English version

Город в потоке

Книги Института Генплана, выпущенные к 70-летию и к юбилейной выставке – самый удивительный трехтомник из всех, которые мне приходилось видеть: они совершенно разные, но собраны в одну коробку. Это, впрочем, объясняется спецификой каждого тома, разнообразием подходов к информации и сложностью самого материала: все же градостроительство наука многогранная, а здесь оно соседствует с искусством.

mainImg
Одна книга посвящена результатам форсайта, проведенного Институтом Генплана совместно с Москомархитектурой, и нацеленного на проявление и анализ перспектив развития мегаполиса в будущем на 30 лет вперед до 2050 года. В другой, самой объемной, освещена история проектов Института; многие архивные изображения публикуются впервые, причем обещано, что продолжение следует и материалы еще будут публиковать в будущем. Что было бы очень хорошо.
70 лет Институту Генплана. Трехтомник. М., 2021
Фотография: Архи.ру

Авторы третьего, а на самом деле первого тома, обозначенного как Книга I, – представляют 70-летнюю историю Института тремя способами: очерками по хронологии десятилетий; затем по отдельным темам; и наконец через призму личного взгляда трех директоров разного времени: Валентина Иванова, Сергея Ткаченко и актуального руководителя Института Татьяны Гук. 
cic =

Татьяна Гук, директор Института Генплана Москвы / фрагменты интервью, книга I

Прежде всего, надо сказать спасибо нашему учредителю, который всячески старался сохранить Институт – Комитету по архитектуре и градостроительству города Москвы, а также его «предшественникам», формирующим градостроительную и архитектурную политику в городе. Совместная работа Института Генплана и органов исполнительной власти – это хороший пример симбиоза, когда проектировщики придумывают, каким должен быть город, а управленцы знают, как реализовывать эти планы. 
<...>
Любой из сотрудников Института скажет, что проектирование города, создание комфортной городской среды – главное дело его жизни. Каждый из нас гордится тем, что работает здесь. 
<...> 
Могу сказать одно: о том, как изменилась Москва за 10 лет, я совершенно точно не жалею. Москва 2010 года – это город дикого рынка, аляпистый, разношерстный, эклектичный в плохом смысле слова. Сейчас Москва – это интеллигентный город, в котором проводится грамотная политика по его сохранению, в том числе по сохранению культурного наследия, интеграции его в структуру жизни москвичей. Я знаю, что руководством города многое было сделано для того, чтобы показать столицу во всей красе: привести в порядок фасады, организовать пешеходные зоны, старые парки превратить в пространства, где людям нравится собираться и проводить время.  
70 лет Институту Генплана. Трехтомник. М., 2021
Фотография: Архи.ру

Логичнее всего было бы предложить, что три юбилейные книги представляют историю / современность / и взгляд в будущее. Это возможно, особенно если сказать себе, что архив градостроительных проработок Института Генплана – часть реальности не только в том смысле, в каком любой архив составляет ее «пассивную» часть, но еще и потому, что, как неоднократно повторено во всех книгах: многие вещи, задуманные в 1960-е – 1970-е, реализуются только сейчас. Самые простые и известные примеры – строительство московских хорд или развитие метро. 
Проект спортивного парка Нагатино, 1976 г. Книга II, с. 644. 70 лет Институту Генплана. Трехтомник. М., 2021
Фрагмент. Фотография страницы книги: Архи.ру

Другой пример, удививший лично меня – долгая история замыслов детского игрового парка в Нагатинской пойме. Его место сейчас занял «Остров мечты». Но первый проект игрового и спортивного парка Нагатино – рассказывает Валентин Иванов, директор НИиПИ в 1983–1988 годах, появился в 1977 году, а сам по себе парк был предусмотрен в генплане 1971 года в числе многих спортивных сооружений.

«То, о чем мечтали мы, было совсем не похоже на то, что сделали сегодня», – говорит Валентин Иванов, бывший в период проектирования парка руководителем мастерской №3 Института Генплана, которой Михаил Посохин-старший в 1976 году поручил проект. А мечтали вот о чем: на трети территории были запланированы площадки для «почти всех видов спорта», еще на трети пейзажный парк, и, на «золоотвалах ТЭЦ ЗИЛа – «Старинная крепость» с традиционными русскими аттракционами» (книга I, с. 98). 
Проект монорельса на трассе МК МЖД. Книга II, с. 394–395. 70 лет Институту Генплана. Трехтомник. М., 2021
Фотография: Архи.ру

Еще раньше, в 1960-е годы, на противоположной стороне города проектировался детский парк «Страна чудес» с аттракционами, наложенными на рельефную карту СССР (книга II, с. 604). Он тоже не реализован.
Макет детского парка «Страна чудес» в Мневниковской пойме. Книга II, с. 604. 70 лет Институту Генплана. Трехтомник. М., 2021
Фрагмент. Фотография страницы книги: Архи.ру
Более поздние проекты Мневниковской поймы, 2000-е гг. Книга II. С.240-241. 70 лет Институту Генплана. Трехтомник. М., 2021
Фотография: Архи.ру

Рассматривая книги, таких сюжетов, прямо или косвенно перекликающихся с современностью, можно найти множество. Актуальным выглядит как узнаваемое, так и – по контрасту – нереализованное, как элемент альтернативной истории, утраченной еще до приобретения.

