Белла Филатова: «Результат нашей работы – пространства, связанные с потребностями людей и спецификой места»

О том, как превратить выксунский сквер в творческое пространство и вовлечь жителей в его создание и развитие.

mainImg
0
zooming
Белла Филатова, партнер бюро «Дружба», со-учредитель клуба «Кони на балконе», преподаватель школы МАРШ
Команда проекта «Город для детей» на открытие сквера на фестивале «Арт-Овраг 2018». Слева-направо: Анна Родионова, Александра Черткова, Белла Филатова, Любовь Гурарий, Николай Филатов, Роман Ермаков, Анастасия Рычкова, Надежда Рослякова. Фотография предоставлена бюро «Дружба»

Вы уже два года делаете проекты в рамках Арт-Оврага. Как начиналось ваше участие в фестивале?

В 2017 году мы – архитектурное бюро «Дружба», детский архитектурный клуб «Кони на балконе» и общественная организация «Город друг», пришли в Выксу для проведения исследования потребностей местных жителей. И Юлия Бычкова и Антон Кочуркин, нынешние продюсер и куратор фестиваля «Арт Овраг» поддержали нашу идею. В рамках междисциплинарного проекта «Город для детей» мы собирали фокус-группы из детей и родителей, вместе изучали город, составляли ментальные карты, старались прочувствовать, что им нужно. Ведь город для детей – это не только детские площадки, это целый комплекс параметров, определяющий, как дети чувствуют себя в среде, что они могут делать в городских пространствах и чего не могут. В результате, мы выявили несколько наиболее очевидных проблем, из которых затем отобрали те, с которыми в силах поработать и решить. Например, отсутствие нормального освещения на улицах – одна из самых очевидных проблема, но для ее решения нужен много больший бюджет, чем тот, на который мы могли рассчитывать.

В итоге мы совместно с активной группой жителей выбрали другую тему. В Выксе много организаций для детей: художественных, музыкальных, спортивных школ и кружков, и это радует. Но при обилии образовательных активностей поражало полное несоответствие среды вокруг. Например, ты никогда не догадаешься, что перед тобой спортивная школа: на первый взгляд это может быть гараж, склад, облицованный сайдингом, торговый центр, – что угодно, но не место, где занимаются дети. И рядом с этими учреждениями нет ничего, где ребята могли бы задержаться и с удовольствием провести время.

Сосредоточением этой проблемы стала площадка на Пирогова, 6. Это настоящий образовательный кластер: в одном месте сосредоточены две музыкальные школы, центр научно-технического творчества, спортивная школа и общеобразовательная школа. Визуально кажется, что это двор, но на самом деле это сквер – компактное, но полноценное общественное городское пространство, в котором пересекается несколько пешеходных маршрутов. Нас привели сюда активисты. Люди не скрывали своего недовольства: здесь негде сидеть, чтобы ждать ребёнка из школы, негде гулять с младшими, пока ждешь старших. И детям, когда они выходят с занятий, негде находиться, ждать родителей или просто общаться между собой. Столько вопросов и средовых проблем, которые вполне возможно решить даже при небольшом бюджете, используя наши возможности и опыт.

Но сначала надо было проверить: правда ли это «место силы», действительно там что-то изменится, если появится что-то новое?
Анализ ситуации и сбор исходных данных для разработки концепции площадки и создания игрового макета в 2017 г. Игровой макет, созданный детьми и их родителями в 2017 году. Фотография предоставлена бюро «Дружба»

Благодаря поддержке Благотворительного Фонда ОМК «Участие» в 2017 году мы запустили проект, в разработке которого самое активное и конструктивное участие приняли местные жители. Были организованы несколько встреч, на которых мы предложили взрослым и детям пофантазировать, что здесь могло бы быть. Родители работали над функцией, а дети – над образом, над тем, как все будет выглядеть. И это один из наших первых опытов, когда мы абсолютно отдались детской фантазии. Мы и так обычно слушаем очень внимательно детей, а тут всю эстетику отдали им на откуп. У них получился очень живой макет. Такое ощущение, что палки, коряги, ветки – все ожило, смотрело на тебя, заговорило. Дети придумали, что музыка и спорт вышли из своих школ, встретились и начали диалог.
Работа над игровым макет, созданный детьми и их родителями в 2017 году. Фотография предоставлена бюро «Дружба»
Игровой макет, созданный детьми и их родителями в 2017 году. Фотография предоставлена бюро «Дружба»

В предложенном фантазийном макете мы вычленили несколько ключевых тем, придуманных детьми (забор с привидениями, подвесные волшебства, входные порталы, радужные цвета), и которые мы взяли в проект и руководствовались ими до самого конца. Например, они придумали разные интерактивные способы задействовать серые скучные заборы, которых тут огромное количество. Возникла идея лавок-«лазалок»: родители могли бы на них сидеть, а дети играть. При этом родители говорили, что им очень хочется иметь место, чтобы «кучковаться». Также ребята придумали сцену с навесом, которая нам бы просто не пришла в голову, слишком компактным было пространство сквера. Но оказалось, что она нужна и музыкальной школе, и подросткам, которые с нами активно работали. В качестве объекта, который олицетворяет двор, одна местная девочка придумала кота-русалку. И этот кот-русалка потом вдохновлял художника Рому Ермакова, который присоединился к нашей команде уже в 2018 году.
Детализация макета. 2017 г. Фотография предоставлена бюро «Дружба»

