Свят Мурунов: «Наша цель – научить жителей самих решать проблемы двора»

Программу «Арт-Двор» фестиваля «Арт-Овраг» вот уже два года курирует Святослав Мурунов. Мы задали ему вопросы о специфике программы, ее успехах и неудачах, и о том, что могут и чего хотят жители Выксы.

mainImg
Каковы функции куратора и в чем состоит твоя программа «Арт-Дворы» в Выксе?

Свят Мурунов:
Моя задача – вовлечь жителей города в реальные изменения среды. Вместе с коллегами, Михаилом Приемышевым​ и Юрием Панькив, которые выступили со-кураторами, мы разработали программу, базирующуюся на идеологии Вячеслава Леонидовича Глазычева и технологии социального проектирования. Суть нашего подхода в конструировании субъекта – сообщества жителей или группы сообществ, – через рефлексию, с передачей компетенций самоорганизации на реальных примерах. Эта технология, разработанная Центром прикладной урбанистики, на наш взгляд, более эффективна, чем соучаствующее проектирование, особенно с учетом задач, которые были поставлены перед нами организаторами фестиваля «Арт-Овраг», поскольку позволяет выстроить четкую последовательность: от создания субъектов к формированию ими позиции и ее реализации. Необходимо использовать разные подходы к вовлечению, но нужен их профессиональный анализ и критика​ с учетом специфики контекста.
Святослав Мурунов, урбанист и социальный проектировщик ©ЦПУ
Исследование города Выкса. Первый этап программы. 2017 Фотография: Антон Акимов

Программа «Арт-Дворы» была начата в 2014 году. За прошедшее время стали очевидны как ее позитивные результаты, так и ряд просчетов в методике реализации. Судя по отношению жителей к выполненным в предыдущие годы дворам, они не воспринимали их как результат совместной работы. Полномасштабного вовлечения не произошло. Нас пригласили войти в фестивальную команду, чтобы изменить ситуацию и вывести проект «Арт-Дворы» на новый уровень.

Предложенная нами программа включала несколько ключевых этапов: городские исследования, определение реальных запросов и реальных активистов, обучение жителей навыкам анализа, формирование групповых инициатив и сообществ активистов, реализации тестовых площадок и запуска локальных стратегий. Мы убеждены, развитие – это приоритет местных жителей, а локальная идентичность – ключевой ресурс. Нужно помочь жителям реализовать самостоятельные проекты, но, ни в коем случае, не делать за них всю работу.
Исследование и города Выкса. Первый этап программы. 2017 Фотография: Антон Акимов
Исследование города Выкса. Первый этап программы. Воркшоп по разработке ТЗ. 2017 ©ЦПУ


Как можно оценить промежуточные результаты вашей работы? Что удалось сделать за два года, а что не получилось?

В течение первого года мы сосредоточились на анализе существующей ситуации в городе и на подготовке к выходу на техническое задание по дворам. Начали с градостроительного анализа и запустили анкету горожанина.
Команда ЦПУ. Первый этап программы. 2017 Фотография: Антон Акимов
Исследование и анкетирование горожан. Первый этап программы. 2017 Фотография: Антон Акимов


Эксперты сети ЦПУ провели несколько экспедиций и воркшопов с жителями. В этих исследованиях участвовали прежде всего социологи – Мария Леонтьева, Мария Чернова, Юрий Панькив, архитекторы – Алиса Баранникова, Михаил Приемышев, Валентина Григорьева, дизайнер Полина Фокина и фотограф Антон Акимов, который сделал серию фоторепртажей о состоянии выксунских дворов:
Двора-хутора, Двора-крепости, двора на Пирогова, 7, двора в 52-й «Оранжевом квартале», двора на Юбилейном, 11.
Исследование города Выкса. Первый этап программы. Двор в 52-й «Оранжевом квартале» 2017 Фотография: Антон Акимов


Наши социологи исследовали жизнь дворов, проводили глубинные интервью с активистами, выявленными при помощи анкет, публикаций в СМИ и просто через разговоры на улицах. Мы организовывали встречи с жителями, а также проводили воркшопы, на которых мы учили горожан анализировать данные, координировать усилия и вырабатывать коллегиальное решение. В процессе нашей работы с местными жителями родилась технология «Паспорт двора» – общедоступного документа, в котором информация о различных параметрах двора аккумулируется самими жителями.
Исследование города Вакса. Первый этап программы. 2017 Фотография: Антон Акимов

