English version

Кампус за день

Кто-то в теремочке живет? Рассказываем о том, чем занимались участники хакатона Института Генплана на стенде МКА на Арх Москве. Кто выиграл приз и почему, и что можно сделать с территорией маленького вуза на краю Москвы.

mainImg
Вряд ли кто-то согласится, что проект развития университета, даже небольшого, даже самую предварительную концепцию, можно сделать за сутки. Тем не менее мы знаем, что так бывает, и – тоже тем не менее, хакатоны популярны, поскольку... обостряют всё, и чувства, и мысли. 

А тут работа шла на выставке – известный прием, когда команда проектировщиков становится своего рода экспонатом, еще Евгений Асс много лет назад на биеннале его опробовал – и, что немаловажно, одна из команд выиграла приз, немаленький: 150 000 рублей. Было за что побороться, помимо профессионального роста, и сутки не спать. 

Мозговой штурм проходил на стенде Москомархитектуры, на котором также были показаны три новых московских кампуса разной степени готовности: кластер Ломоносов в Долине МГУ, МТГУ имени Баумана и мастер-план МГСУ на Ярославском шоссе. 
  • zooming
    Работа команд шла на стенде Москомархитектуры за поликарбонатной стенкой, но внутрь можно было заглянуть
    Фотография © Владимир Кудрявцев / предоставлена Институтом Генплана Москвы
  • zooming
    Стенд МКА, на котором проводили хакатон, был посвящен новым московским кампусам, три проекта разной степени готовности были показаны на внешней части стенда в виде призматрона
    Фотография © Владимир Кудрявцев / предоставлена Институтом Генплана Москвы

Студентам – участникам хакатона – предложили подумать над предложениями для территории МГПУ: Московского городского педагогического университета. Все три команды работали над одной темой, но автономно, в разные дни.

Университет – небольшой, он расположен в восточной части Москвы, на краю микрорайона, примостившегося между Измайлово и МКАДом, с двух сторон он граничит с парком. На территории – два учебных корпуса, один 1987, другой 2002 года постройки, трехэтажные, с характерным, тяготеющем к кресту, планом, стремящимся к максимальной инсоляции аудиторий – симпатичные здания со спокойными бело-розовыми фасадами, и 11-этажное общежитие в глубине территории. Благоустройства, фактически, нет, хотя некоторое время назад именно здесь располагался единственный в стране колледж ландшафтного дизайна. Сейчас тут находятся факультеты естественных наук и спорта. Вся территория обнесена забором, внутри, помимо трех зданий, есть сквер-площадь с характерной круговой дорожкой, и, у восточной границы, открытый стадион. 
  • zooming
    Татьяна Гук объявляет победителя хакатона на стенде МКА и Института Генплана
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Объявление победителя. Хакатон Института Генплана и МКА на Арх Москве 2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Предложения участников, что довольно предсказуемо в наше время, тяготели к созданию общественных пространств, коворкингов, навесных переходов между зданиями – удивительно, что их до сих пор нет – а также, хотя бы частичному, раскрытию территории для города и окрестных жителей: две команды предложили сквозной проход по оси кампуса в парк, одна сосредоточилась на «интенсификации» единственной городской улицы, к которой примыкает территория МГСУ; примечательно, что она носит имя архитектора Чечулина. 
Все участники героически поработали и показали интересные результаты – настолько, насколько это вообще возможно, когда мозговой штурм ограничен всего лишь одним днем. Такие опыты полезны, и для студентов, и для тьюторов – и для университета, мы видели заинтересованность со стороны заказчика, представитель МГПУ вошел в жюри и очевидно, что высказанные участниками идеи вызвали интерес у руководства университета.
 
Да, приз ушел одной команде – таковы были правила в данном случае, – но подчеркну, в каждом предложении были свои сильные стороны. Ценя усилия всех команд, мы решили присудить, помимо первого места два вторых.

Итак, один победитель и два обладателя вторых мест. 

1 место / Познание

Команда 3, авторы проекта Познание
Фотография © Владимир Кудрявцев / предоставлена Институтом Генплана Москвы

Кураторы: Александр Котенков, заместитель начальника управления перспективных проектов Института Генплана Москвы; Мария Помелова, бюро «Чехарда»
Студенты: Алина Аракчеева / МИТУ-МАСИ, Маргарита Выходцева / МАРХИ, Анастасия Гаврик / ГУЗ, Анастасия Грачева / СПбПУ, Валерия Дегтярева / МАРШ, Ксения Каспирович / МАРХИ, Александр Коврига / МАРХИ, Игорь Осколков / КГАСУ, Никита Павлов / НИУ ВШЭ, Камиля Хиясова / ГУЗ, Анна Чвилёва / КубГУ, Екатерина Патрашко / МАРХИ

