Свят Мурунов: «Наша цель – научить жителей самих решать проблемы двора»

Программу «Арт-Двор» фестиваля «Арт-Овраг» вот уже два года курирует Святослав Мурунов. Мы задали ему вопросы о специфике программы, ее успехах и неудачах, и о том, что могут и чего хотят жители Выксы.

mainImg
Каковы функции куратора и в чем состоит твоя программа «Арт-Дворы» в Выксе?

Свят Мурунов:
Моя задача – вовлечь жителей города в реальные изменения среды. Вместе с коллегами, Михаилом Приемышевым​ и Юрием Панькив, которые выступили со-кураторами, мы разработали программу, базирующуюся на идеологии Вячеслава Леонидовича Глазычева и технологии социального проектирования. Суть нашего подхода в конструировании субъекта – сообщества жителей или группы сообществ, – через рефлексию, с передачей компетенций самоорганизации на реальных примерах. Эта технология, разработанная Центром прикладной урбанистики, на наш взгляд, более эффективна, чем соучаствующее проектирование, особенно с учетом задач, которые были поставлены перед нами организаторами фестиваля «Арт-Овраг», поскольку позволяет выстроить четкую последовательность: от создания субъектов к формированию ими позиции и ее реализации. Необходимо использовать разные подходы к вовлечению, но нужен их профессиональный анализ и критика​ с учетом специфики контекста.
Святослав Мурунов, урбанист и социальный проектировщик ©ЦПУ
Исследование города Выкса. Первый этап программы. 2017 Фотография: Антон Акимов

Программа «Арт-Дворы» была начата в 2014 году. За прошедшее время стали очевидны как ее позитивные результаты, так и ряд просчетов в методике реализации. Судя по отношению жителей к выполненным в предыдущие годы дворам, они не воспринимали их как результат совместной работы. Полномасштабного вовлечения не произошло. Нас пригласили войти в фестивальную команду, чтобы изменить ситуацию и вывести проект «Арт-Дворы» на новый уровень.

Предложенная нами программа включала несколько ключевых этапов: городские исследования, определение реальных запросов и реальных активистов, обучение жителей навыкам анализа, формирование групповых инициатив и сообществ активистов, реализации тестовых площадок и запуска локальных стратегий. Мы убеждены, развитие – это приоритет местных жителей, а локальная идентичность – ключевой ресурс. Нужно помочь жителям реализовать самостоятельные проекты, но, ни в коем случае, не делать за них всю работу.
Исследование и города Выкса. Первый этап программы. 2017 Фотография: Антон Акимов
Исследование города Выкса. Первый этап программы. Воркшоп по разработке ТЗ. 2017 ©ЦПУ


Как можно оценить промежуточные результаты вашей работы? Что удалось сделать за два года, а что не получилось?

В течение первого года мы сосредоточились на анализе существующей ситуации в городе и на подготовке к выходу на техническое задание по дворам. Начали с градостроительного анализа и запустили анкету горожанина.
Команда ЦПУ. Первый этап программы. 2017 Фотография: Антон Акимов
Исследование и анкетирование горожан. Первый этап программы. 2017 Фотография: Антон Акимов


Эксперты сети ЦПУ провели несколько экспедиций и воркшопов с жителями. В этих исследованиях участвовали прежде всего социологи – Мария Леонтьева, Мария Чернова, Юрий Панькив, архитекторы – Алиса Баранникова, Михаил Приемышев, Валентина Григорьева, дизайнер Полина Фокина и фотограф Антон Акимов, который сделал серию фоторепртажей о состоянии выксунских дворов:
Двора-хутора, Двора-крепости, двора на Пирогова, 7, двора в 52-й «Оранжевом квартале», двора на Юбилейном, 11.
Исследование города Выкса. Первый этап программы. Двор в 52-й «Оранжевом квартале» 2017 Фотография: Антон Акимов


Наши социологи исследовали жизнь дворов, проводили глубинные интервью с активистами, выявленными при помощи анкет, публикаций в СМИ и просто через разговоры на улицах. Мы организовывали встречи с жителями, а также проводили воркшопы, на которых мы учили горожан анализировать данные, координировать усилия и вырабатывать коллегиальное решение. В процессе нашей работы с местными жителями родилась технология «Паспорт двора» – общедоступного документа, в котором информация о различных параметрах двора аккумулируется самими жителями.
Исследование города Вакса. Первый этап программы. 2017 Фотография: Антон Акимов

Диапазон использованных технологий включал: полевые исследования (метод рамок/метод социальных сценариев/двор как текст и другие), а также культурное картирование – эта методика позволяет определить, какие базовые уклады есть в городе и в каком виде они представлены. Например, оказалось, что для выксунцев больше значение имеют уникальные крылечки у частных домов и такие раритеты, как выбивалки для ковров. На основе собранной информации была подготовлена лекция-рефлексия «Выбивалка для ковров – как культурный код Выксы».
Исследование и города Выкса. Культурный код – выбивалка для ковров. Первый этап программы. 2017 Фотография: Антон Акимов

При достаточно сильном сближении с местными жителями мы декларировали и четко следовали главной установке: «Вы живете здесь – мы приехали на время. Если вы хотите что-то изменить – мы можем вас научить, но делать за вас ничего не будем». Только так можно было сломать стереотип, появившийся после первых арт-дворов, что придут «добрые дяди» и все сделают сами, даже если местным это не понравится.

