Юлия Бычкова и Антон Кочуркин: «В первый год мы исследуем город»

Устроители «АрхСтояния» стали кураторами «АртОврага» в Выксе. Беседуем о том, как это случилось и каковы планы на три года кураторской работы.

Беседовала:
Наталья Мурадова

mainImg
Архи.ру:
– Очевидно, что приглашение вас куратором и продюсером фестиваля «Арт-Овраг» связано с вашим гигантским опытом проведения «АрхСтояния». Но как это произошло, кто вас позвал? 

Юлия Бычкова:
– Отечественный рынок экспертов по технологиям развития территории через событийный туризм и художественные практики не такой большой. Опыт, полученный нами через фестиваль «АрхCтояние», а именно создание уникального места для внутреннего и международного туризма с активным вовлечением местного сообщества, оказался очень созвучен тому запросу, который сформировался у фонда ОМК. На седьмой год развития «Арт-Оврага» стало очевидно, что он уже больше, чем фестиваль. Для моногорода это явление не может оставаться только в рамках трехдневного развлечения, поэтому мы предложили комплексное развитие города через круглогодичные образовательные и художественные программы, которые по нашему плану должны сформировать локальное сообщество экспертов – институцию, влияющую на развитие города.
Юлия Бычкова. Фотография © Екатерина Баталова
Антон Кочуркин. Фотография © Екатерина Баталова

Антон Кочуркин:
– Подобные практики по развитию территорий это как раз наш случай. В этом мы имеем большой опыт. В России мало кто кроме нас может похвастаться успешным опытом в этой области

– Идея с плотами перекликается с фестивалем плотов в Никола-Ленивце в 2009 году. Почему вы сейчас решили к ней вернуться?

А.К.: Плоты по Угре плыли в 2008 году. В случае «Арт-Оврага» плоты – это инструмент, привлекающий внимание к малоизвестным внешнему туристу ландшафтам Выксы.
Вместе с тем в диапазоне развития этой местности в ближайшие три года важно точнее определиться с ее культурными кодами и дефицитами, понять местное сообщество. На что требуется много времени, именно поэтому в этом году мы не делаем ничего фундаментального и постоянного. Это принципиально. В Никола-Ленивце вставали совсем другие задачи, отчасти противоположные, так, например, спуск арт-объектов на воду позволил уйти от конфликтов с национальным парком.

– Плот Екатерины Кулевой выбрали в результате конкурса. Как выбирали остальных авторов? (Жан-Филипп Пуаре-Виль, Wowhaus, Леонид Тишков). Кстати не покажете ли проекты этих участников?

А.К.: Выбирая участников, я как паззл собирал новое городское пространство, которое является еще и природным достоянием – городской Верхневыксунский пруд. Это старый пруд, который становится общественным пространством – как новый парк, только в нем нет травы и земли, вместо них вода, а передвигаться можно только на плаву. Каждый плот – это его часть, а все вместе они составляют дрейфующий парк. В каждом парке есть своя беседка, свой бар-буфет, своя причудливая скульптура и что-то очень традиционно парковое, выраженное иначе.
zooming
Екатерина Кулева. Проект «Летающая прищепка». Изображение предоставлено командой фестиваля «Арт-Овраг»
Леонид Тишков. Плот «Луна». Изображение предоставлено командой фестиваля «Арт-Овраг»
Олег Шапиро, Дмитрий Ликин, Белла Филатова, Анастасия Измакова, интернатура бюро WOWHAUS. Плот «Парадокс». Изображение предоставлено командой фестиваля «Арт-Овраг»

– Самое большое граффити это масштабно; по меньшей мере ориентирует Выксу на разговор с Космосом. Чья была идея?

Ю.Б.: Так как в этом году ВМЗ – Выксунский металлургический завод, празднует свое 260-летие, то руководство приняло решение отметить это установкой мирового рекорда на самую большую роспись. Идея сделать роспись принадлежит Ирине Седых, председателю попечительского совета фонда ОМК-участие, учредителю фестиваля. И так как Выкса уже фактически музей уличного искусства под открытым небом, то идея с граффити гармонично встроилась в концепцию развития фестиваля. Наше предложение было в том, чтобы сделать это через международный конкурс среди профессионалов стрит-арта. При поддержке творческого объединения «Артмосфера» мы получили 260 работ из 34 стран мира. И при сложнейшем выборе победила работа Миши Most. Работа по созданию граффити уже идет.
Эскиз росписи фасада здания Выксунского металлургического завода. Автор: Миша Most, Россия. Изображение предоставлено командой фестиваля «Арт-Овраг»

– Что еще важного и нового вы принесли в Выксу? Как изменился вектор?

