Виталий Лутц: «Наш проект ориентирован на сохранение основ генплана 1936 года»

В конце октября утвержден проект планировки территории завода «ЗиЛ», разработанный НИиПИ Генплана. Руководитель авторского коллектива Виталий Лутц рассказал нам о проекте.

Беседовала:
Алла Павликова

mainImg
Недавно, 29 октября, правительство Москвы утвердило проект планировки территории промзоны ЗиЛ, разработанный зональной мастерской № 15 НИиПИ Генплана Москвы. На территории планируется построить 4,5 млн кв. метров недвижимости, преимущественно жилья и офисов, сохранив часть старых зданий, заводской бульвар, а также производство автомобилей (на 65 гектарах). Рядом появится станция метро «Технопарк», а в центре территории – новая станция Малого кольца железной дороги. Вдоль набережной Москвы-реки будет разбит парк, а автомобильную трассу, которая пройдет на некотором отдалении параллельно реке, планируется угубить в землю на три метра, перебросив через нее мостики для перехода жителей к реке. Дома запланированы 9-10-этажными, планировка – квартальная.
Проект планировки территории завода «ЗиЛ». © Зональная мастерская № 15 ГУП «НИ и ПИ Генплана Москвы»
zooming
Фрагмент разреза платформы при набережной. На разрезе видно, что дорога углублена и проходит ниже уровня земли, а над ней переброшен переход. Впрочем, на визуализации генплана (см. изображение выше) переходов над дорогой не видно. © Зональная мастерская № 15 ГУП «НИ и ПИ Генплана Москвы»

ЗиЛ – крупнейшая промзона Москвы, почти 400 гектаров, и проект ее реорганизации, – тема, безусловно, важная. Ее обсуждение длится уже около двух лет, начавшись в конце 2011 с заявления Сергея Капкова о том, что на ЗиЛе появится «культурный кластер» (см. подборку статей по теме). В 2012 году был проведен громкий международный конкурс на концепцию реорганизации промзоны ЗиЛ. Двум победителям: московскому бюро «Проект Меганом» и немецкому Uberbau, тогда предложили доработать свои проекты, но конкурс внезапно прервался и итоговые версии концепций жюри так и не рассмотрело.

Одновременно, но не участвуя в конкурсе, московский Институт Генплана разрабатывал собственную концепцию; к осени 2012 года она стала основной, впрочем по решению Сергея Собянина функцию технопарка, которая была в этом проекте ведущей, заменили на жилую, более выгодую экономически. В начале 2013 года одного из победителей конкурса – «Проект Меганом», пригласили поучаствовать в доработке концепции ЗиЛ совместно с НИиПИ Генплана (история подробно изложена в статье Алексея Щукина, написаный в апреле; уже тогда были известны многие детали проекта; попутно на ЗиЛе обрушился был снесен Литейный цех 1916 года, подробнее см. на Йополис и сайте «Архнадзора»). Затем зональная мастерская № 15 НИиПИ на основе доработанной концепции, но уже без участия «Меганома», создала свой проект планировки. Теперь проект утвердили.

О деталях утвержденного проекта и перспективах его реализации мы попросили рассказать одного из его авторов, руководителя зональной мастерской № 15 Виталия Лутца.

Виталий Лутц:
«Участок проектирования расположен в районе Даниловский. Помимо собственно «ЗиЛа», большая часть производственных корпусов которого давно не функционирует, наш проект планировки затрагивает расположенные вокруг территории существующей застройки, коммунальных и производственных предприятий, бизнес-центр «Nagatino-Land» и другие объекты. Сам завод занимает около 280 га, тогда как общая площадь территории проекта планировки составляет порядка 378 га.