За три фестивальных дня в 2017 году силами жителей в качестве эксперимента и проверки наших общих решений были построены и установлены в сквере на Пирогова несколько объектов из подручных средств и самых простых материалов: бруса, пеньки, веревок, веток, проволоки и ленточек. Конечно, мы осознавали, что это сиюминутная вещь, что это все неизбежно будет сломано в ближайшие несколько дней. Но нам важно было посмотреть, как отнесутся к этому местные жители, и – действительно ли мы правильно зонировали пространство.

Реакция была неоднозначной и достаточно бурной. Как будто мы устроили «социальный взрыв». За несколько недель наши временные объекты оказались разломаны и растащены. И тем не менее мы видели не только негатив, но и искреннюю заинтересованность среди жителей, готовность участвовать и поддерживать происходящие изменения. Когда шел монтаж, сбежалось несколько десятков детей, которые с энтузиазмом нам помогали, подходили люди, спрашивали, что происходит, мы им объясняли. Все происходящее стало поводом для развития диалога.

А главное – мы смогли увидеть в реальности, как работает это пространство. Даже пришлось несколько раз переставлять детский стол, чтобы посмотреть, как будет меняться поведение детей. Оказывается, в разных местах одни и те же объекты вызывают совершенно разную реакцию: где-то за столом тут же собирались компании, а где-то его просто игнорировали. Ощущение и привлекательность места очень зависит от окружения, соседства с деревьями, наличием оживленного прохода рядом и тому подобного.
Тестовый монтаж объектов во время фестиваля «Арт-Овраг 2017». Фотография предоставлена бюро «Дружба»
Тестовый монтаж объектов во время фестиваля «Арт-Овраг 2017». Фотография предоставлена бюро «Дружба»
Тестовый монтаж объектов во время фестиваля «Арт-Овраг 2017». Фотография предоставлена бюро «Дружба»

Как развивался ваш проект в этом 2018 году?

Мы предложили организаторам «Арт-Оврага» продолжить системную историю: доработать прецедент на Пирогова, 6, а затем развернуть полномасштабный кейс развития школьных дворов и разработать долгосрочный план преобразований на основе комплексного социально-маркетингового исследования приспособленности города к нуждам детей и подростков. У нас была достаточно большая команда, чтобы прийти в несколько школ и вместе с учениками и учителями создать на их участках из подручных материалов какие-то объекты. Это можно было бы интегрировать в образовательный процесс, например, на уроках труда. Вообще школа – очень удобный кластер для подобных трансформаций среды. Здесь дети могут что-то сделать для самих себя, чтобы понять и начать по-другому воспринимать среду, почувствовать, что они могут влиять на город. Это большая образовательная работа, и в Москве у нас много запросов и уже готовых кейсов. К сожалению, в Выксе в дело пошел только проект прецедента, на который хватило ресурсов и реализацию которого очень ждали жители.
Обсуждение проекта с активистами и руководителями образовательных центров, расположенных рядом со сквером . 2018 г. Фотография предоставлена бюро «Дружба»

За период между двумя фестивалями мы провели две исследовательских сессии. На одной получили обратную связь по прошлогоднему детскому проекту и обсудили форматы, как может это пространство использоваться: пришли к формату не банальной детской площадки, а сквера, многофункционального общественного пространства. Вместе с жителями мы составили списки того, что они хотели бы там делать. Там получилось неимоверное количество вариантов, в том числе: проводить дни рождения, делать спортивные мероприятия, уличные концерты, детские ярмарки и так далее.

К сожалению, в Выксе, как и во многих городах России, нет понятия общественного пространства как ценности. В отличие, например, от понимания ценности автомобиля. Поэтому процветают парковки. А осознания того, что общественное пространство может быть чем-то, из-за чего в городе хочется жить – такого нет.

Для того, чтобы пропагандировать ценности таких мест, мы собирали на сессию директоров и рабочие коллективы окрестных школ, жителей и представителей администрации.

На вторую сессию, чтобы презентовать проект по техническому заданию, мы приезжали на 3 дня, и за это время устроили вместе с местными жителями соседский дворовый праздник – День пирога. Перед нами стояла задача апробировать новый формат работы с пространством и показать, как без особых финансовых вливаний своими силами можно сделать увлекательное событие, которое может стать ежегодной традицией.
Соседский праздник «День пирога». 2018 г. Фотография предоставлена бюро «Дружба»
Соседский праздник «День пирога». 2018 г. Фотография предоставлена бюро «Дружба»
Соседский праздник «День пирога». 2018 г. Фотография предоставлена бюро «Дружба»


Как жители приняли новый вариант проекта? Они все одобрили?