Начнем с первой книги. Она самого большого формата, но невелика, всего 100 страниц. И в ней почти нет проектов, только фотографии: красавица-Тэтчер, Никита Хрущев над макетами, Александр Кузьмин, Юрий Лужков (заметим в скобках, Сергей Ткаченко в интервью хвалит его за адаптивность и очень хорошую память). Много фотографий сотрудников Института в разные времена, так что книжку можно просто листать, рассматривая лица. Причем часть из них традиционным способом встроена в текст, а часть добавлена в виде вклеек, как будто в книгу вложили – или точнее говоря, вшили – набор открыток, что почему-то заставляет на уровне ощущений вспомнить семидесятые.
Книга I. 70 лет Институту Генплана. Трехтомник. М., 2021
Фотография: Архи.ру

Поначалу возмутившись тем, что вклейки не подписаны, должна к чести издателей признать – все подписи собраны в конце книги. Как и набор расшифровок аббревиатур, среди которых как очевидные, от КПСС до ТТК, и (для меня) неожиданные, как к примеру ЦТП, центральный тепловой пункт, или ЛПЗП – лесопарковый защитный пояс. 

Упоминания последнего, надо сказать, складываются в целую историю их планирования, развития, передачи от Москвы к области и наоборот, и, наконец, уничтожения части достигнутого к 1980-м годам. По словам Валентина Иванова, в 1984 году в Париже зарубежные специалисты восхищались состоянием лесопаркового пояса Москвы: «это достижение советского градостроительства, которое сумели реализовать и сохранить до 1990-х годов XX века». Теперь, однако: «...езжу на дачу мимо Сколкова и ужасаюсь, что сделали с лесопарковым поясом <...> застройка там, как и по многим другим адресам, появилась, но лесопаркового защитного пояса у столицы больше нет», – продолжает Иванов. Из интервью директора НИиПИ «перестроечного» времени (напомним, 1983-1988) также узнаем, что Валентин Иванов, а ему в этом году исполняется 90 лет, работает над воспоминаниями, а в 5 номерах журнала «Архитектура, строительство и дизайн» за 2000 год ему удалось изложить в серии статей «практически всю историю советской ландшафтной архитектуры». 

К слову сказать, одно из важных достоинств первой книги – библиография. Несмотря на то, что в исторических и тематических очерках сносок, увы, нет, в конце собран сравнительно небольшой, но представительный список изданий, освещающих работы Института – из него, к примеру, можно узнать, что с 1970 по 1987 год НИиПИ издавал аннотации своих проектных и научных работ. А статья Владимира Юдинцева о генплане Москвы 1989 года вполне доступна на сайте «Архитектурного вестника». 
Книга I. 70 лет Институту Генплана. Трехтомник. М., 2021
Фотография: Архи.ру

Словом, под фразой главного инженера Института Генплана Михаила Крестмейна, сказанным в предисловии к I книге: «За издание этой книги могли взяться только очень смелые люди», – вполне можно подписаться. И не только потому, что «это очень большая ответственность – толкование исторических процессов, выбор ярких личностей, о которых следует рассказать», но еще и потому, что материал огромен, а из-за своей профессиональной специфики – сложен для восприятия и изложения, даже если иметь в виду не профанного читателя, а просто околопрофессиональную аудиторию, не погруженную глубоко в специфику генпланирования.

Попытка балансировать на грани объемной публикации и, скажем так, «человекопонятного» [термин заимствован из сферы web-программирования, – прим. ред.] очерка предпринята во второй книге, самой объемной. В ней – 800 страниц без двух, 798. Она хорошо сшита и ее удобно листать. Хотя модный дизайнерский «голый» корешок не лишен некоей сиротливости – возможно, он призвана подчеркнуть предварительность издания. 
Книга II сверху. 70 лет Институту Генплана. Трехтомник. М., 2021
Фотография: Архи.ру

Напомним, материал во II книге собран в 70 очерков по числу юбилейных лет: «70 лет 70 сюжетов». А очерки сгруппированы в 7 глав, но не по 10, как можно было бы опасаться, а тематически: от «пространственного развития» до «историко-культурного наследия» (и почему оно всегда оказывается в конце?). Главы графически обозначены на обрезе, но первые две почему-то как одна; подглавы перечислены в начале каждой главы, хотя их можно было бы свести и в едином оглавлении тоже. Любопытно, что библиография и список аббревиатур здесь продублированы из первой книги. 
Обрез с обозначением глав. Книга II. 70 лет Институту Генплана. Трехтомник. М., 2021
Фотография: Архи.ру

Все эти мелкие замечания никак не умаляют ценности издания. Очерки небольшие – 1,5–2 страницы, но отличаются большей аналитичностью и читаются лучше, чем в первой книге, поскольку коротко раскрывают суть каждого сюжета от истоков до современности. Все, вроде бы, сюжеты так или иначе знакомы, но то и дело раскрываются в несколько ином ключе. Имеется, к примеру, очерк об упомянутом выше лесопарковом поясе, который в начале 1990-х «вышел из обихода» как понятие; об исследованиях группы Гутнова, единственной реализацией которых стал пешеходный Старый Арбат; о московской агломерации, о которой градостроители размышляли раньше, чем в профессиональный обиход было введено само понятие, то есть начиная с конкурса 1932 года на генплан столицы. Здесь же находим сводную схему проектов конкурса «Большой Москвы», из которого вычитывается направление юго-западного «протуберанца»: удивительно, а ведь в 2012 году казалось, что многие участники высказывались за симметричное развитие агломерации во все стороны, а не только в одну.
Книга II. 70 лет Институту Генплана. Трехтомник. М., 2021
Фотография: Архи.ру
Книга II. 70 лет Институту Генплана. Трехтомник. М., 2021
Фотография: Архи.ру
Книга II. 70 лет Институту Генплана. Трехтомник. М., 2021
Фотография: Архи.ру

Имеется очерк и о Новой Москве, и о работе Института для других городов, которая – спорадически – велась и в советское время. О промзонах, о Большом Сити. О водопроводе, тепле и электричестве. О транспорте: тут узнаем, что на месте современного МЦК еще в 1960 году планировался монорельс, а планов запустить Малое кольцо Московской железной дороги как пассажирский транспорт Институт Генплана не оставлял и в 1990-е годы. 

