«АКСИС» (Евгений Павлюченко) и «Маффейс Инжиниринг»
Авторы проекта взяли за стилистическую основу триптиха «Куб», установленный в Новом Ургале, в месте начала строительства восточного участка БАМа. Все три скульптуры рождаются из этой формы. Другая отличительная черта – это использование смальтовой мозаики: это аллегория единства судеб людей, которые переплетаясь вместе, превращаются в огромный проект – символ эпохи 1970-х. Цветная и золотая смальта в проекте создает цветовой акцент на фоне суровой природы северного края.
Скульптура «Прошлое» в г. Тында – имеет две стороны: одна посвящена началу строительства западного участка БАМа, другая – восточного, оба начали строить именно здесь. На западной стороне показан отъезд молодежи с Ярославского вокзала (именно москвичи строили Тынду), у них флаги, гитары, рюкзаки и термосы. За плечами – мозаичное изображение Москвы. На восточной стороне – железнодорожные войска, строители восточного участка. Здесь же изображена установка первого «костыля» – то самое место, где был позднее возведен «куб».
Скульптура «Настоящее» в г. Новый Ургал – повествует о том, кто что строил, и что было создано: как валили лес, строили города, мосты. Показано участие в строительстве разных национальных республик.
Скульптура «Будущее» в г. Северобайкальск – посвящена преемственности поколений строителей БАМа: на лицевой стороне молодая семья отправляет в небо голубей. На флангах фигуры почтенных бамовцев, которые обучают внуков премудростям профессии. За стеклом памятника расположена капсула времени с посланием будущим поколениям.
Архитектурная студия Михаила Корси, скульптурные мастерские Владимира Иванова и Ильи Коротченко
За основу формы авторы взяли триумфальную арку, один из любимых символических образов СССР: БАМ предстает как триумфальный мегапроект советской империи, вобравший в себя традиции единения и сопричастности общему делу. Все три арки в городах Новый Ургал, Тында и Северобайкальск предполагается разместить в центре круглой площади, в увязке с основными градостроительными осями.
Арка подчеркивает мотив «движения», указывая на важные достижения на пути строителей. Второй мотив – это «соединение»: Байкала и Амура, а также тема «золотой стыковки» двух групп строителей, осуществляющих строительство участков БАМа с двух сторон навстречу друг другу. Это стыковка групп Бондаря и Варшавского на западном «комсомольском» участке в Куанде (Балбухте) и на «военном» восточном участке на разъезде им. Мирошниченко.
Всего разработаны три арки с символическим изображением железнодорожной рельсы, моста и тоннеля как главных «атрибутов» строительства БАМа, и скульптурной группой из фигур строителей как главных героев великой стройки. Их украшают рельефы, каждый из них – это отдельная история, сюжет, важное историческое событие и личность.
Тематические изображения – тексты и цитаты, портреты, комсомольские путевки, строительная техника, жанровые сюжеты, чертежи и карты – будут выполнены разными скульпторами со всей страны под руководством авторского коллектива. Общее количество – по 32 изображения на каждой арке. Они станут аллегорией участников великой стройки со всего СССР.
Проектная студия «Боброва Павлова»
В этой концепции аллегорией БАМа становится «железная река» как переосмысление древнейшего способа передвижения между поселениями. Авторы разработали предложения для всех пяти городов, присвоив каждому определенный термин: все вместе эти смыслы собираются в единый мощный образ грандиозного проекта.
Скульптура «Мужество» в г. Усть-Кут – символизирует «проход сквозь скалу». Движение людей по мемориалу происходит сквозь небольшую искусственную насыпь, имитирующую тоннель. Его стены выполняются из необработанного гранита. Над центральной частью сделан навес, напоминающий рельсы и шпалы. Таким образом, доминантой композиции становится кусок скалы, сквозь который прорывается «железная река».
Скульптура «Единство» в г. Северобайкальск имеет планировочную структуру в виде лабиринта-коридора, в центре которого под арками проходит «железная река». Арки – это 15 советских республик, участвовавших в строительстве. Центральная входная группа содержит цифры и данные по количеству проектных институтов и задействованных в проекте строителей.
Скульптура «Будущее» в г. Тында – это уходящие вверх элементы железной дороги, которые символизируют дальнейшее развитие магистрали. Тында стала местом, где соединились два участка БАМа, поэтому выбрана двухчастная композиция памятника. У основания стелы расположен световой фонтан как аллегория бесконечности будущего.
Скульптуру «Движение» в г. Новый Ургал составляют листы металла, в основании которых выполнены силуэты участников строительства, находящиеся в движении. В левой части композиции легкие конструкции под определенным углом зрения складываются в силуэт поезда с надписью «БАМ 50».
Скульптура «Романтика» в г. Советская Гавань представляет собой двухстороннюю арку, с одной стороны которой неполированный гранит, символ преодоленной природы, а с другой – зеркало, в котором отражается окружающий рукотворный пейзаж.
«Натали АРТ», скульптор Маначинский В.А., архитекторы Чернов А.П., Чернова Л.А.
Объединяющей темой триптиха в этой концепции является железнодорожный рельс. Так, в скульптуре для Северобайкальска, которую предполагается установить рядом со школой искусств на Пролетарском проспекте, рельс соединяется с темой тоннеля, представленного в виде символического кольца. Его же можно прочитать и как древнеримскую тиару – символ победителей. На пронизывающих кольцо рельсах установлена трехметровая фигура строителя.
Мемориал в г. Тында посвящен мостостроителям БАМа и представляет собой пролет моста с объемной надписью и рельсами. Здесь же в основании перечислены организации, принимавшие участие в стройке БАМа. Впереди расположена скульптурная композиция строителей: молодой человек со строительным инструментом, военный с геодезической линейкой и девушка с картой.
В г. Усть-Кут в честь всех участников великой стройки выстроен «салют» из рельс. В центре – фигуры трех строителей в виде барельефов. Памятник предполагается поставить по оси бульвара им. Кирова и сделать его композиционной доминантой перед зданием вокзала.
Памятную стелу в честь строителей в г. Советская Гавань предполагается разместить напротив железнодорожных путей. Стела увенчана двуглавым орлом, с двух сторон ее обрамляют композиции из рельс с тематическими барельефами.
«Вип Сервис Проект», скульптор С.А. Щербаков
Художественный и пластический язык этого проекта – это язык советского реализма, а монументальность форм сознательно сравнима с памятниками Победе в Великой Отечественной войне. Каждый сюжет барельефов – это наглядный рассказ о строителях, молодых людях, уезжающих на стройку, об их героическом труде, многообразии профессий и т.д. Здесь есть портретные изображения, точное изображение техники и исторических событий, соединяющиеся в монументальную энциклопедию истории строительства магистрали.
Два крыла, образующих полукружие, символически воплощают образ моста; круг в форме плана и на фасаде – символ тоннеля; композиционный центр в виде обелиска – образ БАМа и образ цели, к которой стремился каждый из строителей.
От центральной стелы на зрителей бодрым шагом идут энергичные фигуры строителей. Это собирательные образы комсомольцев, военных железнодорожников и гражданских строителей. Над их головами слово-символ – объект, где все станции вместе складываются в три буквы БАМ. Серебряный обелиск увенчан памятным знаком, посвященным 50-летию проекта.