Комета ЗИЛ

Два первых лота жилого комплекса ЗилАрт, спроектированные Сергеем Скуратовым, совмещают контекстуальный сюжет, апеллирующий к истории завода, с эмоциональной, артистической насыщенностью фактуры и деталей. Не зря они служат урбанистической заставкой – городским «фасадом» первой очереди комплекса.

mainImg
Архитектор:
Сергей Скуратов
Проект:
«Дом у причала» (лот №1 и лот №2)
Россия, Москва, ул. Автозаводская, вл. 23, участок №1

Авторский коллектив:
С.А. Скуратов – руководитель авторского коллектива;
Александр Панёв – главный архитектор проекта, стадии АК, П, РД;
Иван Ильин – стадии АК, П;
Марина Кирьянова – стадии АК, П, РД;
Антон Чурадаев, Алексей Коньков, Юлия Левина, Наталья Овсянникова, Антон Терентьев – стадии П, РД; Анжелика Горобец, Джелил Гемеджи, Евгений Тирских \– стадия РД.

При творческом и техническом участии:
Егор Королёв, Виктор Обвинцев, Сергей Безверхий, Станислав Субботин, Екатерина Семернина, Марина Пиглова, Валентина Рыжкова, Кристина Ухина, Игорь Голубев.

2015 — 2015 / 2016
В составе первой очереди ЗилАрта Сергею Скуратову достался самый ответственный участок – в северо-восточном углу территории, напротив Новоданиловского проезда: множество машин, сворачивающих с Варшавского шоссе к набережной, также как и все, кто едет по набережной из центра, в перспективе увидят прежде всего дома Скуратова. Так что в некотором смысле они – фасад проекта, или как минимум одна из его важных точек. Недаром он и называется первым: лот №1.

Впрочем так было не всегда. Поначалу глава компании ЛСР Андрей Молчанов планировал поручить первый лот какому-нибудь известному голландскому бюро, а второй, соседний по набережной – Сергею Скуратову. Оценив местность и значение обоих «заглавных» участков, Скуратов решил, что для столь важного в градостроительном отношении должен работать российский архитектор, погружённый в проблематику города. И предложил Андрею Молчанову нарисовать для первого участка что-то выразительное и интересное. В чём архитектора поддержал автор дизайн-кода ЗилАрта, победитель конкурса на концепцию преобразования территории ЗИЛ Юрий Григорян. Получившаяся в итоге концепция понравилась заказчику – и Сергей Скуратов получил в своё распоряжение два соседних лота и подчинил их проекты одному сюжету.

К слову сказать, здания на двух участках уже почти построены в бетоне, так что оценить градостроительное значение можно и сейчас: дома действительно заметны, едешь и ясно: о, да это строится новый ЗИЛ.
Жилой комплекс «Полуостров Зил» © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Вид на строящийся комплекс с Новоданиловской набережной, с юго-запада. Фотография © Александр Панёв, Сергей Скуратов architects, 2017
Жилой комплекс «Полуостров Зил». Ситуационный план © Сергей Скуратов ARCHITECTS

В архитектурном решении единственного дома первого лота Сергей Скуратов использовал, по его собственному признанию, конструктивистский приём. Пластина дома вытянута с востока на запад, к Москве-реке и на речном торце циркульно скруглена. Это, действительно, любимейший приём архитекторов авангарда, и в данном случае он работает прежде всего контекстуально: достаточно одного взгляда на план ДК ЗИЛ Весниных, чтобы обнаружить в его танцевальном зале контуры дома Скуратова. Снаружи здания совершенно разные, в ротонде Весниных есть широта и лёгкость, а направленного полёта нет, так что сходство планов остаётся умозрительным ребусом, а форма здания апеллирует к другим примерам «аэродинамических» проектов архитектуры авангарда.
 
План Скуратова:
Жилой комплекс «Полуостров Зил». План 1 этажа © Сергей Скуратов ARCHITECTS

Примеры архитектуры авангарда: 
zooming
А.А., В.А. и Л.А. Веснины. ДК ЗИЛ, 1930-1937. План 2 этажа, 1930. Из кн.: Н.Н. Броновицкая. Архитектура Москвы 1910-1935 гг. Памятники архитектуры Москвы. М., 2012. С. 311.
zooming
Г.М. Данкман. Общежитие Коммунистического университета национальных меньшинств Запада им. Мархлевского. Перспектива. 1929 г. Из кн.: Н.Н. Броновицкая. Архитектура Москвы... С. 204.
zooming
М.О. Барщ и М.И. Синявский. Центральный оптово-розничный рынок на Болотной пл. в Москве. Дипломный проект, ВХУТЕМАС, мастерская Веснина. 1926 г. Из кн.: С.О. Хан-Магомедов. Архитектура советского авангарда. Кн. 1. Проблемы формообразования. Мастера и течения. М., 1996. С. 464.