  • zooming
    Хакатон Института Генплана и МКА на Арх Москве 2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Хакатон Института Генплана и МКА на Арх Москве 2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Команда оказалась самой большой, работала в последний день, о них было совершенно точно известно, что не спали ночь, доделывали, – и картинок в этом предложении было больше всего. Хотя «генплана», по меткому замечанию Андрея Гнездилова, не было – иными словами, команда не показала собственно картинку преобразования территории кампуса, а сосредоточилась на сумме предложений, не сведенных в некую привычную сумму. Возможно, к лучшему – «точек роста» авторы предложили довольно много. 
Проект Познание, победитель хакатона
Хакатон Института Генплана Москвы, 3 группа

Как и другие команды, они предложили использовать парк – но, в отличие от коллег, протянули туда мостик: на западном его окончании в парке разместили эстраду, а на восточном, в пазухе учебного корпуса, – летний кинотеатр. Еще одно «место для выступлений» предсказуемо оказалось на сквере-площади. Стадион тоже оставили в восточной части, где был. 

Важное, хотя и очевидное, решение – общежитие и два учебных корпуса соединили навесными переходами; ну, конечно же, они нужны, хотя функция старого, восточного корпуса на данный момент, кажется, остается под вопросом, после того, как из него в 2015 году выехал факультет Дизайна и технологий. В его северо-восточном углу команда предложила зимний сад, совмещенный с переходом. 

Смысловой каркас проекта авторы определили как основанный на активации разных чувств: вкуса, зрения, слуха, тактильности, обоняния... Плюс – «аллея чувств» вдоль городской улицы, где соединяются они все. Красивый подход к объяснению функциональной программы, образ кампуса перестает быть унылым. Вот разве что арт-объект «Пять чувств», предложенный командой, выглядит несколько сомнительно, как чупа чупс с пятью ножками. Но его роль в данном экспресс-исследовании минимальна. 
  • zooming
    1 / 8
    Проект Познание, победитель хакатона
    Хакатон Института Генплана Москвы, 3 группа
  • zooming
    2 / 8
    Проект Познание, победитель хакатона
    Хакатон Института Генплана Москвы, 3 группа
  • zooming
    3 / 8
    Проект Познание, победитель хакатона
    Хакатон Института Генплана Москвы, 3 группа
  • zooming
    4 / 8
    Проект Познание, победитель хакатона
    Хакатон Института Генплана Москвы, 3 группа
  • zooming
    5 / 8
    Проект Познание, победитель хакатона
    Хакатон Института Генплана Москвы, 3 группа
  • zooming
    6 / 8
    Проект Познание, победитель хакатона
    Хакатон Института Генплана Москвы, 3 группа
  • zooming
    7 / 8
    Проект Познание, победитель хакатона
    Хакатон Института Генплана Москвы, 3 группа
  • zooming
    8 / 8
    Проект Познание, победитель хакатона
    Хакатон Института Генплана Москвы, 3 группа

Авторы сделали и несколько симпатичных точечных предложений: к примеру, велопарковку с подвешиванием велосипедов, хотя вроде бы территория достаточно большая, чтобы и так их ставить, и капсулы уединения – впрочем, только летние. 
Проект Познание, победитель хакатона
Хакатон Института Генплана Москвы, 3 группа

Тем не менее совершенно не удивительно, что проект впечатлил жюри, как проработкой, так и ненавязчивым обаянием деталей без претензии на планирование крупных вторжений: на роль последних тут могут претендовать разве что два перехода и зимний сад. 
Проект Познание, победитель хакатона
Хакатон Института Генплана Москвы, 3 группа

Команда проекта «Познание» также оказалась единственной, в чей градостроительный анализ вошел внимательный обзор транспортной доступности территории кампуса. 

2 место / Пшеничная аллея

Команда 1, авторы проекта Кампус-город
Фотография © Владимир Кудрявцев / предоставлена Институтом Генплана Москвы

Кураторы: Сергей Лукьяненко, начальник мастерской проектирования объектов городской среды, Институт Генплана Москвы; Милан Стаменкович, руководитель концептуального отдела ТПО Pride
Студенты: Елизавета Усова, Никита Пищаев, Полина Лукьянчук, Кристина Бабенко, Дарья Иванушкина, Арсений Ежов, Владислав Пащинский, Анастасия Костенко, Дарья Петрушина, Татьяна Чеснокова

