Строители БАМа. Итоги конкурса

Подведены итоги открытого всероссийского конкурса «Строители БАМа» на лучшую концепцию мемориала создателям Байкало-Амурской магистрали. Публикуем 5 проектов победителей.

mainImg
По итогам конкурса жюри не стало выделять одного победителя, а приняло решение использовать идеи всех пяти финалистов. Таким образом, пять авторских коллективов продолжат работу над проектами, а памятники будут возведены во всех предложенных на конкурс городах. Напомним, что по условиям конкурса мемориальный комплекс нужно было выполнить в формате триптиха из скульптурных композиций, разработанных для трех из пяти городов. Обязательные города: Тында – «столицы» БАМа и Северобайкальск, а также в одном из трех на выбор: Новый Ургал, Советская Гавань и Усть-Кут.
 «АКСИС» (Евгений Павлюченко) и «Маффейс Инжиниринг»

Авторы проекта взяли за стилистическую основу триптиха «Куб», установленный в Новом Ургале, в месте начала строительства восточного участка БАМа. Все три скульптуры рождаются из этой формы. Другая отличительная черта – это использование смальтовой мозаики: это аллегория единства судеб людей, которые переплетаясь вместе, превращаются в огромный проект – символ эпохи 1970-х.  Цветная и золотая смальта в проекте создает цветовой акцент на фоне суровой природы северного края. 
  • zooming
    Скульптура «Прошлое». г. Тында. ООО «АКСИС» (Евгений Павлюченко) / ООО «Маффейс Инжиниринг»
    © AXIS
  • zooming
    Скульптура «Прошлое». г. Тында. План благоустройства. ООО «АКСИС» (Евгений Павлюченко) / ООО «Маффейс Инжиниринг»
    © AXIS

Скульптура «Прошлое» в г. Тында  имеет две стороны: одна посвящена началу строительства западного участка БАМа, другая – восточного, оба начали строить именно здесь. На западной стороне показан отъезд молодежи с Ярославского вокзала (именно москвичи строили Тынду), у них флаги, гитары, рюкзаки и термосы. За плечами – мозаичное изображение Москвы. На восточной стороне – железнодорожные войска, строители восточного участка. Здесь же изображена установка первого «костыля» – то самое место, где был позднее возведен «куб».
  • zooming
    Скульптура «Настоящее». г. Новый Ургал. ООО «АКСИС» (Евгений Павлюченко) / ООО «Маффейс Инжиниринг»
    © AXIS
  • zooming
    Скульптура «Настоящее». г. Новый Ургал. План благоустройства. ООО «АКСИС» (Евгений Павлюченко) / ООО «Маффейс Инжиниринг»
    © AXIS
 
Скульптура «Настоящее» в г. Новый Ургал – повествует о том, кто что строил, и что было создано: как валили лес, строили города, мосты. Показано участие в строительстве разных национальных республик.
  • zooming
    Скульптура «Будущее». г. Северобайкальск. ООО «АКСИС» (Евгений Павлюченко) / ООО «Маффейс Инжиниринг»
    © AXIS
  • zooming
    Скульптура «Будущее». г. Северобайкальск. План благоустройства. ООО «АКСИС» (Евгений Павлюченко) / ООО «Маффейс Инжиниринг»
    © AXIS

Скульптура «Будущее» в г. Северобайкальск – посвящена преемственности поколений строителей БАМа: на лицевой стороне молодая семья отправляет в небо голубей. На флангах фигуры почтенных бамовцев, которые обучают внуков премудростям профессии. За стеклом памятника расположена капсула времени с посланием будущим поколениям.
Скульптура в г. Усть-Кут и Советская Гавань. ООО «АКСИС» (Евгений Павлюченко) / ООО «Маффейс Инжиниринг»
© AXIS
Архитектурная студия Михаила Корси, скульптурные мастерские Владимира Иванова и Ильи Коротченко

За основу формы авторы взяли триумфальную арку, один из любимых символических образов СССР: БАМ предстает как триумфальный мегапроект советской империи, вобравший в себя традиции единения и сопричастности общему делу. Все три арки в городах Новый Ургал, Тында и Северобайкальск предполагается разместить в центре круглой площади, в увязке с основными градостроительными осями.
  • zooming
    Арка «Тоннели» в г. Новый Ургал. Архитектурная студия Михаила Корси / Скульптурная мастерская Владимира Иванова / Скульптурная мастерская Ильи Коротченко
    Предоставлено Михаилом Корси
  • zooming
    Предоставлено Михаилом Корси