К нашему удивлению, они попросили убрать парковку. Перед школой на полдвора была парковка и разворотный круг вокруг столба. На первой сессии жители разошлись во мнениях на ее счет. Одни говорили: «Оставьте нам нашу парковку», – другие – «Пожалуйста, уберите ее». Мы пошли на компромиссное решение – оставили парковку на небольшое количество машин для сотрудников. Но уже на второй сессии люди категорически попросили ее убрать. Это было самое существенное изменение. Еще были мелкие замечания по трассировке проходов, попросили перенести скамейку, которая перекрывала давно сложившийся маршрут. Это детали, но они существенные. На этих мелочах проверяется жизнеспособность проекта и нового формата освоения пространства. Но самое главное – что визуальное и функциональное решение было принято жителями единогласно.

Чем еще необычен этот проект?

Несмотря на небольшой масштаб, этот сквер оказался очень насыщен смыслами. И одним из самых важных для меня смыслов стала коллаборация архитекторов и художника. Конечно, мы, как архитекторы, умеем прекрасно создавать образы. Но с художником мы сделали что-то, чего сами не сделали бы никогда.

Организаторы фестиваля предложили нам включить в команду художника Романа Ермакова. Это было неожиданно, и мы достаточно долго притирались, потому что Рома – абсолютный индивидуалист, он привык работать сам, отдельно, у него свой взгляд, свой вкус. Но самое главное – изначально он не хотел слушать то, что говорили жители. Абсолютно. У него был прямо антагонизм. И в процессе работы над проектом мы наблюдали чудо перерождения. Рома очень быстро заразился от нас этой темой и с удовольствием общался со всеми жителями и даже отстаивал их идеи перед всеми.
Полностью законченная площадка. Сентябрь 2018 года. Фотография: Алексей Народицкий. ©Арт-Овраг

Роман Ермаков нарисовал наш главный арт-объект. Потом мы вместе с ним тщательно его дорабатывали. Фактически получилось и не то, что мы разрабатывали, и не то, что он рисовал. Но самая важная вещь, которую он привнес в проект – это цветовой код. Здесь люди просили: «Сделайте, пожалуйста, очень яркие цвета, сделайте нам радугу» и Рома нашел для этой радуги правильные оттенки и место.
Многофункциональный арт-объект. Открытие сквера на фестивале «Арт-Овраг 2018». Фотография предоставлена бюро «Дружба»
Открытие сквера на фестивале «Арт-Овраг 2018». Фотография предоставлена бюро «Дружба»

У вас получился объект, который находится где-то посередине между стереотипом общественного пространства и стереотипом детской площадки. Это и была ваша цель?

Стереотипы или клише – это не всегда плохо. Благодаря им можно достаточно массово тиражировать наиболее успешные и эффективные решения. Но наша задача в том, чтобы разрабатывать новые, еще не существующие решения, которые мы делаем, отталкиваясь от конкретного места и от запросов людей.
То, что в этом случае мы смогли сломать стереотип и создать нечто симбиотическое, на наш взгляд, как раз плюс, а не минус. В нашем проекте присутствует детская тематика, потому что мы изначально работали на основе принципов «Города для детей». Но это среда, в которой есть место всем возрастам: есть площадка для воркаута для подростков, есть многофункциональная сцена, есть амфитеатр, где люди могут отдохнуть или послушать самодеятельность, есть навес, где мамы с колясками сидят и общаются, есть лавочки для одиночек, для групп, с навесом, чтобы спрятаться от дождя, лавки с турником, чтобы можно было подтягиваться, есть даже площадка для пожилых людей с качелями и тренажерами. То есть совершенно разные типологии мест для сидения и пространство будет жить и использоваться по-максимуму.
Многофункциональная сцена. Открытие сквера на фестивале «Арт-Овраг 2018». Фотография предоставлена бюро «Дружба»
Открытие сквера на фестивале «Арт-Овраг 2018». Каждый объект сквера основан на идеях и образах, которые были предложены детьми и их родителями на общих семнарах в 2017 году. Фотография предоставлена бюро «Дружба»
Открытие сквера на фестивале «Арт-Овраг 2018». Фотография предоставлена бюро «Дружба»
Открытие сквера на фестивале «Арт-Овраг 2018». Фотография предоставлена бюро «Дружба»

Как осуществлялось финансирование проекта?

Город взял на себя расходы по созданию типовых и комплексных элементов: покрытия площадок и дорожек, типовых объектов, в том числе каруселей, качелей, воркаута, пространства для пожилых людей, заборов – то, в чем невозможно ошибиться. А за счет Арт-Оврага делались все индивидуальные объекты.
Праздник во время открытия сквера на фестивале «Арт-Овраг 2018». Фотография предоставлена бюро «Дружба»

Как вы решали для себя вопрос неизбежного вандализма?