  • zooming
    Хакатон Института Генплана и МКА на Арх Москве 2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Хакатон Института Генплана и МКА на Арх Москве 2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Отличие этого проекта – достаточно активное вторжение предлагаемых сооружений в контекст территории. Иными словами, если команда номер 3 только предложила точки, темы и референсы для их развития – то вторая команда все нарисовала очень определенно, причем в трех видах графики: генплан в модной аксонометрии, вступление как стилизацию под комиксы, плюс они же предложили героя «вузика», уже в объемно-мультяшной стилистике.
  • zooming
    Проект Пшеничная аллея, 2 место
    Хакатон Института Генплана Москвы, 2 группа
  • zooming
    Проект Пшеничная аллея, 2 место
    Хакатон Института Генплана Москвы, 2 группа

Словом, было очевидно, что рисовать участники команды умеют, неплохо и по-разному. Полезное умение в наше время господства презентаций. 

Вторая команда оказалась единственной из трех, кто не предложил переходов между общежитием и учебными корпусами, и не задумался над проходом сквозь территорию из города в парк, или не акцентировал такой проход. В их предложении отчетливо читаются две части. Одна вдоль улицы, соединяющая мини-кафе и входные группы в своего рода стену. Другая – несколько павильонов на территории, соединенных тропой-кровлей, петляющей в глубине. 
Проект Пшеничная аллея, 2 место
Хакатон Института Генплана Москвы, 2 группа

Заметим, что эта клманда, помимо трех видов качественной графики принесла на защиту еще и макет. 
Хакатон Института Генплана и МКА на Арх Москве 2024
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Как и было сказано, в проекте предложено больше всего построек: два амфитеатра, один – спортивный, в дополнение к стадиону на его прежнем месте, другой развлекательный, третий так и просто круговой «циркус».
Проект Пшеничная аллея, 2 место
Хакатон Института Генплана Москвы, 2 группа

Самый очевидный недостаток предложения – кровля-тропинка распределена по территории скорее произвольно, а о самых коротких путях авторы забыли. Самым большим достоинством была презентация, энергичная до театральности, хотя местами, может быть, и слишком. 

2 место / Кампус-город

  • zooming
    Команда 1, авторы проекта Кампус-город
    Фотография © Владимир Кудрявцев / предоставлена Институтом Генплана Москвы
  • zooming
    Хакатон Института Генплана и МКА на Арх Москве 2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Кураторы: Анастасия Агафонкина, руководитель Архитектурно-планировочного объединения №2, Виктор Обвинцев, главный архитектор «Капитал Груп»
Студенты: Екатерина Репан, Анна Меркулова, Алиса Мурашова, Екатерина Яценко, Амрита Дхали, Светлана Ваврина, Егор Черных, Никита Мажуга

Команда, работавшая в первый день хакатона, по солидарному мнению жюри, сделала проект с самой «традиционной» подачей: по правилам генпланистов. 
Проект Кампус-город
Хакатон Института Генплана Москвы, 1 группа

Их предложение включает активацию парка, сквозной проход для горожан днем, вероятно, перекрываемый ночью для безопасности, так же как и навесные переходы между общежитием и учебными корпусами. Существующую спортивную площадку авторы дополняют стадионом покрупнее в центре территории: все же одна из специализаций этого кампуса – спортивная. Команда также предложила дополнительную входную группу в западной части, но в виде наземного перехода, а не мостика, акцентную площадь на остром углу в западной части, только тут помещен не арт-объект, а фонтан. Сквер-площадь благодаря его центральному местоположению и в этом проекте превращается в главное общественное пространство: авторы накрывают его этаким нелинейным «крылом» навеса, размещают там, в числе прочего, коворкинг, музей, кафетерий, и кроме того предлагают еще одно, зеркально-симметричное, крыло в качестве козырька у нового учебного корпуса. 
Проект Кампус-город
Хакатон Института Генплана Москвы, 1 группа

Налицо баланс между новыми сооружениями и их полезностью при несколько вялой графике, – не исключено, что последнее стало некоторым минусом для проекта, в остальных своих решениях достаточно сильного.
  • zooming
    Схема открытых и закрытых территорий. Проект Кампус-город
    Хакатон Института Генплана Москвы, 1 группа
  • zooming
    Предпроектное исследование: социокультурная антропология. Проект Кампус-город
    Хакатон Института Генплана Москвы, 1 группа

Проект Кампус-город был наиболее явным образом ориентирован на раскрытие территории и ее совместное использование вузом и горожанами. Хотя нельзя сказать, что все решения непростой задачи совмещения открытости и безопасности были в данном случае по-настоящему продуманы авторами. Впрочем, именно эту задачу надо, вероятно, признать одной из тех, что за день не решаются.

