Свят Мурунов: «Наша цель – научить жителей самих решать проблемы двора»

Программу «Арт-Двор» фестиваля «Арт-Овраг» вот уже два года курирует Святослав Мурунов. Мы задали ему вопросы о специфике программы, ее успехах и неудачах, и о том, что могут и чего хотят жители Выксы.

Елена Петухова

Беседовала:
Елена Петухова

mainImg
Каковы функции куратора и в чем состоит твоя программа «Арт-Дворы» в Выксе?

Свят Мурунов:
Моя задача – вовлечь жителей города в реальные изменения среды. Вместе с коллегами, Михаилом Приемышевым​ и Юрием Панькив, которые выступили со-кураторами, мы разработали программу, базирующуюся на идеологии Вячеслава Леонидовича Глазычева и технологии социального проектирования. Суть нашего подхода в конструировании субъекта – сообщества жителей или группы сообществ, – через рефлексию, с передачей компетенций самоорганизации на реальных примерах. Эта технология, разработанная Центром прикладной урбанистики, на наш взгляд, более эффективна, чем соучаствующее проектирование, особенно с учетом задач, которые были поставлены перед нами организаторами фестиваля «Арт-Овраг», поскольку позволяет выстроить четкую последовательность: от создания субъектов к формированию ими позиции и ее реализации. Необходимо использовать разные подходы к вовлечению, но нужен их профессиональный анализ и критика​ с учетом специфики контекста.
Святослав Мурунов, урбанист и социальный проектировщик ©ЦПУ
Исследование города Выкса. Первый этап программы. 2017 Фотография: Антон Акимов

Программа «Арт-Дворы» была начата в 2014 году. За прошедшее время стали очевидны как ее позитивные результаты, так и ряд просчетов в методике реализации. Судя по отношению жителей к выполненным в предыдущие годы дворам, они не воспринимали их как результат совместной работы. Полномасштабного вовлечения не произошло. Нас пригласили войти в фестивальную команду, чтобы изменить ситуацию и вывести проект «Арт-Дворы» на новый уровень.

Предложенная нами программа включала несколько ключевых этапов: городские исследования, определение реальных запросов и реальных активистов, обучение жителей навыкам анализа, формирование групповых инициатив и сообществ активистов, реализации тестовых площадок и запуска локальных стратегий. Мы убеждены, развитие – это приоритет местных жителей, а локальная идентичность – ключевой ресурс. Нужно помочь жителям реализовать самостоятельные проекты, но, ни в коем случае, не делать за них всю работу.
Исследование и города Выкса. Первый этап программы. 2017 Фотография: Антон Акимов
Исследование города Выкса. Первый этап программы. Воркшоп по разработке ТЗ. 2017 ©ЦПУ


Как можно оценить промежуточные результаты вашей работы? Что удалось сделать за два года, а что не получилось?

В течение первого года мы сосредоточились на анализе существующей ситуации в городе и на подготовке к выходу на техническое задание по дворам. Начали с градостроительного анализа и запустили анкету горожанина.
Команда ЦПУ. Первый этап программы. 2017 Фотография: Антон Акимов
Исследование и анкетирование горожан. Первый этап программы. 2017 Фотография: Антон Акимов


Эксперты сети ЦПУ провели несколько экспедиций и воркшопов с жителями. В этих исследованиях участвовали прежде всего социологи – Мария Леонтьева, Мария Чернова, Юрий Панькив, архитекторы – Алиса Баранникова, Михаил Приемышев, Валентина Григорьева, дизайнер Полина Фокина и фотограф Антон Акимов, который сделал серию фоторепртажей о состоянии выксунских дворов:
Двора-хутора, Двора-крепости, двора на Пирогова, 7, двора в 52-й «Оранжевом квартале», двора на Юбилейном, 11.
Исследование города Выкса. Первый этап программы. Двор в 52-й «Оранжевом квартале» 2017 Фотография: Антон Акимов


Наши социологи исследовали жизнь дворов, проводили глубинные интервью с активистами, выявленными при помощи анкет, публикаций в СМИ и просто через разговоры на улицах. Мы организовывали встречи с жителями, а также проводили воркшопы, на которых мы учили горожан анализировать данные, координировать усилия и вырабатывать коллегиальное решение. В процессе нашей работы с местными жителями родилась технология «Паспорт двора» – общедоступного документа, в котором информация о различных параметрах двора аккумулируется самими жителями.
Исследование города Вакса. Первый этап программы. 2017 Фотография: Антон Акимов

