English version

UNK project: «Нашу школу сравнивают со штаб-квартирой Apple»

Публикуем конкурсный проект школы МГИМО на территории Садовых кварталов консорциума UNK project (Москва) + Storaket (Ереван) + Умная школа (Москва) с комментариями авторов.

Наталья Коряковская

Автор текста:
Наталья Коряковская

mainImg
Архитектор:
Юлий Борисов
Мастерская:
UNK https://unk.ltd/
Проект:
Школа в «Садовых Кварталах»
Россия, Москва, ул. Усачева

Авторский коллектив:
UNK project: Юлий Борисов, Павел Култышев, Дмитрий Захаров
Умная школа: Марк Сартан, Константин Серегин
Storaket: Нарбэ Бедроссян, Меружан Минасян, Нарек Нерсисян, Сона Манукян, Марианна Саркисян, Лилит Тадевосян

4.2020 — 6.2020
0 Напомним, что школу «Новый взгляд» при МГИМО ставят в один ряд с «Летово», Хорошколой, Примаковской гимназией – этим подчеркивая, что в ее устройстве, облике, характере не будет ничего типового. Как образно сказал глава UNK project Юлий Борисов, «в этой школе ученики не должны как раньше ходить по «заводу», который штампует из девочек гаечки, а из мальчиков болтики. Надо воспитывать творцов».

Таким образом проектирование школы началось с философии. Идею «Strong knowledge – soft power», то есть «Твердые знания – мягкая сила» в консорциуме предложила «Умная школа». Команда разрабатывала концепцию образовательной среды, в которой большинство учебных процессов идут не в традиционных классах, а в групповой работе, в пространстве между классами. В архитектуре эта мысль кристаллизовалась в центральный прозрачный объем-консоль, связывающий блоки начальной, средней и старшей школы – архитекторы называют его хаб. «Хаб» можно по-разному программировать, здесь есть открытые и полузакрытые пространства с ограниченным доступом посетителей, и разработано до тридцати сценариев и возможностей его перестройки.
Школа в «Садовых Кварталах»
© UNK project

Прозрачность – важный фактор как самого учебного процесса, так и концепции архитектуры. Как говорит Юлий Борисов, нет ничего более мотивирующего, как увидеть, что происходит внутри магазина или ресторана – в школе все тоже самое: важно ощущать связь между пространствами и процессами.

Сделать полноценный общественный центр внутри консоли было необходимо и по причине отсутствия школьного двора – свободной территории для этого на участке нет. Частично эту роль взял на себя искусственный зеленый холм между двумя корпусами, опускающийся к склону пруда. По сути дела это та самая лестница, на которой всегда любит собираться молодежь и которая превращается в мега популярное место неформального общения, будь то амфитеатр «Стрелки», городской Хохловской площади или школьный кампус.
Школа в «Садовых Кварталах»
© UNK project

Зеленая лестница стала важным элементом Экосистемы школы – проект обязан был быть не только живым и гибким в плане образования, но и прививать живой интерес к природе, и увеличивать площадь озеленения. Так, школа дает опыт выращивания растений на кровле, а «драпировка» части фасадов с южной ориентаций кадками с седунами снижает инсоляционную нагрузку. Благодаря озеленению, заложенному в проекте, школа могла бы добавить порядка 1000 дополнительных квадратных метров к площади зеленых насаждений Садовых кварталов.
«Кто-то сравнивает нашу школу со штаб-квартирой Apple – мы воспринимаем это скорее как комплимент»
Архитектурно и композиционно школа в проекте UNK project наследует принципы написанного Сергеем Скуратовым дизайн-кода. Его основные идеи – «прозрачность» как главный аргумент новой школы, острота контраста, подчеркивающего центральную роль объекта в градостроительном ансамбле, и консольный выступ как характерный прием, обнаруживающий родство с образным языком кварталов – легко прочитываются.

Юлий Борисов, руководитель UNK Project

«Садовые кварталы славятся не только архитектурой, но и прекрасно разработанной пластикой – это многоуровневое пространство, и мы развиваем эту идею вертикальной планировкой. Склон, который идет от пруда, поднимается и «втекает» в зеленый холм, как бы растворяя школу в общественном пространстве. В верхнем блоке у нас появляется легкий разворот, намекающий на сбивку жесткого ритма, которая есть у многих зданий вокруг. Мы используем и закругления, которые также видим в жилых домах».

Что касается отделки фасадов – то как и полагается «жемчужине» квартала, школа не может быть сделана из тех же материалов, что и «оправа». Поэтому в окружении «тяжелых» фактур натурального камня, патинированной меди, школа – максимально прозрачный объем, где почти все – это стекло в оправе динамичных горизонталей. В подшивке консолей и пролетов также использована поливная керамика с зеркальным эффектом. Техногенный «хаб» смягчен геопластикой, врастающей в окружающий ландшафт.