Арка подчеркивает мотив «движения», указывая на важные достижения на пути строителей. Второй мотив – это «соединение»: Байкала и Амура, а также тема «золотой стыковки» двух групп строителей, осуществляющих строительство участков БАМа с двух сторон навстречу друг другу. Это стыковка групп Бондаря и Варшавского на западном «комсомольском» участке в Куанде (Балбухте) и на «военном» восточном участке на разъезде им. Мирошниченко.
  • zooming
    Арка «Рельсы» в г. Северобайкальск. Архитектурная студия Михаила Корси / Скульптурная мастерская Владимира Иванова / Скульптурная мастерская Ильи Коротченко
    Предоставлено Михаилом Корси
  • zooming
    Общая концепция. Архитектурная студия Михаила Корси / Скульптурная мастерская Владимира Иванова / Скульптурная мастерская Ильи Коротченко
    Предоставлено Михаилом Корси

Всего разработаны три арки с символическим изображением железнодорожной рельсы, моста и тоннеля как главных «атрибутов» строительства БАМа, и скульптурной группой из фигур строителей как главных героев великой стройки. Их украшают рельефы, каждый из них – это отдельная история, сюжет, важное историческое событие и личность.
  • zooming
    Арка «Мост» в г. Тында. Архитектурная студия Михаила Корси / Скульптурная мастерская Владимира Иванова / Скульптурная мастерская Ильи Коротченко
    Предоставлено Михаилом Корси
  • zooming
    Верстовой столб «БАМ». Архитектурная студия Михаила Корси / Скульптурная мастерская Владимира Иванова / Скульптурная мастерская Ильи Коротченко
    Предоставлено Михаилом Корси

Тематические изображения – тексты и цитаты, портреты, комсомольские путевки, строительная техника, жанровые сюжеты, чертежи и карты – будут выполнены разными скульпторами со всей страны под руководством авторского коллектива. Общее количество – по 32 изображения на каждой арке. Они станут аллегорией участников великой стройки со всего СССР.


Проектная студия «Боброва Павлова»


В этой концепции аллегорией БАМа становится «железная река» как переосмысление древнейшего способа передвижения между поселениями. Авторы разработали предложения для всех пяти городов, присвоив каждому определенный термин: все вместе эти смыслы собираются в единый мощный образ грандиозного проекта.
  • zooming
    Скульптура «Мужество» в г. Усть-Кут. Проектная студия «Боброва Павлова»
    © BobrovaPavlova
  • zooming
    Скульптура «Мужество» в г. Усть-Кут. Ситуационный план. Проектная студия «Боброва Павлова»
    © BobrovaPavlova

Скульптура «Мужество» в г. Усть-Кут – символизирует «проход сквозь скалу». Движение людей по мемориалу происходит сквозь небольшую искусственную насыпь, имитирующую тоннель. Его стены выполняются из необработанного гранита. Над центральной частью сделан навес, напоминающий рельсы и шпалы. Таким образом, доминантой композиции становится кусок скалы, сквозь который прорывается «железная река».
  • zooming
    Скульптура «Единство» в г. Северобайкальск. Проектная студия «Боброва Павлова»
    © BobrovaPavlova
  • zooming
    Скульптура «Единство» в г. Северобайкальск. Проектная студия «Боброва Павлова»
    © BobrovaPavlova

Скульптура «Единство» в г. Северобайкальск имеет планировочную структуру в виде лабиринта-коридора, в центре которого под арками проходит «железная река». Арки – это 15 советских республик, участвовавших в строительстве. Центральная входная группа содержит цифры и данные по количеству проектных институтов и задействованных в проекте строителей. 
  • zooming
    Скульптура «Будущее» в г. Тында. Проектная студия «Боброва Павлова»
    © BobrovaPavlova
  • zooming
    Скульптура «Будущее» в г. Тында. Ситуационный план. Проектная студия «Боброва Павлова»
    © BobrovaPavlova

Скульптура «Будущее» в г. Тында – это уходящие вверх элементы железной дороги, которые символизируют дальнейшее развитие магистрали. Тында стала местом, где соединились два участка БАМа, поэтому выбрана двухчастная композиция памятника. У основания стелы расположен световой фонтан как аллегория бесконечности будущего.
  • zooming
    Скульптура «Движение» в г. Новый Ургал. Проектная студия «Боброва Павлова»
    © BobrovaPavlova
  • zooming
    Скульптура «Движение» в г. Новый Ургал. Проектная студия «Боброва Павлова»
    © BobrovaPavlova

Скульптуру «Движение» в г. Новый Ургал составляют листы металла, в основании которых выполнены силуэты участников строительства, находящиеся в движении. В левой части композиции легкие конструкции под определенным углом зрения складываются в силуэт поезда с надписью «БАМ 50». 
  • zooming
    Скульптура «Романтика» в г. Советская Гавань. Проектная студия «Боброва Павлова»
    © BobrovaPavlova
  • zooming
    Скульптура «Романтика» в г. Советская Гавань. Ситуационный план. Проектная студия «Боброва Павлова»
    © BobrovaPavlova
 
Скульптура «Романтика» в г. Советская Гавань представляет собой двухстороннюю арку, с одной стороны которой неполированный гранит, символ преодоленной природы, а с другой – зеркало, в котором отражается окружающий рукотворный пейзаж.
«Натали АРТ», скульптор Маначинский В.А., архитекторы Чернов А.П., Чернова Л.А.