Диапазон использованных технологий включал: полевые исследования (метод рамок/метод социальных сценариев/двор как текст и другие), а также культурное картирование – эта методика позволяет определить, какие базовые уклады есть в городе и в каком виде они представлены. Например, оказалось, что для выксунцев больше значение имеют уникальные крылечки у частных домов и такие раритеты, как выбивалки для ковров. На основе собранной информации была подготовлена лекция-рефлексия «Выбивалка для ковров – как культурный код Выксы».
Исследование и города Выкса. Культурный код – выбивалка для ковров. Первый этап программы. 2017 Фотография: Антон Акимов

При достаточно сильном сближении с местными жителями мы декларировали и четко следовали главной установке: «Вы живете здесь – мы приехали на время. Если вы хотите что-то изменить – мы можем вас научить, но делать за вас ничего не будем». Только так можно было сломать стереотип, появившийся после первых арт-дворов, что придут «добрые дяди» и все сделают сами, даже если местным это не понравится.

Впрочем, мы нашли для себя новую роль. Встречи с жителями, обсуждения на воркшопах, разговоры во дворах натолкнули нас с Михаилом Приемышевым и Антоном Акимовым на идею «Городской мастерской» – микропавильона, выполняющего роль мультифункциональной зоны и акцента, обозначающего место, где идет креативный процесс.
Визуализация павильона «Городская мастерская». Архитектор Михаил Приемышев. ©ЦПУ
Проект павильона «Городской мастерской», 2017 ©ЦПУ


На «Арт-Овраге» в 2017 мы его построили и в течение трех дней в нем кипела бурная деятельность (фото и видео тут), результатом которой стали ТЗ на дворы. Все делали сами жители. Каждый мог выбрать себе роль по душе: архитектора, модератора, режиссера, музыканта, художника, дизайнера, столяра; и каждый день начинался с обмена новостями и генерации идей. Это был потрясающий опыт реализации через совместное творчество, генерацию идей и их моментальное воплощение. К Мастерской подтянулись местные музыканты, поэты, реконструкторы и хендмейдеры, которым в прошлые годы на фестивале не находилось места. А в Мастерской они почувствовали себя вовлеченными и значимыми. Могу сказать, что «Городская мастерская» стала главным достижением и сильнейшим переживанием первого года нашей программы.

Еще из успехов первого года нужно отметить сложившееся сообщество городских активистов, например, в микрорайоне Дружба, 29 образовался клуб молодых семей, которые не стали ждать программы, а сами начали благоустраивать свой двор и помогать многодетным семьям.
Идет строительство двора в Микрорайоне «Дружба». 2018 Фотография: Свят Мурунов

К неудачам первого года я отношу так и не законченное комплексное исследование города. Несмотря на то, что мы его долго планировали и обсуждали и с кураторами и с администрацией города, реализовать его в полном объеме пока не получилось.

Вторая системная неудача – все ТЗ по дворам, которые мы собрали совместно с жителями, в итоге, не вошли в программу «Комфортная городская среда» – хотя изначально цели были именно такие. Причина простая – не было денег на рабочий проект по уникальным ТЗ и сроки, установленные Минстроем, были крайне сжатые. Но это было ожидаемо и в какой-то степени полезно, так как дало возможность протестировать систему на готовность к реальным изменениям.

Над чем команда вместе с жителями работала в 2018 году?

В этом году был выбран четкий и адресный подход. Мы продолжили работу с теми дворами и сообществами, кто начал с нами сотрудничать еще в 2017 году и был готов к самостоятельным действиям. После «Городской мастерской» мы придумали формат «Мобильной мастерской» и запланировали креативный рейд по нескольким дворам. Финансирование покрывало пять проектов, которые мы отобрали из дворов-участников предыдущих мероприятий.