Сергей Скуратов уподобил дом комете, подчеркнув свою идею рядом нюансов. Скруглённый торец почти полностью стеклянный, вертикальные перемычки здесь как будто бы сдуло ветром на продольные стены. Белые горизонтальные рёбра балконов, напротив, выдвигаются вперёд с каждым ярусом, подчёркивая скошенным выносом устремлённость движения вперёд, и связывая ленточный ритм линий с аллюзиями на авангард.
Жилой комплекс «Полуостров Зил» © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Жилой комплекс «Полуостров Зил» © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Жилой комплекс «Полуостров Зил». Эскиз © Сергей Скуратов ARCHITECTS

Боковые фасады плавно включаются в игру. Выступ вертикальных рёбер становится глубже, открывая ярко-белые плоскости откосов, рассчитанные на оптическую игру. Её подхватывает чередование французских балконов с лоджиями: стекло первых прозрачное, вторых слегка зеркальное. Цвет же с запада на восток градиентно темнеет: дом как будто обугливается, – говорит Сергей Скуратов. Неудивительно, что в восточной части сквозь кирпичную решетку, как будто из глубины, «прорастают» поверхности кортеновой стали – они обозначают «горящий хвост» кометы. Сразу скажу, кортеновая сталь здесь задумана не брутально-ржавой, тёмно-коричневой, а оранжевой, огненной, и её сюжет, по словам архитектора, – именно огонь, поэтому для заржавливания стали будет использоваться специальный состав.
Жилой комплекс «Полуостров Зил». План секции 5 © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Жилой комплекс «Полуостров Зил» © Сергей Скуратов ARCHITECTS

«Болид» дома со стороны его воображаемого ядра блестит стеклом и белизной, расплавленным металлом ядра кометы, затем начинает дымиться серым пеплом, который постепенно темнеет до угольной окалины, и наконец прорывается огнем. Но этого мало. Если мы посмотрим на план лота №1, то его восточный торец, в противовес круглому западному, решён асимметричным зигзагом – на плане получается знаковый «хвост» кометы. Внешне же «огненный хвост» полностью кортеновый и больше не содержит никаких намёков на огонь. Другой бы архитектор, придумав дом-комету, изрисовал бы её хвост в огонёк, но не таков Сергей Скуратов: он останавливается на пороге изобразительного, выжимает из идеи весь фактурный, цветовой и эмоциональный потенциал, но грани буквализма не переходит. Дом остаётся домом.
Натурный образец фасада лота №1, установленный сейчас на стройке. Жилой комплекс «Полуостров Зил» © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Жилой комплекс «Полуостров Зил» © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Жилой комплекс «Полуостров Зил» © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Жилой комплекс «Полуостров Зил» © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Жилой комплекс «Полуостров Зил» © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Жилой комплекс «Полуостров Зил». Фрагмент фасада © Сергей Скуратов ARCHITECTS

Поэтому комета не единственное сравнение, которое может прийти на ум. Автомобилестроительный ЗИЛ был в том числе сталелитейным предприятием, так что «комету» можно понять как последнюю искру металла остановленной домны. А кортен как материал, из которого помимо хвоста «кометы» здесь выполнены ещё и все стилобаты, служит своего рода историческим основанием – как будто дома выросли на ржавых остатках старого заводского металла.

Если кортен прошлое, то кирпич – будущее. Сейчас это популярный материал жилого строительства, а в данном случае не только любимый материал Сергея Скуратова, но ещё и дань девелоперу: ЗилАрт строит компания ЛСР, крупный производитель кирпича. Заводы ЛСР специально для проекта выпустили семь оттенков кирпича, от белого до почти чёрного. Кирпич на всех фасадах планируется выложить не только сложносочиненным паттерном-градиентом, но и рельефно: часть кирпичей будет выдвинута на 1-2 см и дополнит плоскость игрой светотени.
Жилой комплекс «Полуостров Зил». Фрагмент фасада © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Жилой комплекс «Полуостров Зил» © Сергей Скуратов ARCHITECTS

Дом-комета – главный образный узел; остальные корпуса развивают тему. Лот №2 ближе квартальной планировке, хотя и рассчитан так, чтобы легко пропускать ветер с реки. Во всяком случае, во двор. Четыре 14-этажные башни выстроены в ряд вдоль западного речного фасада.
Жилой комплекс «Полуостров Зил» © Сергей Скуратов ARCHITECTS