***

Жюри хакатона
Дарья Листопад, партнёр архитектурного бюро Megabudka
Ирина Кузнецова, куратор образовательных проектов Москомархитектуры
Андрей Гнездилов, соучредитель и первый заместитель директора архитектурного бюро «Остоженка»
Татьяна Гук, директор Института Генплана Москвы
Елена Иванова, зав. научно-исследовательской лабораторией образовательных инфраструктур МГПУ
Юлия Тарабарина, главный редактор Архи.ру

11 Июня 2024

Похожие статьи
Больше стиля
Градостроительный совет во второй раз рассмотрел проект застройки бывшего Мытного двора – теперь им занимается мастерская «Евгений Герасимов и партнеры», которая для новых корпусов предложила пять трактовок исторических стилей от английской классики до а-ля рюс. Эклектика не всем пришлась по душе, однако превалировало настроение привести наконец в порядок территорию за забором.
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Конкурс: плата за креатив?
Со дня на день ждем объявления результатов конкурса группы «Самолет» на участок в Коммунарке. А пока делимся впечатлениями главного редактора Юлии Тарабариной – ей удалось провести паблик-толк, который технически был посвящен взаимодействию девелопера и архитекторов, а получился разговором о плюсах и минусах конкурсной практики.
Мандариновый рай
Выставка Москомархитектуры в Центре Зотов апеллирует непосредственно к эмоциям зрителей и выстраивает из них цепочку наподобие луна-парка или квест-рума, с большой плотностью и интенсивностью впечатлений. Характерно, что нас ведут от ностальгии и смятения с озарению и празднику, совершенно китчевому, в исполнении главных кураторов. Похоже, через праздник придется пройти всем.
Теория невероятности
Выставка «Русское невероятное» в Центре Зотов красивая и парадоксальная. Современная тенденция сопоставлять разные периоды, смешивать, да и что там, удивлять, здесь доведена до определенной степени апогея. Этакий новый способ исследования, очень творческий, похож на тотальную инсталляцию. Как будто с нами играют в исследование конструктивизма. О линейной истории искусства тут, конечно, сложно говорить. Может быть, даже о спиральной сложно. О дискретной, из отражений, может, и да.
Простор для погружения
Новая постоянная экспозиция Музея Москвы, которая открылась для посещения неделю назад, именно что открывает простор для изучения истории города, и даже выстраивает его последовательно «по полочкам» и «пластам»: от общеобразовательного, увлекательного, развлекательного – до серьезного, до открытого хранения. Это профессионально как на уровне науки, у экспозиции много квалифицированных консультантов, так и на уровне работы с аудиторией. Авторы экспозиции Кирилл Асс и Надежда Корбут.
Музей архитекторов: локация – невесомость
Выставка Museum loci, открывшаяся в Музее архитектуры – огромная, хотя и занимает всего два этажа Флигеля-Руины. В основном специально для нее 59 архитекторов сделали объект или рисунок с размышлением о музее архитектуры, иногда очень определенным, но чаще – креативно-обобщенным. Таких больших выставок объектов от архитекторов не то что давно не было, но, кажется, не было вообще. Если тема и подходы интересны, то «залипнуть» в залах Руины можно надолго. Рассказываем подробно, в том числе о том, как правильно произносить название (спойлер: без разрешения сюда прокрался даже бог Локи).
Стеклянный потолок
Еще один проект, рассмотренный на Градостроительном совете Петербурга, – IT-кластер по проекту бюро Intercolumnium в районе Стеклянного городка. Его планируют строить на месте снесенных зданий сталинской эпохи, которые не были признаны ценными. Проект получил свою долю критики, но в целом был оценен положительно.
Такие разные исследования
Конкурс «Исследуй город», организованный в этом году Институтом Генплана Москвы, – не типичный для архитектурной среды. Зато он хорошо отвечает специфике работы градостроительной институции. Лучшим оказалось исследование современных жилых комплексов, где авторы совместили градостроительный подход с риелторским, выработав третий вариант. Также исследовали: общественные центры, мотивацию владения автомобилем и вакантность жилого фонда. Пятый участник сошел с дистанции. Рассказываем обо всех четырех работах.
За плечами Нобеля
Градостроительный совет Петербурга рассмотрел проект дома от бюро «А2»: он займет участок рядом с памятниками промышленной архитектуры и повлияет на панораму Выборгской набережной. Эксперты высоко оценили рисовку фасадов, но предложили поработать с силуэтом и композицией.
Что такое китч
