Виталий Лутц: «Наш проект ориентирован на сохранение основ генплана 1936 года»

В конце октября утвержден проект планировки территории завода «ЗиЛ», разработанный НИиПИ Генплана. Руководитель авторского коллектива Виталий Лутц рассказал нам о проекте.

mainImg
Мастерская:
Единый институт пространственного планирования
Недавно, 29 октября, правительство Москвы утвердило проект планировки территории промзоны ЗиЛ, разработанный зональной мастерской № 15 НИиПИ Генплана Москвы. На территории планируется построить 4,5 млн кв. метров недвижимости, преимущественно жилья и офисов, сохранив часть старых зданий, заводской бульвар, а также производство автомобилей (на 65 гектарах). Рядом появится станция метро «Технопарк», а в центре территории – новая станция Малого кольца железной дороги. Вдоль набережной Москвы-реки будет разбит парк, а автомобильную трассу, которая пройдет на некотором отдалении параллельно реке, планируется угубить в землю на три метра, перебросив через нее мостики для перехода жителей к реке. Дома запланированы 9-10-этажными, планировка – квартальная.
Проект планировки территории завода «ЗиЛ», 2013
© Зональная мастерская № 15 ГУП «НИ и ПИ Генплана Москвы»
zooming
Фрагмент разреза платформы при набережной. На разрезе видно, что дорога углублена и проходит ниже уровня земли, а над ней переброшен переход. Впрочем, на визуализации генплана (см. изображение выше) переходов над дорогой не видно
© Зональная мастерская № 15 ГУП «НИ и ПИ Генплана Москвы»

ЗиЛ – крупнейшая промзона Москвы, почти 400 гектаров, и проект ее реорганизации, – тема, безусловно, важная. Ее обсуждение длится уже около двух лет, начавшись в конце 2011 с заявления Сергея Капкова о том, что на ЗиЛе появится «культурный кластер» (см. подборку статей по теме). В 2012 году был проведен громкий международный конкурс на концепцию реорганизации промзоны ЗиЛ. Двум победителям: московскому бюро «Проект Меганом» и немецкому Uberbau, тогда предложили доработать свои проекты, но конкурс внезапно прервался и итоговые версии концепций жюри так и не рассмотрело.

Одновременно, но не участвуя в конкурсе, московский Институт Генплана разрабатывал собственную концепцию; к осени 2012 года она стала основной, впрочем по решению Сергея Собянина функцию технопарка, которая была в этом проекте ведущей, заменили на жилую, более выгодую экономически. В начале 2013 года одного из победителей конкурса – «Проект Меганом», пригласили поучаствовать в доработке концепции ЗиЛ совместно с НИиПИ Генплана (история подробно изложена в статье Алексея Щукина, написаный в апреле; уже тогда были известны многие детали проекта; попутно на ЗиЛе обрушился был снесен Литейный цех 1916 года, подробнее см. на Йополис и сайте «Архнадзора»). Затем зональная мастерская № 15 НИиПИ на основе доработанной концепции, но уже без участия «Меганома», создала свой проект планировки. Теперь проект утвердили.

О деталях утвержденного проекта и перспективах его реализации мы попросили рассказать одного из его авторов, руководителя зональной мастерской № 15 Виталия Лутца.

Виталий Лутц:
«Участок проектирования расположен в районе Даниловский. Помимо собственно «ЗиЛа», большая часть производственных корпусов которого давно не функционирует, наш проект планировки затрагивает расположенные вокруг территории существующей застройки, коммунальных и производственных предприятий, бизнес-центр «Nagatino-Land» и другие объекты. Сам завод занимает около 280 га, тогда как общая площадь территории проекта планировки составляет порядка 378 га.