Диапазон использованных технологий включал: полевые исследования (метод рамок/метод социальных сценариев/двор как текст и другие), а также культурное картирование – эта методика позволяет определить, какие базовые уклады есть в городе и в каком виде они представлены. Например, оказалось, что для выксунцев больше значение имеют уникальные крылечки у частных домов и такие раритеты, как выбивалки для ковров. На основе собранной информации была подготовлена лекция-рефлексия «Выбивалка для ковров – как культурный код Выксы».
Исследование и города Выкса. Культурный код – выбивалка для ковров. Первый этап программы. 2017 Фотография: Антон Акимов

При достаточно сильном сближении с местными жителями мы декларировали и четко следовали главной установке: «Вы живете здесь – мы приехали на время. Если вы хотите что-то изменить – мы можем вас научить, но делать за вас ничего не будем». Только так можно было сломать стереотип, появившийся после первых арт-дворов, что придут «добрые дяди» и все сделают сами, даже если местным это не понравится.

Впрочем, мы нашли для себя новую роль. Встречи с жителями, обсуждения на воркшопах, разговоры во дворах натолкнули нас с Михаилом Приемышевым и Антоном Акимовым на идею «Городской мастерской» – микропавильона, выполняющего роль мультифункциональной зоны и акцента, обозначающего место, где идет креативный процесс.
Визуализация павильона «Городская мастерская». Архитектор Михаил Приемышев. ©ЦПУ
Проект павильона «Городской мастерской», 2017 ©ЦПУ


На «Арт-Овраге» в 2017 мы его построили и в течение трех дней в нем кипела бурная деятельность (фото и видео тут), результатом которой стали ТЗ на дворы. Все делали сами жители. Каждый мог выбрать себе роль по душе: архитектора, модератора, режиссера, музыканта, художника, дизайнера, столяра; и каждый день начинался с обмена новостями и генерации идей. Это был потрясающий опыт реализации через совместное творчество, генерацию идей и их моментальное воплощение. К Мастерской подтянулись местные музыканты, поэты, реконструкторы и хендмейдеры, которым в прошлые годы на фестивале не находилось места. А в Мастерской они почувствовали себя вовлеченными и значимыми. Могу сказать, что «Городская мастерская» стала главным достижением и сильнейшим переживанием первого года нашей программы.

Еще из успехов первого года нужно отметить сложившееся сообщество городских активистов, например, в микрорайоне Дружба, 29 образовался клуб молодых семей, которые не стали ждать программы, а сами начали благоустраивать свой двор и помогать многодетным семьям.
Идет строительство двора в Микрорайоне «Дружба». 2018 Фотография: Свят Мурунов

К неудачам первого года я отношу так и не законченное комплексное исследование города. Несмотря на то, что мы его долго планировали и обсуждали и с кураторами и с администрацией города, реализовать его в полном объеме пока не получилось.

Вторая системная неудача – все ТЗ по дворам, которые мы собрали совместно с жителями, в итоге, не вошли в программу «Комфортная городская среда» – хотя изначально цели были именно такие. Причина простая – не было денег на рабочий проект по уникальным ТЗ и сроки, установленные Минстроем, были крайне сжатые. Но это было ожидаемо и в какой-то степени полезно, так как дало возможность протестировать систему на готовность к реальным изменениям.

Над чем команда вместе с жителями работала в 2018 году?

В этом году был выбран четкий и адресный подход. Мы продолжили работу с теми дворами и сообществами, кто начал с нами сотрудничать еще в 2017 году и был готов к самостоятельным действиям. После «Городской мастерской» мы придумали формат «Мобильной мастерской» и запланировали креативный рейд по нескольким дворам. Финансирование покрывало пять проектов, которые мы отобрали из дворов-участников предыдущих мероприятий.

С начала 2018 года мы проехали по каждому двору, обновили аналитические данные, собрали всех активных жителей в резиденции и обсудили с ними график, формат и технологию: строят только жители – мы консультируем/помогаем. Мы предоставляем за счет фестиваля основные ресурсы. Все, чего не хватает – жители докупают все сами. Обязательное условие – участие разных социальных и возрастных групп. Решения принимаются путем коллективного обсуждения и на основе полного консенсуса.
Маршрут «Мобильной мастерской». 2018 ©ЦПУ
Идет строительство двора на Красной площади. 2018. Фотография: Зоя Рюрикова


В мае прошел наш марафон. «Мобильная мастерская» в походном составе из Михаила Приемышева и меня, а также Юрия Панькив и Виталия Офицерова из нижегородского ЦПУ переезжала из одного двора в другой, задерживаясь в каждом на пару-тройку дней. С утра до вечера шла стройка-общение-самовар, футбол или баскетбол после стройки, испытание объектов, полив цветов. Все объекты проектировались и возводились «на лету» – прежние наработки адаптировали и улучшали на месте, тут же обсуждали и решали вопросы безопасности и варианты дополнительных функций. Полный фотоотчет можно посмотреть здесь.
Идет строительство трибуны-коворкинга на Футбольной площади. 2018 © Виртуальная Выкса wyksa.ru
Идет строительство трибуны-коворкинга на Футбольной площади. 2018 © Виртуальная Выкса wyksa.ru
Идет строительство двора в Микрорайоне «Дружба». 2018 Фотография: Свят Мурунов