Ю.Б.: Наша экспертиза состоит в том числе и в том, что мы умеем внимательно изучать среду, в которой работаем. И так как Выксой мы будем заниматься три года, то стратегия нашего движения следующая: первый год мы не создаем ничего фундаментального. Мы исследуем город через образовательные программы, арт-резиденцию, исследовательские проекты со Святом Муруновым и на основе этого получаем информацию, которая становится фундаментом для возникновения более прочных городских связей между городом и заводом, между городом и администрацией, между локальными сообществами. И мы понимаем, какое полезное искусство необходимо среде. На второй год мы занимаемся общественными пространствами города, технические задания на которые мы вырабатываем совместно с жителями и администрацией, и тогда на третий год город может быть будет готов принять «Большое искусство», а именно таких художников, как Парик Догерти, Стефан Таласник, Ричард Сера, Николай Полисский и других.

– При Олеге Шапиро «Арт-Овраг» был скорее фестивалем уличной культуры. Теперь Ирина Седых дала понять, что «Арт-Овраг» теперь будет больше фестивалем искусства. Как вы считаете, будет ли современное искусство адекватно воспринято местными жителями? Ведь Выкса – провинциальный промышленный город, публика там неподготовленная. Причем, по данным прошлых лет, 74 процента посетителей «Арт-Оврага» – это именно местные жители, то есть, ситуация совсем не такая, как в Никола-Ленивце.

А.К.: Честно говоря, мы не знаем пока, какое искусство может быть в Выксе. Чтобы это понять, мы исследуем город разными способами, исследуем уже почти целый год. В одной фразе это не расскажешь, но все же часть накопленных знаний презентуем в лекционной программе фестиваля 16 июня. Возможно, искусство для Выксы – это идеальная выбивалка для ковров, важное значение которой мы обнаружили в процессе исследования городских сообществ. Искусство – это то, что оставляет след в сознании, зацепляя эмоции. Не исключу, если гребля на плотах станет актом искусства для Выксы.

– Правительство Нижегородской области называет фестиваль в Выксе – «примером эффективного партнерства государства, муниципальной власти и частного бизнеса». Вы как кураторы не боитесь существовать в условиях такого триумвирата? Ведь достаточно вспомнить «крестовый поход» министерства культуры против столичных театров, например, «Гоголь-центра», «Электротеатра Станиславский» и других... Не опасаетесь ли цензуры?

Ю.Б.: Современную культуру, как и жизнь в целом, невозможно проектировать долгосрочно, но мы считаем, что в Выксе сосредоточены уникальные силы, чтобы улучшать город через нетривиальные механизмы. Мы учитываем все стороны проекта, но имеем при этом большую уверенность в успехе нашей стратегии, так как точно понимаем запрос фонда и уровень восприятия среды в Выксе. Шесть лет существования фестиваля позволило сформировать лояльность части местного сообщества, что усиливает позиции фестиваля в городе.

– С другой стороны, готовы ли вы учитывать интересы массовой аудитории?

А.К.: И у массовой аудитории есть универсальные интересы, а есть индивидуальные. Если потакать вкусам, то не угадаешь еще и потому, что далеко не все разделяют современную культуру в принципе, но прогадаешь наверняка, если эта аудитория не будет вовлечена, если она останется неосознанной. Искусство в этом случае оказывается неизбежной грушей для битья.

– Выкса конечно моногород, но богатый, металлургический. Сможет ли он действительно стать примером развития других моногородов, в частности, через культуру фестивалей, – или Выкса частный случай, где запрос на фестивали уже обоснован финансовой стабильностью?

А.К.: Уверен, что образцовым этот город сможет стать, если все три основных стейкхолдера (завод, власть и народ) научатся идти к целям совместно. Для создания образцовой городской среды потребуется сменить парадигму принятия решений по развитию общественных пространств. Не всегда красивый дизайн может заменить отсутствие комплексной работы над территорией, но красивый дизайн или арт-объект может удесятерить эффект и презентовать хорошо решенную задачу преобразования улицы или площади, района, или города. 