Новая выставка в Ruarts Foundation – про исследование китча. Сначала на него откликаются современные художники, тут собраны работы с начала 1990-х до нашего времени из порядка 15 коллекций, представительная выборка, есть известные. Затем – куратор, со своим множеством цитат, тоже китчует в некотором роде. Как-то в исследование вплелась и архитектура, и тоска по классике, и новостройки. Так что такое китч? Да проще рассказать, чем он не является.
Эволюция по плану
Бюро ASADOV презентовало павильон микрокультурного общественного Эвицентра: места для всестороннего развития, мастерклассов и гимнастики. Но еще, он же – прообраз загородного дома, наследник «Лоскутка», масштабируемый в несколько раз и изготавливаемый на заводе из CLT-панелей. Но и это еще не все. Это старт девелоперского проекта от архитектурного бюро (sic!). Архитекторы ищут партнеров для развития как маленьких эви-поселков, так и новых эви-городов, рассчитанных, по словам Андрея Асадова, на «эволюционное» развитие личностей, которые будут их населять.
Зодчество 2024: семеро
Как уже говорилось, в этом году главные награды «Зодчества» не присуждены. Рассуждаем, почему так, фантазируем на тему возможных форматов судейства – как бы было хорошо, как бы было здорово… Вместо двух наград получилось семь: их состав тоже интересен. Публикуем полный список лауреатов XXXIII фестиваля.
Начало новой жизни
ЦСИ Винзавод объявляет о начале переосмысления архива, собранного за время его работы на протяжении 17 лет. Архив и библиотека будут доступны для исследователей, обещан сайт и ежегодные выставки. Первая открылась сейчас в Зале красного: интерьер уподоблен лаборатории будущего анализа, но базируется это высказывание на христианской и дионисической теме умирания / оплакивания / возрождения, тесно связанной с вином. Прямо таки пара «Архитектуре духа».
И свет, и тень
Сегодня последний день работы выставки «Открытого города» в Руине Музея архитектуры. Там атмосферная экспозиция кураторов: Александра Цимайло и Николая Ляшенко, – почти как это бывает в иерархии многих церквей – подчинила себе информацию о проектах воркшопов. Но получилось красиво, этакий храм новой реальности понимания духа. И много – 13 участников. Такая, знаете ли, особенная дюжина.
Новые проекты в малых городах
Показываем отчет о паблик-токе «Большие амбиции малых городов», предоставленный его организаторами. Среди проектов – два для Палеха, по одному для Наро-Фоминска и Зеленоградска
В поисках клада
Бюро GAFA совместно с Tegola и Архитайл в рамках воркшопа фестиваля Москомархитектуры «Открытый город» организовало экспедицию на карельский остров Кильпола. Там, среди мхов и скал, студенты искали ответ на вопросы – что такое сакральное, где оно живет, чем питается? В этом участникам помогали ландшафтный инженер Евгений Левин и художник Николай Рерих, а также лось и отсутствие сотовой связи. Рассказываем, как всё было.
Ледокол Баумана
На прошедшей неделе Сергей Кузнецов показал журналистам кампус МГТУ имени Н.Э. Баумана. Мы хотели сделать по итогам показа репортаж – а получился репортажище, пространный в унисон с масштабом новой Технологической долины на Яузе. Рассказываем об экскурсии, структуре «долины» и особенностях ее архитектурного образа. Нам показалось, что авторы тут стремились к архетипическим формам современности. Их тут немало, и в общем, и в частностях. К примеру, все фасады стеклянные – подчиненные особенной форме, или нет... Но не только.
Земля в иллюминаторе
Здание аэропорта на Камчатке спроектировано итальянским архитектором. Одного этого факта достаточно, чтобы им заинтересоваться. Форма уподоблена кальдере вулкана, но напоминает космический корабль из старого кино. А середину аэропорта занимает 5-звездочный отель, и возможно, смотреть и на Камчатку, и на здание нового терминала надо начинать именно оттуда. Рассматриваем новый аэропорт Камчатки с разных сторон: функциональной, типологической, конструктивной, – и в контексте творчества его автора Клаудио Сильвестрина.
Время молодых
Чтобы найти нестандартный ответ на непростой вопрос нужно использовать нестандартные инструменты. Например, провести архитектурный хакатон и дать молодым архитекторам возможность предложить в рамках «Дней архитектуры» Новосибирска свои варианты решения задачи, над которой не один год бьются маститые профессионалы.
Утка, арка и трилистник
Второй проект, который обсуждался на петербургском градсовете – концепция развития территории на берегу реки Утка. Бюро Евгения Подгорнова предожило цепочку из трех разнохарактерных объемов, чем разделило мнение экспертов.
Дни и дела
