English version

Скрепка над рекой

Говорим с Виталием Лутцем из Института Генплана о замысле и особенностях пешеходного моста, соединившего два берега Яузы в новом кластере МГТУ. Его форма и программа – прежде всего речь о включении в «линейный транспортный объект» амфитеатра, зависшего над рекой – были придуманы при работе над ППТ. Обычно так не делают, а было бы полезно, – говорят авторы, называя промежуточную стадию проекта «пред-АГР». Она позволяет определить многие параметры будущего проекта, преодолеть разрыв между градостроительным и архитектурным проектированием.

mainImg
Архитектор:
Сергей Кузнецов
Виталий Лутц
Галактионов Алексей
Мастерская:
ГУП "ИТЦ Москомархитектуры"
Институт Генплана Москвы http://genplanmos.ru/



Подземпроект
Проект:
Мост с амфитеатром в составе кластера МГТУ
Россия, Москва

Авторский коллектив:
Объемно-планировочное решение – Институт Генплана Москвы совместно с Москомархитектурой: Виталий Лутц Алексей Галактионов Сергей Канеп Наталья Кармадонова Мария Савочкина Иван Драган Андрей Мингазов 
Генеральное проектирование: Подземпроект 

2023 / 8.2024
Новые здания кампуса МГТУ Бауманской стали открытием сезона; мы о них уже рассказывали и уже тогда отмечали, что пешеходный мост, соединяющий две территории через реку, важен и заметен в составе проекта. 
Технологическая долина МГТУ на Яузе. Сергей Кузнецов и ТПО «Прайд» (Елена Мызникова, Николай Гордюшин)
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Мост виден с набережных, работает и в панораме города, и для того, чтобы рассматривать панораму, поскольку в мост встроен амфитеатр; по нему идут студенты, временами – очень много человек. 
Технологическая долина МГТУ на Яузе. Сергей Кузнецов и ТПО «Прайд» (Елена Мызникова, Николай Гордюшин)
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Проверила сама, прокатилась от общежития до главной площади и обратно – чудо как легко и удобно, несмотря на, в общем-то, значительный «разброс» новых и старых зданий МГТУ в пятне города. Не всегда так бывает, но тут прямо чувствуется: мост образовал даже не узелок, а пространственную «нитку», стал ключевым элементом решения. Так что неудивительно и то, что проект получил архпремию Москвы летом 2024. 

Идея соединить две части кампуса пешеходным мостом исходила от Москомархитектуры и Сергея Кузнецова, а разработкой моста занималось Управление перспективных проектов Института Генплана. Именно они, хотя и работали только над ППТ, пошли несколько дальше и предложили форму моста – в виде «скрепки с одной развернутой ножкой», и добавили к «линейному объекту» общественное пространство амфитеатра.
Технологическая долина МГТУ на Яузе. Сергей Кузнецов и ТПО «Прайд» (Елена Мызникова, Николай Гордюшин)
© Институт Генплана Москвы
Получившийся мост МГТУ можно понимать как пример концентрированного градостроительного объекта. Здесь недостаточно было бы привлечь даже самого талантливого архитектора – архитектор работает с уже заданными условиями, вписывая свои идеи в установленные границы. Мы же имели возможность корректировать линии регулирования: сузить и сдвинуть проезжую часть, изменить границы природного комплекса, перенести инженерные сети. Архитекторы такого рода задачи в большинстве случаев даже не затрагивают. Но именно синтетический подход позволил проекту состояться. Я бы назвал эту стадию «пред-АГР», конечно, в законодательстве она не присутствует, но нечто подобное было в постановлении о реновации: если помните, там архитекторы работали вместе в нами над ППТ. Это не только улучшает качество проектов, но и экономит время и ресурсы в будущем, минимизируя доработки.

Нам хотелось, чтобы мост стал «культовой точкой», местом для встреч и общения между учебными корпусами и общежитиями, как фонтан в МАРХИ. Но линейный объект – это всегда транзит, расчеты потоков. Я рад, что город поддержал нашу идею и транзит удалось дополнить общественным пространством.

Мы долго обсуждали ориентацию амфитеатра. Казалось естественным развернуть его на солнце, но тогда зрителям открывался бы вид на автозаправки. Мы ориентировали амфитеатр на север, но зато перед глазами сидящих – освещенный солнцем ландшафт с кристаллическими зданиями общежитий.
Технологическая долина МГТУ на Яузе. Сергей Кузнецов и ТПО «Прайд» (Елена Мызникова, Николай Гордюшин)
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Раскрытие панорамы на север в данном случае надо признать правильным решением: мы видим стеклянные грани новых общежитий, они отражают кирпичный городок напротив и формируют видовые «кулисы» классического городского пейзажа. Еще посмотрим, будут ли тут тусоваться вечно занятые студенты – на нам экскурсии рассказали, что в новых корпусах селят общественников и отличников – они ведь должны все время учиться, в библиотеке сидеть, да?

