Осознание Москвы

Выставка «Москва: проектирование будущего» в Музее Москвы рассказывает историю города – в том числе управления им и его утопических проектов наравне с реальными генпланами – в очень наглядной и популярной форме. Прямо-таки формирует сознание.

mainImg
0 Выставка «Москва: проектирование будущего» в Музее Москвы посвящена 30-летию Москомархитектуры и 70-летию Института Генплана, а также году архитектуры в СНГ. Над ней работали председатель Москомархитектуры Юлиана Княжевская, главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов (материалы его диссертации стали частью экспозиции), специалисты Москомархитектуры, Института Генплана Москвы, Музея Москвы и других организаций. В кураторскую группу вошли Александр Змеул и Юлия Шишалова.

Выставка предназначена как для широкой аудитории, взрослой и детской, так и для профессионалов. Главный куратор выставки Дмитрий Ликин, партнер архбюро Wowhaus и главный художник Первого канала, выступая на открытии, сказал, что город кажется людям данностью, а цель же выставки – показать, какие люди и какой труд за этим стоит.
Коллаж по центру экспозиции: извозчик, городовой, сварщик, художница. Все скелеены в духе коллажа 1920-х годов. Автор: художник Олег Бородин. Выставка «Москва: Проектирование будущего» в Музее Москвы
Фотография: Архи.ру
 
Выставка состоит из двух больших частей: мультимедийной, популярной, и более строгой, музейной. Экспозиция оформлена бюро Planet 9 Агнии Стерлиговой. Первая часть – попытка выделить элементы ДНК города: это земля, вода, дороги, сакральное, светское. И рассказать их историю. Пять павильонов, покрытых декоративной графикой и эффектными заголовками, распределены по просторному залу. Особенно почему-то бросается в глаза заголовок «Москва сакральная», про церкви, мечети и синагоги, только потом понимаешь, что рядом с ней имеется «Москва светская», про театры и спорт. Между собой неожиданно рифмуются «История зелени», про парки, и «История земли», про владения. Есть раздел, почти целиком посвященный «Архнадзору», начиная от его зачатков в палатах Щербакова и дорогостоящего переноса трассы ТТК под Яузу в ответ на протесты против строительства автострады по Госпитальному валу. 
Выставка «Москва: Проектирование будущего» в Музее Москвы
Фотография: Архи.ру
Выставка «Москва: Проектирование будущего» в Музее Москвы
Фотография: Архи.ру

Внутри павильонов показывают мультимедийные произведения – короткометражки, созданные командой Михаила Зыгаря. Ролики называются «История будущего», они очень короткие – минут по пять, и стилизованы в духе клипового мышления современного человека: на экране то и дело появляются сообщения, похожие на переписку в чатах, иконки лайков и прочие эмодзи – и это там, где речь идет о временах, когда смартфонов не было в помине.

Сценарии, с одной стороны, не лишены юмора, но с другой стороны, не обходят острых углов российской истории – к примеру, в ролике о воде сообщается, что канал Москва-Волга строили заключенные, и сколько именно зэков работало в день, причем по данным «Мемориала». Однако и в интонациях, и в текстах позитив преобладает. Просветительские ролики сделаны уверенной профессиональной рукой; помимо развлечения, милого сердцу современного музейного посетителя, не чураются цифр, схем и планов – в очень умеренном объеме, в таком, который не дает усомниться в достоверности представленного здесь краткого курса истории города. 
  • zooming
    1 / 3
    Выставка «Москва: Проектирование будущего» в Музее Москвы
    Фотография © Василий Буланов
  • zooming
    2 / 3
    Выставка «Москва: Проектирование будущего» в Музее Москвы
    Фотография © Василий Буланов
  • zooming
    3 / 3
    Выставка «Москва: Проектирование будущего» в Музее Москвы
    Фотография © Василий Буланов

К примеру, в павильоне «Москвы сакральной» наглядно и модно объяснено, что такое сорок сороков, что сорок в прошлом представлял собой нечто вроде административного округа. Жители образовывали «комьюнити» по церковным приходам, а на всемосковский крестный ход собирались сначала по сорокам, к которым были приписаны (вот откуда происходит организация советских демонстраций с первоначальным сбором на заводам, школам и организациям). Здесь же наблюдаем забавный чат-диалог, иллюстрирующий процесс появления в Москве молельных домов иных религий и конфессий: «...нам нужна синагога» – в ответ молчание – «нам очень нужна синагога». И так далее.

Еще несколько короткометражек, расположенных вне павильонов, рассказывают о внезапных событиях, изменявших жизнь города: Олимпиаде-80, Мундиале-2018, переносе столицы в 1918 году из Петербурга в Москву. Звук каждого ролика неплохо аккумулирован между перегородками, однако когда входишь в первый зал, бормотание слышится со всех сторон – представим себе, что это город рассказывает свою историю, привлекая посетителя то в один угол, то в другой. 

