Свят Мурунов: «Наша цель – научить жителей самих решать проблемы двора»

Программу «Арт-Двор» фестиваля «Арт-Овраг» вот уже два года курирует Святослав Мурунов. Мы задали ему вопросы о специфике программы, ее успехах и неудачах, и о том, что могут и чего хотят жители Выксы.

mainImg
Каковы функции куратора и в чем состоит твоя программа «Арт-Дворы» в Выксе?

Свят Мурунов:
Моя задача – вовлечь жителей города в реальные изменения среды. Вместе с коллегами, Михаилом Приемышевым​ и Юрием Панькив, которые выступили со-кураторами, мы разработали программу, базирующуюся на идеологии Вячеслава Леонидовича Глазычева и технологии социального проектирования. Суть нашего подхода в конструировании субъекта – сообщества жителей или группы сообществ, – через рефлексию, с передачей компетенций самоорганизации на реальных примерах. Эта технология, разработанная Центром прикладной урбанистики, на наш взгляд, более эффективна, чем соучаствующее проектирование, особенно с учетом задач, которые были поставлены перед нами организаторами фестиваля «Арт-Овраг», поскольку позволяет выстроить четкую последовательность: от создания субъектов к формированию ими позиции и ее реализации. Необходимо использовать разные подходы к вовлечению, но нужен их профессиональный анализ и критика​ с учетом специфики контекста.
Святослав Мурунов, урбанист и социальный проектировщик ©ЦПУ
Исследование города Выкса. Первый этап программы. 2017 Фотография: Антон Акимов

Программа «Арт-Дворы» была начата в 2014 году. За прошедшее время стали очевидны как ее позитивные результаты, так и ряд просчетов в методике реализации. Судя по отношению жителей к выполненным в предыдущие годы дворам, они не воспринимали их как результат совместной работы. Полномасштабного вовлечения не произошло. Нас пригласили войти в фестивальную команду, чтобы изменить ситуацию и вывести проект «Арт-Дворы» на новый уровень.

Предложенная нами программа включала несколько ключевых этапов: городские исследования, определение реальных запросов и реальных активистов, обучение жителей навыкам анализа, формирование групповых инициатив и сообществ активистов, реализации тестовых площадок и запуска локальных стратегий. Мы убеждены, развитие – это приоритет местных жителей, а локальная идентичность – ключевой ресурс. Нужно помочь жителям реализовать самостоятельные проекты, но, ни в коем случае, не делать за них всю работу.
Исследование и города Выкса. Первый этап программы. 2017 Фотография: Антон Акимов
Исследование города Выкса. Первый этап программы. Воркшоп по разработке ТЗ. 2017 ©ЦПУ


Как можно оценить промежуточные результаты вашей работы? Что удалось сделать за два года, а что не получилось?

В течение первого года мы сосредоточились на анализе существующей ситуации в городе и на подготовке к выходу на техническое задание по дворам. Начали с градостроительного анализа и запустили анкету горожанина.
Команда ЦПУ. Первый этап программы. 2017 Фотография: Антон Акимов
Исследование и анкетирование горожан. Первый этап программы. 2017 Фотография: Антон Акимов


Эксперты сети ЦПУ провели несколько экспедиций и воркшопов с жителями. В этих исследованиях участвовали прежде всего социологи – Мария Леонтьева, Мария Чернова, Юрий Панькив, архитекторы – Алиса Баранникова, Михаил Приемышев, Валентина Григорьева, дизайнер Полина Фокина и фотограф Антон Акимов, который сделал серию фоторепртажей о состоянии выксунских дворов:
Двора-хутора, Двора-крепости, двора на Пирогова, 7, двора в 52-й «Оранжевом квартале», двора на Юбилейном, 11.
Исследование города Выкса. Первый этап программы. Двор в 52-й «Оранжевом квартале» 2017 Фотография: Антон Акимов


Наши социологи исследовали жизнь дворов, проводили глубинные интервью с активистами, выявленными при помощи анкет, публикаций в СМИ и просто через разговоры на улицах. Мы организовывали встречи с жителями, а также проводили воркшопы, на которых мы учили горожан анализировать данные, координировать усилия и вырабатывать коллегиальное решение. В процессе нашей работы с местными жителями родилась технология «Паспорт двора» – общедоступного документа, в котором информация о различных параметрах двора аккумулируется самими жителями.
Исследование города Вакса. Первый этап программы. 2017 Фотография: Антон Акимов

Диапазон использованных технологий включал: полевые исследования (метод рамок/метод социальных сценариев/двор как текст и другие), а также культурное картирование – эта методика позволяет определить, какие базовые уклады есть в городе и в каком виде они представлены. Например, оказалось, что для выксунцев больше значение имеют уникальные крылечки у частных домов и такие раритеты, как выбивалки для ковров. На основе собранной информации была подготовлена лекция-рефлексия «Выбивалка для ковров – как культурный код Выксы».
Исследование и города Выкса. Культурный код – выбивалка для ковров. Первый этап программы. 2017 Фотография: Антон Акимов

При достаточно сильном сближении с местными жителями мы декларировали и четко следовали главной установке: «Вы живете здесь – мы приехали на время. Если вы хотите что-то изменить – мы можем вас научить, но делать за вас ничего не будем». Только так можно было сломать стереотип, появившийся после первых арт-дворов, что придут «добрые дяди» и все сделают сами, даже если местным это не понравится.

