Еще в 2010 году правительство РФ приняло постановление № 833 «О создании особых экономических зон и туристического кластера в Северо-Кавказском федеральном округе». Кластер образуют особые зоны «Эльбрус» в Кабардино-Балкарии, «Мамисон» в Северной Осетии, «Армхи» в Ингушетии, «Матлас» в Дагестане и «Ведучи» в Чечне. Стратегия пространственного развития Российской Федерации до 2025 года определяет их как ключевые центры экономического роста для региона.
Статус особых экономических зон помогает привлекать инвесторов с помощью налоговых и таможенных льгот, а также – опережающего развития транспортной и коммунальной инфраструктур. Последнее во многом может быть обеспечено экономически обоснованным и сбалансированным проектом.
Такой проект в 2022-2023 годах по заказу корпорации «Кавказ.РФ» подготовил Институт Генплана Москвы для трех территорий: Эльбрус, Мамисон и Армхи.
Высотное планирование
Работа шла параллельно во всех трех республиках и охватила 12 000 гектар горной и высокогорной территории.Институт выполнил объемный комплекс работ от инженерных изысканий до финансово-экономической модели и дизайн-кода. Дополнительным вызовом стала организация технически сложных объектов: канатных дорог, систем снегообразования, коридоров горнолыжных трасс, которые проектировались с учетом особых природных условий – перепада высот свыше 3000 метров, угрозы схода лавин и селевых оползней, экстремальных температур. Особое внимание уделили и природоохранному законодательству.
Результатам стала утвержденная документация по планировке трех высокогорных горнолыжных комплексов – «Эльбрус», «Армхи» и «Мамисон», на основании которой продолжается их активное развитие.
Каждая из площадок имеет свою специфику, с учетом которой складывается позиционирование курортов.
Владислав Татарников – руководитель проекта
Туристско-рекреационный комплекс «Эльбрус» позиционируется как всесезонный горно-рекреационный центр всероссийского и международного значения, предлагающий широкое разнообразие видов отдыха и услуг.
Одна из ключевых задач состояла в создании оптимальной планировочной структуры во взаимосвязи с основными целевыми показателями: планируемым туристическим потоком, емкостью средств размещения, пропускной способностью объектов горнолыжной инфраструктуры.
При полном развитии ВТРК «Эльбрус» к 2030 году значение туристско-экскурсионного потока может превысить 920 000 человек в год и иметь возможность роста до 1 000 000 человек. Планируется увеличить емкость средств размещения до 730 000 человек и существенно увеличить пропускную способность объектов горнолыжной инфраструктуры за счет строительства свыше 10 километров новых канатных дорог и 33 километров горнолыжных трасс.
В проекте большой акцент сделан на круглогодичном использовании территорий. Для этого необходимо было решить задачу по расширению целевой аудитории, сделать отдых семейным. Пребывание должно стать привлекательным не только для людей, которые имеют навыки катания на горных лыжах, но и для более широкого круга пользователей. В связи с этим определяющую роль играет идеология сценариев круглогодичного использования горнолыжных курортов, которая и определена проектами. Каждый из всесезонных туристско-рекреационных комплексов приобрел набор функций, позволяющий принимать гостей круглый год, развивать активный, оздоровительный и культурно-познавательный туризм.
Эльбрус: снег даже летом
Высота Эльбруса – 5600 метров. Интенсивное строительство альпинистских лагерей и туристических баз началось здесь еще в 1920-е годы. Первую канатно-маятниковую дорогу запустили в 1969. А в марте 2024 года курорт посетили рекордные 103 000 человек. Примечательно, что предыдущий скачок пришелся на август 2023, когда открылось 30 километров новых обустроенных экологических троп.
Ближайшими отечественными конкурентами Приэльбрусья являются Домбай, Красная Поляна и Архыз. Но у Эльбруса есть ряд особенностей, которыми могут похвастаться далеко не все курорты, – это возможность кататься 365 дней в году: восемь месяцев на высокогорной части, в остальное время – на леднике. Перепад высот на трассах составляет более двух километров, что обещает длительный спуск.