Другая часть выставки – более строгая, информативная и менее развлекательная – расположена в дальней части зала. Строгость, впрочем, относительна: здесь также присутствуют игровые элементы – экраны, где можно попробовать себя в непростой роли проектировщика города. Там любой посетитель запросто может заставить квадратный участок жилыми домами – впрочем, потом ему объяснят, что это не очень правильно; но и за руку не хватают, знай себе расставляй домики.
Игра в градостроителя. Выставка «Москва: Проектирование будущего» в Музее Москвы
Фотография: Архи.ру

Вторая часть разделена на два продольных «нефа»: пойдешь налево, найдешь историю управления архитектурой и устройством города, пойдешь направо – найдешь историю градостроительных утопий, визионерских идей, предлагавшихся, когда-то всерьез, а потом все больше в шутку, для Москвы в XX и XXI веке, от авангарда до современности.

Посередине, на широком экране-триптихе показывают фильм о развитии Москвы: генпланах 1920-х, 1935-го, 1970-го, 1990-х и о современных проектах.
Выставка «Москва: Проектирование будущего» в Музее Москвы
Фотография © Василий Буланов

Основная часть фильма скорее повествовательная, но его постсоветская треть более эмоциональна: в ней подчеркнут и заострен контраст между первым периодом развития Москвы после 1991 года, когда «большая часть города превращается в гигантсткий рынок», «памятники архитектуры массово уничтожаются, сносятся и перестраиваются», а «продуманная реконструкция городской среды в современных формах», как на Остоженке, характерна только для «дорогих жилых и офисных зданий», – и периодом мэра Сергея Собянина: он охарактеризован как «новый этап градостроительства, цель которого создание города для людей, а не машин». Здесь перед глазами проходят парки, благоустроенные улицы, реорганизация промзон (показывают ЗИЛАРТ), программа реновации, конкурс на ее фасады, приоритет развития городской среды, строительство хорд, развитие метро и ТПУ (показывают «Нижегородскую»). По занавес мелькает несколько больших проектов: штаб-квартира РЖД на Рижской и высотный ТПУ на месте ТЦ «Крестовский» Рижского рынка; НКЦ Роскосмоса; кампус МГТУ, МГУ и кампус в Коммунарке, «Второе Сити» на месте района Камушки, высотная застройка Южного порта, планы ЭКСПО 2030 в Новой Москве. Нам дают бегло взглянуть нате проекты, которые сейчас считаются приоритетными.
Выставка «Москва: Проектирование будущего» в Музее Москвы
Фотография: Архи.ру
Выставка «Москва: Проектирование будущего» в Музее Москвы
Фотография: Архи.ру
Выставка «Москва: Проектирование будущего» в Музее Москвы
Фотография: Архи.ру
Выставка «Москва: Проектирование будущего» в Музее Москвы
Фотография: Архи.ру

Часть экспозиции, расположенная от входа слева, посвящена людям, внесшим вклад в формирование облика столицы. Зигзагообразная лента белых стендов – это 24 человека, выбранных куратором Дмитрием Ликиным. Среди них, естественно, главные архитекторы города: Иван Мичурин, автор Плана Императорского Столичного города Москвы 1739 года, Дмитрий Ухтомский, потомок князя Юрия Долгорукого и автор Красных Ворот для императрицы Елизаветы, Никола Легран, разбивший бульвары при Екатерине Второй. И так далее вплоть до Семенова, Власова, Посохина, Кузьмина. Каждый из 24 персонажей представлен портретом, описанием, схемой города с его постройками и главной работой, например генпланом или проектом здания. Иллюстрации – в основном воспроизведения, не подлинники, хотя не исключено, что подлинники на выставке появятся позднее.

В списке есть выдающиеся мастера, которые не были главными архитекторами, но определили развитие архитектуры Москвы, такие как Казаков, Иофан и Олтаржевский, Жолтовский и Щусев. Впрочем в ряд попали и такие зловещие противоречивые персонажи, как Лазарь Каганович, строитель знаменитого метро, инициатор расстрелов и уничтожения памятников архитектуры, проживший почти сто лет до 1991 года, свидетель краха не только собственной карьеры, но и страны.
Выставка «Москва: Проектирование будущего» в Музее Москвы
Фотография © Василий Буланов

Параллельно белой ленте стендов идет лента черная: схемы управления архитектурой и строительством Москвы, начиная с 1740 года, когда в городе было 138 тысяч населения на 7100 га, и заканчивая нашим временем и нашим многомиллионным городом. Это материалы кандидатской диссертации главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова. В них можно проследить роль всех ведомств, в том числе Москомархитектуры, которая еще недавно включала в себя и Генплан и много других подразделений, впоследствии выделенных в самостоятельные институты. Приближаясь к современности, схемы становятся сложнее.
Выставка «Москва: Проектирование будущего» в Музее Москвы
Фотография © Василий Буланов

