16.11.2013
беседовала: Алла Павликова

Виталий Лутц: «Наш проект ориентирован на сохранение основ генплана 1936 года»

В конце октября утвержден проект планировки территории завода «ЗиЛ», разработанный НИиПИ Генплана. Руководитель авторского коллектива Виталий Лутц рассказал нам о проекте.

информация:

Проект планировки территории завода «ЗиЛ». © Зональная мастерская  № 15 ГУП «НИ и ПИ Генплана Москвы»
Проект планировки территории завода «ЗиЛ». © Зональная мастерская № 15 ГУП «НИ и ПИ Генплана Москвы»открыть большое изображение

Недавно, 29 октября, правительство Москвы утвердило проект планировки территории промзоны ЗиЛ, разработанный зональной мастерской № 15 НИиПИ Генплана Москвы. На территории планируется построить 4,5 млн кв. метров недвижимости, преимущественно жилья и офисов, сохранив часть старых зданий, заводской бульвар, а также производство автомобилей (на 65 гектарах). Рядом появится станция метро «Технопарк», а в центре территории – новая станция Малого кольца железной дороги. Вдоль набережной Москвы-реки будет разбит парк, а автомобильную трассу, которая пройдет на некотором отдалении параллельно реке, планируется угубить в землю на три метра, перебросив через нее мостики для перехода жителей к реке. Дома запланированы 9-10-этажными, планировка – квартальная.
Фрагмент разреза платформы при набережной. На разрезе видно, что дорога углублена и проходит ниже уровня земли, а над ней переброшен переход. Впрочем, на визуализации генплана (см. изображение выше) переходов над дорогой не видно. © Зональная мастерская  № 15 ГУП «НИ и ПИ Генплана Москвы»
Фрагмент разреза платформы при набережной. На разрезе видно, что дорога углублена и проходит ниже уровня земли, а над ней переброшен переход. Впрочем, на визуализации генплана (см. изображение выше) переходов над дорогой не видно. © Зональная мастерская № 15 ГУП «НИ и ПИ Генплана Москвы»открыть большое изображение

ЗиЛ – крупнейшая промзона Москвы, почти 400 гектаров, и проект ее реорганизации, – тема, безусловно, важная. Ее обсуждение длится уже около двух лет, начавшись в конце 2011 с заявления Сергея Капкова о том, что на ЗиЛе появится «культурный кластер» (см. подборку статей по теме). В 2012 году был проведен громкий международный конкурс на концепцию реорганизации промзоны ЗиЛ. Двум победителям: московскому бюро «Проект Меганом» и немецкому Uberbau, тогда предложили доработать свои проекты, но конкурс внезапно прервался и итоговые версии концепций жюри так и не рассмотрело.

Одновременно, но не участвуя в конкурсе, московский Институт Генплана разрабатывал собственную концепцию; к осени 2012 года она стала основной, впрочем по решению Сергея Собянина функцию технопарка, которая была в этом проекте ведущей, заменили на жилую, более выгодую экономически. В начале 2013 года одного из победителей конкурса – «Проект Меганом», пригласили поучаствовать в доработке концепции ЗиЛ совместно с НИиПИ Генплана (история подробно изложена в статье Алексея Щукина, написаный в апреле; уже тогда были известны многие детали проекта; попутно на ЗиЛе обрушился был снесен Литейный цех 1916 года, подробнее см. на Йополис и сайте «Архнадзора»). Затем зональная мастерская № 15 НИиПИ на основе доработанной концепции, но уже без участия «Меганома», создала свой проект планировки. Теперь проект утвердили.

О деталях утвержденного проекта и перспективах его реализации мы попросили рассказать одного из его авторов, руководителя зональной мастерской № 15 Виталия Лутца.

Виталий Лутц:
«Участок проектирования расположен в районе Даниловский. Помимо собственно «ЗиЛа», большая часть производственных корпусов которого давно не функционирует, наш проект планировки затрагивает расположенные вокруг территории существующей застройки, коммунальных и производственных предприятий, бизнес-центр «Nagatino-Land» и другие объекты. Сам завод занимает около 280 га, тогда как общая площадь территории проекта планировки составляет порядка 378 га.

Наш проект ориентирован на сохранение основ генплана 1936 года, разработанного для данной территории архитектором Поповым. Мы рассматривали его как историческую ценность, памятник планировочной структуры, поэтому постарались сохранить основные элементы генплана: монументальный фронт застройки, выходящий на Автомоторную улицу, главные оси территории: бульвар и пересекающую его под прямым углом магистраль.
Проект реконструкции автозавода им. Сталина. 1936 г. Генплан. Материалы предоставлены ГУП «НИ и ПИ Генплана Москвы»
Проект реконструкции автозавода им. Сталина. 1936 г. Генплан. Материалы предоставлены ГУП «НИ и ПИ Генплана Москвы»открыть большое изображение