Объединяющей темой триптиха в этой концепции является железнодорожный рельс. Так, в скульптуре для Северобайкальска, которую предполагается установить рядом со школой искусств на Пролетарском проспекте, рельс соединяется с темой тоннеля, представленного в виде символического кольца. Его же можно прочитать и как древнеримскую тиару – символ победителей. На пронизывающих кольцо рельсах установлена трехметровая фигура строителя. 
  • zooming
    Скульптурная композиция в г. Северобайкальск. ООО «Натали АРТ» / Скульптор Маначинский В.А. / Архитекторы Чернов А.П. + Чернова Л.А.
    Предоставлено Ладой Черновой
  • zooming
    Скульптурная композиция в г. Северобайкальск. ООО «Натали АРТ» / Скульптор Маначинский В.А. / Архитекторы Чернов А.П. + Чернова Л.А.
    Предоставлено Ладой Черновой

Мемориал в г. Тында посвящен мостостроителям БАМа и представляет собой пролет моста с объемной надписью и рельсами. Здесь же в основании перечислены организации, принимавшие участие в стройке БАМа. Впереди расположена скульптурная композиция строителей: молодой человек со строительным инструментом, военный с геодезической линейкой и девушка с картой. 
  • zooming
    1 / 1
    Скульптурная композиция в г. Тында. ООО «Натали АРТ» / Скульптор Маначинский В.А. / Архитекторы Чернов А.П. + Чернова Л.А.
    Предоставлено Ладой Черновой

В г. Усть-Кут в честь всех участников великой стройки выстроен «салют» из рельс. В центре – фигуры трех строителей в виде барельефов. Памятник предполагается поставить по оси бульвара им. Кирова и сделать его композиционной доминантой перед зданием вокзала.
  • zooming
    Скульптурная композиция в г. Усть-Кут. ООО «Натали АРТ» / Скульптор Маначинский В.А. / Архитекторы Чернов А.П. + Чернова Л.А.
    Предоставлено Ладой Черновой
  • zooming
    Скульптурная композиция в г. Усть-Кут. ООО «Натали АРТ» / Скульптор Маначинский В.А. / Архитекторы Чернов А.П. + Чернова Л.А.
    Предоставлено Ладой Черновой

Памятную стелу в честь строителей в г. Советская Гавань предполагается разместить напротив железнодорожных путей. Стела увенчана двуглавым орлом, с двух сторон ее обрамляют композиции из рельс с тематическими барельефами.
«Вип Сервис Проект», скульптор С.А. Щербаков

Художественный и пластический язык этого проекта – это язык советского реализма, а монументальность форм сознательно сравнима с памятниками Победе в Великой Отечественной войне. Каждый сюжет барельефов – это наглядный рассказ о строителях, молодых людях, уезжающих на стройку, об их героическом труде, многообразии профессий и т.д. Здесь есть портретные изображения, точное изображение техники и исторических событий, соединяющиеся в монументальную энциклопедию истории строительства магистрали.
  • zooming
    Мемориальный комплекс «Строители БАМа». ООО «Вип Сервис Проект»
    Предоставлено «Вип Сервис Проект»
  • zooming
    Мемориальный комплекс «Строители БАМа». ООО «Вип Сервис Проект»
    Предоставлено «Вип Сервис Проект»

Два крыла, образующих полукружие, символически воплощают образ моста; круг в форме плана и на фасаде – символ тоннеля; композиционный центр в виде обелиска – образ БАМа и образ цели, к которой стремился каждый из строителей.
  • zooming
    1 / 4
    «Строители БАМа». ООО «Вип Сервис Проект»
    Предоставлено «Вип Сервис Проект»
  • zooming
    2 / 4
    «Строители БАМа». ООО «Вип Сервис Проект»
    Предоставлено «Вип Сервис Проект»
  • zooming
    3 / 4
    «Строители БАМа». ООО «Вип Сервис Проект»
    Предоставлено «Вип Сервис Проект»
  • zooming
    4 / 4
    «Строители БАМа». ООО «Вип Сервис Проект»
    Предоставлено «Вип Сервис Проект»

От центральной стелы на зрителей бодрым шагом идут энергичные фигуры строителей. Это собирательные образы комсомольцев, военных железнодорожников и гражданских строителей. Над их головами слово-символ – объект, где все станции вместе складываются в три буквы БАМ. Серебряный обелиск увенчан памятным знаком, посвященным 50-летию проекта.
  • zooming
    1 / 4
    Предоставлено «Вип Сервис Проект»
  • zooming
    2 / 4
    Предоставлено «Вип Сервис Проект»
  • zooming
    3 / 4
    Предоставлено «Вип Сервис Проект»
  • zooming
    4 / 4
    Предоставлено «Вип Сервис Проект»