Наш проект ориентирован на сохранение основ генплана 1936 года, разработанного для данной территории архитектором Поповым. Мы рассматривали его как историческую ценность, памятник планировочной структуры, поэтому постарались сохранить основные элементы генплана: монументальный фронт застройки, выходящий на Автомоторную улицу, главные оси территории: бульвар и пересекающую его под прямым углом магистраль.
Проект реконструкции автозавода им. Сталина. 1936 г. Генплан. Материалы предоставлены ГУП «НИ и ПИ Генплана Москвы»

Центральным элементом новой планировки остается бульвар с выходящими на него фасадами цехов, которые задают частый шаг сети жилых улиц внутриквартальных проездов. Он же соединяет жилой район с главным общественно-деловым комплексом «Планета ЗиЛ» и вместе с парком активного отдыха около ТПУ «ЗиЛ» на Малом кольце железной дороги выступает в качестве главного общественного пространства территории. Основная шестиполосная магистраль проходит полукольцом вдоль воды. Это непростое решение, но альтернатив ему мы не нашли. Связь жилых кварталов с набережной обеспечивают и озелененные платформы над заглубленным участком магистрали. Пытаясь вернуть изолированной территории полуострова проницаемость, мы разработали систему связей через Москву-реку: два автомобильных моста вдоль МК МЖД и старицу Москва-реки и два пешеходных моста, один из которых расположен в продолжении бульвара. Немаловажным для развития транспортной инфраструктуры станет запланированное строительство двух ТПУ.
Проект планировки территории завода «ЗиЛ». Фрагмент аэрофотосъемки. © Зональная мастерская № 15 ГУП «НИ и ПИ Генплана Москвы»

Объем существующей на сегодняшний день недвижимости на рассматриваемом участке – 2 млн кв. м, снести предполагается почти половину, еще 3 млн кв. метров – это объем запланированного нового строительства, включающий и подземную часть. Нашей задачей было максимальное сохранение объектов индустриального наследия. Из самых старых построек будет сохранено и отреставрировано здание заводоуправления, построенное в 1916–1917 годах по проекту Константина Мельникова. Это памятник архитектуры, еще совершенно непохожий на мельниковский конструктивизм, но представляющий собой огромную архитектурную и историческую ценность. Зданий начала XX века осталось совсем немного, да и те сейчас находятся в плачевном состоянии. В основном сохранилась застройка вдоль Автозаводской улицы и по внутризаводскому бульвару. Постройки, расположенные за малым кольцом – это уже послевоенное наследие, здания достаточно капитальные и крепкие для того, чтобы приспособить их под новое производство.
Проект планировки территории завода «ЗиЛ». Эскизное предложение по зонированию и застройке территории. © Зональная мастерская № 15 ГУП «НИ и ПИ Генплана Москвы»

Что касается функционального наполнения района, то здесь предусмотрено комплексное развитие. Но надо сказать честно, что задачи перед нами стояли достаточно прагматичные, поскольку реализация данного проекта требует огромных затрат, связанных и с консервацией существующих зданий, и с их перепрофилированием, и со всевозможными социальными выплатами, а главное – с закрытием и выводом производства, не только основного, но и смежного, расположенного в разных регионах страны. Одним словом, все эти обязательства продиктовали необходимость создания на данной территории коммерчески привлекательных объектов. Нам нужно было пройти по узкой тропке, не свернув в голую коммерциализацию и не обанкротив московский бюджет.

Естественно, жилая недвижимость всегда работает как «поплавок», способный вытянуть любой крупный градостроительный проект. Именно поэтому большие площади отведены под строительство жилых кварталов. Здесь важно было создать комфортную городскую среду. Для этого специально была выбрана нарочито мелкая планировочная сетка с внятной артикуляцией внешнего и внутреннего насыщения. Внутри компактных кварталов предусмотрено размещение школ и детских садов, пристроенных к торцам домов. Жильцы имеют уютные дворы и выход к береговой линии. Наше решение – это классика развития жилых кварталов.  

Кроме того, проектом предусматривается формирование большого пласта  арендного жилья, апартаментов и гостиниц. С градостроительной точки зрения это правильное решение, поскольку в Москве существует дефицит фонда для временного проживания, что, в конечном счете, из-за постоянной миграции населения сказывается на перегрузке транспортной сети. Дабы избежать новых нагрузок, мы ставили перед собой задачу соблюсти баланс количества жителей и рабочих мест на рассматриваемой территории.

