Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

10.07.2020

UNK project: «Нашу школу сравнивают со штаб-квартирой Apple»

Наталья Коряковская
Объект:
Школа в «Садовых Кварталах»
Адрес:
Россия, Москва. ул. Усачева
Архитектор:
Юлий Борисов
Мастерская:
UNK
Авторский коллектив:
UNK project: Юлий Борисов, Павел Култышев, Дмитрий Захаров
Умная школа: Марк Сартан, Константин Серегин
Storaket: Нарбэ Бедроссян, Меружан Минасян, Нарек Нерсисян, Сона Манукян, Марианна Саркисян, Лилит Тадевосян

Публикуем конкурсный проект школы МГИМО на территории Садовых кварталов консорциума UNK project (Москва) + Storaket (Ереван) + Умная школа (Москва) с комментариями авторов.

Напомним, что школу «Новый взгляд» при МГИМО ставят в один ряд с «Летово», Хорошколой, Примаковской гимназией – этим подчеркивая, что в ее устройстве, облике, характере не будет ничего типового. Как образно сказал глава UNK project Юлий Борисов, «в этой школе ученики не должны как раньше ходить по «заводу», который штампует из девочек гаечки, а из мальчиков болтики. Надо воспитывать творцов».

Таким образом проектирование школы началось с философии. Идею «Strong knowledge – soft power», то есть «Твердые знания – мягкая сила» в консорциуме предложила «Умная школа». Команда разрабатывала концепцию образовательной среды, в которой большинство учебных процессов идут не в традиционных классах, а в групповой работе, в пространстве между классами. В архитектуре эта мысль кристаллизовалась в центральный прозрачный объем-консоль, связывающий блоки начальной, средней и старшей школы – архитекторы называют его хаб. «Хаб» можно по-разному программировать, здесь есть открытые и полузакрытые пространства с ограниченным доступом посетителей, и разработано до тридцати сценариев и возможностей его перестройки.

Школа в «Садовых Кварталах»
Школа в «Садовых Кварталах»
© UNK project

Прозрачность – важный фактор как самого учебного процесса, так и концепции архитектуры. Как говорит Юлий Борисов, нет ничего более мотивирующего, как увидеть, что происходит внутри магазина или ресторана – в школе все тоже самое: важно ощущать связь между пространствами и процессами.

Сделать полноценный общественный центр внутри консоли было необходимо и по причине отсутствия школьного двора – свободной территории для этого на участке нет. Частично эту роль взял на себя искусственный зеленый холм между двумя корпусами, опускающийся к склону пруда. По сути дела это та самая лестница, на которой всегда любит собираться молодежь и которая превращается в мега популярное место неформального общения, будь то амфитеатр «Стрелки», городской Хохловской площади или школьный кампус.
Школа в «Садовых Кварталах»
Школа в «Садовых Кварталах»
© UNK project

Зеленая лестница стала важным элементом Экосистемы школы – проект обязан был быть не только живым и гибким в плане образования, но и прививать живой интерес к природе, и увеличивать площадь озеленения. Так, школа дает опыт выращивания растений на кровле, а «драпировка» части фасадов с южной ориентаций кадками с седунами снижает инсоляционную нагрузку. Благодаря озеленению, заложенному в проекте, школа могла бы добавить порядка 1000 дополнительных квадратных метров к площади зеленых насаждений Садовых кварталов.
«Кто-то сравнивает нашу школу со штаб-квартирой Apple – мы воспринимаем это скорее как комплимент»
Архитектурно и композиционно школа в проекте UNK project наследует принципы написанного Сергеем Скуратовым дизайн-кода. Его основные идеи – «прозрачность» как главный аргумент новой школы, острота контраста, подчеркивающего центральную роль объекта в градостроительном ансамбле, и консольный выступ как характерный прием, обнаруживающий родство с образным языком кварталов – легко прочитываются.
 
Юлий Борисов, руководитель UNK Project
«Садовые кварталы славятся не только архитектурой, но и прекрасно разработанной пластикой – это многоуровневое пространство, и мы развиваем эту идею вертикальной планировкой. Склон, который идет от пруда, поднимается и «втекает» в зеленый холм, как бы растворяя школу в общественном пространстве. В верхнем блоке у нас появляется легкий разворот, намекающий на сбивку жесткого ритма, которая есть у многих зданий вокруг. Мы используем и закругления, которые также видим в жилых домах».