Самое приятное – практически каждый двор сформировал дружное сообщество, которое показало свою дееспособность в принятии решений, распределении нагрузки, совместной работе и отдыхе. После окончания работы жители сообща принимали решение – брать ли на баланс новые объекты и что с ними делать дальше. Обсуждали вопросы эксплуатации, бюджетного финансирования – может быть впервые люди задумались о том, как может и должна работать система местного самоуправления.
Идет строительство двора в Микрорайоне «Дружба». Фотография: Свят Мурунов
Идет строительство объектов во дворе на улице Академика Королева. 2018. Фотография: Михаил Приемышев


Из суперплюсов – активное участие детей и подростков, которые стали равноправными участниками проекта, предлагали свои идеи и обсуждали их в общем кругу. В Выксе есть своя специфика – большинство мужчин работают посменно на заводах и не могли принять активное участие в наших Мастерских. Поэтому пришлось строить двор, в основном, с подростками и с 2-3 мужчинами, которые пришли со смены и не очень устали. Где-то были женские дворы, где-то мужские, но везде активными участниками была молодежь и дети. Было очень приятно видеть, как они с азартом работали, позабыв про телефоны и гаджеты. Как в «Томе Сойере», у нас стояла очередь шлифовать и красить. Подростки успевали спросить и про профессии, в том числе, как поступить в МАРХИ. Оказывается, несмотря на Интернет и обилие информации, у них полная растерянность по жизненным стратегиям. Мы для себя сделали пометку, что обязательно нужно приехать в августе и сделать с ними печу-кучу по новым профессиям.
Идет строительство двора в Микрорайоне «Дружба». Фотография: Свят Мурунов
Идет строительство баскет-апа во дворе на улице Академика Королева. 2018. Фотография: Михаил Приемышев
Будет новый забор. 2018 © Виртуальная Выкса wyksa.ru


Основной плюс – реальное вовлечение жителей и реализация уникальных по форматам проектов. Например, на Футбольной площади мы построили трибуну-коворкинг, на Красной площади – баскет-ап, а на Дружбе – сцену со сложным ландшафтом. Удалось запустить отношения между дворами – жительница одного из дворов подарила саженцы дубов из своего питомника всем остальным дворам, еще один житель помог нам организовать чаепития с самоваром и таких примеров было немало.
«Городская мастерская» и самовар на Футбольной площади. 2018 © Виртуальная Выкса wyksa.ru


Из минусов нужно отметить неудачу с вовлечением городских служб в работу во дворах. Исходя из нашего главного принципа – все делают сами жители – они же и должны были писать письма в Управы. Мы подготовили для них формы, но люди настолько не верят в отклик сверху, что даже и не стали пытаться. Хотя ряд депутатов, особенно депутат от поселка «Дружба», который стал душой всего процесса, поддержали проект.
Окончание строительства двора в Микрорайоне «Дружба». 2018. Фотография: Михаил Приемышев
Кинотеатр под открытым небом во дворе в Микрорайоне «Дружба». 2018. Фотография: Михаил Приемышев


Какие еще специфические особенности Выксы как города и как места проведения фестиваля можно отметить?

Выкса – это слобода, город-завод. Вся система координат и все культурные коды в городе завязаны на заводскую историю. Выкса живет в ритме завода, но ландшафт у города сложнее, многообразнее. Вот уже восемь лет как фестиваль «Арт-Овраг» стал частью городской культуры, но жители воспринимают его в основном с прагматических позиций, как возможность что-то получить для себя, заработать или сэкономить. С этим связаны те ошибки, которые имели место с первыми дворами. Эта инициатива была встречена горожанами с максимальным доверием и надеждой, а в итоге превратилась в подарок-халяву от завода и породила социальное неравенство между жителями разных дворов. Только в последние годы заметны изменения в этой ситуации, начали формироваться группы горожан, готовых серьезно разбираться, что такое город, и что такое фестиваль в нем, и как они с друг другом связаны. Эту тенденцию можно и нужно развивать.
Идет строительство двора в Микрорайоне «Дружба». 2018. Фотография: Свят Мурунов

Завод, выделяющий на фестиваль ресурсы, пока не достаточно глубоко чувствует и понимает город, для которого фестиваль может и должен стать триггером новой, не связанной с заводской традицией, культуры. А для этого в программе фестиваля необходимы проекты и программы, которые напрямую связаны с созданием и развитием локальных сообществ, местных центров общения и культуры. Для этого не нужны большие бюджеты. Изменения начинаются, когда к организации событий подключаются местные активисты, которые интуитивно чувствуют запрос горожан и могут ответить на него, используя компетенции сторонних менеджеров и кураторов. Примером может служить «Артемоффест» в Урюпинске, который показал, как без больших бюджетов и суперзвезд можно запускать городские изменения.