Впрочем, мы нашли для себя новую роль. Встречи с жителями, обсуждения на воркшопах, разговоры во дворах натолкнули нас с Михаилом Приемышевым и Антоном Акимовым на идею «Городской мастерской» – микропавильона, выполняющего роль мультифункциональной зоны и акцента, обозначающего место, где идет креативный процесс.
Визуализация павильона «Городская мастерская». Архитектор Михаил Приемышев. ©ЦПУ
Проект павильона «Городской мастерской», 2017 ©ЦПУ


На «Арт-Овраге» в 2017 мы его построили и в течение трех дней в нем кипела бурная деятельность (фото и видео тут), результатом которой стали ТЗ на дворы. Все делали сами жители. Каждый мог выбрать себе роль по душе: архитектора, модератора, режиссера, музыканта, художника, дизайнера, столяра; и каждый день начинался с обмена новостями и генерации идей. Это был потрясающий опыт реализации через совместное творчество, генерацию идей и их моментальное воплощение. К Мастерской подтянулись местные музыканты, поэты, реконструкторы и хендмейдеры, которым в прошлые годы на фестивале не находилось места. А в Мастерской они почувствовали себя вовлеченными и значимыми. Могу сказать, что «Городская мастерская» стала главным достижением и сильнейшим переживанием первого года нашей программы.

Еще из успехов первого года нужно отметить сложившееся сообщество городских активистов, например, в микрорайоне Дружба, 29 образовался клуб молодых семей, которые не стали ждать программы, а сами начали благоустраивать свой двор и помогать многодетным семьям.
Идет строительство двора в Микрорайоне «Дружба». 2018 Фотография: Свят Мурунов

К неудачам первого года я отношу так и не законченное комплексное исследование города. Несмотря на то, что мы его долго планировали и обсуждали и с кураторами и с администрацией города, реализовать его в полном объеме пока не получилось.

Вторая системная неудача – все ТЗ по дворам, которые мы собрали совместно с жителями, в итоге, не вошли в программу «Комфортная городская среда» – хотя изначально цели были именно такие. Причина простая – не было денег на рабочий проект по уникальным ТЗ и сроки, установленные Минстроем, были крайне сжатые. Но это было ожидаемо и в какой-то степени полезно, так как дало возможность протестировать систему на готовность к реальным изменениям.

Над чем команда вместе с жителями работала в 2018 году?

В этом году был выбран четкий и адресный подход. Мы продолжили работу с теми дворами и сообществами, кто начал с нами сотрудничать еще в 2017 году и был готов к самостоятельным действиям. После «Городской мастерской» мы придумали формат «Мобильной мастерской» и запланировали креативный рейд по нескольким дворам. Финансирование покрывало пять проектов, которые мы отобрали из дворов-участников предыдущих мероприятий.

С начала 2018 года мы проехали по каждому двору, обновили аналитические данные, собрали всех активных жителей в резиденции и обсудили с ними график, формат и технологию: строят только жители – мы консультируем/помогаем. Мы предоставляем за счет фестиваля основные ресурсы. Все, чего не хватает – жители докупают все сами. Обязательное условие – участие разных социальных и возрастных групп. Решения принимаются путем коллективного обсуждения и на основе полного консенсуса.
Маршрут «Мобильной мастерской». 2018 ©ЦПУ
Идет строительство двора на Красной площади. 2018. Фотография: Зоя Рюрикова


В мае прошел наш марафон. «Мобильная мастерская» в походном составе из Михаила Приемышева и меня, а также Юрия Панькив и Виталия Офицерова из нижегородского ЦПУ переезжала из одного двора в другой, задерживаясь в каждом на пару-тройку дней. С утра до вечера шла стройка-общение-самовар, футбол или баскетбол после стройки, испытание объектов, полив цветов. Все объекты проектировались и возводились «на лету» – прежние наработки адаптировали и улучшали на месте, тут же обсуждали и решали вопросы безопасности и варианты дополнительных функций. Полный фотоотчет можно посмотреть здесь.
Идет строительство трибуны-коворкинга на Футбольной площади. 2018 © Виртуальная Выкса wyksa.ru
Идет строительство трибуны-коворкинга на Футбольной площади. 2018 © Виртуальная Выкса wyksa.ru
Идет строительство двора в Микрорайоне «Дружба». 2018 Фотография: Свят Мурунов


Самое приятное – практически каждый двор сформировал дружное сообщество, которое показало свою дееспособность в принятии решений, распределении нагрузки, совместной работе и отдыхе. После окончания работы жители сообща принимали решение – брать ли на баланс новые объекты и что с ними делать дальше. Обсуждали вопросы эксплуатации, бюджетного финансирования – может быть впервые люди задумались о том, как может и должна работать система местного самоуправления.
Идет строительство двора в Микрорайоне «Дружба». Фотография: Свят Мурунов
Идет строительство объектов во дворе на улице Академика Королева. 2018. Фотография: Михаил Приемышев


