Арт-вакцинация города

Очередной «Арт-Овраг» в Выксе продемонстрировал выход на новый, более планомерный и интерактивный уровень работы с городом и его жителями.

author pht

Автор текста:
Елена Петухова

mainImg

Архитектор:

Антон Качуркин

Мастерская:

дизайн-бюро «Линия 8»

72 часа праздника
С 9 по 11 июня 2018 года в городе Выкса прошел один из самых ярких и популярных фестивалей городской культуры в России «Арт-Овраг», проводимый Объединенной металлургической компанией, АО «ОМК» и благотворительным фондом «ОМК-участие». Организаторы утверждают, что это самый крупный подобный фестиваль за пределами Москвы, и с этим не поспоришь. В течение трех дней жителей и гостей города Выкса ждали 10 площадок, на которых разворачивалась насыщенная программа из множества культурных, образовательных и спортивных мероприятий, а также презентаций новых перфомансов, инсталляций и дизайнерских объектов, в той или иной мере отвечающих заданному главным куратором фестиваля Антоном Кочуркиным девизу «Полезное искусство». Парадоксальное словосочетание подталкивало художников, архитекторов и дизайнеров к поискам решений, которые, кроме красоты и смысла, полезны для города и его жителей. И они справились с этой задачей.
Фестиваль городской культуры «Арт-Овраг 2018». г. Выкса. Фотография: Юлия Абзалтдинова © ART-OVRAG
Символ фестиваля 2018 года – «Купание красного единорога». Фестиваль городской культуры «Арт-Овраг 2018». г. Выкса. Фотография: Елена Петухова
Куратор фестиваля Антон Кочуркин проводит экскурсию по городским районам. Фестиваль городской культуры «Арт-Овраг 2018». г. Выкса. Фотография: Елена Петухова

Успеть везде и посмотреть все, что было подготовлено, создано и представлено на центральной площади, в городских парках и дворах, на набережных и в цехах Металлургического комбината, было физически невозможно, но каждый мог найти для себя ту площадку и те события, которые ему были наиболее интересны, не упуская возможность познакомиться с чем-то новым и необычным.
Фестиваль городской культуры «Арт-Овраг 2018». г. Выкса. Фотография: Елена Петухова

На любой вкус и цвет…
Разработкой программы и идеологии фестиваля занимаются приглашенные кураторы, чей срок полномочий составляет три года, чтобы каждая команда могла реализовать все свои начинания, а затем передать бразды правления дальше. Сейчас у фестивального руля стоит тандем куратора фестиваля Антона Кочуркина и продюсера Юлии Бычковой, хорошо известных как кураторы фестиваля «Архстояние», а также авторы нескольких концепций пространственного развития территорий. Последнее особенно важно для «Арт-Оврага» с его фокусировкой на творческое переосмысление и решение проблем постсоветского города. Для расширения тематического и типологического диапазона фестиваля в кураторскую команду вошли еще несколько экспертов.
zooming

Куратором театральной программы фестиваля был известный российский режиссер, лауреат «Золотой маски» Юрий Муравицкий, благодаря которому в программе появилось выдающееся художественное событие – театральный перфоманс «Страсти по Мартену», поставленный режиссером и хореографом Анной Абалихиной в пространстве исторического мартеновского цеха Выксунского металлургического завода и посвященный его закрытию весной этого года. Прошли всего три спектакля, по одному на каждый фестивальный день, но нет сомнений в том, что осмысление и оценка этой феерии, построенной на симбиозе музыки, пения, танца и речитатива и противопоставлении их брутальному и анти-театральному окружению, будет идти продолжаться еще долго. Каждый побывавший на перфомансе не сможет по-прежнему воспринимать промышленный антураж и, каждый раз, в грохоте станков и конвейеров будет слышать удивительную музыку, сочиненную композитором Алексеем Сысоевым. В постановке участвовали рабочие завода, волонтеры и учащиеся местной музыкальной школы. Как сказал Юрий Муравицкий на пресс-конференции, «необычность этого перформанса в том, что он делается здесь и про здесь».
Фестиваль городской культуры «Арт-Овраг 2018». г. Выкса. Фотография: Елена Петухова
Фестиваль городской культуры «Арт-Овраг 2018». г. Выкса. Фотография: Юлия Абзалтдинова © ART-OVRAG
Фестиваль городской культуры «Арт-Овраг 2018». г. Выкса. Фотография: Елена Петухова
Фестиваль городской культуры «Арт-Овраг 2018». г. Выкса. Фотография: Юлия Абзалтдинова © ART-OVRAG
Фестиваль городской культуры «Арт-Овраг 2018». г. Выкса. Фотография: Елена Петухова
Фестиваль городской культуры «Арт-Овраг 2018». г. Выкса.Фотография: Елена Петухова