Мы изначально готовили жителей и администрацию к тому, что вандализм будет, и намеренный, и случайный. Так как администрация должна была взять объект на баланс, сразу разрабатывалась такая система, которую удобно будет эксплуатировать. Если щепа для местных служб привычный материал и они его используют и в других местах – значит, они смогут с ним работать и на нашей площадке. Тут важно помнить и внедрять «принцип туалетной бумаги»: это когда в перестроечные времена в Москве в общественных местах появились рулоны бумаги, первое время их все снимали и уносили домой, а через какое-то время перестали. Здесь мы говорили: пожалуйста, чините, чините, чините – и перестанут ломать. Просто надо починить раз двадцать.

Как живет проект после открытия?

На этом проекте мы увидели качественную разницу между проектами, сделанными «без» и с участием местных жителей. Команда активистов под началом местной жительницы и мамы трех детей Ольги Погодиной смогли использовать место как повод для создания и активизации местного сообщества.
Жители сами придумали название и логотип сквера. Выбирали всем миром, на основе открытого конкурса. Теперь сквер называется «Радужный мир».
Озеленение сквера жителями соседних домов, при поддержке местного цветочного магазина, после открытия площадки. Фотография предоставлена бюро «Дружба»
Оформление ограды спортивной школы. Фотография: Алексей Народицкий. ©Арт-Овраг

За три месяца после окончания фестиваля «Арт-Овраг» и отъезда нашей команды, активисты при поддержке остальных жителей провели в сквере несколько мероприятий, из которых в двух – Празднике мыльных пузырей в День семьи и Фестивале дворовых игр, приняло участие не меньше 200 человек. Жителей поддержала городская администрация, музыкальная школа, центр технического творчества и детский клуб «Киви», а местные предприниматели предоставили подарки и сладости для детей. Здесь стали проводить свои мероприятия и другие городские организации. Например, Ассоциация многодетных семей по просьбе жителей провела здесь спортивные старты. В ближайших планах жителей сбор вторсырья, детская дискотека и субботник. Команда активистов участвует в федеральном проекте добрый дел от Общественной палаты РФ. Но самым главным результатом Ольга называет то, что дети и родители, которые раньше мало общались, теперь научились отдыхать и решать проблемы вместе: «Дети теперь самостоятельно следят за порядком на площадке. Недавно организовались и выгнали хулиганов, которые ломали качели».
Игровая зона рядом с оградой спортивной школы. Фотография: Алексей Народицкий. ©Арт-Овраг
Фотография: Алексей Народицкий. ©Арт-Овраг

Как вы видите развитие вашего проекта?

Это был проект-прецедент, который, как мы надеемся, послужит стимулом для активации аналогичных объектов и в других местах города в рамках нашего междисциплинарного проекта «Город для детей». Наша мечта – чтобы тема общественных пространств рядом с культурно-образовательными учреждениями стала развиваться повсеместно. Мы бы хотели видеть продолжение в том, чтобы провести нормальные исследования, социологическое и маркетинговое, которое учло бы специфику детей и подростков Выксы, какой творческий и эмоциональный капитал у них есть, как они потом будут развиваться, куда они уезжают, что им нужно.

В чем, на ваш взгляд, специфика Выксы как города, как сообщества?

В Выксе очень развита вертикаль. Здесь есть хозяин – завод, и жители города просто не привыкли принимать решения самостоятельно, потому что все решения принимает завод. Но благодаря деятельности Благотворительного Фонда ОМК «Участие», городской администрации и дирекции фестиваля «Арт Овраг», за эти семь лет в Выксе совершенно удивительно повернулось мышление: мы обнаружили, что с любой бабушкой мы можем разговаривать на своем языке. Потому что для нее Арт-Овраг – маркер, уже встроенный в привычную картину мира. Его можно одобрять или не одобрять, можно говорить: «Поднимите нам пенсии, зачем нам все это ваше дело нужно». Но общественный диалог вокруг искусства идет в этом городе достаточно давно, и когда ты говоришь: «Арт-Овраг» – тебя понимают и принимают. И самое главное – это очень живой город. Несмотря на то, что есть здесь и преступность, и вандалы, когда мы приезжаем в Выксу – мы словно «заряжаемся», ощущая идущий навстречу поток оптимистичной и креативной энергии, исходящий от местных жителей, которые с каждым годом все активнее участвуют в изменениях и проектах развития города.