Но сам по себе опыт «сидения над рекой» – интересный. Кажется, во всяком случае в Москве, такого еще не было... Мы любим остановиться на мостах, посмотреть на реку; но там, как правило, надолго не задерживаются, а тут можно сидеть. 
cic = 1

Алексей Галактионов, Институт Генплана Москвы

Отношение моста к реке с одной стороны – как к разделителю, а с другой – как к персонажу, части городской экспозиции: при перемещении через реку открываются уникальные виды. Мост – двойственный с точки зрения движения: северная часть – динамическая, по ней идёт велодорожка с непрерывным движением, для чего предусмотрен пандус с обеих сторон моста; южная часть – спокойная, пешеходная, предполагающая возможность сделать паузу и насладиться видом на реку со спускающегося в сторону воды амфитеатра. Здесь студенты, которые идут от общежития, или спортивного корпуса к учебному, могут комфортно провести время под открытым небом.

Да и свес моста над рекой производит впечатление и днем, когда металлические кессоны отражают блики воды, и ночью, когда мост подсвечивают. 
  • zooming
    Технологическая долина МГТУ на Яузе. Сергей Кузнецов и ТПО «Прайд» (Елена Мызникова, Николай Гордюшин)
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Технологическая долина МГТУ на Яузе. Сергей Кузнецов и ТПО «Прайд» (Елена Мызникова, Николай Гордюшин)
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Этакий он визуальный аттракцион. 

За стадию Проект, АГР и генпроектирование отвечали архитекторы компании Подземпроект: им принадлежит решение с кессонами, довольно элегантными, и стеклянные лестничные башни-кристаллы, вторящие форме общежитий. Также как и несущие пандус бетонные колонны: квадратного сечения, плавно раскрывающиеся кверху как этакие абстрактные цветы, редуцированный вариант колонн на «Кропоткинской». 
   
  

Факт, что тут совмещены лестница, лифт и пандусы правильного, комфортного наклона. Именно для этого мосту нужны длинные «хвосты» – благодаря им мост становится безбарьерным переездом с одного берега реки на другой. Водя экскурсию по новым зданиям МГТУ, Сергей Кузнецов с некоторой досадой заметил, что на велосипедах по велодорожкам ездит мало кто, зато их освоили самокатчики. 

Вообще говоря, это большой плюс – мост с велодорожкой: именно здесь над Яузой мне, заядлому самокатчику, стало очевидно, что для пешеходов и самокатов, когда тех и других много, нужны отдельные полосы. 
  • zooming
    Технологическая долина МГТУ на Яузе. Сергей Кузнецов и ТПО «Прайд» (Елена Мызникова, Николай Гордюшин)
    © Институт генплана Москвы, ГУП «ИТЦ Москомархитектуры» / предоставлено пресс-службой Москомархитектуры
  • zooming
    Технологическая долина МГТУ на Яузе. Сергей Кузнецов и ТПО «Прайд» (Елена Мызникова, Николай Гордюшин)
    © Институт генплана Москвы, ГУП «ИТЦ Москомархитектуры» / предоставлено пресс-службой Москомархитектуры

Итак, на Яузе новый пешеходный мост. 

Но вообще-то яузский мостик – это тема, образ. Особенно из кино: высоко приподнятая «горбатая» арка со ступеньками. Они напоминают Лебяжью канавку, но больше Венецию; хотя есть в этих мостах некоторая «особенная» московская изогнутость. Соответственно, кажется, что горбатые мостики существовали здесь всегда.

На самом деле нет. Одни появились в 1939 году, другие после войны, в 1950-е годы; последним в цепочке стал Тессинский мост у одноименного переулка. Появление арочных пешеходных мостов связано с планами сделать реку Яузу судоходной, которые советская власть вынашивала с принятия генплана в середине 1930-х до середины 1960-х годов. Кое-что успели сделать: увеличить полноводность притока Яузы Лихоборки, построить шлюз, расширить русло и построить гранитные набережные до Сокольников. Тогда-то и сломали все существовавшие пешеходные мосты и построили новые. 

До реконструкции берега Яузы были земляными склонами и она напоминала речку Вологду – ни большая, ни маленькая. А пешеходные мосты выглядели просто – деревянные, невысокие, с множеством опор или хотя бы с одной конструкцией, перегораживающей русло, как у Тессинского моста 1887 года. Такими, к слову сказать, остались мосты выше по течению, там, куда гранитная набережная не дошла; только со временем они стали металлическими, а не деревянными. 