Центральным элементом новой планировки остается бульвар с выходящими на него фасадами цехов, которые задают частый шаг сети жилых улиц внутриквартальных проездов. Он же соединяет жилой район с главным общественно-деловым комплексом «Планета ЗиЛ» и вместе с парком активного отдыха около ТПУ «ЗиЛ» на Малом кольце железной дороги выступает в качестве главного общественного пространства территории. Основная шестиполосная магистраль проходит полукольцом вдоль воды. Это непростое решение, но альтернатив ему мы не нашли. Связь жилых кварталов с набережной обеспечивают и озелененные платформы над заглубленным участком магистрали. Пытаясь вернуть изолированной территории полуострова проницаемость, мы разработали систему связей через Москву-реку: два автомобильных моста вдоль МК МЖД и старицу Москва-реки и два пешеходных моста, один из которых расположен в продолжении бульвара. Немаловажным для развития транспортной инфраструктуры станет запланированное строительство двух ТПУ.
Проект планировки территории завода «ЗиЛ». Фрагмент аэрофотосъемки. © Зональная мастерская  № 15 ГУП «НИ и ПИ Генплана Москвы»
Проект планировки территории завода «ЗиЛ». Фрагмент аэрофотосъемки. © Зональная мастерская № 15 ГУП «НИ и ПИ Генплана Москвы»открыть большое изображение

Объем существующей на сегодняшний день недвижимости на рассматриваемом участке – 2 млн кв. м, снести предполагается почти половину, еще 3 млн кв. метров – это объем запланированного нового строительства, включающий и подземную часть. Нашей задачей было максимальное сохранение объектов индустриального наследия. Из самых старых построек будет сохранено и отреставрировано здание заводоуправления, построенное в 1916–1917 годах по проекту Константина Мельникова. Это памятник архитектуры, еще совершенно непохожий на мельниковский конструктивизм, но представляющий собой огромную архитектурную и историческую ценность. Зданий начала XX века осталось совсем немного, да и те сейчас находятся в плачевном состоянии. В основном сохранилась застройка вдоль Автозаводской улицы и по внутризаводскому бульвару. Постройки, расположенные за малым кольцом – это уже послевоенное наследие, здания достаточно капитальные и крепкие для того, чтобы приспособить их под новое производство.
Проект планировки территории завода «ЗиЛ». Эскизное предложение по зонированию и застройке территории. © Зональная мастерская  № 15 ГУП «НИ и ПИ Генплана Москвы»
Проект планировки территории завода «ЗиЛ». Эскизное предложение по зонированию и застройке территории. © Зональная мастерская № 15 ГУП «НИ и ПИ Генплана Москвы»открыть большое изображение

Что касается функционального наполнения района, то здесь предусмотрено комплексное развитие. Но надо сказать честно, что задачи перед нами стояли достаточно прагматичные, поскольку реализация данного проекта требует огромных затрат, связанных и с консервацией существующих зданий, и с их перепрофилированием, и со всевозможными социальными выплатами, а главное – с закрытием и выводом производства, не только основного, но и смежного, расположенного в разных регионах страны. Одним словом, все эти обязательства продиктовали необходимость создания на данной территории коммерчески привлекательных объектов. Нам нужно было пройти по узкой тропке, не свернув в голую коммерциализацию и не обанкротив московский бюджет.

Естественно, жилая недвижимость всегда работает как «поплавок», способный вытянуть любой крупный градостроительный проект. Именно поэтому большие площади отведены под строительство жилых кварталов. Здесь важно было создать комфортную городскую среду. Для этого специально была выбрана нарочито мелкая планировочная сетка с внятной артикуляцией внешнего и внутреннего насыщения. Внутри компактных кварталов предусмотрено размещение школ и детских садов, пристроенных к торцам домов. Жильцы имеют уютные дворы и выход к береговой линии. Наше решение – это классика развития жилых кварталов.  

Кроме того, проектом предусматривается формирование большого пласта  арендного жилья, апартаментов и гостиниц. С градостроительной точки зрения это правильное решение, поскольку в Москве существует дефицит фонда для временного проживания, что, в конечном счете, из-за постоянной миграции населения сказывается на перегрузке транспортной сети. Дабы избежать новых нагрузок, мы ставили перед собой задачу соблюсти баланс количества жителей и рабочих мест на рассматриваемой территории.

Севернее жилой застройки, вдоль Автозаводской улицы, создана многофункциональная общественная зона. Здесь располагаются ледовый дворец «Легенды хоккея» и крупный культурно-просветительский центр с музеем завода «ЗиЛ», занявший один из самых больших сохранившихся корпусов, построенных в 1980-е года. Это весьма брутальный корпус высотой с девятиэтажный дом, расположенный на сломе оси бульвара.

Важным условием была необходимость сохранения производства автомобилей на базе АМО «ЗиЛ» (18 га) и организации сборочного производства иностранных марок на территории «МосАвтоЗиЛ» (48 га). Заводские цеха занимают внушительный прямоугольник за кольцом железной дороги, который окружен парковой зоной общего пользования. Таким образом, мы попытались связать промышленное пространство с городом, избежать его изолированности.