05 Октября 2018

Елена Петухова Екатерина Толкачева

Беседовали:

Елена Петухова, Екатерина Толкачева
Похожие статьи
Прямая кривая
В последний день мая в Москве откроется биеннале уличного искусства Артмоссфера. Один из участников Филипп Киценко рассказывает, почему архитектору интересно участвовать в городских фестивалях, а также показывает свой арт-объект на Таможенном мосту.
Бетонные опоры
Архитектурный фотограф Ольга Алексеенко рассказывает о спецпроекте «Москва на стройке», запланированном в рамках Арх Москвы.
Юлий Борисов: «ЖК «Остров» – уникальный проект, мы...
Один из самых больших проектов жилой застройки Москвы – «Остров» компании Донстрой – сейчас активно строится в Мневниковской пойме. Планируется построить порядка 1.5 млн м2 на почти 40 га. Начинаем изучать проект – прежде всего, говорим с Юлием Борисовым, руководителем архитектурной компании UNK, которая работает с большей частью жилых кварталов, ландшафтом и даже предложила общий дизайн-код для освещения всей территории.
Валид Каркаби: «В Хайфе есть коллекция арабского Баухауса»
В 2022 году в порт города Хайфы, самый глубоководный в восточном Средиземноморье, заходило рекордное количество круизных лайнеров, а общее число туристов, которые корабли привезли, превысило 350 тысяч. При этом сама Хайфа – неприбранный город с тяжелой судьбой – меньше всего напоминает туристический центр. О том, что и когда пошло не так и возможно ли это исправить, мы поговорили с архитектором Валидом Каркаби, получившим образование в СССР и несколько десятилетий отвечавшим в Хайфе за охрану памятников архитектуры.
О сохранении владимирского вокзала: мнения экспертов
Продолжаем разговор о сохранении здания вокзала: там и проект еще не поздно изменить, и даже вопрос постановки на охрану еще не решен, насколько нам известно, окончательно. Задали вопрос экспертам, преимущественно историкам архитектуры модернизма.
Фандоринский Петербург
VFX продюсер компании CGF Роман Сердюк рассказал Архи.ру, как в сериале «Фандорин. Азазель» создавался альтернативный Петербург с блуждающими «чикагскими» небоскребами и капсульной башней Кисе Курокавы.
2022: что говорят архитекторы
Мы долго сомневались, но решили все же провести традиционный опрос архитекторов по итогам 2022 года. Год трагический, для него так и напрашивается определение «слов нет», да и ограничений много, поэтому в опросе мы тоже ввели два ограничения. Во-первых, мы попросили не докладывать об успехах бюро. Во-вторых, не говорить об общественно-политической обстановке. То и другое, как мы и предполагали, очень сложно. Так и получилось. Главный вопрос один: что из архитектурных, чисто профессиональных, событий, тенденций и впечатлений вы можете вспомнить за год.
KOSMOS: «Весь наш путь был и есть – поиск и формирование...
Говорим с сооснователями российско-швейцарско-австрийского бюро KOSMOS Леонидом Слонимским и Артемом Китаевым: об учебе у Евгения Асса, ценности конкурсов, экологической и прочей ответственности и «сообщающимися сосудами» теории и практики – по убеждению архитекторов KOSMOS, одно невозможно без другого.
КОД: «В удаленных городах, не секрет, дефицит кадров»
О пользе синего, визуальном хаосе и общих и специальных проблемах среды российских городов: говорим с авторами Дизайн-кода арктических поселений Ксенией Деевой, Анастасией Конаревой и Ириной Красноперовой, участниками вебинара Яндекс Кью, который пройдет 17 сентября.
Никита Токарев: «Искусство – ориентир в джунглях...
Следующий разговор в рамках конференции Яндекс Кью – с директором Архитектурной школы МАРШ Никитой Токаревым. Дискуссия, которая состоится 10 сентября в 16:00 оффлайн и онлайн, посвящена междисциплинарности. Говорим о том, насколько она нужна архитектурному образованию, где начинается и заканчивается.
Архитектурное образование: тренды нового сезона
МАРШ, МАРХИ, школа Сколково и руководители проектов дополнительного обучения рассказали нам о том, что меняется в образовании архитекторов. На что повлиял уход иностранных вузов, что будет с российской архитектурной школой, к каким дополнительным знаниям стремиться.
Архитектор в метаверс
Поговорили с участниками фестиваля креативных индустрий G8 о том, почему метавселенные – наша завтрашняя повседневность, и каким образом архитекторы могут влиять на нее уже сейчас.
Арсений Афонин: «Полученные знания лучше сразу применять...
Яндекс Кью проводит бесплатную онлайн-конференцию «Архитектура, город, люди». Мы поговорили с авторами докладов, которые могут быть интересны архитекторам. Первое интервью – с руководителем Софт Культуры. Вебинар о лайфхаках по самообразованию, в котором он участвует – в среду.
Устойчивость метода
ТПО «Резерв» в честь 35-летия покажет на Арх Москве совершенно неизвестные проекты. Задали несколько вопросов Владимиру Плоткину и показываем несколько картинок. Пока – без названий.
Сергей Надточий: «В своем исследовании мы формулируем,...