Куратором спортивной программы фестиваля стал Александр Заволожин. Этот, традиционно популярный у местных жителей, раздел дает возможность всем желающим познакомиться и попробовать себя в новых видах спорта, таких как воркаут, паркур, скейтбо́рдинг и футбольный фристайл. В этом году к программе из открытых уроков и соревнований добавилась презентация нового спортивного объекта «Скейт-волна» в городском парке, который создал вместе с выксунской группой UG известный скейтер Тимофей Любшин.
«Скейт-волна» в городском парке. Фестиваль городской культуры «Арт-Овраг 2018». г. Выкса. Фотография: Юлия Абзалтдинова © ART-OVRAG
Показательные выступления на «Скейт-волне» в городском парке. Фестиваль городской культуры «Арт-Овраг 2018». г. Выкса. Фотография: Юлия Абзалтдинова © ART-OVRAG
Показательные выступления по футбольному фристайлу на главной площади. Фестиваль городской культуры «Арт-Овраг 2018». г. Выкса. Фотография: Юлия Абзалтдинова © ART-OVRAG

Образовательную программу, ставшую после прошлогоднего фестиваля постоянно действующей, курирует Мария Мкртычева. Вокруг нее организовалось сообщество, которое активно участвует как в просветительских мероприятиях, так и в других городских проектах «Арт-Оврага».
Главная фестивальная площадь. Фестиваль городской культуры «Арт-Овраг 2018». г. Выкса. Фотография: Елена Петухова

За программу современного искусства отвечала Алиса Багдонайте, курирующая также постоянно действующую в Выксе с прошлого года Арт-резиденцию «Vyksa Air», где развернулась часть художественной программы, а именно: персональная выставка одного из резидентов – Устины Яковлевой, а вечером показывали видео- и звуковая инсталляция Дмитрия Булныгина «Смена». Еще одна часть программы проходила в Музее истории ОАО «ВМЗ», где открылась мультимедийная выставка «Повседневные трансформации» и проходили лекции ее куратора Натальи Фурс и встречи с медиа-художниками Еленой Никоноле, Дмитрием Морозовым и Ильдаром Якубовым, участвующими в ней.
Выставка «Повседневные трансформации» в Музее истории ОАО «ВМЗ». Фестиваль городской культуры «Арт-Овраг 2018». г. Выкса. Фотография: Юлия Абзалтдинова © ART-OVRAG
Выставка «Повседневные трансформации» в Музее истории ОАО «ВМЗ». Фестиваль городской культуры «Арт-Овраг 2018». г. Выкса. Фотография: Елена Петухова

Но самое яркое событие программы «Современное искусство» оказалось спрятанным от случайных взглядов в чаще лесопарка «Посадка» и лишь самые рьяные ценители, да еще местные жители, прогуливающиеся через парк по двум единственным тропкам, могли насладиться провокационной и одновременно меланхоличной работой Тимофея Радя (T-Radya), который предложил спасти репутацию «Посадки», считающейся одним из самых криминально-опасных мест города, при помощи огромной светящейся надписи «ВСЕ ЭТО НЕ СОН», установленной между высокими соснами на металлических стойках. И каждому случайному путнику, проходящему через парк, теперь эти несколько слов будут сиять, словно «путеводные звезды».
Инсталляция «ВСЕ ЭТО НЕ СОН» Тимофея Радя (T-Radya). Фестиваль городской культуры «Арт-Овраг 2018». г. Выкса. Фотография: Юлия Абзалтдинова © ART-OVRAG

Еще один художественный проект представлял собой иную, более демократичную и объединяющую идею. «ЗаСТОЛье», придуманное и реализованное французской командой из архитектора и сценографа Лоренса Фальзона и куратора Бертрана Госселина, – это стометровый стол, вытянувшийся по диагонали Площади Металлургов. Простая и понятная метафора стола как объединения и средства поиска общего языка пользуется неизменным успехом и, до «Арт-Оврага», уже была показана европейских городах. Выкса поделилась с проектом своим фирменным блюдом – окрошкой с килькой, ее подавали за огромным столом.
Проект «ЗаСТОЛье» архитектора и сценографа Лоренса Фальзона и куратора Бертрана Госселина (Франция). Фестиваль городской культуры «Арт-Овраг 2018». г. Выкса. Фотография: Юлия Абзалтдинова © ART-OVRAG
Поедание окрошки с килькой в рамках проекта «ЗаСтолье» архитектора и сценографа Лоренса Фальзона и куратора Бертрана Госселина (Франция). Фестиваль городской культуры «Арт-Овраг 2018». г. Выкса. Фотография: Юлия Абзалтдинова © ART-OVRAG
Сеанс одновременной игры в рамках проекта «ЗаСтолье» архитектора и сценографа Лоренса Фальзона и куратора Бертрана Госселина (Франция). Фестиваль городской культуры «Арт-Овраг 2018». г. Выкса. Фотография: Юлия Абзалтдинова © ART-OVRAG

Параллельную программу курировал современный художник Владимир Селезнев, благодаря которому, в сферу художественной активности на «Арт-Овраге», попали автотюнинг, ковка, просмотр кинофильмов и дискотека на свежем воздухе. К параллельной же программе относилось и открытие уже упомянутой скейт-площадки, и презентация арт-объекта «Мяч», придуманного жительницей Выксы Натальей Гусевой и выбранного на прошедшем весной этого года конкурсе.
Художественная ковка в рамках параллельной программы. Фестиваль городской культуры «Арт-Овраг 2018». г. Выкса. Фотография: Юлия Абзалтдинова © ART-OVRAG
Кинотеатр под открытым небом в рамках параллельной программы. Фестиваль городской культуры «Арт-Овраг 2018». г. Выкса. Фотография: Юлия Абзалтдинова © ART-OVRAG