Показалось любопытным, что в XVIII веке главный архитектор в табели о рангах стоял после обер-полицмейстера, то есть это была почти военная должность. Но так было при Елизавете, а при Екатерине II Комиссия каменных строений и стоящий во главе ведомства архитектор подчинялся непосредственно императрице.
Выставка «Москва: Проектирование будущего» в Музее Москвы
Фотография © Василий Буланов

В правом нефе в разделе «Утопия» собраны впечатляющие мечты, некоторые из которых – к сожалению, а некоторые – к счастью, не осуществились. Они сгруппированы в четыре группы: авангард, сталинская архитектура, модернизм и группа с хитрым названием «ре:акция». Интересно распределение конкурса 1934 года на грандиозный проект Наркомтяжпрома на Красной площади по двум группам. Наркомтяжпромы Мельникова и Леонидова, как и положено, попали в авангард, хотя томные обнаженные скульптуры в проекте Мельникова, вознесшиеся выше башен Кремля,  отсылают, скорее, к ар-деко, если не к ар-нуво (!), и остальной проект выполнен в духе Сант-Элиа, а Наркомтяжпромы Ивана Фомина и Бориса Коршунова для того же конкурса попали в сталинский раздел. Это говорит о том, насколько сложна была переломная эпоха 1930-х в идеологическом и стилевом отношении.
Выставка «Москва: Проектирование будущего» в Музее Москвы
Фотография © Василий Буланов
Выставка «Москва: Проектирование будущего» в Музее Москвы
Фотография © Василий Буланов

Несколько сложно для восприятия в разделе авангард мелькание картинок с надписями на экране: не всегда запомнишь название. План Корбюзье снести весь центр Москвы, кроме Кремля, и переделать радиальную планировку на прямоугольную а ля Манхэттен, конечно, не забудешь, да и предложение известное.

А вот спиральную башню – дипломный проект Дворца Коминтерна Лидии Комаровой 1929 года, который явно предвосхищает музей Гуггенхайма Френка Ллойда Райта в Нью-Йорке, построенный на двадцать лет позже, – хотелось рассмотреть подробнее. Как известно, третья жена Райта Ольга Ивановна, до того как выйти за Райта в 1928 году, была женой русского архитектора Владимира Хинценберга, то есть теоретически могла знать о витающих в воздухе идеях. Русский след в американском шедевре интригует. 
Лидия Комарова. Проект здания Коминтерна
Журнал Современная архитектура №4 1929 г.
Лидия Комарова. Проект здания Коминтерна
Журнал Современная архитектура №4 1929 г.

Эпоха модернизма не уступает по смелости авангарду. Утопический проект Павлова по тотальной перестройке Замоскворечья со сносом многих исторических зданий или тоннель под Красной площадью, проекты группы Гутнова «Новый элемент расселения» с футуристической бионической структурой и оттепельный Дворец Советов Власова – антииерархический, цветной и веселый продукт «растекания» архитектуры, если пользоваться термином Владимира Паперного, автора «Культуры-2». 

Для раздела «Ре: акция» (полагаю, кураторы намекали на реакцию как термин, противоположный революции) выбраны утопические проекты с 1980-х по наше время. В акварелях «Стиль 2001 года» Михаила Филиппова, с которыми он выиграл международный конкурс журналов JA и A+U в 1985 году, панельный московский район постепенно заменялся традиционным городом.

Здесь же, в числе поздних утопий, присутствует первый вариант Москва Сити Бориса Тхора и башня ГЦСИ Михаила Хазанова, проект, из которого в 2009 году была осуществлена только реконструкция двухэтажного здания-основы. Другие проекты – принципиально не рассчитанные на реализацию, не столько утопии, которые когда-либо планировали осуществиться, сколько художественные высказывания: к примеру, проект развития Москвы вниз под землю от группы «Обледенение архитекторов», 2000 года и проект Кремлевского университета студента школы МАРШ Олега Сазонова, сделанный в 2016 году в школе МАРШ под руководством Олега Шапиро и Дмитрия Ликина. Прямо скажем, выборка утопий недавнего времени более чем неполная, в ней не хватает не только монументальных классицистических проектов группы МАРХИ Михаила Белова 2021 года. Кроме того подборка утопий недавних лет – подчеркнем, что это отнюдь не выставка архитектурных проектов, а именно что попытка собрать коллекцию утопий, продолжив историю градостроительных фантазий XX века, – оказалась ощутимо иронической и какой-то случайной, что ли, как и сами современные утопии. 
Выставка «Москва: Проектирование будущего» в Музее Москвы
Фотография © Василий Буланов

Сейчас, как кажется, время не утопий, а смелых, ну, во всяком случае в высотном отношении, проектов, действительно нацеленных на реализацию. Они мельком показаны рядом, в ролике Института Генплана и, надо сказать, не менее серьезны, чем в свое время проекты Наркомтяжпрома. А может быть, и много более. Потому что утопии, ушедшие в прошлое, поневоле приобретают романтический оттенок несбывшейся мечты – другое дело проекты, чье будущее еще не написано. 