В 2000-е для яузских пешеходных мостов начался новый период: на них стали обращать все больше внимания. Ростокинский мостик в парке Спорта Яуза, слева от проспекта Мира, – первый новый вантовый в городе, построен в 2006, раньше Живописного. Иной масштаб у крытого пешеходного моста (2022), соединившего Электрозаводскую и Рубцово с жилым комплексом «Резиденции архитекторов» на берегу – он широкий, теплый, но неуютный, напоминает метро и переходы над автострадами. При всей своей закрытости от непогоды – что в Москве можно признать достоинством, мост ощущается как преграда, требующая эмоционального усилия для ее преодоления: полезная, переносящая нас с одного берега на другой, но преграда, препятствие, перерыв пути. 

В случае с мостом МГТУ такого ощущения препятствия не возникает. Даже наоборот, тут остро чувствуется именно связаность. Возможно, прав Виталий Лутц, когда отвечает на мой вопрос: «А как же укрытие от непогоды?» философски замечает: «Ну, выходим же мы на улицу и идем по ней в почти любую погоду. Вот и по мосту можем пройти». Действительно, открытый мост в большей степени осознается как часть городского пространства, непосредственно связанная с улицей. А сглаженность наклона пандусов делает связь еще более прочной – опять же, по субъективным ощущениям. Река ощущается не как препятствие, а как приключение. Как часть городского пространства новой формации, непринужденно разместившая себя над водой и набережными.

А, следовательно, кажется совершенно неудивительным то, что в составе моста присутствует амфитеатр – знаковый элемент современной урбанистики. Он и показывает, и доказывает нам, что «посидеть-поболтать» можно где угодно. 
Архитектор:
Сергей Кузнецов
Виталий Лутц
Галактионов Алексей
Мастерская:
ГУП "ИТЦ Москомархитектуры"
Институт Генплана Москвы http://genplanmos.ru/



Подземпроект
Проект:
Мост с амфитеатром в составе кластера МГТУ
Россия, Москва

Авторский коллектив:
Объемно-планировочное решение – Институт Генплана Москвы совместно с Москомархитектурой: Виталий Лутц Алексей Галактионов Сергей Канеп Наталья Кармадонова Мария Савочкина Иван Драган Андрей Мингазов 
Генеральное проектирование: Подземпроект 