19 Июня 2023

Похожие статьи
Архитектурный рисунок в эпоху ИИ
Объявлены победители The Architecture Drawing Prize 2025. Это 15 авторов, чьи работы отражают главные векторы развития архитектурной мысли сегодня: память места, экологическую ответственность и критику цифровой культуры.
Шорт-лист WAF Interiors: Retail
Продолжаем серию обзоров интерьеров, вышедших в финал конкурса WAF Interiors, и представляем пять объектов из номинации Retail, в которой развернулась битва между огромным моллом и небольшими магазинами, высокотехнологичными и уютными пространствами, где сам процесс покупки должен быть в радость.
Шорт-лист WAF Interiors: Education
Продолжаем серию обзоров интерьеров, вышедших в финал конкурса WAF Interiors, и представляем пять объектов из номинации Education, каждый из которых демонстрирует различные подходы к образовательным пространствам для детей и взрослых.
Шорт-лист WAF Interiors: Public Buildings
В преддверии фестиваля WAF начинаем публикацию серии обзоров интерьеров, вышедших в финал конкурса WAF Interiors, и предлагаем читателям ARCHI.RU попробовать свои силы в оценке мировых интерьерных тенденций и выбрать своего победителя в каждой номинации, чтобы потом сравнить результаты с оценкой жюри.
Поговорим об истине и красоте
В этом материале – калейдоскоп впечатлений одного дня, проведенного на деловой программе Архитектона. Тезисно зафиксировали содержание дискуссий о возможностях архитектурной фотографии и графики, феномене инсталляций и будущем, которое придет на смену постмодернизму. А еще – на прогулке с Сергеем Мишиным тренировали «метафизическое зрение», которое позволяет увидеть параллельный Петербург.
Несколько причин прийти на «Зодчество»
В Гостином дворе открылся 33 фестиваль «Зодчество». Одновременно с ним на одной площадке пройдут еще два фестиваля: «Наша школа» и «Лучший интерьер». У каждого фестиваля есть своя деловая, выставочная и конкурсная программы. Мы посмотрели анонсы и сделали небольшую подборку событий из всех трех фестивальных программ.
На династической тропе
Дома и таунхаусы комплекса «Царская тропа» строятся в поселке Гаспра – с запада и востока от дворцов бывшей великокняжеской резиденции «Ай-Тодор». Так что одной из главных задач разработавших проект архитекторов бюро KPLN было соответствовать значимому соседству. Как это отразилось на объемном построении, как на фасадах и каким образом авторы используют рельеф – читайте в нашей статье.
Speed-dating с героями 90-х и другие причины пойти на Архитектон-2025
На этой неделе в петербургском Манеже открывается Архитектон – 10-дневный фестиваль с выставкой, премией и деловой программой, которая обещает северной столице встряску: придет ОАМ, будут новые форматы, обсудят намыв, конкурсы, философское и социальное измерение архитектуры. Советуем запастись абонементом и начать составлять график. В этом материале – хайлайты, на которые мы обратили внимание.
В лесах и на горах
В удивительных по красоте природных локациях по проектам «Генпро» строятся сразу два масштабных туристических кластера: один в Заполярье, в окрестностях Салехарда, другой – на Камчатке, у подножия вулкана Вилючинская Сопка.
Дом, в котором
Музей искусств Санкт-Петербурга XX-XXI веков открыл выставку «Фрагменты эпох» в парадных залах своего нового здания – особняка купца Ивана Алафузова на набережной канала Грибоедова. Рассказываем, почему сюда стоит заглянуть тем, кто хочет проникнуться духом Петербурга.
Вся мудрость океана
В Калининграде открылся новый корпус Музея мирового океана «Планета океан». Примечательно не только здание в виде 42-метрового шара, но и экспозиция, которая включает научные коллекции – их собирали около 10 лет, аквариумы с 3000 гидробионтов, а также специально разработанные инсталляции. Дизайн разработало петербургское бюро музейной сценографии «Метаформа», которое соединило все нити в увлекательное повествование.
Пикник теоретиков-градостроителей на обочине
Руководитель бюро Empate Марина Егорова собрала теоретиков-градостроителей – преемников Алексея Гутнова и Вячеслава Глазычева – чтобы возродить содержательность и фундаментальность профессиональной дискуссии. На первой встрече успели обсудить многое: вспомнили базу, сверили ценности, рассмотрели передовой пример Казанской агломерации и закончили непостижимостью российского межевания. Предлагаем тезисы всех выступлений.
WAF 2025: кто в коротком списке
Всемирный фестиваль архитектуры объявил шорт-листы всех номинаций. В списки попали постройки и проекты бюро ATRIUM, TCHOBAN VOSS Architekten и Kerimov Architects – предлагаем их краткий обзор.
Петербург Георгия Траугота
С 29 мая по 17 августа 2025 года в московском пространстве Ile Theleme проходит персональная выставка ленинградского художника Георгия Траугота. Более ста работ мастера представляют все грани творчества этого самобытного автора. Петербург Траугота – в эссе Екатерины Алиповой.