Последний раздел выставки – для отдыха. Здесь приблизительно воссоздан кабинет, а точнее даже гостиная генпланиста времени примерно НЭРа: книги, часть – о Чарльзе Камероне, другая часть – о проблемах московских пробок, разложены на треугольных столиках с конусовидными ножками, модными в период оттепели. Здесь диваны, здесь можно отдохнуть, полистать и почитать, прежде всего книги, выпущенные Институтом Генплана и Москомархитектурой в последние годы; книги в шкафу, шкаф тоже ретро. На стене развешено множество макетов – таких, которые обычно делают для работы над ППТ и планированием новой застройки – их можно назвать частью рутинной работы планировщиков. 
Выставка «Москва: Проектирование будущего» в Музее Москвы
Фотография: Архи.ру
Выставка «Москва: Проектирование будущего» в Музее Москвы
Фотография: Архи.ру
Выставка «Москва: Проектирование будущего» в Музее Москвы
Фотография: Архи.ру
Выставка «Москва: Проектирование будущего» в Музее Москвы
Фотография: Архи.ру

Что можно сказать об увиденном? Во-первых, эта выставка про градостроительство, а не про архитектуру. Поэтому, встречая время от времени одни архитектурные произведения и не встречая другие, очень важно держать в голове, что те произведения, которые мы встречаем, отмечены как важные в градостроительном отношении. Это не история архитектуры города, а история управления городом, как утопического, так и реального. 

Во-вторых выставка с точки зрения истории города, безусловно, очень познавательна и рассчитана на восприятие посетителем с любой подготовкой – как сказал на открытии Сергей Кузнецов, ее должен понять и школьник, – но в то же время человек, причастный теме, тоже что-то может для себя здесь найти. Признаем, что такую выставку – развлекательно-познавательную – крайне сложно сделать на градостроительном материале, который как правило состоит из схем. В наше время схемы, конечно, стали нагляднее, и все же градостроительство, особенно в случае города, в котором живет страшно подумать сколько миллионов человек – наука очень сложная и сделать из нее рассказ, доступный любому посетителю Музея Москвы, ох как непросто.

Так что, вероятно, неслучайным стало участие в статусе основного куратора Дмитрия Ликина, главного художника Первого канала, который, как известно, знает толк в правильной подаче информации: и усваиваемой легко, и несущей нужный месседж. Здесь определенно получилось и то, и другое – ходишь по выставке и чувствуешь, как легко и непринужденно в сознании закрепляется новый образ истории московского градостроительства, нацеленной в будущее, поскольку Москва, как мы хорошо знаем, – город будущего. Выходишь прямо другим человеком.

22 Декабря 2021

Лара Копылова Юлия Тарабарина

Авторы текста:

Лара Копылова, Юлия Тарабарина
Похожие статьи
Модернизм классициста
В Анфиладе Музея архитектуры открыта выставка фотографий Михаила Розанова «Сталь. Стекло. Бетон», которая представляет авторский взгляд на постройки послевоенного модернизма (и еще немного пост-) в девяти городах мира.
Воображаемая стена
В Никола-Ленивце сожгли на Масленицу объект со многими смыслами: кому «языческая традиция», кому преодоление преград. Замысел был тонкий и сложный, так что ничего удивительного, что получилось не всё. Действо, однако, провоцирует к усложнению процесса сожжения, предлагает новые слои последовательного восприятия. И, конечно, оставляет свободу интерпретаций. Что искусительно. Ими и займемся.
Курдонеры на «гринфилды»
Еще один проект, рассмотренный градсоветом Петербурга, – эскиз застройки микрорайона по соседству с Юнтоловским заказником. Бюро SLOI Architects понизило высоту на 20 метров, добилось силуэтности и сохранило коэффициент использования территории на прежнем уровне. Но вопросы к работе все равно остались.
Палисады в Мытном дворе
На прошлой неделе градсовет Петербурга рассмотрел проект застройки территории Мытного двора, подготовленный «Студией 44». Исторические здания отреставрируют, утраченные восстановят, а на месте складов появятся новые четырехэтажные дома. Проект приняли тепло, вопросы у экспертов вызвало только примыкание к Овсянниковскому саду и высота, показавшаяся слишком скромной.
Градсовет Петербурга 25.01.2023
Для Пироговской набережной «Студия 44» предложила белоснежный дом с тремя ризалитами и каскадом террас. Эксперты разбирались, что в проекте перевешивает: вид на воду или критическая близость к шестиполосной магистрали.
Градсовет Петербурга 14.12.2022
Градсовет критично отнесся к проекту гостиницы на Октябрьской набережной и эскизу застройки микрорайона «Юнтолово», но одобрил проект спортивного центра на берегу Малой Невки.
Архсовет Москвы – 78
Совет поддержал проект 400-метровой офисной башни, которая дополнит Сити и станет продолжением моста Багратион. Экспертам понравилась ярусная композиция, «интерактивный» фасад и функциональная насыщенность.
Сценарии для Московской области
Мособлархитектура и АПМО провели VI Форум проектировщиков – главный ежегодный практикум для архитекторов Подмосковья, собрав ответы на наиболее насущные вопросы при подготовке проектной документации, а также представив новые подходы к территориям на примере лучших практик.
Жизнь в трещинах асфальта
В рамках программы «Сказки о золотых яблоках» в Альметьевске открылся Индустриальный сквер – общественное пространство рядом с действующей котельной, над которым работала команда из архитекторов, антропологов, культурологов и ботаников. Результат – многослойное пространство, выросшее из семян татарской земли.
Архсовет Москвы – 77
Совет поддержал проект башни, завершающей ансамбль ВТБ Арена Парка с северной стороны. Авторы проекта – UNK – предложили увеличить ее высоту со 100 до 150 м для лучших пропорций. В ходе обсуждения возникли предложения увеличить высоту сильнее, сделать башню стройнее и сдвинуть с оси ТТК, что она не замыкала его перспективу от Беговой.
Три «зеленых» истории
Рассматриваем городские экологические проекты, представленные Институтом Генплана на Зодчестве. Они очень разного масштаба: от сбора информации и пожеланий жителей в масштабе города до выращивания луговых растений между домами и картин, которые, как оказалось, лечат деревья, помогают затягивать раны в коре. + перечень естественных для Москвы видов в помощь девелоперу.
Королевство зеркал
На XXX по счету Зодчестве столько решеток и зеркал, что эффект дробления реальности на кусочки многократно усиливается. Только ради этого ощущения стоит посетить фестиваль. Но кроме того выставка богата, разнообразна и работает как хорошо отлаженная машина по всем направлениям: губернскому, студенческому, арт-объектному, круглостольному и прочим. Делать бы и делать такие фестивали.
Градсовет Петербурга 24.08.2022
Второй вариант ЖК «Морская Резиденция», в котором восстанавливается недавно снесенное здание Давида Бурышкина, а также дом рядом с Мурино, который похож на общежитие.
Градсовет 10.08.2022
Градостроительный совет рассмотрел проект санатория в Репино, подготовленный бюро «А.Лен». Эксперты высоко оценили архитектурное решение, но посчитали объем зданий избыточным для курортной территории.
Аспекты счастья
Архстояние 2022 с девизом «Счастье есть?» получилось как всегда веселым фестивалем, но самые заметные объекты какие-то иронические, критичные и грустные, – зато все остальные, окружающие их, сосредоточились на том, чтобы наделить посетителей простой человеческой радостью. Выступили Тотан Кузембаев, Александр Бродский и другие.
Градсовет Петербурга 27.07.2022
Градсовет обсудил «средневековый» жилой квартал у Пулковского водохранилища, гостиницу а-ля рюс в деревне Шуваловка, а также гостиницу напротив Финляндского вокзала, которая восстанавливает структуру утраченной части доходного дома Павла Сюзора.
Архсовет Москвы–76
Архитектурный совет Москвы горячо поддержал новый проект Юрия Григоряна для ТПУ Парк Победы, в котором измененные высотные ограничения позволили предложить тонкую стройную башню 300-метровой высоты. После обсуждения некоторых нюансов как эксперты, так и МКА единодушно пожелали проекту качественной реализации, пообещали следить за ней и поддерживать.
Кузнецовская Москва