Они не одинаковы, но очень похожи и могут напомнить выстроенные в ряд какие-нибудь металлические слябы, что тоже отсылает к истории завода. На продольных фасадах, соседствующих довольно плотно, преобладают кирпичные плоскости; северные стены почти глухие. Западные фасады четырёх корпусов, напротив, почти целиком стеклянные, но фасады оживлены вставками лоджий. Причем каждая составлена из трёх треугольных эркеров «с секретом»: плоскость, обращённая на северо-запад, стеклянная (через это стекло внутрь будут попадать последние лучи летнего заката), а соседняя плоскость, смотрящая на юго-запад, откуда закатные лучи приходят ещё горячими, – покрыта белым кирпичом. И поскольку стекло зеркальное, кирпич отражается и снаружи будет казаться, что пятно лоджии – рельефное, но глухое. Так на фасаде возникает светлая поблёскивающая гармошка, похожая на слом-срез металлической чушки.
Жилой комплекс «Полуостров Зил». Фрагмент фасада © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Жилой комплекс «Полуостров Зил». Корпуса В, Г. План 14 этажа © Сергей Скуратов ARCHITECTS

Тем более что стилобат выстроен диагонально, вдоль границы участка, а дома расставлены под углом к его объему, так что их углы нависают крупными треугольными консолями – точь-в-точь блоки металла, выставленные на поддоне.
Жилой комплекс «Полуостров Зил» © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Жилой комплекс «Полуостров Зил» © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Жилой комплекс «Полуостров Зил» © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Жилой комплекс «Полуостров Зил» © Сергей Скуратов ARCHITECTS

За видовыми стеклянными фасадами – лучшие квартиры, пятикомнатные; квартиры ещё роскошнее – только в скруглении «дома-кометы», там тоже 5 комнат (4 плюс гостиная), но есть ещё и дугообразный витраж с панорамой реки и небольшим треугольником врезанной лоджии. В остальном квартирография – достаточно разнообразная, до двух комнат. Площадь квартир, заданную в ТЗ, архитекторам удалось на 1-2 метра увеличить за счёт лоджий, которые здесь есть, кажется, у всех.
Жилой комплекс «Полуостров Зил». Секция 1. План типового этажа © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Жилой комплекс «Полуостров Зил». План. Концепция 2014 года © Сергей Скуратов ARCHITECTS

В восточной части лота №2 разместились ещё два дома – фасады одного из них, почти параллельного «дому-комете», ­– целиком кортеновые и решены в тех же приёмах, что и «хвост» дома-кометы. Зигзагооборазная форма его северной помогает уловить больше солнца, развернув окна по диагонали: каждая гостиная получает по 2 таких окна, одна на северо-запад, другое на северо-восток. Квартиры сквозные, вторая стена южная.
Жилой комплекс «Полуостров Зил». План секции Д © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Жилой комплекс «Полуостров Зил». Фрагмент фасада © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Жилой комплекс «Полуостров Зил». Фрагмент фасада © Сергей Скуратов ARCHITECTS

Дом служит ярким цветовым и скульптурным акцентом. С противоположной стороны двора он расчерчен решёткой швеллеров, а рыжий зигзаг отражается в окнах «кометы», между ними возникают цветовые переклички и даже эмоциональное напряжение, помогающее объединить оба лота.
Жилой комплекс «Полуостров Зил» © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Жилой комплекс «Полуостров Зил» © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Жилой комплекс «Полуостров Зил» © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Жилой комплекс «Полуостров Зил» © Сергей Скуратов ARCHITECTS

Если кортеновый дом несколько провокационен, то архитектура соседнего с ним корпуса, вытянутого вдоль восточной границы лота №2, ощутимо примирительна. Здесь встречаются два цвета: светлый кирпич и кортеновые вставки; чередование лоджий и балконов становится живописно-шахматным, но фасады скорее орнаментальны. Здесь в стилобат встроен детский сад.
Жилой комплекс «Полуостров Зил» © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Жилой комплекс «Полуостров Зил» © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Жилой комплекс «Полуостров Зил». Фрагмент фасада © Сергей Скуратов ARCHITECTS