Наш проект ориентирован на сохранение основ генплана 1936 года, разработанного для данной территории архитектором Поповым. Мы рассматривали его как историческую ценность, памятник планировочной структуры, поэтому постарались сохранить основные элементы генплана: монументальный фронт застройки, выходящий на Автомоторную улицу, главные оси территории: бульвар и пересекающую его под прямым углом магистраль.
Проект реконструкции автозавода им. Сталина. 1936 г. Генплан
Материалы предоставлены ГУП «НИ и ПИ Генплана Москвы»

Центральным элементом новой планировки остается бульвар с выходящими на него фасадами цехов, которые задают частый шаг сети жилых улиц внутриквартальных проездов. Он же соединяет жилой район с главным общественно-деловым комплексом «Планета ЗиЛ» и вместе с парком активного отдыха около ТПУ «ЗиЛ» на Малом кольце железной дороги выступает в качестве главного общественного пространства территории. Основная шестиполосная магистраль проходит полукольцом вдоль воды. Это непростое решение, но альтернатив ему мы не нашли. Связь жилых кварталов с набережной обеспечивают и озелененные платформы над заглубленным участком магистрали. Пытаясь вернуть изолированной территории полуострова проницаемость, мы разработали систему связей через Москву-реку: два автомобильных моста вдоль МК МЖД и старицу Москва-реки и два пешеходных моста, один из которых расположен в продолжении бульвара. Немаловажным для развития транспортной инфраструктуры станет запланированное строительство двух ТПУ.
Проект планировки территории завода «ЗиЛ», 2013. Фрагмент аэрофотосъемки.
© Зональная мастерская № 15 ГУП «НИ и ПИ Генплана Москвы»

Объем существующей на сегодняшний день недвижимости на рассматриваемом участке – 2 млн кв. м, снести предполагается почти половину, еще 3 млн кв. метров – это объем запланированного нового строительства, включающий и подземную часть. Нашей задачей было максимальное сохранение объектов индустриального наследия. Из самых старых построек будет сохранено и отреставрировано здание заводоуправления, построенное в 1916–1917 годах по проекту Константина Мельникова. Это памятник архитектуры, еще совершенно непохожий на мельниковский конструктивизм, но представляющий собой огромную архитектурную и историческую ценность. Зданий начала XX века осталось совсем немного, да и те сейчас находятся в плачевном состоянии. В основном сохранилась застройка вдоль Автозаводской улицы и по внутризаводскому бульвару. Постройки, расположенные за малым кольцом – это уже послевоенное наследие, здания достаточно капитальные и крепкие для того, чтобы приспособить их под новое производство.
Проект планировки территории завода «ЗиЛ». Эскизное предложение по зонированию и застройке территории, 2013
© Зональная мастерская № 15 ГУП «НИ и ПИ Генплана Москвы»

Что касается функционального наполнения района, то здесь предусмотрено комплексное развитие. Но надо сказать честно, что задачи перед нами стояли достаточно прагматичные, поскольку реализация данного проекта требует огромных затрат, связанных и с консервацией существующих зданий, и с их перепрофилированием, и со всевозможными социальными выплатами, а главное – с закрытием и выводом производства, не только основного, но и смежного, расположенного в разных регионах страны. Одним словом, все эти обязательства продиктовали необходимость создания на данной территории коммерчески привлекательных объектов. Нам нужно было пройти по узкой тропке, не свернув в голую коммерциализацию и не обанкротив московский бюджет.

Естественно, жилая недвижимость всегда работает как «поплавок», способный вытянуть любой крупный градостроительный проект. Именно поэтому большие площади отведены под строительство жилых кварталов. Здесь важно было создать комфортную городскую среду. Для этого специально была выбрана нарочито мелкая планировочная сетка с внятной артикуляцией внешнего и внутреннего насыщения. Внутри компактных кварталов предусмотрено размещение школ и детских садов, пристроенных к торцам домов. Жильцы имеют уютные дворы и выход к береговой линии. Наше решение – это классика развития жилых кварталов.  

Кроме того, проектом предусматривается формирование большого пласта  арендного жилья, апартаментов и гостиниц. С градостроительной точки зрения это правильное решение, поскольку в Москве существует дефицит фонда для временного проживания, что, в конечном счете, из-за постоянной миграции населения сказывается на перегрузке транспортной сети. Дабы избежать новых нагрузок, мы ставили перед собой задачу соблюсти баланс количества жителей и рабочих мест на рассматриваемой территории.