На Марс летит Франциск Ассизский
Кураторская экспозиция XIX Венецианской архитектурной биеннале дает ощущение, что мир вот-вот шагнет в новую эпоху, и даже есть надежда, что это будут не темные века. Предлагаем обзор идей и концепций, которые могут изменить нашу реальность до неузнаваемости: декарбонизирующие города, построенные для человека и других видов, орбитальные теплицы, биопатина и бикерамика, растительные архивы – все это очень близко.
XIX Архитектурная биеннале Венеции: павильоны в Арсенале
Экспозиции национальных павильонов на территории Арсенала продолжают удивлять, восхищать и озадачивать посетителя. Рассказываем про города из лавы, сваренный на воде из лагуны эспрессо, подземные источники прохлады и множество других концепций из разных стран.
Гаражный футуратор
Первым куратором нового спецпроекта Арх Москвы «Футуратор» стало бюро Katarsis. Свободные в выборе инструментов и формата Петр Советников и Вера Степанская обратились к теме «параллельного ландшафта» – малозначительной и невоспроизводимой архитектуры, которая не зависит от конъюнктуры, но исподволь влияет на реальную жизнь человека. Искать параллельный ландшафт отправились восемь участников: на дачу, в лес, за город, на шашлыки. Оказалось, его сложно заметить, но потом невозможно забыть.
Арх Москва: исследования
Лозунг «Если чего-то не понимаешь – исследуй!» звучит все громче, все актуальнее. Не отстает и Арх Москва – выставка, где разнообразные исследовательские работы показывают достаточно давно, а с некоторых пор специально для очередной выставки кураторы делают одно исследование за другим. Как говорится, однако тренд. Мы планируем опубликовать несколько исследований, обнаруженных на выставке, полностью и по отдельности, а пока – обзор разных видов исследований, представленных на Арх Москве 2025.
XIX Архитектурная биеннале Венеции: сады Джардини
Наш редактор Алена Кузнецова побывала на Венецианской биеннале и Миланской триеннале – теперь есть, с чем сравнивать Арх Москву и петербургский Архитектон. В этом материале – 10 субъективно любимых национальных павильонов в садах Джардини, несколько советов по посещению и неформальные впечатления. Используйте как референс, срез настроений, а лучше всего – как основу для составления собственного маршрута.
NEXT 2025: сияние чистого разума
Спецпроект Арх Москвы NEXT в этом году прошел под кураторством школы МАРШ в лице Никиты Токарева, который задал тему «Места и события». На этот раз все объекты были интерактивные, а зрителя вовлекали с помощью тактильных материалов, видеомэппинга, цветовых фильтров и даже небольшого театрализованного действа. Рассказываем обо всех инсталляциях девяти бюро и одного журнала.
Место ожидания
Архитектурная студия GRAD совместно с НПО «Новая конструкция» разработала концепцию автостанции, которую можно использовать для развития внутреннего туризма. За счет модульных алюминиевых фасадов и стального несущего каркаса здание строится быстро, вмещает необходимый набор функциональных помещений, а также предлагает запоминающийся образ, который при этом может вписаться почти в любой контекст.
XIX Архитектурная биеннале в Венеции: награды
В Венеции раздали золотых и серебряных львов. Отмеченные жюри работы демонстрируют концептуальный размах выставки – здесь и исследования в области киберфеминизма, и борьба с империями, и размышления о границах реставрации. Но на первом плане все же проблемы, обозначенные куратором Карло Ратти: изменения климата, перепотребление, отходы. Главный приз забрал Бахрейн, который показал способы выживания в экстремальной жаре. Среди других лауреатов – кирпичи из слоновьего навоза, эспрессо с водой из лагуны и стихийные рынки, где чужой мусор превращается в ресурс.
По ком звонит колокол
В петербургском Манеже работает выставка, посвященная подвигу тыла в годы Великой Отечественной войны. За архитектуру отвечало бюро DD|A:D, которое не оставило посетителям шансов «проскользить» по экспозиции: приемы из сакральной и мемориальной архитектуры включают чувства, а фактуры, цвет и свет задают тон, подготавливая к встрече с тяжелыми и важными событиями.
Песнь песней
В Европейском университете в Санкт-Петербурге открылась персональная выставка Сергея Мишина «Проект проекта». По его собственному определению, на ней представлена руда, из которой добывается вещество архитектуры: графика, блокноты, заметки и осколки, предшествующие рабочим чертежам. Кроме графики есть и тексты Сергея Мишина и о нем – выдающиеся примеры того, как можно говорить об архитектуре.
Любовь не горит
Последняя выставка петербургской Анненкирхе перед закрытием на реставрацию вспоминает все, что происходило в здании на протяжении трех столетий: от венчания Карла Брюллова до киносеансов Иосифа Бродского, рок-концерты и выставки экспериментального искусства, наконец – пожар, после которого приход расцвел с новой силой. Успейте запечатлеть образ одного из самых необычных мест Петербурга.