В остальном оба квартала устроены согласно современным правилам комфортного города. Оба стилобата стоят на двухуровневых подземных парковках, а в подземных этажах лота №1 нашлось даже место для супермаркета с наземной и подземной парковкой для внешних покупателей, освещенного через зенитный фонарь в стилобате. Жители же, возвращаясь домой, смогут въехать сразу на своё парковочное место, затем зайти за продуктами и подняться на лифте, не выходя на улицу. В первых этажах протяжённых фасадов лота №1 устроены галереи, причём как снаружи, так и изнутри, со стороны двора: из них можно будет попасть как в вестибюли секций, так и в кафе и магазины. В обращённом к набережной стилобате лота №2 чередуются магазины и кафе, которые работают на пространство внешнего променада. На кровлях стилобатов запланированы приватные дворы для жильцов с геопластикой и крупномерными деревьями.
Жилой комплекс «Полуостров Зил». Схема расположения общественных зон © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Жилой комплекс «Полуостров Зил». Разрез. Концепция 2014 года © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Жилой комплекс «Полуостров Зил». Схема функционального зонирования (лот 1) © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Жилой комплекс «Полуостров Зил» © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Жилой комплекс «Полуостров Зил» © Сергей Скуратов ARCHITECTS

Но всё это вещи обязательные, джентльменский набор. Важнее то, что город в проекте осмыслен с очень разных сторон, микро и макро, пропущен через разные точки зрения, начиная с тех людей, которые будут там жить и смотреть из окна, соседей, которые зайдут в магазин и заканчивая теми, кто проедет мимо по набережной на другой стороне реки. Но это не просто хорошая, тщательно сделанная архитектура, это ещё и архитектура, насыщенная мотивированной образностью. Одно то, что дом-комета в своём полёте не только обугливается, но и ржавеет, то есть уходит корнями в прошлое завода и одновременно летит в будущее – сильный образ. Сергей Скуратов вновь показал себя архитектором не только вдумчивым, внимательным к контексту, но ещё и очень поэтичным архитектором-художником, способным сделать свой дом квинтэссенцией места и «узловой точкой» городского пространства.
 
См. больше чертежей на странице объекта
Архитектор:
Сергей Скуратов
Проект:
«Дом у причала» (лот №1 и лот №2)
Россия, Москва, ул. Автозаводская, вл. 23, участок №1

Авторский коллектив:
С.А. Скуратов – руководитель авторского коллектива;
Александр Панёв – главный архитектор проекта, стадии АК, П, РД;
Иван Ильин – стадии АК, П;
Марина Кирьянова – стадии АК, П, РД;
Антон Чурадаев, Алексей Коньков, Юлия Левина, Наталья Овсянникова, Антон Терентьев – стадии П, РД; Анжелика Горобец, Джелил Гемеджи, Евгений Тирских \– стадия РД.

При творческом и техническом участии:
Егор Королёв, Виктор Обвинцев, Сергей Безверхий, Станислав Субботин, Екатерина Семернина, Марина Пиглова, Валентина Рыжкова, Кристина Ухина, Игорь Голубев.