Севернее жилой застройки, вдоль Автозаводской улицы, создана многофункциональная общественная зона. Здесь располагаются ледовый дворец «Легенды хоккея» и крупный культурно-просветительский центр с музеем завода «ЗиЛ», занявший один из самых больших сохранившихся корпусов, построенных в 1980-е года. Это весьма брутальный корпус высотой с девятиэтажный дом, расположенный на сломе оси бульвара.

Важным условием была необходимость сохранения производства автомобилей на базе АМО «ЗиЛ» (18 га) и организации сборочного производства иностранных марок на территории «МосАвтоЗиЛ» (48 га). Заводские цеха занимают внушительный прямоугольник за кольцом железной дороги, который окружен парковой зоной общего пользования. Таким образом, мы попытались связать промышленное пространство с городом, избежать его изолированности.

Одним из главных центров притяжения должен стать многофункциональный комплекс «Планета ЗиЛ». Это центральный, знаковый объект, окруженный обширными озелененными территориями.

Если посмотреть на план территории, то можно увидеть, что участок разделен на два полуострова ответвлением Москвы-реки. Здесь, у воды, мы предлагаем  создать яхт-клуб с эллингами для хранения катеров. Ближе к проспекту Андропова появится довольно большой медицинский центр и различные офисно-деловые объекты.
Проект планировки территории завода «ЗиЛ». Разрезы платформы при набережной, 2013
© Зональная мастерская № 15 ГУП «НИ и ПИ Генплана Москвы»

Отдельная часть проекта посвящена формированию зеленого каркаса. Старое русло Москвы-реки становится продолжением парковой зоны, а вся застройка так или иначе пронизана зеленью. В целом нам хотелось создать максимально уютное городское пространство с неширокими, похожими на европейские улицами, с парками и скверами и с человеческим масштабом застройки. Средняя этажность по жилым кварталам – 9-10 этажей, по общественным участкам она ограничена 75 метрами.

Правительство Москвы наш проект планировки утвердило. Уже сегодня ведутся серьезные работы по  анализу и перспективам развития территории «ЗиЛа», очистке грунтов и т.д. Поэтому у меня есть все основания надеяться, что уже в ближайшем будущем город сумеет привлечь инвестиции и приступит к реализации этого масштабного и очень важного для города проекта».
Мастерская:
Единый институт пространственного планирования