В Музее архитектуры открылась выставка «Москва. Реальное». Она объединяет 33 объекта, реализованных полностью или частично и спроектированных в период последних 10 лет, на протяжении которых Сергей Кузнецов был главным архитектором города. Несмотря на дисклеймеры кураторов, выставка представляется еще одним, достаточно стерильным, срезом новейшей истории архитектуры Москвы, периода, еще не завершенного. Авторы каталога говорят о третьей волне модернизма в российской архитектуре.
Сохранить спонтанное?
О том, как эксперты Нижнего Новгорода обсуждали судьбу Караваихи – городского района, сложившегося в 1920-е – 1950-е годы, а сейчас ставшего территорией КРТ.
Арх Москва 2022: награды
Наград Арх Москвы, как всегда, много, на сей раз даже очень много. Рассказываем, кого за что отметили, вспоминаем прошедшую выставку. Важно: звание лучших архитекторов NEXT и обязанность делать экспозицию молодого архитектора получило бюро Надежды и Ильи Кореневых KRNV – за объект «Экзистенция».
Устоять на трех китах
В Гостином дворе открылась Арх Москва. Ее тема – «Устойчивость», но только редкие участники исследуют известные темы sustainability. Больше внимания уделено разного рода балансу и постоянству творческих поисков. Много разных и качественных арт-объектов, да и сама экспозиция тонко сбалансирована.
Градсовет Петербурга 25.05.2022
Градсовет рассмотрел дом от Евгения Герасимова на Петроградской стороне и жилой квартал на Пулковском шоссе от Сергея Орешкина. Обе работы получили поддержку экспертов, но прозвучало мнение о проблемах с масштабом и разнообразием в новой застройке.
Любовь и мир
В Доме МСХ на Кузнецком мосту открылась выставка Василия Бубнова. Он известен как автор нескольких монументальных композиций в московском метро, Артеке и Одессе, но в последние 30 лет работал в основном как очень плодовитый станковист.
Боги некритического реализма
Как непротиворечиво совместить современное искусство и поздний академизм эпохи Александра III в одном зале? Ответом на этот вопрос стал яркий и чувственный экспозиционный дизайн, предложенный Сергеем Чобаном и Александрой Шейнер для выставки Генриха Семирадского в ГТГ.
Градсовет Петербурга 26.04.2022
Градсовет обсудил два масштабных проекта северной столицы: застройку второй половины намыва Васильевского острова жилыми кварталами и перенос основной части Санкт-Петербургского государственного университета в город Пушкин.
Сцена и графика
Или графика на сцене. В театре Мастерская Петра Фоменко открылась выставка акварелей и рисунков Сергея Кузнецова. Небольшой фоторепортаж.
Первая легальная
Руководство Винзавода и Москомархитектуры открыли выставку граффити на бетонной железнодорожной стене при Курском вокзале. По словам организаторов, это первый опыт легального граффити в городском пространстве Москвы. Он интересным образом соседствует с нелегальными надписями напротив.
Архсовет Москвы – 74
Проект ЖК на территории ПВСВ, построенной по проекту архитекторов мастерской Весниных, тесно соседствует с известным «Домом-Самолетом», но сохранных памятников конструктивизма на его территории немного. Авторы – АБ ЦЛП, – уделили много внимания памяти о конструктивистском прошлом места, так же как и парку. Но главной темой обсуждения совета стала проницаемость территории в будущем хотя бы для транзитного прохода.
Первая легальная
Руководство Винзавода и Москомархитектуры открыли выставку граффити на бетонной железнодорожной стене при Курском вокзале. По словам организаторов, это первый опыт легального граффити в городском пространстве Москвы. Он интересным образом соседствует с нелегальными надписями напротив.
Город в потоке
Книги Института Генплана, выпущенные к 70-летию и к юбилейной выставке – самый удивительный трехтомник из всех, которые мне приходилось видеть: они совершенно разные, но собраны в одну коробку. Это, впрочем, объясняется спецификой каждого тома, разнообразием подходов к информации и сложностью самого материала: все же градостроительство наука многогранная, а здесь оно соседствует с искусством.
Утопии в городе
В Музее Москвы до 14 мая открыта выставка «Москва: проектирование будущего». Параллельно проходят круглые столы и паблик-токи. Вашему вниманию – сокращенная расшифровка разговора, посвященного архитектурным утопиям.
Технологии и материалы
Свет для будущих поколений
Компания SWG | Светодиодное освещение оборудовала специализированную учебную лабораторию при Московском государственном строительном университете и запустила совместную с вузом программу обучения профессионалов интерьерного освещения.
Благородный металл
Сегодня парадные лобби жилых комплексов – это отдельное произведение дизайнерского искусства. Рассказываем, как в их оформлении используется продукция компании HÖGER – производителя уникальных интерьерных деталей из металла
Компания Hilti усиливает локальное производство
Øglaend System, подразделение группы компаний Hilti, производит кабеленесущие системы, которые можно использовать на объектах любой сложности: от нефтяных платформ до торговых центров. Генеральный директор Дмитрий Клименко рассказал Архи.ру о расширении производства в Санкт-Петербурге и запуске новых линеек для фасадных систем Hilti.
Скрафтить площадку
На примере игровых комплексов «Хоббики» – лидера в производстве уличной мебели – рассказываем, в чем преимущества крафтового подхода к оборудованию детских площадок
Приглашение на танец