2015 — 2015 / 2016

20 Марта 2017

Сергей Скуратов ARCHITECTS: другие проекты
Город как сюжет
Подход Сергея Скуратова к крупным участкам хочется определить как «тотальный дизайн-код» – он в равной степени внимателен к общей композиции и деталям; а также настроен на то, чтобы абсолютно всё было продумано и подчинено авторской воле. Ренессансный, если подумать, подход, титанический труд, требующий завидной воли и упорства. Ну, и результат – заметные произведения. Рассматриваем возрожденный проект центральной части жилого района «Седьмое небо» в Казани, структуру, продуманную до «градиента акцентности» (sic!) фасадов. А также «литературную» идею и даже авторские сомнения в ней.
Сечение по Краснодару
Стали известны лауреаты смотра-конкурса «Золотое сечение 2025». Гран-при достался тренировочной базе футбольного клуба «Краснодар» Максима Рымаря. Публикуем полный список награжденных.
Сергей Скуратов: «Если обобщать, проект реализован...
Говорим с автором «Садовых кварталов»: вспоминаем историю и сюжеты, связанные с проектом, который развивался 18 лет и вот теперь, наконец, завершен. Самое интересное с нашей точки зрения – трансформации проекта и еще то, каким образом образовалась «необходимая пустота» городского общественного пространства, которая делает комплекс фрагментом совершенно иного типа городской ткани, не только в плоскости улиц, но и «по вертикали».
Нетипичный представитель
Недавно завершившийся 2024 год можно считать годом завершения реализации проекта «Садовые кварталы» в Хамовниках. Он хорошо известен и во многом – знаковый. Далеко не везде удается сохранить такое количество исходных идей, получив в итоге своего рода градостроительный гезамкунстверк. Здесь – субъективный взгляд архитектурного журналиста, а завтра будет интервью с Сергеем Скуратовым.
Первая московская
«Качество образования во многом зависит от качества образовательной среды» – этот постулат последнего десятилетия Сергей Скуратов реализовал в проекте Первой московской гимназии на Ростовской набережной в Хамовниках. Здание легко встраивается в непростое городское окружение, откликаясь и на пешеходный поток горожан, и на тихий переулок; умело использует перепад высот; учитывает современные тенденции работы с образовательными пространствами. Рассматриваем.
Domus Aurea
Рассматриваем дом Тессинский-1 Сергея Скуратова, завершенный в 2023 году. Расположенный в середине района Серебрянической набережной, на пересечении ее основных улиц, он берет на себя некую «узловую» роль: не только реагирует на все вокруг и не только сохраняет внутри себя много воспоминаний о заводе ЭМА, но сплетает это все в некий по-новому срежиссированный узор, примиряя яркое «золото» и темный кирпич, не в малой степени – с помощью нового, современно-архаичного кирпича Columba, который, если подумать, и есть тут самый драгоценный элемент.
Три измерения города
Начали рассматривать проект Сергея Скуратова, ЖК Depo в Минске на площади Победы, и увлеклись. В нем, как минимум, несколько измерений: историческое – в какой-то момент девелопер отказался от дальнейшего участия SSA, но концепция утверждена и реализация продолжается, в основном, согласно предложенным идеям. Пространственно-градостроительное – архитекторы и спорят с городом, и подыгрывают ему, вычитывают нюансы, находят оси. И тактильное – у построенных домов тоже есть свои любопытные особенности. Так что и у текста две части: о том, что сделано, и о том, что придумано.
Золотое сечение: лауреаты 2023
Три высшие награды, включая гран-при, получили в этом году архитекторы СПИЧ. Николай Шумаков отмечает, что хорошие московские архитекторы все больше работают в отдаленных уголках страны. На выставке премии можно было изучить, с архитектурной точки зрения, некоторые крупные, но малоизвестные комплексы. Публикуем список лауреатов Золотого сечения 2023 с небольшими комментариями и репортажем.
Тень от гвоздя
ЖК «Резиденции композиторов» построен по проекту Сергея Скуратова, который в 2011 году выиграл международный конкурс. Началось с поиска образа и отсечения лишнего, затем с реализации узнаваемой скуратовской архитектуры. А закончилось сносом корпусов фабрики Шлихтермана, сохранение которых было утверждено вместе с проектом всеми ведомствами. История кажется поучительной и важной для понимания истории всех 11 лет, на протяжении которых проектировали и строили комплекс.
Зодчество: лауреаты 2022
В пятницу в Гостином дворе вручили награды фестиваля Зодчество 2022. Хрустальный Дедал достался ЖК Veren Village архитекторов АБ «Остоженка». Татлин, премию за проект, решили не присуждать. Рассказываем, кого наградили, публикуем полный список.
Год 2021: что говорят архитекторы
Вот и наш новый опрос по итогам 2021 года. Ответили 35 архитекторов, включая главных архитекторов Москвы и области. Обсуждают, в основном, ГЭС-2: все в восторге, хотя критические замечания тоже есть. И еще почему-то много обсуждают минимализм, нужен и полезен, или наоборот, вреден и скоро закончится. Всем хорошего 2022 года!
Тонкая материя