2023 / 8.2024

24 Декабря 2024

Несгибаемый
Появились детали проекта башни неназываемого бюро в ММДЦ Москва-Сити. Изучаем башню, ее соседей, форму внутри и снаружи и ставим проект в контекст работы иностранцев в России. Надо сказать, неназываемый архитектор уже сейчас занимает в этой истории особенное место. Он, как кажется, очень смелый архитектор. Так где сложная, продырявленная скульптурная форма? Вот в чем вопрос...
Чикагские лауреаты 2025
Премия International Architecture Award подвела итоги: в этом году отмечено рекордное количество проектов от российских архитекторов. Коротко рассказываем о победителях номинаций и работах, удостоенных почетного упоминания.
Ледокол Баумана
На прошедшей неделе Сергей Кузнецов показал журналистам кампус МГТУ имени Н.Э. Баумана. Мы хотели сделать по итогам показа репортаж – а получился репортажище, пространный в унисон с масштабом новой Технологической долины на Яузе. Рассказываем об экскурсии, структуре «долины» и особенностях ее архитектурного образа. Нам показалось, что авторы тут стремились к архетипическим формам современности. Их тут немало, и в общем, и в частностях. К примеру, все фасады стеклянные – подчиненные особенной форме, или нет... Но не только.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Выбрать курс
В Ульяновске завершился конкурс на развитие бывшей территории Суворовского военного училища. В финал вышли три консорциума, сформированные из местных организаций и столичных бюро: Asadov, ТПО ПРАЙД и TOBE architects. Показываем все три предложения.
Стеклянное общежитие
Москомархитектура и ТПО «Прайд» обнародовали новый вариант проекта общежитий МТГУ имени Н.Э. Баумана на Госпитальной набережной.
Ледяной цветок
Конкурс на концепцию нового пространства Театра Камала в Казани завершился победой консорциума под лидерством Wowhaus. Рассказываем о проектах-призерах и показываем предложения финалистов.
Идеями лучимся / Delirious Moscow
В Гостином дворе открылась 26 по счету Арх Москва. Ее тема – идеи, главный гость – Москва, повсеместно встречаются небоскребы и разговоры о высокоплотной застройке. На выставке присутствует самая высокая башня и самая длинная линейная экспозиция в ее истории. Здесь можно посмотреть на все проекты конкурса «Облик реновации», пока еще не опубликованные.
Премия Москвы: итоги 2020
Названы пять проектов-лауреатов Архитектурной премии Москвы. Впервые среди победителей – объект транспортной инфраструктуры и проект, реализуемый в рамках программы реновации.
Город Умный
Рассматриваем результаты конкурса на архитектурно-градостроительную концепцию территории «Рублево-Архангельское», где когда-то планировалось строить «Город миллионеров». Конкурс состоялся осенью 2018, победили три команды: Archea Associatii, Nikken Sekkei и Zaha Hadid Architects, их российские коллеги: ABD architects, UNK project и ТПО Прайд.
На гребне волны
Центр гимнастики в Лужниках с его сложной волнообразной кровлей проектировали с помощью ARCHICAD и нескольких сторонних программ, используя OPEN BIM подход. Рассказываем, как это было.
Похожие статьи
Глазурованная статуэтка
В поисках образа для дома у Новодевичьего монастыря архитекторы GAFA обратились к собственному переживанию места: оказалось, что оно ассоциируется со стариной, пленэрами и винтажными артефактами. Две башни будут полностью облицованы объемной глазурованной керамикой – на данный момент других таких зданий в России нет. Затеряться не дадут и метаболические эркеры-ячейки, а также обтекаемые поверхности, парадный «отельный» въезд и лобби с видом на пышный сад.
Климатические капризы
В проекте отеля vertex для японской компании Not a Hotel бюро Zaha Hadid Architects учло все климатические условия острова Окинава вплоть до колебания качества воздуха в течение года.
Горы, рощи и родовые башни
Всесезонный курорт «Армхи» в Республике Ингушетия позиционируется как место для спокойного семейного отдыха и имеет устоявшиеся традиции, связанные с его 100-летней историей и культурой региона. Программа развития, которую подготовил Институт Генплана Москвы, сохраняет индивидуальность курорта и одновременно расширяет его программу, предлагая новые направления туристического досуга. В ближайшем будущем здесь появятся: бальнеологический центр, термальный комплекс, интерактивный музей, экстремальный парк и новые горнолыжные трассы.
Маленькая страна
Бюро «Мезонпроект» разрабатывает перспективный мастер-план кампуса МИФИ в Обнинске: в ближайшие десять лет анклавная территория площадью около 100 га, в лесу на северном краю города должна превратиться в современный центр развития атомной энергетики. Планируется привлечение иностранных студентов и специалистов, и также развитие территории: как путем реализации «замороженных» планов 1980-х годов на современном уровне, так и развитие новых тенденций – создание общественных пространств, аквапарк, фудкорт, школа и даже центря ядерной медицины. Общественные и спортивные функции планируется сделать доступными для жителей, а также связать кампус с городом.
История с тополями