Севернее жилой застройки, вдоль Автозаводской улицы, создана многофункциональная общественная зона. Здесь располагаются ледовый дворец «Легенды хоккея» и крупный культурно-просветительский центр с музеем завода «ЗиЛ», занявший один из самых больших сохранившихся корпусов, построенных в 1980-е года. Это весьма брутальный корпус высотой с девятиэтажный дом, расположенный на сломе оси бульвара.

Важным условием была необходимость сохранения производства автомобилей на базе АМО «ЗиЛ» (18 га) и организации сборочного производства иностранных марок на территории «МосАвтоЗиЛ» (48 га). Заводские цеха занимают внушительный прямоугольник за кольцом железной дороги, который окружен парковой зоной общего пользования. Таким образом, мы попытались связать промышленное пространство с городом, избежать его изолированности.

Одним из главных центров притяжения должен стать многофункциональный комплекс «Планета ЗиЛ». Это центральный, знаковый объект, окруженный обширными озелененными территориями.

Если посмотреть на план территории, то можно увидеть, что участок разделен на два полуострова ответвлением Москвы-реки. Здесь, у воды, мы предлагаем  создать яхт-клуб с эллингами для хранения катеров. Ближе к проспекту Андропова появится довольно большой медицинский центр и различные офисно-деловые объекты.
Проект планировки территории завода «ЗиЛ». Разрезы платформы при набережной. © Зональная мастерская № 15 ГУП «НИ и ПИ Генплана Москвы»

Отдельная часть проекта посвящена формированию зеленого каркаса. Старое русло Москвы-реки становится продолжением парковой зоны, а вся застройка так или иначе пронизана зеленью. В целом нам хотелось создать максимально уютное городское пространство с неширокими, похожими на европейские улицами, с парками и скверами и с человеческим масштабом застройки. Средняя этажность по жилым кварталам – 9-10 этажей, по общественным участкам она ограничена 75 метрами.

Правительство Москвы наш проект планировки утвердило. Уже сегодня ведутся серьезные работы по  анализу и перспективам развития территории «ЗиЛа», очистке грунтов и т.д. Поэтому у меня есть все основания надеяться, что уже в ближайшем будущем город сумеет привлечь инвестиции и приступит к реализации этого масштабного и очень важного для города проекта».

16 Ноября 2013

Беседовала:

Алла Павликова
comments powered by HyperComments

Статьи по теме: Реконструкция ЗИЛ

Место лучших автомобилей
Проект реконструкции модельного цеха ЗИЛа под дилерский центр для Mercedes-Benz и Audi уникален даже для легендарного комплекса. Цех планируется восстановить с использованием элементов разобранного здания 1930-х. Он станет частью «ворот ЗИЛа», заметных на Третьем кольце. И к тому же – единственный из всех, в какой-то степени сохранит «автомобильную» функцию.
Комета ЗИЛ
Два первых лота жилого комплекса ЗилАрт, спроектированные Сергеем Скуратовым, совмещают контекстуальный сюжет, апеллирующий к истории завода, с эмоциональной, артистической насыщенностью фактуры и деталей. Не зря они служат урбанистической заставкой – городским «фасадом» первой очереди комплекса.
Музей и башня для ЗИЛа
Публикуем проекты нью-йоркского бюро Asymptote для территории бывшего завода ЗИЛ: здание филиала Государственного Эрмитажа и 150-метровую жилую башню.
Три версии Симоновской набережной
Лучшим среди студенческих проектов развития Симоновской набережной жюри признало «Симоновские холмы» с каскадной системой лестниц, понтонами на воде, велодорожками и постиндустриальными объектами, встроенными в новый ландшафт.
Ключевой полуостров
Объявлены победители первого этапа конкурса на концепцию развития территории московского завода ЗИЛ: жюри признало лучшими проекты бюро «Меганом» и немецкой компании Uberbau. Им предстоит дорабатывать свои концепции. Публикуем проекты всех четырех участников конкурса.