  • zooming
    1 / 12
    Школа в «Садовых Кварталах»
    © UNK project
  • zooming
    2 / 12
    Школа в «Садовых Кварталах»
    © UNK project
  • zooming
    3 / 12
    Школа в «Садовых Кварталах»
    © UNK project
  • zooming
    4 / 12
    Школа в «Садовых Кварталах». Три основных блока школы
    © UNK project
  • zooming
    5 / 12
    Школа в «Садовых Кварталах»
    © UNK project
  • zooming
    6 / 12
    Школа в «Садовых Кварталах»
    © UNK project
  • zooming
    7 / 12
    Школа в «Садовых Кварталах»
    © UNK project
  • zooming
    8 / 12
    Школа в «Садовых Кварталах»
    © UNK project
  • zooming
    9 / 12
    Школа в «Садовых Кварталах»
    © UNK project
  • zooming
    10 / 12
    Школа в «Садовых Кварталах»
    © UNK project
  • zooming
    11 / 12
    Школа в «Садовых Кварталах»
    © UNK project
  • zooming
    12 / 12
    Школа в «Садовых Кварталах». Схема генерального плана
    © UNK project

Юлий Борисов, руководитель бюро UNK project – о конкурсе:
Почему вы приняли решение участвовать в этом конкурсе и довольны ли вы тем, как все прошло?

В бесплатных конкурсах мы не принимаем участие вообще, но тут сделали исключение по нескольким причинам. Первое, у UNK project довольно серьёзные компетенции в области образовательных учреждений, мы много спроектировали и построили. Второе – связано с тем, что исторически я сам живу рядом с Садовыми кварталами и считаю, что это действительно одно из лучших комплексных решений в современной российской архитектуре, большая честь и увлекательный кейс было поработать именно здесь. Третье – это личная мотивация, потому что я многодетный родитель и не удовлетворён теми школами, которые есть в районе, мои дети учатся не в них.

Мы любим конкурсы и считаем, что это прекрасная концепция, не идеальная, но лучше не придумали. Неважно, что мы проиграли, я очень доволен и получил реальный кайф от этого процесса. Для нас это был и большой дистанционный проект, потому что мы как раз попали на вирус. Но главное, сам процесс проектирования в нашей команде был глубоко образовательным.

Как вы поняли основную идею конкурсного ТЗ?

В ТЗ не было подробно расписано, что должно быть в итоге, но конкурс обычно и проводится, когда нету понимания или хочется определиться с чем-то, увидеть разные взгляды. В моей практике бывали случаи и с более подробной программой, но, с другой стороны, это сужает возможности архитектора, и наверное такая проработка будет на следующем этапе у победителя. Когда все понятно – ясен бюджет, цели проекта – конкурс можно не проводить. Можно просто найти людей, которые уже много раз делали похожее, и это нормальный американский путь, где, насколько мне известно, много приглашают архитекторов без конкурсов.
«Ни на одном конкурсе мы не видели, чтобы сказали – что является трендом, что надо сделать, чтобы выиграть. То же самое происходит на любом кинофестивале – никто вам не скажет заранее, что в этом году в тренде то-то и то-то. Это каждый раз видно только по результатам просмотра большого количества кино. Так устроены конкурсы…»

Что вы думаете о проекте-победителе?

Я могу сказать, что меня абсолютно не вдохновляет архитектура победителя, я не считаю ее подходящей к этому месту. По всем канонам проектирования внешняя оболочка здания должна отражать его сущность, если это новая школа, школа про будущее – то и внешним обликом она должна это показать. Но это не значит, что это будет плохая школа. Я видел шикарные школы, которые сделаны в России в деревенских домах. И там потрясающие образовательные технологии, и дети поступают потом в лучшие иностранные заведения. То есть классная, дорогостоящая архитектура – это не must have для качества образования. Более того, я считаю, архитектура не должна довлеть над пользователями, задавать жесткие рамки, она должна помогать.

Я знаю, что вокруг итогов конкурса развилась бурная дискуссия, но мне не нравится то, что оценка проекта порой идет от внешней картинки. Когда я преподавал в МАРХИ, на третьем курсе так делали. Потом уже студенты постарше стали понимать, что есть планировочные решения, экономические аспекты, и архитектор за них тоже ответственен. И если есть бюджетные ограничения – а сейчас не та ситуация, как в те жирные годы, когда строились Садовые кварталы и все было в избытке, архитектор должен уметь жонглировать функциями здания, трудовыми ресурсами. Увидеть по картинке эти аспекты невозможно, и я, например, не могу оценивать решение, глубоко не погрузившись в них.

Свою позицию по результатам конкурса Юлий Борисов также опубликовал на своей странице в Фейсбуке:



zooming
Марк Сартан, «Умная школа» – о философии проекта:
Какова была роль вашей компании в консорциуме?