Компания «Новые Горизонты» разработала несколько серий игровых комплексов, которые можно адаптировать под особенности той или иной площадки. Рассказываем о гибкости решений на примере комплекса «Танцующие домики».
Формула надежности. Инновационная фасадная система...
В компании HILTI нашли оригинальное решение для повышения надежности фасадов, в особенности с большими относами облицовки от несущего основания. Пилоны, пилястры и каннелюры теперь можно выполнять без существенного увеличения бюджета, но не в ущерб прочности и надежности
МасТТех: успехи 2022 года
Кроме каталога готовой продукции, холдинг МасТТех и конструкторское бюро предприятия предлагают разработку уникальных решений. Срок создания и внедрения составляет 4-5 недель – самый короткий на рынке светопрозрачных конструкций!
ROCKWOOL: высокий стандарт на всех континентах
Использование изоляционных материалов компании ROCKWOOL при строительстве зданий и сооружений по всему миру является показателем их качества и надежности.
Как применяется каменная вата в знаковых объектах для решения нетривиальных задач – читайте в нашем обзоре.
Кирпичное узорочье
Один из самых влиятельных и узнаваемых стилей в русской архитектуре – Узорочье XVII века – до сих пор не исчерпало своей вдохновляющей силы для тех, кто работает с кирпичом
NEVA HAUS – узорчатые шкатулки на Неве
Отличительной особенностью комплекса NEVA HAUS являются необычные фасады из кирпича: кирпич от «ЛСР. Стеновые» стал материалом, который подчеркивает индивидуальность каждого из корпусов нового комплекса, делая его уникальным.
Керамические блоки Porotherm – 20 лет в России
С 2023 года Wienerberger отказывается от зонтичного бренда в России и сосредотачивает свои усилия на развитии бренда Porotherm. О перспективах рынка и особенностях строительства из керамических блоков в интервью Архи.ру рассказал генеральный директор ООО «Винербергер Кирпич» и «Винербергер Куркачи» Николай Троицкий
Латунный трек
Компания ЦЕНТРСВЕТ активно развивает свою премиальную трековую систему освещения AUROOM, полностью выполненную из благородной латуни.
Обучение через игру: новый тренд детских площадок
Компания «Новые горизонты» разработала инновационный игровой комплекс, который ненавязчиво интегрирует в ежедневную активность детей разного возраста познавательную функцию. Развитие моторики, координации и социальных навыков теперь дополняет знакомство с научными фактами и явлениями.
Живая сталь для архитектуры
Компания «Северсталь» запустила производство атмосферостойкой стали под брендом Forcera. Рассказываем о российском аналоге кортена и расспрашиваем архитекторов: Сергея Скуратова, Сергея Чобана и других – о востребованности и возможностях окисленного металла как такового. Приводим примеры: с ним и сложно, и интересно.
Нестандартные решения для HoReCa и их реализация в проектах...
Каким бы изысканным ни был интерьер в отеле или ресторане, вся обстановка в прямом смысле слова померкнет, если освещение организовано неграмотно или использованы некачественные источники света. Решения от бренда Arlight полностью соответствуют этим требованиям.
Инновации Baumit для защиты фасадов
Австрийский бренд Baumit, эксперт в области фасадных систем, штукатурок и красок, предлагает комплексные системы фасадной теплоизоляции, сочетающие технологичность и широкие дизайнерские возможности
Optima – красота акустики
Акустические панели Armstrong Optima от Knauf Ceiling Solutions – эстетика, функциональность и широкие возможности использования.
Сейчас на главной
Резервуар для искусства
В музейном квартале Бангалора, столицы Южной Индии, открылось новое здание музея MAP – Музея изобразительного искусства и фотографии. Основа фондов – коллекция предпринимателя Абхишека Поддара, он же заказчик архитектурного проекта, авторы здания – местное архбюро Mathew and Ghosh Architects.
Ферма в каждый дом
На воркшопе Архитектура+FOODTECH архитектурная лаборатория SA lab вместе студентами придумала новый тип вертикальных ферм и прошла путь от концепции до реализации. Прототип напечатан на 3D-принтере из переработанного пластика и выращивает 136 растений.
Школа хвойных пород
Для проекта средней школы Port Marianne в Монпелье архитекторы местного бюро A+Architecture выбрали особый безопасный для экологии бетон в сочетании с конструкциями из местной Севеннской ели и эффектной отделкой из Дугласовой пихты.
Иван Фомин и Иосиф Лангбард: на пути к классике 1930-х
Новая статья Андрея Бархина об упрощенном ордере тридцатых – на основе сравнения архитектуры Фомина и Лангбарда. Текст был представлен 17 мая 2022 года в рамках Круглого стола, посвященного 150-летию Ивана Фомина.
Совместный досуг
Центр «Поле» выполняет роль третьего места в спальном районе Москвы. На площади меньше 30 квадратных метров студия дизайна D создала пространство, где дети и взрослые могут проводить время вместе: играть, работать, встречаться с друзьями, заниматься спортом и творчеством.
Сады и искусство
Петербургское ландшафтное бюро МОХ открыло в Москве представительство, напоминающее арт-галерею: пространство формата white box служит фоном для цветочных композиций, объектов искусства и дизайна
Белые одежды
Парижский архитектор Жан-Пьер Лотт спроектировал и построил для Университета Страсбурга новый учебный корпус Le Studium, который задуман прежде всего как так называемое «третье место».