Дом Медный 3.14 составлен из двух фактур, каждая из которых по-своему похожа на драгоценную ткань, и из трех корпусов, каждый из которых смотрит на одну из сторон света. Архитектура дома впитывает нюансы контекста, суммирует их и превращает в цельное ритмичное построение. Рассматриваем новый, только что завершенный дом Сергея Скуратова на Донской улице.
COR-TEN® как подлинность
Материал с высокой эстетической емкостью обещает быть вечным, но только в том случае, если произведен по правильной технологии. Рассказываем об особенностях оригинальной стали COR-TEN® и рассматриваем российские объекты, на которых она уже применена.
Слабые токи: итоги «Золотого сечения»
Вчера в ЦДА наградили лауреатов старейшего столичного архитектурного конкурса, хорошо известного среди профессионалов. Гран-при получили: самая скромная постройка Москвы и самый звучный проект Подмосковья. Рассказываем о победителях и публикуем полный список наград.
Сергей Скуратов: «Небоскреб это баланс технологий,...
В марте две башни Capital towers достроили до 300-метровой отметки. Говорим с автором самых эффектных небоскребов Москвы: о высотах и пропорциях, технологиях и экономике, лаконизме и красоте супертонких домов, и о самом смелом предложении недавних лет – башне в честь Ле Корбюзье над Центросоюзом.
Дворы и башни: самарский эксперимент
Конкурсный проект «Самара Арена Парка», предложенный Сергеем Скуратовым, занял на конкурсе 2 место. Его суть – эксперимент с типологией жилых домов, галерейных и коридорных планировок кварталов в сочетании с башнями – наряду с чуткостью реакции на окружение и стремлением создать внутри комплекса полноценное пространство мини-города с градиентом ощущений и значительным набором функций.
Серьезный кирпичный разговор
В декабре в московском центре дизайна ARTPLAY прошла Кирпичная дискуссия с участием ведущих российских архитекторов – Сергея Скуратова, Натальи Сидоровой, Алексея Козыря, Михаила Бейлина и Ильсияр Тухватуллиной. Она завершила программу 1-го Кирпичного конкурса, организованного журналом
«Проект Балтия» и компанией АРХИТАЙЛ.
В пространстве парка Победы
В проекте жилого комплекса, который строится сейчас рядом с парком Поклонной горы по проекту Сергея Скуратова, многофункциональный стилобат превращен в сложносочиненное городское пространство с интригующими подходами-спусками, берущими на себя роль мини-площадей. Архитектура жилых корпусов реагирует на соседство Парка Победы: с одной стороны, «растворяясь в воздухе», а с другой – поддерживая мемориальный комплекс ритмически и цветом.
«Подделка под Скуратова»: Архсовет Москвы – 69
Архсовет Москвы отклонил новый проект школы в «Садовых кварталах», разработанный АБ Восток по следам конкурса, проведенного летом этого года. Сергей Чобан настоятельно предложил совету высказаться в пользу проведения нового конкурса. В составе репортажа публикуем выступление Сергея Чобана полностью.
Отражая солнце
Дом Сергея Скуратова в Николоворобинском срежиссирован до мелких нюансов. Он адаптирует три исторических фасада, интерпретирует ощущение сложного города, составленного из множества наслоений, – и ловит солнце, от восточного до западного.
Мыс доброй надежды
Показываем все семь проектов, участвовавших в закрытом конкурсе на создание концепции штаб-квартиры компании «Газпром нефть», а также приводим мнения экспертов.
Ключевое слово: «телеработа»
Архитекторы, профильные СМИ и вузы по всему миру реагируют на ситуацию пандемии, пытаясь обезопасить сотрудников и студентов, сохранив учебный и рабочий процесс. Говорим с руководителями нескольких московских бюро об их планах удаленной работы, а также рассказываем, как реагируют на эпидемию архитекторы мира.
Место лучших автомобилей
Проект реконструкции модельного цеха ЗИЛа под дилерский центр для Mercedes-Benz и Audi уникален даже для легендарного комплекса. Цех планируется восстановить с использованием элементов разобранного здания 1930-х. Он станет частью «ворот ЗИЛа», заметных на Третьем кольце. И к тому же – единственный из всех, в какой-то степени сохранит «автомобильную» функцию.
Музей и башня для ЗИЛа
Публикуем проекты нью-йоркского бюро Asymptote для территории бывшего завода ЗИЛ: здание филиала Государственного Эрмитажа и 150-метровую жилую башню.
Три версии Симоновской набережной
Лучшим среди студенческих проектов развития Симоновской набережной жюри признало «Симоновские холмы» с каскадной системой лестниц, понтонами на воде, велодорожками и постиндустриальными объектами, встроенными в новый ландшафт.
Ключевой полуостров
Объявлены победители первого этапа конкурса на концепцию развития территории московского завода ЗИЛ: жюри признало лучшими проекты бюро «Меганом» и немецкой компании Uberbau. Им предстоит дорабатывать свои концепции. Публикуем проекты всех четырех участников конкурса.
Технологии и материалы
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Сейчас на главной
Свет в пустоте
Культурный центр «Чжанбэйский мираж», расположенный среди полей северо-востока Китая, превращен бюро Puri Lighting Design в гигантскую световую инсталляцию.
Шепот песка