Новосибирские «Дни архитектуры» были приурочены к 90-летию регионального отделения САР, но ретроспективное посвящение не помешало реализации живой, открытой и актуальной программы, переосмысливающей миссию Союза как площадки и медиатора диалога всех участников архитектурных процессов в городе. Размышляем, почему удалось устроить такой примечательно живой фестиваль, рассказываем истории главных архитекторов города, показываем преображенный кинотеатр «Победа», где всё и проходило. Завидуем, по-хорошему, Сибири.
Сити у СКА
Петербургский градсовет рассмотрел проект делового центра рядом со СКА Ареной. «Студия 44» обратилась к одному из узнаваемых приемов: восемь башен скомпонованы в «регулярную» композицию, перемежаясь с квадратами скверов и площадей. Мнения экспертов довольно ожидаемо разделились.
Наука + искусство = фестиваль
Начал работу шестой фестиваль паблик-арта «Здесь и сейчас». В этом году его объекты расположились в Инновационном центре «Сколково», чтобы продемонстрировать связь между наукой и искусством. Организаторы фестиваля из Парка «Зарядье» составили арт-маршрут, следуя которому, можно сделать собственный вывод о необходимости такого взаимодействия.
Словоформы
Архитекторы ATRIUM любят амбициозные задачи, вот и тридцатилетие бюро отмечают выставкой, смело играя со словарем в слова. Они погружают свои проекты и – важнее – многочисленные объекты, в некий собственный глоссарий, как в поток. Течешь тут, как по венам чистого искусства, то и дело касаясь, то вертикального города, то образовательных пространств, на которых архитекторы собаку съели, то идентичности места. Но больше всего подкупает то, что Вера Бутко и Антон Надточий утверждают, в том числе своей выставкой: архитектура – это прежде всего искусство, искусство работы с формой и пространством.
Прибытие на склад
Градсовет Петербурга рассмотрел терминал высокоскоростной железнодорожной магистрали, который начнут строить уже в этом году на подступах к Московскому вокзалу. Несмотря на то, что проект одобрен большинством голосов, эксперты были далеки от восторга: архитектура показалась им компромиссной, а транспортные решения – недальновидными.
Офис vs галерея
Градсовет Петербурга рассмотрел проект многоэтажной галереи на Выборгской набережной и нашел, что она скорее будет использоваться как офисное здание, которому не хватит парковочных мест. Критику также вызвала арка главного входа и отсутствие реакции на соседнее здание мануфактуры, построенное по проекту Василия Косякова.
Монастырь вместо вокзала?
В Твери много лет разрушается Речной вокзал, произведение специфического ответвления архитектуры 1930-х – легкое, градостроительно значимое здание-акцент на берегу реки. В 2017 году его центральная часть обрушилась, затем появились планы переноса вокзала для восстановления Отроча монастыря – а сейчас его собираются снять с госохраны, лишить статуса регионального ОКН. Остался один день, чтобы написать возражение. Поучаствуете?
Как-то вечером патриции
Репортаж с Архстояния 2024. Сегодня знаменитый никола-ленивецкий архитектурный фестиваль начал свою работу. Мы поискали на нем архитектуру, немного наскребли. Но музыки, тусковки и общения со зрителями заметно больше. Самая интересная новость из вчерашних: следующее Архстояние будет курировать Василий Бычков, основатель и директор Экспо-Парка, проводящего Арх Москву. Кажется, мы стали свидетелями большой коллаборации.
Митьки в арбузе
В петербургском «Манеже» открылась выставка художников «Пушкинской-10» – не заметить ее невозможно благодаря яркому дизайну, которым занималась студия «Витрувий и сыновья». Тот случай, когда архитектура перетянула на себя одеяло и встала вровень с художественным высказыванием. Хотя казалось бы – подумаешь, контейнеры и горошек.
Технологии и материалы
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите
Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
Сейчас на главной
Сергей Скуратов: «Если обобщать, проект реализован...
Говорим с автором «Садовых кварталов»: вспоминаем историю и сюжеты, связанные с проектом, который развивался 18 лет и вот теперь, наконец, завершен. Самое интересное с нашей точки зрения – трансформации проекта и еще то, каким образом образовалась «необходимая пустота» городского общественного пространства, которая делает комплекс фрагментом совершенно иного типа городской ткани, не только в плоскости улиц, но и «по вертикали».
Карельская обитель
Храм в честь всех карельских святых планируют строить в небольшом поселке Куркиёки, который находится недалеко от границы Карелии и Ленинградской области, на территории национального парка «Ладожские шхеры». Мастерская «Прохрам» предложила традиционный образ и современные каркасные технологии, а также включение скального массива в интерьер здания.