В результате работы над иркутским проектом «Умной школы» и в силу опыта консультирования архитекторов и девелоперов, мы научились переводить образовательное содержание в архитектурные требования и наоборот, понимать, какие образовательные результаты влекут за собой те или иные архитектурные решения. Поэтому мы выполняли в консорциуме роль функционального заказчика. То есть мы предлагали образовательные сценарии и примеряли их к архитектурно-пространственным решениям. Как вы понимаете, для этого нужно было хотя бы в общих чертах сформулировать образовательную идею.

Как вы поняли конкурсное ТЗ?

Мы предложили идею «Strong knowledge – soft power», то есть «Твердые знания – мягкая сила». Здесь есть акцент на качестве и даже традициях школьного обучения (твердые знания), а также отсылка с связанному с МГИМО контексту современной дипломатии (мягкая сила) и напоминание о современных образовательных моделях, которые базируются на т.н. мягких навыках, или soft skills. Школу-лабораторию мы увидели как «Living school», то есть «живую школу», школу, где обучение происходит в деятельности.

Архитектурное решение коллег по консорциуму развернуло эти идеи в пространстве, отнеся одни помещения к деятельностно-лабораторным, другие – к общественно-коммуникационным, третьи – к традиционно-учебным, но с абсолютно современной возможностью гибкого смешения и переключения функций. От живой школы и контекста Садовых (!) кварталов и появилось озеленение фасада и кровли как возможная опция.
  • zooming
    1 / 8
    Школа в «Садовых Кварталах». Схема плана первого этажа
    © UNK project
  • zooming
    2 / 8
    Школа в «Садовых Кварталах». Схема плана второго этажа
    © UNK project
  • zooming
    3 / 8
    Школа в «Садовых Кварталах». Схема плана третьего этажа
    © UNK project
  • zooming
    4 / 8
    Школа в «Садовых Кварталах». Схема плана 3,5 этажа
    © UNK project
  • zooming
    5 / 8
    Школа в «Садовых Кварталах». Схема плана четвертого этажа
    © UNK project
  • zooming
    6 / 8
    Школа в «Садовых Кварталах». Схема разреза 1-1
    © UNK project
  • zooming
    7 / 8
    Школа в «Садовых Кварталах». Схема разреза 2-2
    © UNK project
  • zooming
    8 / 8
    Школа в «Садовых Кварталах». Схемы развертки фасадов
    © UNK project


Что вы думаете о результатах конкурса? Не слишком ли скромно выглядит школа будущего в проекте победителя?

Решение заказчика обосновано уже тем, что это его решение. Он вправе выбирать проект, которые ему больше всего подходит. Но меня еще в институте учили, что заказчику нужно давать не то, что он просит, а то, что ему нужно. Мы считаем само здание сильным образовательным инструментом, оно тоже учит, передает смыслы, транслирует идею, формирует само- и мироощущения. В этой связи мне не очень нравится само противопоставление экстерьера и интерьера, так же как с образовательной точки зрения мне недостаточно богатства среды как самоцели.

Что такое богатство среды? Дорогие материалы? Сложное оборудование? Разнообразная мебель? Хорошо, но мне мало. Зачем это все? Для какой цели? На какой образовательный результат работает? Почему без него нельзя обойтись? На эти вопросы нужен ответ, причем ответ общий. Все решения для новой школы, и даже не только архитектурные, должны исходить из одной общей образовательной идеи, иначе получится диссонанс, и он обязательно проявится впоследствии. Наш конкурсный проект мы готовили именно таким.

zooming
Марианна Саркисян, архитектурная студия Storaket – о школе-лаборатории:
За какую часть проекта в консорциуме отвечала ваша студия?

По приглашению коллег из UNK project мы согласились принять участие в конкурсе на предварительную концепцию школы МГИМО в качестве разработчиков объемно-планировочных решений. В нашем портфолио много реализованных проектов образовательного назначения, многие из них получали архитектурные награды, в том числе и в России, а школа Ayb С вошла в шорт-лист WAF в 2019 году.

Что такое современная «школа-лаборатория»?

Во всех наших проектах мы пытаемся ломать стереотипы, что школа – это то место, куда ученик должен войти в один день и окончить в другой, а планировка должна отвечать четкой структуре классных комнат, связанных коридором. Школа, это в первую очередь, живой организм, способный изменяться под разные потребности пользователя и новые обстоятельства. Мы решили, что необходимо создать современную образовательную среду, отражающую возможность человека обучаться и общаться на протяжении всей своей жизни.