Один из символов «Арт-Оврага 2018» – ансамбль из двух остановок в центре города: группа конструкций, сваренных из стальных труб ярко-красного цвета. Поначалу невнятные, при движении мимо они складываются в огромные буквы и в определенном ракурсе образуют слова «ART» и «OVRAG». Проект бюро «Дружба» выбрали по итогам открытого международного конкурса. Остановки оборудованы USB-портами для подзарядки телефонов, кроме того, «дружелюбные» архитекторы заложили в конструкции систему прямой коммуникации по принципу «переговорных труб», используемых на кораблях – ею могут развлекаться пассажиры в ожидании автобуса.
Остановка «Арт-Овраг». Фестиваль городской культуры «Арт-Овраг 2018». г. Выкса. Фотография: Юлия Абзалтдинова © ART-OVRAG
Остановка «Арт-Овраг». Фестиваль городской культуры «Арт-Овраг 2018». г. Выкса. Фотография: Юлия Абзалтдинова © ART-OVRAG
Открытие остановки «Арт-Овраг». Фестиваль городской культуры «Арт-Овраг 2018». г. Выкса. Фотография: Елена Петухова
Открытие остановки «Арт-Овраг». Фестиваль городской культуры «Арт-Овраг 2018». г. Выкса. Фотография: Елена Петухова
Тестирование коммуникационной трубы на остановке «Арт-Овраг». Фестиваль городской культуры «Арт-Овраг 2018». г. Выкса. Фотография: Елена Петухова

Открытие остановок, как и презентацию всех основных мероприятий фестиваля сопровождали театральные перформансы в исполнении артистов театра Spam-theatre, чей яркий, брендированный по эскизам местного художника автобус колесил по всему городу.
Артисты театра Spam-theatre. Фестиваль городской культуры «Арт-Овраг 2018». г. Выкса.Фотография: Юлия Абзалтдинова © ART-OVRAG

Авторы остановок, архитекторы бюро «Дружба», известны прежде всего как изобретатели новых форматов детских площадок и рекреационных зон – в Выксе они также оборудовали многофункциональное пространство во дворе на улице Пирогова, 6. Игровой площадкой его можно назвать скорее условно: два года назад «Дружба» совместно с художником Романом Ермаковым и городскими активистами, при участии объединения «Город для детей» и Детского архитектурного клуба «Кони на балконе», начали проект исследования двора между спортивной школой и детской школой искусств. Большая часть пространства была оккупирована парковкой. Вместо того, чтобы сделать собственный проект и реализовать его, сделав жителям «нежданный подарок», архитекторы «Дружбы» решили не навязывать не нужные людям решения, провоцируя негативную реакцию. Они заимствовали методику собственных развивающих занятий с детьми – дали возможность жителям самостоятельно определить, что они хотят видеть на площадке. Нельзя сказать, что процесс шел легко. По словам одного из партнеров бюро «Дружба» Беллы Филатовой, им пришлось преодолеть серьезное сопротивление и скептицизм местных жителей, которые не ждали от «архитектурных гастролеров» никаких чудес, да и вообще не хотели никаких изменений. После множества перипетий проект был разработан и большей частью реализован к фестивалю «Арт-Овраг». Жители, пришедшие на открытие, с радостью признались архитекторам, что узнают в построенных объектах свои самые первые идеи и зарисовки с воркшопов. Теперь жителям предстоит выбрать название для площадки – сбор вариантов начался во время открытия.
Открытие творческой площадки про улице Пирогова. Фестиваль городской культуры «Арт-Овраг 2018». г. Выкса. Фотография: Елена Петухова
Открытие творческой площадки про улице Пирогова. Фестиваль городской культуры «Арт-Овраг 2018». г. Выкса. Фотография: Елена Петухова
Открытие творческой площадки про улице Пирогова. Фестиваль городской культуры «Арт-Овраг 2018». г. Выкса. Фотография: Елена Петухова

Реализация концепции двора по улице Пирогова прошла в рамках проекта «Город своими руками». Цель проекта – развитие городского сообщества и вовлечение жителей в качественную трансформацию среды. Сейчас проект курирует Свят Мурунов, он ведет в Выксе комплексную исследовательскую программу «Мастерская прикладной урбанистики», начатую полтора года назад. Она включает несколько этапов: анализ ситуации с дворами в Выксе, опросы населения, выявление активных и дееспособных сообществ, организацию воркшопов по сбору идей и созданию концепций новых многофункциональных дворовых пространств, получивших название «Арт-Дворы». Пять дворов уже реконструированы и переоснащены по проектам и в соответствии с запросом местных сообществ. Новые площадки для отдыха и занятий спортом открыли к началу «Арт-Оврага».
Строительство «Арт-Двора». Фестиваль городской культуры «Арт-Овраг 2018». г. Выкса. Фотография: Михаил Приемышев © Мастерская прикладной урбанистики
Один из «Арт-Дворов». Фестиваль городской культуры «Арт-Овраг 2018». г. Выкса.Фотография: Елена Петухова
Холодно-горячо
Получивший свое название в честь оврага в городском парке, где восемь лет тому назад прошел первый фестиваль под девизом «Стрит-арт вместо наркотиков», «Арт-Овраг» очень изменился не только по масштабу, продолжительности и количеству участников, но и по формату, а главное целям своего проведения. Изменения, наверное, и есть самый ценный предмет анализа феномена городских арт-фестивалей в России вообще и «Арт-Оврага» в частности.
Интерактивная инсталляция «Игровая площадка», бюро «Селигер», 2015 год. Фестиваль городской культуры «Арт-Овраг 2018». г. Выкса. Фотография: Елена Петухова