19 Мая 2017

Беседовала:

Наталья Мурадова
comments powered by HyperComments
Похожие статьи
ADM 2006–2021
В новой книге-портфолио ADM architects, посвященной 15-летию бюро, 37 проектов, все реализованные или строящиеся. Публикуем интервью с главой бюро Андреем Романовым и сообщаем, что теперь книгу можно купить на ozon.
Видео-разговор об архитектурной атмосфере
В первые дни января 2021 года Елизавета Эбнер запустила @archmosphere.press – проект об архитектуре в Instagram, где она и другие архитекторы рассказывают в видео не длинней 1 минуты об 1 здании в своем городе, в том числе о своих собственных проектах. Мы поговорили с Елизаветой о ее замысле и о достоинствах видео для рассказа об архитектуре.
Сергей Чобан: «Я считаю очень важным сохранение города...
Задуманный нами разговор с Сергеем Чобаном о высотном строительстве превратился, процентов на 70, в рассуждение о способах регенерации исторического города и о роли городской ткани как самой объективной летописи. А в отношении башен, визуально проявляющих социальные контрасты и создающих много мусора, если их сносить, – о регламентации. Разговор проходил за день до объявления о проекте «Лахта-2», так что данная новость здесь не комментируется.
Энди Сноу: «Моя цель – соединить в архитектуре рациональное...
Английский архитектор Энди Сноу стал главным архитектором проектной компании GENPRO. Постройки Энди Сноу в Великобритании, выполненные в составе известных бюро, отмечены международными наградами. В России архитектор принимал участие в проектировании БЦ «Фабрика Станиславского», ЖК iLove и БЦ AFI2B на 2-й Брестской. Энди Сноу сравнил строительную ситуацию в России и Великобритании и поделился своим видением архитектурных перспектив России.
Бюро Никола-Ленивец: «Мы не решаем проблемы, а раскрываем...
Иван Полисский и Юлия Бычкова, управляющие партнеры Бюро Никола-Ленивец – о том, какие проблемы решает социокультурное проектирование, как развивать территории с помощью искусства и почему нельзя в каждом регионе создать свой Никола-Ленивец.
Сергей Скуратов: «Небоскреб это баланс технологий,...
В марте две башни Capital towers достроили до 300-метровой отметки. Говорим с автором самых эффектных небоскребов Москвы: о высотах и пропорциях, технологиях и экономике, лаконизме и красоте супертонких домов, и о самом смелом предложении недавних лет – башне в честь Ле Корбюзье над Центросоюзом.
«Коралловый цветок»
Foster + Partners и девелопер TRSDC разрабатывают масштабный курортный проект на побережье Красного моря в Саудовской Аравии. Об одном из его составляющих, комплексе Coral Bloom, нам рассказали Джерард Эвенден из Foster + Partners и генеральный директор TRSDC Джон Пагано.
Архитектура без истории и без теории?
На днях стало известно о планах радикальной реогранизации НИИ теории и истории архитектуры и градостроительства (НИИТИАГ) – единственного исследовательского института страны с таким профилем. Сотрудников, по слухам, планируют сократить в 7-8 раз. Мы поговорили с Дмитрием Швидковским, Андреем Боковым, Елизаветой Лихачевой, Андреем Баталовым – о том, чем ценен Институт и почему его все же надо сохранить.
Двадцатый год, нелегкий: что говорят архитекторы
Тридцать архитекторов – о прошедшем 2020 годе, перипетиях, плюсах и минусах «удаленки», новых проектах, постройках и других профессиональных событиях, выставках и результатах конкурсов. Также говорим о перспективах закона об архитектурной деятельности.
Григориос Гавалидис: «Запрос на качественную архитектуру...
Бюро, которое очень быстро, за 5-6 лет, выросло от 3 до 50 архитекторов и теперь работает с крупными ЖК и значительными мастер-планами «городов-спутников» Подмосковья. Основано греком из города Салоники. Григориос Гавалидис считает скучной работу с частными домами на островах, говорит по-русски как москвич и мечтает сделать московскую городскую среду комфортной, разнообразной и безопасной – как в Греции.
Владимир Григорьев: «Панельная застройка везде одинакова,...
В Санкт-Петербурге стартовал открытый конкурс «Ресурс периферии», участникам которого предлагается разработать концепцию повышения качества среды жилых кварталов 1970-1990-х годов. Выясняем подробности у главного архитектора города.
Андрей Асадов: «На концептуальном этапе надо сразу...