Впрочем, мы нашли для себя новую роль. Встречи с жителями, обсуждения на воркшопах, разговоры во дворах натолкнули нас с Михаилом Приемышевым и Антоном Акимовым на идею «Городской мастерской» – микропавильона, выполняющего роль мультифункциональной зоны и акцента, обозначающего место, где идет креативный процесс.
Визуализация павильона «Городская мастерская». Архитектор Михаил Приемышев. ©ЦПУ
Проект павильона «Городской мастерской», 2017 ©ЦПУ


На «Арт-Овраге» в 2017 мы его построили и в течение трех дней в нем кипела бурная деятельность (фото и видео тут), результатом которой стали ТЗ на дворы. Все делали сами жители. Каждый мог выбрать себе роль по душе: архитектора, модератора, режиссера, музыканта, художника, дизайнера, столяра; и каждый день начинался с обмена новостями и генерации идей. Это был потрясающий опыт реализации через совместное творчество, генерацию идей и их моментальное воплощение. К Мастерской подтянулись местные музыканты, поэты, реконструкторы и хендмейдеры, которым в прошлые годы на фестивале не находилось места. А в Мастерской они почувствовали себя вовлеченными и значимыми. Могу сказать, что «Городская мастерская» стала главным достижением и сильнейшим переживанием первого года нашей программы.

Еще из успехов первого года нужно отметить сложившееся сообщество городских активистов, например, в микрорайоне Дружба, 29 образовался клуб молодых семей, которые не стали ждать программы, а сами начали благоустраивать свой двор и помогать многодетным семьям.
Идет строительство двора в Микрорайоне «Дружба». 2018 Фотография: Свят Мурунов

К неудачам первого года я отношу так и не законченное комплексное исследование города. Несмотря на то, что мы его долго планировали и обсуждали и с кураторами и с администрацией города, реализовать его в полном объеме пока не получилось.

Вторая системная неудача – все ТЗ по дворам, которые мы собрали совместно с жителями, в итоге, не вошли в программу «Комфортная городская среда» – хотя изначально цели были именно такие. Причина простая – не было денег на рабочий проект по уникальным ТЗ и сроки, установленные Минстроем, были крайне сжатые. Но это было ожидаемо и в какой-то степени полезно, так как дало возможность протестировать систему на готовность к реальным изменениям.

Над чем команда вместе с жителями работала в 2018 году?

В этом году был выбран четкий и адресный подход. Мы продолжили работу с теми дворами и сообществами, кто начал с нами сотрудничать еще в 2017 году и был готов к самостоятельным действиям. После «Городской мастерской» мы придумали формат «Мобильной мастерской» и запланировали креативный рейд по нескольким дворам. Финансирование покрывало пять проектов, которые мы отобрали из дворов-участников предыдущих мероприятий.

С начала 2018 года мы проехали по каждому двору, обновили аналитические данные, собрали всех активных жителей в резиденции и обсудили с ними график, формат и технологию: строят только жители – мы консультируем/помогаем. Мы предоставляем за счет фестиваля основные ресурсы. Все, чего не хватает – жители докупают все сами. Обязательное условие – участие разных социальных и возрастных групп. Решения принимаются путем коллективного обсуждения и на основе полного консенсуса.
Маршрут «Мобильной мастерской». 2018 ©ЦПУ
Идет строительство двора на Красной площади. 2018. Фотография: Зоя Рюрикова


В мае прошел наш марафон. «Мобильная мастерская» в походном составе из Михаила Приемышева и меня, а также Юрия Панькив и Виталия Офицерова из нижегородского ЦПУ переезжала из одного двора в другой, задерживаясь в каждом на пару-тройку дней. С утра до вечера шла стройка-общение-самовар, футбол или баскетбол после стройки, испытание объектов, полив цветов. Все объекты проектировались и возводились «на лету» – прежние наработки адаптировали и улучшали на месте, тут же обсуждали и решали вопросы безопасности и варианты дополнительных функций. Полный фотоотчет можно посмотреть здесь.
Идет строительство трибуны-коворкинга на Футбольной площади. 2018 © Виртуальная Выкса wyksa.ru
Идет строительство трибуны-коворкинга на Футбольной площади. 2018 © Виртуальная Выкса wyksa.ru
Идет строительство двора в Микрорайоне «Дружба». 2018 Фотография: Свят Мурунов