Что будет с программой «Арт-Дворы» дальше? Что планируется сделать к следующему фестивалю?

Разработанная нами программа рассчитана на три года и заключительный этап органично продолжит начатые изменения. Если в первый год мы изучали ситуацию, во второй – экспериментировали, то на третий мы запланировали распространение полученного опыта на как можно более широкую аудиторию. Мы планируем провести в Выксе «Школу дворов», чтобы научить всех желающих формировать сообщества и коллегиально разрабатывать ТЗ. С теми пятью дворами, которые были построены в этом году, мы собираемся выйти на рабочие проекты, а также хотим внедрить технологии «умного двора», включающие адаптивное освещение, системы безопасности и автоматический полив. Нужно разработать вместе с жителями коммерческий функционал и программу событий для каждого двора. Нужно институализировать дворовые сообщества, создав на их основе ТОС или НКО. Нужно настроить работу с местной администрацией, управляющими компаниями и депутатами. Я готовлю образовательную программу «Депутат 2.0.» и хочу обкатать ее в Выксе. Кроме того, местные предприниматели заинтересовались форматом «Городской мастерской» как бизнесом, а местные дизайнеры думают над созданием креативного кластера как кооперации разных специалистов по аналогии с Мастерской.

Одновременно мы с Михаилом Приемышевым и командой ЦПУ запускаем сервис «Двор по запросу», где будем делиться технологиями, проектами и примерами объектов «Городской мастерской». Будем готовить команды под подобные проекты в других городах. В качестве презентации планируем продемонстрировать технологию проектирования в формате Мастерской на фестивале «Зодчество 2018».
 