2024: что читали архитекторы
В нашем традиционном новогоднем опросе архитекторы вспомнили много хороших книг – и мы решили объединить их в отдельный список. Некоторые издания упоминались даже несколько раз, что дало нам повод составить топ-4 с короткими комментариями. Берем на вооружение и читаем.
Блеск и пепел
В Русском музее до середины мая работает выставка «Великий Карл», приуроченная к 225-летию художника и окончанию работ по реставрации «Последнего дня Помпеи». Архитектуру доверили Андрею Воронову («Архатака»): он утопил в «пепле» Академические залы и запустил в них лазурный цвет, визуализировал линию жизни и приблизил картины к зрителю, обеспечив свежесть восприятия. Нам понравилось.
От Перово до Новогиреево
В декабре заработала новая выставка проекта «Москва без окраин», рассказывающая, в том числе, об архитектуре районов Перово и Новогиреево. Музей Москвы подготовил гид по объектам, представленным в новой экспозиции. Выставка работает до 9 марта.
Звери в пещере
В Музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков открылась выставка «Анималистика. И в шутку, и всерьез». Архитектурной частью занималась мастерская «Витрувий и сыновья», которая превратила один из залов в пещеру Альтамира. А во дворе музея появилась ёлка, претендующая на звание самой оригинальной и фотогеничной в городе.
Строители и первопроходцы
В рамках конкурса на лучшую идею памятника в честь 50-летия БАМа в Музее архитектуры прошла лекция Марка Акопяна, посвященная архитектурному и градостроительному наследию проекта. Публикуем тезисы выступления.
Технологии и материалы
Город в цвете
Серый асфальт давно перестал быть единственным решением для городских пространств. На смену ему приходит цветной асфальтобетон – технологичный материал, который архитекторы и дизайнеры все чаще используют как полноценный инструмент в работе со средой. Он позволяет создавать цветное покрытие в массе, обеспечивая долговечность даже к высоким нагрузкам.
Формула изгиба: кирпичная радиальная кладка
Специалисты компании Славдом делятся опытом реализации радиальной кирпичной кладки на фасадах ЖК «Беринг» в Новосибирске, где для воплощения нестандартного фасада применялась НФС Baut.
Напряженный камень
Лондонский Музей дизайна представил конструкцию из преднапряженных каменных блоков.
LVL брус – для реконструкций
Реконструкция объектов культурного наследия и старого фонда упирается в ряд ограничений: от весовых нагрузок на ветхие стены до запрета на изменение фасадов. LVL брус (клееный брус из шпона) предлагает архитекторам и конструкторам эффективное решение. Его высокая прочность при малом весе позволяет заменять перекрытия и стропильные системы, не усиливая фундамент, а монтаж возможен без применения кранов.
Гид архитектора по нормам пожаростойкого остекления
Проектировщики регулярно сталкиваются с замечаниями при согласовании светопрозрачных противопожарных конструкций и затянутыми в связи с этим сроками. RGC предлагает решение этой проблемы – закаленное противопожарное стекло PyroSafe с пределом огнестойкости E60, прошедшее полный цикл испытаний.
Конструктор фасадов
Показываем, как устроены фасады ЖК «Европейский берег» в Новосибирске – масштабном проекте комплексного развития территории на берегу Оби, реализуемом по мастер-плану голландского бюро KCAP. Универсальным приемом для создания индивидуальной архитектуры корпусов в микрорайоне стала система НВФ с АКВАПАНЕЛЬ.
Тихий офис – продуктивный офис
Тихий офис – ключ к продуктивности. Миллионы компаний тратят средства на эргономику и оборудование, игнорируя главного врага эффективности: шум. В офисах open space сотрудники теряют до 66% потенциала лишь из-за разговоров коллег, что напрямую влияет на прибыль и успех бизнеса.
​Крыша в цветах
ПВХ-мембраны – один из ключевых материалов для современной кровли, сочетающий высокую гидроизоляцию, долговечность и эстетическую гибкость. В отличие от традиционных рулонных покрытий, они легче, прочнее, а благодаря разнообразной палитре – позволяют реализовать полноценный «пятый фасад».
Четыре сценария игры
Летом 2025 года АБ «МЕСТО» совместно с префектурой района Строгино завершила комплексное благоустройство на Таллиннской улице. Были реализованы четыре уникальные игровые площадки общей площадью 1500 кв. м. – многослойная среда для развития и приключений, которая учит и вдохновляет.
Цифровая печать – для архитектурных задач
Цифровая печать на алюминиевых и стальных композитных панелях выводит концепцию современных фасадов на новый уровень, предлагая архитекторам инструмент для создания сложных визуальных эффектов – от точной аналогии с натуральными материалами до перфорации и создания 3D объема на плоской металлокомпозитной кассете.
Кирпич с душой