Кроме стандартного расположения образовательных зон, мы хотели создать единое многофункциональное общественное пространство «хаба», которое будет соединять вокруг себя все основные функции школы. Также в достаточно стесненном участке необходимо было расположить площадки на открытом воздухе. Решением было разместить данные зоны на разных уровнях, используя объем школы, а в качестве «фишки» проекта мы спроектировали открытый амфитеатр, который визуально воспринимался продолжением общего благоустройства пруда.

zooming
Павел Култышев, архитектор, UNK projeсt – об особенностях проекта:
Насколько вы придавали важность архитектуре «оболочки»?

Оболочка не менее важна, чем функциональное наполнение. У любого здания должно быть свое лицо, оно формирует облик комплекса, среду вокруг и создает культурный слепок эпохи. В нашем случае основные учебные блоки «укутаны» в характерную горизонтальную фасадную систему, что создаёт рабочую атмосферу для учащихся, концентрирует всё внимание на интересном и новом образовательном процессе. Горизонтали южной стороны служат солнцезащитой и сокращают затраты на содержание и кондиционирование.

Мы «зашили» все социальные и визуальные коммуникации между учениками в парящий объем комплекса и на контрасте с основными блоками создали полностью проницаемый блок – театр знаний. Здесь собраны все основные общественные пространства школы, этот атриум предоставляет большое количество возможностей для всех учащихся, для детей с разными интересами: здесь есть приватные зоны для общения родителей и преподавателей, зоны коворкингов и брейнштормингов, библиотека, медиа-студия и большой форум для совместных событий, лекций и перформансов.
Школа в «Садовых Кварталах»
© UNK project
Школа в «Садовых Кварталах»
© UNK project

Что вы думаете о градостроительной роли школы в контексте Садовых кварталов?

Мы изначально понимали, что по дизайн-коду школа должна быть смысловым и эмоциональным ядром кварталов, своеобразным образовательным храмом на площади. Мы придумали такой мягкий переход от архитектуры к природе, наш комплекс получился самым зеленым из предложенных концепций: он черпает свои компоненты из существующего контекста и становится связующим элементом, местом, где дети реализуют свой потенциал, центром притяжения для местных жителей.

У нас активны не только крыши, но есть еще и большая зелёная многофункциональная лестница-агора для отдыха учеников. Более того, мы использовали сам фасад здания, поверх стекла мы создали горизонтальную систему из отражающих элементов, которые расположены под 45 градусов к фасаду и своим зеркальным эффектом отражают озеленение перед школой. Плюс к этому, как бонус, мы заложили возможность использования вертикального озеленения из смеси седумов, тем самым, наш вариант школы от сезона к сезону имел бы абсолютно уникальный вид, каждый раз новый.
 
Архитектор:
Юлий Борисов
Мастерская:
UNK https://unk.ltd/
Проект:
Школа в «Садовых Кварталах»
Россия, Москва, ул. Усачева

Авторский коллектив:
UNK project: Юлий Борисов, Павел Култышев, Дмитрий Захаров
Умная школа: Марк Сартан, Константин Серегин
Storaket: Нарбэ Бедроссян, Меружан Минасян, Нарек Нерсисян, Сона Манукян, Марианна Саркисян, Лилит Тадевосян

4.2020 — 6.2020

10 Июля 2020

Наталья Коряковская

Автор текста:

Наталья Коряковская
UNK: другие проекты
Год 2021: что говорят архитекторы
Вот и наш новый опрос по итогам 2021 года. Ответили 35 архитекторов, включая главных архитекторов Москвы и области. Обсуждают, в основном, ГЭС-2: все в восторге, хотя критические замечания тоже есть. И еще почему-то много обсуждают минимализм, нужен и полезен, или наоборот, вреден и скоро закончится. Всем хорошего 2022 года!
Супер-пергола
Новый бизнес-центр на Пресне, в 1-м Земельном переулке, совмещает технологичность и эко-ориентированность. Его обтекаемые формы и белая диагональная решетка фасадов сочетаются с новой версией вертикального озеленения: отстоящей от фасада зеленью дикого винограда, которая не спорит с решеткой-«перголой», но лишь оттеняет ее.
Идеями лучимся / Delirious Moscow
В Гостином дворе открылась 26 по счету Арх Москва. Ее тема – идеи, главный гость – Москва, повсеместно встречаются небоскребы и разговоры о высокоплотной застройке. На выставке присутствует самая высокая башня и самая длинная линейная экспозиция в ее истории. Здесь можно посмотреть на все проекты конкурса «Облик реновации», пока еще не опубликованные.
Трансформация с умножением
Дворец водных видов спорта в Лужниках – одна из звучных и нетривиальных реконструкций недавних лет, проект, победивший в одном из первых конкурсов, инициированных Сергеем Кузнецовым в роли главного архитектора Москвы. Дворец открылся 2 года назад; приурочиваем рассказ о нем к началу лета, времени купания.
Эффект оживления
Проект Останкино Business Park разработан для участка между существующей станцией метро и будущей станцией МЦД, поэтому его общественное пространство рассчитано в равной степени на горожан и офисных сотрудников. Комплекс имеет шансы стать катализатором развития Бутырского района.
Юлий Борисов: «Мы должны быть гибкими, но не терять...
Особенность развития архитектурной компании UNK project – в постоянном поэтапном росте и спланированном изменении структуры. Это тяжело, но эффективно. Юлий Борисов рассказал нам о недавней трансформации компании, о ее сформулированных ценностях и миссии, а также – о пользе ТРИЗ для конкурсной практики, личностном росте и сложностях роста бюро, параллелизме рационального расчета и иррационального творчества, упорстве и осознанности.
Архитектура и ноосфера, или шесть идей для архитектора...
«Жизнь и судьба архитектурной идеи» – так называлось ток-шоу, цикл авторских выступлений архитекторов – участников АРХ-каталога, организованный в рамках деловой программы АРХ-Москвы. В нем приняли участие архитекторы Илья Заливухин, Юлий Борисов, Олег Шапиро, Константин Ходнев, Влад Савинкин и Владимир Кузьмин. Предлагаем вашему вниманию конспект дискуссии.
Реновация по-дальневосточному
Конкурсный проект реновации двух центральных кварталов Южно-Сахалинска, 7 и 8, разработанный UNK project, получил звание победителя в номинации «архитектурно-планировочные решения застройки».
Архитектура как инструмент обучения
Концепция благотворительной школы «Точка будущего» в Иркутске основана на новейших образовательных программах и предназначена, в числе прочего, для адаптации детей-сирот к самостоятельной жизни. Одной из составляющих обучения должна стать архитектура здания: его структура и разные типы связанных друг с другом пространств.
Конструктор здоровья
Публикуем концепцию типовой больницы бюро UNK project, занявшую 2 место в конкурсе, проведенном Союзом архитекторов России при участии Минздрава.
Полосатое решение
Об интерьерах ТЦ «Багратионовский» и немного об истории строительства одного из примеров смешанных общественно-торговых прострнаств нового типа, в последнее время популярных в Москве.
Ключевое слово: «телеработа»
Архитекторы, профильные СМИ и вузы по всему миру реагируют на ситуацию пандемии, пытаясь обезопасить сотрудников и студентов, сохранив учебный и рабочий процесс. Говорим с руководителями нескольких московских бюро об их планах удаленной работы, а также рассказываем, как реагируют на эпидемию архитекторы мира.
Архитектура эфемерности
На проспекте Вернадского поблизости от станции метро появилась высотная доминанта, давшая новое звучание округе: бизнес-центр «Академик» по проекту UNK project раскрыл в форме архитектуры смыслы местных топонимов.
Футуристическая сеть
Автомобильный мост как место для пешеходных прогулок и созерцания, сеть пешеходных артерий и капилляров, насыщенных зеленью и предназначенных для передвижения и общения. А также сеть «интеллектуальных устройств», помогающих человеку – проект “Linked city”.
Город Умный
Рассматриваем результаты конкурса на архитектурно-градостроительную концепцию территории «Рублево-Архангельское», где когда-то планировалось строить «Город миллионеров». Конкурс состоялся осенью 2018, победили три команды: Archea Associatii, Nikken Sekkei и Zaha Hadid Architects, их российские коллеги: ABD architects, UNK project и ТПО Прайд.
Принцип перископа