С начала 2018 года мы проехали по каждому двору, обновили аналитические данные, собрали всех активных жителей в резиденции и обсудили с ними график, формат и технологию: строят только жители – мы консультируем/помогаем. Мы предоставляем за счет фестиваля основные ресурсы. Все, чего не хватает – жители докупают все сами. Обязательное условие – участие разных социальных и возрастных групп. Решения принимаются путем коллективного обсуждения и на основе полного консенсуса.
Маршрут «Мобильной мастерской». 2018 ©ЦПУ
Идет строительство двора на Красной площади. 2018. Фотография: Зоя Рюрикова


В мае прошел наш марафон. «Мобильная мастерская» в походном составе из Михаила Приемышева и меня, а также Юрия Панькив и Виталия Офицерова из нижегородского ЦПУ переезжала из одного двора в другой, задерживаясь в каждом на пару-тройку дней. С утра до вечера шла стройка-общение-самовар, футбол или баскетбол после стройки, испытание объектов, полив цветов. Все объекты проектировались и возводились «на лету» – прежние наработки адаптировали и улучшали на месте, тут же обсуждали и решали вопросы безопасности и варианты дополнительных функций. Полный фотоотчет можно посмотреть здесь.
Идет строительство трибуны-коворкинга на Футбольной площади. 2018 © Виртуальная Выкса wyksa.ru
Идет строительство трибуны-коворкинга на Футбольной площади. 2018 © Виртуальная Выкса wyksa.ru
Идет строительство двора в Микрорайоне «Дружба». 2018 Фотография: Свят Мурунов


Самое приятное – практически каждый двор сформировал дружное сообщество, которое показало свою дееспособность в принятии решений, распределении нагрузки, совместной работе и отдыхе. После окончания работы жители сообща принимали решение – брать ли на баланс новые объекты и что с ними делать дальше. Обсуждали вопросы эксплуатации, бюджетного финансирования – может быть впервые люди задумались о том, как может и должна работать система местного самоуправления.
Идет строительство двора в Микрорайоне «Дружба». Фотография: Свят Мурунов
Идет строительство объектов во дворе на улице Академика Королева. 2018. Фотография: Михаил Приемышев


Из суперплюсов – активное участие детей и подростков, которые стали равноправными участниками проекта, предлагали свои идеи и обсуждали их в общем кругу. В Выксе есть своя специфика – большинство мужчин работают посменно на заводах и не могли принять активное участие в наших Мастерских. Поэтому пришлось строить двор, в основном, с подростками и с 2-3 мужчинами, которые пришли со смены и не очень устали. Где-то были женские дворы, где-то мужские, но везде активными участниками была молодежь и дети. Было очень приятно видеть, как они с азартом работали, позабыв про телефоны и гаджеты. Как в «Томе Сойере», у нас стояла очередь шлифовать и красить. Подростки успевали спросить и про профессии, в том числе, как поступить в МАРХИ. Оказывается, несмотря на Интернет и обилие информации, у них полная растерянность по жизненным стратегиям. Мы для себя сделали пометку, что обязательно нужно приехать в августе и сделать с ними печу-кучу по новым профессиям.
Идет строительство двора в Микрорайоне «Дружба». Фотография: Свят Мурунов
Идет строительство баскет-апа во дворе на улице Академика Королева. 2018. Фотография: Михаил Приемышев
Будет новый забор. 2018 © Виртуальная Выкса wyksa.ru


Основной плюс – реальное вовлечение жителей и реализация уникальных по форматам проектов. Например, на Футбольной площади мы построили трибуну-коворкинг, на Красной площади – баскет-ап, а на Дружбе – сцену со сложным ландшафтом. Удалось запустить отношения между дворами – жительница одного из дворов подарила саженцы дубов из своего питомника всем остальным дворам, еще один житель помог нам организовать чаепития с самоваром и таких примеров было немало.
«Городская мастерская» и самовар на Футбольной площади. 2018 © Виртуальная Выкса wyksa.ru


Из минусов нужно отметить неудачу с вовлечением городских служб в работу во дворах. Исходя из нашего главного принципа – все делают сами жители – они же и должны были писать письма в Управы. Мы подготовили для них формы, но люди настолько не верят в отклик сверху, что даже и не стали пытаться. Хотя ряд депутатов, особенно депутат от поселка «Дружба», который стал душой всего процесса, поддержали проект.
Окончание строительства двора в Микрорайоне «Дружба». 2018. Фотография: Михаил Приемышев
Кинотеатр под открытым небом во дворе в Микрорайоне «Дружба». 2018. Фотография: Михаил Приемышев


Какие еще специфические особенности Выксы как города и как места проведения фестиваля можно отметить?