Недавно АБ ATRIUM анонсировало почти завершенное исследование, посвященное форматам проектирования современных образовательных пространств. Говорим с руководителем проекта Сергеем Надточим о целях, задачах, специфике и структуре будущей книги, в которой порядка 300 страниц.
Олег Манов: «Середины нет, ее нужно постоянно доказывать...
Олег Манов рассказывает о превращении бюро FUTURA-ARCHITECTS из молодого в зрелое: через верность идее создавать новое и непохожее, околоархитектурную деятельность, внимание к рисунку, макетам и исследование взаимоотношений нового объекта с его окружением.
Юлия Тряскина: «В современном общественном интерьере...
Новая премия общественных интерьеров IPI Award рассматривает проекты с точки зрения передовых тенденций современного мира и шире – сверхзадачи, поставленной и реализованной заказчиком и архитектором. Говорим с инициатором премии: о специфике оценки, приоритетах, страхах и надеждах.
Владимир Плоткин:
«У нас сложная, очень уязвимая...
В рамках проекта, посвященного высотному и высокоплотному строительству в Москве последних лет поговорили с главным архитектором ТПО «Резерв» Владимиром Плоткиным, автором многих известных масштабных – и хорошо заметных – построек города. О роли и задачах архитектора в процессе мега-строительства, о драйве мегаполиса и достоинствах смешанной многофункциональной застройки, о методах организации большой формы.
Александр Колонтай: «Конкурс раскрыл потенциал Москвы...
Интервью заместителя директора Института Генплана Москвы, – о международном конкурсе на разработку концепции развития столицы и присоединенных к ней в 2012 году территорий. Конкурс прошел 10 лет назад, в этом году – его юбилей, так же как и юбилей изменения границ столичной территории.
Якоб ван Рейс, MVRDV: «Многоквартирный дом тоже может...
Дом RED7 на проспекте Сахарова полностью отлит в бетоне. Один из руководителей MVRDV посетил Москву, чтобы представить эту стадию строительства главному архитектору города. По нашей просьбе Марина Хрусталева поговорила с Ван Рейсом об отношении архитектора к Москве и о специфике проекта, который, по словам архитектора, формирует на проспекте Сахарова «Красные ворота». А также о необходимости перекрасить обратно Наркомзем.
Илья Машков: «Нужен диалог между профессиональным...
Высказать замечания по тексту закона можно до 8 февраля на портале нормативных актов. В том числе имеет смысл озвучить необходимость возвращения в правовую сферу понятия эскизной концепции и уточнения по вопросам правки или искажения проекта после передачи исключительных прав.
Год 2021: что говорят архитекторы
Вот и наш новый опрос по итогам 2021 года. Ответили 35 архитекторов, включая главных архитекторов Москвы и области. Обсуждают, в основном, ГЭС-2: все в восторге, хотя критические замечания тоже есть. И еще почему-то много обсуждают минимализм, нужен и полезен, или наоборот, вреден и скоро закончится. Всем хорошего 2022 года!
Эдуард Моро и Екатерина Гольдберг: «Методика работы...
Одним из самых заметных проектов редевелопмента 2018 года стал творческий индустриальный кластер «Октава» в Туле. Мы поговорили с руководителями бюро Orchestra Design Эдуардом Моро и Екатериной Гольдберг о специфике работы над общественными пространствами и развитием территорий в нашей стране
Арт-вакцинация города
Очередной «Арт-Овраг» в Выксе продемонстрировал выход на новый, более планомерный и интерактивный уровень работы с городом и его жителями.
Технологии и материалы
Типовое, но не шаблонное
Стилистически органичный дизайн потолка московского метрополитена из комбинации типовых декоративных и технических элементов, которые уже неоднократно использовались в других дизайн проектах. Стандартизированные варианты упорядочивают пространство, при этом проектировщикам удалось достигнуть неповторимого аутентичного шарма подземки.
МАФы «Хоббики»: от чугунных до умных
«Хоббика» производит малые архитектурные формы с 2008 года. Директор компании Максим Артеменко рассказал Архи.ру о пути от гаража до металло- и деревообрабатывающего цехов, сотрудничестве с архитекторами, а также о последних трендах. Все популярнее становятся авторские и крупные формы – беседки и навесы, а на подходе скамейки и урны, собирающие статистику.
Кирпичная перспектива
Компания «КИРИЛЛ» представит на «АРХ Москве» стенд с инсталляциями из ригельных кирпичей Кирово-Чепецкого завода, как размышление на главную тему фестиваля
Временно постоянное
Американское бюро Ennead Architects завершило реставрацию купола собора Иоанна Богослова в Нью-Йорке. Уникальная конструкция получила защитную оболочку из меди.
Проект Knauf Ceiling Solutions – знаменитая израильская клиника...
Команда Knauf Ceiling Solutions предложила для филиала клиники «Хадасса» в Москве неизменно функциональные и одновременно с тем разнообразные потолочные системы. Каждая из них даёт исчерпывающий ответ на конкретный запрос прогрессивного медицинского учреждения, а в комплексе они помогают сформировать оптимальные интерьеры, в которых комфортно всем: и персоналу, и пациентам.
От радиоприемников до фасадов музея: изобретателю...