Бюро HAAST спроектировало многофункциональный спа-комплекс в Алматы, чтобы воплотить мечту заказчицы о пространстве, оказывающем терапевтический и расслабляющий эффект благодаря дизайну интерьера.
Петербург vs Рим
Центр Петербурга, как известно, священен, – но мало кто всерьез знает, где он начинается и заканчивается. Речь не о формальном признаке «от Обводного канала до Большой Невки», а о «вайбе», соответствующем центру города. Реализовав квартал «Невской ратуши» – по проекту, победившему в международном конкурсе – Евгений Герасимов и Сергей Чобан создали на его территории «образ центра». Причем не столько петербургского, сколько общемирового. Это ново, такого в Питере давно не было... Изучаем атмосферу, вспоминаем прообразы, в том числе раздумываем о том, кто и когда назвал Петербург новым Римом. Не зря, получается, идея-то живет.
Внимание на угол
Комплекс 5Tracks по проекту Shift Architecture & Urbanism и Powerhouse Company в нидерландском городе Бреда соединяет крытые общественные пространства с жильем и офисами, заполняя лакуну рядом с главным вокзалом.
На волне
Проект преобразования речного порта и набережной в Чебоксарах, разработанный архитектурным бюро АТРИУМ, затрагивает одну из ключевых территорий города. Набережная превращается в Речной бульвар – многофункциональное, комфортное и выразительное пространство для работы и отдыха. Авторы предлагают создать новую связь с главной площадью города – Красной, а также возвести несколько жилых башен, вдохновленных формой национального женского головного убора и способных стать ярким акцентом волжской панорамы.
«Пламенеющий» бетон
Новый театр во французском Бове по проекту бюро AJC напоминает о разных эпохах в истории города, от Средневековья до послевоенного восстановления.
Пятое измерение МАРХИ
Анонсирован проект нового корпуса МАРХИ, спроектированный Сергеем Кузнецовым и Иваном Грековым, соавторами по зданию кластера Ломоносова МГУ. Он включает недовосстановленный в 2008 году каретный сарай и смелые, крупные, зеркальные консоли. Ширина – не больше 10 метров, главное назначение художественная школа.
Дом, в котором
Музей искусств Санкт-Петербурга XX-XXI веков открыл выставку «Фрагменты эпох» в парадных залах своего нового здания – особняка купца Ивана Алафузова на набережной канала Грибоедова. Рассказываем, почему сюда стоит заглянуть тем, кто хочет проникнуться духом Петербурга.
Валерий Каняшин: «Нам дали свободу»
Жилой комплекс Headliner, строительство основной части которого не так давно завершилось напротив Сити – это такой сосед ММДЦ, который не «подыгрывает» ему. Он, наоборот, решен на контрасте: как город из разноформатных строений, сложившийся естественным путем за последние 20 лет. Популярнейшая тема! Однако именно здесь – даже кажется, что только здесь – ее удалось воплотить по-настоящему убедительно. Да, преобладают высотки, но сколько стройных, хрупких в профиль, ракурсов. А главное – как все это замиксовано, скомпоновано... Беседуем с руководителем проекта Валерием Каняшиным.
Заряд энергии
Бюро CNTR спроектировало для нового спортивного кластера на окраине Екатеринбурга автозаправочную станцию, сумев превратить небольшой объект в локальную доминанту: что-то вроде въездного знака, который рассказывает об окружающей территории и задает тон. А кроме того – демонстрирует разнообразные архитектурные приемы. Даже неподготолвенный зритель, приехав заправить машину, почувствует движение и статику, игру с массой, сочетание пятна и линии.
За каменной стеной
Концепция фондохранилища Староладожского историко-архитектурного и археологического музея-заповедника сочетает элементы архитектуры домонгольской Руси с современными приемами и материалами. Проект бюро Архиоптерикс стал победителем ежегодного конкурса «Концепций пространственного развития муниципальных образований Ленинградской области».
Рисовать как Баженов
В Московском архитектурном институте прошел IV Творческий конкурс академического рисунка. В эпоху тотальной компьютеризации умение рисовать считается редким и ценным навыком, и МАРХИ по праву гордится тем, что учит своих студентов этому важному ремеслу.
Больше солнца и воздуха
Бюро KIDZ удается создавать кафе с уникальной атмосферой и настроением, благодаря которым они становятся популярными. И благодаря классному дизайну запускаются целые сети, как это произошло в Нальчике, где к уже двум существующим кофейням Balance Coffee добавилась третья.
Мачта связи
Компания «Норвекс Арт» спроектировала и построила в городе Сокол вышку сотовой связи из клееной древесины. Она легче по весу, а также дешевле и экологичнее в производстве, чем металлическая.
На римских развалинах
Бюро Ofis реконструировало виллу 1920-х годов в центре Любляны, наглядно продемонстрировав многослойный и противоречивый характер застройки словенской столицы.
Парящий дом
Сложный план и форма дома, построенного по проекту студии VFORM в Подмосковье, – ответ на ограничения компактного участка: архитекторы тщательно подбирали не только видовые характеристики, но и световые сценарии. «Левитацию» пластичного второго этажа обеспечивают тонкие колонны из нержавеющей стали, а также глянцевые и полупрозрачные материалы облицовки первого уровня дома.