Один из инициаторов проведения фестиваля, его душа и двигатель всего процесса, председатель попечительского совета фонда «ОМК-Участие» Ирина Седых сказала на пресс-конференции, что за восемь лет фестиваль прошел огромный путь. Все начиналось как городской праздник, способный отвлечь молодежь от наркотиков и дать им новые форматы для выплескивания энергии, в том числе креативной. Главное градообразующее предприятие, обеспечивающее жителей города работой, осознавая свой долг – что, признаемся, на так уже часто встречается в России – решило стать социально-ответственным и улучшить жизнь горожан при помощи художественных и социо-культурных практик. Благодаря инициативе и настойчивости Ирины Седых, благое намерение вылилось в фестивальный марафон. Каждый фестиваль – это очередной этап эксперимента, результаты которого непредсказуемы и могут быть оценены только после воплощения. Как в детской игре «холодно-горячо» – приходится нащупывать правильный путь и определять те решения, которые будут эффективны, на самом деле помогут людям, улучшат их жизнь, привнесут в среду нечто действительно значимое, изменят самовосприятие горожан и превратят их из зрителей, которые даже и не покупали билеты на шоу, в деятельных участников происходящих в городе эволюционных процессов.
Парад арт-плотов на открытии фестиваля. Фестиваль городской культуры «Арт-Овраг 2018». г. Выкса.Фотография: Елена Петухова

В «молоко»...
Если проанализировать историю фестивалей и особенно события в Выксе между фестивалями, можно понять, какие решения работают, а какие нет, какие практики попадают точно «в яблочко», а какие уходят скорее «в молоко».
Прежде всего эффект трех фестивальных дней как разовой акции при всем блеске мероприятий почти никак не проецируется на повседневную жизнь выксунцев. Для горожан эти дни становятся чем-то вроде «наводнения», которое обрушивающегося на Выксу и уходит, оставляя «наследство» в виде арт-объектов, значение которых им сложно было осознать. Результат – уничтоженные как вандалами, так и просто в процессе ремонта фасадов граффити и арт-объекты, в том числе уникальные, имевшие безусловную ценность для современного российского искусства.
zooming
Наполовину закрашенное граффити «Гитарист», Василий LST (Анганск, Иркутская область), 2013 год. Фестиваль городской культуры «Арт-Овраг 2018». г. Выкса © ART-OVRAG

Также не проходят социальную проверку «нежеланные подарки» – вроде бы действительно нужные объекты, но созданные без участия и хотя бы консультации с местными жителями. Так один из реконструированных не так давно дворовых комплексов стоит заброшенным. Дети и взрослые продолжили использовать старую, пусть типовую, но «родную» игровую площадку по соседству. Уроки «пришлых» вызывают отторжение. Аналогичная реакция прослеживается и у местного руководства, которое в глобальном плане поддерживает фестиваль. Глава администрации городского округа Выкса Владимир Кочетков выступил на пресс-конференции «Арт-Оврага», мэрия участвует в реализации многих фестивальных начинаний. Но руководители среднего звена предпочитают держать нейтралитет. Так, например, руководство художественной школы, рядом с которой «Дружба» вместе с жителями делала творческую площадку, так и не вышло на контакт с инициативной группой и никакого участия в проекте не приняла. Для многих руководителей городских департаментов все разговоры о комфортной и городской среде по-прежнему сводятся к разбивке клумб с однолетниками, пример – новый «Дендрарий» в городском парке, и расстановке «потешных» садовых скульптур в скверах а-ля «Каньон сказок» на Манежной площади в Москве. Инертность привычных форматов нельзя недооценивать. Без постоянного внешнего воздействия – презентации новых решений, призывов к сотрудничеству и запроса со стороны городского сообщества – любые инициативы затухают или перерождаются.
 