Из суперплюсов – активное участие детей и подростков, которые стали равноправными участниками проекта, предлагали свои идеи и обсуждали их в общем кругу. В Выксе есть своя специфика – большинство мужчин работают посменно на заводах и не могли принять активное участие в наших Мастерских. Поэтому пришлось строить двор, в основном, с подростками и с 2-3 мужчинами, которые пришли со смены и не очень устали. Где-то были женские дворы, где-то мужские, но везде активными участниками была молодежь и дети. Было очень приятно видеть, как они с азартом работали, позабыв про телефоны и гаджеты. Как в «Томе Сойере», у нас стояла очередь шлифовать и красить. Подростки успевали спросить и про профессии, в том числе, как поступить в МАРХИ. Оказывается, несмотря на Интернет и обилие информации, у них полная растерянность по жизненным стратегиям. Мы для себя сделали пометку, что обязательно нужно приехать в августе и сделать с ними печу-кучу по новым профессиям.
Идет строительство двора в Микрорайоне «Дружба». Фотография: Свят Мурунов
Идет строительство баскет-апа во дворе на улице Академика Королева. 2018. Фотография: Михаил Приемышев
Будет новый забор. 2018 © Виртуальная Выкса wyksa.ru


Основной плюс – реальное вовлечение жителей и реализация уникальных по форматам проектов. Например, на Футбольной площади мы построили трибуну-коворкинг, на Красной площади – баскет-ап, а на Дружбе – сцену со сложным ландшафтом. Удалось запустить отношения между дворами – жительница одного из дворов подарила саженцы дубов из своего питомника всем остальным дворам, еще один житель помог нам организовать чаепития с самоваром и таких примеров было немало.
«Городская мастерская» и самовар на Футбольной площади. 2018 © Виртуальная Выкса wyksa.ru


Из минусов нужно отметить неудачу с вовлечением городских служб в работу во дворах. Исходя из нашего главного принципа – все делают сами жители – они же и должны были писать письма в Управы. Мы подготовили для них формы, но люди настолько не верят в отклик сверху, что даже и не стали пытаться. Хотя ряд депутатов, особенно депутат от поселка «Дружба», который стал душой всего процесса, поддержали проект.
Окончание строительства двора в Микрорайоне «Дружба». 2018. Фотография: Михаил Приемышев
Кинотеатр под открытым небом во дворе в Микрорайоне «Дружба». 2018. Фотография: Михаил Приемышев


Какие еще специфические особенности Выксы как города и как места проведения фестиваля можно отметить?

Выкса – это слобода, город-завод. Вся система координат и все культурные коды в городе завязаны на заводскую историю. Выкса живет в ритме завода, но ландшафт у города сложнее, многообразнее. Вот уже восемь лет как фестиваль «Арт-Овраг» стал частью городской культуры, но жители воспринимают его в основном с прагматических позиций, как возможность что-то получить для себя, заработать или сэкономить. С этим связаны те ошибки, которые имели место с первыми дворами. Эта инициатива была встречена горожанами с максимальным доверием и надеждой, а в итоге превратилась в подарок-халяву от завода и породила социальное неравенство между жителями разных дворов. Только в последние годы заметны изменения в этой ситуации, начали формироваться группы горожан, готовых серьезно разбираться, что такое город, и что такое фестиваль в нем, и как они с друг другом связаны. Эту тенденцию можно и нужно развивать.
Идет строительство двора в Микрорайоне «Дружба». 2018. Фотография: Свят Мурунов

Завод, выделяющий на фестиваль ресурсы, пока не достаточно глубоко чувствует и понимает город, для которого фестиваль может и должен стать триггером новой, не связанной с заводской традицией, культуры. А для этого в программе фестиваля необходимы проекты и программы, которые напрямую связаны с созданием и развитием локальных сообществ, местных центров общения и культуры. Для этого не нужны большие бюджеты. Изменения начинаются, когда к организации событий подключаются местные активисты, которые интуитивно чувствуют запрос горожан и могут ответить на него, используя компетенции сторонних менеджеров и кураторов. Примером может служить «Артемоффест» в Урюпинске, который показал, как без больших бюджетов и суперзвезд можно запускать городские изменения.

Что будет с программой «Арт-Дворы» дальше? Что планируется сделать к следующему фестивалю?

Разработанная нами программа рассчитана на три года и заключительный этап органично продолжит начатые изменения. Если в первый год мы изучали ситуацию, во второй – экспериментировали, то на третий мы запланировали распространение полученного опыта на как можно более широкую аудиторию. Мы планируем провести в Выксе «Школу дворов», чтобы научить всех желающих формировать сообщества и коллегиально разрабатывать ТЗ. С теми пятью дворами, которые были построены в этом году, мы собираемся выйти на рабочие проекты, а также хотим внедрить технологии «умного двора», включающие адаптивное освещение, системы безопасности и автоматический полив. Нужно разработать вместе с жителями коммерческий функционал и программу событий для каждого двора. Нужно институализировать дворовые сообщества, создав на их основе ТОС или НКО. Нужно настроить работу с местной администрацией, управляющими компаниями и депутатами. Я готовлю образовательную программу «Депутат 2.0.» и хочу обкатать ее в Выксе. Кроме того, местные предприниматели заинтересовались форматом «Городской мастерской» как бизнесом, а местные дизайнеры думают над созданием креативного кластера как кооперации разных специалистов по аналогии с Мастерской.

Одновременно мы с Михаилом Приемышевым и командой ЦПУ запускаем сервис «Двор по запросу», где будем делиться технологиями, проектами и примерами объектов «Городской мастерской». Будем готовить команды под подобные проекты в других городах. В качестве презентации планируем продемонстрировать технологию проектирования в формате Мастерской на фестивале «Зодчество 2018».
 