Технологии и материалы

«Тихий рассвет» – цвет года по версии AkzoNobel
Созданный по итогам масштабных исследований цветовых трендов, проводящихся экспертами со всего мира, этот цвет призван запечатлеть суть того, что делает нас более человечными на заре нового десятилетия.
Разреши себе творить
Бренд DULUX выпустил новую линейку инновационных красок «Легко обновить». В нее вошло всего три продукта, но с их помощью можно преобразить весь дом или квартиру самостоятельно и всего за несколько часов.
Архитекторы из Томска создали мультикомфорт на международном...
По итогам международного архитектурного конкурса «Мультикомфорт от Сен-Гобен» проект российских студентов был отмечен специальным призом. Россия участвует в мероприятии в 8-й раз, но награду получила впервые. Рассказываем, как команде из Томска удалось реализовать концепцию мультикомфортного жилья и чем важен этот конкурс.
Tejas Borja. Революция в керамической черепице
Уникальность производства керамики Tejas Borja – в применении технологии цифровой струйной печати на поверхности черепицы, которая позволяет получить полную имитацию природных материалов: сланца, камня, дерева, цемента, мрамора и других.
Свет и тень
Панели из фиброцемента EQUITONE [linea] – современный материал, который способен вдохновить на творческий эксперимент. Он создан архитекторами, и его главные свойства: контрастная фактура, тактильность и долговечность.
Ключевой элемент
Специально для ЖК «Садовые кварталы» компания «ОртОст-Фасад» разработала материал, сочетающий силу стеклофибробетона и эстетику кирпича. Рассказываем о его особенностях и достоинствах на примере трех новых реализованных корпусов.