Самое приятное – практически каждый двор сформировал дружное сообщество, которое показало свою дееспособность в принятии решений, распределении нагрузки, совместной работе и отдыхе. После окончания работы жители сообща принимали решение – брать ли на баланс новые объекты и что с ними делать дальше. Обсуждали вопросы эксплуатации, бюджетного финансирования – может быть впервые люди задумались о том, как может и должна работать система местного самоуправления.
Идет строительство двора в Микрорайоне «Дружба». Фотография: Свят Мурунов
Идет строительство объектов во дворе на улице Академика Королева. 2018. Фотография: Михаил Приемышев


Из суперплюсов – активное участие детей и подростков, которые стали равноправными участниками проекта, предлагали свои идеи и обсуждали их в общем кругу. В Выксе есть своя специфика – большинство мужчин работают посменно на заводах и не могли принять активное участие в наших Мастерских. Поэтому пришлось строить двор, в основном, с подростками и с 2-3 мужчинами, которые пришли со смены и не очень устали. Где-то были женские дворы, где-то мужские, но везде активными участниками была молодежь и дети. Было очень приятно видеть, как они с азартом работали, позабыв про телефоны и гаджеты. Как в «Томе Сойере», у нас стояла очередь шлифовать и красить. Подростки успевали спросить и про профессии, в том числе, как поступить в МАРХИ. Оказывается, несмотря на Интернет и обилие информации, у них полная растерянность по жизненным стратегиям. Мы для себя сделали пометку, что обязательно нужно приехать в августе и сделать с ними печу-кучу по новым профессиям.
Идет строительство двора в Микрорайоне «Дружба». Фотография: Свят Мурунов
Идет строительство баскет-апа во дворе на улице Академика Королева. 2018. Фотография: Михаил Приемышев
Будет новый забор. 2018 © Виртуальная Выкса wyksa.ru


Основной плюс – реальное вовлечение жителей и реализация уникальных по форматам проектов. Например, на Футбольной площади мы построили трибуну-коворкинг, на Красной площади – баскет-ап, а на Дружбе – сцену со сложным ландшафтом. Удалось запустить отношения между дворами – жительница одного из дворов подарила саженцы дубов из своего питомника всем остальным дворам, еще один житель помог нам организовать чаепития с самоваром и таких примеров было немало.
«Городская мастерская» и самовар на Футбольной площади. 2018 © Виртуальная Выкса wyksa.ru


Из минусов нужно отметить неудачу с вовлечением городских служб в работу во дворах. Исходя из нашего главного принципа – все делают сами жители – они же и должны были писать письма в Управы. Мы подготовили для них формы, но люди настолько не верят в отклик сверху, что даже и не стали пытаться. Хотя ряд депутатов, особенно депутат от поселка «Дружба», который стал душой всего процесса, поддержали проект.
Окончание строительства двора в Микрорайоне «Дружба». 2018. Фотография: Михаил Приемышев
Кинотеатр под открытым небом во дворе в Микрорайоне «Дружба». 2018. Фотография: Михаил Приемышев


Какие еще специфические особенности Выксы как города и как места проведения фестиваля можно отметить?

Выкса – это слобода, город-завод. Вся система координат и все культурные коды в городе завязаны на заводскую историю. Выкса живет в ритме завода, но ландшафт у города сложнее, многообразнее. Вот уже восемь лет как фестиваль «Арт-Овраг» стал частью городской культуры, но жители воспринимают его в основном с прагматических позиций, как возможность что-то получить для себя, заработать или сэкономить. С этим связаны те ошибки, которые имели место с первыми дворами. Эта инициатива была встречена горожанами с максимальным доверием и надеждой, а в итоге превратилась в подарок-халяву от завода и породила социальное неравенство между жителями разных дворов. Только в последние годы заметны изменения в этой ситуации, начали формироваться группы горожан, готовых серьезно разбираться, что такое город, и что такое фестиваль в нем, и как они с друг другом связаны. Эту тенденцию можно и нужно развивать.
Идет строительство двора в Микрорайоне «Дружба». 2018. Фотография: Свят Мурунов

Завод, выделяющий на фестиваль ресурсы, пока не достаточно глубоко чувствует и понимает город, для которого фестиваль может и должен стать триггером новой, не связанной с заводской традицией, культуры. А для этого в программе фестиваля необходимы проекты и программы, которые напрямую связаны с созданием и развитием локальных сообществ, местных центров общения и культуры. Для этого не нужны большие бюджеты. Изменения начинаются, когда к организации событий подключаются местные активисты, которые интуитивно чувствуют запрос горожан и могут ответить на него, используя компетенции сторонних менеджеров и кураторов. Примером может служить «Артемоффест» в Урюпинске, который показал, как без больших бюджетов и суперзвезд можно запускать городские изменения.

Что будет с программой «Арт-Дворы» дальше? Что планируется сделать к следующему фестивалю?