Курорт уже динамично развивается и располагает серьезной инфраструктурой. При этом горнолыжная зона имеет значительный потенциал для развития по международным стандартам, а в перспективе особая экономическая зона может объединить территорию горнолыжного курорта «Чегет» и склоны долины реки Юсенги. Большие возможности открыты и для развития летних активностей, включая разнообразные экскурсионные и пешие маршруты.
Развитие ВТРК «Эльбрус» предусматривается как в высокогорной части, так и в «туристической деревне» поляна Азау. Вся зона курорта находится в границах особо охраняемой природной территории «Национальный парк Приэльбрусье», что накладывает определенные ограничения и регламенты.
Восхождения и спуски
В горной зоне сосредоточена спортивно-горнолыжная инфраструктура: сейчас на склоне работает 13 километров трасс и более 9 километров канатных дорог. На станциях канатных дорог размещены рестораны, смотровые площадки, высокогорные приюты и гостиницы.Инфраструктура станций канатных дорог станет более разнообразной. Так, на станции «Плато под обсерваторией» и на территории «Семейного парка» на высоте 3000 метров появятся учебные склоны, которые дополнят берущие здесь начало трассы разной сложности: зеленые, синие, красные и черные.
Станцию «Мир» на высоте 3450 метров модернизируют, а рядом построят ресторан, смотровую площадку, площадку отдыха и нестационарные торговые объекты.
В районе станции «Гарабаши» появится комплекс объектов инвестиционного проекта «Эльбрус 3847»: смотровые площадки, рестораны, гостевые дома, павильон медитаций, снежный городок, горные тропы и вертолетная площадка. Общее количество модулей в этой зоне – 90 единиц для размещения 180 туристов.
В связи со строительством канатных дорог и горнолыжных трасс будет интенсивно развиваться анклав у станции «Ледовая база» на высоте 3670 метров. На месте заброшенной станции гляциологов откроется «Музей льда».
Легендарный «Приют одиннадцати», сгоревший в 1998 году, будет воссоздан: новая гостиница на высоте 4060 метров сможет принимать 120 человек.
У подножия горы
Особая экономическая зона «Эльбрус» площадью 2600 га является главным туристическим центром Баксанского ущелья. В его пределах Институт генплана Москвы рассматривает ближайшую зону развития – от поляны Азау до населенного пункта Эльбрус. Расстояние между ними составляет около 20 километров, которые на транспорте можно преодолеть за полчаса. Сейчас поляна Азау способна разместить 1500 туристов, а если учитывать прилегающие населенные пункты – Тегенекли, Терскол, Юсенги, Эльбрус и другие – то переночевать с комфортом не слишком далеко от подъемников могут больше 6 000 человек.Из-за особенностей рельефа градостроительная емкость туристической деревни ограничена, расширять ее некуда. Поэтому первостепенной задачей стало упорядочивание архитектурно-планировочного облика поляны Азау.
Екатерина Катканова, главный архитектор проекта
Развитие ВТРК «Эльбрус» предусматривается как на поляне Азау, так и в высокогорной части.
Наибольшую важность для поляны Азау представляет упорядочивание архитектурно-планировочного облика и создание приватных и полуприватных общественных пространств, которых так не хватает курорту. При проработке архитектурного облика туристической деревни и горной части было предложено реконструировать целый ряд существующих объектов, чтобы привести их к единому стилевому образу.
Главная площадь поляны образована существующей застройкой и пологим выкатом горнолыжной трассы – единственным на Азау. С этого сектора и начнется развитие поляны: площадь реорганизуют и благоустроят, а строительство новой станции канатной дороги EL9 позволит распределить нагрузку и снизить очереди на подъемники.
В срединной части поляны появится тренировочная зона для тех, кто только учится кататься: с траволатором, «зеленой» горнолыжной трассой и тюбинговой горкой. Въездную зону в туристическую деревню сформирует группа гостиниц, спортивный комплекс с ледовым катком, спа-центр с бассейном, оранжереи, центр скалолазания, а также открытая парковка на 800 машино-мест.