02 Июля 2018

Похожие статьи
Наталья Шашкова: «Наша задача – показать и доказать,...
В Анфиладе Музея архитектуры открылась новая выставка, и у нее две миссии: выставка отмечает 90-летний юбилей и в то же время служит прообразом постоянной экспозиции, о которой музей мечтает больше 30 лет, после своего переезда и «уплотнения». Мы поговорили с директором музея: о нынешней выставке и будущей, о работе с современными архитекторами и планах хранения современной архитектуры, о несостоявшемся пока открытом хранении, но главное – о том, что музею катастрофически не хватает площадей. Не только для экспозиции, но и для реставрации крупных предметов.
Юрий Виссарионов: «Модульный дом не принадлежит земле»
Он принадлежит Космосу, воздуху... Оказывается, 3D-печать эффективнее в сочетании с модульным подходом: дом делают в цеху, а затем адаптируют к местности, в том числе и с перепадом высот. Юрий Виссарионов делится свежим опытом проектирования туристических комплексов как в средней полосе, так и на юге. Среди них хаусботы, дома для печати из легкого бетона на принтере и, конечно же, каркасные дома.
Дерево за 15 лет
Поемия АРХИWOOD опрашивает членов своего экспертного совета главной премии: что именно произошло с деревянным строительством за эти годы, какие заметные изменения происходят с этим направлением сейчас и что ждет деревянное домостроение в будущем.
Марина Егорова: «Мы привыкли мыслить не квадратными...
Карьерная траектория архитектора Марины Егоровой внушает уважение: МАРХИ, SPEECH, Москомархитектура и Институт Генплана Москвы, а затем и собственное бюро. Название Empate, которое апеллирует к словам «чертить» и «сопереживать», не должно вводить в заблуждение своей мягкостью, поскольку бюро свободно работает в разных масштабах, включая КРТ. Поговорили с Мариной о разном: градостроительном опыте, женском стиле руководства и даже любви архитекторов к яхтингу.
Андрей Чуйков: «Баланс достигается через экономику»
Екатеринбургское бюро CNTR находится в стадии зрелости: кристаллизация принципов, системность и стандартизация помогли сделать качественный скачок, нарастить компетенции и получать крупные заказы, не принося в жертву эстетику. Руководитель бюро Андрей Чуйков рассказал нам о выстраивании бизнес-модели и бонусах, которые дает архитектору дополнительное образование в сфере управления финансами.
Василий Бычков: «У меня два правила – установка на...
Арх Москва начнется 22 мая, и многие понимают ее как главное событие общественно-архитектурной жизни, готовятся месяцами. Мы поговорили с организатором и основателем выставки, Василием Бычковым, руководителем компании «Экспо-парк Выставочные проекты»: о том, как устроена выставка и почему так успешна.
Влад Савинкин: «Выставка как «маленькая жизнь»
АРХ МОСКВА все ближе. Мы поговорили с многолетним куратором выставки, архитектором, руководителем профиля «Дизайн среды» Института бизнеса и дизайна Владиславом Савинкиным о том, как участвовать в выставках, чтобы потом не было мучительно больно за бесцельно потраченные время и деньги.
Сергей Орешкин: «Наш опыт дает возможность оперировать...
За последние годы петербургское бюро «А.Лен» прочно закрепило за собой статус федерального, расширив географию проектов от Санкт-Петербурга до Владивостока. Получать крупные заказы помогает опыт, в том числе международный, структура и «архитектурная лаборатория» – именно в ней рождаются методики, по которым бюро создает комфортные квартиры и урбан-блоки. Подробнее о росте мастерской рассказывает Сергей Орешкин.
2023: что говорят архитекторы
Набрали мы комментариев по итогам года столько, что самим страшно. Общее суждение – в архитектурной отрасли в 2023 году было настолько все хорошо, прежде всего в смысле заказов, что, опять же, слегка страшновато: надолго ли? Особенность нашего опроса по итогам 2023 года – в нем участвуют не только, по традиции, москвичи и петербуржцы, но и архитекторы других городов: Нижний, Екатеринбург, Новосибирск, Барнаул, Красноярск.
Александра Кузьмина: «Легко работать, когда правила...
Сюжетом стенда и выступлений архитектурного ведомства Московской области на Зодчестве стало комплексное развитие территорий, или КРТ. И не зря: задача непростая и очень «живая», а МО по части работы с ней – в передовиках. Говорим с главным архитектором области: о мастер-планах и кто их делает, о том, где взять ресурсы для комфортной среды, о любимых проектах и даже о том, почему теперь мало хороших архитекторов и что делать с плохими.
Согласование намерений
Поговорили с главным архитектором Института Генплана Москвы Григорием Мустафиным и главным архитектором Южно-Сахалинска Максимом Ефановым – о том, как формируется рабочий генплан города. Залог успеха: сбор данных и моделирование, работа с горожанами, инфраструктура и презентация.
Изменчивая декорация
Члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023 продолжают рассуждать о том, какими будут общественные интерьеры будущего: важен предлагаемый пользователю опыт, гибкость, а в некоторых случаях – тотальный дизайн.
Определяющая среда
Человекоцентричные, технологичные или экологичные – какими будут общественные интерьеры будущего, рассказывают члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023.
Иван Греков: «Заказчик, который может и хочет сделать...
