализован. Однако он интересен как пример работы со зданием аэропорта очень небольшого масштаба, где целью становится оптимальная организация пространства и инфраструктуры без потери образной составляющей.
Умер Рикардо Бофилл
Безусловная звезда современной архитектуры, автор, сменивший несколько направлений и тем самым примиривший в своем творчестве постмодернизм, национальные мотивы, неоклассику и интернациональный стиль, умер в возрасте 82 лет от последствий ковида в больнице Барселоны.
Поднимаясь над окружением
Бюро А4 придумало новую типологию благоустройства – городской балкон. Небольшая смотровая площадка позволяет по-новому взглянуть на привычные городские панорамы. Первые три балкона появились на московских набережных напротив Кремля и Зарядья.
Длина волны
ЖК «Тургенева 13» в Пушкино, встраиваясь в масштаб окружающей застройки, отличается от нее ритмичной строгостью парной композиции, легкой волной фасада и колористикой, в которой можно разглядеть два образа: один летний, другой зимний, – оба «прорастают» из особенностей места.
Зеленая ДНК лыжника
Супертехнологичный жилой комплекс «Тао Чжу Инь Юань», построенный Vincent Callebaut Architectures в Тайбэе, не просто безопасен для экологии планеты, он поглощает углекислый газ и борется с глобальным потеплением.
Приятный вид
Небольшая смотровая площадка в Красноярске стала новой точкой притяжения: панорамы города, Енисея и тайги дополнили минималистичные дорожки, амфитеатр и удобная парковка.