Первое впечатление – не понять, то ли всего слишком много, то ли очень мало. С одной стороны может показаться, что каждый срез данный здесь лаконично, можно написать по целой книге, и того будет мало – а с другой стороны, как же их много: тем, сюжетов и проектов – даже притом что в данном случае число очерков подогнано под абстрактную цифру 70. 
Книга II. 70 лет Институту Генплана. Трехтомник. М., 2021
Фотография: Архи.ру
Книга II. 70 лет Институту Генплана. Трехтомник. М., 2021
Фотография: Архи.ру
Книга II. 70 лет Институту Генплана. Трехтомник. М., 2021
Фотография: Архи.ру
Книга II. 70 лет Институту Генплана. Трехтомник. М., 2021
Фотография: Архи.ру

Короткие очерки дополнены комментариями к иллюстрациям, которые составляют вторую, дополняющую часть текстов, поскольку иллюстрации занимают в книге объем ощутимо больший, чем текст. Среди них много планов и схем, которые хотелось бы видеть в большем формате – чтобы можно было прочитать подписи на картинках. Однако и сейчас информации много и книгу вполне можно использовать как учебник по истории московского градостроительства. Ее хочется сделать настольной и изучить получше. Любому архитектору – кроме тех, конечно, кто и без того знает эти сюжеты наизусть, – я бы рекомендовала Книгу II как дидактические пособие для освоения темы.

Авторы Книги I:
Александр Змеул, Мария Трошина, Наталья Старосельская

Авторы Книги II: 
Александр Змеул, Мария Трошина, Наталия Алексеева, Александр Молчанов, Никита Сучков, Ольга Ивлиева. 

Редактор-составитель обеих книг – Александр Змеул

Книга III. 70 лет Институту Генплана. Трехтомник. М., 2021
Фотография: Архи.ру

Третья книга, с модной сиреневой обложкой, посвящена форсайту на 30 лет вперед, то есть будущему. Здесь вновь, если смотреть из рамок трехтомника, меняется не только дизайн, но и жанр: со схемами, эссе аналитиков из разных сфер и цитатами архитекторов соседствуют рассказы писателей. Это, конечно, сознательный прием по расширению спектра высказываний: с одной стороны, привлечены – как и в заседаниям были привлечены – специалисты из разных сфер, не только градостроители, но и экономисты, географы, социополитики – все это созвучно современным тенденциям в градостроительстве, которое давно перестало быть отдельной наукой и развивается в сторону все большей профессиональной кроссплатформенности.
Книга III. 70 лет Институту Генплана. Трехтомник. М., 2021
Фотография: Архи.ру

С другой стороны – писатели, авторы рассказов в жанре фантастики разной степени научности. 

Литературная часть, как кажется, служит для снятия излишнего пафоса, мешает читателям на полном серьезе решить, что здесь представлены выкладки реального будущего, указывает на то, что часть идей любого форсайта основывается на анализе, но другая часть неизбежно становится плодом фантазии.

С другой стороны, интересно наблюдать, как писатели временами скатываются в пересказ урбанистических штампов, экологических мечтаний и апокалипитически-дигитальных опасений на предмет того, что мы будем меньше общаться из-за интернет технологий – но вдруг, оторвавшись от предсказуемых высказываний, начинают делать литературу в духе «Фаренгейта» или – ну, если не Стругацких, то хотя бы Лукьяненко. Неплох рассказ Алексея Евтушенко, в котором робот обретает сознание в процессе нуль-транспортировки в Хабаровск, а затем спасенная им девочка-вундеркинд отправляет его к повстанцам в Хабаровск же. 

Не менее интересен обзор декана факультета географии и геоиформационных технологий ВШЭ Николая Куричева, из жанра аналитических эссе, который упоминает о том, что в Москве разнообразие городской среды на 80% работает на узкую группу людей, располагающих одновременно свободными деньгами и свободным временем, остальные же либо живут непрерывным трудом, и это далеко не только трудовые мигранты, либо не имеют ресурсов для «участия в значительной доле практик потребления городского пространства»
Книга III. 70 лет Институту Генплана. Трехтомник. М., 2021
Фотография: Архи.ру

Любопытен обзор Екатерины Шульман о разнообразии как социокультурной парадигме, а на самом деле об уплотнении городов и причинах миграции. 

Высказывания поддерживают и «уплотняют» схемы, посвященные, в частности, росту креативной экономики, числа москвичей, поддерживающих новую этику, субъективности и мобильности или росту социального и пространственного неравенства и геттоизации; или росту возможностей кирберконтроля. Разным темам. Между тем «главным городского пространства Москвы-2050, который был определен участниками форсайта, стал город-сервис», – подчеркивает в своем, первом по счету, очерке Елена Борисова.
Книга III. 70 лет Институту Генплана. Трехтомник. М., 2021
Фотография: Архи.ру

В то же время «особенность форсайта «Москва-2050» заключается в сложности предмета, а именно динамики и альтернатив развития глобального города», – так резюмируют авторы книги-III методологию форсайта. Действительно, само по себе развитие мегаполиса, которым еще неизвестно, возможно ли по-настоящему управлять, или на самом деле он развивается сам и управляет нами, – очень сложная, а в футуристическом ракурсе гипер-сложная. Ведь будущее, как мы знаем и чувствуем, еще не написано. 