Российская керамика «Донские зори» обновила коллекции облицовочного кирпича, объединяющие традиционные технологии с современными производственными возможностями. Их особенность – в неоднородной фактуре с нюансами оттенков, характерными для ручной формовки.
Баварская кладка в Ижевске
ЖК «ARTNOVA» стал в Ижевске пилотным проектом комплексного развития территории и получил признание профессионального сообщества. Одним из ключевых факторов успеха является грамотное решение фасадных систем с использованием облицовочного кирпича.
Формула света
Как превратить мансардное пространство из технического чердака в полноценное помещение премиум-класса? Ключевой фактор – грамотное проектирование световой среды. Разбираемся, как оконные решения влияют на здоровье жильцов и какие технологии помогают создавать по-настоящему комфортные пространства под крышей.
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Клинкер для ЖК «Дом у озера»: индивидуальный подход
Для облицовки второй очереди ЖК «Дом у озера» в Тюмени Богандинский завод разработал специализированную линейку клинкерной продукции с гарантией стабильности цвета на весь объем в 14 000 м² и полным набором доборных элементов для сложной геометрии фасадов.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
Сейчас на главной
Непостижимый Татлин
Центр «Зотов» отметил свое трехлетие открытием масштабной выставки «Татлин. Конструкция мира», приуроченной к 140-летию со дня рождения художника Владимира Татлина и демонстрирующей не столько большую часть его уцелевшего наследия, сколько величину и непостижимость его таланта.
В ритме шахматной доски
Бюро SAME построило в технопарке iXcampus в парижском пригороде корпус для Школы дизайна Университета Сержи-Париж. Его фасады отделаны светлым известняком из местных карьеров.
Вход в сад Чехова
В музее-заповеднике А.П. Чехова «Мелихово» по проекту мастерской «Рождественка» идет масштабная комплексная реконструкция. В основе подхода – идея восстановления максимальной подлинности ландшафта и создание нового «слоя», который превратит усадьбу в современный театрально-выставочный и научный центр. В проекте много интересных объектов, публикуем один из них – визит-центр.
Зодчество 2025: победители
Не прошло и месяца, а мы публикуем полный список победителей Зодчества. Сильно выступил, как всегда, Петербург – и даже московскому музею Коллекция дали серебро. Среди школьных зданий лидирует ATRIUM и гимназия имени Примакова от Студии 44. Кстати! В этом году наконец вручили «Татлин», награду за проект; что не может не радовать.
Оперный жанр в wow-архитектуре
Два известных оперных театра, в Гамбурге и Дюссельдорфе, получат новые здания по проектам BIG и Snøhetta, соответственно; существующий дюссельдорфский театр, возведенный в 1950-х, пойдет под снос, а его «коллега» и ровесник в Гамбурге будет продан.
«Тканый» экзоскелет
Проект многоквартирного дома The Symphony Tower от Zaha Hadid Architects для Дубая вдохновлен традиционными для Аравийского полуострова народными искусствами.
Зыбкая граница
Бюро VEA Kollektiv спроектировало бутик для молодого российского бренда женской одежды LCKN как антитезу его девизу «Не для серой мышки» (Not for a grey mouse), продемонстрировав, насколько харизматичным и энергичным может быть серый цвет, особенно если его дополнить блеском стали.
Крылья сложили палатки
По проекту ТМ/bureau в Самарской области завершилась первая очередь благоустройства Мастрюковской горы – место известно тем, что рядом проходит Грушинский фестиваль и ряд других мероприятий. Архитектурные решения направлены на сохранение особой атмосферы места, снижение антропогенной нагрузки на ландшафт, а также раскрытие потенциала места как одного из брендов области.
Многоликие транзиты
Воркшоп Открытого города «Городские транзиты» под руководством бюро ASADOV – кажется, поставил целью раскрыть тему с максимального количества сторон. Шутка ли: 5 задач, 5 решений, 10 проектов. Показываем все.
Премьера театра
ПИ «Гипрокоммундортранс» подготовил проект реконструкции Театра оперы и балета в Воронеже. Исторический облик здания и интерьеры сохранят, дополнив современными театральными технологиями, которые позволят увеличить сцену, количество мест в зрительном зале и общий комфорт для посетителей и сотрудников.
Шорт-лист WAF Interiors: Hotels
Новая подборка интерьеров из шорт-листа конкурса WAF Interiors представляет разнообразные гостиничные форматы, среди которых преобладают разные этнические и экзотические образцы, что не столько говорит о тенденциях в дизайне, сколько о зонах активного развития туристического рынка.
За звуковую осознанность
Вторым спецупоминанием жюри Открытого города был отмечен воркшоп «Звуковой ландшафт города», который курировало бюро Ильи Мочалова. На выставке авторы показывали записи шумов Садового кольца, но в из манифесте другое – звук как искусство, звук как ресурс будущего, новая экология слуха. Публикуем манифест.