02 Июля 2018

Похожие статьи
Лама из тетраметилбутана
Петр Виноградов рассказал об экспериментальной серии скульптур «Тетрапэд», которая исследует принципы молекулярной архитектуры, адаптивных структур и интерактивного взаимодействия с городской средой. Конструкции реагируют на движение, собеседуют с пространством, допускают множественные сценарии использования и интерпретации. Скульптуры уже побывали на «Зодчестве» и фестивале «Дикая мята», а дальше отправятся на Forum 100+.
В преддверии Архстояния: интервью с Валерием Лизуновым,...
25 июля в Никола-Ленивце стартует очередной, юбилейный, фестиваль «Архстояние». Ему исполняется 20 лет. Тема этого года: «Мое главное». Накануне открытия поговорили с архитектором Archpoint Валерием Лизуновым, который стал автором одного из объектов фестиваля «Исправительное учреждение».
Сергей Кузнецов: «Мы не стремимся к единому стилю...
Некоторое время назад мы попросили у главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова комментарий по Архитектурной премии мэра Москвы: от схемы принятия решений до того, каким образом выбор премии отражает архитектурную политику. Публикуем полученные ответы, читайте.
Дина Боровик: хрущёвки попадают в Рай
Молодая художница из Челябинска Дина Боровик показывает в ЦСИ Винзавод выставку, где сопоставляет пятиэтажки, «паутинки» и прочие приметы немудрящей постсоветской жизни с динозаврами. И хотя кое-где ее хрущевки напоминают инсталляцию Бродского на венецианской биеннале, страшно сказать, 2006 года, лиричность подкупает.
Дюрер и бабочки
Рассматриваем одну из работ выставки «Границы видимости», которая еще открыта на Винзаводе, поближе. Объект называется актуальным для современности образом: «Сакральная геометрия», сделан из лотков для коммуникаций, которые нередко встречаются в открытом виде под потолком, с вкраплениями фрагментов гравюры Дюрера, «чтобы сбить зрителя с толку».
«Коллизии модернизма и ориентализма»
К выходу в издательской программе Музея «Гараж» книги о Ташкенте, уже 4-м справочнике-путеводителе из серии о советском модернизме, мы поговорили с его авторами, Борисом Чуховичем, Ольгой Казаковой и Ольгой Алексеенко, о проделанной ими работе, впечатлениях и размышлениях.
Александр Пузрин: как получить «Золотого Льва» венецианской...
В 2025 году главная награда XIX Венецианской архитектурной биеннале – «Золотой Лев» досталась национальному павильону Бахрейна за экспозицию Heatwave. Среди тех, кто работал над проектом, был Александр Пузрин – выпускник Московского инженерно-строительного института, докторант израильского Техниона, а ныне – профессор Швейцарской высшей технической школы Цюриха (ETH Zurich). Мы попросили его рассказать о технических аспектах Heatwave, далеко неочевидных для простых зрителей. Но разговор получился не только об инженерии.
Комментарии экспертов. Цирк
Объявлены результаты голосования: москвичи (29%) и дети (42%) проголосовали за первоначально победившее в конкурсе здание цирка в виде разноцветного шатра. Мы же собрали по разным изданиям комментарии экспертов архитектурно-строительной среды, включая авторов конкурсных проектов. Получилась внушительная подборка. Эксперты, в основном, приветствуют идею переноса в Мневники, далее – приветствуют обращение к общественному голосованию, и, наконец, кто-то отмечает уместность эксцентричной архитектуры победившего проекта для типологии цирка. Читайте мнения лучших людей отрасли.
Женская доля: что говорят архитекторы
Задали несколько вопросов женщинам-архитекторам. У нас – 27 ответов. О том, мешает ли гендер работе или, наоборот, помогает; о том, как побеждать, не сражаясь. Сила – у кого в упорстве, у кого в многозадачности, у кого в сдержанности... А в рядах идеалов бесспорно лидирует Заха Хадид. Хотя кто-то назвал и соотечественниц.
Григорий Ревзин: «Сильный жест из-под полы. Нечто победило»
Обсуждаем дискуссии вокруг конкурса на цирк и сноса СЭВ с самым известным архитектурным критиком нашего времени. В процессе проявляется парадокс: вроде бы сейчас принято ностальгировать по брежневскому времени, а знаковое здание, «ось» Варшавского договора, приговорили к сносу. Не странно ли? Еще мы выясняем, что wow-архитектура вернулась – это новый после-ковидный тренд. Однако, чтобы жест получился действительно сильным, без профессионалов все же не обойтись.
Сергей Скуратов: «Если обобщать, проект реализован...
Говорим с автором «Садовых кварталов»: вспоминаем историю и сюжеты, связанные с проектом, который развивался 18 лет и вот теперь, наконец, завершен. Самое интересное с нашей точки зрения – трансформации проекта и еще то, каким образом образовалась «необходимая пустота» городского общественного пространства, которая делает комплекс фрагментом совершенно иного типа городской ткани, не только в плоскости улиц, но и «по вертикали».
2024: что говорят архитекторы
Больше всего нам нравится рассказывать об архитектуре, то есть о_проектах, но как минимум раз в год мы даем слово архитекторам ;-) и собираем мнение многих профессионалов о том, как прошел их профессиональный год. И вот, в этом году – 53 участника, а может быть, еще и побольше... На удивление, среди замеченных лидируют книги и выставки: браво музею архитектуры, издательству Tatlin и другим площадкам и издательствам! Читаем и смотрим. Грустное событие – сносят модернизм, событие с амбивалентной оценкой – ипотечная ставка. Читаем архитекторов.