Что касается отделки фасадов – то как и полагается «жемчужине» квартала, школа не может быть сделана из тех же материалов, что и «оправа». Поэтому в окружении «тяжелых» фактур натурального камня, патинированной меди, школа – максимально прозрачный объем, где почти все – это стекло в оправе динамичных горизонталей. В подшивке консолей и пролетов также использована поливная керамика с зеркальным эффектом. Техногенный «хаб» смягчен геопластикой, врастающей в окружающий ландшафт.

Школа в «Садовых Кварталах» © UNK project
Школа в «Садовых Кварталах»
© UNK project
Школа в «Садовых Кварталах» © UNK project
Школа в «Садовых Кварталах»
© UNK project
Школа в «Садовых Кварталах» © UNK project
Школа в «Садовых Кварталах»
© UNK project
Школа в «Садовых Кварталах». Три основных блока школы © UNK project
Школа в «Садовых Кварталах». Три основных блока школы
© UNK project
Школа в «Садовых Кварталах» © UNK project
Школа в «Садовых Кварталах»
© UNK project
Школа в «Садовых Кварталах» © UNK project
Школа в «Садовых Кварталах»
© UNK project
Школа в «Садовых Кварталах» © UNK project
Школа в «Садовых Кварталах»
© UNK project
Школа в «Садовых Кварталах» © UNK project
Школа в «Садовых Кварталах»
© UNK project
Школа в «Садовых Кварталах» © UNK project
Школа в «Садовых Кварталах»
© UNK project
Школа в «Садовых Кварталах» © UNK project
Школа в «Садовых Кварталах»
© UNK project
Школа в «Садовых Кварталах» © UNK project
Школа в «Садовых Кварталах»
© UNK project
Школа в «Садовых Кварталах». Схема генерального плана © UNK project
Школа в «Садовых Кварталах». Схема генерального плана
© UNK project

Юлий Борисов, руководитель бюро UNK project – о конкурсе:
Почему вы приняли решение участвовать в этом конкурсе и довольны ли вы тем, как все прошло?

В бесплатных конкурсах мы не принимаем участие вообще, но тут сделали исключение по нескольким причинам. Первое, у UNK project довольно серьёзные компетенции в области образовательных учреждений, мы много спроектировали и построили. Второе – связано с тем, что исторически я сам живу рядом с Садовыми кварталами и считаю, что это действительно одно из лучших комплексных решений в современной российской архитектуре, большая честь и увлекательный кейс было поработать именно здесь. Третье – это личная мотивация, потому что я многодетный родитель и не удовлетворён теми школами, которые есть в районе, мои дети учатся не в них.

Мы любим конкурсы и считаем, что это прекрасная концепция, не идеальная, но лучше не придумали. Неважно, что мы проиграли, я очень доволен и получил реальный кайф от этого процесса. Для нас это был и большой дистанционный проект, потому что мы как раз попали на вирус. Но главное, сам процесс проектирования в нашей команде был глубоко образовательным.

Как вы поняли основную идею конкурсного ТЗ?

В ТЗ не было подробно расписано, что должно быть в итоге, но конкурс обычно и проводится, когда нету понимания или хочется определиться с чем-то, увидеть разные взгляды. В моей практике бывали случаи и с более подробной программой, но, с другой стороны, это сужает возможности архитектора, и наверное такая проработка будет на следующем этапе у победителя. Когда все понятно – ясен бюджет, цели проекта – конкурс можно не проводить. Можно просто найти людей, которые уже много раз делали похожее, и это нормальный американский путь, где, насколько мне известно, много приглашают архитекторов без конкурсов.
«Ни на одном конкурсе мы не видели, чтобы сказали – что является трендом, что надо сделать, чтобы выиграть. То же самое происходит на любом кинофестивале – никто вам не скажет заранее, что в этом году в тренде то-то и то-то. Это каждый раз видно только по результатам просмотра большого количества кино. Так устроены конкурсы…»

Что вы думаете о проекте-победителе?

Я могу сказать, что меня абсолютно не вдохновляет архитектура победителя, я не считаю ее подходящей к этому месту. По всем канонам проектирования внешняя оболочка здания должна отражать его сущность, если это новая школа, школа про будущее – то и внешним обликом она должна это показать. Но это не значит, что это будет плохая школа. Я видел шикарные школы, которые сделаны в России в деревенских домах. И там потрясающие образовательные технологии, и дети поступают потом в лучшие иностранные заведения. То есть классная, дорогостоящая архитектура – это не must have для качества образования. Более того, я считаю, архитектура не должна довлеть над пользователями, задавать жесткие рамки, она должна помогать.