Говорим с Иваном Грековым, главой архитектурного бюро KAMEN, автором многих знаковых объектов Москвы последних лет, об истории бюро и о принципах подхода к форме, о разном значении объема и фасада, о «слоях» в работе со средой – на примере двух объектов ГК «Основа». Это квартал МИРАПОЛИС на проспекте Мира в Ростокино, строительство которого началось в конце прошлого года, и многофункциональный комплекс во 2-м Силикатном проезде на Звенигородском шоссе, на днях он прошел экспертизу.
Резюмируя социальное
В преддверии фестиваля «Открытый город» – с очень важной темой, посвященной разным апесктам социального, опросили организаторов и будущих кураторов. Первый комментарий – главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова, инициатора и вдохновителя фестиваля архитектурного образования, проводимого Москомархитектурой.
Прямая кривая
В последний день мая в Москве откроется биеннале уличного искусства Артмоссфера. Один из участников Филипп Киценко рассказывает, почему архитектору интересно участвовать в городских фестивалях, а также показывает свой арт-объект на Таможенном мосту.
Бетонные опоры
Архитектурный фотограф Ольга Алексеенко рассказывает о спецпроекте «Москва на стройке», запланированном в рамках Арх Москвы.
Юлий Борисов: «ЖК «Остров» – уникальный проект, мы...
Один из самых больших проектов жилой застройки Москвы – «Остров» компании Донстрой – сейчас активно строится в Мневниковской пойме. Планируется построить порядка 1.5 млн м2 на почти 40 га. Начинаем изучать проект – прежде всего, говорим с Юлием Борисовым, руководителем архитектурной компании UNK, которая работает с большей частью жилых кварталов, ландшафтом и даже предложила общий дизайн-код для освещения всей территории.
Валид Каркаби: «В Хайфе есть коллекция арабского Баухауса»
В 2022 году в порт города Хайфы, самый глубоководный в восточном Средиземноморье, заходило рекордное количество круизных лайнеров, а общее число туристов, которые корабли привезли, превысило 350 тысяч. При этом сама Хайфа – неприбранный город с тяжелой судьбой – меньше всего напоминает туристический центр. О том, что и когда пошло не так и возможно ли это исправить, мы поговорили с архитектором Валидом Каркаби, получившим образование в СССР и несколько десятилетий отвечавшим в Хайфе за охрану памятников архитектуры.
О сохранении владимирского вокзала: мнения экспертов
Продолжаем разговор о сохранении здания вокзала: там и проект еще не поздно изменить, и даже вопрос постановки на охрану еще не решен, насколько нам известно, окончательно. Задали вопрос экспертам, преимущественно историкам архитектуры модернизма.
Фандоринский Петербург
VFX продюсер компании CGF Роман Сердюк рассказал Архи.ру, как в сериале «Фандорин. Азазель» создавался альтернативный Петербург с блуждающими «чикагскими» небоскребами и капсульной башней Кисе Курокавы.
2022: что говорят архитекторы
Мы долго сомневались, но решили все же провести традиционный опрос архитекторов по итогам 2022 года. Год трагический, для него так и напрашивается определение «слов нет», да и ограничений много, поэтому в опросе мы тоже ввели два ограничения. Во-первых, мы попросили не докладывать об успехах бюро. Во-вторых, не говорить об общественно-политической обстановке. То и другое, как мы и предполагали, очень сложно. Так и получилось. Главный вопрос один: что из архитектурных, чисто профессиональных, событий, тенденций и впечатлений вы можете вспомнить за год.
KOSMOS: «Весь наш путь был и есть – поиск и формирование...
Говорим с сооснователями российско-швейцарско-австрийского бюро KOSMOS Леонидом Слонимским и Артемом Китаевым: об учебе у Евгения Асса, ценности конкурсов, экологической и прочей ответственности и «сообщающимися сосудами» теории и практики – по убеждению архитекторов KOSMOS, одно невозможно без другого.
КОД: «В удаленных городах, не секрет, дефицит кадров»
О пользе синего, визуальном хаосе и общих и специальных проблемах среды российских городов: говорим с авторами Дизайн-кода арктических поселений Ксенией Деевой, Анастасией Конаревой и Ириной Красноперовой, участниками вебинара Яндекс Кью, который пройдет 17 сентября.
Никита Токарев: «Искусство – ориентир в джунглях...
Следующий разговор в рамках конференции Яндекс Кью – с директором Архитектурной школы МАРШ Никитой Токаревым. Дискуссия, которая состоится 10 сентября в 16:00 оффлайн и онлайн, посвящена междисциплинарности. Говорим о том, насколько она нужна архитектурному образованию, где начинается и заканчивается.
Архитектурное образование: тренды нового сезона
МАРШ, МАРХИ, школа Сколково и руководители проектов дополнительного обучения рассказали нам о том, что меняется в образовании архитекторов. На что повлиял уход иностранных вузов, что будет с российской архитектурной школой, к каким дополнительным знаниям стремиться.
Эдуард Моро и Екатерина Гольдберг: «Методика работы...
Одним из самых заметных проектов редевелопмента 2018 года стал творческий индустриальный кластер «Октава» в Туле. Мы поговорили с руководителями бюро Orchestra Design Эдуардом Моро и Екатериной Гольдберг о специфике работы над общественными пространствами и развитием территорий в нашей стране
Арт-вакцинация города
Очередной «Арт-Овраг» в Выксе продемонстрировал выход на новый, более планомерный и интерактивный уровень работы с городом и его жителями.