Наталья Шашкова: «Наша задача – показать и доказать,...
В Анфиладе Музея архитектуры открылась новая выставка, и у нее две миссии: выставка отмечает 90-летний юбилей и в то же время служит прообразом постоянной экспозиции, о которой музей мечтает больше 30 лет, после своего переезда и «уплотнения». Мы поговорили с директором музея: о нынешней выставке и будущей, о работе с современными архитекторами и планах хранения современной архитектуры, о несостоявшемся пока открытом хранении, но главное – о том, что музею катастрофически не хватает площадей. Не только для экспозиции, но и для реставрации крупных предметов.
Юрий Виссарионов: «Модульный дом не принадлежит земле»
Он принадлежит Космосу, воздуху... Оказывается, 3D-печать эффективнее в сочетании с модульным подходом: дом делают в цеху, а затем адаптируют к местности, в том числе и с перепадом высот. Юрий Виссарионов делится свежим опытом проектирования туристических комплексов как в средней полосе, так и на юге. Среди них хаусботы, дома для печати из легкого бетона на принтере и, конечно же, каркасные дома.
Дерево за 15 лет
Поемия АРХИWOOD опрашивает членов своего экспертного совета главной премии: что именно произошло с деревянным строительством за эти годы, какие заметные изменения происходят с этим направлением сейчас и что ждет деревянное домостроение в будущем.
Марина Егорова: «Мы привыкли мыслить не квадратными...
Карьерная траектория архитектора Марины Егоровой внушает уважение: МАРХИ, SPEECH, Москомархитектура и Институт Генплана Москвы, а затем и собственное бюро. Название Empate, которое апеллирует к словам «чертить» и «сопереживать», не должно вводить в заблуждение своей мягкостью, поскольку бюро свободно работает в разных масштабах, включая КРТ. Поговорили с Мариной о разном: градостроительном опыте, женском стиле руководства и даже любви архитекторов к яхтингу.
Андрей Чуйков: «Баланс достигается через экономику»
Екатеринбургское бюро CNTR находится в стадии зрелости: кристаллизация принципов, системность и стандартизация помогли сделать качественный скачок, нарастить компетенции и получать крупные заказы, не принося в жертву эстетику. Руководитель бюро Андрей Чуйков рассказал нам о выстраивании бизнес-модели и бонусах, которые дает архитектору дополнительное образование в сфере управления финансами.
Василий Бычков: «У меня два правила – установка на...
Арх Москва начнется 22 мая, и многие понимают ее как главное событие общественно-архитектурной жизни, готовятся месяцами. Мы поговорили с организатором и основателем выставки, Василием Бычковым, руководителем компании «Экспо-парк Выставочные проекты»: о том, как устроена выставка и почему так успешна.
Влад Савинкин: «Выставка как «маленькая жизнь»
АРХ МОСКВА все ближе. Мы поговорили с многолетним куратором выставки, архитектором, руководителем профиля «Дизайн среды» Института бизнеса и дизайна Владиславом Савинкиным о том, как участвовать в выставках, чтобы потом не было мучительно больно за бесцельно потраченные время и деньги.
Сергей Орешкин: «Наш опыт дает возможность оперировать...
За последние годы петербургское бюро «А.Лен» прочно закрепило за собой статус федерального, расширив географию проектов от Санкт-Петербурга до Владивостока. Получать крупные заказы помогает опыт, в том числе международный, структура и «архитектурная лаборатория» – именно в ней рождаются методики, по которым бюро создает комфортные квартиры и урбан-блоки. Подробнее о росте мастерской рассказывает Сергей Орешкин.
2023: что говорят архитекторы
Набрали мы комментариев по итогам года столько, что самим страшно. Общее суждение – в архитектурной отрасли в 2023 году было настолько все хорошо, прежде всего в смысле заказов, что, опять же, слегка страшновато: надолго ли? Особенность нашего опроса по итогам 2023 года – в нем участвуют не только, по традиции, москвичи и петербуржцы, но и архитекторы других городов: Нижний, Екатеринбург, Новосибирск, Барнаул, Красноярск.
Александра Кузьмина: «Легко работать, когда правила...
Сюжетом стенда и выступлений архитектурного ведомства Московской области на Зодчестве стало комплексное развитие территорий, или КРТ. И не зря: задача непростая и очень «живая», а МО по части работы с ней – в передовиках. Говорим с главным архитектором области: о мастер-планах и кто их делает, о том, где взять ресурсы для комфортной среды, о любимых проектах и даже о том, почему теперь мало хороших архитекторов и что делать с плохими.
Согласование намерений
Поговорили с главным архитектором Института Генплана Москвы Григорием Мустафиным и главным архитектором Южно-Сахалинска Максимом Ефановым – о том, как формируется рабочий генплан города. Залог успеха: сбор данных и моделирование, работа с горожанами, инфраструктура и презентация.
Изменчивая декорация
Члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023 продолжают рассуждать о том, какими будут общественные интерьеры будущего: важен предлагаемый пользователю опыт, гибкость, а в некоторых случаях – тотальный дизайн.
Определяющая среда
Человекоцентричные, технологичные или экологичные – какими будут общественные интерьеры будущего, рассказывают члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023.