Архитекторы Ofis перестроили частный дом в люблянском районе Мургл 1960-1980-х годов. Их подход позволил сохранить характерные планировочные решения, целостность и саму ДНК района.
Ловцы жемчуга
Бюро GAFA спроектировало для Дербента апарт-комплекс, который призван переключить режим человека с рабочего на курортный, а также по-хорошему встряхнуть окружающую среду. Здание предлагает сразу два образа: лаконичный со стороны города, и пышно-ажурный со стороны моря. А в центре спрятана жемчужина – открытый бассейн с аркой, звездным небом и выходом к пляжу.
Остров-спутник
Институт Генплана Москвы подготовил мастер-план развития системы островов Сарпинский и Голодный – они расположены в административных границах Волгограда и считаются одними из крупнейших в России. К 2045 году на их территории планируется реализовать 15 масштабных инвестиционных проектов, среди которых спортивный и образовательный кластеры, конгресс-центр с «Волгонариумом», кинокластер, а также 21 тематический парк. Рассказываем, какие инженерные, экологические и транспортные задачи необходимо решить, чтобы «сказка стала былью». Решения мастер-плана уже утверждены и включены в генеральный план развития города.
Крыша-головоломка
У треугольного в плане дома по проекту бюро Tetro в агломерации Белу-Оризонти крыша тоже составлена из треугольников – сплошных и остекленных.
Янтарные ворота
Жилой комплекс Amber City – один из проектов редевелопмента промышленной территории, расположенной за ТТК у станции «Беговая». Мастерская Алексея Ильина предложила оригинальный генплан, который превратил два кластера башен в торжественные пропилеи, обеспечил узнаваемый силуэт и выстроил переклички с новым высотным строительством поблизости, и справа, и слева – вписавшись, таким образом, в масштаб растущего мегаполиса. Он отмечен и собственной футуристической стилистикой, основанной на переосмысленном стримлайне.
Мост в высоту
Архитекторы UNS уверены, что их офисная башня «Мост» в Варшаве стала местом, где история в буквальном смысле встречается с будущим.
Театральный треугольник
Архитектурное бюро «Четвертое измерение» разработало проект новой сцены Магнитогорского музыкального театра, переосмыслив не только театральную архитектуру, но и роль театра в современном городе.
Сосуд для актуального искусства
Архитекторы Snøhetta реконструировали арт-центр в Дартмутском колледже на северо-востоке США в соответствии с меняющимися формами и методами творчества и преподавания.
Круги учености
В Ханчжоу завершена последняя очередь строительства нового Университета Уэстлейк. Бюро HENN организовало его кампус вокруг круглого в плане ядра.
«Корейская волна» Доминика Перро
В Сеуле реализуется крупнейший для Южной Кореи подземный объект – 6-уровневый транспортный узел с парком на крыше Lightwalk авторства Доминика Перро. Рассказываем о разнообразном контексте и сложностях воплощения этого замысла.
Луч солнца золотого
Компактное кирпично-металлическое здание на территории растущего в Выксе «Шухов-парка», кажется, впитывает в себя солнечный свет, преобразует в желтые акценты внутри и вечером «отдает» теплотой золотистого света из окон. Серьезно, очень симпатичное получилось здание: и материальное, и легкое, причем легкость внутри, материальность снаружи. Форма в нем выстроена от функции – лаконично, но не просто. Изучаем.
Арка для вентиляции
В округе Наньша в Гуанчжоу открывается спорткомплекс (стадион, крытая арена и центр водных видов спорта) по проекту Zaha Hadid Architects.
В ритме шахматной доски
Бюро SAME построило в технопарке iXcampus в парижском пригороде корпус для Школы дизайна Университета Сержи-Париж. Его фасады отделаны светлым известняком из местных карьеров.
Оперный жанр в wow-архитектуре
Два известных оперных театра, в Гамбурге и Дюссельдорфе, получат новые здания по проектам BIG и Snøhetta, соответственно; существующий дюссельдорфский театр, возведенный в 1950-х, пойдет под снос, а его «коллега» и ровесник в Гамбурге будет продан.
«Тканый» экзоскелет
Проект многоквартирного дома The Symphony Tower от Zaha Hadid Architects для Дубая вдохновлен традиционными для Аравийского полуострова народными искусствами.
Защитный «паркипелаг»
Бюро BIG создает на набережной Ист-Ривер в Нью-Йорке систему парков и спортивных площадок, которые одновременно защищают манхэттенский район Нижний Ист-Сайд от наводнений.
Бетонный мяч
MVRDV выиграли конкурс на проект спортивной арены с жильем и гостиницей для Тираны в форме сферы с диаметром более 100 м.
Пики Осетии
В Северной Осетии с нуля строится новый всесезонный туристско-рекреационный кластер «Мамисон» – уже запущен первый отрезок канатной дороги и горнолыжных трасс. Проект комплексного развития этой территории подготовил Институт Генплана Москвы: в будущем здесь появятся две туристические деревни, разнообразные по сложности трассы, санаторные комплексы, а также маршруты, которые позволят лучше узнать историко-культурное наследие региона.
Кода для кода
В Стэнфордском университете в Калифорнии открылся СоDa – новый корпус вычислительных технологий и обработки данных. Проект разработан бюро LMN Architects.