Нетипичный представитель
Недавно завершившийся 2024 год можно считать годом завершения реализации проекта «Садовые кварталы» в Хамовниках. Он хорошо известен и во многом – знаковый. Далеко не везде удается сохранить такое количество исходных идей, получив в итоге своего рода градостроительный гезамкунстверк. Здесь – субъективный взгляд архитектурного журналиста, а завтра будет интервью с Сергеем Скуратовым.
Выкрасить и выбросить
В Парке Горького сносят бывшее здание дирекции у моста, оно же бывший штаб музея GARAGE. В 2018 году его часть обновили в духе современных тенденций по проекту Ольги Трейвас и бюро FORM, а теперь снесли и утверждают, что сохраняют архитектуру конструктивизма.
Параметрия и жизнь
Жилой дом Gulmohar в индийском Ахмадабаде архитекторы бюро Wallmakers выстроили буквально вокруг растущего на участке дерева.
2024: что читали архитекторы
В нашем традиционном новогоднем опросе архитекторы вспомнили много хороших книг – и мы решили объединить их в отдельный список. Некоторые издания упоминались даже несколько раз, что дало нам повод составить топ-4 с короткими комментариями. Берем на вооружение и читаем.
Пресса: Как Игорь Пасечник («НИиПИ Спецреставрация») вместе...
Игорь Пасечник — супергерой петербургской реставрации. Он сумел превратить «ненужный» государственный научно-исследовательский институт в успешную коммерческую организацию «НИиПИ Спецреставрация». Специально для Собака.ru архитектурный критик Мария Элькина узнала, что Теодор Курентзис поставил обязательным условием в реставрации Дома Радио, стоит ли восстанавливать давно разрушенное и что за каллиграффити царапали корнеты на стенах Николаевского кавалерийского училища.
Блеск и пепел
В Русском музее до середины мая работает выставка «Великий Карл», приуроченная к 225-летию художника и окончанию работ по реставрации «Последнего дня Помпеи». Архитектуру доверили Андрею Воронову («Архатака»): он утопил в «пепле» Академические залы и запустил в них лазурный цвет, визуализировал линию жизни и приблизил картины к зрителю, обеспечив свежесть восприятия. Нам понравилось.
Корочка и мякоть
Кафе Aaark на Чистых прудах вдохновлено Италией середины XX века. Студия KIDZ выбрала в качестве концептуальной основы фокаччу, однако уловить это в элегантном ретро-интерьере можно только после пояснения: фактурные штукатурки, темный шпон и алый стол отвечают соответственно за мякоть, корочку и томаты.
От Перово до Новогиреево
В декабре заработала новая выставка проекта «Москва без окраин», рассказывающая об архитектуре районов Перово и Новогиреево. Музей Москвы подготовил гид по объектам, представленным в новой экспозиции. Выставка работает до 9 марта.
Продолжение холма
Для подмосковного гольф-курорта «Шишкино» бюро Futura Architects спроектировало два различных по стилю «острова» с инфраструктурой: бионическое медицинское крыло со зданием-кометой, а также гостевой комплекс, интерпретирующий тему традиционного шале.
Геометрия отдыха
Новый жилой район вьетнамского города Виня получил необычный парк и центр отдыха. Архитекторы бюро MIA Design Studio скрыли все объемы под склонами прямоугольных газонов.
Записки охотника
По проекту архитектурно-художественных мастерских Величкина и Голованова во Владимирской области построен комплекс клуба любителей охоты и рыбалки. Основным материалом для объектов послужил клееный брус, а сужающиеся книзу крестообразные пилоны и металлические клепаные ставни создали необходимую брутальность.
Нейро – мета-
Российский AI-художник Степан Ковалев удостоился упоминания от основателя «гранжа в графическом дизайне» и попал в новый журнал The AI Art Magazine, который теперь издается в Гамбурге, с работой абстрактно-метафизического плана. Что спровоцировало нас немного изучить контекст: и журнал, и другие AI-конкурсы.
Кирпич на вес золота
В конце декабря в Санкт-Петербурге подвели итоги четвертого Кирпичного конкурса, проводимого издательским домом «Балтикум» совместно с компанией «АРХИТАЙЛ Северо-Запад». Принять участие в конкурсе могли молодые архитекторы и дизайнеры до 35 лет. Гран-при 100 тысяч рублей получил проект «Серая кольцевая», разработанный Анастасией Сергеевой и Владиславом Лобко из Санкт-Петербурга. Победителям номинаций досталось по 25 тысяч рублей. Рассказываем подробнее о проектах-победителях.
Нефритовые драгоценности
Бюро Zaha Hadid Architects получило заказ на разработку проекта Центра культуры и искусства реки Цаоэ в китайском Шаосине. В качестве отделочного материала планируется использовать особые керамические панели необычного серо-зеленого оттенка.