Выкса – это слобода, город-завод. Вся система координат и все культурные коды в городе завязаны на заводскую историю. Выкса живет в ритме завода, но ландшафт у города сложнее, многообразнее. Вот уже восемь лет как фестиваль «Арт-Овраг» стал частью городской культуры, но жители воспринимают его в основном с прагматических позиций, как возможность что-то получить для себя, заработать или сэкономить. С этим связаны те ошибки, которые имели место с первыми дворами. Эта инициатива была встречена горожанами с максимальным доверием и надеждой, а в итоге превратилась в подарок-халяву от завода и породила социальное неравенство между жителями разных дворов. Только в последние годы заметны изменения в этой ситуации, начали формироваться группы горожан, готовых серьезно разбираться, что такое город, и что такое фестиваль в нем, и как они с друг другом связаны. Эту тенденцию можно и нужно развивать.
Идет строительство двора в Микрорайоне «Дружба». 2018. Фотография: Свят Мурунов

Завод, выделяющий на фестиваль ресурсы, пока не достаточно глубоко чувствует и понимает город, для которого фестиваль может и должен стать триггером новой, не связанной с заводской традицией, культуры. А для этого в программе фестиваля необходимы проекты и программы, которые напрямую связаны с созданием и развитием локальных сообществ, местных центров общения и культуры. Для этого не нужны большие бюджеты. Изменения начинаются, когда к организации событий подключаются местные активисты, которые интуитивно чувствуют запрос горожан и могут ответить на него, используя компетенции сторонних менеджеров и кураторов. Примером может служить «Артемоффест» в Урюпинске, который показал, как без больших бюджетов и суперзвезд можно запускать городские изменения.

Что будет с программой «Арт-Дворы» дальше? Что планируется сделать к следующему фестивалю?

Разработанная нами программа рассчитана на три года и заключительный этап органично продолжит начатые изменения. Если в первый год мы изучали ситуацию, во второй – экспериментировали, то на третий мы запланировали распространение полученного опыта на как можно более широкую аудиторию. Мы планируем провести в Выксе «Школу дворов», чтобы научить всех желающих формировать сообщества и коллегиально разрабатывать ТЗ. С теми пятью дворами, которые были построены в этом году, мы собираемся выйти на рабочие проекты, а также хотим внедрить технологии «умного двора», включающие адаптивное освещение, системы безопасности и автоматический полив. Нужно разработать вместе с жителями коммерческий функционал и программу событий для каждого двора. Нужно институализировать дворовые сообщества, создав на их основе ТОС или НКО. Нужно настроить работу с местной администрацией, управляющими компаниями и депутатами. Я готовлю образовательную программу «Депутат 2.0.» и хочу обкатать ее в Выксе. Кроме того, местные предприниматели заинтересовались форматом «Городской мастерской» как бизнесом, а местные дизайнеры думают над созданием креативного кластера как кооперации разных специалистов по аналогии с Мастерской.

Одновременно мы с Михаилом Приемышевым и командой ЦПУ запускаем сервис «Двор по запросу», где будем делиться технологиями, проектами и примерами объектов «Городской мастерской». Будем готовить команды под подобные проекты в других городах. В качестве презентации планируем продемонстрировать технологию проектирования в формате Мастерской на фестивале «Зодчество 2018».
 

02 Июля 2018

Елена Петухова

Беседовала:

Елена Петухова
comments powered by HyperComments
Похожие статьи
Феликс Новиков: «Я никогда не предлагал заказчику...
Большое и очень увлекательное интервью с Феликсом Новиковым. О репрессированных родителях, погибшем брате, о переходе от классики к модернизму, об авторстве и соавторстве, о том, как обойти ограничения. По видео связи в Zoom, Hью-Йорк – Рочестер, штат Нью-Йорк, 16-17 Августа, 2021.
Авторский надзор: мытьем да катаньем
Разговор на АрхПароходе 2021 со Стасом Горшуновым: о том, как ему удается добиваться качественной реализации проектов, какие проблемы приходится решать, когда жертвовать гонораром, а когда идти на компромиссы.
ADM 2006–2021
В новой книге-портфолио ADM architects, посвященной 15-летию бюро, 37 проектов, все реализованные или строящиеся. Публикуем интервью с главой бюро Андреем Романовым и сообщаем, что теперь книгу можно купить на ozon.
Видео-разговор об архитектурной атмосфере
В первые дни января 2021 года Елизавета Эбнер запустила @archmosphere.press – проект об архитектуре в Instagram, где она и другие архитекторы рассказывают в видео не длинней 1 минуты об 1 здании в своем городе, в том числе о своих собственных проектах. Мы поговорили с Елизаветой о ее замысле и о достоинствах видео для рассказа об архитектуре.
Сергей Чобан: «Я считаю очень важным сохранение города...
Задуманный нами разговор с Сергеем Чобаном о высотном строительстве превратился, процентов на 70, в рассуждение о способах регенерации исторического города и о роли городской ткани как самой объективной летописи. А в отношении башен, визуально проявляющих социальные контрасты и создающих много мусора, если их сносить, – о регламентации. Разговор проходил за день до объявления о проекте «Лахта-2», так что данная новость здесь не комментируется.
Энди Сноу: «Моя цель – соединить в архитектуре рациональное...
Английский архитектор Энди Сноу стал главным архитектором проектной компании GENPRO. Постройки Энди Сноу в Великобритании, выполненные в составе известных бюро, отмечены международными наградами. В России архитектор принимал участие в проектировании БЦ «Фабрика Станиславского», ЖК iLove и БЦ AFI2B на 2-й Брестской. Энди Сноу сравнил строительную ситуацию в России и Великобритании и поделился своим видением архитектурных перспектив России.
Бюро Никола-Ленивец: «Мы не решаем проблемы, а раскрываем...
Иван Полисский и Юлия Бычкова, управляющие партнеры Бюро Никола-Ленивец – о том, какие проблемы решает социокультурное проектирование, как развивать территории с помощью искусства и почему нельзя в каждом регионе создать свой Никола-Ленивец.
Сергей Скуратов: «Небоскреб это баланс технологий,...
В марте две башни Capital towers достроили до 300-метровой отметки. Говорим с автором самых эффектных небоскребов Москвы: о высотах и пропорциях, технологиях и экономике, лаконизме и красоте супертонких домов, и о самом смелом предложении недавних лет – башне в честь Ле Корбюзье над Центросоюзом.
«Коралловый цветок»
Foster + Partners и девелопер TRSDC разрабатывают масштабный курортный проект на побережье Красного моря в Саудовской Аравии. Об одном из его составляющих, комплексе Coral Bloom, нам рассказали Джерард Эвенден из Foster + Partners и генеральный директор TRSDC Джон Пагано.
Архитектура без истории и без теории?
На днях стало известно о планах радикальной реогранизации НИИ теории и истории архитектуры и градостроительства (НИИТИАГ) – единственного исследовательского института страны с таким профилем. Сотрудников, по слухам, планируют сократить в 7-8 раз. Мы поговорили с Дмитрием Швидковским, Андреем Боковым, Елизаветой Лихачевой, Андреем Баталовым – о том, чем ценен Институт и почему его все же надо сохранить.
Двадцатый год, нелегкий: что говорят архитекторы
Тридцать архитекторов – о прошедшем 2020 годе, перипетиях, плюсах и минусах «удаленки», новых проектах, постройках и других профессиональных событиях, выставках и результатах конкурсов. Также говорим о перспективах закона об архитектурной деятельности.
Григориос Гавалидис: «Запрос на качественную архитектуру...
Бюро, которое очень быстро, за 5-6 лет, выросло от 3 до 50 архитекторов и теперь работает с крупными ЖК и значительными мастер-планами «городов-спутников» Подмосковья. Основано греком из города Салоники. Григориос Гавалидис считает скучной работу с частными домами на островах, говорит по-русски как москвич и мечтает сделать московскую городскую среду комфортной, разнообразной и безопасной – как в Греции.
Владимир Григорьев: «Панельная застройка везде одинакова,...
В Санкт-Петербурге стартовал открытый конкурс «Ресурс периферии», участникам которого предлагается разработать концепцию повышения качества среды жилых кварталов 1970-1990-х годов. Выясняем подробности у главного архитектора города.