В «яблочко»…
«Арт-Овраг» – фестиваль уникальный, прежде всего потому, что он эволюционирует, а значит, жизнеспособен. И это заслуга организаторов, инициаторов приглашаемых кураторов. Все проблемные эпизоды и все методы, не подтвердившие свою эффективность (часть и которых мы перечислили выше) подвергаются анализу и пересматриваются. Как результат, концепция фестиваля корректируется и, с каждым годом, в ней появляются новые элементы. Интересно, что общий вектор трансформации фестивальных тем и форматов совпадает с общей для всей России тенденцией, к развитию городских пространств и в создании деятельных сообществ.
Вместо трехдневного «наводнения» начали работать комплексные, круглогодичные программы и институции, направленные на популяризацию современного искусства и урбанистических практик, формирование конструктивного диалога с горожанами, вовлечение их в выработку идеологии и постановку задач для очередного фестиваля. Об этом на пресс-конференции и других мероприятиях фестиваля много говорили Ирина Седых и Юлия Бычкова. В прошлом году в Выксе начала работать Арт-резиденция, обязательным условием участия в которой является презентация итогов работы местным жителям в виде лекции или выставки. В планах организаторов фестиваля – создание местной арт-институции – образовательного учреждения, в котором талантливые выксунцы смогут попробовать себя в разных жанрах стрит-арта и не только. Кроме того, планируется запустить издательскую программы, первым проектом которой станет энциклопедия российского стрит-арта, на основе уже собранной в Выксе коллекции граффити и росписей.
Знаменитые граффити на торгах пятиэтажек. Фестиваль городской культуры «Арт-Овраг 2018». г. Выкса. Фотография: Елена Петухова

Начала работать программа «Мобильная мастерская», в рамках которой Святослав Мурунов вместе с жителями Выксы и приглашенными экспертами (культурологами и инженерами) изучает и проектирует новые многофункциональные жилые дворы. Полученный опыт будет также проанализирован и использован для подготовки методического пособия по развитию дворовых пространств, который войдет в издательскую программу «Арт-Оврага».

После опыта с гигантской росписью Миши Моста на стене цеха Металлургического завода, которую выбирали «всем миром» на конкурсе, рабочие завода теперь с увлечением соревнуются по результатам произведенной продукции за право украсить следующим граффити именно свой цех.

Опять-таки выбранные и построенные по результатам конкурса плоты, теперь служат всем горожанам и пользуются большой популярностью у отдыхающих на Верхнем пруду, как оригинальные (такие есть только в Выксе) плавсредства.
Парад плотов на открытии фестиваля. Фестиваль городской культуры «Арт-Овраг 2018». г. Выкса. Фотография: Елена Петухова
Фестиваль городской культуры «Арт-Овраг 2018». г. Выкса. Фотография: Елена Петухова

На пользу городу используются методики, апробированные на фестивале, и его огромный пиар-эффект. Сегодня Выкса – это не затерянный в Муромских леса городок, а место проведения самого крупного регионального арт-фестиваля в России. Туристический поток возрастает с каждым годом. В 2015 г. он составлял 22 тыс., а в 2017 – уже 50 тыс. человек приехали сюда, чтобы посмотреть на местные достопримечательности: причем не только «наследство» «Арт-Оврага» в виде арт-объектов и арт-дворов, по которым теперь можно пройти квест, но и на самую главную достопримечательность – металлургический завод, для которого уже разработаны 4 экскурсионных маршрута, позволяющих познакомиться с его неповторимым брутальным антуражем и знаменитой «Шуховской башней».
Башня по проекту В.Г. Шухова, 1898 г. на территории Выксунского Металлургического завода. Фестиваль городской культуры «Арт-Овраг 2018». г. Выкса. Фотография: Елена Петухова
Башня по проекту В.Г. Шухова, 1898 г. на территории Выксунского Металлургического завода. Фестиваль городской культуры «Арт-Овраг 2018». г. Выкса. Фотография: Елена Петухова

Арт-объект «Единорог» (автор Gabor Miklos Szoke (Венгрия), создан в 2013 году) стал практически официальным символом города. Именно он фигурировал на большинстве детских рисунков на выставке «Моя Выкса» на Площади Металлургов в этом году.
Арт-объект «Единорог» (автор Gabor Miklos Szoke (Венгрия), 2013 г. Фестиваль городской культуры «Арт-Овраг 2018». г. Выкса. Фотография: Елена Петухова
Фестиваль городской культуры «Арт-Овраг 2018». г. Выкса. Фотография: Юлия Абзалтдинова © ART-OVRAG

Известность города и фестиваля «Арт-Овраг» помогает привлекать инвесторов и спонсоров для различных городских начинаний, помимо самого фестиваля.

Результатом работы сплоченной команды экспертов и накопленного во время фестиваля опыта по развитию городских территорий, стал проект «Формирование благоустройства парка культуры и отдыха «Лебединый рай» с набережной Верхнего пруда каскада Баташевских прудов», победивший на Всероссийском конкурсе проектов комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях в номинации «Малые города с населением от 50 до 100 тысяч человек». Эта победа, о которой стало известно накануне фестиваля «Арт-Овраг», судя по реакции городских и региональных властей, в том числе, речи врио губернатора Нижегородской области Глеба Никитина на открытии фестиваля «Арт-Овраг 2018», стало знаменательным и по-настоящему воодушевляющим достижением. Фестивальная команда показала, как затраченные в течении восьми лет усилия конвертируются в масштабные программы преобразования города.