Так что будем удивляться и радоваться смелости и профессионализму авторов трехтомника, отважившихся на столь основательную серию юбилейных мероприятий, от выставки в Музее Москвы до издания трехтомника. 
70 лет Институту Генплана. Трехтомник. М., 2021
Фотография: Архи.ру

05 Апреля 2022

Похожие статьи
Сибириада нового быта
Публикуем рецензию на книгу Ивана Атапина «Утопия в снегах. Социально-архитектурные эксперименты в Сибири, 1910–1930-е», выпущенную издательством Музея современного искусства «Гараж».
Исцеление красотой
«Рецепты для разбитых сердец» – так называется первая Международная биеннале современного искусства в Бухаре, которая проходит прямо сейчас. Она длилась 10 недель и завершится 23 ноября. Если у вас есть возможность сесть в самолет и провести пару дней в красивейшем городе, атмосфера которого дополнена художественными интервенциями – успевайте. Совершенно целительная история. Из Москвы и Санкт-Петербурга – прямые рейсы.
Курганы, вепсы и трилобиты
Выставка «Область», открытая на «Архитектоне», представляет собой сумму впечатлений об отдаленных уголках Ленинградской области, которую группы студентов открывали для себя во время трехдневных экспедиций под руководством опытных проводников-архитекторов. Здесь вы не увидите дворцов, церквей и готовых решений, зато точно почувствуете азарт первооткрывателя и подивитесь миру, лежащему по ту сторону градостроительства. Предлагаем небольшой путеводитель по экспозиции.
Жила, жива и будет жить
Как сейчас принято, выставка куратора Сергея Хачатурова «Готический ампир» совмещает открытия исследователя в области истории искусства с крупной современной гризайлью Егора Кошелева, уверенно внедряющей в сознание зрителя эмоционально заряженный миф. Была готика в ампире, есть и сейчас; все связано. Вашему вниманию – рецензия, написанная арт-критиком и магистранткой МГУ Юлией Тихомировой.
Главный экспонат
Написалось содержательное алаверды с картинками к тексту о выставке в центре «Зотов», посвященной архитектурным макетам. Очень плотно на ней собран материал, кажется, настолько плотно, что перестает «слушаться» куратора, создавая собственные смыслы и завихрения. Давно столько раритетов нового и старого времени из области макета не было собрано в одном месте. Пробуем разобраться, как все устроено и кто тут главный.
Выбирая лучшее
Очередная книга Александра Змеула о московском метро посвящена конкурсам на проекты станций со середины 1950-х до 1991 года. Издание выпущено Музеем современного искусства «Гараж».
Осторожно отмыто
В издательстве «Подписные издания» выходит книга Ксюши Сидориной – со-основательницы сообщества волонтеров-реставраторов Гэнгъ, которое с 2019 года отмывает и скоблит парадные Петербурга, открывая жильцам исторических домов сокровища: печи, мозаики, витражи. А еще – плитку. Именно плитка стала «цементом» книги, соединившим все – исторический экскурс, способы поиска ценных экземпляров, «каталог» парадных, а также опыт «партизанской» реставрации. О книге рассказывает редактор издательства Артем Макоян.
Спокойствие, только спокойствие
В издательстве «Кучково поле Музеон» вышла книга Александра Змеула «Большая кольцевая линия. Новейшая история московского метро». Ее автор – историк архитектуры и знаток подземки – разобрал грандиозный проект БКЛ в подробностях, но главное – сохранил спокойную и взвешенную позицию. С равным сочувствием он рассказал о работе всех вовлеченных в строительство архитекторов, сосредоточившись на их профессиональном вкладе и вне зависимости от их творческих разногласий.
Времени действительно нет?
С 22 июля по 5 октября 2025 года в Аптекарском приказе в Музее архитектуры работает выставка «Времени нет» – совместный проект МУАР и сообщества ЦЕХ, куда входят архитектурные бюро Saga, ХОРА и NOWADAYS office. ЦЕХ собрал двадцать одного участника, предложил им изучить цифровой каталог Музея архитектуры, выбрать оттуда документы или произведения искусства и на основе или в диалоге с ними создать оригинальные работы.
Метро как искусство. Деконструкция
В Музее Москвы до 24 августа 2025 года работает выставка «Высоко под землей», посвященная 90-летию московского метро. Столичная подземка – больше, чем транспорт, это гигантский арт-объект, который мы ежедневно не замечаем. Главный трюк экспозиции – заставить увидеть в утилитарном самостоятельное искусство. Метро предстает как результат одержимости деталями, как коллективный труд тысяч людей, как место, где технологии скрываются за красотой.
Лина Бо Барди и «ГЭС-2»: реконструкция
В Доме культуры «ГЭС-2» с 11 июля по 19 октября работает первая в России масштабная выставка, посвященная Лине Бо Барди (1914-1992) – бразильскому архитектору итальянского происхождения. «Если бы стены стали водой» – не столько ретроспектива, сколько попытка оживить дух Бо Барди на московской сцене, где ее идеи об общем для всех горожан пространстве и гибкости архитектурных решений звучат особенно актуально.
Феномен «чистой» архитектуры: читая книгу Карена...
Ученик Юрия Волчка Алексей Воробьев рассматривает книгу, написанную о знаменитом архитекторе-модернисте Джиме Торосяне учеником Торосяна Кареном Бальяном; и вышедшую недавно в издательстве TATLIN. Рецензия получилась прочувствованной, подробной – превратилась в эссе, где подзаголовок книги – Maestro di bellezza – становится отправной точкой для размышлений о красоте и ее преобразующей роли, со ссылками на Умберто Эко и Владимира Соловьева. Такая рецензия – сама по себе размышление о судьбе профессии архитектора.
Операция «Адаптация»: пунктирные заметки о XIX Архитектурной...