Исследуем главный витраж саратовского аэропорта «Гагарин», составленный из стеклопакетов, наклоненных под углом и образующих «воронку» над входом. Обсуждаем особенности витражных конструкций, а также поиск технологии, которая позволит реализовать красивое архитектурное решение, не пожертвовав надежностью и стоимостью объекта.
Виталий Лутц: «Работа над ЗИЛом была очень интересна...
Недавно Архсовет в неформальном режиме обсудил мастер-план территории ЗИЛ-Юг, разработанный на основе ППТ Института Генплана, утвержденного в 2016 году. Об истории и особенностях проектов 2011-2017 рассказывает их непосредственный участник и руководитель.
Архитектор в девелопменте
Девелоперские компании берут в команду архитекторов, а порой создают целые архитектурные подразделения внутри своей структуры: о роли, значении, возможностях архитектора в сфере девелопмента Архи.ру и Институт «Стрелка», изучающий эту непростую тему в течение года, поговорили с архитекторами, которые работают в девелопменте, и другими специалистами.
Новый опыт: истории четырех бюро
Беседуем с архитекторами, которые долгое время были заняты в сфере дизайна интерьеров, индивидуального жилого строительства и инсталляций, но недавно реализовали свой первый крупный объект: Faber Group с вокзалом в Иваново, Павел Стефанов и Ольга Яковлева с крематорием в Воронеже, Архатака с ТЦ Галерея SM в Петербурге и Хора с реконструкцией Национальной библиотеки Татарстана.
Москомархитектура: итоги года. Часть I
Шесть коротких интервью: с Никитой Токаревым, Кириллом Теслером, Сергеем Георгиевским, Николаем Переслегиным, Филиппом Якубчуком и основателями бюро ARCHSLON Татьяной Осецкой и Александром Саловым.
Амир Идиатулин: «Главное – объект должен быть тебе...
IND architects стали ньюсмейкерами завершающегося года: выиграли два иностранных конкурса, поучаствовали в трех международных консорциумах, завершили реконструкцию здания первого детского хосписа в Москве для фонда Нюты Федермессер. Основатель и руководитель бюро Амир Идиатулин – об основных принципах работы: самым важным архитекторы считают увлеченность темой, стремятся к универсальности, с жюри и заказчиками не заигрывают, стоимость работы рассчитывают по человеко-часам.
Юлий Борисов: «Мы должны быть гибкими, но не терять...
Особенность развития архитектурной компании UNK project – в постоянном поэтапном росте и спланированном изменении структуры. Это тяжело, но эффективно. Юлий Борисов рассказал нам о недавней трансформации компании, о ее сформулированных ценностях и миссии, а также – о пользе ТРИЗ для конкурсной практики, личностном росте и сложностях роста бюро, параллелизме рационального расчета и иррационального творчества, упорстве и осознанности.
ATRIUM: «Один довольный заказчик должен приносить тебе...
Вера Бутко и Антон Надточий, известные 20 лет назад смелыми проектами интерьеров и частных домов, сейчас строят большие жилые районы в Москве, участвуют в конкурсах наравне с западными «звездами», активно работают со значительными проектами не только в России, но и на постсоветском пространстве. Мы поговорили с архитекторами об их творческом пути, его этапах и истории успеха.
Константин Акатов: «Обновленная территория – увлекательное...
Интервью с победителем международного конкурса на мастер-план долины реки Степной Зай в Альметьевске, руководителем проекта, заместителем генерального директора «Обермайер Консульт» Константином Акатовым.
Сергей Труханов: «Главное – найти решение, как реализовать...
Как изменятся наши рабочие пространства? Можно ли подготовить свои офисы к подобным ситуациям в будущем? Что для современных офисов актуально в целом? Как работать с международными компаниями и какую архитектурную типологию нам всем еще только предстоит для себя открыть?
Технологии и материалы
Кирпич Terca из Эстонии – доступная европейская эстетика
Эстонский кирпич соединяет в себе местные традиции и высокотехнологичное производство мирового уровня под маркой Wienerberger. Технические преимущества облицовочного кирпича Terca особенно ценны в нашем северном климате – благодаря им фасады не потеряют своих эстетических качеств, а постройки будут долговечными.
Прочные основы декора. Методы Hilti для крепления стеклофибробетона