Разработанная нами программа рассчитана на три года и заключительный этап органично продолжит начатые изменения. Если в первый год мы изучали ситуацию, во второй – экспериментировали, то на третий мы запланировали распространение полученного опыта на как можно более широкую аудиторию. Мы планируем провести в Выксе «Школу дворов», чтобы научить всех желающих формировать сообщества и коллегиально разрабатывать ТЗ. С теми пятью дворами, которые были построены в этом году, мы собираемся выйти на рабочие проекты, а также хотим внедрить технологии «умного двора», включающие адаптивное освещение, системы безопасности и автоматический полив. Нужно разработать вместе с жителями коммерческий функционал и программу событий для каждого двора. Нужно институализировать дворовые сообщества, создав на их основе ТОС или НКО. Нужно настроить работу с местной администрацией, управляющими компаниями и депутатами. Я готовлю образовательную программу «Депутат 2.0.» и хочу обкатать ее в Выксе. Кроме того, местные предприниматели заинтересовались форматом «Городской мастерской» как бизнесом, а местные дизайнеры думают над созданием креативного кластера как кооперации разных специалистов по аналогии с Мастерской.

Одновременно мы с Михаилом Приемышевым и командой ЦПУ запускаем сервис «Двор по запросу», где будем делиться технологиями, проектами и примерами объектов «Городской мастерской». Будем готовить команды под подобные проекты в других городах. В качестве презентации планируем продемонстрировать технологию проектирования в формате Мастерской на фестивале «Зодчество 2018».
 