Андрей Асадов: «На концептуальном этапе надо сразу...
Исследуем главный витраж саратовского аэропорта «Гагарин», составленный из стеклопакетов, наклоненных под углом и образующих «воронку» над входом. Обсуждаем особенности витражных конструкций, а также поиск технологии, которая позволит реализовать красивое архитектурное решение, не пожертвовав надежностью и стоимостью объекта.
Виталий Лутц: «Работа над ЗИЛом была очень интересна...
Недавно Архсовет в неформальном режиме обсудил мастер-план территории ЗИЛ-Юг, разработанный на основе ППТ Института Генплана, утвержденного в 2016 году. Об истории и особенностях проектов 2011-2017 рассказывает их непосредственный участник и руководитель.
Архитектор в девелопменте
Девелоперские компании берут в команду архитекторов, а порой создают целые архитектурные подразделения внутри своей структуры: о роли, значении, возможностях архитектора в сфере девелопмента Архи.ру и Институт «Стрелка», изучающий эту непростую тему в течение года, поговорили с архитекторами, которые работают в девелопменте, и другими специалистами.
Новый опыт: истории четырех бюро
Беседуем с архитекторами, которые долгое время были заняты в сфере дизайна интерьеров, индивидуального жилого строительства и инсталляций, но недавно реализовали свой первый крупный объект: Faber Group с вокзалом в Иваново, Павел Стефанов и Ольга Яковлева с крематорием в Воронеже, Архатака с ТЦ Галерея SM в Петербурге и Хора с реконструкцией Национальной библиотеки Татарстана.
Москомархитектура: итоги года. Часть I
Шесть коротких интервью: с Никитой Токаревым, Кириллом Теслером, Сергеем Георгиевским, Николаем Переслегиным, Филиппом Якубчуком и основателями бюро ARCHSLON Татьяной Осецкой и Александром Саловым.
Амир Идиатулин: «Главное – объект должен быть тебе...
IND architects стали ньюсмейкерами завершающегося года: выиграли два иностранных конкурса, поучаствовали в трех международных консорциумах, завершили реконструкцию здания первого детского хосписа в Москве для фонда Нюты Федермессер. Основатель и руководитель бюро Амир Идиатулин – об основных принципах работы: самым важным архитекторы считают увлеченность темой, стремятся к универсальности, с жюри и заказчиками не заигрывают, стоимость работы рассчитывают по человеко-часам.
Юлий Борисов: «Мы должны быть гибкими, но не терять...
Особенность развития архитектурной компании UNK project – в постоянном поэтапном росте и спланированном изменении структуры. Это тяжело, но эффективно. Юлий Борисов рассказал нам о недавней трансформации компании, о ее сформулированных ценностях и миссии, а также – о пользе ТРИЗ для конкурсной практики, личностном росте и сложностях роста бюро, параллелизме рационального расчета и иррационального творчества, упорстве и осознанности.
ATRIUM: «Один довольный заказчик должен приносить тебе...
Вера Бутко и Антон Надточий, известные 20 лет назад смелыми проектами интерьеров и частных домов, сейчас строят большие жилые районы в Москве, участвуют в конкурсах наравне с западными «звездами», активно работают со значительными проектами не только в России, но и на постсоветском пространстве. Мы поговорили с архитекторами об их творческом пути, его этапах и истории успеха.
Эдуард Моро и Екатерина Гольдберг: «Методика работы...
Одним из самых заметных проектов редевелопмента 2018 года стал творческий индустриальный кластер «Октава» в Туле. Мы поговорили с руководителями бюро Orchestra Design Эдуардом Моро и Екатериной Гольдберг о специфике работы над общественными пространствами и развитием территорий в нашей стране
Арт-вакцинация города
Очередной «Арт-Овраг» в Выксе продемонстрировал выход на новый, более планомерный и интерактивный уровень работы с городом и его жителями.
Технологии и материалы
Клинкерная брусчатка Penter: универсальное решение для...
Природная естественность – вот главная характеристика эстетических качеств клинкерной брусчатки Penter. Действительно, она изготавливается из глины без добавления искусственных красителей, а потому всегда органично смотрится в любом ландшафте. В сочетании с лаконичной традиционной формой это позволяют применять ее для самого широкого спектра средовых разработок – от классицизирующих до новаторских.
Долина Муми-троллей
Компания «Новые Горизонты» представила тематические площадки, созданные по мотивам знаменитых историй Туве Янссон и при участии законных правообладателей: голубая башня, палатка, бревно-тоннель и другие чудеса Муми-Долины.
Секреты городского пейзажа
В творчестве известного архитектора-неоклассика Михаила Филиппова мансардные окна VELUX используются практически во всех проектах, начиная с его собственной квартиры и мастерской и заканчивая монументальными ансамблями в центре Москвы и Тюмени. Об умном применении мансардных окон и их связи с силуэтом городских крыш мастер дал развернутый комментарий порталу archi.ru.