Людмила Лунина побывала на превью венецианской биеннале архитектуры и оценила выставку как сложную и научную. Поэтому так полезен ее авторский обзор, в котором всё или почти всё, пусть пунктирно, но обстоятельно, разложено «по полочкам». Полезно как для тех, кто планирует поехать на биеннале, так и для тех, кто сидит здесь, но не хотел бы отрываться от международной повестки. А повестка, судя по всему, получила на выставке новое воплощение: искать примеры архитектурной формы там, пожалуй, будет еще более бесполезно, чем обычно, зато столько всего разного... И грибы, и бактерии, и павильон из слоновьего навоза, и новые виды high-tech...
Групповой портрет архитекторов Серебряного века
Новая книга Марии Нащокиной «Архитектура Москвы эпохи модерна в творческих биографиях зодчих» сочетает научную глубину и энциклопедический охват с увлекательным изложением. В ней представлены жизнь и творчество 126 мастеров модерна, неоклассицизма и поздней эклектики. Публикуем рецензию и отрывок из книги, посвященный одному из самых ярких архитекторов ХХ века Александру Таманову.
Река и форм, и смыслов
Бюро ATRIUM славится вниманием к пластичной форме, современному дизайну и даже к новым видам интеллекта. В книге-портфолио Вера Бутко и Антон Надточий представили работу компании как бурный поток: текстов, графики, образов... Это делает ее яркой феерией, хотя не в ущерб системности. Но система – другая, обновленная. Как будто фрагмент метавселенной воплотился в бумажном издании.
Жизнестроительство на своей шкуре
Какая шкура у архитектора? Правильно, чаще всего черная... Неудивительно, что такого же цвета обложка новой книги издательства TATLIN, в которой – впервые для России – собраны 52 собственных дома современных архитекторов. Есть известные, даже знаменитые, есть и совершенно малоизвестные, и большие, и маленькие, и стильные, и диковинные. В какой-то мере отражает историю нашей архитектуры за 30 лет.
Учебник рисования?
Вообще так редко бывает. Ученики Андрея Ивановича Томского, архитектора, но главное – преподавателя академического рисунка, собрались и издали его уроки и его рисунки, сопроводив целой серией воспоминаний. Получилась книга теплая и полезная для тех, кто осваивает рисунок, тоже. Заметно, что вокруг Томского, действительно, образовалось сообщество друзей.
Преодоление мрамора
В Петербурге начала работу IX Биеннале архитектуры – одна из крупнейших профессиональных выставок города, организатором которой выступает Объединение архитектурных мастерских. Этот обзор не охватывает обширную деловую программу, сосредотачиваясь лишь на ощущениях от визуальной части экспозиции – ее объем и содержание говорит о возможности будущих трансформаций.
Мир бинарных оппозиций
Относительно новой книги Андрея Бокова не хочется и не следует повторять общепринятую формулу нашего времени: «прочитали за вас». Прочитали, но «за вас» в данном случае не работает. Книга не содержит принципиально новых сведений, на то она и теория самого стратосферного пошиба. Однако ее хочется разобрать на цитаты и выучить наизусть. Настолько некоторые места, по-эпичному, точны и емки. Но ее главное достоинство в другом – текст с элегантной непринужденностью даже не заставляет, а – провоцирует – читателя _думать_. Динамизирует мышление. А вот это уже важно.
В ожидании гезамкунстверка
Новый альманах «Слово и камень», издаваемый мастерской церковного искусства ПроХрам – попытка по-новому посмотреть на вопросы и возможности свободного творчества в религиозном искусстве. Диапазон тем и даже форматов изложения широк, текстов – непривычно много для издания по современному искусству. Есть даже один переводной. Рассматриваем первый номер, говорят, уже вышел второй.
Пройдя до половины
В издательстве Tatlin вышла книга «Архитектор Сергей Орешкин. Избранные проекты» – не традиционная книга достижений бюро, а скорее монография более личного плана. В нее вошло 43 здания, а также блок с архитектурной графикой. Размышляем о книге как способе подводить промежуточные итоги.
Образ хранилища, метафора исследования
Смотрим сразу на выставку «Архитектура 1.0» и изданную к ней книгу A-Book. В них довольно много всякой свежести, особенно в тех случаях, когда привлечены грамотные кураторы и авторы. Но есть и «дыры», рыхлости и удивительности. Выставка местами очень приятная, но удивительно, что она думает о себе как об исследовании. Вот метафора исследования – в самый раз. Это как когда смотришь кино про археологов.
Счастье независимого творчества
Немало уже было сказано с трибуны и в кулуарах – как это хорошо, что в период застоя и типовухи развивались другие виды архитектурного творчества: НЭР, бумажная архитектура... Но не то чтобы мы хорошо знаем этот слой. Теперь, благодаря книге Андрея Бокова, который сам принимал участие во многих моментах этой деятельности, надеемся, станет намного яснее. Книга бесценная, написана хорошо. Но есть сомнения. В пророческом пафосе.
Подпольный город
Новая книга Андрея Иванова посвящена вернакулярным районам городов мира и заставляет подумать о вещах сверх того: например, степени субъектности человека, живущего в окружении застройки, «спущенной сверху» государством или архитектором. Прочитали книгу целиком и делимся своими впечатлениями.
Наше всё
Кто такой Щусев? В последние пару недель, с тех пор, как архитектору исполнилось 150 лет, на этот вопрос отвечают с разных сторон по-разному. Самый пространный, подробно иллюстрированный и элегантно оформленный ответ – выставка в двух корпусах Музея архитектуры на Воздвиженке. Четыре куратора, полтора года работы всего музея и экспозиционный дизайн Сергея Чобана и Александры Шейнер. Рассматриваем и показываем, что там к чему.
Искусствовед между молотом и наковальней
Советская эпоха, несомненно, воспитала своего человека. Образ его, как правило, соотносят с колоннами физкультурников и другими проявлениями тоталитарной телесности, но это по крайней мере лишь половина дела. Режиму было важно не только то, как маршируют, но и как думают. А также – как проектируют и строят. Илья Печёнкин – о книге Николая Молока «Давид Аркин: «идеолог космополитизма» в архитектуре».