Трудно представить, что согласно принципу ротации кураторов раз в три года, нынешней команде осталось работать еще только один год. Тот задел, который они уже заложили, развив принципы и идеи предыдущей команды кураторов, рассчитан по крайней мере еще лет на пять планомерной реализации. Останавливать их и менять команду – значит обрекать город на новый период «пересменки» и потерю нескольких лет на выработку и обкатку новой концепции. До принятия решения по вопросу следующих кураторов еще по крайней мере год. И было бы замечательно, если бы фестиваль вновь скорректировал свой формат и дал нынешней команде фору в дополнительную пару лет на осуществление всего задуманного.
zooming

Что спасет красота?
Помимо вполне позитивных впечатлений от фестиваля «Арт-Овраг» и деятельности его команды, было сложно избавиться от ощущения смутного беспокойства. Как будто мимо по улице прошел человек, показавшийся знакомым, но вот вспомнить, кто он, никак не удается, и это не дает покоя.
zooming

Так и в Выксе, в праздничной суете и в ажиотаже фестивальных событий, никак не покидало ощущение чего-то знакомого, что лежит в основе всей концепции фестиваля, направленного на изменение, улучшение жизни отдельного города с помощью творчества художников и созданных ими произведений. И только на открытии инсталляции «ВСЕ ЭТО НЕ СОН» пришло понимание: то, что происходит в Выксе – чистой воды эксперимент по спасению мира при помощи красоты. Это та самая цитата из «Идиота» Достоевского, которую, словно знамя, подняла и несла через XIX, XX и вот теперь XXI век русская интеллигенция. Та мечта, о преобразовании через просвещение и облагораживание, которая уже столько раз разбивалась о безразличную к мечтам реальность. И разбивалась чаще всего только потому, что «спасаемые» красотой категорически не хотели либо вообще спасаться, либо спасаться именно той красотой, которую им предлагали.

Достаточно было увидеть на следующий день после открытия инсталляции «ВСЕ ЭТО НЕ СОН» – прекраснейшей, тонкой и светлой работы, как аборигены с энтузиазмом бросают в буквы камни, просто для «фана», проверить, удастся ли бросить камень через кольцо буквы «о», чтобы понять, насколько длинный и тернистый путь предстоит организаторам фестиваля, которых никак нельзя назвать мечтателями, и в первую очередь, тем из них, кто живет и работает в Выксе, видит и слышит разное, в том числе, не позитивное и не оптимистичное. Они прошли долгий путь, но впереди еще очень много работы. Надеюсь, они не отчаются и не опустят руки. Пусть у них все получится, пусть хотя бы здесь «красота спасет мир».

Архитектор:

Антон Качуркин

Мастерская:

дизайн-бюро «Линия 8»

19 Июня 2018

author pht

Автор текста:

Елена Петухова
comments powered by HyperComments

Технологии и материалы

Формула здоровья от Baumit Klima
Серия экологически чистых, антибактериальных строительных материалов Baumit Klima на известковой основе формирует здоровый микроклимат в доме, регулирует температуру и влажность, гарантирует чистоту и свежесть воздуха.
Свет для самой яркой звезды
Свет учебным классам и лабораториям павильона «Школа» центра «Сириус» обеспечивают мансардные окна VELUX, одновременно защищая помещения от южного солнца и участвуя в формировании архитектурного облика.
Как ковалась победа: вклад Борского стекольного завода
В эту знаменательную дату, мы хотим вспомнить подвиги героев тыла и фронта, руками которых ковалась Великая Победа над фашистским режимом.
Одним из таких выдающихся предприятий был Горьковский механизированный стеклозавод имени М. Горького на Моховых горах, известный в наши дни как Борский стекольный завод, старейшее предприятие стекольной отрасли и один из производственных комплексов AGC Group.
Wienerberger Brick Award 2020: финал переносится на осень
Завершающий этап премии Brick Award от концерна Wienerberger из-за пандемии перенесли на осень. Но уже сформирован шорт-лист. Рассказываем подробнее о премии и показываем некоторые проекты-финалисты.
Ремесленные традиции
Для бизнес-центра «Депо №1» компания «Славдом» поставляла кирпич Wienerberger и системы крепления Baut. Замысел авторов, поддержанный качественным материалами и исполнением, воплотился в здание, достойное исторической среды Петербурга.
Броненосец из титан-цинка
Новая станция метро в Торонто по проекту британских архитекторов Grimshaw получила необычную кровлю, покрытую титан-цинком RHEINZINK.
Грани света
Параметрическое моделирование помогло апарт-отелю в комплексе Grani не затенять окружающие постройки, а окна Velux – обеспечить светом разнообразные внутренние пространства. Другая их заслуга: деликатное дополнение реконструированных исторических корпусов комплекса.
Тренды Delabie: бесконтактная ГИГИЕНА
Бесконтактные сантехнические приборы Delabie позволяют сократить риск заражения в разы даже в период эпидемии, а разработчики компании предлагают целый ряд инноваций, позволяющих предотвратить размножение бактерий как на поверхностях, так и внутри сантехнического оборудования.
ТЭЦ, спорт и зеленая крыша
Архитекторы BIG объединили в одном сооружении для Копенгагена экологичный мусоросжигательный завод, ТЭЦ, горнолыжный склон – и зеленую крышу системы ZinCo.
Стекло для городского калейдоскопа
Современные технологии и классические традиции, строгий и даже торжественный ритм: «Искра-Парк» словно бы переносит нас в 1930-е. С одной поправкой – на объемный, крупного рельефа и зеркального стекла фасад южного корпуса; он возвращает в наши дни.
Дмитрий Самылин: российский «авторский» кирпич и...
Глава фирмы «КИРИЛЛ» рассказал archi.ru о кирпичном производстве в России, новых российских заводах кирпича и клинкера ручной формовки, о новых коллекциях, разработанных с учетом пожеланий архитекторов, а также пригласил на семинар по клинкеру в «Руине» Музея архитектуры.