Технологии и материалы
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
​За фасадом: особенности применения кирпича в современных...
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
Силиконо-акрилатная штукатурка: секрет долговечности
Компания LAB Industries (ТМ Церезит) представила на рынке новый продукт – силиконо-акрилатную штукатурку Церезит CT 76 для фасадных работ. Она подходит для выполнения тонкослойных декоративных покрытий интенсивных цветов, в том числе самых темных, гарантируя прочность и устойчивость к внешним воздействиям.
Свет и материя
​В новой коллекция светильников Центрсвет натуральные материалы – алебастр, латунь и кожа – создают вдохновляющие сюжеты для дизайнеров. Минимализм формы подчеркивается благородством материала и скрывает за собой самую современную технологию.
Teplowin: новое имя, проверенный опыт в фасадном строительстве
Один из крупнейших производителей светопрозрачных конструкций на российском строительном рынке – «ТД Окна» – объявил о ребрендинге: теперь это бренд Teplowin, комплексный строительный подрядчик по фасадам, осуществляющий весь спектр услуг по производству и установке фасадных систем, включая алюминиевые и ПВХ конструкции, а также навесные вентилируемые фасады.
Архитектурная подсветка фасадов ЖК и освещение придомовой...
Уютно должно быть не только внутри жилого комплекса, но и рядом с ним. В этой статье мы рассмотрим популярные осветительные решения, которые придают ЖК респектабельности и обеспечивают безопасную среду вокруг дома.
Облицовочный кирпич: какой выбрать?
Классический керамический, клинкерный или кирпич ручной формовки? Каждый из видов облицовочного кирпича обладает уникальным набором технических и эстетических характеристик. На примере продукции ГК «Керма» разбираемся в тонкостях и возможностях материала для современных проектов.
Sydney Prime: «Ласточкин хвост» из кирпича
Жилой комплекс Sydney Prime является новой достопримечательностью речного фронта Большого Сити и подчеркивает свою роль эффектным решением фасадов. Авторский подход к использованию уникальной палитры кирпича в навесных фасадных системах раскрывает его богатый потенциал для современной архитектуры.
Возрождение лесной обители. Как восстанавливали старинный...
Во Владимирской области возрожден из руин памятник церковного зодчества начала XIX века – Смоленская церковь на Веретьевском погосте. Реставрационные работы на каменном храме проводились с использованием материалов компании Baumit.
Урбанистика здоровья: спорт в проектах благоустройства
Уличные спортивные зоны являются неотъемлемой частью современной урбанистической среды и призваны, как и благоустройство в целом, стимулировать жителей больше времени проводить на улице и вести здоровый образ жизни. Компания «Новалур» предлагает комплексные решения в области уличного спорта и также является производителем линейки уличных тренажеров с регулируемой нагрузкой, подходящих максимально широкому кругу пользователей.
​Архитектура света: решения для медиафасадов в...
Медиафасады – это инновационное направление, объединяющее традиционные архитектурные формы с цифровыми технологиями. Они позволяют создавать интерактивные здания, реагирующие на окружающую среду, движение пешеходов или даже социальные медиа. Российская компания RGC представляет технологию, интегрирующую медиа непосредственно в стеклопакеты.
Как уменьшить запотолочное пространство для коммуникаций?
Повысить уровень потолка за счет сокращения запотолочного пространства – вполне законное желание девелопера, архитектора и дизайнера. Но этому активно сопротивляются инженеры. Сегодня мы расскажем о красивом и нестандартном решении этой проблемы.
Холст из стекла
Открытие нового корпуса Третьяковской галереи на Кадашевской набережной в мае 2024 года ознаменовало не только расширение знаменитого музея, но и знаковое событие в области использования архитектурного стекла с применением технологии печати. О том, как инновационное остекление расширило границы музейной архитектуры – в нашем материале.
От эскиза до «Дракона»: творческая кухня «Новых Горизонтов»
Компания «Новые Горизонты», отметившая в 2024 году свое 25-летие, прошла путь от дистрибьютора известного финского производителя Lappset до разработчика собственных линеек детского игрового оборудования. За четверть века они эволюционировали от импортера до инновационного проектировщика и производителя, способного воплощать самые смелые идеи в реальность.
​Палитра вашего путешествия
Конкурс авторских палитр для интерьера «Время, место и цвет» в самом разгаре. Его проводит дизайнер, декоратор и преподаватель Виктория Малышева в партнерстве с брендом красок Dulux. Виктория рассказала об идее конкурса и собственных палитрах.
От плоскости к объему: революция в остеклении с помощью...
Моллирование стекла – технология, расширяющая границы архитектурного проектирования и позволяющая создавать сложные геометрические формы в остеклении зданий. Этот метод обработки стекла открывает новые возможности для реализации нестандартных архитектурных решений, сочетая эстетику и функциональность.
Девять правил работы с инженерами
Проектная компания «Траст инжиниринг», работающая с известными архитектурными бюро на знаковых объектах, составила топ-9 правил взаимодействия архитекторов и инженеров, чтобы снизить трудозатраты обеих команд.