Иван Греков: «Заказчик, который может и хочет сделать...
Говорим с Иваном Грековым, главой архитектурного бюро KAMEN, автором многих знаковых объектов Москвы последних лет, об истории бюро и о принципах подхода к форме, о разном значении объема и фасада, о «слоях» в работе со средой – на примере двух объектов ГК «Основа». Это квартал МИРАПОЛИС на проспекте Мира в Ростокино, строительство которого началось в конце прошлого года, и многофункциональный комплекс во 2-м Силикатном проезде на Звенигородском шоссе, на днях он прошел экспертизу.
Резюмируя социальное
В преддверии фестиваля «Открытый город» – с очень важной темой, посвященной разным апесктам социального, опросили организаторов и будущих кураторов. Первый комментарий – главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова, инициатора и вдохновителя фестиваля архитектурного образования, проводимого Москомархитектурой.
Эдуард Моро и Екатерина Гольдберг: «Методика работы...
Одним из самых заметных проектов редевелопмента 2018 года стал творческий индустриальный кластер «Октава» в Туле. Мы поговорили с руководителями бюро Orchestra Design Эдуардом Моро и Екатериной Гольдберг о специфике работы над общественными пространствами и развитием территорий в нашей стране
Арт-вакцинация города
Очередной «Арт-Овраг» в Выксе продемонстрировал выход на новый, более планомерный и интерактивный уровень работы с городом и его жителями.
Технологии и материалы
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Сейчас на главной
Работа на любой вкус
Новый офис компании Smart Group стал результатом большой исследовательской и проектной работы бюро АРХИСТРА по анализу современных рабочих экосистем, учитывающих разные сценарии использования и форматы деятельности.
Змея на берегу
Деревянная тропа вдоль берега реки Тежу, спроектированная бюро Topiaris, связывает пешеходным и велосипедным маршрутом входящие в агломерацию Большой Лиссабон муниципалитеты Лориш и Вила-Франка-ди-Шира.
Храм тенниса
Павильон теннисного клуба в Праге по проекту Pavel Hnilička Architects+Planners напоминает маленький античный храм с деревянной конструкцией.
Пикник теоретиков-градостроителей на обочине
Руководитель бюро Empate Марина Егорова собрала теоретиков-градостроителей – преемников Алексея Гутнова и Вячеслава Глазычева – чтобы возродить содержательность и фундаментальность профессиональной дискуссии. На первой встрече успели обсудить многое: вспомнили базу, сверили ценности, рассмотрели передовой пример Казанской агломерации и закончили непостижимостью российского межевания. Предлагаем тезисы всех выступлений.
Вопрос сорока процентов: изучаем рейтинг от «Движение.ру»
Рейтингование архитектурных бюро – явление достаточно частое, когда-то Григорий Ревзин писал, что у архитекторов премий едва ли не больше, чем у любой другой творческой специальности. И вот, вышел рейтинг, который рассматривает деловые качества генпроектных компаний. Топ-50 генпроектировщиков многоквартирного жилья по РФ. С оценкой финансов и стабильности. Полезный рыночный инструмент, крепкая работа. Но есть одна загвоздка: не следует ему использовать слово «архитектура» в своем описании. Мы поговорили с автором методики, проанализировали положение о рейтинге и даже советы кое-какие даем... А как же, интересно.
Перспективный вид
Бюро CNTR спроектировало для нового района Екатеринбурга деловой центр, который способен снизить маятниковую миграцию и сделать среду жилых массивов более разнообразной. Архитектурные решения в равной степени направлены на гибкость пространства, комфортные рабочие условия и запоминающийся образ, который позволит претендовать зданию на звание пространственной доминанты района.
МГАХИ им. В.И. Сурикова 2025: часть II
Еще шесть бакалаврских дипломных работ факультета Архитектуры, отмеченных государственной экзаменационной комиссией: объекты транcпортной инфраструктуры, спортивные и рекреационные комплексы, а также ревитализация архитектурного наследия.
По два, по три на ветку. Древолюция 2025
Практикум деревянной архитектуры, упорно и успешно организуемый в окрестностях Галича Николаем Белоусовым, растет и развивается. В этом году участников больше, чем в предыдущем, а тогда был рекорд; и поле тоже просторнее. Изучаем, в какую сторону движется Древолюция, публикуем все 10 объектов.
Малевич и бани, природа и хайтек
Комплекс «Бани Малевича» планируется открыть осенью 2025 года на Рублёво-Успенском шоссе. Проект, разработанный DBA-GROUP под руководством Владислава Андреева – пример нетипичного подхода к образу СПА вообще и бань в частности. Намеренно уклонившись от всех видов аллюзий авторы отдали предпочтение характерным для стримлайна угловым скруглениям, сочетанию дерева с моллированным стеклом – сдержанным современным формам. Как внутри, так и снаружи. Изучаем проект.
Скорее скатерть и бокал!
Спустя много лет заброшенное Конюшенное ведомство в Петербурге наконец дождалось своего часа: по проекту «Студии 44» в этом году должны начаться первые мероприятия по восстановлению и приспособлению здания. И функция, и общий план работ предполагают минимальное изменение комплекса, который сохранил следы трехвековой истории. Все решения обратимы и направлены прежде всего на то, чтобы открыть памятник городу и погрузить его в кипучую светскую жизнь – для этого выбран сценарий культурного центра с выраженной гастрономической составляющей.