В горной зоне планируется развивать спортивно-горнолыжную инфраструктуру, дополняя её общественно-деловыми функциями.
На станции «Приют-11», на месте прежнего «Приюта одиннадцати» утраченного в результате пожара (архитектор Николай Попов), планируется строительство новой высокогорной гостиницы «Альпинистский лагерь» на 120 мест, в виде воссозданного исторического образа «Приюта одиннадцати».
Всего же в границах особой экономической зоны, включая и высокогорную часть, и долину, планируется построить более 24 гостиниц, а количество посадочных мест в ресторанах будет увеличено до 2800, будет введено в эксплуатацию более 50 км эко-троп.
Не только лыжи
Высоким сезоном для горнолыжных комплексов традиционно считаются зима и начало весны. Как уже говорилось, на ВТРК «Эльбрус» этот период может быть значительно длиннее, чем где-либо на Северном Кавказе, – до 150-165 дней с конца ноября по начало мая. Но и в летне-осенний период ему есть что предложить туристам.В нижней части поляны Азау у реки Баксан запланирован веревочный парк и променад с включением существующей экотропы «Чегетский Поворот-Водопад Азау». В сосновом массиве будет проложена сеть пешеходных маршрутов общей длиной около 50 километров, с которых можно начать исследование экотроп Приэльбрусья, идущих вдоль Баксанского ущелья и в сторону Кисловодска. Пешеходные маршруты позволят насладиться прежде всего природными богатствами края, но в границах ВТРК «Эльбрус» есть и объекты культурного наследия, связанные с событиями XX века.
Заложенные Институтом генплана Москвы мероприятия выводят ВТРК «Эльбрус» на новый виток развития, превращая его в грандиозный международный туристический кластер, который остается привлекательным для посещения в любое время года как с точки зрения получаемых впечатлений, так и с позиции комфорта путешественника. Проведенный Институтом анализ позволяет спрогнозировать все связанные с развитием нагрузки – от транспортных, до экологических.
Дмитрий Смирнов, главный экономист проекта
Для многих функционирующих горнолыжных комплексов Северного Кавказа характерны сезонные особенности распределения туристских и экскурсионных потоков. ВТРК «Эльбрус» благодаря природно-климатическим условиям, наличию самой высокой точки Европы в своих границах, возможности катания на леднике и проектируемым системам оснежения склонов будет иметь максимальную продолжительность высокого сезона из всех существующих и планируемых к развитию горнолыжных комплексов России.
Несмотря на планируемое создание дополнительных туристических объектов для всесезонного функционирования туристско-рекреационного комплекса, на территории ВТРК «Эльбрус» прогнозируется высокий, средний и низкий сезоны со своими характерными особенностями в части загрузки коллективных средств размещения и времени проживания туристов
При сопоставимых прогнозных объемах туристского потока в зимнее время и межсезонье курорт будут посещать более 200 000 человек в каждый период. Средняя загрузка гостиниц в высокий сезон составит около 79 %, а среднее время проживания туриста – 5,6 дней. Для низкого сезона загрузка гостиниц составит не более 48 %, а среднее время проживания туриста – около 2,8 дней.
Основную массу «зимних» экскурсантов ВТРК «Эльбруса» составят однодневные любители горнолыжного спорта, не останавливающиеся на ночевки в средствах размещения всех типов в границах Приэльбрусья.
Создание новых объектов горнолыжной инфраструктуры, средств размещения, спортивных и туристических объектов позволит в период до 2030 года увеличить поток туристов до 600 тысяч человек, экскурсионный – до 320 тысяч человек в год.
Для успешного функционирования ВТРК «Эльбрус», а также сбалансированного и устойчивого развития всего Приэльбрусья, в дальнейшем необходимо модернизировать туристическую инфраструктуру, расположенную в долине реки Баксан и, в первую очередь, горнолыжного комплекса «Чегет».
В следующих публикациях мы подробно расскажем о том, как Институт Генплана Москвы видит развитие курортов «Армхи» и «Мамисон».