02 Июля 2018

Похожие статьи
Марина Егорова: «Мы привыкли мыслить не квадратными...
Карьерная траектория архитектора Марины Егоровой внушает уважение: МАРХИ, SPEECH, Москомархитектура и Институт Генплана Москвы, а затем и собственное бюро. Название Empate, которое апеллирует к словам «чертить» и «сопереживать», не должно вводить в заблуждение своей мягкостью, поскольку бюро свободно работает в разных масштабах, включая КРТ. Поговорили с Мариной о разном: градостроительном опыте, женском стиле руководства и даже любви архитекторов к яхтингу.
Андрей Чуйков: «Баланс достигается через экономику»
Екатеринбургское бюро CNTR находится в стадии зрелости: кристаллизация принципов, системность и стандартизация помогли сделать качественный скачок, нарастить компетенции и получать крупные заказы, не принося в жертву эстетику. Руководитель бюро Андрей Чуйков рассказал нам о выстраивании бизнес-модели и бонусах, которые дает архитектору дополнительное образование в сфере управления финансами.
Василий Бычков: «У меня два правила – установка на...
Арх Москва начнется 22 мая, и многие понимают ее как главное событие общественно-архитектурной жизни, готовятся месяцами. Мы поговорили с организатором и основателем выставки, Василием Бычковым, руководителем компании «Экспо-парк Выставочные проекты»: о том, как устроена выставка и почему так успешна.
Влад Савинкин: «Выставка как «маленькая жизнь»
АРХ МОСКВА все ближе. Мы поговорили с многолетним куратором выставки, архитектором, руководителем профиля «Дизайн среды» Института бизнеса и дизайна Владиславом Савинкиным о том, как участвовать в выставках, чтобы потом не было мучительно больно за бесцельно потраченные время и деньги.
Сергей Орешкин: «Наш опыт дает возможность оперировать...
За последние годы петербургское бюро «А.Лен» прочно закрепило за собой статус федерального, расширив географию проектов от Санкт-Петербурга до Владивостока. Получать крупные заказы помогает опыт, в том числе международный, структура и «архитектурная лаборатория» – именно в ней рождаются методики, по которым бюро создает комфортные квартиры и урбан-блоки. Подробнее о росте мастерской рассказывает Сергей Орешкин.
2023: что говорят архитекторы
Набрали мы комментариев по итогам года столько, что самим страшно. Общее суждение – в архитектурной отрасли в 2023 году было настолько все хорошо, прежде всего в смысле заказов, что, опять же, слегка страшновато: надолго ли? Особенность нашего опроса по итогам 2023 года – в нем участвуют не только, по традиции, москвичи и петербуржцы, но и архитекторы других городов: Нижний, Екатеринбург, Новосибирск, Барнаул, Красноярск.
Александра Кузьмина: «Легко работать, когда правила...
Сюжетом стенда и выступлений архитектурного ведомства Московской области на Зодчестве стало комплексное развитие территорий, или КРТ. И не зря: задача непростая и очень «живая», а МО по части работы с ней – в передовиках. Говорим с главным архитектором области: о мастер-планах и кто их делает, о том, где взять ресурсы для комфортной среды, о любимых проектах и даже о том, почему теперь мало хороших архитекторов и что делать с плохими.
Согласование намерений
Поговорили с главным архитектором Института Генплана Москвы Григорием Мустафиным и главным архитектором Южно-Сахалинска Максимом Ефановым – о том, как формируется рабочий генплан города. Залог успеха: сбор данных и моделирование, работа с горожанами, инфраструктура и презентация.
Изменчивая декорация
Члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023 продолжают рассуждать о том, какими будут общественные интерьеры будущего: важен предлагаемый пользователю опыт, гибкость, а в некоторых случаях – тотальный дизайн.
Определяющая среда
Человекоцентричные, технологичные или экологичные – какими будут общественные интерьеры будущего, рассказывают члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023.
Иван Греков: «Заказчик, который может и хочет сделать...
Говорим с Иваном Грековым, главой архитектурного бюро KAMEN, автором многих знаковых объектов Москвы последних лет, об истории бюро и о принципах подхода к форме, о разном значении объема и фасада, о «слоях» в работе со средой – на примере двух объектов ГК «Основа». Это квартал МИРАПОЛИС на проспекте Мира в Ростокино, строительство которого началось в конце прошлого года, и многофункциональный комплекс во 2-м Силикатном проезде на Звенигородском шоссе, на днях он прошел экспертизу.
Резюмируя социальное
В преддверии фестиваля «Открытый город» – с очень важной темой, посвященной разным апесктам социального, опросили организаторов и будущих кураторов. Первый комментарий – главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова, инициатора и вдохновителя фестиваля архитектурного образования, проводимого Москомархитектурой.
Прямая кривая
В последний день мая в Москве откроется биеннале уличного искусства Артмоссфера. Один из участников Филипп Киценко рассказывает, почему архитектору интересно участвовать в городских фестивалях, а также показывает свой арт-объект на Таможенном мосту.
Бетонные опоры
Архитектурный фотограф Ольга Алексеенко рассказывает о спецпроекте «Москва на стройке», запланированном в рамках Арх Москвы.
Юлий Борисов: «ЖК «Остров» – уникальный проект, мы...
Один из самых больших проектов жилой застройки Москвы – «Остров» компании Донстрой – сейчас активно строится в Мневниковской пойме. Планируется построить порядка 1.5 млн м2 на почти 40 га. Начинаем изучать проект – прежде всего, говорим с Юлием Борисовым, руководителем архитектурной компании UNK, которая работает с большей частью жилых кварталов, ландшафтом и даже предложила общий дизайн-код для освещения всей территории.
Валид Каркаби: «В Хайфе есть коллекция арабского Баухауса»