16 Ноября 2013

Место лучших автомобилей
Проект реконструкции модельного цеха ЗИЛа под дилерский центр для Mercedes-Benz и Audi уникален даже для легендарного комплекса. Цех планируется восстановить с использованием элементов разобранного здания 1930-х. Он станет частью «ворот ЗИЛа», заметных на Третьем кольце. И к тому же – единственный из всех, в какой-то степени сохранит «автомобильную» функцию.
Комета ЗИЛ
Два первых лота жилого комплекса ЗилАрт, спроектированные Сергеем Скуратовым, совмещают контекстуальный сюжет, апеллирующий к истории завода, с эмоциональной, артистической насыщенностью фактуры и деталей. Не зря они служат урбанистической заставкой – городским «фасадом» первой очереди комплекса.
Музей и башня для ЗИЛа
Публикуем проекты нью-йоркского бюро Asymptote для территории бывшего завода ЗИЛ: здание филиала Государственного Эрмитажа и 150-метровую жилую башню.
Три версии Симоновской набережной
Лучшим среди студенческих проектов развития Симоновской набережной жюри признало «Симоновские холмы» с каскадной системой лестниц, понтонами на воде, велодорожками и постиндустриальными объектами, встроенными в новый ландшафт.
Ключевой полуостров
Объявлены победители первого этапа конкурса на концепцию развития территории московского завода ЗИЛ: жюри признало лучшими проекты бюро «Меганом» и немецкой компании Uberbau. Им предстоит дорабатывать свои концепции. Публикуем проекты всех четырех участников конкурса.
Технологии и материалы
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
Сейчас на главной
Внутренние ценности
Что думают о развитии интерьерного дизайна в России самые успешные и именитые архитекторы и дизайнеры? Чем они гордятся, чем восхищаются, к чему стремятся? Как выстраивают работу и как оценивают путь, проделанный отраслью за прошедшие годы? Представляем ответы 14 архитекторов из 13 бюро, и пусть вас не смущает «несчастливое» число :)
Интерьер как архитектурная задача
Запускаем новый специализированный раздел – Интерьер. Он будет служить площадкой для публикаций общественных интерьеров, включая офисы – преимущественно реализованных. А также местом для обмена мнениями, экспертизой и информацией о новых технологических решениях. Читайте анонс раздела, ищите кнопку Интерьер – она скоро появится в меню сайта.
Всё по плану
Международная премия THE PLAN Award объявила короткие списки финалистов. В пяти различных номинациях присутствуют реализованные проекты российских бюро – сейчас за них можно проголосовать, чтобы увеличить шансы на получение приза зрительских симпатий. Некоторые, как музей «Коллекция» бюро СПИЧ уже успели отметиться в других серьезных премиях, другие менее известны – предлагаем познакомиться.
Развитие и благоустройство глазами участников Летней...
В июле завершилась Летняя архитектурная школа 2.0 Санкт-Петербурга и Ленинградской области. В этом году она проводилась уже во второй раз и включала четыре проекта по развитию и благоустройству территорий деревни Низино. Знакомим с работами победителей.
Сжатие для развития
Мастер-план Воркуты, разработанный под руководством архитектурного бюро RTDA, стал ответом на резкое сокращение населения и упадок городской среды. Проект опирается на «регулируемое сжатие» – уплотнение структуры города с акцентом на благоустройство, экологию и вовлечение местных жителей.
Ностальгия – наше все
Совсем недавно московский бомонд обрел новую точку притяжения – возрожденный Дом творчества Переделкино. И вот уже популярная культурная институция начала обрастать необходимой инфраструктурой, в том числе коворкингом, чей интерьер cпроектирован бюро Blockstudio с большим уважением к памяти места.
Константин Трофимов: «Нас отсеяли по формальному...
В финал конкурса на концепцию вестибюля станции метро «Лиговский проспект-2» вышло 10 проектов, 2 самостоятельно снялись с дистанции, а еще 11 не прошли конкурс портфолио, который отсекал участие молодых или иногородних бюро. Один из таких участников – «Архитектурная мастерская Трофимовых», главный архитектор которой четыре года работал над проектом Высокоскоростной железнодорожной магистрали, но не получил шанса побороться за вестибюль станции метро. О своем опыте и концепции рассказал руководитель мастерской Константин Трофимов.
Мерцающий дизайн
Как добиться максимального впечатления, используя минимум выразительных средств? Над этой задачей трудятся многие поколения архитекторов и дизайнеров-минималистов. Но студия SERDYUK пошла своим путем, создав компактную кофейню, облик которой собирается из самого простого набора элементов, но воспринимается как волшебная шкатулка.
Чикагские лауреаты 2025
Премия International Architecture Award подвела итоги: в этом году отмечено рекордное количество проектов от российских архитекторов. Коротко рассказываем о победителях номинаций и работах, удостоенных почетного упоминания.
Полотно на веревке
Вилла Casa de Linho, построенная по проекту бюро Tetro на окраине Белу-Оризонти, романтизированно изображает профессиональную деятельность заказчицы-модельера.