Пресса: Самые важные архитектурные утраты Петербурга за последние...
«Cобака.ru» попросила архитектурного критика и автора телеграм-канала «Город, говори» Марию Элькину, основателя архитектурного бюро «Хвоя» Георгия Снежкина, искусствоведа и автора телеграм-канала «Русский камамбер» Александра Семенова, архитектора-градопланировщика бюро MLA+ Даниила Веретенникова и члена градостроительного совета города, руководителя архитектурного бюро «Студии 44» Никиту Явейна выделить главные городские утраты и возможные в скором времени потери, начиная с нулевых, и рассказывает историю этих мест.
Три из четырех
Рассказываем об итогах прошлогоднего конкурса на оформление четырех станций метро в Казани. Победителей трое – публикуем их проекты. Для последней станции проект выбрать не удалось.
Дворец воды
Дворец водных видов спорта строился в Екатеринбурге в рамках подготовки к Универсиаде-2023. Комплекс включает три бассейна, рассчитан на 5000 зрителей, соответствует требованиям FISU и предполагает интенсивное использование вне крупных спортивных мероприятий.
Мечта о танце
Пекинское бюро MAD превратит старый склад в бывшем порту Роттердама в Центр танцевального искусства с амфитеатром под открытым небом.
Пресса: Юлий Борисов: «Успех не в компромиссе, а в гармонии»
В интервью «Строительному Еженедельнику» Юлий Борисов признается, что не любит использовать слово «компромисс», так как оно предполагает, что кто-то из участников процесса остается неудовлетворенным.
Многоликий
В интерьере ресторана Cult в Калининграде архитектор Дарья Белецкая разворачивает историю, родившуюся из размышлений о тревожности. Ощутить равновесие и спокойствие помогает созерцание полуторатонного валуна, мерцание воды, маски, отсылающие к «Тысячеликому герою» Джозефа Кэмпбелла и общая атмосфера полумрака и тишины.
Мост-аттракцион
Пешеходный мост по проекту архитектора Томаса Рэндалла-Пейджа и конструктора Тима Лукаса в историческом лондонском доке перекатывается «вверх ногами» с помощью двух ручных лебедок, чтобы пропускать проходящие суда.
Дом учителя
В Нинбо в родном доме ведущего экономиста КНР Дун Фужэна открылся музей. Авторы реконструкции – пекинское бюро WIT Design & Research.
Медная корона
Дом, построенный по проекту мастерской Михаила Мамошина рядом с новой сценой Малого драматического театра, прячется во дворах, но вопреки этому, а может и благодаря, интерпретирует традиционную застройку конца XIX века более смело, чем это принято в Петербурге.
Куб в оазисе
Еврейский культурный центр Сочи расположится в доступной части города и станет центром общественной жизни: помимо синагоги он вместит образовательный центр, кошерный ресторан и музей, рядом появится благоустроенный сквер.
О сохранении владимирского вокзала: мнения экспертов
Продолжаем разговор о сохранении здания вокзала: там и проект еще не поздно изменить, и даже вопрос постановки на охрану еще не решен, насколько нам известно, окончательно. Задали вопрос экспертам, преимущественно историкам архитектуры модернизма.
«Чайка» с мозаикой
В здании речного вокзала Волгограда открылось кафе «Чайка на крыше». Над интерьером работало бюро Object, которое обратилось к эстетике позднего советского модернизма – отсюда цветовая гамма, шпонированные панели, терраццо и главный элемент интерьера – яркая мозаика.
Задел на будущее
Реконструкция стадиона Drusus в Южном Тироле по проекту gmp и Dejaco + Partner рассчитана на будущие успехи команды-хозяйки F.C. Südtirol в новой для нее серии B чемпионата Италии по футболу.
Архитектурные заметки о БКЛ.
Часть 1
Александр Змеул много знает о метро, в том числе московском, и сейчас, с открытием БКЛ, мы попросили его написать нам обзор этого гигантского кольца – говорят, что самого большого в мире, – с точки зрения архитектуры. В первой части: имена, проектные компании, относительно «старые» станции и многое другое. Получился, в сущности, путеводитель по новой части метро.
Дело четвертое
Мастерская Delo представила новую модель в линейке типовых каркасных домов: четыре спальни, теплые полы-террацо и минималистичный интерьер с мебелью собственного производства, а также отделкой из кедра.
Стримлайн для «городских каньонов»
Степан Липгарт спроектировал два дома для небольших участков в интенсивно застраиваемых новым жильем окрестностях Варшавского вокзала. Расположенные не рядом, но поблизости, различны, но подобны: тема одна, а трактовка разная. Рассматриваем и сравниваем оба проекта.
Архитектурная модернизация среды. Книга 2
Вслед за первой, выпущенной в прошлом году, публикуем вторую коллективную монографию НИИТИАГ, посвященную «Архитектурной модернизации среды»: история развития городской среды от Тамбова до Минусинска, от Пицунды 1950-х годов до Ричарда Роджерса.
Теллурические ясли
Бюро Régis Roudil architectes встроило в исторический комплекс Дворца Альма в Париже вытянутый объем детских ясель. В качестве основных строительных материалов архитекторы несколько неожиданно выбрали дерево и… землю.
Улица рисунков зодчего Росси
В берлинском Музее архитектурного рисунка Фонда Сергея Чобана открыта новая выставка, на которой представлены более 100 работ итальянского архитектора Альдо Росси, многие из них экспонируются впервые.
Дом с видом
Новый модульный дом из линейки SWIDOM, разработанной бюро MAParchitects, по-прежнему ставит в приоритет окружающие виды, но отличается большой площадью и улучшенной технологией производства и сборки.