Методы HILTI позволяют украшать фасад сложными объемными формами, в том числе карнизами, капителями, кронштейнами и узорными панелями из стеклофибробетона, отлично имитируя массивные элементы из натурального камня и штукатурки при сравнительно меньшем весе и стоимости.
Дайте ванной право быть главной!
Mix&Match – простой и понятный инструмент для создания «журнального» дизайна ванной комнаты. Воспользуйтесь концепцией от Cersanit с десятками комбинаций плитки и керамогранита разного формата, цвета и фактуры для трендовых интерьеров в разных стилях. Идеально подобранные миксы гармонично дополнят вашу идею и помогут сократить время на создание проекта.
Современная архитектура управления освещением
В понимании большинства людей управлять освещением – это включать, выключать свет и менять яркость светильников с помощью настенных выключателей или дистанционных пультов. Но управление освещением гораздо глубже и масштабнее, чем вы могли себе представить.
Чистота по-австрийски
Самоочищающаяся штукатурка на силиконовой основе Baumit StarTop – новое поколение штукатурок, сохраняющих фасады чистыми.
Кто самый зеленый
14 небоскребов из разных частей света, которые достраиваются или планируются к реализации: уже не такие высокие, но непременно энергоэффективные и поражающие воображение.
Советы проектировщику: как выбрать плоттер в 2021 году
Совместно с компанией HP, лидером рынка широкоформатной печати, рассматриваем тенденции, новые программные и технические решения и формулируем современные рекомендации архитекторам и проектировщикам, которым требуется выбрать плоттер.
Energy Ice – стекло, прозрачное как лед
Energy Ice – новое мультифункциональное стекло, отличающееся максимальным светопропусканием. Попробуем разобраться, в чем преимущество новинки от компании AGC
Стать прозрачнее
Zabor modern предлагает ограждения европейского типа: из тонких металлических профилей, функциональные, эстетичные и в достаточной степени открытые.
Башня превращается
Совместно с нашими партнерами, компанией «АЛЮТЕХ», начинаем серию обзоров актуальных тенденций высотного строительства. В первой подборке – 11 реализованных высоток со всего мира, демонстрирующих завидную приспособляемость к характерной для нашего времени быстрой смене жизненных стандартов и ценностей.
Прочность без границ
Инновационный фибробетон Ductal®, превосходящий по прочности и долговечности большинство строительных материалов, позволяет создавать как тончайшие кружевные узоры перфорированных фасадов, так и бархатистые идеальные поверхности большеформатной облицовки.
Обновление коллекции декоров ALUCOBOND® Design
Коллекция декоров ALUCOBOND® Design от компании 3A Composites пополнилась несколькими новыми образцами – все они находятся в русле тренда на натуральность и отвечают самым актуальным тенденциям в дизайне.
Любовь к геометрии
Французское сантехническое оборудование DELABIE для крупных общественных сооружений выбирают выдающиеся архитекторы Жан Нувель, Норман Фостер, SANAA, Руди Ричотти и другие. Представляем новую модель бесконтактных смесителей TEMPOMATIC 4, сочетающих безопасность, мега-экологичность и стильный дизайн.
Сейчас на главной
«Место для всех»
Победителем международного конкурса на разработку концепции Приморской набережной в Сочи стал консорциум во главе с UNStudio.
Пресса: "Непостижимое решение". ЮНЕСКО отобрало у Ливерпуля...
ЮНЕСКО решило исключить Ливерпуль из своего Списка всемирного наследия, поскольку городские власти ведут активное строительство в районе доков и порта - архитектурного ансамбля, которое агентство ООН считало важнейшим памятником. В Ливерпуле такое решение называют "непостижимым" и надеются на его пересмотр.
Главный манифест конструктивизма
В Strelka Press выпущена основополагающая для отечественного авангарда книга Моисея Гинзбурга «Стиль и эпоха. Проблемы современной архитектуры» (1924): это совместный издательский проект Института «Стрелка» и Музея «Гараж». Публикуем главу «Конструкция и форма в архитектуре. Конструктивизм».
На берегу очень тихой реки
Проект благоустройства территории ЖК NOW в Нагатинской пойме выходит за рамки своих задач и напоминает скорее современный парк: с видовыми точками, набережной, разнообразными по настроению пространствами и продуманными сценариями «от 0 до 80».
Труд как добродетель