В 2022 году в порт города Хайфы, самый глубоководный в восточном Средиземноморье, заходило рекордное количество круизных лайнеров, а общее число туристов, которые корабли привезли, превысило 350 тысяч. При этом сама Хайфа – неприбранный город с тяжелой судьбой – меньше всего напоминает туристический центр. О том, что и когда пошло не так и возможно ли это исправить, мы поговорили с архитектором Валидом Каркаби, получившим образование в СССР и несколько десятилетий отвечавшим в Хайфе за охрану памятников архитектуры.
О сохранении владимирского вокзала: мнения экспертов
Продолжаем разговор о сохранении здания вокзала: там и проект еще не поздно изменить, и даже вопрос постановки на охрану еще не решен, насколько нам известно, окончательно. Задали вопрос экспертам, преимущественно историкам архитектуры модернизма.
Фандоринский Петербург
VFX продюсер компании CGF Роман Сердюк рассказал Архи.ру, как в сериале «Фандорин. Азазель» создавался альтернативный Петербург с блуждающими «чикагскими» небоскребами и капсульной башней Кисе Курокавы.
2022: что говорят архитекторы
Мы долго сомневались, но решили все же провести традиционный опрос архитекторов по итогам 2022 года. Год трагический, для него так и напрашивается определение «слов нет», да и ограничений много, поэтому в опросе мы тоже ввели два ограничения. Во-первых, мы попросили не докладывать об успехах бюро. Во-вторых, не говорить об общественно-политической обстановке. То и другое, как мы и предполагали, очень сложно. Так и получилось. Главный вопрос один: что из архитектурных, чисто профессиональных, событий, тенденций и впечатлений вы можете вспомнить за год.
KOSMOS: «Весь наш путь был и есть – поиск и формирование...
Говорим с сооснователями российско-швейцарско-австрийского бюро KOSMOS Леонидом Слонимским и Артемом Китаевым: об учебе у Евгения Асса, ценности конкурсов, экологической и прочей ответственности и «сообщающимися сосудами» теории и практики – по убеждению архитекторов KOSMOS, одно невозможно без другого.
КОД: «В удаленных городах, не секрет, дефицит кадров»
О пользе синего, визуальном хаосе и общих и специальных проблемах среды российских городов: говорим с авторами Дизайн-кода арктических поселений Ксенией Деевой, Анастасией Конаревой и Ириной Красноперовой, участниками вебинара Яндекс Кью, который пройдет 17 сентября.
Никита Токарев: «Искусство – ориентир в джунглях...
Следующий разговор в рамках конференции Яндекс Кью – с директором Архитектурной школы МАРШ Никитой Токаревым. Дискуссия, которая состоится 10 сентября в 16:00 оффлайн и онлайн, посвящена междисциплинарности. Говорим о том, насколько она нужна архитектурному образованию, где начинается и заканчивается.
Архитектурное образование: тренды нового сезона
МАРШ, МАРХИ, школа Сколково и руководители проектов дополнительного обучения рассказали нам о том, что меняется в образовании архитекторов. На что повлиял уход иностранных вузов, что будет с российской архитектурной школой, к каким дополнительным знаниям стремиться.
Архитектор в метаверс
Поговорили с участниками фестиваля креативных индустрий G8 о том, почему метавселенные – наша завтрашняя повседневность, и каким образом архитекторы могут влиять на нее уже сейчас.
Арсений Афонин: «Полученные знания лучше сразу применять...
Яндекс Кью проводит бесплатную онлайн-конференцию «Архитектура, город, люди». Мы поговорили с авторами докладов, которые могут быть интересны архитекторам. Первое интервью – с руководителем Софт Культуры. Вебинар о лайфхаках по самообразованию, в котором он участвует – в среду.
Эдуард Моро и Екатерина Гольдберг: «Методика работы...
Одним из самых заметных проектов редевелопмента 2018 года стал творческий индустриальный кластер «Октава» в Туле. Мы поговорили с руководителями бюро Orchestra Design Эдуардом Моро и Екатериной Гольдберг о специфике работы над общественными пространствами и развитием территорий в нашей стране
Арт-вакцинация города
Очередной «Арт-Овраг» в Выксе продемонстрировал выход на новый, более планомерный и интерактивный уровень работы с городом и его жителями.
Технологии и материалы
От эскиза до «Дракона»: творческая кухня «Новых Горизонтов»
Компания «Новые Горизонты», отметившая в 2024 году свое 25-летие, прошла путь от дистрибьютора известного финского производителя Lappset до разработчика собственных линеек детского игрового оборудования. За четверть века они эволюционировали от импортера до инновационного проектировщика и производителя, способного воплощать самые смелые идеи в реальность.
​Палитра вашего путешествия
Конкурс авторских палитр для интерьера «Время, место и цвет» в самом разгаре. Его проводит дизайнер, декоратор и преподаватель Виктория Малышева в партнерстве с брендом красок Dulux. Виктория рассказала об идее конкурса и собственных палитрах.
От плоскости к объему: революция в остеклении с помощью...
Моллирование стекла – технология, расширяющая границы архитектурного проектирования и позволяющая создавать сложные геометрические формы в остеклении зданий. Этот метод обработки стекла открывает новые возможности для реализации нестандартных архитектурных решений, сочетая эстетику и функциональность.
Девять правил работы с инженерами
Проектная компания «Траст инжиниринг», работающая с известными архитектурными бюро на знаковых объектах, составила топ-9 правил взаимодействия архитекторов и инженеров, чтобы снизить трудозатраты обеих команд.
Амфитеатры, уличное искусство и единение с природой
В сентябре 2023 года в Воронеже завершилось строительство крупнейшей в России школы вместимостью 2860 человек. Проект был возведен в знак дружбы между Россией и Республикой Беларусь и получил название «Содружество». Чем уникально новое учебное заведение, рассказали архитекторы проектного института «Гипрокоммундортранс» и специалист компании КНАУФ, поставлявшей на объект свои отделочные материалы.