Урбанистический стежок
Мост для пешеходов и велосипедистов по проекту Zaha Hadid Architects соединил две половины нового района Ханчжоу, строящегося по их же мастерплану.
Технологии и материалы
Юбилейный год РЕХАУ
В этом году компания РЕХАУ отметила две знаковые даты – 30 лет с момента открытия первого представительства в Москве и 20 лет со дня запуска завода в поселке Гжель Московской области. За эти годы компания превратилась в одного из ключевых игроков строительного рынка и лидера оконной отрасли России, предлагая продукцию по трем направлениям: оконные технологии и светопрозрачные конструкции, инженерные системы, а также мебельные решения.
​Формула Real Brick
Минеральная плитка ручной формовки белорусского производителя Real Brick выходит на российский рынок как альтернатива европейской. Технология заводского пропила под системы НВФ позволяет экономить до 40% бюджета проекта на логистике и монтаже.
​Вертикаль, линия, сфера: приемы игровых пространств
В современных ЖК и городских парках детская площадка – все чаще полноценный архитектурный объект. На примерах проектов компании «Новые Горизонты» рассматриваем, какие типологии и приемы позволяют проектировать игровые пространства как доминанты, организующие среду и создающие идентичность места.
«Марсианская колония» на ВДНХ
Компания «Шелби», используя концептуальные идеи освоения красной планеты от Айзека Азимова и Илона Маска, спроектировала для ВДНХ необычный плейхаб. «Марсианская колония» разместится рядом с легендарным «Бураном» и будет состоять из нескольких модулей, которые предложат детям игровые сценарии и образы будущего.
Материал как метод
Компания ОРТОСТ-ФАСАД стоит у истоков фасадной индустрии. За 25 лет пройден путь от мокрых фасадов и первого в России НВФ со стеклофибробетоном до уникальных фасадов на подсистеме собственного производства, где выносы СФБ элементов превышают три метра. Разбираемся, какие технологические решения позволяют СФБ конкурировать с традиционными системами и почему выбор единого подрядчика – наилучший вариант для реализации фасадов со сложной архитектурой.
Десять новых кирпичей ModFormat
Удлиненные кирпичи с терракотовыми оттенками и новая коллекция самых узких в России кирпичей – теперь в арсенале архитекторов. О серийном производстве сложных фактур и разработке новых рассказывает исполнительный директор компании КИРИЛЛ Дмитрий Самылин.
Архитектура тишины
Создание акустического комфорта в школе – комплексная задача, выходящая за рамки простого соблюдения норм. Это проектирование самой образовательной среды, где качество звука напрямую влияет на здоровье, концентрацию и успеваемость. Разбираем, как интегрировать эффективные звукоизоляционные и звукопоглощающие решения в конструкции здания, обеспечивая соответствие СП 51.13330.2011.
Моллирование 2.0
Технология моллирования вышла на новый уровень: больше не нужно выбирать между свободой формы и прочностью закалённого стекла. АО «РСК» разработало метод гравитационного моллирования с последующим химическим упрочнением, которое снимает ключевые технические ограничения.
PRO Тепло: утеплитель, который не стареет
Долговечная и пожаробезопасная альтернатива волокнистым и полимерным утеплителям – каменный утеплитель «PRO Тепло» (D200) торговой марки «ГРАС» – легкий газобетонный блок, который создает вокруг здания прочную и долговечную теплозащитную оболочку. Разбираемся в технологии.
Безуглеродный концепт
MVRDV NEXT – исследовательское подразделение бюро – запустило бесплатный онлайн-сервис CarbonSpace для оценки углеродного следа архитектурных проектов.
Универсальная совместимость
Клинкерная плитка азербайджанского производителя Sultan Ceramic для навесных вентфасадов получила техническое свидетельство Минстроя РФ. Материал совместим с распространенными подсистемами НФС и имеет полный пакет документации для прохождения экспертизы. Разбираем характеристики и возможности применения.
Как локализовать производство в России за два года?
Еще два года назад Рокфон (бизнес-подразделение компании РОКВУЛ) – производитель акустических подвесных потолков и стеновых панелей – две трети ассортимента и треть исходных материалов импортировал из Европы. О том, как в рекордный срок удалось локализовать производство, рассказывает Марина Потокер, генеральный директор РОКВУЛ.
Город в цвете
Серый асфальт давно перестал быть единственным решением для городских пространств. На смену ему приходит цветной асфальтобетон – технологичный материал, который архитекторы и дизайнеры все чаще используют как полноценный инструмент в работе со средой. Он позволяет создавать цветное покрытие в массе, обеспечивая долговечность даже к высоким нагрузкам.
Формула изгиба: кирпичная радиальная кладка
Специалисты компании Славдом делятся опытом реализации радиальной кирпичной кладки на фасадах ЖК «Беринг» в Новосибирске, где для воплощения нестандартного фасада применялась НФС Baut.
Напряженный камень
Лондонский Музей дизайна представил конструкцию из преднапряженных каменных блоков.