Все наоборот
Мало премий вместо многих, вручение в первый день а не в последний, проекции вместо планшетов, деревья внутри, а объекты на улице – обновление фестиваля Архитектон пошло, как будто бы, по надежному пути переворачивания всех традиций профессионального цеха – ну или хотя бы тех, что подвернулись под руку. Придраться, конечно же, есть к чему, но ощущение свежее и импровизационное. Так, чего доброго, и Москву начнут учить. Мы рассказывали об элементах фестиваля частями в телеграме, теперь рассматриваем все целиком.
Фальконье
Во Флигеле Руине Музея архитектуры открыта выставка «стеклянных кирпичей» Густава Фальконье. Они – прародители стеклоблоков, но более сложные и красивые. Выставка показывает подлинные «кирпичи», архитектуру с ними, историю уничтожения окон Фальконье в здании Госархива, а еще она стала одной из причин возродить технологию производства.
Ручеек вернакулярности
Книга Андрея Иванова «ГюмрИ», продолжающая его «Иереван» – одновременно урбанистическое исследование вернакулярного города на конкретном примере, краеведческий очерк и поэма. Она очень обаятельна и в ней, как и в «вернакулярном» городе, место находится практически для всего. Для четкого определения границ вернакулярности вот только не нашлось места, ну да это не страшно, образ города книга создает живейший.
Радикальная ирония
Издательство АСТ выпустило первый тираж путеводителя от авторов термина «капиталистический романтизм» и телеграм-канала «Клизма романтизма». Книга выходит за рамки жанра и предлагает широкому кругу читателей понять и простить здания, которые часто называют «градостроительными ошибками». Мы почитали и составили впечатление, делимся.
Первая легальная
Руководство Винзавода и Москомархитектуры открыли выставку граффити на бетонной железнодорожной стене при Курском вокзале. По словам организаторов, это первый опыт легального граффити в городском пространстве Москвы. Он интересным образом соседствует с нелегальными надписями напротив.
Утопии в городе
В Музее Москвы до 14 мая открыта выставка «Москва: проектирование будущего». Параллельно проходят круглые столы и паблик-токи. Вашему вниманию – сокращенная расшифровка разговора, посвященного архитектурным утопиям.
Осознание Москвы
Выставка «Москва: проектирование будущего» в Музее Москвы рассказывает историю города – в том числе управления им и его утопических проектов наравне с реальными генпланами – в очень наглядной и популярной форме. Прямо-таки формирует сознание.
Технологии и материалы
Юбилейный год РЕХАУ
В этом году компания РЕХАУ отметила две знаковые даты – 30 лет с момента открытия первого представительства в Москве и 20 лет со дня запуска завода в поселке Гжель Московской области. За эти годы компания превратилась в одного из ключевых игроков строительного рынка и лидера оконной отрасли России, предлагая продукцию по трем направлениям: оконные технологии и светопрозрачные конструкции, инженерные системы, а также мебельные решения.
​Формула Real Brick
Минеральная плитка ручной формовки белорусского производителя Real Brick выходит на российский рынок как альтернатива европейской. Технология заводского пропила под системы НВФ позволяет экономить до 40% бюджета проекта на логистике и монтаже.
​Вертикаль, линия, сфера: приемы игровых пространств
В современных ЖК и городских парках детская площадка – все чаще полноценный архитектурный объект. На примерах проектов компании «Новые Горизонты» рассматриваем, какие типологии и приемы позволяют проектировать игровые пространства как доминанты, организующие среду и создающие идентичность места.
«Марсианская колония» на ВДНХ
Компания «Шелби», используя концептуальные идеи освоения красной планеты от Айзека Азимова и Илона Маска, спроектировала для ВДНХ необычный плейхаб. «Марсианская колония» разместится рядом с легендарным «Бураном» и будет состоять из нескольких модулей, которые предложат детям игровые сценарии и образы будущего.
Материал как метод
Компания ОРТОСТ-ФАСАД стоит у истоков фасадной индустрии. За 25 лет пройден путь от мокрых фасадов и первого в России НВФ со стеклофибробетоном до уникальных фасадов на подсистеме собственного производства, где выносы СФБ элементов превышают три метра. Разбираемся, какие технологические решения позволяют СФБ конкурировать с традиционными системами и почему выбор единого подрядчика – наилучший вариант для реализации фасадов со сложной архитектурой.
Десять новых кирпичей ModFormat
Удлиненные кирпичи с терракотовыми оттенками и новая коллекция самых узких в России кирпичей – теперь в арсенале архитекторов. О серийном производстве сложных фактур и разработке новых рассказывает исполнительный директор компании КИРИЛЛ Дмитрий Самылин.
Архитектура тишины
Создание акустического комфорта в школе – комплексная задача, выходящая за рамки простого соблюдения норм. Это проектирование самой образовательной среды, где качество звука напрямую влияет на здоровье, концентрацию и успеваемость. Разбираем, как интегрировать эффективные звукоизоляционные и звукопоглощающие решения в конструкции здания, обеспечивая соответствие СП 51.13330.2011.
Моллирование 2.0
Технология моллирования вышла на новый уровень: больше не нужно выбирать между свободой формы и прочностью закалённого стекла. АО «РСК» разработало метод гравитационного моллирования с последующим химическим упрочнением, которое снимает ключевые технические ограничения.
PRO Тепло: утеплитель, который не стареет
Долговечная и пожаробезопасная альтернатива волокнистым и полимерным утеплителям – каменный утеплитель «PRO Тепло» (D200) торговой марки «ГРАС» – легкий газобетонный блок, который создает вокруг здания прочную и долговечную теплозащитную оболочку. Разбираемся в технологии.
Безуглеродный концепт
MVRDV NEXT – исследовательское подразделение бюро – запустило бесплатный онлайн-сервис CarbonSpace для оценки углеродного следа архитектурных проектов.