Сейчас на главной

Гранёный
Скульптурный металлический кожух превратил обычную коробку придорожного ТРЦ в нечто большее – в здание, которое привлекает взгляды само со себе, своей формой, работая гипер-рамой для рекламного медиа-экрана.
Свободный центр
105-метровая жилая башня на 20 квартир по проекту Heatherwick Studio в Сингапуре обошлась без традиционного сервисного ядра: вместо него на каждом этаже – обширная жилая зона, выходящая на фасады балконами-раковинами с тропической зеленью.
Зигзаг над полем
Школьный спортзал, также играющий роль общественного центра для швейцарской деревни Ле-Во, спроектирован лозаннским бюро Localarchitecture.
Отстоять «Политехническую»
В Петербурге – новая волна градозащиты, ее поднял проект перестройки вестибюля станции метро «Политехническая». Мы расспросили архитекторов об этом частном случае и получили признания в любви к городу, советскому модернизму и зеленым площадям.
Пресса: Архитектура простыла в музыке
Новая филармония, которую открыли в 2015 году в парижском районе Ла-Виллет,— среди самых заметных произведений современной архитектуры во Франции. Но здание в итоге поссорило его создателей. Пять лет спустя автор проекта Жан Нувель и заказчик, руководство филармонии, обмениваются судебными исками на сотни миллионов евро. Рассказывает корреспондент “Ъ” во Франции Алексей Тарханов.
Автор-реконструктор
Дэвиду Чипперфильду поручена реновация здания Центрального телеграфа в Москве: в связи с этим вспомним, почему этот знаменитый британский архитектор считается мастером по работе с наследием, а также о «сложных случаях» в его практике.
Электрические колонны
Новый дом на Кутузовском по-своему интерпретирует как классицистический контекст места, так и присущий проспекту премиальный статус. В то же время он смел: таких колонн – стеклянных, светящихся в ночи трубок, в Москве еще не было. Пластические высказывание получилось сильным и бескомпромиссным, буквально на грани между декоративностью «Украины» и хай-теком Сити.
Пресса: Ар-деко. К юбилею выставки 1925 года в Париже
28 апреля 1925-го в Париже состоялось открытие «Международной выставки декоративного искусства и художественной промышленности». Это событие сыграло ключевую роль в развитии стиля ар-деко, самого яркого художественного направления межвоенной эпохи. И хотя сам термин появился много позже, в 1960-е, именно выставка в Париже подарила стилю его имя.
Архи-события: 25–31 мая
Несколько онлайн-лекций, новый экспресс-курс в МАРШ, конференция о пригородах на «Стрелке» и мастерская с Никитой и Андреем Асадовыми от проекта «Живые города».
Крыша на вырост
Хозяева смогут расширить свои «1/3 дома» по проекту бюро Rever & Drage на западе Норвегии, если их семья увеличится, а пока используют кровлю-навес как парковку, банкетный зал, мастерскую.
Из «муравейника» в «город-сад»
МАРШ запускает он-лайн-интенсив, посвященный экологически устойчивому развитию территорий. Об актуальности темы для российских регионов рассказывает куратор курса и наблюдатель ООН Ангелина Давыдова.
Бетон и пальмы
Новый корпус фонда Nubuke в Аккре, столице Ганы, по проекту бюро nav_s baerbel mueller и Юргена Штромайера.
Градсовет удаленно 19.05.2020
Жилой комплекс пополам с гостиницей, еще два варианта станции метро «Парк победы» и поглощение «Политехнической» – на третьем дистанционном градсовете Петербурга.
Простота для Новой Риги
Проект автомойки с кафе и террасой с видом на дальний лес, и «ритейл-офис» мебельных компаний с длинной и причудливой красной скамейкой.
Зеленый лабиринт на фасаде
Стены и кровля офисно-торгового комплекса Kö-Bogen II по проекту Кристофа Ингенхофена в Дюссельдорфе покрыты 8 километрами живой изгороди: это самый большой зеленый фасад Европы.
Параллельный мир
В частном подмосковном доме Parallel House архитектор Роман Леонидов создал выразительную скульптурную композицию из абсолютно простых форм – параллелепипедов, чье столкновение превратилось в захватывающий спектакль.
Зеркало для неба
Офисное здание cube berlin по проекту бюро 3XN рядом с центральным берлинским вокзалом получило зеркальный фасад-аттракцион, позволивший одновременно устроить открытые террасы для отдыха сотрудников.
Волнорез
В Истринском городском округе Подмосковья тандем бюро «Четвертое измерение» и «АРС-СТ» спроектировал спортивный комплекс – монообъем в виде скошенного параллелепипеда с острым, как у корабля, «носом»
Пресса: Как помойка станет парком. Григорий Ревзин о городе...