LVL брус – для реконструкций
Реконструкция объектов культурного наследия и старого фонда упирается в ряд ограничений: от весовых нагрузок на ветхие стены до запрета на изменение фасадов. LVL брус (клееный брус из шпона) предлагает архитекторам и конструкторам эффективное решение. Его высокая прочность при малом весе позволяет заменять перекрытия и стропильные системы, не усиливая фундамент, а монтаж возможен без применения кранов.
Гид архитектора по нормам пожаростойкого остекления
Проектировщики регулярно сталкиваются с замечаниями при согласовании светопрозрачных противопожарных конструкций и затянутыми в связи с этим сроками. RGC предлагает решение этой проблемы – закаленное противопожарное стекло PyroSafe с пределом огнестойкости E60, прошедшее полный цикл испытаний.
Конструктор фасадов
Показываем, как устроены фасады ЖК «Европейский берег» в Новосибирске – масштабном проекте комплексного развития территории на берегу Оби, реализуемом по мастер-плану голландского бюро KCAP. Универсальным приемом для создания индивидуальной архитектуры корпусов в микрорайоне стала система НВФ с АКВАПАНЕЛЬ.
Сейчас на главной
Подлесок нового капрома
Сообщение по письмам читателей: столовую Дома Пионеров превратили в этакий ресторанчик. Казалось бы, какая мелочь. Обратимая, скорее всего. Но она показывает: капром жив. Не остался в девяностых, а дает новую, модную, молодую поросль.
Правда без кавычек
Редакционный корпус комбината «Правда» отреставрируют, приспособив под дизайн-отель. К началу работ издательство «Кучково поле Музеон» выпустило книгу «Дом Правды. На первой полосе архитектуры» об истории знакового здания и его создателе Пантелеймоне Голосове.
Дмитрий Остроумов: «Говоря языком алхимии, мы участвуем...
Крайне необычный и нетипичный получился разговор с Дмитрием Остроумовым. Почему? Хотя бы потому, что он не только архитектор, специализирующийся на строительстве православных храмов. И не только – а это редкая редкость – сторонник развития современной стилистики в ее, пока все еще крайне консервативной, сфере. Дмитрий Остроумов магистр богословия. Так что, помимо истории и специфики бюро, мы говорим о понятии храма, о каноне и традиции, о живом и о вечном, и даже о Русском Логосе.
Фокус синергии
В Липецке прошел фестиваль «Архимет», продемонстрировавший новый формат сотрудничества архитекторов, производителей металлических конструкций и региональных властей для создания оригинальных фасадных панелей для программы реконструкции местных школ. Рассказываем о фестивале и показываем работы участников, среди которых ASADOV, IND и другие.
Коридор лиминальности
Роман Бердник спроектировал для Смоленского кладбища в Санкт-Петербурге входную группу, которая помогает посетителю настроиться на взаимодействие с пространством памяти и печали. Работа готовилась для кирпичного конкурса, но материал служит отсылкой и к жизнеописанию святой Ксении Петербургской, похороненной здесь же.
Полки с квартирами
При разработке проекта многоквартирного дома на озере Лиси под Тбилиси Architects of Invention вдохновлялись теоретической работой студии SITE и офортом Александра Бродского и Ильи Уткина.
Б – Бенуа
В петербургском Манеже открылась выставка «Все Бенуа – всё Бенуа», которая рассказывает о феномене художественной династии и ее тесной связи с Петербургом. Два основных раздела – зал-лабиринт Александра Бенуа и анфиладу с энциклопедической «Азбукой» архитектор Сергей Падалко дополнил версальской лестницей, хрустальным кабинетом и «криптой». Кураторы же собрали невероятную коллекцию предметов – от египетского саркофага и «Острова мертвых» Бёклина до дипфейка Вацлава Нижинского и «звездного» сарая бюро Меганом.
Вопрос дефиниции
Приглашенным редактором журнала Domus в 2026 станет Ма Яньсун, основатель ведущего китайского бюро MAD. 10 номеров под его руководством будут посвящены поиску нового, релевантного для 2020-х определения для понятия «архитектура».
Образы Италии
Архитектурная мастерская Головин & Шретер подготовила проект реконструкции Инкерманского завода марочных вин. Композиция решена по подобию средневековой итальянской площади, где башня дегустационного зала – это кампанила, производственно-складской комплекс – базилика, а винодельческо-экскурсионный центр – палаццо.
Климатические капризы
В проекте отеля vertex для японской компании Not a Hotel бюро Zaha Hadid Architects учло все климатические условия острова Окинава вплоть до колебания качества воздуха в течение года.
У воды и над лесом
По проекту бюро М4 набережная в городе Заречный Свердловской области раскрыла свой потенциал рекреационного пространства. Каскадная лестница соединила различные зоны территории, а также помогла отрегулировать антропогенную нагрузку на ландшафт. Пикниковые зоны и парковая инфраструктура в свою очередь снизили количество мусора.
Глазурованная статуэтка