В XX веке HPL-пластик совершил революцию в дизайне! С Formica работают звездные архитектурные бюро Фрэнка Гери, Бернара Чуми, Рафаэля Виньоли, Захи Хадид, Нормана Фостера, а каждый сезон появляются новые поверхности, декоры, задающие тренды в оформлении частных и общественных интерьеров.
Изящная и легкая
Технология 3D-печати, разработанная в Мичиганском университете, позволила уменьшить вес бетонной конструкции на 72%, сохранив ее прочность.
7 правил уличной мебели
В чем польза и важность уличной мебели? Достаточно ли сделать ее красивой, чтобы люди чувствовали себя комфортно? Разбираемся в теме вместе с компанией «Хоббика» – ведущим производителем мафов для городского благоустройства
Свет для будущих поколений
Компания SWG | Светодиодное освещение оборудовала специализированную учебную лабораторию при Московском государственном строительном университете и запустила совместную с вузом программу обучения профессионалов интерьерного освещения.
Благородный металл
Сегодня парадные лобби жилых комплексов – это отдельное произведение дизайнерского искусства. Рассказываем, как в их оформлении используется продукция компании HÖGER – производителя уникальных интерьерных деталей из металла
Компания Hilti усиливает локальное производство
Øglaend System, подразделение группы компаний Hilti, производит кабеленесущие системы, которые можно использовать на объектах любой сложности: от нефтяных платформ до торговых центров. Генеральный директор Дмитрий Клименко рассказал Архи.ру о расширении производства в Санкт-Петербурге и запуске новых линеек для фасадных систем Hilti.
Скрафтить площадку
На примере игровых комплексов «Хоббики» – лидера в производстве уличной мебели – рассказываем, в чем преимущества крафтового подхода к оборудованию детских площадок
Приглашение на танец
Компания «Новые Горизонты» разработала несколько серий игровых комплексов, которые можно адаптировать под особенности той или иной площадки. Рассказываем о гибкости решений на примере комплекса «Танцующие домики».
Формула надежности. Инновационная фасадная система...
В компании HILTI нашли оригинальное решение для повышения надежности фасадов, в особенности с большими относами облицовки от несущего основания. Пилоны, пилястры и каннелюры теперь можно выполнять без существенного увеличения бюджета, но не в ущерб прочности и надежности
МасТТех: успехи 2022 года
Кроме каталога готовой продукции, холдинг МасТТех и конструкторское бюро предприятия предлагают разработку уникальных решений. Срок создания и внедрения составляет 4-5 недель – самый короткий на рынке светопрозрачных конструкций!
Сейчас на главной
За общим столом
В Лондоне открывается 22-й по счету летний павильон галереи «Серпентайн». В этот раз он посвящен еде – и всем остальным ресурсам.
Дома у озера
Согласован проект жилого комплекса, спроектированного DNK ag в Казани. Он малоэтажный, секции решены как отдельные объемы, объединенные стилобатом. Все как любят DNK: деликатно и как-то даже лирично, особенно там, где двор выходит к озеру.
Аграрные истории
LUO studio реконструировало Шаянский музей рапса: из скромного учреждения при заводе он трансформировался в современное выставочное пространство, не потерявшее связь с локальными традициями.
Александру Скокану 80 лет
Сегодня, 4 июня, исполняется 80 лет Александру Скокану, партнеру-основателю бюро «Остоженка», автору, который участвовал и в поисках НЭРа, и в становлении постсоветской архитектуры. Публикуем поздравление от Карена Бальяна – и присоединяемся к нему.
Арх Москва: награды 2023
Вспоминаем Арх Москву, публикуем список награжденных, кое-что комментируем, кое о чем рассуждаем. Обсуждаем, в том числе со специалистом по мусульманской архитектуре, разрыв шаблона, организованный на выставке АБ «Цимайло, Ляшенко и Партнеры». Ну, и заодно предлагаем небольшой фоторепортаж.
Полземли
В центре Милана в галерее Antonia Jannone Disegni di Architettura открылась выставка акварелей и макетов Стивена Холла. Экспозиция визуализирует размышления мастера об ответственности архитектурного процесса перед природой.
Дом на вырост
Дом для старта самостоятельной жизни подростка построили в Ленинградской области рядом со «взрослым» коттеджем. Команда проекта постаралась сделать его вневременным и органичным окружению – кусочку леса с высокими соснами и черничниками.
Образцовая адаптация
В Новосибирске завершилось строительство школы, проект которой имеет шансы стать новым стандартом для образовательных учреждений. Бюро SVESMI и компания Брусника начали с проработки технического задания, отвечающего современным педагогическим практикам, а затем предложили оптимальную планировку, универсальные помещения и сдержанный, но выразительный облик в духе амстердамского объединения.
Пресса: Архитектура под санкциями: что стало с проектами ушедших...
За последний год многие именитые архитектурные бюро заявили о приостановке деятельности в России. По большинству из проектов иностранные архитекторы выполнили основную часть работы, но некоторым пришлось искать замену.