Одним из главных центров притяжения должен стать многофункциональный комплекс «Планета ЗиЛ». Это центральный, знаковый объект, окруженный обширными озелененными территориями.

Если посмотреть на план территории, то можно увидеть, что участок разделен на два полуострова ответвлением Москвы-реки. Здесь, у воды, мы предлагаем  создать яхт-клуб с эллингами для хранения катеров. Ближе к проспекту Андропова появится довольно большой медицинский центр и различные офисно-деловые объекты.
Проект планировки территории завода «ЗиЛ». Разрезы платформы при набережной. © Зональная мастерская  № 15 ГУП «НИ и ПИ Генплана Москвы»
Проект планировки территории завода «ЗиЛ». Разрезы платформы при набережной. © Зональная мастерская № 15 ГУП «НИ и ПИ Генплана Москвы»открыть большое изображение

Отдельная часть проекта посвящена формированию зеленого каркаса. Старое русло Москвы-реки становится продолжением парковой зоны, а вся застройка так или иначе пронизана зеленью. В целом нам хотелось создать максимально уютное городское пространство с неширокими, похожими на европейские улицами, с парками и скверами и с человеческим масштабом застройки. Средняя этажность по жилым кварталам – 9-10 этажей, по общественным участкам она ограничена 75 метрами.

Правительство Москвы наш проект планировки утвердило. Уже сегодня ведутся серьезные работы по  анализу и перспективам развития территории «ЗиЛа», очистке грунтов и т.д. Поэтому у меня есть все основания надеяться, что уже в ближайшем будущем город сумеет привлечь инвестиции и приступит к реализации этого масштабного и очень важного для города проекта».
беседовала: Алла Павликова

Комментарии
comments powered by HyperComments

другие тексты:

последние новости ленты:

статьи на эту тему:

все тексты темы

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Сергей Переслегин
  • Павел Андреев
  • Николай Переслегин
  • Александр Асадов
  • Тотан Кузембаев
  • Наталия Шилова
  • Дмитрий Ликин
  • Екатерина Грень
  • Илья Машков
  • Антон Лукомский
  • Владимир Плоткин
  • Сергей Труханов
  • Магда Чихонь
  • Юлия Тряскина
  • Илья Уткин
  • Евгений Герасимов
  • Александр Бровкин
  • Магда Кмита
  • Алексей Иванов
  • Карен Сапричян
  • Владимир Биндеман
  • Николай Миловидов
  • Константин Ходнев
  • Шимон Матковски
  • Даниил Лоренц
  • Никита Явейн
  • Полина Воеводина
  • Левон Айрапетов
  • Анатолий Столярчук
  • Юлий Борисов
  • Валерия Преображенская
  • Валерий Лукомский
  • Петр Фонфара
  • Олег Карлсон
  • Андрей Асадов
  • Никита Токарев
  • Александра Кузьмина
  • Антон Надточий
  • Андрей Гнездилов
  • Сергей Чобан
  • Игорь Шварцман
  • Андрей Романов
  • Владимир Ковалёв
  • Дмитрий Васильев
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Вера Бутко
  • Арсений Леонович
  • Роман Леонидов
  • Наталья Сидорова
  • Никита Бирюков
  • Зураб Басария
  • Георгий Трофимов
  • Всеволод Медведев
  • Сергей Кузнецов
  • Александр Скокан
  • Олег Мединский
  • Михаил Канунников
  • Сергей  Орешкин
  • Сергей Скуратов
  • Лукаш Качмарчик
  • Александр Попов
  • Екатерина Кузнецова
  • Станислав Белых
  • Алексей Гинзбург
  • Олег Шапиро

Постройки и проекты (новые записи):

  • Жилой дом на улице Красного курсанта
  • Реставрация дома Сытина
  • Реставрация усадьбы Долгоруковых-Бобринских на ул. Малая Дмитровка
  • Результаты исследования в рамках проекта «Идеальный город»
  • Многофункциональный комплекс Match point с апартаментами и спортивной волейбольной ареной
  • Апарт-отель в границах промзоны «ЗИЛ»
  • Интерьеры автосервисного комплекса «Авангард»
  • Жилой комплекс «Time»
  • Жилой микрорайон в Пушкине

Технологии:

07.11.2017

Принтеры HP PageWide XL: скорость решает всё

Линейка принтеров HP PageWide XL – это экономия производственных расходов и фантастическая скорость печати строительных чертежей и рекламных баннеров без потери качества изображения.
Компания HP
25.10.2017

Клинкер в нью-йоркском стиле

Облицованный клинкером Hagemeister жилой комплекс 900 Mahler в Амстердаме призван напоминать о нью-йоркских небоскребах 1920-х годов.
ЗАО «Фирма «КИРИЛЛ»
19.10.2017

Практика использования ARCHICAD при проектировании научно-образовательного комплекса в Австралии

Знаковым зданием для программы ARCHICAD 21 стал новый Центр Чарлза Перкинса при Университете Сиднея.
GRAPHISOFT
другие статьи