В поисках образа для дома у Новодевичьего монастыря архитекторы GAFA обратились к собственному переживанию места: оказалось, что оно ассоциируется со стариной, пленэрами и винтажными артефактами. Две башни будут полностью облицованы объемной глазурованной керамикой – на данный момент других таких зданий в России нет. Затеряться не дадут и метаболические эркеры-ячейки, а также обтекаемые поверхности, парадный «отельный» въезд и лобби с видом на пышный сад.
От МЫСа до Маяка: лучшие проекты Подмосковья
Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области подвел итоги ежегодного конкурса, который в этом году получил обновленный формат. Впервые появился раздел «Реализация», позволяющий оценить не только проектные решения, но и качество их воплощения.
Ход курдонером
Бюро Intercolumnium представило на Градостроительном совете проект жилого комплекса, который заменит БЦ «Акватория» на Выборгской набережной. Эксперты отметили высокое качество работы, но с сомнением отнеслись к трем курдонерам, а также предложили смягчить контраст фасадов, обращенных к набережной и Кантемировскому мосту.
Иван Леонидов в Крыму. 1936–1938. Часть 4
В четвертой статье цикла, посвященного проектам Ивана Леонидова для Южного берега Крыма, рассматриваются курортные отели и парковые павильоны на центральной набережной Ялты и делается попытка их реконструкции на основе сохранившихся материалов.
Стремление к истокам
В интерьере ресторана «Горные пороги» при гостиничном комплексе «Хвоя в горах» в долине реки Катунь архитекторы бюро New Design постарались передать удивительную красоту и мощь природы Алтая, художественно переосмыслив ее наиболее характерные образы.
Измерение Y
Тенденция проектирования жилых башен в Москве не тускнеет, а напротив, за последние 5 лет она как никогда, пожалуй, вошла в силу... Мы и раньше пробовали изучать высотное строительство Москвы, и теперь попробуем. Вашему вниманию – небольшой исторический обзор и опрос практикующих в городе архитекторов.
Горы, рощи и родовые башни
Всесезонный курорт «Армхи» в Республике Ингушетия позиционируется как место для спокойного семейного отдыха и имеет устоявшиеся традиции, связанные с его 100-летней историей и культурой региона. Программа развития, которую подготовил Институт Генплана Москвы, сохраняет индивидуальность курорта и одновременно расширяет его программу, предлагая новые направления туристического досуга. В ближайшем будущем здесь появятся: бальнеологический центр, термальный комплекс, интерактивный музей, экстремальный парк и новые горнолыжные трассы.
Умер Дени Валод
Дени Валод, сооснователь бюро Valode & Pistre, скончался 9 декабря 2025 в возрасте 79 лет после продолжительной болезни.
Тренды выставки «Мебель-2025»: комфорт по-русски
Выставка «Мебель-2025» прошла с 24 по 27 ноября 2025 на новой площадке в МВЦ «Крокус Экспо» и объединила 741 компанию из 8 стран. Экспозиции российских компаний продемонстрировали несколько важных тенденций в сфере общественных и жилых интерьеров.
История с тополями
Архитекторы Ofis перестроили частный дом в люблянском районе Мургл 1960-1980-х годов. Их подход позволил сохранить характерные планировочные решения, целостность и саму ДНК района.
Маленькая страна
Бюро «Мезонпроект» разрабатывает перспективный мастер-план кампуса МИФИ в Обнинске: в ближайшие десять лет анклавная территория площадью около 100 га, в лесу на северном краю города должна превратиться в современный центр развития атомной энергетики. Планируется привлечение иностранных студентов и специалистов, и также развитие территории: как путем реализации «замороженных» планов 1980-х годов на современном уровне, так и развитие новых тенденций – создание общественных пространств, аквапарк, фудкорт, школа и даже центря ядерной медицины. Общественные и спортивные функции планируется сделать доступными для жителей, а также связать кампус с городом.
Отель-мост
Крупнейший индустриально-туристический проект «Шухов-парка», создаваемый ОМК на месте исторического завода Баташевых в Выксе, постепенно материализуется в конкретные постройки. Мы уже писали про кванториум и пересобранную водонапорную башню Шухова. А вот про здание отеля «Шухов» по проекту Front Architecture еще не писали. Разбираем его здесь.
Ловцы жемчуга
Бюро GAFA спроектировало для Дербента апарт-комплекс, который призван переключить режим человека с рабочего на курортный, а также по-хорошему встряхнуть окружающую среду. Здание предлагает сразу два образа: лаконичный со стороны города, и пышно-ажурный со стороны моря. А в центре спрятана жемчужина – открытый бассейн с аркой, звездным небом и выходом к пляжу.
С любовью можно прожить
Бюро NOWADAYS office разработало концепцию для ресурсного центра фонда «Антон тут рядом», где дети, подростки и взрослые с расстройством аутического спектра смогут найти помощь и поддержку. Архитекторы искали возможность соединить в небольшом помещении чувство дома с особенностями типологии: например, в подобном центре необходима комната сенсорной интеграции и восстановления, особое внимание к нуждам маломобильных людей, тщательно подобранные цвета и фактуры.
Крыша-головоломка
У треугольного в плане дома по проекту бюро Tetro в агломерации Белу-Оризонти крыша тоже составлена из треугольников – сплошных и остекленных.