Юлий Борисов нашел нетривиальный образ, трансформировавший банальную «коробку» Дворца единоборств в Лужниках в иконическое здание, блестящее и современное, но наделенное контекстуальными аллюзиями и способное активно взаимодействовать с территорией и людьми.
Школа нового поколения
Какой должна быть школа, в которой нет места для скуки? Ответ на этот вопрос дало бюро UNK project в своем проекте образовательного комплекса в Южно-Сахалинске, который получил название «Нескучная школа».
10 аэропортов
В стране интенсивно строят и реконструируют здания аэропортов: российские и иностранные архитекторы, причем нередко интерьеры получаются интереснее наружности, а иногда и фасад неплох. Рассматриваем 7 построек и 3 проекта по следам круглого стола с Арх Москвы.
Вспоминая Баухаус
Можно ли выразить в архитектуре связь школы Баухаус и ее педагога Василия Кандинского? Работая над проектом ЖК с предельными показателями плотности, глубины и высоты, UNK project сделали такую попытку, вольно скомпоновав 12-этажные пластины в трех измерениях прибрежного пространства.
Крылатый образ Перми
В новом терминале аэропорта Перми бюро Асадова не только добилось баланса между технологичностью, безопасностью, комфортом и имиджевой составляющей, но и предложило новый символ для всего Прикамья.
Городские сады
В проекте реновации кварталов в районе Хорошево-Мневники архитекторы UNK project использовали принцип подобия, в меньшем масштабе повторяя композиционное и функциональное построение, характерное для всей Москвы
Качество vs количество
Круглый стол «Погоня за радугой» на фестивале «Зодчество» стал заключительной чертой в обсуждении проблем архитектурного качества. Дискуссия сфокусировалась на вопросах профессиональной этики, ответственности архитектора и особенностях российской ментальности.
Похожие статьи
Кирпичный супрематизм
Арт-центр TIC создавался как символ и важный общественный центр гигантского, динамично развивающегося промышленного района на окраине городского округа Фошань.
Интерьер для смелых
Историческая ТЭЦ в центре Братиславы усилиями студии Perspektiv, DF Creative Group и PAMARCH превратилась в современный коворкинг Base4Work.
Совместная работа
За 22 года интерьеры башни World Port Centre Нормана Фостера в Роттердаме потеряли свою актуальность. Бюро Mecanoo предложило новое решение, основанное на концепции активного рабочего пространства.
Игра на повышение
Концепция жилого комплекса в Самаре от T+T Architects: новая доминанта в городском ландшафте, вид на Жигулевские горы и VR-технологии.
Сосновый принт
Штаб-квартира энергетической компании ST International и её арт-пространство SONGEUN в Сеуле по проекту Herzog & de Meuron.
Хирургия фасадов
Офисное здание Îlot Balmoral в Монреале спроектировано канадским бюро Provencher_Roy специально для компаний, чья деятельность связана с культурными инициативами.
Святилище книг
После реконструкции и реставрации по проекту «Студии 44» здание Публичной библиотеки имени Маяковского приобрело современную техническую начинку и в то же время стало ближе к своему подлинному облику – тех времен, когда оно было частью подворья Троице-Сергиевой лавры.
Дом исчезает
Инсталляция для некрополя на востоке Китая воспроизводит оплетающий жилище плющ, в то время как оно само как будто уже исчезло.
Архипелаг впечатлений
Для благоустройства жилого комплекса «Level Южнопортовая» бюро GAFA использует рецепт Зарядья: чтобы преодолеть высоту и плотность башен архитекторы привносят во двор реку и парящий мост, а также различные климатические зоны, оставляя место для разнообразных вариантов проведения досуга.
Питомник для «зеленого» строительства
В Алмере открылась международная садоводческая выставка Флориада–2022. Ее мастерплан, разработанный MVRDV, предназначен одновременно и для нового городского района, который позже появится на ее месте.
На груди утеса-великана
Культурный и общественный центр в китайском Чунцине торжественно возвышается над рекой Янцзы. Архитекторы бюро aoe приняли вызовы брутального ландшафта и сделали все возможное, чтобы природный объект сохранил свою уникальность.
В тон Мендельсону
«Дом Керстена» рядом фабрикой «Красное знамя» отвечает интеллигентному курсу, принятому в мастерской Анатолия Столярчука: не приемлет исторических стилизаций, но в то же время почтительно относится к сложившейся застройке.
Предгорья и вершины
В концепции ревитализации территории завода «Станкоагрегат» бюро ОСА соединяет два масштаба: экстремально высокие башни и относительно сомасштабные человеку урбан-виллы. В условиях сверхплотной застройки это позволяет высвободить территории для общественных пространств и деревьев, а также адаптировать проект к условиям меняющегося рынка.
Сахарный отдых
Варшавское бюро BULAK PROJEKT спасло от сноса исторические корпуса сахарного завода в городе Жнин, превратив их в комфортный и при этом невероятно аутентичный гостиничный комплекс.