Золотисто-медное обрамление
Откосы окон и входные порталы, обрамленные панелями из алюминия Sevalcon, завершают и дополняют архитектурный образ клубного дома «Долгоруковская 25», построенного в неорусском стиле рядом с колокольней Николая Чудотворца.
Как защитить деревянную мебель в доме и на улице: разновидности...
Деревянные изделия ручной работы не выходят из моды, а потому деревянную мебель используют как в интерьерах, так и для оборудования уличных зон отдыха. В этой статье расскажем, как подобрать оптимальный защитный состав для деревянных изделий.
Русское высотное
Последние несколько лет в России отмечены новой волной интереса к высотному строительству, не просто высокоплотному, а именно башням. Об одной из них известно, что ее высота будет 703 м, что вновь претендует на европейский рекорд. Но дело, конечно, не только в высоте – происходит освоение нового формата: башен на стилобате, их уже достаточно много. Делаем попытку систематизировать самые новые из построенных небоскребов и актуальные проекты.
Чувство города
Бизнес-парк «Ростех-Сити» построен на Северо-Западе Москвы. Разновысотная застройка, облицованная затейливым клинкерным кирпичом разнообразных миксов Hagemeister, придаёт архитектурному ансамблю гуманный масштаб традиционного города.
Великолепный дизайн каждой детали – Graphisoft выпускает...
Обновления версии отвечают пожеланиям пользователей и обеспечивают значительные улучшения при проектировании, визуализации, создании документации и совместной работе в Archicad, BIMx и BIMcloud, что делает Archicad 25 версией, как никогда прежде ориентированной на пользователя
Стильная сантехника для новой жизни шедевра русского...
Реставрация памятника авангарда – ответственная и трудоемкая задача. Однако не меньший вызов представляет необходимость приспособить экспериментальный жилой дом конца 1920-х годов к современному использованию, сочетая актуальные требования к качеству жизни с лаконичной эстетикой раннего модернизма. В этом авторам проекта реставрации помогла сантехника немецкого бренда Duravit.
Кирпич Terca из Эстонии – доступная европейская эстетика
Эстонский кирпич соединяет в себе местные традиции и высокотехнологичное производство мирового уровня под маркой Wienerberger. Технические преимущества облицовочного кирпича Terca особенно ценны в нашем северном климате – благодаря им фасады не потеряют своих эстетических качеств, а постройки будут долговечными.
Прочные основы декора. Методы Hilti для крепления стеклофибробетона
Методы HILTI позволяют украшать фасад сложными объемными формами, в том числе карнизами, капителями, кронштейнами и узорными панелями из стеклофибробетона, отлично имитируя массивные элементы из натурального камня и штукатурки при сравнительно меньшем весе и стоимости.
Дайте ванной право быть главной!
Mix&Match – простой и понятный инструмент для создания «журнального» дизайна ванной комнаты. Воспользуйтесь концепцией от Cersanit с десятками комбинаций плитки и керамогранита разного формата, цвета и фактуры для трендовых интерьеров в разных стилях. Идеально подобранные миксы гармонично дополнят вашу идею и помогут сократить время на создание проекта.
Современная архитектура управления освещением
В понимании большинства людей управлять освещением – это включать, выключать свет и менять яркость светильников с помощью настенных выключателей или дистанционных пультов. Но управление освещением гораздо глубже и масштабнее, чем вы могли себе представить.
Чистота по-австрийски
Самоочищающаяся штукатурка на силиконовой основе Baumit StarTop – новое поколение штукатурок, сохраняющих фасады чистыми.
Кто самый зеленый
14 небоскребов из разных частей света, которые достраиваются или планируются к реализации: уже не такие высокие, но непременно энергоэффективные и поражающие воображение.
Сейчас на главной
Длинный дом
Общественный центр по проекту бюро smartvoll должен вернуть оживление в сердце австрийской деревни Гросвайкердорф.
Архитектура СССР: измерение общее и личное
Новая книга Феликса Новикова «Образы советской архитектуры» представляет собой подборку из 247 зданий, построенных в СССР, которые автор считает ключевыми. Коллекция сопровождается цитатами из текстов Новикова и других исследователей, а также очерками истории трех периодов советской архитектуры, написанными в жанре эссе и сочетающими объективность с воспоминаниями, личный взглядом и предположениями.
От импрессионизма до фотореализма
В галерее Catacomba в Малом Власьевском переулке до 29 сентября открыта выставка рисунков студентов МАРХИ. Преподаватели отбирали неформальные креативные работы разных направлений. Публикуем несколько рисунков с выставки.
Контекст и детали