Я знаю, что вокруг итогов конкурса развилась бурная дискуссия, но мне не нравится то, что оценка проекта порой идет от внешней картинки. Когда я преподавал в МАРХИ, на третьем курсе так делали. Потом уже студенты постарше стали понимать, что есть планировочные решения, экономические аспекты, и архитектор за них тоже ответственен. И если есть бюджетные ограничения – а сейчас не та ситуация, как в те жирные годы, когда строились Садовые кварталы и все было в избытке, архитектор должен уметь жонглировать функциями здания, трудовыми ресурсами. Увидеть по картинке эти аспекты невозможно, и я, например, не могу оценивать решение, глубоко не погрузившись в них.

Свою позицию по результатам конкурса Юлий Борисов также опубликовал на своей странице в Фейсбуке:



Марк Сатран, «Умная школа»
Марк Сартан, «Умная школа» – о философии проекта:
Какова была роль вашей компании в консорциуме?

В результате работы над иркутским проектом «Умной школы» и в силу опыта консультирования архитекторов и девелоперов, мы научились переводить образовательное содержание в архитектурные требования и наоборот, понимать, какие образовательные результаты влекут за собой те или иные архитектурные решения. Поэтому мы выполняли в консорциуме роль функционального заказчика. То есть мы предлагали образовательные сценарии и примеряли их к архитектурно-пространственным решениям. Как вы понимаете, для этого нужно было хотя бы в общих чертах сформулировать образовательную идею.

Как вы поняли конкурсное ТЗ?

Мы предложили идею «Strong knowledge – soft power», то есть «Твердые знания – мягкая сила». Здесь есть акцент на качестве и даже традициях школьного обучения (твердые знания), а также отсылка с связанному с МГИМО контексту современной дипломатии (мягкая сила) и напоминание о современных образовательных моделях, которые базируются на т.н. мягких навыках, или soft skills. Школу-лабораторию мы увидели как «Living school», то есть «живую школу», школу, где обучение происходит в деятельности.

Архитектурное решение коллег по консорциуму развернуло эти идеи в пространстве, отнеся одни помещения к деятельностно-лабораторным, другие – к общественно-коммуникационным, третьи – к традиционно-учебным, но с абсолютно современной возможностью гибкого смешения и переключения функций. От живой школы и контекста Садовых (!) кварталов и появилось озеленение фасада и кровли как возможная опция.
Школа в «Садовых Кварталах». Схема плана первого этажа © UNK project
Школа в «Садовых Кварталах». Схема плана первого этажа
© UNK project
Школа в «Садовых Кварталах». Схема плана второго этажа © UNK project
Школа в «Садовых Кварталах». Схема плана второго этажа
© UNK project
Школа в «Садовых Кварталах». Схема плана третьего этажа © UNK project
Школа в «Садовых Кварталах». Схема плана третьего этажа
© UNK project
Школа в «Садовых Кварталах». Схема плана 3,5 этажа © UNK project
Школа в «Садовых Кварталах». Схема плана 3,5 этажа
© UNK project
Школа в «Садовых Кварталах». Схема плана четвертого этажа © UNK project
Школа в «Садовых Кварталах». Схема плана четвертого этажа
© UNK project
Школа в «Садовых Кварталах». Схема разреза 1-1 © UNK project
Школа в «Садовых Кварталах». Схема разреза 1-1
© UNK project
Школа в «Садовых Кварталах». Схема разреза 2-2 © UNK project
Школа в «Садовых Кварталах». Схема разреза 2-2
© UNK project
Школа в «Садовых Кварталах». Схемы развертки фасадов © UNK project
Школа в «Садовых Кварталах». Схемы развертки фасадов
© UNK project


Что вы думаете о результатах конкурса? Не слишком ли скромно выглядит школа будущего в проекте победителя?

Решение заказчика обосновано уже тем, что это его решение. Он вправе выбирать проект, которые ему больше всего подходит. Но меня еще в институте учили, что заказчику нужно давать не то, что он просит, а то, что ему нужно. Мы считаем само здание сильным образовательным инструментом, оно тоже учит, передает смыслы, транслирует идею, формирует само- и мироощущения. В этой связи мне не очень нравится само противопоставление экстерьера и интерьера, так же как с образовательной точки зрения мне недостаточно богатства среды как самоцели.