Микроблагоустройство
Пять проектов, которые меняют городские пространства малыми средствами: студенческий дворик, пандус для любителей шведской ходьбы, площадь рек, дворик с птицами и асфальтовый памп.
Нейрокапром или как сделать плохо специально
Преподаватели и студенты кафедры средового дизайна РАНХиГС провели эксперимент с нейросетью Stable Diffusion, пытаясь воспроизвести вернакулярную архитектуру, советский модернизм и капром. Результаты интересные: чем более обыденна архитектура, тем реальнее ее «слепки», а вот капром искусственному интеллекту пока что не по зубам. Предлагаем убедиться.
Здание на все случаи жизни
В Амстердамском научном парке открылся корпус офисов и лабораторий Matrix ONE по проекту MVRDV. Он рассчитан на будущие изменения функции, минимальное потребление ресурсов, а в конце срока службы – на вторичное использование его компонентов.
Пресса: Черная, кубическая, на воде: в Казани обсуждают новый...
Страсти вокруг Соборной мечети продолжают кипеть в Казани. После того, как недавно стало известно о перемене места для строительства грандиозного сооружения, внезапно возник и новый проект мечети, представленный на выставке в Москве. Как заявили столичные архитекторы - авторы проекта, на котором мечеть представлена в виде стоящего на воде черного параллелепипеда, их творение уже одобрил глава Татарстана Рустам Минниханов.
Прямая кривая
В последний день мая в Москве откроется биеннале уличного искусства Артмоссфера. Один из участников Филипп Киценко рассказывает, почему архитектору интересно участвовать в городских фестивалях, а также показывает свой арт-объект на Таможенном мосту.
Арх Москва 2023: впечатления
Арх Москва, как никогда большая, завершила свою работу. Темой этого года стали «Перспективы», которые многие участники связали с цифровым ренессансом. Во время работы выставки мы активно освещали ее в социальных сетях, а теперь собрали все наблюдения в одном материале.
Белый верх, черный низ
Тотан Кузембаев показывает на Арх Москве юбилейную выставку в честь своего 70-летия. Она состоит из графических работ на стендах форме латинской цифры X и, как солнечные часы, отсчитывает время. Публикуем текст Андрея Иванова – давнего исследователя творчества Тотана, – с авторским взглядом на выставку.
Рельеф как логотип
В основе проекта выставочного павильона для Чунцина – абрис стрелки Янцзы и Цзялинцзян – рек, на которых стоит город.
Пресса: Синхронизация таланта и реальности: топ-30 самых успешных...
Оценивать и описывать архитектурные бюро с точки зрения бизнеса оказалось непросто, но увлекательно. Исследовательская команда F Research погрузилась в изучение критериев успеха в индустрии и сбор данных. Результатом стал ренкинг — топ-30 самых успешных архитектурных бюро столицы.
Линия Елизаветы
Александр Змеул – автор, который давно и профессионально занимается историей и проблематикой архитектуры метро и транспорта в целом, – рассказывает о новой лондонской Линии Елизаветы. Она открылась ровно год назад, в нее входит ряд станцией, реализованных ранее, а новые проектировали, в том числе, Гримшо, Вилкинсон и Мак Аслан. В каких-то подходах она схожа, а в чем-то противоположна мега-проектам развития московского транспорта. Внимание – на сравнение.
Школы замкнутого цикла
Архитекторы OMA разработали деревянную модульную систему для сборных школьных зданий в Амстердаме: это позволит оперативно ликвидировать недостачу образовательных учреждений, оставшись при этом в рамках экономики замкнутого цикла.
Тезисы Арх Москвы
За спецпроект Арх Москвы «Тезисы» в этом году отвечает бюро GAFA. Посетителей ждут восемь архитектурных инсталляций, которые раскроют основную тему выставки «Перспективы» под новым углом. Кураторы срежиссировали интересные коллаборации и обещают «огненный идеологический коктейль».
Terra incognita
Гостиничный комплекс на 800 номеров, спроектированный Гинзбург Архитектс, предлагает Анапе фрагмент упорядоченной городской среды, сохраняющей курортный дух. Авторы уходят от традиционных белых фасадов, обращаясь к античному периоду истории места и даже архаике, находя вдохновение в цвете красной глины и простых, но легких формах.
Ковчег культуры
В качестве источников вдохновения для проекта культурного центра L’Arche в городке Вильрю парижское бюро K architectures выбрало Колизей и легендарную виллу Малапарте на острове Капри.
На работе как дома
Бывший магазин строительных товаров в Барселоне превратился в коворкинг «домашнего» формата по проекту Daniel Modòl urbanism+architecture.
Бетонные опоры
Архитектурный фотограф Ольга Алексеенко рассказывает о спецпроекте «Москва на стройке», запланированном в рамках Арх Москвы.
Что приготовила Арх Москва
Главная архитектурная выставка столицы в этом году пройдет в Гостином дворе с 24 по 27 мая. Рассказываем о том, что нового ждет посетителей и чем можно будет заняться. Онлайн-трансляции в этот раз не планируется, поэтому всем рекомендуем поприсутствовать лично.