Подтверждая закон Ломоносова «сколько чего у одного тела отнимется, столько присовокупится к другому», превращение города в парк, ставшее главным трендом сегодняшнего урбан-дизайна, дополняется обратным трендом — превращением парка в город.
Илья Уткин: «Мы учились у Пиранези и Палладио»
О трех кварталах вокруг Кремля – Кадашевской слободе, Царевом саде и ЖК на Софийской набережной; о понимании города и храма, о творческой оттепели и десятилетии бескультурья; о сокровищах дедушкиной библиотеки – рассказал победитель бумажных конкурсов, лауреат Венецианской биеннале, архитектор-неоклассик Илья Уткин.
Фасад по солнцу
UNStudio реконструировало здание Hanwha Group в Сеуле в соответствии с требованиями энергоэффективности и комфорта, причем работа сотрудников Hanwha не прервалась даже на день.
Дом отшельника
Тема нынешней «Древолюции» – актуальнее не придумаешь. Участники проектировали скромный и легко реализуемый дом для уединения и наслаждения природой. Показываем 19 вдохновляющих работ, отобранных жюри.
Лестница в небо
Проект гостиницы в поселке Янтарный – пример новой типологии рекреационного комплекса, новый формат, объединивший гостиничную, деловую и культурную функции. И все это под лозунгом максимального единения с природой.
Граждане против Цумтора
В Лос-Анджелесе активисты провели конкурс проектов реконструкции музея LACMA, среди участников – Coop Himmelb(l)au и Barkow Leibinger. Это альтернатива «официальному» плану Петера Цумтора, который предусматривает уменьшение общей площади и снос четырех существующих корпусов.
Мыс доброй надежды
Показываем все семь проектов, участвовавших в закрытом конкурсе на создание концепции штаб-квартиры компании «Газпром нефть», а также приводим мнения экспертов.
Картинки на карантине
Как российские архитектурные бюро реагируют на карантин? Размышления о будущем, графика, юмор, хорошие фотографии. Собираем пазл из контента Instagram.
Не только военные песни
Один из проектов нынешнего конкурса благоустройства малых городов созвучен празднику 9 мая: его главный элемент – реконструкция парка, в котором ежегодно проходит фестиваль в честь автора известных песен военной тематики.
Городская лагуна
Архитекторы MVRDV встроили в «руины» городского торгового центра на Тайване общественное пространство The Spring с водоемами, детскими площадками, эстрадой и зеленью.
Белоснежные цилиндры
Арт-центр и парк Tank Shanghai по проекту пекинского бюро OPEN Architecture в Шанхае – редкий пример приспособления под новую функцию резервуаров для авиационного топлива.
Голодный город
Реконструкция Торжковского рынка от бюро RHIZOME: прилавки с фермерскими продуктами, фуд-холл и музей в интерьерах модернистского здания.
Пустота как драма
В Дубае закончено строительство комплекса The Opus, задуманного Захой Хадид еще в 2007 году. Главное в здании – криволинейный проем высотой в 8 этажей.
Благотворительная архитектура
Бюро Martlet Architects, за которым стоит молодая российская пара, с помощью архитектуры участвует в решении проблем стран третьего мира. Показываем школу и две клиники, построенные на краю света за счет благотворительных фондов и силами волонтеров.
Эко-административный комплекс
Zaha Hadid Architects выиграли в Шанхае конкурс на проект штаб-квартиры государственной Группы энергосбережения и охраны окружающей среды Китая. Комплекс должен стать образцовым эко-проектом, учитывающим также и последствия пандемии.
Назад в космос
Парк покорителей космоса на месте приземления Юрия Гагарина по концепции West 8 Адриана Гёзе делает Центр урбанистики экономического факультета МГУ под руководством Сергея Капкова.
Полосатое решение
Об интерьерах ТЦ «Багратионовский» и немного об истории строительства одного из примеров смешанных общественно-торговых прострнаств нового типа, в последнее время популярных в Москве.
Что посмотреть на выходных
Для тех кто планирует на майских поотдыхать – вот, можно сделать и это с пользой. Только что завершившийся цикл лекций Анны Броновицкой, прогулки с гидами по гугл-панорамам, знакомство с любимыми книгами архитекторов и еще пара хороших вариантов.
Башня-знак
Самое высокое деревянное здание в мире, 18-этажная башня Mjøstårnet на юге Норвегии, одновременно привлекает внимание к своему городу – Брумунндалу – и служит знаком возможностей дерева как строительного материала.
Остоженка: первая виртуальная
Две виртуальные экскурсии, с десяток лекций, интервью и круглых столов – подводим итоги выставки, посвященной 30-летию бюро и знаковому проекту реконструкции московского центра – району Остоженки. Выставка прошла полностью в «карантинном» он-лайн формате. Постарались собрать всё вместе.