Замковый камень
Еще недавно премиальные жилые и офисные комплексы в Москве воспринимались как привилегия центра. Сегодня ситуация меняется: качественная архитектура выходит за пределы Третьего транспортного кольца и появляется на окраинах. Бизнес-центр «STONE Калужская» – один из таких примеров. Подобные проекты децентрализуют мегаполис и делают престижными жизнь и работу в любой части города.
Перпетум мобиле
Интерьер штаб-квартиры компании «Нацпроектстрой», созданный командой студии IND, максимально наглядно и столь же эффектно воплощает сферу деятельности заказчика – одного из крупнейших российских инфраструктурных холдингов: логистику и транспортные коммуникации всех возможных форматов.
Вода и свет
В церковном искусстве много символики, и одна ее часть, действительно, каноничная, другая сформирована традицией и кем-то воспринимается как обязательная. Из-за такого рода ложного консерватизма современная церковная архитектура медленно развивается и не выглядит как современная. Тем не менее подвижники у этой темы есть: кладбищенский храм Архангела Михаила в Апатитах, спроектированный Дмитрием Остроумовым и бюро Прохрам, совмещает традиции и эксперимент. Но не эксперимент ради самого себя – а продуманную работу современного архитектора с символикой пространства, объема и, главное, света.
Модульная ротонда
Круглое в плане офисное здание с деревянно-бетонным каркасом по проекту HENN строится в Юлихе на западе Германии: оно должно стать центром инновационного бизнес-парка.
Торжество во дворце
Проект дворца бракосочетания во Всеволожске, подготовленный мастерской «Головин & Шретер», стал победителем ежегодного конкурса «Концепций пространственного развития муниципальных образований Ленинградской области». Архитекторы предложили комплекс в духе дворцово-парковых ансамблей пригородов Санкт-Петербурга: с симметричной композицией и регулярным садом. А также позаботились о том, чтобы на памятные фотографии не попадали припаркованные автомобили.
Пространство для диалога эпох
Бюро Urbanus ревитализировало бывшее место нахождения важнейшего даосского храма Юнлэ-гун, откуда он был перенесен в 1960-х из-за угрозы затопления при строительстве плотины на реке Хуанхэ.
Город древний, но пока еще несколько запущенный
Город Касимов Рязанской области – русско-татарский, тут до 1681 года (!) существовало ханство, впрочем, под общим руководством московских князей... Сейчас это туристический город с памятниками XVI–XVIII и далее веков, но небольшой. Задачей летнего практикума Института Генплана было предложить Касимову изменения, способные увеличить туристический поток и быть полезными жителям. Получилось много разных идей: от пешеходных маршрутов до переноса автовокзала.
Осторожно отмыто
В издательстве «Подписные издания» выходит книга Ксюши Сидориной – со-основательницы сообщества волонтеров-реставраторов Гэнгъ, которое с 2019 года отмывает и скоблит парадные Петербурга, открывая жильцам исторических домов сокровища: печи, мозаики, витражи. А еще – плитку. Именно плитка стала «цементом» книги, соединившим все – исторический экскурс, способы поиска ценных экземпляров, «каталог» парадных, а также опыт «партизанской» реставрации. О книге рассказывает редактор издательства Артем Макоян.
Кубок чемпионов
Небоскреб Bell на 1-й улице Ямского поля, 12 на первый взгляд строг и лаконичен, хотя скромным его назвать никак не возможно. Экономная стереометрия построена на работе с формой, близкой к овалу – а это одна из излюбленных тем архитекторов UNK. Обтекаемая поверхность основной формы с металлическими ламелями дважды посечена стеклянными срезами, графически демонстрируя суть исходной формы: ее простоту и одновременно сложность. К тому же здесь решены десятки сложнейших инженерных головоломок.
Полуцифровая среда
В Иннополисе под Казанью открылся первый 4-звездочный отель, спроектированный бюро MAD Architects. Интерьеры отеля сочетают элегантность и иронию, технологичность и комфорт, напоминая декорации компьютерной игры или фантастического фильма о недалеком будущем.
Y-школа
По проекту «БалтИнвест-Проект» в Гатчине построена школа на 800 учеников. Лучевая планировка позволила разделить младшую и старшую школы, а также спортивный блок, обеспечив помещения большим количество естественного света. На многослойны фасадах оштукатуренные поверхности сочетаются с навесными элементами разных цветов и фактур.
Тропа к центру Земли
Посетительский центр в Национальном парке ледника Снайфедльсйёкюдль в Исландии, спроектированный бюро Arkis, служит также смотровой платформой и пропускает через себя пешеходную тропу.
Краеугольный храм
В московском Музее архитектуры на днях открылась выставка, посвященная всего одному памятнику средневековой русской архитектуры. Зато какому: Георгиевский собор Юрьева-Польского это последний по времени храм, сохранившийся от домонгольского периода. Впрочем, как сказать сохранившийся... Это один из самых загадочных и в то же время привлекательных памятников нашего средневековья. Которому требуется внимание и грамотная реставрация. Разбираемся, почему.