Инки и сакура
В интерьере красноярского ресторана N’kei бюро LEFTdesign следует гастрономической концепции, соединяя культуру Японии и Перу. Элементы дизайна отсылают к Радужным горам, золоту инков и цветению сакуры, одновременно сохраняя суровость сибирского края.
Алхимия семян
Для кофейни Slovno в Мае во Владимире Raimer Bureau сочинило фантазийную лабораторию, которую не ожидаешь встретить в обычном торговом центре: с травами и картотекой специй, колбами и склянками, фактурными поверхностями и винтажной мебелью.
Архитектура в кино
Кто не любит рассматривать архитектуру в кино, распознавать «места» или оценивать виртуальные города? Но кто знает, что декорации для Эйзенштейна делал Буров, и им восхищался Корбюзье? И все ли знают виллу Малапарте? А вот Александр Скокан рассматривает архитектуру в кино «олд-скульно», через шедевры модернизма. И еще как героя фильма: где-то здание играет свою кинороль, а где-то, кажется, и человек не нужен.
2024: что говорят архитекторы
Больше всего нам нравится рассказывать об архитектуре, то есть о_проектах, но как минимум раз в год мы даем слово архитекторам ;-) и собираем мнение многих профессионалов о том, как прошел их профессиональный год. И вот, в этом году – 53 участника, а может быть, еще и побольше... На удивление, среди замеченных лидируют книги и выставки: браво музею архитектуры, издательству Tatlin и другим площадкам и издательствам! Читаем и смотрим. Грустное событие – сносят модернизм, событие с амбивалентной оценкой – ипотечная ставка. Читаем архитекторов.
Поле жизни
Новый проект от бюро ПНКБ Сергея Гнедовского и Антона Любимкина для Музея-заповедника «Куликово поле» посвящен Полю как таковому, самому по себе. Его исследование давно, тщательно и успешно ведет музей. Соответственно, снаружи форма нового музейного здания мягче, чем у предыдущего, тоже от ПНКБ, посвящённого исторической битве. Но внутри оно уверенно ведет посетителя от светового колодца по спирали – к полю, которое в данном случае трактовано не как поле битвы, а как поле жизни.
Космо-катамино
Бюро MORS ARCHITECTS придумало для компании, которая специализируется на кибербезопасности, офис-головоломку, стимулирующий креативность и азарт: с помощью насыщенных цветов и отсылок к ретрофутуризму.
Дерево и базальт
Бюро Malik Architecture соединило в своем проекте гостиницы Radisson в горах индийского штата Махараштра местные традиции и требования ресурсоэффективности.
Пресса: «Строить в центре в историческом стиле — всегда было...
В Петербурге в 2024 году похоронили проект парка «Тучков буян», на торги выставили тюрьму «Кресты». Конюшенное ведомство, наконец, дождалось начало разработки проекта реставрации, и началось строительство кампуса СПбГУ. «Фонтанка» поговорила с автором ряда ключевых для Петербурга проектов и, наверное, одним из самых известных петербургских архитекторов, главой «Студии 44» Никитой Явейном об итогах года.
Рамка кирпича
По проекту бюро Axis Project на Кубанской набережной в Краснодаре построен офис, который уже взяло в аренду другое бюро – Archivista. Перебрав несколько вариантов, авторы и заказчики остановились на лаконичной форме, сделав ставку на ясность пропорций и выразительность материала – красного кирпича ручной формовки.
Пресса: Лучшие здания, станции и мосты, построенные (или снесенные)...
Новые постройки МГТУ им. Баумана — самая масштабная и противоречивая реализация года. Немецкая слобода, в которой находится Бауманка, представляет собой наслоение самых разных эпох, при этом многие десятилетия пребывала в каком-то подвешенном состоянии, словно ожидая мощного толчка.
Для борьбы со стихией
В японском городе Курасики по проекту Кэнго Кумы создан парк, инфраструктура которого поможет жителям в случае природной катастрофы.
Конгресс и кампус
В Кирове подвели итоги конкурса на концепцию конгресс-холла и общественного пространства на территории бывшего Кировского военно авиационно-технического училища, которую планируется развивать в качестве кампуса. Победила заявка Максима Гарипова: архитектор подошел к территории через метафору потока, а здание-доминанту превратил в композиционный мост.
Пресса: Каким был 2024 год в мире архитектуры и архитекторов
«Большой Город» подводит итоги 2024 года: в массовой культуре, искусстве, музыке, гастрономии. В архитектурной среде он запомнится не только отдельными зданиями и событиями, но и новыми взглядами на то, как живут и меняются наши города. Подводя итоги уходящего года, «Большой Город» поговорил с архитекторами ведущих российских бюро о том, что стало главным в 2024-м и что интересного нам обещает следующий год.