Сейчас на главной
Балкон над долиной
Вилла на севере Ливана по проекту местного бюро BLANKPAGE Architects раскрывается над зеленой приморской долиной как панорамная терраса.
Золотая коронка
Концепцию стоматологической клиники в Екатеринбурге бюро CNTR обозначило как mouth full of gold: белоснежные стены из керамогранита оттеняют матовые латунные детали. Чтобы отсылка не стала слишком прямолинейной, архитекторы сосредоточились на пропорциях здания, лавируя между инсоляционными и пожарными ограничениями.
Собор для туристов
Трехнефный вокзал для линии скоростной железной дороги по проекту gmp в Наньчане облегчит путь на работу жителям, а туристам – доступ к ключевым достопримечательностям региона.
Спелый апельсин
Учебный центр Edu Expo построен в центральной части Ташкента по проекту местного бюро Parallel architects. Относительно простая планировочная структура – аудитории и конференц-залы, сосредоточенные вокруг центрального холла – проявлена на фасаде панелями с паттерном штрих-кода. Однако вставки ярко-оранжевых балконов и ниш полностью меняют восприятие.
Гибкость и интеграция
Не так давно мы рассказывали о проекте 4 очереди ЖК ÁLIA, спроектированной компанией APEX. Теперь нам показали варианты разработанных ими же ограждений пространств приватных дворов, с интегрированными в них разнообразными общественными функциями. Участие архитекторов комплекса в работе над такой деталью, как ограды, – считаем показательным.
Сады и узоры
С проектом креативного кластера в Саудовской Аравии бюро IND взяло премию WAF в номинации «Проекты», в категории «Культура». Архитекторы предложили жесткую ортогональную структуру, но интегрировали в нее систему камерных пространств с тенью, садами и водоемами. Отсылки к традиционной культуре, такие как трамбованная земля или имитация узоров на ткани, соединяются с вертикальным озеленением и структурным остеклением.
Начало новой жизни
ЦСИ Винзавод объявляет о начале переосмысления архива, собранного за время его работы на протяжении 17 лет. Архив и библиотека будут доступны для исследователей, обещан сайт и ежегодные выставки. Первая открылась сейчас в Зале красного: интерьер уподоблен лаборатории будущего анализа, но базируется это высказывание на христианской и дионисической теме умирания / оплакивания / возрождения, тесно связанной с вином. Прямо таки пара «Архитектуре духа».
И свет, и тень
Сегодня последний день работы выставки «Открытого города» в Руине Музея архитектуры. Там атмосферная экспозиция кураторов: Александра Цимайло и Николая Ляшенко, – почти как это бывает в иерархии многих церквей – подчинила себе информацию о проектах воркшопов. Но получилось красиво, этакий храм новой реальности понимания духа. И много – 13 участников. Такая, знаете ли, особенная дюжина.
Древнеримский порядок
Учебный корпус CuBo Римского биомедицинского университета по проекту бюро Labics соединяет в себе открытость и ориентированность на коммуникацию с жесткой матрицей древнеримского градостроительства.
Лес у моря
В рамках архитектурной экспедиции «Русский Север», организованной СПбГАСУ, студентам удалось посетить труднодоступное село Ворзогоры. Сложную дорогу окупает увиденное: песчаный берег Белого моря, старинные деревянные церкви, нетронутый пейзаж. В своих работах команды искали способы привлечения туристов, которые не нарушат уклад места, но помогут его сохранить.
Вызов технический и туристический
Смотровые платформы над рекой Нуцзянь в Тибете по проекту бюро Archermit задуманы как вызов для путешествующих по западу Китая туристов, но экстремальные условия Сычуаньских Альп потребовали максимальных усилий и от архитекторов, конструкторов и строителей.
WAF 2024: малые награды
Завершаем наш обзор финалистов Всемирного фестиваля архитектуры специальными номинациями. В этом году отмечены выдающие работы с цветом, естественным светом, камнем, а также экологичными решениями. Приз за лучший малый объект вновь ушел в Японию.
Сказки Нёноксы
Архитектурная экспедиция «Русский Север», организованная СПбГАСУ, посвящена исследованию туристического потенциала двух арктических сёл. В этой публикации рассказываем о поморском поселении Нёнокса, сохранившем пятишатровую церковь и другие характерные деревянные постройки. Пять студенческих команд из разных городов на месте изучали архитектурное наследие и дух места, а затем предложили концепции развития с модным «избингом» и экотропами, а также поработали над брендом и событийной программой.
Шаг вперед
Жилой комплекс HIDE стал для архитекторов ADM, Андрея Романова и Екатерины Кузнецовой, существенным рубежом в поиске новой пластики высотных башен: гибкой и дискретной, позволяющей оживлять объем и силуэт, моделировать форму. За последние годы подход стал «фирменной фишкой» ADM, а его в становлении ключевую роль сыграла, в частности, золотистая башня HIDE. Рассказываем историю, рассматриваем подробности построения комплекса, находим его стержень.
Роль фактуры
Активная поверхность бетона на фасадах и в интерьерах – основа архитектурного образа виллы в пригороде Бразилиа по проекту Studio Bruno Porto.
WAF Inside 2024: голодный город