Материализация воздушных потоков
Международный аэропорт имени Николая Камова в Томске открылся в конце августа прошлого года. О проекте мы уже рассказывали – теперь рассматриваем реализованное здание. Функциональность усилена в нем символическим подтекстом: архитекторы бюро ASADOV стремились по максимуму отразить в архитектуре местную идентичность.
Смех за портьерой
В Москве открылся театр современной клоунады и стендапа, интерьеры для которого разработало бюро AQ. Сочетание необычного здания и необычной функции трансформировалось в оригинальное дизайнерское решение, главную роль в котором играют фиолетовые драпировки, создающие особую театральную атмосферу.
МГАХИ им. В.И. Сурикова 2025: часть I
Представляем шесть бакалаврских дипломных работ факультета Архитектуры, посвященных крупным культурным центрам и научным комплексам. Все работы основаны на предпроектных исследованиях, которые проводились в рамках преддипломной практики. Два объекта спроектированы для Болгарии и Албании, еще четыре – для Палеха, Махачкалы, Москвы и Краснодара.
Внутренние ценности
Что думают о развитии интерьерного дизайна в России самые успешные и именитые архитекторы и дизайнеры? Чем они гордятся, чем восхищаются, к чему стремятся? Как выстраивают работу и как оценивают путь, проделанный отраслью за прошедшие годы? Представляем ответы 14 архитекторов из 13 бюро, и пусть вас не смущает «несчастливое» число :)
Интерьер как архитектурная задача
Запускаем новый специализированный раздел – Интерьер. Он будет служить площадкой для публикаций общественных интерьеров, включая офисы – преимущественно реализованных. А также местом для обмена мнениями, экспертизой и информацией о новых технологических решениях. Читайте анонс раздела, ищите кнопку Интерьер – она скоро появится в меню сайта.
Всё по плану
Международная премия THE PLAN Award объявила короткие списки финалистов. В пяти различных номинациях присутствуют реализованные проекты российских бюро – сейчас за них можно проголосовать, чтобы увеличить шансы на получение приза зрительских симпатий. Некоторые, как музей «Коллекция» бюро СПИЧ уже успели отметиться в других серьезных премиях, другие менее известны – предлагаем познакомиться.
Развитие и благоустройство глазами участников Летней...
В июле завершилась Летняя архитектурная школа 2.0 Санкт-Петербурга и Ленинградской области. В этом году она проводилась уже во второй раз и включала четыре проекта по развитию и благоустройству территорий деревни Низино. Знакомим с работами победителей.
Сжатие для развития
Мастер-план Воркуты, разработанный под руководством архитектурного бюро RTDA, стал ответом на резкое сокращение населения и упадок городской среды. Проект опирается на «регулируемое сжатие» – уплотнение структуры города с акцентом на благоустройство, экологию и вовлечение местных жителей.
Ностальгия – наше все
Совсем недавно московский бомонд обрел новую точку притяжения – возрожденный Дом творчества Переделкино. И вот уже популярная культурная институция начала обрастать необходимой инфраструктурой, в том числе коворкингом, чей интерьер cпроектирован бюро Blockstudio с большим уважением к памяти места.
Константин Трофимов: «Нас отсеяли по формальному...
В финал конкурса на концепцию вестибюля станции метро «Лиговский проспект-2» вышло 10 проектов, 2 самостоятельно снялись с дистанции, а еще 11 не прошли конкурс портфолио, который отсекал участие молодых или иногородних бюро. Один из таких участников – «Архитектурная мастерская Трофимовых», главный архитектор которой четыре года работал над проектом Высокоскоростной железнодорожной магистрали, но не получил шанса побороться за вестибюль станции метро. О своем опыте и концепции рассказал руководитель мастерской Константин Трофимов.
Мерцающий дизайн
Как добиться максимального впечатления, используя минимум выразительных средств? Над этой задачей трудятся многие поколения архитекторов и дизайнеров-минималистов. Но студия SERDYUK пошла своим путем, создав компактную кофейню, облик которой собирается из самого простого набора элементов, но воспринимается как волшебная шкатулка.
Чикагские лауреаты 2025
Премия International Architecture Award подвела итоги: в этом году отмечено рекордное количество проектов от российских архитекторов. Коротко рассказываем о победителях номинаций и работах, удостоенных почетного упоминания.
Полотно на веревке
Вилла Casa de Linho, построенная по проекту бюро Tetro на окраине Белу-Оризонти, романтизированно изображает профессиональную деятельность заказчицы-модельера.
Изначальная материя
В интерьерах лобби жилого комплекса FØRST бюро WALL смогло развернуть общую концепцию в неожиданном направлении: через соединение брутальных ортогональных форм с природными материалами, создав ассоциации с северной природой, скалами и сосновым лесом.
Тайга во дворе
В тюменском жилом комплексе «Сердце Сибири» по проекту АБ «Вещь!» благоустроены дворы «Южная тайга» и «Северная тайга», а также бульвар «Тропа Сибири». Малые архитектурные формы отсылают к Тунгусскому метеориту и медвежьей берлоге, активная геопластика помогает усложнить пространство и маршруты.