Асимметрия опор
Многоквартирный дом с коммерческой «базой» на итальянском курорте Лидо-ди-Йезоло по проекту бюро ELASTICOFarm и BPLAN Studio.
Проект Италия
В итальянской коммуне Таварнелле-Валь-ди-Пеза построили новую штаб-квартиру компании Furla. В студии GEZA Architettura попробовали интегрировать свою сугубо индустриальную архитектуру в природный ландшафт Тосканы.
Быстрое течение
Новый проект Брусники для Тюмени: на месте бывших портовых территорий появится жилой район с разнообразной застройкой и общественными пространствами. К разработке мастер-плана подключилось бюро Mandaworks, к архитектуре – ODA и Stefan Forster.
«Обувная» ДНК
В Пальма-де-Мальорка по проекту MVRDV и GRAS строится новый квартал по заказу семьи владельцев Camper: он должен вернуть славу центра ночной жизни району Гомила.
Технологии и материалы
Потолки для мультизадачных решений
Многообразие функциональных потолочных решений Knauf Ceiling Solutions позволяет комплексно решать максимально широкий спектр задач при создании комфортных, эстетически и стилистически гармоничных интерьеров.
Внутри и снаружи:
архитектурные решения КНАУФ АКВАПАНЕЛЬ®...
Системы КНАУФ АКВАПАНЕЛЬ®, включающие цементную плиту, обладают достоинствами, которые проявляют себя как в процессе монтажа, так и при отделке, и в эксплуатации. Они хорошо подходят для нетиповых решений. Вашему вниманию – подборка жилых комплексов с разнообразными примерами использования данной технологии.
Во всем мире: опыт использования систем КНАУФ АКВАПАНЕЛЬ®...
Разработанная компанией КНАУФ технология АКВАПАНЕЛЬ® отвечает высоким требованиям к надежности отделочных решений, причем как в интерьере, так и на фасадах. В обзоре – о том, как данная технология применяется за рубежом на примере известных – общественных и жилых – зданий.
Шесть общественных комплексов, реализованных с применением...
Технологии КНАУФ АКВАПАНЕЛЬ® давно завоевали признание в отечественной строительной отрасли. Особенно в области общественных зданий, к которым предъявляются особые требования по безопасности, огнестойкости, вандалоустойчивости. При этом, технологии «сухого строительства» значительно сокращают монтажные работы.
Лахта Центр: вызовы и ответы самого северного небоскреба...
Не так давно, в 2021 году, в Петербурге были озвучены планы строительства, в дополнение к Лахта Центру, двух новых небоскребов. В тот момент мы подумали, что это неплохой повод вспомнить историю первой башни и хотя бы отчасти разобраться в технических тонкостях и подходах, связанных с ее проектированием и реализацией. Результатом стал разговор с Филиппом Никандровым, главным архитектором компании «Горпроект», который рассказал об архитектурной концепции и о приоритетах, которых придерживались проектировщики реализованного комплекса.
На заводе «Грани Таганая» открылась вторая производственная...
В конце 2021 года была открыта вторая производственная линия завода «Грани Таганая». Современное европейское оборудование позволяет дополнить коллекции FEERIA и «GRESSE» плиткой крупных форматов и производить 7 млн. квадратных метров керамогранита в год.
Duravit для Сколково
В новом городе, рассчитанном на инновации, и сантехника современная и качественная. От компании Duravit.
Куда дальше? В Ираке появился объект с российским...
Много стекла, света, белые тона в наружной отделке, интересные геометрические детали в оформлении фасадов – фирменный стиль Lalav Group графичный и минималистичный. Он отсылает к архитектуре современных мегаполисов, хотя жилой комплекс Wavey Avenue расположен всего в нескольких километрах от древней цитадели.
Изящная длина
Ригельный кирпич благодаря необычному формату завоевывает популярность и держится в трендах уже несколько лет. Рассказываем, когда уместно использовать этот материал, и каких эффектов он позволяет добиться.
Пятерка по химии
Компания «Новые Горизонты» разработала и построила в Семеновском сквере Москвы игровой комплекс «Атомы». Авторская площадка мотивирует детей к общению и активности, а также служит доминантой всего сквера.
Punto Design: как мы создаем мебель для общественных пространств...
Наши изделия разрабатываются совместно с ведущими мировыми дизайнерами и архитекторами – профессионалами со всего мира: студиями «Karim Rashid», «Pastina», «Gibillero Design», «Studio Mattias Stendberg», «Arturo Erbsman Studio», Мишелем Пена и другими.
Связь сквозь века
Новый бизнес-центр органично интегрирован в историческую застройку московского переулка благодаря фасадам, облицованным HPL-панелями Fundermax с фактурой натуральной неокрашенной древесины. Наличники окон, разработанные по историческим эскизам из различных регионов России, дополнили образ старинного особняка.
Плитка в городе
Рассказываем, какую роль тротуарная плитка способна играть в создании комфортной городской среды.
Сейчас на главной
Что вы хотите знать об архбетоне?
– теперь можно спросить.