WAF 2025: умом и сердцем
Всемирный фестиваль архитектуры, впервые приехавший в США, подвел итоги. Главный приз получила церковь на Тенерифе, которая воздействует на посетителя с помощью массы, света и акустики. Проектом года стал аэропорт Гелепху, поражающий воображение сочетанием инженерных достижений с ремесленными техниками. Лучший ландшафтный – в Китае, где архитекторы превращают разрушительные паводки в объект созерцания.
Самокат-кузнечик
Красивое решение для самокатов предложил воркшоп под руководством Института Генплана Москвы: легкий, не очень скоростной и рассчитанный прежде всего на то, чтобы добраться до метро и от метро.
Мост мосту рознь
В портфолио архитекторов ATRIUM – не один футуристичный мост; так что неудивительно, что для воркшопа по теме транспорта они выбрали эту важную для связности города тему. Получилось типологическое исследование и три проекта мостов. Нам особенно нравится сквозной скаймост через Сити. Показываем проекты воркшопа. Все мосты, в той или иной мере, «обитаемые».
Летали, летаем и будем летать
Разнообразные версии переосмысления идей авангарда и модернизма предложили участники воркшопа «Легче Воздуха» под руководством архитекторов DO buro. Все – фантастика, все про аэростаты. Не зря он отмечен специальным упоминанием жюри. В общем-то, нормально: одни награжденные приземляются, другие летают.
Приземляемся везде
Landing Everywhere – воркшоп под руководством бюро Archinform и sintez.space – получил высшую оценку жюри Открытого города 2025. Он посвящен изменению взгляда на мобильность и меняет его достаточно радикально, обращаясь к роботам-доставщикам и цифровым технологиям самых новых поколений. Показываем проекты с комментариями кураторов.
Защитный «паркипелаг»
Бюро BIG создает на набережной Ист-Ривер в Нью-Йорке систему парков и спортивных площадок, которые одновременно защищают манхэттенский район Нижний Ист-Сайд от наводнений.
Нейронка архитектора
Кто только не говорит об искусственном интеллекте. Наконец-то он вошел в нашу жизнь, и уже год, или два как архбюро используют возможности ИИ. Иначе отстанешь. И обсуждают его, обсуждают. Публикуем небольшой отчет от круглом столе, посвященном ИИ. Он был организован на фестивале Зодчество архитекторами KPLN.
Исцеление красотой
«Рецепты для разбитых сердец» – так называется первая Международная биеннале современного искусства в Бухаре, которая проходит прямо сейчас. Она длилась 10 недель и завершится 23 ноября. Если у вас есть возможность сесть в самолет и провести пару дней в красивейшем городе, атмосфера которого дополнена художественными интервенциями – успевайте. Совершенно целительная история. Из Москвы и Санкт-Петербурга – прямые рейсы.
Игра реальности и воображения
Фестиваль «Открытый город» устоялся в своих форматах и приобрел черты повторяемости. Но изучить там есть что, да и для образования он, надо думать, полезен. Не фестиваль ли стал «драйвером» для многочисленных студенческих летних практикумов, все более распространенных? Показываем, как оформлены результаты воркшопов.
На тему клуба
В МАРХИ состоялась защита проектов студентов лаборатории Kleinewelt – на тему небольшого общественного здания клуба. Задача была максимально погрузиться в деталь, чтобы через нее осмыслить городское пространство. Так появились клуб-скалодром, клуб-труба, граффити-лабиринт и другие свежие идеи для Басманного района.
Архитектурный рисунок в эпоху ИИ
Объявлены победители The Architecture Drawing Prize 2025. Это 15 авторов, чьи работы отражают главные векторы развития архитектурной мысли сегодня: память места, экологическую ответственность и критику цифровой культуры.
Бетонный мяч
MVRDV выиграли конкурс на проект спортивной арены с жильем и гостиницей для Тираны в форме сферы с диаметром более 100 м.
Шорт-лист WAF Interiors: Retail
Продолжаем серию обзоров интерьеров, вышедших в финал конкурса WAF Interiors, и представляем пять объектов из номинации Retail, в которой развернулась битва между огромным моллом и небольшими магазинами, высокотехнологичными и уютными пространствами, где сам процесс покупки должен быть в радость.
Летний мираж
В этом году петербургский музыкальный фестиваль и поп-ап проект К-30 устраивал вечеринки на бывшей ткацкой фабрике на Синопской набережной. Временный павильон спроектировало бюро ХВОЯ: четыре грузовых контейнера вместили необходимые функции и излишества вроде сада камней, а за атмосферу отвечала невесомая консольная крыша, которая меняла настроение пространства за счет подсветки.
Белые ступени
Бюро .dpt спроектировало для Юрьевца лестницу с функцией смотровой площадки. Она соединяет верхнюю и нижнюю части города, открывает вид на Волгу и Богоявленскую церковь, не разрушая сложившийся контекст: марши следуют рельефу и огибают деревья, а сквозь металлическую решетку прорастает трава.