Вышла книга Леонтия Бенуа «Заметки о труде и о современной производительности вообще». Основная часть книги – дневниковые записи знаменитого петербургского архитектора Серебряного века, в которых автор без оглядки на коллег и заказчиков критикует современный ему архитектурно-строительный процесс. Написано – ну прямо как если бы сегодня. Книга – первое издание серии «Библиотека Диогена», затеянной главным редактором журнала «Проект Балтия» Владимиром Фроловым.
Стилисты села
Дизайн-код как способ привести небольшое поселение в порядок к юбилею или крупному событию: борьба с визуальным мусором, поиск духа места и унификация городских элементов.
Диалоги об образовании и карьере
Империалистический заказ и равнодушие к форме, необходимость доучить бывших студентов за свои деньги и скука формального обучения – дискуссия об архитектурном образовании на недавнем Архпароходе, как и многие разговоры на эту тему, местами была отмечена грустью, но не безнадежна и по-своему интересна. Публикуем выдержки из разговора, собранные одним из участников, архитектором и преподавателем Евгенией Репиной.
Плавная консоль
У здания банка в окрестностях ливанского города Сура нет привычных ограждений, а еще Domaine Public Architects удалось добавить в проект небольшую площадь.
Туман над Янцзы
В сети обсуждают новую ленд-арт-инсталляцию Григория Орехова Crossroads, «пешеходную зебру» проложенную художником по воде Москвы-реки 7 июля недалеко от Николиной горы. Рассматриваем несколько недавних работ Орехова – от «перекрестка» 2021 года на реке до «перекрестка» 2020 года в зеркалах «Черного куба», созданного в честь Казимира Малевича в Немчиновке.
Неоконюшня
На территории ВДНХ появится новый конноспортивный манеж: его авторы обращаются к традиционной для типологии форме и материалам, трактуя их как современный парковый павильон.
Еще один конструктор
В Мангейме началось строительство жилого комплекса по проекту MVRDV и производителя сборных домов Traumhaus. Он должен дать будущим обитателям максимум разнообразия и кастомизации по доступной цене, что в свою очередь позволит создать там живое сообщество соседей.
Градсовет Петербурга 15.07.2021
Архитекторы предложили обновить торговый центр в петербургском Купчино, вдохновляясь снежными пиками Балканских гор. Эксперты отнеслись к идее прохладно.
Галька на берегу
Проект аэропорта в Геленджике от АБ «Цимайло, Ляшенко и Партнеры» стал единственным российским победителем премии Architizer A+Awards 2021 года.
Стратегия преображения
Публикуем 8 проектов реконструкции построек послевоенного модернизма, реализованных за последние 15 лет Tchoban Voss Architekten и показанных в галерее AEDES на недавней выставке Re-Use. Попутно размышляя о продемонстрированных подходах к сохранению того, что закон сохранять не требует.
Ажурные узоры
Манчестерский Еврейский музей приобрел после реконструкции по проекту Citizens Design Bureau новый корпус с орнаментом на фасаде: он напоминает о культуре сефардов.
Дворцовый переворот
Еще один ДК, который возвращает к жизни команда «Идентичность в типовом», на этот раз – в Ельце. Согласно программе, универсальные решения встречаются с локальными особенностями, благодаря чему появляется новая точка притяжения.
В ритме квартальной застройки
На прошедшей неделе состоялась презентация жилого комплекса «ТЫ И Я» на северо-востоке Москвы. По ряду параметров он превышает заявленный формат комфорт-класса, и, с другой стороны, полностью соответствует популярной в Москве парадигме квартальной застройки, добавляя некоторые нюансы – новый вид общественных пространств для жильцов и квартиры с высокими потолками в первых этажах.
Игра в кубе
В Minecraft создана виртуальная копия двух зданий Дарвиновского музея: модернистского и постмодернистского, типично-«лужковского». Можно гулять как снаружи, так и по залам.
Зигзаг фасада
Офисное здание в Майнце защищает новый район на Рейне от шума порта. Авторы проекта – MVRDV и morePlatz.
Стальная живопись
Панели из нержавеющей стали на «Башне» Фрэнка Гери в арт-центре LUMA в Арле задуманы как мазки кисти Ван Гога.
Возгонка авангарда
В Москве завершено строительство Tatlin apartments на Бакунинской улице. Дом включает в себя фрагмент отреставрированной АТС конца 1920-х годов, заставляя это спокойное, в сущности, здание с технической функцией стать более футуристичным, чем оно было задумано когда-то.