Финалистов премии Стерлинга-2021, британского «здания года», объединяет внимание к деталям и контексту – как и претендентов на награды RIBA за лучшие жилье и малый проект начинающего архитектора. Публикуем все три «коротких списка».
От ЗИМа до -изма
В Самаре 13 сентября торжественно, в сопровождении перформанса, спонсированного Сбербанком, была презентована общественности реставрация здания фабрики-кухни, нового филиала Третьяковской галереи. Вашему вниманию – репортаж о промежуточных, но уже вполне значительных, результатах реставрации памятника авангарда.
Печатные, но наполовину
В Техасе выставили на продажу дома, возведенные при помощи 3D-принтера. Приобрести высокотехнологичное жилище можно за 745 000 долларов.
Шкала времени Кумертау
Проект-победитель конкурса Малых городов: с помощью малых форм архитекторы рассказывают историю возникшего на буроугольном разрезе поселения, активируют центральную улицу и готовят почву для насыщенной социальной жизни.
Дерево живет и регулярно побеждает
Невзирая на вирусы и прочих короедов современная русская деревянная архитектура демонстрирует чудеса выживаемости. Определен шорт-лист премии АРХИWOOD – 12-й по счету. Куратор премии Николай Малинин представляет финалистов.
Buena vista
Проект частного дома в Подмосковье архитектор Роман Леонидов назвал Buena Vista, то есть хороший вид по-испански. И действительно, великолепный вид откроется не только из дома с бельведером, стоящего на возвышении, но и сама вилла на холме предназначена для созерцания из партера парка. В общем, буэна виста и бельведер, с какой стороны ни посмотреть.
Кирпичный текстиль
На фасадах офисного здания по проекту Make Architects в Солфорде – кирпичная кладка, имитирующая традиционные для этого города ткани.
Большая Астрахань live
Гибкое улучшение связности территорий, развитие полицентричности, улучшение качества жизни, экологичные инновации – все эти решения проекта-победителя конкурса на мастер-план Астраханской агломерации, разработанного консорциумом под руководством Института Генплана Москвы, основаны на синтезе профессиональных аналитических инструментов, позволяющих оценивать последствия решений в динамике, и общения с жителями города.
Архив архитектуры
В Музее архитектуры открылась выставка «Профессия – реставратор», первая из экспозиций, приуроченных к будущему юбилею. Нетрадиционная тема позволяет показать работу не самых заметных, но очень важных для музея людей – тех, кто восстанавливает предметы и готовит их к хранению и показу.
Вода для жизни
Пятый, а значит юбилейный по счету форум «Среда для жизни» прошел в Нижнем Новгороде сразу после юбилейных торжеств, посвященных 800-летию города, и стал, в сущности, частью празднования. В то же время среди показанных проектов лидировали решения, связанные с временно затопляемыми территориями, что можно признать одной из актуальных тенденций нашего времени.
Градсовет Петербурга 8.09.2021
Градсовет рассмотрел новый вариант перестройки станции метро «Фрунзенская»: проект от московских архитекторов, Единый диспетчерский центр и противоречивый традиционализм.
Медовая горка
Проект-победитель конкурса Малых городов для города Куртамыш: террасированный парк, который дает возможность по-новому проводить досуг
Традиции орнамента
На фасаде павильона для собраний по проекту OMA при синагоге на Уилшир-бульваре в Лос-Анджелесе – узор, вдохновленный оформлением ее исторического купола.
Кочевники и пряности
Два проекта павильона ресторана катарской кухни, который мог появиться в Экспофоруме: не отработанный в Петербурге формат временной архитектуры, способный пропустить в город более смелые решения.
Магистры ЯГТУ 2021: «Тени забытых предков»
Работы выпускников кафедры архитектуры Ярославского государственного технического университета: анализ сталинской архитектуры, возвращение к жизни города-призрака, актуализация советских гаражей и маршрут по исправительно-трудовому лагерю.
Домики в кронах
Свайные гостевые домики по проекту бюро aoe обеспечивают постояльцам близость к природе и уединение.
Дерево с удостоверением
Объявлены финалисты премии за постройки из сертифицированной древесины WAF 2021. Среди них: самое крупное CLT-здание в США, микро-библиотека в Индонезии, офисный комплекс в Сиднее и киоск в Гонконге.
Химические реакции
Проект-победитель конкурса Малых городов раскрывает многогранность Щекино: в нем нашлось место Анне Карениной и Игорю Талькову, космонавтам и шахтерам, равно как и богатой природе тульского края, безбарьерной среде и разным видам досуга.
Диалектический манифест
Высотный ЖК MOD, строительство которого начато в Марьиной роще рядом с территорией, на которой запланирована штаб-квартира РЖД, откликается на «центральный» контекст будущего городского окружения и в то же время позиционируется авторами как «манифест модернистских минималистичных принципов в архитектуре».