Быстрее на 30%: СОД Sarex как инструмент эффективного...
Руководители бюро «МС Архитектс» рассказывают о том, как и почему перешли на российскую среду общих данных, которая позволила наладить совместную работу с девелоперами и строительными подрядчиками. Внедрение Sarex привело к сокращению сроков проектирования на 30%, эффективному решению спорных вопросов и избавлению от проблем человеческого фактора.
Византийская кладка Херсонеса
В историко-археологическом парке Херсонес Таврический воссоздается исторический квартал. В нем разместятся туристические объекты, ремесленные мастерские, музейные пространства. Здания будут иметь аутентичные фасады, воспроизводящие древнюю византийскую кладку Херсонеса. Их выполняет компания «ОртОст-Фасад».
Алюминий в многоэтажном строительстве
Ключевым параметром в проектировании многоэтажных зданий является соотношение прочности и небольшого веса конструкций. Именно эти характеристики сделали алюминий самым популярным материалом при возведении небоскребов. Вместе с «АФК Лидер» – лидером рынка в производстве алюминиевых панелей и кассет – разбираемся в технических преимуществах материала для высотного строительства.
A BOOK – уникальная палитра потолочных решений
Рассказываем о потолочных решениях Knauf Ceiling Solutions из проектного каталога A BOOK, которые были реализованы преимущественно в России и могут послужить отправной точкой для новых дизайнерских идей в работе с потолком как гибким конструктором.
Городские швы и архитектурный фастфуд
Вышел очередной эпизод GMKTalks in the Show – ютуб-проекта о российском девелопменте. В «Архитительном выпуске» разбираются, кто главный: архитектор или застройщик, говорят о работе с историческим контекстом, формировании идентичности города или, наоборот, нарушении этой идентичности.
​Гибкий подход к стенам
Компания Orac, известная дизайнерским декором для стен и богатой коллекцией лепных элементов, представила новинки на выставке Mosbuild 2024.
BIM-модели конвекторов Techno для ArchiCAD
Специалисты Techno разработали линейки моделей конвекторов в версии ArchiCAD 2020, которые подойдут для работы архитекторам, дизайнерам и проектировщикам.
Art Vinyl Click: модульные ПВХ-покрытия от Tarkett
Art Vinyl Click – популярный продукт компании Tarkett, являющейся мировым лидером в производстве финишных напольных покрытий. Его отличают быстрота укладки, надежность в эксплуатации и множество вариантов текстур под натуральные материалы. Подробнее о возможностях Art Vinyl Click – в нашем материале.
Кирпичное ателье Faber Jar: российское производство с...
Уход европейских брендов поставил многие строительные объекты в затруднительное положение – задержка поставок и значительное удорожание. Заменить эксклюзивные клинкерные материалы и кирпич ручной формовки без потери в качестве получилось у кирпичного ателье Faber Jar. ГК «Керма» выпускает не только стандартные позиции лицевого кирпича, но и участвует в разработке сложных авторских проектов.
Сейчас на главной
Олива за углом
Ресторан в Екатеринбурге, над интерьером которого работало бюро ludi_architects, воспроизводит безмятежность нагретого солнцем итальянского дворика, затерянного в лабиринтах улиц. Лаконичные формы акцентируют внимание на материалах: тосканском травертине, необработанном мраморе, дереве и клинкерной плитке.
С белого листа
В детском саду в Ханчжоу по проекту бюро CLOU нет обилия ярких цветов: архитекторы рассматривают здание как нейтральный фон для игр и учебы малышей.
Эволюция теплицы
Дом по проекту архитектора Петра Першина в подмосковном Румянцево построен с антерсольным уровнем, витражами и специальным проходом для собаки.
Из детсада в сад
Опыт превращения заброшенного здания детского сада в комплекс доступного жилья в Ереване: проект Electric Architects.
Цветы и ячейки
По проекту DO buro на Площади Промышленности ВДНХ построен павильон для цветочной выставки. На временную деревянную конструкцию архитекторы предложили установить тент из разноцветных ромбов, созданный по подобию сети математика Пафнутия Чебышёва.
Пермское ар-деко
Жилой комплекс, построенный в центре Перми по проекту мастерской «ЛАД», сочетает выбранный заказчиком стиль ар-деко с мотивами из Пермского звериного стиля. Орнамент из травертина и краснокирпичные вставки подчеркивают связь с историческими зданиями города.
Позвоночник курорта
Бюро AIM Architecture спроектировало курортный комплекс «Хэйлунтань» в китайском городе Мэйшань. Все его сооружения соединены извилистыми переходами с общей деревянной кровлей с черепичным покрытием.
Живое в неживом
Международный фонд искусств имени С.Д. Эрьзи огласил итоги конкурса на разработку фасада «Эрьзя-Центра» в Москве. В конкурсе могли принять участие студенты и молодые выпускники архитектурных вузов в возрасте до 30 лет. Победителем стал проект астраханских архитекторов Анастасии Поляковой и Ивана Кокоурова. Знакомим с проектами, занявшими первые три места.
Деревянный водоворот
Многофункциональная платформа по проекту индонезийского бюро RAD+ar на частном острове в Яванском море выстроена из вторично использованного дерева местных твердых пород.
Дерево в архитектуре: итоги 2024
Жюри V смотр-конкурса «Дерево в архитектуре» присудило главный приз коммерческому комплексу, построенному по проекту компании «Уникальные здания» в Одинцово. Также впервые вручался гран при за выставочный объект, его получила компания Ultralam. Знакомим читателей с этими и другими финалистами.
РАНХиГС 2024: архитектура виртуальной среды
Студия sintez.space представляет дипломные работы, выполненные на Кафедре дизайна и медиакоммуникаций Института общественных наук РАНХиГС под руководством Андрея Киселева и Сергея Шестопалова. Работы посвящены трансформация городской среды под влиянием развития технологий дополненной, виртуальной и смешанной реальностей.