Сейчас на главной

Течение краски
В Медийном центре парка Зарядье открылась выставка четырех художников, рисующих города: Альваро Кастаньета, Томаса Шаллера, Сергея Чобана и Сергея Кузнецова. Впервые в Москве такого рода выставка сопровождается иммерсивной экспозицией.
Мозаика функций
Комплекс Agora по проекту Ropa & Associés в Меце на востоке Франции соединил в себе медиатеку, общественный центр и «цифровое» рабочее пространство.
Книги в саду
Бюро «А.Лен» и KCAP Architects&Planners спроектировали для Воронежа жилой комплекс, вдохновляясь Иваном Буниным и пейзажами средней полосы. Получилось современно и свежо.
Комиксы на фасаде
В бывшей мюнхенской промзоне открылось многофункциональное здание WERK12 по проекту MVRDV: сейчас оно вмещает рестораны, фитнес-клуб и офисы, но подходит и для любого другого использования.
Космический ветер
Построенный по проекту бюро ASADOV аэропорт «Гагарин» сочетает выверенную планировочную структуру и культурную программу с авторскими решениями – архитектурным и дизайнерским, в которых угадывается ностальгия по тем временам, когда наша страна шла в светлое будущее и космос был частью жизни каждого.
Пресса: Как в город вернется производство
В том, что постиндустриальный город ничего не производит, есть нечто тревожное. Понятно, что он производит знания и услуги, понятно, что он производит много чего для себя (поэтому пищевая промышленность в Москве даже растет), но как же без всего остального?
Укрупнение
В Гостином дворе открылся очередной фестиваль «Зодчество». Под октябрьским московским солнцем спорят между собой две тенденции: прекрасного будущего и великолепного настоящего.
Между городом и вузом
В Аделаиде на юге Австралии появилась первая постройка Snøhetta на этом континенте: университетский спорткомплекс с актовым залом и открытыми лестницами-трибунами.
«Вечность» переставит всё местами
Куратором «Зодчества» 2020 года назван Эдуард Кубенский с темой «Вечность», об этом сообщил сегодня на пресс-конференции президент САР Николай Шумаков. Программа звучит смело, читайте в нашем материале.
Решетчатая «опора»
Энергоэффективное офисное здание oxxeo с несущим фасадом, одновременно работающим как солнцезащитный экран: проект Rafael de La-Hoz Arquitectos на севере Мадрида.
«Стальная змея»
Основная часть Северного вокзала Кёге, нового транспортного узла для Большого Копенгагена, – это 225-метровый пешеходный мост через шоссе и железнодорожные пути. Авторы проекта – DISSING+WEITLING architecture и COBE.
МАРШ: Fuck Context
Под руководством Наринэ Тютчевой и Екатерины Ровновой бакалавры 2018/2019 учебного года формируют свое отношение к контексту, исследуя Трехгорную мануфактуру.
И вновь о прожиточном минимуме
«Экономичное», но качественное жилье во Франкфурте-на-Майне по образцовому проекту schneider+schumacher рассчитано на арендную плату на треть ниже среднерыночной ставки в этом городе.
Наследие, экология и очень, очень плохие архитекторы
Рассматриваем восемь работ воркшопов, проведенных на «Открытом городе» и один особенно понравившийся дипломный проект студии Евгения Асса. Многие проекты затрагивают актуальные и болезненные темы современности.
Семь рецептов успеха
Участники марафона «Свое бюро» в рамках «Открытого города» рассказали/умолчали о своих удачах/неудачах. На основе их выступлений мы сформулировали семь рецептов, которые точно помогут начать карьеру.
«Скромный шедевр»
Социальный малоэтажный комплекс на сотню семей в Норидже по проекту бюро Mikhail Riches и Кэти Холи получил премию Стерлинга как лучшее здание Британии 2019 года, уникальный дом из пробки награжден как лучший небольшой проект, а национальная железнодорожная компания – как лучший заказчик.
Видный дом
Art View House на открыточном «перекрестке» Мойки и Крюкова канала – еще один эксперимент бюро «Евгений Герасимов и партнеры» с неоклассикой, а также аккуратное завершение архитектурной панорамы в центре города.
Внимание деталям
Почти 150 идей для улучшения городской среды предложили дизайнеры-участники конкурса в рамках выставки «Город: детали», которая прошла в Москве на прошлой неделе. Представляем лучшие из них.
Пресса: Как все превратится в курорт
Если вы посмотрите на мировые проекты благоустройства, то увидите: все составляющие остроту города элементы — канализация, отопление, водопровод, метро, миллионы километров проводов, автомобили, грузовики, склады, больницы, морги, милиция, военные, — все это спрятано ...
Внутренний город
Два дома на территории бывшего завода «Рассвет» – пример тонкой работы с контекстом, формой и, главное, внутренней структурой апартаментов, которая стала, без преувеличения, уникальной для современной Москвы. Они уже неплохо известны профессиональной общественности. Рассматриваем подробно.
«Оптимистическая профессия»
Дублинское бюро Grafton награждено Золотой медалью RIBA. Его основательницы, Шелли МакНамара и Ивонн Фаррелл, курировали венецианскую биеннале архитектуры-2018, а в 2008 стали первыми лауреатами гран-при WAF.
Юбилейное ожерелье
Главная площадь Якутска будет преобразована по проекту консорциума под лидерством ТПО «Резерв». Представляем проекты победителя и призеров недавно завершившегося конкурса.
«Если проанализировать их сходство, становится ясно:...
Кураторы выставки о Джузеппе Терраньи и Илье Голосове в московском Музее архитектуры Анна Вяземцева и Алессандро Де Маджистрис – о том, как миф о копировании домом «Новокомум» в Комо композиции клуба имени Зуева скрывает под собой важные сюжеты об архитектуре, политике, обмене идеями в довоенной и даже послевоенной Европе.
Экстравертный интроверт
Построив в Люблино фитнес-клуб La Salute (в переводе с итальянского «здоровье»), архитекторы бюро ASADOV оздоровили жизнь района, принесли в стандартное окружение авторскую архитектуру и полезные функции. Выразительная тектоника здания подчеркнула спортивную устремленность.
Архи-события: 30 сентября–6 октября
Интерактивная выставка-презентация «Город: детали», два новых лекционных курса в Музее архитектуры, ежегодная конференция об архитектурном образовании и карьере «Открытый город».
Пресса: Последний из главных
Президент Российской академии архитектуры и строительных наук Александр Кузьмин скончался в больнице в ночь на пятницу на 69-м году жизни. О нем — Григорий Ревзин.
Умер Александр Кузьмин
Сегодня ночью не стало Александра Викторовича Кузьмина, президента Российской академии архитектуры и строительных наук, с 1996 по 2012 годы – главного архитектора города Москвы.
Миллионы к миллионам
В Пекине открылся новый аэропорт Дасин по проекту Zaha Hadid Architects и ADP Ingénierie: стартовая «мощность» – 45 млн человек в год, в 2025 – 72 млн, затем – все сто.