Ответами стали: 1. университет настоящего ассоциируется с чрезмерной занятостью, тревогой и эмоции вызывает негативные. 2. университет будущего – это «место концентрации мыслей, идей, вдохновения и средств для их реализации. Место, где можно полностью погрузиться в создание нового». Хотя как точно он будет выглядеть, мы не знаем, подчеркивают авторы, поскольку «будущее будет таким, каким оно будет».
Суть предложения участников воркшопа для Коммунарки – концепция Public Space – «кампус как место встречи преподавателя и студента». Его принципы: открытость, изменчивость, разнообразие. Коммунарка позиционируется как место силы и точка объединения старой и новой Москвы и центр притяжения.
Проект включает анализ целевой аудитории. В ее составе: студенты, жители Коммунарки и Москвы, туристы. Студентам, по словам авторов, нужны зоны отдыха во время учебы, комфортный быт и «крутая активность». Жителям – места отдыха на природе и мероприятия, москвичам, туристам то же самое плюс близость к метро. Был проведен SWOT-анализ территории, причем одной из слабых сторон авторы назвали ее «ковид-репутацию», а одной из угроз застройку.
Стенд воркшопа, расположенный прямо на входе выставки, получился заметным – на его оборотной стороне авторы предлагали посетителям установить свои объемы на территории кампуса – из фанерных плашек.
Результаты работы воркшопа – ниже.
Кампус как город для студентов
Воркшоп Института Генплана Москвы для фестиваля «Открытый город»Кураторы: М.Е. Гурвич, А.А. Котенков, И.В. Драган
Участники: Дарья Смирнова и Екатерина Григорьева – аналитика; Евгения Никитина, Ульяна Семенова и Анастасия Иванова – градо/благоустройство; Дарья Некрасова, Анна Мочалова и Александра Стрекалова – архитектура
Генплан
Территория кампуса расположена южнее пруда на реке Малая Сосенка и Сосенского кладбища, полутора километрах от знаменитой больницы, а с юга ограждена лесным массивом. Транспортная доступность отличная, но шоссе достаточно близко.
Благоустройство
Авторы подчиняют благоустройство принципу изменчивости – к примеру, одно и то же пространство может служить как скейт-парком, так и местом семейного отдыха., и гастрокварталом.Знаковые объекты
Их предложено три: медиатека, учебный кампус и гостиница – и они связаны извилистым навесным переходом в уровне 3-4 этажей.Медиатека нависает гигантской, телескопически выдвигающейся консолью над прудом. Вот бы правда реализовать такую консоль. Она не только растет по диагонали снизу вверх, как, скажем, стопка книг или неких плашек одной формы, она еще и изгибается в плане. Ее центром служит овальный в плане лекционный зал двухъярусной высоты, свободно размещенный в пространстве вестибюля, объединенном лестницей. Изгиб стеклянных фасадов каждого объема решен зигзагообразно, составлен из острых выступающих углов, они помогают дробить линию изгиба.
Учебный кампус – сложносочиненное сооружение с внутренним общедоступным двором, составленное из многих объемов и снабженное сквозными проходами с разных сторон для сокращения путей обхода. Общественные этажи обращены к главной зеленой площади между всеми сооружениями кампуса, лаборатории сгруппированы вокруг двора, научные блоки занимают верхние этажи. Фасады решены как асимметричная решетка, она то сгущается, то разреживается.
И, наконец, здание гостиницы закручено объемной спиралью, причем жилые и общественные пространства внутри объема равномерно перемешаны между собой, как и с «сингапурского» типа озеленением.