Универсальная совместимость
Клинкерная плитка азербайджанского производителя Sultan Ceramic для навесных вентфасадов получила техническое свидетельство Минстроя РФ. Материал совместим с распространенными подсистемами НФС и имеет полный пакет документации для прохождения экспертизы. Разбираем характеристики и возможности применения.
Как локализовать производство в России за два года?
Еще два года назад Рокфон (бизнес-подразделение компании РОКВУЛ) – производитель акустических подвесных потолков и стеновых панелей – две трети ассортимента и треть исходных материалов импортировал из Европы. О том, как в рекордный срок удалось локализовать производство, рассказывает Марина Потокер, генеральный директор РОКВУЛ.
Город в цвете
Серый асфальт давно перестал быть единственным решением для городских пространств. На смену ему приходит цветной асфальтобетон – технологичный материал, который архитекторы и дизайнеры все чаще используют как полноценный инструмент в работе со средой. Он позволяет создавать цветное покрытие в массе, обеспечивая долговечность даже к высоким нагрузкам.
Формула изгиба: кирпичная радиальная кладка
Специалисты компании Славдом делятся опытом реализации радиальной кирпичной кладки на фасадах ЖК «Беринг» в Новосибирске, где для воплощения нестандартного фасада применялась НФС Baut.
Напряженный камень
Лондонский Музей дизайна представил конструкцию из преднапряженных каменных блоков.
LVL брус – для реконструкций
Реконструкция объектов культурного наследия и старого фонда упирается в ряд ограничений: от весовых нагрузок на ветхие стены до запрета на изменение фасадов. LVL брус (клееный брус из шпона) предлагает архитекторам и конструкторам эффективное решение. Его высокая прочность при малом весе позволяет заменять перекрытия и стропильные системы, не усиливая фундамент, а монтаж возможен без применения кранов.
Гид архитектора по нормам пожаростойкого остекления
Проектировщики регулярно сталкиваются с замечаниями при согласовании светопрозрачных противопожарных конструкций и затянутыми в связи с этим сроками. RGC предлагает решение этой проблемы – закаленное противопожарное стекло PyroSafe с пределом огнестойкости E60, прошедшее полный цикл испытаний.
Конструктор фасадов
Показываем, как устроены фасады ЖК «Европейский берег» в Новосибирске – масштабном проекте комплексного развития территории на берегу Оби, реализуемом по мастер-плану голландского бюро KCAP. Универсальным приемом для создания индивидуальной архитектуры корпусов в микрорайоне стала система НВФ с АКВАПАНЕЛЬ.
Сейчас на главной
«Чужие» в городе
Мы попросили у Александра Скокана комментарий по итогам 2025 года – а он прислал целую статью, да еще и посвященную недавно начатому у нас обсуждению «уместности высоток» – а говоря шире, контрастных вкраплений в городскую застройку. Получился текст-вопрос: почему здесь? Почему так?
Подлесок нового капрома
Сообщение по письмам читателей: столовую Дома Пионеров превратили в этакий ресторанчик. Казалось бы, какая мелочь. Обратимая, скорее всего. Но она показывает: капром жив. Не остался в девяностых, а дает новую, модную, молодую поросль.
Правда без кавычек
Редакционный корпус комбината «Правда» отреставрируют, приспособив под дизайн-отель. К началу работ издательство «Кучково поле Музеон» выпустило книгу «Дом Правды. На первой полосе архитектуры» об истории знакового здания и его создателе Пантелеймоне Голосове.
Дмитрий Остроумов: «Говоря языком алхимии, мы участвуем...
Крайне необычный и нетипичный получился разговор с Дмитрием Остроумовым. Почему? Хотя бы потому, что он не только архитектор, специализирующийся на строительстве православных храмов. И не только – а это редкая редкость – сторонник развития современной стилистики в ее, пока все еще крайне консервативной, сфере. Дмитрий Остроумов магистр богословия. Так что, помимо истории и специфики бюро, мы говорим о понятии храма, о каноне и традиции, о живом и о вечном, и даже о Русском Логосе.
Фокус синергии
В Липецке прошел фестиваль «Архимет», продемонстрировавший новый формат сотрудничества архитекторов, производителей металлических конструкций и региональных властей для создания оригинальных фасадных панелей для программы реконструкции местных школ. Рассказываем о фестивале и показываем работы участников, среди которых ASADOV, IND и другие.
Коридор лиминальности
Роман Бердник спроектировал для Смоленского кладбища в Санкт-Петербурге входную группу, которая помогает посетителю настроиться на взаимодействие с пространством памяти и печали. Работа готовилась для кирпичного конкурса, но материал служит отсылкой и к жизнеописанию святой Ксении Петербургской, похороненной здесь же.
Полки с квартирами
При разработке проекта многоквартирного дома на озере Лиси под Тбилиси Architects of Invention вдохновлялись теоретической работой студии SITE и офортом Александра Бродского и Ильи Уткина.
Б – Бенуа
В петербургском Манеже открылась выставка «Все Бенуа – всё Бенуа», которая рассказывает о феномене художественной династии и ее тесной связи с Петербургом. Два основных раздела – зал-лабиринт Александра Бенуа и анфиладу с энциклопедической «Азбукой» архитектор Сергей Падалко дополнил версальской лестницей, хрустальным кабинетом и «криптой». Кураторы же собрали невероятную коллекцию предметов – от египетского саркофага и «Острова мертвых» Бёклина до дипфейка Вацлава Нижинского и «звездного» сарая бюро Меганом.
Вопрос дефиниции
Приглашенным редактором журнала Domus в 2026 станет Ма Яньсун, основатель ведущего китайского бюро MAD. 10 номеров под его руководством будут посвящены поиску нового, релевантного для 2020-х определения для понятия «архитектура».
Образы Италии