Изначальная материя
В интерьерах лобби жилого комплекса FØRST бюро WALL смогло развернуть общую концепцию в неожиданном направлении: через соединение брутальных ортогональных форм с природными материалами, создав ассоциации с северной природой, скалами и сосновым лесом.
Тайга во дворе
В тюменском жилом комплексе «Сердце Сибири» по проекту АБ «Вещь!» благоустроены дворы «Южная тайга» и «Северная тайга», а также бульвар «Тропа Сибири». Малые архитектурные формы отсылают к Тунгусскому метеориту и медвежьей берлоге, активная геопластика помогает усложнить пространство и маршруты.
Пресса: В Петербурге выбрали облик вестибюля станции метро...
В конце июля в Петербурге подвели итоги архитектурного конкурса на концепцию административного корпуса вестибюля новой станции метро «Лиговский проспект — 2». Первое место заняла работа «Студии 17», второе — архитектурного бюро SLOI Architects, третье — «А.Лен». Многие петербуржцы на решение жюри отреагировали неоднозначно и требуют пересмотра результатов. Собака.ru собрала мнения экспертов о проектах участников.
Леса, санки и трансформации
В Новосибирске наградили победителей городского молодежного фестиваля «АРХ-РЕАЛИЗАЦИЯ. От идеи до результата». Идеи объектов предлагали студенты вузов города, пять победивших проектов реализовали в дереве на территории кампуса НГАСУ. Один объект установят в одном из жилых комплексов нового микрорайона «Клюквенный».
Квадраты и ромбы
В проекте дома на 51 социальную квартиру в Барселоне от бюро Cierto Estudio учтены местные климатические и общественные условия.
Магия закулисья
Интерьер ресторана «Сайар» от бюро Merilo Design, расположенного в здании театра имени Галиасгара Камала, поражает воображение феерическим разнообразием и качеством реализации различных элементов, тем и приемов, перефразирующих на современный лад мотивы татарской культуры и образы театра.
Лама из тетраметилбутана
Петр Виноградов рассказал об экспериментальной серии скульптур «Тетрапэд», которая исследует принципы молекулярной архитектуры, адаптивных структур и интерактивного взаимодействия с городской средой. Конструкции реагируют на движение, собеседуют с пространством, допускают множественные сценарии использования и интерпретации. Скульптуры уже побывали на «Зодчестве» и фестивале «Дикая мята», а дальше отправятся на Forum 100+.
Развитие ландшафта
ЖК «Альпен» спроектирован TOBE architects для вытянутого участка, выходящего к реке Охта. Архитекторы предложили террасированную форму, несколько серых оттенков, а также выступающие за плоскость стены эркеры и балконы – по замыслу все это отыгрывает образ горного массива, который естественным образом сочетается с рекой.
Времени действительно нет?
С 22 июля по 5 октября 2025 года в Аптекарском приказе в Музее архитектуры работает выставка «Времени нет» – совместный проект МУАР и сообщества ЦЕХ, куда входят архитектурные бюро Saga, ХОРА и NOWADAYS office. ЦЕХ собрал двадцать одного участника, предложил им изучить цифровой каталог Музея архитектуры, выбрать оттуда документы или произведения искусства и на основе или в диалоге с ними создать оригинальные работы.
Вожу с собой
Дом Voyager, сделанный Lab House из морского контейнера и поставленный на шасси, можно прицепить к грузовому автомобилю и увезти в красивое место. Дом автономен, а внутри есть все, необходимое для комфортной жизни. Площадь значительно расширяет складная терраса.
Звёздный путь
Большие архитектурные фестивали отмеряют, так или иначе, историю постсоветской действительности. Архстояние, определенно, среди них, а юбилейное – особенно. Оно получилось крупным, системным высказыванием, во многом благодаря силе воли куратора этого года Василия Бычкова. Можно его даже понять, в целом, как большой объект, сооруженный, при участии многих коллег, в том числе архитекторов-звезд, в лесу арт-парка Никола-Ленивец – авторства инициатора и бессменного организатора Арх Москвы. Изучаем слои смыслов, виды высказываний – в этот раз они лучше, чем раньше, раскладываются «по полочкам».
Арка, гранит, 90-е
В Петербурге подвели итоги конкурса на концепцию вестибюля станции метро «Лиговский проспект-2», который станет частью узла Высокоскоростной железнодорожной магистрали. Показываем концепции всех финалистов, чуть подробнее останавливаемся на призерах и пытаемся понять, почему выбор жюри оказался именно таким.
Масштаб и драйв
Реконструкция интерьеров главного корпуса РУДН по проекту бюро HAAST – еще один пример переформатирования памятника советского модернизма в соответствии с современными представлениями об эстетике, комфорте и функциях, которые должны присутствовать в успешной и не чуждой инновациям образовательной институции.
Универсальный игрок
Офисный комплекс, выстроенный на 80% из древесины по проекту бюро ALTA на окраине Рена, стал «посредником» между сельским ландшафтом и насыщенной городской средой.