Жилищный переворот
Бюро Philéas Architecture превратило бывшие корпуса инженерной школы Télécom Paris на юге Парижа в комплекс социального жилья, включающий доступные по арендной плате мастерские художников.
Предания старины
Занимаясь интерьером ресторана русской кухни во Владимире, Raimer Bureau не поскупилось на идеи: каждый уголок исторического здания заполнен фактурами, текстурами и авторскими объектами, что превращает обед или ужин в небольшое путешествие в глубину веков.
Domus Aurea
Рассматриваем дом Тессинский-1 Сергея Скуратова, завершенный в 2023 году. Расположенный в середине района Серебрянической набережной, на пересечении ее основных улиц, он берет на себя некую «узловую» роль: не только реагирует на все вокруг и не только сохраняет внутри себя много воспоминаний о заводе ЭМА, но сплетает это все в некий по-новому срежиссированный узор, примиряя яркое «золото» и темный кирпич, не в малой степени – с помощью нового, современно-архаичного кирпича Columba, который, если подумать, и есть тут самый драгоценный элемент.
Монастырь вместо вокзала?
В Твери много лет разрушается Речной вокзал, произведение специфического ответвления архитектуры 1930-х – легкое, градостроительно значимое здание-акцент на берегу реки. В 2017 году его центральная часть обрушилась, затем появились планы переноса вокзала для восстановления Отроча монастыря – а сейчас его собираются снять с госохраны, лишить статуса регионального ОКН. Остался один день, чтобы написать возражение. Поучаствуете?
Пресса: 14 молодых архитекторов, бюро и команд, о которых скоро...
По просьбе «Собака.ru» сооснователь АБ «Хвоя», куратор фестиваля «Архитектон» и вице-президент Санкт-Петербургского Союза архитекторов Георгий Снежкин делится мнением, кто из начинающих молодых архитекторов достоин внимания уже сейчас. Знакомьтесь, яркие представители архитектурной молодежной сцены! Они участвуют в проектировании кампусов по всей России (от Петербурга до Самары!) и в раскопках античного городища, открывают собственные бюро и архитектурный журнал, создают жилые дома на 3D-принтере, строят глэмпинг для Outline и готовят перформанс в рамках резиденции «Танец и архитектура» фестиваля Context.
Памяти Алексея Розенберга
Сегодня в 13:00 в церкви Нерукотворного Образа в Клязьме состоится отпевание Алексея Розенберга. Вспоминаем его архитектуру. Она была свободной, разнообразной, тонкой и узнаваемой.
Солярный символ
Жилой комплекс от бюро CEBRA расположен на месте старой паровой мельницы под Орхусом. Своей необычной формой он напоминает морскую звезду, нож для мясорубки или пиктограмму солнца.
«Изобретательность и разнообразие»
В коротком списке Премии Стерлинга-2024, отмечающей лучшее здание Великобритании, как и всегда соседствуют огромные и камерные проекты разных типов, например, реставрация музейного здания XIX века и линия городской железной дороги.
Труба Ленивца
Рассматриваем «Дом-Обелиск», спроектированный бюро KATARSIS и реализованный к Архстоянию 2023 года. Но доделан он был позднее – поэтому сейчас. Нам кажется, что с появлением Обелиска между домами временного пребывания в Никола-Ленивце выстроился диалог и внутренние связи. Они перестали соседствовать случайным образом. А вот почему так – смотрите в тексте.
Две ракушки
По проекту Ильи Гринберга на острове Бали построена вилла из бетона и стеклоблоков, план которой напоминает морскую раковину. Внутри прячется эффектная винтовая лестница и обращенные к океану террасы.
Ярко-желтый дом
Корпус HAUS 1 авторства бюро MVRDV в модернизированной киностудии Atelier Gardens в Берлине отмечен премией best architects 25 award в категории «Реконструкция и расширение».
СПбГАСУ 2024: Архитектурное и градостроительное наследие...
Серия работ бакалавров, выпускавшихся по специальности «Реконструкция и реставрация архитектурного наследия» в этом году, посвящена Калининградской области. Студенты предложили как масштабные градостроительные концепции, так и конкретные решения для отдельно взятых объектов.
Перископ у залива
Второе место в конкурсе на общественно-культурный центр в Петропавловске-Камчатском жюри присудило бюро ГОРА и М4. В предложении консорциума здание напоминает кашалота с детенышем или же перископ, линзы которого выхватывают из окружающего пейзажа самые эффектные виды.
МАРШ: Переосмысление времени
Показываем избранные проекты магистратуры под руководством Евгения Асса и Анвара Гарипова. Три работы. Тема магистрам 2024 года – «Переосмысление времени» – досталась самая самая заковыристая, но и свободная в то же время. Итак: отель на краю земли, реставрация в духе консерации, и физико-косметический подход к теме.
Красные магниты
Три проекта Алексея Гурова для Центрального парка культуры и отдыха имени Владимира Маяковского в Екатеринбурге: павильон для лыжников и йога-тренировок, смотровая площадка в виде ветки березы и афишная тумба.
Облачный сервис
В китайском Шэньчжэне вовсю идет строительство кампуса технологического холдинга Tencent. Авторы проекта застройки важнейшего, 4-го, участка – MAD Architects – показали фотографии уже вполне «оформившихся» корпусов.
Как-то вечером патриции
Репортаж с Архстояния 2024. Сегодня знаменитый никола-ленивецкий архитектурный фестиваль начал свою работу. Мы поискали на нем архитектуру, немного наскребли. Но музыки, тусковки и общения со зрителями заметно больше. Самая интересная новость из вчерашних: следующее Архстояние будет курировать Василий Бычков, основатель и директор Экспо-Парка, проводящего Арх Москву. Кажется, мы стали свидетелями большой коллаборации.
Принцесса и конструктивизм
Дом в саратовской области, построенный по проекту мастерской Spirin architects, отвечает на два специфических запроса заказчика: отдать дань уважения русскому авангарду, а также порадовать дочь, которой хочется пожить в башне.