Архитектурная мастерская Головин & Шретер подготовила проект реконструкции Инкерманского завода марочных вин. Композиция решена по подобию средневековой итальянской площади, где башня дегустационного зала – это кампанила, производственно-складской комплекс – базилика, а винодельческо-экскурсионный центр – палаццо.
Климатические капризы
В проекте отеля vertex для японской компании Not a Hotel бюро Zaha Hadid Architects учло все климатические условия острова Окинава вплоть до колебания качества воздуха в течение года.
У воды и над лесом
По проекту бюро М4 набережная в городе Заречный Свердловской области раскрыла свой потенциал рекреационного пространства. Каскадная лестница соединила различные зоны территории, а также помогла отрегулировать антропогенную нагрузку на ландшафт. Пикниковые зоны и парковая инфраструктура в свою очередь снизили количество мусора.
Глазурованная статуэтка
В поисках образа для дома у Новодевичьего монастыря архитекторы GAFA обратились к собственному переживанию места: оказалось, что оно ассоциируется со стариной, пленэрами и винтажными артефактами. Две башни будут полностью облицованы объемной глазурованной керамикой – на данный момент других таких зданий в России нет. Затеряться не дадут и метаболические эркеры-ячейки, а также обтекаемые поверхности, парадный «отельный» въезд и лобби с видом на пышный сад.
От МЫСа до Маяка: лучшие проекты Подмосковья
Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области подвел итоги ежегодного конкурса, который в этом году получил обновленный формат. Впервые появился раздел «Реализация», позволяющий оценить не только проектные решения, но и качество их воплощения.
Ход курдонером
Бюро Intercolumnium представило на Градостроительном совете проект жилого комплекса, который заменит БЦ «Акватория» на Выборгской набережной. Эксперты отметили высокое качество работы, но с сомнением отнеслись к трем курдонерам, а также предложили смягчить контраст фасадов, обращенных к набережной и Кантемировскому мосту.
Иван Леонидов в Крыму. 1936–1938. Часть 4
В четвертой статье цикла, посвященного проектам Ивана Леонидова для Южного берега Крыма, рассматриваются курортные отели и парковые павильоны на центральной набережной Ялты и делается попытка их реконструкции на основе сохранившихся материалов.
Стремление к истокам
В интерьере ресторана «Горные пороги» при гостиничном комплексе «Хвоя в горах» в долине реки Катунь архитекторы бюро New Design постарались передать удивительную красоту и мощь природы Алтая, художественно переосмыслив ее наиболее характерные образы.
Измерение Y
Тенденция проектирования жилых башен в Москве не тускнеет, а напротив, за последние 5 лет она как никогда, пожалуй, вошла в силу... Мы и раньше пробовали изучать высотное строительство Москвы, и теперь попробуем. Вашему вниманию – небольшой исторический обзор и опрос практикующих в городе архитекторов.
Горы, рощи и родовые башни
Всесезонный курорт «Армхи» в Республике Ингушетия позиционируется как место для спокойного семейного отдыха и имеет устоявшиеся традиции, связанные с его 100-летней историей и культурой региона. Программа развития, которую подготовил Институт Генплана Москвы, сохраняет индивидуальность курорта и одновременно расширяет его программу, предлагая новые направления туристического досуга. В ближайшем будущем здесь появятся: бальнеологический центр, термальный комплекс, интерактивный музей, экстремальный парк и новые горнолыжные трассы.
Умер Дени Валод
Дени Валод, сооснователь бюро Valode & Pistre, скончался 9 декабря 2025 в возрасте 79 лет после продолжительной болезни.
Тренды выставки «Мебель-2025»: комфорт по-русски
Выставка «Мебель-2025» прошла с 24 по 27 ноября 2025 на новой площадке в МВЦ «Крокус Экспо» и объединила 741 компанию из 8 стран. Экспозиции российских компаний продемонстрировали несколько важных тенденций в сфере общественных и жилых интерьеров.
История с тополями
Архитекторы Ofis перестроили частный дом в люблянском районе Мургл 1960-1980-х годов. Их подход позволил сохранить характерные планировочные решения, целостность и саму ДНК района.
Маленькая страна
Бюро «Мезонпроект» разрабатывает перспективный мастер-план кампуса МИФИ в Обнинске: в ближайшие десять лет анклавная территория площадью около 100 га, в лесу на северном краю города должна превратиться в современный центр развития атомной энергетики. Планируется привлечение иностранных студентов и специалистов, и также развитие территории: как путем реализации «замороженных» планов 1980-х годов на современном уровне, так и развитие новых тенденций – создание общественных пространств, аквапарк, фудкорт, школа и даже центря ядерной медицины. Общественные и спортивные функции планируется сделать доступными для жителей, а также связать кампус с городом.
Отель-мост
Крупнейший индустриально-туристический проект «Шухов-парка», создаваемый ОМК на месте исторического завода Баташевых в Выксе, постепенно материализуется в конкретные постройки. Мы уже писали про кванториум и пересобранную водонапорную башню Шухова. А вот про здание отеля «Шухов» по проекту Front Architecture еще не писали. Разбираем его здесь.
Ловцы жемчуга
Бюро GAFA спроектировало для Дербента апарт-комплекс, который призван переключить режим человека с рабочего на курортный, а также по-хорошему встряхнуть окружающую среду. Здание предлагает сразу два образа: лаконичный со стороны города, и пышно-ажурный со стороны моря. А в центре спрятана жемчужина – открытый бассейн с аркой, звездным небом и выходом к пляжу.
С любовью можно прожить
Бюро NOWADAYS office разработало концепцию для ресурсного центра фонда «Антон тут рядом», где дети, подростки и взрослые с расстройством аутического спектра смогут найти помощь и поддержку. Архитекторы искали возможность соединить в небольшом помещении чувство дома с особенностями типологии: например, в подобном центре необходима комната сенсорной интеграции и восстановления, особое внимание к нуждам маломобильных людей, тщательно подобранные цвета и фактуры.