Что такое богатство среды? Дорогие материалы? Сложное оборудование? Разнообразная мебель? Хорошо, но мне мало. Зачем это все? Для какой цели? На какой образовательный результат работает? Почему без него нельзя обойтись? На эти вопросы нужен ответ, причем ответ общий. Все решения для новой школы, и даже не только архитектурные, должны исходить из одной общей образовательной идеи, иначе получится диссонанс, и он обязательно проявится впоследствии. Наш конкурсный проект мы готовили именно таким.

Марианна Саркисян, архитектурная студия Storaket
Марианна Саркисян, архитектурная студия Storaket – о школе-лаборатории:
За какую часть проекта в консорциуме отвечала ваша студия?

По приглашению коллег из UNK project мы согласились принять участие в конкурсе на предварительную концепцию школы МГИМО в качестве разработчиков объемно-планировочных решений. В нашем портфолио много реализованных проектов образовательного назначения, многие из них получали архитектурные награды, в том числе и в России, а школа Ayb С вошла в шорт-лист WAF в 2019 году.

Что такое современная «школа-лаборатория»?

Во всех наших проектах мы пытаемся ломать стереотипы, что школа – это то место, куда ученик должен войти в один день и окончить в другой, а планировка должна отвечать четкой структуре классных комнат, связанных коридором. Школа, это в первую очередь, живой организм, способный изменяться под разные потребности пользователя и новые обстоятельства. Мы решили, что необходимо создать современную образовательную среду, отражающую возможность человека обучаться и общаться на протяжении всей своей жизни.

Кроме стандартного расположения образовательных зон, мы хотели создать единое многофункциональное общественное пространство «хаба», которое будет соединять вокруг себя все основные функции школы. Также в достаточно стесненном участке необходимо было расположить площадки на открытом воздухе. Решением было разместить данные зоны на разных уровнях, используя объем школы, а в качестве «фишки» проекта мы спроектировали открытый амфитеатр, который визуально воспринимался продолжением общего благоустройства пруда.

Павел Култышев, ГАП, UNK projeсt
Павел Култышев, архитектор, UNK projeсt – об особенностях проекта:
Насколько вы придавали важность архитектуре «оболочки»?

Оболочка не менее важна, чем функциональное наполнение. У любого здания должно быть свое лицо, оно формирует облик комплекса, среду вокруг и создает культурный слепок эпохи. В нашем случае основные учебные блоки «укутаны» в характерную горизонтальную фасадную систему, что создаёт рабочую атмосферу для учащихся, концентрирует всё внимание на интересном и новом образовательном процессе. Горизонтали южной стороны служат солнцезащитой и сокращают затраты на содержание и кондиционирование.

Мы «зашили» все социальные и визуальные коммуникации между учениками в парящий объем комплекса и на контрасте с основными блоками создали полностью проницаемый блок – театр знаний. Здесь собраны все основные общественные пространства школы, этот атриум предоставляет большое количество возможностей для всех учащихся, для детей с разными интересами: здесь есть приватные зоны для общения родителей и преподавателей, зоны коворкингов и брейнштормингов, библиотека, медиа-студия и большой форум для совместных событий, лекций и перформансов.
Школа в «Садовых Кварталах»
Школа в «Садовых Кварталах»
© UNK project
Школа в «Садовых Кварталах»
Школа в «Садовых Кварталах»
© UNK project

Что вы думаете о градостроительной роли школы в контексте Садовых кварталов?

Мы изначально понимали, что по дизайн-коду школа должна быть смысловым и эмоциональным ядром кварталов, своеобразным образовательным храмом на площади. Мы придумали такой мягкий переход от архитектуры к природе, наш комплекс получился самым зеленым из предложенных концепций: он черпает свои компоненты из существующего контекста и становится связующим элементом, местом, где дети реализуют свой потенциал, центром притяжения для местных жителей.

У нас активны не только крыши, но есть еще и большая зелёная многофункциональная лестница-агора для отдыха учеников. Более того, мы использовали сам фасад здания, поверх стекла мы создали горизонтальную систему из отражающих элементов, которые расположены под 45 градусов к фасаду и своим зеркальным эффектом отражают озеленение перед школой. Плюс к этому, как бонус, мы заложили возможность использования вертикального озеленения из смеси седумов, тем самым, наш вариант школы от сезона к сезону имел бы абсолютно уникальный вид, каждый раз новый.