Запускаем проект, посвященный архитектурному бетону, и предлагаем архитекторам, которые работают с этим актуальным материалом, так же как и тем, кто собирается начать, задать свои вопросы производителям.
Несущий свет
Новый ландшафтный объект красноярского бюро АДМ – решетчатый «забор» на склоне Енисея, в противовес названию совершенно проницаем и открывает путь к террасе над рекой. Форма его узнаваемо-современна.
Кино как поиск
В ГЭС-2 на презентации 99 номера «Проекта Россия» показали фильм – «архитектурное высказывание» бюро Мегабудка. Говорят, первый такого рода опыт в нашем контексте: то ли часть заявленного архитекторами поиска «русского стиля», то ли завершающий штрих исследования.
Расскажи мне про Австралию
Способны ли волнистые линии на белом фоне перенести клиентов московского кафе на побережье Австралии? Напомнить о просторе, морском воздухе, волнах? На этот вопрос попытались ответить в своем проекте авторы интерьера кафе WaterFront.
Стандарты по школам
Москомархитектура представила новые рекомендации проектирования объектов образования и инженерной инфраструктуры.
Прохлада в степи
Многоуровневая вилла в Ростовской области, отвечающая аскетичному природному окружению чистыми формами, слепящим белым и зеркалом воды.
Войти в матрицу
Девять отсутствующих колонн, форму которых создает лишь обвивший их плющ из кортеновской стали, дизайнер и художник Ху Цюаньчунь собрал в плотный кластер, противостоящий индустриализации окружающих территорий.
Сосновый дзен
Загородный дом от бюро «Хвоя» с характерным лиризмом и чертами японской традиционной архитектуры, построенный меж сосен Карельского перешейка.
Любовь и мир
В Доме МСХ на Кузнецком мосту открылась выставка Василия Бубнова. Он известен как автор нескольких монументальных композиций в московском метро, Артеке и Одессе, но в последние 30 лет работал в основном как очень плодовитый станковист.
Бетон, дерево и кофе
Замысел нового кофе-плейса, спрятанного в глубине дворов на Мясницкой, родился в городе Орле и отчасти реализован орловскими мастерами по дереву. Кофейня YCP совмещает минимализм подхода с натуральными материалами: дубовой мебелью и бетонными потолками.
Пресса: Неотвратимость счастья
Григорий Ревзин о том, как Сен-Симон назначил утопию государственным долгом. Сен-Симон относится к ограниченному числу подлинных пророков веры в социализм, что вселяет известную робость любому, кто собирается о нем писать,— в него инвестировано слишком много надежд, светлых мыслей и желаний.
Кирпичный супрематизм
Арт-центр TIC создавался как символ и важный общественный центр гигантского, динамично развивающегося промышленного района на окраине городского округа Фошань.
Винный дом
Счастливая история возрождения заброшенного особняка в качестве ресторана с энотекой и новой достопримечательности Воронежа.
Каспийские дары
Рыбное бистро и лавка в центре Махачкалы по проекту Studio SHOO: яркие росписи, морские канаты для зонирования и вид на город.
Нетипичная реновация
Проект, предложенный для реновации пятиэтажек в центре Калуги, совмещает две очень актуальные идеи: реконструкцию без сноса и деревянные фасады. Тренды не новы, но в РФ редки и прогрессивны.
Владимир Плоткин:
«У нас сложная, очень уязвимая...
В рамках проекта, посвященного высотному и высокоплотному строительству в Москве последних лет поговорили с главным архитектором ТПО «Резерв» Владимиром Плоткиным, автором многих известных масштабных – и хорошо заметных – построек города. О роли и задачах архитектора в процессе мега-строительства, о драйве мегаполиса и достоинствах смешанной многофункциональной застройки, о методах организации большой формы.
Уйти в книги
Издательство «Поляндрия» открыло представительство на первом этаже романтического доходного дома в центре Москвы. Пространство Letters, наполненное авторской мебелью, светом и музыкой, совмещает книжную лавку и кофейню.
Интерьер для смелых
Историческая ТЭЦ в центре Братиславы усилиями студии Perspektiv, DF Creative Group и PAMARCH превратилась в современный коворкинг Base4Work.
Смена образа мыслей
Премией Мис ван дер Роэ – главной архитектурной наградой Евросоюза отмечен корпус Кингстонского университета в Лондоне бюро Grafton. Как работу молодых архитекторов при этом наградили жилищный кооператив La Borda в Барселоне мастерской Lacol.
Боги некритического реализма
Как непротиворечиво совместить современное искусство и поздний академизм эпохи Александра III в одном зале? Ответом на этот вопрос стал яркий и чувственный экспозиционный дизайн, предложенный Сергеем Чобаном и Александрой Шейнер для выставки Генриха Семирадского в ГТГ.
Александр Колонтай: «Конкурс раскрыл потенциал Москвы...
Интервью заместителя директора Института Генплана Москвы, – о международном конкурсе на разработку концепции развития столицы и присоединенных к ней в 2012 году территорий. Конкурс прошел 10 лет назад, в этом году – его юбилей, так же как и юбилей изменения границ столичной территории.
Место памяти
Первое место в конкурсе на концепцию развития парка Победы в Мурманске занял консорциум Мастерской Лызлова и бюро Свобода. Рассказываем об итогах конкурса и публикуем проекты пяти финалистов.
Совместная работа
За 22 года интерьеры башни World Port Centre Нормана Фостера в Роттердаме потеряли свою актуальность. Бюро Mecanoo предложило новое решение, основанное на концепции активного рабочего пространства.
Река и фабрика
Благоустройство набережной возвращает Клязьме, некогда питавшей крупную мануфактуру Орехово-Зуево, важную роль, но на этот раз общественную: теперь отдыхать у реки, заниматься спортом или любоваться видами можно даже во время паводков.