Жюри Всемирного фестиваля архитектуры признало лучшим интерьерным проектом года пекинскую лапшичную. Новозеландское бюро Office AIO сумело найти оптимальные планировочные решения для гибридной концепции обслуживания, а также, оставаясь в рамках минимализма, предложило яркие решения, которые притягивают посетителей и располагают к общению. Рассказываем подробнее об этом проекте и показываем победителей других категорий.
Зодчество 2024: шесть причин зайти на фестиваль
Сегодня в 32 раз стартует фестиваль Союза архитекторов «Зодчество». Он продлится 3 дня: Гостиный двор будет заполнен экспозициями, программа же заполнена мероприятиями. Мы посмотрели на анонсы и сделали свою выборку, чтобы помочь вам сориентироваться. Дедала – вручают в четверг вечером.
WAF 2024: инклюзия
Всемирный фестиваль архитектуры подвел итоги. Главный приз забрала школа, тесно связанная с сообществом аборигенов Австралии, проектом года стал религиозный центр алевитов в Турции, а в лучшем ландшафтном проекте используются традиционные архитектурные мотивы китайского субэтноса хакка. И даже работа российского бюро в этом году попала в список финалистов – при соблюдении условия, что сделана она для другой страны. Рассказываем о победителях и финалистах.
Черное кимоно
Бюро IDEOLOGIST подготовило проект реконструкции позднесоветской базы отдыха, расположенной на скале у Черного моря, недалеко от Геленджика. Концепция выдержана в японском духе, что с одной стороны соответствует вектору развития курорта, с другой – логично соотносится с созерцательными пейзажами субтропического пояса.
Золото в песках
В Дубае открылся офис трансконтинентальной компании, связанной с добычей и обработкой ресурсов. Его интерьер реализован по проекту T+T Architects, а они мастера своего дела, умеют организовать пространство современно, разнообразно, гибко и оригинально. В данном случае на представительском этаже «царит» гигантская, облицованная золотистой латунью, перегородка, а контекстуально обоснованный фон дает слоистая фактура прессованной земли.
Новые проекты в малых городах
Показываем отчет о паблик-токе «Большие амбиции малых городов», предоставленный его организаторами. Среди проектов – два для Палеха, по одному для Наро-Фоминска и Зеленоградска
Пресса: Это Валентин Коган (бюро SLOI) — пожалуй, самый востребованный...
Основателя бюро SLOI Валентина Когана можно назвать самым успешным молодым архитектором Петербурга — по его проектам строят сразу несколько больших объектов, в том числе протестантскую церковь в Парголово и жилой комплекс и гостиницу рядом с Островом фортов в Кронштадте. Как успевать за глобальными профессиональными трендами, что общего у придуманного им деревянного храма с айфоном и какие КОНКРЕТНЫЕ (да, капсом!) меры помогут сделать архитектуру Петербурга лучше, специально для отдела «Петербург будущего» Собака.ru архитектурный критик Мария Элькина узнала у Валентина Когана.
«Открытый город 2024»: Алтари неизведанного. Стихийное...
Знакомим еще с одним воркшопом фестиваля «Открытый город» – «Алтари неизведанного. Стихийное сакральное» под руководством MARKS GROUP. Основная цель воркшопа – провести самостоятельное исследование и получить практические навыки, которые студенты могли бы применить в дальнейшей работе. Объектом исследования была предложена гора Воттоваара в западной Карелии.
Культурный треугольник
Еще один проект мастерской «Арканика» для Альметьевска – трехэтажная художественная галерея, которая расположится у Каскада прудов в пешей доступности от штаб-квартиры «Татнефти». Главными аттракторами послужат подсвеченные фасады и кровля-амфитеатр, ориентированная на мечеть, а также функциональная программа, продуманная компанией «Новая земля».
Архитектура будущего глазами сегодняшних выпускников
В Паркинг Галерее парка «Зарядье» проходит выставка дипломных работ выпускников художественных вузов ВЫПУСК’24. Специальный раздел выставки посвящен архитектурным проектам, о которых мы расскажем. Среди них досуговый комплекс в Ярославской области, городской рынок в Суздале, университет в Сочи, музей в Калуге, научно-исследовательский кластер в Сколково и целый город Николоград.
Временно белоснежный дракон
В китайском Уси после реконструкции по проекту бюро Wutopia Lab открылся парковый павильон Emerald Screen Pergola: эта белоснежная эфемерная конструкция скоро действительно станет изумрудно-зеленой.
«Открытый город 2024»: Дом Евангелия в Санкт-Петербурге
Цикл публикаций о воркшопах проекта «Открытый город» в этом году начинаем с рассказа о проекте «Дом Евангелия: функционализм vs сакраментализм» в Санкт-Петербурге. Проект реализован под руководством бюро «СИВИЛ» и призван обратить внимание на проблему сохранения исторической архитектуры и включения ее в современный городской контекст. Реконструкция Дома Евангелия – это реальный проект бюро, в ходе которого будут реализованы идеи участников воркшопа.
Жилые проекты Московской области:
12 примеров
Мособлархитектура постоянно работает над новыми нормативами, цель которых – сделать проекты качественными, в том числе визуально. Следите за обновлениями! О них, в числе прочего, рассказали на региональном Форуме проектировщиков. Там же показали позитивные примеры жилых проектов: 4 от «Лабва» Станислава Кулиша, 3 от арх-подразделения ГК «Самолет», которым руководит Андрей Перлич, 5 переселенческих малоэтажек от «Алев Груп».